Какая должность входит в редакционные коллективы всех видов сми

Опубликовано: 17.05.2024

Можно сказать, что структурой редакции является определенная взаимосвязь, ее творческих и технических подразделений. Чем сложнее задачи, стоящие перед телерадиокомпанией, чем шире охват общественной жизни, тем разветвлённее структура ее редакции. В телевизионном производстве главная роль отводится продюсерам или редакторам. Эти люди, как правило, не работают в кадре. Продюсер часто отвечает за финансовую сторону подготовки программ. В крупных коллективах в штате могут значиться генеральный продюсер (руководитель, которого по функциям можно сравнить с главным редактором или с главным режиссером). Исполнительный продюсер (технический организатор съемок, монтажа). Креативный продюсер (связанный с творчеством).

Редактор занимается созданием и правкой литературных текстов, составлением планов рубрики, подбором авторов, корректировкой сценария. Редакторы бывают разные и их задачи различаются. Редактирование выпуска новостей отличается от работы редактора в передаче «журнального» типа. Редактор телефильма работает не так как его коллега, отвечающий за организацию ток-шоу. В отличие от газетных работников редактор имеет дело не только со словом, но и с экраном, и поэтому в первую очередь заботится о драматургии телевизионного зрелища, каким является любая передача. Редактор (продюсер) высокого уровня продумывает стратегию вещания. От редактора такого уровня зависит и организация сбора информации, работы многочисленных репортеров, которые должны чувствовать постоянную поддержку своей телекомпании, работая в сложных условиях. Телевизионный редактор – это не только литературный работник, но и прежде всего организатор добычи и оформления экранной картинки – визуальной информации во всем ее разнообразии. Редактор новостей наделен большими правами по отношению к репортерам. Он может потребовать от репортера сократить материал или изменить его компоновку, а может и вовсе не выпустить репортерскую работу в эфир. Творческие, журналистские, экранные профессии на телевидении начинаются с профессии репортера – самой массовой и многогранной. Репортер (корреспондент) на телевидении может специализироваться по тематическим направлениям (политика, экономика, культура, спорт, уголовная хроника и т.д.), по региональному принципу (все новости одного региона), а есть среди них и репортеры-универсалы, которые выступают во всех ипостасях. Большинство репортеров работают в службе оперативной телеинформации, но есть и те, кто занят аналитическими теле расследованиями, репортер это беспристрастный и точный посредник между зрителем и реальностью. Суть его профессионального мастерства сводится к трем компонентам:

1. Оказаться вместе со съемочной техникой там, где происходит нечто интересное, общезначимое

2. Вместе с оператором сначала выбрать, потом зафиксировать (выстроить) ряд кадров, которые дал бы яркое представление о происходящем

3. Сопроводить кадры лаконичным рассказом, раскрывающим суть видимых событий

На съемках любого события работают как правило несколько человек – это репортер, оператор, его ассистент, видеоинженер, звукооператор, осветители, шофер. Задача репортера – это сделать работу съемочной группы слаженной и эффективной. Он решает и уточняет по ходу смысловое содержание, снимая драматургическое и композиционное построение видеоряда. Существуют два принципиально различных способа работы в телехронике:

1. Сначала пишется текст сюжета, который за тем служит руководством для съемок соответствующих кадров.

2. Сначала делается монтаж изображения, исходя из логики самой картинки под приблизительный план репортера, а затем пишется текст или наговаривается.

Не менее важной фигурой на телевидении является комментатор. Он появляется в новостной программе, когда необходимо разъяснить, какую-либо проблему. Однако не все редакции могут позволить себе иметь в штате собственного комментатора, поэтому они приглашают для комментирования событий известных политологов, экспертов, специалистов со стороны. Комментатор обычно полностью пишет для себя текст предстоящего выступления, он должен обладать красноречием и убедительностью, чтобы его влияние на зрителей было эффективным.

Следующим действующим лицом является обозреватель. Являясь специалистом в какой-либо области он ведет персональную передачу, высказывая личные суждения, открывая смысл, показываемых видеофрагментов, беседуя с гостями студии. Как правило, обозреватель – это человек с богатым жизненным опытом, умением общаться с невидимой аудиторией. Обозреватель отличается от комментатора тем, что умеет создавать сценарии сложной передачи журнального типа. Он старается быть выше политических пристрастий. Он скорее энциклопедист, чем агитатор.

Интервьюер – это самостоятельная журналистская специализация, хотя этим жанром владеют многие творческие работники телерадиокомпаний. В его задачу входит создание портретных интервью, которые на первый план выходят психологические характеристики собеседника. Проблемные интервью, где главным в беседе становится обсуждение какой-либо важной, общественной проблемы. Хорошее интервью – это плод длительного планирования и мгновенного реагирования журналиста на высказывания собеседника. Это взаимосвязь интеллектов беседующих. Практика показывает, чтобы получить интересный ответ требуется поломать голову над интересным вопросом.

Шоу-мен (ведущий ток-шоу) – это распространенная сегодня профессия на телевидении. Она требует хороших организаторских способностей, умения работать в большой аудитории, эрудиции с сильной волей, ясного понимания целей разговора, быстрой реакции. Это как бы массовик затейник высшего класса, умеющий из словесной формы разговора сделать цельное зрелище.

Ведущий новостей – это человек, который ежедневно появляется на экране с самыми важными новостями дня. Он пришел на смену диктору, который был в СССР, чтобы не просто выразительно зачитывать тексты, а внести авторское журналистское начало в подачу сюжетов. Обязательной характеристикой ведущего новостей является уверенность, располагающая внешность, четкая дикция, выразительные интонации, умелая и тактичная подача новостей.

Модератор – это ведущий дискуссионных передач или диалогов теледебатов, круглых столов, за которыми собираются сторонники противоположных мнений. Ведущий следит за справедливым распределением времени высказываний. Его задачи не потерять тему, не дать участникам уходить от предмета разговора, не вставать на сторону какого-либо из собеседников, сохранять нейтральность в тоже время не быть равнодушным организатором диалога.

Интервьюер, шоу-мен, модератор ведущий новостей имеют одно общее свойство: они должны воздерживаться от высказывания собственных суждений.

В законе о СМИ отсутствует понятие «трудовой коллектив редакции». Кроме того в этом законе говорится лишь о творческой части редакционного коллектива, о журналистах. Исходя из трудового законодательства можно сказать, что трудовой коллектив редакции – это объединение всех работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность редакции на основе трудового договора. Структура редакции как и любого другого трудового коллектива производственного или творческого складывается из нескольких локальных подструктур: функциональной, организационной, социально-психологической, социально-демографической. Эти подструктуры активно влияют на эффективность деятельности редакционного коллектива ТРК:

1. Функциональная подструктура – это такое распределение труда между членами коллектива при котором функции каждого сотрудника определяют его место в данной структуре. Данная подструктура многообразна. Можно выделить функции продюсеров, редакторов, у них функция организационно-управленческая. Можно выделить репортеров, комментаторов, обозревателей, интервьюеров, шоу-менов, модераторов – у них функция литературная, редакторская, организационная работа.

Вспомогательных служб. Функция их состоит в техническом обеспечении.

2. подструктура организационная. Определяет основные профессиональные роли, нормы и правила деловых взаимоотношений, сотрудников. Обеспечивает их выполнение при помощи трудового законодательства редакции. Она выражается в системе должностей и в документах, фиксирующих права и обязанности работников, правила которые они обязаны соблюдать в процессе своей деятельности, дисциплинарные нормы и санкции и т.д. организационная подструктура определяется функциональной подструктурой и строится так, чтобы обеспечить четкое выполнение и координацию функций каждого работника. Эта подструктура отражена в штатном расписании редакции.

3. Социально-психологическая подструктура отражает психологические связи сотрудников, симпатии, антипатии, авторитет отдельных членов коллектива, общность интересов и т.д. например, организационная подструктура отражает формальные, официальные отношения между сотрудниками, то для социально-психологической подструктуры наоборот характерна неформальная эмоциональной связи. Поэтому эти две подструктуры еще называют формальные и неформальные.

Жизнедеятельность коллектива во многом зависит как от формальной подструктуры, так и не от формальной. Роль формальной подструктуры растет по мере увеличения коллектива. Главное здесь – это четкое распределение прав и обязанностей каждого работника. В маленьком же коллективе такое распределение может сложиться неформально, естественным ходом событий. Во многих редакционных коллективах ТРК обычно царят неформальные отношения, как и в любой творческой среде. Журналистский труд требует бережного подхода к индивидуальности сотрудника. В таких редакциях предпочтительнее демократический, а не авторитарный стиль управления. В хорошей сработанности коллектива важно, чтобы неформальная структура приближалась к формальной, чтобы служебная роль журналиста соответствовала его творческим и деловым качествам. В каждом коллективе есть опытные журналисты, которые превосходят своих коллег в мастерстве. Это выражается в росте их авторитета.

4. Социально-демографическая подструктура. Дает представление о составе сотрудников редакции с точки зрения пола, возраста, профессии, социального положения и т.д. она тоже играет определенную роль в эффективности деятельности коллектива. На первый взгляд, кажется, что однородный состав редакции в возрастном или половом отношении более мобилен, организован, лучше справляется с редакционной работой, чем коллектив, в котором трудятся женщины или мужчины (молодые или пожилые сотрудники). Однако по мнению исследователей к более слаженно трудится коллектив, в котором представлены лица разного возраста и пола, поэтому в структуре любого коллектива должно быть определенное соответствие молодых и пожилых работников для соединения высоких потенциалов развития и жизненного опыта.

Каждое средство массовой информации по своей сути является предприятием. В связи с этим в него входят определенные структурные подразделения, выполняющие необходимые для функционирования предприятия задачи. Основные службы СМИ – это:

– редакция (редакторы, журналисты, творческие и технические работники),

– служба распространения (печатных номеров или эфирного сигнала),

Все службы очень тесно связаны друг с другом. Лицом СМИ, тем, что собственно мы и воспринимаем как СМИ, является редакция. Но сама по себе она функционировать не может. На нее работают другие службы, и она работает на них.

С одной стороны, функциональная структура для всех СМИ достаточно стандартна, но при этом на каждом отдельном предприятии будет свое специфичное внутреннее устройство, свое штатное расписание, свое расписание должностных обязанностей.

Во главе предприятия стоит его собственник. Это может быть один человек или коллектив собственников, как частных, так и представителей государственных или общественных структур. В печатных СМИ собственника называют издателем. Он отвечает за функционирование своего предприятия, за прибыльность его деятельности, определяет общую информационную и рекламную политику СМИ.

Непосредственно управляет предприятием генеральный директор. За работу каждой службы отвечает ее руководитель. За информационную часть – главный редактор или режиссер. За рекламу – директор по рекламе. За распространение – директор по распространению и т.д.

Главный редактор газеты или журнала руководит творческим коллективом, организует информационное наполнение и оформление издания, часто ведет «колонку редактора».

Заместитель редактора контролирует качество и объем текстов, наличие и соответствие заголовков и иллюстраций, соблюдение авторского права и требований законодательства.

Ответственный секретарь формирует «лицо» и содержание номера, обеспечивает его заполнение в срок, передачу в типографию согласно графику.

Художественный редактор отвечает за художественное оформление, за иллюстрации, за фир­менный стиль издания. Он находит необходимый изобразительный материал: фотографии, рисунки.

Редактор теле-радиовещания отвечает за монтаж и сведение про­грамм.

Редакция и рекламная служба – это две отдельные равноправные службы. Их сотрудники нередко конфликтуют друг с другом. Так, продавцы рекламы считают, что именно они кормят всех в редакции, и при этом журналисты мешают им работать, публикуя бесплатные новости о той или иной компании. Журналисты же считают, что рекламные работники спекулируют на их труде. И те, и другие борются за место на полосах или в эфире. Иногда какой-либо информационный материал заменяют рекламным, и это, конечно, вызывает негодование у журналиста, чей материал не попал к читателю (зрителю, слушателю).

Часто журналисты пишут даже не для читателя, а для редактора. Он определяет ценность информации, ее объем, фактуру. Поэтому последнее слово по содержанию публикации остается за редактором. В зависимости от масштаба редакции и ее внутренней организации, человеком, принимающим решение, может быть и главный редактор, и редактор отдела, и ответственный за определенную рубрику или полосу.

Как работает редакция СМИ

Для того чтобы действовать эффективно, лучше всего, конечно, непосредственно познакомиться с работой редакции, в частности отдела новостей или отдела информации. Изнутри видна «кухня»: как собираются новости, как и по каким критериям сортируются, как создаются из малозначительных фактов, если вокруг не происходит ничего интересного. Когда понимаешь, как работает редакция и журналисты, то намного проще подготовить подходящий для публикации текст.

Прежде всего стоит отметить, что при всей кажущейся на первый взгляд суматохе, беспорядке, царящих в редакции, вся ее деятельность распланирована, так же как и у других служб.

Во-первых, в целом распланировано информационное содержание. В редакциях есть годовое редакционное расписание, и есть более краткосрочные расписания по определенным темам. Есть еженедельные планы и планы конкретного номера.

Во-вторых, спланирована информационная политика. Так, например, хотя редакции и следят друг за другом, «перехватывают» горячие, актуальные новости, но новости «с душком», опубликованные неделю-две назад в других СМИ, они публиковать вряд ли будут.

В-третьих, четко обозначено время выхода номера издания или передачи в эфир. В связи с тем, что нужно предоставить материалы в печать согласно графику, обозначено время сдачи материалов и время сдачи всего номера издания. Поэтому, каким бы интересным ни был материал, поставить его на полосы после подписания номера в печать невозможно.

Ежедневные вечерние газеты «закрываются» днем и поэтому срочные материалы они обычно могут принять только до определенного утреннег о ч аса. Утренние газеты сдаются вечером, соответственно и срочные материалы можно присылать в течение дня.

Еженедельные газеты и журналы, так же как и ежедневники, с основными новостями работают до последнего – до подписания номера. Но при этом в таких изданиях над большинством статей работа может идти и несколько дней или недель. В связи с этим в редакции еженедельника могут устанавливать разные требования к срокам сдачи материала: для новости – неделя, для статьи – две недели до публикации.

Материалы для местного радио и телевидения лучше предоставлять не менее чем за 2-3 дня до эфира.

Ежемесячные журналы обычно закрывают номер за две недели до выхода. Материалы же готовятся за два-три месяца до закрытия номера. Ведь там нет новостей – обзоры, анализы, комментарии и т.д. Ежемесячные журналы могут принимать информацию за шесть и более недель.

Для того чтобы оценивать временные рамки да и саму возможность публикации, необходимо представлять себе процесс работы с входящей информацией. Журналисты могут сами выходить на те или иные новости, используя свои каналы, свои знакомства. Также новости (или указания на них) могут приходить в редакцию с лент информационных агентств, на услуги которых подписаны все редакции. И еще новости приходят в письмах, в телефонных звонках читателей, в пресс-релизах.

Во многих газетах есть отделы писем, которые обрабатывают входящую почту, сортируя ее и передавая интересные или именные письма в соответствующие отделы или соответствующим журналистам.

Когда материал готов, еще нет гарантии, что он пойдет в печать. Редактор может завернуть его на доработку, «зарезать» по причине низкого качества или в связи с утраченной актуальностью. Кроме того, любой, даже уже поставленный на полосы, материал может слететь в самый последний момент – просто на его место нашлась еще более интересная, актуальная новость.

Каждый материал – это всегда коллективный труд. Пишет журналист, но его на разных этапах подготовки к печати направляют, корректируют, правят, сокращают иногда несколько редакторов.

Еще раз подчеркнем, что у разных СМИ, у разных редакций различные сроки сдачи материалов. Поэтому при работе с конкретной редакцией нужно ориентироваться на ее сроки внутреннего прохождения информации.

Стоит иметь в виду, что ежедневные газеты, с одной стороны, работают над текущим номером, но, с другой, уже заняты завтрашними новостями. Поэтому их «творческий цикл» составляет два дня.

Если выбирается СМИ с длительным разрывом между сдачей материала и выходом, например, журнала из печати и последующим поступлением в продажу, то стоит задуматься, а не устареет ли за это время сам материал. Останется ли он актуальным. Будет ли выполнять возложенную на него информационную миссию.

Время сдачи номера может быть указано в выходных данных газеты. Но чтобы знать наверняка все временные промежутки (планы, подача материала, подписание, закрытие номера), лучше получить информацию непосредственно от сотрудников редакции. Они, кстати, могут рассказать, какие отклонения от планов допустимы или не допустимы, приведут примеры, как кто-то «посадил» номер и что за этим последовало.

Телевидение и радио могут быть еще более жесткими по срокам, чем пресса. Там невозможно сдвинуть прямой эфир. И лучшая новость обычно это та, что таковой становится прямо в эфире на глазах зрителей, в ушах слушателей.

Менее «напряжен» в этом отношении интернет. Разместить информацию на сайте можно быстро и в принципе в любое время.

И еще: не пошедшие в номер материалы, конечно, могут попасть в мусорную корзину. Но их также могут использовать и в каком-то из следующих выпусков. С одной стороны, чем больше проходит время от события, тем меньше шансов на выход материалов. С другой – любой журналист вспомнит историю, как какой-то материал не пошел в печать (в эфир) и на нем был поставлен крест, но несколько месяцев спустя, когда готовился спецвыпуск (тематический выпуск), этот материал не просто пригодился, а пошел «на ура».

Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Разделение труда предполагает структурирование редакции на подразделения и звенья, у каждого из которых – свои задачи и функции, свой участок работы и своя ответственность. Это полностью относится и к каждому сотруднику редакции, входящему в то или иное подразделение.

Кооперирование труда и объединение его результатов завершает процесс разделения труда. Кооперирование обеспечивает не просто суммирование результатов работы каждого подразделения редакции, но и объединение их в единое целое. Оно лежит в основе создания коллективного журналистского произведения – выпуска газеты, программы или другого периодического издания.

В соответствии с принципом единоначалия каждый работник редакции непосредственно подчинен только одному руководителю. И каждый руководитель получает право единолично решать все вопросы, связанные с деятельностью подразделения, которым он управляет, и каждого своего подчиненного.

Тип СМИ обусловливает специфику структуры, которая приобретает особенности, связанные с различиями процесса подготовки и производства печатного или аудиовизуального периодического издания.

Функциональное разделение труда определяет как структуру коллектива, так и организацию работы. Прежде всего, оно приводит к разделению работников на две части. Первую образуют журналисты, в обязанности которых входят подготовка и выпуск периодического издания. В редакции газеты и журнала это написание и редактирование материалов, компоновка готовых текстов и иллюстраций в отдельные выпуски, их техническое оформление, руководство деятельностью коллектива и др. К ним примыкают технические сотрудники, которые, с одной стороны, обеспечивают оптимальные условия для работы журналистов. С другой стороны, участвуют в технической подготовке и выпуске номера. В результате структура редакции такого издания складывается из двух функциональных групп – творческой и технической.

С понижением уровня структуры редакции печатного издания функциональное разделение труда в ней приобретает все более специализированный характер. Каждая из двух больших функциональных групп разделяется на ряд подразделений или звеньев. Так, творческая группа состоит из двух звеньев. Первое – звено руководства и управления. В него входят редакторат (главный редактор и его заместители), редколлегия, секретариат. Второе – звено исполнения, состоящее из отделов редакции. Внутри звена руководства и управления происходит дальнейшее разделение труда: редакторат и редколлегия осуществляют руководство редакцией, секретариат представляет собой центр оперативного управления коллективом.

Важнейшее место в звене исполнения занимают отделы или секторы редакции. Это основные ее творческие подразделения, обеспечивающие выпуск издания. Все они выполняют общередакционные обязанности: дают газете или журналу информацию, участвуют в кампаниях и других коллективных акциях, ведут работу с внередакционными авторами и письмами читателей и т.д.

Отраслевые отделы освещают события и процессы, происходящие в какой-то сфере жизни общества, в определенной отрасли народного хозяйства и культуры. Жанровые отделы, например, отдел фельетонов или сатиры, отображают действительность, используя определенные жанры публицистики. Региональные (территориальные) отделы сообщают о событиях, происходящих в границах определенного региона. Проблемные отделы – экономических проблем, социальных, правовых и других – сосредоточивают свое внимание на проблемах, встающих перед людьми в различных областях их частной и общественной жизни. Наконец, каждый из так называемых функциональных отделов редакции выполняет какую-то одну функцию, связанную с подготовкой публикаций определенного характера или с обеспечением деятельности какого-то элемента редакционной системы. Так, отдел внутренней информации обеспечивает издание оперативной информацией о событиях, происходящих во всех областях жизни общества, отдел иллюстрирования дает в каждый номер фотоснимки и рисунки. А отдел расследований сосредоточивается на поисках истинных причин и участников возникновения кризисных ситуаций в жизни того региона, где выходит газета или журнал.

В звене исполнения творческой части крупной редакции нередко работают штатные обозреватели – международный (политический), экономический, спортивный и др. Обычно это специалисты с обширными знаниями, способностями аналитика, сочетающие подготовку масштабных статей и обозрений с оперативными комментариями и другими откликами на события и выступления. Одновременно в редакции могут работать штатные специальные корреспонденты. Это многоопытные журналисты, готовые в любой момент выехать по заданию руководителей в командировку и подготовить проблемное выступление на одном из главных направлений, которые ведет издание.

Немногим уступают спецкорам собственные корреспонденты, работающие вне центрального аппарата редакции. Не случайно собкора называют «редакцией в одном лице» – само положение вынуждает его выступать поочередно в роли репортера и обозревателя, интервьюера, очеркиста, комментатора и рецензента. Как правило, он универсал: готовит материалы на самые разные темы и в разных жанрах, организует выступления местных общественных деятелей и специалистов в разных областях политики, экономики и культуры. В регионе, который обслуживает собкор, он представляет свое издание, в редакции же выступает как представитель своего региона.

В технической группе редакции разделение труда также приводит к образованию ряда служб с четкими функциями и обязанностями. Отдел или служба досье снабжает все творческие подразделения оперативной информацией, которую получает из Интернета и других источников. Компьютерный центр обеспечивает набор и корректуру всех материалов издания. В редакции со слабым электронным оснащением действует корректорская, где вычитывают оригиналы публикаций и оттиски полос номера. В редакционном архиве хранятся в течение определенного времени оригиналы всех публикаций издания, а также подписные полосы всех номеров. В редакционной библиотеке журналисты и другие сотрудники могут получить дополнительную информацию для своих публикаций и сверить использованные в них данные. Задача группы (отдела) проверки, созданной в редакциях некоторых крупных изданий, – сплошная оперативная проверка всех фактических данных: фамилий, должностей, дат, географических названий и т.п., содержащихся в материалах очередного номера. Дежурная служба выпуска создана для работы над номером в редакции и типографии на всех этапах его производства.

Так в процессе разделения труда формируется структура редакционного коллектива. Это пирамидальная структура редакции, наверху которой стоит ее руководитель – главный редактор, а ниже находятся творческие и технические подразделения и входящие в них работники. Они располагаются на нескольких – трех-четырех – уровнях. На каждом из них находятся подразделения звеньев управления и исполнения, их руководители – творческие или коммерческие менеджеры, а на самом нижнем уровне – творческие и технические сотрудники, непосредственные исполнители заданий своего руководства.

У пирамидальной структуры редакции – свои достоинства. Она обеспечивает полное разделение труда в коллективе, единоначалие управления на всех уровнях, высокую персональную ответственность каждого сотрудника за результаты своей работы. Но у нее есть и недостатки. Она громоздка, замедляет прохождение информации, необходимой для управления коллективом и выпуска издания. Для прохождения оригиналов будущих публикаций снизу вверх – от авторов к секретариату и редакторату – требуется значительное время. Это снижает оперативность выхода сообщений на газетные полосы и удлиняет путь информации к ее потребителю. К тому же возрастает риск внесения в эту информацию искажений в ходе правки, которой подвергаются оригиналы на всех уровнях редакционной пирамиды. На конкурентоспособности издания это сказывается самым отрицательным образом. И все же этот тип структуры коллектива сохраняется в редакциях многих наших газет и журналов, прежде всего в силу традиций, сформировавшихся в российской прессе в течение многих десятилетий.

Разумеется, в разных редакциях эта структура имеет свои особенности. В небольших коллективах многие ее звенья и элементы представлены всего одним-двумя работниками, а то и вовсе выпадают. Например, в редакции небольшого специализированного журнала или маленькой районной и городской газеты у ответственного секретаря нет ни заместителей, ни помощников. Он самостоятельно выполняет все обязанности, связанные с его должностью. И в отделах такой редакции обычно работает по одному журналисту. Нет здесь, как правило, штатных собственных и специальных корреспондентов, как и обозревателей. Отсутствуют и некоторые редакционные службы – группа проверки, архив и др. Но остаются все обязанности, связанные в крупных редакциях с этими службами. Их вынуждены выполнять сотрудники редакции, входящие в ее маленький коллектив.

Существует также плоская структура, уровни в которой сокращаются до минимума. Например, может быть упрощена должность корректора, его функции будет выполнять редактор или даже сам журналист. Обязаности дизайнера возьмет на себя верстальщик.

В поисках новых источников доходов газетные и журнальные редакции обращаются к издательской деятельности. По своему характеру и направлению она во многом совпадает с работой редакционных сотрудников, занятых подготовкой и выпуском печатного периодического издания, и не требует поэтому их профессионального переключения.

Издательская деятельность редакции разворачивается на двух направлениях – газетном и книжном. Иногда редакция сосредоточивается на одном из них, но нередко сочетает их.

Одна из важнейших ее форм – выпуск приложений. Это может быть приложение-газета или приложение-журнал. Оно требует немалых расходов: необходимо приобрести дополнительную бумагу, возрастает стоимость типографских работ, оплаты распространения и др. Но вместе с тем издание приложения может увеличить аудиторию главной газеты, ее престиж и конкурентоспособность. И, что важно, оно увеличивает возможность публикации рекламы, объявлений и получения дополнительных доходов. (Так делают «Аргументы и факты», например)

Средства массовой информации – это совокупность органов публичной передачи информации посредством технических средств.

Структура редакции современных средств массовой информации

По сути каждое СМИ является предприятием, в которое входят определенные структурные подразделения. Они выполняют задачи, необходимые для успешного функционирования предприятия. Главными службами СМИ являются:

  • Редакция (журналисты, редакторы, технические работники);
  • Служба распространения;
  • Рекламная служба;
  • Финансовая служба;
  • Служба маркетинга;
  • Юридическая служба;
  • Администрация.

Все структурные подразделения тесно взаимосвязаны.

Редакция является лицом СМИ, тем, что собственно и воспринимается как СМИ. Однако редакция сама по себе функционировать не может, поэтому на нее работают другие службы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Структура современной редакции 440 руб.
  • Реферат Структура современной редакции 250 руб.
  • Контрольная работа Структура современной редакции 210 руб.

Функциональная структура для всех современных СМИ с одной стороны довольно стандартна, но при этом на каждом предприятии – свое специфическое устройство, свое расписание должностных обязанностей, свое штатное расписание.

Возглавляет предприятие его собственник. Им может быть или один человек, или коллектив собственников, как частных, так представителей общественных или государственных структур. В печатных СМИ собственника называют издателем. Именно он отвечает за функционирование предприятия, за его прибыльность, а также определяет общую рекламную и информационную политику.

Непосредственное руководство предприятием осуществляет генеральный директор. У каждой службы есть руководитель, который отвечает за ее работу.

Ответственность за информационную часть несет режиссер или главный редактор, за рекламную часть – директор по рекламе и т.д.

Задачей главного редактора журнала или газеты является руководство творческим коллективом, организация информационного наполнения, оформление издания. Часто редактор ведет свою колонку.

Задача заместителя редактора – контроль качества и объема текстов, наличия и соответствия иллюстраций и заголовков, контроль за соблюдением требований законодательства и авторского права.

За «лицо» и содержание номера отвечает ответственный секретарь. Также он обеспечивает заполнение номера в срок и передачу его в типографию согласно утвержденному графику.

Задача художественного редактора – художественное оформление, иллюстрации, фирменный стиль издания. Именно он находит необходимый изобразительный материал – рисунки, фотографии.

За монтаж и сведение программ отвечает редактор телерадиовещания.

Редакция и рекламная служба СМИ – это две отдельные равнозначные службы. Нередко их сотрудники конфликтуют друг с другом. Например, по мнению продавцов рекламы, именно они приносят главный доход редакции, а журналисты, публикуя бесплатные новости о какой-либо компании, мешают им работать. В свою очередь, по мнению журналистов, рекламные работники спекулируют на их труде. И рекламщики, и журналисты борются за место в эфире и на полосах. Иногда какой-то материал заменяют рекламным, что вызывает недовольство журналиста, автора этого материала.

Редактор определяет ценность предоставленной журналистом информации, ее фактуру и объем. Поэтому именно за ним остается решающее слово по содержанию публикации. В зависимости от масштаба редакции СМИ, от ее внутренней организации, решения может принимать и главный редактор, и редактор отдела.

Как работает редакция СМИ

В первую очередь стоит заметить, что при всей кажущейся суматохе, беспорядке, царствующем в редакции, ее деятельность четко распланирована:

  • Во-первых, распланировано информационное содержание. В редакции есть годовое расписание, а также краткосрочные расписания по отдельным темам. Кроме того, есть еженедельные планы, планы конкретного номера.
  • Во-вторых, четко спланирована информационная политика.
  • В-третьих, всегда четко обозначено время выхода в эфир передачи или выхода номера издания. В связи с тем, что материалы необходимо предоставить в печать согласно утвержденному графику, четко обозначено время сдачи материалов и всего номера издания. Поэтому ни один материал невозможно поставить на полосы после подписания номера в печать.

Например, ежедневные вечерние газеты принимают срочные материалы только до определенного утреннего часа. Утренние же газеты принимают срочные материалы в течение всего дня.

Еженедельные журналы и газеты, так же, как ежедневные издания, с новостями работают до самого подписания номера. Но в таких изданиях работа над большинством статей может продолжаться несколько дней или недель. Поэтому в редакции издания к срокам сдачи материала могут устанавливаться разные требования: для новости – одна неделя до публикации, а для статьи – две.

Материалы для телевидения и радио предоставляются не менее чем за два-три дня до выхода в эфир.

Ежемесячные издания, как правило, закрывают номер на две недели до его выхода, а материалы готовятся на два-три месяца. Ежемесячные журналы принимают информацию за шесть недель и более.

Во многих редакциях есть отделы писем, обрабатывающие входящую корреспонденцию. Они сортируют ее и передают интересные письма в соответствующие отделы.

Каждый материал – всегда результат коллективного труда. Журналист пишет, а на разных этапах подготовки к печати его направляют, правят, корректируют, сокращают и т.д.

Радио и телевидение по срокам могут быть более жесткими, чем пресса, ведь прямой эфир сдвинуть невозможно. Интернет в этом отношении менее напряжен. Разместить информацию на сайте возможно в любое время.

Средства массовой информации – это совокупность органов публичной передачи информации посредством технических средств.

Структура редакции современных средств массовой информации

По сути каждое СМИ является предприятием, в которое входят определенные структурные подразделения. Они выполняют задачи, необходимые для успешного функционирования предприятия. Главными службами СМИ являются:

  • Редакция (журналисты, редакторы, технические работники);
  • Служба распространения;
  • Рекламная служба;
  • Финансовая служба;
  • Служба маркетинга;
  • Юридическая служба;
  • Администрация.

Все структурные подразделения тесно взаимосвязаны.

Редакция является лицом СМИ, тем, что собственно и воспринимается как СМИ. Однако редакция сама по себе функционировать не может, поэтому на нее работают другие службы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Структура современной редакции 440 руб.
  • Реферат Структура современной редакции 240 руб.
  • Контрольная работа Структура современной редакции 210 руб.

Функциональная структура для всех современных СМИ с одной стороны довольно стандартна, но при этом на каждом предприятии – свое специфическое устройство, свое расписание должностных обязанностей, свое штатное расписание.

Возглавляет предприятие его собственник. Им может быть или один человек, или коллектив собственников, как частных, так представителей общественных или государственных структур. В печатных СМИ собственника называют издателем. Именно он отвечает за функционирование предприятия, за его прибыльность, а также определяет общую рекламную и информационную политику.

Непосредственное руководство предприятием осуществляет генеральный директор. У каждой службы есть руководитель, который отвечает за ее работу.

Ответственность за информационную часть несет режиссер или главный редактор, за рекламную часть – директор по рекламе и т.д.

Задачей главного редактора журнала или газеты является руководство творческим коллективом, организация информационного наполнения, оформление издания. Часто редактор ведет свою колонку.

Задача заместителя редактора – контроль качества и объема текстов, наличия и соответствия иллюстраций и заголовков, контроль за соблюдением требований законодательства и авторского права.

За «лицо» и содержание номера отвечает ответственный секретарь. Также он обеспечивает заполнение номера в срок и передачу его в типографию согласно утвержденному графику.

Задача художественного редактора – художественное оформление, иллюстрации, фирменный стиль издания. Именно он находит необходимый изобразительный материал – рисунки, фотографии.

За монтаж и сведение программ отвечает редактор телерадиовещания.

Редакция и рекламная служба СМИ – это две отдельные равнозначные службы. Нередко их сотрудники конфликтуют друг с другом. Например, по мнению продавцов рекламы, именно они приносят главный доход редакции, а журналисты, публикуя бесплатные новости о какой-либо компании, мешают им работать. В свою очередь, по мнению журналистов, рекламные работники спекулируют на их труде. И рекламщики, и журналисты борются за место в эфире и на полосах. Иногда какой-то материал заменяют рекламным, что вызывает недовольство журналиста, автора этого материала.

Редактор определяет ценность предоставленной журналистом информации, ее фактуру и объем. Поэтому именно за ним остается решающее слово по содержанию публикации. В зависимости от масштаба редакции СМИ, от ее внутренней организации, решения может принимать и главный редактор, и редактор отдела.

Как работает редакция СМИ

В первую очередь стоит заметить, что при всей кажущейся суматохе, беспорядке, царствующем в редакции, ее деятельность четко распланирована:

  • Во-первых, распланировано информационное содержание. В редакции есть годовое расписание, а также краткосрочные расписания по отдельным темам. Кроме того, есть еженедельные планы, планы конкретного номера.
  • Во-вторых, четко спланирована информационная политика.
  • В-третьих, всегда четко обозначено время выхода в эфир передачи или выхода номера издания. В связи с тем, что материалы необходимо предоставить в печать согласно утвержденному графику, четко обозначено время сдачи материалов и всего номера издания. Поэтому ни один материал невозможно поставить на полосы после подписания номера в печать.

Например, ежедневные вечерние газеты принимают срочные материалы только до определенного утреннего часа. Утренние же газеты принимают срочные материалы в течение всего дня.

Еженедельные журналы и газеты, так же, как ежедневные издания, с новостями работают до самого подписания номера. Но в таких изданиях работа над большинством статей может продолжаться несколько дней или недель. Поэтому в редакции издания к срокам сдачи материала могут устанавливаться разные требования: для новости – одна неделя до публикации, а для статьи – две.

Материалы для телевидения и радио предоставляются не менее чем за два-три дня до выхода в эфир.

Ежемесячные издания, как правило, закрывают номер на две недели до его выхода, а материалы готовятся на два-три месяца. Ежемесячные журналы принимают информацию за шесть недель и более.

Во многих редакциях есть отделы писем, обрабатывающие входящую корреспонденцию. Они сортируют ее и передают интересные письма в соответствующие отделы.

Каждый материал – всегда результат коллективного труда. Журналист пишет, а на разных этапах подготовки к печати его направляют, правят, корректируют, сокращают и т.д.

Радио и телевидение по срокам могут быть более жесткими, чем пресса, ведь прямой эфир сдвинуть невозможно. Интернет в этом отношении менее напряжен. Разместить информацию на сайте возможно в любое время.

Читайте также: