Какие должности есть в акимате

Опубликовано: 02.10.2024

Законодательство предусматривает особенности правового статуса государственных служащих. Категории должностей закреплены в реестрах должностей административных и политических государственных служащих.

В соответствии со статьей 255 Трудового кодекса Республики Казахстан, труд государственных служащих регулируется Трудовым кодексом с особенностями, предусмотренными законами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, устанавливающими особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождения и прекращения, особые условия труда, условия оплаты труда, а также дополнительные льготы, преимущества и ограничения.

Согласно подпункту 7) статьи 1 Закона Республики Казахстан "О государственной службе, государственный служащий – это гражданин Республики Казахстан, занимающий в установленном законодательством порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов либо из средств Национального банка Республики Казахстан должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства.

Различается и правовой статус государственных служащих, который в свою очередь делится на:

  • административный и
  • политический.

Административные государственные служащие

Административный государственный служащий – это государственный служащий, не входящий в состав политических государственных служащих, осуществляющий должностные полномочия на постоянной профессиональной основе в государственном органе (подпункт 5) статьи 1 Закона "О государственной службе"). Реестр должностей административных государственных служащих с разделением по категориям утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 28.12.2007 года № 501 "О мерах по оптимизации должностей государственных служащих" (с последующими изменениями и дополнениями).

Группа категорий А

Администрация Президента Республики Казахстан

Категория А-1
Заведующий сектором

Категория А-2
Инспектор, консультант

Категория А-3
Эксперт

Категория А-4
Референт

Группа категорий В

Аппараты палат Парламента, Канцелярия Премьер-министра, Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном суде (Аппарат Верховного суда, Аппарат Конституционного совета) Управление делами Президента, Аппарат Центральной избирательной комиссии, Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета

Категория В-1
Руководитель структурного подразделения

Категория В-2
Заместитель руководителя структурного подразделения

Категория В-3
Помощник, советник Премьер-Министра
Помощник, советник Председателя Палаты Парламента
Помощник, советник Председателя Верховного Суда
Помощник, советник Председателя Конституционного Совета
Главный инспектор Канцелярии Премьер-Министра, Управления делами Президента
Помощник, советник Председателя Центральной избирательной комиссии

Категория В-4
Помощник, советник Заместителя Премьер-Министра
Помощник, советник Руководителя Канцелярии Премьер-Министра
Помощник, советник Управляющего делами Президента, Председателя
Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета
Помощник заместителя Председателя Палаты Парламента
Помощник руководителя аппарата Палаты Парламента
Помощник руководителя аппарата Верховного Суда
Заведующий сектором
Главный консультант

Категория В-5
Главный эксперт
Помощник депутата Парламента

Категория В-6
Эксперт

Группа категорий С

Органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан, Центральные исполнительные органы, Национальный центр по правам человека, Ведомства центральных исполнительных органов, Загранучреждения Республики Казахстан

Категория С-1
Руководитель аппарата1
Руководитель Национального центра по правам человека
Председатель Комитета центрального исполнительного органа

Категория С-2
Директор департамента2
Заместитель председателя Комитета центрального исполнительного органа
Посол по особым поручениям МИД
Поверенный в делах
Заместитель постоянного представителя при международной организации
Генеральный консул
Советник - посланник загранучреждения

Категория С-3
Заместитель директора департамента
Глава представительства Национального Банка
Советник загранучреждения

Категория С-4
Начальник управления
Заведующий отделом Национального центра по правам человека
Помощник (по режиму), советник, пресс-секретарь первого руководителя
центрального органа
Первый секретарь загранучреждения
Консул - руководитель консульства

Категория С-5
Главный эксперт
Советник МИД
Первый секретарь МИД
Второй секретарь МИД и загранучреждения
Консул генерального консульства

Категория С-6
Эксперт
Третий секретарь МИД и загранучреждения
Вице-консул генерального консульства
Атташе МИД и загранучреждения
Референт МИД и загранучреждения

Межрегиональные и областные подразделения центральных государственных органов и их ведомств. Канцелярии областных и приравненных к ним судов

Категория С-О-1
Руководитель межрегионального, областного территориального департамента, инспекции
Директор филиала Национального Банка

Категория С-О-2
Заместитель руководителя межрегионального, областного территориального департамента, инспекции
Заведующий канцелярией областного и приравненного к нему суда
Заведующий секретариатом Дисциплинарного совета Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы
Заместитель директора филиала Национального Банка

Категория С-О-3
Начальник управления межрегионального, областного территориального департамента, инспекции 4
Руководитель структурного подразделения территориального органа Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы

Категория С-О-4
Начальник отдела межрегионального, областного территориального департамента, инспекции
Руководитель территориального отдела - старший судебный исполнитель
Консультант территориального органа Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы
Начальник отдела филиала Национального Банка

Категория С-О-5
Главный специалист
Старший судебный пристав канцелярии областного и приравненного к нему суда
Судебный исполнитель

Категория С-О-6
Ведущий специалист
Судебный пристав канцелярии областного и приравненного к нему суда

Районные подразделения центральных государственных органов и их ведомств. Канцелярии районных и приравненных к ним судов

Категория C-R-1
Руководитель районного территориального управления
Заведующий канцелярией районного и приравненного к нему суда

Категория C-R-2
Заместитель руководителя районного территориального управления

Категория C-R-3
Начальник отдела районного территориального управления

Категория C-R-4
Главный специалист
Старший судебный пристав канцелярии районного и приравненного к нему суда

Категория C-R-5
Ведущий специалист
Судебный пристав канцелярии районного и приравненного к нему суда

Группа категорий D

Аппараты акимов областей. Аппараты маслихатов областей

Категория D-1
Руководитель аппарата, за исключением аппарата акима области

Категория D-2
Заместитель руководителя аппарата

Категория D-3
Руководитель структурного подразделения
Помощник (по режиму), советник, главный инспектор акима области

Категория D-4
Главный специалист

Категория D-5
Ведущий специалист

Областные исполнительные органы, финансируемые из местного бюджета

Категория D-O-1
Начальник управления

Категория D-O-2
Заместитель начальника управления

Категория D-O-3
Начальник отдела

Категория D-O-4
Главный специалист

Категория D-O-5
Ведущий специалист

Категория D-O-6
Специалист

Группа категорий Е

Аппараты акимов районов. Аппараты маслихатов районов (К районам приравниваются также города областного значения и районы в городах)

Категория Е-1
Заместитель акима района

Категория Е-2
Руководитель аппарата

Категория Е-3
Руководитель структурного подразделения
Помощник, советник, главный инспектор акима района

Категория Е-4
Главный специалист

Категория Е-5
Ведущий специалист

Районные исполнительные органы, финансируемые из местного бюджета

Категория E-R-1
Начальник отдела

Категория E-R-2
Заместитель начальника отдела

Категория E-R-3
Заведующий сектором

Категория E-R-4
Главный специалист

Категория E-R-5
Ведущий специалист

Аппараты акимов городов районного значения, поселков, аулов (сел)

Категория E-G-1
Заместитель акима

Категория E-G-2
Руководитель структурного подразделения
Помощник, советник акима

Категория E-G-3
Главный специалист

Категория E-G-4
Ведущий специалист

Политические государственные служащие

Политический государственный служащий – государственный служащий, назначение (избрание), освобождение и деятельность которого носят политико-определяющий характер и который несет ответственность за реализацию политических целей и задач (подпункт 9) статьи 1 Закона "О государственной службе"). Реестр должностей политических государственных служащих утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 29.12.1999 года №317 «Об утверждении реестра должностей политических государственных служащих и правил наложения дисциплинарных взысканий на политических государственных служащих» (с последующими изменениями и дополнениями).

Категории должнотей и зарплата госслужащих рк на 2021 год

Вашему вниманию представляется информация по зарплатам госсслужащих в Казахстане в виде списка категорий административных государственных должностей и диапазона зарплат для каждой категории соответственно на 2021 год. Найти актуальные вакансии на госслужбу можно с помощью данного сервиса.

Тарифная сетка государственных служащих РК актуальна с учетом последнего повышения зарплаты.

Категории и заработные платы государственных служащих РК

Категория Должность Размер зарплаты
от до
Администрация Президента Республики Казахстан
А-1 Инспектор 363 319 490 030
А-2 Консультант 314 830 424 728
А-3 Эксперт 280 674 378 893
А-4 Референт 239 086 322 262
Аппараты палат Парламента Республики Казахстан
Канцелярия Премьер-Министра Республики Казахстан
Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан(аппарат Верховного Суда Республики Казахстан)
Аппарат Конституционного Совета Республики Казахстан
Управление делами Президента Республики Казахстан
Аппарат Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан
Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета
Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции
В-1 Заместитель руководителя структурного подразделения 552 500 869 631
В-2 Помощник, советник Премьер-Министра Республики Казахстан

Помощник, советник Председателя Палаты Парламента Республики Казахстан

Помощник, советник Председателя Верховного Суда Республики Казахстан

Помощник, советник Председателя Конституционного Совета Республики Казахстан

Помощник, советник Председателя Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан

Главный инспектор Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан

Управления делами Президента Республики Казахстан

Помощник, советник Руководителя Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан

Помощник, советник Управляющего делами Президента Республики Казахстан, председателей Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции

Помощник заместителя Председателя Палаты Парламента Республики Казахстан

Помощник руководителя аппарата Палаты Парламента Республики Казахстан

Помощник руководителя аппарата Верховного Суда Республики Казахстан

Директор департамента (Кроме ведомств центральных исполнительных органов Национального центра по правам человека)

Посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Республики Казахстан

Поверенный в делах

Заместитель постоянного представителя при международной организации

Помощник, советник первого руководителя центрального исполнительного органа, пресс-секретарь

Первый секретарь загранучреждения

Советник Министерства иностранных дел Республики Казахстан

Первый секретарь Министерства иностранных дел Республики Казахстан

Второй секретарь Министерства иностранных дел Республики Казахстан и загранучреждения

Третий секретарь Министерства иностранных дел Республики Казахстан и загранучреждения

Вице-консул генерального консульства

Атташе Министерства иностранных дел Республики Казахстан и загранучреждения

Референт Министерства иностранных дел Республики Казахстан и загранучреждения

Заведующий канцелярией областного и приравненного к нему суда

Руководитель структурного подразделения территориального органа Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции (за исключением подразделения, осуществляющего правоохранительную деятельность

Заместитель руководителя аппарата маслихата

Заведующий аппаратом (секретариатом) Ассамблеи народа Казахстана

Помощник, советник акима области, столицы, города республиканского значения

Поступление на государственную службу:выписка из Закона РК от23 июля 1999 года № 453 «О государственной службе».

Глава 3. Поступление на государственную службу.

Статья 11. Поступление на политическую государственную служб.

Поступление на государственную службу политических государственных служащих осуществляется на основании назначения либо избрания, а также в других случаях в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан.

Статья 12. Право поступления на административную государственную службу

1. Право занятия административной государственной должности имеют граждане Республики Казахстан. Занятие административной государственной должности осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

2. Занятие административной государственной должности государственным служащим может осуществляться без конкурсного отбора в порядке перевода в случае его соответствия предъявляемым квалификационным требованиям к соответствующей вакантной должности с согласия государственного служащего и уполномоченного органа или его территориального подразделения.

При наличии у государственного служащего не снятого в установленном законодательством Республики Казахстан порядке дисциплинарного взыскания за коррупционное правонарушение занятие административной государственной должности в порядке перевода не допускается.

3. Право на занятие административной государственной должности вне конкурсного отбора имеют депутаты Парламента, депутаты маслихатов, работающие на постоянной основе, политические государственные служащие, судьи, прекратившие свои полномочия, за исключением прекративших их по отрицательным мотивам, и соответствующие предъявляемым квалификационным требованиям. Порядок занятия административных государственных должностей депутатами Парламента, депутатами маслихатов, работающими на постоянной основе, политическими государственными служащими, судьями определяется Президентом Республики Казахстан.

Статья 13. Требования, предъявляемые при поступлении на государственную службу

1. Лица, поступающие на государственную службу, должны отвечать следующим требованиям:

1) обладать гражданством Республики Казахстан;

2) быть не моложе восемнадцати лет, если иное в отношении соответствующих должностей не установлено законодательством Республики;

3) обладать необходимым образованием, уровнем профессиональной подготовки и соответствовать установленным квалификационным требованиям.

2. При поступлении на государственную службу гражданин обязан представить в органы налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.

3. Занятие административной государственной должности осуществляется после прохождения гражданами обязательной специальной проверки.

4. Дополнительные требования, предъявляемые для поступления на политическую государственную службу, определяются Президентом Республики Казахстан.

5. Квалификационные требования к административным государственным должностям разрабатываются и утверждаются государственными органами на основе типовых квалификационных требований к категориям должностей. <*>

Cтатья 14. Конкурс на занятие административной государственной должности

1. Конкурс на занятие административной государственной должности обеспечивает право граждан Республики Казахстан на равный доступ к государственной службе.

2. Условия и порядок проведения конкурса на занятие административной государственной должности, в том числе порядок формирования конкурсной комиссии, определяются уполномоченным органом.

3. Конкурс проводится государственным органом, имеющим вакантные должности, либо по решению Президента Республики Казахстан уполномоченным органом после опубликования объявления о проведении конкурса на государственном и русском языках.

При проведении конкурса в центральных государственных органах и их территориальных подразделениях и ведомствах объявления публикуются в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан. Объявления о проведении конкурса в местных государственных органах публикуются в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

3-1. Если конкурс проводится на вакантную должность с определенным сроком работы, то данное условие предполагаемого трудового договора должно быть указано в объявлении о проведении конкурса.

4. В конкурсе имеют право принять участие все граждане Республики Казахстан.

5. (исключен - N 393 от 11.03.2003 г.)

6. Решение конкурсной комиссии является основанием для занятия административной государственной должности либо отказа в поступлении на такую должность.

7. Участники конкурса, получившие положительное заключение конкурсной комиссии, имеют право занятия административной государственной должности.

8. Руководитель государственного органа обязан принять на объявленную должность участника, получившего положительное заключение конкурсной комиссии. При этом должны быть соблюдены требования, предусмотренные законодательством для поступления на государственную службу.

9. Участники конкурса, не получившие положительного заключения конкурсной комиссии, но рекомендованные ею для государственной службы, могут быть зачислены в кадровый резерв, формируемый уполномоченным органом и его территориальными подразделениями.

10. Участники конкурса, зачисленные в кадровый резерв, могут в течение года со дня их зачисления занять соответствующую административную государственную должность без прохождения дополнительного конкурса.

11. Решение конкурсной комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Иллюстрация Tengrinews.kz

Этим летом в акимате Алматы прошел ряд значимых назначений. Пришел не только новый аким - поменялись руководители различных структур и управлений. Tengrinews.kz рассказывает, какие последние кадровые изменения произошли в акимате мегаполиса и кто есть кто в администрации города.

28 июня на пост акима Алматы был назначен Бакытжан Сагинтаев. Его предшественник Бауыржан Байбек после четырех лет на посту градоначальника стал первым заместителем председателя партии "Нур Отан".

Ранее Сагинтаев занимал должности премьер-министра Казахстана, государственного секретаря, министра экономического развития и акима Павлодарской области. Перед новым назначением возглавлял Администрацию Президента.



Бакытжан Сагинтаев. Фото: primeminister.kz.

В политических кругах Бакытжана Сагинтаева называют "хорошим хозяйственником" и "экономистом с большим стажем". Новый аким Алматы женат, растит двух дочерей.

После его прихода начались кадровые изменения и в аппарате акима Алматы.



Талгат Сарсенбаев. Фото с https://almaty.gov.kz

Главой аппарата акима Алматы стал Талгат Сарсенбаев. Ранее он работал в правоохранительных органах, Администрации Президента, советником посольства Казахстана в Российской Федерации, руководителем аппарата Сената и на различных позициях в "Самрук-Казына". Последние три года он был заместителем руководителя Канцелярии премьер-министра - представителем правительства в Парламенте.

Заместители акима Алматы

5 июля Ержан Бабакумаров был назначен заместителем акима Алматы. Ранее он занимал должность советника Президента - заведующего Центром анализа и прогнозирования Администрации Президента.



Ержан Бабакумаров. Фото: primeminister.kz

Координирует вопросы в сфере общественного развития, образования, культуры, спорта, общественного здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия города.

Ержан Бабакумаров родился 2 марта 1969 года. Кандидат политических наук.

С 1996 года на государственной службе. Был заместителем заведующего отделом внутренней политики, заведующим информационно-аналитическим центром Администрации Президента. Работал ответственным секретарем и вице-министром культуры и информации. Занимал должности заместителя руководителя Канцелярии премьер-министра, директора СЦК при Президенте.

11 июля заместителем акима Алматы был назначен Сапарбек Туякбаев, ранее возглавлявший Kazakh Invest.



Сапарбек Туякбаев. Фото: primeminister.kz

Сапарбек Туякбаев окончил Ближневосточный технический университет в Турции и университет Торонто в Канаде.

Занимал различные должности в Агентстве по делам госслужбы, посольстве РК в России, Министерстве индустрии и торговли, Администрации Президента, работал заместителем акима Южно-Казахстанской области (ныне Туркестанская - прим. автора), где курировал вопросы инвестиций, промышленности и предпринимательства.

Сапарбек Туякбаев занимается вопросами в сфере энергоэффективности и инфраструктурного развития, жилищной политики, предпринимательства и инвестиций, торговли, малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства и промышленности.

Кроме того, в его функции входит реализация Государственной программы по индустриально-инновационному развитию на 2015-2019 годы по городу Алматы, Единой программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса - 2020", зеленой экономики, в том числе благоустройство, озеленение, природопользование и экология.



Иллюстрация Tengrinews.kz

Трое заместителей акима, назначенные при Бауыржане Байбеке, Ерлан Аукенов, Мухит Азирбаев и Ильяс Усеров продолжают свою работу.



Ерлан Аукенов. Фото Tengrinews.kz

К слову, Ерлан Аукенов был назначен замакима 18 августа 2015 года, сразу после назначения Байбека. Курировал вопросы индустриально-инновационного развития, торговли, развития малого и среднего бизнеса.

В 2017 году Ерлан Аукенов уехал на учебу в школу экономики и политических наук в Лондон. 20 августа 2018 года он вернулся в акимат и занял прежний пост. С тех пор он занимается вопросами предупреждения и ликвидации ЧС, гражданской обороны города, пассажирского транспорта и автомобильных дорог, обеспечения безопасности дорожного движения, предупреждения преступности, в том числе по организации взаимодействия субъектов профилактики правонарушений, труда и занятости.

Мухит Азирбаев назначен заместителем акима Алматы в апреле 2019 года.



Мухит Азирбаев. Фото Tengrinews.kz

Бауржан Байбек представил Азирбаева как опытного специалиста в жилищном строительстве и в сфере бизнеса.

Сегодня представил коллегам нового заместителя акима города Мухита Азирбаева. За его плечами значительный опыт работы в жилищном строительстве, в сфере бизнеса. Руководил АО "СПК "Алматы", затем управлением предпринимательства и инвестиций. Желаю успехов в работе.

— Бауыржан Байбек (@BauyrzhanBaibek) April 8, 2019

До назначения Азирбаев работал руководителем Управления предпринимательства и инвестиций.

Мухит Азирбаев координирует вопросы в сфере городского планирования и урбанистики, комфортной городской среды, земельных отношений, градостроительного контроля.

Ильяс Усеров пришел на должность заместителя акима в мае 2019 года. Ранее Усеров возглавлял Управление стратегии и бюджетного планирования Алматы.



Ильяс Усеров. Фото с https://almaty.gov.kz

Ильяс Усеров курирует вопросы в сфере стратегии и бюджета, государственных активов, туристской деятельности, цифровизации.

В городских управлениях также прошли кадровые перестановки.

Новым руководителем Управления туризма Алматы стал Калибек Акылбеков. Ранее он занимал должность заместителя руководителя управления. Бывший глава Управления туризма Максат Кикимов 29 июля 2019 года назначен акимом Жетысуского района.

Также Нуржан Мухамеджанова возглавила муниципальный телеканал "Алматы". Ранее она занимала должность генерального директора ТОО "Қазақ радиолары".

Нуржан Мухамеджанова начинала трудовую деятельность с должности редактора детских и молодежных программ на "Казахском радио". В 1991 году была назначена главным редактором редакции информационно-аналитических программ "Шалқар" на "Казахском радио". В разные годы она работала в пресс-службе Президента, возглавляла ТРК "31 канал" и АО "РТРК "Қазақстан".

До нее телеканал "Алматы" возглавлял Болат Кальянбеков. 10 июля его назначили генеральным директором холдинга Nur Media.

В остальных структурах кадровые изменения пока не происходили.

Отметим, 25 июля Кайрат Сунтаев возглавил Департамент Агентства по противодействию коррупции по Алматы.


Казахстанцы встречают и используют слово «акимат» в новостных заголовках, во время разговоров на кухне и даже в мемах. Но мы нечасто задумываемся, что это за орган и зачем он нужен. Объясняем на пальцах, чем занимаются акиматы и как граждане могут повлиять на их работу.

ЧТО ТАКОЕ АКИМАТ

Чтобы понять, что такое акимат и куда он все-таки смотрит, сначала нужно разобраться, как вообще устроена государственная власть в Казахстане.

В первом разделе Конституции можно найти несколько занимательных строк. Одна из них гласит, что «единственным источником государственной власти является народ», а немного ниже написано, что в Казахстане есть три ветви власти: законодательная, судебная и исполнительная.

Эти три ветви власти составляют государственный строй Казахстана. Разделение власти на три ветви не значит, что наше государство разделено на три части, которые никак не связаны между собой. Они едины, но выполняют разную работу и могут действовать только в установленных для них границах.

Акиматы относятся к исполнительной ветви власти. Это система структур, которые управляют обществом, государственным имуществом и следят за осуществлением законов.

Подробнее о разделении властей читайте в нашем материале .

КАК НАЗНАЧАЮТСЯ АКИМЫ

Свой акимат есть в каждой области, каждом городе и ауле Казахстана. Он нужен для обеспечения комфортной жизни граждан. В акимате работают аким, его заместители, отделы и служебные подразделения.

Акимов областей, столицы и городов республиканского значения (Алматы, Шымкент) назначает президент на четыре года. Акимов городов областного значения, сел, поселков и сельских округов избирают местные маслихаты, также на четыре года.

Кроме того, в каждом районе города есть собственный аким, которого назначает городской аким с согласия маслихата.

В 2018 году мажилисмены предлагали ввести прямую выборность акимов сельского уровня, чтобы их избирали местные жители, но Сенат отклонил эти поправки. Однако недавно в своем послании народу президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев вновь затронул эту тему и заявил, что в следующем году в стране, возможно, пройдут выборы акимов сел.

Структура работы акимата иерархична: акиматы областей и городов республиканского значения напрямую обращаются в министерства, а районные акиматы находятся под контролем областных.

Кстати, заниматься развитием городов и поселков, распределять бюджет и решать проблемы могут не только акиматы и маслихаты, но и сами жители. Для этого нужно создать орган самоуправления, так называемое местное сообщество. Что это такое, как работает и зачем нужно, читайте в нашем материале .

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ АКИМАТ

Работа акимата прямо отражается на состоянии региона и качестве жизни граждан.

Основные функции акимата:

        • Принимает обращения, жалобы граждан и занимается их решением;
        • Собирает налоги, формирует местный бюджет и решает, как его использовать;
        • Выявляет малообеспеченных людей, которым нужна социальная помощь и помогает им найти работу или решает вопрос о выдаче адресной помощи, помогает одиноким престарелым и нетрудоспособным гражданам;
        • Благоустройство: освещение, озеленение, асфальтирование дорог, постройка детских площадок. Даже весенняя побелка деревьев входит в этот список;
        • Организует движение общественного транспорта.

        В случае чрезвычайной ситуации (весенние паводки, наводнения, землетрясения, пандемия) аким должен принять меры для обеспечения безопасности граждан.

        О БЮДЖЕТЕ И РАСХОДАХ

        У акиматов в распоряжении находятся средства местного бюджета (налоги граждан). Это значит, что акимат, основываясь на потребностях определенного аула или города решает, на что потратить деньги. Например, если на вашей улице плохая дорога или не работают фонарные столбы, то работники акимата должны взять деньги из бюджета и проложить хороший асфальт, починить столбы.

        Открытые данные о суммах и расходах бюджетных средств можно найти на официальных сайтах акиматов или на сайте «Открытые бюджеты» .

        К примеру, на содержание аппаратов акимов в 2019 году трех городов (столица, Алматы, Шымкент) было заложено более пяти миллиардов тенге. Дороже всего обошлось содержание алматинского акимата.


        За 2019 год из средств гражданского бюджета на расходы акиматов было выделено более одного миллиарда тенге.


        КАК ПОВЛИЯТЬ НА РАБОТУ АКИМАТА

        Если вы недовольны работой акимата, то есть несколько способов подать жалобу или обращение:

        1. Сайт «Вопрос акиму» ;
        2. «Электронные обращения граждан» на egov.kz;
        3. Запись на прием, вас примет лично аким или его заместитель. Например, в Алматы время приема граждан в будни с трех до шести вечера;
        4. Письменное обращение в канцелярию акимата;
        5. Через официальные страницы акимата в социальных сетях: Instagram, Facebook, VK, Twitter, Одноклассники.

        Ваше обращение обязаны рассмотреть и дать ответ в течение 15 дней. Все контакты, адреса и номера телефонов вы можете найти на официальном сайте акимата вашей области/города/района/села.

        Читайте также: