Какие характеристики профессий включены в профессьянс формула 5

Опубликовано: 29.06.2024

Само название методики основано на “формуле профессий”, разработанной Е.А.Климовым (1988, 1990) и включавшей четыре группы характеристик профессионального труда. Данный вариант методики является модификацией одноименного варианта, разработанного ранее и также включавшего четыре группы характеристик (см. Пряжников, 1991, 1993).

Настоящая методика включает пять групп характеристик профессиональной деятельности. “Формула-5” предназначена для оперативного поиска (или уточнения) образа наиболее привлекательной для клиента профессии (группы профессий), а также для знакомства с основными группами характеристик профессионального труда. Система рассчитана на индивидуальную работу и занимает по времени примерно 30-50 минут. Процедура включает следующие основные этапы.

Еще до проведения методики все карточки должны быть разложены на пять групп.

Клиенту объясняется общий смысл работы с карточками, из которых необходимо будет составить по определенным правилам образ наиболее привлекательных для него профессий.

Далее предлагается первая группа карточек - цели труда (см. Рис. 8 и Перечень карточек), которые необходимо расположить на столе в ранговом порядке, слева - наиболее привлекательные для клиента цели, а справа - менее привлекательные или явно отвергаемые. Сразу же клиенту предлагается перевернуть обратной стороной те карточки с целями, реализовать которые ему в настоящий момент сложно (по самым разным причинам). Таким образом, на столе оказывается выложенная с помощью карточек мотивационно-операциональная картина относительно целей возможного профессионального труда, т.е. что хотел бы делать клиент и как он сам оценивает свою готовность это делать. На данном этапе лучше не обсуждать сделанные расклады.

После этого клиент аналогично раскладывает и все другие четыре группы карточек, чтобы в итоге на столе оказались проранжированными и оцененными с точки зрения “достижимости” все пять групп карточек с характеристиками труда. На столе таким образом получается определенный расклад карт: 5 рядов по 9 карточек в каждом ряду. Заметим, что удобство данной методики в том, что перед глазами клиента и профконсультанта выложены все карточки методики, что позволяет не только строить образ выбираемой профессии более целостно, но и оперативно корректировать его в ходе совместного обсуждения.

На этом этапе психолог может начать задавать уточняющие вопросы, суть которых сводится в выявлении некоторых противоречий в разложенных карточках и, по возможности, в корректировке этих противоречий. Например, клиент хотел бы в будущем “исследовать что-либо, делать открытия” (соответствующая карточка лежит слева, в числе наиболее привлекательных), но “знаковые системы”, без которых сложно представить себе современного ученого-исследователя, его явно не интересуют (соответствующая карточка лежит близко от правого, “отвергаемого” края). Психолог просит клиента объяснить, нет ли здесь противоречия. Вполне возможно, что клиент противоречия здесь не увидит и, по своему, будет прав, т.е. профконсультант может лишь озадачить клиента с помощью своих вопросов, но ни в коем случае не “переубеждать” его. Ориентируясь на перевернутые обратной стороной карточки, психолог может также уточнить, почему клиент считает себя не готовым реализовать некоторые свои намерения, но особенно увлекаться подобными вопросами не следует.

Далее профконсультант предлагает клиенту выбрать шесть наиболее привлекательных для себя карточек с характеристиками профессий, но так, чтобы из каждого ряда была взята хотя бы одна карточка. По отобранным карточкам клиенту предлагается “угадать”, с какими профессиями эти характеристики соотносятся. Например, клиент отбирает следующие карточки: “перемещение, транспортирование”, “техника”, “механические средства”, “особые условия”, “льготы, высокая зарплата” и “сидячая работа”, которые, скорее всего, могут быть соотнесены с водительскими профессиями и, в меньшей степени, - с профессией автослесарь (резервные варианты - слесарные и станочные специальности). Сначала назвать профессии должен попытаться сам клиент, но если у него не получается, подсказать ему может профконсультант.

Бывает и так, что по отобранным карточкам сложно назвать какие-либо специальности и тогда клиенту предлагается выбрать еще одну-две карточки дополнительно (всего - не более 8-ми карточек).

Оставшиеся на столе карточки позволяют перепроверить правильность выделенных профессий. Например, если клиент остановился на варианте водительских профессий, но карточки “открытый воздух” и “относительная самостоятельность” находятся среди крайне правых (отвергаемых) характеристик профессионального труда, то, скорее всего, профессия водитель ему вряд ли подойдет.

Важную роль играют перевернутые обратной стороной карточки, показывающие, что клиент не готов реализовать те или иные цели, работать с некоторыми предметами труда, использовать определенные средства и т.д. Например, если под выбранную клиентом профессию подходят 7 карточек из 8-ми отобранных, но среди этих 7-ми карточек 6 - перевернутые, то возникают сомнения относительно реалистичности данного варианта. Даже если из этих же отобранных 8-ми карточек под какую-то другую профессию подходят только 5, но из них перевернутой оказалась лишь одна карточка, то такой вариант выглядел бы более реальным, что особенно важно учитывать в усложнившихся в последнее время условиях трудоустройства выпускников школ и появлением так называемого “рынка труда”.

При “угадывании” по карточкам тех или иных профессий очень эффективным оказывается прием группировки сходных карточек из числа отобранных. Например, в одной группе могут оказаться карточки “организовывать людей”, “взрослые люди”, “голос”, “помещения с людьми”, в другой группе - “обслуживать” (высокого сервиса). Нередко одна или две карточки одной группы могут одновременно принадлежать и другим группам. Если вместе с клиентом расположить все отобранные карточки на столе по группам, где расстояния карточек друг от друга будут определять их сходство, то получится своеобразная “молекула профессий”. При этом саму степень сходства между карточками (“валентные связи”) должны каждый раз определять клиент с помощью профконсультанта, поскольку видение этих связей носит субъективный, индивидуальный характер.

Опыт использования данной методики другими специалистами показывает, что ее кажущаяся простота на самом деле требует от профконсультанта определенного навыка. Для выработки такого навыка советуем самому нарисовать данную методику (“прочувствовать” ее своими руками), затем потренироваться на самом себе (как бы несколько раз “проконсультировать” себя), затем поупражняться на близком человеке и, только после этого, использовать методику в работе с реальными клиентами.

Для самостоятельного изготовления методики лучше использовать плотный ватман, тексты отпечатать на машинке, декоративные линии проводить фломастером или мягким карандашом (от шариковых ручек на ватмане образуются канавки, что приводит к изгибу карточек и быстрому выходу их из строя), а для нанесения красноватого фона использовать обычный красный карандаш и мягкую бумагу, чтобы аккуратно растереть ею штрихи по бумаге. Начать, естественно, следует с подготовки бумаги, а закончить печатанием текстов. Для хранения карточек советуем изготовить из плотного картона аккуратную коробочку и подписать ее.

Естественно, что каждый профконсультант может видоизменять формулировки на карточках в соответствии со своим опытом и воображением, но для начала мы советуем все-таки попробовать наш вариант.

Перечень карточек с характеристиками профессий

для профессьянса “Формула-5”:

1. Цели труда - Ц :

Ц-1. Оценивать, проверять, контролировать

Ц-2. Исследовать что-либо, делать открытия

Ц-3. Перемещать, транспортировать что-либо

Ц-4. Преобразовывать исходные материалы, монтаж, сборка

Ц-5. Преобразовывать человеческое сознание (обучение, воспитание, консультирование)

Ц-6. Творить, изобретать, создавать новое

Ц-7. Организовывать людей, руководить

Ц-8. Обслуживать что-либо или кого-либо

Ц-9. Постоянно работать над собой, “быть в форме” (тренировки, репетиции, самообразование)

2. Предмет труда - П :

П-2. Знаковые системы (тексты, показания приборов, информация)

П-3. Общественные, экономические, социально-политические системы

П-4. Художественный образ (мир искусства, чувства, переживания)

П-5. Система идей, наука

П-6. Живая природа (звери, птицы, рыбы, насекомые, растения, микроорганизмы)

Карточные технологии в профессиональном консультировании

В карточных профконсультационных методиках используется интригующая форма (раскладывание «пасьянсов», карточные игры). Эти методики обладают высокоэффективными операциональными возможностями. Сразу заметим, что в содержательном плане данные методики лишены какой бы то ни было мистики, хотя внешне они чем-то и напоминают гадание.

Главными достоинствами карточных технологий являются предметность поискового действия и возможность оперативного составления из карточек образов моделируемых объектов. Примечательно, что попытки перевести некоторые карточные методики (особенно, игровые) «на компьютер» оказались неудачными, поскольку в «ручном» варианте проще и перемещать карточки, и делать с их помощью некоторые обобщения.

Нам карточные технологии представляются весьма продуктивными при моделировании жизненной и профессиональной судьбы молодого человека. Карточки — это текстовый материал, поэтому работа с ними чем-то напоминает «написание» своей будущей судьбы.

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ И ИГРОВЫЕ

Все разработанные нами профконсультационные карточные методики можно разбить на две основные группы: информационно-поисковые системы и игровые.

В индивидуальных информационно-поисковых системах клиент создает по определенным правилам образы своих профориентационных предпочтений (методика «Стратегия»), а также образы наиболее привлекательных профессий (методики «Карманный компьютер», «Формула», «Кто? Что? Где?»).

Внешне эти методики напоминают раскладывание пасьянсов, поэтому мы им дали название «профессьянсы» (от слов «профессия» и «пасьянс»). Главным преимуществом карточных технологий является возможность оперативной корректировки совершаемых выборов. Эти корректировки составляют важное условие для осознанных и самостоятельных действий клиента.

В игровых карточных системах делается попытка смоделировать основные этапы человеческой жизни (индивидуальная игра «Человек-Судьба-Черт», групповая игра «Страшный Суд») и основные этапы профессионализации человека (групповая игра «Карьера»).

Важнейшим активизирующим приемом данных методик является специально организуемый игровой «спор» консультируемого с ответами, написанными на карточках. В ходе такого спора клиент находит связь между своими игровыми возможностями и достижениями игры.

В индивидуальной игре «Человек-Судьба-Черт» имеются различные варианты сложности. В этой игре психолог в роли черта на определенном этапе начинает мешать подростку в достижении намеченных жизненных целей, что привносит в игру дополнительную интригу. В групповых играх «Страшный Суд» и «Карьера» есть возможность помогать тем игрокам, которых в игре преследуют неудачи.

Карточные профориентационные игры имеют значительный психотерапевтический потенциал. Важной особенностью этих игр является также их высокая динамичность. Кроме того, они позволяют охватывать моделируемую жизнь целиком, а не зарываться в обсуждение частных вопросов.

НЕ БЕЗ ПРОБЛЕМ

Можно обозначить некоторые проблемы практического внедрения карточных профконсультационных методик.

Во-первых, необходимо много времени для их проведения: от 40 минут до 1,5—2 часов в индивидуальных процедурах и от 2 до 3,5 часов в групповых. Правда, здесь стоит отметить, что психотерапевты тратят на своих клиентов гораздо больше времени, хотя решаемые ими проблемы ничуть не сложнее, чем планирование человеком своих профессиональных и жизненных перспектив.

Во-вторых, есть сложности, связанные с изготовлением и приобретением данных методик. Издать методические комплекты достаточно сложно. А, например, для того чтобы самим нарисовать карточки к игре «Формула», необходимо затратить от 6 до 10 часов.

В-третьих, самостоятельно освоить данные методики непросто. Первоначально нам казалось, что карточные методики очень просты, так как большинство школьников легко понимали правила работы с ними и могли через некоторое время играть самостоятельно. Но просто участвовать в игре и организовывать игровое взаимодействие — это все-таки не одно и то же.

Примечательно, что те специалисты, которые освоили самостоятельно карточные методики, через некоторое время стали создавать аналогичные игры или же модифицировать предложенные нами варианты. Таким образом, важный эффект карточных профконсультационных методов — это их активизирующий потенциал применительно уже к самим профконсультантам, которые начинают работать творчески.

Сегодня мы предлагаем вам описание одной из информационно-поисковых систем.

Елена ПРЯЖНИКОВА,
кандидат педагогических наук

Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук,
г. Москва

Профессянс "ФОРМУЛА-5"

Название методики основано на «формуле профессий», разработанной Е.А. Климовым. Как известно, эта формула включает четыре группы характеристик профессионального труда.
Настоящая методика содержит пять групп характеристик профессионального труда. «Формула-5» предназначена для оперативного поиска (или уточнения) наиболее привлекательной для клиента профессии (группы профессий), а также для знакомства с основными характеристиками профессий.
Система рассчитана на индивидуальную работу и занимает примерно 30—50 минут.

Наглядный образ

Все карточки заранее должны быть разложены на пять групп.
Клиенту объясняется общий смысл работы с карточками: необходимо по определенным правилам составить образ наиболее привлекательной профессии.
Далее предлагается первая группа карточек — цели труда (см. перечень карточек). Эти карточки необходимо расположить в ряд на столе в таком порядке: от наиболее привлекательных для клиента целей (слева) к наименее привлекательным или отвергаемым (справа).
Тут же клиенту предлагается перевернуть обратной стороной те карточки, цели которых ему сложно реализовать в настоящий момент (по самым разным причинам).
Таким образом, перед вами мотивационно-операциональная картина целей профессиональной деятельности. То есть вы видите, что хотел бы делать клиент и как он оценивает свою готовность к этому.
На данном этапе не стоит обсуждать сделанный расклад.
После этого клиенту предлагается аналогично разложить и другие группы карточек. В итоге на столе оказываются проранжированными и оцененными с точки зрения «достижимости» все пять групп карточек (перед консультантом и клиентом пять рядов по девять карточек в каждом ряду). Такая наглядность позволяет создать целостный образ выбираемой профессии.

Подумай и угадай

Затем психолог задает уточняющие вопросы для выявления противоречий в разложенных карточках и, по возможности, корректирует эти противоречия. Например, клиент хотел бы в будущем «исследовать что-либо, делать открытия» (соответствующая карточка лежит слева, в числе наиболее привлекательных), но «знаковые системы», без овладения которыми сложно представить современного ученого-исследователя, его явно не интересуют (соответствующая карточка лежит близко от правого, «отвергаемого» края). Психолог просит клиента объяснить, нет ли здесь противоречия. Вполне возможно, что клиент противоречия здесь не увидит, и по своему будет прав. Но профконсультант может озадачить клиента с помощью вопросов. Ни в коем случае не следует «переубеждать» клиента. Ориентируясь на перевернутые обратной стороной карточки, психолог может также уточнить, почему клиент считает себя не готовым реализовать некоторые свои намерения, но особенно увлекаться подобными вопросами не следует.
Далее профконсультант предлагает клиенту выбрать шесть наиболее привлекательных карточек с характеристиками профессий, но так, чтобы из каждого ряда была взята хотя бы одна карточка.
По отобранным карточкам клиенту предлагается «угадать», с какими профессиями эти характеристики соотносятся.
Например, клиент отбирает следующие карточки: «перемещение, транспортирование», «техника», «механические средства», «особые условия», «льготы, высокая зарплата» и «сидячая работа». Этот комплекс, скорее всего, может быть соотнесен с профессией водителя, в меньшей степени — с профессией автослесаря (резервные варианты — слесарные и станочные специальности). Сначала должен попытаться назвать профессии сам клиент, но если у него не получается, подсказать ему может профконсультант.
Бывает и так, что по отобранным карточкам сложно назвать какие-либо специальности, тогда клиенту предлагается дополнительно выбрать еще одну-две карточки (всего не более восьми).

Некоторые приемы

Оставшиеся на столе карточки позволяют подтвердить правильность выявленных профессий. Например, если клиент остановился на профессии водителя, но карточки «открытый воздух» и «относительная самостоятельность» находятся справа (среди отвергаемых характеристик профессионального труда), то, скорее всего, профессия водителя ему вряд ли подойдет.
Важную роль играют перевернутые обратной стороной карточки. Они показывают, что клиент не готов реализовать те или иные цели, работать с некоторыми предметами труда, использовать определенные средства и т.д.
Например, если для выбранной клиентом профессии подходят семь карточек из восьми, но среди этих семи шесть — перевернутые, то возникают сомнения относительно реалистичности данного варианта.
При «угадывании» по карточкам тех или иных профессий эффективным оказывается прием группировки сходных карточек из числа отобранных.
Например, в одной группе могут оказаться карточки «организовывать людей», «взрослые люди», «голос», «помещения с людьми», в другой группе — «обслуживать». Если вместе с клиентом расположить все отобранные карточки на столе по группам, где расстояния между карточками будут определять их сходство, то получится своеобразная «молекула профессий». При этом степень сходства между карточками («валентные связи») должен определять сам клиент (с помощью профконсультанта), поскольку видение этих связей носит субъективный, индивидуальный характер.

Советы коллегам

Опыт использования данной методики показывает, что она требует от профконсультанта определенного навыка. Желающим приобрести такой навык советуем самостоятельно нарисовать карточки для данной методики («прочувствовать» ее своими руками), затем потренироваться на себе (как бы несколько раз «проконсультировать» себя) и на близком человеке. Только после этого можно использовать методику в работе.
Для самостоятельного изготовления карточек лучше всего использовать плотный ватман. Тексты можно отпечатать на машинке, декоративные линии — проводить фломастером или мягким карандашом (от шариковых ручек на ватмане образуются канавки, что приводит к изгибу карточек и быстрому выходу из строя), для нанесения красноватого фона — использовать обычный красный карандаш и мягкую бумагу, чтобы аккуратно растереть ею штрихи по бумаге.
Начать, естественно, следует с подготовки бумаги, а закончить печатанием текстов. Для хранения карточек советуем изготовить коробочку из плотного картона и подписать ее.
Каждый профконсультант может изменять формулировки на карточках в соответствии со своим опытом, но для начала мы советуем попробовать наш вариант.

ПЕРЕЧЕНЬ КАРТОЧЕК К ПРОФЕССЬЯНСУ "ФОРМУЛА-5"

1. Цели труда — Ц

Ц-1. Оценивать, проверять, контролировать
Ц-2. Исследовать что-либо, делать открытия
Ц-3. Перемещать, транспортировать что-либо
Ц-4. Преобразовывать исходные материалы, осуществлять монтаж, сборку
Ц-5. Преобразовывать человеческое сознание (обучать, воспитывать, консультировать)
Ц-6. Творить, изобретать, создавать новое
Ц-7. Организовывать людей, руководить
Ц-8. Обслуживать что-либо или кого-либо
Ц-9. Постоянно работать над собой, «быть в форме» (тренировки, репетиции, самообразование)

2. Предмет труда — П

П-1. Техника
П-2. Знаковые системы (тексты, показания приборов, информация)
П-3. Общественные, экономические, социально-политические системы
П-4. Художественный образ (мир искусства, чувства, переживания)
П-5. Система идей, наука
П-6. Живая природа (звери, птицы, рыбы, насекомые, растения, микроорганизмы)
П-7. Взрослые люди
П-8. Дети (дошкольники и школьники)
П-9. Детали, материалы; сырье, подлежащее обработке

3. Средства труда — С

С-1. Ручные (простые приспособления и приборы, а также «золотые руки»)
С-2. Механические (станки, машины и другая техника)
С-3. Автоматические (работающие по заданной программе)
С-4. Компьютеры и микрокалькуляторы
С-5. Знания, способы мышления, память
С-6. Выразительные движения, мимика (умение вызывать доверие и уважение, быть обаятельным)
С-7. Творческое мышление (способность к нестандартным действиям, к собственному взгляду на вещи)
С-8. Возможности организма и органов чувств (хорошее зрение, слух и т.д.)
С-9. Голос (владение тембром, интонациями)

4. Условия и организация труда — У

У-1. Бытовой микроклимат (контора-офис, отдел, кабинет)
У-2. Помещения с людьми (торговый зал, театр, учебная аудитория)
У-3. Разъезды, частые командировки
У-4. Относительная самостоятельность (самому за все отвечать)
У-5. Открытый воздух
У-6. Экстремальные условия (в воздухе, на воде и под водой, в шахте, космосе, на войне и прочее)
У-7. Особые условия (цех, лаборатория, транспортное средство)
У-8. Изысканные отношения, престижные знакомства
У-9. Высокая официальная зарплата, льготы (последние связаны с тяжелой работой, нервными и моральными затратами)

5. Особенности работы — О

О-1. Минимальный риск судимости («честная» профессия)
О-2. Минимальная профессиональная вредность («здоровая профессия»)
О-3. Возможность выпивать и ругаться на работе
О-4. Повышенная ответственность (материальная, моральная, за жизнь и здоровье людей)
О-5. Приключения, риск, азарт
О-6. Чаевые, подарки (возможность дополнительного заработка)
О-7. Тихая, спокойная работа
О-8. Работа преимущественно сидя
О-9. Работа в постоянном движении

Цель методики - оперативный поиск (или уточнение) наиболее привлекательной для клиента профессии (группы профессий), а также знакомство с основными группами характеристик профессионального труда.

Время проведения - 30-50 минут.

Основные этапы

Само название методики основано на «формуле профессий», разработанной Е. А. Климовым (1988, 1990) и включающей четыре группы характеристик профессионального труда. Настоящая методика включает пять групп характеристик профессиональной деятельности.

1. Все карточки должны быть разложены на пять групп.

2. Клиенту объясняется общий смысл работы с карточками, из которых необходимо составить по определенным правилам образ наиболее привлекательных для него профессий.

3. Далее клиенту предлагается рассмотреть первую группу карточек - цели труда (см. Перечень карточек с характеристиками профессий для профессьянса «Формула-5»), которые необходимо расположить на столе в ранговом порядке, слева - наиболее привлекательные для клиента цели, а справа - менее привлекательные или явно отвергаемые.

Сразу же клиенту предлагается перевернуть оборотной стороной те карточки с целями, реализовать которые ему в настоящий момент сложно (по самым разным причинам).

Таким образом, на столе оказывается выложенная с помощью карточек мотивационно-операциональная картина относительно целей Возможного профессионального труда, т.е. что хотел бы делать клиент и как он сам оценивает свою готовность это делать.

На данном этапе лучше не обсуждать сделанные расклады.

4. После этого клиент аналогично раскладывает и другие четыре группы карточек.

В итоге оказываются проранжированными и оцененными с точки зрения «достижимости» все пять групп карточек с характеристиками труда.

На столе таким образом получается определенный расклад карт: 5 рядов по 9 карточек в каждом ряду.

(Заметим, что удобство данной методики в том, что перед глазами клиента и профконсультанта выложены все карточки методики, что позволяет не только строить целостный образ выбираемой профессии, но и оперативно корректировать его в ходе совместного обсуждения.)

На этом этапе психолог может начать задавать уточняющие вопросы, цель которых -выявление некоторых противоречий в разложенных карточках и, по возможности, корректировка этих противоречий.

Например, клиент хотел бы в будущем «исследовать что-либо, делать открытия» (соответствующая карточка лежит слева, в числе наиболее привлекательных), но «знаковые системы», без которых сложно представить себе современного ученого-исследователя, его явно не интересуют (соответствующая карточка лежит близко от правого, «отвергаемого» края). Психолог просит клиента объяснить, нет ли здесь противоречия. Вполне возможно, что клиент противоречия здесь не видит и, по-своему, прав, т.е. профконсультант может лишь озадачить клиента с помощью своих вопросов, но ни в коем случае не стоит «переубеждать» его.

Ориентируясь на перевернутые оборотной стороной карточки, психолог может также уточнить, почему клиент считает себя не готовым реализовать некоторые свои намерения. Однако особенно увлекаться подобными вопросами не следует.

5. Далее профконсультант предлагает клиенту выбрать шесть наиболее привлекательных для себя карточек с характеристиками профессий, но так, чтобы из каждого ряда была взята хотя бы одна карточка. По отобранным карточкам клиенту предлагается угадать, с какими профессиями эти характеристики соотносятся.

Например, клиент отбирает следующие карточки: «перемещение, транспортирование», «техника», «механические средства», «особые условия», «льготы, высокая зарплата» и «сидячая работа», которые, скорее всего, могут быть соотнесены с водительскими профессиями и, в меньшей степени, - с профессией автослесарь (резервные варианты - слесарные и станочные специальности). Сначала назвать профессии пытается сам клиент, но, если у него не получается, ему подсказывает профконсультант.

Бывает и так, что по отобранным карточкам сложно назвать какие-либо специальности, и тогда клиенту предлагается выбрать еще одну-две карточки дополнительно (всего - не более восьми карточек).

Оставшиеся на столе карточки позволяют перепроверить правильность выделенных профессий. Например, если клиент остановился на варианте водительских профессий, но карточки «открытый воздух» и «относительная самостоятельность» находятся среди крайне правых (отвергаемых) характеристик профессионального труда, то, скорее всего, профессия водителя этому клиенту вряд ли подойдет.

Важную роль играют перевернутые оборотной стороной карточки, показывающие, что клиент не готов реализовать те или иные цели, работать с некоторыми предметами труда, использовать определенные средства и т.д.

Например, если к выбранной клиентом профессии подходят семь карточек из восьми отобранных, но среди этих семи карточек шесть - перевернутые, то возникают сомнения относительно реалистичности данного варианта. Даже если из этих же отобранных восьми карточек к какой-то другой профессии подходят только пять, но из них перевернутой оказывается одна карточка, то такой вариант выглядит более реальным.

При угадывании по карточкам тех или иных профессий эффективным оказывается прием группировки сходных карточек из числа отобранных. Например, в одной группе могут оказаться карточки «организовывать людей», «взрослые люди», «голос», «помещениям людьми», в другой группе - «обслуживать». Нередко одна или две карточки одной группы могут одновременно принадлежать и другим группам. Если вместе с клиентом расположить все отобранные карточки на столе по группам, где расстояния карточек друг от друга будут определять их сходство, то получится: своеобразная «молекула профессий». При этом саму степень сходства между карточками («валентные связи») должен каждый раз определять сам клиент с помощью профконсультанта, поскольку видение этих связей носит субъективный, индивидуальный характер.

Комментарий для ведущего

Опыт использования данной методики показывает, что ее кажущаяся простота на самом деле требует от профконсультанта определенного навыка. Для его выработки советуем профконсультанту нарисовать данную методику («прочувствовать» ее своими руками), затем потренироваться на самом себе (как бы несколько раз «проконсультировать» себя), затем поупражняться на близком человеке и, только после этого использовать методику в работе с реальными клиентами.

Для самостоятельного изготовления методики лучше использовать плотный ватман, тексты отпечатать на машинке, декоративные линии проводить фломастером или мягким карандашом (от шариковых ручек на ватмане образуются канавки, что приводит к изгибу карточек и быстрому выходу их из строя), а для нанесения красноватого фона использовать обычный красный карандаш и мягкую бумагу, чтобы аккуратно растереть ею штрихи по бумаге. Начать, естественна, следует с подготовки бумаги, а закончить печатанием текстов. Для хранения карточек советуем изготовить из плотного картона аккуратную коробочку и подписать ее.

Естественно, что каждый профконсультант может видоизменять формулировки на карточках в соответствии со своим опытом и воображением, но для начала мы советуем все-таки попробовать наш вариант.

Перечень карточек с характеристиками профессий для профессьянса «Формула-5»

1. Цели труда - Ц:

Ц-1. Оценивать, проверять, контролировать

Ц-2. Исследовать что-либо, делать открытия

Ц-3. Перемещать, транспортировать что-либо

Ц-4. Преобразовывать исходные материалы (монтаж, сборка)

Ц-5. Преобразовывать человеческое сознание (обучение, воспитание, консультирование)

Ц-6. Творить, изобретать, создавать новое

Ц-7. Организовывать людей, руководить

Ц-8. Обслуживать что-либо или кого-либо

Ц-9. Постоянно работать над собой, «быть в форме» (тренировки, репетиции, самообразование).

2. Предмет труда - П:

П-2. Знаковые системы (тексты, показания приборов, информация)

П-3. Общественные, экономические, социально-политические системы

П-4. Художественный образ (мир искусства, чувства, переживания)

П-5. Система идей, наука

П-6. Живая природа (звери, птицы, рыбы, насекомые, растения, микроорганизмы)

П-7. Взрослые люди

П-8. Дети (дошкольники и школьники)

П-9. Детали, материалы; сырье, подлежащее обработке.

3. Средства труда - С:

С-1. Ручные (простые приспособления и приборы, а также «золотые руки»)

С-2. Механические (станки, машины и другая техника)

С-3. Автоматические (работающие по заданной программе)

С-4. Компьютеры и микрокалькуляторы

С-5. Знания, способы мышления, память

G-6. Выразительные движения, мимика (умение вызывать доверие и уважение, быть обаятельным)

С-7. Творческое мышление (способность к нестандартным действиям, к собственному взгляду на вещи)

С-8. Возможности организма и органов чувств (хорошее зрение, слух и т.д.)

С-9. Голос (владение тембром, интонациями).

4. Условия и организация труда - У:

У-1. Бытовой микроклимат (контора-офис, отдел, кабинет)

У-2. Помещения с людьми (торговый зал, театр, учебная аудитория)

У-3. Разъезды, частые командировки

У-4. Относительная самостоятельность (самому за все отвечать)

У-5. Открытый воздух

У-б. Экстремальные условия (в воздухе, на воде и под водой, в шахте, космосе, на войне и т.п.)

У-7. Особые условия (цех, лаборатория, транспортное средство) У-8. Изысканные отношения, престижные знакомства У-9. Высокая официальная зарплата, льготы (часто связаны с тяжестью работы, нервными и моральными затратами).

5. Особенности работы - О:

O-l. Минимальный риск судимости («честная» профессия)

О-2. Минимальные профессиональные вредности («здоровая профессия»)

О-З. Возможность выпивать и ругаться на работе

О-4. Повышенная ответственность (материальная, моральная, за жизнь и здоровье людей)

О-5. Приключения, риск, азарт

О-б. Чаевые, подарки (возможность дополнительного заработка)

О-7. Тихая, спокойная работа

О-8. Работа преимущественно сидячая

О-9. Работа в постоянном движении

Ц-1.
Оценивать,
проверять,
контролировать
Ц-1.

Оценивать,
проверять,
контролировать



Рис. 1. Пример заполненной с обеих сторон карточки к профессьянсу «Формула-5».

Размер карточки 6 x 8 см. 8а - лицевая сторона карточки: внизу фломастером проводится голубая линия, вверху - номер карточки Ц-1 (Ц - цели труда). 8б - оборотная сторона карточки: номер и линия внизу - аналогично лицевой стороне, но вверху проводятся красным фломастером две линии, показывающие, что в случае перевертывания карточки клиент оценивает свою готовность «оценивать» невысоко. Можно также вместо этих двух Линий просто сделать красноватый фон (аккуратно растереть мягкой бумагой штрихи от красного карандаша).

Точно так же готовятся и все остальные карточки, но для каждой группы желательно обозначать разделительные (декоративные) линии своим цветом: цели - голубым, предметы - коричневым, средства - оранжевым, условия - зеленым, особенности - желтым. Две верхние линии на оборотной стороне всех карточек лучше сделать красным фломастером.

Активизирующая профориентационная методика "Формула-5"


Автор статьи: Орлова Евгения
Психолог-разработчик

О методике Профессьянс

Профессьянс "Формула-5" - карточная профориентационная игра, разработанная профессором Н.С. Пряжниковым для самоопределяющихся подростков на базе типологии профессий Е.А.Климова.

"Формула-5" - активизирующая по своей сути методика. Ее задача - не только и не столько информировать подростка (хотя если психолог хорошо ориентируется в мире профессий и в современном рынке труда, встреча с ним может быть очень информативной), сколько пробудить его интерес к миру профессий и желание взять на себя ответственность за выбор будущего, т.е. активизировать подростка, сделать активным субъектом самоопределения.

Если кратко выразить суть методики, то она заключается в том, чтобы по определенным правилам разложить на столе 45 карточек с описанием различных характеристик профессий. Всего таких характеристик пять: цели труда, его предмет, средства, условия и особые условия. Карточки выкладываются ряд за рядом в порядке предпочтения.

При раскладывании первого ряда психолог объясняет правила работы: "Перед тобой девять карточек. Это цели труда, тот результат, который человек хотел бы получить в своей работе. Разложи их в порядке предпочтения так, чтобы слева оказались самые приятные, а справа - наименее приятные". Когда первый ряд разложен, психолог просит подростка перевернуть обратной стороной карточки с теми целями, которые по какой-то объективной причине сейчас недостижимы.
При раскладывании второго ряда, когда подросток уже освоился с правилами, психолог начинает применять различные техники работы с профессьянсом, задавать уточняющие и провокационные вопросы. В процессе беседы подросток может менять карточки местами, это говорит о том, что активизирующий эффект достигнут.

Когда все карточки разложены, психолог предлагает подростку выбрать из каждого ряда по одной-две самые привлекательные карточки. Вместе они образуют формулу идеальной профессии, и теперь подросток должен подумать, какие профессии подходят под эту формулу. Если он не справляется, психолог помогает, предлагает свои варианты.

Для работы с профессьянсом понадобится свободный стол, например, школьная парта, на которой поместятся 5 рядов по 9 карточек 6?8 см и формула профессии, состоящая из 5-8 карточек.

Обычно консультация занимает 1-1,5 часа. Бывают подростки, которым трудно сосредоточиться на вопросе, не отвлекаться от темы, не уходить в несущественные для этой работы подробности. Некоторые очень долго думают над раскладом. Бывают и психологи, которые любят поработать основательно, обсудить буквально каждую карточку. В этом случае работа может сильно затянуться, и это грозит переутомлением подростка, снижением мотивации к работе с профессьянсом. Важно вовремя заметить такую тенденцию и постараться работать несколько собраннее, жестче, динамичнее.

Важно также, чтобы консультация, по возможности, проводилась в первой половине дня, когда человек находится в оптимальном физическом и умственном состоянии.

Несколько слов о позиции консультанта. Задача работы с профессьянсом - активизировать субъекта самоопределения, т.е. помочь подростку самостоятельно задуматься о своих интересах, особенностях характера, способностях и выборах, увлечь его этой темой, подтолкнуть к размышлениям о своем соответствии той или иной профессии, о том, как лучше себя реализовать в труде. Если вспомнить известную пословицу ? "Хочешь один раз накормить человека - дай ему рыбу, хочешь накормить его на всю жизнь - научи его рыбу ловить", то в нашем случае "накормить рыбой" - это давать советы о том, что подходит или не подходит, "как правильно", т.е. предлагать готовые решения. Кроме того, что такие советы не развивают подростка, они делают консультанта ответственным за решения о дальнейшем профессиональном пути оптанта.

Активизирующая методика "Формула-5" - как раз один из способов, который "учит ловить рыбу": она предоставляет подростку средство анализа ситуации выбора (в нашем случае это карточки, наглядно представляющие основания классификации профессий) и правила пользования им. Поэтому для психолога важно свести к минимуму свои объяснения, не навязывать свою точку зрения, а стараться, чтобы подросток сам объяснил свое понимание характеристик труда и высказал отношение к ним. Не убеждать в чем-то, не спорить, а умело задавать наводящие вопросы. Насколько они будут эффективны с точки зрения активизации субъекта самоопределения, зависит от психолога-консультанта, его понимания ситуации, его включенности в работу и гибкости мышления.

Особые приемы и техники

О некоторых техниках, таких как разделение формулы профессии на молекулы или активизирующие вопросы, рассказывал в своих книгах и на лекциях сам Н.С. Пряжников, некоторые возникли в процессе нашей работы с методикой. Попробуем их обозначить.

1. Провокации. Наряду с уточняющими вопросами ("Что для тебя значит то, что написано на этой карточке?", "Почему ты положил эту карточку сюда (в конец/в начало)?", "Эта карточка перевернута - как бы ты это объяснил?", "Как можно это преодолеть?", "Ты пользовался когда-нибудь этим средством?", "Что это дает тебе?" и т.п.) могут быть вопросы с подковыркой в духе "А что если…". Их консультант задает, если какое-то расположение карточек в раскладе кажется ему спорным, если у него возникло ощущение, что подросток плохо понимает содержание каких-то карточек и их взаимосвязи. Провокации помогают подростку глубже осознать спорные, противоречивые ситуации и вызывают желание поработать с ними.

Например, психолог может попросить подростка отвернуться и переставить какие-то карточки местами и спросить, изменилось ли что-то в раскладе. Если подросток хорошо осознает свои предпочтения, он заметит перемену. Если нет, это повод для разговора. Как правило, такая техника, напоминающая игру, вызывает азарт, желание в следующий раз быть внимательнее и осознаннее работать с раскладом.

Можно переставить одну из перевернутых или вызывающих неприязнь карточек в самое начало и спросить подростка: "Каким бы ты был, если бы положил эту карточку сюда?" Можно на этапе работы с формулой профессии назвать какую-нибудь явно неподходящую под нее профессию и посмотреть, как оптант отреагирует.

Среди карточек есть и сами по себе провокационные, вызывающие яркую эмоциональную реакцию. Наиболее показательна в этом смысле карточка особых условий "Возможность выпивать и ругаться на работе" (О3), которую большинство подростков не раздумывая кладут в конец.

2. Сопоставление карточек, поиск парадоксов. Можно сопоставить цели и средства (по аналогии с методикой М. Рокича "Ценностные ориентации"), а также любые другие карточки из любого ряда, которые привлекли внимание своим сочетанием (или несочетаемостью).

Например, подростку нравятся карточки "Руководить, организовывать людей" и "Преобразовывать сознание человека", но карточку "Ответственность" он поставил в конец ряда как неприятную. В этом случае можно поговорить с подростком о том, что такое ответственность, в каких профессиях она нужна больше, а в каких меньше и почему, насколько она важна для руководителя и почему и т.д.

3. Разделение рядов. Этот прием возник в процессе работы с одним из подростков, пришедших на консультацию в наш центр. Можно предложить подростку разделить каждый ряд карточек на две или три зоны: наиболее привлекательные, не вызывающие сильных эмоций и наиболее отталкивающие. Это позволяет отчетливо увидеть некоторые особенности восприятия подростком мира профессий и самой ситуации выбора, например, негативизм (когда мало что из указанного на карточках радует и большинство из них сдвинуто вправо, в зону неприязни), или неопределенность (когда карточки трудно разделить на зоны, все нравится, все интересно) и при необходимости обратить внимание подростка на это.

Все описанные приемы работы помогают достичь активизирующего эффекта, который может проявляться по-разному. Например, поразмышляв вместе с психологом над некоторыми парадоксами своего расклада, подросток начинает вносить в него изменения, перекладывать карточки, осознавая по-новому степень их значимости для себя. Бывает так, что в начале встречи подросток дает на вопросы психолога "готовые ответы", усвоенные от учителей и родителей, от сверстников или из СМИ. Ближе к середине сеанса, всерьез озадачившись некоторыми несоответствиями в своих не до конца осмысленных взглядах, подросток выглядит немного озадаченным, но к концу становится увереннее, начинает сам обосновывать свои решения.

Еще один интересный эффект работы с профессьянсом проявляется иногда на заключительном этапе работы - при построении формулы профессии, когда психолог предлагает подростку выбрать любые 6-8 карточек, наиболее близких и важных для него. Здесь случаются неожиданности. Можно было бы ожидать, что карточки будут отобраны с первых мест, ведь раскладывались они в порядке предпочтения. Но карточки берутся как из начала, так и из середины, будто в сознании произошло какое-то переключение, инерция преодолена и приоритеты выстроились по-новому. Это один из явных показателей, что работа проведена не напрасно и подросток смог всерьез задуматься о том, что для него важно и почему.

Трудности работы с профессьянсом и способы их преодоления

Наибольшая сложность - это установка на чудо и неочевидность результата для родителей, которые иногда приходят на консультацию. Они рассчитывают (особенно если услуга платная) получить готовый, четко обоснованный ответ на вопрос, какая же профессия, профильный класс, учебное заведение и т.д. подходят их ребенку, и когда психолог говорит, что результат неявный, отсроченный, что самоопределение - это длительный процесс, заметно становится разочарование взрослых. Для них показателем эффективности консультации была бы бумажка с "чудесным рецептом". Профессьянс же не предполагает никаких распечаток, результат его возникает в самом процессе беседы по карточкам и переходит в те изменения, которые в случае успешной работы психолога с подростком начнут происходить в его сознании и проявляться в его решениях. Проверить эффективность этой работы очень непросто. Доказать родителю, что мы не "просто пораскладывали карточки и поговорили", а получили результат, бывает затруднительно.

Препятствиями для успешной профориентационной работы могут оказаться также особенности самого психолога: его тревожность, неуверенность в себе, неумение принимать быстрые решения, оперативно реагировать на вопросы подростка, проблемы с вниманием и памятью, недостаточная осведомленность о современных профессиях и т.д. Некоторым психологам нужно время для того, чтобы разобраться в ситуации своего клиента, и необходимость оперативно подобрать несколько профессий к формуле оказывается для них стрессом.

Иногда бывает, что сам подросток плохо идет на контакт, негативно настроен или просто устал; встречаются подростки, отстаивающие свое мнение и не склонные менять свою точку зрения; бывают пассивные ребята, которых трудно разговорить. И к каждому нужно найти свой подход, чтобы результат встречи, активизирующий эффект был достигнут.

Встречаются ситуации, когда подростку (или его родителю) мешает образ конкретной профессии. Расклад карточек делается в соответствии с ней и отойти от него трудно. Работа может оказаться непродуктивной, если психолог вовремя не заметит этого и не обратит внимание клиента на проблему.

Чтобы избежать трудностей, о которых мы говорили выше, предлагаем несколько советов по подготовке к работе с профессьянсом, позволяющие эффективнее проводить профориентационную работу с использованием активизирующих методов.

1. Перед тем, как работать с профессьянсом, потренируйтесь на себе и на знакомых. Разложите профессьянс для себя. Скорее всего, вы хорошо себя знаете, поэтому вам проще будет понять особенности работы с карточками и освоить все приемы без лишней суеты. Пофантазируйте, как бы вы разложили карточки, будучи подростком. Предложите своим друзьям пройти у вас профессьянс и обсудите вместе с ними результаты.

2. Поработайте с каждой карточкой, вникните в ее содержание, продумайте примеры современных профессий и специальностей. Каждая карточка может стать поводом для развернутой беседы, и вы должны быть готовы поддержать ее.

3. Поработайте с сочетаниями карточек, чтобы не было затруднений на этапе работы с формулой профессии. Для этого можно:

Само название методики основано на "формуле профессий", разработанной Е. А. Климовым и включавшей четыре группы характеристик профессионального труда. Данный вариант методики является модификацией одноименного варианта, разработанного нами ранее и включавшего четыре (как у Е. А. Климова) группы характеристик.

Настоящая методика включает пять групп характеристик профессиональной деятельности. "Формула-5" предназначена для оперативного поиска (или уточнения) образа наиболее привлекательной для клиента профессии (группы профессий), а также для знакомства с основными группами характеристик профессионального труда. Система рассчитана на индивидуальную работу и занимает по времени примерно 30-50 минут. Процедура включает следующие основные этапы.

Еще до проведения методики все карточки должны быть разложены на пять групп.

Клиенту объясняется общий смысл работы с карточками, из которых необходимо будет составить по определенным правилам образ наиболее привлекательных для него профессий.

Далее предлагается первая группа карточек - цели труда (рис. 6 и Перечень карточек), которые необходимо расположить на столе в ранговом порядке, слева - наиболее привлекательные для клиента цели, а справа - менее привлекательные или явно отвергаемые. Сразу же клиенту предлагается перевернуть обратной стороной те карточки с целями, реализовать которые ему в настоящий момент сложно (по самым разным причинам). Таким образом, на столе оказывается выложенная с помощью карточек мотивационно-операциональная картина относительно целей возможного профессионального труда, то есть, что хотел бы делать клиент и как он сам оценивает свою готовность это делать. На данном этапе лучше не обсуждать сделанные расклады.

После этого клиент аналогично раскладывает и все другие четыре группы карточек, чтобы в итоге на столе оказались проранжированными и оцененными с точки зрения "достижимости" все пять групп карточек с характеристиками труда. На столе таким образом получается определенный расклад карт: 5 рядов по 9 карточек в каждом ряду. Заметим, что удобство данной методики в том, что перед глазами клиента и профконсультанта выложены все карточки методики, что позволяет не только строить образ выбираемой профессии более целостно, но и оперативно корректировать его в ходе совместного обсуждения.

На этом этапе психолог может начать задавать уточняющие вопросы, суть которых сводится к выявлению некоторых противоречий в разложенных карточках и, по возможности, к корректировке этих противоречий. Например, клиент хотел бы в будущем "исследовать что-либо, делать открытия" (соответствующая карточка лежит слева, в числе наиболее привлекательных), но "знаковые системы", без которых сложно представить себе современного ученого-исследователя, его явно не интересуют (соответствующая карточка лежит близко от правого, "отвергаемого", края). Психолог просит клиента объяснить, нет ли здесь противоречия. Вполне возможно, что клиент противоречия здесь не увидит и по-своему будет прав, то есть проф-консультант может лишь озадачить клиента с помощью своих вопросов, но ни в коем случае не "переубеждать" его. Ориентируясь на перевернутые обратной стороной карточки, психолог может также уточнить, почему клиент считает себя не готовым реализовать некоторые свои намерения, но особенно увлекаться подобными вопросами не следует.

Далее профконсультант предлагает клиенту выбрать шесть наиболее привлекательных для себя карточек с характеристиками профессий, но так, чтобы из каждого ряда была взята хотя бы одна карточка. По отобранным карточкам клиенту предлагается "угадать", с какими профессиями эти характеристики соотносятся. Например, клиент отбирает следующие карточки: "перемещение, транспортирование", "техника", "механические средства", "особые условия", "льготы, высокая зарплата" и "сидячая работа", которые, скорее всего, могут быть соотнесены с водительскими профессиями и в меньшей степени - с профессией автослесарь (резервные варианты - слесарные и станочные специальности). Сначала назвать профессии должен попытаться сам клиент, но если у него не получается, подсказать ему может профконсультант.

Бывает и так, что по отобранным карточкам сложно назвать какие-либо специальности, и тогда клиенту предлагается выбрать еще одну-две карточки дополнительно (всего - не более 8 карточек).

Оставшиеся на столе карточки позволяют перепроверить правильность выделенных профессий. Например, если клиент остановился на варианте водительских профессий, но карточки "открытый воздух" и "относительная самостоятельность" находятся среди крайне правых (отвергаемых) характеристик профессионального труда, то, скорее всего, профессия водитель ему вряд ли подойдет.

Важную роль играют перевернутые обратной стороной карточки, показывающие, что клиент не готов реализовать те или иные цели, работать с некоторыми предметами труда, использовать определенные средства и т. д. Например, если под выбранную клиентом профессию подходят 7 карточек из 8 отобранных, но среди этих 7 карточек 6 - перевернутые, то возникают сомнения относительно реалистичности данного варианта. Даже если из этих же отобранных 8 карточек под какую-то другую профессию подходят только 5, но из них перевернутой оказалась лишь одна карточка, то такой вариант выглядел бы более реальным, что особенно важно учитывать в усложнившихся в последнее время условиях трудоустройства выпускников школ и появлением так называемого "рынка труда".

При "угадывании" по карточкам тех или иных профессий очень эффективным оказывается прием группировки сходных карточек из числа отобранных. Например, в одной группе могут оказаться карточки "организовывать людей", "взрослые люди", "голос", "помещения с людьми", в другой группе - "обслуживать". Нередко одна или две карточки одной группы могут одновременно принадлежать и другим группам. Если вместе с клиентом расподожить все отобранные карточки на столе по группам, где расстояния карточек друг от друга будут определять их сходство, то получится своеобразная "молекула профессий". При этом саму степень сходства между карточками ("валентные связи") должен каждый раз определять клиент с помощью профконсультанта, поскольку видение этих связей носит субъективный, индивидуальный характер.

Опыт использования данной методики другими специалистами показывает, что ее кажущаяся простота на самом деле требует от профконсультанта определенного навыка. Для выработки такого навыка советуем самому нарисовать данную методику ("прочувствовать" ее своими руками), затем потренироваться на самом себе (как бы несколько раз "проконсультировать" себя), затем поупраж-няться на близком человеке и только после этого использовать методику в работе с реальными клиентами.

Для самостоятельного изготовления методики лучше использовать плотный ватман, тексты отпечатать на машинке, декоративные линии проводить фломастером или мягким карандашом (от шариковых ручек на ватмане образуются канавки, что приводит к изгибу карточек и быстрому выходу их из строя), а для нанесения красноватого фона использовать обычный красный карандаш и мягкую бумагу, чтобы аккуратно растереть ею штрихи по бумаге. Начать, естественно, следует с подготовки бумаги, а закончить печатанием текстов. Для хранения карточек советуем изготовить из плотного картона аккуратную коробочку и подписать ее.

Естественно, что каждый профконсультант может видоизменять формулировки на карточках в соответствии со своим опытом и воображением, но для начала мы советуем все-таки попробовать наш вариант.

Перечень карточек с характеристиками профессий для профессьянса "Формула-5"

Читайте также: