Какие элементы творчества могут присутствовать в профессии учителя физкультуры

Опубликовано: 03.10.2024

Морева Марина Юрьевна

Профессия педагог по физическому воспитанию и спорту – самая сложная из педагогических профессий. Сложность её определяется одной из важнейших задач строительства общества, обеспечить воспитание начиная с самого раннего детства, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил.

На определяющую роль и большое значение педагогического общения в учебно-воспитательном процессе указывали многие выдающиеся педагоги. А. С. Макаренко подчёркивал необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: « Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребёнка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагог, который не умел бы играть… Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какое-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность…»

Можно выделить несколько компонентов педагогического мастерства (Д. Аллен, К. Райн).

  1. Варьирование стимуляции учащегося (может выражаться, в частности, в отказе от монологичной, монотонной манеры изложения учебного материала, в особенности поведении преподавателя в аудитории).
  2. Привлечения интереса с помощью захватывающего начала, малоизвестного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы.
  3. Педагогически грамотно подведение итогов занятия или его отдельной части.
  4. Использование пауз или невербальных средств коммуникации (взгляда, мимики, жестов).
  5. Искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений.
  6. Постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера.
  7. Постановка вопросов, подводящих учащегося к обобщению учебного материала.
  8. Использование задач дивергентного типа с целью стимулирования творческой активности.
  9. Определение сосредоточенности внимания, степени включенности студента в умственную работу по внешним признакам его поведения.
  10. Использование иллюстраций и примеров.
  11. Использование приема повторения.

Основными компонентами педагогической культуры являются: 1 - профессиональные знания и умения; 2 - личностные качества педагога; 3 - опыт творческой деятельности.

Педагог должен владеть следующими типами профессиональных знаний:

- методические и технологические знания.

А также следующими профессиональными умениями:

- умениями владения педагогическими техниками,

- анализа и самоанализа,

Можно выделить три уровня педагогической культуры:

  1. Репродуктивный.
  2. Профессионально-адаптивный.
  3. Профессионально-творческий.

Успешность работы учителя физической культуры зависит от уровня профессионализма. «Профессионал — это специалист, овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение (профессионал — это специалист на своем месте), стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе» (Маркова А.К. Психология профессионализма).

Профессионализм в любой области определяется тем, какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни конкретная профессиональная деятельность, какие цели он ставит и т.д., а также какие технологии, средства человек применяет для достижения поставленных целей.

Теоретико-практические основы профессионализма разрабатывает наука акмеология (от греч. akme — вершина зрелости, достижений), которая рассматривает во взаимосвязи объективные и субъективные условия, позволяющие человеку достичь наивысшей для него результативности в его профессиональной деятельности.

В акмеологии выделяют три периода становления личности и достижения ею вершины профессионализма. Первый — допредстартовый — определяется задатками человека, его одаренностью, способностями, семейным и школьным воспитанием и развитием. Второй — предстартовый — воспитанием, образованием, обучением в профессиональном учебном заведении. Третий — стартовый (период оптимума, финиша) — это период самодвижения к вершинам профессионализма в самостоятельной профессиональной деятельности на протяжении трудовой жизни.

На этой основе в непрерывном физкультурном профессиональном образовании выделяют три этапа: первый — допрофессиональный (довузовский); второй — базовый профессиональный (вузовский); третий — этап профессионального совершенствования (послевузовский).

Творчество является неотъемлемым условием профессионального мастерства современных специалистов. В основе творческой профессиональной деятельности лежит профессионально-творческое мышление. Деятельностная сфера профессионального труда в современных быстро меняющихся условиях жизни требует развертывания творческого профессионального мышления, профессионального творчества. Профессиональное творчество – это нахождение новых нестандартных способов решения профессиональных задач, анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений (А.К.Маркова).

Признаками профессионального творчества (М.А.Туркина и М.В.Гулагова) выделяют:

- мотивационные, эмоционально-волевые, интеллектуальные, физические, биоэнергетические;

- практические компоненты творческой профессиональной деятельности;

- обусловленность профессионального творчества проблемной ситуацией;

- использование нестандартных, оригинальных, оптимальных, рациональных приемов, средств и их сочетание, направленность, нацеленность субъекта профессиональной деятельности на поиск нового способа, приема решения возникающих творческих специальных задач и их реализация в профессиональной деятельности.

Педагогическое мастерство символизирует наличие должной профессиональной культуры учителя и стремление к ней. Содержание педагогического мастерства включает в себя и психолого-педагогическую эрудицию, и профессиональные особенности, и умения в области педагогической техники. Оно тесно связано с педагогическими способностями учителя, характером, умением влиять на психику другого человека в нужном плане и управлять развертыванием положительных черт и качеств личности ученика. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому вдумчиво работающему учителю, который стремиться к нему.

Работу учителя физической культуры невозможно представить без элементов гностической деятельности - познания содержания учебного предмета "Физическая культура", закономерностей физического, психического развития учащихся, а также самосовершенствования (на протяжении всей трудовой деятельности).

Для учителя физической культуры свойственны такие качества, как наблюдательность, внимательность, воображение, определенные качества ума и речи, быстрота ориентировки и реагирования, координация движений и т.д.

Наблюдательность - проникновение во внутренний мир ребенка, она помогает быть диагностом.

Внимательность и наблюдательность в деятельности учителя физической культуры имеют исключительное значение, предупреждая падения, травмы учащихся во время выполнения упражнений.

Воображение сказывается на характере всей его учебно-воспитательной работы: композиции урока, распределении внимания между учащимися класса, и т.д.

Педагог должен обладать изобретательностью, критичностью, остроумием, правильной и доступной речью, ученикам нужно уметь сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю, культуру, вашу личность.

Перечисленные качества определяются как интеллектуальные способности. Учитель физкультуры должен обладать широким арсеналом двигательных способностей. Для него характерна разносторонняя физическая подготовленность, умение управлять своими движениями. Поскольку способности учителя развиваются в педагогической деятельности, то в итоге их структура должна соответствовать структуре этой деятельности.

Основным условием проявления творческой деятельности в профессиональной деятельности является любовь к выполняемой работе, когда человек сознательно видит в ней радость, понимает необходимость и пользу своего труда для общества. Профессиональная деятельность учителя , в силу своих специфических особенностей, является той сферой деятельности человека, в которой проявление творчества безгранично и необходимо. В этой связи известный тренер болгарских тяжелоатлетов Ильдар.Абаджиев писал: «Учитель должен постоянно жить мыслью, что он отстаёт, что он просто погибнет, если не придумает что-то новое, если чего-то не откроет
Педагогическое творчество характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией методов и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.
Педагогическое творчество преподавателей по физической подготовке и спорту представляет собой деятельность, конечной целью которой является совершенствование их профессионального труда. Данная деятельность должна быть направлена на поиск оригинальных способов применения известных или выработки новых, ранее неизвестных методов и приемов решения педагогических задач.
Для развития творчества у преподавателей по физической подготовке и спорту необходимо соблюдать следующие условия: формирование достаточной мотивации; совершенствование общей и профессиональной культуры; наличие необходимого времени для творческого саморазвития.
Цель работы: рассмотреть психолого-педагогические составляющие процесса творчества учителя.
Задачи работы:
1. Определить сущность понятия «педагогическое творчество».
2. Проанализировать структуру творческого процесса учителя физической культуры.

Творчество в деятельности учителя..


Педагогическое творчество преподавателей по физической подготовке и спорту представляет собой деятельность, конечной целью которой является совершенствование их профессионального труда. Данная деятельность должна быть направлена на поиск оригинальных способов применения известных или выработки новых, ранее неизвестных методов и приемов решения педагогических задач.
Обострение конкуренции на арене спортивной борьбы, постоянный рост спортивных достижений побуждает педагога к поиску новых подходов к технической, волевой, интеллектуальной и других видов подготовки спортсменов. Сильным мотивирующим фактором активности, добросовестности в тренировочном процессе, поддержания длительного интереса к занятиям спортом выступает личность учителя.
Творчество может возникнуть, только при условии профессионально-личностной мотивации, которая рождается и поддерживается захватившей педагога идеей. Энтузиазм тренера, его любовь к спорту, фанатичная преданность делу - положительный фактор для тренировочного процесса. Оптимизм тренера играет положительную роль во всех случаях спортивной жизни, в любых ситуациях тренировки и соревнований.

Отношение педагога к собственному творчеству и творчеству воспитанников зависит от общей мотивации педагогов к педагогической деятельности и творчеству в том числе. Оно выражено в желании самим создавать новое не только для себя, но и для детей, работая как индивидуально творчески, так и в сотворчестве с детьми.
Составляющими педагогического творчества учителя физической культуры и тренера-преподавателя являются:
- опыт творческой деятельности, придающий уверенность в правильности выбранного подхода в общении с детьми и непосредственного взаимодействия с обучаемыми (обусловлен творческим потенциалом личности),
- психолого-педагогические и специализированные знания,
- креативность, новые идеи, позволяющие находить и применять оригинальные и нестандартные решения
- двигательный опыт, как специфический показатель, без которого невозможно говорить о пофессиональной пригодности спортивного педагога.
Системообразующими компонентами саморазвития выступают самопознание, самоуправление и творческая самореализация личности учителя в его профессиональном становлении.
Чтобы овладеть педагогическим творчеством, недостаточно научиться решать теоретические педагогические задачи и воплощать их решение во взаимодействии с обучаемыми. Это невозможно без умений управлять собственными психическими состояниями, своим творческим самочувствием, которое относится обычно к основным компонентам педагогического творчества и тесно связано с коммуникативной сферой.
Творческое рабочее самочувствие педагога - это специфическое творческое состояние, имеющее свою психическую природу и складывающееся из определенных психических элементов. Элементы творческого самочувствия учителя:
1) сосредоточенность, поглощенность учителя ведущей задачей урока, его идейно-познавательным и воспитательным замыслом;
2) прицел учителя на «сверхзадачу» - могущественный стимулятор творческой деятельности учителя;
3) видение учителем всех учеников и каждого в отдельности как бы "изнутри" –

4) способность контролировать себя, проводить самоанализ. Это дисциплинирует ум и чувство, что усиливает бодрое, творческое самочувствие, как в глобальных педагогических проблемах урока, так и в «мелочах».

Личность педагога должна стоять в центре педагогического творчества, так как именно ему общество доверило формирование человеческой личности. оценивать индивидуальные свойства личности спортивного педагога по следующим качествам
- идейно-политические качества (патриотизм, интернационализм, целеустремлённость, принципиальность);
- нравственные качества (коллективизм, чувство долга, ответственность, спортивная честь, скромность, гуманизм, доброта, порядочность, самокритичность, трудолюбие);
- волевые качества (активность, мужество, настойчивость, самостоятельность, инициативность, решительность, уверенность, смелость, самообладание, выдержка, воля к победе);
- поведение в коллективе (общительность, доброжелательность, требовательность к другим, самолюбие, самокритичность, уважительность, оптимальная эмоциональность, отношение к успехам и неудачам, умение владеть собой, рассудительность, отзывчивость);
- отношение к работе (увлечённость, исполнительность, аккуратность, дисциплинированность, пунктуальность, творческое отношение к делу, фанатизм);
- личностно-профессиональные качества (спортивное мастерство, педагогическое мастерство, наблюдательность, интуиция, педагогический такт, умение распределять внимание, педагогическое воображение, абстрактное мышление, любознательность, дидактические умения,построение взаимоотношений со спортсменами, умение прогнозировать, моделировать, авторитетность).

. В результате можно заключить, что личностные особенности педагога во многом определяют успешность его деятельности. Творческая индивидуальность педагога - это высшая характеристика его деятельности, как и всякое творчество, она тесно связана с его личностью.
Труд преподавателя состоит из трех компонентов: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность. Личность - стержневой фактор труда, определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и в педагогическом общении. Творческая деятельность тренера немыслима без фантазии и воображения, импровизации, интуиции и вдохновения.
учитель должен быть психологом. Тренеры-мастера в процессе воспитания юных спортсменов выявляют комплекс их психических качеств и особенностей,

Не менее важное значение имеет понимание учителем учеником. Оно предполагает умение учителя проникнуть во внутренний мир учеников, найти нужную форму обращения к ним. Взаимопонимание учеников и их питомцев обуславливает их социально-психологическую совместимость. Непонимание учителя учеников ведет к обостренным негативным взаимоотношениям между ними.
Структура деятельности учителя прежде всего, требует развития таких способностей - перцептивных, проектировочных и конструктивных, организаторских и дидактических, экспрессивных, коммуникативных, академических и специальных.
В условиях продуктивной творческой позиции в центре внимания преподавателей - будущая судьба ученика, поиск разных эффективных способов подготовки его к самостоятельному решению задач образовательного процесса, обучаемые становятся активными соучастниками учебно-тренировочного процесса, делающими его продуктивным.


Специалист по физической культуре и спорту - это, прежде всего, педагог, который не только занимается обучением технике движений и развитием физических способностей, но и формирует личность будущего гражданина, а основу этой деятельности составляют творческие способности.
Отношение педагога к собственному творчеству и творчеству воспитанников зависит от общей мотивации педагогов к педагогической деятельности и творчеству в том числе. Оно выражено в желании самим создавать новое не только для себя, но и для детей, работая как индивидуально творчески, так и в сотворчестве с детьми. Мотивы творчества тренера можно рассматривать как стремление к самовыражению и как желание решать оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи в работе с детьми.
Составляющими педагогического творчества учителя физической культуры и тренера-преподавателя являются: опыт творческой деятельности, придающий уверенность в правильности выбранного подхода в общении с детьми и непосредственного взаимодействия с обучаемыми (обусловлен творческим потенциалом личности), психолого-педагогические и специализированные знания, креативность, новые идеи, позволяющие находить и применять оригинальные и нестандартные решения, двигательный опыт, как специфический показатель, без которого невозможно говорить о профессиональной пригодности спортивного педагога.

В управлении деятельностью учеников на уроке немаловажное значение имеет умение учителя, применяя творческий подход, создавать оптимальный эмоциональный фон. Кстати, эта проблема пока остается наименее разработанной применительно к школьному уроку. Эмоциональные нагрузки дозируются прежде всего варьированием манеры поведения учителя, стиля общения, речевых интонаций и степени выразительности жестовых сигналов с учетом настроения, уровня проявления учебной активности, внимания и интереса учащихся к занятиям.

Помощь в поведенческих актах, в выборе способов взаимообщения осуществляется использованием наглядных примеров (например, как формы поведения влияют на эффективность учебной работы), а также созданием ситуаций, предрасполагающих к позитивным взаимоотношениям (например, привлечение к взаимостраховке и взаимопомощи). Весьма важно определить меру и своевременность помощи. Будучи излишней, она создает у занимающихся ложное представление о собственных возможностях, а недостаточная и несвоевременная помощь может привести к травмам и недооценке своих сил. К заданиям творческого характера можно отнести: определение причин успехов, неудач, путей преодоления трудностей, нахождение рациональных способов достижения цели и т. п.

Применяя творческий подход, следует активизировать деятельности учащихся повышением уровня познавательной и двигательной активности.

Познавательная активность выражается в стремлении учеников к осознанию и качественному решению учебных задач, расширению и углублению знаний, познанию сущности выполняемых действий. Внешними ее признаками являются: повышенный интерес к учебной информации и точному воспроизведению заданных действий, высокая самоорганизация в учебных действиях, инициатива в выполнении учебных заданий.

Двигательная активность определяется объемом и интенсивностью выполняемых физических упражнений, а также действий по подготовке и уборке мест занятий. Она является решающим фактором обеспечения моторной плотности урока.

В учебной деятельности оба вида активности взаимозависимы. Например, овладение физическим упражнением требует, с одной стороны, усвоения знаний о технике и воздействии упражнения на организм, что предполагает проявление познавательной активности, а с другой — многократных повторений самого упражнения, т. е. проявления двигательной активности.

Тот и другой вид активности может проявляться неосознанно как удовлетворение потребности детей в движениях или познании предметов и явлений окружающей действительности.

Для стимулирования и управления активностью используют следующие методические приемы.

Конкретизация не только общих задач урока, но и частных для каждого фрагмента урока.

Постановка задач поискового характера. Например, учащимся предлагается определить, за счет чего возрастает скорость при низком старте, какие физические качества наиболее значимы для эффективности стартовых действий и т. д. Учитель корректирует суждения учеников, подводя их к самостоятельному формулированию задач предстоящей работы.

Варьирование содержания или способов организации выполнения упражнений в рамках каждого урока и единой дидактической направленности всей серии уроков. Например: использование различных видов построения или одного вида строя при разной его организации (в шеренгу - на непривычной стороне зала, по диагонали); частичная или полная замена упражнений разминки аналогичными по направленности воздействий, но отличающимися по форме движений; выполнение знакомых упражнений в новых условиях организации (индивидуально, в парах и т. д.); введение упражнений, создающих предпосылки к овладению материалом последующих уроков (опережающие задания), или упражнений из других разделов программы.

Объяснение учителем техники физического упражнения по ходу выполнения его одним из учеников. Остальные ученики, наблюдая за своим товарищем и слушая учителя, приучаются к активности на протяжении всего урока, приобретают умения выделять объекты наблюдения, выявлять двигательные ошибки и их причины, определять эффективность способов выполнения физических упражнений и т. д.

Примерные варианты приема: а) при выполнении упражнения одним из учеников учитель акцентирует внимание наблюдающих на главных элементах техники упражнения, разъясняет причины появления двигательных ошибок и пути их устранения; б) при наблюдении за одинаковыми действиями двух учеников сравнивается результативность движений каждого; в) при выполнении одним учеником двигательного действия разными способами (например, прыжка в высоту с разбега способами «согнув ноги» и «перешагиванием») сравнивается их эффективность.

Задания по самоанализу используются преимущественно в старших классах, так как требуют высокого уровня аналитического мышления и умения соединять мысль с действием. Однако для своевременного развития подобных способностей упрощенные задания следует предлагать уже школьникам среднего возраста. Примерные варианты заданий: выполнение действия с использованием ориентиров, облегчающих контроль за собственными движениями (например, выполнение бега с перешагиванием через набивные мячи для регламентации высоты подъема бедра); самокоррекция движений в процессе выполнения физического упражнения на основе сопутствующих указаний учителя; проговаривание последовательности движений в предстоящем действии; словесный отчет о выполнении действия с анализом причин допущенных ошибок; контроль за своими движениями на основе собственных мышечных ощущений.

Задания с выбором, активизирующие учеников на самостоятельный поиск наиболее рационального способа решения двигательной задачи. Например: применить тот или иной способ преодоления препятствия при разной его высоте; закончить комбинацию на гимнастическом снаряде тем или иным соскоком. По мере расширения двигательного опыта и развития способности к самостоятельным решениям задания усложняются (например, преодолеть полосу препятствий способом, соответствующим конструктивным особенностям препятствий и собственным двигательным возможностям; выбрать способ лазанья, чтобы быстрее влезть на заданную высоту).

Задания творческого характера, предусматривающие создание учениками новых вариантов или сочетаний движений: выполнение общеразвивающих упражнений из оригинальных исходных положений; составление комплекса утренней гимнастики, комбинаций на гимнастических снарядах, комплекса упражнений разминки; создание новых вариантов подвижной игры и т. п.

Использование межпредметных связей стимулирует познавательную активность учащихся путем использования их знаний в физиологии, анатомии, физике и других учебных предметах. Можно использовать знания школьников об инерции, общем центре тяжести тела, площади опоры, скорости.

Использование элементов проблемного обучения позволяет активизировать учеников с помощью учебных задач, создающих проблемную ситуацию. Учащиеся анализируют эту ситуацию, выдвигают и практически проверяют предположения, обобщают результаты и формулируют выводы. Задача может быть поставлена на несколько уроков (например, определить рациональную последовательность подводящих и подготовительных упражнений для освоения прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги»), но может быть и более частной — на один урок (например, придумать вариант подвижной игры, обеспечивающей совершенствование в одном из компонентов техники прыжка — сочетании разбега с отталкиванием). Способы постановки и решения проблемных задач могут быть различны. В одном случае учитель знакомит учеников с возможными средствами решения задачи и предлагает отобрать наиболее действенные, в другом — лишь ставит задачу и предлагает самостоятельно подобрать средства, опираясь на ранее полученные знания.

Применение игрового и соревновательного методов обучения активизирует деятельность учеников за счет привнесения в учебный процесс эмоциональной напряженности, индивидуального и коллективного соперничества.

Использование творческого подхода с использованием перечисленных методических приемов для активизации деятельности учеников должно опираться на дифференцированный подход к ребенку. Тогда и сам дифференцированный подход становится действенным приемом активизации. Индивидуальный подход позволяет, с одной стороны, не сдерживать активность наиболее сильных учеников, а с другой — не подавлять активность слабых чрезмерными для них требованиями. В результате такого подхода всем ученикам независимо от их физического развития и подготовленности обеспечивается перспектива роста.

В работе были освещены следующие вопросы.

1. Раскрыта сущность и структура спортивно-преподавательской деятельности, а именно: этапы и принципы подготовки и составления учебного плана и учебного материала, определение специфики образовательной сущности урока физического воспитания, его предметное содержание, организационно-управленческая и контролирующая деятельность педагога: постановка задач урока, объяснение учебных заданий, показ образцов практических действий, оказание помощи и страховки, замечания и указания корректирующего характера; действия по подготовке и уборке мест занятий, раздаче и сбору инвентаря; руководство занимающимися на месте выполнения учебных заданий; организация взаимоконтроля и взаимоанализа действий учеников; наблюдения, оценка и учет успеваемости; изложение домашнего задания и подведение итогов урока.

2. Была рассмотрена возможность творческого подхода учителя физкультуры к учебно-познавательной деятельности учеников.

Таким образом, тема раскрыта, цель достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976.

2. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. - Омск: ОГИФК, 1990.

3. Бабушкин, Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности /Г.Д. Бабушкин. – Омск, 1990. – 186 с.

4. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. – М., 1981.

5. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. - М.: АПК РСФСР, 1956.

6. Гогунов Е.Н., Мартьянов В.И. Психология физического воспитания и спорта. – М., 2000. – 288 с.

7. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М., 2000. – 486 с.

8. Психология: Учебник для студ. ИФК /Под ред. В.М. Мельникова. – М., 1987.

9. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта /Е.Н. Гогунов, В.И.Мартьянов. – М., 2000. – 288 с.

10. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М., 1986.

11. Деркач А.А. Педагогическое мастерство тренера /А.А. Деркач, А.А. Исаев. – М., 1981.

12. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М., 2000. – 486 с.

13. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986.

14. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976.

15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пособие. – 2-е изд. – М., 1997.

16. Лакатош Д. Автореф. дис. Л., 1978.

17. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.

18. Мельников В.М. Психология спорта /В.М. Мельников, А.Л.Попов. – М.: РГАФК, 1998.

19. Общая и спортивная психология. Учебник для высших физк. учебн. завед. /Под ред. Г.Д. Бабушкина, В.М. Мельникова. – Омск, 2000. – 192 с.

20. Общая и спортивная психология. Учебник для высших физкультурных учебных заведений /Г.Д. Бабушкин, В.М. Мельников. – Омск, 2000. – 198 с.

21. Психология физического воспитания /Г.Д.Бабушкин, В.А.Бобровский, Ю.Б. Муравьев, С.М. Толмачев. – Омск, 1997. – 168 с.

22. Психология физического воспитания /Г.Д.Бабушкин, В.А.Бобровский, Ю.Б. Муравьев, С.М. Толмачев. – Омск, 1997. – 168 с. Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте /Ю.Л.Ханин. – М., 1980.

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Из чего складывается профессиональное мастерство учителя физической культуры

Профессиональное мастерство учителя физической культуры во многом определяется его способностями к педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы:

  1. Дидактические способности – это способности передавать учебный материал, делая его доступным. Учитель должен преподносить учебный материал ясно и понятно для конкретной группы учащихся, вызывая у них интерес к учебному предмету, возбуждая их активность и самостоятельность в учебной деятельности.
  2. Академические способности – это способности к соответствующей области наук (учебный предмет). Способный учитель физической культуры знает свой предмет не только в объёме учебного курса, но и значительно шире и глубже. Он стремится к познанию последних открытий в области научных знаний по своему предмету, сам ведёт исследовательскую работу.
  3. Перцептивные способности – это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния.
  4. Речевые способности – это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. При этом учителю важно проявлять силу, убежденность и заинтересованность в том, что он говорит.
  5. Организаторские способности – это умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность.
  6. Авторитарные способности – это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета.
  7. Коммуникативные способности – это способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности.
  8. Педагогическое воображение – это способность предвидеть последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из учеников.
  9. Аттенционные способности – это способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением. И это далеко не полный перечень объектов, на которые должен распределять свое внимание учитель.

Эти способности заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное – простым, неясное – понятным;

Умения учителя физической культуры

Умение – это практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности.

Умения учителя физической культуры делятся на конструктивные, организаторские, коммуникативные (включая дидактические и ораторские), гностические (включая перцептивные) и двигательные (включая прикладные).

Конструктивные умения помогают учителю планировать свою деятельность.

К ним относятся умения: отбирать и строить учебный материал (например, составить комплекс упражнений для развития у учащихся быстроты реагирования или внимательности), осуществлять перспективное и текущее планирование, планировать приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря. Особенно ценным является умение корректировать планы.

Организаторские умения связаны с реализацией намеченных планов. Например, учитель может составить хороший конспект урока, а сам урок провести плохо, так как не сумеет организовать работу в классе. Наоборот, студент, имея несовершенные знания по методике проведения урока, может за счёт организаторских способностей и умений хорошо провести урок.

Учитель должен уметь организовать свою деятельность и деятельность учеников. У разных учителей это получается не одинаково. Учителя с инертностью нервных процессов, медленно переключающиеся с одной ситуации на другую, отличаются высоким уровнем личной организованности. Они умеют хорошо организовать своё рабочее время, правильно выбирают своё местонахождение в спортивном зале во время урока, умело используют в качестве помощников хорошо подготовленных учеников. У учителей с подвижностью нервных процессов диапазон организаторских умений более широкий, они проявляют большую активность в организации деятельности учащихся, хорошо организуют работу спортивных секций в школе, спортивные соревнования и праздники, эстафеты и подвижные игры на уроке.

Умение учителя общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, находить рациональные пути взаимодействия с окружающими – это все коммуникативные умения. Такие умения условно делятся на три группы: коммуникативные, дидактические и ораторские. Собственно коммуникативные выражаются в умениях вступать в контакт с людьми, строить с ними отношения.

Дидактические связаны с умениями учителя ясно и доходчиво доносить до сознания учеников учебный материал. К дидактическим относят умения пробудить интерес к занятиям физическими упражнениями, передать свою увлечённость ученикам, управлять вниманием учебной группы и прогнозировать последствия своих педагогических воздействий. Ораторские умения обеспечивает, прежде всего, культура речи, к овладению которой должен стремиться каждый педагог.

Гностические умения связаны с познанием учителем как отдельных учеников, так и коллектива класса в целом; с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Гностические умения базируются на перцептивных способностях: умении наблюдать, подмечать. Они включают в себя и умение пользоваться учебно-методической и научной литературой, и умение проводить элементарные исследования, анализируя их результаты.

Двигательные умения отражают, прежде всего, технику выполнения учителем физических упражнений. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу обучения, определяет эффективность учебной деятельности школьников. К двигательным умениям учителя физической культуры относятся также умения и навыки выполнения страховки, ряд прикладных умений, необходимых при ремонте спортивного оборудования и инвентаря, в туристических походах и т. д.

Знания учителя физической культуры

Знания являются одним из факторов, определяющих возможности учителя в его педагогической деятельности. А. С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Особенно это касается старшеклассников, которые оценивают учителя не только и не столько по его коммуникативным качествам (умению общаться. входить в контакт с людьми), сколько по профессиональным качествам.

Эрудиция учителя физической культуры складывается из общих и специальных знаний.

Общие знания (общественно-политические, а также по литературе, искусству, истории и т. д.) характеризуют мировоззрение и общую культуру учителя. Специальные знания, необходимые для осуществления учителем физической культуры своей физкультурно-педагогической деятельности, можно разделить на психолого-педагогические, медико-биологические и физкультурные.

Все знания одинаково важны, и пренебрежение основами анатомии, физиологии, психологии, педагогики может привести к серьёзным педагогическим ошибкам. Опрос опытных учителей физической культуры показал, что наиболее значимыми для их профессиональной деятельности, наряду с теорией и методикой физического воспитания, являются психология и физиология. Слабая же эрудированность в обществоведческих, искусствоведческих и других вопросах может привести к потере учителем авторитета в глазах учащихся.

Специальные знания, которыми обладает учитель физической культуры, можно разделить на теоретические, практические и методические.

Теоретические знания касаются истории физической культуры, закономерностей работы организма человека, биомеханических закономерностей двигательных действий, принципов воспитания и обучения и т. д. Это знания, которые нужны для объяснения и связаны с вопросом «почему?».

Практические знания учителя физической культуры касаются, прежде всего, знаний о том, как нужно сделать то или иное упражнение. У студентов факультета физической культуры это основные знания, которые приобретаются ими на практических занятиях и во время занятий по спортивной специализации.

Методические знания также дают возможность ответить на вопрос, как нужно сделать, но касаются они уже не собственного исполнения упражнения, а исполнения его учащимися. Это знание того, как научить другого.

Часто у студентов факультета физической культуры наблюдается отождествление практических и методических знаний: они полагают, что раз они знают, как нужно делать упражнение, и умеют его делать, то они сумеют и объяснить учащимся, как это упражнение нужно делать. В действительности же обучение других – это специальный раздел педагогики физического воспитания, методика физического воспитания, которой нужно овладевать тщательно и терпеливо, поскольку опыт собственной спортивной деятельности не у всех и не сразу трансформируется в опыт обучения других.

Организаторская деятельность учителя физического воспитания на уроке – одна из ведущих, она состоит из реализации на практике проектов (планов) учителя. Это «деятельность одного человека, осуществляющего мобилизацию, координацию, взаимодействие и взаимосвязь совместно с действующей группой людей».

Организаторская деятельность проявляется различным образом:

во-первых, в речи учителя (при объяснении задач урока и упражнений, подаче команд и распоряжений, подведении итогов урока и т. д.);

во-вторых, в поведении учителя:

  • в выборе места для ведения урока;
  • в целесообразных передвижениях по залу с целью руководства классом, контроля за выполнением упражнений, оказания помощи и страховки;
  • в своеобразии дисциплинарных воздействий на учащихся;
  • в подготовке мест для занятий и необходимого инвентаря;
  • в организации расстановки и уборки снарядов, раздаче инвентаря;
  • в регулировании оптимальной моторной плотности урока в зависимости от его типа;
  • в регулировании физической нагрузки для каждого ученика;

в-третьих, в управлении деятельностью учащихся:

  • в построении и перестроении на месте и в движении;
  • в выборе способов выполнения упражнений;
  • в активизации познавательной деятельности учащихся;
  • в организации усвоения и запоминания учебного материала;
  • в проверке и оценке знаний, умений учащихся.

Организаторская деятельность разными людьми может осуществляться по-разному, отличаясь как особенностями воздействия организатора на организуемых, так и динамикой самой организаторской деятельности. Например, Л. И. Уманский, изучавший способности у 342 организаторов, выделил 18 типичных организаторских качеств личности.

Коммуникативная деятельность учителя физического воспитания на уроке выражается в общении его с учащимися, организации взаимоотношений между ними, установлении и поддержании контактов, обмене информацией, организации взаимоотношений между членами одного отделения команды.

Коммуникативная деятельность учителя физкультуры проявляется:

  • в формах обращения учителя к учащимся;
  • в тоне обращения;
  • в интенсивности общения (количестве контактов в единицу времени);
  • в мотивах общения.

На уроке учитель использует как вербальные (словесные), так и невербальные средства общения: выразительные движения (жест, мимику, пантомиму) в качестве стимулирующей информации. Соотношение их зависит от объективных условий, конкретных ситуаций деятельности, в которых протекает процесс общения. Коммуникативная деятельность как организаторская – деятельность практическая. Контакты между учителем и учащимися в ходе учебного процесса предполагают, что на основе передаваемой учителем информации у школьников формируются знания, умения и навыки.

Педагогическая направленность – это устойчивое стремление человека заниматься педагогической деятельностью.

Педагогическая направленность учителя физической культуры формируется на базе двух мотивационных образований: так называемой «любви к детям» и интереса к физической культуре (к сожалению, о наличии третьего – престижа профессии учителя – сейчас говорить не приходится).

Большое значение ей придавал В. А. Сухомлинский, подчёркивавший, что научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Конечно, выражение «любовь к детям» не следует понимать буквально. Когда о ней говорят, скорее всего, имеют в виду чуткое и внимательное отношение к каждому ребёнку, в том числе и к тем, кто своим поведением и успеваемостью доставляет учителю огорчения. Это наличие чувства удовлетворения, радости от общения с детьми, от проникновения в своеобразный детский мир, психологию ребёнка. Любовь к детям – это не сентиментальность, не мягкосердечие, не всепрощенчество. Любовь к детям преобразуется в интерес к работе с детьми, в желание сделать их образованными, развитыми физически и духовно.

Интерес к физической культуре является вторым основным мотивом, формирующим педагогическую направленность учителя физической культуры. Спортивная направленность юношей и девушек, занимающихся спортом, должна пробудить интерес к физкультурно-педагогической деятельности, желание сделать сильными, бодрыми, здоровыми других людей, в частности детей.

Направленность учителя физической культуры на свою работу выражается в увлечённости ею. Она становится смыслом его жизни. Это приводит к двум следствиям. С одной стороны, любовь к своему делу заставляет учителя постоянно совершенствовать своё мастерство, интересоваться работой своих коллег, оказывать им помощь, самому выбирать полезное для своей работы, то есть быть активным творческим работником. С другой стороны, ученики, если чувствуют, что занятия с ними являются для учителя не тяжёлой обязанностью, а удовольствием, отвечают ему взаимностью. А. С. Макаренко говорил, что воспитывать легко, если этому отдаёшь всю жизнь.

Поэтому у учителей – мастеров своего дела отмечается большая удовлетворённость своей профессией.

Ответственный за информацию: Колотильщикова С.В., методист ГМЦ ДОгМ.




Педагогическое творчество в деятельности учителя физической культуры
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы природы творчества учителя физической культуры, труд которого связан с двигательной деятельностью учащихся, а также способности, оказывающие существенное влияние на результативность его творческой деятельности.
Ключевые слова: педагогическое творчество, творческая деятельность, творческие способности.
Требования к деятельности учителя выдвигают проблему педагогического творчества в число основных, решающих условий эффективности его труда. Дальнейший прогресс образования и воспитания школьников во многом определяет не только совершенствование программ, учебных пособий, технических средств обучения, но и творчество педагога, неформальный подход к делу, желание и стремление изыскивать в своей работе новые способы и приёмы педагогических воздействий.
Исследованию структуры и механизмов творческой деятельности посвящены работы Я.А. Пономарева (1975); А.В. Антонова (1978); В.А. Моляко (1978, 1983); И.П.Калошиной (1983); В.И.Андреева (1996) и др.
Творческая деятельность характеризуется не только новизной, но и необычайностью применяемых приемов и средств; выполнением самостоятельных действий, требующих творческого воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения творческих задач.
Педагогическое творчество – важнейший компонент эффективной деятельности учителя физической культуры, предполагающий отказ от догматического подхода в системе своих требований.
Во всех видах педагогической деятельности обнаруживается творчество в широком диапазоне: от отбора уже известных средств, методов и форм обучения вплоть до педагогических изобретений и открытий.
Творческая деятельность педагога характеризуется необычайностью применяемых приёмов и средств; выполнением самостоятельных действий, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения педагогической задачи и предполагает формирование сложной и многогранной системы качеств и способностей, требует максимального напряжения волевых, физических и интеллектуальных усилий. Это сложное, интегральное понятие, включающее в себя глубокие и разносторонние знания своего предмета, комплекс разнообразных умений и навыков, общую культуру, личные и мировоззренческие качества.
Творчество педагога проявляется в ситуациях, когда возникающие перед ним проблемные ситуации не могут быть разрешены с помощью известных ему способов и средств, когда необходимо сделать самостоятельное «открытие», выйти за рамки известного. Иными словами, когда возникает противоречие между актуальным уровнем творческого потенциала педагога и возникающими проблемами при разрешении творческих ситуаций, несоответствие имеющегося опыта с предстоящей деятельностью. Именно это противоречие и составляет сущность творческой ситуации, вызывает состояние особого творческого напряжения, мобилизации всех потенциальных возможностей и служит побудительным толчком к началу творческого мышления
Педагогическое творчество не обязательно завершается педагогическими изобретениями или открытиями новых методов и приёмов обучения и воспитания; оно чаще приводит к новому сочетанию уже известных методов, приёмов и средств, к новым решениям педагогических задач.
Деятельность учителя связана с решением целого ряда педагогических задач, с разрешением множества противоречий, которые составляют сущность учебно-воспитательного процесса и условия его развития. Следовательно, о педагогическом творчестве есть основания говорить как о процессе усмотрения педагогических противоречий и их разрешении новыми педагогическими средствами.
Учитель физической культуры постоянно оказывается перед необходимостью всестороннего анализа педагогической ситуации, определения сути возникшей задачи, нахождения оптимального способа её решения и организации двигательной деятельности школьников в соответствии с принятым решением.
Творческая деятельность учителя осуществляется в следующих формах:
1. Применение известных дидактических средств в новых сочетаниях к возникающим в учебно-воспитательном процессе педагогическим задачам.
2. Разработка новых средств, применительно к ситуации, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее (В.В.Краевский).
Педагогическое творчество – это не только конкретные, новые результаты или идеи, но и сам процесс их достижения, что позволяет говорить о нём и как о специфическом виде, и как о стиле деятельности, на которую личность педагога постоянно ориентирована.
Под стилем деятельности понимается устойчивая система отличительных приёмов и способов деятельности, обусловленная определёнными целями, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности.
Творческий стиль деятельности учителя физической культуры, как важнейшее свойство его личности, проявляется в интенсивной поисковой деятельности, в основе которой лежит активная потребность в творчестве, внутренняя установка творчески подходить к решению любой педагогический задачи, ситуации, постоянная неудовлетворённость достигнутыми результатами, стремление к новизне и оригинальности.
Творческий стиль педагогической деятельности – это и направленность педагога на творчество, и одновременно, поиск и использование новых оригинальных средств, способов решения усложняющихся педагогических задач с учётом индивидуальных свойств и особенностей личности, решение которых одновременно ориентировано на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и всестороннее и гармонические развитие учащихся.
На основе теоретического осмысления, обобщения передового педагогического опыта и учета специфики труда учителя физической культуры мы считаем необходимым выделить «блок» способностей, которые оказывают существенное влияние на результативность его творческой деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Способность к тонкой зрительной чувствительности характеризуется специальной направленностью внимания с целью правильного восприятия двигательных действий.
Способность распределять внимание характеризуется специальной направленностью внимания с целью одновременного контроля всех деталей двигательного действия.
Способность к быстрому переключению внимания характеризуется умением осуществлять контроль за ходом выполнения быстро чередующихся двигательных действий и корректировать их, а также высокой степенью контроля при переходе от одного вида физических упражнений к другим.
Способность к пространственному восприятию характеризуется высоким уровнем развития ориентации во время выполнения двигательных действий.
Способность к тонкой вестибулярной чувствительности характеризуется высоким уровнем правильного восприятия собственных движений и сохранением их правильной координации.
Способность к тонкой мышечно-двигательной чувствительности характеризуется высокой степенью восприятия движений и различных положений собственного тела, а также сопротивление и тяжесть предметов.
Мышечно-двигательные представления характеризуются умением определять пространственные, временные и силовые особенности двигательного действия.
Двигательное воображение характеризуется способностью мысленно представлять двигательные действия, импровизировать новые движения и их комбинации.
Способность к наглядно-действенному мышлению характеризуется чёткостью представлений о двигательном действии, его структуре, основных компонентах техники.
Двигательная память характеризуется умением запечатлевать образы заученных движений в форме мышечно-двигательных представлений: формы, величины, скорости, амплитуды движений, их последовательности, темпа, ритма и т.д.
Учитель должен понимать, что нет универсальных для каждой ситуации методов и средств, любую педагогическую задачу нужно решать с учетом индивидуальности ученика, уметь обновленно воспринимать всю структуру учебно-воспитательного процесса, постоянно искать новые пути, способы, приемы педагогических воздействий. Творчеством нельзя овладеть путем использования алгоритма принятия решения. Оно предполагает изменение личностного плана, изжития стандарта и шаблона в педагогических действиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Изд-во Казанского университета, 1996. – 567 с.
2. Антонов А.В. Психология изобретательского творчества. – Киев: Вища школа, 1978. – 175 с.
3. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (Нормативный подход) – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 168 с.
4. Краевский В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя // Дидактика средней школы. М.: 1982 – с. 297-318.
5. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. – Киев: Знание, 1978. – 46 с.
6. Пономарев Ю.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976. – 303 с.
7. Пономарев Ю.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976. – 280 с.

Читайте также: