Мерить на свой аршин из какой профессии

Опубликовано: 01.07.2024

Когда мы хотим сказать, что человек судит о других по собственным поступкам, мы говорим, что он всех мерит на свой аршин. Значение этого выражения кроется в известном историческом факте, который объясняет, почему именно аршин, а не фут, сажень или пядь. Что такого особенного в этой старинной русской мере?

значение мерить на свой аршин

Есть два суждения – мое и неправильное

Фраза "мерить на свой аршин" значение до 1918 года имела вполне конкретное. В процессе измерения аршинами участвовали деревянная линейка, продавец и покупатель.

Сейчас, когда эта мера давно перестала быть частью общей метрической системы, сложно найти причину, побудившую сравнивать человека с деревяшкой.

Если говорят, что кто-то привык все мерить на свой аршин, то значение этим словам придается пренебрежительное. Так судят о том, кто не желает прислушиваться к чужому мнению, оценивает жизненные ситуации с высоты своей колокольни, стремится придать событиям окрас собственного восприятия. Как бы ни были очевидны аргументы оппонентов, этот человек достает из-за пазухи собственный аршин, и убедить его, что он неправ, невозможно.

"Беспечно женским ласкам верил/И на аршин предлинный свой/Людскую честь и совесть мерил. " - так правильно охарактеризовал Михаил Юрьевич Лермонтов эгоизм своего героя, использующего личное восприятие по отношению ко всем окружающим.

мерить на свой аршин значение

Восточный локоть: чем он отличался от русского

До начала XVI века аршин был для простого русского человека диковинкой, и звучало это интересное заграничное слово исключительно в купеческом сленге. Привозимые из Персии, Туркмении, Азербайджана тонкие, расцвеченные блестящей нитью ткани, на русский локоть мерить не годилось, а вот словечко из тюркского наречия "аршин" (по сути, тот же локоть) как нельзя больше пришлось ко двору.

Впрочем, и выговаривать иноземное словцо народ научился не сразу, потому как не к чему было. Простые отрезы холста и ситца торговцы по-прежнему отрезали, отмеряя величину от собственного локтевого сустава до кончиков пальцев. Другое дело – дорогие шелка востока. Тут уж купец удивлял покупателя невиданным доселе деревянным приспособлением, которым орудовал с ловкостью. Первые линейки были резными, со множеством украшений, но, как увидим далее, в качестве мерила они помогали неважно.

значение выражения мерить на свой аршин

Аршин для продажи, аршин для покупок

Нетрудно представить, что творилось в лавках красного товара, когда каждый из торговцев текстилем обзавелся собственным аршином, длина которого не была регламентирована никакими стандартами.

Вырезались мерила в деревнях, где единственным образцом была рука мастера, да и честных заказов было мало. Каждому держателю лавки, заинтересованному в том, чтобы продать поменьше, а получить побольше, выгода была именно в такой линейке, чтобы каждый десятый аршин уходил в пользу заведения.

"Всяк купец мерил на свой аршин" - значение этого выражения проявлялось в недовольстве покупателей. Каким образом честные покупатели и обманутые скупщики научились восстанавливать справедливость – поговорим далее.

мерить на свой аршин лексическое значение

Свой локоть ближе

Настоящий удар по карману лавочников государство нанесло тогда, когда за ходовой мерой длины установилось официальное значение. Выражение "мерить на свой аршин" приобрело новый оттенок, так как теперь любой желающий мог отовариться тканью, кружевами или прочей фурнитурой, потребовав у приказчиков использование собственной линейки. Никакого права препятствовать этому ни у хозяина лавки, ни у приказчиков не было. Только и оставалось им, кряхтя, следить, чтобы покупательский аршин ненамного был длиннее их собственных.

У простого человека или оптовых закупщиков стало нормой, заходя в лавку купца, доставать из-за пазухи обыкновенное гладко обструганное мерило либо шаблонную, поделенную на вершки линейку – главное, чтобы и то, и другое было 71 см. Привыкшие к вольготным условиям торговли купцы этот факт встретили напряженно, но стерпели.

Волею царя

Крах великому аршинному своеволию пришел ближе к 1648 году, когда указом Алексея Романова, уставшего от паломничеств обманутых людей, было постановлено – узаконить аршинную меру. Стали выпускаться специальные, четко вымеренные аршины в виде клейменных железных изделий либо деревянных, но с обязательными железными скобами по обе стороны отрезка, на которых также проставлялись клейма. Стоимость государственного отреза о 16 вершках устанавливалась в 60 копеек. Цена была по тем временам немалая и обязывала к регулярному контролю торговых заведений на проверку наличия государственной линейки.

Некоторые историки склонны полагать, что известный купеческий бунт обозначенного года произошел именно по причине несогласия с такими "крутыми" мерами. Купцы настоятельно требовали возможность продолжать мерить на свой аршин. Значение фразы, однако, настолько ушло в народ, что возвращение к подобной несуразице стало невозможным.

лексическое значение выражения мерить на свой аршин

Из народной мудрости

Подводя итог, скажем, что аршинное равнение на человеческий характер не ново. Лексическое значение выражения "мерить на свой аршин", то есть переносить собственное видение на ситуацию или на окружающих, не считаясь с их мнением, ощутимо перекликается с другими русскими поговорками. Например:

  • "Под одну гребенку равнять" - означает максимальное обезличивание людских или прочих факторов, относительно ситуации.
  • "Всяк по-своему норовит" - у этой пословицы есть два значения, одно из которых – подстраивание ситуации под удобную себе позицию, не считаясь с мнением окружающих.

И что примечательно: даже по прошествии нескольких веков смысл лексического значения "мерить на свой аршин" не потерялся, хотя оно применяется все реже и реже.

арш и н, аршина, муж. (от перс. - локоть).

1. Русская мера длины, равная 0,711 метра, применявшаяся до введения метрической системы.

2. Линейка длиною в один аршин с нанесенными на ней делениями, служащая для измерения. Деревянный аршин. Складной аршин.

• Мерить на свой аршин - быть односторонним, истолковывая или оценивая что-нибудь со своей личной точки зрения. Как (или будто, словно) аршин проглотил (разг.) - о вытянувшемся, держащемся неестественно прямо человеке.

Энциклопедия моды и одежды

1. Устаревшая мера длины, до введения метрической системы мер, применявшаяся в ряде стран (Болгария, Афганистан, Турция, Россия, Иран). При Петре I размер А. был установлен в 28 дюймов (71, 12 см) и оставался неизменным.

2. Линейка такой длины с нанесенными на ней делениями на четверти и вершки. Использовалась при измерении тканей.

(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Фразеологический словарь русского языка

Аршии с шапкой разг. шутл. - мал ростом

Мерить всех иа свой аршин - подходить ко всем с одинаковыми требованиями без различий

Мерить на свой аршин - судить о ком-либо, чем-либо односторонне, со своей личной точки зрения

Как (будто, словно) аршин проглотил - кто-либо держится неестественно прямо

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

русская линейная мера = 16 вершкам = 0,778 ярда = 0,711 метра.

Фразеологический словарь (Волкова)

Мерить на свой аршин - быть односторонним, истолковывая или оценивая что- н. со своей личной точки зрения.

Отчего некоторые люди всех на свой аршин меряют?

Как (или будто, словно) аршин проглотил (разг.) - о вытянувшемся, держащемся неестественно прямо человеке.

Высокая дама сидела прямо, будто аршин проглотила.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, а, м.

1. Старая мера длины, равная 0,711 м.

* ► А вся гряда сажени три, А в поперечь - аршин. // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо //; Наступает срок родин; Сына бог им дал в аршин. // Пушкин. Сказка о царе Салтане. // *

2. Линейка указанной длины с делениями на четверти и вершки. [Вера] достала аршин из комода и вся углубилась в отмериванье полотна. // Гончаров. Обрыв //*

Гаспаров. Записи и выписки

♦ "Догматическая наука мерит мили завещанным аршином, а харисматическая наука мерит мили новоизобретенным аршином, вот и вся разница".

Тюркизмы в русском языке

м русская мера длины, равная 0, 711 метра (от перс. ars локоть) (Ушаков, 1, 62). ср.-рус. (с 16 в .) аршин мера длины, делимая на 16 вершков (Срезневский, 1, 81). См. также Сл. Акад., 1847; Даль, 1, 26 тат аршин. Дмитриев: В основе его лежит перс. арш. Русское слово ближайшим образом заимствовано из татарского (1958, 17). Огиенко также относит его к заимствованиям от татар (1915, 34). Фасмер, 1, 92 то же. Радлов аршын (тел., бар., казан., ком., тур.) = арчын аршин (1, 332); арышын (казан.) = аршын (1, 279); арыш (тур., ср. перс; рус. аршин и карыш) аршин, локоть (1, 279); аршж (чаг.) = арчын локоть (1, 333); арш (тур., чаг.) рука от локтя до конца пальцев как мера, локоть (1, 331); Cod. Cum., 5 аршын (алт., бараб., казан.) аршин (arsun, 98); Боровков, 1963, 60. (Persians influencing Alataians, Barabians, Teleuts, Kipchaks-Kumans?? etc. otherwise it is an obvious Persian borrowing from Türkic arsh = forearm+hand)

Энциклопедический словарь

(тюрк.), мера длины в ряде стран, в России с 16 в., равна 16 вершкам (71,12 см).

Словарь Ожегова

АРШИН, а, род. мн. ин и ов, м.

1. ( род. мн. ин). Старая русская мера длины, равная 0,71 м. Пять аршин ситца.

2. ( род. мн. ов). Линейка, планка такой длины для измерения. Пять деревянных аршинов. Мерить на свой а. (перен.: судить о чёмн. односторонне, со своей точки зрения). Словно (или как, будто) а. проглотил (о человеке, к-рый стоит или сидит неестественно прямо; разг.).

| прил. аршинный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

  1. м.
    1. Мера длины, равная 0,711 м и применявшаяся до введения метрической системы в России и ряде других стран.
    2. Линейка такой длины с нанесенными на ней делениями на четверти и вершки.

    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    вошел в употребление в России не ранее XVI века; до тех же пор употреблялся локоть. Да и А. - не что иное, как своего рода локоть. По объяснению Торговой Книги, А. делился на 16 вершков, локоть же равнялся 10 2/3 вершкам, так что А. соответствовали 1 ½ локтя. В 1554 году англичанин Тассе определил локоть в ½ ярда, т. е. в 18 дюймов, отсюда А. XVI века определяется в 27 дюймов. Турецкий А. также равняется 27 англ. дюймам, но следует ли из этого, что русские заимствовали А. от турок? Гораздо замечательнее деление нашего А. на 16, соответствующее делению ярда на 16 нэйлей, и это-то деление ярда, по всей вероятности, послужило образцом делению А. Бывший в 1661 году в Москве австрийский посланник барон Мейербер объяснял, что русский локоть (т. е. аршин) равняется 2 футам и 5 дюймам; по отношению немецкого фута к английскому определение это превышает определение Тассе на 1 ¼ дюйма, но можно полагать, что в XVIII веке А. уже равняется 28 англ. дюймам. Петр Великий в начале XVIII века установил А. именно в 28 англ. дюймов; но шведский профессор Гассиус в 1740 г. нашел в русском А-не 27 ½ швед. дюймов, что равняется около 28 англ. дюйм.; впрочем, Гассиус мог взять либо старинный, не вышедший из народного употребления, либо А. не казенный, неверный. Вообще иностранцы не очень-то заботились о точности своих показаний, как это видно из описания Петербурга Георги, 1794 года, где А. показан в 28 англ. дюймов, а вершок в 1 5/8 дюйм., тогда как вершок равен 1 ¾ дюйм. Нынешний А. сохраняет величину, данную этой единице Петром Великим.

    Этот комментарий натолкнул на мысль выпустить Цикл статей «Старинные русские меры» , и начнём мы с мер длины.

    Мы уже говорили о счёте на пальцах. Подобно тому, как при счёте человек пользовался испокон веков пальцами рук и ног, так и при измерении расстояний он прибегал к рукам и ногам. Вот почему в прошлом мерами длины служили шаг, ладонь, локоть.

    Древними русскими мерами длины, употреблявшимися в XI – XII вв., были: пядь, локоть, сажень, верста .

    Названия первых трёх связаны с частями человеческого тела. Малая пядь равнялась расстоянию между концами растянутых пальцев, большого и указательного (около 19 см), большая пядь — расстоянию между раздвинутыми большим пальцем и мизинцем (около 23 см).

    Но, общепринятое значение пяди = 17,78 см, как и показано на рисунке.

    ЛОКОТЬ

    Мера локоть равнялась примерно двум большим пядям (от 44,4 до 47,4 см).

    САЖЕНЬ

    Сажень первоначально означало расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой при расставленных в стороны руках. По «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Даля слово «сажень» имело форму «сяжень». Глагол «сягать» означает доставать до чего-либо, отсюда, вероятно, выражения: рука не сягает, разум сягает, да воля не владеет , отсюда прилагаемые «досягаемый» или «недосягаемый».

    В Древней Руси применялось множество саженей:

    • косая сажень, она же великая — расстояние от пальцев ноги с развёрнутым вбок носком до конца пальцев руки, вытянутой над головой по диагонали ≈ 248,9 см(2,48 м);
    • маховая сажень(народная) — расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых рук (1,78 м);
    • морская сажень(1,83 м);

    А также: городовая, царская, церковная, малая и др. сажени.

    ВЕРСТА

    В более поздние времена установилась мера расстояний верста , приравненная 500 саженям. В древних источниках верста называется поприщем и приравнивается 750 саженям.

    АРШИН

    Из всех мер длины в быт русского народа прочнее всех внедрился аршин . Об этом свидетельствует прежде всего большое количество поговорок и оборотов народной речи: мерить на свой аршин, словно аршин проглотил, я тебя на аршин смеряю (прибью палкой) и т.д…

    Аршин = 4 пядям = 16 вершкам ≈ 71,12 см .

    ВЕРШОК

    Первоначально эта единица длины равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Вершок фиксируется в источниках относительно поздно. Так, если локоть, пядь, верста и поприще встречаются в источниках, относящихся к XII веку, а сажень — даже к XI веку, то вершок впервые встречается лишь в документах XVI века.

    Вершок = 1/48 саженям = 1/16 аршина = 4,445 см.

    Хотя устойчивые выражения с вышеперечисленными старинными мерами длины мы применяем и сегодня. Какие помните? Мне пришли в голову эти:

    • Слышно за версту.
    • Верста коломенская (о высокорослом человеке).
    • Косая сажень в плечах.
    • Мерить на свой аршин.
    • От горшка два вершка (мне особенно нравится)

    В 1835 году сажень была официально приравнена к 7 английским футам (2,1336 метра), прежняя русская система мер получила окончательный вид:

    миля = 7 верстам,

    верста = 500 саженям ≈ 1,0668 км;

    сажень = 3 аршинам = 7 футам ≈ 2,1336 м;

    аршин = 4 четвертям = 16 вершкам = 28 дюймам ≈ 71,12 см;

    четверть = 4 вершкам ≈ 17,77 см;

    фут = 12 дюймам ≈ 30,48 см;

    дюйм = 10 линиям ≈ 2,54 см;

    линия = 10 точкам ≈ 2,54 мм.

    Сейчас это кажется всё так сложно и непонятно, как же в старину всё это знали и считали? Толи дело сейчас — всё понятно.

    А всё-таки кто и когда ввёл в качестве единицы длины — метр?

    В настоящее время многими странами мира принята в качестве обязательной метрическая система мер . Слово « метр », как название единицы длины, впервые встречается у учёного Т.Бураттини в его книге «Универсальная мера», напечатанной в 1675 г. в Вильнюсе.

    В 1791 г. комиссия Парижской Академии наук, в состав которой вошли знаменитые математики: П.С. Лаплас, Ж.Л. Лагранж, Г. Монж и др., предложили принять за единицу длины и назвать «метром» одну сорокамиллионную долю земного меридиана. Предложение было утверждено Национальным Собранием Франции, и в 1795 году метр был определён как 0,0000001 четверти парижского географического меридиана.

    Читайте наш канал в телеграм - по этой ссылке


    Издревле русские измеряли все собственными частями тела - пальцами, ладонями, локтями, - и долгое время не существовало точного значения у этих многочисленных наименований. В разных областях России их длина могла отличаться вполне значительно. Первым порядок пытался навести Петр I - он велел уравнять все русские меры длины английскими, а также ввел, например, английский фут и дюйм в оборот.

    Подробно расписанные значения были введены указом Николая I «О системе российских мер и весов» 1835 года. В 1899 же году ввели в оборот метрическую систему, однако она продолжала работать совместно с традиционной русской системой мер. До тех пор, пока советская власть не отменила ее.

    Сегодня в России используют исключительно метрическую систему. Однако названия старорусских единиц можно услышать в разговорной речи - в обиходе осталась масса пословиц.

    Вершок


    Самая маленькая единица длины происходит от слова «верх», так что историки склоняются к тому, что вершок был равен верхней фаланге указательного или большого пальца взрослого мужчины.

    Вершок настолько мал, что вошел в народный язык в метафорическом ключе: например, в присказке «от греха на вершок» или в поговорке «Слов на мешок, а дел на вершок», которая означала, что человек много говорит, но почти ничего не делает.

    Интересно, что вершками измеряли рост человека. Например, в рассказе Ивана Тургенева «Муму» так описывается главный герой, немой дворник Герасим: «мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём…» Однако 12 вершков это чуть больше полуметра. Секрет в том, что в человеке должно было быть априори два аршина (

    142 см, об аршине см. ниже), а уже к ним прибавляли вершки. Также вершки были распространены в измерении отрезов тканей.

    Пядь = 17,8 см


    Пядь равнялась расстоянию от кончика большого до кончика указательного пальца, если расставить их. В пяди по разным оценками от 4 до 6 вершков. В Древней Руси размер пяди колебался от 17 до 31 см - в разных источниках упоминается и большая, и малая пядь, и даже некая пядь с кувырком (равнялась длине кирпича).

    При Петре I пядь стали часто называть четвертью и зафиксировали ее размер в 7 дюймах на английский манер. Пядь была очень распространенной мерой, применявшейся в быту (например, для измерения толщины снежного покрова или размера иконы).

    Помните поговорку «семь пядей во лбу»? Так говорят про невероятно умного человека.

    Локоть


    Древнерусский локоть измерялся от локтя до кончика среднего пальца. В разных областях размер локтя отличался, варьировался от 36 до 54 см. Точно известно, что «московский локоть» равнялся двум пядям или 35,6 см.

    Локоть был особенно удобен в торговле. «Локоток» встречается в пословицах «Сам с локоток, а кафтан короток», «Сам с ноготок, а борода с локоток» - они говорят о несоответствии внешнего вида и ума или социального статуса.

    Аршин = 71 см


    Аршин равняется примерно двум локтям или расстоянию от кончика среднего пальца до плеча. Первые мерные линейки имели размер аршина и делились на вершки - в одном аршине 16 вершков. Именно поэтому рост человека мерили двумя аршинами и к ним прибавляли вершки.

    Аршин также называли шагом - в XIX веке в них мерили, например, расстояние, на которое стреляет винтовка. Аршин также вытеснил локоть и плотно вошел в торговлю, однако поначалу его длина не была закреплена ни в каких уставах и у каждого торговца было свое представление. Отсюда даже пошла поговорка «Мерить всех на свой аршин», в переносном смысле она означает судить всех по себе.

    Сажень = 2.1 метра


    Сажень - расстояние от пальца одной руки до пальца другой руки, если вытянуть их горизонтально в стороны. Позже закрепили это значение в семи английских футах. Саженями мерили расстояние в пути, а также активно применяли при строительстве или земельных работах.

    Была также «косая сажень», которая измерялась от вытянутой руки до стопы противоположной ноги и равнялась примерно 2.5 метра. В народе была популярна поговорка «косая сажень в плечах» - так говорили про людей богатырского телосложения.

    Верста = 1,06 км


    Верста - пожалуй, самая популярная единица измерения расстояния. Она равнялась 500 саженям, что означало чуть больше километра. Большие дороги на Руси измерялись в верстах и каждую версту ставили специальные «верстовые» столбы - прежде всего это нужно было для удобства почтовых перевозок.

    Слово очень долго сохранялась в языке и в литературе из-за близости к определению километра. «Слышно за версту»; «Бешеной собаке семь верст не крюк» - эти поговорки указывают именно на большую длину этой единицы измерения.

    Цель: расширить круг знаний младших школьников о старинных и современных единицах измерения.

    Предметные: познакомить с историей измерения и разными мерами длины.

    Метапредметные УУД:

    • познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного проекта с использованием учебной и дополнительной литературы; использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;
    • коммуникативные: формировать приёмы и навыки учебного сотрудничества через организацию работы в группе; ориентироваться в информационном материале; формулировать и обосновывать свою точку зрения, строить понятные для окружающих высказывания;в)
    • регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

    Личностные: проявлять широкий интерес к новому учебному материалу, исследовательской деятельности в области математики; формировать эстетические чувства в процессе моделирования проекта; формировать способность к самооценке; проявлять уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к товарищам.

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, звуковые колонки, видеофильм на тему «Старинные меры длины», раздаточный материал для групп (бумага формата А-3, маркер, карандаши, фломастеры), линейка, рулетка, таблицы.

    1. Организационный момент

    - На уроке мы будем работать самостоятельно, используя карточки, парами и группами. Каждый из вас будет иметь возможность оценить свою работу. У нас все получится! Главное, чтобы мы друг другу во всем помогали. Работать будем группами. Вспомним правила работы в группе.

    Внимание! Посмотрите на экран. Фрагмент из мультфильма «38 попугаев».

    Учитель: Так что же измеряли герои мультфильма ? (Они измеряли длину удава).

    Учитель: А чем герои сказки измеряли длину удава? (Они измеряли длину удава собой: «мартышками», «попугаями», «слонятами»).

    Учитель: И что же получилось? (Получилось 38 попугаев и одно попугайское крылышко, 5 мартышек, 2 слонёнка).

    Учитель: Что сказал Удав в конце сказки? (Он сказал, что в попугаях он гораздо длиннее).

    Учитель: Это на самом деле так? (Нет. Просто мерки для измерения длины удава были разными).

    Учитель: «Мартышки», «слонята» и «попугаи» - это мерки сказочные.

    А мы поговорим сегодня о том, как же люди измеряли длину раньше и как они измеряют её сейчас.

    2. Знакомство с новой темой

    - С глубокой древности наши предки измеряли расстояние собой, своим телом. Это и удобно, и руки с ногами всегда при тебе, их нельзя «забыть дома».

    - На Руси первые единицы измерения длины были неточные. Послушайте разговор двух купчих.

    Сценка (разыгрывают два ученика) Одной купчихе нужно добраться до города. По дороге она встретила купчиху, которая возвращалась из этого города.

    - Скажи, далеко ли еще до города?

    - Что за расстояние такое?

    Проблемный вопрос:

    - Какая единицы измерения длины прозвучала в этой сценке? (верста), что мы должны знать, чтобы помочь купчихе узнать расстояние до города? (Что такое верста, чему она равна?) Слайд 1

    Верста.

    Многие старинные меры длины ушли в историю, но на устах у народа они остались. Названия этих мер можно встретить в поговорках, пословицах, фразеологизмах, стихах, сказках.

    Например, словосочетание Коломенская верста (Слайд) Вдоль дороги через каждую версту ставили полосатые столбы, их тоже называли вёрстами.

    - Кто-нибудь знает, что обозначает этот фразеологизм? (Высокий человек.)

    Учитель: С глубокой древности, мерой длины всегда был человек, то есть наши предки всегда измеряли расстояние собой, своим: на сколько он протянет руку или выдвинет ногу. Поэтому первым счётным прибором человека были руки и ноги. Это и удобно, и руки с ногами всегда при себе, их нельзя «забыть дома».

    Учитель: А знаете, что они означают?

    Учитель: Хотите узнать?

    3. Работа в группах

    У каждой команды на столе лист №1 с заданием.

    Прочитайте отрывки из произведений, определите автора и название произведения.

    Найдите вам неизвестные вам старинные слова, меры длины, подчеркните их.

    Учитель: Читая художественную и научно-популярную литературу, мы встречаем старинные меры длины. Назовите их. (Дюйм, вершок, пядь, ладонь, фут, аршин, локоть, аршин, сажень, верста).

    На доске: появляются таблицы: Дюйм, аршин, верста, сажень, вершок.

    Задание 1. Лист №1. В литературных произведениях можно встретить названия старинных мер длины.

    1) Отрывок из сказки … «Женщина посадила ячменное зернышко в цветочный горшок. В горшке вырос большой чудесный цветок, похожий на тюльпан. -“Какой прелестный цветок”, - сказала женщина и поцеловала красивые лепестки. Цветок распустился, и в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая-маленькая. Всего в дюйм ростом»…

    Автор__________________________

    Название________________________

    Найдите в толковых словарях значение слова, чему равны меры _____________________

    2) Да еще рожу конька
    Ростом только в три вершка,
    На спине с двумя горбами
    Да с аршинными ушами

    Автор___________________________

    Название________________________

    Найдите в толковых словарях значение слова, чему равны меры _____________

    Старый Мазай любит до страсти
    Свой низменный край.
    За сорок верст в Кострому прямиком
    Сбегать лесами ему нипочем.
    … Вижу один островок небольшой -
    Зайцы на нем собралися гурьбой.
    С каждой минутой вода подбиралась,
    К бедным зверкам: уж под ними осталось
    Меньше аршина земли в ширину,
    Меньше сажени в длину.

    Автор___________________________

    Название______________________________

    Найдите в толковых словарях значение слова, чему равны меры _______________

    - Найдите в толковых словарях значение слов и узнайте чему равны эти меры длины. Проверяет команда, которая первая выполнила задание.

    4. Закрепление мер длины

    (Дюйм – это единица длины, равная 1/12 фута. Это 2,54 см. – словарь С.И.Ожегова)

    1. Вершок. Продолжаем путешествие. Слайд 3.

    Учитель: Слово «вершок» означает «верх». Вершок - это ширина указательного и среднего пальцев, около 4,4 см.

    Учитель: Вершками раньше измеряли рост мелких домашних животных

    2. Аршин.

    Слайд 4.

    Учитель: Корень "АР" в слове аршин - в древнерусском языке (и в других, у соседних народов) означает "ЗЕМЛЯ", "поверхность земли", "борозда" и указывает на то, что эта мера могла применяться при определении длины пройденного пешком пути. Было и другое название этой меры – ШАГ.

    Купцы, продавая товар, как правило, мерили его своим аршином (линейкой) или по-быстрому – отмеряя 'от плеча'. Чтобы исключить обмер, властями был введён, в качестве эталона – "казенный аршин", представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.

    Учитель: Как Вы думаете, сейчас этой меркой пользуются? (Наверное, нет).

    Учитель: Иногда этой меркой пользуются строители – для измерения толщины досок, внутреннего диаметра труб и автомобильных шин

    3. Пядь.

    СЛАЙД 4.

    Учитель: Найдите в толковом словаре значение слова. («Пядь – это старинная русская мера длины, равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательными пальцами», написано в словаре С.И.Ожегова).

    Учитель: Иконописцы величину икон измеряли пядями, а в быту – толщину снега.

    Учитель: При игре в городки крестьянские ребятишки пользовались этой меркой. А когда вы были маленькими, мама и папа часто измеряли вас пядью, они очень хотели, чтобы вы быстрее выросли.

    4. Ладонь.

    Учитель: Что говорят нам словари? Найдите и прочитайте. (Из словаря В.И.Даля: «Ладонь – внутренняя сторона кисти руки». Значения слова «ладонь» как меры длины и у С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой тоже нет).

    Учитель: На Руси ладонями измеряли высоту лошади.

    5. Фут.

    Учитель: Прочтите в словарях. (С.И.Ожегов: «Фут – это английская и старая русская мера длины, равная 30,48 см». В. И. Даль: «Фут – мера длины, 12 дюймов, седьмая доля сажени»).

    Ученики: Фут – длина стопы человека. Фут – это «стопа» в переводе с английского языка.

    Учитель: Фут применяли для измерения пути, роста человека, глубины воды, в строительстве и технике.

    Учитель: В каких современных словах мы встречаем часть «фут»? (Футбол, футболист, футболка).

    Учитель: Какое отношение к стопе они имеют? (Футбол – игра, в которой мяч отбивают ногами).

    6. Локоть.

    Учитель: (Из словаря В.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой: «Локоть – старинная русская мера длина, равная 0,5 метра». А в словаре В.И.Даля так: «Локоть – длина от угла этого до конца среднего перста, около 14 вершков»).

    Учитель: Локоть - это длина от локтя до конца среднего пальца.

    Учитель: Локтями измеряли ткань. Купцу для того, чтобы отмерить ткань моднице на платье, удобнее было пользоваться локтями. При этом он старался взять продавца маленького роста. Как вы думаете, почему? (Можно сэкономить ткань, принести прибыль хозяину).

    Учитель: Аршинами измеряли также рост человека и высоту деревьев.

    7. Сажень.

    Учитель: «Сажень – старая русская мера длины, равная трём аршинам» – из словаря С.И.Ожегова.

    Учитель: Сажень – это расстояние между вытянутыми руками.

    А косая сажень - расстояние от носка стопы до конца вытянутой руки.

    В строительстве для измерения длины бревен и при межевании земельных участков применяли саженные верёвки.

    8. Верста.

    Ученики: С.И.Ожегов так определяет значение слова «верста»: «Верста – старая русская мера длины, равная 1, 06 км».

    Учитель: Верста – это применяемая на Руси мера, которой отчитывали путь. Раньше её звали «поприще». Обозначало первоначально она расстояние от поворота пахотного плуга до следующего поворота. Что примечательно, в разное время в версту вкладывали разную длину, так как была путевая верста, измеряющая расстояние, и межевая, измеряющая землю.

    Вёрстами измеряли расстояния. Вдоль дороги через каждую версту ставили полосатые столбы, их тоже называли вёрстами.

    2 задание. Возьмите лист №2 и конверт №2

    - Вам нужно соотнести картинки старинных мер с мерами длины и приклеить.

    Физкультминутка. Игра «Покажите на себе». Проводят ученики

    3 дюйма, 7 пядей, 2 вершка, 3 ладони, 1 локоть, 4 фута, 5 саженей, 1 перст

    1). От каждой команды выходит по 1 участнику, показывает старинную меру длины в движении, ребята повторяют.

    2). Игра « Я свободен». Ребята находят пару. Ученики в паре по команде учителя отвечают на вопрос учителя. Например: «Начинает тот, кто выше ростом».

    3 задание. Лист № 3

    Игра «Объясни, как понимаешь?»

    - В современном русском языке старинные единицы измерения и слова, их обозначающие сохранились, в основном, в виде пословиц и поговорок, устойчивых выражений, а также в литературных произведениях.

    • « Семимильными шагами» - ____________ (т.е. гигантскими) – когда хотят сказать о достижении крупного успеха в течение короткого времени
    • «Не уступить ни пяди» - ____________ (не отдавать даже самой малости) «Один как перст» ___________
    • «Сам с вершок, а ума с горшок» ____________ (О маленьком, но умном человеке
    • «От горшка два вершка» ____________ (Так говорят о том, кто ещё очень мал).
    • - Давайте посчитаем: два вершка – это всего лишь около 9 сантиметров (4,45*2). Разве бывают такие люди? Ошибка?! Абсолютно нет. Дело в том, что раньше рост человека измеряли, начиная с двух аршинов, так как чуть больше 142 сантиметров было обязательным для взрослого человека. Вот к этой базе и прибавляли потом вершки. Так что от горшка в два вершка – это 151 сантиметр!
    • «Как на ладони» ____________ (Полностью открыто, предельно ясно).
    • "Писать аршинными буквами"____________ (Писать крупно).
    • Мерить на свой аршин ____________ (О человеке, который судит только со своей точки зрения).
    • "Коломенская верста"____________ (Шутливое название очень высокого человека

    Задание 4. Лист 4

    Задачи.

    Вычисления

    От Алеши Поповича.

    «Я от Тугарина сам видел, вышиной он – три сажени,
    Про между плеч – сажень косая,
    Конь под ним как лютый зверь.»

    « Видишь, там сивая кобыла? Кобылу подыми-ка ты, да неси ее полверсты»
    - Найди, сколько метров нужно пронести кобылу

    Рост царевны равен 2 аршинам 3 вершкам. Она стройная девочка. Её талия примерно 3 пяди. Из одежды она предпочитает синюю юбку, длина которой 1 локоть.

    2 аршинам 3 вершкам- 2*71+3*4,5=155,5 см
    3 пяди - 18*3=54см

    Практическая работа

    В то время, когда команды решают задачи, по 2 ученика от команды выполняют практическую работу.

    1 команда измеряет в пядях размер парты.

    2 команда измеряет длину классной доски в локтях.

    3 команда - длину класса в саженях.

    4 команда – в футах ширину класса. Показывают записи.

    Учитель: Как вы думаете, одинаковыми ли были у людей длина пальцев, ширина ладоней, длины стоп или рук? (Нет).

    Учитель: Удобно ли было человеку пользоваться теми единицами измерения длины, о которых мы говорили? (Тоже нет).

    Учитель: Так почему же старинные единицы измерения длины были заменены новыми, едиными для всех стран? (Потому что возникла необходимость в более точном измерении, а старинные меры этим требованиям не отвечали).

    Учитель: Что же нужно для точного измерения длины, какой вывод мы сделаем? (Мерка должна быть точной и единой для всех)

    Учитель: Назовите современные единицы измерения длины (Сейчас мы измеряем длину в мм, см, дм, м, км).

    Учитель: Как Вы думаете, современные мерки точнее? (Конечно)

    Учитель: Когда они появились, знаете? (Нет)

    Учитель: В конце 18 века во время Великой французской революции впервые была введена мера длины, не связанная с телом человека.

    За такую единицу была взята одна сорокамиллионная часть длины меридиана, проходящего через Париж. Назвали эту единицу метр, ею и её частями мы пользуемся и сейчас.

    Позднее появился сантиметр и дециметр.

    5. Итог урока

    - С какими единицами измерения длины вы познакомились сегодня на занятии?

    - Для чего нам их надо знать?

    - Почему возникла необходимость в единых мерах длины?

    Я надеюсь, что вам было интересно. Обязательно расскажите родителям, о чем мы говорили на занятии. Научите их. Узнайте, сколько в вас было вершков (4,5), при рождении? И измерьте длину телевизора по диагонали в дюймах Посчитайте сколько фишек вы набрали?

    Презентация буклетов. Покажите, какой буклет получился.

    6. Рефлексия

    В путешествии мы были,
    Мили, версты находили.
    Меры веса и длины
    В старину были странны.
    Измеряли все в локтях,
    В пядях, футах и вершках.
    Дюймы, версты и шаги,
    Сажени и аршины.
    Человек, не зная скуки,
    Измерял все по себе,
    Вершок аршина подлинней,
    Узнали мы из словарей,
    Но чтобы лучше всех их знать,
    Нужно математику нам изучать.

    • Приложение 1
    • Приложение 2
    • Приложение 3
    • Приложение 4

    Список литературы

    1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста / Е.А.Алябьева. – М.: Творческий центр, 2003.

    2. Андерсен Г.-Х. Дюймовочка / Г.-Х.Андерсен. – М. : АСТ, 2013. – 20 с.

    3. Аргинская И.И. Математика: учебник для 1-го класса / И.И.Аргинская, Е.П.Бенесон, Л.С.Итина. – Самара: Учебная литература, 2012.

    4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. – М. : «Терра», 1994.

    5. Ершов П.П. Конек – Горбунок / П.П.Ершов. – М. : АСТ, 2010. – 120 с.

    6. Некрасов Н.А. Дед Мазай и зайцы / Н.А.Некрасов. – М. : Проф-Пресс, 2013. – 8 с.

    7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М. : «Азъ», 1995.

    8. Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане / А.С.Пушкин. – М. : Амфора, 2011. – 48 с.

    Читайте также: