Как выразить недоверие главе местной администрации занимающему должность на контрактной основе

Опубликовано: 02.10.2024

Вправе ли председатель представительного органа муниципального образования требовать у главы местной администрации отчет о проделанной работе структурного подразделения местной администрации?

В федеральном законодательстве не содержится термина «структура местной администрации». Что следует понимать под этим термином? Нет единого подхода к оформлению структуры местной администрации. Возможно, следует внести соответствующие изменения в федеральное законодательство?

Должны ли органы местного самоуправления привести в соответствие с Федеральным законом №131-ФЗ положения об отраслевых (территориальных) органах местной администрации, зарегистрированных в установленном законом порядке до вступления в силу Федерального закона № 131-ФЗ, если положения о таких органах были утверждены распоряжением (иным актом) главы местной администрации, а не представительным органом?

Каково содержание понятия «структура местной администрации»? Может ли представительный орган в муниципальных правовых актах по тем или иным вопросам указывать конкретные органы местной администрации в качестве ответственных за реализацию определенных полномочий (функций)? Являются ли работники органов местной администрации сотрудниками администрации (муниципальными служащими)? Какое должностное лицо заключает договор (контракт) с ними?

В случае, если полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно, должен ли представляться отчет о результатах деятельности главы местной администрации и деятельности местной администрации? Какое должностное лицо должно его представлять?

Является ли глава местной администрации, назначенный на эту должность по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение указанной должности, выборным должностным лицом местного самоуправления?

Должен ли быть расторгнут контракт с главой местной администрации в связи вступлением в силу обвинительного приговора суда? Может ли впоследствии указанное лицо быть принято, в том числе и на прежнюю должность по конкурсу?

В соответствии с уставом муниципального образования глава местной администрации муниципального района назначается на должность по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. Контракт с действующим главой заключен на пять лет и истекает в 2017 году (за 5 месяцев до окончания срока полномочий представительного органа муниципального образования). Он избирался в апреле 2012 года. Срок полномочий Совета народных депутатов муниципального района, назначившего действующего главу местной администрации, также составляет 5 лет и также истекает в 2017 году. Представительный орган избирался в сентябре 2012 года.

На какой срок и когда следует назначить нового главу местной администрации муниципального района?

При назначении половины членов конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации в поселении вновь избранным представительным органом поселения, может ли вторая половина конкурсной комиссии быть назначена исполняющим обязанности главы администрации района?

Каково правовое определение понятия «структура местной администрации»? Что это означает: перечень подразделений администрации и должностных лиц или перечень подразделений и должностных лиц с указанием устойчивых отношений и связей между ними?

Каков статус территориальных, отраслевых и функциональных подразделений местной администрации и порядок осуществления ими действий от имени местной администрации?

Могут ли органы местной администрации быть наделены функциями и полномочиями учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений?

Правомерно ли закрепление в уставе муниципального образования и иных муниципальных нормативных правовых актах положения о том, что местная администрация подотчетна и подконтрольна представительному органу?

Кто вправе привлечь главу администрации, назначенного на эту должность по контракту, к дисциплинарной ответственности: глава муниципального образования или представительный орган муниципального образования?

1. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

2. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой местной администрации муниципального района, городского округа с внутригородским делением заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.

3. Условия контракта для главы местной администрации поселения, внутригородского района утверждаются представительным органом поселения, внутригородского района, а для главы местной администрации муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения - представительным органом муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, условия контракта в части осуществления полномочий по решению вопросов местного значения для главы местной администрации муниципального района, на которого возлагается исполнение полномочий главы местной администрации поселения, утверждаются представительным органом муниципального района по согласованию с представительным органом такого поселения.

4. В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, внутригородского района, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения - уставом муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

5. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

В муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой местной администрации соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.

В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна четвертая - представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

6. Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

6.1. Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:

1) подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;

2) представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;

3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

7. Местная администрация обладает правами юридического лица.

8. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

9. Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Глава местной администрации не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

9.1. Глава местной администрации должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

10. Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае:

2) отставки по собственному желанию;

3) расторжения контракта в соответствии с частью 11 или 11.1 настоящей статьи;

4) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 настоящего Федерального закона;

5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

11) преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 3.1-1, 3.2, 3.3, 4 - 6.2, 7 - 7.2 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;

12) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

13) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом;

14) вступления в должность главы муниципального образования, исполняющего полномочия главы местной администрации.

11. Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи;

2) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи;

3) главы местной администрации - в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

11.1. Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут в судебном порядке на основании заявления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", выявленными в результате проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

12. В случае досрочного прекращения полномочий главы местной администрации либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или уполномоченный муниципальный служащий, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. Контракт с главой местной администрации муниципального района, представительный орган которого формируется в порядке, когда представительный орган может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в установленном порядке, заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.

Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения – представительным органом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения - уставом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

Члены конкурсной комиссии поселения назначаются представительным органом поселения. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе), внутригородском муниципальном образовании города федерального значения две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения, а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В случае, когда уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения, при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна треть членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна треть – представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а одна треть законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:

1) подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;

2) представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;

3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Местная администрация обладает правами юридического лица.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Глава местной администрации не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Глава местной администрации должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае:

2) отставки по собственному желанию;

3) расторжения контракта;

4) отрешения от должности;

5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

11) преобразования муниципального образования, а также в случае упразднения муниципального образования;

12) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

13) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом;

14) вступления в должность главы муниципального образования, исполняющего полномочия главы местной администрации.

Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением установленных ограничений;

2) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также в связи с несоблюдением установленных ограничений;

3) главы местной администрации - в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Не так давно обратил внимание, что ряд местных администраций в Дагестане издаёт постановления и распоряжения за подписью заместителей. В этой связи возник у меня резонный вопрос: возможно ли издание заместителями главы местной администрации постановлений и распоряжений? Взяв на вооружение разъяснения профильного комитета Госдумы попытаемся разобраться.

По данному вопросу Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и местному самоуправлению были даны обстоятельные разъяснения (см. сайт комитета -http://komitet4.km.duma.gov.ru/Voprosy-i-otvety/Federalnyj-zakon-ot-6-oktyabrya-2003-god/Municipalnye-pravovye-akty/Sistema-municipalnyh-pravovyh-aktov-Stat/item/427043/).

В соответствии с ч. 4 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам, указанным в ч.6 данной статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. При этом нормы ч. 6 указанной статьи предусматривают, что глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Из указанных положений Федерального закона № 131-ФЗ следует, что в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации, правом издания постановлений и распоряжений местной администрации обладает только одно лицо – глава муниципального образования. Возможность передачи полномочий по изданию постановлений и распоряжений местной администрации – органа местного самоуправления иным должностным лицам нормами Федерального закона № 131-ФЗ не предусмотрена. При этом необходимо учитывать, что глава местной администрации руководит местной администрацией на принципах единоначалия (ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ).

В связи с изложенным полагаем, что помимо главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, издание постановлений и распоряжений местной администрации не может быть возложено на иных должностных лиц местного самоуправления, в том числе на заместителей главы муниципального образования. В случае, когда глава муниципального образования не может выполнять свои полномочия (отпуск, болезнь, командировка и т.д.), то тогда его полномочия в соответствии с уставом муниципального образования временно передаются, как правило, одному из его заместителей, который подписывает муниципальные правовые акты от имени местной администрации исключительно в качестве исполняющего обязанности главы муниципального образования.

Упомянутые нормы Федерального закона № 131-ФЗ также четко определяют и разграничивают компетенцию главы муниципального образования по вопросам издания постановлений местной администрации (по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации) и распоряжений местной администрации (по вопросам организации работы местной администрации).

Согласно ч. 4 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ помимо постановлений и распоряжений местной администрации глава муниципального образования вправе издавать постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами (например, созывать сход граждан, назначать публичные слушания, назначать собрания граждан и др.). При этом следует отметить, что исходя из анализа правоприменительной практики, как правило, постановления органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления носят нормативный характер, а распоряжения – ненормативный характер.

Нормы ч. 7 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривают, что иные должностные лица местного самоуправления (в частности, заместители главы муниципального образования, руководители структурных подразделений местной администрации) могут издавать лишь распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования. Например, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации заместители главы города могут наделяться правом издавать распоряжения и приказы по вопросам организации и деятельности находящихся в их подчинении структурных подразделений местной администрации.

Таким образом, позиция комитета такова, что заместитель главы местной администрации однозначно не вправе издавать постановления по вопросам местного значения. Право же издания распоряжений и приказов ограничивается кругом полномочий, определенных распределением обязанностей (сферой курирования).

Органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. (Из ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Далее по тексту – Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ)

Порядок формирования органов местного самоуправления, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. (Ст.34 ч.3 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ)

Примечание. До 2014 года порядок формирования органов местного самоуправления определялся только уставом муниципального образования. Изменения, внесенные в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ в 2014 году, позволили органам государственной власти субъектов РФ определять порядок выборов глав муниципальных образований и оказывать решающее влияние на их результаты, что усилило зависимость органов местного самоуправления от органов государственной власти.

Вопрос 1. Представительный орган муниципального образования

- представительный орган муниципального района и города с внутригородским делением может состоять из глав и депутатов представительных органов муниципальных образований, входящих в его состав.

Численность депутатов определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

(Ст.35 ч.6 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ)

Так, например, численность населения Архангельска составляет около 350 тыс. человек. Соответственно, Архангельская Городская Дума состоит из 30 депутатов, из них: 15 депутатов избираются по мажоритарной системе по одномандатным округам, а еще 15 - избираются по пропорциональной системе - т.е. по партийным спискам. (Статья 20 Устава МО "Город Архангельск").

В исключительной компетенции представительного органа находятся:

• принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку и т.д.

Представительный орган муниципального образования также имеет право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта федерации ( ст.6 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации")

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней.
Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен большинством не менее двух третей депутатов представительного органа, то он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней.

(Ст.35 ч.13 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ)

Структура представительного органа определяется его регламентом и уставом муниципального образования.

Например, Регламент, утверждённый решением Архангельского городского Совета депутатов (так до 01.01.2011г. назывался представительный орган МО «г.Архангельск») от 25.12.1998 N346 с последующими изменениями, предусматривает что в структуру Архангельской городской Думы входят: председатель, три его заместителя, постоянные комиссии, рабочие группы, депутатские объединения (фракции и депутатские группы), аппарат (для обеспечения работы Думы) и его руководитель.

На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов, которым запрещается заниматься предпринимательской и оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ст.40 ч.7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Так, Уставом МО «г.Архангельск» предусмотрено, что в Архангельской городской Думе на постоянной основе могут работать не более трех депутатов (10%*30=3). Решениями Архангельской городской Думы очередного созыва от 1.10.2018 года №№ 1, 2 и 5 для работы на постоянной основе избраны председатель, один из его заместителей и один депутат (руководитель фракции ЛДПР).

Представительный орган городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа обладает правами юридического лица в силу закона, а в иных муниципальных образованиях – если это предусмотрено уставом (ст.35 ч.9 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Вопрос 2. Глава муниципального образования.

- высшее должностное лицо муниципального образования ( Статья 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Полномочия главы муниципального образования:

• обеспечивает решение органами местного самоуправления вопросов местного значения и осуществление ими отдельных государственных полномочий.

Глава муниципального образования избирается:

половина которой назначается представительным органом муниципального образования, а половина - главой субъекта РФ (См. ст.36 ч.2.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ). Указанный порядок избрания главы муниципального образования был введен в 2014 году, одновременно с внесением изменений, предоставивших органам государственной власти субъектов РФ право определять порядок формирования органов местного самоуправления.

Правомерность подобных изменений, ограничивших возможность избрания главой муниципального образования кандидата, не согласованного с главой субъекта РФ, была подтверждена Решением Конституционного суда РФ от 1.12.2015г. №30-П 2015 ("Иркутское дело"). Однако двое судей КС РФ с этим решением не согласились и выступили с особым мнением.

В настоящее время в 79 из 83 городов - столиц субъектов РФ главы муниципальных образований избираются из числа лиц, отобранных конкурсной комиссией, т.е. под контролем глав соответствующих субъектов РФ.

Так, например, 17.11.2015 конкурсной комиссией для избрания Главой МО «Город Архангельск» была предложена кандидатура Годишь Игоря Викторовича, который 25.11.2015 был избран на сессии Архангельской городской Думы и с 4.12.2015 является главой муниципального образования «Город Архангельск». До 2015 года Глава МО «г.Арханегельск» избирался на муниципальных выборах. В 2008-2015 годах Главой МО (мэром) избирался Павленко Виктор Николаевич, ставший в 2015 году членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Губернатора Архангельской области.

Глава муниципального образования, помимо своей должности, всегда исполняет обязанности либо председателя представительного органа, либо главы местной администрации:

Если глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах, то (в зависимости от положений устава муниципального образования) он либо исполняет полномочия председателя представительного органа, либо возглавляет местную администрацию.

Если глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава (из числа депутатов), то он не может возглавить местную администрацию, а исполняет обязанности председателя представительного органа.

Если глава муниципального образования избирается представительным органом из числа кандидатов, отобранных конкурсной комиссией, то он не вправе стать председателем представительного органа, а возглавляет местную администрацию.

Глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа и главой местной администрации, за исключением сельских поселений и внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, где одно лицо вправе совмещать эти три должности (Ст.36 ч.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Вопрос 3. Местная администрация

- исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (Ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Полномочия местной администрации определяются уставом муниципального образования.

Читайте также: