Какие должности местного самоуправления учреждались по итогам губной и земской реформ

Опубликовано: 15.05.2024

В связи с отменой крепостного права возник вопрос о новой организации местного управления. После освобождения крестьян возникла необходимость создать новые бессословные органы местного управления.

1 января 1864 года Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Это были выборные органы губернского и уездного самоуправления, состоящие из представителей всех сословий.

По положению 1864 года земские учреждения были введены в 33 губерниях Российской империи. Они состояли из распорядительных и исполнительных органов управления. Распорядительными органами являлись выборные уездные и губернские земские собрания, депутаты которых назывались «гласные». Выборы в уездные земства проводились по трем куриям (группам избирателей): 1) землевладельческой, 2) городских избирателей, 3) выборных от крестьянских обществ. Если в первых двух куриях выборы были прямыми, то в крестьянской трехстепенными: сначала сельский сход выбирал представителей на волостной сход, на котором избирались выборщики, а затем уже уездный съезд выборщиков выбирал гласных в уездное земское собрание.

Уездное земское собрание заседало под председательством местного предводителя дворянства и избирало из своей среды в качестве исполнительного органа уездную земскую управу (с председателем во главе, который затем утверждался губернатором) и «губернских земских гласных», составлявших губернское земское собрание, заседавшее под председательством губернского предводителя дворянства. Последнее избирало губернскую земскую управу, председатель которой подлежал утверждению министром внутренних дел.

«Гласные» земских собраний собирались на ежегодные сессии, которые проходили открыто, и на них мог присутствовать каждый желающий. Никакого вознаграждения за свою деятельность они не получали, в отличие от членов земских управ, которые действовали постоянно и получали годовое жалование.

Земства были лишены каких-либо политических прав, их деятельность ограничивалась лишь хозяйственными вопросами: устройства и содержания школ, больниц, строительства дорог, попечение о развитии местной торговли и промышленности. На их содержании находились земские врачи, учителя, ветеринары, агрономы и другие служащие, составлявшие так называемое «третье сословие» земств. Эти органы сыграли огромную роль в решении местных нужд. На первый план их деятельности выдвинулись заботы о народном образовании и организации медицинской помощи. Земский врач стал символом неутомимого и самоотверженного служения простому народу.

16 июня 1870 года Александром II было утверждено «Городовое положение», вводившее всесословное местное самоуправление в городах, строившееся на тех же началах, что и земское. По этому закону в 509 городах России вводились новые органы управления - городские думы, избираемые на четыре года. В свою очередь городские думы избирали постоянно действующие исполнительные органы - городские управы и городского голову. Городской голова одновременно являлся председателем как городской думы, так и городской управы.

Избирательным правом обладали мужчины с 25-летнего возраста, также разделенные на три курии по величине уплачиваемых в городскую казну налогов. Каждая курия избирала в городскую думу одинаковое количество «гласных». Нетрудно догадаться, что при такой системе голос небольшой группы богатых налогоплательщиков равнялся голосу нескольких сот средних и нескольких тысяч мелких. Компетенция органов самоуправления в городах полностью соответствовала компетенции земских учреждений.

Несмотря на ограниченность этих преобразований, они явились большим шагом вперед, поскольку заменили собой прежнюю сословную систему управления новыми принципами, основанными на нормах буржуазного права.

«РЕВОЛЮЦИЯ СВЕРХУ»

Именно тогда, когда вводились земские учреждения в уездах и губерниях, решался важнейший вопрос: не быть ли Всероссийскому земству? Случись такое, и явился бы на свет парламент, пусть слабый, в значительной степени совещательный, и сбылась бы с опозданием на полвека мечта Сперанского - самодержавие было бы хоть немного ограничено законодательным органом (вспомним сходную по идее Булыгинскую думу, которая проектировалась летом 1905 года).

Позволим себе некоторую фантазию: во Всероссийском земстве помещики, буржуазия, даже в некоторой степени крестьянство, разночинцы обрели бы положительный и отрицательный политический опыт, заложили бы основы (пусть не формально, а фактически) будущих политических партий.

Самодержавие в известной степени ограничило бы себя и одновременно расширило собственную базу, опору. Точно так, как это было сделано перед крестьянской реформой, созданием Редакционных комиссий, - только там были исключительно дворяне, а тут бы еще и представители других сословий.

Тогда-то возник важный диспут: всесословное самоуправление или бессословное? Иначе говоря, отдельное голосование по каждому сословию (и, конечно, дворянам представляется при этом наибольшее число депутатских мест) или - просто выборы одного депутата от определенного числа жителей (и тогда, естественно, - большинство было бы у крестьян),

Представители разных общественных групп, от умеренных славянофилов до демократа Герцена, отстаивали бессословность. Известный деятель реформы А.И. Кошелев почти убедил царя, что сильное общественное самоуправление - единственное противоядие против бюрократии: «Бюрократия, - пророчествовал он, - заключает в себе источник прошедших, настоящих и еще (надеемся, ненадолго) будущих бедствий для России».

Иван Аксаков предлагал, «чтобы дворянству было позволено торжественно перед лицом всей России совершить великий акт уничтожения себя как сословия».

Разумеется, эти идеи не прошли. Впрочем, как и чисто дворянские претензии на усиление своего политического влияния,

Одним дворянам Александр II парламент давать не желал, всем сословиям - опасался.

ФУНКЦИИ ЗЕМСТВ, ПРОПИСАННЫЕ В ПОЛОЖЕНИИ 1864 Г.

I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.

III. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведывание земскими благотворительными и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.

V. Управление делами взаимного земского страхования имуществ.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчею, сусликами и другими вредными насекомыми и животными.

IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управлений, и участие в делах о почтовой повинности.

X. Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстание которых по Губернии и уездам возлагается на земские учреждения, на основании изданных о том узаконений или особых распоряжений, Высочайшею властию утвержденных.

XI. Назначение, раскладка, взимание и расходование, на основании Устава о земских повинностях, местных сборов, для удовлетворения земских потребностей Губернии или уезда.

XII. Представление, чрез Губернское начальство, высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд Губернии или уезда, и ходатайство по сим предметам, также чрез Губернское начальство; доставление, по требованиям высших правительственных учреждений и Начальников Губерний, сведений, до земского хозяйства относящихся.

XIII. Производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на содержание этих учреждений.

XIV. Дела, которые будут вверены земским учреждениям, на основании особых уставов, положений или постановлений.

ГОНИТЕЛИ ЗЕМСТВА И АННИБАЛЫ ЛИБЕРАЛИЗМА

«Земская реформа была одной из тех уступок, которые отбила у самодержавного правительства волна общественного возбуждения и революционного натиска….

Итак, земство с самого начала было осуждено на то, чтобы стать пятым колесом в телеге русского государственного управления, колесом, допускаемым бюрократией лишь постольку, поскольку ее всевластие не нарушалось, а роль депутатов от населения ограничивалась голой практикой, простым техническим исполнением круга задач, очерченных все тем же чиновничеством. Земства не имели своих исполнительных органов, они должны были действовать через полицию, земства не были связаны друг с другом, земства были сразу поставлены под контроль администрации. И, сделав такую безвредную для себя уступку, правительство на другой же день после введения земства принялось систематически стеснять и ограничивать его: всемогущая чиновничья клика не могла ужиться с выборным всесословным представительством и принялась всячески стеснять его».

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА

20 ноября 1864 года были опубликованы новые судебные уставы. Они предусматривали бессословность суда, равенство всех сословий перед законом, состязательность и гласность судебного процесса. По гражданским делам перед судьями выступали стороны или их представители, а по уголовным - с одной стороны обвинитель-прокурор, а с другой - защитник обвиняемого адвокат, причем его присутствие на процессе было обязательным. Если обвиняемый не был в состоянии оплатить услуги адвоката, суд назначал ему бесплатного защитника. Вводился и институт судебных следователей - особых чиновников, проводивших предварительное следствие по уголовным делам.

Реформировалась и судебная организация. Вводились мировой и коронный суды. «Мировые судьи», избиравшиеся уездными земскими собраниями и утверждавшиеся Сенатом, рассматривали мелкие гражданские иски на сумму до 500 рублей. Следующей инстанцией мирового суда были съезды мировых судей, избиравшие из своей среды председателя. На нем можно было обжаловать решение мирового судьи.

Коронный суд имел две инстанции: первой инстанцией был окружной суд, действовавший, как правило, в пределах одной губернии, составлявшей судебный округ, второй - судебная палата, объединявшая несколько судебных округов и разделенная на уголовный и гражданский департаменты. Высшей судебной инстанцией был Сенат.

Окружные суды и судебные палаты учреждались для более важных уголовных и гражданских дел. В заседаниях окружных судов и судебных палат могли принимать участие 12 присяжных заседателей, выбираемых по жребию из «местных обывателей всех сословий» и записанных в специальные списки. Они устанавливали виновность или невиновность обвиняемого, а меру наказания определял судья. Такое решение окружного суда считалось, как правило, окончательным. Судебная инстанция являлась апелляционной инстанцией, если окружной суд вынес приговор без участия присяжных заседателей.

Сенат, как высшая инстанция, имел право кассации (пересмотра или отмены приговора) судебных решений в случае нарушения законного порядка ведения судопроизводства или обнаружения новых обстоятельств уголовного или гражданского дела. Члены Сената, председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором. Все назначаемые члены судебных заседаний пользовались важным правом несменяемости, т. е. не могли быть уволены, кроме как по собственному желанию.

Надзор за законностью действий судебных учреждений возлагался на обер-прокурора Сената, прокуроров судебных палат и окружных судов, подчинявшихся министру юстиции и имевших свой штат помощников - товарищей прокурора.

Действие новых судебных уставов распространялось на 44 российские губернии. Окончательно реорганизация судебного управления была завершена лишь к 1896 году.

Судебная реформа явилась одной из наиболее последовательных и удачных политических преобразований того периода. Новые суды вскоре приобрели большую популярность у населения, а участие в процессах красноречивых адвокатов привлекало на них процессы массу посторонней публики. Смущенный либерализмом новых судов, в 1872 году Александр II изъял из их ведения дела о государственных политических преступлениях (чему, кстати, немало способствовала террористическая деятельность «народников»), которые передавались в «особые присутствия» Сената или судебных палат.

РЫЦАРИ ЖИВОГО СЛОВА

Люди свободомыслящие, но не настолько передовые и активные, чтобы подняться на революционную борьбу против деспотизма и произвола, шли в адвокатуру с расчетом использовать дарованную ей свободу слова для изобличения пороков существующего строя. В. Д. Спасович в 1873 году, когда царизм еще не начал кромсать права адвокатуры и были еще живы все иллюзии первых адвокатов, имел определенные основания заявить от имени своей корпорации: «Мы до известной степени рыцари слова живого, свободного, более свободного ныне, чем в печати; слова, которого не угомонят самые рьяные свирепые председатели, потому что пока председатель обдумает вас остановить, уже слово ускакало за три версты вперед и его не вернуть. В результате русская адвокатура 60 - 70-х годов стала сосредоточием судебных деятелей, которые могли соперничать с любыми европейскими знаменитостями. Многие из них ради адвокатуры оставили выгодную государственную службу, а семеро ушли из прокуратуры».

Н.А. Троицкий. Царизм под судом прогрессивной общественности. М., 1979

Актуальность темы заключается в том, что эволюция системы местного самоуправления, как одного из важнейших звеньев государственного аппарата является краеугольным вопросом на протяжении всей истории Российского государства. А от ее состояния и эффективного функционирования зависит и дееспособность всего государства. Значительный интерес в этом отношении представляют реформы XVII в.

Содержание работы

Введение
1. Система местного управления России XVII века
2. Земская и губная реформы середины XVII вв.
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Местное управление в 17 веке.doc

по теме: Местное управление в XVII веке.

Земская и губная реформы середины XVII века.

1. Система местного управления России XVII века

2. Земская и губная реформы середины XVII вв.

Список использованных источников и литературы

Актуальность темы заключается в том, что эволюция системы местного самоуправления, как одного из важнейших звеньев государственного аппарата является краеугольным вопросом на протяжении всей истории Российского государства. А от ее состояния и эффективного функционирования зависит и дееспособность всего государства.

Значительный интерес в этом отношении представляют реформы XVII в.

Одним из главных направлений правительственной политики по укреплению государственного аппарата стало проведение губной и земской реформ, впервые конституировавших российские институты самоуправления.

Однако, несмотря на то, что губные и земские учреждения представляют собой одно из любопытнейших явлений политико-правовой действительности Российского государства опыт их законодательного регулирования и практической деятельности широко не известен.

В связи с этим, представляется очень важным исследование направлений деятельности и значения возникших органов самоуправления, а также рассмотрение вопросов преемственности новых и прежних местных учреждений, позволяющие получить целостное представление о закономерностях возникновения и развития в Русском государстве института самоуправления.

Объект исследования - институт местного управления в Российском государстве, его состояние и развитие в XVII веке.

Предметом исследования являются реформы местного управления в России в XVII в.

Цель - исследовать создание, организацию и деятельность органов местного самоуправления XVII века.

- исследовать социально-экономические и политические предпосылки реформирования

системы местного самоуправления в XVII в.;

- дать понятие губной и земской реформе;

- определить значение проведенных реформ местного управления.

1. Система местного управления в России
1.1 Социально-экономические и политические предпосылки реформирования системы местного самоуправления в XVII в.

Основной территориально- административной единицей был уезд. Его формирование восходит к временам окончания феодальной раздробленности, когда в единое государство включались отдельные княжества и их уделы. Из них и выросли уезды, различавшиеся и размерами и численностью населения. Они делились на станы и волости.
Уже к концу XVI в. в ряде пограничных городов и уездов, где требовалась сильная власть, появились воеводы, и не только в роли военачальника, водителя «воев», ратников, полков, но и главного администратора и судьи по гражданским и уголовным делам. Он отвечал за поступление всех сборов, выполнение казенных служб, всяких повинностей; имел полицейские функции. С начала XVII в. воеводская власть постепенно и довольно быстро распространяется на всю страну. Она охватывала все слои и все дела уездного общества и означала оттеснение «земского начала», местного самоуправления (земские и губные избы, введенные в середине XVI в.), усиление бюрократического начала.

Управление огромной страной с ее более чем 250 уездами (а в восточных районах их размеры были очень велики, представляло большие трудности). Этим вызвано формирование более крупных территориально- административных единиц, так называемых разрядов. Уже в предыдущем столетии формируются группы городов, где ставились гарнизоны и полки для защиты пограничных областей от нападений воинственных соседей. Прежде всего это «Береговой разряд», линия городов-крепостей по берегу реки Оки, на которые опирались войска для борьбы с нашествиями крымских и ногайских татар. Центром береговой линии был Серпухов. К югу от Оки сложился Украинный, или Тульский разряд — пограничный военно-административный округ.

Разряды-округа, несмотря на то, что их воеводы имели разную компетенцию, а ряд внутренних округов (Московский и др.) был ликвидирован, сыграли существенную роль в организации пограничной обороны, в улучшении административного управления на местах. По сути дела, разряды подготовили появление петровских губерний — промежуточного звена между центральным и уездным звеньями управления.

1.2 Структура местного управления в России

С начала XVII в. уездами управляли назначенные царем чиновники — воеводы. Воеводами обычно становились служилые люди по отечеству, при этом крупные города и уезды возглавляли люди, имевшие думные чины (бояре, окольничие, думные дворяне).

В распоряжении воеводы находился специальный чиновничий аппарат: дьяки и подьячие. Резиденция воеводы называлась съезжей избой. В его непосредственные обязанности входило административное управление, осуществление судопроизводства и командование местными войсками.

Воеводами руководили соответствующие приказы, с которыми они состояли в постоянной деловой переписке. Срок полномочий воеводы не был законодательно определен, однако чаще всего он составлял 2 — 3 года. Частая смена воевод должна была, по мнению правительства, предотвратить коррупцию. Но на практике взяточничество и казнокрадство процветали. Государь обычно жаловал воевод за службу поместьями, вотчинами и деньгами.

На низшем уровне существовало и самоуправление. В уездах свободное население избирало из местных дворян губных старост. В волостях и станах земские старосты были выборными из черносошных крестьян и посадских людей. Именно губные и земские старосты, помимо исполнения других обязанностей, организовывали сбор податей.

2. Земская и губная реформы середины 17 века

2.1 Губная реформа

Реформа местного управления в Русском государстве XVI в. была вызвана обострением классовой борьбы. По губной реформе, дела о «ведомых» лихих людях (разбойниках и ворах) были изъяты из суда наместников и волостелей и переданы «выборным головам» (губным старостам) из местных детей боярских. В помощь им из «лучших» (зажиточных) крестьян избирались губные целовальники. Губная реформа предоставила господствующему классу широкие возможности для использования губных органов в борьбе с антифеодальными выступлениями крестьян и холопов. Наиболее ранние губные грамоты относятся к 1539.

Наибольшего развития губные органы как форма местного дворянского самоуправления, получили во 2-й пол. XVI века в связи с образованием в России сословно представительной монархии. В результате земской реформы Ивана IV губные учреждения превратились в главные органы уездного управления. В их ведение перешли составление кабальных книг, почти все уголовные дела, надзор за общественным порядком в уездах (губах) и другие полицейские функции. В Москве в 1555-56 создана первая Уставная книга Разбойного приказа. В XVII в. губные старосты были ближайшими помощниками воевод. Отменены губные учреждения в 1702.

Возникшие в ходе преобразований 30-40-х г. г. XVI в. органы губного самоуправления стали важным звеном местного самоуправления вплоть до конца XVII в., сосредоточив в своих руках всю полноту власти по управлению подведомственной территорией. Возглавлял губное ведомство губной староста. Центральная власть, возлагая на старост всю ответственность за проведение карательной политики на местном уровне, вводит определенные цензовые ограничения для занятия этой должности, которые могут быть сведены к следующим: социальная принадлежность, имущественный ценз и ценз грамотности.

2.2 Земская реформа

Мероприятия центральной власти по реформированию системы местного управления: ограничение власти наместников и волостелей, усиление контроля над ними со стороны местного общества посредством введения института «лучших людей», а затем и появление губных учреждений, послужили своего рода подготовительными мероприятиями для ликвидации кормлений на территории всего государства и проведению одного из крупнейших преобразований в период правления Ивана Грозного – земской реформы.

Земская реформа - это реформа местного управления в Русском государстве в середине XVI в., проведенная для ликвидации кормлений и введения земского самоуправления. Была вызвана необходимостью укрепить местный аппарат управления в интересах дворянства, а также верхов посада - купечества. Перестройка местного управления на сословно-представительной основе началась с проведения губной реформы в конце 30 - начале 40-х гг. По Судебнику 1550 года вводилось обязательное участие в наместничьем суде выборных от населения. В начале 50-х гг. в отдельных областях была упразднена власть наместников. В 1555-56 гг. царским приговором о «кормлениях» (по мнению А. А. Зимина, рядом грамот, обобщавших практику начала 50-х гг.) наместничье управление было отменено в общегосударственном масштабе. Вместо наместников и волостелей на местах учреждаются выборные земские власти в лице земских старост или «излюбленных голов», возглавляющих земские избы и выбираемых из числа наиболее зажиточных («лучших») посадских людей и крестьян. В их ведении были суд (исключая дела о крупных уголовных преступлениях), управление тяглым населением и сбор налогов с него. Доходы кормленщиков стали поступать в царскую казну. Главной задачей земских выборных органов было обеспечение исправности уплаты населением государственных налогов. В связи с чем земскими властями осуществлялись раскладка, сбор и доставка в Москву всех собранных податей, которые ранее платились кормленщикам.

Земские органы рассматривались правительством как «гибкое орудие» взимания налогов с населения, так как недобор податей выборными старостами должен был покрываться за счет собственных средств. Подать налагалась на земский округ в целом, а не на каждый двор в отдельности, что обеспечивало большую исправность платежа.

Общий надзор за местным управлением осуществляли губные старосты и городовые приказчики, избиравшиеся дворянами, кроме районов черносошного землевладения, где деятельность земских органов контролировалась приказами.

В результате земской реформы, дворянство и купечество получили возможность широко использовать в своих интересах новую земскую организацию. Земская реформа, осуществление которой затянулось до 70-х гг. XVI в., завершила перестройку на сословно-представительных началах местного управления и усилило централизацию государственного управления.

Довольно четко проявившаяся к началу XVI в. тенденция падения эффективности деятельности наместничьей администрации, со всей очевидностью поставило перед правительством вопрос о необходимости коренных преобразований в сфере местного управления, в соответствии с новой классовой структурой общества и новыми задачами государства. Идея о советной форме организации власти получила свое воплощение в реформе местного аппарата, в ходе которой учреждались губные и земские учреждения, построенные на принципах самоуправления и сословного представительства.

Отличие в функциональном плане новых учреждений заключается в появлении определенных ростков специализации: губных органов - на уголовно-полицейской деятельности, а земских - в финансовом направлении.

(?Настойчивость, с которой земский мир добивался самоуправления, а после реформы активно пользовался этим правом, как в финансовой сфере, так и в судебной и хозяйственной областях, свидетельствует об оживлении волостной жизни. Широкая компетенция выборных властей, тесная связь с местными жителями, и как следствие, значительная осведомленность обо всех делах, происходящих в округе, позволяли правительству использовать эти учреждения, и прежде всего, губных старост, в качестве более надежного орудия (нежели наместников и волостелей) в проведении государственной политики на местах, особенно в борьбе как с преступными элементами, так и с антифеодальными выступлениями.)

Губные учреждения, имеющие в своих руках необходимый карательный аппарат для реализации решений и связанные с широкими слоями местного дворянства, а также обеспеченные поддержкой крестьянского и посадского населения, обязанных грамотами содействовать губным властям, представляли собой достаточно крепкий и, по условиям того времени, достаточно действенный орган местного управления с ясно выраженным классовым лицом.

В подчинении земских учреждений центральным финансовым органам, расширении контрольных полномочий центральных ведомств в отношении местных учреждений проявлялось стремление царской власти поставить органы местного самоуправления под более жесткий контроль со стороны бюрократического центрального аппарата, роль которого резко возрастала.

В ходе реформ была создана новая система материального обеспечения служилого класса. С организацией земских учреждений, введенный вместо наместничьих доходов единый государственный налог, земство платило непосредственно в казну, доходы которой резко увеличились и появилась возможность провести реорганизацию военной.
В компромиссном характере реформы, проявившемся в нацеленности ее на удовлетворение интересов боярства, дворянства и "лучших" посадских и волостных людей, с одной стороны, и в подчинении новых органов все возрастающему контролю со стороны центральных учреждений, с другой стороны, проявились свойственная процессу эволюции центрального и местного аппарата Русского государства взаимодействие и борьба выборного и приказного начал.

Но при всей своей половинчатости реформы, начатые в правление Ивана Грозного, были шагом вперед на пути реформирования системы местного управления и приспособления ее к потребностям и задачам, стоявшим перед центральной властью, не имевшей в своем арсенале средств на создание эффективно действующих казенных местных властей.

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.

Л.Н. Толстой

1 января 1984 года были проведена Земская реформа, которая стала одной из главных либеральных реформ Александра 2. Реформа вошла в историю под названием «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» и определяла систему местного самоуправления на местах.

Предпосылки реформы

В начале 60-х годов сложилась весьма плачевная ситуация в российских регионах, причиной которой во многом было неудовлетворительное местно самоуправление. До этого времени все чиновники назначались в Петербурге, и на местах абсолютно не знали нужды и потребности региона и людей, в нем проживающих. В результате практически все сферы жизнедеятельности регионов пришли в плачевное состояние. Здравоохранение, образование, дороги, рынки, хозяйства – проблемы были буквально во всем.

Обратная сторона медали – позиции дворянства, которое было крайне недовольно отменой крепостного права. Освобождение крестьян заставило многих дворян с недоверием относиться к действующей власти. Поэтому Земская реформа 1864 года принималась Александром 2 как попытка частично компенсировать потери дворянства, предоставив им долю власти в регионах.

В целом же можно выделить следующие причины проведения реформы 1 января 1864 года:

  • Привлечение к местному самоуправлению широкие слои населения.
  • Предоставить населению самостоятельность в решении местных вопросов.
  • Частичное возмещение дворянству утраченных привилегий.

Особо обращаю внимание на 2 пункт. Эти Александр 2 хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем.

Трутовский - заседание Земства

Суть реформы

1 января 1864 года император подписывает «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Этот документ запустил Земскую реформу, создав в уездах и губерниях органы местного самоуправления. Назывались эти органы – Земства.

Земства были выборными органами власти. Правом голоса наделялись только мужчины от 21 года, а все избиратели делились на 3 курии (разряда): земледельческая, городская и крестьянская.

Кто поулчил избирательные права в 1864 году
Курия Получали избирательные права
Земледельческая При наличии 200 десятин земли и имущества не менее чем на 15 тысяч рублей. Также признавались владельцы предприятий с доходом выше 6 тысяч рублей.
Крестьянская На 1-ом этапе выбирались представители в волостные сходы. На 2-ом этапе выбирались представители уездных земств. На 3-ем этапе выбирались представители губернских земств. Все шло поэтапно.
Городская Купцы, владельцы предприятий с доходом более 6 тысяч рублей. Также признавались владельцы недвижимости стоимостью 3600 рублей (в крупных городах) и 600 рублей ( в остальных городах).

Выборы по всем куриям проводились 1 раз в 3 года.

Избирательные курии с 1864 года

Земское самоуправление

Губернский съезд, так же как и уездный, проводился 1 раз в 3 года, то есть выбранные депутаты за 1 срок могли поучаствовать только в 1 таком съезде. В целом уездная и губернская система земств была похожа между собой. Каждый год они проводили сессии и выбирали управление. Уездное управление утверждалось губернатором, а губернское – Министром внутренних дел.

Структура Земского самоуправления после 1864 года

Волостное (местное) самоуправление

Земская реформа 1864 года создавала особую систему самоуправления для крестьян: сельский сход и волостной сход. Сельский сход также был выборным, и его представители также выбирались на 3 года. Они отвечали за распределение земель, повинностей, рекрутчины, выбор управления сходом и старосту. Аналогичные вопросы, но на чуть более высоком уровне решал Волостной сход.

Структура Волостного самоуправления после 1864 года

Функции земств

Земская реформа 1864 года наделяла местные органы самоуправления властью для решения локальных местных проблем:

  • Строительство местных дорог. Например, строительство дороги между деревнями, или между городом и деревней.
  • Открытие и ремонт школ, больниц и приютов.
  • Сбор статистических данных и организация переписи населения.
  • Помощь крестьянским и иным хозяйствам, особенно в неурожайные годы.

Земства только внешне действовали как независимые и самостоятельные органы. На самом же деле их роль была незначительной и тщательно контролировалось. Главный контроль заключался в том, что все Земства подчинялись губернатору. Губернатор утверждал все решения Земств, а также имел полномочия для отмены любого решения местных органов. Второе ограничение – Земствам запрещалось заниматься политическими вопросами и объединяться между собой (например, нельзя было создать всероссийское Земство). Это были собрания, которые решали конкретные локальные вопросы местного значения, и не более того.

Органы Земств были разделены на исполнительные (Управа)и распорядительные (Собрание).

Земская реформа 1864 года - органы управления

Реализация реформы

Начиная с 1 января, Земская реформа 1864 года начала свою реализацию под контролем правительства Александра 2. Очень важно отметить, что Земства вводились не на всей территории Российской Империи. В частности новое положение не затронуло 2 категории регионов:

Вы будете перенаправлены на Автор24

За пять лет регентства Елена Глинская сумела реализовать ряд реформ, преобразовавших основные политические структуры государства. Ее главными достижениями стали денежная реформа и реформа местного управления. Часто губную реформу связывают с именем Ивана IV, но преобразования были запущены именно Глинской.

Губная реформа

Губная реформа (1530-е годы) — это реформа сферы местного управления в Русском государстве, произведённая в XVI веке в годы регентства матери Ивана IV Елены Глинской.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Губная и земская реформы XVI века 440 руб.
  • Реферат Губная и земская реформы XVI века 240 руб.
  • Контрольная работа Губная и земская реформы XVI века 210 руб.

Во всех уездах, где было введено губное управление, дворяне из своей среды должны были избирать губных старост. Им поручалась борьба с наиболее опасными для государственного порядка преступлениями — «разбоями».

В соответствии с положением губной реформы дела о «лихих людях» исключались из ведения волостелей и наместников и передавались в ведение губных старост, выбираемых провинциальным дворянством, а в чёрных землях — земских старост («излюбленных голов»), выбираемых черносошным крестьянством. Разбойный приказ контролировал деятельность губных и земских старост.

Реформа способствовала сокращению числа грабежей и разбоев и послужила толчком для проведения Земской реформы Ивана IV. Должность губных старост существовала до 1702 года.

Земская реформа

Земская реформа — это ряд мероприятий, разработанных правительством Ивана Грозного IV в сфере местного управления.

По мнению В. Ключевского, меры являли собой попытку полностью

«отменить кормления, заменив волостелей и наместников выборной общественной властью, поручив земским мирам не только уголовную полицию, но и местное земское управление вместе с гражданским судом».

В 1552 году правительство Ивана IV вместе с новым Судебником издало и уставные грамоты местного самоуправления.

Согласно положениям Судебнику поставленные правительством наместники и волостели не могли вершить суд без участия выборных от населения: старосты, дворского и лучших людей крестьянской общины.

Откупной грамотой вводились выборные земские власти:

  • Излюбленные головы;
  • Земские старосты;
  • Излюбленные старосты;
  • Выборные старосты;
  • Излюбленные, выборные судьи.

Помимо права суда через выборных судей, всем городским и волостным общинам правительство предоставило право собственного управления, надзора за порядком и раскладки податей.

Признав каждую крестьянскую общину, на чьей бы земле она ни находилась, одноправной с городскими общинами, Закон представлял её свободным, юридическим целым, и независимым в общественных отношениях. По этой причине выборные начальники общин, дворские, старосты, сотские, пятидесятские и десятские были состоящими на государственной службе.

Царь Иван IV в окружной уставной грамоте о местном самоуправлении прямо писал:

«А велели во всех городах и в станах и в волостях старост излюбленных учинить, кому между крестьян чинить управу и собирать наместничьи и волостелины и праветчиковы доходы и к нам привозить, которых себе крестьяне излюбят и выберут, от которых бы им продаж и обиды не было, и рассудити бы их умели вправду безволокитно и безпосульно , и за наместнич доход оброк собирать умели и к нашей казне в срок привозили без недобора».

В продолжение правления Ивана IV общины могли свободно просить освобождения от волостелей и наместников, и их просьбы удовлетворялись, лишь с условием — вносить оброки, положенные на наместников, в казну. Во всех общинах выборные начальники выбирались всеми членами общины. Как указано в уставной грамоте:

«И вы бы меж себя, свестяся заодно, учинили себе приказчика в головах, в своих селах и деревнях и починках, выбрав старост и сотских и десятских лучших людей, которые бы были добры собою и пригожи нашему делу».

Губные старосты избирались из детей боярских. Как уголовные судьи они подчинялись Разбойному приказу, назначавшему, сменявшему и судившему их; однако по делам управления и гражданского суда они получали грамоты из областных и финансовых приказов.

Наиболее успешно земская реформа была реализована в северо-восточных землях, где преобладало государственное (черносошное) крестьянство и было относительно мало вотчинников, менее удачно в южнорусских, где преобладали крупные вотчинники-бояре.

По мнению Н. Е. Носова, реформа была реализована в два этапа:

  • в 1550–1553 годах;
  • в 1555–1556 годах.

Губные грамоты

Губная грамота — это акт, которым царское правительство предоставляло местной общине право самой преследовать, судить и казнить разбойников.

По мнению В.Н. Татищева, название «губная» имеет происхождение от слова «губить». По сведениям Н. М. Карамзина, «губа» в древненемецком праве означала усадьбу, а в российской системе — волость или ведомство.

Губные грамоты давались по челобитью от населения и носили характер пожалований. Такой характер пожалования не был утрачен и после издания Судебника, который официально повсеместно вводил губной институт.

Губные грамоты относились ко всем общественным классам района и заключали разрешение местному сообществу ведать губное дело, «свестяся меж себя», а также порядок избрания должностных лиц местного губного управления, состав, права и обязанности и подробности в области уголовного права.

Сохранилось всего до 10 губных грамот. Наиболее древними из них являются Белоозерская и Вельская губные грамоты от 1539 года. Кроме одной, все губные грамоты напечатаны в «Актах археографической экспедиции» и в Дополнениях к ним. Губные грамоты представляют собой ценный первоисточник для исследования древнерусского уголовного права, еще недостаточно исследованный.

Губная реформа. В первой половине XVI в. Местные общества принимают на себя часть функции по местному управлению, которые прежде исполняли наместники и волосте­ли. Наиболее доходными судебными делами для кормленщиков были так называемые лихие дела, тяжкие преступления, за которые имущество преступника конфисковывалось в пользу кормленщика и устанавлива­лись высокие судебные пошлины. Еще до начала XVI в. действовал институт «дикой виры», в соответствии с которым кормленщик мог получать уголовные платежи с целых общин (круговая порука).

Вместе с тем на местах не существовало специальных учреждений, которые вели бы организованную борьбу с «лихими людьми». Посылае­мые из Москвы время от времени специальные следователи и каратель­ные экспедиции не могли решить проблемы. Поэтому было решено пере­дать полицейские функции по борьбе с разбойниками местным обществам. Городским и сельским обществам в конце 40-х гг. XVI в. стали выдаваться губные грамоты, предоставлявшие право преследовать и наказывать «лихих людей».

Борьбу с разбойниками организовывали и осуществляли выборные присяжные заседатели (из суда кормленщиков), сотские и старосты, которыми руководили городовые приказчики. В ряде мест эту задачу выполняли специально избранные из местных жителей коллегии. Округ, в пределах которого действовали все эти выборные должностные лица, получил название губы, его границы поначалу совпадали с границами волости.

Губные органы возглавлялись выборными головами от детей бояр­ских (дворянами) данной волости. Представители губных организаций проводили свои съезды, на которых решались наиболее важные дела. На этих съездах избирались всеуездные губные старосты (головы), возглав­лявшие губные организации всех волостей и станов, входивших в уезд. Происходила постепенная централизация губного управления на госу­дарственных, церковных и владельческих землях.

Губные старосты в своей деятельности опирались на многочисленных штат губных целовальников (избираемых в волостных, становых, сель­ских, посадских округах), сотских, пятидесятских, десятских - поли­цейские чины мелких округов.

В компетенции губных органов в середине XVI в. (Судебник 1550 г.) входили разбой и татьба, а в XVII в. - уже убийства, поджог, оскорбле­ние родителей и др. Процесс носил или розыскной характер, когда дело возбуждалось без заявления потерпевшего (при поимке вора с поли­чным, повальным обыском, оговором и т.п.), или состязательный ха­рактер (частный иск, свидетельские показания, «поле», признание ответ­чика и пр.).

Земская реформа. Введение губных учреждений еще не предполагало отмены кормлении. Еще Судебник 1550 г. тщательно разграничивает компетенцию судов кормленщиков и губных старост.

По пути дальнейшего ограничения и ликвидации кормлений вообще пошла другая местная реформа середины XVI в. - земская. Ее целью стала замена наместников и волостелей выборными общественными влас­тями, распространив их компетенцию на земское, местное управление и гражданское судопроизводство.

Одной из причин ликвидации кормлений стало их вредное воздейст­вие на организацию военной и оборонной службы страны. Мобилизация служилых ратных людей затруднялась разбросанностью кормлений, местное управление страдало от того, что кормленщики не могли в силу своих служебных обязанностей (военные походы, служба при дворе) уделять ему достаточного внимания. По замечанию В.О. Ключевского, «обе ветви управления мешали одна другой: военные люди становились неисправными управителями, а становясь управителями, переставали быть исправными военными людьми».

По окончании срока кормления наместник или волостель мог подверг­нуться судебному гражданскому иску со стороны лиц, считавших себя обиженными неправомерными действиями кормленщика. Дело могло разбираться даже в судебном поединке. В1550 г. царь, чтобы прекратить такого рода разбирательства, приказал кормленщикам разрешить все споры с представителями местного населения мировым порядком.




С 1551 г. в ряде областей местному населению предлагалось вместо кормов наместникам и волостелям платить оброк казне, а судебные споры разбирать своими силами, при посредничестве старост и целовальников. В 1552 г. принимается официальное решение о ликвидации кормлений.

Земство должно было стать всероссийским учреждением. Местные общества по своей инициативе одно за другим стали учреждать земства, отказываясь от кормленщиков. В 1555 г. правительство приняло закон, провозгласивший земство общей и обязательной формой местного само­управления. Добровольный отказ местных миров от кормленщиков со­провождался уплатой откупа - суммы, ранее уплачиваемой в виде кормов и пошлин, а теперь - в виде оброка, поступавшего прямо в казну. Эта замена одних платежей другими закреплялась в жалованных грамо­тах об освобождении от кормленщиков.

Бывшие служилые люди - кормленщики в порядке компенсации за утрату кормов получали новый вид возмещения - поместные и денеж­ные оклады. С отменой кормлений быстро развивалась поместная систе­ма. Денежные оклады для помещиков черпались из откупных платежей, выплачиваемых земскими обществами.

В компетенцию земских органов входило разбирательство судных (гражданских) дел и тех уголовных дел, которые рассматривались в состязательном процессе (побои, грабеж и т.п.). Иногда более тяжкие дела (поджог, убийство, разбой и т.п.) земские старосты и целовальники рассматривали совместно с губными старостами. Клиентами их были черносотенные крестьяне и посадские люди.

Земские выборные осуществляли сбор откупного оброка, а также других окладных налогов. За исправность своей деятельности выборные отвечали жизнью и имуществом. В отличии от кормленщиков, которые не несли государственной ответственности за свои управленческие действия, земские выборные («излюбленные») такой ответственностью обя­зывались. Поэтому земские учреждения XVI в. не были органами мест­ного самоуправления, они была звеньями местного государственного уп­равления. Деятельность этих органов была гарантирована и связана кру­говой порукой.

Повсеместно земская реформа была проведена в 1555-1556 гг. Крес­тьяне черносошных (невладельческих) и дворцовых земель и посадские люди в городах выбирали из своей среды старост и целовальников (или земских судей). Делопроизводство также вел выборный дьяк. В своей деятельности земские выборные опирались на выборных крестьянской общины сотских, пятидесятских, десятских.

Территория земских округов обычно охватывала волость или город. Все должностные лица земского самоуправления поначалу выбира­лись на неопределенный срок. Позже были введены ежегодные выборы.

В районах, где крестьянское население было несвободным, вместо земских изб управление осуществляли городовые приказчики и губные старосты, выполнявшие административно-полицейские и финансовые функции.

Часть финансовых функций брали на себя другие местные органы управления - таможенные и кабацкие выборные головы и целовальни­ки, ведавшие сбором косвенных налогов.

Военная реформа. Военная реформа связывалась с идеей обязательной дворянской службы. Служилые люди получали плату в форме поместных наделов. Дворянство составляло костяк вооруженных сил. В их состав входили «боевые холопы», которых приводили на службу те же дворяне, ополченцы из крестьян и посадских, стрельцы и другие профессиональные военные, служащие по найму. С начала XVII в. Появляются регулярные подразделения «нового строя»: рейтары, пушкари, драгуны. На службу в русскую армию поступают иностранцы.

Читайте также: