Для каких профессий необходимо развитое представление

Опубликовано: 02.10.2024

Есть сферы, где требуются творческие и креативные люди, которые способны ловить идеи прямо из воздуха. Если ты можешь смело назвать себя выдумщиком и фантазёром, мы будем рады подсказать тебе перспективные и творческие профессии , в которых пригодится нестандартное мышление.

Литература, журналистика, реклама

Грамотные и эрудированные люди с богатым воображением и хорошим словарным запасом становятся успешными поэтами, писателями, сценаристами.

Конечно, известность не приходит сама по себе: чтобы достичь великого, нужно начать с малого. Но всё возможно! Американский автор интеллектуальных детективов Дэн Браун начинал карьеру как автор песен, теперь же в его библиографии семь детективов, половина из которых экранизирована.

Джордж Мартин начинал свой писательский путь с профессии журналиста . Он создал много популярных произведений (среди которых всем известная сага «Песнь льда и пламени» или «Игра престолов»), за что его включили в список самых влиятельных людей в мире.

Предлагаем вдохновиться документальным фильмом про Стивена Кинга

Многие именитые поэты, писатели и сценаристы начинали свою карьеру в редакциях, издательствах, театрах, креативных агентствах и на телевидении.

Не менее интересная и творческая профессия журналиста (редактор, корреспондент, репортер, копирайтер и др.). Писать статьи по информационному поводу нужно качественно и быстро. О такой особенности работы журналиста, как оперативность, удачно сказал публицист Анатолий Юркин: «Журналист — это писатель, контуженный секундной стрелкой». Пусть и поговаривают, что эта профессия может устареть в будущем , никакие супермашины не заменят человеческую индивидуальность и стиль.

«7788 — позвони, и мы подбросим!" — всем известный слоган такси. В нём кроется суть литературной работы специалиста по рекламе: писать рекламные тексты (стихотворения или даже одно предложение) и продвигать их, чтобы товар узнавали и покупали. Положительный имидж компании через написание пресс-релизов, статей, публикаций о ней в СМИ создаёт пиар-менеджер.


Художественное искусство и дизайн

Своими руками создают уникальные предметы искусства художники , скульпторы и ремесленники. Последние могут заниматься традиционными ремёслами (кузнечное дело, плотницкое дело, кожевенное дело, ювелирное дело, художественная роспись, плетение из соломы, керамика и др.) или современными их видами (флористика, валяние из шерсти, бисероплетение, изготовление изделий из полимерной глины или др.). Также непосредственное отношение к искусству имеют искусствоведы и реставраторы. Первые посвящают себя изучению художественного искусства, вторые — восстановлению произведений.

Получить классическое художественное образование можно в колледже или вузе. Однако если речь идёт о новых видах искусства, скорее всего, знания придётся получать самостоятельно. Самые предприимчивые представители творческих профессий не ищут посредников, а открывают собственный бизнес .

В ХХI веке активно развиваются современные направления х удожественного искусства: дизайн (коммуникативный, пространственный, игровой, 2D, 3D и др.), компьютерная графика , стрит-арт . Для продвижения своих работ художники используют интернет: создают сайты, ведут аккаунты в соцсетях, организуют онлайн-галереи. Технологии позволили деятелям искусства быстро обучаться новому и показывать свои произведения искусства не считанным людям, а всему миру.

ввв
Искусство нашего времени — это ещё и самовыражение. Художники всё чаще прибегают к созданию креативных перфомансов, которые способны удивлять. Известный всему миру художник Бэнкси встроил в свою картину «Девочка с воздушным шаром» шредер. После торгов на аукционе картина самоуничтожилась под стук молотка (цена шедевра составила $ 1,3 миллиона)

Музыкальная индустрия

Талант к музыке приводит творческих людей в музыкальную индустрию. Они становятся композиторами, музыкантами, исполнителями, диджеями. Всего семь нот, а простор для творчества огромный. Поп, рэп, рок, блюз, метал, электроника — музыкальных направлений множество, а их ответвлений ещё больше. И на каждую из них найдётся свой слушатель. Некоторые группы находят свой стиль на стыке двух жанров (народная музыка и электронная — «Нейромонах Феофан», классика и рок — «Nightwish», рэп и металл — «Linkin Park»). Другие берут слушателя необычными текстами и исполнением («Монеточка», «Гречка»).

Прогресс идёт дальше, в музыкальной индустрии созданы группы исполнителей-роботов («Z-Machines», «Compressorhead»). Но профессиональных музыкантов-людей не способна заменить ни одна высокотехнологичная машина, потому что каждый талант уникален.

в
В японской рок-группе «Z-machines» играет робот-гитарист с 78-пальцами и робот-ударник с 22 руками

Творческие профессии кино и театра

Лидеры киноиндустрии — США, Нигерия и Индия — снимают в год около тысячи фильмов разного формата. В остальных странах эта цифра чуть меньше. Поэтому режиссёры, актёры, мультипликаторы как никогда популярны и останутся востребованными в будущем.

Талант никогда не останется незамеченным. К примеру, актриса с белорусскими корнями Александра Бортич сейчас на пике популярности в России. Несмотря на свой юный возраст (24 года), снялась в 30 фильмах и сериалах и уже получила призы за лучшую женскую роль.

Театральные актёры не отстают от своих коллег, работающих в кино, и регулярно собирают аншлаги. Отдельные труппы (как Шекспировский театр «Глобус») путешествуют по странам мира со своими перфомансами.


Художники-мультипликаторы создают анимацию по разным технологиям: рисункам, кукольной мультипликации, трёхмерной графике.

Способные режиссеры, актёры и мультипликаторы нужны в рекламе, в театрах и кино, при съёмке клипов и создании видеоигр, на телепрограммах и в интернете.


Мода и стиль

Стилисты, визажисты, парикмахеры, модельеры выходят за границы салонов и ателье, заявляют о себе на модных показах, фестивалях и международных конкурсах красоты. Ежегодно в 49 странах мира проходит международный фестиваль красоты «Роза ветров Hair», на котором стилисты, визажисты, парикмахеры соревнуются в мастерстве. Начинающие модельеры презентуют свои работы на национальных («Белорусская неделя моды») и международных (Московский конкурс молодых модельеров) показах.

Белорусский дизайнер Иван Айплатов значительно преуспел в своем мастерстве: его одежду предпочитают наши телеведущие (КВН) и исполнители («Ляпис Трубецкой», «Леприконсы»), используют как реквизит в театрах и на конкурсах (Евровидение-2004). Некоторые его модели есть даже у Ксении Собчак и Павла Воли.


Без стилистов, визажистов, парикмахеров не проходит ни одно мероприятие: будь-то семейный праздник, светский банкет или телевизионная программа.


Список самых творческих профессий будущего

Российский «Атлас новых профессий» прогнозирует появление к 2020 году новых специальностей в области искусств. Благодаря развитию технологий и науки в скором времени появятся такие творческие профессии, как арт-оценщик, science-художник, личный тьютор по эстетическому развитию, тренер творческих состояний, куратор коллективного творчества.


К 2020 году появится арт-оценщик , способный анализировать сложные форматы искусства, созданные из разнородных частей (стрит-арт или перфоманс).

Science-художникам для создания картин понадобится не только вдохновение, но и логика, научные знания (биоарт). Примеры работ этого направления уже есть: Эдуардо Кац вырастил растение с генами человека и создал светящегося в ультрафиолете биолюминисцентного кролика Альбу.

Так выглядит та самая алая петуния с генетической последовательностью из иммунной системы самого учёного
Так выглядит та самая алая петуния с генетической последовательностью из иммунной системы самого учёного

Духовным поискам и обучению искусству поможет личный тьютор по эстетическому развитию. Так что найти черты барокко в книгах Блеза Паскаля или отличить современную готику от средневековой не представится трудным.

Настроить сознание на креативную волну сможет тренер творческих состояний. По мнению создателей «Атласа новых профессий », куратор коллективного творчества будет собирать группы людей для выполнения творческих проектов.

Даже если ты не нашёл здесь свою творческую профессию, спешим обрадовать. Почти на каждой работе приветствуется новаторство и предприимчивость: проводишь ты экскурсию или пишешь код для программы. Главное выбрать дело, которое будет приносить радость и удовольствие. А если хочешь узнать, какая именно творческая профессия тебе подходит, пройди бесплатные профориентационные тесты на сайте Адукар. Удачи!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Каждый человек может в той или иной степени обучаться чему-то новому, понимать окружающих людей, формулировать свои мысли, читать, считать, рисовать, планировать, отвечать за себя и других, переносить физические нагрузки, работать руками или головой. Способности можно развивать, однако одни способности можно развить за короткое время, а развитие других потребует значительного отрезка жизни. Свои способности человек может узнать, только приложив их к делу – работе, занятиям в кружках, олимпиадах, различных конкурсах, творчестве. Пока человек бездействует, он сам не знает своих способностей. О человеке, который при равных условиях обучения и тренировки быстрее освоил дело и лучше справляется, говорят, что он способный (Смирнова Е. Е., 2003).

Способности – это умения, то есть такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешность (быстрота, легкость) выполнения различных видов деятельности. (Смирнова Е. Е., 2003.)

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. (Гиппенрейтер Ю. Б., 1998.)

Понятие способностей позволяет объяснить, почему люди различаются по степени успешности профессиональной деятельности. (Смирнова Е. Е., 2003). Самое же существенное в том, что в деятельности способности не только проявляются, но и создаются. Исходя из этого, решается вопрос о взаимоотношении между склонностями и способностями. Представляя собой избирательное отношение к деятельности, потребность в ней, склонность приводит к пробуждению и мобилизации скрытых до этого сил человека, помогает выявлению и формированию его способностей, в значительной степени определяет его профессиональную направленность (Нолицу З. А., 1989).

Все способности делятся на общие и специальные (Смирнова Е. Е., 2003).

Из огромного количества способностей можно выделить такие, которые необходимы для многих видов деятельностей. Это способность решать интеллектуальные задачи (уровень интеллекта), способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию или опыт (уровень памяти), способность к сопереживанию (эмпатия), которая делает эффективным процесс общения, способность к сосредоточению и распределению внимания, способность к воображению, представлению и т.д. Их называют общими способностями.

Общие способности – это способности, определяющие успешность выполнения любого вида деятельности, независимо от его содержания, которые свойственны всем людям, но развиты у всех в разной степени.

Эти способности нужны человеку для достижения успеха в любом виде деятельности или области знаний, успешного выполнения практически любой работы. Это способности:

Ÿ К познавательной деятельности и обучению (умственные способности человека);

Ÿ К восприятию и движению (способность воспринимать информацию, совершать движения, концентрировать внимание, запоминать и понимать информацию: внимание, память, двигательная сфера человека);

Ÿ к общению и саморегуляции (способность принимать решения, устанавливать контакты с людьми и др.).

Ÿ Способности к быстрому и точному восприятию, сильным и ловким движениям называют еще сенсомоторными способностями.

Они представлены у большинства людей в степени, достаточной для овладения практически любой профессией, если только эта профессия не предъявляет повышенных требований к человеку.

Многие рабочие профессии, а также такие специальности, как милиционер, официант, массажист, тренер требуют повышенного уровня развития физической силы, выносливости и ловкости. Способности, которые являются результатом умственного развития, необходимы для успешного обучения и усвоения различных знаний, приобретения навыков внимания и памяти. Они нужны как для овладения широким кругом профессий, так и для успешного решения определенных профессиональных задач в области различных творческих специальностей.

Но для некоторых видов деятельности одних только общих способностей может оказаться недостаточно. Необходимы еще и другие специальные способности, которые могут быть своими для каждого вида деятельности и для каждой профессии.

Специальные способности – это способности, необходимые для достижения высоких результатов в определенных специфических видах деятельности или области знаний, определяющие успешность выполнения какого-либо конкретного вида деятельности.

К таким способностям относят музыкальные, художественные, математические, литературные, технические, организаторские, конструкторско-технические, лингвистические, педагогические, творческие, спортивные и другие. Развитие их опирается на определенные задатки человека.

Каждая профессия включает в себя целый ряд составляющих. Музыкальные способности включают в себя ладовое чувство, чувство ритма, музыкальную память. В технических способностях существенную роль играют пространственное воображение, абстрактно-логическое мышление. Технические и математические способности позволяют человеку в зависимости от направленности выбрать сферу деятельности, связанную с созданием, развитием новых технологий, информационным обеспечением, маркетингом.

Профессиональные способности человека – способности к успешному обучению и дальнейшей деятельности по какой-либо определенной профессии. Их можно определить только в процессе обучения или профессиональной деятельности.

Способности к черчению предполагают пространственное воображение (способность создавать образ того, что еще не видел) и абстрактно-логическое мышление. Для профессии художника недостаточно иметь общих способностей к зрительному восприятию, координации движений рук и пальцев, обучению. Требуется также высокий уровень развития кожно-мышечной чувствительности, глазомера, зрительной памяти, пространственного представления, воображения, художественного вкуса. Полного перечня специальных способностей, необходимых для всех профессий, не существует. Оценить степень развития специальных способностей у человека может только профессионал. Психологи с помощью тестов могут с достаточной точностью выявлять большинство общих способностей и только некоторое количество частных (Смирнова Е. Е., 2003).

Источник: Айзман Р.И., Айзман Н.И., Суботялов М.А. Психофизиологические основы профориентации учащихся. - Новосибирск: НГПУ, 2009. – 112 с.


Главный критерий для выбора будущей профессии – доминирующий тип мышления. При таком подходе ожидаемо, что учеба и карьера будущего специалиста сложится удачно.

В статье мы расскажем, при помощи каких мыслительных операций совершается мышление человека как форма умственной активности, какие существуют типы мышления, их особенности и индивидуальные способы преобразования информации, как тип мышления влияет на выбор профессии, как подобрать область деятельности, зная свой тип мышления.

Мышление и мыслительные операции

Способность к мышлению – главное отличие человека от животного. Животное живет инстинктами, а человек наделен способностью к анализу. Умение анализировать происходящее и выстраивать связи между познаваемыми объектами называется мышлением.

Мышление – это индивидуальная способность восприятия действительности. Каждый человек обладает разумом, благодаря которому в его голове создаются определенные образцы и интерпретации.

Мыслительный процесс проявляется в виде нескольких интеллектуальных операций:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • абстрагирование;
  • конкретизация;
  • обобщение;
  • систематизация.

Различают четыре типа мышления:

  • предметно-действенное;
  • абстрактно-символическое;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Люди с разными типами мышления по-разному воспринимают окружающий мир и по-разному демонстрируют собственные реакции.

Особенности мышления могут передаваться по наследству или быть плодом непроизвольного или целенаправленного воспитания.

В реальной жизни довольно редко встречаются люди с одним типом мышления. Чаще всего имеется доминантный тип, а остальные проявляются менее ярко и только по необходимости.

Как тип мышления влияет на выбор профессии

Доминантный тип мышления проявляется в первые годы жизни ребенка. Данное жизнью стоит принять как факт. Особенности восприятия окружающего мира оказывают большое влияние на формирование детских интересов и хобби. При благоприятных условиях ранние увлечения могут принести плоды: ребенок, определивший свое призвание в детстве, имеет больше возможностей для самореализации.

Мудрые родители должны принять выбор малыша и поспособствовать его естественному развитию.

Однако важно отличать, где проявилась истинная сущность ребенка, а где имеет место подражание авторитетам. Если малыш увлекся чем-либо за компанию, скорее всего, этот интерес долго не продлится. В любом случае овладение базовыми дополнительными навыками полезно для общего развития.

Часто родители пытаются навязать ребенку собственный выбор. Делается это с благими намерениями, но во многом подобный путь навязывают те, кто в свое время его не прошел. Исполнение своей мечты у ребенка – путь в никуда. Наши дети – отдельные личности, имеющие право самостоятельно принимать важные решения. Конечно, родительские советы могут оказаться полезными. Тем не менее, забота не должна трансформироваться в гиперопеку или идейное преследование.

Данный природой тип мышления – путеводная нить при выборе будущей профессии. Человек, который живет в гармонии с собственным разумом, получает от жизни удовольствие. Самомотивация и отсутствие дополнительных стрессов позволяют добиваться выдающихся успехов и сохранять вкус к жизни во всех ее проявлениях.

Подходящие профессии для людей с разным типом мышления

Упорство и трудолюбие помогают добиваться успеха на любом поприще. Тем не менее, при выборе специальности стоит выбрать ту, на пути освоения которой будет меньше искусственно созданных трудностей.

Успешная карьера, реализованная вопреки природным склонностям, дает полное право гордиться собой. Однако жизнь в перманентном стрессе приводит к появлению психосоматических болезней, что в конечном счете ведет к раннему завершению трудовой деятельности.

Гораздо разумнее не спорить с природой и идти прямым путем. Только так можно достигнуть личного максимума, затратив при этом минимум жизненной энергии и здоровья.

Выбор профессии стоит привязывать к доминирующему типу мышления.

Предметно-действенное мышление

Предметно-действенное мышление проявляется в потребности видеть объект и совершать по отношению к нему конкретные действия. Это черта талантливых исполнителей – тех, про кого говорят «золотые руки». Такие люди редко ленятся: если они видят работу, то тут же ее делают.

Предметно-действенное мышление позволяет достичь успехов в спорте, на производстве, в сельском хозяйстве, торговле и т. п.

Может показаться, что люди с предметно-действенным типом мышления недостаточно одухотворены. Они не проявляют творческую инициативу, игнорируют новшества, предпочитают привычные рамки. Однако недостаток воображения превосходно компенсируются их открытостью, трудолюбием и блестящими исполнительскими качествами.

Абстрактно-символическое мышление

Абстрактно-символическое мышление – это способность воспринимать информацию в виде формул, схем, диаграмм, отвлеченных правил. Люди, у которых доминирует этот тип мышления, занимаются науками, преимущественно точными. Экономика, математика, физика, химия, программирование – сферы приложения для тех, кто предпочитает оперировать общими понятиями и отвлеченными символами.

Абстрактно-символическое мышление – черта теоретиков. Их наработками с удовольствием пользуются представители всех остальных типов.

Наглядно-образное мышление

Наглядно-образное мышление – это способность представлять то, чего еще не существует. Развитое воображение – прерогатива творческих профессий. Художники, дизайнеры, архитекторы, скульпторы, режиссеры, актеры умеют создавать что-то принципиально новое, показывать людям то, чего они еще не видели.

У представителей творческих профессий значительная часть работы происходит в голове: творец активно задействует воображение, фантазию и личный опыт, а затем пробует связать вымышленные картинки с реальными техническими возможностями.

Те же характерные черты присущи изобретателям и разного рода первооткрывателям. Это креативные личности, воображение которых опережает существующий уровень развития общества.

Словесно-логическое мышление

Словесно-логическое мышление свойственно людям с развитым вербальным восприятием. К этой группе относятся люди, которые любят и умеют общаться. Они красиво подают информацию, умеют убеждать и завоевывать интерес собеседника или читателя.

Тем, кто обладает развитым словесно-логическим мышлением, стоит попробовать себя в таких областях: журналистика, филология, литература, наука. Это самые подходящие отрасли, в которых можно проявить данные природой способности во всей красе.

Подобный тип мышления помогает реализоваться на руководящих постах и в сфере педагогики.

К выбору профессии нужно подходить с большой ответственностью. Врожденный тип мышления – один из важнейших критериев для рационального выбора. Разумное приложение природных талантов способствует успешной карьере и личностной самореализации.

§ 10. Психические процессы, важные для профессионального самоопределения

Л юбая работа требует определенной скорости, темпа её выполнения, умения переключаться с одного типа заданий на другой, концентрации внимания, эмоциональной и помехоустойчивости и т.д. Более того, в некоторых профессиях требования к динамическим характеристикам психики выступают на первый план и создают ограничения для формирования профпригодности.

В основе формально-динамических особенностей психики лежат некоторые врожденные особенности, на сегодняшний день являются основные свойства нервной системы. Именно они определяют темперамент человека, скорость, силу, выраженность протекания психических процессов.

Психические процессы – основа всей жизнедеятельности человека, они тесно взаимосвязаны и сливаются в один процесс психики. Взаимосвязь психических процессов заключается в том, что восприятие невозможно без ощущений, память без восприятия, а внимание без мышления.

1. Ощущениеотражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

Но ощущения не могут дать полного описания объектов. Хорошо описывает это игра, в которой, нужно не глядя в мешок, только на ощупь определить, что там лежит. Если мы закроем глаза и в незнакомом месте дотронемся до, например, письменного стола, то с одного касания мы вряд ли определим, что это стол. Мы просто почувствуем горизонтальную твёрдую поверхность. Эта поверхность может оказаться крышкой рояля или сиденьем стула.

В профессиональной деятельности человека ощущения и восприятия играют немаловажную роль. Ориентироваться в мире человеку помогают следующие важные ощущении:

  1. Зрительный – цвет, величина, конструкция расположение в пространстве;
  2. Слуховые - речь, звук, шум; https://pbs.twimg.com/profile_images/809363296734343169/Kk-EQYBs_400x400.jpg
  3. Обонятельный – запахи;
  4. Вкусовые – сладкое, солёное, горькое, кислое;
  5. Кожное – прикосновение, температура, боль;
  6. Кинетическое – координация и контроль движения;
  7. Вибрационное – колебание упругой среды;
  8. Статистическое – положения тела в пространстве;
  9. Органические – голод, жажда, общее самочувствие.

Ощущения в свою очередь являются частью более сложного психического процесса – восприятия.

2. Восприятиеотражение предметов и явлений в целом, при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение и восприятие тесно связаны между собой.

Кроме того, восприятие зависит в большей степени от опыта. Оно возникает на основе ощущений, но не равно их сумме. Например, по опыту мы знаем, что у рояля есть крышка, клавиши, педали. Но воспринимать рояль мы будем именно целым: с крышкой, клавишами и педалями.

В профессиональной деятельности человека ощущение и восприятие играют немаловажную роль.

Зрительное (рассматривание)– для лётных профессий необходима острота зрения (не ниже единицы). Специалисты по окраске тканей различают до 60 оттенков черного цвета. Сталевар по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определяют её температуру и количество примесей. Врожденное свойство человека не различать зеленый и красный цвета называется дальтонизмом. Дальтонизм неизлечим и мешает в деятельности, связанной с оценкой цвета: летчикам, водителям, художникам, морякам, малярам, машинистам тепловоза и др.

Слуховые ощущения (слушание) – являются главными для музыканта, настройщика инструментов, певца, токаря, механика по двигателям. Летчики и авто-техники по звуку определяют частоту вращения двигателя.

Осязательные ощущения (ощупывание) должны быть хорошо развиты у врачей, токарей, станочников, ремонтников.

Вкусовое, обонятельное . Так, например, никакой прибор не может распознать вкус и аромат продукта (кофе, чая, духов и др.). Хорошее обонятельное ощущение – профессионально важное качество дегустатора, повара, парфюмера.

Двигательные ощущения являются профессионально важными для спортсменов, артистов цирка, каскадеров и др.

Наше восприятие меняется под влиянием условий жизни.

3. Вниманиенаправленность и сосредоточенность психической деятельности человека, на тех объектах, которые имеют для личности определённую значимость.

По степени активности человека в организации внимания различают: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание возникает само собой, когда предмет-раздражитель интересный и яркий. Например, вы обратите внимание, если в толпе увидите человека в яркой одежде или если в тишине громко зазвонит телефон.

Произвольное внимание , в отличие от непроизвольного, мотивировано и направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей. Примером такого внимания можно назвать сортировку чего-либо. Например, мы сортируем белье для стирки. Выбираем белые или цветные вещи. Или ждём определённый автобус на остановке.

Под послепроизвольным вниманием понимают внимание, которое сначала было произвольным, а потом стало непроизвольным. Например, вам нужно прочитать книгу для внеклассного чтения по русской литературе. Сначала книга показалась неинтересной и скучной, и чтобы не бросить чтение вам приходится прилагать много усилий. А потом сюжет захватывает так, что оторвать от чтения вас очень сложно.

Внимание очень важный психический процесс. Проявляя внимание, человек вырабатывает в себе важное качество – внимательность, которую можно и нужно развивать.

Внимание характеризуется следующими качествами: объёмом, концентрацией, устойчивостью, переключением, распределением, от наличия которых рекомендуется выбирать ту или иную профессию.

Объём информации – это количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Большой объём внимания требуют такие профессии как диктор, бухгалтер, экономист, оператор, машинистка, телеграфист, экономист, агроном и прочие

Концентрация внимания – степень сосредоточенности на объекте. Большой концентрации внимания требуют профессии микробиолога, хирурга, скульптора, токаря, часового мастера…

Устойчивость внимания – длительное сосредоточение внимания на объекте. Хорошая устойчивость внимания нужна чертёжникам, художникам, швеям, фрезеровщикам, конструкторам.

Переключение внимания – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Это качество очень важно для воспитателей детских садов, учителей, следователей, продавцов, водителей и др..

Распределение внимания – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов. Полезно такое качество для учителя, водителя, наладчика оборудования, оператора добычи нефти, педагога.

  • приучаться работать в разнообразных условиях, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов, уметь сконцентрировать внимание;
  • всегда выполнять работу активно, ответственно, сосредоточенно;
  • браться за интересную, трудную, но посильную работу; тренировать профессиональное внимание;
  • повышать устойчивость внимания;
  • тренировать внимание так, чтобы удерживать в поле деятельности одновременно несколько объектов и при этом сохранять высокий темп работы;
  • уметь переключать внимание, чередуя вид деятельности или её цели.

4. Представлениенаглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем воспроизведения в памяти или воображении. Бывает временное, пространственное, визуальное, абстрактно-логическое.

5. Воображениепсихический процесс создания новых образов на основе материала ощущений и представлений (другими словами – фантазия). Участие воображения в процессе труда тем значительнее, тем больше творчества требует от работника его деятельность.

https://secure.diary.ru/userdir/8/1/1/2/81122/84678735.jpg

6. Мышлениеособая форма отражения окружающей действительности, которая устанавливает связи и отношения между познаваемыми объектами.

Мышление всегда имеет целенаправленный характер, так как любой акт мышления направлен на решение определенной мыслительной задачи, нахождения ответа на вопрос, возникший в сознании. Наиболее ярко оно проявляется в деятельности ученого, следователя, актера.

Мышление состоит из нескольких операций.

1. Анализ – мысленное разделение предметов на части или свойства. Пример анализа – разделение предметов по форме.

2. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других. Например, мы знаем, что все мячи – круглые.

3. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними. То есть если мы сравним мячи, то общим будет то, что они все круглые, а различиями будут их размер и цвет.

4. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое. Например, по форме, цвету, вкусу.

5. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Например, все предметы перед вами – овощи.

По характеру решаемых задач выделяют мышление: предметно – действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Иногда, как вид, выделяют интуитивное мышление.

Предметно-действенное – это мышление, которое опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Наиболее характерен этот вид мышления для маленьких детей до трёх лет. Дети сравнивают предметы, накладывая один на другой или приставляя один к одному. Людей, у которых наиболее развито предметно-действенное мышление – называют мастер на все руки. Они лучше усваивают информацию через движение, у них хорошая координация движений. Весь окружающий нас предметный мир создан руками именно таких людей.

Наглядно-образное мышление – характеризуется опорой на представления и образы.

Например, когда мы приступаем к ремонту квартиры, мы представляем себе конечный результат. Такой вид мышления позволяет придать форму изображения таким вещам, которые практически невозможно увидеть.

Благодаря именно наглядно-образному мышлению мы получили изображение внутреннего строения земного шара. Наглядно-образное мышление лучше развито у художников, писателей, поэтов и режиссёров. Они могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет. Но, как и темперамент, очень редко эти типы мышления встречаются в чистом виде. Чаще всего преобладает один или два, но присутствуют все.

Словесно-логическое мышление – осуществляется с помощью логический операций над понятиями.

Примером такого мышления служит обычный уличный термометр. Глядя на температуру, мы можем определить тепло за окном или холодно. Глядя на деревья и кусты – можно определить ветрено или нет и так далее. Если наиболее развито словесно-логическое мышление, то подходят такие профессии как: учёный, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист. Занимаясь этими профессиями надо уметь сформулировать свои мысли и донести их до людей. Такой вид мышления нужен руководителям, политикам и общественным деятелям.

Чтобы определить, какой вид внимания у вас развит больше и лучше – существуют специальные психологические методики, их можно найти в специальных справочниках или на специализированных сайтах.

7. Памятьспособность к запоминанию, сохранению и воспроизведению того, что было в прошлом опыте. В памяти различают четыре основных процесса: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. У каждого человека свой вид памяти, характерный для него. Существует много видов памяти.

По характеру психической памяти, память делят на:

Моторную память – запоминаются, сохраняются и воспроизводятся различные движения.

Образную память – запоминаются, сохраняются и воспроизводятся образы, звуки и запахи.

При эмоциональной памяти запоминаются, сохраняются и воспроизводятся эмоции и чувства. Как правило, эмоции не запоминаются сами по себе, а только вместе с явлениями и предметами, которые они вызывают.

Словесно-логическую память – запоминаются, сохраняются и воспроизводятся мысли.

Кроме того существует: слуховая, зрительная, словесная, тактильная (осязательная) памяти.

По характеру цели деятельности память разделяется на:

Произвольная – есть цель запомнить, есть волевое усилие. Этот вид памяти вам, конечно же, знаком. Вы задействуете её, когда учите стихотворения или готовитесь к пересказу.

Непроизвольная , т.е. автоматическое запоминание, нет цели запомнить. Примером непроизвольной памяти можно назвать запоминание лиц ваших знакомых и родных. Вы же не специально их запоминаете, но всегда узнаёте.

По продолжительности различают:

Кратковременная память – быстрое запоминание, сохранение информации на короткий срок (мама попросила сегодня купить сахар, завтра это помнить уже не надо).

Оперативная память – хранение информации на определённый срок.

Долговременная память – информация запоминается надолго. Вы помните свой день рождения? А мамы? Время неумолимо движется вперед, оставляя позади великие события в жизни народов. Невольно вспоминаются слова из песни: «А годы летят, наши годы летят, и некогда нам оглянуться назад». Но есть события, которые постоянно помнишь, постоянно возвращаешься к ним, чтобы их достойно отметить. Одним из таких великих событий является День Победы в Великой Отечественной войне, которому в мае 2020 года исполнилось 75 лет. Это событие всемирно-исторического значения. И сколько бы ни прошло столетий, тысячелетий, это событие останется навсегда в памяти народов.

Память развивается в процессе деятельности, требующей запоминание. Лучше запоминается то, что связано с интересами личности. Чем активнее и самостоятельнее человек, тем лучше развивается вид памяти, необходимый для его деятельности Логическая связь мыслей способствует запоминанию

8. Проявления силы-слабости нервной системы выражаются в нескольких показателях:

во-первых , сильная нервная система обладает более высокой работоспособностью, т.е. человек способен в течение длительного времени выдерживать концентрированное возбуждение, сохранять работоспособность;

во-вторых , в показателях реактивности, чувствительности к раздражителям (более высокая чувствительность характерна для лиц со слабой нервной системой);

в-третьих , в показателях помехоустойчивости «сильные» в большей степени способны противостоять действию посторонних раздражителей.

в-четвертых , в показателях способности выдерживать действие сверхсильных раздражителей (эта способность выше у лиц с сильной нервной системой).

Сила нервной системы обеспечивает эмоциональную, психологическую устойчивость к воздействию сверхсильных раздражителей и, тем самым, повышает надежность его деятельности в экстремальных ситуациях. Обычно в сложной обстановке лицам с сильной нервной системой легче сохранить самообладание, они способны принять правильное решение в условиях дефицита времени, не растеряться. В ряде профессий это необходимо для обеспечения безаварийной работы всей системы «человек-машина».

Существуют профессии, в которые необходимо проводить специальный психологический профотбор. Так, лицам со слабой нервной системой не рекомендуется выбирать профессии, в которых возможно возникновение аварийных, экстремальных, опасных для жизни ситуаций. Однако существуют профессии, где преимущества будут у «слабых». Так, многие «слабые» обладают более высокой чувствительностью по сравнению с «сильными», ориентированы на высокую точность, тщательность выполнения деятельности, на более строгий контроль за качеством выполнения заданий, гораздо лучше, продуктивнее и с меньшими нервными затратами справляются с однообразной, монотонной работой. Им могут быть рекомендованы профессии, требующие высокой точности, тщательности, четкого соблюдения заданного алгоритма (ювелир, огранщик алмазов, зубной техник, сборщик микросхем, программист и т.д,). С высокой чувствительностью слабой нервной системы связано, видимо, то, что в музыкальных, художественных профессиях обнаруживается много людей с нервной системой такого типа. Так, в работе И.А.Левочкиной показано, что из 21 музыкально одаренного подростка, обучающегося в Московском государственном хоровом училище и прошедшего очень сложный конкурсный отбор, 19 оказались представителями слабого типа нервной системы.

Новые слова и понятия

Ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, мышление, память, нервная система

Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга. Эти особенности еще называют “задатками”, то есть заранее данными от природы качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врожденные особенности зрения и слуха.

Хорошая память и внимание, могут быть даны человеку от природы, но их можно и развить специальными упражнениями. На основании одних и тех же задатков возникают различные способности. Способности — это индивидуально-психологические особенности человека.

Способности бывают общие и специальные.

К общим относят способности, которые есть у всех людей (но развиты у каждого в разной степени), и которые важны для самых разных видов деятельности.

Например, физические способности необходимы представителям многих профессий. Сотрудник правоохранительных органов, официант, массажист, тренер должны быть сильными, выносливыми и ловкими. Высокий уровень физического развития необходим и тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазными и аварийно-спасательными работами.

Высокий уровень общего умственного, или интеллектуального развития является условием успешной работы учителя, врача, юриста, психолога, инженера, экономиста, программиста и т.п. Уровень умственного развития, определяется как природными задатками и наследственностью человека, так и его жизненным опытом, образованием, воспитанием и чертами характера. Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности.

Коммуникативные способности для большинства профессий не менее важны, чем другие. Многие профессии связаны с обслуживанием, обучением, воспитанием других людей если не прямо, то косвенно. Успешность юриста, врача, учителя, менеджера во многом зависит от их эмоциональной устойчивости и умения общаться.

Узнать тип мышления и некоторые особенности коммуникативной сферы можно с помощью методики “Тип мышления” и Личностного опросника темперамента

Темперамент оказывает некоторое влияние на стратегию поведения. Меланхолик страдает от одной мысли, что надо принимать решение. Холерик делает выбор под влиянием настроения. Флегматик думает слишком долго. Сангвиник принимает решение легко и непринужденно. Выбирая профессию, учитывайте особенности своего темперамента.

С помощью тестов можно оценить уровень развития некоторых общих способностей. Однако существуют способности, наличие или отсутствие которых может определить только специалист. Это – специальные способности — артистические, литературные, математические, лингвистические, музыкальные, — определяющие успешность в конкретных видах деятельности.

Если у человека есть способности, например, литературные или музыкальные, это не значит, что он может расслабиться и ждать, когда к нему придет слава. Человек, не наделенный от природы выдающимися способностями, может догнать и обогнать баловня природы благодаря упорным занятиям. Человек с прекрасными физическими данными, богатырским здоровьем и молниеносной реакцией может проиграть слабому сопернику, если будет пропускать тренировки и нарушать спортивный режим. Многие щедро одаренные от природы спортсмены, артисты, писатели бесславно закончили свой земной путь, потому что остановились в профессиональном развитии, переоценив свои способности.

Каждому человеку свойственны определенные способности. По тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной про¬фессией к человеку, обычно и судят о его профессиональной пригодности.

Требования профессии называют еще профессионально важными качествами.

Работа врача, учителя, продавца требует от человека доброжелательности, отзывчивости, умения контролировать свои эмоции. Для диспетчера или оператора профессионально важными качествами являются хорошее внимание, умение работать с разнородной информацией и оперативно принимать решение. Оперативный работник, сотрудник МЧС, пожарный должны быть эмоционально устойчивыми и хладнокровными, обладать мгновенной реакцией, силой и выносливостью. Недостаток этих качеств может стоить им здоровья или жизни.

Как быть, если у человека нет всех способностей, необходимых для избранной профессии? В этом случае возможны два пути: или изменить выбор, или компенсировать недостающие или слабовыраженные способности полезными привычками и эффективными приемами организации труда. Забывчивость можно компенсировать систематическим ведением различных записей, медлительность – тщательностью выполнения работы, слабость пространственного и образного мышления – использованием макетов и наглядных пособий.

Но есть универсальные качества, например, порядочность и ответственность, которые ничем нельзя компенсировать. Непорядочный или безответственный человек на своем рабочем месте способен создать много проблем, и чем выше его должность, тем он опаснее для окружающих.

В подростковом возрасте идет интенсивное развитие общих и специальных способностей. В этом возрасте активно формируются и развиваются межличностные коммуникативные способности, включающие умение вступать в контакт с людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. Это возраст повышенной интеллектуальной активности. Именно в старшем школьном возрасте, когда осуществляется формирование профессиональных планов и происходит личностное самоопределение, необходимо знать и правильно оценивать свои способности и возможности, соотносить их с успешностью будущей деятельности и выбираемой профессии.

Ясность, гибкость, оригинальность и острота мышления, настойчивость, дисциплинированность, уверенность и самообладание формируются и развиваются в молодом возрасте. Наличие этих качеств и обеспечивает способность к труду.

По данным социологических исследований, примерно половина людей, стоящих перед выбором профессии, собирается управлять другими людьми или финансами и планирует стать менеджером, предпринимателем или просто руководителем. Хотя мировой опыт свидетельствуют, что только 5-7% трудоспособного населения имеет необходимые склонности и способности к такого рода деятельности.

Рассмотрите таблицу, в которой приведены профессионально важные качества руководителя и предпринимателя и оцените степень выраженности их у себя:

Качества Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Развитый интеллект Может работать при дефиците или отсутствии информации, т.к. реконструирует события по деталям, обладает интуицией, которая помогает предвидеть события. Способен анализировать и систематизировать информацию, принимать верные решения и в ряде случаев прогнозировать события. Испытывает затруднения при анализе информации, не может построить целостную картину событий из отдельных фактов.
Коммуникабельность К людям относится с искренним интересом и дружелюбием, легко устанавливает контакты с представителями различных кругов. К людям относится с уважением и интересом, вежлив, корректен, не избегает контактов с людьми, но и не стремиться к ним. К большинству людей испытывает плохо скрываемое раздражение, с трудом находит общий язык с другими людьми.
Ответственность Готов брать на себя ответственность не только за свои действия и решения, но и за действия своих подчиненных, причины своих неудач ищет в себе. Признает ответственность за свои действия и решения, но готов разделить ее с другими. Избегает принимать решения, при удобном случает перекладывает ответственность на других.
Организаторские способности Способен увлечь людей своими идеями, умеет найти применения каждому человеку и убедить его в важности выполнямого им дела и обеспечить условия для выполнения работы. Готов организовать других людей на общее дело, но может испытывать при этом трудности. Иногда проще это сделать самому. Не любит и не умеет организовывать других людей и испытывает трудности с самоорганизацией.
Решительность Если принял решение, проводит его в жизнь быстро, решительно и бесповоротно. Принятие решения дается ценой некоторых усилий. Испытывает беспокойство, если от него требуют активных действий, занимает выжидательную позицию.
Упорство Идет к намеченной цели, не обращая внимания на возникающие трудности. Преодолевает трудности на пути к цели ценой значительного напряжения. Отступает при первых трудностях.

Высший уровень профессиональной пригодности называют призванием. Это не только абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, но и ярко выраженный интерес к этому виду деятельности, граничащий с любовью.

Творцов, мастеров своего дела во все времена были единицы, и ценились они на весь золота. Если кому-то кажется, что этот уровень для него недоступен, не стоит опускать руки: во-первых, вы только в самом начале профессионального пути, во-вторых, вы еще не знаете, на что вы способны, а в-третьих, выдающихся успехов эти люди добились тоже не сразу.

Обычный человек использует только 10% своих физических и умственных способностей. Разница между той долей способностей, которую он использует, и той, которая действительно имеется в его распоряжении, – это разница между тем, что он есть, и тем, кем он может быть.

Итак, «Могу» – значит, обладаю ресурсами, необходимыми для того, чтобы стать профессионалом. Это, прежде всего способности и профессионально важные качества.

Читайте также: