Какой орган исполняет наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься

Опубликовано: 04.07.2024


Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

В соответствии с действующими правовыми нормами, любое лицо, уличенное в совершении правонарушений любого типа, должно понести наказание, соразмерное своему деянию. УК РФ гласит, что ни один человек не может остаться безнаказанным, если имеются конкретные доказательства того, что именно он несет ответственность за создание общественно опасной ситуации. И в качестве наказания могут быть применены самые различные меры, от штрафа до полноценной уголовной ответственности. А в отношении некоторых лиц применяться может и несколько иной вид ответственности, такой как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.


Понятие и особенности лишения права занимать определенные должности

Сам термин наказания в виде лишения права занимать определенные должности говорит о том, что правонарушитель, в отношении которого было установлено уголовное преследование за совершение неких действия или бездействия, может быть ограничен в исполнении своих профессиональных обязанностей.

Законодательство определяет, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью будет использовано в отношении тех граждан, из-за профессиональных действия которых возникла опасная ситуация с определенными последствиями.

Чаще всего наказание в виде лишения права занимать определенные должности возникает в отношении тех лиц, которые своими действиями или бездействием дискредитировали свою профессию. Как показывает практика, наказания данного типа чаще всего применяются в отношении лиц, находящихся на государственной или муниципальной службе, а также в отношении граждан, чья профессиональная деятельность связана с исполнением социальных обязательств. К таковым можно отнести медицинских работников, сотрудников правоохранительных структур.

Если будет установлено, что конкретное лицо по каким-то причинам не соответствует нормам и требованиям законодательства, которые предъявляются к конкретной профессиональной деятельности, то в отношении нарушителя будет установлено наказание в виде лишения права занимать определенные должности.

Лишение права занимать определенные должности

Все вопросы, которые прямо или косвенно затрагивают данный вид ответственности, регулируются посредством действительной уголовно-правовой базы, а именно при помощи положения, определенных в ст.47 УК РФ.

Законодательство предусматривает, что если конкретное лицо было уличено в совершении неких нарушений, связанных с его профессиональной деятельностью, то оно должно понести соответствующее наказание. Стоит отметить, что установление подобного вида ответственности происходит исключительно по решению судебных инстанций, которые определяют характер деятельности подозреваемого и соотносят его с правонарушением. Если суд определит, что профессиональная деятельность человека повлекла за собой некие серьезные нарушения, поставившие под угрозу общественный порядок, то против него будет применено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Сразу же стоит отметить, что ограничение виновника нарушения в исполнении определенных должностных обязанностей не может носить бессрочный характер. Однако, тут имеет место своеобразный правовой прецедент.

Суд может установить ограничения на конкретный срок, который составляет от 1 до 5 лет. После того, как этот срок завершится, осужденный вновь сможет занимать конкретные должности. Но при этом, в отношении работодателя не устанавливается обязанность принимать вновь его на данную должность.

А если ситуация складывается таким образом, что данный тип наказания был применен из-за грубого нарушения должностных обязанностей, которые повлекли за собой серьезные последствия, то в таком случае устроится виновнику на аналогичную должность будет практически невозможно. Исходя из этого можно утверждать, что в данном случае срабатывает эффект бессрочности.

При этом стоит обратить внимание еще на некоторые нюансы. Законодатель может лишить человека конкретной должности, но он не устанавливает никаких ограничений для работодателя, который может перевести сотрудника в другой отдел и установить ему иные должностные обязанности.

Лишение права заниматься определенной деятельностью

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности встречается не так часто по сравнению с ограничениями на занятие определенным видом деятельности. Как показывает статистика, субъектами этого типа наказания могут быть совершенно разные категории граждан, начиная от государственных служащих, и заканчивая сотрудниками частных предпринимательских структур.

Как правило, данный тип наказания в соответствии с УК РФ устанавливается в тех случаях, когда в судебном порядке доказано, что преступление было совершено именно посредством выполнения определенной деятельности.

К примеру, если адвокат, занимающийся защитой клиента в рамках УК РФ совершает мошеннические действия, о чем сразу же становится известно, то против него будет установлено ограничение в исполнении адвокатской деятельности на конкретный срок.

Таким образом, лишить прав на занятие определенным видом деятельности, связанным с исполнением должностных обязанностей, можно любого человека, но только при обязательном условии, что будут иметься в наличии неопровержимые доказательства, что именно его профессиональная деятельность послужила катализатором для совершения преступления и установления общественно опасной ситуации в соответствии с УК РФ.


Действие основного и дополнительного наказания

В полном согласии с установленными нормами УК РФ, по решению судебных инстанций может быть утверждено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Как отмечено в положениях ст.47 УК РФ, ответственность данного образца может быть определена как основная, или же дополнительная.

В роли основного вида ответственности, данные ограничения могут быть установлены в тех ситуациях, которые предусмотрены уголовным законодательством. В частности, если будет доведено, что преступление повлекло за собой незначительные последствия, связанные исключительно с профессиональным занятием виновника, то в качестве наказания ему будет установлен штраф и ограничения на исполнение профобязанностей.

Если же последствия совершения преступления имеют более тяжелый характер, то данный тип наказания будет установлен как дополнительный. При этом суд сначала определит основной вид ответственности, к примеру, ограничение свободы, и обяжет дополнительно ограничить преступника в его должностных и профессиональных занятиях.

Думаю ни для кого не секрет, что ст.47 УК РФ на сегодняшний день включает в себя два вида уголовных наказаний: запрет занимать определенные должности; запрет на осуществление определенной деятельности. Каждый из них является по своей уголовно-правовой природе самостоятельным и они не могут быть назначены в совокупности. Этот законодательный прием выглядит вполне обоснованным, так как по характеру правоограничений данные виды наказаний являются идентичными и ставить их один над другим в четко структурированной, иерархически выстроенной системе уголовных наказаний (ст.44 УК РФ) было бы совершенно некорректно.

Однако при всей ясности самой правовой природы данных видов наказаний, возникают и по сей день немало вопросов, связанных с их применением на практике. Пленум Верховного Суда РФ (далее - ВС РФ) в п.9 Постановления от 22.12.2015 №58 указал:

Обратить внимание судов на то, что лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления.

То есть ВС РФ недвусмысленно определил, что самостоятельный вид наказания - запрет занимать определенные должности a priori не имеет своего распространения на должности в коммерческих и иных организациях. При этом, если обратить внимание на санкции некоторых статей, установленных в главе 23 УК РФ (ч.2 ст.201 УК РФ; ч.2-4, ч.6-8 ст.204 УК РФ), которые по своей диспозиции не связаны с государственной или муниципальной службой, то встает вопрос о каких должностях в них тогда идет речь в рамках уголовного наказания. Некоторые суды и на данный момент считают, что видимо эти нормы предполагают лишение права занимать должности в коммерческих или иных организациях. Хотя подобная позиция с очевидностью своей противоречит нормам Общей части УК РФ. Наглядно продемострирую такие ошибки:

Первый пример. Приговор Кущевского районного суда Краснодарского края от 17.12.2019 по делу N 1-343/2019

Признать П. виновным в совершении преступления, предусмотренного п. "в" ч. 7 ст. 204 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок пять лет шесть месяцев со штрафом в размере 520 000 (пятьсот двадцать тысяч) рублей и лишением права занимать должности, связанные с управленческими, организационно-распорядительными функциями в коммерческих организациях, на срок два года

Второй пример. Приговор Коломенского городского суда Московской области от 07.08.2014 по делу N 1-246Т/14

Р. признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 204 ч. 4 п. "в", 204 ч. 3 УК РФ, и назначить ему наказание:

- по ст. 204 ч. 4 п. "в" УК РФ в виде 3 (трех) лет лишения свободы со штрафом в размере однократной суммы коммерческого подкупа, то есть в размере 180 000 (ста восьмидесяти тысяч) рублей с лишением права занимать руководящие должности, связанные с выполнением управленческих функций, в коммерческих и некоммерческих организациях, сроком на 3 (три) года

Третий пример. Апелляционное определение Камчатского краевого суда от 16.01.2018 по делу N 22-19/2018(22-995/17;)

В апелляционном представлении государственный обвинитель - помощник прокурора Камчатского края Бондаренко О.С. полагает приговор несправедливым, вследствие его чрезмерной мягкости. Просит его изменить и назначать К.К. наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы коммерческого подкупа, равной 447423000 рублей с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в некоммерческих организациях, сроком на 6 лет.

Далее суд укажет на ошибочное вменение лицу данного вида наказания.

Как было продемонстрировано, правоприменители иногда игнорируют разъяснения Пленума ВС РФ и допускают существенные нарушения в толковании уголовного закона. И хочу обратить внимание, данные судебные акты не были обжалованы. В связи с этим вызывает сомнение и квалифицированность защитников обвиняемых по данным делам. Подобная пассивная роль стороны защиты недопустима. Как указывал выдающийся классик уголовного процесса И.Я. Фойницкий: «защитник – это один из необходимых органов процесса, преследующий также цели правосудия как и весь суд».

Однако есть и другие случаи, когда суд все же правильно подходит к разрешению рассматриваемого вопроса.

Пример. Приговор Динского районного суда Краснодарского края от 10.12.2019 по делу N 1-276/2019

По смыслу закона лишение права занимать определенные должности не предусматривает запрета занимать должности в коммерческих организациях.

Судом установлено, что ФИО34 на государственной и муниципальной службе не состояла, инкриминируемые деяния совершила, занимая должность заместителя начальника участка в <адрес> ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар", что исключает назначение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности

По итогу хочется все же решить вопрос - зачем законодатель включил в санкции статей главы 23 УК РФ данный вид наказания. Можно конечно сказать как обычно о том, что это ошибка законодателя, он неправильно сформулировал санкции. Однако на наш взгляд это не так. Если руководствоваться правилом, указанным в п.8 Постановления Пленума ВС РФ от 22.12.2015 №58, что не имеет значения для применения данного вида наказания тот факт, что лицо на момент постановления приговора уже не занимает соответствующие должности либо не занимается конкретной деятельностью. В рассматриваемых случаях вполне вероятно, что совершив преступление, предусмотренное гл.23 УК РФ, виновный прекратил трудовую деятельность в той или иной коммерческой либо иной организации и перешёл на государственную или муниципальную службу. С целью недопущения продолжения преступной деятельности уже по месту его текущей работы, тем самым реализуя цели наказания в соответствии с ч.2 ст.43 УК РФ, суд назначает наказание в виде запрета занимать должности уже на государственной или муниципальной службе.

Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания состоит в запрещении приговором суда занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 УК РФ). Этот вид наказания может быть применен в качестве основного наказания на срок от одного года до пяти лет и в качестве дополнительного наказания — от шести месяцев до трех лет.

В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного наказания или в качестве дополнительного наказания к штрафу, обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу.

В срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности или занимался запрещенной для него деятельностью. Если на момент вступления приговора в законную силу лицо, осужденное к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, состояло в запрещенной ему судом должности или занималось запрещенной приговором деятельностью, то в срок наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный после вступления приговора в законную силу занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью.

Исчисление срока исполнения этого вида наказания в таких случаях начинается со дня увольнения с запрещенной должности или дня фактического прекращения занятия запрещенной деятельностью, т.е. изъятия у осужденного документа, разрешающего ему заниматься определенной деятельностью.

В случае назначения данного вида наказания в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы исполнение дополнительного наказания осуществляется также с момента вступления приговора в законную силу. Исчисление же срока, на который назначено судом дополнительное наказание, осуществляется с момента окончания отбывания основного наказания.

Окончанием основного наказания, с которого начинается исчисление срока дополнительного наказания, признается день прекращения его отбывания по истечении срока, указанного в приговоре суда; при условно-досрочном освобождении только от основного наказания — с момента освобождения от основного наказания; при сокращении основного наказания по амнистии или помилованию с оставлением приговора в силе в части, касающейся назначения дополнительного наказания, — с момента освобождения от отбывания основного наказания.

Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью урегулирован гл. 6 УИК РФ (ст. 33-38).

Исполнение данного вида наказания в случаях, когда оно назначено в качестве как основного, так и дополнительного к наказаниям, не связанным с ограничением или лишением свободы (штрафу, обязательным работам, исправительным работам), а также при условном осуждении, возложено на уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного.

Если лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью назначено в качестве дополнительного наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, то его исполнение на период отбывания основного наказания возложено на учреждения и органы, исполняющие основное наказание, а после окончания отбывания основного наказания исполнение дополнительного наказания передается уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства осужденного.

Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное также к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено. За двадцать дней до окончания срока, а в случае условно-досрочного освобождения осужденного или замены наказания более мягким — в день освобождения исправительное учреждение направляет в инспекцию по избранному им месту жительства копию приговора суда или выписку из приговора суда, а также справку на осужденного с указанием установочных данных, даты освобождения, родственных и других близких связей.

Это создает реальную возможность для приведения в исполнение приговора в части, касающейся дополнительного наказания, после отбытия основного по новому месту жительства или службы осужденного.

В ст. 33 УИК РФ не упоминается об исполнении назначенного дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью при осуждении военнослужащих к основному наказанию в виде ограничения по военной службе. Между тем ч. 3 ст. 47 УК РФ не исключает, а предполагает возможность назначения такого дополнительного наказания военнослужащим, осужденным за совершение преступлений к наказанию в виде ограничения по военной службе (например, лишение права управлять автомашиной, заниматься охотой, рыбной ловлей и т.п.).

Ограничение по военной службе относится к группе наказаний, не связанных с ограничением и лишением свободы, поэтому исполнение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью должно осуществляться по правилам, предусмотренным ч. 5 ст. 33 УИК РФ, т.е. военным командованием по месту прохождения осужденным военной службы. Однако копия приговора военному командованию высылается не уголовно-исполнительной инспекцией, а непосредственно военным судом, вынесшим приговор.

В день поступления копии приговора суда уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд, вынесший приговор, извещение о принятии его к исполнению. После регистрации копии приговора суда на каждого осужденного заводится личное дело, заполняется контрольно-сроковая и сторожевая карточки.

О постановке осужденного на учет инспекция направляет сообщение начальнику органа внутренних дел для организации проведения участковым уполномоченным милиции профилактических мероприятий и участия в контроле за поведением осужденного, а в отношении несовершеннолетнего осужденного инспекция направляет сообщение начальнику органа внутренних дел для организации проведения сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних индивидуальной профилактической работы. О постановке на учет осужденного (гражданина России) призывного возраста инспекция направляет в соответствующий военкомат сообщение по установленной форме.

После постановки осужденного на учет инспекция направляет осужденному письменное уведомление о необходимости явки в инспекцию. В день явки в инспекцию с осужденным проводится беседа, в ходе которой ему разъясняются порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения о близких родственниках и лицах, которое могут оказывать влияние на осужденного, и другие вопросы, имеющие значение для осуществления контроля за исполнением осужденным требований приговора. По окончании беседы у осужденного отбирается подписка и составляется справка, которые подшиваются в его личное дело.

В обязанности осужденного входит: исполнение требования приговора, представление по требованию инспекции документов, связанных с отбыванием указанного наказания, информирование инспекции о месте работы, его изменении или об увольнении с работы, изменении места жительства.

В целях обеспечения исполнения приговора суда инспекция в течение трех рабочих дней осуществляет следующие мероприятия:

  1. устанавливает место работы осужденного и направляет в адрес администрации организации копию приговора суда и извещение по установленной форме;
  2. направляет копию приговора суда или заверенную выписку из него и извещение в орган, правомочный аннулировать разрешение на занятие определенным видом деятельности. В зависимости от характера преступления (в сфере экономической деятельности, экологические преступления, против безопасности движения и эксплуатации транспорта и др.) и запрещенного вида деятельности инспекция направляет указанные документы в органы, осуществляющие лицензирование определенных видов деятельности;
  3. в отношении осужденного, лишенного права занимать должности в сфере экономической деятельности, направляет сообщение в соответствующую службу органа внутренних дел (ОБЭП).

Требования приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны для администрации организации, в которой работает осужденный.

Администрация организации (учреждения, предприятия), в которой работает осужденный, обязана:

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Статья 44 УК РФ содержит исчерпывающий перечень видов уголовных наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.

В соответствии со ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. По своему содержанию и в роли основного и дополнительного видов наказания его суть выражается в ограничении трудовых прав осужденных.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью урегулирован положениями главы 6 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (ст. ст. 33 - 38 УИК РФ).

Лишение права занимать определенные должности

Конкретный вид таких должностей должен быть указан в приговоре.

В приговоре должен быть указан не перечень, а определенная конкретными признаками категория должностей, на которую распространяется запрет (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий). Рассматриваемый запрет не распространяется на занятие должностей в общественных, коммерческих и иных негосударственных организациях.

Лишение права заниматься определенной деятельностью.
Что такое профессиональная и иная деятельность?

При назначении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в приговоре конкретизируется вид такой деятельности (фармацевтическая, педагогическая, управление общественным или личным транспортом, оказание юридических услуг и т.д.). Одна и та же по характеру деятельность в зависимости от обстоятельств может быть и профессиональной, и иной (например, управление транспортным средством).

К профессиональной деятельности относят деятельность, осуществляемую на постоянной основе за определенное вознаграждение или с целью извлечения прибыли.

Иной деятельностью является любая другая деятельность, не относящаяся к источникам существования, а удовлетворяющая иные потребности личности, например, охота, рыбалка, вождение автомобиля и т.д.

Следует иметь в виду, что одна и та же по характеру деятельность в зависимости от обстоятельств может быть и профессиональной и иной. Так, охотой можно заниматься в качестве любителя и в качестве профессионала.

Назначение наказания в виде "лишения права занимать
должности и заниматься деятельностью" в качестве основного
и дополнительного вида уголовного наказания

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания (в качестве основного вида наказания на срок от одного года до пяти лет, а в качестве дополнительного - на срок от шести месяцев до трех лет).

Суд вправе применить к лицу, совершившему преступление в связи с занимаемой должностью или при занятии определенной деятельностью, в качестве дополнительного вида наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью независимо от того, что указанный вид наказания не предусмотрен санкцией закона, по которому осужден виновный, приведя в описательно-мотивировочной части приговора мотивы принятого решения. При этом не имеет значения, выполняло ли лицо соответствующие обязанности постоянно или временно, по приказу или распоряжению соответствующего должностного лица. То обстоятельство, что к моменту вынесения приговора лицо не занимало определенной должности или не занималось определенной деятельностью, не лишает суд права назначить данное наказание.

За одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Это правило распространяется на назначение как основного, так и дополнительного наказания за одно преступление.

Осужденному за одно преступление указанные наказания не могут быть назначены одновременно в качестве основного и дополнительного.

Вместе с тем при назначении наказания по совокупности преступлений или приговоров допускается одновременное назначение лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, если эти наказания назначены за разные преступления или по разным приговорам. Кроме этого, в таких случаях не исключается назначение лишения права занимать несколько определенных должностей и заниматься несколькими видами определенной деятельности, если запреты касаются разных должностей или сфер деятельности. В этих случаях сроки наказания не складываются, например, за одно преступление осужденный лишен права занимать определенные должности на один год, за другое преступление он лишен права заниматься определенной деятельностью на два года, по совокупности преступлений надо назначить лишение права занимать определенные должности на один год с лишением права заниматься определенной деятельностью на два года. Такой подход должен быть применен и в отношении разных видов деятельности.

В срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности или занимался запрещенной для него деятельностью (ст. 36 УИК РФ).

В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу.

В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной ВЧ, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Разъяснения Верховного Суда РФ
о назначении уголовного наказания в виде
лишения права занимать должности или лишения
права заниматься деятельностью

Вопросы практики назначения уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или лишения права заниматься определенной деятельностью разъясняются в п. п. 8 - 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания".

Особенности резолютивной части обвинительного приговора в части назначения уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или лишения права заниматься определенной деятельностью разъясняются в п 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2016 N 55 "О судебном приговоре".

1. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.

2. Указанное наказание, назначенное в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.

3. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; контролируют соблюдение осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным; организуют проведение с осужденными воспитательной работы.

4. Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное также к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено.

5. Утратила силу.

Комментарий к Ст. 33 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. Данный вид наказания состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. В качестве основного наказания оно назначается на срок от одного до пяти лет, в качестве дополнительного - от шести месяцев до трех лет.

2. Назначенное в качестве основного или дополнительного наказания к штрафу, обязательным или исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении, оно осуществляется УИИ по месту жительства осужденного.

3. Назначенное в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы наказание исполняется учреждениями и органами, исполняющими основные виды наказания, а после отбывания основного вида наказания - УИИ по месту жительства осужденных. Причем оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказания, но при этом их срок исчисляется с момента их отбытия.

4. В УИИ ведут учет осужденных, контролируют соблюдение осужденными указанного запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, проверяют исполнение приговора администрацией учреждений, организуют проведение с осужденными воспитательной работы.

5. Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания осужденный, не может привлекать его к работам, выполнение которых ему запрещено.

6. Администрация организации, в которой работает осужденный, обязана:

- не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения УИИ освободить осужденного от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью;

- представлять по требованию УИИ документы, связанные с исполнением наказания;

- в случае изменения или прекращения трудового договора с осужденным в трехдневный срок сообщить об этом в УИИ;

- в случае увольнения из организации осужденного внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься.

8. Неисполнение приговора суда со стороны представителей власти, государственных служащих, служащих органов местного самоуправления, служащих государственных и муниципальных учреждений, коммерческих и иных организаций может выражаться:

- в неувольнении осужденного с должности, занимать которую ему запрещено;

- фактическом возложении на осужденного обязанности по запрещенной должности;

- отказе от выполнения предписаний приговора об аннулировании разрешения на занятие запрещенным видом деятельности.

9. В ст. 315 УК РФ предусматривается ответственность указанных лиц за злостное неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта. Неисполнение приговора суда следует считать злостным, если оно продолжалось после письменного представления УИИ.

10. Ответственность осужденных, нарушающих предписание приговора, в настоящее время законом не установлена. Единственным негативным правовым последствием для них является невключение периода занятия запрещенной деятельностью в срок наказания.

Читайте также: