Какие элементы творчества могут присутствовать в профессии

Опубликовано: 02.07.2024

Вопрос весьма актуальный, но для того чтобы его разрешить необходимо сначала разобраться и проанализировать с научной точки зрения заданную тему, а именно «Творчество, как необходимый компонент профессиональной деятельности педагога».

Начнём с анализа самого главного слова из названия данной темы – «ТВОРЧЕСТВО».

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов.

Другими словами творчество – это создание чего-то нового, отличающееся от производства тем, что автор вкладывает своё в создание, что другие вложить не смогли и не могут.

Творчество нашло свое отражение в трудах Н. А. Бердяева,который увидел его гениальную природу: «Творчество есть огонь, культура же есть охлаждение огня».

Академик В. А. Энгельгард писал, что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной, физиологической потребности, “результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки”.

Теперь рассмотрим понятие «профессиональная деятельность педагога», что в конечном итоге несёт в себе смысл «педагогической деятельности».

Педагогическая деятельность – это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры.

Система деятельности воспитателя представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности:

• изучение индивидуально-психологических особенностей дошкольников и результатов диагностирования для внесения изменений в методику воспитательного процесса,

• прогнозирование дальнейшего развития ребенка и детского коллектива, определение целей, задач, содержания, форм и методов работы (планирование деятельности,

• организация действий педагога и дошкольников на выполнение разнообразных видов воспитания и обучения,

• организация педагогически целесообразных отношений между взрослыми и детьми,

• поддержка и воспитательно-образовательная помощь нуждающимся в ней детям с целью достижения оптимальных результатов обучения, воспитания и развития,

• анализ результатов педагогической деятельности с целью прогнозирования и внесения изменений в учебно-воспитательный процесс.

Проанализировав вышеперечисленные определения педагогической деятельности, можно сделать вывод, что смысл данной деятельности требует от педагога достаточной степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение, а так же желательно включить такие личностные качества, как умение организовывать, контролировать, анализировать и оценивать собственное поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими задачами. Из чего следует, что педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Однако в отличие от творчества в других сферах (науке, технике, искусстве) творчество педагога не имеет своей целью создание нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности.

Конечно, творчески работающий педагог, создает свою педагогическую систему для получения наилучшего результата в реальных условиях.

Педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный — значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим трудом. Ведь без специальной подготовки, знаний и опыта, передающегося из поколения в поколение, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только имеющий специальную подготовку педагог с помощью воображения и мысленного представления способен найти новые оригинальные пути.

Итак, я разобрала каждое слово из названия выбранной мною темы. Однако, творчество творчеству рознь,привожу примеры из практики:

• некоторые педагоги дают знания детям «от корки до корки» учебника и не пытаются (не могут и не хотят) выйти за рамки программы, которую необходимо изучить, следовательно, не стремятся усовершенствовать образовательный процесс. Например, педагоги не творчески подходят к педагогической деятельности, в результате, дети не хотят идти в сад, следовательно, не посещают занятия, а пришедшие теряют интерес к предмету, отвлекаются, «спят»;

• другие педагоги стараются (не могут, но хотят) разнообразить процесс обучения дошкольников, хотя и нет особых талантов, то есть не творческие люди от природы. Они «бьются о камень» и в итоге получают неплохие, а иногда и великолепные результаты преобразования методики преподавания. Например, педагог заинтересовывает часть детей с более низким потенциалом развития творчества, но не ту часть группы, которая имеет уровень познавательного интереса выше, чем у самого педагога. Значит, эти дети способны самостоятельно решить поставленную задачу без помощи педагога (создать проблемную ситуацию, управлять этой ситуацией, анализировать, делать выводы и приходить к логическим решениям);

• у небольшой группы воспитателей преобладает талант, творческое «нутро», но нет желания (могут и не хотят, то есть не прикладывают достаточные усилия для совершенствования своей педагогической деятельности. В некоторые моменты талант педагога дает знать о себе, но в силу каких-то негативных обстоятельств (конфликт с администрацией, конфликт с коллективом, отчужденность от профессии, за счет нехватки рабочих мест по своей специальности и т. д.) не желает проявлять, активировать свои внутренние творческие качества;

• а есть такие педагоги, которые родились с творческой жилкой и горят желанием работать (могут и хотят) в данном направлении, то есть человек нашел своё предназначение в жизни (свой жизненный путь, и готов добиваться намеченных целей. Например, в школе преподают английский язык, педагог проводит занятия по всем темам, которые необходимо пройти за текущий учебный год, однако находит время для провождения на уроках праздников, таких как Halloween (– это праздник всех святых, Merry Christmas (– рождество, Valentine’s Day (– день святого Валентина, День всех влюбленных) и т. п. Ещё один пример творческого подхода в педагогической деятельности: учитель географии вывозил на природу, экскурсии в разные города, водил в походы, где дети могли наглядно видеть рельефы земли, горные породы, камни и лазить по пещерам. Этих педагогов никто не заставлял делать этого, «палкой не гнал» как говорится. Здесь ответственности намного больше, нежели просто провести урок.

20 октября 2010 года Департаментом образования города Москвы ВОУО было проведено заседание круглого стола по теме: «Интеллектуальное развитие детей в детском саду» на базе детского сада комбинированного вида №1602 совместно с детскими садами №2553, №2092, №2442, №2078 города Москвы, а также кандидатом психологических наук Шиян Игорем Богдановичем. Основным вопросом данного заседания стало сетевое взаимодействие – инновационная модель трансляции передовых педагогическихидей по интеллектуальному развитию детей в условиях: семьи и детского сада, организации экспериментальной деятельности, декоративно-прикладного искусства, преемственности в работе детского сада и школы.

Все выступавшие ораторы пришли к единому мнению, что интеллектуальное развитие ребенка невозможно без развивающегося педагога, несущего в себе творческую суть.

Советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии,Лев Семенович Выготский в своих трудах сказал: «Лишь то обучение хорошо, которое ведет за собой развитие».

В словаре практического психолога С. Ю. Головина под интеллектом понимаются индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию.

Как известно мышление делится на формально-логическое и творческое (диалектическое). В механизме творчества заложено диалектическое мышление. Согласно Гегелю, диалектика есть «движущая душа всякого научного развертывания мысли». То есть, владея диалектическим мышлением, человек может найти выход из любой ситуации, что говорит о развитии познавательной деятельности, а соответственно, и творческой личности.

Отсюда, можно сделать вывод, что лишь постоянно развивающийся педагог может зародить в себе и детях по настоящему творческую личность.

Только творческий педагог является мастером своего дела.

Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер – токарь, прекрасный мастер – врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог (А. С. Макаренко – советский педагог и писатель).

А как Вы думаете: «Зачем педагогу творчество?»

Арт-терапия как элемент деятельности педагога-воспитателя Деятельность воспитателя так или иначе связана с оказанием помощи ребенку и его родителям в разрешении проблем, связанных с сохранением.

Конспект совместной деятельности педагога и детей «Как дети мышонку помогли» Конспект совместной деятельности педагога и детей (ОД) по теме «Как дети мышонку помогли» Возрастная группа: 3-4 года Вид (разновидности).

Консультация для воспитателей «Публичные выступления — инструмент профессиональной деятельности педагога» «Публичные выступления – инструмент профессиональной деятельности педагога» Подготовил: старший воспитатель Миронова О. В. Цель консультации:.

Краткая информация о профессиональной деятельности педагога по эстрадному вокалу В 1994 году, после окончания педагогического училища №1 им. М. А. Горького, я поступила на работу в общеобразовательную школу №14 в качестве.

Применение информационно-коммуникационных средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Применение информационно – коммуникационных средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. С каждым годом современные.

Семинар «Развитие творческого потенциала педагога как условие успешной педагогической деятельности» Тема: Развитие творческого потенциала педагога как условие успешной педагогической деятельности. Цель: создать условия для формирования.

Региональный компонент в системе работы педагога в ДОУ «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям.

Воспитатель ДОУ как субъект профессиональной деятельности Одним из важнейших требований, которые выдвигает педагогическая деятельность является четкость социальной и профессиональной позиций ее.

Магистерская диссертация. Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности педагога и безопасности образовательной среды Введение 3 Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации профессиональной деятельности педагога и безопасности образовательной среды.

Эссе «Смысл профессиональной этики практического психолога как профессиональная ответственность» В любой появляющейся науке, которая тем или иным образом касается жизни людей, рано или поздно встают вопросы этики. В психологии, как науке.

В настоящее время вопросы творчества обсуждаются многими людьми: специалистами, педагогами, учеными, работниками творческих профессий и другими специальностями.

Проблема творчества в деятельности человека остается актуальной и важной, а от изучения этой темы зависит понимание устройства развития человека и общества, поскольку быстрое развитие общественной системы предполагает увеличение значимости творческого начала в деятельности. Кроме того, появление новых технологий, от которых зависит комфорт и эффективность, это результат творческой деятельности. В наши дни активность человека все больше возрастает в области «технического и социального творчества, созидающего техносферу» [2, с. 1243].

Существует различные факторы, влияющие на успешность деятельности личности. Такие как состояние здоровья, семейное положение, возраст, уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности; мотивы выбора основной деятельности; адекватность исходных представлений об основной деятельности; характер деятельности; внешние условия организации деятельности; материальная база; уровень квалификации; престижность и, немаловажным является индивидуальные психологические особенности личности.

Многое зависит от того, какое место способности занимают в структуре личности конкретного человека, в системе его жизненных ценностей и как они сказываются на развитии других личностных качеств. Во-первых, в структуре способностей следует выделить интеллект, специальные способности и креативность. Однозначно успешность деятельности связана с относительно специальными способностями. К ним относятся такие способности как: фонематический слух для лингвиста, звуковысотный для музыканта, чувствительность различать цвета для художника и т. п., в общем, они называются сенсорными. Помимо вышесказанного существуют моторные способности – это пластика и тонкая координация движений для спортсменов, танцовщиков артистов цирка и т. п. Невозможно обойтись и без профессиональных способностей. К ним относятся техническое мышление, пространственное мышление, математическое. [1]

Другим важным фактором успешной работы личности является креативность. Креативность обеспечивает создание человеком чего-то нового (прежде всего нового для себя, часто являющегося новым и для других).

Деятельность является творчеством в той степени, в какой ее результат нов. Стремление к новому, или «творчество жизни», иногда проявляется в мелочах, например, из двух магазинов покупатель выбирает тот, в который не заходил раньше. Но выбор может относиться не только к ситуации покупки. В научном творчестве новизна проявляется в работе с новыми сложностями, новыми группами методов или же в рассмотрении известного предмета в новом видении. В узком смысле творчество – это создание продуктов культуры (науки, искусства, техники и другое.).

Творчество это есть превышение исходного уровня деятельности уникальным и весьма эффективным образом.

Очень многие профессии являются по сути творческими. Те профессии, в которых существует возможность продуктивного осуществления профессиональных функций не только на основе усвоенных знаний и навыков. Если сказать другими словами, это те профессии, в которых возможен и просто необходим выход за пределы имеющегося опыта.

Одной из таких профессий является профессия инженера-технолога именно в силу того, что в ней без этого постоянного выхода за пределы имеющегося знания и опыта невозможно внедрять процессы и режимы производства продукции, устанавливать порядок работ, последовательность выполнения трудовых операций. Несмотря на наличие стандартизированных процедур, все предусмотреть в технологическом процессе невозможно. Возникновение нештатных ситуаций требует нестандартных, креативных решений.

Профессия технолога – очень востребованная и очень сложная профессия. Если конструктор решает и творчески создает проект того, что еще не было придумано, то технолог решает, как воспроизвести на заводе это нечто самым доступным простым и дешевым способом быстро и в нужном количестве. Для этого необходимо знать очень много и предусматривать различные тонкости. В этом смысле творческая направленность в данной профессии имеет экстенсивный характер креативности, помогающий оформлять и трансформировать вещественный мир, окружающий нас, преобразовывать физическое пространство. Такой тип креативности больше всего связан с научным и техническим творчеством. [4]

В процессе самоорганизации происходит развитие. В возможности изменить самого себя проявляется способность человека строить эффективно свою жизненную стратегию. Эта эффективность достигается за счет упрощения видов деятельности. Невозможно не отметить, что животные в своей эволюции пошли путем развития специализации органов и систем, что привело к упрощению функции. Человек пошел другим путем. И этот путь сделал необходимым целенаправленное создание средств, которые позволили бы получать продукт, помогающий в деле сохранения человеческой популяции, увеличения безопасности жизни. [3]

Получается, что творчество является неотъемлемой характеристикой человеческого мира. И если творчество исчезает из жизни человека, значит, речь идет о серьезном кризисе. Можно согласиться с мнением, что присутствие творчества в деятельности человека и его личность тесно связаны. Личность невозможна без творческого усилия. И отсутствие творческого начала сказывается негативно не только на результативности, но и на личностном росте. А дефицит ярких личностей может быть признаком неполадок в какой-либо сфере. [5] И можно сказать, что нет большой разницы, занимается ли человек профессиональной деятельностью, или отдает свое время хобби, личным увлечениям. И то, и другое способствует созданию и росту его личности, выработке у него новых способностей и качеств, что, в свою очередь, помогает человеку в профессии.

Список литературы

  1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  2. Лукманова Р.Х., Столетов А.И. О трансформации понимания творчества в философии // Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. № 4.С. 1237-1243.
  3. Симонов В.П., Ершов П.М. Творчество - основа развития. М.: Наука, 1991.
  4. Столетов А.И. Сущность креативности и ее типы // Креативность в пространстве традиции и инновации. Третий Российский культурологический конгресс с международным участием: Тезисы докладов и сообщений. СПб.: Эйдос, 2010. С. 6-7.
  5. Столетов А.И. Творчество как основание личности. Уфа: БашГАУ, 2005. 228 с.
  • 23 ноября 2020
  • 29 октября 2020

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Как известно, XX век окончательно поставил крест на проблеме расстояний между людьми. Радио, изобретенное Поповым и Маркони в конце XIX века, трансформировалось в такие общеизвестные технологии, как сотовая и спутниковая связь, беспроводный интернет, телевидение http://www.di-net.ru/. Эти технологии продолжают модифицироваться и развиваться, причем темпы развития таковы, что за 5–10 лет могут смениться одно, а то и 2 принципиальных поколения устройств или стандартов. Соответственно, компаниям-лидерам в этой отрасли жизненно необходимы грамотные инженеры в самом широком смысле слова. Проектировщики, исследователи, разработчики программного обеспечения, схемо- и системотехники, конструкторы – список требуемых профессионалов можно продолжать еще очень долго. Главное – это должны быть профессионалы своего дела. Как стать таким? Во-первых, выбрать для учебы приличный втуз – уровня МГТУ, МТУСИ, МИРЭА, МАИ, чтобы быть уверенным в том, что преподаватели смогут ответить если не на все, то на большинство вопросов и помочь сориентироваться в интересующей области техники и знания. Во-вторых, попытаться попасть в НИРСы (сокр. от научно-исследовательская работа студентов), проводимые при участии крупных компаний-лидеров рынка связи. Участие в таких НИРСах не только даст шанс на дальнейшее трудоустройство в компанию-участницу, но и преподаст вам столь необходимые сугубо практические знания и навыки.

Что же касается перспектив для творчества, то их в связи очень много – антенная техника, проблемы теплоотвода от элементов в условиях уменьшения пространства устройств (миниатюризация), стандарты для беспроводной передачи данных (всех радиусов действия), схемотехника абонентских и базовых станций, программное обеспечение для элементов сетей (биллинг, базы данных, реестры пользователей).

Это далеко не полный список направлений, в которых творческий подход жизненно необходим.

Энергетика

Электрическая лампочка, в которой отражается дерево

Проблемы этой отрасли народного хозяйства тесно соединены с проблемами связи. Современные сотовые телефоны напоминают по своим возможностям микро-ЭВМ – со всеми вытекающими последствиями в виде огромного энергопотребления. Последние шедевры от Nokia, Qtek при условии использования всех возможностей могут работать от аккумулятора не больше нескольких часов – очень часто приходится использовать коммуникаторы включенными в сеть питания. Решение проблемы – использование для создания процессоров более тонкий технологический процесс и применение более емких аккумуляторов.

В принципе, уже есть возможность изготовления так называемых топливных элементов – аккумуляторов, умеющих самостоятельно восстановить часть заряда за счет химических реакций между веществами в своем составе. Но эти устройства отличаются большими размерами: такова плата за использование химических реакций. А электроника в последнее время движется по пути миниатюризации – как самих устройств, так и элементов питания. Что же касается массы, то даже небольшой аккумулятор значительно увеличивает массу всего устройства. Поэтому ставится задача изготовления элементов питания большой емкости, но с ограничениями по массогабаритным характеристикам.

Решение подобных задач – это проблема для ведущих компаний-производителей мобильной аппаратуры. А что касается вопросов подготовки творчески и технически подкованных специалистов – добро пожаловать в энергетические и радиотехнические вузы. Придется изучить химию радиоматериалов, технологию и конструирование, вторичные источники питания и теплотехнику.

Решение такой задачи позволит не только обеспечить мобильным устройствам больший срок жизни, но и дать новое направление энергетике.

Есть и другая задача. Запасы углеводородного топлива не безграничны – приходится обращать внимание на восстановляемые виды энергий – солнечную, ветровую, результаты переработки органических отходов. Если результатом изысканий общей стоимостью в несколько миллиардов долларов станет получение нового вида топлива, то человечество получит еще один шанс выжить!

Нанотехнологии

Важность нанотехнологий в современном мире

Одна из наиболее молодых и бурно развивающихся отраслей содержит в себе большое количество нерешенных задач. Причем решение хотя бы одной означает гигантский рывок вперед и, как вариант, присвоение справившемуся с ней Нобелевской премии. С другой стороны, работа с нанотехнологиями – это работа целых НИИ или как минимум отделов. Помимо диплома о высшем образовании может потребоваться и ученая степень – причем полученная за работы в области нанотехнологий. То есть путь к славе тернист и далек – следует хорошо подумать перед тем, как выбрать эту стезю.

Космос

С одной стороны, приток сюда кадров со свежими идеями жизненно необходим, с другой – всё-таки космическая техника требует консервативного подхода из-за большой стоимости производства и эксплуатации. Любые новшества в космической технике и системах жизнеобеспечения требуют проверки в реальных условиях – то есть в космическом пространстве. А теперь представьте себе: сколько стоит изготовить образец и запустить его на орбиту? Поэтому требуется большое количество времени и средств, прежде чем испытать даже самое незначительное улучшение того или иного устройства или прибора. Космос не прощает ошибок – и единственной ценой ошибки в расчетах или при проектировании будет человеческая жизнь. А зарплата в НИИ и КБ, работающих на космос, крайне мала; это работа для фанатов своего дела. И получается, что за нищенскую зарплату возлагается огромная ответственность.

Физика

Альберт Эйнштейн на фоне классной доски

Здесь до сих пор остаются белые пятна, и интерес к ним не ослабевает. Львиную долю проблем физики составляют проблемы ядерной физики и квантовой механики. К примеру, в Дубне до сих пор открывают тяжелые элементы, экспериментируют с различными установками. Теоретическая физика с трудом продирается сквозь математические препятствия: возможностей современной математики уже не хватает для описания и объяснения результатов исследований и расчетов.

Иными словами, в научной сфере творческие люди как были востребованы, так и продолжают таковыми оставаться. Но вот заманить молодежь в ученые уже нечем. В отличие от прикладных исследований, результаты теоретических изысканий, да еще и в такой специфической сфере, интересны лишь относительно небольшому кругу лиц – тем же коллегам-ученым.

Как можно обобщить вышенаписанное? Да, творческие люди нужны во многих отраслях, но вот что делается для того, чтобы привлечь туда молодежь? Там, где в основном работают частные инвесторы и вращается частный капитал, всё в порядке – и зарплаты приличные, и с испытательной базой нет проблем. В научные разработки вкладываются немалые средства. Это если говорить о связи и энергетике. Для нанотехнологических разработок средства из государственного бюджета выделяют и обещают выделять солидные, но путь для творческого человека невообразимо тернист и далек. В солидные НИИ попасть, даже имея красный диплом, непросто. Нужна реальная работа – для начала в тех же НИРС, написание статей, проект диссертации. В общем, «попробовать, если не получится – бросить» здесь не выйдет. Для того чтобы «попробовать», уже нужно приложить немало усилий.

Часть вторая, гуманитарная

Что же может помешать воплощению ваших блестящих фантазий? Во-первых, это известная консервативность научного сообщества. Отважитесь заняться наукой — вашим претензиям на уникальные открытия, искрометные интерпретации придется сосуществовать с академическими формальностями, архаичными взглядами ученых мастодонтов, скепсисом к новым идеям и тенденциям со стороны членов ВАК. Но зачастую эти преграды лишь закаляют молодого ученого, заставляя его более основательно доказывать свои выводы. К тому же у любой авангардной идеи (если она действительно актуальна и перспективна) всегда найдутся приверженцы – такие же молодые авантюристы.

Гораздо сложнее обстоят дела в прикладных сферах (PR, реклама и др.), ведь широкое общественное мнение и вкусы масс – более суровые судьи, чем профессора и академики. Важно, что любая практическая деятельность гуманитария рискует оказать серьезное влияние на общество, а это неизбежно требует осознания ответственности. Если инженер-энергетик, сконструировав ненадежный аккумулятор для сотового телефона, омрачит жизни потребителей небольшими финансовыми потерями и минутным разочарованием, то педагог, «запускающий» новую образовательную программу, бесповоротно меняет сознание своих учеников и их дальнейшую жизнь. Не только педагог, но и любой гуманитарий рискует быть услышанным, и именно с этой активной включенностью в жизнь общества связаны не только все безграничные просторы, но и все ограничения в деятельности гуманитария.

История

Древние свитки и пергаменты лежат на столе

Со времени возникновения этой науки и по сей день ведутся споры о значении истории для общества. Некоторые понимают историка как учителя жизни, их оппоненты видят в этих исследователях только хранителей чистого, не прикладного знания о прошлом и считают историю лишь способом удовлетворить собственное любопытство за казенный счет. Но сам факт существования профессии историка говорит о странной потребности общества в знании прошлого.

Было бы ошибкой свести деятельность историка только лишь к выкапыванию доселе неизвестных фактов, хотя и здесь еще много простора для работы – не раскопанные курганы дожидаются археологов, многие памятники древней письменности еще до конца не расшифрованы, документы, затерянные в архивах, ждут огласки. Но основная задача, которую ставит общество перед историком – это интерпретация, т. е. поиск нового значения исторических фактов, событий, эпох. Например, в конце XIX века было принято интерпретировать монгольское иго как катастрофу, приведшую к краху древнерусской культуры, а многие современные исследователи видят в тех же фактах причину объединения разрозненных княжеств и начало российской государственности. Сейчас много говорят о переиначивании и даже «подмене» истории, однако опасения напрасны: это абсолютно естественный процесс. Общество ищет в истории не сухие факты, а свою сопричастность с прошлым. Общество меняется и каждый раз требует заново пересказывать историю – так историк сам становится ее автором.

Все это неизбежно приводит к модернизации самой науки – появляются новые области знания, такие как микроистория (или история повседневности), история материально-бытовой культуры, история моды. Эти, сравнительно молодые и еще малоосвоенные, направления нуждаются в молодых и азартных исследователях.

Реклама

По одежке встречают не только человека, но и товары. Предпринимателю, чтобы добиться успеха и стать миллионером, недостаточно разработать грамотный бизнес-план и наладить производство: товар еще нужно «одеть» и представить потребителю. Основная цель рекламы – заставить покупателя «правильно встретить» и, в перспективе, полюбить товар.

В рекламе занято множество самых разных специалистов – это и дизайнеры, и копирайтеры, режиссеры и операторы рекламных видеороликов, медиа-аналитики, социологи, бренд-менеджеры и т. д. Венчает эту пирамиду маркетолог. Всех этих специалистов, работающих в рекламе, объединяет одна задача – и сковывают одни и те же проблемы. В системе рекламы самым обидным для творческого человека оказывается критерий оценки его идеи – нет, это не эстетичность, не оригинальность, не остроумие. Качество идеи измеряется количеством денег, которые заказчик заработал с ее помощью.

Молодой человек с рупором

В этой жесткой реальности самыми уязвимыми оказываются люди творческих профессий, или, как принято называть их в рекламе, – креаторы. «Подрезать крылья» творческой фантазии стремятся, с одной стороны, маркетологи, а с другой – непосредственно заказчики. И это стремление вполне объяснимо, ведь за ним стоит потребитель со своими вкусами, в большинстве случаев не совпадающими со вкусами креатора, а предприниматель и маркетолог в первую очередь экономисты, и как экономистам им необходимо сократить риск – ведь производство любой рекламной продукции дело достаточно дорогое. Но как быть творческому человеку? Существует несколько конструктивных путей: во-первых, смириться, подчиниться воле рынка, заменить творчество технологией, зарабатывать вполне приличные деньги и прозябать по полгода где-нибудь в Гоа. Второй выход более компромиссный: дело в том, что все штампы, которые заменяют в рекламе живую творческую мысль, рано или поздно «замыливаются» и перестают работать: согласитесь, нельзя до бесконечности смотреть на оттертую до блеска половину монеты и тонны фруктов, падающих в йогурт. И тут наступает время для блестящей идеи – и ваш «звездный час». Наконец, третий, самый сложный путь – это «стать в позу», отказываться от выгодных заказов в пользу собственных интересов, самому выбирать себе заказчиков. К сожалению, этот путь губителен для начинающих креаторов, зато специалистам, уже зарекомендовавшим себя удачными проектами, такое поведение рано или поздно принесет почет в рекламном обществе.

У маркетолога дела обстоят гораздо сложнее. В своей работе он опирается не на творческую интуицию, а на данные социологических исследований. Наиболее радикальные маркетологи вообще отвергают творчество в рекламе и предпочитают пользоваться специальными каталогами образов и символов, где собраны все возможные графические элементы и разъяснены возможные эмоции, которые они вызывают. С точки зрения рынка, это разумный ход, но мыслимо ли развитие в этих тесных рамках? Безусловно! Во-первых, сознание покупателя постоянно меняется – а маркетолог в ответ на это должен тонко анализировать изменение запросов общества и адекватно на них реагировать. К тому же большинство стандартных рекламных ходов разработаны на Западе и требуют адаптации к российскому потребителю. Во-вторых, если всем прочим работникам рекламы вездесущий рынок ограничивает творческий потенциал, то у маркетолога есть возможность самому управлять рынком.

PR-акция в ресторане

Пожалуй, самая свободная профессия. Ее ограничивают только нормы приличия, принятые в обществе – ведь PR-акция, будь то газетная статья или мероприятие, должна привлекать, а не отпугивать. Эта профессия требует от человека общительности, креативности, аналитического мышления и беспринципности. Клиенты пиарщика — а ими могут оказаться компании, политические партии, какой-нибудь товар или некая личность — должны получить отдачу в виде общественного резонанса. Он творец новостей. Его задача – создать общественное мнение о своем клиенте.

Культурология

Эта самая молодая гуманитарная наука, несмотря на давление и скепсис со стороны классических дисциплин, по праву считается и самой популярной. Помимо непосредственно культурологов под ее широкое крыло приходят и специалисты из других областей, чьи идеи не вмещаются в русло «классических» дисциплин. Несмотря на чрезвычайную сложность теоретической части, результаты практических исследований оказываются невероятно увлекательными и актуальными. В этой области от исследователя требуется помимо академической выучки еще и оригинальность, наблюдательность и острый ум.

Творческие возможности обусловлены здесь множественностью определений самой культуры. Современные словари предлагают более четырехсот дефиниций культуры – и «ваша культурология» будет зависеть от того определения, которое вы сами выберете. Однако стоит обозначить самые актуальные на сегодняшний день направления.

Западный аналог культурологии – cultural studies. Внимание этих специалистов приковано к современной массовой культуре. Они умеют задавать вопросы тому, что кажется очевидным и недостойным внимания, но ведь постичь человека можно только узнав о его обыденности, о тех вещах, которые окружают его повседневно. Все достижения массовой культуры становятся у них материалом для исследования, а результаты этих исследований пользуются спросом у тех, кто рассчитывает завоевать сердца масс. Каждый от клипмейкера до политика нуждается в таких специалистах, однако в нашей стране подобными исследованиями занимаются всего несколько человек.

Пожалуй, самое занимательное воплощение культурологии – это футурология, наука о будущем. Футуролог не имеет отношения к предсказаниям, ясновидцам и прочей мистике — он совмещает доскональное знание настоящего с маленькой фантазией и вычисляет возможные пути истории. Потребность в таких специалистах испытывают те, кто занимается стратегическим планированием, но на данный момент этих потенциальных потребителей гораздо больше, чем футурологов.

Ценность культурологического образования не столько в практических навыках, сколько в расширении кругозора и, пожалуй, самое важное — в усвоении нового современного образа мышления. Специалистам с таким образованием открыта любая сфера деятельности – от хранителя музея до того же политика.

Здесь рассказано лишь о некоторых гуманитарных дисциплинах, но такой выбор не случаен. С одной стороны, все они по-своему уникальны: история – самая старая «классическая» дисциплина; PR и маркетология – самые прикладные; культурология – самая юная и азартная. Но, в то же время, они обнажают и типичные проблемы гуманитаристики.

Велика и многообразна сфера влияния учителя на учеников, сложны его обязанности. Немалые трудности встают порой перед учителем. Но есть в профессии учителя то, ради чего избирают её люди, желающие вести своих учеников в мир неизвестного, раскрыть перед ними радости творческого труда. Фундамент его творческой деятельности – научные знания, педагогическая, эстетическая культура. Именно на этой основе развиваются разносторонние интересы и духовные потребности учителя.

Учитель – творческий человек не только в своем предмете, но и во всем объеме учительского звания. Незачем разъяснять, что авторитет личности учителя держится не только на профессиональных навыках и не только на человеческих качествах, но и на чем-то особенном, что можно назвать духовным богатством, что выделяет его из общего ряда уже одним его положением.

Все примеры творческой деятельности учителей сходны в главном: увлечённом отношении к своему повседневному труду, стремлении внести что-то новое, нешаблонное, оригинальное в личную практику обучения и воспитания детей, желание достичь более высоких значимых результатов в развитии творческих качеств личности ученика. Хорошо известно, что только тот педагог, который сам обладает ярко выраженной потребностью в творчестве, умеет замечать в каждом человеке ростки таланта. Педагогическое творчество не есть свойство избранных. Овладение мастерством – задача каждого педагога, она вполне достижима.

Мы определяем свою значимость по оценке других людей или по своим взглядам на жизнь, а жизнь каждого начинается с детства. Кто не знает силы детских впечатлений? Перед многими людьми детство стоит как яркая многоцветная картина, где можно различить каждую травинку, каждого ползущего муравья.

Вспоминая детство, отчётливо помню свои первые рисунки. Это были разные зверюшки, изображения природы и, конечно же, человечки, которые были смешными и забавными. Была и у меня в детстве интересная игра – игра в школу. Подражая учителю, я учила своих кукол. Самым сложным было научить “учеников”- кукол рисовать человека. Видя моё увлечение рисованием, моя мама – Неля Алексеевна Шадрина отвела меня

в только что открывшуюся Зиминскую детскую художественную школу (1973 год).

Как я благодарна ей за то, что именно, моя мама, определила мой дальнейший жизненный путь. Первыми моими учителями были Любовь Анатольевна и директор ДХШ – Брызгалов Валентин Александрович. Его имя сейчас носит наша Зиминская детская художественная школа, которую он основал.

Учиться рисовать было трудно, рисование – ремесло тяжёлое даже для тех, у кого есть талант. Не знаю, была ли я талантлива, но мне нравилось рисовать, это было самое любимое занятие, самое интересное увлечение. Возможно поэтому, после окончания 10 класса Средней общеобразовательной школы №10 я поступила в Тулунское педагогическое училище. Так, постепенно, начала осуществляться моя детская мечта – стать педагогом-художником, видящим больше других, сложнее других, цветнее других и быстрее других. Тогда ещё точно не зная, буду ли я учителем, знала, что всегда буду рисовать, независимо от профессии. Сейчас, проработав в школе более 20 лет, я убедилась в справедливости слов: корни учительского авторитета – в поведении учителя.

Надо помнить, что на наставника ребята смотрят очень взыскательно, быстро подмечая и хорошие и плохие качества его характера, отлично используя это в своих интересах. Очень важно, чтобы ученики верили своему учителю, для этого он всегда должен быть искренним и справедливым, должен любить и уважать учеников, помнить, что у каждого есть своё “зерно”. Долг учителя – помочь сбросить шелуху и раскрыть “зерно” таланта терпеливо и настойчиво. Труд этот нелёгкий, подчас неблагодарный, но необходимый.

За то немногое время, что отведено в общеобразовательной школе изобразительному искусству, учащихся не научить, конечно, в должной мере грамоте рисунка, композиции, живописи и скульптуре.

Рост творческий - это рост духовный. И сегодня не забываю радовать своих учеников и коллег своими творческими работами. Мои панно, картины и иллюстрации украшают кабинеты начального звена, русского языка и литературы, музыки и МХК, географии, и биологии, изобразительного искусства, а также библиотеку и столовую.

Все это можно увидеть на фотографиях.

В социальной сети работников образования на моём сайте учителя изобразительного искусства и черчения http://nsportal.ru/elena-aleksandrovna-belkova. размещена информация в моём портфолио о моих творческих работах.

Печать таланта педагога очень ярко отражается на детском творчестве. В этом живом творчестве и заключается работа учителя, педагога-художника.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования – это умное руководство со стороны взрослых.

Одаренный ребенок – это достояние страны, поэтому считаю абсолютно неважно

в какой школе он учиться, главное то, кто ему будет оказывать поддержку. Сама жизнь подсказывает нам, что необходимо больше уделять внимания выявлению одарённых детей и работе с ними. Конечно, существуют различные мнения по поводу того, кого считать одарённым.

Современному ученику недостаточно получить определенную сумму знаний, умений и навыков. Время требует от него умения самореализовываться, саморазвиваться, максимально использовать свои потенциальные возможности, мыслить творчески, выходя за рамки одного предмета.

Работа с одарёнными детьми – это чаще всего внеклассная работа.

Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа (класс) остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело – внеклассные занятия, в которых учитель не связан жёсткими временными и плановыми рамками. Внеучебная изобразительная деятельность должна строиться с учетом передачи опыта творческой деятельности, нравственно-эстетического и профессионального опыта учителя и должна служить средством развития личности ребёнка. Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие от неё строится по принципу добровольности, а её содержание должно отвечать личным интересам школьников.

Считаю, что именно у учителя изобразительного искусства и черчения есть широкие возможности в формировании у учащихся интереса к изобразительной и рационализаторской деятельности, научно-техническому творчеству. Именно работа

с одарёнными детьми успешно культивирует у них те качества, без которых творческая личность может не состояться. Очень важно работы одаренных детей показывать другим, от своей творческой работы учащиеся должны получить удовлетворение.

Внеклассная работа по изобразительному искусству проводится каждый год – это наши школьные выставки, конкурсы рисунков, плакатов и стенгазет: «Рисование – способ познания мира»; «С днём Учителя!»; Конкурс новогодних рисунков, открыток и стенгазет «С Новым годом!»; «Гордимся мы очарованием красавиц русских и славим мужество богатырей»; «Ничего на свете нет милей улыбки мамочки моей»; «1 апреля – день юмора и смеха»; «В глубинах Вселенной»; «Мы – за здоровый образ жизни!»; «Все профессии нужны, все профессии важны»; «Никто не забыт, ничто не забыто»; «Нам нужен мир!».

Любая выставка в школе вызывает живой интерес не только у ребят-авторов, но и

у остальных зрителей: одноклассников, учащихся других классов, учителей, родителей и гостей школы.

Проявление творческой инициативы способствует развитию у ребят художественно-творческой активности, приобретению опыта творческой деятельности, самостоятельности, фантазии, воображения, образного мышления.

Мои ученики постоянно принимают активное участие в школьных, городских, региональных и дистанционных всероссийских и международных конкурсах детского художественного творчества.

Некоторые считают программирование стопроцентной технической специальностью. Но так ли это на самом деле? О том какова доля творчества присутствует в IT-сфере, а также как работается творческим людям в офисе и дома рассказывает Генеральный Директор «Протекшен Технолоджи» — Михаил Калиниченко.

Бесконечные цифры, длинные и запутанные элементы кода… Со стороны это кажется скучным и однообразным. Поэтому отношение к программистам примерно такое же, как к роботам на сборочном конвейере: получил поручение, написал модуль, протестировал, сдал, и цикл снова возобновляется.

Работа программиста однозначно структурирована и организована. Например, задачей IT-специалиста может быть создание кода, который должен быть четко оформлен и построен по определенным правилам.

И, казалось бы, в программировании нет места творчеству, ведь здесь все, начиная от наименования файлов и заканчивая переменными, подчиняется чёткой логике.

Допустим, программист сталкивается с задачей, и ему необходимо решить ее различными способами. Фокус в том, что большинство проблем можно решить с помощью творческого логического выражения. Творческая сторона программирования заключается в нахождении логичного решения поставленной проблемы. Решение проблемы зависит от многих факторов, таких как язык программирования, моделей логического выражения и шаблонов проектирования, которые помогают реализовывать решения для различных задач.

Условно IT-специалистов можно разделить на несколько групп. Есть те, кто работают только по четким шаблонам, а есть создающие исключительно новый продукт. Кто-то знает несколько языков программирования и хочет этим не ограничиться и «стать полиглотом», а затем в дальнейшем, поднабравшись опыта и знаний, создать свой уникальный продукт, не похожий на решения конкурентов, и который, возможно, принесет ему большую прибыль. А кто-то может писать монотонно на единственном языке программирования, не придумывая собственных идей и пытаясь четко следовать дедлайнам, и тогда вряд ли итоговый результат будет иметь большую ценность.

Также в программировании существуют направления, где работа специалистов соприкасается с творчеством. Например, работа ИТ-архитектора, в чьи обязанности входит построение сложных IT-систем для решения бизнес-задач. Специалист общается с большим количеством людей, собирает и обрабатывает огромное количество информации, изучает существующие на рынке программы, пробует что-то новое. И наконец, предлагает некое целостное решение — архитектурную концепцию. Или возьмем разработчика игрового программного обеспечения, где в работе большую роль играет концепция. Бизнес игрового ПО основан на выпуске хитов. Игра интересна пользователю до тех пор, пока он не прошёл последний уровень, поэтому, чтобы игра была успешной, важно придумать что-то особенное, что могло бы удержать пользователя.

В целом можно сказать, что каждый программист по-своему творческая личность. А теперь обратимся к другом аспекту и рассмотрим, где комфортнее работать творческим людям на домашнем кресле или на офисном стуле.

Свобода для творческих людей

У каждого офисного сотрудника есть режим, которому подчиняется рабочий день. Среди многочисленных офисных задач нужно заполнять таблицы с ежедневным, еженедельным или ежемесячным отчетом. Это размеренная рутина со своими правилами, которым сотрудники обязаны подчиняться.

Но есть вид рабочих задач, которые не вписываются в стандартный рабочий график, например, разработка программного обеспечения. С одной стороны, есть период обдумывания идеи, перебора в уме возможных решений. То есть человек может неделю, две, месяц просто что-то изучать, не выдавая никакого видимого результата.

Есть период обучения. В связи с очень быстрым развитием отрасли, любой специалист должен постоянно самообразовываться. Например, чтобы разработать свою игру, человек может поиграть в 20 разных игр, проанализировать языки программирования, на которых была написана игра, а затем создать свой продукт. Сам процесс разработки требует времени. Но сколько конкретно времени зависит от самого человека и его личного стиля работы.

Условия работы IT-специалиста могут быть разными, например, кто-то любит работать под громкую музыку, а для кого-то необходима абсолютная тишина и полное уединение. Кто-то, чтобы создать уникальный продукт, может дней 10 пить литрами кофе и с большим энтузиастом обдумывать идею, а потом выдать готовую мысль буквально за пару минут. Если такого человека ограничить офисными рамками, то вряд ли он покажет такой же результат, как показал бы, работая удаленно.

Творческие люди могут иметь ряд индивидуальных особенностей. Например, они могут полностью избегать общения с людьми и уходить на «свою волну». Умственный созидательный труд придает человеку определенные черты, которые окружающие могут считать странными и которые выходят за рамки корпоративного обезличенного стандарта. Поэтому руководитель-технарь, если он вышел из такой же среды, поймет все эти особенности и постарается учитывать данные факторы в организации работы своих подчиненных, разрешив им работать из дома.

Существует вариативность работы (офисная или удаленная), которая направлена на эффективность труда. Это явление становится все более и более популярным. Например, в корпоративной политике Билайна есть проект «BeeFree», предполагающий, что сотрудники могут работать удаленно от одного до пяти дней в неделю, заранее согласовав свой график с руководителем и зафиксировав список задач на день. В таком формате сейчас работают многие представительства западных компаний в России, например, Microsoft и IBM.

Поэтому в работе программистов с творческим складом ума разумно поставить эффективность на первое место. Если график работы влияет на качество продукта, то разумнее работать из дома, если человек себя чувствует там гораздо комфортнее.

О компании «Протекшен Технолоджи»

Компания «Протекшен Технолоджи» известная на рынке ИБ под торговой маркой StarForce, является экспертом в области защиты цифровой информации от взлома и несанкционированного распространения. Компания с 2000-го года предоставляет комплексный технологический сервис защиты коммерческим, финансовым и государственным организациям. Партнерская и дистрибуторская сеть компании представлена в 89 странах мира, реализовано более 70 000 000 лицензий на более чем три десятка решений различных продуктовых линеек.

Читайте также: