Какие элементы творчества могут присутствовать в профессии военного

Опубликовано: 03.07.2024

Данная профессия включена в группу весьма разнородных военных специальностей, различающихся как по родам войск, так и по тому, какая именно работа выполняется. В зависимости от того, какая конкретно у офицера специальность, он может либо преимущественно заниматься командованием солдатами и низшими по званию офицерами, либо самостоятельно работать со сложной боевой техникой.

Вообще, армия – это структура в которой существует четкая иерархия, каждый человек точно знает, чьи приказы он обязан выполнять и кому сам вправе приказывать (а приказы, как известно, не обсуждаются). В ней довольно жестко регламентировано большинство сторон жизни и деятельности, существуют уставы, множество различных нормативных документов, имеется строго определенная форма одежды, режим дня и т. п. Хорошие офицеры получаются из тех, кому комфортно в таких условиях. Тем же, кто больше всего мечтает о свободе и творческом самовыражении, лучше поискать себя в других сферах деятельности.

Выбирая профессию военного, нельзя рассчитывать на то, что служба всегда будет проходить в мирных условиях. К счастью, вероятность возникновения новой мировой войны сейчас невелика, однако боевые действия то и дело возникают в различных «горячих точках». А попадают туда в основном не те, кто проходит службу по призыву или мобилизуется из запаса, а как раз те, кто выбрал военное дело своей основной профессией: бойцы-контрактники и кадровые офицеры. От офицера в условиях боевых действий потребуется огромная стрессоустойчивость, сочетание решительности с разумной осторожностью, а также умение моментально ориентироваться в сложных и опасных ситуациях. От того, насколько он проявит эти качества, будет зависеть жизнь — и его собственная, и бойцов.

Тип и класс профессии

Профессия военный по предмету труда относится к типу –«человек–человек», по характеру труда является профессией «исполнительского» класса.

Содержание деятельности

Офицер является командиром и воспитателем части. Задача Сил обороны – защищать государство, помогать гражданскому населению, информировать другие государства о нападении и сотрудничать с ними в международном плане также и в мирное время, оказывать помощь государству в случае стихийных бедствий, эпидемий и при проведении спасательных и аварийных работ, а также просвещать жителей в области государственной обороны. Основные виды войск Сил обороны (сухопутные войска, военно-воздушные силы и военно-морские силы) подразделяются на самостоятельные войсковые части, или на батальоны. Батальон состоит из рот, рота из взводов и взвод – из отделений. Офицер, служащий в должности командира батальона, действует на основе правовых актов, в т.ч. уставов, предписаний, инструкций и распоряжений. Ему подчиняются весь личный состав батальона и прикомандированные к нему военнослужащие и частные лица. Командир батальона отвечает за боевую готовность батальона, в т.ч. за боевую выучку и физическую подготовку военнослужащих, проверяет ход учений, участие в них и их результаты, утверждает учебные планы, составленные командирами частей, и через штаб батальона лично руководит общими учениями батальона, заведует хозяйством батальона и проверяет его, отвечает за целесообразное использование и хранение материальных ценностей, назначает материально ответственных лиц, а также выполняет еще и другие задания, связанные с командованием батальоном.

Требования к знаниям и умениям специалиста

В зависимости от должностного предназначения и полученной задачи (в условиях боевой обстановки, в мирное время, в городе, вне населенного пункта) деятельность военнослужащего (офицера) осуществляется как в помещении, за рабочим местом, так и вне помещения, мобильная. Деятельность может осуществляться в воинском коллективе, индивидуально. Профессиональное общение может происходить непосредственно, с помощью технических средств связи или условных сигналов.

Офицерам необходимы общие и профессиональные знания, знания в области научных и прикладных дисциплин: технические, управленческие, экономические, юридические, психологические, педагогические, медицинские, математические, научные, компьютерные, языковые, художественные, музыкальные, артистические, спортивные, специальные навыки.

Квалифицированный специалист должен знать:

  • Устав Вооруженных Сил;
  • в зависимости от вида, рода Вооруженных Сил, должности, специальные дисциплины;
  • профессионально–должностную подготовку.
  • быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг;
  • строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, выполнять требования воинских уставов;
  • постоянно овладевать военными профессиональными знаниями, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство;
  • знать и содержать в постоянной готовности к применению вверенные ему вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • быть честным, дисциплинированным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу;
  • беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою, оберегать Боевое Знамя воинской части;
  • дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого;
  • соблюдать правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия, всегда быть по форме, чисто и аккуратно одетым;
  • быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну;
  • военнослужащий должен с достоинством нести высокое звание защитника Российской Федерации, дорожить честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части и честью своего воинского звания;
  • военнослужащий обязан проявлять патриотизм, дорожить интернациональной дружбой народов, способствовать укреплению братства между нациями и народностями;
  • военнослужащие обязаны оказывать уважение друг другу, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины.
  • Военнослужащий должен соблюдать требования безопасности военной службы, меры предупреждения заболеваний, травм и поражений, повседневно повышать физическую закалку и тренированность, воздерживаться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя);
  • по служебным и личным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему непосредственному начальнику и с его разрешения к следующему по команде начальнику;
  • военнослужащий обязан знать и неукоснительно соблюдать международные правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, и гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными;
  • военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, обязан оказывать решительное сопротивление противнику.

Если же военнослужащий будет захвачен противником в плен, он должен использовать любую возможность для освобождения и возвращения в свои войска. Военнослужащий, захваченный противником в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер. Он обязан поддерживать достоинство воина, хранить военную и государственную тайну, отвергать попытки противника использовать военнослужащего для нанесения ущерба Вооруженным Силам Российской Федерации и России.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

  • Ответственность;
  • Честность;
  • Принципиальность;
  • Исполнительность;
  • Дисциплинированность;
  • Грамотная, четкая, логичная устная и письменная речь;
  • Умение убеждать, доказывать свою точку зрения;
  • Организованность;
  • Сильная воля;
  • Аналитические, вербальные, коммуникативные способности;
  • Высоко развитое дедуктивное мышление (от общего к частному);
  • Быстрота реакции;
  • Физическая и психическая выносливость;
  • Инициативность;
  • Хорошая интуиция;
  • Патриотизм;
  • Справедливость;
  • Умение хранить тайну;
  • Чувство долга;
  • Хорошо развитые мнемические способности (свойства памяти);
  • Хорошее общее физическое развитие - выносливость, координированность, сила, быстрота;
  • Коммуникативные способности (способности общения и взаимодействия с людьми);
  • Физическая подготовленность к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной среды;
  • Сохранение работоспособности при развивающемся утомлении; способность переносить физическое и психическое напряжение; энергичность;
  • Организаторские способности; способность идти на риск;
  • Умение принимать адекватные решения;

Условия труда

Характер и содержание военного труда существенно отличаются от повседневной трудовой деятельности гражданского населения целым рядом специфических особенностей. Труд военнослужащих проходит в необычных условиях жизни и быта, характеризующихся частыми нарушениями временного стереотипа трудовой нагрузки и несогласованностью ее с биологическими ритмами (суточного ритма сна и активной деятельности и др.), известной изоляцией от привычного внешнего мира, возрастанием удельного веса учебно-боевой деятельности в ночное время. Военнослужащие непосредственно взаимодействуют с разнообразной военной техникой при невозможности строгой регламентации величины и продолжительности физических, интеллектуальных и эмоциональных нагрузок. В процессе учебно-боевой деятельности они контактируют с опасными и вредными факторами производственной среды и другими воздействиями, с которыми не встречались в ходе эволюции и к которым не выработались защитные реакции и филогенетически сформированные механизмы адаптации (невесомость, перегрузки, влияние электромагнитных полей сверхвысокочастотного диапазона, проникающей радиации, высокотоксичных агрессивных жидкостей и т.п.).

Труд военнослужащих это не только их узкоспециальная профессиональная деятельность, но также и физическая, строевая, огневая подготовки и другие виды деятельности. Даже личное время военнослужащих трудно отнести к отдыху, так как в это время они должны привести в должный порядок себя, свое обмундирование и снаряжение. В любой момент, даже ночью, они могут быть подняты по тревоге, привлечены к мероприятиям по борьбе со стихийными бедствиями и т.п.

Современный военный труд - это сложная, высокоспециализированная работа, характеризующаяся значительным нервно-психическим напряжением, обильным потоком информации и сложностью задач, решаемых в условиях дефицита времени. Поэтому наряду с традиционным изучением влияния на организм условий, в которых протекает трудовая деятельность, гигиена военного труда изучает также влияние самого труда на состояние здоровья и работоспособность военнослужащих.

Специфична и социальная сторона труда военнослужащих, так как они практически не могут поменять место и условия своей деятельности, изменить свое окружение, поэтому их правовое положение в условиях современной военной реформы нуждается в совершенствовании.

Медицинские противопоказания:

  • Нервно – психические расстройства;
  • Хронические болезни, нарушения в работе опорно – двигательного аппарата;
  • Быстрая утомляемость.

Базовое образование

Для овладения профессией «Военнослужащий (офицер)» необходимо профессиональное или высшее военное образование. Специальности:
в зависимости от военно – учетной специальности.

Пути получения профессии

  • ФГБОУ ВО «Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева»;
  • ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (Военно-инженерный институт).

Области применения профессии

Безопасность, оборона, политика, правосудие, тюрьмы, так как именно в этих областях основное-это выполнение приказов и силовой компонент. Так как в современной жизни практически любая отрасль экономики нуждается в контроле и охране, труд офицера находит применение в промышленности, связи и телекоммуникации, строительстве, торговле, туризме, финансах и банковском бизнесе и многом другом.
Ну а что касается физкультуры и спорта, то общеизвестно, что военные вообще должны быть физически хорошо подготовленными, не говоря о том, что довольно часто они участвуют и побеждают в международных соревнованиях.


Перспективы карьерного роста

Недостаток младших офицеров в вооруженных силах является компенсацией для быстрого карьерного продвижения. Старшие офицеры постепенно увольняются из армии, чему способствуют постоянные сокращения. Места их освобождаются и требуют замены. Свято место пусто не бывает, посему дефицит офицерских кадров в войсках компенсируется избытком в штабах. Да и в войсках многие командирские должности занимают молодые офицеры. Так лейтенанты нередко бывают командирами рот (должность капитана), старшие лейтенанты - начальниками штабов батальонов (должность майора), капитаны - командирами батальонов (должность подполковника). То есть возможности для роста молодых офицеров прекрасные. Им только надо быть дисциплинированными, желательно исполнительными и карьерный рост обеспечен.

Теперь ситуация немного другая: командовать некому по причине дефицита офицерских кадров. Исключение составляют те молодые офицеры, которые прошли горячие точки. Это незаменимый костяк вооруженных сил, т.к. в академиях теоретически войне не научишь.

Настоящий мужчина – это прирожденный защитник. Мужская половина человечества всегда принимала участие в различных войнах, поэтому слово «защищать» для мужчины является естественным. На сегодня военные профессии достаточно разнообразны и весьма популярны. Рассмотрим более детально, какие военные профессии существуют, а также их преимущества и недостатки.

Кто такой военный


Военная служба представляет собою особый вид деятельности, который осуществляется в органах исполнительной власти на основании призыва или заключению контракта.

Из-за нестабильной политической обстановки в некоторых странах, Россия нуждается в надежной обороне.

В связи с этим профессия военного всегда будет актуальна и востребована.

Должность напрямую зависит от уровня имеющегося образования, присвоенного стажа и воинского звания. Некоторые военнослужащие работают с военной техникой, кто-то разрабатывает военную документацию и т. д.

Особенности данной профессии

В начале профессия военного была исключительно мужской. На сегодня присутствует возможность сделать успешную карьеру в военной сфере женской части населения.

Существуют разные специальности, в которых любой желающий может полностью реализовать все свои возможности. Также присутствует возможность продвижения по службе.

Все лица, состоящие на службе, имеют соответствующие звания (старшие и младшие).

Согласно действующему законодательству выделяют:

  • сержантов;
  • матросов;
  • солдат;
  • офицеров и т. д.

Список военных профессий

Специальности специального назначения

Все специальности данного вида считаются элитой армии. Граждане с подобными специальностями служат на суше, выполняют задания под водой и в воздухе. Выполнения такого вида операций связано с высоким риском и опасностью для жизни.

Человек в процессе службы постоянно получает сильные эмоциональные и физические нагрузки, по этой причине отбор людей на эти специальности производится по самым высоким критериям.

У кандидатов должна быть не только устойчивая психика и выносливость, но и высокая физическая подготовка.

Технологические специальности

Технологические военные специальности занимают особое место и очень важны для вооруженных сил. Граждане, занимающие данные профессии, обеспечивают уход за военной техникой, а также вооружением. Они поддерживают армию в полной боеготовности.

Уход за военной техникой – это важный и непрерывный процесс. Каждая единица вооружения должна быть в исправном рабочем состоянии, чтобы незамедлительно приступить к бою.

Особенно востребованы военные специальности на морском флоте, авиации, железной дороге, в сухопутных войсках.

Операторские

Связь является основой для всей армии, так как без нее вооруженные силы не смогут выполнить поставленные задачи. Функционирование современной военной техники может осуществляться исключительно под строгим контролем специалистов.

В обязанности военного оператора входит:

  1. обеспечение сохранности боевых машин (установок и т. д);
  2. содержание техники в исправном состоянии;
  3. раздача четких указаний при устранении каких-либо неисправностей.

Потеря связи между отрядами войск может привести к проигрышу в сражении. На эту службу принимают только тех граждан, которые имеют высокий уровень ответственности и отличаются оперативностью при выполнении поставленных задач.

Водительские


Водители просто необходимы при осуществлении военной деятельности.

К основным функциям военного водителя относится управление автомобильной и бронетанковой техникой.

Управление железнодорожной техникой, перевозящей снаряды, топливо, боевые машины и прочее, также входит в компетенцию военных водителей.

Самолеты, подводные лодки, а также морские суда требуют грамотных рулевых, ведь они охраняют морские границы в целях предотвращения нанесения удара вражескими силами с воздушной или морской поверхности.

Чтобы управлять военным автомобилем, особого образования не требуется. Однако управление кораблем или самолетом требует прохождения специального обучения, которое может занять несколько лет.

Более подробный перечень

Как было указано выше, существует большой выбор военных профессий. Каждая из них по-своему важна. Итак, рассмотрим более подробно, где можно построить карьеру в военных областях:

  • В перечень профессий специального назначения входят граждане, которые проходят службу в спецназе, воздушно-десантных войсках, морском флоте, ФСБ и других. Этот сегмент требует высокого уровня физической подготовки.
  • Водительские военные профессии занимают граждане, управляющие боевыми машинами, самолетами, кораблями, подводными лодками и т. д.
  • Военные профессии, относящиеся к научно-исследовательской деятельности. Сюда входят специалисты, которые занимаются разработкой новых технологий, а также педагоги соответствующей сферы.
  • Военно-технические профессии востребованы в сфере связи военной авиации. Они служат для обеспечения функционирования военных машин и оборудования.

Итак, в перечень самых востребованных военных профессий входят:

  1. инженер;
  2. врач;
  3. военный пилот;
  4. военный летчик;
  5. военный связист;
  6. экономист;
  7. картограф;
  8. водитель военный;
  9. монтажник связи;
  10. оптик-механик.

В чем плюсы военных профессий

К преимуществам военных профессий можно отнести:

  • Высокий уровень дохода. С 2012 года заработок военнослужащих увеличился в 3 раза.
  • Наличие льгот и различных выплат (надбавки за особые условия службы, надбавки за повышение квалификации, которые выплачиваются на ежемесячной основе и прочие денежные вознаграждения).
  • Военнослужащие никогда не будут обделены вниманием со стороны органов государственной власти, так как они обеспечивают безопасность и порядок в государстве. С другой стороны люди в погонах полностью зависят от тех лиц, которые стоят у власти.
  • Большие пенсии. Согласно статистике на пенсии военнослужащим ежегодно выделяется более 560 миллиардов рублей.

Образование

Чтобы быстро и успешно построить военную карьеру, необходимо пройти некоторые этапы:

  1. Получить среднее общее образование (суворовское или нахимовское училище, кадетский корпус, иные школьные заведения с военной ориентацией).
  2. Получить высшее образование (окончить военное училище или академию, где при окончании будет получено лейтенантское звание).

После этого последует продвижение по службе, если выпускник зарекомендует себя с положительной стороны и будет иметь необходимые лидерские качества.

Человек, который учился в обычной общеобразовательной школе, также имеет право построить карьеру и стать военнослужащим, однако для этого ему придется пройти срочную службу. После этого мужчина может заключить контракт, а после получения минимальной выслуги лет спокойно продолжить свое обучение.

Перечень военных профессий, который указан выше, является наиболее востребованным и престижным.

Какие военные профессии есть для девушек


Разве можно раньше было представить женщину-военного? Скорее всего, что нет.

Ведь мужчины всегда были воинами и добытчиками, а женская половина оберегала домашний уют и рожала детей.

Однако времена немного изменились.

На сегодняшний день в военных высших учебных заведениях можно наблюдать много учащихся женского пола. Девушек не пугают ограничения в прическе, макияже, стиле одежды и поведении. Они имеют большое желание служить.

В большинстве случаев девушки и женщины трудятся радистками, инженерами, экономистами или переводчиками в штабе. Они выполняют свои обязанности не хуже мужчин и получают различные военные звания (прапорщик, офицер и т. д.)

Профессия военного всегда будет востребованной и актуальной, а получение военного звания является поводом для гордости. Не исключено, что скоро среди множества заслуженных мужчин появится огромное количество женщин.

Таким образом, каждая военная профессия почётна и важна. Солдаты, охраняющие границу нашей страны, трудятся на суше. Военные моряки охраняют морские границы на кораблях.

Десантники с легкостью обезвредят любого врага, а войны артиллерии отлично знают какой вид оружия необходимо применить в той или иной ситуации. Все военнослужащие готовы в любой момент защитить свою Родину.

СРЕДИ существующих определений творчества следует отдать предпочтение дефиниции, представленной в «Кратком философском словаре», где творчество характеризуется как деятельность общества, социальных групп, отдельных личностей, в ходе которой создается новое, никогда ранее не существовавшее и способствующее социальному прогрессу. Творческое мышление в военном деле направлено на разработку и внедрение новых способов и форм вооруженной борьбы, совершенствование обучения и воспитания личного состава, на эффективную эксплуатацию вооружения и военной техники, поддержание высокой боеготовности войск (сил), позволяющей выполнять ответственные задачи по обеспечению безопасности государства.

Творческая активность является одной из важнейших особенностей деятельности военного руководителя. Исходя из своих потребностей, целей, определенных в конечном счете объективной действительностью, он сначала мысленно, а потом практически преобразует действительность в соответствии с определенными объективными законами. Поэтому познавательный образ есть не механическая копия вещи, а результат субъективной деятельности по воспроизведению ее объективного содержания.

По своему содержанию образ, с одной стороны, беднее отражаемого предмета, а с другой - богаче последнего. Беднее, потому что никогда образ не в состоянии охватить бесконечное количество связей и отношений предмета. Богаче, потому что в образ кроме идеального содержания отраженного объекта входит и нечто новое, представляющее собой продукт творческой активности субъекта. Человек смотрит на окружающий мир не просто как на данное, а как на должное, т. е. он не только видит в окружающих предметах то, каковы они в настоящее время, но и представляет их такими, какими они станут в результате его практической деятельности. Например, оценка обстановки командиром в ходе боевых действий - это сложное отражение действительности, причем в отраженном заключено не только наличное, но и должное. В принятом на основе оценки обстановки решении воспроизводится в мысли объективное и субъективное, которые находятся в противоречии. Разрешается оно в конкретно сложившейся обстановке путем превращения субъективного в объективное в ходе практической военной деятельности.

В творческом процессе выделяют несколько этапов: возникновение проблемы, поиск идеи ее разрешения, доказательство, разработка идеи, ее конкретизация, реализация идеи на практике. В проблеме (задаче, для решения которой нет готовых правил) выражено противоречие между желаемым и действительным, наличным и должным, целью и ограниченными средствами и т. д. Иначе говоря, проблема - это противоречие, возникшее в ходе познания и преобразования действительности (знание о незнании, которое надо знать).

Решающим этапом творческого процесса является установление главной идеи решения проблемы. Выдвижение центральной идеи осуществляется различными путями, при посредстве различных форм и методов познания. Отмечают, например, большую роль интуиции, т. е. своеобразного скачка в процессе познания сущности предмета, который характеризуется непосредственностью, внезапностью. Интуиция проявляется при решении любой мыслительной задачи, не поддающейся алгоритмическим приемам исследования. Научное познание включает интуицию как момент в раскрытии объективной действительности. Интуицию отличает непосредственность в процессе познания. Однако за способностью как бы прямо, непосредственно усматривать истину стоит предварительное знание. Интуиция - это продукт прошлого опыта и напряженной работы интеллекта. В решении, интуитивно принятом командиром в бою, виден только ясный вывод. Однако этому выводу предшествует всесторонняя активизация эмоций и разума, напряженный процесс познания командиром обстановки, что и обусловливает подъем творческого озарения, логическое обоснование вывода.

Важную роль в нахождении главной идеи решения проблемы играют аналогии, т. е. опосредованные умозаключения, в которых от сходства предметов в одних признаках делается вывод о сходстве этих предметов в других признаках.

Выдвинутая идея выступает сначала в форме гипотезы, которая нуждается в доказательстве, подтверждении. Имеется несколько путей подтверждения, доказательства гипотезы. Наиболее распространенный состоит в том, что гипотетическое знание в процессе изучения предмета становится доступным наблюдению. Так, характеризуя подготовку наших войск к летней кампании 1943 года, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков писал, что уже в апреле Ставка имела предположение о наиболее вероятном направлении главного удара немецко-фашистских войск во время летней кампании. Эта гипотеза стала подтверждаться разведкой дислокации войск противника на предполагаемом направлении. Второй путь доказательства гипотезы - разделительное косвенное доказательство - используется тогда, когда известно, что доказываемая гипотеза входит в число положений, которые в своей сумме полностью исчерпывают все возможные положения данной области. Ведется разделительное доказательство так: последовательно исключаются все члены разделительного суждения, кроме одного, который и является доказываемым тезисом. Третий путь доказательства гипотезы состоит в выведении из нее менее общего положения.

Творчество военного руководителя имеет ряд особенностей. Во-первых, оно характеризуется сложностью. Выделяют следующие основные элементы творчества командира: элементы научного творчества (познание закономерностей вооруженной борьбы, боевой обстановки, ее влияние на морально-политическое и психологическое состояние личного состава своих войск и войск противника); элементы оперативно-тактического и стратегического творчества (разработка замыслов и планов боя, операции, форм и способов боевых действий); элементы технического творчества (разработка новых и совершенствование уже имеющихся средств борьбы); элементы педагогического творчества (умение воздействовать на людей, осуществлять боевую подготовку личного состава); элементы организаторского творчества (умение сплачивать людей, направлять их усилия на выполнение боевых задач, способность взять на себя ответственность за принятое решение и др.).

Во-вторых, важно учитывать и такую особенность творческого процесса военного руководителя в ходе боевых действий, как резкая ограниченность времени. Как отмечает генерал армии СИ. Штеменко, на творческий анализ поступивших данных и принятие решения в ходе сражения и боя фактически даются минуты. За этот крайне ограниченный срок надо всесторонне и глубоко проанализировать множество самых различных материалов: запутанные данные о настоящих и предполагающихся действиях противника, острые вопросы снабжения своих войск и т.д. Поэтому в работе полководца «этот естественный мыслительный порог особенно чувствителен. Здесь время действует словно дамоклов меч и заставляет работать всегда стремительно и с крайним напряжением сил».

В-третьих, военный руководитель осуществляет творчество в условиях величайшей ответственности за жизнь многих людей. Образцы такого сочетания ответственности с трезвостью творческой деятельности показали наши выдающиеся полководцы в годы Великой Отечественной войны. Взять хотя бы решение К. К. Рокоссовского нанести упреждающий удар по изготовившимся к наступлению немецко-фашистским войскам на Курской дуге. Отсутствие же этого сочетания оборачивалось тяжелыми последствиями для действий подчиненных войск.

В-четвертых, одной из особенностей творчества военного руководителя в ходе боевых действий является постоянная опасность для его жизни.

В-пятых, в отличие от творческой деятельности ученого, объектом которого являются, как правило, природа или не создающие ему помех общественные силы, полководцу противодействует сила ума и воли противника.

В-шестых, очень важно, чтобы творчество военного руководителя было достаточно свободным. Это вытекает из постоянно меняющейся военной (боевой) обстановки. Всякий внезапный поворот событий обусловливает появление новой проблемы, для решения которой требуется свободный полет мысли. Поэтому при необходимости полководец должен отказаться в интересах победы (и без особого насилия над собой) от ранее принятого решения и разработанного плана действий. Он не может быть связан по рукам и ногам собственным планом, когда последний пришел в противоречие с обстановкой. Отсюда естественно, что нередко у полководца возникает необходимость опровергать самим же им доказанное и защищать иную точку зрения, вытекающую из анализа вновь возникшей обстановки.

Следует подчеркнуть, что необходимость выполнения приказов, многоаспектность применения оружия, опасность и нестандартность боевых ситуаций делают обязательным творчество военного руководителя. Вот как описывает свою деятельность трижды Герой Советского Союза А.М. Покрышкин: «Моя землянка на полевом аэродроме шутливо именовалась конструкторским бюро. Стены были увешаны схемами и чертежами маневров истребителей. Все самое лучшее в тактике, что создавалось летчиками нашей части, находило отражение в этих эскизах и схемах. Разбирая их, летчики изо дня в день улучшали тактику воздушного боя, искали, думали, творили. Всю войну со мной кочевал альбом воздушного маневра. Он пополнялся новым фигурами, идеями и мыслями, возникавшими в процессе боев».

В ходе подготовки в высшем военно-учебном заведении у будущих офицеров формируются и развиваются все виды и уровни творческого мышления. Это должно осуществляться как в процессе каждого учебного занятия, так и в ходе внеучебной работы.

Воспитание у человека способности к творчеству зависит не столько от суммы знаний, сколько от способа их получения, степени активности его при этом. В трудах мыслителей прошлого содержится глубокое теоретическое обоснование необходимости внедрения наиболее активных форм обучения, способствующих в максимальной степени формированию творческого мышления. Так, Сократ учил, что истинное знание нельзя вложить в сознание извне, оно должно вырасти в нем, хотя и при помощи наставника, однако посредством его собственной интеллектуальной деятельности. По утверждению Д. Локка, чтение доставляет уму лишь материал знания, но только мышление превращает читаемое в наше достояние. «Мы принадлежим к породе жвачных, - писал он, - и нам недостаточно нагрузиться обильным материалом: пока мы его не пережуем снова, он не дает нам ни силы, ни питания». Согласно мнению И. Канта, слушателя нужно не вести за руку, а им руководить, чтобы он был способен в будущем идти самостоятельно. Такого способа обучения требует сама природа философии. Г. Гегель также полагал, что обучаемый может многое знать, но не обладать умением самостоятельно применять полученные знания для успешного решения поставленных жизнью вопросов. «Голый результат, - писал он, - есть труп, оставивший позади себя тенденцию». Еще более категорично ставил вопрос А.И. Герцен, характеризуя основную роль высшего учебного заведения: «Университет. не должен оканчивать научное воспитание. его дело - возбудить вопросы, научить спрашивать».

Особенно остро ставит вопрос о переходе к активным методам и формам обучения и воспитания современная революция в военном деле. Она требует, чтобы человек постоянно повышал свой уровень общего образования, профессиональной квалификации, был способен творчески, рационально мыслить, плодотворно и согласованно работать со своими товарищами, нести ответственность как за свой участок работы, так и за результаты части, подразделения. Необходимость самостоятельно и постоянно обновлять свои знания обусловливается стремительно растущим объемом нового, которое должно быть незамедлительно применено для обеспечения обороноспособности страны.

Поэтому требуется постоянно совершенствовать учебные планы и программы, неуклонно повышать значимость фундаментальных наук в теоретической профессиональной подготовке специалистов широкого профиля, более полно отражать в ней новейшие достижения науки и передового опыта. Особенно остро необходимость внедрения новых методов обучения стоит в военных высших учебных заведениях. Следует согласиться с утверждением, что если в школе осуществляется преимущественно учение, то в вузе на первый план выдвигается самоучение, самообразование, самоорганизация, самодисциплина, самоуправление обучающихся.

В формировании творческого мышления у курсантов важнейшую роль играет проблемный метод обучения.

Система обучения по традиционному (репродуктивному) методу стимулирует главным образом воспроизведение материала по известным алгоритмам, что мало способствует формированию творческого мышления. Поэтому посредством данного метода можно воспитать только хороших исполнителей.

Исходной основой проблемного обучения является создание проблемной ситуации как начального момента мыслительного процесса. В отличие от традиционного проблемное обучение обеспечивает выявление противоречия в ходе передачи и усвоения информации, которое создает для обучаемого проблемную ситуацию, выход из которой и представляет решение познавательной задачи. Внутренним источником развития знания обучающегося становится противоречие между поставленной задачей и достигнутым (усвоенным) уровнем знания.

Чтобы проблемная ситуация могла возбудить творческое мышление курсанта, требуется его полная включенность в проблемную ситуацию. Это обеспечивается принципиальной новизной объекта интеллектуальной деятельности и достижением того, чтобы познание объекта стало собственной целью курсанта.

Преимущества проблемного метода обучения выражаются в следующих моментах. Во-первых, проблемный метод приобщает формирующийся ум курсанта не только к готовым истинам, но и к процессу их добывания; положительно мотивирует обучение, придает ему прелесть собственных открытий. Тем самым поддерживается благоприятный эмоциональный тонус обучающегося, он чувствует себя творцом, что способствует рождению у него энергии, направленной на приобретение (создание) новых знаний. Во-вторых, не ограничивая задачу курсантов лишь получением знаний, метод ориентирует их на овладение приемами самостоятельного приобретения знаний. В-третьих, проблемный метод помогает курсанту глубоко осознать практическое значение получаемых знаний, значимость своей будущей военной профессии, а следовательно, воспитывает любовь к ней, формирует стремление приобрести максимум знаний. В-четвертых, добытые знания быстрее становятся убеждениями, мировоззрением курсанта. Д. И. Писарев писал, что готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых людей, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершенствоваться в нашей собственной голове. В-пятых, проблемный метод способствует формированию у курсанта умения самостоятельно анализировать приобретаемые знания, а также явления жизни с прогрессивных позиций, делать правильные выводы. В-шестых, в ходе проблемного обучения происходит осознание курсантом своих возможностей, сил и способностей. В-седьмых, проблемное обучение всемерно способствует развитию творческих возможностей курсанта.

Каковы же основные направления развития творческого мышления курсантов на занятиях? Важнейшими предпосылками развития творческого мышления курсантов в ходе чтения лекций являются глубокое знание преподавателем программного материала, его собственная исследовательская практика, знание новейших достижений науки, свободное изложение фундаментальных проблем.

Особое значение для формирования творческого мышления курсантов имеет показ методологического значения излагаемых вопросов. Сильным стимулятором творческого мышления на занятиях является стремление преподавателя раскрывать на лекции еще не решенные до конца проблемы. Если их подать во всей сложности, в развитии, то они будят мысль, интерес к науке. Еще Л.Н. Толстой подчеркивал, как важно для совершенствования знания молодежи «изучение тех ходов, которыми шли все великие умы человечества для уяснения истины». Преподаватель в данном случае воспроизводит исследовательский процесс. Одновременно здесь происходит понимание курсантами того, что достижение истинного знания - это интересный, но сложный процесс. Как писал Гегель, истина не есть отчеканенная монета, которую остается только положить в карман, она не выскакивает в готовом виде из головы человека, так что остается только пользоваться ею, но является плодом напряженнейшей работы человеческого духа.

Важным средством формирования у курсантов творческого мышления является соблюдение всеми преподавателями в процессе занятий требований диалектической и формальной логики, умелое использование определенности, непротиворечивости, доказательности изложения материала, широкое применение сравнений, аналогий, противопоставлений. Требование логичности изложения материала ничем нельзя заменить (ни наглядностью, ни яркой речью, ни эмоциональностью). Особенно велико значение такого требования правильного мышления как доказательное изложение материала преподавателем и курсантами.

Сильным средством активизации творческого мышления курсантов, рождения у них стремления самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы является насыщенность лекции современным материалом, включение в нее самых новых научно-практических проблем.

На формирование творческого мышления курсантов в ходе занятий влияет и характер изложения материала. Так, умеренный темп лекции дает курсантам возможность осмыслить, записать своими словами содержание лекции, а образность способствует более полному усвоению знаний.

И наконец, в ходе занятий преподавателям надо следить за тем, как курсанты ведут запись лекции, добиваясь, чтобы они зафиксировали основные моменты, причем преимущественно своими словами. В этом случае процесс записи содержания лекции становится одновременно и процессом формирования творческого мышления.

Краткий философский словарь. М., 1998. С. 314.

Серебрянников В.В., Ясюков М.И. Инициатива и творчество в военном деле. М., 1976; Варнавских Е.А. К вопросу воспитания у курсантов военных институтов творческой активности // Военная Мысль. 2004. №9;ЗаборскийВ.В.О некоторых проблемах военного образования // Военная Мысль. 2005. № 2; Герасимов А.Н., Елистратова Н.Н. О формировании информационной культуры курсантов // Военная Мысль. 2007. № 5; Лебедев А.В. Мышление полководца: исторический аспект//Военная Мысль. 2007.№9;БарвиненкоВ.В., Евменчик Е.Г. Развитие оперативно-тактического мышления и профессиональной интуиции офицера // Военная Мысль. 1999. № 3; Потанин СП. О творческих аспектах управленческой деятельности офицера // Военная Мысль. 1998. № 6; Золотое С. О подготовке офицерских кадров Сухопутных войск к управленческой деятельности // Военная Мысль. 1998. № 2.

Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1969.

Штеменко СИ. Генеральный штаб в годы войны. М., 1973. С. 477.

Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М., 1968.

Штеменко СИ. Генеральный штаб в годы войны. С. 480, 404-465.

Покрышкин A.M. Крылья истребителя. М., 1968.

Нелеп А.Т. Теоретические проблемы методики преподавания марксистско-ленинской философии. Киев, 1973. С. 178.

Здравствуйте! Является ли с точки зрения российского законодательства допустимым к совмещению с военной службой такие виды творческой деятельности как "Копирайтинг" и "Журналистика"? Является ли данный вид деятельности вообще творческим в терминологии п.7 ст.10 ФЗ "О статусе военнослужащего"?

Под "копирайтингом" понимается профессиональная деятельность по написанию рекламных и презентационных текстов. Таковыми можно считать все тексты, которые прямым или косвенным образом рекламируют или популяризируют товар, компанию, услугу, человека или идею. Под журналистикой написание статей информационного характера.

Добрый день, Петр!

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 23 августа 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с нарушением запретов, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон). На основании пункта 7 статьи 10 Закона, военнослужащие не вправе:

заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение.

Предпринимательской является деятельность самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли. Получение прибыли, являясь основной целью предпринимателя, придает его деятельности коммерческий характер, который не утрачивается даже и в том случае, когда результатом ее окажется не прибыль, а убыток. Вместе с тем, если получение прибыли как цель не ставится изначально, деятельность нельзя назвать предпринимательской, она не носит коммерческого характера. Нельзя не обратить внимание и на такой квалифицирующий признак предпринимательской деятельности, как систематичность в извлечении прибыли.

В соответствии с определением прибыль извлекается субъектами от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Это формальный признак, то есть признак, легализующий эту деятельность, придающий ей законный статус. Его отсутствие не приводит к утрате деятельностью качества предпринимательской, однако делает ее незаконной.

Журналистика – это творческая проф деятельность по сбору, обработке и подаче материала (инфы) в рамках определенного СМИ. (информирует, просвещает, развивает).

Копирайтинг есть процесс написания текстов – не музыки, не имиджа рынка или компании. Копирайтер не принимает решений, не анализирует рынок, не является ни в коей мере журналистом или филологом, не разрабатывает комплекс мероприятий по продвижению, не является маркетологом. Не исключено, конечно, что человек любой из перечисленных профессий может являться и копирайтером также, либо заниматься всеми перечисленными видами деятельности. Однако понятие копирайтинг включает лишь процесс написания функционального текста.

Сами по себе эти два вида деятельности, предпринимательскими не являются.

Таким образом, если Ваша деятельность не направлена на систематическое извлечение прибыли, она является в данном случае творческой, а не предпринимательской.

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО, имеет задачею с возможно меньшею затратою сил, средств и времени достигнуть на войне победы над врагом.

Это наиболее сложное и наитруднейшее из всех человеческих искусственные, почему великие мастера ВОЕННОГО ИСКУССТВА — полководцы являются вехами, появление их подготовляется иногда работою многих поколений. Но при всей сложности явлений в области ВОЕННОГО ИСКУССТВА, все военные операции должны удовлетворять двум главным требованиям:

1) по мысли (замыслу) отвечать основным идеям военной науки;

2) по исполнению представлять законченное целое, в котором все частные эпизоды являлись бы необходимым следствием развития одной общей мысли, положенной в основание операции.

Чтобы удовлетворить этим требованиям, кроме наличия таланта полководца, необходимо еще и соответственное орудие войны—превосходная по составу, и правильно организованная армия, снабженная необходимыми техническими средствами данной эпохи.

Прикладная часть ВОЕННОГО ИСКУССТВА (исполнение) постоянно изменяется, вследствие постоянного изменения элементов, с которыми ВОЕННОЕ ИСКУССТВО должно считаться.

Элементы эти двоякого рода: естественные и искусственные. К первой категории принадлежат: человек с его физической и духовной организацией, пространство, время, силы и средства природы.

Ко второй категории относятся различные искусственные изобретения, орудия борьбы, усиливающие, а иногда и заменяющие собою естественные средства борьбы. Это обилие элементов, постоянно изменяющихся, как самих по себе, так и под влиянием сочетаний с другими элементами, и создает ту сложную, иногда туманную обстановку, разобраться в которой — удел крупного ума и таланта.

Важнейшим элементом творчества в ВОЕННОГО ИСКУССТВА является, конечно, человек с его физическим и духовным складом, и он оказывает наиболее влияние на формы и способы проявления ВОЕННОГО ИСКУССТВА. Вот почему наблюдается в истории национализм в искусстве.

Убедительным примером является история греков и римлян, в течение своей истории разрабатывавших одну и ту же задачу — фронтальную атаку на поле сражения. Оба народа решили задачу своеобразно: греки проводили в жизнь механическую теорию боя, основанную на творчестве полководца, на искусном ведении им боя — на сосредоточении превосходных сил в точке удара; римляне всегда вели равносильную по всему фронту поля сражения страшную атаку, основанную на высокой подготовке одиночного бойца и строго педантичном боевом порядке; римская армия не нуждалась в полководце; ей нужен был консул для поддержания на поле сражения той железной дисциплины, в которой воспитывался весь народ уже в мирного время.

Сравнивая ВОЕННОЕ ИСКУССТВО греков и римлян, конечно, приходится дать первенство грекам, но нельзя не согласиться, что в этой разнице выказался национализм этих великих представителей древнего мира. Юлий Цезарь попытался было перенести к римлянам греческое ВОЕННОЕ ИСКУССТВО, но оно сошло с ним в могилу.

Прогресс в ВОЕННОМ ИСКУССТВЕ совершается по закону эволюции (см. Военная наука); несмотря на разнообразие элементов, и их сочетаний, истории человечества свойственна повторяемость явлений и отдельных фактов в более или менее одинаковом виде, при чем высшее состояние ВОЕННОГО ИСКУССТВА всегда отмечается в эпоху здоровой государственной жизни народа, его культуры и цивилизации. Эта закономерность явлений в области ВОЕННОГО ИСКУССТВА, идущая параллельно с общею историческою жизнью народов, объясняется, как следствие вечных законов, действующих в истории человечества.

Состояние ВОЕННОГО ИСКУССТВА в известную эпоху у данного народа может служить как бы его историческим пульсом, по которому определяется его долговечность. В период выживания народов, их старости, совершенно перерождаются идеи и формы ВОЕННОГО ИСКУССТВА сравнительно с их молодостью. Не надо забывать, что в области ВОЕННОГО ИСКУССТВА не всем все доступно, и подражание здесь крайне опасно, если оно не отвечает национальным качествам бойцов, входящих в состав данной армии. Откуда же научиться ВОЕННОМУ ИСКУССТВУ? Лучшее средство это — война, дающая возможность, при сознательном отношении к её явлениям, личным опытом изучить современное ВОЕННОЕ ИСКУССТВО; но т. к. войны редки, то большую пользу в этом отношении приносит серьезное изучение истории ВОЕННОГО ИСКУССТВА и современных войн. Из них можно, на примере великих полководцев, изучить важнейшие стороны военного творчества и убедиться в том, что в творчестве этих мастеров военного дела было много общего. Так, они всегда предпочитали наступать, чем обороняться; решительный бой ставили главною целью войны; для одержания победы сосредоточивали к решительному пункту в решительный момент возможно большие силы, даже с риском потерпеть неудачу на второстепенных пунктах; они смело ставили цели, решительно приводили их в исполнение; всегда старались преследовать только одну цель, на достижение которой направляли все усилия и предпринимали только те частные операции, которые содействовали достижению главной цели; армия была всегда в их руках, управляемая единым разумом и волею, но живым организмом, при полной самодеятельности отдельных частей, при взаимной поддержке и связи между ними; тщательное изучение и постоянное наблюдение за противником, а также меры для парирования возможных случайностей; искусное отвлечете внимания неприятеля посредством демонстраций и энергичная эксплуатация одержанного успеха — вот основные черты ВОЕННОГО ИСКУССТВА великих мастеров дела во все эпохи истории.

Сущность ВОЕННОГО ИСКУССТВА в настоящее время, (начало XX в.) та же, что была в древности, но практические приемы, техника ведения операций изменяется с изменением свойств бойца, введением новых технических изобретений, могущих получить применение на войне.

Читайте также: