Как выглядит комната сони есть ли в ее описании намеки на профессию ее обитательницы

Опубликовано: 02.05.2024

Когда я училась на 1 курсе, наш саркастичный декан вёл у нас загадочную и непонятно кому нужную эстетику. На самом деле, эстетика — очень даже занимательная и необычная наука. Правда, на лекциях под монотонную речь декана почти все засыпали.


Чтобы получить зачёт по эстетике, нам требовалось выбрать фрагмент произведения из русской классики XIX века, в котором описывалась бы обстановка помещения. Ни одна деталь не должна была ускользнуть от нашего внимания! Мы должны были проанализировать буквально все, включая цвет гардин и пыль в углу. Помню, на семинарских занятиях, мы могли по сорок минут обсуждать абзац из пяти строчек. Но зато сколько нового мы для себя открыли!

Для анализа текста я, не мудрствуя лукаво, выбрала описание комнаты Ильи Ильича Обломова из знаменитого романа Гончарова. К сожалению, большинство моих ленивых одногруппников тоже выбрали это произведение. Стоит ли говорить, что ничего нового в своём анализе я сказать не смогла? Декан отказался его принимать и дал мне на выбор другого произведения полтора дня.

Мучаясь несколько часов перед компьютером, мой воспалённый мозг остановился на описании комнаты Сонечки Мармеладовой из гениального романа «Преступление и наказание». Анализ текста, который я опубликую ниже, был сделан мной в пять часов утра. Поэтому, если вы обнаружите в нем признаки СПГС, знайте, что в пять утра от недосыпа будешь искать тайный смысл даже в «Колобке».

Защита моей зачётной работы прошла более чем успешно. Декан был крайне удивлён некоторыми моими объяснениями, но зачёт поставил. А моя трактовка комода в комнате ему так понравилась, что он мне его вспоминает даже спустя 4 года. Что только не придумает студент ради зачёта!

Итак, эстетический анализ фрагмента романа «Преступление и наказание».

«Сонина комната походила будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырёхугольника, и это придавало ей что-то уродливое».

Форма комнаты Сони — само воплощение дисгармонии, в ней нет симметрии, устойчивости. Она как бы олицетворяет жизнь своей хозяйки — неправильно начавшуюся, со множеством жизненных преград. Люди подсознательно любят правильные формы вещей, а форма комнаты Сони — угловатая и неровная. Вот поэтому она и показалась Раскольникову уродливой.

«Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уж слишком безобразно тупой».

На мой взгляд, окна являются воплощением Святой Троицы, которая «смотрит» на канаву, олицетворяющую безнравственный поступок Сони. Девушка была глубоко верующей, и цитата «Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось» подчёркивает то, что она пошла против своего религиозного чувства, занявшись проституцией. «Убегающий» угол комнаты олицетворяет её истинные мечту и цель в жизни, которыми пришлось пожертвовать ради заботы о семье. Тупой же угол символизирует тупик в жизни Сони Мармеладовой.

«Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле неё, ближе к двери, стул».

В этом фрагменте тоже читается явная дисгармония: большая комната и мало мебели. Здесь подчёркивается не только бедность, но и одиночество Сони. У неё в жизни нет того, кто поддержал бы её.

«По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытой синенькой скатертью; около стола два плетёных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте».

Не просто так стол накрыт именно синей скатертью. Синий цвет — символ Девы Марии. Она почти всегда изображается на иконах и на картинах в синих одеждах. Также синий цвет, согласно трактовкам психологов, обозначает самоотверженность, преданность и серьёзность. Всеми этими качествами и обладает Соня. Затерявшийся в пустоте комод у острого угла также является олицетворением одиночества Сони и её шаткого душевного состояния. В её жизни нет человека, который смог бы помочь ей и поддержать в трудную минуту.

«Вот и все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».

Чернота обоев, по моему мнению, означает не только плохую проветриваемость в комнате, но и то, что репутация Сони из-за проституции испорчена, очернена. Занавески над кроватью всегда служили для людей защитой от шума и посторонних глаз. У Сони нет даже этого — она беззащитна перед миром.

Это дом, в котором по одной из версий жила героиня романа Фёдора Михайловича Достоевского Сонечка Мармеладова. Дом угловой, находится в конце Малой Мещанской улицы, где жил сам Достоевский во время написания романа «Преступление и наказание» и выходит на "канаву". Дом имеет характерный "безобразный" тупой угол — один из отличительных признаков дома Сони Мармеладовой.

Дом № 73 по набережной канала Грибоедова (тогда — Екатерининский канал) и № 13 по Казначейской улице (тогда — Малая Мещанская).



В этом доме с 1849 по 1918 гг. размещалось здание Губернского Казначейства. И улица, судя по всему, была переименована в 1882 году из Малой Мещанской в Казначейскую именно по этой причине.


Край дома Сони Мармеладовой виден с Кокушкина моста.


Отрывок из «Преступления и никазания»:

«А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. Он доискался дворника и получил от него неопределенные указания, где живет Капернаумов портной. Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора.

Это была большая комната, но чрезвычайно низкая, единственная отдававшаяся от Капернаумовых, запертая дверь к которым находилась в стене слева. На противоположной стороне, в стене справа, была еще другая дверь, всегда запертая наглухо. Там уже была другая, соседняя квартира, под другим нумером. Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот всё, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок.»




В романе «Преступление и наказание » мы встречаемся не с парадной стороной прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку. Петербург Достоевского — это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым. Он душит и давит человека. Он — соучастник преступлений, питательная среда бредовых идей и теорий.

Интерьер и его значение в романе Ф

Портреты героев, пейзажи, интерьеры - все эти элементы композиции в романах Достоевского полностью соответствуют общей атмосфере произведения, создают единую тональность его. Так, мрачной, давящей, угнетающей атмосфере, жизненным положениям персонажей в романе «Преступление и наказание» соответствуют мрачные, уродливые интерьеры. В этом плане можно говорить об определенной условности, «заданности» (здесь мы ни в коей мере не хотим приуменьшить реалистическую конкретность описаний) интерьеров в романе Достоевского.

Интерьеры в романе «преступление и наказание»

В романе Достоевского «Преступлении наказание» интерьеры изображены в уродливых, мрачных, давящих тонах. Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам. Примером тому может служить привлекательный портрет Раскольникова и комната, в которой он живет: нищенская, напоминающая гроб или шкаф, с низким потолком, с желтыми выцветшими обоями.

Описание комнат преступление и наказание

Свищева Ирина Рафаильевна, учитель русского языка и литературы 1квалификационной категории «Шеморданского лицея Сабинского муниципального района Республики Татарстан».

1)помочь учащимся не просто увидеть Петербург Достоевского, хаотическую пестроту, скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться к страдающим людям сочувствием; дать представление неразрешимости тех противоречий и тупиков, в которые попадают герои романа, привести к пониманию того, что эта «неразрешимость» зависит не от воли людей, а от состояния общества, которое так устроено, что жизнь каждого из героев возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью;

Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, пластинки, иллюстрации И.С.Глазунова к произведениям писателя, открытки с видами Петербурга, мультимедийный проектор.

Описание комнаты героев романа преступление и наказание

Практически все описывается в желтых цветах. Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих интерьеров меблированных комнат, но также обращает наше внимание на запахи и символические цвета. Так, желтый цвет — символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желто от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая «похожая

Описание комнаты Сони Мармеладовой

Описание комнаты

В Петербурге Достоевского 300. Это описание комнаты Сони Мармеладовой. Такое описание обстановки, окружающей героев называется интерьером. К вопросам.

«Тест по рассказам Чехова» — Назовите основной конфликт в пьесе «Вишнёвый сад». «Крыжовник». Судьба России. Жанр «Вишнёвого сада». Назовите рассказ, первым напечатавший рассказы. Тест по творчеству А.П.Чехова 10 класс. Укажите внесценических персонажей.

Сочинение: Социальные мотивы преступления Раскольникова в романе Достоевского Преступление и наказание

Роман Ф.М. Достоевского, по существу, является социально-психологическим и философским произведением. Достоевский показал дно капиталистического города, мир униженных и оскорбленных. Автор разоблачает общество, где властвуют деньги, общество, которое беспощадно к тем, кто не имеет денег. Жертвой капиталистического мира становится и главный герой романа - Родион Раскольников. Этот образ воссоздан психологически тонко, со свойственной Достоевскому способностью проникать во внутренний мир своих героев.

Описание комнаты Сони Мармеладовой. Дайте описание комнаты Сони, сроно:)) Из Романа "Преступление и наказание" и получил лучший ответ

Ответ от Liudmila Sharukhia[гуру]
Достоевский подробно описывает комнату героини, подчеркивая
крайнюю нищету обстановки. Мебели в помещении очень мало,

"Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок".

Ответ от Айдар Мухамадеев [новичек]
Комната Сони Мармеладовой в романе "Преступление и наказание
В начале романа Соня Мармеладова уже живет отдельно от остальной семьи. Она снимает комнату в "доме на канаве" в квартире портного Капернаумова (квартира № 9). Комната расположена на третьем этаже. Сонина комната было очень мало Мебели
на стенах - «желтоватые, обшмыганные и истасканные обои» . Комната
неправильной формы, отчего один угол получился «ужасно
острым» , другой - «безобразно тупой» . Как и в каморке Раскольникова,
потолок чрезвычайно низкий. Все в этой жалкой обстановке давит
на человека, наводит на мысли о преступлении или самоубийстве.
"Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок".

Мармеладова Софья Семеновна (Соня) – персонаж романа Достоевского «Преступление и наказание». Впервые мы знакомимся с ней заочно, при разговоре отца девушки с Раскольниковым.

Действие происходит в распивочной. Затем, несколько дней спустя, Родион встречает ее пьяной. Не зная, что это и есть Соня, он уже хочет помочь ей. О каком духовном облике может идти речь? Как и в других произведениях автора, не все так просто. Ее жизнь – запутана и полна трагизма. Но, прежде чем перейти к теме духовного подвига Сони Мармеладовой, стоит обратить внимание на ее семью.

Мармеладова Софья Семеновна (Соня) – персонаж романа Достоевского «Преступление и наказание»

Семья Сони Мармеладовой

Соня рано осталась без матери. Возможно, это и сыграло главную роль в ее судьбе. На момент знакомства она живет с отцом (Семеном Захаровичем), мачехой (Катериной Ивановной) и троими ее детьми, оставшимся от первого брака.

Отец Сони Мармеладовой

Отец Сони, Мармеладов Семен Захарович – некогда уважаемый человек, титулярный советник. Сейчас – обычный алкоголик, который не в состоянии обеспечить семью. Мармеладовы находятся на грани. Со дня на день они рискуют остаться не то, чтобы без куска хлеба, а и без крова над головой. Хозяйка комнаты, которую снимает семья, то и дело грозится выгнать их на улицу. Соня чувствует ответственность за своего отца, ведь он вынес все ценные вещи, даже одежду своей супруги. Не в силах смотреть на происходящее, она решает позаботиться о семье сама. И выбирает для этого не самую достойную профессию. Но слово «выбирает» не совсем подходит к этой ситуации. А был ли у нее выбор? Скорее всего, нет! Именно в этом и заключается духовный подвиг Сони Мармеладовой. Обладая милосердным характером, она жалеет своего отца. По-своему. Не понимая, что он является причиной всех ее бед, она дает ему денег на водку.

Мачеха Катерина Ивановна

Мачехе Сони всего 30 лет. Что заставило ее выйти замуж за пятидесятилетнего Мармеладова? Не что иное, как нищенское положение. Мармеладов сам признается, что не пара такой гордой и образованной женщине. Он нашел ее в таком бедственном положении, что просто не мог не пожалеть ее. Будучи офицерской дочерью, она также сделала духовный подвиг, согласившись выйти замуж за Мармеладова во имя спасения своих детей. Родственники отказались от нее и не оказывали никакой помощи. Достоевский как нельзя лучше описал жизнь самых бедных слоев населения России тех времен: с какими трудностями они столкнулись, что им пришлось пережить и т.д. Катерина Ивановна – женщина с высшим образованием. Она обладает чрезвычайным умом и бойким характером. В ней прослеживаются черты гордости. Именно она подтолкнула Соню стать девицей легкого поведения. Но и этому Достоевский находит оправдание. Как и любая другая мать, она не в состоянии выносить плач голодных детей. Одна, сказанная сгоряча фраза, становится роковой в судьбе ее падчерицы. Сама Катерина Ивановна и подумать не могла, что Соня всерьез воспримет ее слова. Но, когда девушка вернулась домой с деньгами, и легла на кровать, накрывшись платком, Катерина Ивановна становится перед ней на колени и целует ее ноги. Она плачет навзрыд, прося прощение за падение падчерицы. Конечно, читатель может задаться вопросом: а почему она сама не пошла на этот путь? Не все так просто. Катерина Ивановна больна туберкулезом. Чахоткой, как его называли в то время. С каждым днем ей становится все хуже и хуже. Но она продолжает выполнять свои обязанности по дому – готовить, убирать и обстирывать всех членов своей семьи. На тот момент ее падчерице было 18 лет. Катерина Ивановна понимала, какую жертву ей пришлось принести ради абсолютно чужих для нее людей. Можно ли этот поступок назвать духовным подвигом Сони Мармеладовой? Конечно, да. Мачеха никому не позволяла плохо отзываться о ней, она ценила ее помощь.

Дети Катерины Ивановны

Что касается детей Катерины Ивановны, то их было трое. Первая – Поля, 10 лет отроду, второй – Коля 7 лет, и третья – Лида 6 лет. Катерина Ивановна – женщина с непростым характером. Она бойкая и эмоциональна. Соне не раз перепадало от нее, но она продолжает уважать ее. Детей Катерины Ивановны Соня воспринимает не как сводных, а как собственных, родных по крови братьев и сестер. Они любят ее не меньше. И это также можно назвать духовным подвигом Сони Мармеладовой. Катерина Ивановна относится ко всем с сильной строгостью. Она не выносит плача, даже если дети плачут от голода. В разговоре с Раскольниковым Мармеладов упоминает, что и им, бедным детишкам, сильно перепадает от матери. Раскольников сам убеждается в этом, когда ненароком попадает в их дом. Испуганная девочка стоит в углу, маленький мальчик плачет навзрыд, как будто его только что сильно избили, а третий ребенок спит прямо на полу.

Внешность Сони Мармеладовой

Внешность Сони Мармеладовой

Соня Мармеладова обладает милой внешностью. Она худа, светловолоса и голубоглаза. Раскольников находит ее совсем прозрачной. Соня носила одежду двух видов. Для недостойной профессии она всегда одевала свое неприличное платье. Впрочем, это были те же лохмотья. Это было разноцветное платье с длинным и нелепым хвостом. Огромный кринолин загромождал весь проход. Соломенная шляпка была украшена ярко огненным пером. На ногах были светлые ботинки. Сложно и представить себе более нелепый образ. Она была унижена и разбита и стыдилась своего внешнего вида. В обычной жизни Соня одевалась скромно, в ничем не привлекающую к себе внимания одежду.

Комната Сони Мармеладовой

Для того чтобы оценить духовный подвиг Сони Мармеладовой, стоит ознакомиться и с ее комнатой. Комната… Это слово слишком величественно для того помещения, в котором она обитала. Это был сарай, убогий сарай с кривыми стенами. Три окна открывали вид на канаву. В ней почти не было мебели. Из немногих предметов интерьера – кровать, стул и стол укрытый синей скатертью. Два плетеных стула, простенький комод… Это все, что было в комнате. Пожелтевшие обои говорили о том, что зимой комната становилась сырой и неуютной. Автор подчеркивает то, что у кроватей не было даже занавесок. Соня была вынуждена переехать сюда после того, как стала на неправедный путь. Жить с семьей было неприлично, так как все стыдили их за это и требовали хозяйку дома немедленно выселить Мармеладовых.

Что объединяет Соню Мармеладову и Раскольникова

Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя произведения «Преступление и наказание». Их объединяет одно – нарушение законов Божиих. Это две родственных души. Она не может оставить его в одиночестве и отправляется на каторгу вслед за ним. Это еще один духовный подвиг Сони Мармеладовой. Сам Раскольников невольно ассоциирует Соню со своей сестрой, которая решает выйти замуж за престарелого господина во имя спасения своего брата. Во всем произведении прослеживается готовность женщин жертвовать собой. В то же время автор пытается подчеркнуть духовную несостоятельность мужчин. Один – пьяница, другой – преступник, третий – чрезмерно жаден.

В чем именно заключается духовный подвиг Сони Мармеладовой

На фоне остальных персонажей произведения Достоевского Соня является воплощением самопожертвования. Раскольников во имя справедливости не замечает ничего происходящего вокруг. Лужин пытается воплотить идею капиталистического хищничества.

Почему Соня Мармеладова решилась на духовный подвиг и занялась проституцией? Ответов много. Прежде всего, для того, чтобы спасти умирающих от голода детей Катерины Ивановны. Подумать только! Каким чувством ответственности должен обладать человек перед абсолютно чужими людьми, чтобы решиться на такое! Второе – это чувство вины за собственного отца. Могла ли она поступь по-другому? Вряд ли. За всю историю никто не услышал от нее слов осуждения. Она никогда не просит большего. Каждый день наблюдая, как дети страдают от голода, видя, что у них нет самой необходимой одежды, Соня понимает, что это обычный тупик.

Духовный подвиг Сон Мармеладовой заключается в ее готовности принести себя в жертву. Ее образ и нравственные соображения близки народу, поэтому автор не осуждает ее в глазах читателя, а пытается вызвать сочувствие и сострадание. Она наделена такими чертами, как смирение и всепрощение. Но именно главная героиня спасает душу того самого Раскольникова и тех, кто был на каторге вместе с ним.

Соня Мармеладова является прекрасным сочетанием Веры, Надежды и Любви. Она никого не осуждает за совершенные грехи и не призывает искупить их. Это самый светлый образ! Духовный подвиг Сони Мармеладовой заключается в том, что она сумела сохранить чистую душу. Несмотря на процветание позора, подлости, обмана и злобы.

Она заслуживает самой высокой человеческой оценки. Сам Достоевский называет пару Сони и Раскольникова никак иначе, как блудница и убийца. Ведь именно так они и выглядят в глазах богатых людей. Он пробуждает их к новой жизни. Их воскрешает вечная любовь.

Роман «Преступление и наказание»
Петербург, дом Раскольникова

Мы привыкли к тому, что о хозяине часто говорит его жилище: так и в быту, и в художественной литературе. Однако, у Ф.М. Достоевского большинство героев вынуждены жить в обстановке, которая их губит, притесняет, разрушает. Это не они выбрали себе дом, а жизнь загнала их в подобные жилища. Эта тенденция характерна практически для всех персонажей.

Если бы Раскольников мог купить себе дом, едва ли бы он выбрал ту каморку, в которой ему приходится обитать. Жильё главного героя находилось “под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру”. Красивый молодой юноша (“замечательно хорош собою”, “строен”) помещён автором в убогую, неказистую похожую на морскую каюту, клетку, комнатку.

Кроме того, проходя в свои “покои” Родион вынужден постоянно проходить мимо хозяйской кухни. Это делает его положение ещё более унизительным, учитывая то, что герой должен хозяйке крупную сумму за жильё.

Для сравнения: старой отвратительной процентщице автор “выдаёт” просторный уютный, красивый дом с богатой обстановкой, где всё сияет чистотой. Противопоставление души героя и его пристанища яркий художественный приём в творчестве М. Ф. Достоевского.

Описание комнаты Раскольникова: интерьер, вид из окна, синонимы жилища

Для описания внутреннего состояния главного героя в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский использует психологические приёмы. Именно поэтому автор немало повествует об окружающей обстановке. Описание комнаты Раскольникова подчеркивает общий удручающий характер произведения и помогает понять причины поступков и некоторые черты личности самого обитателя помещения.

Вынужденное прозябание

Как в литературе, так и в быту о хозяине может рассказать его жилище. У Достоевского же большинство персонажей поневоле должны существовать в обстановке, губящей людей, притесняющей, уничтожающей. Это обстоятельства загнали героев в такие дома, а не они выбрали их себе самостоятельно. Такая концепция характерна фактически для каждого персонажа.

Обладая другими возможностями, герой мог бы позволить себе более благоприятное жилье, нежели то, в котором он сейчас прозябает. Описание каморки Раскольникова было таковым: «походила более на шкаф, чем на квартиру».

Эта цитата из произведения показывает, насколько крохотным было его место обитания. Автор поместил молодого юношу красивой наружности в жалкую, унылую, напоминающую морскую каюту комнатку или, что больше подходит под описание, клетушку.

Помимо всего прочего, Раскольникову, чтобы попасть в свое жилище, ежедневно приходилось идти через хозяйскую кухню. Это еще больше унижало его, так как он должен за аренду квартиры немалую сумму денег.

Автор для сравнения показывает дом отвратительной старухи-процентщицы: комфортный, приятный и благоустроенный, все в нем сверкает чистотой. Антитеза между душой героя и местом, в котором он живет — яркое изобразительное средство, применяемое М. Ф. Достоевским в своем творчестве.

Отношение Раскольникова к своей комнате

Родион терпеть не мог то место, где жил. Он чувствовал, как оно уничтожает его душу и тело. Описание жилища Раскольникова показывает, насколько оно не соответствует обитающему в нем человеку:

  1. Здесь отсутствует жизненная атмосфера.
  2. Нет простых вещей для гигиены и быта.

Засаленный крошечный диван так же не подходил герою, как и его удручающее, унылое существование. Утонченная внешность студента никак не вписывалась в безобразную обстановку. Он потухает, ему хочется больше пространства, свободы, границы действуют на психику.

В подобных домах даже элементарно нет кухни, едой жильцов обеспечивали сами хозяева. Но так как Раскольников задолжал денег, ему приходилось питаться в трактирах.

Окна квартиры смотрят на двор, откуда постоянно доносятся пьяные крики. Пейзаж, который приходилось ежедневно наблюдать, герою уже изрядно надоел: он такой же неприветливый, как и то место, где жил Раскольников.

Внешнюю обстановку, окружающую героя, автор обрисовывает в грязно-жёлтых оттенках, что придает образу ещё более мрачный вид, подчеркивает ситуацию, выхода из которой нет.

В тексте у квартиры достаточно большое количество синонимов:

  • каморка;
  • шкаф;
  • сундук;
  • каюта;
  • гроб;
  • угол.

Для нормальной жизни ни одно из этих определений не подходит. Примечательно, что ни автор, ни герой не называют это жильё домом.

Клетушка в шесть шагов

Эта комната — в какой-то степени прибежище, в котором отсутствует уют, теплота, исчезла жизнь и движение. Раскольников целыми днями лежит на грязном и оборванном диване, не ходит в университет.

Из-за запущенности, недостатка настоящих эмоций и ярких красок квартира напоминает гроб.

Родион большое количество времени проводит в ней не двигаясь, ему нечем дышать, не хватает пространства, его тошнит от осознания той мысли, что он не может жить по-настоящему.

Рукописи студента-бедняка, покрытые пылью, и сломанная мебель подчёркивают его мертвое существование. Все окружение не просто описывает жизнь Раскольникова — это крик, что предначертано человеку, который вынужден волочить свое жалкое существование в комнатке, напоминающей клетку. Даже мать героя замечает, как место его обитания оказывает на сына влияние.

Описание жилищ других персонажей

В романе отсутствуют абсолютно положительные герои. Угнетающая атмосфера безнадежности окутала практически все.

Достоевский описывает другой Петербург: тот, где люди живут в «клетушках», а время проводят в небольших мастерских, где практически нет воздуха, или в вонючих кабаках.

Автор применяет много прилагательных, создающих этот самый отвратительный мир, который хочется немедленно покинуть.

Немаловажную роль играет описание интерьеров в комнатах, где проживают другие герои романа. Жилище Мармеладовых оказывает еще более мерзкое впечатление, чем конура Раскольникова. Оно выглядело ужасно и безобразно. Вся семья прозябала в холодном углу, разделенном занавеской. Там была кровать, 2 стула, диван и стол из сосны. Постоянно стоял смрад.

Комната Сони Мармеладовой выглядела ничем не лучше: желтые потертые обои снизу одолела черная плесень. Она была сырой, поэтому тоже создавала впечатление убогого места.

Старухина квартира также на стенах имела желтые обои, окна закрывались занавесками, подоконники разместили на себе цветы герани.

Намного больше была квартира Порфирия Петровича — человека, расследовавшего убийство старухи. Относительно всех остальных он жил еще нормально. В комнате имелся столик небольшого размера и достаточно удобный диван. Кабинет имел средний размер. Это помещение сразу выдавало то, чем именно занимался герой.

Таким образом, Достоевский поместил всех персонажей в условия, соответствующие их характерам. Удручающий вид помещений ярче выделяет самих героев и помогает понять причины их поступков.

Отношение Раскольникова к своей комнате

Главный герой ненавидит своё жилище. Оно разрушает его и морально и физически. Отсутствие атмосферы жизни, элементарных вещей для быта и гигиены подчёркивает её несоответствие персонажу. “Грязный…мизерный диван” так же не подходит Раскольникову, как и его тягостное, безрадостное существование. Аристократичная внешность студента не вяжется с уродливой обстановкой. Он гаснет, ему тесно, хочется свободы, границы давят на сознание.

Окна квартиры выходят во двор, где слышны пьяные крики, ругань. “Пейзаж”, открывающийся из окна промозолил глаза квартиранту, он такой же безрадостный, как и его жильё изнутри. Грязно-жёлтые оттенки, которые использует автор для описания пространства героя придают его образу ещё более печальный плачевный вид, подчёркивают безвыходность ситуации. Квартира в произведении имеет, на удивление много синонимов: каморка, угол, шкаф, каюта, гроб, сундук. Не одно из этих названий не подходит для настоящей жизни. Домом жильё не называет никто – ни автор, ни герой.

Интерьер и его значение в романе ф.м. достоевского «преступление и наказание»

  • Готовые школьные сочинения
  • Интерьер и его значение в романе Ф
  • Интерьеры в романе «преступление и наказание»
  • Описание комнаты героев романа преступление и наказание
  • Описание комнаты Сони Мармеладовой
  • Описание комнаты
  • Сочинение: Социальные мотивы преступления Раскольникова в романе Достоевского Преступление и наказание
  • Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф

Готовые школьные сочинения В романе «Преступление и наказание » мы встречаемся не с парадной стороной прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку. Петербург Достоевского — это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым.

Жизнь, размером в шесть шагов

“Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной” – так характеризует автор квартиру Раскольникова. Эта комната – своего рода пристанище, где нет тепла, уюта, нет жизни и движения. Раскольников перестаёт посещать университет, проводит дни, лёжа на оборванном, грязном диване. Запустение, отсутствие ярких красок и живых эмоций – делает квартиру похожей на гроб. Родион проводит в ней много времени без движения, ему душно и тесно, тошно от невозможности жить по-настоящему. Автор именно так и описывает жизненное пространство героя: “дурная квартира…точно гроб…”.

Сломанная мебель и покрытые пылью рукописи на столе студента-бедняка подчёркивают его “неживое” существование. Это описание не просто говорит о жизни героя, оно кричит о том, что предопределено человеку, вынужденному жить “в клетке”, низком чердаке, непригодном для полноценной жизни. Даже мать Родиона замечает, что дом оказывает влияние на сына – делает его “меланхоликом”, давит и угнетает.

В нашей статье изложено подробное описание комнаты Раскольникова с цитатами и анализом символики. Этот материал может быть полезен для написания творческих работ и характеристики образа главного героя романа.

Дом раскольникова преступление и наказание

В романе Достоевского “Преступлении наказание” интерьеры изображены в уродливых, мрачных, давящих тонах. Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам. Примером тому может служить привлекательный портрет Раскольникова и комната, в которой он живет: нищенская, напоминающая гроб или шкаф, с низким потолком, с желтыми выцветшими обоями.

В то судьбоносное время в России было уже несколько известных адвокатов и правоведов по фамилии Мандельштам. С другой стороны, из студентов-юристов нередко получались поэты и литераторы: наряду с Блоком, Гумилёвым, Ходасевичем, Шенгели изучали право Шестов, Алданов, Левидов, Паустовский.

Однако тот же Троцкий со своим искусством восстания, с интуицией и опытом потерпел полное поражение через несколько лет в борьбе со Сталиным (не говорю о 1905 годе). Можно сказать, конечно, нашла коса на камень: Сталин оказался еще более великим мастером, чем он.

Обстановка гостиничного номера Свидригайлова, в котором он проводит свою последнюю ночь накануне самоубийства, также наполнена символичным значением. Комната похожа на клетку, стены напоминают сколоченные доски, что наводит читателей на мысль о гробе, намекая на предстоящие события.

В Петербурге Достоевского 300. Это описание комнаты Сони Мармеладовой. Такое описание обстановки, окружающей героев называется интерьером. К вопросам.

Почти во всех жилищах персонажей романа интерьер свидетельствует о крайней нищете их хозяев, а, кроме того, о неустроенности в жизни, отсутствии уюта и душевного тепла. Герои не защищены в своих домах, не могут укрыться в них от проблем и несчастий. Кажется, что даже по отношению к своим жильцам, эти комнатушки выявляют неприветливость и отчужденность, гонят их на улицу.

Жилище Сони автор описывает подробно, потому что оно не только “отпечаток” (“снимок”) ее греховности, ее искалеченной души и страданий, но еще и часть души Раскольникова, судьба которого теперь в Сони-ных руках. Описывая комнату этой героини, Достоевский подчеркивает мерзость запустения.

Но в продолжение романа с героями случаются различные происшествия, которые полностью меняют их внутреннее состояние. Совершенное Раскольниковым убийство находит отражение в его портрете. Если в первой характеристике писатель отмечает “прекрасные темные глаза” Раскольникова, то после совершенного им убийства мы уже видим “черные воспаленные глаза”.

Описание комнаты Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

Описание комнаты Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» выполняет ключевую роль, потому что именно она оказала основное влияние на формирование душевного состояния главного героя. Убогая каморка, которая являлась местом жительства студента, загоняла его сознание в жёсткие рамки, любые мысли о чём-то великом тут же исчезали подавленные беспомощным отчаянием. Его душевное состояние напрямую зависело от того, где он находился. Автор охарактеризовал квартиру своего героя так: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной». В этом пристанище не было места для тепла, уюта и жизни в целом. Верно подметила мать Раскольникова, сказав, что такая комната способна только увеличить уже имеющуюся меланхолию, а то и стать её причиной вовсе. Главный герой всем сердцем ненавидел своё жилище, оно давило на него и разрушало любое проявление ещё оставшейся нравственности. Раскольников со своим внутренним аристократизмом не вписывался в окружающую среду, ему хотелось свободы, а стены ограничивали все его душевные позывы и стремления. Даже за стенами квартиры не было места достойной жизни, окна каморки выходили во двор, откуда всё время доносились пьяные крики и беспрестанная ругань представителей низов социальной лестницы. Пейзаж за окном соответствовал внутреннему убранству помещения, в котором был вынужден находиться Раскольников. Главный герой был настолько подавлен своей жизненной неустроенностью и безысходностью, что не только бросил учёбу в университет и перестал общаться с людьми, но и запустил свой внешний вид, начиная соответствовать окружающей обстановке.

В начале романа писатель описывает комнату лишь в общих чертах и только через двадцать страниц даётся более подробное описание, которое является виденьем самого Раскольникова, окидывающего её взглядом: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову».

Комната, действительно, была настолько мала, что походила больше на шкаф, чем на жилое помещение. Она была сильно захламлена, никому не нужные вещи повсюду громоздились, создавая только почву для образования пыли. Спёртый воздух, образующий духоту и теснота доводили до полуобморочного состояния, поэтому неудивительно, что Родион не мог там находиться. В такой обстановке не могут прийти в голову положительные мысли. У бедного студента не было даже подушки, чтобы нормально выспаться, её заменял какой-то клочок ткани, неизвестного происхождения. Раскольников жил настолько убого и мрачно, что даже Соня Мармеладова, сама находясь в бедственном положении, пришла в ужас, когда переступила порог его квартиры. Любой предмет, находившийся в распоряжении Родиона, символизировал полнейшую нищету: мизерный диван, испорченные стулья, грязные и оборванные обои, у него не было даже одеяла и простыни.


Ф.М. Достоевский при описании окружающей обстановки главного героя романа использует серый и жёлтый цвет, которые символизируют болезнь, страдания, бедность. Жёлтые обои не только свисали обрывками в комнате Раскольникова, а были и у Сони, старухи-процентщицы, в кабинете Порфирия Петровича. Они являются символом уныния и усталости от самой жизни, которая полна несправедливости.

У комнаты Раскольникова очень много синонимов в романе: каморка, гроб, шкаф, сундук, клетушка, угол, каюта, и ни одно из этих названий не обозначает помещение пригодное для полноценной жизни. Достоевский не один раз обращает внимание на крохотные размеры квартирки. Домом это жильё не называется ни разу, ни Родионом, ни самим писателем. Главный герой чувствует себя здесь, как в тюрьме и больше всего на свете мечтает из неё выбраться.

Именно в этих четырёх стенах Раскольников выносил план убийства старухи-процентщицы, здесь зародилась теория о разделении человечества на два вида: право имеющих и «тварей дрожащих». Мысль о продолжении подобного существования делали убийство не таким уж и страшным проступком, это был единственный возможный выход из сложившейся ситуации. Окружающая нищета породила чувство своей неполноценности и ненужности в этом мире, Раскольников стыдился бедности, поэтому остро реагировал на социальную несправедливость.

Городской пейзаж Петербурга тоже соответствует внутреннему состоянию главного героя. Описание череды унылых улиц, лестниц, публичных домов, рыночных площадей и кабаков является подходящим фоном для заблудившегося сознания Раскольникова. Петербург враждебно настроен ко всем своим жителям и не приемлет перемен по их инициативе. В романе «Преступление и наказание» нет ничего случайного, каждая деталь содержит в себе особый смысл, помогает раскрытию авторского замысла.

Дом, в котором жил придуманный Ф.М. Достоевским персонаж, не был вымышленным. Сейчас на его стене висит памятная доска, на которой запечатлены слова Д. Гранина и Д. Лихачёва: «Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества». Выше мемориальной доски находится портрет писателя, создавшего мировой шедевр художественной литературы. Дом Раскольникова – место своеобразного паломничества тех, кто покорён творчеством Фёдора Михайловича.

Читайте также: