Какая профессия лучше сварщик или автомеханик

Опубликовано: 04.07.2024

механик

В России зарегистрировано более 50 миллионов автомобилей, 84% из них — легковые. На каждого жителя страны приходится по 3 железных коня. Учитывая статистику, легко объяснить, почему одна из наиболее востребованных сегодня профессий — автомеханик.

Этот человек знаком с тонкостями обслуживания транспортных средств. Он поддерживает их в рабочем состоянии или возвращает к активной жизни в случае неисправности. Можно ли обойтись без профессионального авторемонта и починить машину своими руками? Да. Но настоятельно не рекомендуется!

История специальности

Появление в 1768 году паросиловой машины потребовало ее дальнейшего обслуживания. Логично предположить, что именно в этот период появились первые автомеханики. Их задачи менялись вместе с развитием автомобилестроения и усложнением механизмов.

В конце 19 века Готтлиб Даймлер выпустил машину с двигателем внутреннего сгорания. Через несколько месяцев Карл Бенц представил потребителям трехколесный автомобиль. Оба инженера, а также присоединившийся к их компании Генри Форд запустили серийные производства средств передвижения для массового потребителя.

Параллельно с работой конвейеров на заводах начали открываться ремонтные автомастерские. Они создавались на базе станций по обслуживанию сельскохозяйственной техники и велосипедов.

Первый в СССР авторемонтный завод, на котором работали профессиональные автомеханики, был построен в 1929 г в Баку. В России лучшие специалисты трудились на Московском авторемонтном предприятии П.П. Ильина. Здесь изготавливали и меняли не только отдельные детали, но и целые узлы.

Расцвет профессии пришелся на период индустриализации. В период с 1928 по 1932 годы выпуск автомобилей в Советском Союзе увеличился почти в 30 раз. Возникла потребность в их обслуживании, появились специализированные заводы и автохозяйства.

В советские годы автомеханики работали в основном на крупных государственных автотранспортных комплексах. К 1985 году их насчитывалось 2,5 тысячи. Позднее появились централизованные производства по техобслуживанию и ремонту автомобилей. После распада Союза их количество значительно сократилось. На смену большим заводам пришли небольшие частные автопредприятия и СТО.

В 90-е годы в стране стали появляться иномарки, и автомастерам пришлось менять специфику работы, проходить обучение, перенимать зарубежный опыт.

Пилот самолета – все о престижной и высокооплачиваемой професии.

Описание

Автомеханик — ведущая специальность на предприятиях транспортного комплекса. Он осуществляет диагностику, ремонт и обслуживание автомобилей.

Профессия чрезвычайно востребована, потому что автомобили, как любые техсредства, имеют обыкновение ломаться. Причины этого могут быть разные: неправильная эксплуатация, износ деталей и узлов, «травмы», полученные в ДТП или при других обстоятельствах. Так или иначе, любая неисправность требует вмешательства профессионала. Многие автолюбители, считающие себя таковыми, часто вредят своим машинам, забывая, что сложный механизм не допускает самодеятельности. Но тот, кто дорожит своим средством передвижения, знает к кому обратиться.

Автомеханик — многопрофильный специалист. Он знаком с содержанием «начинки» и особенностями эксплуатации автомобилей разных производителей, марок и моделей. Для определения причин поломки и специфики дефекта автомастер использует специальные приборы и сложное диагностическое оборудование.

Мастер по диагностике и ремонту автомобилей является действующим звеном постоянно развивающейся индустрии. Он должен обладать большим объемом знаний в своей области и регулярно обновлять их с учетом новых тенденций в отрасли.

От качества работы этого человека зависит безопасность на дорогах. Правильно поставленный «диагноз» и верно выбранная методика «лечения» транспортного средства может обезопасить водителя и пассажиров, существенно снизить риск аварийных ситуаций и спасти жизнь пешеходам.

Обязанности и необходимые качества

Человек, выбравший работу в сфере обслуживания автомобилей должен хорошо разбираться в специфике ремесла и обладать особыми качествами. Начнем с последних.

  • быть физически крепким;
  • иметь хорошую память, отличный слух и острое зрение;
  • уметь концентрировать внимание;
  • обладать образным мышлением.

Ему также пригодятся:

  • терпение;
  • аккуратность;
  • дисциплинированность;
  • внимательность;
  • быстрота реакции;
  • стрессоустойчивость;
  • коммуникабельность.

Логист – описание профессии, плюсы и минусы, перспективы карьерного роста.

В профессиональные обязанности автомеханика входит:

  • осмотр и диагностирование транспортного средства;
  • регулировка автомеханизмов;
  • устранение неполадок в деталях и узлах;
  • замена компонентов, вышедших из строя и не подлежащих восстановлению;
  • техническое обслуживание авто;
  • проведение косметического или восстановительного ремонта;
  • тюнинг автомобиля;
  • документальное оформление всех видов работ.

Специалист, владеющий азами профессии должен иметь следующие навыки:

  • уметь водить машину;
  • разбираться в технической документации;
  • знать устройство и принципы работы автотранспортных средств разных марок и моделей;
  • понимать особенности взаимодействия узлов;
  • определять причину неисправности при визуальном осмотре;
  • обладать навыком работы с диагностическим оборудованием и специальными инструментами;
  • разбираться в марках и видах горюче-смазочных материалов и топлива.

Работа в автомастерской имеет свою специфику. Она вряд ли подойдет женщинам, поскольку связана с тяжелыми физическими нагрузками. Ограничением для профессии являются заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.

Специализация

Обладатель этой профессии может быть универсалом, хотя такие люди встречаются редко. Большинство автомехаников, как правило, выбирают одно из направлений автосервиса. Рассмотрим основные из них.

Диагност. Занимается осмотром автомобиля и определением причин его неисправности. Владеет всеми необходимыми для этой работы инструментами, в том числе современными видами диагностического оборудования.

Механик. Отвечает за работу механизмов внутри автомобиля. Ремонтирует двигатель, коробку передач, сцепление, трансмиссию, ходовую часть и т.д.

Моторист. Специализируется на устройстве двигателя. Имеет все навыки для выявления неполадок в моторе и их устранения.

Автоэлектрик. Хорошо знаком с системой электропитания автомобиля, разбирается в схеме подачи энергии к узлам транспортного средства. Занимается диагностикой и тестированием электронных систем. Способен устранить сбой в работе электрики и провести профилактические работы по предупреждению поломок.

Маляр. Проводит лакокрасочные работы. Владеет технологиями создания антикоррозийной защиты, правильного нанесения шпатлевки и краски с учетом особенностей каждого автомобиля.

Авторихтовщик (жестянщик). Мастер кузовного ремонта. Убирает царапины, вмятины, деформации и другие дефекты на корпусе машины. Возвращает автомобилям форму после ДТП.

Автосварщик. Владеет всем спектром сварочных работ.

Вулканизаторщик. Производит ремонт повреждений автомобильных шин и камер.

Где учиться

Для начала обучения есть смысл выбрать специализированный колледж или техникум. Если в планах получить более высокую квалификацию, следует поступать в ВУЗ. Профессию дают в политехнических и автодорожных институтах, технических университетах, где есть профильные отделения.

Предлагаем вам некоторые учебные заведения, где можно получить профессию «автомеханик» или «инженер-механик»:

  • Профессиональное училище №49 (Московская область, г. Жуковский).
  • Политехнический колледж №13 (г.Москва).
  • Колледж автомобильного транспорта № 9 (г.Москва).
  • Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41 (г.Москва).
  • Колледж архитектуры и строительства №7 (г.Москва).
  • Автомобильно-дорожный колледж им. А.А. Николаева (г.Москва).
  • Колледж автоматизации и информационных технологий № 20 (г.Москва).
  • Новоуренгойский многопрофильный колледж.
  • Краснодарский политехнический техникум.
  • Сахалинский государственный университет.

Где работать

Чем лучше образование, тем престижнее место работы и выше зарплата. После колледжа и автотехникума выпускников принимают СТО и небольшие автомастерские. Инженеры-механики с высшим образованием востребованы в крупных автосервисах, а также на предприятиях транспортного профиля, в том числе, на руководящих должностях.

Зарплата автомеханика зависит от региона, успешности организации и уровня квалификации кандидата на должность. В регионах специалисты с разными уровнями подготовки и опытом работы могут получать 15-60 тысяч рублей, в Москве 20-80 тысяч.

Достоинства и недостатки профессии

При всем понимании функций автомеханика, эта работа таит в себе немало нюансов. Они связаны с широкой номенклатурой транспортных средств, каждое из которых имеет свои технические особенности и требует к себе особого подхода. Играет свою роль и человеческий фактор. Имея дело с техникой, мастеру приходится работать и с ее владельцем. Назовем основные положительные и отрицательные стороны этого ремесла.

Плюсы :

  • высокая востребованность;
  • достойная зарплата;
  • большой выбор специальностей;
  • возможность работать и руками, и головой.

Минусы :

  • большие физические нагрузки;
  • опасность получить травмы;
  • контакты с вредными химическими веществами;
  • реальный результат вложенного труда.

Резюме

Быть автомехаником доходно и престижно. Специальность востребована сегодня, и завтра на нее тоже будет спрос. Для получения образования и повышения квалификации существует масса возможностей. Найти хорошее место работы не сложно — это вопрос профессиональной подготовки, желания и времени. Если вы любите возиться с техникой и разбираетесь в сложных механизмах, работа будет доставлять вам удовольствие и результат выбора оправдает ожидания. Несмотря на все «минусы».


Выбор профессии - очень ответственный шаг, ведь специальность, которую решил освоить вчерашний выпускник, должна не только нравиться, но и быть востребованной, а также хорошо оплачиваемой.

Рабочая сила


Первое место по популярности у технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта, второе - у повара и кондитера, третье - у автомеханика. Также, по словам экспертов, увеличилось число желающих освоить информационные технологии. Это такие направления, как программирование и информационная безопасность. Возрос интерес и к сфере строительства.

В то же время Министерство труда России сформировало список из 50 самых востребованных профессий, которым власти обещают уделить особое внимание, больше всего в перечне рабочих специальностей. Это плиточник и сантехник, токарь и электромонтажник, сварщик и слесарь.

Поскольку наша жизнь сегодня немыслима без смартфонов, компьютеров и интернета, то государству нужны графические дизайнеры, мобильные робототехники, разработчики web-приложений, сетевые и системные администраторы.


А вот если верить «Атласу новых профессий», составленному Агентством стратегических инициатив, самая многообещающая отрасль - биотехнологии - в ближайшие десятилетия будет не только развиваться сама, но и коренным образом менять медицину, энергетику, городское и сельское хозяйства. В этой сфере потребуются такие специалисты, как сити-фермер (обслуживание агропромышленных комплексов, выращивание продуктов питания на крышах небоскрёбов), урбанист-эколог (проектировщик новых городов на основе экологических биотехнологий).

Хочу такую зарплату

В связи с выбором профессии интересно посмотреть, сколько сегодня зарабатывают ведущие специалисты в разных сферах экономики.


Список составлен на основе данных девяти кадровых агентств, специализирующихся на подборе руководителей высшего звена. При этом были взяты суммы вознаграждений, которые компании выплатили своим ведущим менеджерам за 2015 год или назначили в 2016 году с учётом среднего курса конвертации рубля (67,6 рубля за доллар).


Итак, самые оплачиваемые кадры сегодня трудятся: в нефтегазовых компаниях, тяжёлой индустрии, телекоммуникационных компаниях, коммерческих и инвестиционных банках, торговых сетях, страховых и транспортных компаниях, на предприятиях по производству потребительских товаров, в строительстве, фармацевтике и агрохолдингах.

Если говорить о конкретных цифрах, то в торговых сетях, например, годовая «компенсация» составляла 14 миллионов рублей.

Конечно, речь идёт о зарплате топ-менеджеров – ведущих специалистов руководящего звена, но зарабатывать такие деньги реально, если иметь высшее образование и опыт работы.

Работягам путь к большим деньгам тоже не заказан. Например, сварщики из Волгдонска Александр Дуймамет и Дмитрий Кучерявин получили по одному миллиону рублей только за победу в конкурсе WorldSkills Hi-Tech, ежегодном соревновании среди специалистов рабочих профессий крупнейших российских предприятий высокотехнологичных отраслей.


«На пенсию!»

К сожалению, некоторые профессии, по мнению учёных, через пару лет выйдут «на пенсию». Среди них - лектор, так как стандартное записывание лекций под диктовку неинтересно студентам и снижает их мотивацию к обучению. Востребованными окажутся только лекторы, обладающие уникальным опытом и знаниями.

К 2020 году исчезнет профессия библиотекаря в связи с возможностью доступа к оцифрованным материалам и архивам из любой точки мира. Задуматься о своём будущем придётся также бухгалтерам, журналистам, юрисконсультам и нотариусам - их «пенсионное» будущее не за горами.

Мой муж — сварщик. Он три года работал сварщиком вахтовым методом на Крайнем Севере, а теперь подрабатывает в своем селе.

Мужчине с такой профессией нетрудно найти работу в деревне, в городе и на вахте. Расскажу, сколько зарабатывают сварщики, сколько стоит их экипировка и оборудование и что они делают в бескрайней тундре.

Чем занимается сварщик

Сварщик занимается электро- или газосваркой. При электросварке он нагревает металлы с помощью сварочного аппарата и тонкого металлического стержня — электрода. Сварщик касается электродом металла, из-за электричества металлы плавятся, на месте стыков остаются швы.

Газосварка — это сварка при помощи кислорода, горючего газа и сварочной горелки. Кромки деталей нагреваются пламенем. Газосварку часто используют для соединения деталей из чугуна. Ее недостаток — металлы долго греются.

Сварщик нужен на стройке, чтобы соединять металлические конструкции и детали, часто он нужен на заводах, где работают с металлами. Сварщики трудятся на строительстве мостов, дорожных развязок и тоннелей. Также сварщики работают на сельско­хозяйственных и электромонтажных предприятиях, судостроительных верфях, портах, в сфере самолетостроения. Их берут в автомастерские, теплосети и ЖЭКи. Сварка требуется даже рекламным агентствам и студиям художественной ковки.

Сварщика нанимают в штат предприятия по трудовому кодексу на восьмичасовой рабочий день или зовут на вахты: месячные или двухмесячные. Также сварщик может работать сам на себя.

Для сварщика недопустимо изготавливать бракованные изделия, он отвечает за качество каждого шва. Если он некачественно заварит газовую трубу, то произойдет авария, которая унесет жизни людей.

Самое трудное в работе — это сварка в слишком жаркое или холодное время.

Безопасность и оборудование

Если сварщик не соблюдает технику безопасности при работе с током или газом, это может привести к смерти. Опасно сваривать под дождем или в сырую погоду, с мокрыми руками или ногами. Опасность возникает, если сварщик работает с горючими газами. При работе с ними нельзя допускать падения газовых баллонов, попадания на них посторонних веществ, масел: это приводит к взрывам. Еще сварщик может получить ожоги или повредить глаза ярким светом. Поэтому для сварки нужна специальная экипировка.

Если сварщик работает на предприятии постоянно, он бесплатно получает спецодежду, обувь и краги — рукавицы из плотной ткани. Это касается и вахтовиков. Самозанятые сварщики покупают эти вещи. Из одежды понадобится куртка и штаны или комбинезон из огнестойкой брезентовой ткани.

Сварочный аппарат работнику приобретать необязательно — выдадут на предприятии. Мой муж купил сварочный аппарат, чтобы подрабатывать в селе, на вахты аппарат не возит. Анатолий выбрал легкое устройство небольшой мощности. Важно, чтобы аппарат подключался к розетке 220 вольт.

Муж также купил болгарку, чтобы резать металл и изготавливать металлические изделия дома. для себя и родственников варит печки для бани, сани для снегохода и технику.

Оборудование и средства защиты сварщика — 28 300 Р

Сварочный аппарат 10 000 Р
Болгарка 7000 Р
Диски для болгарки 5000 Р
Берцы 2000 Р
Держатель для электродов 1500 Р
Валенки 1000 Р
Электроды, 3 пачки 900 Р
Маска 600 Р
Краги 300 Р

Обучение

Анатолий стал сварщиком по примеру родного дяди. На сварщиков учатся в училище или техникуме. Анатолий получил корочку на курсах при училище в городе Печоре. Без этого удостоверения трудно устроиться на работу.

После окончания учебы Анатолий полгода стажировался на предприятии. Первый месяц ему, как новичку, не доверяли ответственную работу и платили меньше, чем опытным коллегам.

После стажировки он решил поехать на вахту, чтобы зарабатывать больше. Работу сварщики ищут на «Авито», в группах во Вконтакте и в базе вакансий сварочного производства. За три недели поиска у Анатолия получилось найти вакансию через знакомых. Его приняли на предприятие в городе Усинске Республики Коми. Взяли, потому что он работал стажером и уже имел начальные навыки.

Перед выходом на работу муж прошел медосмотр за счет компании. Это обязательное требование для работников нефтяной отрасли на Севере. Сварщики проходят врачей, потому что иногда на вахте работают в тундре. Если в такой момент заболит зуб, из-за этого не будут вызывать вертолет с медпомощью.

Доходы

Вахты. На вахтах в Республике Коми сварщик зарабатывает 1500—3000 Р в день. Доход зависит от степени трудности работ. Обычно один месяц человек работает, а один — отдыхает, поэтому итоговая зарплата делится на два. Сначала Анатолий за вахту получал 30 000 Р , в месяц получалось 15 000 Р . Проезд от места работы до дома и обратно оплачивала организация. Через семь месяцев зарплата Анатолия возросла до 40 тысяч за вахту.

Иногда в объявлениях пишут зарплаты по 150 тысяч рублей, а потом уточняют, что это зарплата за полтора-два месяца вахты.

получает мой муж за вахту

Постоянная работа. В моем регионе, на предприятиях Сыктывкара и Усинска, штатные сварщики получают 35—50 тысяч рублей в месяц. Причем в Усинск одни сварщики ездят на вахту, а другие работают там постоянно, на восьмичасовом рабочем дне. Это зависит от компании. За Усинском начинается тундра, и там работают только вахтовым методом.

Самозанятый сварщик. С 2014 года Анатолий раз в полтора-два месяца подрабатывает сварщиком на частных заказах. Варить изделия — уже не основная его работа, а дополнительный заработок. На подработках он получает деньги за заказ целиком или за каждый сантиметр сваренных швов.

На сварку может позвать знакомый предприниматель, чтобы сварить детали сельхозтехники или механизмов: тракторов, машин. Иногда через сарафанное радио Анатолию поступают заказы от других организаций и частников. Анатолий варит печи, днища катеров, ножи у тракторов, трубы, системы отопления. Муж зарабатывает 500—1700 Р в день, выходит в среднем от 5 до 17 тысяч рублей за один заказ. Крупные заказы Анатолий выполняет неделю или больше. Некоторые односельчане платят ему по бартеру: бензином или рыбой.

Заказчики не задерживали Анатолию зарплату, но у его знакомых такое было. Некоторые фирмы не платят зарплату вовремя, объясняют это тяжелым финансовым положением. Обращение в суды не помогало работникам получить деньги. Поэтому Анатолий перед устройством на новое место интересуется у будущих коллег, не задерживают ли зарплату.

Однажды на вахте Анатолий получил расчетный лист за отработанный месяц. В нем была указана зарплата меньше, чем в прошлом месяце, хотя работы было больше. Анатолий пошел разбираться в бухгалтерию. Там ему сказали, что у них произошла ошибка, а деньги доплатят. Муж вышел из бухгалтерии и встретил коллег. Те сообщили, что водитель трактора получил расчетный лист с суммой долга. В конце отработанного месяца он остался должен предприятию и тоже пошел разбираться. После этого случая Анатолий не стеснялся задавать вопросы начальству и бухгалтеру, если зарплата казалась ему маленькой.

Повышение квалификации

Чтобы выполнять сложные работы и получать высокие зарплаты, сварщики проходят аттестацию, повышают разряд и получают повышение в должности.

Аттестация подтверждает навыки работника. Такие проверки организовывают учебные центры. Например, аттестация Национального агентства контроля сварки — это практический и теоретический экзамены. Анатолий два раза проходил ее за свой счет, чтобы устроиться на работу: в первый раз в 2008 году за 13 000 Р , а во второй раз в 2017 году за 27 000 Р . Затраты на аттестацию он окупал за один месяц работы.

Повышение разряда. Еще в учебных центрах сварщики повышают разряды. С повышением разряда автоматически повышается зарплата. После курсов в училище Анатолий получил третий разряд. Затем два раза поднимал разряд — до четвертого и пятого. Высший разряд — шестой.

Дальнейший рост. Чтобы подняться по карьерной лестнице, нужно получить техническое образование, например строительное. Тогда сварщиков повышают до бригадиров, мастеров и дефектоскопистов.

Трудности профессии

Когда Анатолий работал вахтовым методом, его отвозили в тундру. Чем севернее находился объект, тем труднее людям было переносить климатические условия. Чтобы не мерзнуть, сварщики тепло одеваются и плотно едят.

Сварщики испытывают сильную нагрузку на зрение. Однажды Анатолий не успел проверить стекло на маску, которое выдали на работе. Оно было светлое. Муж испытывал неудобство из-за этого и портил зрение, потому что свободных стекол на объекте больше не было. Он заказал другое, но его привезли через три недели. Сварщики постоянно вдыхают пыль и дым: металл грязный, запачкан смазочными материалами, нефтью. При резке и сварке такого металла Анатолий надевает респиратор.

Чтобы не переживать за безопасность на работе

Сварщикам нужно уметь находить общий язык с другими людьми. На вахтах приходится неделями жить в одном вагончике с рабочими из разных концов России и из других стран.

Однажды Анатолий трудился на вахте и знал, что с ними работает придирчивый прораб. Этот начальник славился распоряжениями, которые трудно выполнить. Сотрудники увольнялись из-за него. В один из месяцев Анатолий узнал, что ему нужно работать вместе с этим прорабом в ночную смену. Перед первой сменой тот сказал ему сварить восемь конструкций за ночь, а нормой были три конструкции. Также прораб поручил Анатолию не уходить с объекта, когда закончится смена, и варить, пока не придет дневной сварщик и не возьмет из его рук держак от аппарата, чтобы беспрерывно работать.

Муж заволновался: понял, что приказ начальника по количеству деталей он не выполнит. Он поговорил об этом с другим прорабом. Тот рассмеялся и сказал варить спокойно. В итоге Анатолий за ночь изготовил четыре конструкции и утром придирчивый начальник был удовлетворен результатами работы.

Впечатления от профессии

Анатолию нравится работать сварщиком: с каждым изделием у него появляются новые навыки и сноровка. Сварка — это создание чего-то нового, устойчивого и прочного.

После учебы на сварщика муж советует стажироваться, а не сразу ехать на вахту. Это поможет приобрести навыки для выполнения крупных заказов.

В работе муж следует правилу: «Вари изделие так, как будто варишь для себя». Это помогает накладывать прочные швы и не допускать оплошностей. Такой совет Анатолий получил от коллеги, когда проходил первую аттестацию и волновался.

В будущем муж продолжит подрабатывать и снова поедет на вахты. Научит сварке сына.

Я рада, что муж работает сварщиком. В селе эта профессия востребованнее, чем, например, юрист или программист. Она приносит дополнительные деньги в бюджет семьи. С помощью своего сварочного аппарата мы экономим: муж сварил домой печку в баню, ремонтирует технику.


Правда ли, что в этой профессии заработки достигают 100 тысяч рублей в месяц и более? Да. Хотя далеко не всем так везет. Да и имидж у этой профессии сложился, мягко говоря, своеобразный. «Где работаешь?» — «В СТОшке». Сразу возникает портрет хмурого, неразговорчивого слесаря в грязной спецовке с сигареткой в зубах. Хотя в официальных сервисах все совсем не так. Трудоустройство в крупный сервис или дилерский салон — это возможность повышения квалификации и хорошие перспективы профессионального роста. Вопреки обидному выражению «крутить гайки» автомеханик как раз имеет отличные шансы не быть рядовым винтиком в системе, вырваться из замкнутого круга и даже удивить весь мир. Следующий пример подтверждает это на 100%.

От ученика до чемпиона

Этим летом в Казани прошел чемпионат мира по профессиональному мастерству Worldskills, в котором, помимо представителей прочих профессий, соревнуются и автомеханики. И впервые победу одержал наш соотечественник. Получается, лучший автомеханик в мире сейчас — россиянин Николай Дончак, 21-летний парень из Москвы.

Чемпионат проводится каждые два года и собирает участников из более чем 60 стран. Молодые ребята соревнуются в различных дисциплинах, таких как строительство, дизайн, кулинария, электроника и во многих других. Николай Дончак победил в категории «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей».


«Каждый день надо было пройти задание по определенному блоку, например, рулевая система и подвеска. Но самая жара была в сборке и разборке двигателя — рассказывает Николай. — Это как в армии собрать и разобрать автомат Калашникова. Только тут процесс более кропотливый и долгий. Но я справился (улыбается). Но когда оглашали результаты, все равно не верилось, что удалось всех обойти».

Как вспоминает Николай, интересоваться ремонтом машин он начал еще в детстве, а уже в 14 лет сам выполнил первый заказ. Правда, под присмотром отца, который работал в этой сфере. Это были слесарные работы на внедорожнике, который готовили к соревнованиям. Этим направлением парень потом стал плотно заниматься. Ну а дальше пошло-поехало.

Однажды преподаватель колледжа, в котором учился Коля, рассказал о соревнованиях WorldSkills и предложил поучаствовать. Так и начали готовиться к первому чемпионату. В 2018 году парень прошел интенсивную подготовку в учебном центре российского представительства Тойоты. Сначала удалось попасть в расширенный состав национальной сборной, далее последовала поездка на EuroSkills-2018 в Будапешт, потом снова усердная работа и тренировки. В конечном итоге Николай оказался в основном составе.

«Кого бы из соперников отметил? Кто самый мастеровитый среди других стран?» — «Определенно азиаты. Очень упорные, сконцентрированные и выносливые ребята. Готовятся к подобному соревнованию годами! В моей номинации серебро разделили китаец и представитель Тайваня, в нашей категории бронзы не было. А дальше был представитель Японии. Комментарии излишни».


Конечно, глядя на Николая, который в свой 21 год стал чемпионом, поневоле начинаешь верить в чудо, которое можно создать в буквальном смысле собственными руками. По сути, за пять–шесть лет он прошел путь от ученика до чемпиона. Однако в стране есть еще тысячи толковых ребят, готовых с головой погрузиться в работу и выполнить самые смелые проекты. Есть ли шанс у простого молодого российского автомеханика, который читает эти строки, занять свое место под солнцем?

С чего начать?

По идее, путь любого специалиста начинается с учебной скамьи. Техникум или вуз дает необходимую теоретическую подготовку, на летних каникулах или по ходу обучения студент проходит практику, присматривается к будущему работодателю, а сразу после выпуска старается попасть на работу. Однако сценарий подготовки кадров для отечественного автосервиса не всегда соответствует этому каноническому шаблону. Подавляющее большинство механиков «институтов не заканчивали» и, по сути, пришли в профессию с улицы, а навыки наработали уже по ходу пьесы, в ремзоне. Тем не менее рассмотрим, как и где можно получить теоретическую подготовку для желающих стать квалифицированным механиком с нуля.

В наши дни пройти некий начальный ликбез намного проще, чем раньше: в интернете множество видеопособий и блогов на тему ремонта самых разных машин. Понятно, что это только подспорье к практике, а она на первом месте. Однако начинать все равно надо с теории, чтобы не наломать дров. Если у вас уже есть некоторый опыт ремонта собственной машины, можно подтянуть теорию, пройдя дистанционный курс переподготовки по специальности «Автомеханик». За три месяца и 15 тысяч рублей вы освоите несколько программ (материаловедение, охрана труда, слесарное дело и т. д.) и даже получите некий диплом. Качество подобного обучения во многом зависит от сознательности самого ученика, поэтому если есть желание получать знания — то это для вас. Однако на практике подобные случаи — редкость. Из пяти опрошенных владельцев автосервисов никто не смог припомнить, чтобы кто-то из слесарей на заре своего трудового пути прошел подобное обучение.


Лучше выкроить месяц и пройти полноценный курс подготовки в специализированном центре или профильном заведении. Чаще всего это учебные центры на базе техникумов. В Москве такая программа обойдется в 25–30 тысяч рублей и займет три недели. Если брать отдельные блоки (например, обслуживание подвески), то цена будет в районе 15–20 тысяч рублей. В провинции цены следующие: два месяца подготовки автоэлектриков или маляров обойдутся в 10–12 тысяч рублей. Иногда в Сети попадаются совсем заманчивые предложения, но по факту оказывается, что за 3000 рублей вы получите только корочки. Стоит отметить, что некоторые учебные центры впоследствии помогают с трудоустройством, поставляя работодателю «готовый продукт». Но опять же, среди опрошенных сервисменов ни один не упомянул о коллегах, которые прошли такой курс. Максимум, что удалось разыскать в анкетах автомехаников — диплом автотранспортного колледжа.

Дилерский сервис или гараж?

Многие опрошенные нами профессионалы этого дела утверждают, что начинать свой трудовой путь лучше сразу в крупном сервисе. Некоторые рекомендуют начинать с мультибрендовой неофициальной станции, где можно сразу познакомиться с особенностями разных марок и моделей. Кроме того, работа на такой СТО предполагает установленный рабочий график, более цивилизованные взаимоотношения с коллегами и руководством, чем на мелких станциях, порядок и чистоту в ремзоне. Все это дисциплинирует новичка и настраивает на рабочий лад, в отличие от гаражного бокса, где может царить анархия и перманентный хаос со всеми вытекающими. Также большой автоцентр имеет полный арсенал современного инструмента. К примеру, молодого слесаря научат выпрессовывать ступичный подшипник на специальном прессе, а не выдалбливать его подручными средства а-ля молоток и зубило, как это до сих пор практикуют в гаражных боксах. Опять же, в маленьких СТО есть риск нарваться на хозяина, цель которого — содрать деньги с клиента, не заморачиваясь на качестве. В таких условиях вряд ли удастся воспитать в себе высокую культуру сервисного обслуживания, а пытаться в одиночку противостоять системе — как бороться с ветряными мельницами. Наконец, крупный сервис позволяет двигаться по карьерной лестнице как по горизонтали (осваивая смежные профессии), так и по вертикали (ученик, слесарь, мастер, управляющий филиалом).

Но у официалов — свои преимущества. Сервисные центры ведущих брендов дают широкие возможности для обучения. Например, у Kia существует целая «академия» площадью свыше 1000 квадратных метров с аудиториями и сервисными зонами. Механики изучают каждую модель по специальным учебным планам и пособиям. В конце курса — итоговый экзамен.


Вышеупомянутый Николай Дончак так вспоминает свою учебу в тойотовском центре: «Я приходил рано утром и мог провести там весь день напролет. С наставниками мы прошли большой путь, и я благодарен им за этот уникальный опыт».

Отправляют на учебу своих мастеров и неофициальные сервисы среднего звена. Небольшой новосибирский автоцентр, специализирующийся на рулевых рейках, воспитал уже нескольких профи, умеющих собрать и разобрать рейку с закрытыми глазами. В свое время руководство не пожалело сил и средств на подготовку кадров. Это были семинары у поставщиков запчастей, совместные субботники и даже импровизированные безалкогольные корпоративы. Коллеги из соседних цехов смотрели на это со смехом. Однако через несколько лет прогресс стал очевиден. Сервис превратился в успешное предприятие с постоянным штатом, опрятным цехом, узнаваемым брендом и записью на неделю вперед, а критики так и остались сидеть в своих унылых боксах, перебиваясь случайными заказами.

Правда, есть и другая точка зрения. Среди поклонников «старой школы» бытует мнение, что сервисмены у «официалов» натренированы выполнять лишь узкий спектр работ и слабо знают матчасть. А все эти элементы «красивой жизни» — ресепшн, корпоративный дух, стерильная обстановка — лишь создают ширму, за которой нет высокого качества работ. Мол, настоящий мастер может вырасти только в спартанских условиях гаража, там он не хуже освоит слесарное дело. Если наберется опыта, то и зарплата будет не ниже, чем у всяких дилеров. Давайте рассмотрим плюсы этого варианта.


Преимущества мелких СТО следующие. Туда можно устроиться буквально за час, без трудовой книжки, медкомиссии и справок о несудимости. Тебя не отправят на повышение квалификации, зато рядом всегда будет опытный наставник, который бесплатно научит регулировать клапаны или выравнивать зазоры. Ежедневный расчет без лишних издержек в виде НДФЛ или отчислений в Пенсионный фонд. Однако карьерный рост обычно означает максимум следующее: отпочковаться и открыть свой бокс. Но это уже сфера малого бизнеса со своими вложениями, рисками, ответственностью, налогами, проверками и отдельной темой для статьи.

Хлеб с маслом или лекарства?

Перейдем к самому сокровенному — сколько будет получать автомеханик? Схема расчета может быть разной. В крупных сервисах это оклад + %, в маленьких автосервисах — исключительно процент от выполненных заказов. Размер доходов зависит от специализации и квалификации мастера. В некоторых сервисах играет роль сезонность. Например, всплеск ремонтов ходовой части наблюдается весной, после того как подвеска в буквальном смысле оттаивает после холодов и огорчает владельца новыми стуками.

Итак, предположим, вы прошли стадию ученика, освоили базовый курс автомеханика и за полгода научились неплохо перебирать ходовку автомобиля. При стандартном графике (5/2, полный рабочий день) и средней загрузке в столицах можно рассчитывать на 60–90 тысяч рублей, на периферии — 40–50 тысяч. В крупных дилерских центрах механики получают свыше 100 тысяч рублей. В гаражном сервисе заработок может как стремиться к нулю, так и быть равным 50–70 тысячам.


Есть примеры совершенно заоблачных цифр. Небольшой цех кузовного ремонта в Тюмени специализируется на дорогих иномарках и пользуется хорошей репутацией уже на протяжении 15 лет. В зарплатной ведомости за сентябрь фигурируют цифры в 130, 135 и 144 тысячи рублей. Упомянутая контора по ремонту рулевых реек в месяцы пиковых нагрузок выплачивает слесарям по 150 тысяч рублей. Другая новосибирская СТО по ремонту АКПП стабильно платит мастерам по 80–100 тысяч рублей.

Однако есть и другая сторона медали. Ремонтная зона — не санаторий. Постоянный контакт с техникой, химическими жидкостями, выхлопными газами не лучшим образом сказывается на здоровье механиков. Самое вредное производство, по единогласному мнению, — малярный цех. Тут вас ждет целый букет гадостей, которые проникают внутрь организма, даже несмотря на костюмы и маски. Через несколько лет можно заработать болезни органов дыхания.

Ремонт двигателей и подвески более безопасен. Однако сам факт нахождения в замкнутом пространстве, наполненном парами технических жидкостей и выхлопных газов, также не лучшим образом влияет на организм. Кстати, это еще один повод устроиться в большой современный комплекс с хорошей системой вентиляции и удобной спецзащитой.

Наконец, изредка случаются несчастные случаи. Это может быть и падение в смотровую яму, и удары током, и травмы при эксплуатации станков и приборов. Основная причина таких инцидентов — халатность и невнимательность.


Мелкие СТО грешат тяжелыми условиями труда. Например, отсутствием помещений для переодевания, приема пищи, отдыха работников. Иногда весь этот функционал берет на себя крохотная каморка. В особо запущенных случаях она одновременно служит и комнатой ожидания для клиентов. В ежедневном меню слесарей — исключительно «Доширак» и кофе «3 в 1» из грязной кружки. Наличие санузла не гарантировано.

Еще одна беда — отопление. Для климата практически любого российского региона проблема еще та. Зимой в холодном цеху можно запросто «угробить» поясницу. Система отопления обычно представлена примитивным котлом на отработке, угле или дровах. Усердная работа истопника и отсутствие вентиляции создают внутри помещения настоящий «кумар», которым приходится дышать всем сотрудникам.

Случай из жизни

Напоследок — удивительная история, которая показывает, насколько непредсказуемым может быть путь сервисмена. Наш собеседник Евгений, получив в 90-е профессиональное образование (Сибирская автодорожная академия в Омске), отправился работать в автобусный парк. Прошел путь от слесаря до директора по снабжению. Но убыточное предприятие дышало на ладан, поэтому пришлось уйти в торговые представители по напиткам (в «нулевых» это была очень хорошая работа). Вскоре ему предложили вернуться в профессию, причем с переездом в столицу. Евгений, не раздумывая, согласился и в 2011 году стал мастером цеха корпоративного парка небольших коммерческих грузовичков. Через несколько лет после очередной оптимизации цех прикрыли, и Евгений сумел открыть свою СТО, перетянув туда клиентов, оставшихся без привычного обслуживания. Старт бизнеса оказался не таким уж и трудным: главным было суметь заработать на оплату аренды (500 тысяч рублей в месяц за помещение в 700 квадратов в районе метро «Щелковская»). Заоблачная сумма для провинции в Москве отбивалась без лишних нервов. Профиль деятельности — тот же, клиентская база была наработана. Евгений смог собрать хорошую команду из механиков, электриков, мастеров по ремонту холодильных установок. Однако сказка длилась ровно один год. Смена руководства у основного корпоративного клиента пагубно сказалась на деловых связях. Цепочка недопониманий и конфликтов привела к закрытию цеха. Но Евгений не пал духом и вскоре устроился мастером-приемщиком в крупную сеть официальных дилерских центров. Одно из самых ярких впечатлений от этого периода — прекрасно отлаженная работа и идеальная чистота в ремзоне. «После каждого ремонта заходил человек с поломоечной машиной и наводил порядок. И это в цехе, где стоит 30 подъемников!» — вспоминает Евгений.


В прошлом году он был вынужден вернуться в Омск. Частично по семейным обстоятельствам, частично — из-за надоевшей московской суеты и бешеного ритма. После небольшого отдыха — поиск работы. Представьте, каково искать новое место в депрессивном городе после столичных зарплат? «А еще работодателей смущала запись в моей трудовой книжке. Они не понимали, зачем человек с опытом работы на должности генерального директора собственной СТО хочет устроиться обычным автомехаником», — смеется Евгений. Сегодня он работает мастером цеха в крупной СТО универсального профиля с зарплатой в диапазоне 70–90 тысяч рублей. Смог собрать хороший коллектив. Всем доволен.

Человек, который прошел все ступени иерархии автосервиса, призывает не бояться физического труда и обязательно пройти этот этап. «Если ты хочешь занять место в комнате руководителей, ты просто обязан знать, в какую сторону крутится гайка. Только тогда можно будет говорить с подчиненными на одном языке и понимать, что происходит в ремонтной зоне», — говорит Евгений. А еще он ратует за то, чтобы в профессию шла молодежь. — «У нас в стране слишком много менеджеров, а вот толковых механиков днем с огнем не найти. Я искренне желаю, чтобы молодые парни выбирали эту профессию. Учитесь, работайте на совесть, будьте ответственны и аккуратны. Вы будете востребованы как профессионал и заслужите уважение. И уж точно не останетесь без хлеба. Возможно, даже с икрой».

И так, прошли 16 лет моей жизни, окончил я 9 класс и настало время поступать учится по профессии.И тут встал вопрос "На кого учится?"Я думаю между "Автомехаником" и "Сварщиком"(автомат и полуавтомат). Посоветуйте, можете сами что нить предложить.но мне профессию надо рабочую, руки у меня к этому тянутся, а в офисе сидеть это не мое.

Лада Ока 1998, 33 л. с. — просто так

Машины в продаже


Лада 1111 Ока, 2003


Лада 1111 Ока, 1999


Лада 1111 Ока, 2004


Лада 1111 Ока, 1992

Комментарии 22

я на механика пришёл поступать, а мне там сказали что механиков и так много, сказали иди на повара, ну я и отучился на повара))))

Хорошие сварщики в принципе всегда в цене…
Так как нехороших слишком много…

Соглашусь с вами!

Имея в собственности гараж я мог бы жить весьма неплохо занимаясь в нем сварочными работами…

Автоэлектрик самая востребованная специальность! а варить и ремонтировать ока научит!

Вот сегодня кокрас с окушкой проблемка то и первая произошла где без сварки ну никак

Я закончил училище по профессии "Автослесарь" 3 года учился. Естественно оно мне пригодилось, потому что работаю водителем всю жизнь.

если я правильно понял работаете вы водителем а не автомехаником?!

Я знал что буду профессиональным водителем, (раньше такие были) поэтому осознанно пошел учиться на автослесаря, закончил на отлично.

аа, но я не собираюсь на водителя, а вот открыть свой автосервис мечта есть

Я тоже не всегда за рулем, и был у меня свой автосервис, в далеких 90х.

Как?Сложный бизнес то?

Не сложный, у одного из первых была иномарка в городе. Бандиты и те на восьмерках ездили.

Дааа, с этой стороны нормально…да и запчасти находить легко на свое авто

Иди на автомеханика, сварщик может и прибыльный но не благодарное ето дело,

а где можно устроится то автомехаником? да и на жизнь то зароботать надо а автомехаником если тока за копейки а прибыльные места уж давно заняты

Я когда 10кл закончил то же думал куда — у меня было мечты 1-радио институт 2-машиностроительный…так как перестройка все деньги умножила на ноль, то самый ближний институт остался волгоградский политех — другими словами машиностроитель (не путать с автомобилестроением)…
Ни чуть не жалею — пройдя через все сопроматы, детали машин, теория машин и механизмов, физика металлов, теория электроцепей (отдельное "спасибо" товарищу ельцину, из-за которого нас с очного отделения забрали в армию со второго курса) — в армии так отупел, что чуть не вылетел на ближайшей сессии…
Вывод: 1. автомеханик — это низшее звено в автомобилестроении…надо как минимум машиностроение или автомобилестроение… 2. Сварка и кузня — круто (сам люблю варить и мечтаю о кузне) — но сварка всегда очень большой конкурс да и здоровье убивает (особенно глаза — поймешь к 40 годам)…
Посмотри профессии в ближайшем политехе… и какой ближайший завод тяжёлого машиностроения рядом…(если закончишь политех и на станках работать сможешь — и вообще начальником в каком нибудь мехцеху будешь работать… — страну поднимать будешь!

автомеханик-эт 100%
сам варишь(головой соображаешь)-что -где и почему,
ну если -плюсом-сварщик!-О!БОЖЕ!-какой МУжЧИНА!
…а так-к чему душа лежит?-лежит-командовать_лежа командуй
или управляй…только за машину бабло откинул…и дальше лежи управляй-зарплата позволит

автомеханик — это человек который перебирает автомобиль (ходовка в основном)…
моторист — перебирает двигатели…
сварщик — это варит трубы и другие железяки…
электрик — это не авто электрик…
кузовщик-жестянщик это кузов
машины красят то же отдельная тема…
…все эти специальность даже в гаражах в разных местах, иногда что совмещается (если команда из нескольких мужиков) — сам ремонтом занимался — знаю
— насчёт головы — если не дано мыслить в объёме то и машинстроительные профессии тяжело дадутся…а проверка следующая — человек должен иметь по геометрии 5 и свободно рисовать рукой объёмные рисунки…

девушка хоть и блондинка, но не тупая…
чем отличаются эти профессии-в курсе.
друг есть хороший-он сварщик, но в машинах разбирается-и по (авто)электрике, и по автомеханике -фору даст многим другим, хотя самоучка…
просто если лежит душа и как сказано "руки тянутся"-лучше уж что-нибудь по авто

Читайте также: