Какие элементы творчества могут присутствовать в профессии повара

Опубликовано: 02.07.2024

Проблема развития творческой личности всегда вызывала интерес и притягивала умы ученых, философов и конечно педагогов. Сегодня это проблема особенно актуальна, когда профессиональное образование находится в напряженном процессе реформирования. Согласно новым ФГОС начальное профессиональное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, которые, в свою очередь, должны понимать сущность и социальную значимость своей профессии.

В трудовой деятельности развиваются все стороны индивидуальности обучающихся. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично, в ней должен прослеживаться характер её рукотворца. В ходе работы развивается воображение, происходит более глубокое познание действительности. Формируются эмоционально – волевые и морально - эстетические качества.

По моему мнению, важным средством развития творческих способностей обучающихся является приобщение их к свободной импровизации, умению находить в обычных блюдах и кондитерских изделиях новые аналогии. Чтобы лабораторно-практические занятия были творческими, следует создать атмосферу раскованности. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться. Но только создание этих условий не будет способствовать благоприятному творческому росту, так как для его развития необходима некоторая база знаний: анализировать, умение комбинировать, находить в предмете или объекте несвойственные ему признаки, а так же выделять аналогичные в других объектах или предметах и т. д. Сформировать и развивать эти умения, заинтересовать , сделать так, чтобы обучающимся нравилось то, что они делают :только тогда они с удовольствием пойдут на занятия и с радостью выполнят поставленную задачу.

На моих уроках у обучающихся есть большие возможности проявить творчество. Кроме того, они проявляют творчество в тех видах деятельности, которые для них приемлемее, предпочтительнее.

В своей деятельности я выбираю различные пути для развития творчества. Изучив литературу по теме, для себя я определила психолого- педагогические условия развития творческих способностей обучающихся:

1. Создание атмосферы доброжелательности. С первых дней в группе надо стараться создавать такую обстановку, в которой дети смогут научиться выражать свои мысли. Вопросы «почему?», «для чего?» должны звучать на каждом занятии. Давать такие задания, с помощью которых обучающиеся научаться оценивать и обосновывать свою оценку. Если он чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность, а именно - творчество. А значит, работы будут аккуратными и более творческими. Именно такие условия я стараюсь создавать при обучении будущих специалистов .

2. Содержание занятий должно стимулировать эмоциональное отношение обучающихся. Только будучи заинтересованными, они начинают эмоционально выражать свое отношение ко всему окружающему. Я стараюсь выбрать такое содержание занятий, которое стимулировало бы эмоциональное выражение к происходящему. Например, перед изучением темы я предлагаю просмотреть подборку сайтов с креативным исполнением и дать оценку сложности изготовления. Наблюдая мастерство и качество выполнения обучающиеся стремятся к подражанию, фантазируют, придумывают, эмоционально выражают свои мысли.

3. Оптимальное сочетание принципов и технологий. Готовясь к каждому занятию, я выбираю наиболее благоприятное сочетание принципов и технологий, которые были бы доступны для освоения и восприятия учащимся и, конечно, способствовали развитию творческих способностей .

На основании психолого - педагогической методической литературы, наблюдений за учебной деятельностью своих обучающихся мной были разработаны занятия, в основу которых были положены следующие средства и принципы:

-анализ готовых блюд,

Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца. Только разнообразие работ, многократное опробование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения интересным .

В своей практике я использую творческие методы:

МЕТОДЫ УЧЕБНОГО ПОЗНАНИЯ (когнитивные):

Сравниваться могут любые объекты, понятия, эпохи. При изучении, например, темы блюда из круп, обучающиеся сравнивают ассортимент блюд в период эпохи правления царей и настоящее время, рассматриваются старинные названия изделий, их технология приготовления.

Метод эвристических вопросов.

Задаются 7 вопросов: Что? Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда?

Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ, а именно: для применения этого метода каждому обучающемуся задается задание для изучения отдельного блюда, а вопросы являются планом ответа: что представляет собой это блюдо; кто его впервые приготовил; как и зачем и где применяется; чем интересно.

Метод образного видения.

Результат работы выражается в графической форме ( эскиз проекта). Учащимся предлагается с помощью программы Microsoft Office PowerPoint создать презентацию по изучаемым темам, например, пошаговая технология приготовления блюд, ассортимент блюд по теме, варианты оформления блюда по теме и т.д.

Метод придумывания (метод эскиза):

Это способ создания неизвестного ранее блюда: его технологии, варианта оформления, правил и норм отпуска. обучающийся может предлагать блюда, которые готовят в его семье по особым рецептам. Но обязательным условием является эскиз блюда, так как это составная часть любого творческого проекта.

Средства этого метода позволяют нам почувствовать другую эпоху, вернуться на несколько веков назад, прочувствовать вкус и аромат блюд, которые готовились в эпоху Пушкина, Петра Первого, Екатерины Великой.

Метод ученического планирования.

Этот метод предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, например, составление технологических карт, разработка меню для мероприятий различного рода направленности, составление калькуляции. Обучающиеся овладевают умением анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Метод самоорганизации обучения.

Умение организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных преподавателем. Обучение строится на работе с первоисточниками, технологическими картами, приготовлении блюд и кондитерских изделий, что является основой творчества.

Обучающиеся работают в парах, группах, выполняют функции преподавателя (ученики – консультанты), применяя доступный им набор педагогических методов. Принцип работы в микрогруппах строится на определениях «Научился сам, научи друга», «Мы вместе», «Мы – команда», так как одним из условий развития творческой личности является умение работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

При использовании этого метода нужно изучить способности ребят, их темперамент, физиологические особенности и подбор в группы осуществлять по принципу «сильный-слабый», т.е. в группу подбираются учащиеся с разным уровнем обученности.

Метод рецензии или анализа.

Анализ дается любому творческому проекту, по каждому виду блюд и кондитерских изделий модуля программы. Обучающиеся учатся давать органолептическую оценку качества приготовленных блюд и изделий, находить недостатки и методы их устранения, проводить аналогию, сравнивать, давать объективную оценку.

В своей работе я практикую не только рецензии и анализ обучающихся, но и родителей, которые позволяют мне установить контакт с семьей, а учащемуся почувствовать значимость теоретических и практических навыков, получаемых в процессе обучения по профессии «Повар, кондитер»

Одно из ведущих значений я придаю методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность. Метод сложен для обучающихся на первом этапе обучения, но постепенно подводит нас к итоговому этапу обучения. Согласно новым ФГОСам итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа-проект). Под методом проектов понимается способ организации познавательно – трудовой деятельности обучающихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта труда, в данном случае – блюда и кондитерского изделия).

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся; в образовательной области технологии приготовления блюд и кондитерских изделий метод проектов – это комплексный процесс, результатом освоения которого является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности. Другими словами, метод проектов представляет собой такой способ обучения, который можно охарактеризовать, по словам Джорджа Дьюи, как и обучение через делание, когда обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:

-самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;

-планирует варианты решения проблемы;

-анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт [5].

Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность обучающегося и стремление преподавателя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

Используемые мной приемы и методы обучения углубляют знания обучающихся. Занятия проходят в эмоциональном и интеллектуальном подъеме, что дает выход творческой энергии учащихся, создает атмосферу сотрудничества, сотворчество учителя и учащихся заражают друг друга творческий энергией. Занятие создает для каждого обучающегося возможность проявить себя в зависимости от умения и желания учиться.

По словам Л.С.Выготского, творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и там, где человек воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо новое… Известный советский писатель Василий Белов писал: « Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом?»

Пробудить заложенные в каждом обучающемся творческое начало, научить «ТВОРИТЬ», помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я и стремлюсь в меру своих сил и способностей, организуя свои занятия. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши ребята, наше будущее.

Список литературы

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогического творчества / В. И. Андреев. – Казань, Изд-во КГУ, 1988. – 238 с.

2. Астахов А.И. Воспитание творчеством: кн. для учителя /А. И. Астахов. — М.: Просвещение, 1986 — 157 с.

3. Западные концепции художественного творчества : [учеб. пособие для филос. фак. ун-тов и вузов искусств] / М. Н. Афасижев. - 2-е изд., перераб. и доп. 1990

4. Бака И.И. Теоретические основы подготовки школьников к творческому. труду в сфере материального производства/ И.И. Бака - М.: МГПИ им. Ленина, 1985.-134 с.

5. Репкина Н.В. Что такое развивающие обучение?/ Н.В. Репкина– Томск: "Пеленг"1993 г.

Горшкова Ольга Дмитриевна


Урюпинский агропромышленный техникум

Человек по натуре своей – художник.

Он всюду стремится вносить в свою жизнь красоту.

Эти знаменитые слова напрямую имеют отношение и к людям, связанным с профессией «Повар, кондитер». Всем известно, что повар – это специалист, который занимается приготовлением пищи в столовых, бистро, закусочных, кафе и ресторанах различного уровня. Нельзя не отметить, что в настоящее время, в век скоростей и постоянной нехватки времени, кулинары и кондитеры, очень востребованы на рынке труда. Особенно это заметно в городах-мегаполисах, так как из-за постоянной нехватки времени люди все реже едят дома, а чаще – в заведениях общественного питания. К тому же, не каждый человек может позволить себе отведать шедевры экзотических кухонь или национальных блюд какой-нибудь страны.

Конечно, приготовить блюдо может практически любой человек. Но существует отличие кулинарии любителя от кулинарии профессионала. И заключается оно в том, что повар не только занимается приготовлением пищи в соответствии с существующими требованиями и рекомендованной технологией, но и любит свою работу, получает от нее удовольствие сам и старается безукоризненно приготовить блюдо и преподнести его посетителям, поделиться хорошим настроением, искренней радостью, внести красоту в повседневную, обыденную жизнь людей. Часто можно видеть фото улыбающихся посетителей кафе и ресторанов на фоне банкетных столов, поражающих своим неповторимым искусством декорирования. И не все догадываются и задумываются о том, что за всем этим стоит кропотливая, но очень интересная и увлекательная работа, терпеливый труд, результатом которого является своеобразный шедевр с индивидуальным почерком специалиста и, конечно же, хорошее настроение посетителей, эстетическое наслаждение и восхищение мастерством профессионала. У повара должен быть хороший эстетический вкус, как принято говорить, хорошо развито эстетическое чутье, чтобы самому получать наслаждение от подлинно прекрасного и творить по законам красоты. Во-первых, красиво оформленные блюда всегда привлекают внимание, возбуждают аппетит и доставляют людям удовольствие от приема пищи. Во-вторых, такой повар, кондитер, профессионал своего дела, всегда будет востребован, иметь хороший стабильный заработок и большие возможности карьерного роста.

Кулинария – это искусство, которое требует большого объема знаний, навыков, культуры, максимум творчества и фантазии, умение и желание экспериментировать. Каждый из работников общественного питания должен обладать профессиональными качествами, среди которых эстетика занимает одну из первых строк:

  • Владение профессиональными компетенциями;
  • Образная память;
  • Эстетический вкус;
  • Хорошо развитые обоняние и вкусовые ощущения;
  • Аккуратность;
  • Подвижность кистей рук, пальцев;
  • Физическая выносливость;
  • Высокая тактильная чувствительность.

Все это приобретается человеком в течение долгих лет учебы и повседневной практики. Из вышесказанного можно сделать вывод, что в обучении профессии «Повар, кондитер» наряду с работой по освоению профессиональных компетенций постоянно должна вестись работа по эстетическому воспитанию студентов.

Чему же должен научить мастер производственного обучения будущих специалистов в плане эстетики? Самый первый момент, на который он изначально обращает внимание будущих специалистов – это внешний вид. Внешний облик – это отражение характера человека, его эстетического вкуса. Эстетика спец. одежды предполагает прежде всего чистоту. Грязная форма расценивается не только как нарушение санитарного режима, но и резко снижает настроение самого повара. Надев красивую (как говорится – «к душе»), безукоризненно чистую форму, человек чувствует себя комфортно и уверенно, что естественно положительно сказывается на результатах и качестве работы. К тому же, такой внешний вид всегда вызывает уважение и почтительное отношение потребителей. Постоянно следить за своим внешним видом должно войти у каждого из студентов в привычку. Помощь и контроль со стороны мастера в этом присутствует ежедневно, особенно на первых уроках по учебной практике, когда обучающиеся адаптируются и изучают все азы и специфику будущей профессии. Эстетическая культура работников предприятий общественного питания, в независимости от того, повар это, бармен или официант, предполагает и правильное владение речью. Существует ряд требований, которые предъявляются к речи работников кафе, баров, ресторанов:

  • Правильно произносить слова, наиболее часто употребляемые в речи в связи с их профессией;
  • Правильно образовывать формы слов;
  • Знать род часто употребляемых существительных;
  • Избегать в речи слов-сорняков.

Для того, чтобы научиться всему этому, получая на уроках производственное задание по приготовлению и оформлению блюда, обучающиеся должны постоянно следовать вышеперечисленным эстетическим требованиям. Для достижения поставленных целей в плане эстетики способствуют следующие методы работы: демонстрация выполненных работ после каждого урока, сравнительный анализ, создание проблемных ситуаций, позволяющих обучающимся проявлять инициативу, творчество, самостоятельность, поощрение за проявление творчества, метод убеждения, пример мастера п/о, кружковая работа, участие в конкурсах профессионального мастерства, поиск новых вариантов решения вопроса, мультимедийные презентации, видеоролики и др. Для того, чтобы стать специалистом своего дела, необходимо трудолюбие, настойчивость, желание, целеустремленность и стремление к профессиональному совершенствованию и только от самого человека зависит, в какой степени он овладеет поварским искусством.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в сфере общественного питания формы обслуживания, оформление залов и сервировка столов, стиль подачи блюд меняются даже в рамках нескольких месяцев, то есть время постоянно диктует новые требования, и чтобы им соответствовать, знание эстетики в работе повара, кондитера просто необходимо.


Бытует мнение, что рабочие профессии далеки от творчества и что в них нет места креативу. Однако это далеко не так. Герои нашей статьи - обладатели рабочих специальностей, которым приходится каждый день творить, а плоды их работы можно по праву назвать произведениями искусства.

Повар, кондитер, пекарь

Творческая составляющая - неотъемлемая часть работы повара и кондитера. Ведь можно готовить по рецепту, а можно и без него - экспериментировать, изобретать новые, оригинальные сочетания вкусов. Причем важно не просто вкусно приготовить, но и красиво оформить блюдо или десерт, подать его. Поэтому повара и кондитеры - специалисты с богатой фантазией, обладающие даром импровизации и тонким вкусом.

- По образованию я юрист, но никогда не работала по профессии. С тортами та же история, я даже не ела их раньше, просто не любила сладкое. Потом со мной случился декрет, ребенок. На первый день рождения малыша мы решили заказать тортик, выбрали, нам его испекли: торт был вкусный, но оформление нас разочаровало. Тогда мы с мужем посмеялись, что я сама слепила бы лучше, - рассказывает историю, как пришла к своей нынешней профессии, кондитер Ильзия Габитова.

- После этого случая я впервые достала из коробки миксер, который мне до этого, пять лет назад, подарили подруги. И пошло-поехало: поиск рецептов, подбор бисквитов, кремов, пробы, пробы, пробы, - продолжает кондитер. - Чуть позже я стала уже сама придумывать кремы и соединять их с определенными бисквитами. Над оформлением тоже много приходилось работать. Лепить, искать мастер-классы, знакомиться с интересными людьми. То есть творчество в работе кондитера проявляется буквально во всем. Идеи возникают по-разному: иногда приходят во сне, бывает и так: я только-только увидела человека, а у меня уже создался образ тортика для него. Кстати, я начала увлекаться тортами шесть лет назад, всему научилась сама - благодаря Интернету. Потом ходила только на мастер-классы именитых кондитеров, а также по тем направлениям, которые я без обучения не могла освоить.

- Творчество в работе повара проявляется в разработке новых блюд, особенно когда готовишь блюдо из несовместимых продуктов, при оформлении блюда, поэтому можно с уверенностью сказать, что повар - это творец, - вторит коллеге шеф-повар «Туган авылым» Максим Красков. - Полное осознание того, чем хочу заниматься, пришло в достаточно раннем возрасте, мне было 19 лет. Я получил высшее профильное образование. Повышение квалификации на международном уровне получил в Ницце, Софии.

Стать хорошим специалистом в этой сфере при желании можно и отучившись в техникуме, колледже или в училище. А если потребуется, всегда можно окончить вуз или повысить квалификацию на курсах известных кулинаров.

Аэрографист

Если вы увидели проезжающую мимо машину, выделяющуюся на фоне других необычным рисунком на крыле или капоте, то можете быть уверены: постарался художник-аэрографист.

Аэрография - это живописная техника нанесения рисунка жидким красителем при помощи сжатого воздуха на разнообразные поверхности при помощи специального инструмента - аэрографа. Кстати, возможности аэрографии не ограничиваются росписью автомобилей и мотоциклов. Она используется для нанесения рисунков на технику (планшеты, компьютеры и др.), музыкальные инструменты, стекло, текстиль. Ее также применяют при создании 3D-рисунков на асфальте, живописных полотен и боди-арта, в дизайне интерьеров, в мультипликации и т. д.

- В нашей работе творчество проявляется на каждом этапе, начиная от выбора рисунка, продумывания композиции, создания эскиза и заканчивая нанесением рисунка на поверхность, - говорит аэрографист Семен Sem-grafix. - Вдохновляюсь окружающим нас миром: красотой природы, величием гор, полнотой морей, рек и озер, эстетикой городов, а еще вдохновляет сама техника: ее дизайн, характер, мощь. Учился я в самой обычной художественной школе, затем купил аэрограф и набивал руку в гараже у друга, смотрел мастер-классы на Youtube. Вообще считаю, что нет границ для развития навыков.

- Каждый заказ для меня как новый урок: всегда разные задачи. Так что я всегда совершенствую свое мастерство, - рассказывает другой казанский художник-аэрографист Елена Мытко. - Обычно заказчики сами придумывают интересные идеи, а я как исполнитель ищу наилучшее решение. Сам процесс довольно многогранный: от разработки эскиза до отрисовки объекта. Вдохновляют успешные художники и великие люди, очень нравится рисовать диких кошек, они загадочные и грациозные, как будто созданы для того, чтобы их написали. Я окончила отделение живописи Оренбургского художественного колледжа. Сразу после окончания прошла двухнедельные курсы аэрографии в Санкт-Петербурге.

Фотограф

Профессия фотографа также относится к рабочим. Чтобы добиться успеха в фотоделе, требуется творческий склад ума и оригинальное видение мира. Но для достижения высоких результатов надо еще и хорошо разбираться в технической стороне вопроса.

- Фотография и творчество неразделимы. Фотограф - это тот же художник, только вместо кисти и красок у него фотоаппарат. Каждый человек уникален, и я должен понять его и его цели, что он хочет от фотосессии, после чего необходимо придумать идею фотосессии, образа и преподнести все это так, чтобы клиент впечатлился, проникся идеей, - делится опытом фотограф Азат Ягудин. - Я самоучка, всему научился сам, потому что против шаблонных обучающих курсов: они притупляют творчество, интереснее развиваться методом проб и ошибок. В этой профессии есть много правил, но к ним надо прийти самому. К сегодняшнему дню шел 7 лет и думаю, что впереди много нового для меня.

Швея

Швея - практичная специальность с творческим началом. Обладатели этой профессии трудятся и на массовом производстве - в цехах, и в частных мастерских, и на дому, причем выполняя не только пошив, но и конструирование одежды. Поэтому эту профессию, несмотря на ее практическое содержание, можно отнести к творческим. При желании есть возможность выйти за стандартные рамки пошива и стать автором оригинального фасона одежды, интересного дизайна.

- Шитье - это творческий процесс от начала до конца: от создания эскиза, подбора ткани, фурнитуры до готового образа, - рассказывает швея Ольга Майорова, которая трудится в частной мастерской. - Очень редко бывает так, чтобы заказчик пришел с готовой идеей, и мы ничего не добавили, не поменяли. Наоборот, чаще приходят и говорят: есть некий образ, и его надо дополнить, довести до ума, или бывает, что вообще не знают, что хотят: хочу платье - предлагайте! И вот тут открывается бескрайнее поле для творчества. Я окончила училище по специальности «швея-мотористка», затем отучилась в вузе и получила специальность «инженер-технолог легкой промышленности». Но по своему опыту могу сказать, что если есть талант, то достаточно среднего специального или среднего профессионального образования. Вообще думаю, что творчество есть практически в любой профессии, рабочая она или нет, если понимать творчество как процесс создания чего-то нового, хорошего и полезного для людей.

В каких еще рабочих профессиях есть творческая составляющая?

Бутафор, кузнец, витражист, столяр, краснодеревщик, гончар, гример, ювелир, гравер, костюмер, купажист, реставратор, парикмахер и многие-многие другие.

Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, ответственного, свободно владеющего своей профессией, готового к эффективной работе по специальности и к постоянному профессиональному росту.

Содержимое разработки

Развитие творческих способностей обучающихся на примере профессии «Повар, кондитер»

мастер производственного обучения

СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум»

Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, ответственного, свободно владеющего своей профессией, готового к эффективной работе по специальности и к постоянному профессиональному росту.

Необходимо, чтобы подготовка рабочего непрерывно дополнялась и совершенствовалась, в том числе и через обновление содержания технического творчества.

Давно замечено, что наиболее успешно совершенствуют квалификацию, осваивают профессию те молодые рабочие, у которых творческий подход к делу проявлялся ещё до прихода на производства, чьи творческие способности получили необходимое развитие в процессе обучения и овладения профессией.

В отличие от других видов педагогической деятельности, производственное обучение открывает наибольшие возможности развития у воспитанников творческого подхода к делу. На занятиях производственного обучения обеспечивается формирование творческих качеств личности у всех обучающихся.

Все начинается с любви: с любви к детям, профессии, любви к себе. Это не только философия моей педагогики, но и философия моей жизни.

Важным средством развития творческих способностей обучающихся является приобщение их к свободной импровизации, умению находить в обычных блюдах и кондитерских изделиях новые аналогии. Чтобы занятия по учебной практике были творческими, следует создать атмосферу доброжелательности и взаимопонимания. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться. Мало того, для развития творческого роста необходима некоторая база знаний: умение анализировать, комбинировать, находить в предмете или объекте несвойственные ему признаки, а так же выделять аналогичные в других объектах или предметах. Сформировать и развивать эти умения, заинтересовать, сделать так, чтобы обучающимся нравилось то, что они делают: только тогда они с удовольствием пойдут на занятия и с радостью выполнят поставленную задачу.

Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца. Только разнообразие работ, многократное опробование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития.

В настоящее время работаю по формированию творческих способностей на занятиях производственного обучения, как составляющая востребованности будущего профессионала.

Для развития интереса к занятиям и творческих качеств обучающихся я ввела в свою практику нестандартные уроки: урок-соревнование, урок-взаимообучение, урок-творческий отчет (проведение контрольно-проверочных работ), урок-конкурс, урок с использованием элементов проблемного обучения (решение производственных задач).

Так, например, были проведены:

- урок-конкурс салатов «Овощная битва» для первого курса поваров;

- урок-проект «Блюда из запечённой рыбы» (каждому звену было дано домашнее задание: подготовить презентацию блюд из запечённой рыбы по своему выбору, составить технологические карты, по которым на уроке были приготовлены эти блюда),

- урок-соревнование «Русские пироги». Время на выполнения задания отводится 4 часа. Каждое звено готовит 3 пирога с различными фаршами (открытые, закрытые и полуоткрытые) весом от 500 до 1кг.

При выполнении данного задания дается возможность творческой реализации за счет свободного выбора фарша и оформления пирога.

Технологические карты готовило каждое звено.

Постоянно работаю над повышением результативности уроков производственного обучения. На уроках применяю различный дидактический материал, наглядные пособия, тестовый контроль знаний, провожу уроки с элементами деловой игры, для подготовки к урокам пользуюсь интернет ресурсами. В качестве самостоятельных заданий обучающиеся выполняют электронные презентации.

Анализ дается любому творческому проекту, по каждому виду блюд и кондитерских изделий модуля программы. Обучающиеся учатся давать органолептическую оценку качества приготовленных блюд и изделий, находить недостатки и методы их устранения, проводить аналогию, сравнивать, давать объективную оценку.

Используемые мной приемы и методы обучения углубляют знания обучающихся. Занятия проходят в эмоциональном и интеллектуальном подъеме, что дает выход творческой энергии учащихся, создает атмосферу сотрудничества, сотворчество учителя и учащихся заражают друг друга творческий энергией. Занятие создает для каждого обучающегося возможность проявить себя в зависимости от умения и желания учиться.

Пробудить заложенные в каждом обучающемся творческое начало, научить «ТВОРИТЬ», помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я и стремлюсь в меру своих сил и способностей, организуя свои занятия. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши ребята, наше будущее.

Для достижения поставленных задач, два раза в неделю провожу предметный кружок «Кулинарное путешествие». Кружок объединяет обучающихся и способствует повышению уровня профессионального мастерства, развивает чувство коллективизма.

В программе кружка предусмотрены два направления: 1)кулинария народов нашей страны и народов мира; 2) национальная и обрядовая выпечка разных народов. Это помогает не только совершенствовать профессиональные навыки, но и стимулирует интерес к истории своей страны и других народов.

Открытое мероприятие: мастер-класс «Традиционная русская выпечка».

Цель: знакомство с русскими традициями, технологией русской выпечки, повышение уровня профессиональной компетенции.

Задачи: вызвать интерес к избранной профессии, к самостоятельным поискам новых блюд.

Большим потенциалом обладает внеурочная деятельность, которая направлена, прежде всего, на развитие профессиональных и личностных качеств, а также на реализацию склонностей и интересов обучающихся, их готовность к самосовершенствованию, а значит и творчеству.

Наши обучающиеся участвуют в мероприятиях посвященных знаменательным датам («Повара в годы войны» ко Дню Победы, «Широкая масленица», «День пельменя», «Пасхальные хлопоты» - для всех трёх курсов ПК). и др.), выставках продажах кондитерских изделий, в районных и областных олимпиадах профессионального мастерства.

Поварское дело – не ремесло, а искусство.

А закончить хочу словами: Посуда в ресторане не обязательно должна быть серебряной, но повар должен быть золотой.

Проблема творческой личности всегда вызывала интерес и всегда притягивала умы ученых.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие творческих способностей будущих специалистов профессии «Повар, кондитер»"»

ГАПОУ РХ « Аграрный Техникум»

Доклад

Развитие творческих способностей будущих специалистов профессии «Повар, кондитер»



Мастер Учебной практики: Мосина Г.Я.

с. Шира 2015г

Проблема развития творческой личности всегда вызывала интерес и притягивала умы ученых, философов и конечно педагогов. Сегодня это проблема особенно актуальна, когда профессиональное образование находится в напряженном процессе реформирования. Согласно новым ФГОС начальное профессиональное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, которые, в свою очередь, должны понимать сущность и социальную значимость своей профессии.

В трудовой деятельности развиваются все стороны индивидуальности обучающихся. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично, в ней должен прослеживаться характер её рукотворна. В ходе работы развивается воображение, происходит более глубокое познание действительности. Формируются эмоционально – волевые и морально - эстетические качества.

По моему мнению, важным средством развития творческих способностей обучающихся является приобщение их к свободной импровизации, умению находить в обычных блюдах и кондитерских изделиях новые аналогии. Чтобы лабораторно-практические занятия были творческими, следует создать атмосферу раскованности. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться. Но только создание этих условий не будет способствовать благоприятному творческому росту, так как для его развития необходима некоторая база знаний: анализировать, умение комбинировать, находить в предмете или объекте несвойственные ему признаки, а так же выделять аналогичные в других объектах или предметах и т. д. Сформировать и развивать эти умения, заинтересовать , сделать так, чтобы обучающимся нравилось то, что они делают :только тогда они с удовольствием пойдут на занятия и с радостью выполнят поставленную задачу.

На уроках учебной практики у обучающихся есть большие возможности проявить творчество. Кроме того, они проявляют творчество в тех видах деятельности, которые для них приемлемее, предпочтительнее.

В своей деятельности я выбираю различные пути для развития творчества. Изучив литературу по теме, для себя я определила психолого-педагогические условия развития творческих способностей обучающихся:

1. Создание атмосферы доброжелательности. С первых дней в группе надо стараться создавать такую обстановку, в которой дети смогут научиться выражать свои мысли. Вопросы «почему?», «для чего?» должны звучать на каждом занятии. Давать такие задания, с помощью которых обучающиеся научаться оценивать и обосновывать свою оценку. Если он чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность, а именно - творчество. А значит, работы будут аккуратными и более творческими. Именно такие условия я стараюсь создавать при обучении будущих специалистов .

2. Содержание занятий должно стимулировать эмоциональное отношение обучающихся. Только будучи заинтересованными, они начинают эмоционально выражать свое отношение ко всему окружающему. Я стараюсь выбрать такое содержание занятий, которое стимулировало бы эмоциональное выражение к происходящему. Например, перед изучением темы я предлагаю просмотреть подборку сайтов с креативным исполнением и дать оценку сложности изготовления. Наблюдая мастерство и качество выполнения обучающиеся стремятся к подражанию, фантазируют, придумывают, эмоционально выражают свои мысли.

3. Оптимальное сочетание принципов и технологий. Готовясь к каждому занятию, я выбираю наиболее благоприятное сочетание принципов и технологий, которые были бы доступны для освоения и восприятия обучающихся и, конечно, способствовали развитию творческих способностей .

На основании психолого-педагогической методической литературы, наблюдений за учебной деятельностью своих обучающихся мной были разработаны занятия, в основу которых были положены следующие средства и принципы:

-анализ готовых блюд,

Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца. Только разнообразие работ, многократное опробование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения интересным .

В своей практике я использую творческие методы:

МЕТОДЫ УЧЕБНОГО ПОЗНАНИЯ (когнитивные):

Сравниваться могут любые объекты, понятия, эпохи. При изучении, например, темы блюда из круп, обучающиеся сравнивают ассортимент блюд в период эпохи правления царей и настоящее время, рассматриваются старинные названия изделий, их технология приготовления.

Метод эвристических вопросов.

Задаются 7 вопросов: Что? Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда?

Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ, а именно: для применения этого метода каждому обучающемуся задается задание для изучения отдельного блюда, а вопросы являются планом ответа: что представляет собой это блюдо; кто его впервые приготовил; как и зачем и где применяется; чем интересно.

Метод образного видения.

Результат работы выражается в графической форме (эскиз проекта). Обучающимся предлагается с помощью программы Microsoft Office PowerPoint создать презентацию по изучаемым темам, например, пошаговая технология приготовления блюд, ассортимент блюд по теме, варианты оформления блюда по теме и т.д.

Метод придумывания (метод эскиза):

Это способ создания неизвестного ранее блюда: его технологии, варианта оформления, правил и норм отпуска. Обучающийся может предлагать блюда, которые готовят в его семье по особым рецептам. Но обязательным условием является эскиз блюда, так как это составная часть любого творческого проекта.

Средства этого метода позволяют нам почувствовать другую эпоху, вернуться на несколько веков назад, прочувствовать вкус и аромат блюд, которые готовились в эпоху Пушкина, Петра Первого, Екатерины Великой.

Метод ученического планирования.

Этот метод предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, например, составление технологических карт, разработка меню для мероприятий различного рода направленности, составление калькуляции. Обучающиеся овладевают умением анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Метод самоорганизации обучения.

Умение организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных преподавателем. Обучение строится на работе с первоисточниками, технологическими картами, приготовлении блюд и кондитерских изделий, что является основой творчества.

Обучающиеся работают в парах, группах, выполняют функции мастера(обучающиеся– консультанты), применяя доступный им набор педагогических методов. Принцип работы в микрогруппах строится на определениях «Научился сам, научи друга», «Мы вместе», «Мы – команда», так как одним из условий развития творческой личности является умение работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством ,с посетителями.

При использовании этого метода нужно изучить способности ребят, их темперамент, физиологические особенности и подбор в группы осуществлять по принципу «сильный-слабый», т.е. в группу подбираются учащиеся с разным уровнем обученности.

Метод рецензии или анализа.

Анализ дается любому творческому проекту, по каждому виду блюд и кондитерских изделий модуля программы. Обучающиеся учатся давать органолептическую оценку качества приготовленных блюд и изделий, находить недостатки и методы их устранения, проводить аналогию, сравнивать, давать объективную оценку.

В своей работе я практикую не только рецензии и анализ обучающихся, но и родителей, которые позволяют мне установить контакт с семьей, а обучающемуся почувствовать значимость теоретических и практических навыков, получаемых в процессе обучения по профессии «Повар, кондитер»

Одно из ведущих значений я придаю методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность. Метод сложен для обучающихся на первом этапе обучения, но постепенно подводит нас к итоговому этапу обучения. Согласно новым ФГОСам итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа-проект). Под методом проектов понимается способ организации познавательно – трудовой деятельности обучающихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта труда, в данном случае – блюда и кондитерского изделия).

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся; в образовательной области технологии приготовления блюд и кондитерских изделий метод проектов – это комплексный процесс, результатом освоения которого является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности. Другими словами, метод проектов представляет собой такой способ обучения, который можно охарактеризовать, по словам Джорджа Дьюи, как и обучение через делание, когда обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:

-самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;

-планирует варианты решения проблемы;

-анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт [5].

Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность обучающегося и стремление мастера «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности обучающегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к новизне.

Используемые мной приемы и методы обучения углубляют знания обучающихся. Занятия проходят в эмоциональном и интеллектуальном подъеме, что дает выход творческой энергии обучающихся, создает атмосферу сотрудничества, сотворчество мастера и обучающихся заражают друг друга творческий энергией. Занятие создает для каждого обучающегося возможность проявить себя в зависимости от умения и желания учиться.

По словам Л.С.Выготского, творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и там, где человек воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо новое… Известный советский писатель Василий Белов писал: « Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом?»

Пробудить заложенные в каждом обучающемся творческое начало, научить «ТВОРИТЬ», помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я и стремлюсь в меру своих сил и способностей, организуя свои занятия. Конечно, эту задачу не под силу решить одному мастеру. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши ребята, наше будущее.

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогического творчества / В. И. Андреев. – Казань, Изд-во КГУ, 1988. – 238 с.

2. Астахов А.И. Воспитание творчеством: кн. для учителя /А. И. Астахов. — М.: Просвещение, 1986 — 157 с.

3. Западные концепции художественного творчества : [учеб. пособие для филос. фак. ун-тов и вузов искусств] / М. Н. Афасижев. - 2-е изд., перераб. и доп. 1990

4. Бака И.И. Теоретические основы подготовки школьников к творческому. труду в сфере материального производства/ И.И. Бака - М.: МГПИ им. Ленина, 1985.-134 с.

Читайте также: