Какие должности в миде

Опубликовано: 02.10.2024

Приказ МИД РФ от 14 декабря 2012 г. N 21801
"Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, территориальных органах - представительствах Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей"

С изменениями и дополнениями от:

3 октября 2016 г.

ГАРАНТ:

Приказом МИД России от 25 января 2019 г. N 799 настоящий документ признан утратившим силу с 8 марта 2019 г.

См. справку о перечнях должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

Информация об изменениях:

Приказом МИД России от 3 октября 2016 г. N 18932 преамбула изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2542; 2012, N 4, ст. 471, N 14, ст. 1616; 2014, N 27, ст. 3754; 2015, N 10, ст. 1506) и Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 118; 2009, N 34, ст. 4171; 2015, N 11, ст. 1585) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, территориальных органах - представительствах Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Перечень).

ГАРАНТ:

См. Порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в системе МИД России, и федеральными государственными гражданскими служащими системы МИД России сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом МИД России от 10 июня 2015 г. N 9726

2. Департаменту кадров ознакомить федеральных государственных гражданских служащих, замещающих указанные в Перечне должности федеральной государственной гражданской службы, с настоящим приказом.

3. Признать утратившими силу приказы Министерства иностранных дел Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 15931 "О Перечне должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, территориальных органах - представительствах Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" (зарегистрирован Минюстом России 2 октября 2009 г., регистрационный N 14942), от 25 апреля 2011 г. N 5946 "О внесении изменений в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, территориальных органах - представительствах Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 15931" (зарегистрирован Минюстом России 15 июня 2011 г., регистрационный N 21037).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А.И. Денисова.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 февраля 2013 г.

Регистрационный N 27031

Перечень
должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, территориальных органах представительствах Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
(утв. приказом МИД России от 14 декабря 2012 г. N 21801)

С изменениями и дополнениями от:

3 октября 2016 г.

I. В центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации

1. Первый заместитель Министра;

2. Заместитель Министра;

3. Генеральный директор;

4. Директор департамента;

5. Посол по особым поручениям;

6. Заместитель директора департамента;

7. Помощник Министра;

8. Советник Министра;

9. Начальник отдела в департаменте;

10. Помощник первого заместителя Министра;

11. Советник первого заместителя Министра;

12. Главный советник департамента;

13. Помощник заместителя Министра;

14. Советник заместителя Министра;

15. Помощник генерального директора;

16. Советник генерального директора;

17. Заместитель начальника отдела в департаменте.

18. Старший советник, советник, ведущий консультант, первый секретарь, второй секретарь, главный специалист-эксперт, третий секретарь, ведущий специалист-эксперт, атташе, секретарь-референт, специалист-эксперт в следующих структурных подразделениях:

а) Валютно-финансовом департаменте;

б) Департаменте безопасности;

в) Департаменте кадров;

г) Департаменте капитального строительства и собственности за рубежом;

д) Департаменте по работе с соотечественниками за рубежом;

е) Департаменте по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями;

ж) Департаменте управления делами;

з) Консульском департаменте;

и) Департаменте информационного обеспечения.

Информация об изменениях:

Приказом МИД России от 3 октября 2016 г. N 18932 в раздел II внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

II. В дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации

1. Первый заместитель Постоянного представителя Российской Федерации при ООН;

2. Руководитель миссии Российской Федерации;

3. Поверенный в делах Российской Федерации;

5. Генеральный консул Российской Федерации;

6. Заместитель Постоянного представителя Российской Федерации при международной организации;

7. Консул Российской Федерации;

8. Советник (в должностные обязанности которого входит выполнение функций заведующего консульским отделом согласно должностному регламенту и распределению должностных обязанностей);

10. Первый секретарь (в должностные обязанности которого входит выполнение функций заведующего консульским отделом согласно должностному регламенту и распределению должностных обязанностей);

11. Второй секретарь (в должностные обязанности которого входит выполнение функций заведующего консульским отделом согласно должностному регламенту и распределению должностных обязанностей);

12. Третий секретарь (в должностные обязанности которого входит выполнение функций заведующего консульским отделом согласно должностному регламенту и распределению должностных обязанностей);

13. Атташе (в должностные обязанности которого входит выполнение функций заведующего консульским отделом согласно должностному регламенту и распределению должностных обязанностей);

14. Секретарь-референт (в должностные обязанности которого входит выполнение функций заведующего консульским отделом согласно должностному регламенту и распределению должностных обязанностей);

15. Главный специалист-эксперт (в должностные обязанности которого входит выполнение функций бухгалтера или инженера согласно должностному регламенту и распределению должностных обязанностей);

16. Ведущий специалист-эксперт (в должностные обязанности которого входит выполнение функций бухгалтера или инженера согласно должностному регламенту и распределению должностных обязанностей).

III. В территориальных органах - представительствах Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации

1. Руководитель межрегионального территориального органа - представитель Министерства;

2. Руководитель территориального органа в субъекте Российской Федерации - представитель Министерства;

3. Заместитель руководителя межрегионального территориального органа - заместитель представителя Министерства;

4. Заместитель руководителя территориального органа в субъекте Российской Федерации - заместитель представителя Министерства;

5. Начальник отдела территориального органа;

6. Заместитель начальника отдела территориального органа.

Лица, претендующие на определенные должности госслужбы или замещающие их, должны отчитываться о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, а также супругов и несовершеннолетних детей).

Обновлен перечень соответствующих должностей для МИДа России. Теперь речь идет не только о центральном аппарате Министерства и территориальных органах - его представительствах в России, но и о дипломатических представительствах и консульских учреждениях нашей страны.

Так, подавать сведения должны первый заместитель Постоянного представителя РФ при ООН; руководитель миссии Российской Федерации; поверенный в делах Российской Федерации; советник-посланник; генеральный консул и консул Российской Федерации; заместитель Постоянного представителя РФ при международной организации.

Перечень, утвержденный в 2009 г., признан утратившим силу.

Приказ МИД РФ от 14 декабря 2012 г. N 21801 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, территориальных органах - представительствах Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, .

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 февраля 2013 г.

Регистрационный N 27031

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 22 февраля 2013 г. N 39

Приказом МИД России от 25 января 2019 г. N 799 настоящий документ признан утратившим силу с 8 марта 2019 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ МИД России от 3 октября 2016 г. N 18932

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа


Дипломатическая работа, как и любая иная служба, имеет свою особенную ранжированную систему дипломатических званий и рангов, которые присваиваются согласно правилам. Подобная система сложилась не только в Российской Федерации, но и в большинстве других стран. Именно поэтому очень важно ориентироваться на ныне существующие дипломатические чины и ранги, которые являются признаками компетентности дипломата в занимаемой должности.

Историческая справка

Сергей Лавров

Несмотря на всю длительную историю дипломатии, впервые о дипломатических рангах и классных чинах, которые начали присуждаться дипломатам, стали говорить только в 1815 году. Именно в это время был принят Венский трактат, который и закрепил само понятие и иерархию рангов. Однако вплоть до Октябрьской революции главенствующее место в стране по-прежнему занимала составленная еще во времена Петра Первого "Табель о рангах". Однако с приходом к власти Советов она сразу же была упразднена, а вместе с ней - дипломатические, специальные и воинские ранги. После этого долгое время в СССР пользовались единым понятием - полномочный представитель. Только в 1941 году по приказу Сталина главам дипломатических представительств начали давать классы, однако дипломатические ранги в стране по-прежнему не использовались еще пару лет, пока в мае 1943 года их не вернули новым указом. Они стали персональными и давались человеку пожизненно, а не временно. Существующая на данный момент в стране система дипломатических рангов пришла именно с советского времени и не претерпела с дня своего создания значительных изменений.

Законодательная база

Официальный представитель МИД

На данный момент порядок присвоения дипломатических рангов регламентируется Указом президента Ельцина под № 1371, принятым еще в октябре 1999 года, незадолго до отставки. Именно он курирует порядок присвоения и сохранения рангов, существующих в России. В последний раз указ редактировался в 2006 году.

Под действие указа подпадают все дипломатические служащие, которые находятся на:

  • государственных должностях в России;
  • на должностях, имеющихся в Министерстве иностранных дел на государственной федеральной гражданской службе, а также его территориальных представительствах;
  • в консульствах и дипломатических представительствах страны.

Однако, помимо самого указа, обратить внимание стоит и на ФЗ № 5, который говорит о соотношении дипломатических рангов и воинских званий. Это подтверждает факт, что дипломатическая служба является столь же важной для защиты страны, как и армейская. Подобные соотношения классных чинов и дипломатических рангов характерны для многих государств мира.

Понятие

Посол Владимир Чижов

Прежде чем перейти к перечню существующих рангов, следует дать развернутое определение самому термину. На сегодняшний день под дипломатическим рангом понимается особое служебное звание, которое присваивается дипломатическому персоналу сотрудникам МИДа и диппредставительств за пределами страны. Подобное звание считается показателем личного уровня профессионализма человека и призвано стимулировать карьерный рост работников и постоянно повышать свой профессиональный уровень. Помимо этого, такой личный дипломатический ранг показывает опытность дипломата, его способность решить возникшую проблему в ходе переговоров, уровень знаний.

Помимо этого, присвоение ранга дает и материальную надбавку к окладу, что является приятным нюансом для государственных служащих и воодушевляет их на повышение личностных качеств.

Иерархия дипломатических рангов

Представитель России при ООН

В зависимости от занимаемой должности дипломатическим работникам могут быть присвоены следующие чины.

Данную должность может занимать сам министр иностранных дел, его заместитель, генеральный директор или посол по особым поручениям при ООН.

Подобная модель рангов используется в настоящее время в Российской Федерации. В зависимости от страны она может немного видоизменяться.

Соотношения дипломатических рангов и воинских чинов

Путин с военными и дипломатами

Существует особая таблица, которая устанавливает подобное соотношение, чтобы иметь возможность разобрать степень влияния людей на существующую ситуацию в стране. Он достаточно прост, но имеет одну особенность. Подобные соотношения классных чинов и дипломатических рангов устанавливаются лично указом Президента, и никак иначе. Все иные априори являются незаконными.

Ранг Воинское звание
Чрезвычайный и Полномочный Посол Генерал армии
Чрезвычайный полномочный посланник 1 класса Генерал-полковник
Чрезвычайный полномочный посланник 2 класса Генерал-лейтенант
Советник первого класса Генерал-майор
Советник второго класса Полковник
Первый секретарь 1 класса Подполковник
Первый секретарь 2 класса Майор
Второй секретарь 1 класса Капитан
Второй секретарь 2 класса Старший лейтенант
Третий секретарь Лейтенант
Атташе Младший лейтенант

Подобные воинские чины и дипломатические ранги также в зависимости от ситуации можно соотнести с классными чинами федеральной государственной гражданской службы при необходимости.

Ранжированная система иных стран

На данный момент подобная система иерархии существует, за исключением нескольких нюансов, только в бывших советских странах и Франции. На отдельном уровне можно заметить несколько схожих черт в распределении советников в Германии.

В отличие от них, в англоязычных странах, вроде Великобритании и США, используется очень сложная литерно-цифровая система ранжирования, которая устанавливает должности в зависимости от множества критериев, таких как выслуга лет, условия работы, уровень ответственности и множество иных параметров.

Наиболее универсальными в международной дипломатической системе являются атташе. Они есть практически везде, однако под этим названием в иностранных государствах принято принимать всего лишь стажеров. Таким образом, свою профессиональную деятельность дипломаты данных стран сразу начинают с должности третьего или второго секретаря, в отличие от России. Именно здесь дипломатические ранги и воинские звания сильно расходятся, ведь соответствующий уровню атташе младший лейтенант уже считается офицерским чином.

Прибавка к жалованию

Еще одной из особенностей существующего указа о присвоении ранга считается установление месячной зарплаты сотрудникам дипломатических представительств. Она напрямую зависит от имеющегося ранга, а потому прямо соизмеряется с ним. На данный момент их общая трудовая зарплата начисляется именно по такой формуле: оклад по рангу с приплюсовыванием надбавки за занимаемую человеком должность. Поэтому дипломатический ранг способен очень сильно влиять в материальном плане.

Процесс присвоения рангов

Посол России в Пакистане

Вся система присвоения рангов в Российской Федерации строго регламентирована указом. Она может происходить исключительно в соответствии с:

  • нормативно-правовой базой, существующей в стране;
  • стажем и опытом работы дипломатического представителя;
  • удовлетворением требований к специфике и уровню профессионального образования;
  • знанием всех нормативно-правовых актов и законов, которые прямо или косвенно относятся к данной должности;
  • количеством времени, которое претендент занимал в предыдущем ранге;
  • наличием сертификата, который подтверждает достаточный уровень владения языком или языками для занимаемой должности;
  • анализом служебной деятельности человека, которую тот осуществлял во время всего периода работы.

Сроки

Одним из важных пунктов, согласно которому присваиваются ранги, является срок пребывания человека в предыдущем. Законодательно закреплен необходимый минимум лет, по прошествии которых соискатель может претендовать на следующий:

  • на должности атташе - не менее 2 лет;
  • также по 2 года должны отработать лица в званиях от третьего до первого секретаря 2 класса;
  • для первого секретаря 1 класса придется ждать 3 года, как и для советника 2 класса;
  • для дипломатов ранга 1 советника и выше минимальный временной срок не устанавливается.

Нюансы рангового присвоения

Посол России

Существующие нормативные акты несут ряд особенной информации, которая имеет значение для понимание ранговой системы:

1. Ранг для дипломата присуждается на весь период его жизни с записью в личное дело и трудовую книжку. Решение о его присуждении принимается исключительно президентом или главой МИДа.

2. В ряде профильных образовательных учреждений после выпуска по желанию аттестационной комиссии и после прохождения испытания на профессионализм может быть пожалован ранг атташе.

3. В ряде исключительных случаев система иерархии и минимальности лет может быть нарушена. Людям, выполнившим важное дипломатическое задание или имеющим особые отличия, новый ранг может быть присвоен без учета ранжирования.

4. Высшие дипломатические ранги могут назначаться только Президентом. Все остальные, начиная с Советника, - по решению аттестационной комиссии.

5. При наличии одновременно ранга и классного чина при оплате труда превалирует именно дипломатическая составляющая.

Заключение

В России существует строгая иерархия дипломатических рангов, которая достаточно сильно напоминает воинскую. Существуют определенные требования, достаточно сложная и строгая градация, а присвоение очередного ранга имеет собственный регламент. Причем подобная система характерна не только для России, но и для большинства стран мира, хоть и со своими нюансами. В Российской Федерации практически вся система подобной иерархии стоит исключительно на указе президента, который пришел со времен Советского Союза и практически не изменялся. Подобная устойчивость на протяжении многих лет сделала порядок присвоения дипломатических званий и рангов достаточно простым на практике.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2542; 2012, N 4, ст. 471, N 14, ст. 1616; 2014, N 27, ст. 3754; 2015, N 10, ст. 1506) и Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 118; 2009, N 34, ст. 4171; 2015, N 11, ст. 1585) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, территориальных органах - представительствах Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Перечень).

2. Департаменту кадров ознакомить федеральных государственных гражданских служащих, замещающих указанные в Перечне должности федеральной государственной гражданской службы, с настоящим приказом.

3. Признать утратившими силу приказы Министерства иностранных дел Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 15931 "О Перечне должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, территориальных органах - представительствах Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" (зарегистрирован Минюстом России 2 октября 2009 г., регистрационный N 14942), от 25 апреля 2011 г. N 5946 "О внесении изменений в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, территориальных органах - представительствах Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 15931" (зарегистрирован Минюстом России 15 июня 2011 г., регистрационный N 21037).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А.И. Денисова.

приказом МИД России

от 14.12.2012 N 21801

ДОЛЖНОСТЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ

СЛУЖБЫ В ЦЕНТРАЛЬНОМ АППАРАТЕ МИНИСТЕРСТВА

ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАХ И КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ -

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАХ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

ПРИ НАЗНАЧЕНИИ НА КОТОРЫЕ ГРАЖДАНЕ И ПРИ ЗАМЕЩЕНИИ

КОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ

ОБЯЗАНЫ ПРЕДСТАВЛЯТЬ СВЕДЕНИЯ О СВОИХ ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ

И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, А ТАКЖЕ СВЕДЕНИЯ

О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО

ХАРАКТЕРА СВОИХ СУПРУГИ (СУПРУГА)

И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

I. В центральном аппарате Министерства иностранных

дел Российской Федерации

1. Первый заместитель Министра;

2. Заместитель Министра;

3. Генеральный директор;

4. Директор департамента;

5. Посол по особым поручениям;

6. Заместитель директора департамента;

7. Помощник Министра;

8. Советник Министра;

9. Начальник отдела в департаменте;

10. Помощник первого заместителя Министра;

11. Советник первого заместителя Министра;

12. Главный советник департамента;

13. Помощник заместителя Министра;

14. Советник заместителя Министра;

15. Помощник генерального директора;

16. Советник генерального директора;

17. Заместитель начальника отдела в департаменте;

18. Старший советник, советник, ведущий консультант, первый секретарь, второй секретарь, главный специалист-эксперт, третий секретарь, ведущий специалист-эксперт, атташе, секретарь-референт, специалист-эксперт в следующих структурных подразделениях:

а) Валютно-финансовом департаменте;

б) Департаменте безопасности;

в) Департаменте кадров;

г) Департаменте капитального строительства и собственности за рубежом;

д) Департаменте по работе с соотечественниками за рубежом;

е) Департаменте по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями;

ж) Департаменте управления делами;

з) Консульском департаменте;

и) Департаменте информационного обеспечения.

II. В дипломатических представительствах

и консульских учреждениях Российской Федерации

1. Первый заместитель Постоянного представителя Российской Федерации при ООН;

2. Руководитель миссии Российской Федерации;

3. Поверенный в делах Российской Федерации;

5. Генеральный консул Российской Федерации;

6. Заместитель Постоянного представителя Российской Федерации при международной организации;

7. Консул Российской Федерации;

8. Советник (в должностные обязанности которого входит выполнение функций заведующего консульским отделом согласно должностному регламенту и распределению должностных обязанностей);

10. Первый секретарь (в должностные обязанности которого входит выполнение функций заведующего консульским отделом согласно должностному регламенту и распределению должностных обязанностей);

11. Второй секретарь (в должностные обязанности которого входит выполнение функций заведующего консульским отделом согласно должностному регламенту и распределению должностных обязанностей);

12. Третий секретарь (в должностные обязанности которого входит выполнение функций заведующего консульским отделом согласно должностному регламенту и распределению должностных обязанностей);

13. Атташе (в должностные обязанности которого входит выполнение функций заведующего консульским отделом согласно должностному регламенту и распределению должностных обязанностей);

14. Секретарь-референт (в должностные обязанности которого входит выполнение функций заведующего консульским отделом согласно должностному регламенту и распределению должностных обязанностей);

15. Главный специалист-эксперт (в должностные обязанности которого входит выполнение функций бухгалтера или инженера согласно должностному регламенту и распределению должностных обязанностей);

16. Ведущий специалист-эксперт (в должностные обязанности которого входит выполнение функций бухгалтера или инженера согласно должностному регламенту и распределению должностных обязанностей).

III. В территориальных органах - представительствах

Министерства иностранных дел Российской Федерации

на территории Российской Федерации

1. Руководитель межрегионального территориального органа - представитель Министерства;

2. Руководитель территориального органа в субъекте Российской Федерации - представитель Министерства;

3. Заместитель руководителя межрегионального территориального органа - заместитель представителя Министерства;

4. Заместитель руководителя территориального органа в субъекте Российской Федерации - заместитель представителя Министерства;

5. Начальник отдела территориального органа;

6. Заместитель начальника отдела территориального органа.

Судебная практика и законодательство — Приказ МИД России от 14.12.2012 N 21801 (ред. от 03.10.2016) Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, территориальных органах - представительствах Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

а) гражданских служащих системы МИД России, замещающих должности, предусмотренные Перечнем должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, территориальных органах - представительствах Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденным приказом МИД России от 14 декабря 2012 г. N 21801 (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2013 г., регистрационный N 27031), с изменениями, внесенными приказом МИД России от 3 октября 2016 г. N 18932 (зарегистрирован Минюстом России 26 октября 2016 г., регистрационный N 44148);

обращение гражданина, замещавшего должность государственной службы в системе МИД России, включенную в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, территориальных органах - представительствах Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом МИД России от 14 декабря 2012 г. N 21801 (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2012 г., регистрационный N 27031), о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы;

Сведения о доходах и расходах представляются федеральными государственными гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в системе МИД России, предусмотренные Перечнем должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, территориальных органах - представительствах Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденным приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации от 14 декабря 2012 г. N 21801 (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2013 г., регистрационный N 27031) (далее - государственные служащие, Перечень должностей).

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 мая 2018 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ о назначении министром иностранных дел (МИД) РФ Сергея Лаврова.

После распада СССР и подписания соглашения об образовании Союза Независимых Государств 8 декабря 1991 г., руководство внешней политикой России перешло от союзного министерства иностранных дел к МИД РСФСР (создано в 1944 г., до 1991 г. занималось вопросами выезда за границу жителей республики). С 1990 г. российский МИД возглавляли четыре министра. Дольше всех в должности по состоянию на 18 мая 2018 г. находился Сергей Лавров - 5 тыс. 183 дня. Самый короткий срок на посту министра был у Евгения Примакова - 976 дней.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о руководителях министерства с 1990 г.

Андрей Козырев (1990-1996)

Евгений Примаков (1996-1998)

Евгений Примаков (1929-2015), выпускник арабского отделения Московского института востоковедения. Доктор экономических наук (1969), академик Академии наук СССР (1979). С 1956 г. работал в арабской редакции Госкомитета по радиовещанию и телевидению при Совете министров СССР, с 1965 г. был собственным корреспондентом газеты "Правда" на Ближнем Востоке. С 1970 г. был заместителем директора, в 1985-1989 г. - директором Института мировой экономики и международных отношений АН СССР. В конце 1980-х гг. Евгений Примаков начал политическую карьеру, стал одним из заметных деятелей горбачевской "перестройки". В 1989 г. был избран кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС, являлся членом комиссии ЦК по международной политике. Одновременно возглавлял одну из палат Верховного Совета СССР, был академиком - секретарем отделения экономики АН СССР. С 1990 по 1991 г. входил в Президентский совет СССР, отвечал за внешнюю политику, вел переговоры с президентом Ирака Саддамом Хусейном по вопросу вывода иракских войск с территории Кувейта. Также был помощником президента СССР Михаила Горбачева в отношениях с "Большой семеркой". С сентября по декабрь 1991 г. возглавлял советскую внешнюю разведку - Первое Главное управление КГБ, затем Центральную службу разведки СССР. После распада СССР в 1991-1996 гг. был директором Службы внешней разведки РФ. 9 января 1996 г. был назначен министром иностранных дел, занимал этот пост в правительствах Виктора Черномырдина и Сергея Кириенко. Евгений Примаков первым выдвинул идею укрепления сотрудничества в формате тройки Россия-Индия-Китай, которая дала старт процессу оформления БРИКС, выступал против ужесточения санкций в отношении Югославии и планов интервенции НАТО в этой стране. 11 сентября 1998 г. покинул МИД и возглавил российское правительство. После отставки с поста премьера в мае 1999 г. стал лидером избирательного блока "Отечество - Вся Россия" (ОВР) вместе с Юрием Лужковым и экс-губернатором Санкт-Петербурга Владимиром Яковлевым. В декабре 1999 г. избран депутатом Госдумы III созыва по списку ОВР. Тогда же официально заявил о своем намерении баллотироваться на пост президента России в 2000 г. Однако в феврале 2000 г. отказался от участия в выборах. В декабре 2001 г. стал президентом Торгово-промышленной палаты РФ, досрочно прекратив депутатские полномочия. Занимал этот пост до 2011 г. Скончался 26 июня 2015 г. в Москве.

Игорь Иванов (1998-2004)

Игорь Иванов (род. 1945), окончил переводческий факультет Московского государственного института иностранных языков им. М. Тореза. Доктор исторических наук (2005). С 1969 г. был научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений АН СССР. С 1973 г. работал в центральном аппарате и зарубежных представительствах МИД СССР, в 1980-х гг. был советником в посольстве Советского Союза в Испании, помощником министра иностранных дел Эдуарда Шеварнадзе. После распада СССР руководил российским посольством в Испании, с декабря 1993 г. стал первым заместителем министра иностранных дел РФ. 11 сентября 1998 г. был назначен главой МИД. Сохранял свой пост в составе правительств Евгения Примакова, Сергея Степашина, Владимира Путина, Михаила Касьянова и Михаила Фрадкова. Под руководством Иванова была разработана и принята Концепция внешней политики РФ (2000). В марте 2004 г. ушел с поста главы МИД. В 2004-2007 г. - секретарь Совета безопасности РФ. Затем возглавлял комитет по стратегии и инвестициям нефтегазовой компании "Лукойл". Был директором Российского центра исследований Азиатско- Тихоокеанского экономического сотрудничества при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. В настоящее время - президент Российского совета по международным делам.

Сергей Лавров (2004 - н. в.)

Сергей Лавров (род. 1950), окончил восточное отделение факультета международных отношений МГИМО МИД СССР. С 1972 г. работал в посольстве СССР в Шри-Ланке, затем в управлении международных организаций МИД. С 1981 по 1988 г. - первый секретарь, советник, старший советник в постоянном представительстве Советского Союза при ООН в Нью-Йорке. На момент распада СССР занимал должность начальника управления международных организаций, в апреле 1992 г. был назначен заместителем министра иностранных дел РФ Андрея Козырева. С 1994 г. в течение десяти лет возглавлял постпредство России при ООН в Нью-Йорке. 9 марта 2004 г. сменил в должности министра иностранных дел РФ Игоря Иванова. Сохранял свой пост в правительствах Михаила Фрадкова, Виктора Зубкова, Владимира Путина и Дмитрия Медведева..

Дипломатия характеризуется строгим ранжированием для должностных лиц, а также определенным законом порядком присвоения данных рангов. Такая практика характерна как для нашего государства, так и для ряда других. Давайте подробно разберем дипломатические чины и ранги. И начнем с характеристики предмета разговора.

Определение понятия

Дипломатическими рангами называются классные чины, которые присваиваются лицам, занимающим государственные должности в Министерствах иностранных дел, консульских организациях либо дипломатических представительствах. В ряде некоторых государств допускается практика ранжирования дипломатов по типу государственных служащих, принятому в этой стране.

дипломатические ранги

Также отметим, что дипломатические ранги и должности - это не одно и то же, они могут между собой не совпадать. Например, третий секретарь не обязательно работает именно в должности секретаря.

Должности и ранги дипломатических представителей

Представим в таблице в порядке возрастания (от меньшего к более высокому) ранги и соответствующие им должности российских дипломатов.

Данным дипломатическим рангом должен обладать советник либо помощник заместителя министра МИДа,

советник либо помощник генерального директора Министерства иностранных дел,

Данный ранг может быть присвоен помощнику первого замминистра МИДа или

начальнику определенного отдела в департаменте МИДа.

Этот ранг имеется у заместителя директора департамента МИДа,

помощника, советника министра иностранных дел,

генерального консула страны,

1-го заместителя представителя при международном объединении.

Дипломатический ранг может иметь глава дипломатической миссии страны в другом государстве,

а также директор департамента МИДа.

Это сам министр иностранных дел либо его первый заместитель,

посол по особого вида поручениям,

генеральный директор МИДа,

постоянный представитель государства при объединении стран мирового уровня.

Мы разобрали ранги дипломатических представителей конкретно для РФ. Обратимся теперь к опыту других государств.

Дипломатия в других странах

Для примера посмотрим на ранжирование в других государствах:

  • Беларусь, Узбекистан, Казахстан имеют точно также же дипломатические ранги, что и РФ.
  • В государстве Киргизия подобная градация, только без разделения ранга чрезвычайного полномочного посла на классы.
  • В Армении всем рангам чрезвычайного полномочного посланника соответствует единый - чрезвычайный полномочный министр.
  • В Италии существует следующее ранжирование (опять же в порядке возрастания):
    • стажер-секретарь дипломатической миссии;
    • секретарь миссии;
    • советник миссии;
    • советник итальянского посольства;
    • полномочный министр иностранных дел;
    • посол.

    дипломатические чины и ранги

    Регламентация в РФ

    В России присвоение дипломатических рангов регламентирует Указ Президента (тогда еще Б.Н. Ельцина) №1371, утвержденный осенью 1999 года - 15 октября. Законодательный акт пережил три редакции, последняя из которых приходится на 2006 год.

    Указ касается всех лиц, выполняющих работу дипломатического характера:

    • на государственных должностях в РФ;
    • на должностях государственной федеральной гражданской службы в МИДе;
    • в российских консульствах;
    • в дипломатических представительствах РФ;
    • в территориальных представительствах МИДа на территории Российского государства.

    дипломатические ранги и воинские звания

    Ранжирование и оплата труда

    С данным актом непосредственно связаны указы об установлении месячной оплаты труда работников-дипломатов. Отсюда оклад представителей всей дипломатической градации прямо соразмерим с занимаемым ими рангом. Общая оплата труда формируется по схеме: оклад по рангу + определенная надбавка в соответствии с занимаемой должностью.

    присвоение дипломатических рангов

    Присвоение рангов

    Согласно указу о дипломатических рангах, присвоение последних в РФ происходит в строгом соответствии с:

    • нормативно-правовыми российскими актами;
    • требованием к уровню и специфике профессионального образования;
    • стажем и опытом работы конкретного должностного лица;
    • знанием Конституции, ФЗ и иных правовых актов, прямо или косвенно относящихся к занимаемой должности;
    • учетом времени пребывания в предыдущем ранге;
    • анализом результатов служебной деятельности работника;
    • фактом наличия сертификата, свидетельствующего об определенной степени владения иностранным языком или языками.

    дипломатические классы и ранги

    Минимальные сроки пребывания в рангах

    Законодательство устанавливает следующие сроки для пребывания в определенных рангах дипломатическим работникам.

    РангМинимальный срок, лет
    Советник 1-го класса и вышеНе предписано
    Советник 2-го класса3
    1-й секретарь первого класса3
    1-й секретарь второго класса2
    2-й секретарь первого и второго класса2
    3-й секретарь2
    Атташе2

    Познакомимся далее еще с информацией о дипломатических классах и рангах.

    Важные предписания указа №1371

    ранги дипломатических представителей

    Представим важную информацию из данного законодательного акта:

    • Последний присвоенный дипломатический ранг сохраняется за лицом пожизненно.
    • Решение о присвоении ранга - прерогатива МИДа или президента РФ. Запись о повышении производится в личное дело и трудовую книжку дипломата.
    • Присвоение минимального ранга (атташе) выпускникам профильных учебных заведений - прерогатива аттестационной комиссии. Данный акт имеет место быть только после прохождения профессионального испытания.
    • Если служебный контракт работника подразумевает наличие определенного срока служебного испытания, то по истечении этого времени он имеет право быть представленным к минимальному рангу согласно занимаемой им должности.
    • Если увольнение дипломата было незаконным, то время перерыва будет засчитываться в течение срока его текущего дипломатического ранга.
    • Если имеют место особые отличия, выполнение исключительно важных дипломатических заданий, то присвоение следующего ранга может произойти ранее установленного срока или вовсе без соблюдения алгоритма очередности. Последнее, естественно, характерно для самых исключительных случаев.

    дипломатические ранги государственных служащих

    • Как досрочное, так и внеочередное присвоение дипломатических рангов государственным служащим осуществляется только аттестационной комиссией, председателем которой выступает 1-й замминистра МИДа.
    • Такие ранги, как чрезвычайный полномочный посол, чрезвычайный полномочный посланник 1-го и 2-го класса, имеет право присваивать только президент РФ по представлению министра МИДа. Остальные ранги назначает аттестационная комиссия.
    • Выплата месячных окладов дипломатическому работнику прекращается в момент его увольнения со службы.
    • Если лицо имеет как дипломатический ранг, так и квалификационный разряд (классный чин) государственной службы, то оплата труда ему начисляется согласно присвоенному рангу в дипломатической сфере.

    Дипломатические ранги и воинские звания в чем-то сравнимы. Существует строгая градация, регламентация присвоения. Как мы убедились, ранжирование дипломатических работников характерно не только для России. В нашей стране все аспекты данного мероприятия регламентируются соответствующим указом президента.

    Читайте также: