Можно ли разделить профессии на легкие и трудные

Опубликовано: 03.10.2024

(1)Однажды я написала для газеты статью, которая кончалась такими словами. (2)«Если бы я преподавала в вузе педагогику, я на первой же лекции сказала бы студентам так: «Пока не поздно, берите свои документы и уходите из педагогического вуза. (3)Потому что учительская работа не знает ни выходных дней, ни отпусков. (4)0на поистине одна из труднейших, что существуют на свете, она требует всей жизни без остатка».

(5)Вскоре редакционная почта принесла мне письмо. «(6)Я послала документы в педвуз, но прочитала вашу статью и забрала их. (7)Зачем всю жизнь мучиться? (8)Лучше я буду журналистом: работы мало, а денег много». (9)Я не ответила тогда на это письмо. (10)Я решила: его написал человек пошлый. (11)Разве можно ему объяснить, что всякая работа, если делать её хорошо, требует всех душевных сил? (12)Но в газету приходили новые и новые письма. (13)И я увидела, что мысль, будто есть лёгкие профессии, присуща многим.

(14) …Пятилетний мальчик погибал от болезни сердца. (15)Он был обречён, спасти его могла только операция. (16)Риск, сопряжённый с операцией, был так велик, что ни один врач за неё не брался. (17) Один доктор вызвался сделать эту операцию. (18)Ему говорили: опасно.

(19) Не надо. (20)Зачем вам рисковать? (21)А он рискнул. (22)Мальчик жив, и есть надежда, что будет здоров. (23)А если бы неудача? (24)Как держать ответ перед матерью ребёнка? (25)Как самому жить, постоянно встречая укор в глазах окружающих? (26)Так не лучше ли отступить, предоставить всё случаю?

(27)Медицинский — очень интересный институт. (28)Но хорошенько подумайте, прежде чем подавать туда заявление.

(29) Иным школьникам кажется, что профессия юриста — лёгкая профессия. (30)Так ли это?

(31) Иногда дело ясно с первых же слов. (32)Факты говорят, что человек виновен, и сам он тоже признаёт свою вину. (33)Но бывает, что на скамье подсудимых оказывается человек, который ни в чём не виноват. (34)Он оклеветан. (35)И судья, прокурор, защитник обязаны взвесить всё заново, и не один раз: всё гораздо сложнее и запутаннее, чем может показаться на первый взгляд. (36)Они сопоставляют показания подсудимого, свидетелей, они ищут, думают. (37)Они знают, что не имеют права ошибиться. (38)Ошибка может стоить человеку жизни.

(39) Или свободы. (40)Судебный работник, как и сапёр, не вправе ошибаться…

(41) Вы хотите пойти в юридический институт? (42)Что ж, идите, это очень интересное дело. (43)Но какое трудное, если делать его по-настоящему!

(44) Все понимают, что труд шахтёра — нелёгкий труд. (45)Но есть люди, которые думают, будто труд журналиста, к примеру, очень лёгок: человек много ездит, многое видит, а потом рассказывает о том, что увидел. (46)Вы хотите стать журналистом? (47)Превосходно! (48)Есть журналисты, которые, если предложить им трудное задание, если надо спасти, вступиться, говорят: а почему я должен этим заниматься? (49)Но они не журналисты. (50)Настоящий журналист не только там, где радостно и легко. (51)Он и там, где трудно, где безвыходно. (52)Трудное дело — журналистика.

(53) Но есть ли на свете лёгкое дело?

(54) Выбрать работу, которая станет твоим жизненным делом, нелегко. (55)На земле разбросаны угольки призваний, говорит легенда. (56)Каждый уголёк может по-настоящему разгореться, только попав к своему хозяину. (57)Если человек подберёт не свой уголёк, огонь будет едва мерцать, а то и совсем потухнет. (58)С давних пор ходят люди по свету, и каждый ищет тот огонь, который ему предназначен. (59)Иные счастливцы сразу его узнают, другие ищут всю жизнь и не находят; и много на свете людей, которые пытаются раздуть чужой огонь, но это не приносит им счастья. (60)Только сам человек может угадать своё призвание. (61)Никто со стороны за него решать не должен. (62)Людям, которые спрашивают, кем быть, вернее всего ответить так: будь человеком. (63)И знай: лёгкой работы на свете нет.

(64)Я навсегда запомнила слова одной ленинградки, пережившей блокаду. (65)Она сказала: «Лёгкого не жду, трудного не боюсь…»

(66)Есть на свете такое слово: долг. (67)Мы говорим: долг совести, долг службы, врачебный долг, долг учительский. (68) Но одного долга мало. (69)Надо любить человека и любить своё дело.

(По Ф. Вигдоровой)

Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1965) — писатель, журналист, публицист. Работа в школе дала ФА. Вигдоровой большой материал для раздумий и наблюдений, нашедших отражение в книгах «Мой класс», «Дорога в жизнь», «Это мой дом», «Черниговка», «Семейное счастье», «Любимая улица».

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

В мире существует тысячи различных профессий. Человеку до­вольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ - объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Существует несколько различных классификаций профессий.

1. Профессии можно разделить на две группы по характеру тру­да (физического и умственного, или исполнительского и творческого).

2. Профессии различаются также по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:

а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);
б) профессии, требующие высокой квалификации от работни­ка, получаемой в системе среднего специального образова­ния (оператор, бухгалтер);
в) массовые профессии, требующие квалификации (агент, про­давец);
г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабо­чий, грузчик).

3. Существует и классификация профессий по уровню жестко­сти требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (на­пример, промышленность, строительство, транспорт и др.).

5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

ТИП ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по предмету труда.

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть, на предмет труда. Предмет труда — это то, на что направлен труд человека.

Поскольку профессий в мире огромное множество, то и пред­метов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

В соответствии с предметом труда выделяется и пять типов профессий.

1. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК».

Предметом профессий этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно об­щаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сво­дится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.

2. Тип «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монта­жом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ре­монтник, электромонтер.

3. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА».

Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой инфор­мацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с черте­жами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Это такие про­фессии, как переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист.

4. Тип «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

К данному типу можно отнести профессии, связанные с созда­нием, проектированием, моделированием художественных произ­ведений. Профессии — художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор.

5. Тип «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА».

К нему можно отнести профессии, связанные с изучением жи­вой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Это такие профессии, как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.

Для того, чтобы освоить определенную профессию и затем ус­пешно трудиться, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ КОНКРЕТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку. Одни профессии требуют от него силы и ловкости, другие — преимущественно ума и аккуратности, третьи — общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств, поэтому их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода «профессиональ­ных государств», занимающих на карте определенное положение. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования.

1) Профессия типа «человек – человек» предъявляет высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать. и поддерживать деловые контакты, понимать состояние лю­дей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, на­ходить общий язык с людьми, оказывать влияние на других, иметь хорошую память (имена и лица многих людей), проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность, обладать развитыми речевыми способностями.

2) Тип профессий «человек — техника» требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3) Чтобы успешно работать в какой-либо из профессий типа «человек — знаковая система», необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений, символов и сосредотачиваться на них. Поэтому особенные требования профессии этого типа предъявляют к вниманию (длительному и сосредоточенному) и усидчивости. Они требуют от человека также способности к отвле­ченному мышлению, оперированию числами.

4) Важнейшее требование, которые предъявляют профессии типа «человек — художественный образ» — это наличие способности к искусствам творческое, богатое и яркое воображение, развитый и художественный вкус, талант, эстетическая чувствительность, об­разное мышление.

5) Человек, работающий в сфере «человек — природа» должен любить природу, живых существ, быть спокойным и уравновешенным. От него требуется хорошая наблюдательность, выносливость и терпимость к недостатку комфорта.

Если о предмете труда говорит тип профессий, то о степени слож­ности и уровне квалификации работника, т. е. о характере труда, свидетельствует класс профессий.

КЛАСС ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по характеру труда.

По характеру труда выделяются два класса профессий: испол­нительский и творческий.

Исполнительский класс. Профессии этого класса связаны с выполнением решений, ра­ботой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, ма­шинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требу­ют высшего образования.

Творческий класс. Профессии творческого класса связаны с анализом, исследова­нием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требу­ют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

Любая профессия может быть одновременно отнесена на осно­вании предмета труда к одному из пяти типов и на основании ха­рактера труда к одному из двух классов, поэтому их можно пред­ставить в табл. 1.

Таблица 1
Классификация профессий

Типы профессий по предмету труда Классы профессий по характеру труда
Исполнительские Творческие
1 2 3
«Человек—человек» Воспитатель детского сада
Медсестра
Полицейский
Продавец
Социальный работник
Официант
Менеджер
Психолог
Секретарь-референт
Учитель
Адвокат
Следователь
«Человек—техника» Монтажник
Плотник
Слесарь
Токарь
Швея
Штукатур
Электромонтер
Инженер
Конструктор
Технолог
Космонавт
«Человек—знаковая система» Кассир
Оператор ПК
Наборщик
Телефонист
Оператор связи
Стенографистка
Бухгалтер
Сейсмолог
Переводчик
Программист
Экономист
«Человек—художественный образ» Закройщик
Парикмахер
Повар
Портной
Фотограф
Гравер
Дизайнер
Архитектор
Музыкант
Хореограф
Художник
Скульптор
Модельер
«Человек—природа» Животновод
Садовник
Фермер
Озеленитель
Лесовод
Агроном
Ветеринар
Геолог
Биолог
Химик

Деление профессий на типы и классы является достаточно условным. Не всегда можно четко, с уверенностью утверждать, к какому именно типу относятся та или иная профессия. Например, профессиональному юристу чаще всего приходится работать с людьми, поэтому его профессию можно смело отнести к типу «человек - человек». Однако в значительной мере юристу приходится иметь дело с текстовой информацией: документами, законами» т. п. Поэтому деятельности юриста могут быть присущи также особенности профессий типа «человек — знаковая система».

Или медсестра, которая должна прежде всего уметь общаться с боль­ными людьми, но, кроме того, она должна иметь навыки ухода за больными и использования технического оборудования, а также знать основы анатомии, физиологии и патологии человека, химии и фармакологии, быть внимательной при работе с документами, данными анализов, показателями аппаратуры.

Кроме того, общие профессиональные категории могут включать в себя несколько специализаций. Так, человек, получивший юридическое образование и имеющий специальность юриста, может в дальнейшем выбрать один из нескольких путей своей профессиональной карьеры. Например, он может стать адвокатом, следователем, юрисконсультом, нотариусом или криминалистом. И если труд адвоката направлен в основном на людей, то нотариус чаще имеет дело с документами, а криминалист - с информацией.

Поэтому, зная только общее названия целой категории профессий, трудно бывает с уверенностью отнести их к какому-то одному типу. Так, существует довольно большое число разных специализаций агентов, продавцов, врачей, менеджеров, учителей, инженеров.

Как можно использовать таблицу при выборе профессии?

С одной стороны, зная название профессии и определив ее место в таблице, можно узнать, какие требования предъявляет эта профессия к человеку. Например, профессия бухгалтера относится к профессиям типа "человек-знаковая система" творческого класса, следовательно, требует от человека высокого уровня развития способностей к отвлеченному мышлению, оперированию числами, вниманию и усидчивости, анализу информации, планированию и контролю.

С другой стороны, зная степень развития способностей человека, можно определить для него психологически наиболее подходящие тип и класс профессий. Например, если Вы легко вступаете в контакт, быстро знакомитесь с людьми, без проблем налаживаете отношения с другими, спокойны и доброжелательны, хорошо владеете своей речью, то в наибольшей степени Вашим способностям соответствуют профессии типа "человек-человек"

Наконец, для любой профессии таблица позволяет подобрать другие психологически наиболее сходные, близкие специальности. Например, если какая-либо профессия, которая подходит Вам по интересам и возможностям, не устраивает Вас с точки зрения условий труда, лучше всего выбирать смежную профессию, входящую в тот же самый тип и класс.

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс :)

  • Полезные статьи
  • Наша группа

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 17.07.2017

Лучшая подборка аргументов к следующим проблемам:

Проблема выбора профессии.

Как выбрать профессию?

Что влияет на выбор профессии?

Роль профессии в жизни человека.

Проблема поиска призвания.

Как найти свое призвание?

Насколько важно для человека заниматься любимым делом?

Возможны тезисы:

Человек выбирает профессию опираясь на свои интересы

Многие люди делают все возможное, чтобы получить работу мечты

Некоторым людям удается найти свое призвание уже в детстве

Иногда, чтобы быть счастливым, человеку необходимо заниматься любимым делом

Часто выбор профессии зависит от личностных качеств человека

К сожалению, некоторые люди находят призвания спустя десятилетия

В. А. Каверин, роман «Два капитана»

Главный герой романа В. А. Каверина «Два капитана» был любознательным ребенком и не боялся трудностей. Однажды он познакомился с девочкой, которая открыла ему удивительный мир книг о приключениях путешественников и экспедициях. Возможно, именно эти произведения в совокупности с личными качествами повлияли на Санин выбор профессии: он решил поступить в лётную школу.

В. А. Каверин, роман «Два капитана»

Главный герой романа В. А. Каверина «Два капитана» мечтал стать летчиком, но попасть в нужное учебное заведение было не так просто. Чувствуя, что нашел свое призвание, Александр Григорьев делал все возможное, чтобы достичь цели: следил за здоровьем, делал выписки из полярных путешествий и собирал вырезки о первых полетах на сервер, даже читал теорию самолета строения, заучивая наизусть непонятные моменты.

В. А. Каверин, роман «Два капитана»

Главный герой романа В. А. Каверина «Два капитана» страстно увлекался историями об экспедициях. Рассуждая о трудностях, с которыми столкнулся Амундсен, Саня пришел к выводу, что на самолете путешественник добрался бы до Южного полюса в семь раз быстрее. Так юноша осознал, что хочет поступить в лётную школу.

М. И. Веллер, рассказ «Хочу быть дворником»

В рассказе М. И. Веллера «Хочу быть дворником» еще раз подтверждается, что человеку важно заниматься любимым делом. Юноша хотел мести улицы и здороваться с прохожими, однако родители не одобрили выбор сына. Ему пришлось много учиться, после чего он стал академиком. Спустя много лет желание быть дворником не исчезло, и после выхода на пенсию рассказчик устроился на работу, о которой мечтал.

М. И. Веллер, рассказ «Хочу быть дворником»

Вспомним небольшое произведение М. И. Веллера «Хочу быть дворником». Подметание улиц по утрам привлекало рассказчика. Он видел много преимуществ в работе дворника: все тебя знают, все улыбаются, никто не понизит и не уволит. Наверное, рассказчик любил спокойствие, поэтому его интересовало это, казалось бы, непрестижное дело.

В. В. Маяковский, стихотворение «Кем быть?»

В детском стихотворении В. В. Маяковского «Кем быть?» поднимается серьезный вопрос профессионального самоопределения. В этом произведении поэт показал, что каждая работа хороша и интересна, и, делая выбор, надо прислушиваться к своим предпочтениям.

Б. Л. Васильев, роман «Не стреляйте в белых лебедей»

Главный герой романа Б. Л. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» смело брался за любое дело. Самым главным для Егора было выполнять работу добросовестно, с удовольствием и с душой. Но не всем работодателям нравился такой подход, их больше интересовали сроки.

Б. Л. Васильев, роман «Не стреляйте в белых лебедей»

В романе Б. Л. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» главный герой нашел свое призвание лишь в зрелом возрасте. Полушкин многократно терял работу из-за своей простодушности. Но, честный и любящий природу, он стал прекрасным лесничим.

Пример из жизни

Александр Суворов уже в детстве проявлял интерес к военному делу, самостоятельно изучал артиллерию и военную историю. Но из-за его слабого здоровья родители были категорически против увлечения сына. Александр не отступал, закалялся и много занимался, и в конце концов построил военную карьеру.

Цель урока: подготовить к написанию сочинения по заданию части С.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_11_klasse.rar 406.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе в рамках системно-деятельностного подхода.

- подготовить к написанию сочинения по заданию части С.

- научить умению излагать мысли о поднимаемой проблеме, позиции автора;

- обучать умению выражать собственное мнение по проблематике текста и аргументированно доказывать его;

- показать способы подбора аргументов.

- стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся;

- умение выражать свое отношение к каким – либо фактам, правильно подбирая аргументы;

- развивать умение строить монологическое высказывание на публицистическую тему.

- способствовать профессиональному становлению личности, совершенному владению речи; - совершенствовать навыки самостоятельной работы в группе;

-формировать осознанный выбор будущей профессии.

Тип урока : комбинированный

Оборудование к уроку :

- компьютер, проектор, презентация к уроку;

- памятка « Речевые клише » (папки с таблицами и алгоритмами для работы с текстами);

Методы и приемы: деятельностный, личностно-ориентированный, частично-поисковый, дифференцированный, проблемный.

Эпиграф к уроку

На земле разбросаны угольки призваний.

  1. Создание учебной ситуации .

Какова же цель нашей работы?

Сегодня на уроке мы продолжим работу по подготовке к самой сложной и важной части экзамена в формате ЕГЭ – написанию сочинения-рассуждения.

Чтобы достичь цели, надо решить задачи.

Сформулируйте задачи , стоящие перед вами.

Задача - композиционно и грамматически органично оформить сочинение по предложенному тексту, подобрать правильные аргументы.

II. Стадия вызова.

Учитель: Приглашаю вас к важному для вас разговору.

- О чем же будет этот разговор?(об ответственном выборе профессии в жизни человека, как нужно относиться к работе.)

Послушайте легенду: Давным-давно во французском городе строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются.

Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!"

Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам".

А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".

Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Обратимся к эпиграфу: На земле разбросаны угольки призваний. Ф.А.Вигдорова

Выделите ключевое слово. Что такое призвание?

III. Выход на тему урока.

1.Работа с ключевым словом ( понятие).

Слово учителя: Начнем мы работу, безусловно, с объяснения ключевого слова «профессия».

Анализ словарной статьи (приложение 1).

Задание: В разных словарях дается определение слова «Профессия». Толковый, иностранных слов, синонимов.

Попробуйте выявить то общее, что объединяет все эти определения.

Определите круг вопросов, которые мы могли бы обсудить на уроке.

Что мы имеем в виду, когда произносим слово «профессия»?

Профессия – понятие многозначное:

*общность всех людей, занятых данным видом труда, необходимая для общества и ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность существования и развития.

Профессия (Из словаря Ожегова, Шведовой)

-и, ж. Основной род занятий, трудовой деятельности. По профессии инженер. Производственные профессии.

(лат.). 1) исключительное занятие чем-либо; преподавание чего-нибудь, звание, ремесло, должность, призвание к чему-либо, напр. профессия ученого, профессия адвоката. 2) публичное объявление, т. е. исповедание; также в католич. церкви - торжественное принятие в монашеский орден лица (новица), подвергшегося предварительно длительному испытанию.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)

лат. professio. Исключительное занятие чем-нибудь.

(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)

определенный род занятий; специальность.

(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)

-Объяснение значений данных слов.

*Если посмотреть в словарь, слово “профессия” означает “говорить публично”.

*По американским меркам понятие “профессия” предполагает отличное качество выполнения работы, высокий уровень мастерства и квалификации.

Наряду со словом “ профессия” часто упоминаются и другие термины.

“Специальность” - обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство.

Например, профессия - врач. Специальность – стоматолог, хирург. Узкая специализация – нейрохирург.

У: Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей.

Какие ассоциации возникают, когда вы произносите это слово? Продолжите синонимический ряд. (Дело, занятие)

Что такое выбор? В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой:

«Выбор – отобрать, взять для себя нужное, предпочтимое» .

Сделать правильный выбор профессии - это выбрать работу, которая

  • во-первых - вызывает интерес;
  • во-вторых - может быть доступной и посильной;
  • в третьих - можно будет трудоустроиться.
  1. Составление кластера.
  1. IV.Стадия осмысления. Сегодня я предлагая вам познакомиться с текстом писателя, журналиста, публициста Фриды Абрамовной Вигдоровой.
  2. Работа с текстом Ф.А.Вигдоровой (приложение 1).

Ваша задача – познакомиться с текстом.

Выполнение задания 20.

Непростой разговор о выборе профессии ведёт с читателем автор – Ф.А.Вигдорова.

  1. Чтобы не ошибиться с выбором профессии, нужно понять своё призвание, оценить свои способности.
  2. Любая работа требует от человека полной отдачи душевных сил, только в этом случае можно хорошо выполнить порученное дело.
  3. Многие уверены, что существуют лёгкие профессии, например, профессия юриста.
  4. Судебный работник, как и любой человек, имеет право на ошибку.
  5. Можно счастливо жить на свете, работая «не по призванию».

5.Самостоятельная работа в группах .

Слово учителя. Семь основных частей сочинения мы представим как семь цветов радуги. И, когда на экзамене вы будете писать сочинение, вспомнив радугу, вы не упустите ни одной части. (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан)

  1. Обсуждение работ учащихся .

- Какие проблемы вы выделили в тексте? Сформулируйте их.

1.Проблема выбора профессии.

(Что поможет человеку выбрать профессию? На что надо ориентироваться при выборе профессии?)

2.Проблема разделения профессий на трудные и лёгкие.

(Можно ли разделить профессии на трудные и лёгкие?)

3.Проблема успешности человека в профессии. (Что влияет на успешность человека в профессии)

Учащиеся выполняют записи в сжатом виде в таблицу (приложение 2).

- Прокомментируйте одну из проблем.

Что вы знаете о комментарии ? (нельзя пересказывать текст)

- Какова позиция автора в тексте? Как она выражена? (прямо )

1.Выбирая профессию, человек должен понять своё предназначение, призвание, осознать свои способности.

2.На свете нет лёгких профессий. В каждой профессии есть трудности, которые необходимо преодолевать; брать на себя ответственность, решать проблему нравственного выбора.

3.Человек достигает успеха в профессии, если он любит своё дело и трудится добросовестно и с полной отдачей.

- Как вы относитесь к позиции (мнению) автора? Согласны ли вы с мнением автора?

- Собственная точка зрения на проблему.

У: мы утверждаем, что выбирать профессию - важное дело в жизни каждого человека. Труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

Необходимо объяснить, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста.

Письменная работа в группах: поиск аргументов .

Слово учителя: следующий этап работы над сочинением – подбор аргументов.

Свой ответ необходимо аргументировать, опираясь на жизненный или читательский опыт.

- Какие аргументы приведете вы в доказательство своей позиции?

Жизненные впечатления, пословицы и поговорки – 1 группа

Пословицы и поговорки

Люби дело – мастером будешь.

■ К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

■ О человеке судят по его труду.

■ За всякое дело берись умело.

■ Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.

Берись за то, к чему ты годен.

Высказывания великих людей, жизнь замечательных людей - 2 группа

А Томас Карлейль сказал: “ Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы ”.

- Нужно любить то, что делаешь. Тогда труд, даже самый грубый возвышается до творчества.(О значении писательского труда для М. Горького).

- Всякое мастерство нужно хорошо знать, если хочешь хорошо работать.

1.В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно. (Роберт Де Ниро /

О. Бальзак, фр. писатель: «Не существует больших талантов без большой воли».

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.(Леонардо да Винчи)

В.А. Обручев , литературный критик. Считал, что каждый человек должен избрать профессию, ту «жизненную работу», которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям. Тогда он будет работать не за страх, а за совесть.

Борис Житков . Замечательный писатель Борис Житков с детства отличался жаждой знаний. Кем только он ни был! Химиком, кораблестроителем, инженером, рыболовом. Умел рисовать, играть на скрипке, много путешествовал. Трудолюбие, настойчивость, стремление к знаниям – вот составляющие жизненного успеха. Причём не важно, кем именно человек станет, какую профессию он выберет.

А.Леонов о Ю. Гагарине . Трудолюбие, умение быстро оценивать ситуацию и принимать правильное решение – качества, полезные при выборе любой профессии. Космонавт А. Леонов видел всё это в Юрии Гагарине, который был неутомимым тружеником, предельно собранным и серьёзным человеком. Умным и душевно щедрым. Итак, выбирать надо ту профессию, к которой душа лежит, но важно быть ещё и полезным людям, стране.

В. Г. Белинский является автором строк: «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него сделается собой».

Только тогда человек будет увлечён своим делом, если он не ошибётся в выборе профессии. Д. С. Лихачёв писал: «Надо быть увлечённым своей профессией, своим делом, теми людьми, которым непосредственно оказываешь помощь( особенно это необходимо педагогу и врачу), и теми, которым приносишь помощь «издали», не видя их».

Литературный материал – 3 группа

А.П. Чехов. Рассказ «Ионыч». Дмитрий Ионыч Старцев выбрал прекрасную профессию. Он стал врачом. Однако отсутствие настойчивости и упорства сделало некогда хорошего доктора простым обывателем, для которого главным в жизни стало стяжательство и собственное благополучие. Итак, недостаточно выбрать правильно будущую профессию, надо сохранить в ней себя нравственно и морально.

А .П. Чехов. Рассказ «Ионыч».Приходит время, когда каждый из нас стоит перед выбором профессии. Честно служить людям мечтал герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч», Дмитрий Старцев. Выбранная им профессия – самая гуманная. Однако, поселившись в городе, где самые образованные люди оказались мелкими и ограниченными, Старцев не нашёл в себе сил противостоять застою, косности. Доктор превратился в простого обывателя, мало думающего о своих больных. Итак, самое ценное условие для того, чтобы не прожить скучную жизнь – честный творческий труд, какую бы профессию ни выбрал человек.

  • Ю.Герман трилогия «Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек», «Я отвечаю за всё».
  • С.Львов сборник публицистики «Быть или казаться».

В художественно-публицистической книге писателя С. Л. Львова речь идет о подлинных человеческих ценностях – чувстве ответственности человека перед коллективом, обществом, семьей, его гражданской активности, настоящей культуре, в том числе и культуре поведения. Этим высоким качествам будет противопоставлена погоня некоторых людей за ценностями мнимыми, избыточным материальным благополучием, внешней «престижностью», превратно понятой модой. Автор рассказывает о своих встречах и переписке с людьми разных поколений и судеб.

  • Б.Полевой повесть «Доктор Вера».
  • Н.Амосов повесть «Мысли сердца».
  • Ф.Углов автобиографическая повесть «Сердце хирурга».
  • В.Распутин повесть «Уроки французского»
  • Б.Васильев «Летят мои кони»

Писатель Борис Васильев в книге «Летят мои кони» вспоминает о своем смоленском детстве и о городском враче Янсене, который в бедном районе города от зари до зари неутомимо, пешком, в будни и в праздники, в любую погоду обходил больных и боролся с болезнями, спасая людские жизни.

Этот доктор имел высочайший авторитет, как врачебный, так и человеческий, потому что обладал редчайшим даром жить не для себя, заботиться не о себе и всегда говорить правду людям. Жители Смоленска называли его за эти качества святым. В понимании людей жизнь святого человека неизбежно заканчивается особой, мученической гибелью. Так и случилось с доктором Янсеном: он задохнулся в канализационном колодце, спасая детей.

А.П.Чехов «Попрыгунья» Доктор Дымов

  • И.А.Гончаров «Обломов» Андрей Штольц.
  • М.А.Булгаков рассказ «Стальное горло»

- Предложите концовку сочинения.

  1. Проверка выполнения творческой работы. Оценивание работы групп. ( В каждой группе лидер оценивает работу в группе учащихся ).
  1. Составление синквейна.

Придумайте синквейн о любой профессии.

Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк:

1-я строка-название синквейна,

2-я строка-два прилагательных,

3-я строка – три глагола,

4-я строка-фраза на тему синквейна.

1. Считающий, ответственный. Учитывает, осваивает, исполняет. Сохраняет средства для предприятия. (Экономист-бухгалтер)

2. Многогранный, экстравагантный. Творит, украшает, создает. Всегда неповторимый результат труда. (Дизайнер-художник)

3. Разбирающийся, предприимчивый. Чертит, конструирует, внедряет. Может обслужить технику и руководить. (Механик-инженер)

4. Изысканный, творческий. Одаривает, волнуется, развивается. Часто предстает в разных образах. (Актер)

Интересует, вдохновляет, кормит.

Без нее нет самореализации.

знать уметь приобретать

род трудовой активности человека

Какую пользу принёс вам этот урок?

В жизни человека бывают моменты, когда ему приходится делать выбор. Выбор, от которого в дальнейшем зависит вся его судьба! Какой она будет? Как важно не ошибиться! Успешно ли сложится судьба личная и профессиональная карьера? Как не ошибиться и найти свою, только свою дорогу в профессии? Как выбрать? Вопросов тысячи! Ответ должен быть только один! У каждого из вас свой путь, своё правильное призвание! Найдите и зажгите свой уголёк призвания! “ВСЁ В ваших РУКАХ”…

10Домашнее задание . Используя материалы заданий, напишите сочинение.

У: Спасибо за работу!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из.


Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе

Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе).

Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми.


Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой.


Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля.


Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.).


Урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа"

Все мы знаем, что работа иногда выматывает так, что остается только мечтать о выходных или длительном отпуске. Врачи говорят, что бывают такие профессии, которые кроме стресса ведут к болезням: инфаркту и инсульту. Однако этим заболеваниям одни работники подвержены больше, чем другие. Почему? Оказывается, все зависит от того, где вы трудитесь.

AdMe.ru изучил исследование китайских неврологов — теперь-то мы знаем, какая профессия самая неблагодарная.

Любая профессия по-своему опасна

С физическим трудом все более или менее понятно: существует целый список опасных профессий. Первые строчки в нем занимают шахтеры, операторы химических производств и радиологи. Есть в перечне военные и полицейские.

Однако у любой профессии есть и другая сторона — «стрессовая». По статистике, 40 % людей переживают из-за неудач в карьере и 25 % называют работу главным источником волнений в своей жизни.

Работа, от которой у вас дергается глаз и трясутся руки, опасна для здоровья. Она может привести к инсульту и ишемической болезни сердца, а еще вызвать депрессию, головные боли, кожные заболевания и даже повысить уровень холестерина.

Как измерить уровень стресса на рабочем месте

Чтобы определить, насколько стрессовая у вас работа, нужно учитывать две вещи:

  • Уровень требований. Сюда входят дедлайны, сложность поставленных задач, умственная нагрузка, ожидания от работника, необходимость быстрого принятия решений в короткие сроки. Пример: уровень требований к нейрохирургу выше, чем к распространителю листовок.
  • Уровень контроля. Возможность работника выбирать, как и когда выполнять поставленные задачи.

Китайских неврологов из Университета Гуанчжоу заинтересовало, в какой профессии самый высокий риск заполучить инсульт и депрессию и кто подвергается большему стрессу — летчик или, например, учитель. Чтобы разобраться, кому живется тяжелее всего, ученые разделили все профессии на 4 типа. Оказалось, что в одной группе риски зашкаливают.

Низкий уровень требований + низкий уровень контроля

  • Уборщики, работники физического труда и сферы обслуживания, которые не общаются с клиентами напрямую.

У обладателей этих профессий почти нет обязанностей, связанных с умственной деятельностью, и редко случаются дедлайны. При этом сами работники ничего не решают: вся их деятельность регламентирована нормами и инструкциями. У таких людей меньше всего шансов заработать инсульт или инфаркт из-за обстановки на рабочем месте.

Низкий уровень требований + высокий уровень контроля

  • Архитекторы, художники, ученые, дизайнеры, программисты и журналисты. А еще офисные и конторские служащие: юристы, бухгалтеры.

От них по большей части не зависит ничья жизнь. Зато люди творческой профессии и офисные работники сами принимают решения. Они не испытывают морального прессинга со всех сторон и сами управляют своей карьерой. У этой группы вероятность «сгореть» на работе тоже невелика, а нервы дольше остаются в порядке.

Высокий уровень требований + высокий уровень контроля

  • Врачи, учителя, пожарные, спасатели, военные и полицейские. Это самые гуманные профессии, направленные на защиту жизни и здоровья людей.

Может показаться, что врачи и учителя — главные претенденты на самую тяжелую профессию. Несмотря на высокий уровень стресса и беспрецедентную меру ответственности, их работа удовлетворяет одну из главных потребностей человека — быть нужным. Ощущение, что тебя ценят и уважают, важны не меньше, чем хорошая зарплата. Специалисты по гигиене труда говорят, что от признания зависят здоровье, благополучие и мотивация работника. Однако в этой группе вероятность инсульта и болезней сердца выше, чем в двух предыдущих.

Высокий уровень требований + низкий уровень контроля

  • Официанты, медсестры и санитары, социальные работники и продавцы-консультанты. В общем, все те люди, которые по работе вынуждены угождать клиентам.

Это самые морально тяжелые и разрушительные профессии в мире. Работники сферы обслуживания на 22 % чаще оказываются жертвами инсульта или ишемической болезни. Больше всего страдают женщины: для их сердца и сосудов такая работа губительна.

Результатом стрессовой работы часто становятся пристрастие к нездоровой пище (некогда поесть) и курение (попытка успокоить нервы), что тоже не приносит пользы здоровью. К сожалению, такие морально опасные профессии не редкость. 20–30 % людей в мире заняты в областях, которые могут довести до больничной койки.

Главные симптомы стресса на работе

Когда вы сталкиваетесь со стрессовой ситуацией, ваше тело вырабатывает специальные гормоны — кортизол и адреналин. Из-за них сердце начинает биться чаще, зрачки расширяются, выступает пот, могут дрожать руки. Это нормально, если это случается эпизодически.

Наше тело не предназначено для хронического стресса: из-за постоянных нервов организм быстро изнашивается. Если вы заметили у себя следующие симптомы, пришла пора что-то менять:

  • частые головные боли,
  • усталость,
  • проблемы со сном,
  • рассеянность,
  • расстройство желудка,
  • раздражительность.

Врачи и психологи в один голос советуют взять отпуск, начать заниматься спортом и научиться переключаться.

В этом исследовании ученые не оценивали престижность профессий. Перед ними не стояла задача кого-то задеть — напротив, они всячески подчеркивали, что любая работа хороша. Тем более «непрестижные» профессии оказались самыми полезными для нервной системы.

А вы нашли в списке свою профессию? Совпадают ли выводы ученых с обстановкой на вашей работе?

Читайте также: