Легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии

Опубликовано: 03.07.2024

Профессиограмма – это документ, в котором представлено комплексное, систематизированное и всестороннее описание объективных характеристик профессии и совокупности ее требований к индивидуально-психологическим особенностям человека (специалиста, работающего в области данной профессиональной деятельности).Профессиограмма должна представлять собой набор научно обоснованных нормативов и требований профессии к психо-физическим характеристикам специалиста, его личности, профессиональным знаниям, умениям и навыкам.

В настоящее время профессиограмма разрабатывается специалистами на основе наблюдения за работником в процессе труда, включая проведение психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего времени, построения социометрических матриц взаимодействия работников, анализа информационных потоков. Прежде всего, разработчики профессиограммы руководствуются мнением опытных работников изучаемой профессии и их руководителей. Высокая трудоемкость и необходимость использования технических средств позволяют отнести профессиограмму к числу дорогихметодов описания работы и требований к исполнителю. В последнее время разработкой профессиограмм активно занялись крупные агентства по трудоустройству и подбору персонала. Результаты своих исследований агентства размещают в сети Интернет. Размещенные в сети банки данных позволяют сэкономить время отбора персонала. Нужно найти в Интернете подходящий образец профессиограммы и адаптировать его к условиям своей организации.

Хорошая профессиограмма отвечает на следующие вопросы: - В чем суть данной профессии? - Чем конкретно занимается сотрудник? - В каких условиях происходит труд? - Какие требования предъявляются к уровню подготовки работников? - Какие способности нужны для успешного овладения профессией? - Легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии? - На какую заработную плату можно рассчитывать? - Каковы возможности для карьерного роста?

Профессиограмма состоит из следующих разделов.1. Сведения о профессии.2. Доминирующие виды деятельности.3. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности).4. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности.5. Области применения профессиональных знаний.6. Классификационная карточка профессий.

В теории и практике управления персоналом профессиограмма расценивается как документ, который наряду с тарифно-квалификационными справочниками способствует лучшему подбору рабочих особо важных профессий.

Рекомендуется выделять в профессиограмме шесть разделов: 1) профессия (общие сведения о профессии; изменения, которые произошли с развитием НТП; перспективы развития профессии); 2) процесс труда (характеристика процесса труда, сфера деятельности и вид труда, продукция, орудия труда, основные производственные операции и профессиональные обязанности, рабочее место, рабочая поза); 3) санитарно-гигиенические условия труда (работа в помещении или на воздухе; шум, вибрация, освещение, температура, режим труда и отдыха; монотонность и темп труда; возможности производственных травм, профзаболеваний: медицинские показания; льготы и компенсации); 4) психофизиологические требования профессии к работнику (требования к особенностям восприятия, мышления, внимания, памяти; требования к эмоционально-волевым качествам человека; требования к деловым качествам); 5) профессиональные знания и навыки (перечень необходимых знаний, умений и навыков); 6) требования к подготовке и повышению квалификации кадров (формы, методы и сроки профессионального обучения, перспектива профессионального роста).

Или

1) общие положения (профессия, распространенность профессии, отрасль экономики, специальности); 2) подготовка кадров (типы учебных заведений, формы подготовки, продолжительность обучения, условия поступления, уровень полученной квалификации, перспективы профессионально-квалификационного и должностного роста); 3) типовые производственные показатели работы (сфера деятельности и виды труда, типы основных орудий труда, важнейшие производственные операции, виды профессиональных трудностей, ошибок, преобладающие типы деятельности, формы организации труда и характер социальных связей); 4) санитарно-гигиенические условия труда (микроклиматические условия, режим труда и отдыха, травматизм, профзаболевания, мероприятия по охране труда); 5) медицинские противопоказания; 6) квалификационный профиль (общеобразовательная подготовка, профессиональная подготовка, общий уровень интеллекта, владение словом, владение числом, пространственная ориентация, восприятие формы, моторная координация, склонность к научно-технической деятельности, специфические способности).




В настоящее время отсутствует полный и качественный набор профессиограмм даже по отношению к наиболее массовым профессиям, что вызвано целым рядом объективных причин. Первая - большая затратность такой работы, та как создание даже одной качественной профессиограммы требует напряженного труда целого коллектива специалистов – как психологов, так и экспертов по данной профессии. Вторая – огромное разнообразие специальностей в рамках одной профессии, в результате чего возникает необходимость создания целого ряда профессиограмм для многих профессий.

В современном обществе в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека. Эти знания наряду с информацией о профессии сосредоточены в специальных документах – профессиограммах [5].

Разработка профессиограммы сложный и трудоемкий процесс. Чтобы она отражала истинное положение дела, необходимо иметь как можно больше сведений о той или иной профессии. Источником может служить описание в различной литературе, экскурсии, беседы со специалистами, просмотр научно-популярных, документальных фильмов и конечно непосредственное изучение деятельности, наблюдение за процессом труда. Работа по составлению профессиограммы позволяет глубже узнать содержание профессии, оценить профпригодность к ней отдельных типов личности [7].

Актуальность работы обусловлена постоянным ростом требований организаций к профессиональным и личным качествам работников, необходимостью рационально подобрать профессию будущим работникам, возможностью проанализировать собственные профессиональные и личные качества как самостоятельно, так и с помощью профессиональных групп, занимающихся составлением профессиограмм, чтобы добиться максимальной эффективности собственного труда, быть востребованным и конкурентоспособным специалистом [10, 174с].

Объект исследования - профессиональная деятельность воспитателя детского сада.

Предмет исследования - профессиограмма воспитателя детского сада.

Целью данной работы является составление профессиограммы на примере профессии воспитателя детского сада.

Исходя из поставленной цели поставлены и раскрыты следующие задачи:

Рассмотреть общую характеристику профессии.

Изучить должностные обязанности воспитателя.

Описать условия труда.

Обосновать требования к уровню подготовки воспитателя.

Рассмотреть способности для успешного овладения профессией.

Выяснить востребованность профессии.

Изучить среднюю заработную плату и карьерный рост воспитателя.

Методологической и теоретической основой для работы послужили труды Блонского, П.П., Козловой, С.А., Куликовой Т.А., которые активно занимались изучением вопросов профессиограммы.

Глава 1. Общая характеристика профессии

Воспитатель детского сада – это не профессия, а состояние души. Воспитатель дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждёт в ответ благодарных слов. Работа воспитателя не просто труд, а это, прежде всего, способность и умение отдать всего себя, без остатка и видеть в этом свет и благодать. Воспитатель становится для ребёнка «второй» мамой. Воспитатель знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе, организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня, несет ответственность за жизнь и здоровье детей [14, 455с].

Воспитатель детей дошкольного возраста должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию; методы и формы мониторинга деятельности воспитанников; педагогическую этику; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности [11, 144с].

Глава 2. Должностные обязанности воспитателя

Воспитатель занимается образованием ребенка: его воспитанием, обучением и развитием. Воспитатель детей дошкольного возраста содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника, способствует развитию общения, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, соблюдает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса, проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, в том числе с помощью электронных форм. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой воспитанников. Воспитатель работает в тесном контакте с другими педагогами, педагогом-психологом, другими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса, обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса [1].

Отсюда следуюттрудовые функции воспитателя детей дошкольного возраста:

Общепедагогическая функция. Обучение

Трудовые функции - содержание объективных факторов труда как отражение требуемого от человека опыта, необходимого для их выполнения. Трудовые функции задаются условиями труда, предметом труда [1].

Глава 3. Условия труда

Воспитание наших детей первостепенная задача общества. Родители с малолетства закладывают в детей некий уровень мировоззрения, мировосприятия. При этом необходимо отметить и работников дошкольных учреждений, которые ежедневно, профессионально, работают над воспитанием личности будущего члена общества.Педагог передает ребенку знания, воспитатель – развивает умения. Чтобы развить ребенка в правильном направлении, нужно найти к нему индивидуальный подход, в этом огромная заслуга принадлежит воспитателям именно поэтому нужно особо отметить организацию труда воспитателя[9]. Наши дошкольные учреждения всегда привлекали к себе большое внимание со стороны надзорных органов. Ибо эта ответственная область, и работа в ней должна быть организована очень слаженно, и, самое важное, безопасно как для детей так и для самих работников [1].

Организация труда воспитателя в случае отсутствии соответствия государственными нормативам в области труда пересекается с незащищенностью условий пребывания в детском саду, наших детей. Воспитатели тоже люди, только работа у них более ответственная и любое несовершенство организации их труда, отрицательно отражается на самочувствии и здоровье воспитанников. Одной из лучших форм охраны труда на рабочем месте воспитателя детского сада сегодня является проведение аттестации рабочих мест или специальная оценка условий труда. Ее цель - определить влияние негативных факторов в рабочей среде и устранить их. При проведении специальной оценки условий труда идет оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, травмоопасности и обеспеченности СИЗ [1].

При оценке гигиенических условий труда определяется допустимость влияния факторов рабочей среды в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05. К негативным факторам, которые могут быть на рабочем месте воспитателя, можно отнести: физические факторы и напряженность условий труда. Средифизическихвыделяют:

Микроклимат (повышенная или пониженная температура воздуха, влажность, скорость движения воздуха рабочей зоны).

Труд воспитателя работа нервная, поэтому класс условий труда при оценке тяжести и напряженности труда, чаще всего бывает вредным. В течение рабочего дня воспитателям приходится испытывать физические, сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные нагрузки при работе с детьми. Отдельных требований к СИЗ воспитателей нет. Единственным СИЗ является халат или иной специальный костюм и сменная обувь (СанПиН 2.4.1.2660-10). Если условия труда на рабочем месте при специальной оценке условий труда признаются вредными, воспитателям детского сада устанавливаются компенсации в виде увеличенной оплаты труда, дополнительного отпуска или сокращенной рабочей недели (Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870) [4].

Глава 4. Требования к уровню подготовки воспитателя

Требования, предъявляемые к современным воспитателям, очень высокие. Для воспитания ребёнка чрезвычайно важны дошкольные годы, поэтому профильное образование воспитателям просто необходимо. Получить профессию воспитателя можно в педагогических колледжах или педагогических университетах. На эту должность работодатели предпочитают брать кандидатов с хорошими знаниями дошкольной педагогики и психологии, основ гигиены и педиатрии, этики и эстетики, организации и методики воспитательной работы, навыки проведения занятий по физической культуре [3].

Рассмотрим профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику работы на уровне дошкольного образования:

Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ) [2].

Глава 5. Способности для успешного овладения профессией

Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности:

Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

Умение отслеживать динамику развития ребенка.

Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

Умение проектировать психологически безопасную и комфортную среду [15, 128с].

Конечно, главное в работе воспитателя и педагога – это любить детей. Но есть компетенции, которые необходимы будущему воспитателю и обязательно помогут ему в ежедневной работе:

Грамотная устная и письменная речь.

Уверенность в себе.

Глава 6. Востребованность профессии

Работа воспитателя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам [13].

Глава 7. Средняя заработная плата воспитателя

Воспитатель – профессия не только интересная, но и высокооплачиваемая! Средний оклад составляет 17500 рублей плюс стимулирующие выплаты каждый месяц.Особенно хороша материальная поддержка молодого специалиста. Согласно правилам программы господдержки, молодой специалист — это человек, только что закончивший педагогический колледж, или человек, пришедший устраиваться на работу через год (не позже!) после получения диплома. Такие специалисты получают оклад наравне со стажистами (воспитателями, отработавшими от 10 лет и более) – 19000 рублей целых 3 года, после чего их зарплата немного падает, и они получают как обычные работники, не наработавшие стаж [1].

Заработная плата воспитателя всегда белая, никаких выплат «в конверте». Состоит она из оклада и стимулирующих выплат, и делится на аванс в размере 40% от оклада (7000 рублей фиксированно) и подрасчет (остаток подрасчета и стимуляция). Стимулирующие выплаты в каждом месяце разные, самые высокие, обычно, начиная с сентября и до НГ, доходят до 6-8 т, соответственно и зарплата «чистыми» доходит до 25 т.

Отпуск у педагога 42 календарных дня, который еще можно дробить, уйдя на две недели зимой, и на месяц летом. Очень удобно. Наиболее выгодно брать отпуск в подрасчет, то есть, когда отпускные выплаты приходят вместе с зарплатой, тогда сумма выплаты может быть около 50000 рублей. Согласитесь, для региона, для женщины, работающей в теплом, чистом помещении с предоставлением бесплатного питания зарплата более чем хорошая! Самые маленькие стимулирующие выплаты всегда летом, так как летом самое большое количество отпускников.

Глава 8. Карьерный рост

Допустим, Вы прирожденный карьерист, и Вам показалось, что как-то вы засиделись в воспитателях, надо двигаться вверх. Карьерный рост у воспитателя тоже возможен! Это методист (старший воспитатель), заведующий детским садом или специалист ГОРОНО. Здесь есть одно «но»: педагог обязательно должен иметь высшее образование, по специальности «Дошкольная педагогика».

Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника [6, 76с]. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем профессиограмма - это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Она может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии.

Список литературы и источников

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. [Текст] /М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96с. (Правовая библиотека образования).

Письмо Минорбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от 28.02.2014 № 08-249 [Текст] // Вестник образования. – 2014. – Апрель. – №7.

Абузярова, Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ [Текст] // Ребенок в детском саду. -М.: Просвещение,2009. – №6, 76с.

Блонский, П.П. Вопросы педагогики [Текст] / П.П. Блонский. - СПб.: Питер, 2009.

Буре, Р.С., Островская, Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников [Текст] / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. - 3-е изд., перераб. И доп.-М.-: Издательство «Ювета», 2008.

Выготский, Л.С. Воспитание детей [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Логос, 2010.

Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] - 12-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. -174с

Козлова, С.А. Теоретические и методические основы трудовой деятельности дошкольников: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования [Текст] / С.А.Козлова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 144с.

Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. ФГОС. [Текст] – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 128 с.

Маханева М. Д., Скворцова О. В. Учим детей трудиться [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// uchim-detey-truditsya_19127184.html

Пырьев, Е.А. Психология труда: учебное пособие [Текст] / Е.А.Пырьев. – М. – Берлин: Директ Медиа, 2016. – 455с.

Слепцова, И. Ф. Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое пособие [Текст] / И. Ф. Слепцова. // Обруч. – №2. – 2015

Смирнова, Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. [Текст] //Дошкольное воспитание. - №4, 2010

Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] / В.А.Сухомлинский. – М.: Политическая литература, 1982. – 270 с.

Тулегенова, А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Тулегенова: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2005.

Трудоустройство по специальности

53% студентов высших и средних специальных учебных заведений планируют работать по специальности, 27% затруднились ответить на данный вопрос, а 20% респондентов осознали, что их не привлекает выбранная профессия.

Трудоустройство по специальности

Планы студентов вузов и учащихся ссузов относительно трудоустройства по специальности практически индентичны — 52% студентов вузов и 53% учащихся ссузов планируют работать по специальности.

Трудоустройство по специальности

Ожидаемо, что среди респондентов, поступивших в вуз под давлением родственников, лишь 20% планируют работать по специальности, в то время как среди студентов вузов, самостоятельно принимавших решение о поступлении, наблюдается противоположная картина — 62%.

Трудоустройство по специальности

Больше половины студентов, планирующих в дальнейшем работать по специальности, уделяют основную часть своего времени обучению (51%). Среди студентов, не собирающихся работать по профессии, — самый высокий процент предающихся безделью и отсиживанию времени в ожидании окончании обучения (24%).

Трудоустройство по специальности

Среди студентов вузов не сложилось единого мнения относительно того, как высшее образование способно повлиять на построение успешной карьеры. При этом прослеживается четкая корреляция: студенты, желающие впоследствии работать по специальности, склонны допускать, что наличие высшего образования помогает взойти на карьерный олимп, и, наоборот, студенты, у которых отсутствует мотивация развиваться в профессии, полученной в вузе, склонны думать, что высшее образование, скорее, не оказывает существенного влияния на построение успешной карьеры.

Трудоустройство по специальности

В среднем учащиеся и выпускники ссузов оценивают знания, полученные в учебном заведении, выше студентов вузов.

Трудоустройство по специальности

Среди выпускников вузов только 30% российских специалистов работают по специальности, которую они получили в учебном заведении. Профессиональная деятельность 40% отечественных работников никак не связана с полученным образованием, а 23% трудоустроены в смежной сфере.

Трудоустройство по специальности

33% специалистов с высшим образованием работают по полученной специальности, среди специалистов со средним специальным образованием данный показатель равен 20%.

Трудоустройство по специальности

При этом по специальности работают 37% специалистов, принимавших решение о поступлении в вуз самостоятельно, и всего лишь 19% респондентов, поступавших в вуз под давлением родственников.

Трудоустройство по специальности

Доля респондентов, удовлетворенных своей нынешней работой, напрямую зависит от того, соответствует ли их образование занимаемой должности: своей работой довольны 50% участников опроса, работающих по специальности, и всего 35% респондентов, выполняющих работу, не связанную с профессией, полученной в вузе.

Трудоустройство по специальности

Желание открыть собственный бизнес практически не зависит от соответствия полученного образования занимаемой должности.

Трудоустройство по специальности

Среди выпускников, работающих по специальности, наблюдается самый высокий процент респондентов, отдававших большую часть своего времени пребывания в вузе именно обучению (65%).

Трудоустройство по специальности

Диплом о высшем образовании стал необходимым фактором при трудоустройстве 72% специалистов, работающих по специальности. Респондентам, трудоустроенным не по специальности, диплом требовался гораздо реже (40%).

Трудоустройство по специальности

Знания, полученные в учебном заведении, пригодились всего лишь 18% работников, трудоустроившихся не по специальности, в то время как среди специалистов, работающих по профессии, данный показатель существенно выше (51%).

Трудоустройство по специальности

Всего лишь каждый четвертый молодой специалист работает по специальности. Среди респондентов старше 45 лет этот показатель выше (37%).

Трудоустройство по специальности

Специалисты с профильным образованием чаще всего работают в таких сферах, как «Юриспруденция» (81%), «Медицина, фармацевтика» (65%), «Добыча сырья» (55%) и «Бухгалтерия, управленческий учет, финансы предприятия» (55%).

Трудоустройство по специальности

Работаете ли вы по специальности?

ПрофобластьДа, %Работаю по смежной специальности, %Нет, моя работа не связана с полученным образованием, %Затрудняюсь ответить, %
Юристы81865
Медицина, фармацевтика6517135
Добыча сырья5522194
Бухгалтерия, управленческий учет, финансы предприятия5523184
Строительство, недвижимость5126194
Наука, образование4622248
Производство4431232
Банки, инвестиции, лизинг3826333
Информационные технологии, интернет, телеком3334303
Рабочий персонал3212524
Высший менеджмент3229372
Безопасность2919512
Туризм, гостиницы, рестораны2818531
Искусство, развлечения, масс-медиа2828405
Управление персоналом, тренинги2831366
Маркетинг, реклама, PR2731383
Спортивные клубы, фитнес, салоны красоты2718532
Остальные профобласти2629432
Автомобильный бизнес2328445
Транспорт, логистика1917604
Закупки1727542
Начало карьеры, студенты15184917
Административный персонал1422604
Продажи1322632

По специальности чаще всего работают выпускники Тюменской области (45%) и Иркутской области (44%).

Трудоустройство по специальности

Наибольшей долей трудоустроенных по специальности работников выделяются — ХМАО-Югра (53%), Кемеровская область (45%) и Приморский край (43%).

Официальный уровень безработицы в стране составляет 4,6%.

Но Росстат считает безработными только тех, кто пытался трудоустроиться весь предыдущий месяц и готов приступить к новым обязанностям в ближайшую неделю.

По данным статистиков, такой человек найдет работу в среднем через семь с половиной месяцев. В этой статье расскажем, где и кем быстрее всего получится трудоустроиться.

Кем работают жители России

Больше всего россиян работает в торговле: по данным Росстата, в этой сфере трудится 15,9% взрослых жителей России — каждый шестой. На втором месте по популярности — обрабатывающие производства: 14,1%. На третьем — образование: 9,5%.

Структура занятого населения по видам экономической деятельности, РосстатXLS, 45,5 КБ

Какая самая популярная профессия в России — сказать сложно. Статистики смотрят только на то, в какой сфере работает человек, а не на то, кем именно. Поэтому, например, водитель из «Пятерочки» — это для Росстата работник торговли, а школьный сторож — сферы образования.

Еще Росстат учитывает только официально трудоустроенных граждан. Сколько в стране продавцов, которые получают зарплату в конверте, фрилансеров-программистов, репетиторов или блогеров — государство не знает.

Сколько длится поиск работы

По статистике, типичный безработный россиянин-мужчина трудоустраивается в среднем через 7 месяцев и 9 дней. Женщине требуется на шесть дней больше.

При этом чем младше человек, тем быстрее у него получится найти работу. Например, в 19 лет россиянину для этого нужно всего четыре месяца, а в 35 — восемь месяцев. Тяжелее всего людям в возрасте от 50 до 54 лет. Если верить Росстату, в этом возрасте человек тратит на поиски места больше всего времени — почти девять месяцев.

Средняя продолжительность поиска работы в зависимости от возраста, РосстатDOC, 69 КБ

Россияне обычно ищут работу сразу несколькими способами. Самый популярный — обратиться за помощью к друзьям и знакомым. Если верить Росстату, так поступают три четверти безработных. На втором месте по популярности — специализированные интернет-сайты и СМИ. На третьем — рассылка резюме напрямую потенциальным работодателям.

Как россияне ищут работу, РосстатDOC, 68,5 КБ

В каком регионе проще найти работу

«Хедхантер» оценивает рынок труда, используя специальный индекс, который показывает, сколько резюме приходится на одну вакансию.

Если ориентироваться на эти данные, то тяжелее всего устроиться в Чеченской республике. Здесь в 2019 году на одно место приходилось 14 потенциальных кандидатов. При этом за год количество резюме от соискателей на «Хедхантере» выросло на четверть, а число вакансий, наоборот, уменьшилось на 7%.

Если же посмотреть данные Росстата, то самый высокий уровень безработицы — в Ингушетии: 26,7%. Чечня на втором месте: 13,5%.

Проще всего с рабочими местами обстоят дела на Чукотке: на одну вакансию приходится 1,2 резюме. Количество открытых вакансий на «Хедхантере» за год увеличилось пропорционально числу опубликованных резюме — на 10%. На втором месте — Камчатский край: 2,7 резюме на рабочее место. На третьем — Ненецкий автономный округ: 3,2 резюме.

Самый низкий официальный уровень безработицы в России статистики фиксируют в Москве и Санкт-Петербурге: 1,4%. На втором месте — Ямало-Ненецкий автономный округ: 1,9%. Чукотка — на третьем: 2,5%.

В какой сфере самый большой дефицит кадров

Судя по индексу «Хедхантера», единственная сфера, где соискателей меньше, чем вакансий, — консультирование: на десять мест приходится девять резюме. Средняя зарплата, которую предлагали здесь работодатели в 2019 году, — 48 619 Р . Это почти на две тысячи выше средней зарплаты по стране — 46 549 Р .

Почти нет конкуренции в сфере, которую в «Хедхантере» называют «Инсталляция и сервис»: речь об инженерах по установке и настройке промышленного и телекоммуникационного оборудования. В этой отрасли на 10 вакансий приходится всего 11 резюме. Средняя зарплата — примерно как у консультантов: 46 765 Р .

Тяжелее всего устроиться на работу руководителям: конкурс составляет 11 человек на место. Правда, зарплата здесь в полтора раза выше, чем в среднем по стране: 62 810 Р .

Еще проблемы с трудоустройством у тех, кто только начинает карьеру и не имеет опыта: 10 резюме на одну вакансию.

Проект «Авито-работа» посчитал для Т⁠—⁠Ж другой коэффициент — он показывает, сколько раз пользователи сайта запрашивали контакты работодателя, разместившего объявление. Так можно оценить, в какой сфере люди ищут работу активнее всего.

Чаще всего соискатели откликаются на вакансии, где требуются люди без опыта: на каждое объявление откликаются 98 человек. На втором месте — сфера охраны и безопасности: в среднем контакты работодателя запрашивают 93 человека. На третьем — госслужба: 82 человека.

Самая низкая конкуренция, если верить «Авито», — в банковской сфере: в среднем на вакансию здесь реагируют 23 соискателя.

На втором месте — топ-менеджеры : на среднестатистическое объявление откликаются 24 человека. Но если ориентироваться на индекс «Хедхантера», в целом число тех, кто ищет работу руководителя, намного больше, чем размещено вакансий. Получается, либо многие безработные начальники просто не соответствуют требованиям работодателя, либо избирательно реагируют на такие объявления.


Почему людей, работающих в айти - всего 1,8%, но они умудряются в доли секунды засирать своими снобистскими высерами любой пост ТЖ? Откуда они тут берутся?

Эдуард, Судя по данным Росстата, программист из Пятёрочки это работник торговли

Эдуард, помимо объяснения, которое дал Sergey Drobnov, еще может быть такое: аудитория, которую измеряет Росстат, и аудитория ТЖ - совершенно разные аудитории. Даже если среди соискателей айтишников 1.8%, среди читающих статьи ТЖ (а тем более, среди комментирующих!) таковых в разы больше, потому что большая часть продавцов, сторожей, водителей и всех-всех-всех остальных ТЖ не читают.

Эдуард, видимо, у таких людей пока еще не пришло осознание, что они такие же наемные работники, как и сторож в Пятерочке, а многие еще и без софт-скиллов)

Эдуард, пацаны первый раз получили зарплату больше 20к, вот и хотят высказаться. В основном, снобистские высеры пишут джуны, которые еще вчера искали работу с резюме типа - "Буду писать код за еду, только возьмите работать дядечко"


Я работаю медсестрой-анестезисткой, не искала работу вообще никогда, острая нехватка специалистов в нашей сфере. Правда зарплата оставляет желать лучшего, но зато это общественно-полезная профессия

Вика, трудно сказать какие профессии не общественно-полезные


Alya, инста блогер😂😂😂


Вика, от блогеров тоже бывает польза. Я подписана на блог училки английского языка, например. А на рождество другая блогер сделала рекламу бедной семье, и для них за сутки собрали 1,5 миллиона рублей.


Алиса, ваш коммент вызывает некоторый когнитивный диссонанс. Судя по контексту блог по английскому полезный, но - "училки"? Почему так пренебрежительно?

Вика, я себя всегда утешаю тем, что хай лучше блоги пишут/снимают, чем котят мучают. Польза для общества так же и в том, что вреда нет или меньше, чем при другой деятельности.


Вика, я бы даже сказала, что это социальная благотворительность

Java-разработчик в Москве с опытом от года находит работу за пару недель, чем больше опыт тем быстрее. Какие уж там месяцы.

Никита, средний опытный программист сидит безработным два дня: субботу и воскресенье. Потому что увольняется уже с оффером на руках.

Владимир, да. По крайней мере у меня было так летом. В пятницу забрал трудовую, отправился в Москву, там искал жильё в субботу и воскресенье. А в понедельник вышел на новую работу.

Никита, какие две недели? Обычно 5 дней:
День 1. Выкладываешь резюме на хэдхантер. Телефон разрывается от звонков, назначаешь собеседования на следующие 2 дня.
День 2-3. Скрываешь резюме, проходишь собеседования.
День 4-5. Ждёшь офферов.

Никита, если соглашаться на минимальную зп, то да. Иначе придется погулять по вакансиям. Чем больше опыт, тем выше требования к работодателю и тем меньше подходящих: близость к дому, социальные гарантии.

Никита, есть шутка, что хороший разработчик найдет работу по дороге домой

Никита, брат, возьми в ученики

Никита, ну я пару лет назад устраивался джавистом без опыта, по сути офферы (3 из 4) прилетели в первый же день.


Текущее место работы нашла за 1 день поисков, на первом же собеседовании. Предыдущую работу искала 4 дня, а до этого предыдущую искала неделю. Программист 1с с хорошим опытом в мск, зп почти на максимуме от предложений на hh. Какие там месяцы.

Преподаватель английского. Много народу,но и вакансий полно,выбирай что хочешь,работу найти относительно легко. На знакомых проверено.
Хочешь - работай на себя.

8 месяцев поиск работы - скорее всего это с теми, кто работает в черную. Не реальный срок просто. Надо проверить по другим данным - например, по сроку, который в среднем держится открытым резюме на HH, кроме тех, кто не обновляя держит открытым годами.

По моему опыту больше месяца в Москве это уже нереально на мидл-специалиста и больше 3 месяцев на ТОП-менеджера, если перебирать - тоже надо постараться.

На авито надо обновлять резюме, кстати - там точно можно посмотреть, сколько за первый месяц устраиваются, сколько за второй и так далее.

Статистика Росстата по поводу 7 месяцев поиска работы - это, видимо, биржа труда. На которой, как известно, соискатели больше заинтересованы в получении халявного пособия, чем в активном поиске. Компании (кроме бюджетных) тоже не любят сотрудничать с биржей труда, потому что они приклеиваются как банный лист и начинают драконить штрафами и угрозами проверок, если их кандидатам (зачастую реально неадекватным) отказывают.


Хирург в городской больнице. Работу не искала-предложили сами после ординатуры. Никто из коллег без работы не сидит никогда, меняют по желанию, хорошего врача с руками оторвут в любом учреждении.

В моей сфере всё сложно. Крайне малый рынок, но и крайне мало специалистов (именно специалистов). В прошлый раз искал работу в июне минувшего года, поступило порядка 10 предложений с практически троекратным разбросом по зарплате. Большая часть - руководящие посты. Выбрал самый подходящий вариант. Большинство оставшихся вакансий не закрыты до сих пор.


Алексей, что за сфера, если не секрет?

У меня проблема в том, что универ с этой болонской системой не дал понимания, кто я, как специалист, какую работу вообще искать (я магистр востоковедения). У меня было всего 1 место работы после универа (взяли на третьем курсе, проработала 5 лет). Начинала менеджером-переводчиков в бюро переводов, закончила там же зам директора. Когда вышла на поиски работы, не понимала, что вообще писать в названии резюме и в поиске вакансий. То есть я недопереводчик, но с клиентами возвращаться работать желания не было, а для чего-то аналогичного замдира не хватало ни опыта, ни навыков. В итоге сделала несколько вариантов. Работу искала 1,5 мес., благо нашла то, что понравилось (близко к замдира, но на уровне отдела в крупной компании). А так уже была готова уходить в другую сферу с нуля. Со своим образованием связь вообще потеряла, хотя удивительно, но тема моей новой работы оказалась близка к теме моей магистерской диссертации (использование интернета при изучении /восточного/ языка). Работаю в онлайн-школе англ языка теперь.

Войти через социальные сети

Войти с помощью логина и пароля

Профессии, с которыми вы не останетесь без работы

kuda.jpg

Каждый год перед очередными выпускниками средних школ неизменно встает вопрос: куда пойти учиться? В пользу какого направления сделать выбор? Какую специальность лучше приобрести, чтобы будущая работа была интересной, познавательной, достойно оплачиваемой и при этом давала возможность карьерного роста? Для того чтобы не ошибиться с этим определяющим будущее выбором, стоит заранее ознакомиться с особенностями наиболее популярных и востребованных на сегодняшний день профессий и специальностей.

Экономика и финансы

Хороший экономист, универсальный или узкопрофильный, а также грамотный финансовый аналитик, необходим любому предприятию. Безусловно, важную роль играет репутация учебного заведения и качество диплома, однако не меньшее значение имеют результаты, которые соискатель покажет в личном собеседовании. Произвести хорошее впечатление на работодателя можно профессиональным владением компьютером, знанием иностранного языка, навыками в ведении различных форм отчетности или знанием основ внешнеэкономической деятельности.

Достаточно востребованной является и специальность «бухгалтерский учет и аудит». Здесь, однако, существует определенная тенденция: работодатель скорее предпочтет опытного бухгалтера или аудитора с рекомендациями. Поэтому вчерашнему студенту придется очень постараться, чтобы доказать, что он достоин данной вакансии. Однако фундаментальное знание тонкостей бухгалтерского учета и аудита, а также уверенность в себе и умение производить впечатление, безусловно, помогут в трудоустройстве.

Профессии сегодняшнего дня

В наш век высоких технологий профессия программиста занимает первые строчки по популярности. Конечно, конкурс в ВУЗах на данную специальность достаточно велик. Поэтому при поступлении абитуриенту желательно иметь понятие об основах и принципах программирования. Зато шанс трудоустроиться, имея такую специальность, весьма высок, а оплата труда программистов – одна из самых достойных среди тех, кто только начинает карьеру.

Стоит обратить внимание и на профессию менеджера, ставшую такой популярной сегодня. Область применения менеджмента достаточно широка – начиная от оптовой и розничной торговли и заканчивая крупным производством.

Основным признаком любых рыночных отношений является продажа и приобретение товаров и услуг. Даже самый качественный продукт нуждается в том, чтобы его кто-то грамотно и завлекательно преподал, а впоследствии – выгодно продал. Реклама и продажи – это целая наука, поэтому современный рынок нуждается в талантливых и высокопрофессиональных маркетологах и специалистах по

рекламе. В таких профессиях присутствует элемент фантазии и творчества, что делает их интересными и необычными. Исходя из этого, пиарщики и «продающие» специалисты достаточно востребованы и неплохо зарабатывают.

Куда устроится молодому юристу

Несколько слов стоит сказать и о юриспруденции. В принципе, сегодня на рынке труда достаточно соискателей-юристов. Несмотря на то, что необходимость в представителях этой профессии высока, для выпускников ВУЗа без опыта работы и рекомендаций шансы устроиться на юридическую должность в солидную компанию ничтожно малы. В этом случае реальный способ сдвинуться с нулевой отметки – работа на государственной службе. К сожалению, зарплаты в таких учреждениях невысоки, однако молодой юрист получит здесь необходимый первоначальный опыт, который впоследствии откроет путь к более престижным и оплачиваемым вакансиям.

Традиционные специальности

Выпускники, которые считают своим призванием медицинскую или педагогическую деятельность, нередко опасаются связывать свое будущее с профессией врача или учителя. Виной этому, прежде всего, низкие зарплаты. Однако с развитием рыночных отношений в стране появляется все больше коммерческих клиник и платных учебных заведений, в которых работа сотрудников оплачивается на достойном уровне. Сложность состоит в том, что претенденту при устройстве на работу придется предъявить приличный диплом и продемонстрировать действительно серьезные знания.

Научные профессии

Нуждается страна сегодня и в узких специалистах: нанотехнологах, физиках-ядерщиках и физиках-радиотехниках, отраслевых инженерах и химиках. Не стоит думать, что при подобной специальности единственная перспектива – осесть в НИИ за минимальную государственную заработную плату. Специалисты такого профиля нужны на любом крупном производстве, где применяются сложные технологии. И дальновидные руководители не станут экономить на оплате труда грамотного и ценного профессионала.

Творчество как способ заработка

Для приверженцев творческой деятельности можно рекомендовать профессию дизайнера. Это – наиболее престижная специальность, в которой можно применить креатив и фантазию. Дизайнеры интерьеров и ландшафтные дизайнеры, создатели «лица» сайта или рекламной полиграфии – любое из этих творческих направлений найдет свое применение на современном рынке. А карьерный рост и заработок целиком и полностью зависят от возможностей и потенциала претендента.

Работа «своими руками»

Уже несколько десятилетий на рынке труда отмечается устойчивый дефицит представителей строительных и рабочих специальностей. С каждым годом престижность профессии токаря и электрика, слесаря и штукатура, маляра и фрезеровщика оставляет завоеванные ранее позиции. Невысокая заработная плата, не всегда достойные условия труда, часто посменные графики работы не вызывают энтузиазма у молодых абитуриентов учебных заведений. Хотя стоит заметить, что неуклонный рост темпов капитального строительства и увеличение производственных мощностей в масштабах страны делают такие специальности гарантированным «куском хлеба» для тех, кто по каким-либо причинам не имеет возможности получить высшее образование и приобрести более престижную профессию.

В качестве совета человеку, который не может определиться с выбором специальности, рекомендуем руководствоваться только своими пристрастиями и интересами, поскольку ни в одной специальности не достичь успеха, если работа выполняется без энтузиазма.

Читайте также: