Может ли работодатель запросить у лица поступающего на должность педагога сведения о доходах семьи

Опубликовано: 03.07.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В соответствии с частью второй ст. 65 ТК РФ в отдельных случаях с учетом специфики работы Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
Так, граждане, претендующие на замещение должностей, указанных в ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", обязаны представлять работодателю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В нарушение требований указанных нормативных актов организация заключила трудовой договор с работником, претендующим на замещение должности, указанной в ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", без сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Может ли организация уволить данного работника в связи с непредставлением требуемых документов? На каком законном основании, если сотрудник работает в этой организации полтора года?


В соответствии с частью первой ст. 349.2 ТК РФ на работников Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
Согласно п.п. 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) к сведениям, которые вышеуказанные работники должны представлять представителю нанимателя (работодателю), относятся сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Положениями п. 1 постановления Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции" предусмотрено, что такие запреты, ограничения и обязанности распространяются на лиц, занимающих должности в органах, фондах и организациях, поименованных в ст. 349.2 ТК РФ, назначение на которые производится Президентом РФ и Правительством РФ, а также на лиц, занимающих должности в фондах и иных организациях, включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов. Из приведенных норм следует, что отнесение должностей работников федерального бюджетного учреждения, созданного для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, к должностям, занятие которых подразумевает распространение на лиц, их занимающих, ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, зависит либо от назначения на эти должности Президентом РФ или Правительством РФ, либо от нахождения этих должностей в соответствующих локальных нормативных актах этого учреждения или актах федеральных государственных органов. При этом законодательство не предусматривает, что при принятии соответствующих локальных нормативных актов или актов федеральных государственных органов необходимо учитывать положения Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей". Ведь из данного нормативного правового акта следует, что им утверждается перечень должностей федеральной гражданской службы, занятие которых требует соблюдения требований о предоставлении соответствующих сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера (п. 1 Указа). В то же время в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденном Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574, отсутствуют указания на отнесение к таким должностям должностей работников федеральных бюджетных учреждений, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
Если упомянутый в вопросе работник относится к лицам, обязанным предоставлять сведения о доходах и имуществе в отношении себя и членов своей семьи, то непредставление этих сведений в соответствии с ч. 9 ст. 8 Закона N 273-ФЗ является правонарушением, влекущим увольнение совершившего его лица с работы в организации, созданной для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. На возможность увольнения работника в связи с непредоставлением соответствующих сведений указывает и п. 7.1 части первой ст. 81 ТК РФ. Однако в отличие от вышеприведенной нормы положения ТК РФ оговаривают, что такое увольнение может производиться, если непредоставление сведений влечет за собой утрату доверия к допустившему такое правонарушение лицу.
Правоприменительная практика, оценивая вышеуказанные нормы в совокупности, а также принимая во внимание часть третью ст. 192 ТК РФ, согласно которой к дисциплинарным взысканиям относится увольнение работника, приходит к выводу о том, что в случае установления факта непредставления работником организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей такой работник подлежит увольнению работодателем, если указанные действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны работодателя (смотрите определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31.10.2016 N 59-КГ16-22). Соответственно, увольнение в этой ситуации производится по п. 7.1 части первой ст. 81 ТК РФ.
Обращаем внимание, что при расторжении трудового договора по данному основанию должен соблюдаться порядок применения дисциплинарных взысканий, который установлен ст. 193 ТК РФ (смотрите Вопрос: В марте 2016 года работник представил справку о доходах, расходах за 2015 год. В январе 2017 года в ходе проверки прокуратурой исполнения законодательства по противодействию коррупции выявлены в представленной работником справке за 2015 год неполные и недостоверные сведения. Возможно ли к работнику применить дисциплинарное взыскание за предоставление недостоверных сведений и неполных данных в указанной справке, если полгода со дня представления указанных сведений уже прошло? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2017 г.)).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

Если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию;

справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, которая выдана в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с федеральными законами не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования оформляются работодателем.

В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.

Трудовой кодек не предусматривает получения данных сведений работодателем при приеме на работу работника.

Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018)

Статья 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

Если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию;

(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 387-ФЗ)

справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, которая выдана в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с федеральными законами не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)

В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования оформляются работодателем.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются гражданами по форме Справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460, с использованием СПО «Справки БК»

Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2021 году (за отчетный 2020 год) можно скачать:

Программу «Справки БК» и описание ее работы можно скачать: https://gossluzhba.gov.ru/anticorruption/spravki_bk

  • СПО «Справки БК» устанавливается на компьютер. Справки адресуются в Департамент проектного управления и развития персонала Минфина России (для должности заместитель Министра финансов Российской Федерации – в Департамент кадров Правительства Российской Федерации). В СПО «Справки БК» также указываются параметры: в рамках рассмотрения кандидата на должность, основная справка.
  • После заполнения всей информации справки печатаются без оборота (не допускаются дефекты печати, исправления и помарки) и подписываются на последней странице справок в специально отведенном месте. Заверение справок в СПО «Справки БК» и печать справок должны осуществляться в течение одного дня. · Не рекомендуется подменять листы справки листами, напечатанными в иной момент времени, или листами других справок, даже если они содержат идентичную информацию. · Справки не прошиваются и не фиксируются скрепкой. Справки кандидата на должность, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (всей семьи) представляются в индивидуальном пакете (конверте). · Файл, сформированный СПО «Справки БК», который содержит информацию, идентичную информации справок на бумажном носителе, записывается на электронный носитель и представляется вместе со справками на бумажном носителе.
  • Внимание: В период с 1 января по 30 июня 2021 г. включительно вместе со справками при подаче документов для назначения на должность представляется уведомление о принадлежащих гражданину, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения соответствующей должности (на отчетную дату), цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, утилитарных цифровых правах и цифровой валюте (при их наличии) по форме согласно приложению № 1 к Указу Президента Российской Федерации от 10.12.2020 № 778 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • Порядок представления сведений определяется Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559.

Гражданин при назначении на должность государственной службы представляет:

а) сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности государственной службы (раздел 1 СПРАВКИ [1] ), сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных им в результате безвозмездной сделки в течение указанного периода (раздел 7 СПРАВКИ), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (разделы 3-5 СПРАВКИ), и о своих обязательствах имущественного характера (раздел 6 СПРАВКИ) по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату [2] );

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности государственной службы (раздел 1 СПРАВКИ), сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных ими в результате безвозмездной сделки в течение указанного периода (раздел 7 СПРАВКИ), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности (разделы 3-5 СПРАВКИ), и об их обязательствах имущественного характера (раздел 6 СПРАВКИ) по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи гражданином документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату). Сведения также представляются в отношении лиц, зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя.

  • Раздел 2 Справки (Сведения о расходах) гражданином, претендующим на замещение должности государственной службы, не заполняется.
  • В случае если граждане обнаружили, что в представленных ими сведениях о доходах не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения. Уточненные сведения о доходах могут быть представлены гражданами в течение одного месяца со дня представления сведенийпри назначении на должность государственной службы(В СПО Справки БК указываются параметры: в рамках рассмотрения кандидата на должность, уточняющая справка).
  • Внимание: При заполнении справки рекомендуется запросить информацию о доходах по месту (местам) работы, в Фонде социального страхования (прямые выплаты по больничному листу), проверить наличие и достоверность документов о праве собственности, запросить информацию об имеющихся счетах (обязательствах финансового характера) в банках (кредитных организациях) по Единой форме. Документы, на основании которых заполнялись Справки, рекомендуется сохранять для подтверждения представленной информации.

[1] Доход по основному месту работы (по месту работы в момент заполнения справки) указывается по форме 2-НДФЛ до вычета подоходного налога в строке 1 раздела 1 Справки. В случае если в отчетном периоде место работы изменялось или в отчетном периоде осуществлялась работа по совместительству, суммы дохода по каждому месту работы (отдельно) отражаются в строке 6 «Иные доходы». Например:

Иные доходы (указать вид дохода):

1) доход по предыдущему месту работы в ООО «Ласточка»

2) доход от работы по совместительству в ООО «Вымпел»

[2] Если Справка заполняется (датируется) 22 февраля 2021 г., то отчетной датой будет являться 1 января 2021 г., а календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности государственной службы – с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г.

Минфин

Министерство финансов Российской Федерации Официальный сайт

Чтобы получать от государства материальную (финансовую) помощь, а также всевозможные социальные пособия, выдаваемые для решения различных бытовых задач, гражданин – претендент на получение такой помощи – должен официально считаться малообеспеченным.

Одним из оснований для признания физического лица малоимущим является документальное подтверждение недостаточности имеющегося у него заработка. Соответствующий документ – справка о доходах за нужный период времени – представляется гражданином-заявителем в службу соцзащиты.

В каких случаях оформляется справка о доходах для соцзащиты?

Бланк, который подтверждает официальный заработок гражданина, запрашивается у физического лица службой соцзащиты в следующих типичных ситуациях:

  1. Назначение гражданину надлежащих пенсионных доплат.
  2. Оформление целевых субсидий для лиц, отнесенных к категории малообеспеченных.
  3. Предоставление определенных льгот малоимущим (например, по оплате коммунальных услуг).
  4. Оформление физлицом социальной финансовой помощи.
  5. Открытие выплат, связанных с пребыванием в декретном отпуске.
  6. Назначение нуждающемуся лицу социальных пособий (например, «детских»).
  7. Прочие ситуации подобного рода, в которых граждане заявители обращаются в службу соцзащиты для оформления соответствующей социальной помощи.

Этот документ понадобится гражданину, чтобы официально доказать свою принадлежность к группе нуждающихся лиц. Кроме того, на основании сведений, указанных в данной справке, выполняется расчет суммы назначаемого пособия. Размер официального дохода физического лица может повлиять на величину оформляемой соцвыплаты.

За какой период предоставляется?

Если гражданин оформляет субсидию, или иную соцвыплату, у него могут потребовать справку о заработке за последние 6 (шесть) месяцев.

Иногда соцзащита просит заявителя подтвердить полученный доход за 3 (три) месяца – это практикуется, если речь идет о получении так называемых «детских» пособий. Документ о зарплате за прошедший трехмесячный интервал может потребоваться службе занятости при определении средней зарплаты для вычисления денежного пособия по безработице. Студенты и пенсионеры, которые считаются социально незащищенными группами, часто подтверждают имеющиеся доходы (стипендии, пенсии) за последний трехмесячный период, запрашивая нужные документы через администрацию своего ВУЗа и ПФР соответственно.

В некоторых случаях требуется справка о получаемых доходах за последние 12 (двенадцать) месяцев.

Так или иначе, документ о заработке физичесого лица может оформляться за любой необходимый промежуток времени. Нужное количество месяцев или конкретные периоды гражданин указывает в заявлении о выдаче справки, адресованном своему работодателю или иному источнику (плательщику) подтверждаемого дохода.

Если просрочить тридцатидневный период представления, оформленную справку могут посчитать недействительной – её нужно будет получать заново, так как в отчетном интервале появится новый последний месяц.

Правила оформления

Чтобы получить документ, подтверждающий доходы за необходимый промежуток времени, гражданин подает заявление соответствующего содержания своему работодателю или иному источнику поступлений.

Работодатель не вправе отклонить эту просьбу, он должен подготовить и предоставить надлежащую справку в трехдневный срок, отсчитываемый с момента получения указанного заявления.

Как правило, справка о заработке выдается заявителю на бумажном носителе (её также можно продублировать в электронном виде, отправив по e-mail). В некоторых ситуациях – по договоренности сторон – документ оформляется исключительно как электронный файл.

Если заявитель доказывает свой заработок за период 2020 года, подтверждающий документ оформляется для него по шаблону 2-НДФЛ.

Если нужно доказать доход физического лица за любой период 2021 года, с 01.01.2021 следует оформлять подтверждающую справку по форме, введенной Приказом ФНС РФ № ЕД-7-11/753@ от 15.10.2020:

  1. Приложением 1 к указанному Приказу регламентируется новый шаблон отчета 6-НДФЛ, представляемого работодателем.
  2. Приложением 4 к этому же Приказу устанавливается новая форма подтверждающего документа, выдаваемого работнику заявителю. Данный бланк используется для периодов 2021 года. Иначе говоря, этой справкой доказываются доходы, получаемые физлицом с января 2021 года и далее.

Подробнее о заполнении новой формы 2-НДФЛ читайте в этой статье.

Структура нового подтверждающего документа сильно не изменилась. Как и прежде, справка включает следующие сведения:

  1. Информация о плательщике (источнике) дохода – работодателе.
  2. Информация о получателе – работнике.
  3. Сведения о налогооблагаемых доходах физического лица.
  4. Сведения о НДФЛ вычетах, предоставленных физлицу.
  5. Общие размеры начислений и налогов.

Порядок составления подтверждающего документа регламентируется содержанием Приказа ФНС РФ № ЕД-7-11/753@ от 15.10.2020. Если гражданину нужно получить такие справки от нескольких плательщиков дохода, он обращается к каждому из них с надлежащим заявлением.

Выводы

За 2021 год полученные доходы и удержанные налоги для органов соцзащиты подтверждаются новой документальной формой, введенной в соответствии с Приказом ФНС РФ № ЕД-7-11/753@ от 15.10.2020.

Чтобы получить такой бланк, гражданин заявитель подает надлежащий письменный запрос по месту получения выплат, то есть своему работодателю.

За прошедший 2020 год полученные заработки и уплаченные налоги удостоверяются формой 2-НДФЛ, составляемой по ранее действовавшему шаблону. Работодатель должен предоставить заявителю надлежащую справку за необходимый промежуток времени, указанный в соответствующем заявлении.

Неоднозначное понимание того, что именно скрывается под персональными данными, в итоге приводит к конфликту между сторонами, когда работодатель и работник злоупотребляют своими правами. Чтобы избежать таких ситуаций, надо понимать, как правильно обрабатывать персональные данные на каждом этапе взаимодействия.

Основные документы, на которые нужно ориентироваться при обработке персональных данных, — это Конституция РФ (ст. 24) и Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (далее — Закон о персональных данных).

В ст. 24 Конституции РФ говорится, что «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Закон о персональных данных определяет значение не только ключевых понятий, с которыми придется сталкиваться на практике каждому работодателю, но и вводит принципы и условия обработки персональных данных, права субъекта персональных данных и другие важные моменты.

Вопросам защиты персональных данных работника посвящена гл. 14 ТК РФ.

Что включают персональные данные работника

Персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному физическому лицу (субъекту персональных данных). Как правило, эти данные позволяют идентифицировать конкретного человека.

В рамках трудовых отношений работодатель может запрашивать только те персональные данные, которые нужны для выполнения трудовой функции. К ним относятся ФИО, сведения о предыдущей работе, документы, которые необходимы для устройства на работу (паспорт, трудовая книжка и т.д.), сведения об образовании. Такие сведения, как вероисповедание, работодатель запрашивать не имеет права, так как они не требуются для выполнения трудовой функции.

Сложность обработки персональных данных заключается в том, что на разных этапах взаимодействия и при решении различных трудовых задач у работодателя могут возникнуть вопросы. Например, считается ли та информация, которая содержится в резюме кандидата, персональными данными? Должен ли он давать согласие в этом случае, даже если его не возьмут на работу? Нужно ли как-то согласовывать с работником факт передачи данных для оформления пропуска? Можно ли размещать фотографию работника на доске почета без его согласия? Допускается ли размещение «черных списков» сотрудников на сайте компании? Что делать с данными уволенных сотрудников?

На все эти вопросы важно знать ответы. Тем более что периодически разъяснения по ним публикуют Минтруд, Роструд, Роскомнадзор.

Что делать с персональными данными кандидата

Еще на этапе просмотра резюме компания начинает собирать персональные данные кандидатов. Она может сохранять резюме в специальных программах, распечатывать их, сохранять контакты для дальнейшей связи и т.д.

В резюме обычно представлен целый перечень персональных данных — от номера телефона до сведений об образовании и предыдущих местах работы.

Роскомнадзор предупреждает о том, что обработка персональных данных соискателей предполагает получение соответствующего согласия от них. Согласие следует оформлять на период принятия решения о приеме либо отказе в приеме на работу.

Но есть и исключения, когда такое согласие не требуется:

  • если от имени соискателя действует кадровое агентство, с которым кандидат заключил договор;
  • при самостоятельном размещении резюме в интернете.

В согласии нужно обязательно указать цель получения персональных данных — рассмотрение кандидата на вакантную должность. Можно воспользоваться образцом согласия на обработку персональных данных.

Если работодатель получает резюме соискателя по электронной почте, ему нужно дополнительно провести мероприятия, которые бы служили подтверждением факта направления резюме самим соискателем. Например, это может быть приглашение соискателя на собеседование или ответ на его письмо по электронной почте.

Что делать, если персональные данные собираются с помощью анкеты

Нередко работодатель осуществляет сбор персональных данных кандидатов с помощью типовой анкеты. Во-первых, такая анкета должна содержать информацию о сроке её рассмотрения и принятия решения о приеме либо отказе в приеме на работу.

  • в анкете должны быть сведения о цели обработки персональных данных, имя (наименование) и адрес оператора, ФИО и адрес субъекта персональных данных, источник получения персональных данных, сроки обработки персональных данных, перечень действий с персональными данными, которые будут совершаться в процессе их обработки, общее описание используемых работодателем способов обработки данных;
  • в анкете должно быть поле, в котором субъект персональных данных может поставить отметку о своем согласии на обработку;
  • анкета должна быть составлена таким образом, чтобы каждый из субъектов персональных данных, содержащихся в документе, имел возможность ознакомиться со своими данными, не нарушая прав и законных интересов других;
  • в анкете не должно быть предусмотрено объединение полей, предназначенных для внесения персональных данных, цели обработки которых заведомо не совместимы.

Обычно анкета размещается в электронном виде на сайте компании, и согласие на обработку персональных данных подтверждается с помощью проставления «галочки» в соответствующем поле.

Что делать с данными кандидата, которого не взяли на работу

В таком случае предоставленные соискателем данные нужно уничтожить в течение 30 дней.

Есть в этой ситуации исключения — случаи, предусмотренные законодательством о государственной гражданской службе. Тогда хранить персональные данные соискателя придется в течение 3-х лет.

Направление запросов на прежние места работы

На этапе собеседования работодателю может потребоваться уточнение некоторых данных о работнике или получение дополнительной информации у прежних работодателей.

Для этого ему обязательно нужно заручиться согласием соискателя.

Сбор и обработка персональных данных при приеме на работу

Трудовое законодательство определяет перечень документов, которые работодатель запрашивает у работника при приеме на работу. На этом этапе, согласно ст. 65 ТК РФ, запрашиваются:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовая книжка;
  • документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа;
  • при необходимости: документы воинского учета, документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний, справка о наличии (отсутствии) судимости.

На то, чтобы внести персональные данные из этих документов в трудовой договор, согласие работника не требуется. Когда он подписывает трудовой договор, то тем самым уже дает свое согласие.

Оформление зарплатной карты и персональные данные работника

Многие организации при приеме на работу оформляют работникам зарплатную карту. В связи с этим может возникнуть вопрос — нужно ли на передачу персональных данных работника банку получать согласие? Да, нужно.

При этом важно, чтобы:

  • перечень персональных данных строго соответствовал тому, что передается в банк;
  • была указана цель для получения персональных данных, а именно — для оформления зарплатной карты.

Роскомнадзор определяет случаи, когда передача персональных данных работника банку для открытия зарплатных карт должна происходить без согласия:

  • договор на выпуск банковской карты заключался напрямую с работником и в его тексте прямо предусмотрены положения о передаче данных работника;
  • у работодателя есть доверенность на представление интересов работника при заключении договора с банком на выпуск карты и её обслуживание;
  • соответствующая форма и система оплаты труда прописана в коллективном договоре (ст. 41 ТК РФ).

Стоит учесть, что работник может отказаться подписать согласие на передачу данных банку, с которым работает компания. У него могут быть уже открыты счета и карты в другом банке, и поэтому для него удобнее продолжать обслуживаться в своем банке.

В прошлом году была установлена ответственность за «зарплатное рабство». Это значит, что сотруднику нельзя отказать в праве на изменение кредитной организации, в которую будет перечисляться зарплата.

Сотрудник сменил фамилию — что делать с трудовым договором?

В этом случае нужно обязательно внести изменения в трудовой договор. Главное — сделать это правильно.

Часто работодатели оформляют дополнительное соглашение, хотя им, как правило, меняются условия, а не сведения трудового договора. Фамилия относится именно к сведениям о работнике.

Правильно будет внести изменение непосредственно в текст трудового договора, вручную.

Размещение «черных списков» сотрудников на сайте

Иногда работодатель смело публикует в открытом доступе списки бывших работников, которые были уволены, например за утрату доверия или неоднократное неисполнение обязанностей.

Следует отметить, что это расценивается законом, как нарушение требований к обработке персональных данных. Об этом, в частности, предупреждает Минтруд в Письме от 08.10.2018 N 14-2/В-803.

В данном случае, публикуя причины увольнения, работодатель сообщает личную информацию сотрудника третьим лицам. Делать это без согласия работника нельзя.

Каким должно быть согласие на обработку персональных данных

Роскомнадзор в своих рекомендациях формулирует следующие требования:

  1. Содержание согласия должно быть конкретным и информированным. То есть по информации можно сделать однозначный вывод о целях, способах обработки с указанием действий, совершаемых с персональными данными, объеме обрабатываемых данных.
  2. Допускается оформление согласия в виде отдельного документа или в виде части текста трудового договора.
  3. Согласие должно отвечать требованиям, предъявляемым к его содержанию, согласно ч. 4 ст. 9 Закона о персональных данных.

Оформление доски почета

Противоположная ситуация — это поощрение работника в виде доски почета. Но и здесь есть свои тонкости.

Обычно на доске почета размещается фотография человека, указывается его ФИО. И всё это персональные данные, которые работодатель не имеет права выставлять на всеобщее обозрение у себя в офисе, даже если цель его действий — поощрить успешных сотрудников и мотивировать тем самым остальной коллектив.

Для использования фото сотрудника тоже придется заручиться согласием.

Персональные данные для пропуска

В большинстве организаций сейчас действует пропускной режим. Соответственно, новым работникам требует оформление пропуска.

В данном случае нет необходимости в получении согласия на обработку персональных данных, если:

  • компания самостоятельно осуществляет пропускной режим;
  • если обработка соответствует порядку, предусмотренному коллективным договором, локальными актами, принятыми в соответствии со ст. 372 ТК РФ.

В том случае, если пропускной режим находится под контролем сторонней организации, то согласие обязательно.

Кадровый и бухгалтерский учет на аутсорсе и персональные данные

Если работодатель решает вопросы кадрового и бухгалтерского характера при помощи аутсорса, то есть силами сторонних организаций, то он должен соблюдать требования, обозначенные ч. 3 ст. 6 Закона о персональных данных.

Что делать с персональными данными уволенных сотрудников

Нужно учитывать, что существуют требования к обработке персональных данных в рамках бухгалтерского и налогового учета.

Так, например, работодатели обязаны в течение 4-х лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налога (пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ). И здесь согласия уже бывших сотрудников, хотят они того или нет, не требуется.

Роскомнадзор напоминает, что по истечении сроков, определенных законодательством, личные дела работников переходят на архивное хранение на срок 75 лет. Но на саму организацию хранения в архиве и использование архивных документов с персональными данными работников Закон о персональных данных не распространяется.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: