Какие должности на корабле у пиратов

Опубликовано: 05.07.2024

– Знаете, в чем разница между полковым лекарем и судовым врачом, мой друг? Судовой врач тоже ходит на абордаж!

Записки экспедитора Тайной канцелярии

Капитан

Многие неправильно понимают сам смысл понятия «капитан пиратского судна». Как правило, настоящие «пиратские капитаны» избираются экипажем. Чтобы стать им нужно быть храбрым и отважным, а также обладать не дюжей харизмой и лидерскими качествами, чтобы вести людей за собой и быть первым в любой схватке.

Капитан должен внушать почтение и уважение к своей персоне, иначе очень скоро расстанется с этой должностью – ведь «вотум недоверия» может быть выдвинут командой в любой момент плавания.

Во время погони или в бою власть капитана абсолютна, и он может казнить и миловать не считаясь ни с чьими интересами. Также от его воли зависит и судьба пленных.

Обычно капитан обладает навыками в области навигации и судовождения, но в первую очередь его задача состоит в том, чтоб железной рукой наводить порядок и превратить свору головорезов в отличную команду.

Интендант

Интендант – второе по важности лицо на корабле. По большому счету, где кончаются полномочия капитана, начинается его работа – рутинная, каждодневная, и чертовски необходимая. Как и капитан, интендант избирается экипажем. Основная задача с которой ему приходится сталкиваться – пресекать склоки, быть посредником в спорах, следить за порядком на корабле, и сытых желудках матросов.

Интендант ведет бухгалтерию, делит добычу, оценивает стоимость Приза, а в случае захвата чужого корабля, принимает на себя временные функции его капитана.

Шкипер

Это офицер, отвечающий за навигацию, ходовые качества корабля. Чрезвычайно важный и ценный «сотрудник» на любом судне. Умеет вычислять местонахождение судна, читать карты, пользоваться навигационными приборами и прокладывать курс корабля.

Боцман

Обязанность боцмана заключается в надзоре за состоянием корабля в мирной жизни и в бою. Нет ли течей, достаточен ли запас парусины, надежно ли закреплен такелаж, выдраена ли палуба, в конце концов, – следить за этим (и докладывать обо всем капитану и интенданту), его прямая обязанность.

Боцман также руководит любыми рутинными операциями – постановкой на якорь, или установкой парусов, например.

Плотник

Также чрезвычайно важная персона, хотя и не офицер. Не смотря на то, что плотник профессия скажем не «благородная», таких специалистов очень уважают – и жалованье у них немного повыше, и кушают они чуть вкуснее. Обязанности плотника на корабле просты и понятны – следить за состоянием деревянных частей корпуса, мачт и т.п., и вовремя исправлять недостатки.

Канонир

Специалист по корабельной артиллерии отвечающий за состояние оружия и боеприпасов на судне, а также за меткость пушек в бою. Сухой ли порох? Нет ли ржавчины на ядрах? А следов гари в стволах? Работы у канонира хватает и в бою, и в мирное время.

Помощник(и)

На крупных кораблях часто можно встретить помощника, а то и нескольких, — учеников шкипера, боцмана, канонира, а то и капитана. Задача этого парня, как не трудно понять, помогать там, где он нужен, выполняя второстепенную по важности работу.

Качественное исполнение обязанностей помощника гарантирует, что корабль будет чистым, канаты, паруса, шкивы аккуратно уложены на свои места, а само судно получит нужный ремонт и прослужит ещё долго.

Корабельный врач

Врач – единственная надежда экипажа, пока корабль находится в море. Разумеется, пиратам не так просто найти подходящего кандидата на эту должность, однако выходить без него в море, значит подвергать судно серьезному риску. К слову — смотри эпиграф к статье.

Моряк

От простого матроса, на самом деле требуется не так уж и мало. Он должен хорошо знать такелаж и паруса, понимать принципы маневрирования судна и действие ветра. Хороший моряк всегда заметит изменения погоды, способен читать путь по звездам… и безукоризненно выполнять то, что хочет его командир.

От слаженности действий матросов зависит успех любой кампании – лавировать, убирать паруса и ставить вновь, заряжать, тушить пожары и заделывать пробоины, такого количества самых разных дел не приходится решать больше никому на корабле. Ну, кроме капитана, конечно.

Максимально полная информация об экипажах кораблей пиратов, их составе, представлена в судебных материалах того времени. Хотя немало подробностей содержат мемуары и личные письма участников событий. Семьсот человек, которых осудили в начале 17 века за пиратство, на три четверти являлись профессиональными моряками. Такой же анализ данных начала 18 века, показал: прежде большинство корсаров служили на судах военных, торговых или каперских. Национальности встречались самые разные, но преобладали англичане или же представители английских колоний из Америки. Родились они преимущественно в крупных торговых городах: Лондоне, Бристоле, Лейте, Бостоне, Нью-Йорке или Чарльстоне. В среднем возраст пиратов достигал 27 лет. Это не удивительно: нужны были выносливость, ловкость и хорошая физическая подготовка. Очень много на пиратских кораблях было негров, которые раньше являлись рабами на вест-индийских плантациях. Опыта жизни в море не было у них, потому роль их полностью не ясна. Скорее всего, выполняли обязанности матросов или слуг для грязной вспомогательной работы. Со временем у них была возможность, приобретя опыт, стать моряками.

Пиратам – чтобы быть пиратами, нужно было приобрести судно, на котором они путешествовали и грабили. Иногда корабль покупался ими на законных основаниях, но чаще это был не совсем законный способ, вроде бунта, захвата мирного корабля, или простого угона стоящего на якоре судна.

Как только пираты приобретали судно, они создавали совет, в который входил каждый член экипажа, и разрабатывали кодекс поведения с изложением правил, которым они будут подчиняться, а также с определением последствий за их нарушение. Совет решал все, и никто - даже Капитан – не осмеливался пойти против воли Совета, даже если было принято решение свергнуть капитана.

Следующим шагом так называемого предприятия было определение должностных лиц, но опыт научил пиратов ограничивать их власть. Поскольку каждый пират был равным для других пиратов, эти меры не позволяли никому узурпировать власть и стать тираном. Любой, кто считался непригодным, был заменен Советом, что создавало демократические средства для управления судном.

Капитан
При избрании капитана, пираты стремились найти смелого человека, популярность среди команды играла небольшое значение. Вместо этого, капитан команды должен был продемонстрировать смелость и хитрость, быть в состоянии руководить и корректировать курс корабля и экипажа, и хорошо сражаться. Бартоломью Шарп, например, был искусным лоцманом и "человеком неустрашимого мужества и безупречного поведения". (Кордингли) Еще одним ценным качеством для капитана было знание, как преследовать и захватить судно при причинении наименьшего количества повреждений ему и его грузу.

Человек, избранный капитаном, однако, приобретал несколько привилегий. Согласно истории пиратства, Бартоломью Робертс стал капитаном при условии, что пираты могли в случае чего показать ему свою волю, но он получал большую каюту, а также больше всего захваченных сокровищ.

Единственный раз, когда пираты слушались приказов капитана беспрекословно, без сомнения, происходил во время преследования жертвы – либо, напротив, во время попыток убежать от преследователей.

Если пираты считали своего капитана некомпетентным, трусом, чрезвычайно жестоким, слишком мягким, тираном или неудачником, они выгоняли его и выбирали кого-то другого.

Квартирмейстер
Капитан Вильям Снелгрейв описывал квартирмейстера как «генерального инспектора» всех дел, часто контролирующего приказы капитана, первого рвущегося в бой. Зачастую наиболее доверенный член экипажа, он мог решать споры между пиратами, руководил дележом трофеев, и т.д.

Квартирмейстер часто обладал некоторым образованием. Поскольку он должен был следить за добычей, и определять, кто заработал какую сумму, по крайней мере, ему нужно было знать, как считать и писать.

У пиратов были первый и второй помощники, штурман, который руководил навигацией и настройкой парусов, боцман, который следил за ежедневной работой на борту судна и т.д.

Наводчик имел принципиальное значение на борту любого пиратского корабля. Он обладал навыками, необходимыми для работы орудий, и отвечал за их наибольшую эффективность при атаке.

Деревянные суда требуют постоянного обслуживания, поэтому плотники также являлись важными членами экипажа. Если никто не обладал навыками столяра, пираты могли захватить человека и заставить его вступить в ряды пиратов для выполнения этих обязанностей. Плотники строили мебель и мачты, и ремонтировали корабль.

Кок – повар, который готовил для всей команды, часто это был больной член экипажа или инвалид.

Хирурги были в дефиците, но являлись необходимой должностью на борту пиратского корабля. Часто пираты захватывали хирургов силой. Они лечили болезни и травмы, перевязывали раны, и ампутировали конечности. Самый известный из пиратских хирургов - Александр Эксквемелин, который рассказывает о своих приключениях с буканьерами.

Не менее ценились среди пиратов музыканты – они развлекали их, играли в боях для поощрения своих товарищей и деморализации их жертв.

Я не нашел полного Пиратского кодекса на пикабу, поэтому тем, кому интересна данная тема или тем, кому просто хочется расширить кругозор выкладываю все, что смог найти.

Несмотря на значительную степень личной свободы, в пиратском коллективе не было никакой анархии. В целом, можно сказать, что пиратский кодекс во многом походил на свод правил, обычных для торговых судов и военных кораблей. Каждый пиратский экипаж определял собственный свод правил. Эти правила обычно записывались, и каждый член экипажа соглашался их исполнять. Кодекс определялся перед выходом в море. Если на борту торгового судна происходил мятеж, то первое, что делали восставшие матросы, определяли свод законов.

В конце XVII века буканьеры пользовались письменной хартией (chartc-partie), в которой определялись условия службы, выплаты в случае ранения или смерти, доля трофеев. Такая хартия рассматривалась как официальный документ, который в случае конфликтов рассматривался в ямайкском суде. Когда в конце XVII века буканьеры в большинстве своем превратились в пиратов, они сохранили традицию составления хартии, хотя она никакого юридического веса уже не имела, но признавалась в рамках экипажа. До нас дошло несколько подобных хартий. Например, хартия, составленная Бартоломью Робертсом, носит прямо-таки драконовский характер.

Все эти документы представляют собой ценнейшее свидетельство эпохи, проливающее свет на пиратскую жизнь. Будучи однажды утверждена командой, хартия неукоснительно соблюдалась. Капитану корабля давалась практически неограниченная власть.

Капитан обычно выбирался всей командой, чаще всего простым голосованием поднятой рукой. Если капитан переставал устраивать команду, таким же голосованием его легко могли сместить с занимаемой должности. Власть капитана была огромной. Он мог убить любого матроса, отказавшегося выполнять приказы, при этом решение принималось им лично, без какой-либо судебной процедуры.


«Вчерашний день прошёл, сегодняшний - наш, наступит ли завтрашний - неизвестно»

1. Каждый Настоящий Пират должен гордиться своим громким именем.

2. Для пирата существует лишь один закон – Пиратский кодекс чести.

3. Для пирата существует лишь одна семья – Пиратское братство.

4. Для пирата существует лишь один дом – пиратский корабль.

5. Для пирата существует лишь один образец подражания – его великие предшественники.

6. Жизнь пирата – непрестанная цепь сражений.

7. Самые страшные преступления для настоящего пирата – это предательство и трусость.

8. Пират должен быть всегда готов рисковать своей жизнью.

9. Каждый пират должен быть отчаянным и смелым, трусость в бою карается.

10. Каждый пират обязан подчиняться вышестоящим по рангу.

11. Пистолеты, сабли и остальное оружие должны содержаться в чистоте и полной готовности.

12. Пирату запрещается использовать на корабле нецензурные выражения.

13. Для выражения своих мыслей и чувств пират может использовать слова из пиратского жаргона, разрешённые на корабле.

14. Если любой из членов команды будет уличён в воровстве или нечестной игре, он должен быть наказан.

15. Женщинам разрешено становиться пиратками только в том случае, если они не уступают мужчинам в следующих качествах: решительности, смелости и силе воли.

16. Когда пират проходит определённое количество сражений, приобретает необходимый опыт и навыки, он получает повышение в звании, согласно Пиратскому рангу.

17. Чёрная метка – знак наказания, клеймо на репутации пирата за несоблюдение кодекса.

Капитаном избирается наиболее опытный и смелый член команды. Он должен быть уважаем остальной командой и обладать жёстким и твёрдым характером. Капитан нигде не имеет право быть последним. Единственное, что не считается проявлением трусости – если капитан во время рукопашной остаётся на своем мостике, а не лезет впереди абордажной команды. Если капитан проявляет трусость или жестокость по отношению к своей команде, пираты могут поднять бунт и выбросить капитана за борт, или в лучшем случае, высадить на необитаемый остров. Если же команда считает, что капитан плохо справляется со своими обязанностями, он становится рядовым пиратом, а его место занимает другой, выбранный всей командой моряк.

Квартмейстер несёт ответственность за состояние судна. Его главная задача - распределение и снабжение различными материалами, необходимыми на корабле, а также выполнение ремонтных работ, распределение добычи и наказание провинившихся. Таким образом, можно сказать, что обязанности, которые на обычном судне выполняются одним человеком - капитаном, у пиратов распределены между двумя. Это позволяет исключить единоначалие на корабле, которое так ненавидят пираты. Когда капитан ведёт судно в сражении, квартмейстер возглавляет абордажную команду и находиться на самом жарком участке боя. Он также определяет, насколько ценен захваченный груз, и распределяет добычу. Квартмейстер - единственный человек в команде, который определяет наказания для провинившегося пирата. Капитан может лишь потребовать наказать виновного, но степень вины определяет квартмейстер, даже если это и идёт против мнения большинства. Кроме того, квартмейстер выступает в качестве судьи в спорах между членами команды, а также при дуэлях, если они не противоречят пиратскому кодексу. Таким образом, квартирмейстер в вопросах боевых действий, дележа добычи и управления командой стоит выше капитана корабля. Само слово «квартмейстер» свидетельствует о том, что человеку, занимающему этот пост, достаётся четверть добычи.


Первый помощник капитана исполняет капитанские обязанности во время его отсутствия. Первый помощник также необходим, чтобы возглавить команду при захвате вражеского судна вместе с квартмейстером. Но нередко первые помощники возглавляют бунты на кораблях против капитана. Особенно опасным сговор первого помощника с квартрмейстером или боцманом.


Самые опытные моряки, отлично знающие лоцию и морские карты, становятся навигаторами. Прокладка курса и определение места нахождения корабля - весьма непростые задачи. Навигатор должен уметь пользоваться различными астрономическими инструментами, рассчитывать курс корабля и проводить его в наиболее опасных местах во время плавания. Нередко навигатор мог единолично спасти корабль во время боя, направив его только ему одному известным проходом между скал. В ведении навигатора бесценные морские карты, навигационные приборы и корабельные часы. Если на корабле не было клерка, то ведение записей и учета также возлагалось на навигатора. В свою очередь, первый помощник иногда выполнял обязанности навигатора.


В команде корабля всегда есть люди, в обязанность которых входит поддержание технического состояния корабля и управление командой. Именно эти обязанности и исполняются младшими офицерами - корабельными боцманами. Боцман следит за состоянием парусов, снастей и такелажа, а также дублирует команды капитана во время боя или шторма. В обязанности боцмана входит содержание корабельного флага, связь с другими кораблями с помощью специальных сигналов, поддержание порядка среди команды и содержание шлюпок. Боцман также отвечает за состояние корабельных часов. При необходимости наказания одного из членов команды роль палача также нередко отводится боцману.

Канониры - высокоценные специалисты, которые отвечают за исправность пушек, их готовность к стрельбе, а также собственноручно командовали их наведением во время боя. Самое опасное место на корабле – пороховой погреб также находится в ведении канонира.


Врачи высоко ценятся среди пиратов и нередко при захвате вражеского судна врач в первую очередь получает предложение присоединиться к команде победителя. Врач - единственный человек, кому разрешается не подписывать пиратское соглашение. Нередко врачам захваченного судна выплачивается вознаграждение, если они просто оказывают помощь членам пиратской команды. Главное корабельное лекарство у пиратов - ром – его использовали и как лекарство от желудочных болезней и как обезболивающее при операциях.

Пират – основная ячейка команды. Основным умением должно быть умение сражаться и рисковать своей жизнью. Свобода, разгульная весёлая жизнь, презрение к смерти – основные принципы пиратской философии.


Как правило, юнгами становились мальчики из благородных семей, которые направлялись для изучения основ мореходства. Юнги по мере освоения морской науки становились корабельными офицерами. Иногда они состояли как порученцы при капитанах судов, выполняли задания по доставке
сообщений, следили за офицерской формой и оружием, готовили пищу. Офицеры же за это обучали их основам мореплавания и торговли. Юнгам приходилось выполнять много трудной и неинтересной работы, но всегда могли рассчитывать на достойное вознаграждение и нередко на эту должность соглашались молодые моряки, стремившиеся стать морскими офицерами.


Пороховая обезьяна
Эта должность возникла на британском военном флоте. Так назвали мальчишек, которые входили в оружейную команду. Пираты нередко похищали или заманивали на свои корабли наиболее ловких и пронырливых портовых мальчишек и использовали их ловкость и сноровку. 11-13 летние пираты занимались чисткой оружия, уборкой корабельных помещений, подносили порох и заряды во время боя, одним словом, это были обычные мальчики на побегушках. Они могли пролезть в самые потаенные уголки судно, поэтому нередко пираты с их помощью искали различные тайники на захваченных кораблях. На берегу мальчишки доставляли секретные письма союзникам пиратов и использовались как разведчики во вражеских городах. Благодаря своей ловкости и быстроте пороховые обезьяны нередко оказывались единственными, кому удавалось спастись во время гибели корабля

Наиболее полную информацию о составе экипажей пиратских кораблей мы можем почерпнуть из судебных материалов того времени, но многие подробности также почерпнуты из мемуаров и личных писем участников событий. Изучение дел около 700 человек, осужденных в начале XVII века за пиратство, показало, что почти три четверти из них были профессиональными моряками. Аналогичный анализ, проведенный на материале начала XVIII века, также выявил, что абсолютное большинство пиратов служили на торговых, военных или каперских кораблях. Национальность пиратов могла быть самая разная, хотя преобладали в них англичане или выходцы из английских колоний в Америке.

Несмотря на популярную легенду, пираты редко зарывали сокровища.

Группа пиратов зарывает сокровища. Обратите внимание на то, что один из пиратов негр. Несмотря на популярную легенду, пираты редко зарывали сокровища.

Историк Дэвид Кордингли опубликовал исследование, в котором приводит следующие цифры. В период между 1715 и 1725 годом среди пиратов Карибского бассейна 35% составляли англичане, 25% выходцы из американских колоний, 20% выходцы из вест-индских колоний (главным образом Ямайка и Барбадос), 10% составляли шотландцы, и 8% – ирландцы. Остальные два процента приходились на представителей других национальностей: шведов, голландцев, французов и испанцев. Большинство пиратов происходило из крупнейших портовых городов: Лондона, Бристоля, Лейта, Сванси, Бостона, Нью-Йорка или Чарльстона. В начале XVIII века большинство пиратов были молодыми людьми, средний возраст 27 лет. И это неудивительно, так как от моряков парусного флота требовалась выносливость, хорошая физическая форма и ловкость.

Значительную долю экипажей пиратских кораблей составляли негры. В рапорте, касающемся дела Бартоломью Робертса, составленном в 1721 году, говорится, что его экипаж насчитывал 180 белых и 48 «французских креолов». Когда экипаж Робретса был взят в плен у побережья Западной Африки, он насчитывал 187 человек и 75 негров. Многие из негров были рабами, бежавшими с вест-индских плантаций, хотя встречались и добровольцы, перешедшие к пиратам с захваченных кораблей работорговцев. Негры вряд ли имели какой-либо опыт в морском деле, поэтому непонятно, какую роль они играли на борту. Некоторые историки предполагают, что негры служили матросами наравне с белыми, но большинство сходится на том, что негры исполняли роль слуг, выполняя грязную и вспомогательную работу. По-видимому, со временем негры могли приобрести необходимый опыт и повысить свой статус, став моряками. Есть свидетельства , подтверждающие существование смешанных экипажей с чернокожими матросами. В ямайкской газете в 1725 году появилась статья, в которой рассказывалось об ужасных чернокожих пиратах, которые терроризируют Карибы и поедают сердца взятых в плен белых.

Мотивация пиратов

Большинство пиратов стало пиратами после того, как их корабль был захвачен пиратами. Как правило, пираты предоставляли пленным членам экипажа возможность присоединиться к ним. «Сухопутных» пассажиров или убивали, или высаживали на берег. Многие знаменитые пираты начали свою карьеру именно таким образом. Другим источником живой силы были каперы, перешедшие к пиратству. Желание подзаработать гнало матросов на каперскую службу, а после завершения войны каперы оказывались без работы, что толкало их на путь пиратства. Хотя жизнь пирата была коротка, и большинство из них ждала гибель в бою или петля по приговору суда, у многих пиратов не оставалось выбора, так как альтернативой короткой пиратской жизни была голодная смерть.

Привлекала людей и состоятельность пиратов. Их промысел был в высшей степени прибыльный, так как они присваивали себе результаты долгого труда других людей. Труд матроса был изнурителен, среда обитания некомфортна, постоянно грозила стихия. Питьевая вода протухшая, пища несвежая и скудная. Половина потерь среди моряков объяснялась различными заболеваниями от цинги до тифа, туберкулеза, дизентерии и оспы. Порты представляли собой центры распространения новых болезней, тоже можно сказать и про любой корабль, где матросы жили в условиях скученности и антисанитарии. Но в отличие от экипажей торговых и военных кораблей пираты щедро вознаграждали себя материально за все трудности своей «профессии».

Рекрутирование в пираты

Рекрутирование в пираты

Рекрутирование в пираты
Пиратские корабли требовали частого пополнения. Большинство пиратов были добровольцами, но потери от сражений, болезней и несчастных случаев и дезертирства делали свое дело. Поэтому пираты использовали каждую возможность, чтобы заполучить новых людей. Профессиональные матросы, морские плотники, бондари и штурманы были предпочтительнее, так что разумнее всего для пиратов было искать новобранцев среди экипажей захваченных кораблей. На иллюстрации показан эпизод, когда пиратская команда захватывает торговое судно, которое сдалось после короткого сопротивления. Пираты не любили риск потерь для себя или своей добычи, поэтому капитаны или владельцы судов, которые пытались бежать или пытались обороняться, всегда показательно наказывались смертью. У остальных членов захваченного судна был шанс сохранить себе жизнь, дав согласие на вступление в ряды пиратов. Наиболее частыми аргументами приводимыми капитаном пиратов были: свободная пиратская жизнь, хорошее питание, одежда и жилье, алкоголь. И конечно же – богатство. Для экипажей торговых кораблей, перегруженных тяжелой физической низкооплачиваемой работой, подобные доводы часто были убедительными. Если же времени для убеждения было мало, или аргументы оказывались неубедительными, пираты прибегали к силе, чтобы заполнить свой экипаж.

Как-то вот не укладывается в голове – офицеры на пиратском корабле. Офицер – это человек в погонах (эполетах), состоящий на военной службе… ну, мы так привыкли. И вдруг – офицеры среди пиратов. Хм!
Прежде всего – эполеты как знак отличия офицера появились спустя полвека (а то и века) после апогея пиратской вольницы на Карибах и у Мадагаскара. До этих пор английский (к примеру) морской офицер отличался только более-менее шикарной треуголкой и париком. Морякам полагался тёмно-синий камзол, морским пехотинцам – красный (почему их и прозвали «омарами»).
Да-да, морская пехота была уже тогда. Это были корабельные стрелки, которые выполняли все действия, связанные с применением стрелкового оружия. Например, высаживались на берег, чтобы решить конфликты с аборигенами. Или обстреливали палубу вражеского корабля при абордаже, стараясь в первую очередь выкосить офицеров в украшенных перьями треуголках. Кстати, именно поэтому появились эполеты, позже трансформировавшиеся в погоны, и нарукавные шевроны – чтобы офицера могли отличить свои, кто рядом, а вот стрелкам на салингах он был бы менее заметен.
Ну откуда офицеры на пиратском корабле?
Под словом «офицер» здесь следует понимать не военнослужащего, а человека, старшего по иерархии. Кроме того, многие пираты были приватирами (капёрами), то есть фактически служили своей короне, и именно поэтому на пиратских кораблях традиционно был капитан (как на военных), тогда как сугубо торговой посудиной командовал шкипер. Пиратская организация (иерархия) копировала военную. Впрочем, отделять торговые корабли от боевых было непросто – пушки, сабли и мушкеты были почти на каждом борту. Другое дело, что военные корабли («man-of-war») были боевыми по своему изначальному назначению, чего о прочих не скажешь.
Итак – пиратские офицеры. «Господа» - в отличие от прочих моряков пиратского корабля («черни»).

Ну, прежде всего – капитан, он же глава шайки. О них писано-переписано. Его задачи – общее руководство, он компетентен во всех вопросах.
Помощник капитана, mate, (тот, кого Н. Чуковский, переводя «Остров Сокровищ», называл штурманом). Суть должности понятна из названия. Мы привыкли, что штурман занимается прокладкой курса, то есть ведает вопросами кораблевождения, однако иностранное слово «штурман» изначально означает человека, занимающегося непосредственно управлением кораблём (сравним со словом «штурвал»). По-английски, например, штурман – navigator, однако таких офицеров у пиратов не было. Помощник действительно вместе с капитаном занимался управлением кораблём – это и прокладка курса, и настройка парусов, и командование рулевыми, которые стоят вахту на штурвале или у румпеля. Именно помощником капитана был Билли Бонс, а вовсе не штурманом.
Помощник капитана командовал боцманами – их было несколько, обычно по числу мачт, причём один был старшим. Боцмана управлялись со всем палубным хозяйством – рангоут и такелаж, шлюпки, якоря и пр. Старший боцман (boatswain) обычно имел в подчинении младших (coxswain), которых на русском флоте называли боцманматами (это слово пришло из немецкого) – это как бы боцмана-старшины.
Старший канонир – ну, тут всё понятно. Старший артиллерийский офицер, который распоряжался орудийными расчётами. Подавляющее большинство пиратских кораблей были однопалубными, поэтому и старший канонир обычно был один.
Плотник – в его заведовании был корпус и рангоут; плотник командовал моряками при проведении ремонтных работ, а потому был лицом, приближённым к капитану.
Ну и, наконец, должность, вызывающая множество противоречивых мнений и трактовок. Чуковский использовал слово «квартирмейстер», которое не только не вносит ясность, но ещё и путает. Человек, ведающий размещением и кормёжкой экипажа? Нет. Quartermaster можно перевести как «хозяин шканцев», или «хозяин верхней палубы». Это офицер, который командует всем экипажем во всех вопросах, но не капитан. Современный английский перевод – «старшина-рулевой», но это, имхо, не совсем точно (в применении к боевому кораблю тех лет и особенно к пиратскому). Quartermaster командовал абордажной партией и был что-то вроде помощника капитана по личному составу. Вопросы кормёжки, кстати, тоже туда входили. По своему уровню эта должность была практически равной помощнику капитана, и в истории были случаи, когда именно quartermaster был инициатором смещения капитана, заняв впоследствии его место. А раз в русском языке нет достаточно ёмкого эквивалента, то предлагаю так и называть его – квортермастером, чтобы не путаться и не понимать его как офицера, командовавшего вахтенными рулевыми или как офицера, ведающего продовольствием. ;-)
На военных английских кораблях был ещё капитан морской пехоты, у пиратов же такой должности не было – по вполне понятным причинам.

Читайте также: