Какие должности есть в министерстве культуры

Опубликовано: 17.05.2024

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ
ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ, ОТНОСИМЫХ К ОСНОВНОМУ ПЕРСОНАЛУ
ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
РАЗМЕРОВ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852; 2019, N 4, ст. 338), приказываю:

1. Утвердить перечни должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для определения размеров должностных окладов руководителей федеральных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, согласно приложениям N 1 - N 9.

2. Признать утратившими силу приказы Минкультуры России:

от 5 мая 2014 г. N 763 "Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности" (зарегистрирован Минюстом России 24 июня 2014 г., регистрационный N 32841);

от 30 января 2015 г. N 188 "О внесении изменений и дополнений в приказ Минкультуры России от 05.05.2014 N 763 "Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности" (зарегистрирован Минюстом России 4 марта 2015 г., регистрационный N 36357);

от 5 августа 2015 г. N 2156 "О внесении изменений в приказ Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 N 763 "Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности" (зарегистрирован Минюстом России 19 августа 2015 г., регистрационный N 38586).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра культуры Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.

Врио Министра
С.Г.ОБРЫВАЛИН

Приложение 1
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 21 октября 2020 г. N 1256

ПЕРЕЧЕНЬ
ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ, ОТНОСИМЫХ К ОСНОВНОМУ ПЕРСОНАЛУ
ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИСКУССТВ", "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛОВ,
ТЕАТРОВ, ОПЕРНЫХ ЗДАНИЙ, МЮЗИК-ХОЛЛОВ, ВКЛЮЧАЯ УСЛУГИ
БИЛЕТНЫХ КАСС", "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА И ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ",
"ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА",
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРОВ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ МИНИСТЕРСТВА
КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Главный администратор.

2. Главный редактор.

3. Директор программ.

4. Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения (библиотеки, билетными кассами, бюро, группы, департамента, дирекции, костюмерной, лаборатории, мастерской, отдела, отделения, сектора, службы, управления, цеха, части).

5. Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) структурного подразделения (библиотеки, билетными кассами, бюро, группы, департамента, дирекции, костюмерной, лаборатории, мастерской, отдела, отделения, сектора, службы, участка, цеха, части).

В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852; N 40, ст. 4544; 2010, N 52 (ч. 1), ст. 7104; 2012, N 21, ст. 2652; N 40, ст. 5456; 2013, N 5, ст. 396; 2014, N 4, ст. 373) приказываю:

1. Утвердить перечни должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, согласно приложениям 1 - 7 к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства культуры Российской Федерации от 15.08.2008 N 41 "Об утверждении перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных федеральных бюджетных учреждений" (зарегистрирован Минюстом России 02.09.2008, регистрационный N 12209).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра культуры Российской Федерации В.В. Аристархова.

Министр В. Мединский

Перечень должностей работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности "Деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений", "Деятельность концертных и театральных залов", "Деятельность цирков"

1. Руководители

Директор программ, творческого коллектива цирковых организаций;

заведующий репертуарной частью, заведующий текущим репертуаром;

заведующий театрально-производственной (художественно-производственной,

заведующий мастерской по ремонту музыкального (звукового, светового) оборудования;

заведующий музыкальной мастерской;

заведующий нотной библиотекой;

заведующий отделом организации гастролей;

заведующий отделом по работе со зрителем;

начальник концертного отдела;

начальник международного отдела;

начальник отдела продаж;

начальник службы (отдела) образовательных (просветительских) программ;

начальник гримерного цеха;

начальник мебельного цеха;

начальник монтировочного цеха;

начальник цеха реквизита;

начальник электроосветительного цеха;

начальник билетных касс;

начальник бутафорского цеха;

начальник лекторийного сектора;

начальник макетно-поделочного цеха;

начальник машинного цеха;

начальник парикмахерского цеха;

начальник пошивочного цеха;

начальник столярного цеха;

начальник художественного цеха;

начальник цеха по росписи костюмов.

2. Художественный персонал

главный художник-модельер театрального костюма;

главный художник по свету;

заведующий музыкальной частью;

заведующий художественно-постановочной частью, постановочной частью;

заведующий художественно-постановочной частью программы (аттракциона, коллектива) цирка;

заведующий режиссерским управлением;

руководитель литературно-драматургической части;

руководитель литературно-рекламной части;

руководитель литературно-музыкальной части;

руководитель литературной части;

руководитель оркестровой части;

управляющий творческим коллективом;

помощник (главного режиссера, дирижера, балетмейстера, художественного руководителя).

Ведущий редактор централизованной библиотечной системы, библиотеки, музея, клубного учреждения, научно-методического центра народного творчества, дома народного творчества, центра народной культуры (культуры и досуга) и других аналогичных организаций

Главный научный сотрудник

Ведущий научный сотрудник

Старший научный сотрудник

Младший научный сотрудник

Специалист по маркетингу библиотечно-информационных услуг

Хранитель фондов

Переводчик библиотеки

  1. 4.Должности работников, занятых в культурно-досуговых организациях, центрах (домах народного творчества), дворцах и домах культуры, парках культуры и отдыха, центрах досуга, кинотеатрах и других аналогичных организациях культурно-досугового типа

4.1. ДОМА (ЦЕНТРЫ) НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА, ДРУГИЕ АНАЛОГИЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ОРГАНИЗАЦИЯМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ТИПА

Начальник концертного зала

4.2. КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КЛУБНОГО ТИПА (ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ (МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКОЙ) КЛУБНОЙ СИСТЕМЫ), ПАРКОВ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА, ГОРОДСКИХ САДОВ, ДРУГИЕ АНАЛОГИЧНЫЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Художник-оформитель

Дежурный зала игральных автоматов, аттракционов и тира

4.3. ОРГАНИЗАЦИИ КИНЕМАТОГРАФИИ

Заведующий отделением (пунктом) по прокату кино- и видеофильмов

Заведующий фильмобазой (фильмохранилищем)

Заведующий студией звукозаписи

Заведующий студией видеозаписи

Заведующий фотолабораторией

Заведующий отделом эксплуатации фильмофонда

заведующий отделом репертуарного планирования

Начальник цеха по обслуживанию и ремонту кинотелевизионного оборудования

Начальник участка цифровой обработки фильмовых материалов

Хранитель фильмофонда

Администратор (старший администратор) съемочной группы

Видеотекарь

Киномеханик

Оператор видеозаписи

Оператор магнитной записи

Оператор пульта управления киноустановки

Реставратор фильмокопий

Специалист по качеству фильмовых материалов

Специалист по цветоустановке и цифровой реставрации

Специалист по цифровой обработке фильмовых материалов

Специалист по цифровой обработке кино-, фото- материалов

Специалист по международной деятельности

Специалист по контролю за эксплуатацией фильмокопий

Специалист по обеспечению сохранности фильмокопий

Специалист по спецпроектам, популяризации коллекции Госфильмофонда России и пропаганде российского кинематографа в странах СНГ

Специалист по спецпроектам, популяризации коллекции Госфильмофонда России и пропаганде российского кинематографа в зарубежных странах

Фильмопроверщик

Фильмотекарь

Фотограф, занятый выполнением репродуцированных работ и реставрацией особо важных документов с угасающими текстами

Диктор-корреспондент телевидения

Оператор телевидения

Б. ПРОФЕССИИ РАБОЧИХ, ОТНОСИМЫХ К ОСНОВНОМУ ПЕРСОНАЛУ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ

Автоматчик по изготовлению деталей клавишных инструментов

Аппаратчик приготовления химических растворов

Арматурщик язычковых инструментов

Аэрографист щипковых инструментов

Бронзировщик рам клавишных инструментов

Брошюровщик

Видеоинженер

Вышивальщица

Гарнировщик музыкальных инструментов

Гофрировщик меховых камер

Гример-пастижер

Декоратор витрин

Драпировщик

Заготовитель блоков по ботанике

Заготовитель блоков по гистологии, цитологии, эмбриологии

Заготовитель геологических образцов

Заливщик голосовых планок

Зверовод зоологических баз

Зоолаборант серпентария

Изготовитель субтитров

Изготовитель голосовых планок

Изготовитель игровых кукол

Изготовитель деталей для духовых инструментов

Изготовитель лекал

Изготовитель молоточков для клавишных инструментов

Изготовитель музыкальных инструментов по индивидуальным заказам

Интонировщик

Исполнитель художественно-оформительских работ

Клавиатурщик

Комплектовщик деталей музыкальных инструментов

Комплектовщик костей

Комплектовщик материалов, кроя и изделий

Комплектовщик сухих зоопрепаратов

Комплектовщик филькопий

Контролер по видеоконтролю

Контролер по звуку

Контролер музыкальных инструментов

Контролер материалов, кроя и изделий

Контролер наглядных пособий

Контуровшик

Красильщик в пастижерском производстве

Лакировщик глобусов

Макетчик модельно-проектного проектирования

Макетчик театрально-постановочных макетов

Макетчик художественных макетов

Маляр по отделке декораций

Машинист сцены

Механик по обслуживанию съемочной аппаратуры

Механик по ремонту и обслуживанию кинотехнологического оборудования

Механик по обслуживанию телевизионного оборудования

Механик по обслуживанию ветроустановок

Механик по обслуживанию звуковой техники

Механик по обслуживанию кинотелевизионного оборудования

Модельщик наглядных пособий

Модистка головных уборов

Мозаичник монументально-декоративной живописи

Монтажник негатива

Монтажник позитива

Монтажник экспозиции и художественно-оформительских работ

Монтировщик сцены

Монтировщик влажных препаратов

Монтировщик костных препаратов

Монтировщик микросрезов

Монтировщик муляжей и моделей

Монтировщик остеологических коллекций

Монтировщик скелетов мелких животных

Монтировщик сухих биологических объектов

Монтировщик технологических коллекций

Настройщик язычковых инструментов

Настройщик духовых инструментов

Настройщик пианино и роялей

Настройщик щипковых инструментов

Настройщик-регулировщик смычковых инструментов

Облицовщик музыкальных инструментов

Обувщик по пошиву обуви

Обувщик по ремонту обуви

Обработчик перламутра

Обрезчик анатомического материала

Оклейщик глобусов

Окрасчик микросрезов

Оператор стенда по обыгрыванию клавишных инструментов

Оператор проектирования раскладки лекал

Оператор цифрового кинопоказа

Оператор швейного оборудования

Отборщик анатомического материала

Отделочник материалов и готовых изделий

Оформитель диапозитивных фильмов

Оформитель коллекций

Переплетчик

Переплетчик особо ценных книг, рукописей и документов

Печатник субтитрования

Плиссировщик-гофрировщик

Подготовщик основы для мультипликационных рисунков

Полировщик музыкальных инструментов

Препаратор биологических объектов

Препаратор по анатомии

Препаратор по микрозоологии

Препаратор скелетов мелких животных

Препаратор срезов по анатомии

Приемщик биологических материалов

Приемщик материалов, полуфабрикатов и готовых изделий

Программист

Проявщик кинопленки

Рабочий зеленого хозяйства

Рабочий парка

Рабочий отдела полеводства

Рабочий по уходу за животными

Разрисовщик моделей

Раскладчик лекал

Раскрасчик законтурованных рисунков

Раскрасчик диапозитивов и фотоотпечатков

Расшлифовщик фильеров

Регулировщик пианино и роялей

Регулировщик язычковых инструментов

Редактор электронных баз данных

Резчик на микротоме

Реставратор смычковых и щипковых инструментов

Реставратор язычковых инструментов

Реставратор клавишных инструментов

Реставратор архивных и библиотечных материалов

Реставратор декоративно-художественных покрасок

Реставратор декоративных штукатурок и лепных изделий

Реставратор духовых инструментов

Реставратор кровельных покрытий

Реставратор металлических конструкций

Реставратор памятников деревянного зодчества

Реставратор памятников каменного зодчества

Реставратор произведений из дерева

Реставратор тканей, гобеленов и ковров

Реставратор ударных инструментов

Реставратор художественных изделий и декоративных предметов

Ретушер субтитров

Сборщик язычковых инструментов

Сборщик ударных инструментов

Сборщик духовых инструментов

Сборщик натуральных объектов

Сборщик-монтажник щипковых инструментов

Сборщик-монтажник клавишных инструментов

Сборщик-монтажник смычковых инструментов

Сварщик швейных изделий на установках ТВЧ (токов высокой частоты)

Станочник специальных деревообрабатывающих станков

Станочник специальных металлообрабатывающих станков

Столяр по изготовлению декораций

Столяр по изготовлению и ремонту деталей и узлов музыкальных инструментов

Струнонавивальщик

Сушильщик растений

Съемщик мультипликационных проб

Съемщик диапозитивных фильмов

Таксидермист

Термоотделочник швейных изделий

Укладчик диапозитивных фильмов

Установщик декораций

Установщик ладовых пластин

Установщик художественных произведений

Формовщик головных уборов

Формовщик форм для наглядных пособий

Фотооператор

Фурнитурщик

* Группировка должностей и профессий по категориям является рекомендательной. Допускается включение любых должностей согласно настоящему перечню в штатное расписание любых организаций отрасли культуры независимо от категории.

** Термины «руководитель», «директор», «начальник», «заведующий» применительно к предмету издания настоящего приказа являются взаимозаменяемыми. Также применительно к должностям руководителей могут вводиться должности заместителей и помощников.

*** В отношении должностей специалистов и служащих допускается также наименование «ведущий», «главный», «старший».

Вопрос, касающийся кадровой политики в учреждении культуры, является одним из наиболее важных вопросов, которому традиционно уделяется пристальное внимание. Ведь нельзя решить проблему, связанную, например, с привлечением дополнительных источников финансирования, или проблему внедрения инновационных технологий в работу учреждения, не затрагивая кадровый вопрос.

О требованиях к руководителю учреждения культуры

На сегодняшний день не существует определенных стандартов, по которым можно было бы определить, какие профессиональные и личностные качества должны быть характерными для руководителя учреждения культуры. Поэтому руководителей подобных организаций в первую очередь сравнивают с художниками, для которых бывает достаточно одной харизмы, популярности в средствах массовой информации и наличия креативных идей.

Несмотря ни что, профессиональные требования к руководствующим кадрам довольно высоки, что вызвано различного рода изменениями:

  • постоянно, а иногда очень стремительно, меняется законодательство;
  • происходят изменения аудиторий культурных проектов;
  • многое изменяется в самих населенных пунктах, где функционирует учреждение культуры и так далее.

Но, отталкиваясь от требований к руководителю учреждения культуры, а также опираясь на экспертное мнение, получается, что он должен обладать сверхчеловеческими качествами, одновременно решая массу междисциплинарных задач и реагируя на запросы разного уровня.

Какой опыт необходим руководителю учреждения культуры

На сегодняшний день руководителю учреждения культуры в первую очередь необходимо наличие опыта, касающегося решения следующих вопросов:

  • руководства проектами, включающими два или более разноплановых направлений деятельности;
  • связанных с профессиональной деятельностью;
  • участия в кросс-культурных проектах;
  • публичной деятельности.

Разноплановые направления деятельности основываются на принципе 360 градусов, представляющим из себя одновременное управление несколькими сторонами процесса. Имея такой опыт, руководитель сможет постоянно удерживать в поле зрения задачи разного плана и уровня.

Ведь учреждение культуры выполняет разные функции:

  • обычной творческой деятельности;
  • подготовки новых творческих проектов;
  • материально-технического и финансового обеспечения;
  • рекламы и так далее.

Не стоит также упускать из виду и вопросы, касающиеся маркетинга, работы с аудиторией и многих других аспектов.

Поэтому руководить учреждением культуры, справляясь при этом со всеми поставленными задачами, сможет только такой человек, у которого есть опыт управления различными проектными линиями. И очень хорошо, если один из проектов относился к области культуры или образования.

Очень важно, если директор имеет опыт профессиональной деятельности. Это уже само по себе является свидетельством того, что он достаточно компетентен в профессиональной среде, ее существующих проблемах и возможностях. Главным критерием, подтверждающим наличие такого опыта, является трудовая книжка и некоторые другие документы.

Очень важным моментом для руководителя учреждения культуры является опыт участия в кросс-культурных проектах, которые объединяют в себе разные целевые аудитории, виды искусства, жанры и многое другое. Например, организация может проводить на своих площадках концерты и работать с детьми, соединяя при этом музыку, литературу, а также мониторинг образовательных и просветительных процессов.

Задачей же руководителя в этом случае является умелое соединение всех этих направлений таким образом, чтобы они могли бесконфликтно существовать друг с другом.

Наличие опыта публичной деятельности является важной составляющей целого комплекса качеств, которыми должен обладать руководитель учреждения культуры. Управляя коллективом, взаимодействуя с общественностью и целевой аудиторией, он должен уметь грамотно и доходчиво разъяснять предпринятые действия или занятую позицию.

В грамотности человека и его умении выступать перед публикой можно удостовериться в процессе выступлений на конференциях или других мероприятий, а также по публикациям в разных изданиях.

Какие знания и компетенции характерны для руководителя учреждения культуры

Характерными компетенциями, без которых руководитель не может управлять учреждением, являются:

  • знание контекста и его правильное применение;
  • качественное образование и повышение квалификации;
  • знание современных гуманитарных технологий.

Владение необходимой информацией о проблемах местного сообщества, событиях в городе, ситуации в стране и мире, поможет руководителю решить многие вопросы, связанные как с работой учреждения в целом, так и касающиеся управленческой деятельности.

Важной составляющей управленческой деятельности является организационная сторона дела. Поэтому, помимо всего прочего, руководителю учреждения культуры необходимо иметь опыт успешного набора персонала и управления коллективом, опыт успешной реорганизации организационной структуры и успешной реализации бизнес-модели или проекта, навыки работы с информацией.

Директор учреждения культуры всегда должен идти в ногу с прогрессом, а для этого ему необходимо постоянно работать над повышением своего профессионального уровня, что поможет ему получить знания, без которых учреждению культуры будет очень трудно функционировать в современном мире.

Критерии измерения авторитета

Деятельность в сфере культуры представляет собой не только управление организацией, но и постоянное взаимодействие с социумом, авторитет и влияние. Руководителю учреждения культуры – библиотеки, музея, ДШИ и других – нужно не только выступать в роли управленца, но и быть лидером мнений.

Конечно же измерить авторитет непросто, однако, условно это можно сделать в соответствии с такими критериями:

  • репутационным капиталом, который можно проверить с помощью внешних ссылок и оценки экспертного сообщества;
  • опытом успешной коммуникации с экспертным сообществом;
  • опытом работы с местными сообществами.

Стоит заметить, что эксперты не только могут выполнять роль критиков, но и оказывать помощь, необходимую при возникновении сложных ситуаций. Профессионал высокого уровня обладает умениями пользоваться экспертизой, сотрудничать с коллегами и специалистами других сфер деятельности, уметь с пользой использовать разные мнения и аргументы.

Очень важной составляющей профессиональной компетентности является умение работать с локальными сообществами. Наличие такого опыта можно подтвердить в процессе интервью, а также определить с помощью портфолио, ссылок , публикаций.

О личных качествах руководителя учреждения культуры

Личные качества играют большую роль в управленческой деятельности, поскольку очень часто именно они помогают человеку принимать необходимые решения. Существует несколько качеств характера, изъяны в которых могут привести любого руководителя к достаточно большим неприятностям. Такими качествами эксперты считают:

  • порядочность;
  • ответственность;
  • честность;
  • интеллигентность;
  • тактичность и другие.

Если руководитель в силу каких-либо причин утратит свой авторитет, то восстановить его довольно сложно, а в некоторых случаях практически невозможно.

Госслужба в России всегда была больше, чем просто работа. Это призвание и образ жизни. Ведь работа в правительстве или на государственной службе в целом сильно отличается по условиям и механизмам от работы в частном бизнесе. Вакансии в министерствах федерального уровня привлекают очень много людей, и в этой статье мы постараемся сделать полный обзор ситуации по работе в министерствах на начало 2021 года. Мы рассмотрим условия работы, зарплаты, способы и условия для трудоустройства на госслужбу, применяемые механизмы оценки, тесты и требования по собеседованиям.

Сейчас, когда мы пишем эти строки, за окном сияет солнцем лето 2020 года. Вся страна сидит на карантине. Кризиса подобного размаха в новейшей истории России еще не бывало. Казалось, еще вчера мы планировали поездки на отдых, покупку новых машин, домов и сетовали, что инвестиции в облигации и акции приносят всего 15-20%. Сейчас же, мы радуемся, что в магазинах еще есть туалетная бумага и гречка, что частные работодатели еще дышат и платят, хоть и урезанные, но постоянные зарплаты, и что падение рынков и рубля составило всего 30%.

Эксперты ожидают снижения ВВП России по итогу 2020 года на 3-3,5%. А по рынку труда ожидается, что только в Москве будет потеряно 500 тысяч рабочих мест. По всей стране эта цифра может составить до 4 млн. рабочих мест. Больше всего сокращений ожидается в туризме, непродуктовой торговле, рекламе и маркетинге, нефтедобывающей отрасли. Так или иначе кризис ударит по всем секторам вследствие падения платежной способности населения и сокращения заказов. Одна из немногих сфер, где сокращения не ожидаются – госслужба и работа в министерствах.

Работа в министерствах

Условия работы в министерствах

Работа на госслужбе в период кризисов всегда является наиболее устойчивой сферой, где люди могут не бояться оказаться на улице. С другой стороны, в период стабильной растущей экономики условия работы в министерствах и на госслужбе в целом заметно уступают условиям, которые можно найти в частном бизнесе.

Уровень зарплаты в федеральных министерствах

Сотрудники остальных министерств имеют оклад примерно на 30-40% меньше. Начальные зарплаты могут начинаться от 40-45 тысяч. Конкретные суммы зарплат сильно зависят от уровня министерства, вашего стажа работы на госслужбе (если его нет – начальная зарплата самая низкая), классного чина, должности, доступ к гостайне и особых условий труда. Совмещение госслужбы в министерствах с работой в бизнес-структурах запрещено. Госслужащим разрешено лишь вести преподавательскую деятельность и публиковать книги. Зарплаты в подведомственных организациях, которые выступают подрядчиками для министерств, может сильно варьироваться. Средняя зарплата по большинству таких организаций на начало 2020 года составляла 60 тысяч рублей, но некоторые специалисты даже в начале своей карьеры получали по 90-100 тысяч. Эта цифра также не учитывает премии, которые начисляют ежемесячно. Плюсом подведомственных организаций является то, что, по сравнению с министерствами, в них намного проще устроиться.

Уровень зарплаты в федеральных министерствах

Говоря в целом об зарплатах, при тех требованиях, которые выдвигаются для поступления на вакансии в топовые министерства, молодые люди могут зарабатывать гораздо больше в частных коммерческих компаниях. В «большую четверку» министерств со стороны могут устроиться только выпускники лучших ВУЗов Москвы и Санкт-Петербурга. А выпускники этих ВУЗов желанны в большинстве крупных компаний, которые готовы платить с самого начала зарплаты в 150 тысяч рублей и больше. В целом, чтобы хорошо зарабатывать в федеральных министерствах, требуется проработать в них не менее 4-5 лет, а чаще всего и того больше.

Резкий скачок в зарплате у госслужащих федеральных министерств возможен при переходе в аппарат правительства или администрацию президента. Стартовые зарплаты в этих структурах составляли 140-150 тысяч рублей на начало 2020 года.

Льгот у госслужащих этих министерств практически не осталось. Из них можно лишь отметить 1 дополнительный день отпуска за каждый год работы в министерстве. Иногда иногородний сотрудник может рассчитывать на оплату аренды квартиры в Москве.

Из полезных бонусов, которые доступны госслужащим в министерствах и ЦБ РФ, это скидки и беспроцентные кредиты на приобретение жилья. Это может быть очень существенная помощь для молодых специалистов.

Баланс жизни и работы в федеральных министерствах

По отзывам сотрудников основных федеральных министерств, переработки — это постоянное явление. Средний рабочий день длится 10 часов, включая час обеда. Впрочем, оставаться допоздна не обязательно. Но желательно не оставлять горящих неоконченных дел.

Как говорят многие работники министерств, работа в министерстве – это работа на конкретного руководителя. Рабочие проекты организованы так, что задачи распределяет руководитель, а остальные сотрудники работают над их выполнением и отчитываются. В этом плане важно выдерживать сроки и сохранять лояльность руководству и команде. В этом плане, ценится готовность прийти на помощь коллегам и брать на себя непопулярные задачи (например, отчетность, которую никто не любит).

Все это ведет к тому, что уровень загрузки у ответственных добросовестных сотрудников высокий. Выходные обычно священны и неприкосновенны. Но в рабочие дни даже допоздна можно ожидать звонка от руководителя с просьбой что-то проверить или срочно подготовить.

Баланс жизни и работы в федеральных министерствах

С другой стороны, переработки формально не являются обязательными. Вы вправе уходить домой сразу после окончания рабочего дня и не откликаться на просьбы рабочего характера в нерабочее время. Но такой подход может привести к застою в карьере. Быстро продвигаются те, кто готов работать больше, чем положено.

Карьера в министерствах

Как мы указали выше, в федеральных министерствах рабочие команды работают на своего руководителя. И если руководитель идет на другую должность, как вверх в своем же ведомстве, так и горизонтально, он ведет с собой большую часть команды. Поэтому, зачастую, получается, что рядовые сотрудники – это подневольные птицы, которые сильно зависят от развития своего начальника.

Бывает так, что начальник сам не желает расти: устал, некомпетентен или иные причины. Такое положение может надолго затормозить развитие его подчиненных. В таком случае иногда быстрее и эффективнее будет развиваться горизонтально, или даже с понижением в должности, но в более динамичном департаменте или ведомстве. Также зачастую очень динамичным оказывается карьерный рост при уходе в региональные министерства.

Многие сотрудников министерств стремятся продолжать карьеру в аппарате правительства или администрации президента. Это вполне достижимо, но требует значительной работы в течение нескольких лет.

Как устроиться на работу в министерство

Как устроиться на работу в министерство

Устроиться на госслужбу в министерства возможно несколькими путями. Для студента или абитуриента это устроиться на практику в интересующее министерство. Почти все министерства сотрудничают с ВУЗами, как формально, так и неформально. Наиболее яркие примеры такого сотрудничества на официальном уровне – это МГИМО и МИД, и Минэкономразвития и ВАВТ (Всероссийская академия внешней торговли). Примеры неофициального сотрудничества включают набор выпускников для Минпромторга в МГТУ имени Баумана, для Минфина в Финансовом университете при правительстве РФ, или для Минюста в МГЮА. Попасть на практику в топовые министерства достаточно сложно – многие студенты рвутся туда, но, если вы являетесь студентом одного из вышеперечисленных ВУЗов, или иных профильных ВУЗов, то эти двери для вас открыты.

Для специалиста с опытом пути на работу в министерства включают следующие:

Устройство в подведомственной организации и работа для последующего перехода в министерство

Все федеральные министерства имеют подведомственные организации, которые выполняют для них определенные услуги. Сотрудники таких структур стоят первыми в кадровом резерве министерств. Устроиться в подведомственные организации обычно намного проще. А условия труда в них иногда не уступают по уровню оплаты и организации работы условиям в самих министерствах. Если вы не студент, и вы рассматриваете пути устройства в министерства или правительство, начните с поиска вакансий в подведомственных организациях. Даже если это звучит не так круто: работа в МГУП, а

Пройти конкурс на стажировку в Минпромторга или в правительство Москвы

Данные конкурсы были запущены в 2018 году и пользуются большим интересом. Они предоставляют реальный шанс устроиться в Министерство промышленности и торговли или правительство Москвы молодым людям, которые не имеют никакого опыта госслужбы и связей среди министерских служащих. Про правительство Москвы у нас есть отдельная статья, читайте ее по ссылке Правительство Москвы: структура, условия работы и трудоустройства

Стать победителем конкурса «Лидеры России»

После старта конкурса «Лидеры России» в 2017 году среди его победителей к 2020 году уже более 60 человек получили высокие должности в министерствах, федеральном и региональных правительствах, а всего новые назначения получили около 280 человек. Причем, если для рядового сотрудника министерств требуются десятилетия для роста к наиболее высоким доступным постам, таким как директор департамента или замминистра, то некоторые победители скакнули на такие должности сразу как первое место работы в госаппарате после победы в «Лидерах России».

Лидеры России тесты отзывы участников как написать эссе

Завести личные контакты среди госслужащих

Наиболее быстрым и эффективным путем решения вопросов как в бизнесе, так и на госслужбе, является личное общение. Крупные федеральные чиновники всегда на виду, у них масса знакомых. И вы можете стать таким знакомым, участвуя в выставках и деловых мероприятиях, консультационных кампаниях, совместных с министерствами проектах и так далее. Подписывайтесь на каналы министерств в соц сетях и активно комментируйте их новости.

Казалось бы, данный путь является самым прямым и естественным – ведь так устраиваются на работу везде. И на официальных сайтах всех федеральных министерств вы найдете открытые вакансии. Но мы ставим его на последнее место. Причина в том, что вакансию в министерство практически всегда получает не кандидат со стороны, а человек, состоящий в кадровом резерве, замещающий декретную ставку, или получивший рекомендацию от уже действующих сотрудников данного министерства. Отбор по этому пути довольно длительный и сложный и предполагает тесты на интеллект и профильные знания.

Требования к кандидатам на госслужбу в министерства

Требования к кандидатам на госслужбу в министерства

Для большинства вакансий в «большую четверку» министерств требуются специалисты с образованием по специальности «юриспруденция», «экономика», «менеджмент». Но, даже если у вас образование из другой сферы, для вас открыты двери многих других направлений работы в министерствах.

  • в обязательном порядке владение грамотным письменным и устным русским языком;
  • умение ясно и понятно излагать свои мысли и замечания по проектам и документам;
  • умение ориентироваться в существующей нормативной правовой базе;
  • стремление формировать оптимизационные предложения в рамках зоны ответственности;
  • навыки правильной обработки входящей и исходящей корреспонденции.

При отборе кандидатов больше ценится стремление работать и коммуникативные навыки, чем технический опыт.

Этапы отбора на госслужбу в министерства

Как и в бизнесе, этапы отбора на работу в федеральные министерства состоит из нескольких основных этапов:

  • Анкетирование
  • Тесты на интеллектуальные способности
  • Собеседование

Рассмотрим тесты, применяемые в федеральных министерствах более подробно.

Тесты в министерства

Стандартом технологий тестирования в большинство федеральных министерств РФ долгое время являлись тесты от разработчика CEB SHL. Это компания-разработчик тестов с корнями из США, поэтому в последние годы большинство министерств все чаще использует тесты российских разработчиков, в первую очередь тесты ЭКОПСИ. Однако стоит отметить, что тесты SHL по-прежнему применяются широко.

Тесты в министерства

В нашей статье мы приведем примеры именно тестов SHL, применяемых в Минфине и в ЦБ РФ. Отметим, что тесты ЭКОПСИ и других разработчиком практически идентичны тестам от SHL и используют те же принципы. Это тесты довольно высокой сложности, такой же уровень тестов применяется в «Большой четверке» аудиторских компаний, консалтинге и банках. Больше о тестах SHL читайте в нашей статье Психометрические SHL тесты

А о тестах ЭКОПСИ, и, в частности, тестах для управленцев PIF, читайте в нашей отдельной статье Тесты ЭКОПСИ: особенности, примеры, рекомендации по решению

Числовые тесты в министерства

Числовые тесты в министерства

Вербальные тесты в министерства

Вербальные тесты в министерства

Абстрактно-логические тесты в министерства

Абстрактно-логические тесты в министерства

Правильные ответы и подробное объяснение решения этих тестов вы найдете в конце статьи. Мы призываем вас сначала попробовать решить их самостоятельно, чтобы протестировать свои способности.

Собеседование при приеме на госслужбу в министерства

Перед самим собеседованием мы рекомендуем прочитать наши статьи о грамотных техниках собеседования:

Госслужба в министерствах

Если вы хотите работать в федеральном министерстве, то придется постараться. Но нет ничего не достижимого. Подготовьтесь к тестам, собеседованию, постарайтесь познакомиться со служащими этого министерства и заявить о себе. Мы уверены, что залог успеха в качественной подготовке. Потратьте время на подготовку и оно вам окупится сторицей. Удачи!

Читайте также: