Как знакомить детей с профессиями взрослых

Опубликовано: 04.07.2024

Мидонова Светлана Борисовна

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС к структуре ООП ДО, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей. В соответствии с ФГОС ДО содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

ВложениеРазмер
publikatsiya_3.docx 27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Ознакомление детей дошкольного возраста

с профессиями и трудом взрослых»

воспитатель 1 квалификационной категории

Мидонова Светлана Борисовна

Термин «профессия» (лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы.

Профессия может объединять несколько специальностей. Врач – хирург, окулист, терапевт, стоматолог и т. д. Учитель- истории, географии, математики и т.д. Инженер – инженер-строитель, инженер-конструктор, инженер по технике безопасности

Есть понятие – занимаемая должность. Это круг обязанностей, которые исполняет человек независимо от специальности. – директор, зав. отделом, заместитель директора, помощник воспитателя, ст. воспитатель

Профессии имеют свою классификацию

Связанные с медицинским обслуживанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой

Связанные с созданием конструкций, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники

Связанные с текстом, цифрами, формулами и таблицами, чертежами, схемами, звуковыми сигналами

Связанные с созданием художественных произведений, проектированием, моделированием, с воспроизведением изделий по эскизам

Связанные с изучением живой и неживой природы, уходом за животными и растениями, с лечением заболеваний растений и животных

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС к структуре ООП ДО, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей. В соответствии с ФГОС ДО содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • развитие трудовой деятельности;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека».

Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность.

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

Однако необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде взрослых.

Педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время (каким бы далеким оно не казалось) могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому в перспективе ставятся следующие цели:

  • формирование осознания того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это по сути основа жизни;
  • воспитание чувства уважения к людям труда и результатам их деятельности;
  • знакомство с представителями тех или иных профессий, спецификой их работы: выполняемыми ими трудовыми навыками, развитие их трудовых способностей.

Ознакомление с трудом взрослых и профессиями должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.

Вся работа, осуществляемая в ДОУ в этом направлении, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практические сферы личности ребенка. Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовывать различные виды деятельности, подчиненные одной цели – ознакомлению с той или иной профессией.

Данная работа организуется через следующие виды деятельности:

совместную деятельность взрослого с детьми:

- через НОД, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);

- через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т.д.)

-самостоятельную деятельность детей;

-взаимодействие с семьями воспитанников;

-организацию взаимодействия с учреждениями социума.

Организация работы с детьми

При построении образовательного процесса с детьми используются такие формы работы, как:

организованная непосредственно образовательная деятельность;

совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий;

самостоятельная деятельность ребенка;

познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка;

наблюдения за трудом взрослых;

чтение художественной литературы;

целевые прогулки и экскурсии;

экскурсии и встречи с людьми разных профессий;

встречи с интересными людьми;

живой пример окружающих взрослых.

Что необходимо знать дошкольнику о профессии?

Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.

Если младшие дошкольники знакомятся с трудом взрослых на основе непосредственных наблюдений за трудовыми действиями (профессии в детском саду), то старших дошкольников больше привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за трудом взрослых. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность, трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.

Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых – наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Однако наглядное восприятие требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Знакомство с профессиями в ходе специально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить, непосредственно образовательной деятельности также способствуют расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе непосредственного общения с представителями профессий. Во время таких ситуаций интегрируются различные образовательные области, используются разнообразные методы и приемы (наглядные, словесные, практические, проблемно-поисковые, игровые).

Решение педагогических ситуаций может перерасти в проект. В последнее время используются все активнее проектные формы работы с детьми. Проведение исследований на темы профессий (возникновение, актуальность в мире, содержание деятельности) развивает познавательную, творческую активность детей, способствует формированию и систематизации знаний о труде людей.

Центральное место в работе отводится игре. Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:

  • получение сведений о профессиях от родителей;
  • от воспитателей детского сада;
  • от сверстников и детей более старшего возраста;
  • из своих наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми;
  • приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликацию и т.д.)

Вопрос: с какими профессиями необходимо знакомить детей в разных возрастных группах.

В младших группах происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными им профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач), повар, продавец.

В средних группах добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знание о профессиях родителей.

В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства, результатами их труда. Дети играют в магазин, аптеку, поликлинику. Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему транспорт совершенствуются знания Правил дорожного движения. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.

Детей седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями родного города. В сюжетно-ролевых играх изображают работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т.д.).

Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.

Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т.к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного.

Одной из форм работы может быть проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий. Беседы с родителями. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, а главное живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. Если есть возможность, можно сходить на экскурсию на место работы гостя.

Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, которые можно подарить в младшие группы. Родители привлекаются к проектной деятельности.


Баранова, Н. А. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых / Н. А. Баранова, Т. В. Гугуман, В. Ф. Попова, О. Г. Романенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 731-734. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16681/ (дата обращения: 25.05.2021).

Начинать знакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представления о мире взрослых, формирует уважение к труду и бережное отношение к вещам. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки. Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. Конечно, подавляющее большинство детей не имеют возможности наблюдать труд своих пап и мам на общественном производстве, но у взрослых и без того немало дел, которые могут и должны происходить на глазах у детей. Видя, как работают старшие, они с радостью займутся с ними уборкой помещения, стиркой, приготовлением обеда, будут копаться в саду, на огороде. Имея перед собой пример своих родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, приносить пользу людям.

А как это сделать? Вот в этом вопросе и заключается задача воспитателя. Воспитатель, учитывая психологические особенности ребенка; используя разные формы и методы, разрабатывает занятия, проводит экскурсии, беседы; подбирает подходящий иллюстрационный материал; знакомит с правилами сюжетно — ролевых игр; использует в своей работе литературный материал; загадки, стихи, пословицы, а также привлекает к этой работе родителей.

В ходе НОД повышаем уровень развития детей, систематизируем и обобщаем знания детей по теме: «Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых», совершенствую умение находить отличительные черты той или иной профессии, упражняю в умении находить предметы труда, который нужен для данной профессии, формируем умение обобщать и выделять главное. Развиваем у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности — речь, память, внимание, воображение, восприятие. Воспитываем уважение к профессиональной деятельности взрослых, прививаю любовь и заботливое отношение к людям труда, вызываю желание помогать, оказывать помощь близким. Проводим НОД в игровой форме.

Большое значение в своей воспитательной работе придаем знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Во время экскурсий в медицинский кабинет, дети узнали, что в нем хранятся — бинты, вата, шприцы, термометр, таблетки, йод. Все лекарства в кабинете хранятся в холодильнике; прививки, уколы тоже делают в медицинском кабинете. А из беседы с медсестрой детского сада дети узнали, чем она занимается: отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей, витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок. Что форма одежды медсестры: белый халат, обязательный головной убор, перчатки, если она делает укол или прививку.

На прачечной дети проявили активность в диалоге, интерес к профессии, узнали: какие машины стирают, отжимают и сушат белье. Где хранится чистое белье. Чем гладят белье, что прачка стирает, гладит, сушит.

Во время общения с людьми разных профессий, дети обратили внимание на их форму, рассуждали. В ходе наблюдения за конкретными трудовыми действиями помощника воспитателя старались раскрыть детям цель и мотив её деятельности, фиксируя внимание на каждом компоненте труда, объясняя необходимость. Например, столы не накрыты — нельзя обедать. О сервировке столов позаботится помощник воспитателя. Таким образом, мотив труда, его значимость раскрывали через осознание детьми их собственных потребностей. Внимание детей направляли на получение результата труда.

Отбор предметов труда осуществляли на глазах детей, предлагая малышам выполнить элементарные трудовые поручения — расставить на столы хлебницы, салфетницы. Это давало нам возможность поставить дошкольников в субъектную позицию, сделать из пассивных наблюдателей активными участниками трудового процесса, помощниками взрослого.

Беседуя с поваром, дети узнали, что:

- повару для работы нужны: нож, кастрюли, сковородки, мясорубка;

- форма одежды повара: белый халат, обязательный головной убор.

В утренние и вечерние часы проводили с детьми индивидуальные и групповые беседы: «Почему болят зубы?», «Мы — помощники в группе», «Как овощи попадают в детский сад?» и др. Дети рассказывали, где работают их родители, какие продукты покупают с мамой в магазине и т. д.

Для усиления эмоционального воздействия на детей использовали детскую художественную литературу, произведения К.Чуковский «Айболит»; А.Барто «Кораблик», «Грузовик»; Б.Заходер «Портниха», «Строители», «Шофер», пословицы и поговорки о труде: «Без труда — не вытащить и рыбку из пруда», «Сделал дело, гуляй смело», «Любишь с горки кататься — люби и саночки возить» и др.

Достижение желаемого результата в работе с детьми, по ознакомлению с трудом взрослых, невозможно без участия родителей. Мы попросили родителей, чтоб они сходили с детьми в парикмахерскую. Из беседы с парикмахером они узнали:

- парикмахеру для работы нужны: ножницы, фен, лак, расческа, краска для волос.

- парикмахер делает стрижки, прически.

Когда у человека красивая прическа, повышается уверенность в себе, настроение хорошее. Приятно смотреть на себя в зеркало, ухоженный внешний вид. Дали задание родителям, чтоб они придумали и обыграли дома игру с предметом — заместителем. Многие родители откликнулись на нашу просьбу. В течение года родители оказывали помощь в приобретении игрушек и развивающих игр, участвовали в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Играя в дидактические игры, с детьми закрепляли вид деятельности, орудия труда, специальную одежду; расширили кругозор и активизировали речь, развивали наблюдательность и логические способности. Так, играя в игру «Чьи вещи?» дети определяли вид деятельности по орудиям труда и профессиональным принадлежностям. В игре «Профессии» просили малышей рассказать о конкретном применении данного предмета, например: градусник нужен доктору, чтобы измерить температуру пациента (больного); плита необходима повару, чтобы готовить на ней пищу и т. д. При этом побуждали детей говорить полными предложениями, помогали им дополнительными вопросами, учили правильно строить ответ. Для решения дидактической задачи — знакомство с профессиями взрослых, нами используются такие игры с предметами: «Собери набор парикмахера» (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди — дети выбирают из множества разнообразных предметов). «Строитель» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке — игрушечные — кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак?

При помощи настольно-печатных игр устанавливали связь между предметами. Например, «Что нужно доктору?", «Что нужно парикмахеру?", «Что есть в магазине», и т. д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами. В игре «Отгадай, какую картинку спрятали?" Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти. Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи — знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.

Полученные представления дети отражали в сюжетно — ролевых играх на бытовую тематику: «Семья», «Больница», «Детский сад» и др. Конкретный образ обогащал игру и помогал детям отразить в ней свои представления о конкретном человеке, отношение к нему, вызывал желание подражать ему. Сюжетно — ролевая игра носит самостоятельный творческий характер. Самостоятельность детей проявляется в активном и своеобразном воспроизведении окружающего мира. Это воспроизведение зависит от воображения, условий, знаний и от опыта жизненного и игрового. Самостоятельный характер игры дает внутреннее ощущение свободы. Творчество проявляется в перевоплощении ребенка в образ взрослого человека, роль которого он взял.

Сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, что малыши, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, милиционера, не смогут разыграть роль милиционера. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре хоть отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:

- получения сведений о профессиях от родителей;

- воспитателей детского сада;

- от сверстников и детей старшего возраста;

- из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми;

- приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликации и т. д.).

Наиболее часто дети ведут игры коллективно, что дает большой эффект, так как сливаются в единое целое творческие усилия ребят, происходит обмен информацией друг с другом. Сюжетными играми в равной мере интересуются и мальчики и девочки.

Во время игры происходит смена ролей, это способствует повышению интереса детей к различным сторонам профессии, в которую идет игра. В необходимых случаях взрослые регулируют смену ролей в игре, не допускают засиживания ребят на одной и той же роли. Периодическая смена состава играющих способствует дальнейшему их взаимовлиянию друг на друга, расширению объема усваиваемой в процессе игры информации.

В целом, игра оказывает свое познавательное и воспитательное влияние на ребенка на всем своем протяжении: от возникновения желания поиграть и до после игрового периода.

Одна из главных функций воспитателя в процессе игры является поддержание определенного «тонуса» игры. Она не должна стать неинтересной. Лучше прекратить игру, чем дать ей продолжится при понижении интереса ребят.

В играх дошкольники проводят почти все свое время. Поэтому-то формирование основных представлений детей об окружающем мире идет в основном в игре. Понимание работы взрослых, формирование самых элементарных представлений об их профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе игры.

Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий — это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психолого-физические особенности дошкольников.

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000.- 128с.

2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение,1974.-192с.

3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.

4. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10.- с.56–63.

5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с.

6. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание.- 1978.-№ 10.- с. 64–69.

Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.

Цель: Формирование представлений детей о профессиях взрослых, интереса к коллективной, игровой, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности.

- Формировать восприятие целостной картины мира, расширять представления детей о труде взрослых, продолжать знакомить с профессиями.

- Развивать интерес к различным профессиям, особо уделить внимание профессиям родителей, способствовать сплочению семьи ребёнка общими интересами к одному делу

- Формировать у детей предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

- Воспитывать уважение к людям труда.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми.

«Ранняя» (детская) профориентация должна проводиться заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.

Методы ознакомления детей с трудом взрослых:

В воспитательной работе используются разные методы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.

1. Экскурсии и встречи с людьми разных профессий

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений.

Вводя ребенка в мир предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, проводятся беседы.

Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. При посещении мастерской плотника внимание детей обращают на общий порядок, тщательно продуманную работу – все инструменты разложены по ячейкам, у каждого инструмента свой домик. Взрослый может вовлечь детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать.

3. Игра как средство знакомства с трудом взрослых

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра.

Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.

Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра. Сюжетно – ролевая игра носит самостоятельный творческий характер. Игру создают сами дети.

Но сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, что малыши, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, полицейского, не смогут разыграть роль полицейского.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Этот процесс условно можно представить как комплекс,состоящий из следующих составных компонентов:

- получения сведений о профессиях от родителей;

- воспитателей детского сада;

- от сверстников и детей более старшего возраста;

- из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми.

Во время игры происходит смена ролей, это способствует повышению интереса детей к различным сторонам профессии, в которую идет игра.

Одно из главных функций воспитателя в процессе игры является поддержание определенного "тонуса" игры. Она не должна стать неинтересной. Лучше прекратить игру, чем дать ей продолжится при понижении интереса ребят.

В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра в различные профессии идет с постепенным усложнением ее содержания и характера.

Во II младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей, перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин, труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.

В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. Так же в играх дети стараются изобразить профессии родителей.

Дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей.Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на пароходе есть не только капитан, но и штурман, матрос, кок и т. д. развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.

Детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им. Здесь то и возникает театрализованная игра.

Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.

Своеобразие данного вида игр заключается в том, что дети берут роли и воспроизводят их в той последовательности, в какой они даны в произведении. Это творческая игра, так как ребенок передает образ по - своему.

Структура сюжетно – ролевой игры и игры – драматизации сходна. Отличие заключается лишь в том, что в сюжетно ролевой игре сюжет из жизни, а в театрализованной – из книжки.

Требования к литературному произведению для драматизации:

1. Литературное произведение должно быть доступно и понятно детскому опыту. Герои близкие по настроению, переживаниям;

2. Образность произведения (яркие образы героев и эпизоды);

3. Наличие монологов и диалогов;

4. Динамичность развития сюжета (быстрая смена событий, конфликт, борьба добра и зла).

С целью знакомства детей с профессиями и деятельностью взрослых для драматизации подбираются небольшие произведения.

Дидактическая игра – игра обучающая.

Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд.Например: "Магазин", "Что кому нужно для работы".

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида: 1. Игры с предметами

2. Настольно – печатные игры

3. Словесные игры

1) Игры с предметами

Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых,используют такие игры с предметами: "Собери набор парикмахера" (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов). "Строитель" (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды.Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак?

2) Виды настольно –печатных игр:

1. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.

2. Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например, "Что нужно доктору?", "Что нужно парикмахеру?", "Что есть в магазине", и т. д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.

3. Запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре "Отгадай, какую картинку спрятали?" Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти.

4. Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.

5. Описание, рассказ пор картинке с показом действий, движений.Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра "Отгадай, кто это?" Ребенок изображает звук и движение задуманного другим детям, а они определяют, представитель какой профессии так выглядит и выполняет данные действия.

3) Словесные игры

Они построены на словах и действиях играющих. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам.

Для решения проблемы трудового воспитания дошкольников на современном этапе необходимы новые подходы. Сейчас все актуальнее звучит вопрос о новых технологиях в обучении. Метод проекта является одним из перспективных методов, так как основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Использование дидактических игр в ознакомление детей с профессиями взрослых
Использование дидактических игр в ознакомление детей с профессиями взрослых Основным видом игровой деятельности дошкольника является дидактическая игра. Она специально создается взрослым в обучающих целях, и тогда.

Фотоотчет «Знакомство с музыкальными профессиями»
Фотоотчет «Знакомство с музыкальными профессиями» При упоминании о знакомстве детей с профессиями сразу представляется набор картинок. Нам захотелось знакомство с профессиями представить.

Конспект занятия по ФЦКМ «Откуда пришел стол? Знакомство с профессиями мебельщиков» в средней группе детей с ОВЗ
Конспект занятия по ФЦКМ «Откуда пришел стол? Знакомство с профессиями мебельщиков» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Познавательное развитие»; формирование целостной картины мира Педагогическая цель: расширять представления детей.

Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными профессиями»
Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными профессиями» Задачи: 1. Формировать у детей систему опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающую дальнейшее полномасштабное.

Конспект НОД «Знакомство с мужскими профессиями»
Конспект НОД «Знакомство с мужскими профессиями» Цель. Формировать у детей целостные представления о профессиях. Задачи. Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных.

Лев Левицкий

Каждому подростку придется выбирать, куда поступать и какую приобретать профессию. Сможет ли он сделать верный выбор, если он не знаком с огромным миром профессий, в котором каждый год появляются новые специальности и направления? В этой статье мы расскажем, как знакомить подростка с профессиями и на что стоит обратить внимание.

знакомить с профессиями

Почему важно знакомить ребёнка с профессиями?

Спросите любого ребенка, кем бы он хотел стать в будущем. Мальчик ответит, что мечтает быть бизнесменом, юристом или айтишником, девочка хочет стать актрисой, певицей или какой-то другой медийной персоной. Дело не в том, что детям действительно нравятся эти профессии — они мало знакомы с другими. С детского сада мало что меняется — даже ученики старшей школы плохо представляют, какие бывают профессии. Узнать, чем на самом деле занимаются взрослые на работе, очень важно: это помогает детям быть более целеустремлёнными, научиться уважать труд и ценить своё время.

Чем больше подросток знает о мире взрослых, тем легче ему анализировать труд, который он выполняет во время учебы. Он сможет оценивать, какие предметы, области, направления ему нравятся. Это поможет выбрать специальность и вуз, опираясь на свои интересы и особенности, а не на мнение других.

Если хотите помочь ребенку определиться с профессий, обратите внимание на программу «Система Выбор» для учеников 7-10 класса! Запишитесь на бесплатную консультацию — она поможет ребенку понять свои интересы и научиться выбирать осознанно.

Когда стоит знакомить ребенка с профессиями?

Для такого знакомства нет понятия «слишком рано», но наиболее продуктивно обсуждение профессий проходит, начиная с подросткового возраста. Для начала с подростком можно поговорить о том, чем занимаются члены его семьи, как проходит их рабочий день, в чем заключаются их обязанности, как выглядит результат их труда.

Еще с ребенком важно говорить о тех профессиях, которые он не может увидеть в реальной жизни: технологи, инженеры, химики. Часто подростки формируют мнение об этих профессиях, опираясь на фильмы, книги и игры, что не всегда близко к реальности. Расскажите, где обычно работают эти люди, какую одежду они должны носить, чем занимаются, какими навыками и знаниями обладают, сколько денег зарабатывают. Обсудите, какую пользу приносят эти профессии, например: «В твоем смартфоне работает процессор, его придумали инженеры, без их труда он бы не появился».

От теории к практике

Как познакомить ребёнка с профессиями, чтобы это было ему интересно? Большинство подростков с удовольствием слушают рассказы о профессиях, проиллюстрированные примерами, но практика всегда лучше теории. Мы предлагаем знакомить ребенка с профессиями так, чтобы он не только воспринял информацию, но и прочувствовал ее на собственном опыте.

Посетите «город профессий»

Если вы живёте в крупном городе, наверняка вы сможете найти такой учебный центр — место, где подростков знакомят с самыми разными профессиями. Ребенок побывает в различных социальных ролях и сможет понять, чем ему интересно заниматься. Еще подросткам можно предложить мастер-класс или интервью с представителем интересной ему профессии. Многие компании, заинтересованные в стажёрах, проводят такие встречи.

Экскурсии на предприятия

Многие заводы и предприятия проводят такие экскурсии. Это не только полезно, но и весело — можно посмотреть, как производится любимое мороженое и попробовать его прямо на заводе. Для подростков будут интересны бизнес-центры и кластеры инновационных технологий, например, «Москва-Сити» и «Сколково».

VR-центры

Очки виртуальной реальности позволят ребёнку попробовать абсолютно любую профессию, от машиниста электропоезда до модельера. Такое мероприятие будет интересно детям любого возраста.

Профессии будущего, на которые стоит обратить внимание

Мы собрали 12 профессий из четырёх сфер, которые будут востребованы, когда ваши дети будут выпускаться из школы. Если вы боитесь перемен на рынке труда, внимательно изучите специальности из этого списка!

Точные науки

  • Инженер-робототехник — специалист, который занимается разработкой роботов, которые помогут человеку в сельском хозяйстве, медицине и других важных отраслях.
  • Специалист по data science — программист, который разрабатывает информационных систем. Уже сейчас эти профессионалы нужны на рынке! В этой статье вы найдете еще несколько профессий в IT, которые будут наиболее перспективными в ближайшие годы.
  • Оператор роботехнических комплексов — сотрудник предприятия, ответственный за правильное функционирование роботов и оборудования в целом

Естественные науки

  • Урбанист-эколог — профессионал, призванный сделать город более комфортным и менее вредным для окружающей среды. Создание «зелёных» зон, разработка систем переработки вторсырья, уменьшение вредных для экологии выбросов — обязанности этого специалиста.
  • Нанотехнолог — профессия находится на стыке естественных и точных наук. Нанотехнологи занимаются разработкой материалов с помощью инновационных технологий.
  • Биофармаколог — специалист, который разрабатывает лекарства с помощью методов генной инженерии. Модернизированные виды полезных бактерий заменят синтетические вещества в лекарстве.

Гуманитарные и социальные науки

  • Компьютерный лингвист обучает машины человеческому языку, создаёт автоматические переводчики. Профессия требует знания лингвистики, филологии и программирования.
  • Разработчик пользовательского интерфейса делает внешний вд сайта удобным для пользователя. Вы видели страшные сайты с кучей разделов и подразделов? Их создали дотошные программисты, который ориентировались на оптимизацию, а не на удобство. Гуманитарий сделает пользовательский интерфейс более комфортным.
  • Менеджер краудинвестиционных платформ — специалист, который оценивает перспективность новых стартапов. Еще он продвигает их на краудфандинговых платформах, уже популярных в мире и набирающих популярность в России.

Хотите помочь подростку выбрать профессию? Запишитесь на программу профориентации «Система Выбор». Она поможет ребёнку открыть интересы и способности, познакомиться с миром профессий через занятия с коучем и интервью со специалистами.

Как правило, интерес к профессиям возникает у дошколенка в 4-летнем возрасте. Обычно это происходит после того, как воспитатель дает детям задание: "Узнать, кем работают их мамы и папы, что они делают на работе". Для выполнения этого задания родители могут просто сказать ребенку название своей профессии и дать ее краткое и доступное для него описание. На первый раз этого хватит. Но по мере взросления малыш должен узнавать и о других профессиях: к первому классу основные из них ему уже известны, и он сможет рассказать, например, в чем заключается работа врача, учителя, продавца, пилота и т. д.

Также нельзя забывать, что пройдет время и ваш семнадцатилетний сын (или дочь) встанет перед выбором: "Кем быть?" Поэтому, мы взрослые, должны подготовить его к этому. А начинать подготовку необходимо уже с дошкольного возраста. Предлагаю вам несколько вариантов из серии "Как рассказывать дошкольнику о профессиях":

Познавательные беседы

После того, как вы рассказали малышу о своей профессии, надо еще упомянуть о том, что в мире существует множество других. Каждый человек выбирает себе ту, которая ему больше всего нравится. Во время совместных прогулок обратите внимание дошкольника на представителей различных профессий, которых увидите на улице (водитель, дворник, строитель, полицейские ). Если вы зашли в магазин, то в двух словах можно рассказать о профессии продавца, грузчика, кассира. После такой познавательной прогулки можно побеседовать с ребенком об увиденном, спросить, на что он обратил внимание, когда вы рассказывали ему, например, о работе полицейского.

В дошкольном возрасте дети часто проявляют интерес к различным предметам, которые их окружают. Особый интерес вызывает то, из чего они сделаны. Рассказывая о том, как и из чего сделан предмет, можно упомянуть профессию человека, который его производит.

Профессиональный фотовернисаж

Можно провести дома фотовыставку профессий: попросите своих родственников и знакомых сфотографироваться на своих рабочих местах.
Фотографии можно распечатать или просмотреть на компьютере. Как вариант: можно просто скачать из интернета изображения людей различных профессий.

Чтение стихов и рассказов о профессиях

Существует множество произведений по данной теме как у классиков, так и у современных авторов: В.Маяковский "Кем быть?", Д.Родари "Чем пахнут ремесла?", Э.Успенский "25 профессий Маши Филипенко", И.Мальцева "Я читаю и узнаю про профессии". Но самый интересный способ для знакомства с профессией - рассказать ребенку сказку собственного сочинения. Из нее малыш может узнать для чего нужна конкретная профессия, что может произойти, если она исчезнет.
А если в вашей истории есть волшебство или победа добра над злом - однозначно она будет иметь успех у маленького слушателя.

Также пополнить свои знания ребенок может, посмотрев познавательные мультфильмы , передачи. Тем более, что их сейчас огромное количество.

Познавательные игры

С их помощью малыш закрепляет свои знания о профессиях, о которых вы ему рассказывали. Игры могут быть как сюжетными: "Доктор", "Парикмахер" или "Повар", так и настольными: лото "Профессии", "Кому что нужно?" (необходимо подобрать нужные принадлежности, инструменты, одежду для различных профессий).

Также можно использовать тематические раскраски. Их применение помогает дошкольнику не только закрепить нужные знания, но и тренирует мелкую моторику.

Внимание! если вы знакомите ребенка с какой-либо профессией, то расскажите ему только самое интересное и полезное. Беседа не должна быть слишком длинной, чтобы маленький слушатель не потерял интерес.

🎁Бонус!🎁 Я подобрала для вас вариант настольной игры о профессиях "Кому что нужно?" и тематическую раскраску, которые вы можете распечатать. И то, и другое можно использовать как при ознакомлении с профессиями, так и для закрепления полученных знаний. Если вы решили поиграть с целью закрепления, то вам будет необходимо разрезать карты с профессиями по линиям. Правила игры такие:

Не забудьте после скачивания поставить в ВК лайк 👍 😉

А как вы знакомите своего ребенка с разными профессиями? Знает ли он, в чем состоит работа мамы и папы, других родственников ? Бывал ли малыш в вашем офисе, на фабрике, ферме и т. д., чтобы увидеть как вы трудитесь? Поделитесь этим в комментариях.

Пожалуйста, поддержите мой канал лайком👍 и нажмите вверху "подписаться". Спасибо!🙂 Заглядывайте еще: каждый день новая публикация.

Если ваш ребенок еще не умеет читать, я научу его. Всего пяти минут хватает, чтобы запомнить букву на онлайн-уроке. Причем, заниматься малыш может самостоятельно, без участия родителей. Перейдите на урок по ссылке: Подготовка к школе онлайн с Юлией Артеевой

Читайте также: