Как выбрать профессию 8 класс

Опубликовано: 02.10.2024

Многочисленные исследования показывают, что свыше 50% школьников не знают, кем они хотят стать в будущем. Поэтому важной задачей для родителей является помощь в выборе профессии школьникам. Не навязывание своих представлений о том, кем ребёнку нужно быть или что престижно, а именно помощь, нацеленная на то, чтобы раскрыть его истинные желания и развить таланты.

На что стоит обратить внимание при выборе профессии

В этом вопросе необходим вдумчивый и основательный подход. Необходимо учитывать несколько ключевых факторов:

  • Таланты и склонности ребёнка. Если вы не хотите, чтобы ребёнок в будущем ходил на работу «для галочки», создайте для него среду, в которой он сможет раскрыть таланты, и помогите выбрать профессию, которая ему действительно интересна.
  • Мотивация. Именно она во многом определяет, какую профессию выбирают школьники. Нужно понять, что для ребёнка важнее — самореализация, престижность профессии, высокий доход, перспективность развития, популярность и так далее.
  • Образ жизни, продиктованный будущей профессией. Здесь необходимо учитывать график, в котором ребёнку предстоит работать — некоторые профессии подразумевают удалённый или гибкий график работы, в других же присутствие в офисе и строгий график являются обязательными. Кроме того, есть профессии, которые подразумевают переезд в другой регион или активные перемещения (например, нефтедобыча, мореходство, пилотирование самолёта).
  • Готовность к развитию в профессии. При выборе будущей профессии ребёнку важно понимать, готов ли он развиваться в ней в течение ближайших нескольких лет. Специалисты, которые постоянно повышают квалификацию и расширяют компетенции, всегда больше востребованы на рынке труда.
  • Знакомство с профессией. По возможности помогите ребёнку лучше узнать профессию или ряд профессий, которые ему нравятся. Это можно сделать на специальных мастер-классах, днях открытых дверей или на встрече со специалистом в выбранной области.

Учитывая эти факторы, ребёнок подойдёт к выбору профессии более осознанно и сможет лучше понять, в какой сфере ему интересно развиваться.


Тесты по выбору профессии для школьников

Определять профориентацию можно уже с восьмого класса. Тесты на профориентацию — действенный инструмент, помогающий школьнику выбрать подходящую профессию.

Один из главных плюсов тестов на профориентацию — доступность. Сейчас довольно много бесплатных и платных тестов на просторах интернета, которые помогают понять, как выбрать профессию школьнику. Однако важно учитывать тот факт, что качественный тест на профориентацию должен быть построен на основе научной базы и протестирован на большом количестве респондентов. Кроме того, чтобы получить наилучший результат, после теста желательно пройти консультацию у психолога, который подробно разберёт полученную информацию, поможет выявить сильные и слабые стороны ребёнка и даст рекомендации по выбору профессии.

Например, в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» есть тест Skillfolio, который позволяет выявить сильные стороны и таланты ребёнка и понять, как школьнику выбрать будущую профессию. Также выбрать профиль обучения ребёнку помогает тьютор. На основе диагностики Skillfolio тьютор исследует интересы ребёнка и помогает создать индивидуальный образовательный маршрут, чтобы ребёнок мог сконцентрироваться именно на тех предметах, которые для него важны. Кроме того, тьютор консультирует школьника по поводу выбора будущей профессии.

Помощь в выборе профессии школьнику

Выбор профессии для школьников — дело не одного дня. Поэтому крайне не рекомендуется делать это за пару месяцев до поступления в вуз, у ребёнка должно быть время, чтобы он лучше узнал о тех профессиях, которые ему интересны. А родители могут помочь ребёнку с выбором, используя несколько методов:

  • Общение со специалистом, работающим по профессии, которая интересна ребёнку. Можно найти такого специалиста и среди своих знакомых. Важно, чтобы он рассказал ребёнку об особенностях профессии, графике, нюансах работы (например, что необходима подготовка ежедневных/ежемесячных отчётов).
  • Мастер-класс профессионала — ещё один способ пообщаться со специалистом выбранной профессии, узнать о ней изнутри и задать интересующие вопросы.
  • Дни открытых дверей в высших учебных заведениях — возможность лучше изучить выбранный вуз, программу обучения, пообщаться с преподавателями и студентами.
  • Игры на погружение в профессию. Такие игры можно найти в профориентационных парках, например, «Кидбург» или «Мастерславль». Игры помогают почувствовать себя внутри профессии, отработать навыки и взаимодействия. Подходят школьникам от 14 лет.
  • Экскурсии на производство позволяют узнать, как устроен процесс производства, какие технологии и техническое оборудование используется, понаблюдать за работой специалистов.


Резюме

Выбор профессии — ответственный шаг, от которого во многом зависит будущее ребёнка. Постарайтесь помочь ему сделать правильный выбор, чтобы он учился с удовольствием и воплотил свои лучшие качества в выбранной профессии.

Митрохина Эльвира Борисовна

Занятие направлено на формирование представлений у обучающихся современных тенденций в мире професси, развитие креативного мышления, способности к сотрудничеству,коммуникативных навыков.

ВложениеРазмер
vybor_professii.docx 23.6 КБ

Предварительный просмотр:

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЯМАЛЬСКИЙ РАЙОН

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»

«Творческий воспитатель – 2019»

Воспитательное занятие по профориентации

для обучающихся 8 – 9 классов

Автор: Митрохина Эльвира Борисовна,

Воспитательное занятие по профориентации

для обучающихся 8 – 9 классов

Цель: формирование представлений у обучающихся о современных тенденциях в мире профессий.

- учить ориентироваться в мире современных профессий (Учеба.ру);

- создать условия для творческого самовыражения учащихся;

- развивать креативное мышление, способности к сотрудничеству, коммуникативные навыки;

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям.

Оборудование: ноутбуки, гаджеты, флипчарт, маркеры, листы А-4, стойки с названием корпораций.

Дети рассаживаются по местам по своему желанию по группам.

Учитель : Добрый день всем! Я рада видеть вас всех сегодня. У каждого человека всегда есть выбор. Как жить, чем заниматься, что необходимо предпринять в первую очередь, а что может подождать до завтра. Скоро вы получите свой первый документ об образовании, кто-то поступит в другие образовательные учреждения для получения профессии, кто-то из вас планирует поступить в высшие учебные заведения.

Я не зря предложила вам, ребята, распределиться на группы. Каждой группе будет предложено своё задание. Ребята, давайте вспомним основные правила работы в группе, какие? (ответы детей) . Да, правила простые (спикер, тот, кто следит за временем (хронометр или хранитель времени), «Не согласен- предлагай!», компромисс и т.д.)

Упражнение «Выбор». Сейчас я предлагаю вам упражнение, которое называется "Выбор". Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе, без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, нет образования, но есть деньги на первое время. Вам нужно предпринять какие-то действия в отношении дальнейшей жизни. Чтобы вам легче было сориентироваться, я предлагаю вам ответить на вопросы ( слайд)

1.В каком городе или даже стране вы находитесь?

2.Какое у вас время года?

3. Что вы умеете делать (составьте список видов работ)

4.Что вы будете делать? Каковы ваши действия? 5.Что будет потом? В общем, устройте свою жизнь (групповая работа, 3 минуты).

Учитель. Ребята, я думаю, что вы догадались, чему будет посвящена наша встреча, (ответы детей). Наше занятие называется «Выбор профессии», это одно из важных, необходимых направлений в жизни человека.

Что необходимо знать человеку при выборе профессии? (ответы детей)

Учитель. Да, я согласна, для этого нужно узнать свои возможности, склонности, способности, профессиональные интересы, способы выбора профессии, рынок труда.

Учитель. Существует несколько способов выбора профессии. Кто может ответить, какие? (ответы детей)

Учитель. Первый - метод проб и ошибок, когда человек пробует себя в разных сферах деятельности, пока не найдет профессию, которая будет приносить ему не только средства к существованию, но и радость. Но на это может уйти половина жизни. Хотя на сегодняшний момент молодые люди так и делают, у многих это стиль жизни и им он нравится, они пробуют себя в различных сферах, живут в разных городах и даже странах. Они хотят иметь гибкий график работы, иметь возможность передвигаться, поэтому не обременяют себя долговременными вещами. Но для этого нужно обладать различными навыками и умениями, то есть быть всесторонне развитой и социально-адаптированной личностью.

Второй путь - изучение себя: своих интересов, склонностей, психических процессов: мышления, памяти и внимания для того, чтобы выбор был сознательным, тогда времени уйдет меньше на получение нужной специальности.

Третий путь - выбор профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в семье, где передают профессию из поколения в поколение.

Учитель. Вопрос детям: А сейчас, обучаясь в 8 классе, какой путь бы выбрали для себя? Почему? (ответы детей).

Учитель. При выборе профессии «попасть в точку» - вполне реально! Умные люди давно просчитали, какие профессии будут в цене в ближайшие десять лет. Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми из них (слайд).

1.БИМ-проектировщик. 2.Консультант по профессиональному бренду. 3. Дизайнер интерьера.

Почему я остановила свой выбор на них ? Мне, взрослому человеку они непонятны. Если о профессии «Дизайнер интерьера» я имею представление, то о БИМ-проектировщиках нет. Увидела в интернете, что это новые востребованные на данный момент профессии.

Учитель. Кто может нам сказать, кто такой BIM-проектировщик? (ответы детей )

(слайд) Это инженер, который может спроектировать 3D модель, информационное моделирование зданий (как может выглядеть внутри, например атомная станция со всеми приборами, построением и т.д. и провести виртуальную экскурсию).

(Кейс с заданием) Вам предлагается сделать очень полезную для школы вещь, это теплица, вернее не сделать, а усовершенствовать ее (как она будет выглядеть, освещение (какие лампы, тепло, полив,) Кода наша теплица будет готова продумать что в ней будут выращивать, узнать по лунному календарю дни, когда можно будет высаживать рассаду в неё.

Дизайнер интерьера. Чем занимается этот специалист? (ответы детей)

(слайд) Это специалист, который занимается созданием стиля, обстановки и комфорта в помещении.

(Кейс с заданием) Ребята, вам предлагается придумать идеи для оформления нашей школы. Что бы вы хотели поменять или добавить? Я думаю, для того чтобы воплотить идеи на практике, нужно составить смету расходов, вы со мной согласны. Потому что ваши идеи мы предложим для рассмотрения администрации нашей школы, чтоб это было красиво и не очень затратно.

Консультант по профессиональному бренду. Кто это? (ответы детей)

(слайд) Это профессиональный эксперт, предоставляющий консультационные услуги в определённой сфере деятельности.

(Кейс с заданием) Итак, я представляю вашему вниманию продукцию различных брендов. Какую фирму производителя вы выбираете? Нужно найти интернете информацию о создании бренда, продумать диалог, как убедить покупателя купить именно эту вещь, создать рекламу для размещения в соцсетях, чтоб именно продукцию этой фирмы покупали.

Учитель. Сейчас я предлагаю вам побыть в роли этих специалистов. Итак, ваша корпорация «БИМ-проектировщики», «Консультанты по профессиональному бренду», «Дизайнеры интерьера».

Инструктаж : задания, которые вы будете выполнять, находятся в кейсах на рабочих столах, откройте, там увидите инструкцию. Я предлагаю воспользоваться интернет-ресурсами, помощью наших гостей, если это необходимо.

Ребята, если вы считаете, что вы будете более полезным или вам интереснее заняться другой деятельностью, вы можете перейти в другую корпорацию.

Ребята защищают свои проекты, гости участвуют

Учитель. Подробно узнать о востребованных и популярных профессиях можно на сайте каталог профессий «Учеба.ру» (слайд).

Сейчас ребята, я предлагаю вам пройти небольшой тест по профориентации. Вы можете воспользоваться своими гаджетами, у вас уйдет на это около двух минут. Этот тест поможет вам понять, в каком направлении вы можете идти, определяясь в поиске своей профессии (test.foxford.ru). Скажите, пожалуйста, что у вас получилось. Вам в 9 классе нужно будет определиться с экзаменами, необходимыми для поступления.

Заключение. Ребята, скажите, пожалуйста, что вы получили от нашего занятия, что узнали. Что было тяжело для вас? Может, вы хотели бы ещё что-то узнать после этого занятия?

Наше занятие прошло успешно. Ребята, вообще, чтобы быть успешными в этом новом мире, одним из методов постоянного нахождения в тренде – это самообразование и саморазвитие. Я предлагаю вам посетить ТЕД – конференцию по профориентации. Этот проект создан для распространения уникальных и важных идей. Я уверяю вас, вы найдёте для себя информацию, которая поможет вам социализироваться .

- формирование положительного отношения к осознанному профессиональному выбору.

- расширить представление детей о различных профессиях;

- ознакомить с новыми профессиями;

- побудить к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.

Ход мероприятия

1. Классный руководитель: Сегодняшний час общения мы начнем необычно, с шуточного теста с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть обязательно использованы все три типа фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы, их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время исполнения – 30 секунд.

(Дети рисуют фигурки)

Подсчитайте количество треугольников. (Выполняется задание).

- А теперь слушайте ключ (на доске – ключ к тесту).

Классный руководитель читает:

6 – 8 треугольников: Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбирается в людях, работает с любой информацией.

5 треугольников: Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.

4 треугольника: Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

3 треугольника: Рационален. Объективен. Легко переключается с одного вида деятельности на другой.

2 треугольника: Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

1 треугольник: Обладает богатым воображением. Любит изобретать, конструировать, рисовать.

- Почему я дала вам этот тест в начале урока?

- О чем мы будем говорить?

2. Беседа «Профессия. Специальность. Должность».

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не три, как в сказке, а пятьдесят тысяч дорог. А может быть, и больше. Именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни.

Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает судьбу. Так что же такое профессия? Далее - на доске 4 слова: Профессия. Специальность. Должность. Квалификация

Классный руководитель: Все эти слова имеют отношение к профессиональной деятельности человека. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Следуют ответы детей).

Классный руководитель: Мы же пока будем говорить только о профессии и о том, как ее выбрать. На свете много профессий, все они важные и нужные. Но среди них есть самые нужные, самые востребованные, самые модные.

3. Работа в парах.

Задание. Если каких – то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи – вообще уходят в прошлое.

Предлагаю вам составить списки таких профессий.

Работаем в парах .

1 пара будет составлять список «Самые модные профессии».

2 пара - «Самые забытые профессии».

3 пара . Профессии, которые всегда нужны.

4 пара «Самые отважные профессии».

- Послушаем, что у вас получилось.

- Какие профессии можно добавить к списку?

Классный руководитель: Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.

4. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Классный руководитель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

- Выбирают «за компанию».

- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

- Подражают героям кино и телесериалов.

- Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессий. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

5. Классный руководитель: Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину ( пишет на доске: a x b = S )? ( Площадь классной комнаты. )

Далее: на доске 3 слова: хочу – могу – надо.

- А что получится, если сложить эти три слова? (Меняется запись: Хочу + могу + надо = правильный выбор профессии.

- Как объяснить эту формулу?

Хочу – это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

Могу – это все, что мне по силам, по способностям.

Надо – это все, что нужно для общества, страны.

- Попробуйте сами сделать вывод.

(Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества (надо).

6. Слово классного руководителя.

- Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого надо разобраться в себе, указать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки. В этом нам поможет устный журнал.

- Сейчас проведем такую работу.

На доске – пять типов профессий:

1. Человек – природа. 2. Человек – техника. 3. Человек – человек. 4. Человек – знаковая система.

5. Человек – художественный образ.

И таблица для подсчета результатов тестирования.

Устный журнал называется «Ты и твоя профессия». Рубрики журнала мы видим на доске (они же – на диске):

1. Проблема. Лишние люди на рынке труда.

2. Ликбез. Пять типов профессий.

3. Тест «Ты и твоя профессия».

4. Лента новостей. Ярмарка профессий.

- Открываем страницу 1. Лишние люди на рынке труда. Рубрику ведет специалист по вопросам выбора профессий…(фамилия обучающегося класса).

( Один из учеников класса выступает с сообщением на данную тему.)

- Каждый год сотни тысяч молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие так и не находят применения своим знаниям и остаются за бортом. Сейчас, например, на российском рынке труда много лишних юристов и экономистов. Зато очень престижными и востребованными стали инженеры, технологи, особенно в пищевой промышленности, строители, рабочие разных специальностей. Их - то как раз и не хватает. Получить диплом сейчас не проблема- учись и не прогуливай занятия. Но после окончания учебы почти половина молодых специалистов пополняет армию безработных. Почему же так получилось: с одной стороны – острая нехватка специалистов, а с другой – безработица. Лишние люди? Всему виной ошибки при выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывают своих способностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате – разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и невостребованности. Чтобы избежать этого, нужно осознанно подходить к выбору профессии.

Классный руководитель:- Отрываем рубрику «Ликбез». Ликвидацией безграмотности в сфере профессий будет сегодня заниматься (имя, фамилия). Она расскажет о разных типах профессий.

Говорят, что в мире существует около 50 тысяч профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России насчитывается 5 больших групп, типов (на экране):

1 группа: Человек – природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, животновод, тракторист и др.). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.

2 группа: Человек техника. Это и летчики, и водители, токари, слесари, и другие профессии.

3 группа: Человек – человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.

4 группа: Человек – знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки. Это бухгалтеры, ученые, лаборанты.

5 группа: Человек – художественный образ. Этих людей отличает талант, художественная фантазия. Это музыканты, художники, актеры.

Классный руководитель: Мы сейчас посмотрим, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не подходят.

Сам тест (см. приложение).

Далее подчитываем баллы (ответы - на доске, см. приложение)

- Этот тест – приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. Все решает желание человека, его воля, характер.

В рубрике «Лента новостей» вас ждут заметки с Ярмарки профессий.

Ученик. Сегодня на российской ярмарке труда самым большим спросом пользуются такие профессии, как секретарь – референт, программист, менеджер по продажам, системный администратор, бухгалтер, специалисты по информационным технологиям. А в последнее время появились и новые профессии:

Аудитор – это специалист, который проверяет деятельность кампаний, оценивает их успешность и эффективность.

Бренд – менеджер – специалист, который придумывает образ продукта, бренд – и продвигает его в массы.

Маркетолог - «знающий рынок», специалист, изучающий потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.

Мерчендайзер – следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Обходит магазины, дает советы по размещению товара, оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.

(названия профессий – на доске)

Классный руководитель: И последняя рубрика- «Занимательные факты».

Ученик: Как вы думаете, чем занимается титестер?

Это дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду он может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает исключительно тонким обонянием. Люди этой профессии не едят жареного, копченого, не употребляют специи и алкоголь, не курят, не пользуются парфюмерией. Боятся насморка. От них зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. Чай, который мы пьем, смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Они подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть особый аромат, улучшить вкус.

Второй ученик: Еще одна редкая профессия – постижёр. Это специалист по изготовлению париков, бород, усов. Эта профессия связана с творчеством. Часто в театре постижёры - еще и гримеры, художники, создающие внешний образ героя. Профессия требует завидное терпение и усидчивость. Но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу – бизнеса.

Заключительное слово классного руководителя .

Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбрать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор в жизни.

- А сейчас мы послушаем Масленникову Клавдию Владимировну, которая работает в составном цехе дробильщиком-размольщиком 4 разряда на стекольном заводе в городе Минеральные Воды

Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель: Что интересного, нового вы узнали сегодня? Что осталось в памяти? О чем можно задуматься?

Тест «Ты и твоя профессия».

1.Новогодняя ночь для вас – лучшее время, чтобы:

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трех подарков вы бы предпочли:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей;

4. если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовали бы полную свободу;

б) занялись бы поиском выхода;

в) ощутили бы тоску и страх.

5. В свободное время вы любите:

а) читать, посещать библиотеку, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься танцами, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, ходить с компанией в кино.

Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора профессии.

В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздрав - соцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача - помочь ребятам найти востребованную специальность. В сценарии классного часа использованы разнообразные формы и методы работы (беседа, лекция, проблемная ситуация, групповые задания, тестирование).

Цели: расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Форма проведения - час общения.

Подготовительная работа с детьми: предложить 2-3 ученикам подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии (образец текста - в сценарии).

- крупными буквами написать сверху доски тему классного часа, так, чтобы справа осталось место для слов « = осознанный выбор профессии»;

- написать на доске слова: профессия, специальность, квалификация, должность;

- написать на доске профессиональные характеристики для игры «Визитка»:

1. Врач 3-й категории, хирург, заведующий отделением 5-й городской больницы.

2. Учитель математики высшей категории, директор школы.

3. Инженер-механик, старший специалист, мастер инструментального цеха.

4. Токарь-карусельщик 6-го разряда, бригадир 3-й бригады.

5. Повар-кондитер 3-го разряда, заведующий столовой;

- картинки, фотографии (процессы труда, люди разных профессий).

План классного часа

I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».

II. Игра «Визитка».

III. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

IV. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

V. Мини-лекция «Формула профессии».

VI. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

VIII. Заключительное слово.

IX. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»

Классный руководитель. Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

II. Игра «Визитка»

Классный руководитель. После родительского собрания некоторые родители оставили мне свои визитки. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики. Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. На доске записаны профессиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.

(Учитель читает профессиональные характеристики с доски, дети дают ответы.)

В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе. Именно о таких мастерах и говорят: «Артист в своем деле».

III. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»

Классный руководитель. Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль. )

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа - «Самые забытые профессии».

Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа - «Самые отважные профессии».

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем. 8V. IV. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Классный руководитель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

- Выбирают «за компанию».

- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

- Подражают героям кино и телесериалов.

Классный руководитель. Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

V. Мини-лекция «Формула профессии»

Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: а х b=S)? (Площадь классной комнаты.)

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?

(Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

- могу - это все, что мне по силам, по способностям;

- надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

VI. Демонстрация осознанного выбора профессии

Классный руководитель. Как же работает формула осознанного выбора профессии?

Сейчас вы увидите это в исполнении (имена, фамилии).

(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)

Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.

Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.

Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

Классный руководитель. Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

VII. Тестирование

Классный руководитель. Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.

(Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

VIII. Заключительное слово

Классный руководитель. Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

IX. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?

Примерные ответы детей:

- Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.

- Открыл, что, оказывается, у меня тип ученого, это очень странно.

- Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.

- Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор профессии он не повлияет.

- Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.

- Главное открытие - разобрался в профессиональной характеристике человека. Обязательно узнаю все это и о своих родителях.

Как выбрать профессию?

Добрый день, друзья! Сегодня поговорим о том, как выбрать профессию – в первый или очередной раз. Обсудим основные факторы, влияющие на самоопределение, рассмотрим некоторые профориентированные методики и, как всегда, поможем добрым советом.


Выбор профессии – дело трудное, но важное. От этого зависит:

  • личный комфорт,
  • вектор саморазвития,
  • материальное благосостояние,
  • окружение.

Причины выбора той или иной профессии

Выбор профессии

Это только кажется, что на профессиональное определение влияют исключительно интересы. Почему же человек выбирает ту или иную профессию? На самом деле факторов для выбора множество:

  • Престиж, мода

В 60-е все хотели быть космонавтами, в 90-х – юристами и экономистами. Сейчас на пьедестале специалисты IT-сферы, топ-менеджеры, чиновники высшего звена. Но не стоит руководствоваться только этими критериями: мода меняется, престиж уходит, и, возможно, это произойдет раньше, чем вы окончите вуз.

  • Финансовое благополучие

К наиболее оплачиваемым относятся профессии капитана океанского лайнера, пилота, топ-менеджера, IT-специалиста, маркетолога и т. д. При выборе “золотой жилы” учтите, что сама по себе профессия больших денег не принесет. Чтобы иметь высокую зарплату, нужно быть хорошим специалистом, а для этого требуются дополнительные знания и опыт.

  • Советы друзей и знакомых

Иногда молодые выбирают жизненный путь “за компанию”. Лучший друг после 11 класса идет на ветеринара – чем не повод последовать за ним? Вместе же интереснее. Иногда это срабатывает, но в основном такой необдуманный поступок влечет разочарования в профессиональном плане.

  • Мнение родителей

Казалось бы, кто лучше мамы с папой знает своего ребенка? Тем не менее большое число великих писателей состоялось после отказа следовать отеческой стезе и тайного поступления в литературный институт. Зачастую родители в своих советах исходят не из способностей сына или дочери, а из соображений престижа или собственных нереализованных желаний.

Бесспорно, их мнение стоит выслушать, но оценивать каждый совет нужно трезво. Если сомневаетесь, выслушайте мнение других уважаемых вами взрослых, например, учителя. Посторонние свободны от беспокойства за вашу судьбу и лишнего тщеславия, поэтому дадут более взвешенный совет.

  • Собственное желание

Голос интуиции слушать нужно. Сложность в том, что он не всегда отличим от сиюминутной прихоти. Проверенной временем мечте доверять можно, но, если она загорелась совсем недавно, поживите с ней некоторое время и присмотритесь получше.

Что делать, если нет идей?

Далеко не все старшеклассники к моменту поступления в вуз определились с будущей профессией. Как быть, если душа ни к чему не лежит?

  1. Разберитесь в себе, оцените способности. Постарайтесь поразмышлять аналитически, чем бы вы могли заниматься.
  2. Накидайте несколько вариантов, изучите их досконально. Возможно, все они отпадут как непригодные, а взамен придет что-то стоящее.
  3. Если совсем не можете определиться с выбором, а вот-вот поступать учиться, у вас есть несколько вариантов: а) пойти, куда скажут родители или куда позовут друзья, б) выбрать что попроще и поближе к дому, в) подождать годик и разобраться в себе (и, конечно, поработать).
  4. Пробуйте все возможные занятия на себе. Официант, курьер, менеджер – все, что возможно без специального образования. Вы лучше узнаете свои сильные и слабые стороны, закалите характер, обрастете новыми знакомствами и сделаете выбор.

Гарантий, что вы не ошибетесь, нет. Но главная ошибка – это бездействие. Какую бы профессию вы ни предпочли, это ваш путь, и он обязательно пойдет вам на пользу.

Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь?

По данным опросов, почти 60 % россиян работают не по специальности. Треть опрошенных трудится неохотно. Еще 16 % ежегодно меняют работу. Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь? Да, иногда встречаются счастливчики, угадавшие свое предназначение с детства.

Как правило, они проявляют свои увлечения сразу и сохраняют интерес к ним в течение длительного времени. Поэтому, если ваш ребенок несколько лет подряд лечит бездомных котят, скорее всего, он уже сделал выбор.

Маленькая Люба с ранних лет играла в учителя. Уже подростком она регулярно объясняла одноклассникам трудные задачки, для чего приходила в школу задолго до начала занятий. И это без всяких поручений учителя! Самое удивительное, что и неуспевающие друзья спешили оказаться в школе чуть свет, чтобы укрепить свои познания в математике.

Поступать Любовь пошла, конечно, в педагогический институт. Закончив, приступила к преподаванию. Было время, когда Люба чуть было не ушла работать на завод, но судьба вернула ее на верную дорогу.

Любовь Ивановна была любимой учительницей нескольких поколений. За 25 лет стажа у нее накопилось немало наград. А сейчас, в возрасте 82 лет, она продолжает объяснять трудные задачки, но уже в качестве репетитора.

Как выбрать любимое дело

Рекомендации по выбору профессии

Правильно выбрать профессию сложно даже тем, у кого есть любимый школьный предмет. Скажем, подросток любит биологию, а она открывает широкий простор для выбора: ветеринар, агроном, биолог, преподаватель и т. д. Поэтому судить о профессиональной склонности по школьным предпочтениям не совсем верно.

Когда стоишь на перепутье, кажется, что перед тобой множество дорог. Но, изучая карту, понимаешь, что одна из них закрыта для проезда, вторая существует только виртуально, третья слишком разбита прохожими, четвертая заросла кустарником, и лишь на паре остальных уложен асфальт. Никто не утверждает, что идти нужно исключительно по асфальту. Принц прорывался сквозь заросли, чтобы разбудить спящую красавицу. Решайте, что ближе вам: что проще или что заманчивее.

На перепутье дорог

Так и в жизни: начинаешь анализировать все варианты и приходишь к выводу, что одна специальность не нравится, вторая не подходит по личным качествам, освоить третью не по карману, а к четвертой просто нет способностей. Остается несколько, выбрать из них уже легче.

Грамотный подход к собственному будущему означает, что надо принимать в расчет не только моду и собственные устремления. Помимо этого, стоит оценить:

  • способности,
  • личные качества,
  • возможные перспективы.

Скажем, вы мечтаете стать профессиональным хоккеистом и уже сейчас не пропускаете ни одной игры, но тренер утверждает, что вы недостаточно сильны. К его мнению стоит прислушаться и выбрать смежную профессию, связанную со спортом. Но можно проявить упрямство и идти к своей мечте, ведь мотивация способна творить чудеса.

Или вы хотите стать инженером-конструктором, техническое и творческое мышление у вас на высоте, но, к примеру, не хватает усидчивости. Хорошенько подумайте, сможете ли вы сидеть за компьютером по 8 часов 5 дней в неделю или вам захочется сбежать уже через месяц.

Перспективы той или иной специальности оценить трудно (казалось бы, забыты конюхи и печники, а сейчас эти люди на вес золота), но всегда можно почитать прогнозы, посетить различные семинары и ярмарки вакансий.

Какие профессии будут востребованы в будущем?

Так, специалисты из Сколково обещают, что совсем скоро появятся совершенно новые профессии, вроде менеджера космотуризма и дизайнера виртуальных миров. Аналитики утверждают, что в ближайшее время не потеряют своей актуальности IT-специалисты, менеджеры и прочие управленцы, строители.

Понятно, что всегда будут нужны учителя и врачи. Девушки не останутся без работы в педагогике (школа, садик, дополнительное образование), в сфере гостеприимства и красоты.

С усилением глобализации будет развиваться туризм, а значит, любители путешествий найдут себе применение. Будут востребованы люди, оказывающие различные персональные услуги (например, личный помощник руководителя) и занятые в сфере интернета. Остальные прогнозы (о замене инженеров, контролеров и грузчиков роботами) носят вероятностный характер.

В любом случае, если чувствуете, что у вас есть призвание к чему-то, не уклоняйтесь от него. Хорошие специалисты ценятся всегда.

Тесты в помощь

На сегодняшний день разработано немало методик и тестов, с помощью которых можно выбрать себе профессию.

Тест по соционике

Соционика – концепция типов личности по параметрам: экстраверсия/интроверсия, логика/интуиция, логика/этика, рациональность/иррациональность. Сочетание этих характеристик дает 16 психотипов, каждому из которых рекомендуется ряд профессий. У меня, например, получилась такая картина. Довольно точный портрет.

Тест по соционике

Официально не все признают соционику наукой, но тестирование дает интересные результаты.

Опросник Голланда

Разделение людей на типы (реалистический, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый, конвенциональный) немного напоминает предыдущий тест. Опросник Голланда позволяет разобраться в личностных качествах, оценить коммуникативные навыки и получить несколько приблизительных рекомендаций.

Методика Климова

Академику Е. А. Климову мы обязаны тестами, которые в свое время наполнили все центры занятости. Ответив на 20 вопросов теста, испытуемый получает подходящий ему тип профессии – это те самые “человек – человек”, “человек – природа”, “человек – техника”, “человек – знаковая система” и “человек – художественный образ”. В последнее время к этой классификации добавляется еще группа “человек – самореализация” (речь идет, например, о спортсменах).

С помощью этого метода можно определить примерную сферу приложения таланта, но стоит учитывать, что со времен ее создания перечень и содержание профессий изменились.

Матрица выбора профессии

Достоинство этой методики в небольшом количестве вопросов и наглядности результатов. Выбрав 2 нужных варианта, находите в таблице их пересечение и получаете профессиональные рекомендации. Недостаток – в ограниченном выборе советов.

Как помочь ребенку определиться с профессией?

Помощь ребенку в выборе профессии

Родителям свойственно оберегать детей от ошибок, но профориентация должна быть их самостоятельным выбором. Как правильно наставить подрастающее поколение и помочь ребенку определиться с профессией?

  1. Почаще беседуйте с подростком, узнавайте не только склонности, но и их предпосылки. Интересуйтесь, из каких соображений чадо отдает предпочтение тому или иному делу – так вы узнаете не только его мотивы, но и уровень осведомленности о профессии.
  2. Постарайтесь углубить представление подростка о работе: подскажите литературу, познакомьте с людьми, которые заняты данным трудом. Сериалы про врачей и следователей рисуют идеалистичные картины, а вот сосед-участковый поведает всю правду как есть.
  3. Помогите найти тесты по профориентации, но объясните, что они не в полной мере отражают действительность, а лишь дают некоторые ориентиры.
  4. Не настаивайте на поступлении в вуз. Во-первых, иногда для успешного овладения специальностью достаточно техникума или курсов. Во-вторых, когда молодой человек повзрослеет, он сам почувствует необходимость высшего образования, а значит, сделает правильный выбор и будет относиться к учебе более ответственно.
  5. Узнайте, какие специальности можно получить в других регионах. Во-первых, узнаете обо всех новых веяниях, а во-вторых, иногда в соседней области можно бесплатно научиться тому, за что в вашем городе придется отдать немало. Если сын или дочка ради успешного будущего готовы ехать за тридевять земель, не сдерживайте их: все равно рано или поздно уедут.
  6. Дайте возможность подростку попробовать свои силы в какой-либо отрасли. Хочет стать педагогом – пусть договорится о проведении уроков вместе с учителем, мечтает о ресторанном бизнесе – посоветуйте устроиться в “Макдоналдс”.
  7. Дайте ему шанс принять самостоятельное решение. Пусть подросток наломает дров, получит ценные навыки и хорошие уроки, но зато не будет обвинять вас в неудавшейся жизни. Род деятельности всегда можно поменять, утраченное доверие вернуть сложнее.

Смена профессии после 30 лет

Тема профориентации актуальна не только для молодежи. По разным причинам (изменение рынка труда, переезд, личные обстоятельства) о смене работы задумываются люди в любом возрасте. Один из наиболее популярных – чуть за 30, недаром этот период считается кризисным.

Меняем профессию

Что выбрать, если вы решились на смену профессии в 30 лет? Людям с семьей и порядочным трудовым стажем не просто отважиться на этот шаг. Мы уже описывали случаи, когда сменить работу действительно необходимо. Если сомневаетесь, проанализируйте свою жизнь и доверьтесь голосу интуиции.

Если вы решили проститься с прежним местом, но мешают страхи, скажите себе следующее:

  1. Мне не уже, а еще только за 30. Я молод, полон сил, и у меня все получится.
  2. Я лучше, чем в 18, знаю свои потребности и возможности.
  3. Психологи считают этот возраст подходящим для жизненных перемен, т. к. сохраняется свежесть мышления и вместе с тем имеется трезвость суждений и немалый опыт.
  4. Все мои умения остаются со мной. Будет замечательно, если они пригодятся мне на новом месте, если же нет, я еще могу все вернуть.

Перемены возможны по следующим сценариям:

  • Занять востребованную нишу – освоить новую профессию.
  • Развивать полученные навыки в новом направлении – сделать плавный переход к новой деятельности, основываясь на том, что у вас получается лучше всего.
  • Превратить увлечение в работу – внять зову души.

Первые два пункта выбираются, что называется, разумом, а третий – сердцем. Какие же есть плюсы и минусы у каждого?

  1. Плюсы первого варианта очевидны: если профессия востребована, специалисты нарасхват. Особенно это касается новых отраслей. Здесь и зарплата обычно выше. Но есть риск, что освоение пойдет не так успешно, как хотелось бы. Но, пока не попробуете, вы же этого не узнаете, верно?
  2. Второй подход представляется самым разумным: вы ничего не теряете, развиваясь в смежной деятельности, а переход получается плавным и безболезненным. Если чувствуете, что резкие скачки не для вас, выбирайте этот путь.
  3. Третий сценарий подойдет увлеченным натурам, которым скучно заниматься нелюбимым делом. Положительная сторона: профессия будет нравиться. Отрицательная: не факт, что удастся извлечь из хобби доход.

Заключение

Каждый выбирает свою дорогу. А истории людей, успешно сменивших профессию, вы всегда найдете на нашем блоге. Еще бы, ведь его создатель – Василий Блинов, сам сменил работу и рассказал об этом читателям.

Если вы связываете будущее с удаленным заработком, ознакомьтесь со списком интернет-профессий и выберите себе занятие по вкусу. А курс “Старт во фрилансе” поможет вам начать зарабатывать с удовольствием.

Читайте также: