Как выбрать будущую профессию 10 класс

Опубликовано: 03.10.2024

Цель урока: показ разнообразия специальностей; развитие творческого потенциала у учащихся для выбора профессии; приложение творческих способностей к той или иной деятельности.

1) формирование представлений о роли профессии в жизни человека;
2) расширение представлений о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой профессии;
3) представление современных профессий, их видов;
4) ознакомление с ситуацией на рынке труда;
5) выявление психологической компетентности учащихся;
6) формирование умения вести дискуссию, рассуждать и воспитывать толерантное отношение к другим мнениям

Рекламные проспекты учебных заведений, вузов Москвы и Московской обл.

I. Мизансцена.

Кто на стульчике сидел,
Кто на улицу глядел.
Дима пел,
Сергей молчал,
А Тимур ногой качал.

Дело было вечером,
Делать было нечего.
Галка села на забор,
Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Дима
Просто так:
“Я хочу стать программистом, ну а вы?”

Программистом – это клёво!
Ну а я не знаю, кем.
Все профессии нужны,
Все профессии важны!

Только выбрать вам придется окончательно - одну!

Ученик 2: Тут вмешался в разговор наш Тимур.

А сегодня в нашем классе разговор пойдет серьезный
О профессиях таких,
Перспективных, деловых!

От школьного порога дорог уходит много
На стройки, на заводы, в полет за облака.
И мне уже 16, и надо бы решаться,
Где работать мне и как, чем заниматься?

Да, ученье хорошо,
А богатство лучше,
В менеджеры я б пошел,
Пусть меня научат!
Я рубли бы добывал,
Доллары и центы,
А для школы отчислял
Крупные проценты!

Да, богатство хорошо,
Ну а свой банк лучше,
Я банкиром бы пошел,
Пусть меня научат.
Ультиматум предъявил бы
Я своим родителям:
Чтоб учиться хорошо,
Вы за то платите мне!

Ой, банкиром хорошо,
А известность лучше,
Я б актрисой бы пошла,
Пусть меня научат.
Ах, родной киноэкран,
Фильм растянут на года,
Санта-барбарские страсти не угаснут никогда.
Лучше фильмов счастья нет,
Без кино не мил мне свет.

Не шофером, не гипнотизером,
Не шахтером, на худой конец,
Нет, мечтал быть с детства прокурором.
Я, худой, веснушчатый малец
Представлял, как строгий, неподкупный,
Я сижу, затянутый в мундир,
Повергая в трепет мир преступный,
Да и прочий, заодно уж, мир.

Вы хотите быть счастливыми?

Люди давно ищут формулу счастья. Одна из таких формул звучит так: счастлив тот, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Вот почему так важно правильно выбрать профессию.

В настоящее время существует около 40 тыс. профессий. В мире постоянно появляются новые профессии, исчезают старые. Это связано с бурным развитием науки и информационных технологий. В последнее время исчезли многие профессии, требующие тяжелого физического труда. А вот профессия “космонавт” существует всего 40 лет, но наряду с этим недавно появились и такие, как “дизайнер”, “маркетолог”.

Как ориентироваться в многообразном мире профессий?

  • выработка критериев профессионального выбора и представление рекламных роликов – ваших презентаций о профессии;
  • представление мира современных профессий, понятие профессионализма и его слагаемые;
  • предложения рынка труда;
  • проба описания портрета профессионала, способного доказать свои лучшие качества.

Готовимся к реальной жизни! В условиях высокой конкуренции на современном рынке труда очень важно быть лучшим. Готовы?

1.Что же такое профессия? (Ответы учеников: род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования (с лат. “объявлять своим делом”))

2. Чем надо руководствоваться в выборе, профессиональном самоопределении? (Кем стать; к какой социальной группе принадлежать; где и с кем работать)

3. В зависимости от особенностей труда (с чем или с кем приходится работать) все профессии делятся на 5 главных типов: “человек - природа”, “человек-техника”, “человек-человек”, “человек- знаковая система”, “человек-художественный образ”. В соответствии с целями профессиональной деятельности, профессии подразделяются на классы: гностические (распознать, определить), преобразующие (обработать, обслужить) и изыскательские (изобрести, придумать). Эту классификацию предложил академик Климов, с результатами такого тестирования вы можете ознакомиться.

  1. призвание и талант (ученики добавляют: хобби, увлеченность, склонности, мотивы труда, способности, внутренние возможности);
  2. семейные династии и советы друзей (продолжение дела родителей);
  3. желание и знакомство (это может быть идеал, кумир или пример живого человека);
  4. практицизм и романтизм, связанные с личностными качествами, с самооценкой, с интересами. Вот такова карта наших личных интересов класса. Например, я мечтала о своей профессии очень рано и выбрала, я – педагог.

III. Слово рекламным роликам…

Ученики класса подготовили мультимедийные презентации о выборе следующих профессий: эколог, повар, ландшафтный дизайнер, фотограф, художник-модельер, мультипликатор, дизайнер интерьера, экономист. Каждое выступление составляло 1 минуту, в течение которой ученик должен был озвучить следующие параметры: содержание профессии, престижность, перспективность, причины выбора, материальная сторона, личностные особенности человека (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3).

страницу в интернете, привлекающий внимание сайт (Web-дизайнер).

Все мы разные, у каждого свои способности, характер, темперамент, которые будут помогать добиваться успеха в жизни.

Вы изобразили себя самих в коллаже “Я через 10 лет”. Заранее ребята подготовили альбомные листы, на которых представили себя и свой будущий выбор, т. е., какими они себя видят или хотели бы быть. Эти так называемые коллажи держались в секрете и были обнародованы на уроке. Вопрос учителя: “От каждой группы выведите и покажите, где правильно указан выбор профессии, а где интересы” (Ребята называют)

Итак, мы сказали о профессиональном самоопределении, т. е. о том, что предшествует выбору профессии, какими бывают профессии, но важен и 3-й фактор – где и с кем работать. Это называется информированностью. Необходимо позаботиться о том, что данная профессия будет востребована сегодня на рынке труда. Что же означает это понятие – рынок труда? (Ответы) Нас интересует наш родной источник вакансий профессий в нашем городе. Не зря ведь говорится: где родился, там и пригодился (Видеоролик о молодежном кадровом агентстве г. Домодедово)

  • Везу проклятую тачку;
  • Зарабатываю себе на хлеб;
  • Строю прекрасный храм…

О чем это? Да, об отношении к труду, о мотивации, которая может перерасти в профессионализм. Дайте определение понятию профессионализма (компетентность, творческая активность, повышение квалификации, начало возможности достижения высоких результатов труда). “Тот, кто знает очень много об очень малом”

  • простое человеческое обаяние,
  • сохранение надлежащего душевного состояния, быть мужественным, искренним и в хорошем настроении,
  • быть привлекательным как внешне, так и внутренне - уметь общаться,
  • не терять ни минуты на размышления о своих врагах,
  • мысленно держать в уме портрет одаренного, серьезного,преуспеувающего человека)

    А что думают наши родители о своем выборе? Гордятся они или сожалеют?

узнали, что судьба не случайность, а предмет выбора; мы поняли: самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы; мы удивлены, что истинное сокровище для людей – найти себя в труде. Счастливая, преуспевающая личность сегодня – это…профи…(ребята перечисляют слагаемые портрета профессионала)

Итог урока был проведен следующим образом: ребятам каждой группы были предложены листы 3-ех цветов, которые они должны были выбрать по 3-ем признакам (понравился урок, показался обычным уроком, не понравился). Далее на выбранном листе ребята должны были проставить в процентном отношении 2 ответа на вопросы: 1) насколько познавателен был урок; 2) каков эмоциональный аспект.

Учитель: Вам, ребята, молодым, умным, смелым и настойчивым, должна покориться жизнь и принести успех, признание и огромное чувство радости и удовлетворения оттого, что вы будете делать для себя и для людей. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или, что у него золотые руки. А вы все сегодня смогли показать и доказать, что готовы к реальной жизни. Я надеюсь и верю в вас.

Цель – оказание учащимся помощи в выборе будущей профессии.

формирование положительной профессиональной мотивации;

расширение у воспитанников знаний об основах выбора профессии, о мире

профессионального труда, актуализация уже имеющихся знаний о профессиях;

воспитание чувства ответственности при выборе профессии.

Оборудование: ноутбук, экран, мультимедийный проектор, карточки из цветной бумаги.

Ход мероприятия

Добрый день, ребята!

Тема нашего классного часа: «Выбор профессии».

Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. От него зависит успех в работе и карьерный рост.

Не далек тот час, когда вы получите аттестаты об образовании. После окончания школы перед каждым из вас встанет проблема – “Кем быть?”. Это выбор профессии. Сегодня мы с вами поговорим о том, как важно сделать правильный выбор профессии, какие профессии можете выбрать вы.

Вопрос: Что такое профессия? Как вы понимаете?

Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования.

Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять.

1. Труд. Значение труда для человека.

Так что же такое «труд»?

Деятельность людей, один из видов активности, наряду с игрой, познанием, общением, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни; умственные и физические затраты, совершаемые людьми в этом процессе, результат деятельности.

Каким может быть содержание труда?

Труд физический: связан с затратами мускульной энергии;

Труд умственный, в том числе – учебный;

Труд художественный: направлен на создание ценностей эстетической культуры.

Послушайте внимательно легенду.

Давным - давно во французском городе Шартре строился большой собор.

Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются.

- Обтесываю камни, вон какие мозоли на руках набил! ” (труд принудительный)

- Я обтесываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам (труд, как источник существования)

А третий сказал с улыбкой:

- Я строю прекрасный собор (труд – служение великой цели).

Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Вопрос: Как вы думаете, почему?

(ответы воспитанников)

В ответах каждого прозвучало их собственное отношение к одной и той же работе: строительству собора.

Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

2. Беседа о профессиональном пути.

Что такое профессия, профессиональная трудовая деятельность?

Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определённой категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности. Термин “профессия” происходит от латинского корня, означающего: говорить, объявлять, заявлять. Отсюда слово “профессор”.

Выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы.

Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются следующие условия:

- профессия характеризуется наличием определённого уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

- профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причём, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.

В чем же отличие профессии от других видов трудовой деятельности? ( работа на садовом участке – тоже род трудовой деятельности).

Что необходимо для того, чтобы получить профессию? (образование).

- Дворник, грузчик, уборщица – это профессия? (Нет, потому что нигде не обучают этим занятиям, хотя они и являются трудовыми).

Кто-то находит работу, не требующую специального обучения. Большинство же старается сначала получить образование (в ВУЗах, на курсах, в колледжах), очерчивая тем самым круг будущих карьерных возможностей.

Что еще является основным признаком профессии? На что мы надеемся, получая профессию? (Она будет приносить нам радость, удовлетворение и обеспечивать нас материально)

Что еще необходимо учитывать при выборе профессии? (Чтобы совпадали интересы, желания, возможности и способности человека)

Что такое “специальность”? (более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках одной профессии)

Например, профессия – врач. Специальность – стоматолог, терапевт, окулист, хирург. Узкая специализация - нейрохирург

Какие специальности вы знаете в профессии слесарь? (слесарь-сантехник, слесарь-ремонтник, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь механосборочных работ, слесарь КИП и А, слесарь-электрик т.д.)

Таким образом, профессия – эта группа родственных специальностей.

Что такое “должность”? (Служебная обязанность, функциональные обязанности работника на рабочем месте)

Назвать свои примеры профессий, специальностей, должностей.

Что такое квалификация? (Степень профессиональной готовности работника к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии или специальности). Привести примеры.

Практическое задание.

специальность

должность

Итак, прежде чем сделать выбор профессии, надо познакомиться со многими их них.

Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным российским психологом Е. В. Климовым.

Знания о профессиях и их востребованность . Мир профессий обширен и многообразен. Для выбора своей профессии необходимо познакомиться со множеством других. Информацию о профессиях можно получить из художественной литературы, газет журналов, телепередач, кинофильмов. Должен быть интерес к познанию.

Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. При выборе профессии обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие, чем интересно заниматься

Одного интереса, конечно, к будущей профессии мало. Необходимы определенные способности . Для того чтобы играть на скрипке, мало одной любви к музыке, необходим еще и абсолютный музыкальный слух и т. д.

Уровень притязания и самооценка – важный внутренний регулятор поведения человека, в том числе и планирования карьеры. Например, девочка хочет быть актрисой , как бабушка. Но она не любит читать литературу и учить наизусть и т. д.

Мнение родителей, семьи тоже немаловажно. Обычно близкие люди принимают активное участие в нашем выборе. Не стоит выбирать учебные заведения по принципу: я хочу и далее учиться с другом и т. д.

Мнение друзей, одноклассников, товарищей, безусловно, важно. Порой ,им виднее со стороны, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.

Всегда, выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение учителей и классного руководителя о его возможностях. Опытом и советом педагогов не стоит пренебрегать. Ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные способности.

Личный профессиональный план – это то, чего старшеклассник хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Самому себе ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще. Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности.

Ребята, давайте теперь поговорим о распространённых профессиях.

Краткое описание:

Ответственная профессия врача в настоящий момент признана одной из наиболее сложных и престижных профессий, так как нет более ценной вещи в мире, чем человеческая жизнь, охранять и поддерживать которую и призваны врачи.

История профессии : Профессия врача имеет многолетнюю историю. В далёкой древности существовали различные целители недугов. Их арсенал, в основном ,состоял из лекарственных трав, настоек, вытяжек из плодов и кореньев растений, которые обладали способностью заживлять раны и излечивать инфекции. Само значение слова “врач” имеет русское происхождение и обозначает “заговаривающий”, “волшебник”.

Социальная значимость профессии в обществе: Независимо от ментальности или государственного порядка, профессия врача позволяет человеку пользоваться определённым статусом и уважением в обществе. В современное время врач не имеет права на ошибку или халатное отношение к работе. От врача ожидают оперативной помощи, полного отсутствия эмоций и высокой эффективности его работы.

Массовость и уникальность профессии : В профессиональные обязанности врача входит осуществление диагностики, лечение и дальнейшая профилактика заболеваний обратившихся за помощью пациентов. Для эффективного выполнения всех поставленных задач молодой специалист должен неустанно расширять диапазон своих медицинских познаний, знакомиться с новой техникой, изучать новейшие исследования в различных областях клинических дисциплин, а также заниматься практикой, накапливая опыт контакта с пациентами.

Риск профессии : Тот факт, что при наличии высокой квалификации и сверхсовременного оборудования работа врача является настоящим искусством, не вызывает ни малейшего сомнения. Даже при самых удобных условиях работы негибкий, а, порой, ненормированный график часто встречается во врачебной практике.

Где получить профессию : Получить профессию врача можно на избранной вами специальности высшего медицинского учебного заведения.

Краткое описание : Движение — основное условие современной жизни, однако не каждый гражданин нашей страны может позволить себе личный транспорт, и именно в таком случае на помощь приходит водитель. Вместе с этим, профессия водителя очень актуальна в сфере доставки грузов на различные дистанции.

История профессии : Исторически водители существовали с момента появления первого транспортного средства. Каждая транспортная новинка вызывала удивление и даже опаску со стороны мирных жителей, предпочитавших отдавать её управление и личную безопасность в руки опытного водителя, прекрасно знающего правила передвижения.…

Социальная значимость профессии в обществе : Работник, управляющий легковыми и грузовыми автомобилями, был и до сих пор остаётся востребованным. Согласно опросам, в пределах города большинство людей предпочитают пользоваться автобусом, осуществляя как минимум ежедневный путь из дому на работу.

Массовость и уникальность профессии : В обязанности водителя входит не только непосредственное управление автомобильным транспортом, но и контроль соблюдения пассажирами основных правил проезда, контроль безопасности во время посадки и высадки, комфорт пассажиров во время поездки. Обязательным для водителя также является умение предусмотреть все возможные помехи, просчитать ход развития ситуации заблаговременно и в случае опасности избежать столкновения с другими транспортными средствами.

Риски профессии : При всей простоте и незамысловатости профессии водителя, существуют чёткие требования к такому работнику, особенно с точки зрения его физической подготовке, состояния здоровья и уровня ответственности. Вместе с этим, если предусмотрены дальние перевозки, то такие качества, как бдительность и выносливость становятся первостепенными.

Где получить профессию : Ознакомиться с профессией можно в различных профессиональных техучилищах, автошколах, после чего образование можно продолжить в техникумах, а также обучаясь по специальности автотранспорта в высших учебных заведениях.

История профессии: Исторически профессия сложилась ещё в античные времена, когда строительными работами занимались многомиллионные “рабочие коллективы”, состоящие из рабов. Позднее эта работа перешла в разряд наёмного труда, закрепившись в сознании современных жителей мегаполисов.…

Социальная значимость профессии в обществе : В связи с развитием строительного дела и большими государственными и частными инвестициями в городское строительство, профессия строителя становится более актуальной на настоящий момент.

Массовость и уникальность профессии: Профессия строителя относится к разряду массовых профессий. Обязанности включают в себя выполнение полного спектра ремонтно-строительных работ с обязательным соблюдением техники безопасности. Личностные качества включают в себя трудолюбие, усидчивость, внимательности, аккуратность, настойчивость и стремление доводить до конца начатое дело.

Риски профессии: Минусы работы представлены опасностью для здоровья при несоблюдении техники безопасности, неудобными условиями работы, неблагоприятными погодными условиями.

Где получить профессию : Для работы по профессии строитель наличие специализированного образования не требуется. Для устройства на работу достаточно будет диплома о полном среднем образовании, однако сертификаты о профильном или высшем образовании значительно повышают шансы в продвижении по карьерной лестнице.

Краткое описание : Психологи утверждают, что при встрече люди в первую очередь обращают внимание на состояние обуви и прическу: именно этими двумя критериями мы подсознательно руководствуемся при оценке чьей-либо внешности. С обувью все более-менее понятно: её приобретают готовой и подбирают в соответствии с другими деталями гардероба и ситуацией, а как же обстоит дело с причёской? Здесь на помощь приходят парикмахеры.

Парикмахер — простая, на первый взгляд, профессия. Но так ли она проста на самом деле?

История профессии : Начнём с того, что профессия парикмахера существует довольно давно, только в разные времена и в разных странах она именовалась по-другому: специалистов по причёскам называли брадобреями, цирюльниками, стригунами; помимо стрижек и укладки волос парикмахеры занимались бритьём, маникюром, а нередко и выполняли обязанности врачей, подвергая своих клиентов нехитрым медицинским процедурам. И только в наше время специализация парикмахеров сузилась — теперь они занимаются только причёсками.

Социальная значимость профессии в обществе : Востребована ли в наше время профессия парикмахера? Несомненно, ведь люди все больше заботятся о своей внешности, в том числе и о причёске. Как и у представителей другой профессии, в среде парикмахеров есть определённая конкуренция, которая напрямую зависит от уровня мастерства парикмахера. Хороший парикмахер — это всегда востребованный специалист.

Массовость и уникальность профессии : Стать хорошим парикмахером непросто: для этого нужно чувствовать желания клиентов, уметь найти с ними общий язык, быть в курсе всех модных веяний, обладать специальными знаниями, опытом и навыками. Пожалуй, парикмахер — это одна из немногих профессий, в которых недостаточно одного обучения — необходимо иметь некий талант, позволяющий создать гармонию причёски клиента с его общим обликом, и смелость, которая позволит воплотить авторский замысел. Каждый парикмахер — это немного художник, и этот художник должен иметь смелость “нарисовать” клиенту причёску.

Риски профессии : А что, если причёска не понравится клиенту? В этом и заключается один из минусов профессии парикмахера — риск обмануть ожидания клиента. Поэтому парикмахер всегда должен суметь объяснить клиенту, какой он видит его причёску, или понять, чего от него желает клиент.

Одним словом, это дело личных вкусов и предпочтений: если вы коммуникабельны, если вы получаете удовольствия от общения, работа парикмахера может вам подойти.

Где получить профессию : В наше время стать парикмахером несложно: достаточно поступить на соответствующие курсы или в специализированную школу парикмахеров. Как правило, базовое обучение длится не больше года, а его стоимость невелика. К поступающим не предъявляют каких-либо особых требований, поэтому стать парикмахером можно почти в любом возрасте.

Сложнее другое — стать Мастером. Но пройдя путь от рядового парикмахера до настоящего Мастера, можно добиться стабильной работы, богатства, и даже известности.

Конечно же мы рассмотрели не все профессии, их ещё огромное количество.

Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определённых обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество - хорошо, а исполнительность - плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.

Наше занятие подходит к завершению. Я думаю, что сегодня вы получили определенный багаж знаний, некоторые сделали выбор или ещё размышляют по поводу определения профессии.

Поэтому каждый из вас определяет на каком этапе пути к выбору профессии вы находитесь и в зависимости от этого выбираете карточку соответствующего цвета:

Желтый – не определился с выбором профессии.

Розовый – определился с выбором.

Я вижу красивое поле из различных цветов, а розового цвета пока немного. Поэтому продолжим разговор на эту тему на следующих классных часах.

Итог занятия.

Мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя полезным людям, и по – настоящему счастливым.

Обычно в этот момент родители или психолог-профориентолог хватаются за голову и начинают придерживать дергающийся глаз. В этом материале мы публикуем совет эксперта проектов «Родительский университет: PRO-Родители!» ГК «Просвещения» и ГЕРОИ — Марии Косинец, психолога, профориентолога и создателя программы профориентации для школьников «Мой выбор».

Зачем нужен осознанный выбор?

Чтобы сделать осознанный выбор будущего, каждому подростку предстоит столкнуться с перечнем вопросов. Но что значит осознанный?

Плотно связанный с представлением, что выбранная вами профессия будет пронизывать всю жизнь, поможет реализовать мечты и амбиции, а не только заработать.

Выбор профессии – это выбор образа жизни. Учитель, бухгалтер, экономист – вы с легкостью можете представить, из чего складывается их день?

Каждая профессия несет определенную специфику. Мы выбираем не только зарплату, которую “гарантирует” профессия, но и распорядок дня. Будут ли выходные, будет ли работа, которую придется забирать на дом, будут ли нервные перегрузки. Исходя из статистики, 4 из 10 студентов отчисляются и переходит на другие направления, ведь только после знакомства и обучения они понимают, что выбранная ими сфера – совсем не то, чему хотелось бы уделять время.

smiling-blond-guy-girl-with-braces-showing-way-pointing-fingers-right.jpg

Говорят, что один из трех студентов не в курсе, сколько стоит его обучение. Мы с Леной в курсе. А ты?

Кроме причин психологического характера, добавляется финансовая. Подросток может не знать, а взрослые – забыть, что перечень бесплатного обучения гарантированного государством по профессиональным программам органичен одной специальностью в ступени СПО и ВО.

Над детьми в любом случае довлеет ситуация: родители, учителя, одноклассники – так или иначе стараются склонить к выбору. Параллельно с этим меняется мир – к нам приходит автоматизация, меняется и сам рынок профессий.

Все 20 вопросов могут быть разделены на два направления: профориентация и самоопределение. Кстати, что это?

Умение смотреть вглубь себя, определять, что интересно, чего они хотят от жизни, и как эти вещи соотносятся между собой.

Начнем мы именно с них – с вопросов, которые помогают ребятам сформировать свой список желаний.

1. Какие критерии при выборе работы для меня важны?

Кому-то важен карьерный рост, кому-то деньги, командировки или возможность проводить день с семьей. Выписывайте все критерии в столбик — это и будет основой, через которую можно смотреть на профессиональный мир.

2. Какие формы и виды деятельности для меня в приоритете?

Важно разделять индивидуальную и групповую деятельность: кому-то комфортно работать одному, а кому-то помогать коллегам. Обычно уже сейчас, в учебной деятельности, видна эта разница.

К ответу на этот же вопрос относятся:

  • Умственный или физический труд.
  • Мало или много общения со время работы
  • Роль организатора или исполнителя
  • Применение четких и стандартных решений или творческий подход

Когда мы соберем вот эти показатели, станет ясно, из чего возможно выбирать, потому что большой спектр специальностей вообще отпадает.

Например: Я хочу быть журналистом, но не хочу работать с людьми. Хочу быть актером, но люблю только индивидуальную деятельность. Получится? Нет.

students-standing-with-open-books-looking-camera.jpg

Сейчас мы с Пашей на третьем курсе. И только в этом семестре узнали, что ежедневно делают HR-менеджеры. Не надо так.

3. Хочу, могу и надо. + Не хочу и могу научиться

Если мы определяем только наши «хочу», выбор профессии может зайти в тупик, так как мечты и возможности необходимо соотносить.

Пусть подросток подумает, что он готов делать с точки зрения «могу».

Например: Кто-то не в состоянии заниматься монотонной работой, но хочет быть юристом. Получится? Нет.

Качества, которые характеризуют рабочую деятельность, — крайне важный элемент выбора. И здесь подростку потребуется помощь взрослого, способного смотреть правде в глаза.

Например: Кто-то имеет физические особенности, по зрению не проходит на военную деятельность. Не на всю, но на какую-то. Профессиональный отбор нужно также мягко учитывать.

Еще один важный вопрос – работа на перспективу. Если ребенок выбирает для себя профессию на основе того, что он может на настоящий момент, он себя сильно ограничивает. Есть масса навыков, которым можно научиться прямо сейчас. Создайте и этот список.

4. Формат интересующей меня работы

Работать в современном мире нужно тоже по-разному.

  • Компания
  • Фриланс
  • Собственный бизнес

Например: Если ребенок хочет быть “судьей”, но одновременно “фрилансером” – ничего не выйдет. Точно так же, как учитель не может приходить только во вторник и четверг. Репетитор – может. И юрист консультант – может.

5. В каких схемах и областях мне интересно работать?

Разделение на естественные и гуманитарные науки сильно упрощает. Ребятам надо объяснить, что ни одна профессия не связана на 100% с конкретным школьным предметом. Прямая связь с дисциплиной может пугать ребенка.

Например: Я хочу быть журналистом, но не хочу сдавать литературу, мне говорят, что я в ней плох. Но ведь журналист работает и с людьми, и с творчеством, и с информацией, а если пишет про науку или технику — добавляет ее.

Чем шире информация о пересечении внутри выбранной области, тем проще выбрать.

6. Действительно ли я знаю, из чего выбираю?

Ребята всегда выбирают из некоторого ограниченного списка специальностей, знакомых со школы, и важно максимально его расширять.

Осознанный выбор — это не выбор из 10 знакомых работ, это изучение того, что есть в мире. На YouTube масса разборов разной профессиональной деятельности, а в интернете – подборок современных профессий.

youngster-with-laptop-classroom.jpg

YouTube – это возможность посмотреть на разные профессии, не устраиваясь на работу.

7. Есть ли смежные специальности с интересующим меня направлением?

Фокусировать все свое внимание на одной конкретной специальности может быть ошибочным подходом. Часто ребенок решает: мне нужна физика и информатика по ЕГЭ, а больше я ничего учить не будут, литературу, биологию, географию закрою “для галочки”.

В итоге ребенок себя ограничивает, и не имеет возможности, даже в случае желания, изменить подход оперативно и без потерь.

Изучение школьных предметов помогает ребятам расширить представление о мире, о том, чем можно заниматься. Возможно, если бы мы преподносили школьную программу именно так, уровень мотивации и ее смысл были бы другими.

8. Чем занимаются представители интересующей меня профессии?

Иногда бывает, что подросток посмотрел фильм про адвоката и ему понравилось. Но дело в том, что в кино обычно показывается всего одна сторона: без подробностей и трудностей. А, возможно, наоборот, без повседневной рутины.

Понимание должно быть максимальным: вот я отучусь, приду на работу и… Что и?

Например: Некоторым детям удивительно, что учителя заполняют документы после того, как школьники уходят домой. Учитель — это не только работа с подростками, это еще и бумажная работа. Если вы к такому не готовы, задумайтесь сразу.

9. Из скольких источников я знаю про интересующую меня профессию?

Только интернет, только слова одного человека, только фильм – это не вариант.

Про одну и ту же профессию можно рассказать так, что 100% захочется стать ее представителем и так, что 100% захочется держаться подальше.

Часто школы приглашают родителей или партнеров рассказать о своей работе в рамках профориентационного трека. Но всегда важно понимать: такой человек может а) быть ситуативно неудовлетворен работой б) ситуативно вдохновлять и что-либо упускать из внимания.

Чем больше знает ребенок, тем меньше субъективное влияние на его выбор.

10. Могу ли я попробовать сейчас интересующую меня профессию?

Речь не о том, чтобы трудоустроиться на несколько месяцев сразу, хоть это и желательный исход. Не всю работу можно попробовать в 15 или со стандартным уровнем подготовки.

Тем не менее, любую деятельность можно разбить на компетенции или навыки и попробовать себя через них.

Например: Будущий юрист может попробовать почитать законы и посмотреть, не вызывает ли это отторжение. Журналист — написать в блог по законам жанра, а не просто как пост в Инстаграм.

11. Есть ли рабочие места на интересующую меня профессию в моем регионе?

На этом этапе может произойти корректировка целей. Вариантов, в принципе, не так много: а) сменить вектор, если я принципиально хочу остаться в своем регионе; б) подготовиться к переезду.

С приходом в нашу реальность цифры, некоторую работу можно перевести в онлайн, так что и переезжать не придется. Но на начальном уровне занятости соискателю очень редко дают возможность работать удаленно.

two-young-people-using-smartphone-girl-guy-texting-with-serious-faces.jpg

Алиса! А нужны вообще генетики в Салехарде?

12. Если рынок труда перенасыщен, что я буду делать?

В любой период существуют востребованные специальности, как следствие – рынок ими перенасыщен. Решение всегда есть, но окончательный выбор подростка будет зависеть от степени его мотивации.

Например: Программист – очень востребованная и очень популярная профессия. К тому же, в ней крайне много направлений и задач. Но ребята, кто готов работать на таком перенасыщенном рынке, должны сразу же обогащать себя, прокачивать навыки. Здесь чтобы быть востребованным, нужно быть в три раза более конкурентоспособным.

13. Какие знания, умения и навыки важны для данной профессии?

Вопрос связан отчасти с предыдущим. Мы выбрали профессию, она соответствует всем нашим желаниям и целям, теперь необходимо рассмотреть саму деятельность.

Готовы ли вы «прокачиваться» в такую сторону? Готовы ли начать приращение навыка прямо сейчас и потом – постоянно – в будущем? Есть профессии, “застой” в которых означает выбывание из гонки.

14. Перспективна ли эта профессия, не исчезнет ли она к завершению образования?

Изучите рынок труда, изучите университетские программы. Важно понять, будет ли эта деятельность необходима через 5 лет. Чтобы время, потраченное на образование, не было потрачено впустую.

15. Соответствует ли эта профессия всем моим пожеланиям? (1-5 пункт)

С этого момента необходимо вернуться в начало и перепроверить исходные данные. Дело в том, что желания могут корректироваться в любой момент – и это нормально.

Например: Иногда ребятам выбирают групповую деятельность, потому что она снимает индивидуальную ответственность. Якобы снимает. Изучите выбранную вами профессию еще раз.

Каждая наша проба – особенно вопрос № 10 – дает понимание, чего именно ты хочешь хочешь.

Например: Пока ты ни разу не пробовал управлять командой, ты не поймешь, можешь ли и, что важнее, нравится ли тебе отвечать за макро-процессы, но не делать что-либо руками.

16. Понимаете ли вы все минусы и плюсы интересующей профессии?

У любой профессии и любой деятельности есть минусы и плюсы. 24 часа и 7 дней в неделю нельзя получать удовольствие, как бы нас ни уверяли в обратном.

Всегда будут задачи, которые нам нравятся, и задачи, которые нам не нравятся. Осознанный выбор — это понимание всех минусов и согласие с ними.

Выпишите на лист и то, и другое, чтобы понять: перевешивают ли конкретные плюсы – минусы?

two-young-female-students-standing-with-books-bags-hallway.jpg

У тебя получилось больше плюсов хотя бы в одной профессии? Кажется, у нас не все данные, Маш.

17. Представьте, что вы занимаетесь выбранной профессией 5-10 лет

Каждый день, на протяжении длительного срока, 8 часов в день подросток будет заниматься определенной работой. Готов ли он к такому? Достаточно ли многообразны задачи внутри выбранной профессии?

18. Знаете ли вы, где и как вы можете получить интересующую вас профессию?

Мечты – это прекрасно, но в вашем плане должна быть реальность. Если после школы у вас есть возможность переехать в другу страну и там получать степень “гендерного исследователя” – это хорошо. Если нет, стоит поискать смежные профессии.

19. Какие экзамены мне предстоит сдавать? И как повысить шансы на поступление?

Необходимо разобраться не только с ЕГЭ, но и с системой поступления. Узнать, будут ли дополнительные вступительные испытания. Это особенно актуально в творческих специальностях.

Иногда для таких испытаний нужны заранее подготовленные материалы. Например, для поступления на журфак, нужны статьи в газетах. Если вы выяснили об этом весной 11 класса, можно не успеть подготовить пакет требуемых документов.

team-students-completing-task.jpg

Подготовка к Олимпиадам – мой шанс получить 100 баллов за предмет ЕГЭ. И отличная тренировка для вступительного экзамена.

20. Когда я начну выбирать?

Для большей определенности и спокойствия решите, какие сроки получения ответа вы ставите себе на каждый вопрос.

Абсурдно оставлять все 19 тем на май месяц выпускного класса. Поспешные решения или выбор по остаточному принципу чаще всего не ведут к успеху. Перед нами и так период большого стресса, а эффективно делать параллельно столько задач невозможно.

Оптимальным сроком для старта профориентационной (самоопределение) кампании является 7-8 класс. К началу 11 класса детям рекомендуется понимать, какое направление они выбирают.

Экстренные меры не всегда хороши. Например, найти первый попавшийся в интернете тест и окончательно запутаться после ответа на 7 вопросов из серии “Нравится ли вам?”.

Что еще поможет определиться?

Каждый ответ сужает список специальностей, каждая проба помогает определиться. Но что делать, если все 20 вопросов пройдены? Максимально кратко:

  1. Читайте про профессии в интернете
  2. Задавайте ребенку конкретные вопросы, не ограничиваясь общими фразами «нравится или не нравится»
  3. Смотрите ролики с представителями профессий
  4. Общайтесь с людьми, которые работают по интересующей специальности
  5. Пробуйте себя в профессии, хотя бы через отработку навыков.

Если вы читаете этот текст и вы – подросток, то запомните: к рекомендациям родителей и педагогов стоит относиться с легкостью, так как их общая цель одна — счастливое будущее. Ваше будущее. Так что ваша общая задача – быть в свободном диалоге без директив.

Материал подготовлен на основе онлайн-лектория, организованного проектом “Родительский университет: PRO-Родители” ГК “Просвещение”, проектом ГЕРОИ и при поддержке Фонда Яны Поплавской.

Андреева Римма Борисовна

Классный час по профориентации для учащихся 10-го класса «Выбор профессии – дело серьезное".

  1. Содействовать личностному и профессиональному самоопределению учащихся ;
  2. активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

1) Формировать у учащихся активного и ответственного отношения к жизни;

2) Помочь учащимся выявить свою профнаправленность;

3 ) Формировать правильную оценку мотивов выбора профессии ;

4) Развивать коммуникативные качества учащихся;

1. Организационный момент .

2. Вступительное слово

Классный руководитель : «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»- этот вопрос взрослые любят задавать еще совсем маленьким детям. И малыши, обычно не задумываясь, очень легко на него отвечают. Ребенок растет, взрослеет, и ответить на этот вопрос ему почему-то становится сложнее. И вот уже заканчиваются десять лет школьной жизни, а ответ зачастую так и не найден. Наверняка, каждый из вас задумывался над этими важными вопросами: «кто я? чего я хочу? что я могу? ».

В настоящее время в мире насчитывается всего свыше 40 тыс. профессий. Около 500 из них ежегодно исчезает и примерно столько же возникает новых. Среднее время существования многих профессий — 8—10 лет. Некоторые из них серьезно меняются по своему содержанию. Огромное многообразие мира профессий – следствие того, что один человек не в состоянии делать всё нужное для жизни. Для выполнения своей работы человеку необходимы определённые знания и навыки. Так появились профессии.

Слово профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования. Кроме того профессия – это ещё и знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.

Выбор профессии – дело ответственное и серьезное. Что же нужно учесть школьнику при выборе будущей профессии? Каковы причины, побуждающие подростка выбрать ту или иную профессию? Именно об этом я и предлагаю Вам поговорить сегодня.

3. Индивидуальное задание

Классный руководитель: В течение 2 минут подумайте над тем, какими мотивами руководствуется человек, выбирая профессию?

( Учащиеся высказываются, учитель записывает мотивы выбора профессии на доску)

Примерный список мотивов выбора профессии:

1. Престиж профессии

2. Высокая заработная плата

3. Доступность обучения

4. Интерес к содержанию профессии

5. Личные способности

6. Физическое здоровье

7. Возможность карьерного роста

8. Востребованность на рынке труда

9. Мнение родителей,семьи

4. Работа в группе

Классный руководитель: Предлагаю Вам обсудить мотивы выбора профессии и ранжировать их с точки зрения личной значимости. ( Учащиеся ведут обсуждение )

5. Выступление учащихся

Возможная аргументация мотивов:

Интерес к содержанию профессии

Один из главных мотивов. Если работа в радость, то она из необходимости превратиться в любимое дело, результаты ее будут более продуктивны, и появится желание постоянно самосовершенствоваться. Как итог, продвижение по службе, увеличение заработной платы и уважение со стороны коллег.

Мотив неплохой, однако в нем кроется ловушка. Уже сейчас на рынке труда ощущается переизбыток бухгалтеров, юристов, особенно не имеющих высшего образования. Обществу одинаково необходимы и экономисты, и сантехники, и медсестры, и адвокаты. Отдавая дань моде, можно выучиться, допустим, на менеджера, а работу по специальности не найти.

Высокая заработная плата

Едва ли при выборе профессии можно опираться только на этот мотив. Размер заработной платы напрямую зависит от роста квалификации. А повышать ее можно на любой работе. Какой бы высокооплачиваемой ни была работа, она должна приносить и моральное удовлетворение.

Это ложный мотив выбора профессии. Некоторые выпускники идут в учебное заведение, с трудом понимая, какую специальность будут получать, главное, что туда легко поступить.

Незнание или недооценка своих физических особенностей – еще одна ошибка при выборе профессии. Неразумно мечтать о работе, способной ухудшить состояние здоровья.

Один из правильных мотивов. Зная и адекватно оценивая свои способности, можно выбрать профессию, которая позволит реализовать лучшие свои задатки, достичь успеха.

Востребованность на рынке труда

Мотив неплохой, но едва ли при выборе профессии можно опираться только на него. Можно получить профессию, которая не принесет удовлетворения.

Мнение родителей, семьи.

Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.

С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения

Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию». Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности — это ваш и только ваш личный выбор.

Классный руководитель: Какими мотивами нужно руководствоваться, чтобы не ошибиться в выборе профессии?

  1. Интерес к содержанию профессии
  2. Личные способности

3. Физическое здоровье

  1. Востребованность на рынке труда
  2. Престиж профессии
  3. Возможность карьерного роста
  4. Высокая заработная плата
  5. Мнение родителей
  6. Доступность обучения

7. Тест на профориентацию

Классный руководитель : Ответьте на предложенные вопросы. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10.

  1. У меня преобладает хорошее настроение.
  2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.
  3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.
  4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.
  5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
  6. Мне трудно дается алгебра.
  7. Я легко запоминаю незнакомые лица.
  8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.
  9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.
  10. У меня преобладает хорошее настроение.

Л («левополушарный» результат) = сумма баллов по утверждениям 1, 2, 5, 8, 9.

П («правополушарный» результат) = сумма баллов по утверждениям 3, 4, 6, 7, 10.

Если Л более, чем на 5 баллов превышает П, то ваш тип мышления логический. Вы оптимист и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоятельно. Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Вы можете стать хорошим математиком, конструктором, программистом, пилотом, организатором производства, водителем.

Если П больше Л, то вы человек художественного склада. Предпочитаете полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий. Можете продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях ( шум, помехи разного рода). Вас ожидает успех в таких профессиях, где требуются способности к образному мышлению, - художник, актер, архитектор, врач, воспитатель.

Если П=Л, то перед Вами открывается широкое поле деятельности. Успех ждет в профессиях, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, Быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации

( управленец, испытатель сложных машин, лектор).

8.Классификация профессий(по Климову Е.А.)

Классный руководитель . Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:

Многочисленные исследования показывают, что свыше 50% школьников не знают, кем они хотят стать в будущем. Поэтому важной задачей для родителей является помощь в выборе профессии школьникам. Не навязывание своих представлений о том, кем ребёнку нужно быть или что престижно, а именно помощь, нацеленная на то, чтобы раскрыть его истинные желания и развить таланты.

На что стоит обратить внимание при выборе профессии

В этом вопросе необходим вдумчивый и основательный подход. Необходимо учитывать несколько ключевых факторов:

  • Таланты и склонности ребёнка. Если вы не хотите, чтобы ребёнок в будущем ходил на работу «для галочки», создайте для него среду, в которой он сможет раскрыть таланты, и помогите выбрать профессию, которая ему действительно интересна.
  • Мотивация. Именно она во многом определяет, какую профессию выбирают школьники. Нужно понять, что для ребёнка важнее — самореализация, престижность профессии, высокий доход, перспективность развития, популярность и так далее.
  • Образ жизни, продиктованный будущей профессией. Здесь необходимо учитывать график, в котором ребёнку предстоит работать — некоторые профессии подразумевают удалённый или гибкий график работы, в других же присутствие в офисе и строгий график являются обязательными. Кроме того, есть профессии, которые подразумевают переезд в другой регион или активные перемещения (например, нефтедобыча, мореходство, пилотирование самолёта).
  • Готовность к развитию в профессии. При выборе будущей профессии ребёнку важно понимать, готов ли он развиваться в ней в течение ближайших нескольких лет. Специалисты, которые постоянно повышают квалификацию и расширяют компетенции, всегда больше востребованы на рынке труда.
  • Знакомство с профессией. По возможности помогите ребёнку лучше узнать профессию или ряд профессий, которые ему нравятся. Это можно сделать на специальных мастер-классах, днях открытых дверей или на встрече со специалистом в выбранной области.

Учитывая эти факторы, ребёнок подойдёт к выбору профессии более осознанно и сможет лучше понять, в какой сфере ему интересно развиваться.


Тесты по выбору профессии для школьников

Определять профориентацию можно уже с восьмого класса. Тесты на профориентацию — действенный инструмент, помогающий школьнику выбрать подходящую профессию.

Один из главных плюсов тестов на профориентацию — доступность. Сейчас довольно много бесплатных и платных тестов на просторах интернета, которые помогают понять, как выбрать профессию школьнику. Однако важно учитывать тот факт, что качественный тест на профориентацию должен быть построен на основе научной базы и протестирован на большом количестве респондентов. Кроме того, чтобы получить наилучший результат, после теста желательно пройти консультацию у психолога, который подробно разберёт полученную информацию, поможет выявить сильные и слабые стороны ребёнка и даст рекомендации по выбору профессии.

Например, в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» есть тест Skillfolio, который позволяет выявить сильные стороны и таланты ребёнка и понять, как школьнику выбрать будущую профессию. Также выбрать профиль обучения ребёнку помогает тьютор. На основе диагностики Skillfolio тьютор исследует интересы ребёнка и помогает создать индивидуальный образовательный маршрут, чтобы ребёнок мог сконцентрироваться именно на тех предметах, которые для него важны. Кроме того, тьютор консультирует школьника по поводу выбора будущей профессии.

Помощь в выборе профессии школьнику

Выбор профессии для школьников — дело не одного дня. Поэтому крайне не рекомендуется делать это за пару месяцев до поступления в вуз, у ребёнка должно быть время, чтобы он лучше узнал о тех профессиях, которые ему интересны. А родители могут помочь ребёнку с выбором, используя несколько методов:

  • Общение со специалистом, работающим по профессии, которая интересна ребёнку. Можно найти такого специалиста и среди своих знакомых. Важно, чтобы он рассказал ребёнку об особенностях профессии, графике, нюансах работы (например, что необходима подготовка ежедневных/ежемесячных отчётов).
  • Мастер-класс профессионала — ещё один способ пообщаться со специалистом выбранной профессии, узнать о ней изнутри и задать интересующие вопросы.
  • Дни открытых дверей в высших учебных заведениях — возможность лучше изучить выбранный вуз, программу обучения, пообщаться с преподавателями и студентами.
  • Игры на погружение в профессию. Такие игры можно найти в профориентационных парках, например, «Кидбург» или «Мастерславль». Игры помогают почувствовать себя внутри профессии, отработать навыки и взаимодействия. Подходят школьникам от 14 лет.
  • Экскурсии на производство позволяют узнать, как устроен процесс производства, какие технологии и техническое оборудование используется, понаблюдать за работой специалистов.


Резюме

Выбор профессии — ответственный шаг, от которого во многом зависит будущее ребёнка. Постарайтесь помочь ему сделать правильный выбор, чтобы он учился с удовольствием и воплотил свои лучшие качества в выбранной профессии.

Читайте также: