Кто рисует комиксы профессия

Опубликовано: 03.10.2024

Многие спрашивают меня, как я рисую, и как обвожу комиксы тушью. Эта тема настолько популярна, что я решил все изложить в этом материале. Наверное, мне стоило сделать это раньше. По профессии я инкер (контуровщик), и хотя об обведении тушью буду говорить развернуто, коснусь я также и рисования карандашом, это то, что мне чаще всего приходится делать здесь, на Филиппинах.

Как стать художником-комиксистомОднажды в одной статье я прочел, что работа над комиксами ужасно трудна, но я этому не поверил. Теперь, когда я и сам занимаюсь комиксами, я вынужден согласиться с тем мнением. Основная трудность, полагаю, лежит в понимании особенностей жанра. Многие люди приходят в эту сферу с ожиданиями, которые весьма далеки от реальности. Художник-комиксист — чрезвычайно высоко специализированная область деятельности, совершенно отличная от любых других форм изобразительного искусства, таких как живопись, карикатура или даже анимация. Если ты даже очень хороший художник, это отнюдь не означает, что ты автоматически будешь и хорошим комиксистом. В этом жанре существует множество присущих только ему нюансов, и именно о них я и собираюсь вести речь ниже.

Возвращаясь к тому, что я упоминал выше, если вы даже очень хороший художник, это вовсе не означает автоматически, что вы и хороший комиксист, хотя в таком случае вам будет намного легче. В комиксах вы должны суметь рассказать историю в картинках. Хороший комиксист сможет рассказать хорошую историю на нескольких страницах, не прибегая к словам. Если вы даже потрясающий художник, но не можете делать одну полосу за один день, карьера в комиксном деле вам не светит. Вам необходимо выработать стиль, который позволил бы вам рисовать одновременно и хорошо, и быстро. Потому что выпуски комиксов должны выходить регулярно, чаще всего, на ежемесячной основе. А это означает многочасовую работу почти каждый день каждой недели каждого месяца каждого года. Хороший комиксист должен соответствовать требованиям такой работы как физически, так и психологически, чтобы справляться с давлением и стрессами, неизбежными при бесконечных дедлайнах. Если такой расклад вас обескураживает, подумайте как следует, действительно ли вы хотите гробить свою жизнь, занимаясь этим. А если нет, тогда читайте дальше!

Хотя в первую очередь я контуровщик, во многих комиксах, над которыми я работал, есть мой вклад и в карандашные рисунки. Я изложу свои соображения на эту тему наилучшим образом, насколько это в моих силах, и надеюсь, кто-нибудь из вас почерпнет из них что-нибудь полезное.

Мне известны два способа, которые помогут вам начать рисовать комиксы. Первый — изучать искусство и рисовать с реальной жизни, а второй — просто подражать стилю какого-то другого художника. Многие наверняка нахмурятся, прочитав об этой второй возможности, но читайте, пожалуйста, дальше, и я вам все объясню. Сначала я расскажу о второй возможности.

Подражание и клонирование

Срисовывание реальной жизни

Прежде чем учиться тому, как рисовать комиксы, человеку следует научиться тому, как быть художником. Возьмите карандаш и принимайтесь рисовать все, что вы видите вокруг себя. Рисуйте деревья, птиц, автобусы и автомобили, и старайтесь при этом подмечать все мелкие детали. Важнее всего, конечно, рисовать людей. Присматривайтесь к тем, кто вас окружает. Обращайте внимание на то, как они ходят, как они сидят и как они стоят, примечайте, как одежда сидит на их телах. Изображая людей, всегда предпочтительнее сначала сделать набросок тела, а потом уже облечь его в одежду. Начинающему художнику я бы не советовал рисовать человека сразу одетым, потому что понимание того, каково скрытое тканью обнаженное тело, позволит вам значительно достовернее изобразить складки на одежде. Мне приходилось видеть много сделанных начинающими художниками изображений людей, на одежде которых складки располагались где попало, без всякого смысла и логики. Одного этого достаточно, чтобы я скривился.

Следующий шаг — приобретение ярких иллюстрированных журналов. Я бы советовал журналы по бодибилдингу и фитнесу, чтобы вы могли видеть, как именно мышцы, которые вы только что изучили, сгибаются, вытягиваются и вздуваются. Многие художники рисуют мускулы преувеличенными, и порой это действительно выходит хорошо, особенно в руках такого художника, как Саймон Бисли — короля больших мышц. Но иногда художники, недостаточно понимающие анатомию, изображают огромные мышцы, да только не на своих местах, и вся их работа выглядит просто ужасно.

Итак. Теперь, когда вы уже, вероятно, усвоили кучу вспомогательного материала не только с этого сайта, но также и из множества других источников, — дерзайте! Начинайте рисовать. Но есть еще один совет, которого вам не следует забывать. Если вы намерены рисовать супергероев для больших издательских компаний, помните, что вы изображаете мир комикса. Рисуя для своей публики, никогда не упускайте из виду, что вам надо рисовать преувеличенно. Если это взрыв, мало просто показать вспышку. Сделайте его как можно более разрушительным. И пусть всё окружающее реагирует на него. Пусть окна здания разлетаются вдребезги, и во все стороны летят обрывки газет. Когда герой бьет злодея, сделайте так, чтобы читатель ощутил удар. Пусть вдоль движения его кулака летит кровь, слюна и клочья волос. Добавьте спидлайны, чтобы обозначить сокрушительность удара.

Предложение готовой работы

Прежде чем вы предложите свою работу в какое-либо издательство, вам следует запомнить еще кое-что. Большинство издателей будут искать в предложенном вами комиксе особый формат, и если этот формат вами не соблюден, скорее всего, ваша работа будет оставлена без внимания. Все старания, вложенные вами в эти листы, пропадут попусту.

Если вы смогли этого достичь, поздравляю! Это для вас очень большой шаг. Все остальное уже зависит от вас. Затяните ремень, прикуйте себя цепью к столу и начинайте рисовать.

Обведение тушьюЯ думаю, едва ли кто-то мечтает стать контуровщиком комиксов. Любой начинающий художник почти всегда стремится быть и рисовальщиком, и контуровщиком. В идеале, художник САМ должен обводить свои собственные карандашные наброски, поскольку только так он сможет говорить, что работа полностью его. В производстве комиксов, однако, эти два процесса всегда разделены и выполняются двумя разными людьми. Но это лишь потому, что альбомы должны выходить вовремя, и такое разделение работы значительно ускоряет ее выполнение. Однако если время ЕСТЬ, я считаю, свои работы художнику лучше обводить самому.

Прежде чем начать, вы должны узнать о разнообразных инструментах, которые необходимо иметь контуровщику. Для рисования карандашом вас нужны лишь карандаш, ластик, точилка, шаблоны и линейка. Контуровщику нужно гораздо больше. Ниже приводится список всех используемых мною инструментов.

1. Тонкие стальные перья. Для контуровщика это инструмент номер один. Чаще всегоиспользуются перья № 102 фирмы Hunt, но в принципе они могут быть любыми, лишь бы вы могли добиться с их помощью желаемого эффекта. Большинство контуровщиков предпочитает перья упомянутой фирмы, потому что у них очень гибкий кончик, и одним росчерком вы можете провести линию, изменяя ее толщину от тонкой до толстой. Сначала очень раздражает необходимость без конца макать перо в тушь, но через какое-то время вы привыкаете к этому. Я считаю, что вам стоит пойти купить по одному перья всех видов, какие вы только сможете найти, и испробовать каждое. Выберите для использования то, какое покажется вам самым удобным. Для меня было сначала довольно трудно пользоваться таким пером, потому что я очень привык рисовать механическими ручками, но через пару месяцев мне удалось приспособиться.

2. Механические ручки. Из них я предпочитаю ручки фирмы Rotring, с толщиной пера от 0,1 до 1,2 пункта. Ими я обычно пользуюсь для обведения контуров архитектурных и технических объектов. Иногда я обвожу ими и сами фигуры, — когда чувствую, что с перьями не достигаю желаемого эффекта. Чаще всего в настоящее время я сочетаю работу пером с работой механическими ручками.

Когда в этом году я был на фестивале комиксов в Сан-Диего (San Diego comic-con), я встретил там Джеоффа Дэрроу, и был потрясен, при виде оригиналов его работ. Он использовал довольно толстую кальку, название которой я сейчас не припомню. Для прорисовывания контуров он пользовался только плакатными перьями или ручками для рисования. Карандашные контуры своих работ он делал на обычной бумаге, а потом прорисовывал их, наложив сверху кальку. И почему это мне самому в голову не пришло?!

7. Гвозди и резцы. Да, хотите верьте, хотите нет! Ими процарапывается рисунок поверх плотно покрывающего бумагу слоя туши. Такая техника создает эффект искр или дождя. Джэ Ли часто использует ее во многих своих работах.

Совет для тех, кто пользуется треугольниками и линейками. Приклейте к ним снизу скотчем монетки, чтобы они чуть приподнимались над поверхностью рисунка. Это не позволит туши затекать под треугольник, когда вы используете его при работе с пером или механическими ручками.

Как начинать рисовать

Понимание замысла рисовальщика

Тщательно изучите карандашные линии, нанесенные художником, и постарайтесь понять, почему он нарисовал то, что вы видите. Если какая-то отдельная линия, или форма, или что угодно, для вас не понятны — не обводите их. Свяжитесь с художником и спросите у него, что это такое. А если до художника не добраться, тогда обведите это таким образом, чтобы оно стало для вас осмысленным. Не обводите ничего, что вы не понимаете.

Часть вашей работы в качестве контуровщика — сделать яснее, подчеркнуть то, что изобразил художник. Когда вы видите, что он от руки нарисовал какой-нибудь круглый предмет, скажем, планету, или мяч, или зрачок глаза, вы понимаете, что в его замысле эти предметы должны быть идеально круглыми или эллиптическими. Поэтому не обводите их от руки, возьмите вместо этого шаблоны. Когда вы видите. Что художник от руки нарисовал пистолет, и его не обводите от руки, возьмите вместо этого линейки. Это я и называю — подчеркнуть работу художника.

Карандашный рисунок из "Адского полицейского" Обведённый рисунок из "Адского полицейского"

На оригиналах рисунков лепнина на арке над входом за фигурой дана только в намеке. Я вмешался и изобразил лепнину гораздо определеннее, чтобы сделать более явным, показать, что это на самом деле вход.

Если вы выпускаете комикс у издателя, как правило, вам предложат до 20% с продаж. При этом на создание истории в 46 страниц, по словам художника Алексея Межевича, может уйти от полугода до года (максимальный срок не ограничен, боритесь с перфекционизмом!). Авторы комиксов выживают как могут: совмещают с другой работой, становятся пикчерами в соцсетях, пытаются сотрудничать с западными компаниями, занимаются самиздатом. Самостоятельно печатать, рекламировать и распространять тираж бывает выгоднее, чем действовать через издательство.

Но воспринимать комикс как основной заработок не обязательно. Рисование историй может стать интересным хобби, инструментом самовыражения, предлогом освоить по-настоящему востребованные навыки. Сейчас стилистика комиксов набирает обороты и используется в разных сферах, рассказывает Юлия Мельникова, куратор интенсива «Как научиться рисовать аниме: курс рисования раскадровок и комиксов» в школе компьютерных технологий Scream School. Реклама, упаковка продуктов, клипы, журнальная иллюстрация, принты на одежде и даже социальные проекты — этот жанр актуален везде.

К тому же, чтобы привлечь внимание к своей работе, не нужно больших средств. Это не так долго и дорого, как анимация или кино, и вполне выполнимо одним автором. А навыки, освоенные через визуализацию историй, могут открыть двери в другие индустрии. Дизайн, иллюстрация, кинопроизводство, анимация — комиксы пригодятся во многих творческих профессиях.

Фрагмент из книги «Создание комикса. Как&n.

Чему учиться?

Перед выпуском комикса предстоит проделать немалую работу: найти идею и развить ее до сценария, создать раскадровку (разбить повествование на отдельные кадры), все нарисовать, покрасить (если комикс запланирован в цвете), добавить текст, все перепроверить и, наконец, опубликовать (в сети или на бумаге).

Поэтому коммерческие комиксы чаще готовят командой, где у каждого свои задачи. Но множество авторских проектов придумываются и рисуются в одиночку. Создатель такого комикса — человек-оркестр: и сценарист, и художник, и режиссер, и редактор, и специалист по продвижению, которому могут понадобиться самые неожиданные навыки.

Дмитрий «Nikls» Никулушкин, известный по публикациям в культовых журналах «Сережка» и «Арбуз», советует тщательно изучать анатомию и композицию . Хороший комиксист должен уметь выстраивать кадры с разных точек обзора и рисовать героев с самых неожиданных ракурсов.

Комиксист Алим Велитов рекомендует тренировать «режиссерское видение» , чтобы понимать, как лучше рассказать историю визуально, передать эмоцию персонажа и смысл всей сцены.

Художник комикса «Доктор Люцид» Антон Савинов полагает, что чем больше у автора знаний в смежных дисциплинах (колористике, графическом дизайне, типографике), тем более цельные и сложные вещи будут получаться на выходе.

Фрагмент из книги «Скульптор» (Скотт Маккл.

Фрагмент из книги «Скульптор» (Скотт Макклауд)

Где учиться?

Индустрия образования для комиксистов в России развивается быстро, но не так давно. Большинство уже известных авторов — самоучки, которые осваивали сценарий и рисунок своими силами. Или попали в комиксы из других сфер — компьютерных игр, иллюстрации, дизайна, анимации.

Сегодня можно научиться рисовать комиксы в любом формате — от самообразования и краткосрочных курсов под руководством опытных художников до длительных программ в вузах.

Чтобы понять, какое обучение нужно именно вам, Евгений Яковлев (автор «My First Book», «Cлов нет», «Девочка и камень», «Вольф Хельсинг») рекомендует решить, чем именно вы хотите заниматься. Если нацелены на коммерческую отрасль, придется учиться и развивать навыки каждый день. Для «альтернативного» пути вполне хватит уровня «читал несколько комиксов» и «умею рисовать огурец с глазами».

По мнению Виктора Меламеда, иллюстратора и ведущего курса Британской высшей школы дизайна, самую эффективную технику рисунка может дать школа анимации: «Но и тут как повезет. Я редко вижу сочетание сильной техники и настоящей творческой свободы.

Самые яркие художники — те, кто способен остаться самоучкой, получив образование».

Он также полагает, что в процессе обучения жанр комикса не должен подчинять все себе: «Стать частью комиксной субкультуры — большая опасность для художника. Там уютно и тепло, «свой» зритель реагирует благожелательно даже на самые поверхностные вещи. Но самое интересное происходит на стыках разных жанров и форм». Сотрудничающий с российскими и американскими издательствами Стас Якимов (Saint Yak), напротив, уверен, что учиться следует у тех, кто создал культуру комиксов и вырос внутри нее. Он рекомендует изучать работы Рафаэля Альбукерке, Шона Мерфи и Джока.

«Если есть возможность пойти к опытному комиксисту, стоит хвататься за нее», — говорит Джамиля Зульпикарова (Jijoni), сотрудничающая с издательством Bubble. Сама она училась у Алима Велитова.

Курсы

В первую очередь обратите внимание на и лектории на фестивалях комиксов. Новичкам они помогут познакомиться с азами, продолжающим самоучкам — отточить технику и проконсультироваться с профессионалами.

Вариантов обучения достаточно и в сети. Например, англоязычные курсы на Coursera или русскоязычные MoonCourses, рассчитанные на уже рисующих художников с начальным или средним уровнем. Уроки подойдут тем, кто ищет новое применение своим навыкам.

В Екатеринбурге подростков обучают в студии InComics. В несколько лет работает бесплатная школа комиксов «Палитра» для людей от 14 до 30 лет. По словам куратора школы Ксеньи Панкиной, курс на два семестра читают художники, сценаристы, издатели, что помогает завести полезные знакомства и включиться в индустрию. «По результатам мы организуем несколько публикаций: одну в сборнике стрипов, и одну в полноценном сборнике комиксов. Студенты участвуют в и фестивалях», — отмечает Панкина.

Фрагмент из книги «Создание комикса. Как&n.

Самообразование

В сети полно статей и видеоуроков о разных этапах работы над комиксом. Полезные материалы можно найти в группах художников Владимира Лопатина, Евгении Кундозеровой, Ольги Лаврентьевой.

Художник Илья Обухов призывает помнить, что всегда будет кто-то лучше вас. Опасаясь этого, можно никогда не приступить к рисованию. «Хорошо бы иметь художественное образование, но в современном авторском комиксе оно не играет большой роли. Авторские рисунки тем и хороши, что многие вещи можно обозначить как данность. Читатель принимает стиль автора как правила игры», — говорит Обухов.

Дмитрий Дубровин, создающий комиксы и иллюстрации под псевдонимом lemon5ky, cчитает, что лучший учебник — это чужие работы:

«Комиксы надо просматривать с определенным фильтром в голове. Например, смотреть только раскадровку, звуки, композицию в кадрах и так далее. Чем больше разных комиксов и манги прочитано, тем проще понять закономерности».

Художник Евгений Францев тоже советует анализировать все, что вы читаете: «Пытайтесь понять, зачем нужна та или иная панель, сцена, действие, что они несут в себе, как это ведет и удерживает внимание читателя». Фрунзе Бабаханян, ведущий художник графической новеллы «Великая агония», рекомендует отслеживать тренды на сайтах ArtStation и Pinterest. «Анализируйте то, что нравится, и то, что вне круга ваших предпочтений. Расширяйте кругозор», — говорит художник.

Бабаханян также советует делиться своими работами в социальных сетях, а после получения фидбэка обязательно вносить правки: «Будет соблазн оставить эту работу и сделать другую, но это неправильно. Только так вы сможете не допускать ошибок в дальнейшем».

«Большую роль в комиксах играет визуальная выразительность. Стоит делать стадики (учебные наброски, от английского слова «study») с необычными ракурсами и перспективой. Тренироваться в создании концепт-арта, окружения и эффектов. Такие навыки значительно выделят вас среди комиксистов», — полагает Бабаханян.

Не забывайте о практике, чтобы не увязнуть в подготовке. Начните с маленьких историй, коротких комиксов. Так вы поймете свои сильные и слабые стороны, каких знаний вам не хватает. Не беритесь сразу за большие проекты: неподъемные задачи могут лишить мотивации.

Комиксы начали покорять этот мир еще в 1940-х годах и остаются одним из ключевых видов современного искусства. Создавать красочные иллюстрированные истории — это навык, который не только восхищает миллионы людей, но и дает автору неограниченные возможности для профессионального и финансового развития.

Какими знаниями и скиллами должен владеть комиксист? Насколько он занят и сколько зарабатывает? Как нарисовать комикс грамотно и красиво? Чтобы ты нашел ответы на все эти вопросы, мы пообщались с Игорем Лободой — художником-комиксистом, который совместно с ArtCraft запускает первый в Украине профессиональный курс «Художник комиксов».

Начнем с самого интересного :) Сколько зарабатывает хороший комиксист?
Большинство украинских комиксистов — это фрилансеры, которые зарабатывают столько, сколько сами захотят. Чаще всего работа оплачивается либо в часах, либо в готовых страницах комикса в цвете. Эту страницу нужно сделать максимум за один день, ее стоимость — 40-50 долларов. Но в наших реалиях эта цена просто занижена по причине многих факторов. Американские художники могут получать по 300-500 долларов за страницу комикса.


Комикс Blessed Sons, над которым работал Игорь

Какие скиллы нужны для старта в рисунке комиксов?
Прежде всего, нужно уметь рисовать в цифровой среде, владеть необходимым инструментарием Photoshop. Также будущий комиксист должен научиться работать с картунностью, композицией, цветом, драматическим освещением. И не забываем о героях комикса — их надо грамотно стилизовать, проработать историю, характер и эмоции. Все для того, чтобы создать уникальную атмосферу сюжета, от которого невозможно оторваться.

Еще один ключевой скилл — это умение быстро рисовать. Скорость поможет не только в будущей профессии, но и позволит сократить время на формирование хорошего портфолио. В последнем могут быть как комиксы, так и обычные иллюстрации. Главное — показать свои сильные стороны, ведь заказчики всегда требуют умение работать с разнообразными задачами в быстром темпе.

Как ты считаешь, нужны ли начинающему комиксисту знания колористики и типографики?
Конечно, ведь хороший комикс — это распечатанный комикс, который так и хочется открыть. Необходимо знать, как подготовить страницы к печати, правильно расположить объекты в кадре, подобрать цветовую гамму так, чтобы настроение и атмосфера комикса не терялись ни в цифровой среде, ни на бумаге. Хочешь портфолио для хорошего трудоустройства? Будь готов к тому, что сам пройдешь все этапы создания комикса — от разработки сюжетной линии до печати.


Авторские стикеры Игоря Лободы с героями "Стражей Галактики"

Расскажи немного, как ты начинал и строил свою карьеру «Я начинал в трущобах городских…» Шучу, все было намного лучше :) В детстве я увидел американский комикс «Баффи», который стал моим первым вдохновением. Все свои юные года я пачками покупал «Gen13», «Amazing/Ultimate Spider-Man», «X-Men». Комиксы, а также их рисунок быстро стали моими хобби. Обучаясь на архитектурном факультете (где я научился грамотно изображать здания в комиксах), начал публиковать свои первые работы в социальных сетях и получал первые заказы от англичан и американцев.

Я начал зарабатывать первые деньги и через несколько месяцев фриланса договаривался с украинскими художниками о постоянном сотрудничестве на позиции колориста. Затем с университетской подругой Светой Зозулей мы рисовали небольшие иллюстрированные истории на Bash.org. Вскоре меня пригласили в издательство Bubble, где я проработал 4 года. В результате на меня вышли ребята с New York Times, которые стали моими соавторами.

Теперь я не представляю своей жизни без комиксов. Главными проектами, над которыми я работал, назову Blessed Sons, «Три руны» и «Льдина». Смотрите и наслаждайтесь :)


Иллюстрация Игоря Лободы для антологии комиксов The Sentinels

Насколько занят художник комиксов?
Ты можешь получать заказы от десятков проектов разного масштаба, в том числе зарубежных. Любой хороший художник не испытывает дефицит работы и постоянно загружен. Такой специалист тратит на работу приблизительно 10-12 часов в день: утром — иллюстрация для новостного сайта, днем — скетчи новых страниц комикса, а вечером — покраска обложки для журнала, который уже завтра отправят в печать. Но такая загрузка вполне оправдана — я уже говорил, что труд комиксиста хорошо ценится.

На каких позициях может работать комиксист?
Кроме комиксов, художник может работать над раскадровками различных проектов для рекламы, сериалов, фильмов и даже игр, аниматиками и заставками в комиксовом стиле. Если художник работает быстро и продуктивно, он станет незаменимым звеном в команде, где нужны скетчеры, концептеры персонажей и окружения.

Говоря о работе над комиксами, могу перечислить должности, на которых я работал. Я был колористом — человеком, который работает над цветовой гаммой, делает базовые заливки, определяет источники света и выстраивает тени. Позднее я рисовал обложки и оформлял рекламные иллюстрации в комиксах. И только после этого я стал человеком, который непосредственно занимается прорисовкой кадров, созданием выразительных персонажей и драматического окружения.

Хочешь интересно рассказывать истории языком красочных иллюстраций и похвастаться собственным комиксом перед перед работодателями? Игорь совместно с ArtCraft запускает первый в Украине профессиональный курс «Художник комиксов».

На Западе комиксы — процветающая индустрия с огромной аудиторией и впечатляющими бюджетами. По комиксам снимают дорогие фильмы ведущие режиссеры Голливуда, а миллионы фанатов выражают свою любовь и косплеят понравившихся героев на Comic-Con. А как развивается этот бизнес в России? Об этом и многом другом говорят художники FRANTSEV и MORKET вместе со сценаристами издательства « Зловещая мембрана ».

О знакомстве с комиксами

О комиксах я знал давно. Все мои любимые фильмы и мультики детства были основаны на них. Но подержать настоящий комикс в руках мне тогда не удавалось. Максимум, что было доступно, — это обложки комиксов о Человеке-пауке, которые надо было собирать на уровнях игры Spider-man 2000-го года выхода.

Первый мой комикс принес школьный друг. Это был «Бэтмен» — продолжение истории становления персонажа. Я зачитывал его до дыр. Это было крышесносно: комикс о любимом герое, да еще и на русском языке! В те времена это было настоящим сокровищем. Позже, уже в начале 2000-х, когда мне тогда было 10-11 лет, я открыл для себя комиксы Marvel. Это была лицензированная линейка Ultimate и продолжение классических серий Marvel от издательства «Комикс», «Человек-паук», «Люди Икс», «Фантастическая четверка». Еще были комиксы «Ген 13» и журнал «Дед Мороз», где публиковали небольшие главы комиксов от Dark Horse. И понеслось. Я с головой ушел в этот мир: срисовывал понравившиеся картинки из журналов, придумывал свои. С маминой помощью я создал свой первый комикс «Братья Металл» (он до сих пор лежит в шкафу). Это история о братьях-супергероях в броне, как у железного человека. Конкретно в первой и единственной истории они боролись с гигантским роботом, который ранил младшего из братьев и был заброшен на солнце старшим.

Уже тогда я начал мечтать о том, чтобы рисовать комиксы профессионально. Но в подростковом возрасте увлекся музыкой, потом поступил в университет, переехал в Москву, как-то не до этого стало. Впрочем, рисовать я не переставал, просто все работы уходили в стол. Ближе к окончанию учебы я понял, что хочу полностью посвятить себя комиксам. Даже дипломную работу (а по образованию я маркетолог) связал с комиксами, нарисовал для нее около 10 страниц истории, которые и стали моим первым портфолио.

Это меня и подкупило. Изучать комиксы — очень важно, но, если у вас есть возможность учиться рисованию, вперед, это никогда не помешает. Впрочем, практика показывает, что рисунок необязательно должен быть красивым и технически выверенным. Если он работает на повествование, соответствует духу истории, создает атмосферу, появляется магия комиксов.

Как и у большинства детей 90-х, моя страсть к комиксам появилась благодаря черепахомании головного мозга, коей я подвержен с младых ногтей. Первые несколько номеров «Черепашек-Ниндзя» от издательства «Махаон», попавшие ко мне в очень юном возрасте, сильно запали мне в душу и посеяли в ней семена токсичной зависимости от странных мифов и кислотных мутантов. Восторг от созерцания веселых картинок скоро перешел в попытки их имитировать. Перерисовывания стильных уродцев увлекли меня настолько, что в итоге моей наивной башке появилась надежда о том, что я смогу преуспеть как художник.

Тут бы и сказочке конец, но пристрастие к комиксам меня никак не покидало, как и амбиции реализоваться на любимом поприще. Помотавшись пять лет по дерьмовым работкам, я внезапно обнаружил, что пресловутые книжки с картинками, оказывается, нужны не мне одному, ведь по всей стране начали открываться настоящие магазины комиксов. Так сложилось, что в жизни появились единомышленники, сбившись в небольшую стаю, мы создали издательство комиксов «Зловещая Мембрана».

Мое знакомство с комиксами началось еще в далеком 2008 году, когда буквально в каждом ларьке у метро продавались синглы ИДК. Это 20-30 страничный выпуск комиксов, например «Человек-паук» Бендиса, «Люди Икс» Моррисона, «Гражданская война» Миллара. Тогда я и влип в книжки с картинками. Лет в 10, то есть в 2011 году, я решил, что было бы неплохо поинтересоваться еще чем-нибудь, скачал на свой Samsung Galaxy mini приложения для чтения комиксов, где были «Хищники» Dark Horse. Там же «Y последний мужчина на земле» Брайана К. Вона — первый более серьёзный комикс, который я прочел, а через пару лет понеслось: «Джон Константин» (Hellblazer); «Возвращение темного рыцаря». В 2014 году обратил внимание на Bubble Comics…

Затем в 15 лет попал в театральную студию, где учился и выступал, влюбился в истории. Примерно в том же возрасте решил связать свою жизнь с комиксами и начал более профессионально изучать драматургию. А в этот момент в школе начались проблемы с русским языком, да такие, что пришлось нанимать репетитора. Сейчас я безумно благодарен своему наставнику, не побоюсь этого слова. Она и привила мне любовь к писательству. Когда-то не мог и двадцати слов кряду связать, а сейчас способен написать до 5К слов в день.

По ее совету я пошел в медиашколу МГУ, какое-то время грезил журналистикой, но в конце концов разочаровался. Начал заниматься драматургией и по совету родителей, во имя «стабильности», после 9-го класса пошел в колледж учиться на верстальщика.

Создал МЕТРОПОЛИСЪ и даже какое-то время имел свою команду (кто-то сейчас ушел в бизнес, а кто-то в профессиональную журналистику). Идея была в том, чтобы создать площадку с новостями про русскую андеграунд-культуру. Музыка, игры, кино и комиксы — все варятся в своих кастрюлях, но не могут сделать суп. Вот мы и пытались всех объединить. Но без моего руководства и пинков группа не жила, а я хотел сконцентрироваться на проектах для MOLOT HARDCORP , так как душа горела творчеством, а не критикой.

Сейчас я своего рода фрилансер, работаю над многими проектами.

Про комиксы я узнала из рекламы по телевизору про журналы с карточками о Человеке-пауке и Черепашках-Ниндзя. Конечно, если сейчас, в осознанном возрасте, их прочитать, то они не особо впечатляют, но меня как ребенка в то время эти эпичные истории в картинках не отпускали очень долго.

Открыв для себя вселенную Бэтмена, я создала свой первый комикс с сюжетом. Это случилось после выхода фильма «Джокер». У меня на тот момент уже почти пропал всякий энтузиазм к рисованию, мне хотелось чего-то нового, чего-то, что погрузит меня в работу с головой. Этот фильм буквально спас меня. Я открыла для себя вселенную DC, ее злодеев и героев. У меня был просто сумасшедший поток мыслей от того, что можно с ними придумать. Работа художника комиксов похожа на рисование ключевых кадров из фильма, просто они все компонуются на листах бумаги. Представьте: он будто снимает целый фильм, и история переносится вместо экрана на бумагу! Еще бы звук и двигающиеся картинки были, как в Гарри Поттере…

За Бэтмена я зацепилась больше всего, он обычный человек, он побеждает умом и хитростью. Злодеев Бэтмена я просто обожаю. Они такие же простые люди, но каждый из них особенный, каждый со своими тараканами в голове. Я мечтаю создать комикс о Бэтмене и его врагах, где было бы практически невозможно разобрать, кто есть герой, а кто злодей — настолько тонкая между ними грань. По этой причине мне нравятся комиксы, поскольку сюжет и рисунок погружают читателя, эмоции после прочтения не уступают просмотру целой киноленты. Мне нравится в искусстве возможность трогать людей за душу, психологически и эмоционально. Показывать на лицах персонажей обычную человеческую тревогу, радость и печаль. Даже неважно, положительный это персонаж или отрицательный.

Наверное, мои фолловеры такие же любители историй в картинках, как и я. Тоже могут поплакать над трагической судьбой персонажа или посмеяться над мемами. Человеку свойственна эмпатия, и мы сопереживаем даже злодеям. Человек любит побеждать, и мы подражаем героям. Интереснее всего, когда герой совершает множество ошибок и сам становится злодеем, а злодей, напротив, оказывается вовсе не плохим человеком. По этой же причине мне нравится мультфильм «Мегамозг» и мультсериал «Аватар: Легенда об Аанге», где Зуко является отличным примером трансформации из злодея в героя. Все эти моменты я обычно отражаю в своих рисунках: все персонажи так или иначе простые люди, кому-то просто везет больше других.

На самом деле я не ограничиваюсь только одним созданием комиксов. Помимо них мне нравится 3D-моделировать и разрабатывать видеоигры, поэтому останавливаться на чем-то одном мне очень сложно. Плюс у меня нет классического академического образования, я самоучка. Как-то раз пошла на обучение в художественную школу у себя в городе. Я не проучилась там и трех недель, ушла. Мне было неинтересно, ребят там не учили. Это не значит, что все школы такие. Кому-то обучение в художке сильно повысит навыки в рисовании, а кто-то просто потеряет энтузиазм.

Заставить научить себя невозможно, должно быть огромное желание, а с ним возможно все. Ты можешь сидеть дома сутки напролет, разбирая стиль любимого художника, подражать ему, учиться на своих ошибках, разрабатывать свой стиль. Этот вариант развития событий никак не уступает учебе в художественной школе. Каждый выбирает свой удобный метод обучения.

О любимых жанрах, авторах и героях

Фантастика и киберпанк — мои любимые жанры. За последние несколько лет я поработал над разными комиксами: рисовал постапокалиптический пельмени-вестерн «Фронтир» (по аналогии с итальянскими «спагетти-вестернами» — особый поджанр вестернов — прим. HJ) , биографический комикс «Лаки» о гангстере «Лаки Лучано», собственную киберпанк-историю vol 1 и научно-фантастический комикс «Сокол» про первого советского космонавта. Им я горжусь больше всего. Мы работали над ним вместе с моей женой Лерой и нашей общей подругой Ингой Канареевой в рамках конкурса «Новые герои Bubble».

Из отечественных — это Даниил Кузьмичев и Алексей Горбут. Из зарубежных я топлю за Саймона Бисли, Джонена Васкеза, Берни Райтсона и Q Hayashida. Нравится их стиль.

Любимые тайтлы: Dorohedoro, Tales From the Crypt, Swamp Thing, TMNT, Hellblazer, Johnny the Homicidal Maniac.

Комиксы — в первую очередь формат, один из множества способов рассказать историю. Если ты сценарист, то по сути не ограничен социальными факторами, особенно при современном доступе к информации. Важно вовремя понять разницу между жанром (как совокупность обстоятельств внутри сюжета, характеризующая историю) и сеттингом (пространством и временем, в котором происходит сюжет). Многие упускают этот момент и загоняют себя в рамки, которые не дают им разглядеть ошибки и начать расти. Если хочешь стать сценаристом, нужно много читать, постоянно упражняться, разбираться в психологии. Например, трансакционный анализ и теория игр Эрика Берна могут помочь с диалогами лучше любого учебника по драматургии, там хорошо разбирается поведение человека. Не стоит забывать и о художественности текста. Но в общем и целом — «делай то, что мог бы читать и перечитывать сам».

Стоит обращать внимание на авторов, ведь за ними стоят идеи, мысли, умения. У Тома Тейлора хорошая химия персонажей, у Замского — лучшая в России игра с культурным пространством, а Леша Хромогин способен сделать хорошую историю, даже не умея рисовать. У этих ребят можно поучиться — и не только у них! Интересно следить за личностями вроде Гранта Моррисона, чье творчество зиждется на оккультизме и теологии. Этот мужик воспринимает героев как современную мифологию, помню, как залпом прочел его «Superman All Stars», где он буквально написал свою версию нового завета с Суперменом. Под впечатлением я накатал свою первую серьезную статью, которую опубликовали в группе издательства Азбука.

Столько разных стилей, задающих свою атмосферу для комикса, очень сложно выбрать какого-то одного художника. Думаю, я могу хотя бы выделить троих: Дэн Мора — очень характерный диджитал художник (рисует на компьютере, хотя и на бумаге очень хорош). Люблю угловатые формы в его рисунке. Первый раз о нем узнала, когда прочитала комикс «Клаус» от Гранта Моррисона.

Клэй Манн — безумно люблю этого художника. С анатомией он на ты, а от его мастерства композиции панелей и разворотов в комиксах захватывает дух. В «Кризисе героев» от Тома Кинга он показал настоящий мастер-класс.

Степан Шеич — хорватский художник комиксов, еще и их автор. Он хорошо рисует мимику персонажей, относится к тем художникам, которым не нужен колорист. Советую прочитать его комикс «Харлин» по DC.

Также обожаю Бэтмена и бэтсемью, в особенности Барбару Гордон и Джейсона Тодда. Люблю Зеленого фонаря, Человека-паука (Питер Паркер), Росомаху, Рафаэля (Черепашки-ниндзя) и по-особенному Трансформеров (у меня в детстве были горы игрушек и фигурок по ним).

О комикс-индустрии в России

Российская индустрия комиксов пока что в начале своего пути. Конечно, у нас уже есть свои рок-звезды среди авторов, художников, издателей, например, Ольга Лаврентьева, Глеб Мельников, Bubble Comics. Но в целом индустрия все еще нащупывает свой путь. Очень надеюсь, что она разовьется и превратится в такой же серьезный рынок, как на Западе. Перспективы есть, главное не бросать это дело.

Люди, которые считают комиксы чем-то непонятным, детским, иногда встречаются. Когда человек видит что-то новое и не хочет это понимать, он просто высказывает негатив. Многие блогеры, библиотекари и сами авторы занимаются активным просвещением читателей. И комиксами начинает интересоваться не только условная «молодежь», но и люди старших поколений. Главное — помнить, что в комиксах, как и в другом искусстве, есть как «жвачка», так и серьезные произведения. И я рад, что люди начинают адекватно воспринимать «книжки с картинками». Я очень люблю печатные комиксы. Потрясающее ощущение: читать и разглядывать их на бумаге, особенно когда это большая книга с клевым рисунком. Например, работы Серджио Топпи — детализированные, проработанные, невероятно красивые. Такое удовольствие вглядываться в эти детали на бумажных страницах! Но цифра захватывает индустрию. Это естественный процесс: я и сам спокойно читаю комиксы в электронном формате (и «классику», и вебтуны). Главное — чтобы программа для чтения была удобная и хорошо работала на гаджетах.

Состояние индустрии комиксов в России? Оно неустойчивое. Бывает пульс пропадает, но все легко поправимо, небольшой разряд электричества, пара-тройка заклинаний из Некрономикона, и как новенькая! А то, что у нее один глаз навыкате, так это ничего, мы ее и такой любим. На страницах наших изданий правят бал монстры, мутанты, маньяки, уроды, пришельцы, колдуны, забытые боги. Нам по душе зловоние канализации и спертый воздух древних крипт. В наших сердцах гремит панк-рок и черный металл. Мы не жалуем цивилов и ненавидим все, что видим. А наша публика состоит из упырей, сатанистов и маргиналов со вкусом.

Главные фанаты комиксов — сами авторы. На мероприятиях именно мы скупаем у друзей новые произведения и именно мы присутствуем на автограф-сессиях друг у друга. Но рано или поздно что-то даст сильный толчок, и у русского человека возрастет интерес к данному творчеству.

Я застала тот момент, когда Bubble выпускали еще только Игоря Грома, Бесобоя, Инока и Красную Фурию. Отечественные комиксы для меня тогда были чем-то совершенно новым и неизведанным, и популярность Игоря Грома только зарождалась. Сейчас же по нему уже снимают одноименный фильм, а линейки комиксов приумножились вместе с новыми персонажами. Аудитория растет, привлекают новых авторов со своими сюжетами. Это заметный прогресс в индустрии комиксов в России. Конечно, ситуация с коронавирусом сильно подорвала продажи, и многие серии комиксов сдвинули анонсы, как отечественные, так и западные. Так или иначе индустрия разрослась, и после ослабления карантина снова будет бить ключом.

О том, как зарабатывать комиксами

Художник комиксов в России может работать в издательстве или быть фрилансером. Многие художники работают ретушерами для издательств, выпускающих лицензионные русские переводы комиксов Marvel, DC и других. Это очень трудоемкая работа: ретушеры перерисовывают звуковые эффекты в стиле оригинала, адаптируют их, рисуют надписи и так далее. Сейчас эта работа выполняется на разных слоях в графическом редакторе, но менее сложной от этого не становится. Кто-то подрабатывает в геймдеве, кто-то занимается дизайном, рисует рекламные и коммерческие комиксы. Только комиксами у нас зарабатывать сложно, рынок все еще формируется, пока что он относительно небольшой. Я в основном рисую для иностранных независимых авторов. Иногда делаю что-то для наших ребят. Что касается продаж в магазинах, по личным ощущениям, лучше всего продаются лицензированные западные серии о супергероях. Но и российские истории постепенно становятся популярными.

В комикс-индустрии важно уметь себя продавать, как пример — Виталий Терлецкий: только он может позволить себе выпустить «Роман Победитель ласточек», где Рома 800 страниц бьет ласточек (и выпустит это в нескольких вариантах издания, которые раскупят). Придётся искать своих покупателей, научиться организовывать свое время, процесс работы, иначе ты никому не нужен. Нельзя выдавать по 3 страницы сценария в день и надеяться на положительный результат. Я обычно работаю всегда, и в будни, и в выходные, приучил себя спать 5-6 часов. Так и живу. Книжками с картинками я и счастлив!

В среднем, если ты начинающий, то за 110-страничный сценарий для издательства получаешь 10-15 000, в то время как художнику за 1 страницу платят 1000-2000 рублей. Поэтому многие сценаристы не могут полностью посвятить себя комиксам. Тупо мало денег.

Лично у меня стабильный заработок с работы продавцом комиксов в Comic Street . При этом я горжусь своей работой, приобщаю людей к комиксам и стараюсь быть больше своим человеком, который не обманет при подборе комикса, чем продавцом. Однако тусовка в индустрии не такая большая, пробиться достаточно просто.

Можно ходить на какие-то ивенты, общаться на автограф-сессиях с авторами, писать необычные статьи (например, я в свое время обращал внимание на химию работы колористов и художников), в общем, не сидеть на месте.

Вот, например, Снэппер Карр прославился внутри части КИ с помощью своей статьи про то, что Черно-белые комиксы — зло и вообще вредят зрению (напомню, что первые комиксы только и были в Ч/Б, так как выходили на одной полосе газет). Если это не продажа души, то дьявол давно среди нас, ребята.

Для начала лучше всего набрать свою аудиторию, чтобы продвинуть свои идеи. Если публиковать материал на бесплатных ресурсах, аудитория сама даст вам понять, стоящий он или нет. После можно переходить на такие площадки, как Patreon и прочие, чтобы вы получали доход со своих работ, а аудитория — вознаграждение, например, в виде новых страниц комикса. Вместо Patreon можно обратиться за поддержкой сразу в издательство. Можно зарабатывать на продаже мерча или брать заказы. Способов очень много. Я пока только беру заказы на рисунок. Чтобы продавать свои комиксы, мне необходимо разработать свою историю с оригинальными персонажами. Жаль, что нельзя издать свой комикс с Бэтменом из-за отсутствия авторских прав :р

Многие популярные сегодня фильмы начинались с незаметных печатных страниц — не с романов, а с комиксов. Чтобы запечатлеть важнейшие моменты повествования, не нарушая его связности, требуется квалифицированный иллюстратор. А каково это — каждый день вновь оказываться перед чистой страницей?

Мэтт Хейли

Мэтт Хейли

Чтобы лучше познакомиться с работой обычного художника-иллюстратора мы поговорили с Мэттом Хейли, профессионально рисующим комиксы в DC, Marvel и многих других компаниях уже больше двадцати лет. Мэтт рассказал нам о том, как он упаковал свою жизнь в пикап, чтобы получить шанс попасть в комиксы.

Расскажите нам немного о себе и о своем опыте

Что заставило Вас выбрать свою карьеру?

У меня никогда не было сомнений — я вырос на комиксах про Бэтмэна, Нила Адамса и Шейда, Изменяющегося Человека Стива Дитко, и уже в четырехлетнем возрасте заявил своим родителям, что «собираюсь быть художником комиксов». Я сам, можно сказать, приучил себя к этому труду: запирался в своей комнате и рисовал весь день, каждый день, часто даже в ущерб домашним заданиям.


Как вы искали работу? Какие образование и опыт вам потребовались?

В 1990 году я учился в колледже в Нью-Мексико, и прочел выпуск журнала «Справочник покупателя комиксов», в котором рассказывалось о фестивале Комик-кон проходившем тем летом в Сан-Диего. Помимо всего прочего там говорилось, что в рамках фестиваля редакторы разных компаний будут изучать портфолио начинающих художников комиксов. Узнав об этом, мы с соседом по комнате Томом Симмонсом решили попытать счастья и нарисовать несколько образцов.

«Звездный путь: Следующее поколение. Ежегодник № 2»

«Звездный путь: Следующее поколение. Ежегодник № 2»

Я рассуждал так: фильм о Бэтмене 1989-го года всё ещё мелькал абсолютно везде, а значит все будут рисовать именно его. Поэтому я должен выбрать какую-то более оригинальную тему. И я выбрал «Звездный путь: Следующее поколение». Я был ужасным контуровщиком, и эту работу взял на себя Томми и мастерски ее выполнил, а я сделал фактические рисунки.

Мы нарисовали много образцов, сложили свои вещи в пикап и, бросив всё, поехали в Сан-Диего. Нам негде было остановиться, и нам некуда было возвращаться. Мы ехали в никуда! На фестивале мы получили хорошие отзывы и сделали второй набор образцов, из которых получилась моя первая большая рисованная работа «Звездный путь: Следующее поколение. Ежегодник № 2» для компании DC. 54 страницы — я был в восторге и в ужасе одновременно.


Вам были нужны какие-либо лицензии или сертификаты?

Только хорошее портфолио. Это единственное, что интересует боссов, если ты действительно умеешь хорошо и неутомимо рисовать. Хороший редактор может определить профессиональную работу даже если художественный стиль необычен, а неутомимость и постоянство — это ключевой фактор в любой работе.

Как Вы настраиваетесь на работу? На что тратите большую часть времени?

Главное — не отвлекаться. Рисование (а в последнее время для меня и написание) это чрезвычайно трудоёмкая работа, и мне нужно отгородиться от мира, чтобы сосредоточиться. Недавно я отключил компьютер от Интернета и моя производительность выросла вдвое. Большинство времени я провожу за рисованием, слушая очень громкую музыку в наушниках. Иногда переписываюсь с редактором и некоторыми клиентами по электронной почте, но в основном просто рисую, пока не наступает время для занятий йогой.

Какие заблуждения о вашей работе наиболее распространены?

Стэн Ли — известный американский писатель, актёр, продюсер, телеведущий, сценарист, редактор и создатель множества натуралистических персонажей комиксов

Стэн Ли — известный американский писатель, актёр, продюсер, телеведущий, сценарист, редактор и создатель множества натуралистических персонажей комиксов

О, много чего, вроде «Ничего себе, вы работаете на дому, это, наверно, так здорово» или «Вы работаете со Стэном Ли, вы, должно быть, знамениты». Я всегда был свободным художником, так что я действительно не имею представления о том, что такое «офисная работа».

Люди думают, что художники комиксов богаты; к сожалению, это довольно далеко от истины. Денег едва хватает от зарплаты до зарплаты, но я ни на что не променял бы свою работу. Художникам очень повезло — у них есть свобода, им не нужно просыпаться каждое утро по сигналу будильника. Мой путь до работы составляет около 5 метров, и я могу работать в чём угодно, хоть в пижаме.

Сколько часов в день Вы обычно работаете?

Раньше я работал каждый день до тех пор, пока буквально с ног не падал, но поскольку я становлюсь старше, я стараюсь работать меньше. Сейчас я работаю около двенадцати часов в сутки, но рисование занимает не всё это время. Часть его я трачу на написание статей в различных проектах, например, в кулинарном. Я работаю шесть дней в неделю и стараюсь брать один выходной. Ежедневная йога помогает мне сохранять здравый ум и крепкую спину.


Что облегчило вашу работу?

Переход на «цифру». Я начал работать в Photoshop и Illustrator еще в 1999-м году, но стараюсь держать в руках и традиционные художественные материалы. А обучение управлению бизнесом помогло мне научиться правильно определять время, необходимое на создание одного произведения, поэтому я никогда не нарушаю установленных сроков.

Что для вас в работе хуже всего и как вы справляетесь с этим?

Отсутствие регулярной зарплаты. Многие художники стараются иметь несколько источников дохода — продают футболки и эскизы, берут собственные комиссии и т. д. Но я не занимаюсь такими вещами. А ещё бывает трудновато бороться с желанием перекусить во время работы. Я стараюсь есть орехи, сухофрукты и чай, но иногда могу позволить себе и шоколадку Ritter Sport.


Какая самая приятная часть работы?

Рисование. Непрерывные часы творчества. Просмотр интересного фильма во время работы. Взгляд на завершённую страницу и понимание того, что ты попал в самую точку.

Есть ли у вас какие-либо советы для людей, интересующихся вашими услугами?

Правда же в том, что мы — обычные люди, умеющие рисовать. Я хотел бы добавить, что большинство людей не имеет ни малейшего представления о том, как создаются наши работы и не могут понять, что таким образом мы зарабатываем на жизнь. Часто просят нарисовать что-то бесплатно, с фразами наподобие «Вы же любите рисовать» или «Вы же можете сделать это за выходные?». Таким клиентам я обычно предлагаю попросить своего адвоката или сантехника поработать бесплатно.


Сколько можно заработать?

Нет никакого стандарта. У меня есть расценки, которые я устанавливаю на основании своего опыта и списка предыдущих клиентов, но стартовой зарплаты нет как таковой. Художник, работающий на Marvel и DC, может заработать $100-$200 или больше за нарисованную карандашом страницу и около $75–150 за чернильную. Небольшие издательства, как правило, платят около половины от этих сумм.

Это лишь общие числа. Если вы можете рисовать одну-две страницы в день, то сможете зарабатывать 40000 — 50000 долларов в год (в США). У многих художников есть супруги, которые могут поддержать их старания, но, наверно, довольно трудно содержать семью только на одном искусстве. У меня нет детей, поэтому мне немного проще.

Как продвинуться вперёд в этой области?

О, это важный вопрос, не так ли? Но никто не знает на него ответа. Особенно в сфере комиксов. По прихоти редактора, нанимающего вас, маркетингового отдела, продающего ваши работы, общества (надеюсь), любящего и покупающего эти работы. Многие современные художники вошли в бизнес одновременно со мной и извлекли выгоду из спекулятивного рынка комиксов, прежде чем он потерпел крах, таким образом получив известность.

Самое важное в обучении рисованию комиксов — то, что это прекрасный учебный полигон практически для всех художественных дисциплин. А карьерный рост может в значительной степени зависеть от удачи. Я думаю, главное не сдаваться и не опускать руки.


Что ценят или, наоборот, недооценивают ваши заказчики?

Клиенты, как правило, переоценивают собственные художественные познания и недооценивают художника. Искусство действительно не очень ценится в нашей культуре, в отличие от, скажем, профессионального спорта. Все люди думают, что они умеют довольно неплохо рисовать и писать. Объяснить, в чём разница между работами профи и дилетанта, людям без художественного вкуса бывает трудновато. Но это, к сожалению, универсальная проблема всех иллюстраторов, дизайнеров и художников. Вряд ли она имеет какое-либо решение, кроме терпения с вашей стороны.

Что бы вы посоветовали желающим присоединиться к вашей профессии?

Отдавайте себе отчёт в том, что возможно, вам придется многим пожертвовать, чтобы стать высококлассным художником комиксов. Это не для всех желающих. Я бы посоветовал перспективным художникам начать свой комикс в сети и постараться заполучить аудиторию. Многие художники думают, что они могут прийти и сразу начать рисовать Человека-паука. Но это совсем не так. Это сфера ужасной конкуренции, в которой не всегда побеждает объективно сильнейший. Отправьте свои работы небольшим издателям, поработайте с ними и посмотрите, замечают ли вас более крупные компании. Как бы банально это ни звучало — никогда не сдавайтесь.

Читайте также: