Выбор профессии как моральный выбор должна ли профессия быть призванием

Опубликовано: 03.10.2024

Перед каждым из нас рано или поздно встает вопрос о том, какую выбрать профессию. Это очень важный выбор, ведь от того на сколько грамотно он будет сделан зависит дальнейшая жизнь человека. Важно выбирать дело, которое будет по душе. Люди, для которых профессия-это своеобразное хобби, наверно, самые счастливые, ведь они занимаются тем, что им нравится и при этом еще и получают деньги. Поэтому перед тем, как выбрать дальнейшую профессию надо послушать внутренний голос и хорошенько подумать, какая работа будет вам в радость.

Многие люди совершают ошибку и отдают предпочтение не тому, что для них подходит. На кого-то оказали сильное влияние родители. Не хочу осуждать таких родителей, возможно, они хотят лучшей жизни для своего ребенка, но как показывает практика, обычно, такой выбор не удачный и люди годами мучаются, занимаясь нелюбимым делом. Конечно, нужно прислушиваться к мнению старших, но их слово не должно быть определяющим, и главный выбор остается за вами.

Лучше заранее задуматься над тем, чем бы вы хотели заниматься в жизни. Например, если вам очень нравится танцевать и у вас это отлично получается, то возможно стоит связать с танцами свою жизнь. Я уверенна, что такая работа будет в радость и если у вас талант, то вы сможете достичь больших вершин. Вообще, здорово, когда люди занимают свои места, ведь от каждой должности и работы зависят судьбы множества людей.

Представьте такую ситуацию, что вам пришлось поступить в педагогический университет, вы получили специальность и устроились работать в школу. Но вам не нравится ваша работа. Кому от этого хорошо? Может ученикам? Кончено же нет, ученики чувствуют ваш настрой, получают некачественные знания и чувствуют себя обузой. А может лучше вам? Правильно, тоже нет. Вы ходите каждый день на нелюбимую работу, испытываете стресс, жалеете себя и злитесь на окружающих. Другое дело, если учитель любит свою работу. Такое сразу чувствуется и ученики обязательно отвечают взаимностью. Такой преподаватель работает по призванию, ходить на его уроки интересно и сам учитель получает удовольствие от всего происходящего.

И это касается каждой профессии. Будь то слесарь, доктор, банкир и так далее. Поэтому перед тем, как определиться с выбором будущей профессии, хорошенько взвесьте все плюсы и минусы. Слушайте свое сердце, и оно обязательно подскажет с каким видом деятельности вам нужно связать жизнь.

Сочинение 2

Выбор профессии – очень ответственный этап в жизни любого человека. Зачастую школьникам очень сложно определиться, особенно, если они не нашли свою дорогу в жизни. Проблема в том, что человек в этом возрасте находится в поисках себя и своего места в жизни, зачастую он просто не знает, как быть и что делать. Тут же находятся советчики, каждый нахваливает свою нишу. А молодой человек понимает, что ему все это не понятно и не интересно. Как избежать такого замешательства и определиться с выбором своевременно.

В первую очередь, чтобы найти свою нишу, необходимо активно изучать разные сферы деятельности. Заниматься разными занятиями, изучать разные науки. Стоит обратить внимания на те предметы, которые интересны и привлекают все ваше внимание. На основе их можно найти профессии, которые базируются только на этих предметах.

Сейчас существует огромное количество тестов, которые покажут, какие профессии подходят под психологический склад, интересы и привычки. Также тесты покажут какие профессии категорически вам не подходят.

Также обязательно помнить, что даже если вы выучитесь на какую-либо профессию и поймете, что это не ваше – ситуация исправима. Вы уже будете иметь диплом, представлять собой какого-либо специалиста. Это даст возможность получить работу более или менее нормальную, чем ту, которую предложат после школы. В современном мире нет проблем с получением образования. Можно учиться сколько угодно.

Очень часто в процессе обучения всплывают новые интересы и предрасположенности, исходя из которых можно понять, куда следует двигаться дальше.

При выборе профессии стоит учитывать свои способности, навыки, интересы и увлечения. Сейчас большая часть людей гонится за деньгами, им не важно каким способом их зарабатывать. Однако, глубоко внутри каждый хочет заниматься любимым делом. Многие хотели бы превратить свое хобби в бизнес, да только не знают каким образом это сделать.

К радости, в современном мире существует множество молодых специалистов, которые создают обучающие курсы и дают понять сложные вещи. Потому как объясняют их простым и доходчивым языком.

Выбор профессии не должен представляться чем-то страшным. Главное, учиться и в этом процессе найти то, что вам по душе. Сейчас множество современных профессий, которые связаны с приятными для молодежи темами и позволяют хорошо заработать. Молодые специалисты, которые действительно разбираются в своей нише представляют очень большую ценность и пользуются большим спросом.

Рассуждение про Выбор профессии

Выбор профессии для каждого ребенка является важной задачей. На работе человек проводит большую часть своего времени, поэтому, очень важно, чтобы трудовая деятельность приносила не только финансовый результат, но и была интересна.

Важно помнить, что существуют и гендерные различия в предпочитаемом труде, для мальчиков гораздо лучше выбирать те, где будет воспитываться их мужественность, для девочек – где будет важна их женственность и внутренняя духовность. Работа ни в коем случае не должна превращать девушек или женщин в подобие мужчин и наоборот.

Чтобы понять, какая именно профессия будет близка тому или иному индивиду, нужно посмотреть внимательнее на его черты характера. Для интроверта, обычно характеризующегося стремлением к творчеству, будут близки профессии, где требуется креативность, необычный взгляд на вещи, сосредоточенность на определенной деятельность. Если интроверту выбрать профессию, где он должен общаться с большим количеством людей, ему будет крайне некомфортно, неуютно.

Экстравертам же общение с людьми всегда будет приносить радость, чем больше общения для них, тем лучше. Профессии менеджеров по рекламе, продавцов, журналистов как нельзя лучше им подойдут.

В наше время существуют так называемые тесты на профпригодность, которые можно пройти в старших классах у школьного психолога. Нельзя сказать, что они точно укажут и абсолютно точно выберут трудовую стезю, но первоначально определиться с выбором деятельности они существенно помогут. Ведь и экстроверт может быть талантливым психологом или художником, и интроверт грамотным менеджером по продажам.

Естественно, делая столь важный жизненный выбор, нужно ориентироваться не только на индивидуальные психологические особенности, но и на умения, таланты, навыки ребенка.

У человека могут быть преобладающими разные типы мышления: наглядно-образный, аналитический, логический и т.д. К тому же дети каждый по своему могут оперировать с абстрактными ил образными знаниями. Именно поэтому, кто то с детства понимает, а поэтому и любит математику и химию, а кто то их избегает, так как не может постичь их суть. Именно поэтому выбирать будущую работу нужно, исходя их особенностей нейрофизиологического функционирования нервной системы и мозга, преобладания сигнальных систем.

Выбор жизненного пути это сложнейшая задача, которая должно решаться совместными усилиями психологов, учителей и самого ребенка.

Вариант 4

Детство – это очень важная пора в жизни любого человека. Это время удивительных открытий и новых ощущений. В этот период ребёнок познаёт мир.

Все люди любят мечтать и дети тому не исключение. В детстве каждый из нас мечтал, кем он будет работать, когда вырастет. А родители часто спрашивали нас: кем мы хотели бы стать, когда станем взрослыми? Девочки обычно хотят стать актрисами, певицами или моделями. Мальчики в основном мечтают о более отважных и серьезных профессиях, таких как космонавт, бизнесмен, президент или врач. Дети любят мечтать и представляют профессии, которые часто видят в своей жизни. Их мечты формируются на основе работы или мнения взрослых. Но влияют ли детские мечты на выбор профессии?

В детстве мы не задумываемся о том, сколько будет приносить денег наша профессия. Мы выбираем лишь то, что нам нравится. Например, ребенок может наблюдать за работой мамы, которая работает парикмахером. Но в будущем его желание может измениться.

Взрослея, наши интересы и желания меняются, и зачастую мы уже не хотим получить ту профессию, о которой мечтали в детстве. Возможно, она стала не такой востребованной, как раньше или же просто перестала нам нравиться.

Но бывают случаи, когда основываясь на мечтах из детства, уже, будучи взрослыми, люди, выбирают профессии из своих детских увлечений. В таком случае получаются профессионалы своего дела, ведь они мечтали об этой профессии еще с детства и поистине любят её.

Бывает, когда став взрослее, люди все равно приходят к своей мечте, не смотря на то, что выбрали другую профессию. Например, если ребенок в детстве хотел стать художником, то в будущем он может ходить на мастер-классы по живописи.

Рассуждая о том, кем бы мы хотим стать, необходимо учитывать не только свои детские мечты, но и свои способности. Нужно обсудить с родителями ту или иную профессию и прислушаться к их мнению, ведь они уже взрослые люди. Возможно, они смогут помочь нам с выбором.

Не надо выбирать профессию, исходя из оценок в школе или мнения других людей. Нужно выбирать то, что отзывается в твоём сердце. Мечта, которая была в детстве, может стать реальностью, и будет мотивировать тебя двигаться вперёд, достигая хороших результатов.

Нет точного утверждения того, что мечты обязательно должны становиться явью. Каждый человек сам решает, кем стать и где работать. Нужно основываться на своих желаниях. Главное, не то кем ты будешь, а то, чтобы тебе нравилось то, чем ты занимаешься.

Таким образом, я считаю, что на выбор будущей профессии оказывают наши детские мечты. Поэтому при выборе профессии, нужно вспомнить мечту, о которой мечтали в детстве.

Выбор профессии

Популярные сочинения

Алексей Нилыч Кириллов – один из центральных персонажей романа Ф.М. Достоевского «Бесы». У него образ философа, который разработал свою теорию смерти, как непреложную потребность для мыслящего человека.

Настала долгожданная пора, пора, когда день короткий, а ночь длинная, пора чудес и волшебства. Зима - одна из самых обворожительных времен года. Это время надежды, время

Одной из самых лучших работ художницы З.Е. Серебряковой является картина «Карточный домик». Она была написана в 1919 году. На ней изображены четыре ребенка, два мальчика и столько же девочек.

Ю.Г. Борисова

МОУ «Гимназия № 85» г. Омска

Нравственные аспекты выбора профессии

Полученное в детстве воспитание позже не могут изменить народы всего мира.

Модернизация российского образования требует активного поиска новых форм, методов, средств обучения и воспитания, направленных на совершенствование педагогического процесса, подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в условиях рыночной экономики.

В сложившейся ситуации выпускники школ серьезнее относятся к выбору профессии нового века, острее стоит вопрос о самоопределении в современных социально-экономических условиях.

Школа призвана обеспечить готовность к выбору профессии, развивать профессиональные интересы и склонности личности. На завершающем этапе обучения в школе у старшеклассников должна быть сформирована готовность к выбору профессии и продолжение получения образования. Современные школьники не смогут противостоять негативным явлениям рыночной среды. В этой связи возникла проблема формирования таких ценностей, которые способствуют нравственной устойчивости школьников к негативным явлениям рыночной экономики.

Школьники чаще всего обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности: мальчики – банкир, автогонщик, каскадер, адвокат. А девочек привлекает работа и фотомодели, и врача, и телеведущей. Важно поэтому познакомить школьников с содержанием труда по различным профессиям, раскрыть их внутреннюю сущность.

Важно заложить фундамент будущей профессиональной мотивации: понимание значения труда в жизни людей, уважение и любовь к труду, показать нравственную составляющую профессии.

На Руси испокон веков воспитание считалось самой всеобъемлющей, приоритетной категорией. Но в век прогресса приоритет был отдан науке. И теперь, на современном этапе развития общества, мы все больше убеждаемся, что далеко не каждый обученный человек - человек воспитанный.

Школа - зеркало общества. Уроки нравственности нужны не только учителю и ученику. Они нужны всему нашему обществу.

Чаще всего наши дети хотят получить макси­мум удовольствия при минимуме затрат времени и сил. Подростки ориентируются в своих выборах на стереотипы общественного сознания, культивируемые современными средствами массовой информации (молодежную прессу, теле- и радиопрограммы).

Нередко в таком воздействии СМИ производится ориентация не на конкретные профессии, а на определенный образ жизни. Но в молодом возрасте, как известно, человек больше выбирает не столько профессию, сколько образ и стиль жизни, где профессия – это всего лишь «средство» достижения желаемых образа и стиля. Профессия в этом случае как бы «подбирается» под привлекательный стиль и образ жизни. Это явление прочно укрепляется в сознании детей благодаря СМИ.

Задача учителя: показать нарастающую потребность общества иметь не только профессионально грамотных, удачливых, обеспеченных, но и гуманных, ответственных, трудолюбивых граждан.

На уроках истории при изучении темы «Европа в новое время» снача­ла в одиннадцатых, а потом и в седьмых, восьмых классах я предложила ребя­там сравнить способы получения дохода в разное время (средние века, новое время и на современном этапе развития), выявить их сходство и отличие.

Было представлено множество способов: работа, научная деятельность, пиратство, кладоискательство, удачное замужество, преступный путь и т.д. Поэтому поя­вилась необходимость проанализировать, а потом разделить эти способы на положительные и отрицательные.

Каждый ребенок имел возможность выска­зать свою точку зрения, аргументировать ее.

Ребята с интересом обсуждали эту тему и пришли к выводу, что наиболее приемлемыми способами получения до­хода являются работа и научная деятельность, а отрицательным был назван преступный путь, несмотря на то, что он является самым простым и распро­страненным на всех этапах развития общества.

Не всегда удается правильно спрогнозировать экономические, поли­тические, технологические линии развития общества, поэтому определяющим для полноценною профессионального, социального и личностного самоопреде­ления человека часто оказывается ценностно-нравственная ориентация.

Это яв­ляется одной из главных задач воспитания учащихся.

На уроках обществознания у учителя есть возможность показать уча­щимся не только значимость материальной стороны профессиональной дея­тельности, то есть заработной платы, но еще и пользы, которую можно принес­ти обществу своим трудом.

Во время уроков мы с учащимися знакомимся с «обратной» стороной востребованных молодежью специальностей (юрист, эко­номист и т.д.) на современном этапе. Я стараюсь показать ученикам значи­мость рабочих специальностей, которые сейчас более востребованы государст­вом, чем народом.

Давыдов В.В. не раз отмечал в своих работах, что «педагоги должны быть впереди общества, поскольку дети - это будущее».

Мы изучаем рынок труда, анализируем те изменения, которые происходят на нем, определяем роль той или иной профессии на определенном этапе раз­вития общества. Дети начинают совершенно по-другому относиться к предста­вителям тех профессий, которые раньше они считали не столь значимыми для общества.

Это убеждает меня во мнении, что с учениками необходимо обязательно обсуждать вопросы профессионального самоопределения. Так как самоопределение - самое важное звено в выборе профессии, а этому надо старательно учиться.

В жизни каждого человека наступает момент, когда его касается проблема выбора профессии. Для того чтобы правильно решить ее, в первую очередь нужно понять для себя, что такое профессия. Кто-то считает, что это занятие, которое должно быть у каждого, это источник финансов, и, соответственно, источник жизни. Кто-то думает, что профессия — это главное ремесло жизни, любимое дело, занятие для души. А кто-то и вовсе считает, что профессия человеку необязательна. Но все-таки как же выбрать профессию по душе?

Во-первых, нужно понимать, что именно этому делу вы будете отдавать большую часть своего времени, внимания и сил. Например, если вы подумываете стать шахтером, нужно учитывать, что эта работа — одна из самых физически тяжелых и опасных в мире. А если вам нравится проводить время с детьми и вы хотите стать учителем или воспитателем, то нужно знать, что такая работа требует доброжелательности, воспитанности, умения контролировать эмоции.

Во-вторых, следует учитывать свои личные интересы. Например, если вы творческий человек и хотите творить для людей, то вам вряд ли пойдет профессия бухгалтера или экономиста, лучше присмотреться к более креативным профессиям: дизайнер, музыкант, актер. Ваше любимое занятие должно стать основой будущей профессии, тогда трудовые будни будут счастливыми и очень продуктивными.

В-третьих, стоит оценить свои способности. Ваша профессия должна соответствовать вашим возможностям. Если вы всегда мечтали выступать на сцене, но ваш талант больше проявился в изучении математики, то куда логичнее будет выбрать занятие в области точных наук. Нужно понимать, что каждая профессия требует определенных качеств и навыков.

В-четвертых, необходимо изучить перспективы определенной профессии, насколько она востребована и важна в современном мире. Например, в Великобритании еще во времена промышленной революции существовала профессия человека-будильника, но с развитием технологий необходимость в таком «будильнике» отпала сама собой. В современном мире активно развиваются области информационных технологий, нанонауки, нейрохирургии.

От выбора подходящей профессии зависит ваше будущее, а также то, с каким настроением вы будете приходить каждый день на работу, будете вы ее считать любимым делом или мукой. Выбор за вами!

Варниант 2

Чтобы жить достойно, нужна нормальная работа. Чтобы иметь такую, надо ещё в школе задуматься над вопросом «Кем я хочу быть?» Важно, чтобы желания совпадали с возможностями. Может, я хочу быть моделью, но у меня внешность совсем не модельная. Ноги вряд ли удастся сделать длинными, как ни старайся. Что заложено в генах, то и вырастет.

В стюардессы тоже берут девушек определённого стандарта. Не стоит из этого делать трагедию. Не берут в стюардессы – можно получить всегда востребованную профессию экономиста или бухгалтера. Не нравится скучная монотонная работа с цифрами? Нравится работать на свежем воздухе? Тогда можно освоить творческую профессию ландшафтного дизайнера.

Всегда востребованы военные, полицейские, пожарные. Кто видит свою жизнь в служении Отечеству, можно, если позволит здоровье, поступить в военный ВУЗ. Сейчас и девушки могут учиться в этих заведениях.

Кому нравиться работать с животными – и ветеринарный врач всегда нужен и востребован. И в городе, и в деревне. И дрессировщики в цирке, и заводчики элитных пород животных.

Кто любит музыку и танцы, можно выучиться на преподавателя или самому строить творческую карьеру. Да всё что угодно! Многие «большие» артисты вышли из популярной игры в КВН. В неё играют не только студенты, но и взрослые люди. Прямо с детьми выходят на сцену.

Если с первого раза не удалось определиться с выбором, не беда. Можно ещё попробовать. Некоторые люди учатся всю жизнь. Получают несколько образований очно или заочно. Это хорошо придумано – учиться, не отрываясь от дома.

В Советском Союзе считалось, что если человек всю жизнь проработал на одном месте. У него в трудовой книжке всего одна запись, то это хорошо. Значит, он не легкомысленный, не бегает с места на место. В Америке такие люди, наоборот, не ценятся. Значит, человек «заплесневел» на своём месте. Не растёт, не двигается вперёд.

Сейчас можно работать и в интернете. Востребованы специалисты, знающие компьютерные программы. Можно научиться одной из новых специальностей – копирайтингу. И писать статьи на заказ. Работать можно из любой точки земного шара.

Можно работать и в социальных сетях. Наиболее посещаемая россиянами сеть «ВКонтакте». Оказывается, здесь можно не только развлекаться, но и заниматься малым бизнесом. Вот и работа. А профессия называется «СММ-менеджер». Можно проучиться на платных курсах в школе Михаила Христосенко и получить сертификат установленного образца. Это обучение приравнивается к курсам повышения квалификации.

Со временем некоторые профессии «отомрут» за ненужностью. Многие дела можно будет делать по интернету, за ним - будущее. Поэтому, обучение и работа по интернету – это перспективная профессия ближайшего будущего. И молодежи надо обратить внимание на этот неоспоримый факт.

Сочинение 3

Выбор профессии – это очень ответственный и сложный шаг любого человека. Этот выбор в дальнейшем полностью определит его судьбу.

Чтобы правильно выбрать свой профессиональный путь в жизни лучше обратиться за помощью и советом, а потом только проанализировать полученные результаты:

  1. В настоящее время психологи разработали специальные научные тесты, пройдя которые, отвечая на конкретные вопросы, можно определить перечень профессий, которые могут подойти тому или иному человеку, в зависимости от его характера и пристрастий.
  2. Стоит обратиться к родителям, другим близким родственникам или учителям. Эти люди находятся рядом и постоянно наблюдают, поэтому могут легко подсказать, в какой профессии человек проявит свой талант и максимально раскроет себя.
  3. Стоит поговорить и с друзьями-ровесниками, которые также размышляют над выбором профессии. Иногда при разговоре легче определиться.
  4. Также, чтобы легче было определиться с выбором, можно обратиться к астрологическому гороскопу, некоторые, из которых составляют перечень подходящих профессий для каждого знака зодиака.

При выборе будущей профессии надо понимать, что она должна приносить не только деньги, но и удовольствие.

Выбор профессии – это долгий процесс, который нельзя решать за одну секунду. Обычно в школьном возрасте человек хочет выбрать профессию родителей – стать продавцом, учителем, инженером, водителем, летчиком, электриком. На выбор профессии влияют модные направления настоящего времени – сейчас это престижно быть фотомоделью, банкиром, финансистом, артистом.

То, кем ты будешь работать в будущем, необходимо выбрать только самому без какого-либо давления со стороны родителей. Самостоятельный выбор профессии минимизирует ошибку выбора, и скорей всего эта выбранная самостоятельно работа будет делом по душе на протяжении всего жизненного пути. Насколько удачнее будет профессиональный выбор, тем успешнее и интереснее будет вся жизнь человека и его карьерный рост.

Сочинение Как выбрать профессию

На получение профессии требуется много времени и сил. Поэтому необходимо ответственно выбирать будущую специальность. Также важно учитывать природные способности, предпочтения и увлечения.

Школьник не до конца понимает, что ему нужно, а родители стараются предложить свой вариант. Часто мнения не совпадают и возникают различные споры и обсуждения. Бывает так: проживая жизнь человек разочаровывается в жизненном предназначении и переучивается на другую службу.

Со временем требования к профессиям меняются, также изменяется оплата и условия труда. Иногда, трудно сказать, что будет в будущем времени. Некоторые ориентируются только на доходы. А когда проходят годы профессия может потерять актуальность и её престиж может упасть. Поэтому важно выбрать условия труда и виды работы «по душе», что нравиться делать или какие есть способности. Тогда в трудной ситуации можно было подобрать близкие по значению навыки, если произойдёт смена событий. Прогресс не стоит на месте, поэтому многие виды услуг заменяют машины. Также есть профессии, требующие повышенной физической выносливости и активности, определённого склада ума, наблюдательности. Надо думать, что с возрастом некоторые обязанности выполнять труднее. Например, молодым девушкам нравятся специальности: модели или официантки, а после десятка лет становится сложнее держать форму. Также спортсмены раньше уходят на пенсию и становятся тренерами. Желая лучшего, родители толкают детей на профессии врача, учителя, а ребёнок хорошо мастерит и ему трудно даются точные науки и не хочется много дополнительных лет учиться. Итог бывает таким, что потраченные деньги за два-три года не вернёшь и также упущено время на лучший подходящий вариант, а учёба в Высшем заведении брошена.

Есть профессии с людьми, требующие внимательности и умению держать себя в руках. Воспитатель, учитель, логопед, психолог должен быть аккуратным, собранным, хорошо говорить и красиво писать. Следить за своими эмоциями. Сейчас очень развиты компьютерные сети, поэтому способные ребята учатся на программистов. Если человек закончил музыкальную или художественную школу, посещал театральные или танцевальные кружки, то он может развить свои навыки и пойти дальше учиться на актёра, музыканта, режиссёра. Любители животных могут стать дрессировщиками, ветеринарами. Есть много профессий в интернете, поэтому каждый должен серьёзно подумать и сделать выбор.

Все профессии нужны и каждая приносит пользу государству.

Также читают:

Картинка к сочинению Выбор профессии

Популярные сегодня темы

Александра Сергеевича Пушкина по праву и по тому огромному вкладу, который он внес в развитие русского языка, называют создателем литературного языка. В своем творчестве он продолжил традиции Михаила Ломоносова

Мою любимую еду нельзя назвать изысканной и аристократичной. Тем не менее, это нисколько не влияет на ее вкус. Начнем с того, что я очень люблю жареную картошку – настолько сильно, если меня не остановить, могу слопать целую сковородку.

Борис Пастернак написал великое произведение «Доктор Живаго», оно охватывает временные рамки с 1903 года по 1929 год. Автору в 1958 году вручили Нобелевскую премию за это произведение.

Дочь главного персонажа произведения Гордея Карпыча Торцова Любовь Гордеевна является одним из женских образов пьесы.

Летом мне сильно-сильно хочется уехать на дачу к бабушке. Мне очень весело бывает побегать по луговым просторам, поваляться в траве, сплести прелестный венок из ромашек.

Тулуш Елена Сарыгларовна

Жизнь требует, чтобы каждый школьник был хорошо знаком с миром профессий, с их производственным содержанием, знал потребности общества в кадрах, умел соотносить личные и общественные интересы, определял свой жизненный путь в соответствии с призванием, склонностями и способностями, чтобы принести больше пользы обществу. Подростки далеко не всегда умеют правильно оценивать свои склонности к той или иной деятельности, так как жизненный и трудовой опыт их еще беден. Многие юноши и девушки по окончании девяти классов выбирают рабочую профессию случайно, не зная своих способностей, не сообразуя свой выбор с интересами местного производительного окружения. Воспитанию отношения к труду и общественной собственности, подготовке к сознательному выбору профессии служат цикл бесед, в которых классный руководитель знакомит учащихся с различными отраслями народного хозяйства и культуры, наиболее распространенными профессиями, рассказывает об их привлекательности, учит разбираться в своих интересах и стремлениях, правильно определять свои возможности, предостерегает от ошибок в выборе предстоящей трудовой деятельности.

Цель беседы состоит в том, чтобы показать значение правильного выбора профессии в жизни человека, углубить знания школьников о нравственных требованиях, предъявляемых к выбору профессии, помочь им наметить правильные подходы к определению своего жизненного пути.

  1. Значение правильного выбора профессии в жизни человека.
  2. Нравственные требования общества, предъявляемые к выбору профессии.
  3. Основные моральные факторы, способствующие правильному выбору профессии.

Материалы к беседе.

  1. Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте. Он имеет громадное значение для самого человека и важен для общества. Выбор профессии – это, по существу, выбор жизненного пути. Удачный выбор профессии – это моральная удовлетворенность, высокая самооценка; это и высокая производительность труда, высокое качество продукции, максимальная «отдача». Выбор жизненного пути – индивидуальная задача. Здесь нельзя списать у товарища и нельзя подглядеть в учебник. Отметку за решение будет ставить жизнь, а от нее страшно получать «двойки». Неверный выбор профессии наносит огромный ущерб государству, обществу и личности.
  2. Первое, что необходимо человеку, желающему сделать правильный выбор в жизни, - проанализировать «близлежащие» профессии с точки зрения того, что они могут ему дать и какие требования к нему предъявят. Необходимо выстроить пусть неполный, но объективный в основных чертах «портрет» каждой профессии.

Самое общее разделение профессий можно произвести по группам взаимодействий, исходя из того, с чем преимущественно придется иметь дело работнику. Получается пять групп:

«Человек-человек» (например, продавец, стюардесса, учитель)

«Человек-техника» (например, шофер, токарь, радиомонтажник, ткачиха,

«Человек-природа» (например, лесничий, птичница, садовод, доярка)

«Человек - знаковая система» (например, бухгалтер, счетовод,

«Человек - художественный образ» (например, художник, артист,

Разделение это вовсе не такое категоричное, как деление шахматной доски на черные и белые поля. Так, профессия оператора счетно-вычислительной машины требует работы и с техникой, и со знаковой системой. Работа шофера такси включает элементы взаимодействия и с машиной, и с людьми. Однако даже такое приблизительное деление профессий на разнородные группы позволяет вступающему в жизнь человеку проверить себя, проанализировать свои желания.

В выборе профессии большое значение имеет желание человека, его направленность, интересы, потребности и, наконец, его способности. Особенно важны для будущей профессии способности, которые носят многоплановый характер. Если у вас, ребята, есть твердое желание получить заинтересовавшую вас профессию, но какие-либо качества личности в данный момент не позволяют осуществить ваши намерения, то попробуйте их развить или компенсировать другими качествами. Медлительная девушка может стать ткачихой, сборщицей часов, радиоаппаратуры, если она разовьет в себе более экономичные движения, выбор кратчайшего пути от станка к станку, умение более рационально сращивать оборвавшую нить и.т.д.

Всего можно достичь, но только упорным трудом, многократными и систематическими упражнениями. Чтобы подготовиться к технической профессии, необходимо не только старательно учиться, но и участвовать в техническом творчестве, а кто мечтает о профессии учителя, должен уже в школьные годы учиться помогать другим учащимся, младшим братьям и сестрам в учебе, в организации игр, труда и общественной деятельности, любить детей, иметь желание заниматься с ними.

Таким образом, к избираемой профессии нужно готовиться, участвуя в тех видах деятельности, которые развивают человека в этом направлении. Именно в деятельности развиваются способности человека. Нужно заниматься тем делом, к которому сильно стремишься, о котором мечтаешь. Значит, каждый из нас кузнец своего счастья, и его не ждут, а выковывают ежедневной учебой, творческими делами, активным участием в трудовой и общественной деятельности.

  1. Существуют три фактора, от которых зависит решение каждого, кем ему быть. К ним относятся современные и перспективные потребности общества в кадрах, профессиональная пригодность выпускника и, наконец, личное желание молодых людей.

Как не ошибиться в выборе профессии? Прежде всего изучайте профессии. Существует более 30 тысяч профессий. Для ознакомления возьмите наиболее близкие – те, которым посвятили свою жизнь ваши родители, знакомые. Вам может показаться, что эти профессии вы хорошо знаете, но это не так. Попробуйте глубже познакомиться с профессией, и вы увидите в ней много нового и интересного.

Вот примерная программа изучения профессии:

  1. Место и значение данной профессии в народном хозяйстве страны, района; потребность в людях этой профессии;
  2. Основное содержание деятельности работников данной профессии, применение техники, связь с людьми других профессий;
  3. Требования, которые предъявляет данная профессия к человеку: какими способностями, знаниями, умениями и навыками, чертами характера должен обладать специалист;
  4. Что дает эта профессия для духовного и физического развития человека;
  5. Где и как овладеть этой профессией.

Спросите честно самого себя: «Чем привлекает меня данная профессия?».

Не разделяйте профессии на модные и немодные, почетные и второстепенные. К первым относят, например, профессии космонавта, кибернетика, врача, учителя, инженера. Ко вторым – профессии продавца, портнихи, кассира, прачки, обувщика, телефонистки. Это предрассудок, и его надо преодолевать.

Некоторые считают, что есть профессии интеллектуальные и неинтеллектуальные.

Для самовоспитания учащимся полезно рекомендовать следующее:

  1. Составьте перечень желательных для себя профессий.
  2. По литературе и беседам со специалистами составьте описание 2-3 профессий, установите, что требуют от человека эти профессии.
  3. Самокритично изучайте свои способности и возможности и сопоставляйте их с требованиями выбираемой профессии.
  4. Овладейте некоторыми профессиональными умениями и навыками.

Можно выделить два вида причин, приводящих к неправильному выбору профессии. Это, во-первых, неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора (к области деятельности, к советам или поведению окружающих), включая и недостаточную самостоятельность в принятии решений; во-вторых. Недостатки знаний, опыта, информированности о существенных обстоятельствах этого выбора.

Важно помнить, что к высокой квалификации ведет многоступенчатая лестница трудовых занятий. И вполне естественно начинать восхождение с нижних ступеней. В любой сфере деятельности – практической, теоретической –происходит закономерная смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени. Например, лучшим инженером становится тот, кто вначале был рабочим, бригадиром; лучшим руководителем – кто в свое время был хорошим исполнителем и знает все тонкости дела. Даже для изобретателя важно умение делать все своими руками. Вот почему нужно выбирать не островок, а фарватер, путь в океане профессий.

Методические рекомендации к проведению беседы

Беседу можно начать вступительным словом классного руководителя о значении правильного выбора профессии в жизни человека. Особое внимание следует обратить классному руководителю на то, насколько усвоили учащиеся нравственные требования общества, которые предъявляются к выбору профессии. Здесь можно предложить ребятам подумать над такими вопросами: почему при выборе профессии надо исходить из потребностей общества? Что значит сознательно подходить к выбору профессии? В чем выражается нравственная позиция человека при выборе профессии?

Анализируя ответы учащихся на эти вопросы, классному руководителю необходимо подчеркнуть следующее. К выбору своего жизненного пути школьники должны относиться с чувством гражданского долга, сознательности и ответственности. Долг каждого юноши и девушки – выбрать профессию и трудиться, принося как можно больше пользы людям, своей Родине. Учащиеся должны хорошо знать потребности общества, республики, района, города, села в тех или иных кадрах, глубоко понимать потребности общественного производства, уметь найти свое место в труде на общую пользу.

Немаловажное значение в выборе профессии имеет и такое нравственное требование, как наличие у себя устойчивого интереса, склонности к избираемой области труда. Эту склонность можно определить путем самоанализа своей деятельности и выделения тех ее видов, которые больше нравятся, которыми занимаешься охотнее.

Классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие положения:

  1. Выбирая профессию, следует хорошо изучить ее. Существует следующая программа изучения профессии: место и значение профессии в народном хозяйстве страны, района, потребность в людях этой профессии; основное содержание деятельности работников данной профессии; требования, которые предъявляет к человеку; где и как можно овладеть этой профессией.
  2. необходимо убедиться в том, что работа по избранной специальности соответствует индивидуальным особенностям, здоровью и физическому развитию. Для этого нужно получить консультацию у врача.
  3. При выборе профессии необходимо учитывать свои интересы, способности и склонности и соотносить их с характером избираемой деятельности.
  4. При выборе профессии большая роль принадлежит профессиональному самовоспитанию, сознательной и систематической работе над собой с целью усовершенствования своей пригодности к избираемой профессии.
  5. Весьма полезно уже в школьные годы овладевать некоторыми умениями и навыками в области избираемой профессии.
  6. При выборе профессии следует избегать таких ошибок, как деление профессий на престижные и непрестижные, выбор профессии под влиянием окружающих, увлечение внешней стороной той или иной профессии, переоценка своих сил и возможностей.

В заключение беседы можно порекомендовать учащимся для самостоятельного чтения следующие книги: 1. Климов Е.А. Как выбирать профессию.

С развитием рыночной экономики ученые отмечают деградацию человеческих ресурсов в нашей стране. Это подтверждают множество социологических опросов с начала 1990-х гг. Так, только 7% взрослого населения считали, что заработок зависит от личных усилий, остальные связывали успех с деньгами, связями, спекуляцией, мошенничеством. «По своей системе ценностей типичный россиянин начала XXI в. - это даже в большей степени "типичный американец", чем житель самих Соединенных Штатов» (Исследование «Томская инициатива», 2002-2003 гг.). Ученые подчеркивают, что основа профессионализма - в нравственности. Только нравственная личность может быть эффективной. И только на этом нравственном фундаменте можно строить эффективную экономику, возрождать нормальные человеческие отношения.

Ключевые понятия предлагаемого классного часа: эффективная личность, саморазвитие, самостоятельность мышления, хороший человек.

Цели: дать детям представление о нравственной основе профессионального выбора; формировать позитивную оценку таких качеств характера, как ответственность, честность, добросовестность, воспитывать отрицательное отношение к карьеризму, погоне за наживой, халтуре; побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

Написать на доске задания для групповой работы:

1. Идеальный работник должен.

2. Идеальный руководитель должен.

3. Идеальная работа должна.

- признаки эффективной личности:

Эффективная личность:

1. Это нравственная личность.

2. Это саморазвивающаяся личность.

3. Это самостоятельно мыслящая личность.

I. Интерактивная беседа.

II. Незавершенные предложения <Работа в группах).

III. Работа с понятием «эффективная личность».

IV. Дискуссия по теме «Хороший человек - это не профессия?».

V. Заключительное слово.

VI. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа

Сегодня мы будем говорить о выборе профессии. Поднимите руки, кто уже выбрал профессию? Кто пока не определился? Кого этот вопрос пока еще не интересует?

Профессий в мире десятки тысяч. Какую выбрать? Как выбирать? Что нужно учитывать при выборе профессии? (Ответы детей.)

Ну хорошо, определился, выбрал, поступил, получил диплом. Но это не значит, что ты будешь работать по этой профессии. По данным статистики, до 80% людей работают не по специальности, указанной в дипломе. За последние 15 лет больше половины жителей России поменяли профессию. Почему так происходит? Хорошо это или плохо? Можно ли выбрать профессию на всю жизнь? Нужно ли бояться, что придется менять профессию? (Высказывания детей.)

Ситуация на рынке труда постоянно меняется, появляются новые профессии, становятся ненужными старые. Закрываются предприятия, сокращают работников. Как приспособиться к этим изменениям, чтобы не пострадать?

Примерные ответы детей:

- Нужно получить 2-3 образования.

- Нужно овладеть смежными специальностями.

- Нужно овладеть очень редкой профессией, на которую нигде не учат.

- Стать высококлассным специалистом, чтобы у тебя не было конкурентов.

II. Незавершенные предложения

Какие качества больше всего ценят руководители? Каких руководителей больше всего ценят работники? Какую работу можно считать идеальной? Предлагаю обсудить эти вопросы в группах и придумать концовку для предложения.

- 1 группа. Вы - руководители крупной фирмы. Сформулируйте требования к идеальному работнику и завершите предложение (читает с доски).

- 2 группа . Вы - работники этой фирмы. Как вы представляете себе идеального директора? Завершите предложение (читает с доски).

- 3 группа . Вы - выпускники 9 класса. Мечтаете о будущем. Как выглядит для вас идеальная работа? Завершите предложение (читает с доски).

(В течение 5 минут дети обдумывают ответы.)

Время истекло. Слушаем ваши предположения. Как же выглядят идеальный руководитель, идеальный работник и идеальная работа?

(Представители групп выступают.)

И руководитель, и хозяин, и работники фирмы хотят, чтобы фирма процветала, ведь от этого зависит и их благополучие.

III. Работа с понятием «эффективная личность»

Сейчас стало очень модным словосочетание «эффективная личность».

Эффективная - значит результативная, успешная, счастливая. Эффективная личность обладает такими характеристиками (читает с доски). Раскройте смысл этих понятий, работая в группах.

(В течение 5 минут дети обсуждают смысл понятий.)

Итак, раскрываем смысл понятия «эффективная личность». Три характеристики. Слово представителям групп.

- Что значит «нравственная личность»?

- Самостоятельно мыслящая личность?

(Дети дают ответы с места, дополняют и уточняют.)

А теперь давайте попробуем определить признаки неэффективной личности. Пусть каждая группа подберет антонимы к своей характеристике. Без подготовки.

(Представители, дополняя друг друга, дают характеристики неэффективной личности.)

Примерные ответы:

. безнравственная, работает ради денег, карьеры, все подчиняет личной выгоде и т. п.

.. .не хочет работать над собой, ищет покоя, комфорта, хочет расслабиться и т. п.

. подражает другим, живет по шаблону (реклама), некритически следует общепринятому образу жизни (ценности, стиль, темп, имидж, вещи и т. п.).

А теперь вопросы ко всем.

- Кого в нашем классе можно назвать эффективной личностью?

- Считаете ли вы себя эффективной личностью?

- Хотите ли вы быть эффективной личностью?

Некоторые ученые предполагают, что если бы Россия смогла воспитать несколько поколений эффективных людей, она вошла бы в число высокоразвитых стран мира.

IV. Дискуссия по теме «Хороший человек - это не профессия?»

Мы говорили о том, что нравственность - это важнейший признак эффективной личности. Другими словами: хороший работник должен быть хорошим человеком. А как же тогда поговорка «Хороший человек - это не профессия»? Может быть, поговорка неверная, или под словами «хороший человек» подразумевается что-то другое. Давайте проведем дискуссию на эту тему. Дискуссия - это обсуждение спорного вопроса. Обсудим этот вопрос. Как и когда могла появиться у нас такая

поговорка? (Появилась с тех пор, когда на производство приходили полуграмотные специалисты, которые даже читать и писать не умели.)

Какой смысл вкладывается в эту поговорку? В каких ситуациях ее употребляют? (Когда говорят о плохом, малограмотном, неумелом, ленивом работнике, которого терпят только за то, что он ни с кем не ругается, вежливый, добрый, но толку от него мало и т. п.)

Почему словосочетание «хороший человек» звучит иронически в этой фразе? (Потому что подразумевается, что нужно еще что-то уметь делать.)

Кто такой в действительности «хороший человек»? (Тот, у кого есть честь и совесть. Он никогда не возьмется за работу, для которой у него нет образования, способностей, желания. Для него главное - не корысть, а польза дела.)

Применима ли к нему эта поговорка? (Высказывания детей.)

А плохой человек - это профессия? Можно ли поручить дело плохому человеку, даже если он очень умный, образованный, пробивной? (Если у него нет ни чести, ни совести, ни ответственности за дело, если он работает только ради выгоды - он может принести много вреда, даже пойти на преступление.)

Ответственность, совесть, честность - как эти качества характера связаны с мастерством, квалификацией? (Нужно во все вникать, до всего докапываться, ничего не пропускать, все изучать добросовестно, тогда ты станешь мастером своего дела.)

А может ли бессовестный, бесчестный, безответственный человек быть хорошим специалистом? (Вряд ли, он будет халтурить во всем, искать только свой выгоды, даже во вред делу.)

А может ли такой человек занять высокое положение, получить ордена и награды? (Очень часто так бывает.)

А кто из вас считает себя хорошим человеком? В чем это проявляется? (Дети отвечают.)

Кого вы считаете хорошим человеком? Уважаете ли вы его? (Высказывания детей.)

Какой пример вы могли бы привести, чтобы доказать, что мастерство специалиста не зависит от того, сколько денег он требует за свою работу? (Дети отвечают.)

Наше обсуждение закончилось. Какой вывод можно сделать по поводу этой пословицы?

Примерные ответы детей:

- Выражение «хороший человек» здесь употребляется с иронией, имеется в виду «хороший» только по внешним признакам, а не по внутренним качествам. Хороший человек никогда не возьмется за работу, которая ему не по силам.

- Хороший человек - это, действительно, не профессия. Но это основа профессионализма.

V. Заключительное слово

Что от нас требуется? Быть нормальными людьми. Надежными и верными людьми, на которых можно положиться. Тогда и любая профессия станет нам интересна. А об эффективной личности говорил еще великий русский педагог К. Ушинский: «Только внутренняя духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья».

VI. Подведение итогов

Доброта, честность, ответственность - пригодится ли это вам при выборе профессии? Нужно ли знать, что такое эффективная личность?

Читайте также: