Занятие что влияет на выбор профессии

Опубликовано: 15.05.2024

Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не в изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии – не исключение. На него также влияет множество факторов. Главная задача выбирающего при этом – тщательно проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное решение. Российский академик Е. А. Климов описал следующие восемь факторов выбора профессии:

Наличие склонностей (интересов).Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, занимать лидирующие позиции, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог,тренер).

Наличие способностей. Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны ещё и музыкальные способности.

Притязания (предпочтения). На выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, т.е. то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели. В одном случае человек выбирает профессию, в другом – место работы, в третьих – решающее значение имеет место жительства, в четвертых – климатические и погодные условия и т. д. Все эти виды выбора взаимодействуют, вступают в различные, порой конфликтные, отношения.

Мнение родителей, семьи. Зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора.

Мнение сверстников. Например, юноша выбрал для себя очень важную и "вечную" профессию – решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: "немодная" профессия. Вполне возможно, что окружающие не знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает Мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор – это свободный и личный выбор.

Личный профессиональный план – это основная карта лабиринта под названием "Профессиональный выбор". Для его успешного прохождения должна быть главная цель, т. е. то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Для того, чтобы ее достигнуть, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий – "жизненную перспективу" – первая область профессиональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы – как видится в мечтах "рабочий день"; перспективы повышения профессионального мастерства, "роста", построения "карьеры". Изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение позволят составить представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей. Не менее важны и представления о внешних условиях достижения намеченных целей, т.е. трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей. Запасные на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные ситуации и избавит от лишних переживаний.

Знания о профессии. Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них. К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – изучение их специальных описаний – профессиограмм. Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств трудится тот или иной рабочий, но и с тем, какие личные качества от него требуются.

Потребности обществаимеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того, чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий.

Любое важное дело начинается с постановки цели. Грамотно поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где вы можете рассчитывать только на себя, и те, где вам может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей.

Алгоритм постановки целей и планирование их достижения в профессиональном самоопределении носит название личный профессиональный план. Он имеет три составные части, которые иногда еще называют тремя "китами выбора профессии". Называются они "ХОЧУ", "МОГУ" и "НАДО".

"ХОЧУ" – это наши интересы и склонности, профессиональные и карьерные предпочтения. С одной стороны, это те профессиональные области, сферы производства, конкретные профессии, занятия, которые нам интересны. С другой – это наши жизненные и профессиональные ценности, то, чего мы хотим получать от своей деятельности. Для кого-то из нас главное, чтобы результаты труда были полезны для окружающих, кому-то важен заработок, кому-то – возможность постоянного карьерного роста.

Первое, что стоит сделать, приступая к выбору профессии – задать себе вопросы: что мне по-настоящему интересно? О чём мне нравится читать, смотреть фильмы, разговаривать? Отвечая на эти вопросы, мы очерчиваем круг своих интересов.

Интерес – специфическая направленность личности на определенный предмет; сосредоточенность на нём мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения.

Интересы могут проявиться достаточно рано в детстве, сформировавшись под влиянием окружающей среды, близких людей. Допустим в семье спортсменов-горнолыжников у ребенка велика вероятность развития интереса к покорению снежных вершин, а девочка, которую мама-парикмахер с детства водит с собой на работу, скорее всего, уже с начальной школы будет делать прически всем своим подружкам и одноклассницам. Но вот закрепляются те или иные интересы в зависимости от особенностей нашего характера, темперамента. Так, мальчик-флегматик, совершенно не склонный к риску и авантюризму, вряд станет горнолыжником даже в семье потомственных спортсменов.

Интерес к тому или иному предмету (науке, музыке, спорту) в сочетании с соответствующими чертами личности побуждает к определенной деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в нее. Если интерес – это направленность на определенный предмет, то склонность – направленность на соответствующую деятельность. Например, ранний интерес к технике (наблюдение за процессом ремонта или сборки аппаратуры, просмотр телепередач о технических новинках) может впоследствии перейти в желание заниматься этим самостоятельно и профессионально. Наличие интересов означает "хочу знать", склонность – "хочу делать". Именно склонности, родившиеся из интересов, являются основой для дальнейшего профессионального выбора.

Определить свои интересы и склонности можно путем наблюдения за собой, анализа своих увлечений, хобби, бесед с родителями, знакомыми, учителями (им может быть многое заметно со стороны) и с помощью специальных психологических тестов.

В ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат» диагностикой и тестированием, направленными на выявление способностей и склонностей к той или иной сфере деятельности воспитанниц занимается социально-психологическая служба школы. Помимо этого оказывает помощь в выборе профессионального направления элективный курс «Слагаемые выбора профиля обучения».

Для выявления факторов, которые оказывают влияние на выбор профессионального направления старшеклассниц было проведено анкетирование среди обучающихся 11-х классов.

В опросе приняли участие 31 человек.

  1. Чем бы Вы хотели заняться после окончания школы?
    1. обучаться в ССузе – 3 чел.(9,7%)
    2. обучаться в ВУЗе - 27 чел. (87%) 
    3. работать – 5 чел.(16%)
    4.  хочу отдохнуть и развлечься – 4 чел.(13%) 
    1. да - 24 чел.(77,4%)
    2. нет – 7 чел.(22,6%)
    1. социальная престижность – 8 чел.(25,8%)
    2. зарплата – 10 чел.(32,3%)
    3. возможность сделать карьеру – 9 чел.(29%)
    4. возможность развить свои способности – 6 чел.(19,4%)
    5. интеллектуальный характер профессии – 7 чел.(22,6%)
    6. возможность командовать другими – 5 чел.(16%)
    7. творческий характер профессии – 10 чел.(32,3%)
    8. возможность приносить пользу людям – 14 чел.(45,2%)
    9. возможность общения с людьми – 17 чел.(54,8%)
    10. сложность профессии – 3 чел.(9,7%)
    1. родители - 5 чел.(16%) г) школа, учителя – 4 чел.(12,9%)
    2. наследственные задатки - 8 чел.(25,8%) д) сверстники, друзья – 5 чел.(16%)
    3. материальное положение в семье – 3 чел.(9,7%) е) СМИ – 6 чел.(51,6%)
    4. иной вариант: только мой выбор– 11 чел.(35,5%)
    1. г. Белгород -17 чел.(54,8%)
    2. г. С-Петербург – 2 чел.(6,5%)
    3. г. Москва – 3 чел.(9,7%)
    4. г. Воронеж – 3 чел.(9,7%)
    1. Престиж – 8 чел.(25,8%)
    2. Желание – 6 чел.(19,4%)
    3. Близость к дому – 6 чел.(19,4%)
    4. Посоветовали – 2 чел.(6,5%)
    1. изучаете индивидуальные особенности своей личности – 5 чел.(16%)
    2. интересуетесь требованиями к выбранной профессии - 24 чел.(77,4%)
    3. знакомитесь с учебными заведениями и правилами приема – 24 чел.(77,4%)
    4. начали самостоятельно углубленно изучать предметы, необходимые для поступления – 15 чел.(48,4%)
    5. начали усиленно заниматься с репетиторами – 8 чел.(25,8%)
    1. да, легко - 6 чел.(19,4%)
    2. возможно – 25 чел.(80,6%)
    3. невозможно, т.к. в настоящее время эта профессия не требуется на рынке труда - 0
    1. Интерес – 8 чел.(25,8%)
    2. Способности – 4 чел.(12,9%)
    3. Заработок – 1 чел.(3,2%)
    4. Желание – 4 чел.(12,8%)
    5. Карьера – 1 чел.(3,2%)
    1. родители – 9 чел.(29%)
    2. родственники – 5 чел.(16%)
    3. друзья – 10 чел.(32,3%)
    4. СМИ – 23 чел.(74,2%)
    5. педагоги – 8 чел.(25,8%)
    6. знакомые – 10 чел.(32,3%)
    7. самостоятельно – 2 чел.(6,5%)
    1. Одобряют – 19 чел.(61,3%)
    2. Не одобряют – 4 чел.(12,9%)
    3. «это твой выбор» - 4 чел.(12,9%)
    1. Пользу – 18 чел.(58%)
    2. Знания – 4 чел.(12,9%)
    3. Квалифицированного специалиста – 4 чел.(12,9%)
    1. Престиж – 2 чел.(6,5%)
    2. Любимое дело – 10 чел.(32,3%)
    3. Самореализация – 9 чел.(29%)
    4. Польза – 4 чел.(12,9%)
    5. Знания – 1 чел.(3,2%)
    6. Материальное обеспечение – 5 чел.(16%)

    Успешность выбора профессии в значительной степени определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии, связанной:

    • с формированием профессиональной направленности личности,
    • адекватной самооценкой способностей,
    • реалистичным уровнем притязаний,
    • устойчивыми профессиональными намерениями,
    • достаточной информированностью о профессиях.

    Профессиональное самоопределение- длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Это один из главных компонентов социализации личности.

    На уровне школы работа по изучению и формированию мотивационных факторов личности учащегося должна быть системной, то есть в ней должны участвовать и администрация школ, и педагоги, и школьные психологи, и социальные педагоги, и, обязательно, сами учащиеся. Кроме того, в профориентационной работе активно должны участвовать и родители школьников.

    Проблема выбора профессионального и жизненного пути встаёт перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознаёт всех отдалённых последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, очень важное и самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своём будущем общества, в котором им предстоит жить.

    В связи с этим при профессиональном выборе у подростков зачастую возникают отрицательные эмоциональные состояния, в частности состояния брошенности, растерянности, принуждения, обусловливающие стремление уйти от решения проблемы профессионального выбора, откладывая его на неопределённое время или перекладывая ответственность на других: родителей, друзей, знакомых.

    Психологи выделяют 4 типа подростков, выбирающих будущую профессию:

    • 1 тип - безразличный, меркантильный;
    • 2 тип - нерешительный, фантазирующий;
    • 3 тип - послушный, безответственный;
    • 4 тип - целеустремлённый, уверенный.

    Как показывают результат опроса одиннадцатиклассниц, к 4 типу относится лишь незначительная их часть.

    Ошибки при выборе профессии:

    1. Ориентация подростка сразу на профессию высшей квалификации (учёный, дипломат, директор, управляющий банка и т.д.).
    2. Пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными, хотя и значимыми в жизни.
    3. Отсутствие своего мнения в выборе профессии и принятие решения, не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.
    4. Перенос отношения к конкретному человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию.
    5. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
    6. Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим учебным предметом.
    7. Выбор профессии, связанный с выбором данной профессии друзьями.
    8. Отсутствие умений разобраться, оценить свои способности, возможности в выбранной профессии;
    9. Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребёнка.
    10. Высокая или низкая самооценка собственных личностных качеств, которая формирует неадекватность в выборе этой или иной профессии.

    Таким образом, особенности выбора профессии у старшеклассников состоят в том, что они стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи.

    Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Своевременная помощь, оказанная школьнику в выборе профессии, не только помогает ему организовать непосредственно учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).

    Такая работа побуждает школьника задуматься о себе, о своем будущем, дает толчок к активизации самопознания, способствует формированию у школьника мотивационных факторов выбора профессии.

    Профессия – важный выбор, который нужно сделать каждому подростку ещё со школьной скамьи. Важность его обусловлена необходимостью тщательного обдумывания, взвешивания всех обстоятельств. Для этого надо всесторонне оценить факторы выбора профессии. Их немало, важность их может меняться с течением времени и определяется с учётом особенностей личности подростка. Не страшно, если впоследствии захочется сменить сферу деятельности, нужно, чтобы человек ясно представлял, какие факторы больше всего влияют на выбор профессии.

    Чертежи

    Нужно оценить все факторы выбора будущей профессии

    Этапы выбора

    Ответственный подход к определению своего призвания предполагает поэтапную профессиональную самоидентификацию. Выделяют следующие этапы:

    1. Детский возраст, когда в процессе игры ребёнок примеряет на себя различные роли. Хорошо поступают те родители, которые отдают детей в различные кружки и секции, где дети не только физически и интеллектуально развиваются, но и осваивают азы деятельности.
    2. Средний школьный возраст ассоциируется с первыми, порой слишком романтичными представлениями о различных видах работы.
    3. Старшеклассники имеют уже относительно чёткий план своего профессионального будущего, который может постоянно корректироваться. Но это благо, т. к. тщательный анализ даёт больше шансов на успешную карьеру в дальнейшем. Нужно получить как можно больше информации об учебных заведениях, где готовят подобных специалистов.
    4. По окончании школы выпускник принимает решение о получении той или иной специальности с учётом прохождения профориентации.
    5. Обучение профессии, включающее практическую часть, – знакомство с рабочими буднями.
    6. Начало трудовой деятельности, в состав которой входит и психологическая адаптация.

    Замок из песка

    Перед окончательным выбором проходит несколько этапов подбора, начиная с самого детства

    Важно, чтобы на каждом этапе подросток/молодой человек получал объективную информацию о работе, и если необходимо, то советы по выбору профессии.

    Факторы выбора профессии

    Выбор профессии – процесс двусторонний, обусловленный индивидуальными особенностями человека, часть из которых он может изменить для пользы дела.

    Другие же его черты неизменны, статичны. Не менее важны объективные характеристики, которые являются значимыми при выборе рода деятельности.

    На расхождении дорог

    Выбор зависит от индивидуальных особенностей личности

    Двусторонность также просматривается и в направленности профориентации: полученный в прошлом багаж знаний и умений поможет успешно реализоваться в будущем с учётом большого количества сторонних обстоятельств.

    Факторы, влияющие на выбор профессии, многообразны. Они обусловлены целым рядом причин. На основании этого проводят различные классификации. Основные факторы делят на внутренние и внешние.

    Внутренние

    Они связаны с особенностями человека, стоящего перед выбором специальности. К ним относятся:

    • от состояния здоровья зависит то, работу какой тяжести сможет выполнять молодой специалист, какую интенсивность труда он приемлет (на определённых должностях существуют свои ограничения по здоровью);
    • оценка психологических особенностей личности тоже влияет на выбор профессии,
    • определённые должности предполагают наличие определённых свойств характера;
    • способности, которые обусловлены не только успеваемостью по школьным дисциплинам, но и достижениями в тех и или иных внеучебных сферах;
    • склонности показывают, на что подросток тратит своё свободное время, что приносит ему удовольствие (хобби запросто может перерасти в профессию);
    • амбиции играют не последнюю роль, благодаря их наличию специалист будет уверенно продвигаться по карьерной лестнице; в случае их отсутствия довольно будет рядовой стабильной должности;
    • профессиональные планы (имеется точное представление о будущем месте работы);
    • внутренние психологические проблемы и стремления, которые обнаружить подчас сложно; если человек был лишен в детстве возможности общаться с животными, которых он любит, он может захотеть стать ветеринаром.

    Внешние

    Компас

    На фактор выбора оказывают влияние и социальные причины

    Внешние факторы выбора профессии не зависят от субъекта, они обусловлены причинами, существующими в окружающем мире. Выделяют:

    • уровень престижа специальности – непостоянный фактор, который подвержен изменениям, может определяться уровнем полученного образования: для человека с высшим образованием не престижно становится простым рабочим;
    • нужно учитывать при выборе профессии востребованность, она изменчива, но её можно определить, изучив количество вакансий на рынке труда;
    • размер заработной платы: существует достаточно устоявшееся представление об уровне вознаграждения за ту или иную работу, основные различия между оплатой в коммерческих и государственных организациях;
    • мнение членов семьи: чаще всего родители оказывают значительное влияние на выбор профессии ребёнка, многие из них желают, чтобы он продолжил семейную династию;
    • дружеские связи, под которыми понимается поступление в институт за компанию, наличие знакомых в стенах вуза;
    • воздействие средств массовой информации, пропагандирующих занятость в той или иной сфере;
    • мнение педагогов, которые, имея представление об успеваемости ученика, рекомендуют какое-либо направление обучения;
    • наличие должности в престижной компании, приготовленной специального для этого человека после получения образования;
    • причины выбора профессии могут носит случайный характер: близость вуза, будущего места работы к дому, удобное расписание занятий, возможность пройти практику в интересных местах, удобный график работы в будущем.

    Сбалансированное сочетание внутренних и внешних факторов положительно влияет на выбор профессии. Верно выбранная работа будет приносить моральное удовлетворение и материальный достаток.

    Критерии выбора

    Чтобы не ошибиться при выборе будущей профессии, следует тщательным образом всё узнать о ней: возможные места трудоустройства, перспективы карьерного роста. У каждого человека имеются свои критерии выбора профессии, которые он должен детально обдумать, чтобы не допустить ошибки. Эта проблема актуальна в наши дни по причине ускорения темпа жизни, появления значительного числа новых специальностей и направлений деятельности.

    Чаще всего говорят о трёх значимых критериях, закладывающих базис будущего трудоустройства. Их нужно приемлемым образом соединить:

    • желание заниматься определённым делом;
    • возможность работать по той или иной специальности;
    • необходимость заниматься той или иной деятельностью из-за ситуации на рынке труда.

    Оценить правильность выбора профессии можно, проверив себя и свою работу по нескольким критериям:

    • каков размер оплаты труда;
    • выплачиваются ли премии;
    • с какой скоростью происходит повышение в должности;
    • степень сложности поручаемых проектов и ставящихся задач;
    • насколько успешно воплощаются в деятельности способности и применяются знания;
    • присутствует ли в труде творческая составляющая;
    • ощущается ли моральное удовлетворение от процесса работы;
    • какова позиция в коллективе, какой характер носят отношения с коллегами;
    • признан ли авторитет со стороны родственников, друзей.

    Чек лист

    Ваш выбор должен отвечать все критериям

    Чтобы правильно выбрать профессию, следует разложить знания о ней на 4 составляющие:

    • социально-экономическая роль подобного рода занятий в современном обществе;
    • подробный разбор механизма осуществления деятельности;
    • санитарно-гигиенические условия труда, включающие график работы, описание рабочего места;
    • требования, предъявляемые к личности кандидата на должность.

    Заключение

    Работа – важная составляющая жизни, для многих людей она является основополагающей частью. Это смысл их существования. Какое место работа будет занимать в жизни, необходимо решить уже при выпуске из школы. От этого зависит решение следующей проблемы: на какой профессии лучше всего остановить свое внимание, а какой пренебречь.

    Выбор профессии влияет на:

    • отношение к личной жизни (некоторые специалисты вынуждены трудиться по ненормированному графику, что не даёт возможности создать семью или уделить достаточное внимание родным);
    • на физическое здоровье (вредные условия труда могут его подорвать); особенности психики, которые могут проявиться с негативной стороны (профессиональная деформация);
    • смену места жительства (иногда это нужно по долгу службы).

    Скрупулёзный подход к изучению этих моментов поможет принять взвешенное решение.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    образовательная – обучить классификации профессий, сформировать умения для выбора оптимального варианта профессии с учётом личностных особенностей и требования рынка.
    развивающая – формировать умения выявлять и предвидеть проблемы, связанные с определением дальнейшего профессионального пути; развить навыки самостоятельного анализа и умения рационально выбирать профессию и планировать карьеру, развивать положительную мотивацию к трудовой деятельности
    воспитательная – формировать умения работать в коллективе, справедливо оценивать вклад каждого учащегося в выполнение общего задания;
    4.Тип урока: приобретения учащимися новых знаний

    «В жизни есть дорог немало, что ведут к заветной цели,

    Но одной из них начало в школьном спрятано портфеле».

    1.Организационный момент.

    Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения Левитанского «Каждый выбирает для себя».

    Каждый выбирает для себя

    Женщину, религию, дорогу

    Дьяволу служить или пророку

    Каждый выбирает для себя

    Каждый выбирает по себе

    Слово для любви и для молитвы

    Шпагу для дуэли, меч для битвы

    Каждый выбирает по себе.

    Каждый выбирает по себе

    Щит и латы, посох и заплаты,

    Меру окончательной расплаты

    Каждый выбирает по себе

    Каждый выбирает для себя,

    Выбираю тоже, как умею.

    Ни к кому претензий не имею

    Каждый выбирает для себя.

    Сегодня мы с вами проведём урок с элементами игры. Тему этого урока вы назовёте сами, когда решите анаграмму.

    Анаграмма – это слово, в котором буквы не на своих местах.

    Расставьте буквы на свои места и вы сможете назвать тему урока.

    2. Работа по теме.

    Каждый человек хотя бы один раз в жизни становится перед проблемой выбора профессии и трудоустройства. Важность этой проблемы подчеркивается тем, что профессиональная деятельность является основой жизни и ведущей функцией человека. Именно в трудовой деятельности человек познает себя и само выражается. Выбор профессии – это решение, что по сущности определяет реализацию права человека на счастье и на удовлетворенность жизнью. Сейчас главным для вас является учеба, ваше разностороннее развитие – база вашей дальнейшей жизни. Но вам уже пора серьезно задуматься о выборе своей профессии.

    Какие бы профессии не были, наградой в любой профессии будет обретенный профессионализм. Мы часто говорим: “Профессионал”. А как на ваш взгляд: что такое “профессионал”. (Ответы учащихся).

    Вы согласны со мной в том, что всегда возникает уважение к человеку, о котором так говорят? Это - высшая оценка человека, неважно кто он: инженер или хирург, сантехник или милиционер. Если б не было таких людей, мы жили бы по-прежнему в каменном веке. Но они есть. И есть не только среди ваших учителей и будущих наставников. Они есть и среди вас.

    Для того чтобы стать профессионалом в своем деле, существует множество способов, чтобы добиться успеха в профессии необходимо владеть определенными качествами и чертами характера. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска.

    Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, рассмотрим на примерах знаменитых во всем мире людей как же добиться успеха в профессии.

    ПРИТЧА. Странствующий путник увидел работающих людей. Он спрашивает у одного:
    - Что ты делаешь?
    -Ты что не видишь? Кирпичи таскаю.
    Путник спрашивает у другого работника:
    - Что ты делаешь?
    - Деньги зарабатываю,- ответил он.
    Спрашивает у третьего:
    -А что ты делаешь?
    -Я строю храм.

    Таким образом существует много мотивов, побуждающих к трудовой деятельности, и у всех людей разные.

    Рассмотрим наиболее распространённые мотивы.

    Интерес к профессии – это главная побуждающая сила отношения человека труду. Именно интерес стимулирует человека использовать свои знания, развивать свои способности. Устойчивый интерес к труду помогает преодолевать различные трудности.

    Самоутверждение - человек стремиться добиться успеха в профессиональной карьере, занять определённое положение в обществе.

    Социальные мотивы – человеку важно своей работой приносить пользу другим людям или обществу в целом. Направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности.

    Познавательные мотивы - Стремление к овладению специальными знаниями и умениями, т.е. самореализации своих способностей и как следствие появление интереса у окружающих к человеку как к личности.

    Творческие мотивы - Человек стремится к творческой активности, старается подходить к решению различных вопросов нестандартно, используя оригинальный стиль работы. Старается постоянно придумывать что-то новое.

    Престижность - Стремление к профессиям, которые ценятся в обществе, среди друзей и знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе. Работа юриста или экономиста может привлекать своей престижность по сравнению, например, с низко квалифицированным рабочим - грузчиком, уборщицей. Однако, если человек любит свою работу, добросовестно и честно её выполняет, то он заслуживает общественное признание и своим трудом поднимает престижность профессии.

    Материальный мотив - Стремление получать материальные блага. Человек, у которого является ведущим этот мотив, старается получить более высокую заработную плату за свой труд. Соответственно он выбирает более высокооплачиваемую профессию, порой идя в разрез со своими способностями, знаниями, умениями, что может сказываться на качестве выполняемой работы.

    3. Игры. Я предлагаю вам разделиться на две команды.

    Игра первая: на доске написаны буквы: К, Р, Ф, П

    Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?(Возможные варианты)

    Контролер Разведчик Фрезеровщик Проводник

    Киноартист Рыбак Фотограф Плотник

    Крановщик Редактор Фигурист Пилот

    Кочегар Радиоведущий Фармацевт Пожарный

    Киномеханик Рентгенолог Фтизиатр Полицейский

    Космонавт Радист Фокусник Полярник

    Кабельщик Репортер Фотомодель Пограничник

    Кровельщик Фотокорреспондент Печник

    Вторая игра: "САМАЯ-САМАЯ ". А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.

    Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор . )

    Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе . )

    Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель. )

    Самая волосатая (парикмахер. )

    Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель. )

    Самая экстремальная (каскадер, работник МЧС. )

    Самая смешная (клоун, пародист. )

    Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник. )

    Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог. )

    Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно необычных, но востребованных в стране и мире.

    4. Сообщения учеников. В любой профессии для достижения высоких результатов, для того чтобы вам сопутствовал успех, необходимо приложить максимум старания и сил. В ходе прослушанных сообщений вам нужно будет выделить и записать те качества, которые помогли этим людям добиться успеха в профессии.

    5. Упражнение «Что для вас главное в жизни?»

    «Давайте поговорим о том, что важно для каждого из нас. Ясно, что списки разнообразны, но попробуем найти общее».

    Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что для меня главное в жизни?».

    Читают написанное вслух. Далее предлагается посчитать: какое количество из всех присутствующих отметили: здоровье, благополучие семьи и близких, материальную обеспеченность, хорошую работу, любовь, карьеру, славу.

    Возможно групповое обсуждение этих вопросов, а после него - взгляды М. Веллера на то, как большинство людей обходится с этими ценностями.

    6. Методика: “Наши личностные ценности”

    - А теперь давайте определим, какие же личностные качества есть у вас, которые помогут вам добиться успеха в профессии.

    Учитель раздает карточки с именами.

    Передайте карточку соседу, пусть он напишет какие качества он видит в вас, и так пройдя по кругу, карточка должна вернуться к вам. Подумайте и дополните список качествами, которые вы цените в себе.

    Из списка выберите 2 наиболее важных качества, которые цените в себе и в других людях.

    7. Упражнение «Кто есть Кто?»

    Напишите, пожалуйста, на листочках 2-3 профессии, которые вам наиболее интересны, из которых вы хотели бы в будущим сделать выбор.

    Процедура игривого упражнения следующая;

    1. Инструкция: "Сейчас я буду называть профессии, каж­дый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет, в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)".

    8. «Лишние люди на рынке труда». Проблемная ситуация.

    Каждый год сотни тысяч молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие - около половины -так и не находят применения своим знаниям и остаются за бортом. Сейчас, например, на российском рынке труда полно лишних юристов и экономистов. Зато очень престижными и востребованными стали инженеры-технологи, особенно в пищевой промышленности, строители, радиоэлектронщики, рабочие разных специальностей. А их-то как раз и не хватает. Получить диплом сейчас не проблема. Но после окончания учёбы почти половина молодых специалистов пополняет армию безработных. Такое положение и в других развитых странах. Например, в Западной Европе, по данным ООН, только 39% молодых людей от 15 до 24 лет обеспечены работой, в России этот показатель ещё ниже- 31%.

    Почему же так получилось: с одной стороны острая нехватка специалистов, а с другой -безработица, лишние люди?

    9.Ошибки при выборе профессии. Экспресс-опрос.

    Виной всему ошибки при выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывает своих способностей, гонятся за престижностью, модой деньгами. В результате - разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и невостребовательности.

    Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе.

    Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

    Примерные ответы детей:

    Незнание мира профессий.

    Идут за модой, гонятся за престижностью профессии.

    Переоценка собственных сил и способностей.

    Недооценка своего здоровья.

    Незнание правил выбора профессии.

    Незнание себя, своих способностей и наклонностей. Перенос интереса к школьному

    предмету на профиль будущей профессии.

    Перенос благожелательного личностного отношения к человеку на его профессию,

    Выбор профессии «за компанию».

    Неумение определить путь получения профессии.

    Нежелание узнавать о негативных сторонах профессии.

    Мы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Но как же тогда правильно выбрать профессию? Чтобы избежать этого, нужно осознанно подходить к выбору профессии.

    10. Заключительное слово учителя:

    В любых делах при максимуме сложностей

    Подход к проблеме все-таки один:

    Желание – это максимум возможностей,

    А не желание – множество причин

    Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться»

    • содействие профильному и профессиональному самоопределению подростков.

    • формирование профессиональных интересов, склонностей к определенным видам деятельности.

    1. расширение детских представлений о мире профессий и людях труда.

    2. развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе.

    Мероприятие состоит из конкурсов, викторины и профориентационных игр. Участники распределяются на 2 команды по 3 человек.

    Оборудование и инструменты: ПК, проектор, бумага, фломастеры, ручки, карточки задания, шелковые ленточки, воздушный шарик, таблички с названиями команд,

    1 конкурсное испытание «Анаграммы-профессионалы». (слайд2)

    Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получилось название профессии.

    • рвач - (медицинский работник)

    • терка - (театральная и кино-профессия)

    • кулон - (веселая цирковая профессия)

    • марля - (разноцветный рабочий)

    • авдотка - (юридическая профессия)

    • томат + голос - (зубной врач)

    • кредитор - (руководитель предприятия)

    Воспитатель: Сейчас мы проведем игровую разминку в виде игры.

    Игра “Угадай профессию”

    (О каких профессиях идет речь)

    Куй железо, пока горячо. (Кузнец).

    Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак).

    Не игла шьет, а руки. (Портной, швея).

    Не бравшись, за топор, избы не срубишь. (Плотник).

    Кто пахать не лениться, у того и хлеб родится. (Пахарь).

    Не надевай хомут с хвоста, не начинай дела с конца. (Конюх).

    Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей.

    Давай те же вспомни, что же такое профессия. (Слайд3)

    Профессия» - основной род занятий человека, его трудовая деятельность.

    Профессия означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.

    Профессии подразделяются на пять типов,с которыми вы уже знакомы: человек – природа, человек – художественный образ, человек – техника, человек – человек, человек – знаковая система. Вспомните, что же это значит (дети отвечают).(слайд4)

    "Человек-человек" (слайд5)

    относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка); обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер); бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант); правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, способность оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность. (Слайд6)

    Нотариус — юрист, совершающий предусмотренные законом нотариальные действия (оформление доверенностей, завещаний, дарственных, сделок купли -продажи и т. д.).(слайд7)

    При несении службы на административном участке участковый уполномоченный полиции обязан: принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, незамедлительно передавать полученную информацию в дежурную часть. (слайд8)

    Конкурсное испытание «Начни пословицу».(слайд9)

    Задание: назвать начало пословицы.

    «… не знают скуки» (ответ: умелые руки)

    «… такие плоды» (какие труды)

    • «, а лень портит (труд человека кормит)

    «, того люди чтут» (кто любит труд)

    • «, не сиди на печи (хочешь есть калачи)

    «, тот не ест» (кто не работает)

    «, спать неохота» (если есть работа)

    «… потехе – час» (делу – время)

    "Человек-техника" (слайд10)

    включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор); эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка); ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтёр по ремонту оборудования). Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

    Инженер — конструктор человек, который занимается проектированием техники и оборудования. (слайд12)

    Токарь-это специалист который занимается механической обработкой деталей из разнообразных материалов твердых пород (металла, пластмассы, дерева и т. д.) посредством владения навыками работы на токарном станке. (слайд13)

    Чтобы поддерживать бесперебойную работу машин и механизмов на предприятиях различных отраслей существует ремонтная служба. Рабочие этого подразделения, слесари-ремонтники, имеют узкую специализацию, которая определяется объектом ремонта.Специалисты выполняют следующие виды ремонта: текущий, капитальный и планово-профилактический. (слайд14)

    Электромонтер занимается обслуживанием электрического оборудования. Выполняет работу по сборке, установке и монтажу, центровке, регулировке, ремонту электрооборудования. (слайд15)

    Швеи-мотористки, работающие на крупных современных предприятиях массового производства,изготавливают самую разнообразную продукцию: пальто, верхнюю женскую, мужскую и детскую одежду, мужские сорочки, женское белье и пр. От искусства швей во многом зависит красота, элегантность, удобство нашей одежды, а, следовательно, и хорошее настроение, работоспособность (слайд16)

    Конкурсное испытание «Профессии – синонимы» (слайд17)

    Задание: назвать иначе представителей предложенных ниже профессий.

    • педагог – (ответ: учитель, преподаватель) .

    • врач – (доктор, лекарь) .

    • стоматолог – (дантист, зубной врач) .

    • портной, портниха – (швец, швея) .

    • сторож – (охранник) .

    • воспитатель – (наставник) .

    • летчик – (пилот) .

    • шофер – (водитель) .

    • голкипер – (вратарь) .

    • солдат – (боец, воин) .

    • торговец – (продавец) .

    • фокусник – (факир, иллюзионист) .

    • экскурсовод – (гид) .

    • адвокат – (защитник) .

    "Человек-знаковая система" (слайд18)

    объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь, с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир, с чертежами, картами, схемами (штурман, чертёжник, со звуковыми сигналами (радист, телефонист). Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлечённому мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости. (слайд19)

    Штурман — профессия, специальность, вид деятельности, профессиональное звание людей, связанных с управлением воздушным (самолёт, дирижабль, наземным (вездеход, гоночная машина, подводным (подводная лодка, батискаф) или надводным (корабль) транспортом.

    Штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов. (слайд20)

    Экономисты по труду рассчитывают размеры заработных плат, эксперты по планированию составляют планы экономической деятельности предприятия, специалисты по финансам управляют бюджетом компании, следят за потоками денежных средств и ведут их учет, экономисты по сбыту отвечают за поставки товара, эксперты по бухучету составляют баланс предприятия и документируют все финансовые операции, проводящиеся фирмой, специалист по банковским делам работает с ценными бумагами и финансовыми отчетами. (слайд21)

    Конкурсное испытание «Кто, в чем силен». (слайд22)

    На столах у вас лежат карточки с названиями профессий. Отметьте красной пастой профессии связанные с умственным трудом, зеленой пастой– профессии физического труда.

    токарь, писатель, строитель, бухгалтер, учитель, экскурсовод, фермер, актер, библиотекарь, водитель, портной, сапожник, спасатель, врач

    "Человек-художественный образ" (слайд23)

    можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор); с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актёр, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор). От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение. (слайд24)

    Ювелир — специалист по изготовлению и ремонту ювелирных украшений. (слайд25)

    Реставратор – специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия (произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры).(слайд26)

    Цветоводы-декораторы раскрывают перед человеком красоту природы Цветоводы претворяют в жизнь проекты озеленения, составленные специалистами. Как бы ни был хорош проектный замысел, воплощение его зависит от мастерства и эстетического вкуса рабочих-цветоводов. Они участвуют в планировке зеленых насаждений, делают гряды, рыхлят почву, вносят удобрения. (слайд27)

    Конкурсное испытание «Кто есть кто?» (слайд28)

    (Смысл игрового упражнения - дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге при этом выполняя физические упражнения) .

    Воспитатель: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии, каждый участник подсчитывает, сколько рук смотрят на него, если их более трех он встает».(Задание можно усложнить показывая двумя руками на двух участников)

    Профессии: Шафер, повар, электрик, швея, слесарь, певица, учитель, тренер, художник, воспитатель, машинист, летчик, военный, стюардесса, врач, программист, директор, ученый, бизнесмен.

    "Человек-природа" (слайд29)

    можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог); с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник); с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар). Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта. (слайд30)

    Микробиолог — специалист, занимающийся микроорганизмами, к которым относятся вирусы, простейшие, бактерии и грибы. Могут работать в медицине, пищевой промышленности, сельском хозяйстве и даже на военных предприятиях, занимаясь разработкой бактериологического оружия и защиты от него. (слайд31)

    Агрохимик - специалист, изучающий химические и биохимические процессы в почве, а также приемы воздействия на них с целью повышения плодородия почв и урожайности. (слайд32)

    Геолог -это специалист, занимающийся выявлением и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также изучением других особенностей земных недр. (слайд33)

    Конкурсное испытание «Он – Она» (слайд35)

    Задание: прочитать название профессии и написать соответственно в мужском или женском роде.

    • Она - балерина, он - … (ответ: танцовщик)

    • Она - стюардесса, он - … (стюард)

    • Она - медсестра, он - … (медбрат)

    • Он - доктор, она - … (доктор)

    • Он - водолаз, она - … (водолаз)

    • Он - гимнаст, она - … (гимнастка)

    • Он - поэт, она - … (поэтесса)

    • Он - штукатур, она - … (штукатур)

    • Он - повар, она - … (повар)

    • Он - портной, она - … (портниха)

    Конкурсное испытание «Покажи профессию» (слайд36)

    Воспитатель: Я попрошу выбрать из своей команды двух самых артистичных игроков, которые выйдут ко мне., их задачей будет показать вам пантомимой (то есть без звуков) профессию, а вы должны будете угадать.

    Конкурсное испытание «Профи – викторина» (слайд37)

    Задание: правильно ответить на вопросы викторины, очки присуждаются команде, которая первая дала верный ответ.

    • Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)

    • Как звали первую женщину - летчицу? (Баба-Яга)

    • Назовите орудие труда оперного певца? (голос)

    • Какой водитель смотрит свысока? (летчик, пилот)

    • Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении С. Михалкова? (милиционером)

    • Без чего не могут обойтись математики, охотники и барабанщики? (без дроби)

    • Сидит дед, в сто шуб одет – кто мимо него пробегает, у того он шубу отбирает (гардеробщик)

    • Кто обслуживает и корову и ЭВМ? (оператор)

    • Кто использует тонометр в своей работе? (врач)

    Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу, а пока жюри подводят результаты, мы поиграем в игру

    Игра (“ Самая- самая”)

    Попробуйте ответить на вопросы с элементами юмора.

    назовите профессию:

    Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе);

    Самая денежная (банкир, модель….);

    Самая волосатая (парикмахер, ….);

    Самая смешная (клоун, пародист, юморист);

    Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод);

    Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель);

    Самая серьезная (сапер, хирург, психолог).

    Наше занятие подходит к завершению, и закончим мы его стихотворением. (слайд38)

    Тысячи тропок готовит судьба,

    Сотни загадок в запасе хранит

    Какой она будет — тропинка твоя

    тебе предсказать предстоит.

    Будешь ли ты водить корабли,

    Или секреты веков узнавать,

    Построишь ли мост от Луны до Земли.

    Может ты станешь железо ковать (слайд39)

    Вырастешь клоуном — самым смешным,

    И улыбками мир расцветет.

    Клоуны тоже на свете нужны.

    Выбрать какую тропинку себе.

    Не узнаешь, пока не откроется дверь.

    Человеком старайся пройти по пути, в свои силы, в победу поверь.

    Предоставим слово жюри. Вам понравилось наше путешествие? (дети отвечают). А на сколько он вам понравился, мы сейчас узнаем. На ваших столах лежат разноцветные шелковые ленточки. Выберите тот цвет ленточки, который бы показал с каким же настроением вы уйдете с нашего занятия. На ленточках я попрошу вас написать свою мечту «Кем бы вы хотели стать в будущем». Я бы очень хотела, чтобы ваши мечты сбылись, поэтому я порошу подойти вас ко мне и привязать свои ленточки к вот этому воздушному шарику. Его мы с Вами запустим в небо, чтобы ваши мечты обязательно сбылись! Спасибо всем!

    Профессия» - основной род занятий человека, его трудовая деятельность.

    Дидактическая игра «Выбор деятельности»
    Дидактическая игра «Выбор деятельности» У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: движение, общение и познание. В целях реализации индивидуальных интересов,.

    Эссе «Мой профессиональный выбор» Детям очень маленьким Трудно жить без чуда. Пусть же в каждом празднике Чудо будет всюду: В теплом солнца лучике. В лужице и в капельке.

    Эссе «Мой профессиональный выбор» Эссе. Мой профессиональный выбор. Профессия воспитателя своими корнями уходит в глубокую древность. Она одна из самых значимых в современном.

    Эссе «Мой профессиональный выбор» Улыбнулась мне в жизни удача, Благодарна за это судьбе. Знаю я, не могло быть иначе В этом мире, на этой земле. Ведь профессий так много.

    Эссе «Мой выбор» Найти себя в жизни, найти своё призвание, своё любимое дело – вот одна из главных задач человека по моему мнению. Но как это сложно сделать,.

    Эссе. Мой выбор-профессия воспитатель.
    Эссе. Мой выбор-профессия воспитатель. Эссе. «Мой выбор – профессия воспитатель» «Мир детства радостен и тонок, как флейты плавающий звук. Пока смеётся мне ребёнок, я знаю,.

    Эссе «Правильно ли я сделала выбор профессии?» В детском садике быть воспитателем каждодневное сложное дело, нужно чутким быть, добрым, внимательным, чтоб за каждого сердце болело. Почему.

    Эссе «Выбор моей профессии» Выбор моей профессии. Свою профессию я выбирала сердцем. Мне очень хотелось наполнить души малышей любовью и радостью. Сделать каждый день.

    Эссе «Выбор профессии» Нa свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, кoтoрaя нaибoлее сooтветствует егo природным.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Цель и задачи: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получения информации о мире профессий.

    Просмотр содержимого документа
    «Учебное занятие "Что влияет на выбор профессии"»

    Занятие: Что влияет на выбор профессии.

    Цель и задачи: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получения информации о мире профессий.

    Оборудование: Листы А-4, тетради, стикеры, фломастеры, плакаты, цветная бумага, бланки для упражнений.

    Предлагаются правила поведения в группе, которые можно изменить или дополнить:

    1. Правило «Я» (разговор ведётся только от своего лица).

    2. Правило «Дисциплина» (посещение занятий без опозданий, участие во всех упражнениях, предлагаемых ведущим).

    3. Правило «СТОП» (при нежелании высказывать свои сокровенные чувства можно помолчать).

    4. Правило «Один говорящий» (одновременно может говорить только один человек).

    5. Правило «Уважение».

    6. Правило «Конфиденциальность» (любая информация личного характера об участниках должна остаться в группе и не обсуждаться за её пределами) и др.

    · «Дерево ожиданий». Задание: Взять стикеры и написать все, что ожидают учащиеся от этого занятия и прикрепить к дереву ожиданий.

    · Упражнение для знакомства «Я мечтаю стать. »

    Задание. Учащимся предлагается сказать «Меня зовут. » и «Я мечтаю стать. » и обосновать свой выбор профессии. Обсуждение.

    Вывод: выбор профессии очень важный этап в вашей жизни и к нему нужно подходить с большой ответственностью.

    · Метод «мозгового штурма». Что такое выбор профессии?

    Вывод: выбор профессии - это и решение, и серьезный шаг, и ответственность.

    · Упражнение “Проективный рисунок”.

    Инструкция: “Нарисуйте эмоции, мысли, которые возникают, когда вы думаете о вашей будущей профессии. Далее предлагается положить все рисунки в круг, встать и обойти рисунки других участников. Подумать над вопросами:

    1. Что из нарисованного ближе его автору?

    2. Что позволяет сделать такой вывод?

    Обсуждение. Таким образом, каждый член группы получит обратную связь от каждого участника и сможет сопоставить мнение большого количества людей о своем отношении к выбору.

    o Работа в группах.

    Учащиеся делятся (объединение по цвету) на две группы и получают задания для обсуждения:

    1 группа: «Факторы выбора профессии. Кто и что влияет на выбор профессии ».

    2 группа: «Ошибки при выборе профессии».

    Презентация работ. Обсуждение. Вывод: выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее учащиеся изучат факторы успешного выбора и мир профессий, свои личностные способности, склонности, интересы.

     Информационное сообщение по теме.

    Слово "профессия” (от лат. pгоfеssio - "объявляю своим делом”, "говорить публично”, "заявлять”) означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником к существованию.

    На ход профессионального самоопределения человека влияет множество факторов, наиболее важные из которых таковы:

    Ø Знания о профессии и о том, насколько они востребованы

    Ø Склонности (интересы, мотивы труда)

    Ø Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения)

    Ø Уровень притязаний и самооценка

    Ø Мнение родителей, семьи

    Ø Мнение сверстников

    Ø Позиция учителей, профессионалов

    Ø Личный профессиональный план – система представлений о том, чего и как человек хочет достичь в профессиональной сфере.

    ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ:

    Ø Деление на «престижные» и «непрестижные».

    Ø Отторжение учебного предмета от профессии.

    Ø Перенесение отношения к человеку на профессию.

    Ø Выбор под влиянием другого человека.

    Ø Неправильное представление о характере работы в выбранной профессиональной деятельности.

    Ø Выбор под влиянием определенных обстоятельств.

    Ø Мечта о легкой жизни.

    Игра «Самая – самая». Работа в парах.

    Участники делятся на пары. Дается следующая инструкция:

    Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми-самыми денежными?

    Участникам предлагаются следующие характеристики:

    Ø Самая зеленая профессия;

    Ø Самая сладкая профессия;

    Ø Самая денежная профессия;

    Ø Самая детская профессия;

    Ø Самая смешная профессия;

    Ø Самая общительная профессия;

    Ø Самая серьезная профессия.

    Вывод: в мире существует многих профессий и, выбирая свою профессию надо познакомиться с миром профессий, с факторами, влияющими на выбор профессии, с ошибками, возникающими при выборе профессии.

    Информационное сообщение по теме.

    Рассказ с элементами беседы. Знакомство с формулой выбора профессий « Хочу - могу - надо».

    Существует формула выбора профессии, которую можно изобразить так:

    Хочу + Могу + Надо = Профессиональный выбор

    Ø ХОЧУ - это пространство желаний, целей, интересов, стремлений.

    Ø МОГУ - это пространство возможностей, способностей, талантов, состояния здоровья.

    Ø НАДО – это пространство запросов от рынка труда, социально- экономические проблемы региона.

    Оптимальный выбор профессии лежит на пересечении трех пространств (трех кругов).

    Ø Упражнение «Хочу, могу и надо».

    Задание: Составить свою формулу профессий. Раздаются бланки для упражнения, желательно трех цветов.

    Инструкция. Для того чтобы правильно выбрать себе профессию, надо сориентироваться всего в трех аспектах.

    Задание 1: определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности. Написать в круге первом слово ХОЧУ и продолжить предложение, перечислив свои требования к будущей профессии, свои желания, цели, интересы, стремления.

    Задание 2: написать то, что, по их мнению, они могут. Оценить свои профессионально важные качества: здоровье, возможности, способности и знания, профессиональную пригодность .

    Задание 3: узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда. Определить и написать, каково сегодня "Надо".

    Презентация работ. Обсуждение.

    Вывод. Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ). Во-вторых, человек должен обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ). В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

    В том случае, если вы сумеете совместить "Хочу", "Могу" и "Надо", то ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая, во-первых, интересна и привлекательна для вас, во-вторых, соответствует вашим возможностям, наконец, в-третьих, пользуется спросом на рынке труда.

    Ø Упражнение "Человек - профессия"

    Цель упражнения: побуждение интереса участников к выбору профессии; дать возможность участникам "посмотреть на себя со стороны".
    Это упражнение является профориентационной модификацией игр типа "ассоциации". Выбирается участник, которому предстоит отгадать другого загаданного игрока. Ему дается на это три попытки.

    Правила: отгадывающий должен задавать всем присутствующим один и тот же вопрос: "С какой профессией ассоциируется загаданный человек?" Каждый должен отвечать, стараясь выбрать наиболее подходящую для него профессию (при этом разные участники могут называть одну и ту же профессию). Обсуждение.

    Читайте также: