Кто хлопает хлопушкой на съемках профессия

Опубликовано: 11.05.2024

Чёта я обидемшись.
Потому что Стриженова и иже понятия не имеют, кто такая "хлопушка" на самом деле. Хотя, может, сейчас так и работают - не знаю.
Я же напишу о том, в чем состоит нормальная работа нормальной хлопушки и именно так, как я отработала несколько картин на этой почетной (без шуток!) должности на киностудии "Молдова-филм".

Осторожно, под катом - все, через что я прошла лично, описание честное, непредвзятое. :)))

Предупреждаю, что многие члены съемочной группы могут открыть нечто новое для себя.

1. Да, это помреж (помощник режиссера). По умолчанию это девушка.

2. Она начинает работу в картине чуть ли не с первых дней запуска и в подготовительном периоде выполняет следующие функции:
- она читает сценарий и убеждает режиссера, что из этого может выйти замечательный фильм;
- вслух восхищается диалогами и крутыми поворотами в сценарии, так, чтоб это услышал сценарист из другой комнаты;
- она раскладывает режиссерский сценарий по объектам съемки;
- она вызывает актеров на пробы, обещает им, что они созданы для этой роли, на пробах же спокойно вливается в массовку или подает реплики актерам;
- она выслушивает режиссера, сценариста, оператора, художников-постановщиков, художников по костюмам, гримеров, актеров, записывает все, что они говорят по делу;
- а также не по делу работает удаленной жилеткой для вышеперечисленных людей: ей легко жалуются, она в нужный момент кивает, ойкает, морщится, хвалит, незаметно высыпает пепельницы, подливает кофе-чай в рюмки, звонит жёнам-мужьям с отмазками.

3. Съемочный период:
- приходит на площадку практически раньше всех, проверяет объект, наличие реквизита, костюмов, челночит между хмурым "послевчерашнего" оператором и не менее хмурым "гм" режиссером - или же мечется между актером и остальными членами группы;
- перед съемкой проверяет все ли на месте, всё ли на месте, сверяясь со своими записями в уже пухлом блокноте, в котором несколько десятков раз перечеркнуты указания группы и актеров, возвращено в картину то, что перечеркнуто полгода назад, и снова вычеркнуто со словами: (капслуком) НИКОГДА, но опытная хлопушка знает, что именно это "Никогда" и будет снято в конечном итоге;
- перед съемкой объясняет режиссеру и оператору, где в сценарии находится снимаемая сцена, слушает их указания, записывает их и одновременно глазами проверяет наличие реквизита на площадке, соответствие костюмов до деталей;
- выпаливает свое знаменитое "кадр и дубль", выслушивает от оператора: "Стоп, ты куда встала. ", и уже не объясняет ему, что он ее туда сам поставил;
- во время съемки пишет в блокноте всё, что происходит в кадре, с диалогами, чтобы потом писать монтажные листы на каждый дубль в конце съемочного дня;
- одновременно с этим успевает косить глазом на режиссера и оператора, отмечать каждое движение их бровей и каждое закатывание глаз к небу;
- после дубля чаще всего мечется между актером, запоровшим дубль, режиссером, оператором и техническими работниками, чтобы выяснить, почему тележка плохо пошла по рельсам;
- догоняет сценариста, ушедшего с площадки из-за того, что актер вместо гениальной фразы "Погода сегодня плохая на улице" произносит бездарное нечто типа "Опять плохая погода";
- всех успокаивает и снова контролирует необходимый реквизит-грим-костюм;
- во время обеда сходу понимает, кому сейчас тяжелее: актеру, оператору, сценаристу или режиссеру, и примыкает к той группе, где тяжелее всего вздыхается или где шутки особенно отчаянно громко звучат;
- после обеда отдирает светляков от дигов, операторов от штативов, актеров от гримерной сумки - понятно, почему?;
- после съемочного дня снова начинает челночить между операторской группой (там веселей, хотя и не очень сладко, все равно за что-то поругают) и режиссерской комнатой (там мрачненько, но пока не ругают сильно), где успевает вовремя сказать режиссеру, какой он гениальный и указывает объект съемки на завтра, место в сценарии того объекта и дает режиссеру ответ на вопрос "Кому это надо. ;
- идет в кабину оператора, выпивает слегка, отвечает на вопрос:"Кому это надо?";
- сценаристу тоже отвечает на вопрос"Кому это надо?!"
- возвращается к режиссеру, угукает в ответ на "никто ничего не понимает. ", просит прощения за недочеты;
- снова идет к оператору и выслушивает, что режиссер - полное говно и его нетленка тоже полное говно, просит прощения за недочеты;
- созванивается с костюмером, уточняет, какие костюмы нужны на завтра, повторяет это с реквизитором, просит прощения за недочеты;
- звонит актерам, которые нужны на завтрашний день и слушает всё, что они думают о профессионализме каждого члена группы, затем уверяет их в том, что они гениальны, просит прощения за недочеты;
- в перерыве между всем этим пишет монтажные листы;
- уходит практически последней домой.

4. Монтажно-тонировочный период.
- по ранее написанным монтажным листам разбирает все отснятое по сценам;
- уверяет монтажера, что "всю эту немонтажную хрень" можно замечательно смонтировать;
- уверяет в этом же режиссера;
- готовит чай-кофе обоим;
- подбирает с пола все разбросанные режиссером в гневе бумаги-блокноты-ручки, промокает лужицы чая-кофе-водки-пива-вина;
- звонит актерам и договаривается о дубляже, уговаривает их, угрожает им неустойкой в случае "очень занятости";
- убеждает звукорежиссера в том, что все это реально озвучить, и что даже очень выпивший актер может попасть в свои же губы;
- убеждает актера, что у него все получится, и что ненужные шипящие могут убрать потом;
- проверяет, есть ли все необходимые "кольца" для озвучки ("кольца" - это такие нарезанные на нужный хронометраж куски видео, которые все надеются озвучить за сегодня, но не факт; они постоянно крутятся, чтоб не перематывать туда-сюда);
- обещает режиссеру, что опоздавший на пару часов актер вот-вот войдет в студию, просто у него пробки-другие-съемки-пробы-репетиции, хотя знает, что актер сейчас в буфете принимает "лекарство, чтоб голос лучше звучал";
- бегает по всей студией между буфетом-монтажкой-операторской-режиссерс кой-звукорежиссерской и всех соединяет в едином порыве высокого творчества;
- после каждой смены (любой, монтажной ли, озвучки ли) снова пишет листы, замечает, что один диалог почему-то остался неозвученным, звонит всем и пытается снова собрать команду, попутно от них получая за свою расхлябанность и не выдавая: а) монтажера, который просто это не закольцевал, забыл, б) режиссера, который решил, что это не войдет в картину и потом передумал, и в) актера, который очень спешил и тайно ушел раньше со смены (нужное подчеркнуть).

5. До момента сдачи фильма на двух пленках:
- носится между квартирой режиссера, кабиной оператора, звукорежиссерским отделом, таскает коробки (сейчас носители) с видео и звуком, загружает яуфы в машину, выполняет мелкие поручения жены режиссера типа "милочка, у нас молоко дома закончилось, заскочи в магазин";
- отвечает всем по телефону на вопрос: "когда выйдет фильм" - "незнаю" (одним словом, именно так);
- выслушивает все, что думает режиссер про актеров, операторов, звуковиков, гримеров, костюмеров, консультантов, дольщиков, светляков, аналогично по тому же кругу все члены группы друг про друга;
- всех торопит и перепроверяет;
- убеждает сценариста оставить свою фамилию в титрах, потому что фильм получился "очень достойный такого имени", звонит режиссеру и говорит, что сценарист согласен, отменяет смену титровки;
- выслушивает от всех, работающих на картине, какая она гениальная, и как без нее плохо, и как она хорошо справилась с работой;
- бегает по студии, вынюхивая себе новый проект (работу) и выслушивает "по секрету" от всех чужих, какая она плохая "хлопушка", и что о ней говорили в кулуарах как о "тупой курице и общей подстилке" операторы, режиссеры, монтажеры, и остальные члены съемочной группы;

6. Финал. На премьере:
- убеждается, что ее просто забыли включить в список приглашенных на премьеру и сама себя включает;
- перед премьерой докладывает группе, сколько ("но только точно. ") зрителей в зале, наливает каждому по пять капель для успокоения;
- хочет уйти из зала во время показа, потому что уже не может видеть-слышать ничего, касаемо фильма, она это все знает наизусть, но ловит себя на том, что подсказывает актерам реплики и качается по ходу движения панорамы, и не уходит;
- соглашается с режиссером, что, если бы не его гений, картина бы провалилась с треском;
- поддакивает сценаристу, что его сценарий - самое гениальное в фильме;
- кивает оператору в ответ на то, что его киноязык непревзойденный и только он спас картину от провала;
- убежает актера, что это оскароносная роль;
- поддерживает мнение звукорежиссера, что "вот тот самый скрип дверной петли" - его личное ноу-хау и очень обогащает звукоряд картины.

7. . затем тихо уползает в сторонку и напивается с двух рюмок водки, потому что:
- она устала как собака;
- о ней все забыли после премьерских аплодисментов;
- все превозносят друг друга, а новой работы нет;
- и вообще, да кто она такая, эта хлопушка? - всего лишь та, кто говорит "Кадр первый, дубль десятый!

8. Через пару недель самоедства "я тупая бездарь" звонит телефон, ее зовут на работу, и - жизнь снова прекрасна, все красивы, талантливы, умны, а запах киностудии (портвейн-водка-обработка пленки) кажется самым родным и лучшим в мире.

Легко ли влиться в ряды помрежей, почему эта должность вредна для здоровья и может ли «хлопушка» со временем стать продюсером: мы пообщались с помощниками режиссера, чтобы выявить преимущества и недостатки профессии

  • 2019-07-25 16:00:00 25 июля 2019
  • 4943
  • Петр Скопин






— Как вы пришли в профессию?

— Я попала в профессию абсолютно случайно. Всю жизнь жила театром, потом поступила на режиссуру театрализованных представлений и праздников во МГИК к Юрию Поповичу. Сразу после вступительных экзаменов у Поповича стартовал проект, и он предложил своему курсу периодически ходить на него, чтобы на практике учиться режиссировать хотя бы массовкой. Буквально через несколько дней мне дали должность помощника режиссера. Собственно, так я и попала в кино.

На съемках / Фото: предоставлено Любовью Казанцевой


На съемках / Фото: предоставлено Любовью Казанцевой

— Что вас привлекло в профессии помощника режиссера, и в чем ее основные сложности?

— Вопрос не в привлекательности. Так как я училась на театральном отделении, у меня не было базового понимания кинопроцесса. Я не знала, кто чем занимается, какая профессия сложнее, даже приблизительно не понимала, сколько всего входит в обязанности помощника режиссера. Помню, первым делом прочла книгу Кулешова «Основы кинорежиссуры», чтобы правильно научиться определять планы.

О сложностях, наверное, надо говорить с начинающими помрежами. Потому что у меня их уже совсем нет: вся работа — на автомате. Поначалу очень сложно научиться ловить информацию. Но сейчас я могу сидеть недалеко от площадки, заполнять монтажные листы, и ловить при этом краем уха, какой объектив ставит на камеру оператор механиков.

— Рассматриваете ли вы профессию помощника режиссера как ступеньку в киноиндустрию?

— Я обожаю свою профессию. Хотя бы за то, что «театр начинается с вешалки, а кино с хлопушки». В основном, «хлопушками» работают молоденькие и веселые девчонки. Сейчас я понимаю, что психологически это очень правильно: на площадке может происходить разное и, несмотря ни на что, надо излучать спокойствие и стараться успокаивать режиссера; с утра обязательно настраивать его на позитивный рабочий процесс. В этом может помочь кружка кофе, или веселая история, которая произошла с тобой, или с кем-то еще.

На съемках / Фото: предоставлено Любовью Казанцевой


На съемках / Фото: предоставлено Любовью Казанцевой

Но как бы мне не нравилась моя работа, все же это ступень. По моим ощущениям, ступень пока не пройденная, но, несмотря на это, я уже начинаю вникать в две другие кинопрофессии: скрипт-супервайзера и второго режиссера.

— Верите ли вы в суеверие, что «хлопушкам» не стать режиссерами, или даже серьезными киноделами?

— Я знаю девушек-помрежей, которые становились продюсерами, вторыми режиссерами, скриптами, операторами, начинали крутить фокус, и были при этом мастерами своего дела. Поэтому это не более чем суеверие, к реалиям оно мало относится. Конечно, есть и пожизненные «хлопушки», но это уже тип людей, которые любят стабильность.

— Ваши планы на будущее.

— В планах повышать квалификацию в киноиндустрии и дальше работать по своей театральной специальности. Люди, посвятившие всю жизнь кино — они в какой-то степени ненормальные. Только они готовы «пахать» в графике 6/1 по 12-14 часов ежедневно. Я очень люблю киношников и съемки, но не каждая девушка готова пустить на самотек свою личную жизнь и свободное время ради работы. Я, например, не готова. У каждого — свои приоритеты.


— Как вы пришли в профессию?

— 2 года назад я ушла с телевидения. Оказалось, что терпеть не могу новости, ток-шоу, да и шоу вообще, поэтому 10 часов в студии казались мне вечностью. Когда попала на съемочную площадку, сразу поняла, что это мое. 12 часов пролетали незаметно, а на следующий день я просыпалась до звонка будильника, предвкушая новый день, новый объект и новые сцены.

— Что вас привлекло в профессии помрежа?

— Помощник режиссера — это идеальная должность, чтобы понять механизм работы площадки и систему взаимодействия цехов. Хотя профессия и называется «помощник режиссера», большую часть времени я нахожусь рядом с операторским департаментом: знакомлюсь с техникой и схемами света, разбираюсь в принципах развода мизансцены, учусь следить за осями, наблюдаю как идет работа в рамках установленного тайминга.

Работа на площадке вполне может заменить ВУЗ. Поэтому задержаться в должности помрежа очень сложно. Большинство совмещает эту позицию с другими, такими как ассистент по актерам, скрипт-супервайзер, второй режиссер, администратор или ассистента продюсера.

Будучи частью операторской группы можно переметнуться и в плейбекеры, и в механики; к осветителям не возьмут, а вот стать художником по свету даже девушке вполне реально. Помреж — это первая ступенька, на которой ты выбираешь свой департамент.

Но бывает, что помощник режиссера не меняет должности, и развивается только в своей профессии. Не каждый сможет работать с 5, 6 или 7 камерами одновременно. Поэтому даже на должности помощника режиссера можно расти, как в профессиональном плане, так и в финансовом.


— Как вы пришли в профессию?

— Я учусь во ВГИКе на втором курсе. Начинала работать помрежем на студенческих проектах, а уже потом перешла в коммерческие.

— Что вас привлекает в профессии помощника режиссера?

— Больше всего мне нравится, что я всегда нахожусь на площадке, не отвлекаюсь на различные организационные моменты и полностью погружена в процесс съемок.

Помощник режиссера — это работа на внимательность: неправильно записанный дубль, или номер файла в монтажном листе могут создать помехи на постпродакшне, и в этом будет только твоя вина. Иногда бывает сложно, например, когда снимают сцену с крутыми актерами, и ты невольно отвлекаешься…

Ранее я упомянула, что сейчас учусь, поэтому для меня работа помрежем — это лишь подработка. В дальнейшем, я планирую добиться иных высот, иначе не пошла бы учиться во ВГИК. Мне нравится, что, работая помощником режиссера, я познаю кинематографическую «кухню» изнутри. Плюс ко всему, завожу новые знакомства, которые помогут мне попасть на новые проекты.

— Верно ли суеверие, что «хлопушкам» не стать режиссерами, или серьезными киноделами?

— Помощник режиссера, скорее всего, не пойдет учиться дальше… По крайней мере, я такого почти не встречала. Наверное, дело в амбициях. Все режиссеры, или будущие режиссеры, сразу хотят ими стать; они не задумываются о вариантах работы на площадке «хлопушками», или в иных должностях, чтобы потом «дорасти» до режиссера. Профессия режиссера для таких — единственная и конечная цель.

Хотя я помню одну девушку-«хлопушку», которая сразу сказала: «мне не нравится, как здесь снимают, пожалуй, я буду делать что-нибудь свое». Она «варилась» в этой кухне, знала, как работают различные цеха. И все равно ей надо было в режиссуре начинать все с нуля, искать новые знакомства: это ведь не так просто — захотела и сняла фильм. Где ты, например, найдешь средства?

Но это что касается режиссеров. Если ты хочешь стать продюсером, то поработав пару месяцев в одном цеху, потом в другом, и воспринимая происходящее как практику, скорее всего, сможешь всего добиться.

Многих начинающих это отрезвит, но когда ты оказываешься внутри кинопроцесса, чувства притупляются, приземляются, и уже не замечаешь того «шарма» кинематографа, о котором мечтала изначально. Понимаешь: кино — точно такое же производство, как и любое другое.


— Как вы пришли в профессию?

— В кино меня привел супруг. До этого мы работали актерами в драмтеатре, бывшим для нас единственным местом, связанным с искусством. Почему именно помреж? На площадке я всегда рядом с камерой, с режиссером и с актерами. Постоянный экшен, движуха… В общем, это творчество, это увлекательно и интересно… А иногда удается и в эпизоде сняться.

— В чем основные сложности в работе «хлопушки»?

— Бывает непросто, когда снимают сразу на несколько камер, и ты должна хлопнуть так, чтобы все тебя увидели. Или, когда нужно уместить на хлопушке девятнадцать сцен, и зачитать их все подряд очень быстро и внятно. Для меня это не составляет трудностей, поэтому многие восхищаются моему мастерству.

— Рассматриваете ли вы профессию помощника режиссера как ступеньку в киноиндустрию?

— Есть суеверие, что если хлопать хлопушкой просто так много раз, смена уйдет в переработку. Поэтому моя хлопушка всегда у меня в руках или под рукой. А мнение, что «хлопушка» в будущем не сможет ничего делать, кроме как хлопать, ошибочно, и я с ним категорически не согласна.

— Каковы ваши планы на будущее?

— В планах снимать свое кино и помогать в этом супругу, быть во всем его правой рукой. К слову, и моя дочь — студент киношколы «Свободное кино». В данный момент у нее идет подготовка к съемкам дипломного фильма. Естественно, мы ей помогаем, чем можем.


Пленочные кинокамеры записывают изображение и звук на разные ленты, что с самого появления звукового кино создавало для режиссеров определенные трудности технического характера. Как правильно синхронизировать речь персонажей с шевелением их губ? Очень просто: чтобы не мучиться на сборке фильма, фильммейкеры приноровились в начале каждого дубля щелкать двумя деревянными брусками, соединенными шарниром, друг об друга – после такой процедуры на монтаже оставалось только совместить кадр, на котором створки закрыты, с отрывистым звуком хлопка, и дело было в шляпе.

Другим техническим приспособлением, позволяющим не запутаться в отснятом материале, являлась черная дощечка, на которую мелом наносились рабочие пометки: название фильма, номер сцены, дубля и т.д. (любой фильм состоит из мизансцен, которые чаще всего снимаются не в хронологическом порядке, поэтому их приходится нумеровать). Пока один человек вносил дощечку в кадр, другой громко произносил вслух то, что на ней написано, и щелкал деревянными брусками – благодаря этой процедуре монтажеры, сличив звуковые маркеры с визуальными, уже не перепутали бы, какую звуковую дорожку склеивать с каким куском кинопленки. Беда была в том, что людей на съемочной площадке зачастую не хватало, и ответственность за хлопанье и надписи на доске старались возложить на одного человека, что удлиняло процесс.

Леон М. Леон

На студии Universal таким человеком в 30-е годы был Леон М. Леон – известнейший впоследствии иллюзионист, а в то время просто молодой парень, не гнушавшийся никакой работы. Начав как автор шуток и реквизитор, с приходом звука в кино он переквалифицировался в одного из первых звукоинженеров и некоторое время занимался тем, что подносил к камере доску и щелкал палками. Согласно воспоминаниям Леона, чтобы освободить руки для щелчка, тяжелую доску приходилось совать под мышку, откуда она часто вываливалась, и однажды, устав прижимать ее локтем, он сказал студийному плотнику: «Ты можешь приколотить эти бруски прямо к доске?» Так родилась современная хлопушка (сlapperboard) – дощечка, к которой сверху прикреплен деревянный брусок-щелкун, выкрашенный диагональными черно-белыми полосками (раскраска может быть и цветной, лишь бы она была хорошо различима при плохом освещении и оставалась такой же заметной на негативах). Изобретение быстро распространилось по всему миру; в итоге киноиндустрия признала его столь важной и удобной вещью, что в начале 90-х имя Леона, придумавшего еще микрофон-удочку и много других полезных приспособлений, было внесено в Зал голливудской славы.

В наши дни кинематограф без хлопушки уже невозможно представить – даже на съемках 30-секундного рекламного ролика без нее не обойтись. Кроме монтажера отметки на дощечке необходимы для работы звукомонтажерам, специалистам по цветокоррекции, авторам CGI-эффектов. Сегодня хлопушкой на любом кинопроекте, как правило, щелкает конкретное лицо в чине второго ассистента оператора (secons assistant camera, часто называемого для краткости просто 2AC). Когда появились цифровые камеры, ориентироваться в отснятом материале стало проще, чем когда-либо: поскольку современный видеософт делает превью по первому кадру видеофайла, для нахождения нужного дубля требуется лишь открыть папку и пролистать сохраненные в ней ролики. Горе тому ассистенту оператора, который на съемочной площадке «тормозит» и не успевает поднести хлопушку к объективу в тот момент, когда камера начинает снимать – в подобном случае информация о дубле, конечно, на превью не отразится, и если второй ассистент будет злить монтажера такими выходками достаточно часто, его могут уволить.

Любопытно, что к основным функциям изобретения Леона М. Леона с течением времени добавилась еще и дисциплинирующая: сегодня к хлопушке, как к предмету, разделяющему обычное пространство и кинематографическое, все относятся с уважением, по ее щелчку не только актеры, но и прочие члены команды, присутствующие на съемочной площадке, разом мобилизуются. Хотя сам щелчок нужен не всегда. Если звук в какой-то сцене не требуется записывать, а все эффекты планируется добавить на стадии постпродакшена, то хлопушку демонстрируют камере в закрытом виде (либо с пальцами, просунутыми между ее полуоткрытыми «лезвиями»). Это делается для того, чтобы уведомить монтажера, что к сцене нет звуковой дорожки, иначе он будет безуспешно ее искать среди имеющихся пленок. Бывают и другие исключительные случаи – например, если хлопушку технически невозможно вставить в кадр в начале дубля, то это делают в конце, перед криком «снято!» (в такой ситуации доску с надписями принято переворачивать сверху вниз).

Какую информацию пишут на хлопушке кроме заголовка ленты, номера сцены и дубля? Если там есть место (дощечки бывают разных размеров), указываются фамилии режиссера, оператора и – иногда – продюсера. Часто также вписывается дата, вид светофильтра, номер объектива и номер пленочной катушки либо карты памяти. Если камера снимает беззвучный кадр – т.н. motor only shot, или просто MOS – это также может быть отмечено на доске, равно как и время суток, и выбранный вид локации, которая бывает «в помещении» либо «на открытом воздухе». Что писать, а что нет, решает супервайзер сценария (script superviser, помощник режиссера по сценарию), задача которого в числе прочего – не допустить никакой путаницы и разночтений при переносе авторских идей с бумаги на пленку: кому-то ведь это все потом монтировать, сверяясь со сценарной нумерацией сцен.


Сцены обычно отмечаются простыми цифрами: «сцена такая-то, дубль такой-то». Но в специальных случаях хлопушку могут украсить дополнительные знаки – 8А (8В, 8С и т.д.), к примеру, обозначает, что вы снимаете альтернативные дубли к сцене 8, а R8А говорит о пересъемке (reshoot) этой сцены. Если требуется снять вариант сцены специально для телеверсии, после номера сцены приписываются буквы TV. При работе с несколькими камерами под каждую обычно отводится отдельная хлопушка, маркированная большой буквой. Чаще всего эти буквы еще и разноцветные (красный цвет для камеры А, синий для В и т.д.). Буквы, слишком похожие на цифры, такие как О и I, в качестве маркеров не используются, дабы избежать путаницы на превью. Едва режиссер прокричал «мотор!» и дощечка побывала в кадре, номер дубля тут же стирается и на освободившееся место вписывается новый: никто не знает, как быстро хлопушка может понадобиться снова, и лучше, чтобы она все время была наготове.


По буквам на хлопушке можно многое сказать о готовящейся картине: несложно заметить, что на качественных проектах даже технические записи, которые в фильм заведомо не попадут, делаются без грамматических ошибок, аккуратно, зачастую под трафарет либо с помощью виниловых букв-накладок. Под дорогостоящие проекты, если только их снимают не в режиме повышенной секретности, заказываются «эксклюзивные» хлопушки, на которых основные надписи (имена режиссера, оператора и название ленты, а иной раз даже логотип) выгравированы заранее. Но чем выше бюджет, тем больше режиссеры опасаются зевак и папарацци, разносящих спойлеры, поэтому в качестве «рабочего» тайтла на дощечке может быть написано что угодно – хоть «Новый секретный проект Никиты Михалкова». Главное – при отправке в кинотеатры не забыть поменять фейковое название на правильное.


Несмотря на то что художники всегда изображают хлопушку одинаково, она не всегда была компактной. На заре кинематографа, когда пленка выпускалась не лучшего качества и плохо схватывала мелкие детали, стандартная деревянная доска была плакатного размера. В 30-е годы к «информационной» основе добавилась ударная часть, а сама дощечка была впоследствии уменьшена. Недостаток черной доски заключался в том, что без яркого дневного света надписи на ней читались с трудом и требовалась подсветка (зачастую крепившаяся на саму хлопушку). Поэтому с появлением цифровых камер, не требовавших проявки пленки и сразу писавших изображение в «позитиве», многие кинематографисты с радостью сменили черную доску на белую, из акрилового стекла, надписи на котором можно делать черным маркером. Последняя на сегодня модификация хлопушки появилась в начале девяностых годов: она получает с камеры информацию о временном коде (timecode – цифровой спецсигнал, сопровождающий запись и помогающий синхронизовать звук и изображение с нескольких камер) и отражает ее на специальном светодиодном табло.

В принципе, с тех пор как стала возможной синхронизация цифрового изображения и звука по стартовым отметкам или временному коду SMPTE, щелкать полосатыми брусками уже не обязательно – но как обойтись без доски с буквенно-цифровыми маркерами при систематизации отнятого материала, индустрия так и не придумала, поэтому от хлопушки не спешат отказываться. Может быть, когда-то она и исчезнет со съемочных площадок, но чтобы заменить хлопушку чем-то другим, вероятно, нужен не менее талантливый изобретатель, чем Леон М. Леон. Последний, кстати, прожил 95 лет – почти весь ХХ век, – породил династию фокусников и не только поучаствовал в рождении немого, звукового и цветного кино, но также и застал трехмерное и цифровое. Кто бросит вызов великому иллюзионисту?

В последние годы появилось много скептиков, ставящих под сомнение актуальность использования хлопушки. Все их рассуждения сводятся к тому, что с появлением цифровых камер в отснятом материале стало гораздо проще ориентироваться ведь, для того чтобы найти нужный дубль, достаточно просто открыть папку с видеофайлами и пролистать её до конкретного файла. Мнение глубоко ошибочно, а люди, так рассуждающие, далеки от кинопроизводства. Хлопающая полосатая доска давно превратилась в настоящий символ кинематографа и до сих пор остаётся стандартом на съёмочной площадке.

Как использовать кинохлопушку? 25 правил

Как использовать кинохлопушку? 25 советов

В последние годы появилось много скептиков, ставящих под сомнение актуальность использования хлопушки. Все их рассуждения сводятся к тому, что с появлением цифровых камер в отснятом материале стало гораздо проще ориентироваться ведь, для того чтобы найти нужный дубль, достаточно просто открыть папку с видеофайлами и пролистать её до конкретного файла. Мнение глубоко ошибочно, а люди, так рассуждающие, далеки от кинопроизводства. Хлопающая полосатая доска давно превратилась в настоящий символ кинематографа и до сих пор остаётся стандартом на съёмочной площадке.

Итак, как правильно использовать хлопушку? Советы бывалого 2АС – второго ассистента режиссера, на которого, как правило, возлагаются функции "хлопать". Но эта функция не такая простая, как может показаться на первый взгляд.

1. Кинохлопушка в кадре должна выглядеть крупно. Золотое правило заключается в том, чтобы – держать её на расстоянии 30 сантиметров на каждые 10 миллиметров фокусного расстояния. Просто сначала рассчитайте и соблюдайте. В противном случае, если, например, держать её, на расстоянии трёх метров, да ещё и при съёмке с использованием широкоугольной камеры, конфликта с работниками монтажного цеха не избежать. И это только в лучшем случае. Ведь можно ещё и лишиться работы.

Хлопушка в кадре

2. Писать нужно крупно и аккуратно. Допускайте возможность, что кто-то может читать Ваши подписи на ноутбуке, планшете или вообще на смартфоне. Просто всегда помните об этом и старайтесь.

3. Главное правило – съёмка начинается с хлопушкой в кадре. Дело в том, что начало монтажа фильма производится по первому кадру и если в нём присутствовала хлопушка, режиссёр монтажа сразу получит данные. Если Вы этого не сделаете, готовьтесь к негативным последствиям – смотрите совет №1.

4. Никогда не трясите хлопушкой. Это важный момент, который надо соблюдать, ведь на этапе монтажа происходит синхронизация звука путём сопоставления его с ударом доски.

5. Удерживайте само тело доски в одной руке, а хлопок совершайте другой. Всё должно быть направлено на сохранении стабильного положения во время хлопка. Наверное, получив опыт, Вы, наверняка сможете хлопать и одной рукой, но Вас точно не поймут. Это то же самое, что ехать на современном автомобиле с продвинутым круиз-контролем и другими ништяками, не касаясь руля. Жесть какая-то! Как говорят на Востоке, «на аллаха надейся, а верблюда привязывай».

6. Регулируйте громкость хлопка, чтобы он был громким при съёмках на расстоянии и тихим – на крупных планах. Не надо глушить актёров, снимающихся крупным. Если хлопать со всей силой прямо перед их лицами, то рано или поздно можно получить адекватный «ответ». Возьмите себе за правило – в крупных планах хлопать слегка и Вас точно полюбят.

7. Находите правильную позицию хлопушки в крупных планах. Зачастую это не так просто как может показаться на первый взгляд. Я советую мысленно проводить линию, начиная от объектива кинокамеры и до глаз актёра. На эту линию и ставьте хлопушку. Работает безотказно!

8. Находите правильную позицию доски во время длиннофокусной съёмки. Я лично пользуюсь следующим приёмом. Прислоняю хлопушку к компедиуму, а затем быстро-быстро отбегаю на нужную дистанцию, сохраняя при этом её позиционирование. Поверьте, если оператор начнёт поправлять Ваше место положения в то время как режиссер решит немедленно начать съёмку, они просто потеряют дубль, а виноватым окажетесь Вы. Кто же ещё? Не будете же Вы спорить с главными лицами на съёмочной площадке, тем более в такой ситуации они точно свою вину не признают.

9. Помещайте хлопушку в кадр только после команды режиссёра. Вы, так же как и все другие участники съёмок, должны реагировать на главную команду режиссера – «Мотор!». Сразу после неё выставляйте хлопушку перед камерой. Вам важно попасть в промежуток между командой и началом работы камеры.

10. Знайте, когда камера начала съёмку. Обычно первый ассистент Вам об этом должен сообщать. Это актуально при съемках, как плёночными камерами, так и цифровыми. Хуже будет, когда режиссер отдаёт команду «Мотор! Камера! Начали!», что часто случается с молодыми и малоопытными режиссёрами. Профессионалы кричат только «Мотор!». Эта команда является мобилизационной для всех. После неё каждый занимается своим делом, включая Вас.

11. Перед хлопком выкрикните «Маркер!». Для монтажёра это значит, что последующий громкий звук – это удар доски.

12. Кричите «Второй удар!», если облажались с первым. С кем не бывает. Вас поймут. Однако если Вы этого не сделаете, то могут возникнуть неприятности. В американском кинематографе этот приём получил название «Second Sticks!». Действуете смело. Ничего не бойтесь. За это не расстреливают.

13. Удерживайте хлопушку в кадре ещё секунду после того как прозвучал удар, но не больше. Держать её дольше не нужно, ведь монтажёр всегда может остановить видеоряд и прочитать, что написано. Просто смело хлопайте, считайте до одного и быстро отходите.

14. Готовьте информацию по следующему дублю сразу после начала съёмки предыдущего. Главное – не шуметь. Может так случиться, что предыдущий дубль вышел неудачным и режиссёр вдруг захочет снимать следующий немедленно. Знаете, кого бы он не хотел ждать в последнюю очередь? Догадались? Конечно, Вас, пока Вы будете обновлять информацию на хлопушке для следующего дубля.

Работа с хлопушкой

15. Научитесь чётко работать с информацией о сценах и дублях, получаемых от скрипт-супервайзера – ассистента режиссёра по работе со сценарием. Это касается правил написания информации для обычных дублей, а также для специальных съёмок, например, когда будет принято решение переснять какую-то сцену, например, диалог в одном дубле, или в других случаях.

16. Соблюдайте правило – если дубль снимается без записи звука, то доска в кадре должна находиться в закрытом состоянии. Нарушение этого правила приведёт к тому, что режиссёр монтажа, увидев открытую хлопушку, решит, что в сцене присутствует звук и начнёт долго и безуспешно его искать. Правда, неприятно?! Запомните это простое правило, чтобы не навлечь на себя гнев всего звукоцеха.

17. Зачастую хлопающая доска должна появиться в конце дубля. Обычно этот приём применяется для того, чтобы указать оператору, что работу кинокамеры останавливать пока рано. Порядок следующий – после режиссёрской команды «Снято!» Вам лучше крикнуть «Хлопушка в конце!». На голливудских съёмочных площадках кричат «Tail Slate!». Сразу после выкрика надо поместить хлопушку перед камерой в перевёрнутом положении – вверх ногами. Она станет указателем окончания дубля.

Окончание дубля

18. Перед использованием хлопушки надо посмотреть, хорошо ли она освещена. Проведение съёмок в темноте и других сложных условиях никак не оправдывают затемнённую хлопушку, ведь для монтажёра в этих случаях она окажется тёмным и абсолютно бесполезным пятном. Не стесняйтесь просить осветителей организовать небольшую подсветку или держите всегда наготове фонарик.

19. Соблюдайте правила использования хлопушки при съёмке в стеснённых условиях. Тут надо разделить условия съёмок на стеснённые и совсем стеснённые.

В первом случае держите её в кадре, а когда кинокамера начнёт съёмку, подождите секунду, сместите её вниз, чтобы в кадре оказался ударник, после чего хлопните и выкрикните «Маркер!».

Второй случай сложнее. Он подходит для случаев, когда в кадре может поместиться только какая-то одна информация. Порядок действий следующий. После начала работы камеры надо показать сначала номер сцены, выждать секунду, затем передвинуть доску, чтобы был виден номер дубля, выждать ещё секунду, выкрикнуть «Маркер!» и совершить хлопок.

В этих случаях я рекомендую применять миниатюрные хлопушки. Зачастую они выпускаются без ударника, но кто мешает просто его снять с другой доски. На таких маленьких досках можно соединять данные о сценах и дублях на одном поле. Пример такой надписи – «17А/1».

20. Научитесь принципам работы с несколькими кинокамерами. Делается это просто. Вначале на каждую кинокамеру следует записать хлопушку, а затем после команды «Мотор!» отдать свою команду – «Камера А В – единая отметка!». Этот приём скажет впоследствии режиссёру монтажа, что съёмка производилась сразу на две кинокамеры с указанием единой отметки на обе.

Хочу обратить внимание. Этот приём используется при съёмке плёночными камерами. На цифровых он не работает. В этом случае решение простое. Отдельно выкрикните «Маркер для камеры А!», «Маркер для камеры В!» и так для каждой камеры, задействованной на съёмке. В помощь все, кто прохлаждается. Используя такой приём, важно соблюдать одно важное правило. Каждая камера должна иметь свою собственную хлопушку с большой буквой «А», «В» и т.д. Буквы должны быть разных цветов, чтобы камеры проще было идентифицировать. И ещё одно – организуйте, чтобы их держали так, чтобы скрыть в кадре доски других камер. Если этим пренебречь, на этапе монтажа может произойти случайная синхронизация по другой доске. Сложно? На самом деле нет.

Работа с несколькими камерами

21. Не теряйтесь, когда Вас будут просить писать непонятные Вам наборы цифр и букв. Поверьте, ассистенты по сценарию или по спецэффектам в своих порой безумных обозначениях хорошо ориентируются и ошибки не допустят.

22. Применяйте хлопушки с полями для номера плёнки/карты. Бывает, что ассистенты приобретают хлопушки без этих полей, а ведь это важные данные для монтажа.

23. Записывайте имена режиссёра и оператора аккуратно. Я вообще рекомендую приобрести трафарет и делать красивые ровные надписи. Поверьте, это смотрится профессионально и создаёт приятной впечатление не только на режиссёра или оператора, но и на всю команду.

А теперь несколько слов об ошибках, которые надо избегать.

24. Не надо уносить с собой хлопушку далеко от кинокамеры. Сам часто нарывался, когда на заре своей деятельности носил доску на поясном ремне, чтобы не потерять. Потом понял, что это ошибка, ведь иногда, если Вы со своей хлопушкой в момент начала съёмки не окажетесь возле камеры, на Вас сильно рассердятся. Просто оставляйте её возле ассистента кинокамеры. В таком случае, если Вы вдруг где-то потеряетесь, то он сможет быстро ею воспользоваться. И вообще дружите с этим человеком.

25. Не надо хлопать на репетициях. Бессмысленное занятие, которое к тому же многих может раздражать, ведь репетиции в подавляющем большинстве случаев не записываются, а если даже идёт запись, доска с хлопаньем не нужна, она ведь является идентификатором для последующего монтажа фильма, т.е. основных отснятых материалов.

Вот и всё. Правила простые. Главное – их соблюдать.

Ну а мы, в свою очередь, постарались сделать для вас саму хлопушку максимально удобной и информативной. Мы с усердием поработали над разметкой и качеством материалов. И всегда готовы прислушаться к вашим пожеланиям, которые сможем реализовать в новой партии кинохлопушек.

title_picture_uchitsya_na_hlipushku

Разбираемся с тем, как правильно держать хлопушку, что именно на ней нужно писать, как облегчить жизнь монтажеру и другие неочевидные советы из зарубежной практики.

Как работать с кинохлопушкой

На дощечке стали указывать дополнительную информацию: имя режиссера, оператора (иногда и продюсера), дату, фильтры, время (ночь/день) и место (интерьер/экстерьер) съемок. На брусках появились косые белые полоски, которые затем превратились в цветные. С появлением цифровых камер деревянная черная доска стала акриловой белой. На наиболее продвинутых хлопушках появился LED-дисплей с тайм-кодом. При этом функции этого важнейшего киноизобретения остались прежними – фиксация аудиовизуальной информации о кадре для последующего монтажа, цветокоррекции и озвучки.

Человеком с хлопушкой обычно является второй ассистент оператора (Second Assistant Camera или просто 2AC), его также называют Clapper Loader (жаргонный вариант Clapper Boy, в отличие от нашего «девушка с хлопушкой»). Процесс работы достаточно однотипен: режиссер или помощник режиссера командует «Мотор!», звукорежиссер отвечает «Мотор идет!», оператор включает камеру, в это время хлопушка уже находится в кадре, после положительного ответа оператора, второй ассистент оператора с хлопушкой зачитывает данные, делает хлопок и бесшумно выходит из области кадра. Несмотря на кажущуюся простоту в эксплуатации хлопушки, существует несколько важных правил, которые необходимо соблюдать при работе с ней.

Как работать с кинохлопушкой

Текст на хлопушке должен быть написан разборчивым почерком и без ошибок. Название фильма, имя режиссера и оператора можно написать при помощи трафарета, если на проект не была заказана специальная хлопушка с выгравированными инициалами. Иногда в высокобюджетных проектах оригинальное название заменяется на вымышленное, чтобы не допустить утечек в СМИ.

Информацию о номере сцены, кадра и снимаемых в данный момент дублях второму ассистенту оператора обычно предоставляет скрипт-супервайзер (script-supervisor). На небольших проектах эти должности иногда совмещают, и тогда помимо «хлопания» в кадре клаппер-бою придется следить за процессом съемки и вносить всю информацию в специальные монтажные карточки.

Как работать с кинохлопушкой

Существует дополнительная маркировка кадров: к номеру сцены или кадра могут добавляться буквы, например, «1А» или «1В», если уникальные буквы закончились, то можно написать «1АА» и т.д. Также на хлопушке указывается дополнительная информация: вид светофильтра, номер объектива и карты памяти (пленочной катушки), время суток (день/ночь), вид локации (Int/Ext). Если в кадре отсутствует звук – можно оставить пометку MOS (motor only shot), либо держать хлопушку закрытой. В зарубежной практике используются и другие обозначения: буква «R» (reshoot) перед номером кадра обозначает пересъемку сцены; маркер «TV» после номер кадра – съемка версии сцены для телевидения; «p/u» – досъемка (pickup) в случае, если актер испортил дубль и режиссер решил переснять небольшой кусочек с запоротым диалогом; плюс различные специализированные маркеры для художников компьютерной графики и т.д. Обычно в дополнительной маркировке не используются буквы «О» и «I», так как они похожи на цифры. При съемке рекламных роликов на хлопушке редко пишут дополнительные буквы, обычно используют другую нумерацию, например, «101» и «201» для разных роликов.

Если вы находитесь в стесненных условиях, например, при съемке детали, когда расстояние между камерой и объектом ограничено, можно использовать специальные миниатюрные дощечки где сцена и дубль пишутся вместе («20А/1»). Этой информации для монтажа будет достаточно. Если необходим звук, то нужно поместить в кадре часть хлопушки с изображением сцены, кадры и дубля, а затем сдвинуть ее вниз, чтобы была видна верхняя часть и хлопнуть. Третий вариант, самый распространенный – так называемая «перевернутая хлопушка», когда хлопушку переворачивают верх ногами и помещают в конце дубля после команды режиссера «Снято!». Только нужно убедиться, что оператор в этот момент не выключил камеру.

Как работать с кинохлопушкой

В обычной ситуации хлопушка располагается недалеко от кинокамеры (примерно 30 см на каждый 10 мм фокусного расстояния), чтобы текст был читабельным и легкоразличимым. Хлопушка должна быть хорошо освещена, особенно если съемки проходят в темноте (в таких случаях можно носить с собой фонарик). Так как монтажер будет ориентироваться в превью на самый первый кадр, второму ассистенту оператора необходимо всегда следить за тем, чтобы хлопушка на момент начала записи уже находилась перед камерой.

Нужно также контролировать свои руки, чтобы во время удара хлопушка не двигалась – это облегчает монтажеру поиск нужного момента для синхронизации видео со звуком. Обычно хлопушку держат в левой руке, а сам хлопок осуществляют правой. Но с опытом можно наловчиться делать это все одной рукой. После удара хлопушку нужно подержать в кадре в течение секунды и после беззвучно исчезнуть, как ниндзя. Пока идет съемка текущего дубля, нужно подготовиться к следующему и обновить информацию на хлопушке. Особо продвинутые «хлопари» обладают мастерством бесшумно снимать колпачок с маркера. Кстати нужно заранее подобрать маркеры, которые будут легко оттираться и запастись специальным спиртовым раствором, чтобы к концу съемок хлопушка не превратилась в месиво из черных разводов.

Как работать с кинохлопушкой

На общих планах нужно громко и четко проговаривать номер сцены, кадры и дубля, и не стесняться при совершении хлопка. Если же снимается крупный план, то надо поберечь актеров и хлопать как можно тише, чтобы те не испугались и не потеряли нужной эмоции. В зарубежной практике перед тем как совершить хлопок второй ассистент оператора кричит слово «Маркер!» («Mark!» или «Marker!»), чтобы монтажер знал, что на следующий громкий звук придется удар хлопушки. Часто функции записи номера сцены, кадры и дубля лежат на плечах звукорежиссера, и чтобы сократить время, человек с хлопушкой произносит только «Маркер!». Если вдруг хлопок не получился, можно крикнуть «Второй удар!» («Second Sticks!») и повторить попытку.

Очень часто на съемках возникают ситуации, когда новички отлучаются с площадки вместе с хлопушкой, чем навлекают на себя праведный гнев съемочной группы. Поэтому нужно всегда оставлять хлопушку недалеко от камеры, чтобы ассистент оператора смог в случае вашего непродолжительного отсутствия самостоятельно написать новый дубль и хлопнуть его вместо вас.

Как работать с кинохлопушкой

В случае многокамерной съемки существует несколько вариантов поведения. Самое простое решение – найти оптимальное место, с которого вас увидят все камеры. Либо поочередно подносить хлопушку к каждой камере, что особенно эффективно в том случае, если у вас цифровой аппарат с бегущим единым тайм-кодом. Другой вариант – использовать несколько хлопушек для каждой камеры. При этом они должны быть все промаркированы своими буквами «А», «В», «С» и так далее, у каждой буквы свой цвет. Во время съемки необходимо проговорить в кадре отдельные команды: «Маркер для камеры А!», «Маркер для камеры В!». Нужно следить, чтобы другие хлопушки не попали в кадр, это избавит от проблем с неправильной синхронизацией на монтаже.

Как работать с кинохлопушкой

Таким образом, работа второго ассистента оператора не так проста, как может показаться. Человек с хлопушкой необходим в любом съемочном процессе, так как он синхронизирует работу его участников от момента съемок до окончания постпродакшна. И хлопушка не просто инструмент, это символ, который удивительным образом дисциплинирует съемочную группу, создавая волшебную атмосферу на площадке вне зависимости от бюджета проекта.

Читайте также: