Какая мера наказания отстранение от должности

Опубликовано: 15.05.2024

1. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.

2. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.

3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.

4. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

5. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.

6. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 настоящего Кодекса.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 114 УПК РФ

1. Отстранение от должности - это превентивно-обеспечительная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит во временном недопущении обвиняемого или подозреваемого к выполнению своих трудовых обязанностей в целях предупреждения его попыток воспрепятствовать производству по делу или исполнению приговора.

2. Отстранение от должности применяется при наличии общих условий для действия мер процессуального принуждения (см. коммент. к ст. ст. 111, 97).

3. Специальными условиями временного отстранения от должности являются:

а) наличие у лица процессуального статуса подозреваемого (ч. 1 ст. 46) или обвиняемого (ч. 1 ст. 47). Подозреваемый отстраняется от должности преимущественно при производстве дознания. Во время предварительного следствия представляется целесообразным применять данную меру принуждения к обвиняемому - лицу, чье участие в совершении преступления уже доказано для органов уголовного преследования. Об этом см. коммент. к ст. 171;

б) обладание обвиняемым (подозреваемым) статусом должностного лица. Формально понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК. Однако это понятие относится к субъектам должностных преступлений и не полностью раскрывает термин "должностное лицо", используемый в комментируемой статье. Отстранение обвиняемого от должности преследует не только цель предотвращения его попыток воспрепятствовать выяснению истины, но и обеспечить исполнение приговора (ч. 1 ст. 111 УПК). Прежде всего данная мера обеспечивает исполнение будущего наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК). Поэтому обвиняемый должен быть отстранен не только от государственной должности, но и от работы по специальности, если преступление, вменяемое ему в вину, связано с этой работой (особенно если санкция соответствующей статьи Особенной части УК предусматривает наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью). Например, может быть отстранен бухгалтер, обвиняемый в подделке финансовых документов;

в) в отношении обвиняемого не применены меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК) или домашний арест (ст. 107 УПК). Применение данных мер пресечения обычно автоматически исключает выполнение обвиняемым трудовых обязанностей.

4. Основанием временного отстранения обвиняемого от должности являются обоснованное предположение, что при исполнении им своих трудовых обязанностей он может совершить новое общественно опасное деяние, воспрепятствовать выяснению истины по делу, а также необходимость исполнения реально возможного наказания в виде лишения права заниматься определенным видом деятельности. Это предположение должно вытекать из конкретных фактов, установленных путем доказывания. Представляется, что в силу презумпции невиновности не может служить основанием отстранения от должности дискредитация организации, в которой работает обвиняемый, или должности, которую он занимает.

5. Ходатайство следователя или дознавателя об отстранении обвиняемого от должности (кроме высших должностных лиц) рассматривается районным судом в порядке ч. ч. 4, 6 ст. 108. Эта процедура в досудебном производстве более обеспечивает право обвиняемого на участие в рассмотрении ходатайства, чем другие (ст. ст. 117, 165 УПК).

6. Комментируемая статья прямо не предусматривает временное отстранение от должности в судебных стадиях. Однако такая возможность существует исходя из смысла данной меры принуждения и содержания ч. 2 ст. 29 УПК. Суд по делу, находящемуся в его производстве, должен иметь право по указанным в ст. 114 основаниям отстранить обвиняемого от должности как по инициативе стороны обвинения, так и по собственной инициативе (при отсутствии возражений со стороны обвинителя). При этом может использоваться по аналогии процедура избрания заключения под стражу. См. коммент. к ст. 108.

7. Отстранение от должности отменяется, во всяком случае, при отпадении общих и (или) специальных условий для этой меры принуждения.

8. Часть 5 ст. 114 УПК предусматривает специальную процедуру отстранения от должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (губернатора края, председателя правительства республики). Данная процедура не соответствует принципу состязательности (ст. 15 УПК), решение принимает несудебный орган, без гарантий непосредственности, устности, без обеспечения права обвиняемому на защиту. В этом плане положение губернатора значительно хуже, чем положение депутата законодательного органа власти субъекта РФ.

9. Решение об отстранении от должности может быть обжаловано в апелляционном или кассационном порядке как самим обвиняемым, так и администрацией по месту его работы (Постановление КС РФ от 23 марта 1999 г. N 5-П).

10. О назначении обвиняемому (подозреваемому) государственного пособия см. коммент. к п. 8 ч. 2 ст. 131.

При возникновении случая, предусмотренного законодательством, руководитель обязан отстранить сотрудника от работы. Отстранить работника по собственному желанию руководитель не имеет права.

Что такое отстранение от работы

Отстранение от работы сотрудника подразумевает собой недопущение его к выполнению обязанностей, прописанных в трудовом контракте. Отстранить сотрудника от работы руководитель может на основаниях, указанных в ТК РФ, и в других случаях, которые предусмотрены правовыми актами и федеральными законами. При возникновении случая, предусмотренного законодательством, руководитель обязан отстранить сотрудника от работы.

Отстранить работника по собственному желанию или по собственной воле руководитель не имеет права.

Отстранение от работы не стоит путать с освобождением от работы. Освобождение от работы может быть оформлено по желанию сотрудника. Освобождение дает сотруднику гарантию того, что за ним будет сохранена его должность и заработная плата. При этом оснований для освобождения может быть несколько:

  • в связи с выполнением общественных или государственных обязанностей;
  • повышение квалификации или обучение;
  • донорство крови;
  • предотвращение неблагоприятных воздействий производственных факторов на протекание беременности и пр.

Когда можно отстранить работника от работы

В статье 76 ТК РФ прописаны случаи, когда можно отстранить сотрудника от работы. К ним относятся ситуации, если:

  • сотрудник появился на рабочем месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В этом случае сотрудник проходит медицинское освидетельствование, в котором должны расписаться сам сотрудник и другие работники, ставшие свидетелями этого события.
  • Сотрудник не прошел проверку знаний или обучение в направлении охраны труда. Это требование установлено статьей 214 ТК РФ. Невыполнение требования не позволяет сотруднику продолжить выполнение трудовых обязанностей.
  • У работника отсутствует свидетельство об обязательном медицинском осмотре. Сюда относятся и плановые осмотры, и осмотры психиатра в определенных случаях, и осмотры на предмет профессиональных заболеваний.
  • Отстранение от работы по медицинским показаниям или при обнаружении противопоказаний к выполнению сотрудником должностных обязанностей.
  • Отстранение от работы возможно и при истечении срока действия специальных прав сотрудника (водительские права, права на ношение оружия и пр.). То есть при невозможности сотрудником выполнения трудовых обязанностей в полной мере. В этом случае руководитель может предложить сотруднику другую должность, при которой сотрудник может получать меньшую заработную плату. Обязательным условием является нахождение места работы по новой должности там же, где сотрудник работал до отстранения, если иное не прописано в трудовом контракте.
  • По требованию лиц, уполномоченных нормативными актами и федеральными законами. Этими лицами могут быть инспекторы труда или представители санитарного надзора.

Статья 76 ТК РФ не озвучивает полный список оснований для отстранения, т.к. некоторые случаи прописаны в других кодексах и актах.

Время отстранения и зарплата во время отстранения от работы

Независимо от причин для отстранения сотрудника от работы, период отстранения подразумевает время, необходимое для устранения оснований. То есть, если сотрудник появился на работе в нетрезвом состоянии, он отстраняет на один день и уже на следующий рабочий день он должен явиться на работу.

Если сотрудник отстранен в связи с непрохождением аттестации в области охраны труда, то срок отстранения будет продлен до следующего экзамена и его сдачи. Общие правила отстранения сотрудника от работы говорят о том, что заработную плату на этот период он получать не будет. Однако свое должностное место он сохранит.

Существуют исключения, при которых отстраненные сотрудники могут и должны получать денежное содержание.

Так, например, федеральный закон о государственной гражданской службе РФ гласит, что госслужащий, который допустил должностной проступок, может быть отстранен от трудовых обязанностей до устранения оснований отстранения или решения вопроса о дисциплинарной ответственности, но с сохранением заработной платы. При этом срок его отстранения не может превышать одного месяца.

Трудовой кодекс также предусматривает случаи, когда вынужденный отпуск обусловлен основаниями, не зависящими от сотрудника. В таких ситуациях сотрудник временно не работает и получает выплаты за простой. К основаниям, при которых сотрудник получает выплаты, относят все те же основания, но без вины сотрудника.

Порядок отстранения от работы

При обнаружении оснований для отстранения сотрудника его непосредственный начальник должен составить докладную записку на имя главного руководителя. В докладной записке должно быть указано непосредственно само основание для вынужденного отпуска.

Записка должна быть подписана несколькими свидетелями и специалистом, проводившим освидетельствование (в случае, если основанием является алкогольное или наркотическое опьянение или угроза для беременности).

После того как записка составлена и отправлена директору организации, она должна быть подписана директором или его заместителем. После чего директором или заместителем должен быть издан приказ.

Этот приказ должен подписать сотрудник, которого отстраняют. Если он отказывается ставить свою подпись, то вместо него должны расписаться несколько других сотрудников, которые в дальнейшем смогут подтвердить правомерность отстранения в суде.

На период вынужденного отпуска сотрудника в табеле рабочего времени ставится соответствующая метка:

  • «НБ» - недопущение к работе без начисления заработной платы,
  • «НО» - недопущение к работе с сохранением оплаты труда.

После того как все основания для отстранения будут устранены сотрудник может приступать к выполнению своих трудовых обязательств. Никаких дополнительных приказов и заявлений писать не нужно. Начало его работы фиксируется в рабочем табеле.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Лишение работника прав выполнять свои должностные обязанности

Добрый день. Подскажите пожалуйста, такая ситуация. Я работаю IT специалистом в компании. В моих должностных обязанностях много функция, включая администрирование учётных записей работников. 1,5 года назад случается ситуация, когда мой непосредственный начальник в отпуске, его заместитель увольнялся, и так сложилось что первый рабочий день руководителя совпадает с первым днем когда заместитель уже не выходит. По нашим ЛНА при увольнении сотрудник должен пройти комиссию и передать все дела, но как обычно это бывает на это закрыли глаза и просто уволили. В первый день выхода на работу моего непосредственного руководителя он даёт мне указание с компьютера его заместителя сохранить рабочую документацию, включая рабочую почту. Согласно опять же нашего ЛНА руководитель имеет доступ к рабочим ресурсам своих подчинённых. В процессе моей работы по сохранению документации учётную запись уже бывшего заместителя начальника блокирует наша служба безопасности в Санкт-Петербурге. Я понимаю, что они могут заблокировать учетную запись в связи с увольнением сотрудника (Но в разных филиалах нашей организации подобные учётные записи висят до сих пор и блокируются), объясняю ситуацию своему непосредственному руководителю, на что он даёт мне указания, так как я могу и имею право администрирования учётных записей, разблокировать её и продолжить сохранение данных. Через некоторое время учётную запись опять блокируют. Мне звонят на рабочий телефон и говорят что я не прав и лишают меня прав Администрирования. Мои объяснения они слышать не хотят. Приказа о лишении меня прав нет до сих пор. В итоге я не могу выполнять свои должностные обязанности. Спустя какое то время, мой напарник (я являюсь инженером 1 категории), ведущий инженер из администрации филиала, негласно он даёт мне свой логин и пароль для выполнения функций (хотя это фактически запрещено согласно ЛНА общества) и об этом знала местная служба СКЗ. Всё было сделано с их негласного дозволения, так как СКЗ общества не довало мне доступ. Спустя еще какое то время, у нас на объектах обнаруживают хищения, и меня пытаются привлечь к ответственности как соучастника, но доказательств у них нет никаких. Да и не виноват я был. В итоге решают меня казать за использование чужой учетной записи, и лишают оставшихся прав, электронной почты корпоративной, документооборота и всего остального. Получается я хожу на работу просто сижу. Сначала меня не лишали ни зарплаты, ни премии, но потом начали присылать служебки с тем чтобы я объяснил, почему я получаю премию ничего не делая, и в итоге предлагали писать заявление на увольнение по собственному. Как мне сейчас правильно поступить? Куда обратиться? Спасибо заранее.

В вашей ситуации вы можете написать жалобу в трудовую инспекцию и генеральному директору компании. Пусть разберутся вашу ситауцию подробно, и выявят кто в итоге прав, а кто виноват.

1. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.

2. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.

3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.

4. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

5. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.

6. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 настоящего Кодекса.

Судебная практика и законодательство — УПК РФ. Статья 114. Временное отстранение от должности

часть шестую статьи 114 "Временное отстранение от должности", как допускающую в силу своей неопределенности произвольное отстранение от должности выборного должностного лица органа местного самоуправления;

пункт 8 части второй и часть четвертую статьи 131 "Процессуальные издержки", поскольку они не определяют финансовую службу, на которую возлагается обязанность по выплате временно отстраненному от должности обвиняемому ежемесячного государственного пособия;

Постановлением Измайловского районного суда г. Москвы от 2 ноября 2012 г. Кувалдин А.И. был временно отстранен от должности в связи с тем, что являлся подозреваемым по уголовному делу, и ему назначено ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 114 и п. 8 ч. 2 ст. 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

5) журнал учета ходатайств о временном отстранении обвиняемого от должности (форма N 48) в соответствии со статьей 114 УПК РФ;

6) журнал учета жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, органа дознания, прокурора (форма N 49);

5) журнал учета ходатайств о временном отстранении обвиняемого от должности в соответствии со статьей 114 УПК Российской Федерации (форма N 8.7);

6) исключен. - Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.02.2016 N 33;

3.2. Временное отстранение от должности подозреваемого или обвиняемого является мерой процессуального принуждения, которая применяется судом по ходатайству следователя с согласия руководителя следственного органа, а также дознавателя с согласия прокурора, в целях обеспечения порядка уголовного судопроизводства и надлежащего исполнения приговора (часть первая статьи 111 и часть первая статьи 114 УПК Российской Федерации). Постановление суда о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы (часть третья статьи 114 УПК Российской Федерации) и предполагает безусловную юридическую обязанность работодателя не допускать работника к исполнению трудовых обязанностей.

Как следует из представленных материалов, на основании постановления судьи Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 4 июня 2010 года А.М. Пономарев, привлеченный в качестве подозреваемого по уголовному делу, был временно отстранен от должности старшего оперуполномоченного оперативно-розыскной части N 2 по линии уголовного розыска ГУВД по Ростовской области с назначением на основании части шестой статьи 114 и пункта 8 части второй статьи 131 УПК Российской Федерации ежемесячного государственного пособия в размере пяти минимальных размеров оплаты труда.

Согласно статьям 114 и 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации временно отстраненному от должности подозреваемому или обвиняемому по решению суда выплачивается ежемесячное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда.

1. В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Мурманская областная Дума оспаривает конституционность части первой статьи 114 УПК Российской Федерации, согласно которой при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, и части второй той же статьи, предусматривающей, что в течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.

Согласно части 6 статьи 114 и пункту 8 части 2 статьи 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации временно отстраненному от должности подозреваемому или обвиняемому по решению суда выплачивается ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда.

5) журнал учета ходатайств о временном отстранении обвиняемого от должности (форма N 48) в соответствии со статьей 114 УПК РФ;

6) журнал учета жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора (форма N 49);

Впредь до внесения в действующее правовое регулирование соответствующих изменений временное отстранение таких лиц от работы осуществляется в порядке, установленном статьей 114 УПК Российской Федерации и статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации, при наличии оснований полагать, что они представляют потенциальную опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

В своем решении Конституционный Суд подчеркнул, что федеральный законодатель правомочен установить порядок временного отстранения от работы лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 и статье 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации, до разрешения уголовного дела по существу или завершения производства по уголовному делу. При этом до внесения в действующее правовое регулирование соответствующих изменений временное отстранение от работы осуществляется в порядке, установленном статьей 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации, при наличии оснований полагать, что такие лица представляют потенциальную опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

В соответствии с частью 4 статьи 73 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 1 - приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок временного отстранения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей.

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских организаций системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, обеспечить неукоснительное соблюдение требований части 7 статьи 73 Закона о службе.

3. Признать утратившими силу пункты 8.3 - 8.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. N 1038 2 .

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра С.А. Герасимова.

Министр генерал-лейтенант полиции В. Колокольцев

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020. Далее - "Закон о службе".

2 Зарегистрирован в Минюсте России 10 апреля 2000 г., регистрационный N 2190, с учетом изменений, внесенных приказами МВД России от 16 ноября 2001 г. N 1010 (зарегистрирован в Минюсте России 5 марта 2002 г., регистрационный N 3282), от 8 апреля 2005 г. N 250 (зарегистрирован в Минюсте России 6 мая 2005 г., регистрационный N 6586), от 5 мая 2006 г. N 321 (зарегистрирован в Минюсте России 31 июля 2006 г., регистрационный N 8128), от 9 декабря 2008 г. N 1074 (зарегистрирован в Минюсте России 15 января 2009 г., регистрационный N 13082), от 14 марта 2012 г. N 170 (зарегистрирован в Минюсте России 20 апреля 2012 г., регистрационный N 23902).

Порядок временного отстранения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей

1. Порядок временного отстранения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей регулирует процедуру временного отстранения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации 1 от выполнения служебных обязанностей.

2. Решение о временном отстранении сотрудника от выполнения служебных обязанностей 2 принимается:

2.1. Министром внутренних дел Российской Федерации в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 33, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 3 , - в отношении сотрудников, замещающих должности высшего начальствующего состава, а также сотрудников, назначаемых им на должность.

2.2. Заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителями (начальниками) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских организаций системы МВД России, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, структурных подразделений территориальных органов МВД России в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 33, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - в отношении сотрудников, назначаемых указанными руководителями (начальниками) на должность.

2.3. Непосредственным руководителем (начальником) сотрудника в случае, предусмотренном частью 7 статьи 73 Федерального закона, - в отношении подчиненных ему сотрудников.

3. Основания для временного отстранения сотрудника:

3.1. В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 33, частью 2 статьи 73 Федерального закона, - рапорт прямого или непосредственного руководителя (начальника), содержащий ходатайство о временном отстранении сотрудника.

3.2. В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 73 Федерального закона, - постановление судьи.

3.3. В случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 73 Федерального закона, - оформленное в установленном порядке решение руководителя (начальника) о прекращении допуска к государственной тайне.

3.4. В случае, предусмотренном частью 7 статьи 73 Федерального закона, - факт нахождения сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

4. Решение о временном отстранении сотрудника в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 33, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона, оформляется приказом.

5. В случае нахождения сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения непосредственный руководитель (начальник) немедленно отстраняет данного сотрудника от выполнения служебных обязанностей. Решение о временном отстранении сотрудника в данном случае отражается в рапорте непосредственного руководителя (начальника) на имя прямого руководителя (начальника) и доводится до сотрудника, находящегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в устной форме.

6. Рапорт непосредственного руководителя (начальника) об обнаружении сотрудника, находящегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, немедленно передается прямому руководителю (начальнику) для назначения служебной проверки. Рапорт непосредственного руководителя (начальника) должен содержать сведения о выявленных признаках алкогольного, наркотического или токсического опьянения сотрудника.

7. Приказ о временном отстранении сотрудника издается в течение суток:

7.1. С момента непрохождения сотрудником проверки на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, - в случае, предусмотренном пунктом 4 части 4 статьи 33 Федерального закона.

7.2. Со дня поступления в орган внутренних дел постановления судьи - в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 73 Федерального закона.

7.3. С момента оформления в установленном порядке решения руководителя (начальника) о прекращении допуска сотрудника к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, - в случае, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 73 Федерального закона.

7.4. С момента принятия руководителем, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, решения о временном отстранении - в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 73 Федерального закона.

8. Приказ о временном отстранении сотрудника должен содержать следующие сведения:

8.1. Основание для временного отстранения сотрудника и указание на норму Федерального закона, в соответствии с которой сотрудник временно отстраняется от выполнения служебных обязанностей.

8.2. Дату, с которой сотрудник временно отстраняется от выполнения служебных обязанностей.

9. В случае если сотрудник привлекается к выполнению обязанностей по иной должности или к выполнению отдельных служебных поручений на основании частей 5 и 6 статьи 73 Федерального закона, в приказ о временном отстранении сотрудника включаются:

9.1. Указание на должность, к выполнению обязанностей по которой привлекается сотрудник, или на содержание отдельных служебных поручений.

9.2. Указание на служебное место сотрудника.

9.3. Дата, с которой сотрудник привлекается к выполнению обязанностей по иной должности или отдельных служебных поручений.

9.4. Срок привлечения к выполнению обязанностей по иной должности или отдельных служебных поручений.

10. В случае временного отстранения от должности Министром внутренних дел Российской Федерации сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, ДГСК МВД России одновременно с проектом приказа о временном отстранении сотрудника подготавливается и представляется Министру внутренних дел Российской Федерации проект письма Президенту Российской Федерации о временном отстранении от должности сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации.

11. Рапорт о временном отстранении сотрудника должен содержать следующие сведения:

11.1. Факты, подтверждающие основание для временного отстранения сотрудника.

11.2. Указание на норму Федерального закона, в соответствии с которой предполагается временно отстранить сотрудника от выполнения служебных обязанностей.

11.3. Дату, с которой предлагается отстранить сотрудника от выполнения служебных обязанностей.

12. При временном отстранении сотрудника:

12.1. В случае, предусмотренном пунктом 4 части 4 статьи 33 Федерального закона, сотрудник отстраняется от выполнения служебных обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, со дня издания приказа о временном отстранении от выполнения служебных обязанностей.

12.2. В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 73 Федерального закона, сотрудник отстраняется от выполнения служебных обязанностей с даты, указанной в постановлении судьи.

13. На период временного отстранения сотрудника должны быть приняты меры, исключающие несанкционированный доступ сотрудника к табельному оружию и специальным средствам, к служебным документам и материалам.

14. В случае прекращения оснований для временного отстранения сотрудника руководителями, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, издается приказ о допуске сотрудника к выполнению служебных обязанностей.

1 Далее - "сотрудник".

2 Далее - "временное отстранение сотрудника".

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020. Далее - "Федеральный закон".

К должностному лицу, которое подозревается в совершении правонарушения, может применяться временное отстранение от должности в уголовном процессе. Эта мера процессуального принуждения, которая заключается в ограничении осуществления гражданином своих рабочих обязанностей. Подробнее о ней мы поговорим в этой статье.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (804) 333-20-57

Это быстро и бесплатно !

Краткое содержание статьи 114 УПК РФ с комментариями

Она содержит основания и порядок применения этой меры. В первой ее части говорится о том, что меру принуждения в виде временного отстранения от должности можно применить на момент предварительного расследования. Это делается, если об этом ходатайствует следователь или дознаватель в суде. Для использования этой меры им потребуется согласие руководителя СО или прокурора соответственно.

У суда будет только двое суток на то, чтобы принять решение по поданному прошению следователя. Это указано во второй части ст. 114 УПК РФ.

В ч. 3 этой статьи есть информация о том, что в случае вынесения положительного решения по нему постановление направляется по адресу работы гражданина.

Основания и условия временного отстранения от должности в уголовном процессе по ст. 114 УПК РФ

В ч. 4 говорится, что если уже нет необходимости использования этой меры, то следователь или дознаватель могут ее отменить, оформив соответствующее постановление.

В пятой части есть сведения, которые касаются случаев, когда требуется отстранить от исполнения служебных обязанностей высшее должностное лицо субъекта РФ, так как оно обвиняется в очень серьезном правонарушении. Для этого требуется, чтобы Генеральный прокурор РФ направил бумагу об этом Президенту. Последний должен вынести свое решение в течение 2 суток. Он имеет право либо разрешить использование меры, либо запретить ее.

В ч. 6 статьи указано, что в случае временного отстранения сотрудника от должности ему выплачивается пособие, так как он не способен некоторое время обеспечивать себя или свою семью самостоятельно.

Как происходит временное отстранение (процедура)

Эта мера используется по отношению к должностным лицам. К ним относятся следующие категории граждан:

  • осуществляющие функции представителя власти или организационно-представительские функции на время или по полномочию;
  • выполняющие административные функции в госорганах или учреждениях;
  • служащие в войсках РФ.

Постановление о временном отстранении от должности утверждается судом, после чего отправляется на место работы самого гражданина. Оно должно быть вручено его непосредственному руководителю, обязанному привести в исполнение это указание.

Основания и условия временного отстранения от должности в уголовном процессе по ст. 114 УПК РФ

Условия

Необходимость использования подобной меры появляется, если есть основания предполагать, что должностное лицо:

  • будет пытаться препятствовать расследованию дела, используя свое влияние на тех свидетелей, которые находятся у него в подчинении;
  • попытается уничтожить документы или прочие доказательства, имеющие отношение к делу;
  • каким-то иным способом использовать свое служебное положение для того, чтобы мешать следователю проводить свое расследование;
  • будет противодействовать исполнению приговора военного суда.

Также у следствия должны иметься веские причины подозревать, что это лицо может быть виновно в совершении злодеяния.

В Приказе МВД № 630 порядок временного отстранения от должности описан для тех случаев, когда нужно отстранить от своих служебных обязанностей сотрудника правоохранительных органов. Для этого существуют уже несколько иные причины:

  • если его заметили на работе в нетрезвом виде или под действием наркотического опьянения;
  • в случаях, когда уже закончился период его допуска к гостайне;
  • если он не прошел необходимую профессиональную переподготовку по применению физической силы или спецсредств.

Порядок (постановление)

Согласно ст. 114 УПК РФ, следователь или дознаватель должны ходатайствовать в суде об использовании подобной меры. Судья уже принимает решение исходя из тех оснований, которые были перечислены в прошении этих лиц. Также он обязан убедиться, что имеются причины подозревать гражданина в том, что он может быть преступником.

К самому ходатайству должны быть приложены следующие документы:

  • документ, подтверждающий инициирование дела в уголовном порядке;
  • бумаги, которые могут подтвердить получение лицом статуса подозреваемого;
  • процессуальные бумаги, обосновывающие необходимость использования меры.

Особенности. Рассмотрение прошения может происходить как единолично самим судьей, так и в процессе судебного заседания. В нем может участвовать и само лицо, в отношении которого планируется применить эту меру. Однако это не его обязанность, а право.

Во время заседания судья обязан выслушать мнения всех участников процесса, после чего он уходит, для того чтобы принять окончательное решение.

Основания и условия временного отстранения от должности в уголовном процессе по ст. 114 УПК РФ

В случае положительного решения он распоряжается об оформлении постановления. В нем должны быть указаны причины, по которым возникла необходимость применения подобной меры.

Такой документ составляется в 5 экземплярах:

  • 1-й подшивается к материалам дела;
  • 2-й — в судебно-контрольное производство;
  • 3-й отправляется прокурору, контролирующему процесс расследования дела;
  • 4-й посылается на место работы гражданина;
  • 5-й вручается ему самому для ознакомления.

Права временно отстраненных

Эта мера не предполагает ограничение гражданина в каких-либо иных его правах, кроме того, что он не может посещать свое место работы. Это означает, что он может свободно передвигаться, где хочет, а также видеться со своими друзьями, родственниками и адвокатом. Исключением определяется случай, когда наравне с отстранением от должности применяется какая-либо другая мера пресечения.

Также он вправе получать пособие каждый месяц в размере МРОТ по России, так как весь период отстранения он не будет получать свою зарплату. Документ, утверждающий размер пособия, выносится также судьей.

Гражданин может получать эти денежные средства по месту нахождения финансовой службы, занимающейся подобными выплатами, либо на свой счет в банке не позднее месяца с момента вынесения постановления суда.

Основания и условия временного отстранения от должности в уголовном процессе по ст. 114 УПК РФ

Из этих сумм не могут удерживаться налоговые отчисления, так как они считаются необходимыми издержками всего процесса по делу. Однако это означает, что и выплаты с них в пользу ПФР не могут осуществляться.

У сотрудника правоохранительных органов отбирается его табельное оружие и удостоверение на все время отстранения.

Освобождение от исполнения своих служебных обязанностей не означает увольнение. Гражданин будет по-прежнему значиться в штате, но он также может подрабатывать где-нибудь на время отстранения или заниматься бизнесом, если ему недостаточно средств с пособия.

В каком случае отстранение отменяется

Оно отменяется в случае, когда все подозрения в процессе расследования снимаются с гражданина. Тогда его должны восстановить в его прежней должности, и он может продолжать работать в той же организации с начислением ему зарплаты.

Необходимость использования меры отпадает и в случае вынесения обвинительного приговора в отношении должностного лица. Тогда ему уже будет избрано наказание в зависимости от того, какое правонарушение он совершил и при каких обстоятельствах. В этом случае его уволят с прежней службы без возможности дальнейшего восстановления.

Мера перестает применяться и в тех случаях, когда лицо было освобождено от госслужбы или было уволено в связи с выходом на пенсию. Тогда она отменяется по распоряжению следователя, который может избрать уже иную меру в отношении гражданина.

Она не используется и тогда, когда дело закрыто по различным причинам (недостаточность улик и т.д.). Следователь также обязан оформить соответствующую бумагу.

Заключение

Ст. 114 УПК РФ содержит сведения касательно того, каким образом происходит порядок освобождения лица от своих служебных обязанностей в случае, если оно подозревается в совершении правонарушения. Эта мера определяется необходимой для пресечения дальнейшего преступного поведения гражданина с использованием своего служебного положения.

Читайте также: