Какие должности есть в общественной организации

Опубликовано: 02.07.2024

7.1.1. Высшим руководящим органом управления Общественной организации является Общее собрание членов Общественной организации (далее – Общее собрание).

7.1.2. Общее собрание избирает из числа своих членов Председателя собрания, руководящего собранием и секретаря.

7.1.3. К исключительной компетенции Общего собрания относится решение следующих вопросов:

7.1.4. Общее собрание созывается Председателем Правления Общественной организации путем оповещения всех членов за 20 (двадцать) дней до даты проведения собрания.

7.1.5. Общее собрание правомочно, если на нем присутствует более половины его членов.

7.1.6. Решения Общего собрания по вопросам исключительной компетенции принимаются квалифицированным большинством голосов – 2/3 голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов Общественной организации.

7.1.7. Общественная организация раз в год проводит годовое Общее собрание, независимо от других Общих собраний. Между годовыми Общими собраниями не должно пройти более 15 (пятнадцати) месяцев. Любое другое Общее собрание считается внеочередным.

7.1.8. Внеочередные Общие собрания созываются по мере необходимости по решению Правления, Ревизора или Председателя Правления, либо по требованию не менее одной трети членов Общественной организации.

7.1.9. Повестка дня Общего собрания формируется Председателем Правления по предложениям:

- самого Председателя Правления;

- Заместителя Председателя Правления;

- Правления Общественной организации;

- ревизора Общественной организации;

- любого члена Общественной организации.

В повестку дня предстоящего Общего собрания должны быть включены все вопросы, касающиеся деятельности Общественной организации, поступившие на имя Председателя Правления не позднее, чем за 5 (пять) дней до начала работы Общего собрания.

7.1.10. Решения Общего собрания фиксируются в протоколах. Протоколы подписываются Председателем собрания и секретарем Общего собрания.

7.2. Постоянно действующий руководящий орган.

7.2.1. Постоянно действующим руководящим органом Общественной организации является выборный коллегиальный орган – Правление, возглавляемое Председателем Правления. Члены Правления, Заместитель Председателя Правления и Председатель Правления избираются Общим собранием из числа членов Общественной организации сроком на 7 (семь) лет. В состав Правления входят не менее двух членов.

7.2.2. Правление осуществляет руководство деятельностью Общественной организации в период между Общими собраниями.

7.2.3. Проведение заседаний Правления организует Председатель Правления, который подписывает протоколы заседания и решения Правления. Заседание Правления правомочно, если на нем присутствует более половины членов Правления. Решения Правления принимаются простым большинством голосов присутствующих на его заседании членов Правления.

7.2.4. В рамках своей компетенции Правление:

7.2.5. Заседания Правления Общественной организации проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода.

7.2.6. В рамках своей компетенции Председатель Правления:

их должностные обязанности;

7.2.7. Председатель Правления подотчетен Общему собранию;

7.2.8. Председатель Правления осуществляет свои полномочия до момента прекращения членства в Общественной организации, отзыва по собственному желанию или по решению Общего собрания. В случае отзыва либо невозможности исполнения Председателем Правления своих обязанностей, его полномочия возлагаются на Заместителя Председателя правления до созыва Общего собрания.

7.2.9. Председатель Правления несет ответственность перед Общим собранием за результаты и законность деятельности Общественной организацией.

7.2.10. Заместитель Председателя Правления избирается Общим собранием по представлению Председателя Правления из числа членов Правления сроком на 7 (семь) лет.

7.2.11. Заместитель Председателя Правления:

- в период отсутствия Председателя Правления на основании доверенности исполняет обязанности Председателя Правления;

- курирует взаимодействие с добровольцами, в том числе на основании доверенности заключает с ними договоры и ведет списки добровольцев;

- курирует одно или несколько направлений деятельности Общественной организации по поручению Правления;

- выполняет отдельные поручения Правления и Председателя Правления.

7.2.12. Полномочия Заместителя Председателя Правления прекращаются в случаях прекращения членства в Общественной организации, добровольного сложения с себя полномочий, принятия решения Правлением о досрочном прекращении полномочий Заместителя Председателя Правления в случае, если будет установлено, что его деятельность противоречит настоящему Уставу и/или наносит вред Общественной организации.

Структура органов управления, понятие компетенции высшего органа общественных организаций.

Структура органов управления общественных организаций

Общественная организация – юридическое лицо, целью деятельности которого является достижение задач, связанных с духовной, образовательной, культурной, политической, религиозной сферами жизни. Организация является добровольным, некоммерческим объединением, созданным, согласно законодательными нормам.

Правовые основы регулирования деятельности общественной организации изложены в нормах Конституции, гражданском законодательстве, законах федерального значения, нормативно-правовых актах.

Для формирования общественной организации необходимо составить Устав, в котором будут указаны основные цели и задачи деятельности юридического лица.

Согласно нормам гражданского законодательства, высшим органом в некоммерческой организации является собрание участников. Если общественная организация имеет в составе более 100 участников, то высшим органом может быть коллегиальный орган – съезд, конференция.

Нормы, определяющие структуру общественной организации, являются общими для корпораций и общественных организаций (статья 65.3 Гражданского кодекса). Если речь идет о политических партиях, то главным органом власти юридического лица является съезд.

Вопросы, которые лежат в исключительной компетенции высшего органа власти общественной организации не могут быть переданы другим органам.

Данное правило действует даже в том случае, когда все представители высшего органа единогласно голосуют за передачу данных компетентностей.

Структура органов власти юридического лица определяется на собрании участников при составлении Устава юридического лица – обязательного документа, который предоставляется в органы регистрации при официальном внесении общественной организации в Единый реестр.

Обязательным считается наличие единого исполнительного органа (президент, председатель).

Дополнительно могут быть назначены коллегиальные исполнительные органы – правление президиум.

Компетенция высшего органа общественной организации

В вопросы компетенции высшего органа власти в общественной организации входят проблемы регуляции деятельности, преобразований, ликвидации юридического лица, контроль отчетности, прием новых членов и прочие вопросы, которые изложены в нормах гражданского законодательства.

Исключительная компетенция собрания участников или коллегиального органа управления распространяется на такие проблемы:

  • Определение ключевых вопросов деятельности и управления сообщества.
  • Утверждение уставной документации.
  • Формирование других органов власти юридического лица.
  • Изложение и утверждение порядка приема в организацию.
  • Изучение и утверждение отчетов о деятельности организации.
  • Принятие решения, относительно преобразований или ликвидации юридического лица.
  • Формирование других юридических лиц, принятие решения об участии в образовании других юридических лиц.
  • Формирование филиалов.
  • Создание ревизионной комиссии.

Согласно закону, проблемы управления, которые лежат в исключительной компетенции высшего органа власти, и определены законодательно, не могут быть переданы другим органам власти, даже, если собрание единогласно приняло решение о передаче данных полномочий.

Дополнительные вопросы, которые должен решать высший орган власти, могут быть изложены в Уставе юридического лица. Если компетенция в области организации и управления высшего органа власти фиксируются только Уставом организации, они могут быть переданы другим органам власти по решению собрания, поскольку закон не определяет их как вопросы исключительной компетенции высшего органа.

Дополнительные проблемы, которые может решать высший орган власти, касаются организации внесения членских взносов, особенностей деятельности юридического лица, времени проведения собраний и другие, которые не противоречат нормам закона и нарушают права участников организации и третьих лиц.

Основания для досрочного прекращения полномочий органа общественной организации

Согласно закону, органы общественной организации могут прекратить свою деятельность по ряду оснований.

Поводом для прекращения деятельности может служить решение высшего органа, уполномоченного принимать подобные решения на основании веских причин.

Досрочное прекращение полномочий органов может быть осуществлено только на основании положений Устава юридического лица.

Вескими основаниями для прекращения деятельности являются:

  • Нарушение обязанностей органа юридического лица.
  • Неспособность вести дела и решать задачи, которые возложены на данный орган.
  • Нарушение норм Устава.

Также основаниями для прекращения деятельности могут послужить другие причины, признанные собранием участников сообщества достаточно вескими.

При работе общественных организаций взаимодействие между членами данной организации, с другими общественными институтами и, в частности, с государством - происходит не сама по себе.


Взаимодействие и сотрудничество предполагает наличие некоего субъективного фактора, который направляет общественную организацию в сторону тех целей, ради которых она создавалась. Чем более многообразие общественной жизни принимает связанный и нацеленный на удовлетворение общественных проблем характер, тем более, эти процессы основываются на субъективной силе людей, их сознательном отношении к происходящему в обществе.


В силу специфики общественных организаций, их небольшого штата и организационной структуры, встает самый широкий набор задач, распределенных между органами общественной организации в соответствии с действующим законодательством.


Общественные организации приобретают свои права и принимают на себя гражданские обязанности через свои органы, осуществляющие свои полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и утвержденным уставом организации.


Согласно законодательству Российской Федерации структура общественной организации состоит из следующих органов:

  • Высший орган управления - общее собрание членов.
  • К полномочиям общего собрания членов относится, например такие вопросы как:
  • внесение изменений в устав организации;
  • определение приоритетных направлений деятельности организации, принципов формирования и использования ее имущества;
  • выборы органов управления организации;
  • утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
  • принятие решений о реорганизации или ликвидации Организации;

Сразу отметим, что это одни из основных вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания членов, и они не являются исчерпывающими.


Более того, поскольку, общее собрание членов– это высший орган управления общественной организации, то к его компетенции Вы можете отнести те вопросы, которые посчитаете нужными.


Далее структуру общественной организации составляет постоянно действующий руководящий орган – Правление (Совет, Президиум), который осуществляет свою деятельность в период между заседаниями общего собрания членов и проводит заседания в период того времени, которое Вы определите в уставе Вашей общественной организации. К компетенции данного органа можно отнести решение таких вопросов как:

  • выработка системы мер по реализации уставных целей Организации в рамках конкретных мероприятий и программ, осуществляемых Организацией или с ее участием;
  • созыв Общего собрания Организации, подготовка документов и материалов к Общему собранию Организации, утверждение повестки дня Общего собрания Организации;
  • организация выполнения решений, принятых Общим собранием Организации;
  • утверждение функциональных обязанностей каждого члена Президиума Организации.

Также законом об общественных объединениях определено, что в общественной организации должен быть такой орган как ревизор – это орган который, осуществляет контроль над финансово - хозяйственной деятельностью организации.


Руководитель на наш взгляд, это самая важная фигура в общественной организации поскольку на руководителе лежит сфера взаимодействия между организацией и общественностью.
Руководитель (Председатель, Президент, Директор) его специфика и содержание деятельности, место, которое он занимает в организации, определяют его ролевые позиции, реализация которых определяет успех деятельности и в конечном счете ведет к достижению запланированных результатов работы всей организации.


Место и роль руководителя в организации сводится к тому, что он:

  • организатор, пользующийся уважением в организации;
  • генератор идей, стремящийся заглянуть в суть проблемы;
  • администратор, способный воплощать цели организации в жизнь.

Руководитель общественной организации, как правило, осуществляет следующие полномочия:

  • представляет интересы организации в различных российских, зарубежных организациях, органах государственной власти и местного самоуправления;
  • действует без доверенности от имени организации, подписывает финансовые документы, заключает хозяйственные и трудовые договоры, выдает доверенности, представляет Организацию в суде, арбитражном и третейском суде;
  • представляет общему собранию членов организации отчет о деятельности организации;
  • принимает на работу и увольняет работников организации, осуществляет общий контроль над их деятельностью;
  • дает указания и издает распоряжения, обязательные для исполнения всеми штатными работниками Организации;
  • открывает и закрывает в банке счета Организации.

Как отмечалось выше все полномочия руководящих органов общественной организации определяются на общем собрании членов и закрепляются в ее уставе.
Законом предусмотрено то, что руководителем (единоличным исполнительным органом) может быть несколько лиц.


Структура общественной организации выделяется не только спецификой своей деятельности, но имеет также некоторые особенности в организации этой деятельности.
Как правило, общественные организации практически не имеют штатную структуру, а привлекают добровольцев, то есть людей, по собственной инициативе работающих на безвозмездной основе или за символическую плату.

Одиннадцатая глава сборника, составленного вместе с фондом «Искусство, наука и спорт» в помощь руководителям и сотрудникам некоммерческих организаций.


Основные проблемы любой, в том числе и некоммерческой, организации лежат в области компетенции ее высшего эшелона. Главная задача руководителя организации – помочь ей выжить в меняющихся условиях. А значит, быть готовым к организационным изменениям.

Как разделять функции между органами управления НКО (теория и практика)?

Ввиду того, что некоммерческие организации, цель их создания, порядок регистрации и деятельности принципиально отличаются от организаций коммерческих, управление в НКО заключает в себе ряд тонкостей и индивидуальных моментов.

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и другими законодательными актами, структура, компетенция, порядок формирования, срок полномочий органов управления НКО, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами.

В состав управления некоммерческой организацией входит высший (руководящий) и исполнительный органы управления. Разделение функций руководства и управления соответствует требованиям законодательства и сложившейся практике некоммерческих организаций.

Опыт показывает, что большинство НКО в нашей стране лишь формально – «на бумаге» – разделяют эти функции. Зачастую оба уровня выполняются или «присваиваются» исполнительными органами или сотрудниками организации.

Поэтому формально организационная структура может выглядеть соответствующей законодательным нормам, но если вы посмотрите внимательно, то увидите, какие функции в реальности осуществляют эти органы и как это отражается в организационной структуре.

Что делают высшие органы управления НКО?

Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией – обеспечение четкого соблюдения целей, для достижения которых данная организация создавалась.

Руководящий орган выполняет в том числе следующие функции:

  • сохранение целостности организации (контроль миссии и сохранение организационной самостоятельности);
  • утверждение стратегии и политики организации;
  • поддержка и развитие организации.

Безусловно, функции руководящих органов в каждой конкретной организации могут иметь свои особенности. Тем не менее, «законодательная» власть в любой организации имеет сходные задачи. Это утверждение справедливо и для «исполнительной» власти.

Что делают исполнительные органы управления НКО?

Основная функция исполнительного органа управления НКО – текущее руководство деятельностью организации.

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным или единоличным. Для некоторых организационно-правовых форм некоммерческих организаций законодательством РФ предусмотрено одновременное наличие коллегиального и единоличного исполнительных органов управления.

В функции менеджера любого уровня входят:

  • планирование;
  • организация и координация процесса;
  • мотивирование сотрудников;
  • контроль и оценка реализованного плана действий.

Для выполнения этих функций менеджер обеспечивает необходимые материальные, человеческие, технологические ресурсы и реализует собственный управленческий ресурс.

Функции «исполнительной власти» в организации можно разделить на два уровня:

  • стратегический;
  • оперативно-тактический.

Эти два уровня и соответствующие процессы и зоны ответственности можно организовать тысячами способов, в зависимости от потребностей, амбиций и ресурсов НКО. Однако эти два уровня должны существовать в любой организации, которая хочет быть профессиональной.

Как найти оптимальную организационную структуру НКО?

Организационную структуру НКО можно рассматривать с двух позиций: функциональной и иерархической.

Функциональная структура делит организацию на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности (например, организация работы PR-службы, оказание психологической помощи клиентам и т. д.).

Иерархическая структура определяет количество уровней принятия решений и цепей команд в организации (количество начальников, «удаленность» сотрудника низшего звена от руководителя и т. д.).

Дизайн конкретной структуры подбирается индивидуально в зависимости от потребностей команды. Основные принципы при этом – необходимость и достаточность.

Полное содержимое статьи об управлении можно скачать здесь: pdf, epub (zip-архив).

Сборник «Путеводитель для НКО: что нужно знать, чтобы деятельность некоммерческой организации была успешной» дает возможность изучить все основные стороны деятельности некоммерческой организации. Сборник будет интересен как опытным руководителям, так и тем, кто только начинает свой путь. Вы узнаете о фандрайзинге и юридических аспектах деятельности НКО, об информационных технологиях, о том, как выстроить стратегию коммуникаций и работать с волонтерами. В каждой главе кратко раскрывается содержание темы и приводятся дополнительные источники, чтобы изучить ее глубже.

«Путеводитель для НКО» создан по программе НКО-СОКРАТ — НКО для социального и культурного развития территорий.

Программа реализуется по инициативе Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» совместно с Агентством социальной информации при поддержке правительства Белгородской и администрации Курской областей.

Директор НКО

Кто может быть руководителем НКО?

Итак, кто же он руководитель НКО? На самом деле, им может стать любой дееспособный гражданин, назначенный соответствующим органом некоммерческой организации. Руководитель НКО может быть избран из числа учредителей. Также на должность руководителя может быть назначено физическое лицо не являющееся учредителем организации. При создании некоммерческой организации руководителя назначают учредители, а в дальнейшем орган, уполномоченный на это уставом.

И все же руководитель НКО должен быть профессионалом высокого уровня! Это должен быть человек не только обладающий лидерскими качествами и знающий специфику своей работы, но и человек, которому небезразлично то, чем занимается некоммерческая организация. Руководитель НКО должен глубоко понимать и чувствовать проблемы, для решения которых была создана управляемая им некоммерческая организация. А еще лучше, чтобы руководитель НКО имел непосредственное отношение к этим проблемам.

Несколько руководителей НКО или один?

Уставом некоммерческой организация может быть предусмотрено назначение нескольких руководителей. Они могут действовать как совместно, так и независимо друг от друга. На практике обычно используется структура из нескольких руководителей НКО действующих независимо друг от друга в пределах своей компетенции. Оба руководителя действуют без доверенности от имени некоммерческой организации. Выглядит это так. Один, например Директор НКО, занимается финансовыми документами, взаимодействует с банками, ведет и подписывает внутренние локальные документы, принимает на работу сотрудников, занимается всем документооборотом в некоммерческой организации. Другой, например Президент НКО, решает стратегические задачи, привлекает спонсоров, освещает деятельность НКО, занимается ее популяризацией. В целом можно сказать, что он решает круг задач, помогающих некоммерческой организации придерживаться ее приоритетного направления деятельности. Вы спросите для чего это нужно? Многие спонсоры предпочитают контактировать с первыми лицами некоммерческой организации, т.к. для привлечения средств, как правило переговоры ведутся на уровне руководителей организаций. А один руководитель физически не будет успевать решать все эти задачи.

Если уставом НКО предусмотрен только один руководитель, он будет являться единолично исполнительным органом. В таком случае, руководителю приходится решать весь спектр задач, как внутренних, так и внешних. На самом деле у большинства некоммерческих организаций в уставе закреплены полномочия единолично исполнительного органа только за одним руководителем. Зато нет путаницы и претензий от регистрирующих органов, какой из руководителей должен выступать заявителем при внесении изменений, если это явно не прописано в уставе НКО. И до сентября 2014 года, иметь в штате НКО несколько руководителей, не было предусмотрено законом. В любом случае решать вам, нужен ли второй руководитель для вашей организации или будет вполне достаточно одного.

Документы оформляемые при назначении руководителя и сведения содержащиеся в ЕГРЮЛ

Руководитель НКО назначается решением органа, к компетенции которого это относится по уставу. Оформляется приказ о принятии руководителя на должность и подписывается трудовой договор. Смена руководителя, как лица имеющего право действовать без доверенности от имени НКО должна быть зарегистрирована в Минюсте. Сведения включаются в единый государственный реестр юридических лиц. Данные сведения общедоступны и всегда можно получить информацию о фамилии, имени и отчестве, а также должности руководителя НКО. Не стоит забывать о сроках, отведенных для смены директора некоммерческой организации. Чтобы избежать штрафа, нужно представить в Минюст необходимые документы для внесения сведений о новом руководителе в течении трех дней с момента принятия решения.

Должностные обязанности и ответственность руководителя НКО

Как правило, к компетенции руководителя НКО относиться все, что не является исключительной компетенцией других органов. Рассмотрим основные из них.

  • Действует без доверенности от имени НКО;
  • Подписывает необходимые документы;
  • Выдает доверенности от имени организации;
  • Открывает и закрывает счета в банках;
  • Заключает и расторгает трудовые договоры с сотрудниками организации, определяет размер их заработной платы;
  • Утверждает локальные акты и иные документы, если это не относиться к компетенции другого органа НКО;
  • Распоряжается имуществом НКО, в установленных законом и уставом рамках;
  • Отчитывается вышестоящему органу о результатах проделанной работы;
  • Взаимодействует с другими организациями.

Руководитель НКО может быть привлечен к ответственности за свои действия или бездействия, в результате которых был причинен прямой ущерб организации.

Читайте также: