Какая проверка знаний проводится при изменении должности

Опубликовано: 03.10.2024

Официальный документ можно скачать здесь: СКАЧАТЬ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 1/29

Министр труда и социального развития
Российской Федерации
А.П.Починок

Министр образования Российской Федерации
В.М.Филиппов

Приложение
к постановлению минтруда 1 29 Обучение по охране труда

от 13 января 2003 года

I. Общие положения

1.3. На основе Порядка федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные требования к организации и проведению обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников подведомственных им организаций, не противоречащие требованиям порядка 1 29.

1.4. Порядок не заменяет специальных требований к проведению обучения, инструктажа и проверки знаний работников, установленных органами государственного надзора и контроля. Одновременно с обучением по охране труда и проверкой знаний требований охраны труда, осуществляемыми в соответствии с Порядком, может проводиться обучение и аттестация работников организаций по другим направлениям безопасности труда, организуемые органами государственного надзора и контроля и федеральными органами исполнительной власти в порядке, утверждаемом ими по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

1.5. Обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.

1.7. Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организаций несет работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом постановления 1 29.

II. Порядок обучения по охране труда

2.1. Проведение инструктажа по охране труда

2.1.1. Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.

2.1.2. Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).

2.1.3. Кроме вводного инструктажа по охране труда, проводится первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

2.1.4. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы:

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем.

2.1.5. Повторный инструктаж проходят все работники, указанные в п.2.1.4. положения 1/29, не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.

2.1.7. Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.

2.2. Обучение работников рабочих профессий

2.2.1. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.

2.2.3. Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

2.2.4. Работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу.

Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).

Обучение по охране труда проходят:

Руководители и специалисты организации могут проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.

2.3.3. Требования к условиям осуществления обучения по охране труда по соответствующим программам обучающими организациями разрабатываются и утверждаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством образования Российской Федерации с учетом постановления 1 29.

2.3.4. Министерство труда и социального развития Российской Федерации разрабатывает и утверждает примерные учебные планы и программы обучения по охране труда, включающие изучение межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, (в.т. учитывая положение 1 29 обучение по охране труда).

Обучающие организации на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда разрабатывают и утверждают рабочие учебные планы и программы обучения по охране труда по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

2.3.5. В процессе обучения по охране труда проводятся лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры и т.д., могут использоваться элементы самостоятельного изучения программы по охране труда, модульные и компьютерные программы, а также дистанционное обучение по охране труда.

Обучающие организации должны иметь штатных преподавателей.
Обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций осуществляется при повышении их квалификации по специальности.

III. Проверка знаний требований охраны труда

3.2. Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.

3.3. Внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:

Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований охраны труда определяется стороной, инициирующей ее проведение.

3.4. Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов.

В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций входят руководители и штатные преподаватели этих организаций и по согласованию руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, органов местного самоуправления, профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов.

Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.

3.5. Проверка знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей, организаций проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их обязанности с учетом их должностных обязанностей, характера производственной деятельности.

3.6. Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом проверки знаний по охране труда по форме согласно приложению N 1 к Постановлению 1 29 обучение по охране труда.

3.7. Работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение по охране труда за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, по форме согласно приложению N 2 к Порядку 1 29 обучение по охране труда.

3.8. Работник, не прошедший проверки знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца.

3.9. Обучающие организации могут осуществлять проверку знаний требований охраны труда только тех работников, которые проходили в них обучение по охране труда.

IV. Заключительные положения постановления минтруда 1 29

4.1. На территории субъекта Российской Федерации организацию обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда координируют федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти по труду субъекта Российской Федерации, который формирует банк данных всех обучающих организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации.

4.2. Ответственность за качество обучения по охране труда и выполнение утвержденных программ по охране труда с учетом постановления 1 29 несет обучающая организация и работодатель организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.3. Контроль за своевременным проведением проверки знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей, организаций, осуществляется органами федеральной инспекции труда.

Приложение N 1
к Порядку обучения по охране труда и
проверки знаний требований охраны труда
работников организаций, утвержденному
постановлением Минтруда 1/29 и Минобразования РФ
N 1/29 от 13 января 2003 г.

Протокол N _______
заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников

_________________________________________________________________________
(полное наименование организации)

N п/п:
Ф.И.О.:
Должность: ________________
Наименование подразделения (цех, участок, отдел, лаборатория, мастерская и т.д.):_____________
Результат проверки знаний (сдал/не сдал) N выданного удостоверения: _____________
Причина проверки знаний (очередная, внеочередная и т.д.): ______________
Подпись проверяемого: _________________________
Председатель комиссии _________________________
(Ф.И.О., подпись)
Члены комиссии: ______________________________________
(Ф.И.О., подпись)
Представители**:
органов исполнительной власти субъектов РФ __________________________
(Ф.И.О., подпись)
органов местного самоуправления ______________________________________
(Ф.И.О., подпись)
государственной инспекции труда субъекта РФ __________________________
(Ф.И.О., подпись)
______________________________
* Указываются, если участвуют в работе комиссии.
** Подписываются, если участвуют в работе комиссии.

Приложение N 2
к Порядку обучения по охране труда и
проверки знаний требований охраны труда
работников организаций, утвержденному
постановлением Минтруда 1/29 и Минобразования РФ
N 1/29 от 13 января 2003 г.

(Левая сторона)
____________________________________________________________________________________________
(полное наименование организации)

Председатель комиссии ______________________
(Ф.И.О., подпись)
Дата
М.П.

Сведения о повторных проверках знаний
требований охраны труда

Председатель комиссии ______________________
(Ф.И.О., подпись)
Дата
М.П.

Председатель комиссии ______________________
(Ф.И.О., подпись)
Дата
М.П.

Приказом Минтруда России утверждены Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок. Необходимо ли после вступления в силу приказа проводить внеочередную проверку знаний электротехнического персонала потребителя или достаточно ограничиться доведением изменений до персонала с оформлением в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте?

На данный вопрос ответ дан Управлением государственного энергетического надзора Ростехнадзора.

Приказ Минтруда России от 15.12.2020 № 903н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок», зарегистрированный Минюстом России 30.12.2020 № 61957 (далее – новые ПОТЭЭ), вступил в силу 01.01.2021.

Письмом Минтруда России от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167 в адрес органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации были направлены разъяснения в связи с вступлением в силу с 01.01.2021 новых ПОТЭЭ, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда при осуществлении трудовой деятельности по видам экономической деятельности и видам выполняемых работ, разработанных в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины».

В соответствии с положениями действующих правил в электроэнергетике при введении в действие новых правил предусмотрено проведение внеочередной проверки знаний (п. 1.4.23 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждённых приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, зарегистрированным в Минюсте России 22.01.2003 № 4145 (далее – ПТЭЭП); п. 8.6 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утверждённых приказом Минтопэнерго России от 19.02.2000 № 49, зарегистрированным в Минюсте России 16.03.2000 № 2150).

Вместе с тем территориальные отраслевые комиссии по проверке знаний Ростехнадзора в настоящее время осуществляют свою деятельность с учётом требований постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году», согласно которому проведение проверки знаний требований охраны труда и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках, до 01.07.2021 не требуется.

Нормативным правовым актом, регулирующим вопросы порядка обучения и проверки знаний по охране труда, является постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее – Порядок). Согласно п. 3.3 Порядка внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций, независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится в том числе и при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. В данном случае работодатель вправе организовать проведение внеочередной проверки знаний новых правил по охране труда персонала в своей комиссии.

Обращаем внимание, что в соответствии с требованиями п. 1.2.2 ПТЭЭП за подготовку (обучение) электротехнического персонала и проведение проверки знаний этого персонала отвечает руководитель организации.

Исходя из вышеизложенного, внеочередные проверки знаний правил работы в электроустановках с подтверждением группы по электробезопасности и правил работы в тепловых энергоустановках членов комиссий организаций, ответственных за электрохозяйство, специалистов по охране труда, а также работников организаций, в которых не могут быть сформированы комиссии по проверке знаний в связи с их малой численностью, в территориальных отраслевых комиссиях Ростехнадзора будут обязательными после 01.07.2021.


Ростехнадзор разъясняет: внеочередная проверка знаний электротехнического персонала или доведение изменений с регистрацией в журнале инструктажа


Фото Тимура Громова, Кублог

Многие работодатели воспринимают аттестацию работников как нечто формальное. Оно и понятно: четких указаний о порядке и сроках ее проведения в Трудовом кодексе не содержится. Да и нормативных актов в данной области, предназначенных для коммерческих организаций, за последнее время не издавалось (аттестация обязательна только для работников организаций определенных сфер деятельности): законодательством в основном урегулирован порядок проведения аттестации работников бюджетной сферы. Между тем результаты аттестации могут служить основанием для увольнения работника, поэтому рекомендуем со всей ответственностью отнестись к проведению самой аттестации, поскольку трудовые споры нередки и в большинстве случаев судьи встают на сторону работника. О том, как правильно организовать проведение аттестации, читайте в настоящей статье.

Аттестация: как много в этом слове…

Результаты аттестации помогут оптимизировать использование трудовых ресурсов, создать дополнительные стимулы к профессиональному росту работников, сформировать кадровый резерв из наиболее компетентных специалистов, а также уволить работников, квалификация которых не соответствует требованиям, предъявляемым к занимаемым ими должностям.

Рассматривая понятие аттестации, нельзя пройти мимо определения квалификации работника, которое дает ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ: это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Характеристика квалификации, необходимой сотруднику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, определяется профессиональным стандартом (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). В настоящее время разработано уже достаточно большое количество таких стандартов. Они действуют наряду с квалификационными справочниками (ЕКС и ЕТКС): обязанность применять стандарты пока не установлена.

На основании ч. 2 данной статьи характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, будут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Таким образом, в настоящее время работодатели для определения квалификации работника для установления его соответствия занимаемой должности пользуются как квалификационными справочниками, так и профессиональными стандартами.

Обязательно ли проводить аттестацию работников?

Разрабатываем локальный акт

Соответственно, если руководство приняло решение о необходимости проведения в компании аттестации работников, нужно разработать локальный нормативный акт, регламентирующий порядок ее проведения.

Перед тем как приступить к разработке такого локального акта, надо проанализировать существующие в компании должности и работы на предмет обязательности аттестации, и если будут выявлены таковые, то нужно учитывать положения нормативных актов, регламентирующих порядок проведения аттестации на них. Если же в компании нет таких должностей и работ, работодатель свободен в установлении процедуры проведения аттестации. Однако мы все-таки рекомендуем ориентироваться:

Что включить в положение о проведении аттестации и на какие моменты обратить внимание при его разработке? Ответы представим в таблице.

Целями аттестации могут быть установление системы поощрений и потребности в повышении квалификации работников, определение уровня квалификации работников для оптимизации процессов производства в дальнейшем или для повышения аттестуемых в должности

Сроки аттестации могут устанавливаться в зависимости от целей и задач ее проведения, а также от категорий работников, подлежащих аттестации. На практике выделяют плановую (очередную) аттестацию (особенностью такой аттестации является то, что она проводится через определенные промежутки времени (раз в полгода, год,

Устная – собеседование. Оно может проводиться как индивидуально, так и коллегиально. В ходе такого собеседования комиссия задает работнику интересующие ее вопросы, предлагает ему оценить свою работу и заслушивает мнение работника о том, что может сделать работодатель для улучшения результата работы.

Письменная – заполнение тестов, опросников. Данная форма проведения аттестации обеспечивает равный подход к оценке уровня профессиональной подготовки и знаний каждого аттестуемого работника.

Смешанная – устное собеседование с обязательным ответом в письменном виде на вопросы теста или анкеты

В этом разделе определяется состав аттестационной комиссии с распределением функций ее членов. Как правило, в состав комиссии включаются председатель, члены комиссии (в том числе заместитель председателя), секретарь, а также представитель профсоюза (при наличии) (ч. 3 ст. 82 ТК РФ). Также в комиссию могут входить эксперты из числа высококвалифицированных работников, обладающих достаточными знаниями в определенной области, что позволяет объективно оценить квалификацию подлежащих аттестации работников, а также руководители соответствующих подразделений

Критерии оценки устанавливаются исходя из сложности выполняемой работы, а также из возложенных на работника обязанностей. Следовательно, определить соответствие квалификации работника выполняемой им работе можно, только если в трудовом договоре (должностной инструкции) функции работника описаны максимально четко. Если он признан не соответствующим занимаемой должности, а его должностные обязанности документально не закреплены, могут возникнуть споры. Работники, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены с такими критериями заранее, до проведения аттестации

Процедура аттестации должна быть описана как можно подробнее. Например, можно описать порядок ведения протокола заседания аттестационной комиссии, указать на обязательность его заполнения, представить форму протокола и порядок его утверждения и ознакомления работников с результатами аттестации после принятия решения членами комиссии. Хорошо бы зафиксировать вид голосования (открытое (в присутствии аттестуемого) или закрытое (без участия работника)) для принятия решения, а также привести перечень причин, которые являются уважительными и при наличии которых аттестация может переноситься на другой срок. Также нужно установить подразделение или лицо, ответственное за подготовку материалов для представления в аттестационную комиссию (таковым может стать, например, юрисконсульт или отдел персонала), в должностные обязанности которого входит участие в проведении аттестации, а также отразить этапы подготовки к проведению аттестации: формирование списков работников, подлежащих аттестации, информирование руководителей подразделений о необходимости подачи характеристик или аттестационных листов на работников, составление графика проведения аттестации и пр.

В данном разделе нужно закрепить виды решений, которые могут быть приняты в отношении аттестуемого (например, работник соответствует занимаемой должности и рекомендован к переводу в порядке должностного роста, работник соответствует занимаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв, работник соответствует занимаемой должности, работник не соответствует занимаемой должности). В этом же разделе можно указать срок, в течение которого работодателю необходимо исполнить рекомендации аттестационной комиссии

Помните, с утвержденным положением о проведении аттестации работников следует ознакомить под подпись. В случае возникновения трудового спора работодатель обязан представить доказательства того, что работник был поставлен в известность о возможности оценки результатов его работы и его личных деловых качеств в форме аттестации и о том, что по результатам аттестации работник может быть уволен.

Процедура проведения аттестации

  1. подготовка к проведению аттестации;
  2. проведение аттестации;
  3. подведение итогов и принятие мер по итогам аттестации.

На этапе подготовки к проведению аттестации необходимо создать аттестационную комиссию. Делается это приказом, причем можно издать отдельный приказ о создании комиссии, а можно прописать это в приказе о проведении аттестации. Приведем пример.

Общество с ограниченной ответственностью «Мир»

12.01.2016 г. Нижний Новгород

о проведении аттестации в 2016 году

В целях объективной оценки профессиональных и деловых качеств работников ООО «Мир» и в соответствии с положением об аттестации работников, утвержденным 18.03.2014,

1. Для проведения аттестации создать аттестационную комиссию в составе:

– председателя комиссии – директора по персоналу И. И. Ивановой;

– заместителя председателя комиссии – главного бухгалтера И. А. Петровой;

– членов комиссии: старшего инспектора отдела кадров О. И. Сидоровой;

начальника отдела продаж И. П. Васечкина;

– секретаря комиссии – офис-менеджера Е. А. Смирновой.

2. Утвердить график проведения аттестации работников на 2016 год (прилагается).

3. Руководителям структурных подразделений в срок до 08.02.2016 подготовить и представить в аттестационную комиссию все необходимые документы на аттестуемых работников.

4. Директору по персоналу И. И. Ивановой в срок до 01.02.2016 ознакомить работников, в отношении которых проводится очередная аттестация, с настоящим приказом и утвержденным графиком аттестации.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Директор Королев П. Л. Королев

С приказом ознакомлены:

Директор по персоналу Иванова, 12.01.2016 И. И. Иванова

Главный бухгалтер Петрова, 12.01.2016 И. А. Петрова

Лицо, ответственное за подготовку для комиссии документов по аттестуемым работникам, на подготовительном этапе оформляет и собирает необходимые для аттестации документы: отзывы, характеристики, анкеты, отчеты и пр.

Также рекомендуем провести разъяснительную работу с сотрудниками во избежание неправильного толкования ими целей и задач аттестации.

Следующий этап – проведение аттестации. Сама процедура проходит в обозначенном месте. Аттестация должна проводиться в присутствии аттестуемого работника и его непосредственного руководителя. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин или отказа от прохождения аттестации комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.

К сведению

Проведение аттестации без работника допускается лишь при наличии письменного ознакомления работника с датой проведения аттестации. При этом работодатель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности.

В ходе заседания комиссия заслушивает непосредственного руководителя аттестуемого (тот кратко оценивает его профессиональные, деловые и личные качества), рассматривает представленные документы, задает вопросы для выявления уровня профессиональных знаний, проводит письменное тестирование уровня профессиональной подготовки и знаний каждого аттестуемого работника.

К сведению

Оценка сотрудника основывается на его соответствии квалификационным требованиям по занимаемой должности, изложенным в его должностной инструкции, трудовом договоре. При этом должны учитываться профессиональные знания работника, опыт работы, повышение квалификации, переподготовка и другие объективные данные.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист (его форма обычно утверждается локальным нормативным актом), который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании и принимающими участие в голосовании. Аттестованный работник должен быть ознакомлен с аттестационным листом под подпись.

Проведение аттестации сопровождается ведением протокола, в который заносится вся информация, в том числе об оценке квалификации работника. Затем члены комиссии проводят обсуждение и принимают решение по каждому аттестуемому в порядке, предусмотренном положением об аттестации (открытым или закрытым голосованием, в присутствии или в отсутствие работника и пр.). Решение комиссии закрепляется в протоколе и доводится до сведения работников под подпись в установленные сроки. После завершения процедуры аттестации в личную карточку работника вносится соответствующая информация.

Завершающим этапом аттестации является принятие работодателем решения, которое оформляется приказом. По итогам аттестации кого-то из аттестованных, возможно, поощрят или предложат ему перевод на вышестоящую должность, а кого-то, вероятно, будет решено уволить.

С таким приказом (об итогах аттестации) необходимо ознакомить всех заинтересованных работников.

Подведем итог

Обеспечение защищенности сотрудников при выполнении их должностных обязанностей – это одна из главных обязанностей работодателя. Такое условие определено статьей 212 Трудового кодекса РФ. Одним из основных инструментов решения этой задачи становится своевременная организация обучения работников по охране труда. Порядок его проведения регулируется положениями совместного постановления Минтруда и Минобра от 13 января 2003 г. N 1/29.

Виды проверок знаний

Приведенное постановление предполагает несколько видов обязательной подготовки работников по ОТ, включая инструктажи, обучение по охране труда и проч. Программа занятий, частота организации подготовки, периодичность обучения по охране труда и другие параметры дифференцируются в зависимости от должностей, занимаемых работниками, и характера их труда. При этом обязательная проверка знаний постановлением № 1/29 предписывается только для определенных форматов обучения. Остальные ситуации предполагают возможность организации проверки согласно желанию работодателя.

Тщательный анализ постановления № 1/29 демонстрирует, что обязательная проверка полноты знаний, усвоенных слушателями по результатам подготовки, выполняется для следующих видов обучения:

  • все виды инструктажей;
  • первичное и периодическое обучение для представителей рабочих профессий;
  • первичное и периодическое обучение для представителей руководящего состава организации и специалистов;
  • внеочередная подготовка для работников всех категорий.

Виды инструктажей по охране труда: периодичность проведения и проверка знаний

Согласно постановлению № 1/29 виды и периодичность инструктажей по охране труда, которые проходят работники предприятия в ходе своей работы, выглядят так:

Сроки выполнения этих занятий одинаковы для всех категорий сотрудников. Это значит, что периодичность инструктажа по охране труда для водителей будет такой же, как для начальников отделов.

Проверка знаний, полученных сотрудниками по результатам инструктажа, выполняется устно. Она проводится тем же лицом, которое проводило занятия по инструктажу. Оно назначается для выполнения этой задачи приказом руководителя. Чаще всего им становится работник, ответственный за охрану труда на предприятии. Для него предполагается необходимость наличия профильного образования и установленная периодичность повышения квалификации по охране труда. Сведения о проведенных инструктажах и выполненных проверках полученных навыков вносятся в журнал установленного образца. Информацию журнала могут проверить сотрудники Государственной инспекции труда при выполнении надзора.

Организация подготовки и проверки знаний

Работники могут проходить подготовку и контроль полученных знаний по ОТ в одном из двух форматов:

  • в компании-работодателе – при условии, что она имеет достаточную численность квалифицированных специалистов для качественной организации обучения и создания комиссии по проверке знаний;
  • в уполномоченной обучающей организации, имеющей лицензию.

Оба этих этапа – подготовка и проверка знаний – тесно связаны между собой: они обязаны проводиться одной организацией. Обучающим организациям запрещено проводить аттестацию тех работников, которые не проходили у них обучение.

Характер и периодичность проверок по охране труда на предприятии

Обучение по охране труда – это более серьезный формат подготовки, который требует от работников вдумчивого подхода. Оно проводится по строгому алгоритму, который всегда включает проведение проверки усвоенных знаний. Правила выполнения такого обучения дифференцированы в зависимости от должности занимает конкретного работника:

Каждый вид подготовки, включая первичную и повторную для всех категорий работников, обязательно завершается проверкой усвоенных навыков. Она проводится комиссией, которая создается приказом работодателя. Она состоит из председателя, одного или нескольких заместителей, секретаря и рядовых членов. Количество участников этого органа должно насчитывать не менее трех. При этом при большем числе участников рекомендуется делать их количество нечетным, чтобы при голосовании по спорному вопросу им было легче принять решение. Состав комиссии включает руководителя предприятия, эксперта по ОТ и главного специалиста по тому направлению, для которого организована эта проверка. Также она может включать представителей профсоюзной организации, работающей в компании, и других работников предприятия. Сама проверка проводится в форме, которая определяется и утверждается работодателем – например, это может быть устный экзамен с билетами или письменное тестирование. Правила выполнения этой процедуры утверждаются локальным нормативным документом. При этом содержание проверки должно обеспечивать возможность действенного контроля степени усвоения работником всех необходимых знаний, включая требования действующего законодательства в сфере ОТ.

Для специалистов ОТ установлен особый порядок подготовки. Если такой работник имеет непрерывный стаж в этой профессии, составляющий не менее пяти лет, он может не проходить подготовку в течение года с момента устройства на работу. Но в дальнейшем периодичность обучения уполномоченных по охране труда будет определяться так же, как для остальных работников.

Оформление подтверждающих документов

При организации подготовки и контроля знаний работников в сфере ОТ важно убедиться в корректном оформлении подтверждающей документации. Ее наличие и правильность составления часто проверяются сотрудниками ГИТ в ходе плановых и внеплановых проверок. Несвоевременное проведение обучения по охране труда или нарушение правил его организации рассматривается как причина для наложения денежного штрафа наложения денежного штрафа на предприятие. Согласно статье 5.27.1 КоАП РФ он может достигать 200 тысяч рублей. При этом штраф могут заменить остановкой работы компании на период до 90 дней.

Документом, подтверждающим прохождение сотрудником аттестационной процедуры по результатам подготовки по ОТ, становится протокол установленного образца. Он оформляется на бланке, приведенном в приложении № 1 к постановлению № 1/29. Протоколы хранятся на предприятии, выступающем в роли работодателя. Если подготовка проводилась уполномоченной организацией, она передает протокол работодателю, оставляя себе дополнительный экземпляр. Такой протокол становится основанием для оформления удостоверения, которое выдается самому работнику. Бланк удостоверения приведен в приложении № 2 к анализируемому постановлению. Работник обязан держать его при себе при выполнении трудовых обязанностей.

Юлия Куроптева

Алена Петровна Лысак, директор департамента обучения. Эксперт в области охраны труда, участник рабочих групп Минтруда в области обучения по охране труда.

Юлия Алексеевна Куроптева, эксперт, методист в области охраны труда, разработчик корпоративных курсов обучения в области безопасности.

Андрей Викторович Москвичев, ведущий эксперт в области охраны труда. Единственный представитель экспертных и научных организаций, принимавших непосредственное участие в обсуждении методических вопросов по СОУТ в рабочих группах органов исполнительной власти

Марина Викторовна Лукина, эксперт, методист в области охраны труда. Разработчик электронных курсов обучения в области безопасности.

Начало 2021 года ознаменовалось масштабными изменениями законодательства в области безопасности труда. В связи со вступлением в силу новых правил по охране труда, у работодателей возник целый ряд вопросов о том, как правильно провести и оформить внеочередную проверку знаний работников. Мы собрали наиболее «горячие» вопросы, подготовили к ним экспертные комментарии и представляем подборку в формате «вопрос-ответ» о том, как правильно и эффективно организовать работу по проведению обучения и внеочередной проверки знаний требований охраны труда.


Где пройти внеочередную проверку знаний?

Руководствуйтесь общими правилами проведения проверки знаний, изложенными в разделе III Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 (далее – Порядок № 1/29).

Специальные категории руководителей и специалистов, перечисленные в пункте 3.3. Порядка № 1/29, проходят внеочередную проверку знаний в аккредитованных обучающих организациях. К ним относят руководителей организаций, руководителей и специалистов службы охраны труда, членов внутренней комиссии организации по проверке знаний требований охраны труда и пр.

Всем остальным работникам можно провести внеочередную проверку знаний в собственной комиссии работодателя (если таковая имеется) – это право работодателя. Если внутренней комиссии по проверке знаний в организации нет, то все работники направляются в обучающую организацию для прохождения проверки знаний.


Нужно ли обучать сотрудников перед внеочередной проверкой знаний?

В соответствии с пунктом 3.9. Порядка № 1/29 обучающие организации могут осуществлять проверку знаний требований охраны труда только тех работников, которые проходили в них обучение по охране труда. Поэтому сначала работники проходят обучение по охране труда, и только после него – проверку знаний.

Требуется ли проводить обучение и проверку знаний по всем 38-ми вступившим в силу правилам по охране труда?

Перед организацией обучения и проверкой знаний необходимо определить, какие правила по охране труда применимы к деятельности конкретного работника. При этом обучение и внеочередную проверку знаний необходимо проходить только по тем правилам, которые имеют отношение к трудовым функциям работника.

Нужно ли оформлять проверку знаний по каждым правилам по охране труда отдельно?

Вне зависимости от организации процесса обучения и проверки знаний работнику должно быть выдано только одно удостоверение и один протокол проверки знаний. Значит на момент оформления удостоверения сотрудник должен пройти проверку знаний одновременно по всем правилам по охране труда, затрагивающим его трудовые функции.

Оправданно ли, что учебные центры умножают стоимость обучения на количество правил по охране труда, по которым проведена проверка знаний?

В Примерной программе обучения по охране труда работников организаций (утверждена Минтрудом России 17.05.2004) предусмотрен раздел «Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности», учитывающий специфику производства и виды работ. Соответственно, если проходить обучение по актуализированному курсу по охране труда в классическом варианте, то этого будет достаточно для проведения внеочередной проверки знаний. При этом, стоимость обучения должна быть привычной и не зависеть от количества правил по охране труда, по которым проведено обучение и проверка знаний.

В какой срок нужно провести внеочередную проверку знаний?

Многие считают, что внеочередную проверку знаний нужно провести в течение одного месяца с момента вступления в силу новых нормативных правовых актов. На самом деле Порядок № 1/29 не содержит требований к срокам проведения внеочередной проверки знаний. Месячный срок установлен для проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов только при приеме на работу (пункт 2.3.1. Порядка № 1/29). При этом, не стоит откладывать прохождение обучения и внеочередной проверки «в долгий ящик» – государственные инспекции труда контролируют соблюдение требований новых правил по охране труда и вопросы обучения, в том числе.


Нужно ли проводить внеочередную проверку знаний, если уже подошли сроки очередной?

Не нужно. Достаточно пройти обучение и очередную проверку знаний по актуализированной с учетом новых требований образовательной программе.

Что должно измениться в программе обучения в связи с изменениями нормативных правовых актов?

«Регуляторная гильотина» коснулась не только правил по охране труда. Изменились и документы санитарного законодательства, и нормативные акты о промышленной и пожарной безопасности. Все эти изменения должны быть учтены в актуальной программе обучения по охране труда (раздел 3 «Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности»).

Что запросить у учебного центра при заключении договора?

Можно ли оформить новое удостоверение по охране труда?

Право заполнять «правую» сторону удостоверения предоставлено работодателям с целью снижения издержек на закупку новых «корочек». Если у вас есть возможность выдавать новые удостоверения, то это не будет являться нарушением. При этом, в протоколе проверки знаний должно быть указано, что проведена внеочередная проверка знаний.

Читайте также: