Каждый класс и даже каждая профессия имеют свою собственную мораль кто это сказал

Опубликовано: 05.07.2024

Работа и профессия – неотъемлемые составляющие человеческой жизни. По тому, кем работает человек, и каким образом он это делает, можно многое сказать о его личности. Ведь именно в этой сфере он выражает все свои таланты и качества, позитивные и негативные стороны характера. Неудивительно, что о роде занятий и работе сказано очень многое. Мудрости, связанной с данной сферой жизни, можно поучиться у выдающихся личностей: политиков, экономистов, писателей, поэтов и других.

люди, работающие в различных областях

Мнение Ф. Энгельса: о нарушении профессионального кодекса

Следующая цитата о профессии была сказана Ф. Энгельсом, и с этими словами сложно не согласиться:

В действительности каждый класс и даже каждая профессия имеют свою собственную мораль, которую они притом же нарушают всякий раз, когда могут сделать это безнаказанно.

Фридрих Энгельс

Каждая профессия имеет собственный «кодекс чести», некий свод правил, которые необходимо неукоснительно соблюдать. Классический пример тому – клятва Гиппократа. Простая заповедь «не навреди», конечно же, соблюдается большинством представителей медицины. Но среди них есть и такие, которые, в отсутствие строгого руководства, могут и пренебрегать этим правилом. Данная цитата о профессии относится к любой сфере деятельности человека. Помимо медицинской, в остальных областях также имеются свои важные законы и принципы. Возможно, они выражены не так лаконично, как в медицине, но это не отменяет обязательность их исполнения.

Слова Бернарда Шоу

Вот, что говорит о специфике профессиональной деятельности Б. Шоу:

Всякая профессия есть заговор против непосвященного.

Когда человек осваивает какую-либо специальность, начинает работать в этой области, набирается все большего опыта – со временем он превращается в настоящего «гуру». И остальным людям его действия могут казаться неким таинством, которое они никогда бы не смогли постичь.

Именно поэтому в своей цитате о профессии Б. Шоу сравнивает высокий профессионализм с «заговором». Но в действительности каждый человек, который достиг высот в своей области, может быть носителем своего «заговора». Поэтому нет ничего постыдного в том, чтобы не знать, каким образом лечатся зубы, чинятся компьютеры или же ремонтируются дороги – главное, быть профессионалом в своем деле.

Писательница Вирджиния Вулф о женщинах в профессии

Цитата о профессии, принадлежащая перу талантливой писательница В. Вулф, освещает проблему женской реализации в профессии:

Моя профессия - литература; а в этой профессии трудностей для женщин меньше, чем во всех других, не считая только театра, - я имею в виду специфически женские трудности.

Вирджиния Вулф

Вулф напоминает о том, что для женщин полноценная профессиональная реализация сопровождается трудностями. Чаще всего это невозможность достичь того же уровня оплаты труда, на который претендуют мужчины, занятые в той же области. Женщинам приходится постоянно сталкиваться с дискриминацией, что усложняет построение карьеры, рост в избранной области. Но в наш прогрессивный век эта цитата о профессии В. Вулф постепенно теряет свой смысл: все больше женщин занимают высокие политические посты, а также трудятся в тех сферах, которые традиционно считались мужскими.

Еще несколько высказываний

Можно отыскать немало афоризмов о работе и профессии. Все они освещают ту или иную сторону этого важного аспекта человеческой жизни. Рассмотрим еще несколько цитат великих о профессии:

Двух вещей очень трудно избежать: тупоумия — если замкнуться в своей специальности, и неосновательности — если выйти из нее. Гете

Односторонний специалист есть либо грубый эмпирик, либо ученый шарлатан. Н. Пирогов

Хорошо работается, когда любишь свою профессию, с увлечением занимаешься ею. Ю. Гагарин

Это просто профессия. Трава растет, птицы летают, волны омывают песок, я бью людей. Мохаммед Али

Все профессии — от людей, и только три — от бога: педагог, судья и врач. Сократ

В шесть лет я хотел стать поваром, в семь - Наполеоном, а потом мои притязания постоянно росли. Сальвадор Дали

Говорят, что политика - вторая древнейшая профессия. Но я пришел к выводу, что у нее гораздо больше общего с первой. Р. Рейган

О выборе поприща

Пожалуй, одним из самых важных шагов в жизни человека является избрание профессионального поприща. То решение, которое юноша или девушка выбирают в юности, оказывает влияние на весь их последующий путь. Родители и учителя твердят молодым людям о том, что главное в юные годы – выбор профессии, выбор пути. Цитаты и высказывания известных людей помогут осознать особенности принятия этого непростого решения.

выбор профессии

Например, известно высказывание В. Маяковского:

Все работы хороши – выбирай на вкус.

Каждая работа по-своему привлекательна. У молодого человека есть огромное количество вариантов выбора – нужно только определиться с собственными желаниями. Но здесь нередко начинаются противоречия: руководствоваться ли при том выборе финансовым критерием? Или же выбирать нужно работу по велению души, а не по размеру будущей оплаты труда? Следующая цитата о выборе профессии, принадлежащая американскому режиссеру Дж. Хьюстону, позволяет с этим разобраться:

Не выбирай профессию ради денег. Профессию надо выбирать как жену: по любви и из-за денег.

Да, слова эти имеют юмористический оттенок. Но доля правды в них есть. Некоторые говорят о том, что деньги не важны - нужно непременно работать по призванию. Другие же считают, что призвание второстепенно, и человек должен быть готов к любому роду работы. Но в действительности важно и получать от работы удовольствие, и достойное финансовое вознаграждение. В таком случае жизнь человека будет более счастливой, а значит, и служить другим людям посредством своей деятельности он будет лучше.

Ф. Энгельс.

ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ

К. Маркс. Тезисы о Фейербахе

В предисловии к своему сочинению «К критике политической экономии», Берлин, 1859, Карл Маркс рассказывает, как мы в 1845 г. в Брюсселе решили «сообща разработать наши взгляды», – а именно, выработанное главным образом Марксом материалистическое понимание истории, – «в противоположность идеологическим взглядам немецкой философии, в сущности свести счеты с нашей прежней философской совестью. Это намерение было осуществлено в форме критики послегегелевской философии. Рукопись – в объеме двух толстых томов в восьмую долю листа – давно уже прибыла на место издания в Вестфалию, когда нас известили, что изменившиеся обстоятельства делают ее напечатание невозможным. Мы тем охотнее предоставили рукопись грызущей критике мышей, что наша главная цель – уяснение дела самим себе – была достигнута» .

С тех пор прошло более сорока лет, и Маркс умер. Ни ему, ни мне ни разу не представился случай вернуться к названному предмету. Насчет нашего отношения к Гегелю мы по отдельным поводам высказывались, но нигде не сделали этого со всей полнотой. Что касается Фейербаха, который все же в известном отношении является посредствующим звеном между философией Гегеля и нашей теорией, то к нему мы совсем не возвращались.

Тем временем мировоззрение Маркса нашло приверженцев далеко за пределами Германии и Европы и на всех литературных языках мира. С другой стороны, классическая немецкая философия переживает за границей, особенно в Англии и в скандинавских странах, что-то вроде возрождения. И даже в Германии, по-видимому, наступает пресыщение той нищенской эклектической похлебкой, которая подается в тамошних университетах под именем философии.

Ввиду этого мне казалось все более и более своевременным изложить в сжатой систематической форме наше отношение к гегелевской философии, – как мы из нее исходили и как мы с ней порвали. Точно так же я считал, что за нами остается неоплаченный долг чести: полное признание того влияния, которое в наш период бури и натиска оказал на нас Фейербах в большей мере, чем какой-нибудь другой философ после Гегеля. Поэтому я охотно воспользовался случаем, когда редакция журнала «Neue Zeit» попросила меня написать критический разбор книги Штарке о Фейербахе . Моя работа появилась в №№ 4 и 5 названного журнала за 1886 г., а теперь выходит отдельным, пересмотренным мной, оттиском.

Лондон, 21 февраля 1888 г.

Фридрих Энгельс

Напечатано в книге: F. Engels. «Ludwig Feuerbach und der Ausgang der klassischen deutschen Philosophie». Stuttgart, 1888

Печатается по тексту книги

Перевод с немецкого

(Сочинения, т. 21, стр. 370 – 371)

Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии

Написано в начале 1886 г.

Напечатано в журнале "Die Neue Zeit" №№ 4 и 5, 1886 г. и отдельным изданием в Штутгарте в 1888 г.

Печатается по тексту издания 1888 г.

Перевод с немецкого

(Сочинения, т. 21, стр. 269 – 317)

Рассматриваемое сочинение[1] возвращает нас к периоду, по времени отстоящему от нас на одно человеческое поколение, но ставшему до такой степени чуждым нынешнему поколению в Германии, как если бы он был отдален от него уже на целое столетие. И все же это был период подготовки Германии к революции 1848 г., а все, происходившее у нас после, явилось лишь продолжением 1848 г., выполнением завещания революции.

Подобно тому как во Франции в XVIII веке, в Германии в XIX веке философская революция предшествовала политическому перевороту. Но как не похожи одна на другую эти философские революции! Французы ведут открытую войну со всей официальной наукой, с церковью, часто также с государством; их сочинения печатаются по ту сторону границы, в Голландии или в Англии, а сами они нередко близки к тому, чтобы попасть в Бастилию. Напротив, немцы – профессора, государством назначенные наставники юношества; их сочинения – общепризнанные руководства, а система Гегеля – венец всего философского развития – до известной степени даже возводится в чин королевско-прусской государственной философии! И за этими профессорами, за их педантически-темными словами, в их неуклюжих, скучных периодах скрывалась революция? Да разве те люди, которые считались тогда представителями революции, – либералы – не были самыми рьяными противниками этой философии, вселявшей путаницу в человеческие головы? Однако то, чего не замечали ни правительства, ни либералы, видел уже в 1833 г., по крайней мере, один человек; его звали, правда, Генрих Гейне .

Возьмем пример. Ни одно из философских положений не было предметом такой признательности со стороны близоруких правительств и такого гнева со стороны не менее близоруких либералов, как знаменитое положение Гегеля:

«Все действительное разумно; все разумное действительно» .

Ведь оно, очевидно, было оправданием всего существующего, философским благословением деспотизма, полицейского государства, королевской юстиции, цензуры. Так думал Фридрих-Вильгельм III; так думали и его подданные. Но у Гегеля вовсе не все, что существует, является безоговорочно также и действительным. Атрибут действительности принадлежит у него лишь тому, что в то же время необходимо.

«В своем развертывании действительность раскрывается как необходимость».

Однако действительность по Гегелю вовсе не представляет собой такого атрибута, который присущ данному общественному или политическому порядку при всех обстоятельствах и во все времена. Напротив. Римская республика была действительна, но действительна была и вытеснившая ее Римская империя. Французская монархия стала в 1789 г. до такой степени недействительной, то есть до такой степени лишенной всякой необходимости, до такой степени неразумной, что ее должна была уничтожить великая революция, о которой Гегель всегда говорит с величайшим воодушевлением. Здесь, следовательно, монархия была недействительной, а революция действительной. И совершенно так же, по мере развития, все, бывшее прежде действительным, становится недействительным, утрачивает свою необходимость, свое право на существование, свою разумность. Место отмирающей действительности занимает новая, жизнеспособная действительность, занимает мирно, если старое достаточно рассудительно, чтобы умереть без сопротивления, – насильственно, если оно противится этой необходимости. Таким образом, это гегелевское положение благодаря самой гегелевской диалектике превращается в свою противоположность: все действительное в области человеческой истории становится со временем неразумным, оно, следовательно, неразумно уже по самой своей природе, заранее обременено неразумностью; а все, что есть в человеческих головах разумного, предназначено к тому, чтобы стать действительным, как бы ни противоречило оно существующей кажущейся действительности. По всем правилам гегелевского метода мышления, тезис о разумности всего действительного превращается в другой тезис: достойно гибели все то, что существует[2].

Мораль — не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами.

Где мораль утверждается на теологии, а право — на божьих постановлениях, там можно оправдать и обосновать самые безнравственные, несправедливые и позорные вещи.

Людвиг Фейербах

Мораль — лишь гигиена ума и сердца.

Ромен Роллан

Люди думают, что путь всеобщей культуры — это путь морали;
но никакое философствование не принесет плодов до тех пор, пока не будут применены физические познания и не будет распространено все, что относится к практической жизни.

Август Эйнзидель

Мораль лучше излагается в кратких изречениях, нежели в длинных речах и проповедях.

Карл Иммерман

Мораль не имеет ничего общего с религией… религия не только не служит основой морали, но скорее враждебна ей. Истинная мораль должна быть основана на природе человека;
мораль религиозная всегда будет зиждиться только на химерах и на произволе тех людей, которые наделяют бога языком, часто в корне противоречащим и природе, и разуму человека.

Поль Гольбах

Стремление к счастью прирожденно человеку, поэтому оно должно быть основой всякой морали.

Фридрих Энгельс

Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно.

Артур Шопенгауэр

Мораль должна быть не целью, но следствием художественного произведения.

Бенжамен Констан

Право оставляет умонастроению полную свободу. Мораль же касается умонастроения и требует, чтобы поступок совершался из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий морален, если он определяется уважением к праву.

Георг Гегель

Мораль. Какие грустные мысли порождает это слово! Мораль. При этом слове ребенку кажется, что он видит вооруженных розгами учителей, молодая женщина представляет себе ревнивцев, угрожающих кипящими котлами ада… честный человек вспоминает о множестве интриганов и преступников, которым мораль служила маской во все времена.

Шарль Фурье

Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморальным является делать что то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.

Георг Гегель

Я попытаюсь оживить мораль остроумием и умерить остроумие моралью.

Джозеф Аддисон

Мораль есть религия, перешедшая в нравы.

Генрих Гейне

Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами.

Моральную силу невозможно создать параграфами закона…

Мы делаем из нужды добродетель — так возникает мораль.

Мораль была бы пустой наукой, если бы она не могла показать человеку, что его величайший интерес заключается в том, чтобы быть добродетельным.

Поль Гольбах

Чтобы постичь истинные основы морали, людям нет необходимости ни в богословии, ни в откровениях, ни в богах; для этого достаточно простого здравого смысла.

Поль Гольбах

Величайшее недоразумение — это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов.

Христианская мораль, словно нарочно придуманная для того, чтобы сковать человеческую природу и поработить ее выдуманным призракам, не имела поэтому никакого влияния на большинство людей.

Поль Гольбах

Любопытно, но сегодня политики предпочитают говорить о морали, а епископы — о политике.

Джонатан Линн

Мораль — генетика: зло доминантно, добро рецессивно.

Мораль — это то, что остается от страха, когда он позабыт.

Конечная цель морали должна заключаться в том, чтобы дать наибольшую возможность осуществить идеалы.

Нет иной морали, кроме морали человеческого сердца, как нет иного знания или иной мудрости, кроме знания своих потребностей и правильного представления о путях к счастью.

Этьен Сенанкур

Вопрос о реальности морали сводится к тому, есть ли действительно обоснованный принцип, противоположный принципу эгоизма? Так как эгоизм требует благополучия только для отдельной личности, то противоположный принцип должен был бы распространить это требование на всех.

Артур Шопенгауэр

В действительности каждый класс и даже каждая профессия имеют свою собственную мораль, которую они притом же нарушают всякий раз, когда могут сделать это безнаказанно.

Фридрих Энгельс

Мораль — для большинства это система обеспечения собственной правоты.

Роберт Музиль

Мораль зиждется на автономии человеческого духа…

Мораль — это “бессилие в действии”. Всякий раз, как только она вступает в борьбу с каким нибудь пороком, она терпит поражение.

Независимая мораль оскорбляет всеобщие принципы религии, а особые понятия религии противоречат морали.

То, что хорошо в политике, не может быть дурно в морали.

Иеремия Бентам

Нет иной морали, кроме той, которая основана на принципах разума и вытекает из естественной склонности человека к добру.

Мораль — грамматика религии. Легче поступать справедливо, чем прекрасно.

Внеобщественный человек не может иметь морали.

Есть люди, у которых мораль всегда… материя, из которой они никогда не шьют себе платья.

Жозеф Жубер

Мораль — это склонность выплеснуть ванну вместе с ребенком.

Мораль говорит: “Не смотри сюда!” И это устраивает обе стороны.

Низшие не возвышаются до морали, низшие до нее не снисходят.

Не подлежит сомнению, что… в морали… в общем и целом наблюдается прогресс.

Фридрих Энгельс

Всякая теория морали являлась до сих пор в конечном счете продуктом данного экономического положения общества.

Фридрих Энгельс

Мы живем двойной моралью: одну исповедуем, но не используем на практике, а другую используем, но исповедуем очень редко.

Бертран Рассел

Морали подобает иной род ясности. Здесь дело не в созерцании, питающем разум, а в побуждениях, направляющих волю. Жар и пыл нужнее ей, чем свет.

Жозеф Жубер

Основа жизни — это основа и для морали. Там, где от голода, от нищеты ты не имеешь никакого материала в теле, там нет основы и материала для морали и в твоей голове, в твоем сердце и в твоем чувстве.

Людвиг Фейербах

Причина того, почему мораль всех теорий так далеко отходит от поведения человека, заключается в том, что в морали все люди рассматриваются как равные, в то время как на практике это не так.

Август Эйнзидель

Мы… отвергаем всякую попытку навязать нам какую бы то ни было моральную догматику в качестве вечного, окончательного, отныне неизменного нравственного закона, под тем предлогом, что и мир морали тоже имеет свои непреходящие принципы, стоящие выше истории и национальных различий.

Фридрих Энгельс

Принцип морали есть счастье, но не такое счастье, которое сосредоточено на одном и том же лице, а счастье, распределенное между различными лицами…

Людвиг Фейербах

К морали: высшее в ней добиться того, чтобы вина и страдания этого сердца были похоронены в нем самом и сердце стало могилой сердца.

Георг Гегель

Мораль дает общие принципы поведения, оставляя без внимания конкретные обстоятельства.

Людям необходима основанная на природе человека, на опыте, на разуме человеческая мораль.

Клод-Адриан Гельвеций

Мы не имеем совершенного труда о моральной науке, зато имеем больше всего сведений о морали.

…Апелляция к морали и праву в научном отношении нисколько не подвигает нас вперед; в нравственном негодовании, как бы оно ни было справедливо, экономическая наука может усматривать не доказательство, а только симптом.

Брак по расчету довольно часто обращается в самую грубую проституцию – иногда обеих сторон, а гораздо чаще жены, которая отличается от обычной куртизанки только тем, что отдает в наем свое тело не сдельно, как наемная работница, а раз и навсегда продает его в рабство.

В действительности каждый класс и даже каждая профессия имеют свою собственную мораль, которую они притом же нарушают всякий раз, когда могут сделать это безнаказанно.

…В истории… ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.

В обществе, в котором мы вынуждены жить теперь… возможность проявления чисто человеческих чувств в отношениях к другим людям и без того достаточно жалка; у нас нет «ни малейшего основания делать ее еще более жалкой, возводя эти чувства в сан религии.

Воля определяется страстью или размышлением.

Воспитание освободит… от той односторонности, которую современное разделение труда навязывает каждому отдельному человеку.

Все идеи извлечены из опыта, они – отражения действительности, верные или искаженные.

…Все люди в равной мере имеют право на образование и должны пользоваться плодами науки.

Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных.

…Всякая теория морали являлась до сих пор в конечном счете продуктом данного экономического положения общества.

Где нет общности интересов, там не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий.

Господство мужчины в браке есть простое следствие его экономического господства и само собой исчезает вместе с последним.

…Если мы не уважаем в других того же стремления к счастью, они оказывают сопротивление и мешают нашему стремлению к счастью.

…Если мы хотим чем-то помочь какому-нибудь делу, оно должно сперва стать нашим собственным, эгоистическим делом…

Если нравственное сознание массы объявляет какой-либо экономический факт несправедливым… то это есть доказательство того, что этот факт сам пережил себя…

Если нравственным является только брак, основанный на любви, то он и остается таковым только пока любовь продолжает существовать. Но длительность чувства индивидуальной половой любви весьма различна у разных индивидов, в особенности у мужчин, и раз оно совершенно иссякло или вытеснено новой страстной любовью, то развод становится благодеянием как для обеих сторон, так и для общества. Надо только избавить людей от необходимости брести через ненужную грязь бракоразводного процесса.

Занимаясь самим собой, человек только в очень редких случаях, и отнюдь не с пользой для себя и для других, удовлетворяет свое стремление к счастью.

Идеи воспламеняют друг друга, подобно электрическим искрам.

История так же, как и познание, не может получить окончательного завершения в каком-то совершенном, идеальном состоянии человечества…

Каждая общественная группа имеет… свой собственный кодекс чести…

Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости.

Как можно вообще порицать что-нибудь, не имея намерения убедить других… в несовершенстве порицаемого, а значит, не намереваясь вызвать этим у них неудовлетворенность?

Лишь только в вашей душе начинает чувствоваться потребность знания, лишь только мы ощущаем в себе стремление разрешить те из бесчисленных проблем, каждую минуту предлагаемых нам природой, которые нам ближе всего, – как беспокойство нашего духа напрягает все душевные силы, чтобы пробиться через трудности исследования, в надежде найти по ту сторону этих неясностей полный свет и нерушимое спокойствие. – Тщетная надежда! Новые сомнения охватывают нас, новые задачи разжигает наше стремление к знанию. И так нас зовет одна цель за другой; всегда возобновляется в нас тоска, которая никогда всецело не обманывается и никогда всецело не удовлетворяется, пока мы незаметно не очутимся в конце жизни, но не исследования. Это – судьба, общая всем искателям истины.

Кто борется за какое-либо дело, тот не может не нажить себе врагов.

Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.

Люди, сознательно или бессознательно, черпают свои нравственные воззрения в последнем счете из практических отношений, на которых основано их классовое положение, т. е. из экономических отношений, в которых совершаются производство и обмен.

Люди, ставшие, наконец, господами своего собственного общественного бытия, становятся вследствие этого господами природы, господами самих себя – свободными.

…Мне ненавистно всякое аскетическое уродство, никогда не стану я осуждать грешную любовь, но мне больно, что строгая нравственность грозит исчезнуть, а чувственность пытается возвести себя на пьедестал.

Мораль, стоящая выше классовых противоположностей и всяких воспоминаний о них, действительно человеческая мораль, станет возможной лишь на такой ступени развития общества, когда противоположность классов будет не только преодолена, но и забыта в жизненной практике.

…Мужество, которое необходимо для того, чтобы в критическую минуту собраться с духом и принять смелое решение, совершенно не похоже на то мужество, которое позволяет человеку блестяще командовать дивизией под огнем.

Мы… отвергаем всякую попытку навязать нам какую бы то ни было моральную догматику в качестве вечного, окончательного, отныне неизменного нравственного закона, под тем предлогом, что и мир морали тоже имеет свои непреходящие принципы, стоящие выше истории и национальных различий.

…Надо иметь мужество пожертвовать немедленным успехом ради более важных вещей.

…Наибольшим количеством элементов, обещающих ей долговечное существование, обладает та мораль, которая в настоящем выступает за его ниспровержение, которая в настоящем представляет интересы будущего…

Не будем… слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит.

Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов всегда обращается против него самого.

Не подлежит сомнению, что… в морали… в общем и целом наблюдается прогресс.

Невозможно рассуждать о морали и праве, не касаясь вопроса о так называемой свободе воли, о вменяемости человека, об отношении между необходимостью и свободой.

Нельзя уйти от своей судьбы, – другими словами, нельзя уйти от неизбежных последствий своих собственных действий.

…Никакое совместное действие невозможно без навязывания некоторому числу людей чужой воли, то есть без авторитета.

…Нравственным долгом является сопротивление всякому принуждению к безнравственному поступку.

…Общество не может освободить себя, не освободив каждого отдельного человека.

…Общество, организованное на коммунистических началах, дает возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности.

Представление о вечной справедливости изменяется… не только в зависимости от времени и места: оно неодинаково даже у разных лиц и принадлежит к числу тех вещей, под которыми… «каждый разумеет нечто другое».

Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому.

Равенство существует лишь в рамках противоположности к неравенству, справедливость – лишь в рамках противоположности к несправедливости…

…Решения, принятые сгоряча, всегда представляются нам необычайно благородными и героическими, но, как правило, приводят к глупостям…

С того момента, как развилась частная собственность… для всех обществ… должна была стать общей моральная заповедь: «Не кради». Становится ли от этого приведенная заповедь вечной моральной заповедью? Отнюдь нет. В обществе, в котором устранены мотивы к краже… какому осмеянию подвергся бы там тот проповедник морали, который вздумал бы торжественно провозгласить вечную истину: Не кради!

Свобода воли означает… не что иное, как способность принимать решения со знанием дела.

Свобода… состоит в основанном на познании необходимостей природы господстве над нами самими и над внешней природой…

Собственная сущность человека много величественнее и возвышеннее, чем воображаемая сущность всех всевозможных «богов».

…Справедливость всегда представляет собой лишь идеологизированное, вознесенное на небеса выражение существующих экономических отношений либо с их консервативной, либо с их революционной стороны.

«Справедливость», «человечность», «свобода» и т. п. могут тысячу раз требовать того или другого; но если что-нибудь невозможно, оно в действительности не происходит и, несмотря ни на что, остается «пустой мечтой».

Стремление к счастью прирожденно человеку, поэтому оно должно быть основой всякой морали.

…Стремлению к счастью… нуждается больше всего в материальных средствах…

Так как половая любовь по природе своей исключительна, то брак, основанный на половой любви, по природе своей является единобрачием.

Труд – источник всякого богатства… Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он – первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.

…Трусость отнимает разум…

У Гегеля зло есть форма, в которой проявляется движущая сила исторического развития. И в этом заключается двоякий смысл. С одной стороны, каждый новый шаг вперед необходимо является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом против старого, отживающего, но освященного привычкой порядка. С другой стороны, с тех пор как возникла противоположность классов, рычагами исторического развития сделались дурные страсти людей: жадность и властолюбие.

…Уже самый факт происхождения человека из животного царства обуславливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только… о различной степени животности или человечности.

…Фальшивому другу мы предпочитаем открытого врага…

…Филистеры несчастны, но в то же время сверхсчастливы в своей глупости, которую они принимают за высшую мудрость.

Человек должен лишь познать самого себя, сделать себя самого мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно своей сущности, устроить мир истинно по-человечески, согласно требованиям своей природы, – и тогда загадка нашего времени будет им разрешена.

Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи…

…Чем «божественнее», т. е. нечеловечнее, является что-либо, тем меньше мы в состоянии им восхищаться. Только человеческое происхождение содержания всех религий дает им еще кое-где хоть какое-то право на уважение…

Что может быть трагичнее человека, который из чистой любви к человечеству, оставаясь непонятым своими современниками, совершает самые комические сумасбродства?

…Эгоизм сердца… должен быть также исходным пунктом для нашей любви к людям, иначе последняя повисла бы в воздухе.

Я вообще не понимаю, как можно завидовать гению. Это настолько своеобразное явление, что мы, не обладающие этим даром, заранее знаем, что для нас это недостижимо; но чтобы завидовать этому, надо уж быть полным ничтожеством.

Фридрих Энгельс

Фридрих Энгельс 1820–1895 гг. Философ, общественный и политический деятель, друг К. Маркса. Абсолютно безнравственного нет ничего на свете.В истории ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.Воля определяется страстью или размышлением.Все люди в

11. ФРИДРИХ ВЕЛИКИЙ (ФРИДРИХ II)

11. ФРИДРИХ ВЕЛИКИЙ (ФРИДРИХ II) прусский полководец (1712–1786) Фридрих II, один из немногих полководцев, удостоившихся звания Великого, возглавлял прусскую армию более двадцати пяти лет, противостоя почти всегда превосходящим силам противника. Его действия на поле боя

ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС. (1820-1895)

ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС. (1820-1895) Ф. Энгельс — известный немецкий мыслитель, совместно с К.Марксом разработал и научно обосновал принципы марксизма. В процессе формирования мировоззрения Энгельса особое значение приобретают идеи таких немецких философов, как Гегель, Фейербах,

9. СОЦИОЛОГИЯ МАРКСИЗМА. К. МАРКС И Ф. ЭНГЕЛЬС О МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

9. СОЦИОЛОГИЯ МАРКСИЗМА. К. МАРКС И Ф. ЭНГЕЛЬС О МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД Карл Маркс (1818–1883) – один из создателей систем социального развития общества. К. Маркс исходит из того, что это развитие поступательно, прогрессивно и подчиняется

Фридрих Энгельс

Фридрих Энгельс (1820—1895 гг.) мыслитель Абсолютно безнравственного нет ничего на свете……Апелляция к морали и праву в научном отношении нисколько не подвигает нас вперед; в нравственном негодовании, как бы оно ни было справедливо, экономическая наука может усматривать не

Фридрих II

Фридрих II Из рода Гогенштауфенов. Король Сицилии в 1194 -1250 гг. Король Немецкий в 1215-1222, 1235-1237 гг. Король Иерусалимский и 1225-1228 гг. Император «Священной Римской империи» в 1215-1250 гг. Сын Генриха VI и Констанции.Ж.: 1) с 1210 г. Констанция, дочь короля Арагона Альфонса II, вдовствующая

Фридрих III

Фридрих III Из рода Габсбургов. Король Немецкий 1440-1486 гг. Император «Священной Римской империи в 1440-1493 гг.Ж.: с 1452 г. Элеонора, дочь короля Португалии Эдварда (род. 1434 г. ум. 1467 г.).Род. 1415 г. ум. 19 авг. 1493 г.После смерти своего отца Эрнеста Железного Фридрих наследовал Штирию,

Фридрих I

Фридрих I Король Пруссии из династии Гогенцоллернов, правивший в 1701-1713 гг.Ж.: 1) с 1679 г. Елизавета Генриетта, дочь ландграфа Гессен-Кассельского Вильгельма VI (род. 1661 г. ум. 1683 г.); 2) с 1684 г. София Шарлотта, дочь курфюрста Ганновера Эрнста Августа (род. 1668 г. ум. 1705 г.); 3) с 1708 г. София

МАРКС, Карл (Marx, Karl, 1818–1883); ЭНГЕЛЬС, Фридрих (Engels, Friedrich, 1820–1895), немецкие философы, основатели марксизма

МАРКС, Карл (Marx, Karl, 1818–1883); ЭНГЕЛЬС, Фридрих (Engels, Friedrich, 1820–1895), немецкие философы, основатели марксизма 242 Казарменный коммунизм. «Альянс социалистической демократии и Международное Товарищество Рабочих» (1873), VIII, 1 О статье С. Г. Нечаева «Главные основы будущего

ЭНГЕЛЬС, Фридрих

ЭНГЕЛЬС, Фридрих (Engels, Friedrich, 1820–1895), немецкий философ 68 Царство разума было не чем иным, как идеализованным царством буржуазии. «Анти-Дюринг» (1877–1878), «Введение», гл. 1 ? Маркс – Энгельс, 20:17 69 Древнегреческие философы были все прирожденными стихийными

ЭНГЕЛЬС (Engels) Фридрих (1820-1895)

ЭНГЕЛЬС (Engels) Фридрих (1820-1895) - немецкий философ, социолог, сооснователь (вместе с Марксом) идеологии "научного социализма". В молодости находился под влиянием идей Гегеля, Гейне и немецкого социалиста М. Хесса. Основные сочинения: "Положение рабочего класса в Англии" (1844);

МАРКС, Карл ЭНГЕЛЬС, Фридрих

МАРКС, Карл ЭНГЕЛЬС, Фридрих (Marx, Karl, 1818–1883),немецкий философ, основатель марксизма;(Engels, Friedrich, 1820–1895), немецкий философ66Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма.Начало «Манифеста Коммунистической партии» (1848)? Маркс – Энгельс, 4:423• «Красный призрак» (Р-83).67Повернуть

Цитаты Энгельса

Надо иметь мужество пожертвовать немедленным успехом ради более важных вещей.

Занимаясь самим собой, человек только в очень редких случаях, и далеко не с пользой для себя и для других, удовлетворяет свое стремление к счастью.

В науке каждая новая точка зрения влечет за собою революцию в технических терминах.

В действительности каждый класс и даже каждая профессия имеют свою собственную мораль, которую они притом же нарушают всякий раз, когда могут сделать это безнаказанно.

Представление о вечной справедливости изменяется не только в зависимости от времени и места: оно неодинаково даже у разных лиц и принадлежит к числу тех вещей, под которыми «каждый разумеет нечто другое».

Чем больше скрыты взгляды автора, тем лучше для произведения искусства.

Истина и заблуждение, подобно всем логическим категориям, движущимся в полярных противоположностях, имеют абсолютное значение только в пределах чрезвычайно ограниченной области.

Все идеи извлечены из опыта, они — отражения действительности, верные или искаженные.

Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей.

Равенство существует лишь в рамках противоположности к неравенству, справедливость — лишь в рамках противоположности к несправедливости.

Труд создал человека из обезьяны.

Талант должен убедить массу в истинности своих идей, и тогда ему больше не придется беспокоиться об их осуществлении, которое совершенно само собой последует за их усвоением.

Свобода воли означает не что иное, как способность принимать решения со знанием дела.

Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором.

Стремлению к счастью в наименьшей степени нужны идеальные права. Оно нуждается больше всего в материальных средствах.

Не природа, не человечество сообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории.

Эгоизм сердца должен быть также исходным пунктом для нашей любви к людям, иначе последняя повисла бы в воздухе.

Кто берется за какое-либо дело, тот не может не нажить себе врагов.

Почетнее одержать победу над храбрым врагом, чем над трусливым.

Всякая теория морали являлась до сих пор в конечном счете продуктом данного экономического положения общества.

Человек должен лишь познать самого себя, сделать себя самого мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку своеобразно своей сущности.

Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи.

Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости.

Ученых можно побить только их же оружием, — цитатами!

Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она мстит нам.

Где нет общности интересов, там не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий.

Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому.

Если нравственным является только брак, основанный на любви, то он и остаётся таковым только пока любовь продолжает существовать.

Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.

Трусость отнимает разум.

Общество не может освободить себя, не освободив каждого отдельного человека.

Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы.

Если мы хотим чем-то помочь какому-нибудь делу, оно должно сперва стать нашим собственным, эгоистическим делом.

Воспитание освободит от той односторонности, которую современное разделение труда навязывает каждому отдельному человеку.

Читайте также: