Какие должности есть в мэрии

Опубликовано: 03.10.2024

Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (статья 2 Федерального закона от 02.03.2007 № «О муниципальной службе в Российской Федерации» — далее по тексту — Федеральный закон №

Должности муниципальной службы — должности в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (статья 6 Федерального закона №

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации (Закон Новосибирской области от 25.12.2006 № «О Реестре должностей муниципальной службы в Новосибирской области»).

Порядок поступления на муниципальную службу регулируется статьей 16 Федерального закона №

1. На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 Федерального закона № в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

(Статья 13. Ограничения, связанные с муниципальной службой

1. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 14.12.2009 № 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения»;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

7) наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

9) непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу;

9.1) непредставления сведений, предусмотренных статьей 15.1 настоящего Федерального закона;

10) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

2. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет — предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы«).

2. При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

3. При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет:

1) заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы;

2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (установлена распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № (в ред. распоряжения Правительства РФ от 16.10.2007 № ;

4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;

5) документ об образовании;

6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;

7) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

8) документы воинского учета — для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

9) заключение медицинской организации об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу (учетная форма № 001-ГС/у, утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 984н);

10) сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера (в соответствии с постановлением мэрии города Новосибирска от 28.01.2016 № 222 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления, муниципальных органах города Новосибирска, и муниципальными служащими города Новосибирска сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»,

постановлением мэрии города Новосибирска от 28.01.2016 № 241 «О представлении муниципальными служащими города Новосибирска сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» и ежегодно утверждаемом распоряжением мэрии города Новосибирска перечнем должностей муниципальной службы мэрии города Новосибирска, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за отчетный год, с указанием муниципальных служащих, замещающих указанные должности;

11) сведения, предусмотренные статьей 15.1 настоящего Федерального закона;

12) иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

4. Сведения, представленные в соответствии с Федеральным законом № гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. В отдельных муниципальных образованиях федеральными законами могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, представляемых гражданином при поступлении на муниципальную службу (в мэрии города Новосибирска проверка осуществляется в соответствии с постановлением мэрии города Новосибирска от 31.05.2016 № 2290 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в мэрии города Новосибирска и ее структурных подразделениях, и муниципальными служащими, замещающими указанные должности, и соблюдения муниципальными служащими в мэрии города Новосибирска, структурных подразделениях мэрии города Новосибирска требований к служебному поведению»).

5. В случае установления в процессе проверки, предусмотренной пунктом 4, обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в поступлении на муниципальную службу.

6. Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом №

7. Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы.

8. Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель), а представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Москва … как много в этом звуке для сердца русского слилось! – слова Александра Сергеевича актуальны и в 21 веке. Москва – это центр экономики и общественно-политической жизни России. И это современный и очень красивый город. С реформами Собянина за последние годы Москва стала одним из красивейших городов Европы. Возможно, даже самым красивым, чистым и удобным. Все это заслуга людей, которые в нем живут, и которые каждый день работают над улучшением жизни столицы – сотрудников правительства Москвы. В нашей статье мы расскажем, что представляет собой правительство Москвы, как и на каких условиях в нем работают люди, и как туда можно устроиться.

мэрия москвы вакансии трудоустройство тесты

правительство Москвы персонал вакансии

Условия работы в правительстве Москвы

Как и на любом крупном предприятии условия на конкретных местах в правительстве Москвы могут сильно различаться. Чаще всего условия зависят от конкретного руководителя департамента, отдела или управы – какой человек и его требования, такие и его команда, и требования к ее работе. Довольно сложно сделать обобщение и выдать список плюсов и минусов для такой большой структуры. Но мы попытаемся. Просим не судить строго, если мы где-то незначительно ошиблись, и писать нам об этом в комментариях.

Зарплаты в правительстве Москвы

На 2021 год госслужащий правительства Москвы зарабатывает в среднем 100-110 тысяч рублей в месяц. Из них только 40-45% составляет оклад, а 55-60% — премия. Иногда и больше – нередко премии в несколько раз выше оклада. Поэтому не стоит грустить, если вы видите в объявлении о вакансии в правительство Москвы цифру зарплаты в 35-40 тысяч рублей. Обычно указывается только оклад. В правительстве Москвы есть целый ряд способов как при небольшом окладе получать 110-120 тысяч и больше. В подведомственных организациях зачастую зарплаты еще выше.

Кроме зарплаты иных материальных или нематериальных бонусов чаще всего не бывает. Но с определенного уровня руководители получают право на ведомственную машину с шофером, иногда для иногородних сотрудников ведомства оплачивают аренду квартиры в Москве.

Достаточно широко в правительстве Москвы организуются праздники и корпоративы. Обычно это подразумевает аренду хорошего ресторана в городе или в Подмосковье с широкими гуляниями.

Попробуем свести в список основные плюсы и минусы работы в мэрии Москвы для рядового сотрудника. Повторимся, чаще всего они складываются из того, какой конкретный руководитель в том или ином отделе. У профессиональных руководителей, которые заботятся о своих подчиненных, и люди довольны своими условиями. А у непрофессиональных или не заботящихся о сотрудниках – люди, соответственно, недовольны.

Плюсы

  • уровень оплаты выше среднего по Москве;
  • хороший коллектив, в котором принято помогать друг другу;
  • чаще всего – компетентные и лояльные руководители;
  • интересная и важная работа, нужная людям и городу;
  • четкие перспективы карьерного роста и продвижения;
  • более высокая по сравнению с частным сектором стабильность трудоустройства;
  • хорошая строка в резюме;
  • престиж работы в такой организации.

Минусы

Повторимся, не всегда и не везде, но бывает:

Список минусов получился длиннее, чем плюсов. Однако не все из них и не всегда могут встретиться в каждом отделе и департаменте. Надо отметить, что за последние годы скорость изменений в правительстве Москвы сильно увеличилась. С каждым годом количество некомпетентных и лишних людей в Московской мэрии снижается, а появляется все больше умных и способных людей. Сотрудники правительства Москвы действительно работают, чтобы сделать жизнь в городе лучше. Если раньше в мэрию шли за теплым непыльным местечком, то сейчас люди работают и видят результаты этой работы. Деньги и ресурсы стали распределяться значительно эффективнее. Неэффективные процессы постепенно уходят в прошлое. И условия работы в правительстве Москвы становятся лучше с каждым годом.

мэрия москвы вакансии трудоустройство тесты

Как устроиться на работу в правительство Москвы

Вакансии в мэрию Москвы можно найти как на официальном сайте города talent.mos.ru/vacancies, так и на HH.ru hh.ru/employer/895945

Есть три основных способа как устроиться на работу в правительство Москвы:

  • пройти стажировку в Московской мэрии;
  • пройти конкурс на замещение вакантной должности;
  • стать победителем или финалистом конкурса Лидеры России.

Первый способ ориентирован на молодых соискателей, хотя доступен практически всем. Второй – на соискателей с опытом работы в гос управлении. А третий – не дает никаких первоначальных гарантий, но открывает наиболее широкие возможности. Кратко рассмотрим их все.

Стажировка в правительстве Москвы

Московское правительство предлагает сразу несколько вариантов карьерных стажировок. На наш взгляд это самый простой способ попасть на работу в мэрию Москвы. Однако это совсем не означает, что это сам по себе простой способ – отбор стажеров подразумевает 4 этапа отсева. Кроме того, после стажировки вы не получите сразу предложение о работе, а только попадете в карьерных резерв. Это тоже многого стоит, но все же это еще не гарантия трудоустройства. Хотя, как говорят многие, часто сразу следует предложение о работе.

Этапы отбора на стажировки в правительство Москвы включают следующие испытания:

  • анализ резюме и анкеты;
  • тесты на интеллект;
  • видеоинтервью;
  • собеседование.

На 1 место в стажировке претендует до 90 человек. Поэтому, если вы хотите стать стажером, придется хорошо подготовиться ко всем этапам.

правительство Москвы карьерная стажировка карьерная школа

Длительность стажировки составляет 6 месяцев. За ее время стажер получает зарплату. По состоянию на 2021 год это 43 тысячи рублей при занятости на полный рабочий день и 24 тысячи при занятости на пол дня – для студентов. Больше информации по стажировкам в правительстве Москвы смотрите на карьерном портале https://talent.mos.ru/internships/

Конкурс на замещение вакантной должности

Те же этапы, что мы описали выше, используются и на всех других путях трудоустройства в мэрию Москвы. Но для соискателей на вакансии, где требуется опыт, проводится довольно сложное и длительное профессиональное тестирование. Не всем удается его пройти. В среднем, конкурс на 1 вакантное место в правительство Москвы достигает 60 человек на место.

Стать победителем или финалистом конкурса Лидеры России

С 2017 года мэрия Москвы плотно сотрудничает с организаторами конкурса Лидеры России. Сотрудничество заключается в обмене тестами и кейсами, а также наймом отличившихся участников конкурса Лидеры России. С 2018 по 2021 год большое число финалистов и победителей этого конкурса получили приглашения в различные ведомства в том числе в правительство Москвы.

Мы считаем, что этот способ получить работу в Московской мэрии самый сложный, но также самый интересный и перспективный. Ведь финалисты и победители конкурса Лидеры России – это кандидаты на руководящие позиции. И если для рядового сотрудника рост до руководящей должности может занимать десятилетия, то конкурс Лидеры России предлагает стремительный карьерный рост, недоступный иными путями.

Все о конкурсе, тестах Лидеры России, советы по подготовке и истории успеха мы изложили в наших статьях:

Ирина Кугуелова — наш сооснователь — стала победителем конкурса Лидеры России 2020. После победы в течение полугода она получила предложение о работе в Министерстве Финансов РФ и повышение у текущего работодателя. Читайте ее отзыв: Суперфинал конкурса Лидеры России 2020: отзыв финалиста и победителя

Этапы отбора соискателей на вакансии мэрии Москвы

Какой из данных путей вы бы не выбрали, от вас потребуется составить грамотное резюме, пройти тесты на интеллектуальные способности, а затем собеседование.

Мы уже писали о том, как составить грамотное резюме и сопроводительное письмо. Читайте об этом в наших статьях.

Если вы претендуете на должность старшего специалиста или руководителя в правительство Москвы, то стоит знать, что в первую очередь при устройстве на эти позиции рассматриваются кандидаты из кадрового резерва. Это кандидаты, которые каким-либо способом уже заявлялись на вакансии в правительство Москвы, но по какой-то причине не получили работу с первой попытки. Также в кадровом резерве Московской мэрии числятся все кандидаты, прошедшие стажировку, и кандидаты от конкурса Лидеры России.

Тесты в правительство Москвы

По нашим данным, правительство Москвы пользуется услугами тестовой компании SHL для оценки интеллектуальных способностей и профессиональных навыков соискателей на офисные и управленческие должности.

Тестирование включает 2 обязательных раздела: тесты на интеллект (числовые и вербальные тесты) и личностный опросник.

Вербальный тест представляет собой короткие отрывки текста и утверждение, относящееся к каждому отрывку. Задание вербального теста SHL потребует от вас быстро оценить, является ли утверждение истинным, ложным или неопределимым на основе текста.

В данной статье мы не будем приводить примеры всех тестов в правительство Москвы. Читайте больше о тестах CEB SHL в нашей отдельной статье:

Подробнее о числовых, вербальных и абстрактно-логических тестах с примерами смотрите в наших статьях:

Последний, но не менее важный этап тестирования в мэрию Москвы – это личностный опросник. Это набор утверждений, из которых вы должны выбрать те, которые вам подходят и те, которые вам не подходят. Ниже вы найдете пример вопроса их опросника OPQ32 от компании SHL для ТМХ.

opq32 личностный опросник

При кажущейся простоте вопросов личностного опросника он таит немало подводных камней. Читайте наши статьи про опросники и как их проходить:

На HRLider вы сможете увидеть примерные вопросы данного опросника и пройти полную подготовку ко всем тестам в правительство Москвы.

Собеседование в правительство Москвы

В ходе собеседования при устройстве в мэрию Москвы вам следует ожидать вопросов, касающихся вашего опыта и ваших компетенций, таких как умение налаживать сотрудничество с коллегами, частным бизнесом, избирателями и жителями города, навыки решения проблем и достижения результата.

Часто в ходе собеседования просят рассказать о примерах, когда вы решали какие-то конкретные задачи и достигали результата. В таких ответах мы рекомендуем использовать модель STAR – situation (ситуация), task (задача), action (действие), result (результат).

Для подготовки к собеседованию читайте наши статьи о тактиках грамотного собеседования:

правительство Москвы карьерная стажировка карьерная школа

Правительство Москвы – это крупная сложная структура по управлению крупнейшим мегаполисом России. Устроившись на работу в мэрию Москвы, вы найдете интересные проекты, дружную команду коллег, достойную зарплату и ясные перспективы роста.

Если вы хотите работать в правительстве Москвы, мы рекомендуем хорошо подготовиться к отборочным тестам и собеседованию. На HRLider вы найдете все нужные материалы для подготовки. Гарантируйте свой успех – подготовьтесь!

Категории должностей государственной гражданской службы — это классификация российских госслужащих по группам. Разбираемся, какие компетенции нужны, чтобы претендовать на место в этой структуре.

Общие положения

Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов и лиц, замещающих государственные посты.

Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, который подразделяет ее на два уровня:

  1. Должности федеральной гражданской службы — учреждаются Федеральным законом или указом президента Российской Федерации. Это профессии, относящиеся к государственной службе, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
  2. Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации — учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.

Классификация ГГС распределяется на 4 категории и 5 групп.

Категории государственной службы

По действующему законодательству, должности гражданской службы подразделяются на категории:

  1. Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
  2. Помощники (советники). Их основная функция заключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности, и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
  3. Специалисты. Это граждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты (ОС). Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.

Группы должностей государственной службы

Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.

В реестре должностей федеральной ГГС указано, кто относится к госслужащим в России по списку профессий и организаций (указ президента № 1574 от 31.12.2005):

  1. Высшие: руководители, помощники (советники) и специалисты.
  2. Главные: руководители, помощники (советники), специалисты и ОС.
  3. Ведущие: руководители, помощники (советники), специалисты и ОС.
  4. Старшие: специалисты и ОС.
  5. Младшие: ОС.

Приведем пример федеральных государственных гражданских служащих (для категории специалисты):

  • главный специалист (эксперт);
  • ведущий специалист (эксперт);
  • специалист (эксперт).

В группах ведется классификация по категориям. Федеральный закон № 79-ФЗ соотносит группы должностей с их категориями следующим образом:

Первые три категории относятся к высшим классификационным группам не случайно: к ним предъявляются самые высокие квалификационные требования. В этом и заключаются основные различия между категориями должностей гражданской службы — в уровне подготовки, образования и трудовых навыков. Это связано, в первую очередь, с тем, что они должны одновременно выполнять и политические, и административные, и аналитические, и управленческие функции.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, для замещения должностей ГГС необходимо соответствовать квалификационным требованиям:

  • достаточным уровнем образования;
  • определенным служебным стажем;
  • необходимыми для работы знаниями и умениями (уровень владения языком, знание законодательства, набор личностных качеств, и т. п.);
  • владение определенной специальностью.

Требования к минимальному уровню профессионального образования:

Собрали в таблице групп должностей государственной гражданской службы требования к минимальному стажу:

Должностные группы ГГС Необходимый стаж
Высшая Не менее 4 лет ГГС или работы по специальности, направлению подготовки
Главная Не менее 2 лет ГГС или работы по специальности, направлению подготовки
Ведущая, старшая и младшая Без предъявления требований к стажу

Ведущая, младшая и старшая группа должностей государственной гражданской службы, по общему правилу, трудоустраиваются без предъявления требований к стажу. Конкретные квалификационные требования к стажу устанавливаются законодательством субъектов РФ с учетом положений указа президента РФ от 16.01.2017 № 16 в редакции от 12.10.2017.

Нормальное функционирование всех систем населенного пункта, грамотное и своевременное выполнение поставленных задач в сфере экономического, социального и других направлений развития невозможно без контроля главы города. Но каким образом избиратели могут оценить качество работы этого человека? В соответствии с его обязанностями и полномочиями, о которых и пойдет речь в данной статье.

Мэр города: значение понятия

Глава города – это человек, занимающий высшую должность в населенном пункте и наделенный полномочиями согласно Федеральному закону, закрепленному в Конституции от 06.10.2003 года. Другое название данного поста – мэр, или глава муниципального образования.

глава города

Глава администрации города наделен правом решать задачи и заниматься урегулированием конфликтов на местном уровне.

Примечательно, что в разных странах эта должность называется по-своему. Так, например, в Польше мэра принято именовать бурмистром, в Болгарии – кметом, а в Шотландии – лордом-провостом и т. д.

Требования к мэру

В соответствии с законодательством РФ, далеко не каждый гражданин может получить должность главы города. Чтобы претендовать на этот ответственный пост, житель нашей страны должен обязательно иметь российское гражданство, то есть быть зарегистрированным на территории государства. Существует еще одно условие – мэром населенного пункта не может стать человек, не достигший 21 года.

глава администрации города

Одним из негласных правил является хорошая репутация кандидата, которая увеличивает его шансы на доверие со стороны жителей, в пользу которых и будут приниматься решения и различные законодательные акты. Будущий глава города также не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Это тоже относится к безупречной репутации.

Полномочия городского главы

Мэр выполняет многообразные управленческие функции. Так, например, глава города способствует принятию различных правовых актов и постановлений. Он также является представителем подконтрольного ему населенного пункта на встречах с региональными властями, законодательных собраниях и прочих деловых встречах. Мэр имеет право на утверждение и подписание различных документов, принятых Советом депутатов муниципального образования. Глава администрации в рамках своих полномочий также может составлять нормативные акты, к которым относятся распоряжения и постановления.

должность главы города

Занимаемая должность обязывает мэра быть подотчетным Совету народных депутатов. Именно на суд этого законодательного органа градоначальник представляет проекты различных программ по развитию муниципального образования, а также предлагает внести изменения в сумму местных налогов.

Мэр имеет право по своему усмотрению увольнять или брать на работу своих заместителей, руководителей городской администрации. В спектр полномочий градоначальника входит и составление приказов о создании, устранении и реорганизации муниципальных учреждений.

Обязанности главы города очень многообразны, и, поскольку ему подконтрольны все ведомства населенного пункта, он имеет право осуществлять проверку их работы.

Выборы мэра

Выборы главы города осуществляются, согласно уставу данного муниципального образования, в соответствии с законами Российской Федерации. Существует два наиболее распространенных вида этой процедуры.

выборы главы города

Первый тип – тайное голосование на основе равного избирательного права. В нем могут участвовать все жители города, за исключением тех, кто не достиг нужного возраста. Второй тип – голосование среди членов местной администрации и прочих управляющих органов муниципального образования. Следует отметить, что последний вид выборов характерен в основном для сельской местности, где нет необходимости в проведении границы между функциями главы администрации и представительного органа.

Все большую популярность набирает система, при которой мэр – всего лишь номинальная фигура, не имеющая фактической власти. В этой ситуации принятием решений, касающихся муниципального образования, занимаются глава администрации, а также представительный орган.

Разница между функциями сити-менеджера и главы города

О том, какие функции выполняет глава города, было рассказано выше. Теперь подробнее о работе сити-менеджера. В России эта должность пока что не получила широкого распространения. Во многих городах еще нет четко установленных критериев, по которым проводятся выборы человека на эту должность.

Сити-менеджер – профессиональный управленец, выполняющей поставленные администрацией города задачи. Его цель – работать максимально быстро и рационально, делать все для блага хозяйства и экономики муниципального образования, повышения качества жизни населения посредством сноса ветхого жилья, разработки проектов по строительству больниц и детских садов, ремонта дорог и т. д.

Один из председателей региональной Общественной палаты видит сложности во введении должности сити-менеджера в управленческий аппарат из-за отсутствия необходимых реформ. Так, планируется провести реорганизацию полномочий между властями разных уровней: местными, региональными и федеральными. Не было также горизонтальной реформы, которая позволила бы разграничить функции главы города, думы и сити-менеджера. Только после всех этих изменений станет возможным введение указанной должности в аппарат управления муниципальным образованием.

Прекращение полномочий мэра

Рано или поздно заканчивается срок, в течение которого человек занимал должность мэра. Его полномочия прекращаются, когда на данный пост выбран новый глава города. Однако возможно досрочное прекращение в следующих случаях.

пост главы города

Во-первых, мэр может уволиться по собственному желанию еще до истечения срока, на который он был избран. Во-вторых, решение об отставке действующего главы города принимает суд, если чиновник будет признан недееспособным, частично дееспособным по состоянию здоровья, пропавшим без вести или умершим.

В-третьих, должность мэра несовместима с изменением гражданства Российской Федерации на какое-либо другое, а также с переездом в другую страну для постоянного проживания.

Занимаемая должность не освобождает главу муниципального образования от военной или альтернативной гражданской службы, поэтому его полномочия прекращаются в том случае, если он получает, например, повестку из военкомата.

Термин «городской голова»

новый глава города

Слово «мэр» заимствовано из английского языка и означает «главный». Однако в Российской Империи пост главы города назывался по-другому. Первый человек в поселении назывался городским головой и избирался на три года. Эта должность была учреждена во второй половине XVIII века Екатериной II.

Я уже проходился о том, сколь неумело на этом сайте сделана страница с главными символами города: как показан герб, флаг и гимн.

Сегодня мы сделаем гораздо более серьезную задачу.

Мы рассмотрим исполнительно-распорядительный орган власти города Таганрога, или, проще говоря, поговорим о том, как устроена Администрация Города.

Если вы, проходя мимо здания городской администрации задумывались о том, сколько людей там сидит и что они вообще там могут делать, то этот пост — для вас.

После прочтения будет ясно, чем занимаются 400 успешных людей.

Я сделал большой файл со структурой — посмотреть его можно по ссылке (яндекс диск) .

Мы же пройдемся сверху вниз по всей структуре подробнее:

1. Глава Администрации города Таганрога

Главу администрации назначает Городская Дума.

Есть специальная страница , где указаны задачи главы администрации, всего 37 пунктов:

Попросту говоря, это такой назначенный думой начальник города, который решает необходимые вопросы согласно федеральному закону.

Этот парень формирует структуру городской администрации (которую затем утверждает ГорДума). А затем он и его набранная команда решают вопросы города.

Сайт не дает подробную структуру администрации: однако, федеральный закон обязует чиновников отчитываться о доходах — этому посвящена целая страница — и для нас это поименный список администрации.

По этим файлам можно составить картину исполнительной власти города: если опираться на них выходит, что в администрации работает 402 человека.

Среди прочих, имеются должности "помощник главы Администрации" и " Главный специалист приемной главы".

1.0. Структуры, подчиненные лично главе Администрации

В этом блоке всего 53 человека.

Финансовое управление

Для этого сформирован целый ряд отделов:

Таким образом в финансовом управлении 34 человека.

1.0.1 Правовое управление

Задачи лаконичны, имеется документ :

Для этого сформированы два отдела:

Судя по документам работает в этом управлении 8 человек.

1.0.2. Управление муниципальной инспекции

Документ, наделяющий инспекцию смыслом — тут:

По документам, работают в этом отделе всего два человека : начальник и специалист первой категории.

1.0.3. Отдел по мобилизационной работе

Работает тут 4 человека.

1.0.4. Отдел по работе с правоохранительными органами

Документ так же не полагается, есть страница .

В отделе есть два сектора:

Работает тут 5 человек.

Заместители главы

Остальные отделы работают через заместителей.

Таких заместителей 5 человек.

  • По Экономической части (в подчинении 73 человека)
  • По вопросам городского хозяйства (в подчинении 37 человек)
  • По социальным вопросам (в подчинении 164 человека)
  • По архитектуре и градостроительству (42 человека)
  • + управляющий по делам Администрации (33 человека)

1.1. Заместитель по вопросам экономики

На сайте есть строчка « Полномочия и функции заместителя главы Администрации города Таганрога по вопросам экономики», но ссылка ведет на полномочия главы администрации, а не его заместителя.

В подчинении у заместителя по экономической части 73 человека.

1.1.1. Управление потребительского рынка товаров и услуг

Страница формирует задачи так:

В этом управлении, судя по документам, работает 10 человек.

1.1.2. Отдел ценовой политики

Страница формирует задачи так:

В отделе работает шесть человек.

1.1.3. Отдел международных связей

Умом я понимаю смысл этого отдела, но мне все равно смешно.

Работает в этом отделе 3 человека.

1.1.4. Управление закупок

Функции управления закупок перечислены тут :

Можно выделить два отдела этого управления:

1.1. 5. Управление экономического развития

В управлении числится 9 человек.

1.1.6. Комитет по управлению имуществом

Задачи комитета сформированы здесь :

Для реализации этих задач сформировано большое количество отделов:

  • Организационно-финансовый отдел (7 человек)
  • Юридический отдел (6 человек)
  • Отдел регулирования имущественных отношений (4 человека)
  • Отдел управления муниципальной собственностью и реестров (7 человек)
  • Отдел регулирования земельных отношений (7 человек)
  • Отдел муниципального земельного контроля и претезионно-исковой работы (2 человека)

Всего в комитете работает 36 человек.

1.2. Заместитель по вопросам городского хозяйства

Полномочия заместителя указаны тут . Если коротко, это крепкий хозяйственник, который контролирует ЖКХ: от водоканала и до вывоза мусора.

В подчинении у него не так много людей — по публичной информации нашлось 37 человек.

Подчиняются заместителю по городскому хозяйству следующие:

1.2.1. Территориальное управление

Для работы сформировано несколько отделов (по районам города): Центральный, Западный, Приморский, Промышленный, Северный.

Всего — 15 человек.

1.2.2. Отдел муниципального жилищного контроля

Числится работающих 5 муниципальных жилых инспектора.

1.2.3. Управление ЖКХ

Задача тут простая — оснащение города необходимым. Текст отсюда :

Для этой задачи имеется три отдела:

  • отдел развития жилищно-коммунального хозяйства
  • отдел организационно-правовой работы
  • финансово - экономический отдел

Числится тут 8 человек.


1.2.4. Отдел по охране окружающей среды и природных ресурсов

Да, и такое тоже есть. Документ.

Работает в этом отделе 5 человек.

1.2.5. Отдел транспорта

Работает в отделе 3 человека.

1.3. Заместитель по социальным вопросам

В подчинении — 164 человека.

1.3.1. Управление социальной защиты населения города Таганрога

Если коротко — занимается пенсиями и льготами разного профиля.

Для этого сформировано множество отделов:

  • Отдел по делам инвалидов (4 человека)
  • Отдел по делам детей, женщин и семьи (7 человек)
  • Отдел автоматизации (6 человек)
  • Планово-экономический отдела (4 человека)
  • Общий отдел (4 человека)
  • Отдел бухгалтерского учета и отчетности (7 человек)
  • Юридический сектор (2 человека)

Всего в управлении работает 80 человек.

1.3.2. Управление здравоохранения

Задача управления описана тут :

По документам удалось насчитать 13 чиновников связанных с этим управлением. Шесть из них выделены в отдел учета и отчетности.

1.3.3. Управление образования

Выделены следующие отделы и секторы:

  • Отдел опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (18 человек)
  • Сектор перспективного развития и методического сопровождения (4 человека)
  • Сектор воспитательной работы и дополнительного образования (1 человек)
  • Сектор общего и специального образования (6 человек)

Всего в управлении найден 31 сотрудник.

1.3.4. Управление культуры

Работает в управлении семь человек , включая начальника и заместителя.

1.3.5. Отдел записи актов гражданского состояния (ЗАГС)

Имеет личную страницу . И список функций .

В этом отделе числится 16 человек.

1.3.6. Комитет по физической культуре и спорту

Работает 7 человек.

1.3.7. Отдел молодежи

Работает 4 человека.

1.3.8. К омиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

Нашлось два человека.

1.4. Заместитель по архитектуре и градостроительству

Тут все очень плохо. Вроде как главного архитектора сейчас нет, должность вакантна. Я работал со списками 2017 года.

Тогда числилось 42 человека. В том числе :

1.4.1. Комитет по архитектуре и градостроительству

Внутреннее устройство не известно, выделить удалось сектор информационных систем обеспечения.

Числится 13 человек.

1.4.2. Управление капитального строительства

Выделить удалось два отдела:

  • производственно-технический отдел
  • отдел перспективного развития и проектных работ

Всего работает 15 человек.

1.4.3. Отдел по жилищной политике и ипотеке

Всего работает 14 человек.

1.5. Управляющий делами Администрации

Функции отдельно не обозначены. По сути это действительно управляющий делами внутри администрации. Группа отделов, берущая на себя решение вопросов, связанных с существованием самой администрации.

Структура описана тут . Всего работает 33 человека, разбитые по отделам:

  • Отдел бухгалтерского учета и отчетности (7 человек)
  • Отдел информационно-коммуникационных технологий (5 человек)
  • Отдел муниципальной службы и кадров (6 человек)
  • Общий отдел (5 человек)
  • Контрольно-организационный отдел (5 человек)
  • Административно-хозяйственный отдел (1 человек)
  • Пресс-служба ( 3 человека)
  • Отдел по работе с общественными объединениями (2 человека)

Таким образом оказывается, что администрация города это большое количество народа. Более 400 человек, подумайте только, работают в управлении города.

На деле, конечно, сотрудников еще больше: не все являются чиновниками, а значит не обязаны подавать отчетность. Может быть, не все обязанные её подали, может что-то не отобразил сайт.

Так или иначе, мы можем говорить о том, что в администрации работает не менее 400 человек.

Эффективно ли они работают? На мой взгляд — нет.

Можно ли организовать эту структуру лучше, понятней — на этот вопрос ответа нет. Слишком мало данных, слишком сложная и запутанная система, слишком большой объем данных.

Пока что не будем судить об этом: наша задача сейчас остается прежней — сформировать в голове представление о том, как устроен город.

Читайте также: