Как называется профессия на радио

Опубликовано: 01.07.2024

Здесь нужны яркие личности, способные генерировать идеи и воплощать их. Такие люди должны быть готовы добровольно посвятить свои таланты достижению общих целей. Это работа в команде – она требует взаимного уважения и умения взаимодействовать друг с другом.

Нельзя утверждать, что каждый, кто работает на радио, с детства был вдохновенным радиолюбителем. Но вот любые варианты социофобии – абсолютное противопоказание для постоянной работы на радио. Зато успеху косвенно будут способствовать ваши занятия сценической речью, вокалом, пение в хоре и получение музыкального образования…

Какие есть должности

Штат радиостанции предусматривает самые разные должности:

  • выпускающий редактор;
  • радиоведущий;
  • корреспондент;
  • журналист;
  • звукорежиссер;
  • техник.

Но это не значит, что штатных сотрудников на радио много. Напротив, обычно их мало. Среди них существуют взаимозаменяемость и ротация. Другими словами, одному штатному сотруднику «дышат в спину» два добровольца, способных занять его рабочее место. Здесь жесткая профессиональная конкуренция.

Чтобы попасть в штат, нужно иметь не только квалификацию и опыт, но и специальное образование. Выпускнику школы, желающему связать свою профессию с радио, стоит учесть, что в России не так много вузов, которые готовят компетентных специалистов в этой сфере:

  • МГУ;
  • СПбГУ;
  • МГУ Культуры и Искусств;
  • СПбГУ Культуры и Искусств;
  • государственные театральные институты;
  • вузы, где преподают звукорежиссуру.

Но можно получить специальность, вообще не связанную с радио, и всё равно попасть на радио! Профильное базовое образование работника радиостанции не требуется, когда достаточно хорошо владеешь другой специальностью и обладаешь коммуникативными навыками. Если вы знаете все тонкости и глубины вашего дела и можете ярко и интересно рассказывать о нем слушателям, то радио – вполне возможная область применения ваших знаний и таланта.

Так какую же из радиопрофессий выбрать – и как это отразится на карьере? К примеру, ставить перед собой цель «стать радиоведущим» мне кажется задачей маломасштабной. Важно смотреть вперед – и готовить себя, скажем, к карьере выпускающего или главного редактора радиопрограмм. Однако многие талантливые редакторы и продюсеры начинали свой путь на радио со скромных авторских проектов и звукорежиссерского пульта.

Как попасть в эфир

Учеба на профильном факультете не даст студенту гарантии со временем стать сотрудником одной из радиостанций. Во время учебы в вузе важно найти хорошее место для профессиональной практики и получения опыта, который обычно передается от талантливого наставника-коллеги. Кроме того, многое зависит от личного стремления и стечения жизненных обстоятельств. Счастлив тот, кто оказался в нужном месте в нужное время!

Путь на радиостанцию, как правило, лежит через различные авторские проекты и добровольческую, безгонорарную активность. Многие мои друзья, да и я сам, начинали свою работу на радио именно с волонтерской работы в эфире. Полагаю, что такой подход дает возможность постепенно распознать свое призвание к профессии, а также приобрести опыт и навыки, которым не обучают в вузах. Не стоит бояться пробовать себя в роли собеседника в студийных записях и прямых эфирах радиостанции! Если вам это доверили – значит, видят в вас задатки ведущего радиопрограммы. Не беда, что вы пока «за штатом» и не получаете постоянного гонорара, будучи автором-добровольцем. Добавьте к своему стремлению – сильное терпение! Время работает на вас!

Работодателям слишком долго и затратно творчески экспериментировать с молодыми выпускниками вузов, но начинающим специалистам всё равно следует предлагать себя в качестве журналиста и потенциального радиоведущего, ведь одновременно СМИ всегда заинтересованы в появлении в своих рядах талантливых, инициативных и перспективных сотрудников.

Штатный работник должен обладать универсальными знаниями в области журналистики, компьютерных и звуковых программ, обработки текстов, выдающимися коммуникативными навыками, а порой еще и голосом!

Голос и звук

Радио – прежде всего работа со словом и звуком. И всё равно профессионалов, мастерски владеющих голосом и имеющих достаточный навык работы у студийного микрофона, даже в мегаполисах можно перечесть по пальцам. Они хорошо известны редакторам. Поэтому в эфире важно не только внимательно слушать собеседника, но и слышать собственный голос, постоянно работать над его оттенками и тембральным звучанием. Тот, кто знает силу звучания слов, фраз и значимость пауз, несомненно, преуспеет.

Но то – личная, карьерная выгода. А если говорить об общем деле, то задача состоит в том, чтобы люди как можно дольше принимали сигнал именно вашей радиостанции и постепенно переходили в группу ее постоянных слушателей. Для этого исследуется аудитория (вот и для маркетологов появилась работа) – и, соответственно, подбираются голоса ведущих и авторов.

Очевидно, что мужчины охотнее и дольше слушают в радиоэфире привлекательный женский голос, а женщины – характерный мужской. В нашем обществе, как известно, женщин больше. Соответственно, значительная часть аудитории – это, как правило, женщины, которые слушают радио в фоновом режиме. Так что мужские поставленные голоса – предпочтительней женских.

Аппаратура для записи голоса на радио

Итак, если говорить об общих способностях, то для желающего связать свою жизнь с радио необходимо обладать красивым от природы голосом. Голоса радиоведущих должны быть узнаваемы, с «изюминкой», приятного тембра. Национальные акценты и мелодики не приветствуются, поскольку требуют длительного исправления, на которое у руководства радиостанции не бывает времени и средств. Главному редактору проще пригласить в авторский состав радио выпускника Академии театрального искусства, чем переучивать молодого специалиста одной из многочисленных периферийных коммерческих школ или краткосрочных курсов радиоведущих.

Для записи небольших рекламных роликов подходят голоса ведущих эфира и штатных работников, а для литературных передач и трансляции аудиокниг предпочтительнее актеры театра и кино.

Рамки формата

Сможете ли вы на радио проявить себя лично, творчески реализоваться?

Профессиональный выбор невелик: радиостанций разговорного жанра мало, музыкальных – чуть больше. У музыкального радио – свои тонкости, у разговорной радиостанции – собственные реалии: музыка занимает здесь в среднем около десяти процентов эфира. Да еще этот формат…

Часто редакторы говорят: «Это формат!» «А это – неформат!» Как они ориентируются? Честный ответ на поставленный вопрос будет кратким. Формат определяется государственной лицензией на вещание, где ясно указано, сколько (в процентном соотношении) и каких передач должно быть в эфире конкретной радиостанции.

Впрочем, многое здесь решает главный редактор и руководство. Идея любой свежепридуманной передачи отражается в сценарной заявке, которая подается в редакцию радиопрограмм. Заявка составляется автором и разбирается на редакторском совете, а затем – либо принимается, либо отклоняется. Обычно причина отказа звучит категорично – «неформат». (Это применимо и по отношению к музыкальным произведениям, высылаемым композиторами и музыкантами в адрес радиостанции.)

«Неформат» – это не приговор, не подлежащий обжалованию. Соискателю стоит поинтересоваться у редактора: что именно входит в формат радиостанции, что могло бы заинтересовать целевую аудиторию?

Умение войти в концептуальный, временной и культурный контекст формата – самый сложный навык, который приходит только с опытом. Однако в этом может помочь предварительное продолжительное прослушивание эфира той радиостанции, для которой соискатель готовит заявку авторской передачи. Образно говоря, передача – это «продукт». Если вы предлагаете то, что отсутствует на «прилавке», вы попали в цель! По крайней мере, работодатель обратит на вас внимание!

Радио и Интернет

Любой сотрудник радиостанции должен научиться внимательно анализировать свои и чужие передачи – как успешные, так и неудачные. Традиции старого радиотеатра никто не отменял – но где их изучить? В Интернете можно послушать многие вошедшие в историю радиовещания передачи: «Радионяня», «Севаоборот», «Полевая почта Юности», «Детский радиотеатр», «Час джаза» (с легендарным Уиллисом Коновером). Настоящими мастер-классами для ведущих стали старые радиопостановки, где звучат голоса выдающихся российских мастеров слова: Игоря Дмитриева, Олега Борисова, Андрея Ивановича Краско, Олега Табакова, Михаила Козакова…

Уйдет ли и новое радио в Интернет?

Я не стал бы сильно преувеличивать значение подкастинга, который определенными заинтересованными кругами преподносится как серьезная альтернатива традиционному радиовещанию. К плюсам подкастинга обычно относят оперативность, сведение к минимуму объема звукооператорской работы и бесцензурность. Однако именно это и является слабыми сторонами подкастинга. Оперативность зачастую подменяется желанием автора быстро понравиться аудитории, преподнося ей непроверенные факты, что дезориентирует слушателя, разрушая его доверие к СМИ. Бесцензурность трансформируется во вседозволенность и профессиональное невежество. Автор ожидает, что его подкаст вызовет быстрый, ошеломительный успех, однако это представление обманчиво: активно скачиваются подкасты известных авторов, а на шедевры новичков, у которых нет редактора, способного вывести их на высокопрофессиональный уровень, часто не обращают внимания. Как следствие, плоды трудов не оправдывают ожиданий. Так что подкастинг – это вспомогательный, но не первостепенный инструмент традиционной радиостанции. А вот быстрое распространение Интернет-радио, вещание его в каждом автомобиле даст мощный импульс для появления нишевых радиостанций, направленных на отдельные сегменты целевой аудитории.

Автор статьи: Алексей Пирогов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия работник радио подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

работа диктором на радио

С момента возникновения радио и его стремительного развития на первый план стали выходить не только технические специалисты, но и работники средств массовой информации. Радио в начале XX века очень быстро превратилось в систему глобального оповещения и информирования людей, потеснив газеты. Самое важное при этом было найти человека с хорошим тембром голоса и поставленной речью. Так и возникла профессия диктора. Позднее с возникновением телевидения дикторы перешли освоили и эту нишу. Однако на этом развитие профессии и завершилось. В интернете дикторы не востребованы.

Чем конкретно занимается диктор

Под диктором принято представлять сотрудника радиостанции или телевидения, который занимается читкой текстов в прямом эфире или под запись. Характер информации может быть разным: новости, реклама, художественные произведения и т.д.

Долгое время именно диктор был визитной карточной канала или станции, его голос давал четкие ассоциации с определенной компанией. В связи с этим ответственность специалиста была крайне высока. Правда, мало кто это понимает. Если диктор случайно допускал ошибку в прямом эфире, подчас это могло стоить ему карьеры. В наши дни стандарты профессии значительно мягче, но тем не менее ответственность дикторов, особенно на центральных телеканалах, никуда не исчезла.

В работе диктором первостепенное значение имеет его голос, дикция, умение интонационно выражать смысловые точки текста. И после того, как дикторы стали работать еще и телевидении, стало необходимым следить за своим внешним видом, мимикой. Данные специалисты стали в большей степени публичными личностями.

Диктор телевидения

Источник фото: ConvertKit/unsplash

Обязанности диктора

В перечень обязанностей специалиста входит следующее:

    подготовка материалов для программ радио- и телепередач;

читка материалов в записи или прямом эфире;

редактура текстов, а также проведение различной подготовительной работы, вплоть до интервьюирования экспертов-специалистов.

Для того, что работать в качестве диктора необходимо знать:

    основные журналистские жанры, их особенности;

правила речевой культуры;

работа с камерой, микрофонами, а также звукозаписывающим оборудованием.

Требования к диктору

Самым главным требованием к специалисту в данной области является его голос. Он должен быть приятным и не иметь речевых дефектов. В то же время стоит отметить, что требования по состоянию здоровья к специалистам почти не предъявляют. Так что подобную вакансию с успехом могут занимать и лица, имеющие некоторые ограничения по состоянию здоровья.

Если речь идет о телевизионных дикторах, то еще одним требованием является и располагающий к себе внешний вид. Диктор должен вызывать симпатию и доверие, располагать зрителя к тому, чтобы продолжать просмотр программы и внимательно относиться к предоставляемой информации. Для этого диктор должен знать и основы профессионального мастерства, ораторского искусства.

Место работы и условия труда

У современного диктора достаточно много мест для профессиональной реализации. Основных направлений несколько:

театр и концертные площадки;

компании, имеющие внутреннюю радиосвязь;

предприятия, использующие для информирования клиентов радиосвязь (вокзалы, метрополитен);

разработка аудиотоваров (начитка аудиокниг).

Тем не менее, основными направлениями по-прежнему остаются радио и телевидение.

В связи с этим у диктора есть возможность как заниматься сразу несколькими проектами, так и иметь основное место работы с официальным трудоустройством и четко регламентированным графиком работы.

Где выучиться профессии диктор?

Диктор – это одна из специализаций в области журналистики. Поэтому для ее освоения необходимо поступить в университет с соответствующей специальностью. На сегодняшний день все вузы предлагают обучение в формате бакалавриата, когда его продолжительность в очной форме составляет 4 года. Кроме того, существуют еще и разнообразные школы журналистского мастерства, где обучение длится несколько лет.

Поступить на необходимую специальность возможно после 11 класса при сдаче экзаменов, а также прохождения творческого испытания. Чаще всего на журфак необходимо подготовить эссе на определенную тему. Хотя возможны и другие варианты: например, видеоматериал.

Стоит также отметить, что существуют и регулярно проходят мастер-классы и профессиональные тренинги. Они могут быть как в онлайн, так и оффлайн-режиме.

Но еще одна особенность профессии заключается в том, что для работы по специальности необязательно иметь именно журналистское образование, многие гуманитарные области также готовят специалистов, которые имеют поставленный голос, грамотную речь. Выпускники актерских училищ также могут вполне реализоваться в профессии диктора.

Карьерные перспективы для дикторов

Карьера диктора может развиваться в различных направлениях, все зависит от того, где работает специалист. Самыми яркими примерами являются профессионалы, которые имеют стойкую ассоциацию с голосом иностранного актера или определенной передачей. Зритель не может уже представить себе иное звучание. Поэтому узнаваемость голоса полностью определяет успешность диктора.

Как устроиться на работу диктором, личные качества

Для того, чтобы работать диктором необходимо иметь приятный, правильно поставленный голос, без дефектов произношения. Но это не единственные требования. Большое значение имеют и личные качества. В число необходимых черт характера следует включить следующее:

раскрепощенность и открытость.

Сколько зарабатывают дикторы

Величина оклада зависит от места и условий работы. Так, диктор, который работает в компании и отвечает за внутреннюю радиосвязь, может зарабатывать около 20 000 рублей. Если же специалист находится на фрилансе, то чаще всего он имеет сдельную зарплату – по количеству аудиофайлов. В этом случае цена определяется сложностью и продолжительностью работы. Самые простые и короткие аудиофайлы могут стоить в районе 500 рублей за одну штуку.

Диктор на радиостанции или телеканале чаще всего является штатным сотрудником, который работает полный рабочий день, и получает около 30 000 рублей.


Ведущий прямого эфира на радио… Кажется, самая простая работа в мире, не мешки ворочать. Знай себе болтай всё, что в голову взбредёт. Но это только на первый взгляд. Ведь и говорить нужно что-то осмысленное, и обладать эрудицией, и импровизировать, и принимать экспресс-решения, уметь не только вовремя, но и удачно пошутить, а также жить в круглосуточном поиске тем, которые должны «взбрести в голову». Ведущая «Радио России Омск» на ГТРК «Иртыш» Елена Щетинина рассказала порталу Rjob.ru во сколько начинается её рабочий день, чем отличается радио-диджей от радиоведущего, приходится ли ей «нести ахинею» в эфире и работают ли ведущие, если у них насморк.

С чего начинается рабочий день радиоведущего и как он проходит?
Самых главных этапа у меня два:
6.30 – машина ждёт у подъезда (и это мне ещё повезло, кого-то и в 5.00).
7.20 – прямой эфир – то, о чём нельзя забыть и что нельзя пропустить.
А дальше уже варьируется. И обед может быть не в час дня, и уйти можно не в шесть, а позже. А уж выезды на интервью, запись гостей, другие мероприятия вообще редко вписываются в схему.
Так что рабочий день условно нормированный, но при необходимости его рамки расширяются. В этом нет ничего страшного, мы ведь не вагоны разгружаем. Мне кажется, что радио-журналист должен всё время находиться «в работе». Подмечать какие-то моменты, чтобы потом упомянуть о них в программе; приглашать собеседника в качестве гостя на эфир; продумывать темы – это же можно делать не только в течение 8-часового рабочего дня. Такова специфика профессии - и если это не устраивает, то можно идти туда, где работа существует отдельно от личной жизни, где взял портфель, ушёл домой – и до утра абсолютно автономен от работы. Но лично для меня такой вариант скучен.

Приходится ли заниматься еще чем-то, кроме ведения эфиров?
Ведение эфира – лишь малая толика работы, верхушка айсберга. Большую часть времени я занимаюсь тем, что готовлюсь к нему. Тут нужно учесть специфику радиостанции. Если на музыкальных радиостанциях 70 процентов эфира, если не больше, занимают музыкальные композиции, и только в перерывах – подводки к ним, то на разговорных, как у нас, основу составляют именно тексты ведущих. А музыка – всего лишь оформление. И здесь не получится пролялякать ни о чём полминуты, а потом включить песню.
Поэтому мы придумываем тему, ищем для неё наполнение – в том числе и музыкальное! – договариваемся с гостями, пишем для них вопросы, создаем тексты для себя… Нужно быть в курсе основных новостей хотя бы в мире, а ещё лучше - в своем городе, что гораздо сложнее, – чтобы вовремя отреагировать на них… Так что основная работа проходит вне студии.

Сколько длится эфир, бывают ли перерывы?
Это зависит от программ. У меня, например, бывает и час, и семнадцать минут.
А в перерывах готовимся к новому эфиру, едим, спим (если был ранний эфир, в 7 утра, то можно немного подремать).

Вы по образованию культуролог. Чувствуете ли вы, что вам не хватает профессиональных знаний из области журналистики?
Спецобразование желательно, но не обязательно. Тут же важен не сам диплом, а то, что ты умеешь делать. Да, конечно, на факультете журналистики дают базу, вырабатывают навыки – но если человек ими не умеет пользоваться, то толку от диплома никакого.
Иногда люди забывают о роли самообразования. Иногда за всё благодарят или во всём обвиняют своё образование. Мол, спасибо ему, только из-за диплома я тут работаю! Или – ай-яй-яй, меня ничему толком в вузе не научили, и я теперь в жизни совершенно не устроен. Мой коллега по эфиру закончил автомобильно-дорожную академию, профильную кафедру – но это совершенно не мешает ему.
Прежде всего – самообразование, любопытство, интерес и вечное желание учиться.

Какие навыки пришлось срочно осваивать и чему учиться уже в ходе работы?
Ни у кого нет сразу идеальной дикции – да, честно говоря, и потом она далеко не у всех; мало кто умеет управлять голосом. А знать, когда какую кнопочку на пульте ткнуть – это вообще обязательно!
Важно выполнить только одно требование - изучить технику, потому что тут никто за тебя ничего не сделает. И ещё программу, в которой пишется текст эфира. Всё остальное – уже по желанию. И, как правило, это желание приходит – стыдно, когда неправильно ставишь ударения, шепелявишь или гундишь.

С чего начинается карьера на радио и какие перспективы ожидают сотрудника?
У меня она началась с корреспондента-автора текстов. Я не выходила в эфир, только писала тексты для ведущих. Но это было почти десять лет назад.
Потом у меня был большой перерыв – и я снова вернулась на радио, уже в качестве ведущего.
Рано или поздно можно стать даже директором. Можно сменить место работы на более статусное – переехать в столицу, например.

Кто и откуда приходит работать на радио?
В основном, выпускники-журналисты. Сначала они здесь проходят практику, а потом уже приходят работать.
Есть и исключения. Кто-то был преподавателем до этого, кто-то вел киноклубы, кто-то был «печатным» журналистом… Вариантов очень много, и вывести какую-то закономерность невозможно. Обычно это люди, которые умеют работать с публикой, имеют навыки написания текстов, у которых хорошо подвешен язык, умеют общаться… И тут вырисовывается портрет продавца-консультанта…

Как устроиться на радио? По знакомству или по объявлению?
В первый раз я пришла по бумажке, приклеенной на доске объявлений в университете.
В этот раз, год назад, меня позвал сюда мой однокурсник – теперь уже начальник службы радиовещания. Это, кстати, к слову о профильном образовании и карьере на радио.

Телевидение и радиовещание – работа не из простых, но как только вы сделаете первый шаг на этом пути, перед вами откроется долгая и разнообразная карьера.

Чтобы помочь вам продвинуться вперед, мы составили список основных видов работ в области телевидения и радиовещания, а также информацию о том, как вы можете на них устроиться, как трудно это сделать и на какую зарплату вы можете рассчитывать. У нас также есть подобные статьи о кинопроизводстве и работе с фотографией для тех, кто хочет больше узнать об этих областях.

Телерадиожурналист

радиоведущий

Карьерный путь телерадиожурналиста: большинство специалистов в этой области начинают обучение в специальных учебных заведениях телерадиожурналистики, после чего приступают к начальной работе и первым стажировкам. Это очень хороший пример карьерного роста снизу вверх, если вы хотите стать полноценным репортером или журналистом.

Плюсы: вы будете прямо в гуще событий, и повседневная рутина вам не грозит.

Минусы: телерадиожурналистам можно надолго застрять на нижних ступенях карьерной лестницы, так что будьте готовы выполнять тяжелую работу, чтобы вас заметили. Ниже также упомянута зарплата – она, прямо говоря, не из потрясающих.

Зарплата телерадиожурналиста: зависит от того, работаете ли вы внештатно или на постоянной должности в телерадиокомпании, но, как правило, оклады начинаются примерно с 30 000 на должностях нижнего звена и могут достигать более 150 000 рублей в зависимости от роли и опыта. Средняя зарплата составляет около 50 000 рублей.

Инженер видеотрансляции

Трансляция за кадром

Телевизионного или радиовещания попросту не было бы без инженеров радиовещания – высококвалифицированных специалистов, ответственных за то, чтобы тяжелая работа всех остальных в команде была видна всему миру. Инженеры радиовещания отвечают практически за каждую часть оборудования и технического производства между студией и передатчиком сигнала. Иногда такие специалисты работают вместе с другими инженерами-электромеханиками (например, специализирующимися на аудио) или участвуют в малых производственных процессах, чтобы все в студии работало гладко.

Карьерный путь инженера радиовещания: почти всегда требуется высокий уровень знаний и опыта в электромеханике. Это один из тех видов работ, в которой почти нет людей, которые обучались бы своему делу прямо на месте, хотя такой опыт ценится на вес золота.

Плюсы: поскольку это узкоспециализированная сфера, зарплата обычно соответствующая. Это также работа мечты для тех, кто любит копаться в проводке и схемах для решения технических проблем.

Минусы: давление может быть огромным – если одна неожиданная неисправность останавливает всю трансляцию, ответственность лежит полностью на вас.

Зарплата видеоинженера: от 40 тыс. до 90 тыс. рублей. На сайтах по поиску работы всегда много вакансий.

Режиссер новостных программ

режиссер новостных программ

Карьерный путь режиссера новостных программ: как и многие другие виды работ в области телерадиожурналистики, режиссер новостных программ обычно начинает свой путь с младших должностей. Образование в области телерадиожурналистики может продвинуть вас по карьерной лестнице, но в этом нет особой необходимости, если вам удастся получить стажировку и вы готовы трудиться на младших должностях в течение нескольких лет.

Плюсы: управлять марионетками за их нити из-за кулис – весомая награда, но большая зарплата, безусловно, тоже не повредит.

Минусы: естественно, работа намного сложнее, чем кажется.

Зарплата режиссера новостных передач: от 40 до 100 тыс. рублей.

Оператор телесуфлера

Оператор телесуфлера

Оператор телесуфлера отвечает за оборудование, которое показывает сценарий выпуска тем, кто находится перед камерами. Это один из самых узнаваемых в сфере вещания и новостей видов работы. Сам процесс гораздо более тонкий, чем вы могли бы подумать – он включает в себя тщательную координацию с членами команды, исключительное внимание к предварительной подготовке и способность быстро принимать решения на ходу.

Карьерный путь оператора телесуфлера: это довольно специализированная и уникальная работа, на которую не всегда легко переключиться с другой должности в области вещания, поэтому рекомендуется специализированное обучение в этой области.

Плюсы: у добросовестных операторов телесуфлера всегда будет работа.

Минусы: работа не очень хорошо оплачивается, учитывая требуемый опыт.

Зарплата оператора телесуфлера: в среднем 40 000 рублей в месяц.

Диктор

диктор

Карьерный путь диктора: конкуренция в этой сфере очень большая, поэтому может быть трудно найти регулярную оплачиваемую работу. Как и в сфере развлечений, связи и хороший агент могут сильно вам помочь (также нужно научиться актерскому мастерству для оттачивания своих рыночных навыков).

Плюсы: хотя работа требует большого таланта, условия труда довольно неплохие, а почасовая оплата просто огромная.

Минусы: как было сказано выше – попасть на постоянную работу не менее сложно, чем на другие актерские роли.

Зарплата диктора: практически не существует постоянных оплачиваемых должностей, но фриланс может приносить от от 50 000 до 100 000 рублей в месяц, если повезет с проектом.

Линейный продюссер

съемочная группа

Естественно, много съемок для новостных репортажей и документальных фильмов происходит за пределами студии. В то время как у людей в помещении есть полная команда, чтобы все шло гладко, студии часто не выделяют достаточный бюджет для большого количества специалистов для съемок по всей стране. Вот тут-то и приходит на помощь полевой продюсер, который управляет небольшой командой на месте и координирует процесс съемки материала. Полевой продюсер – это основной узел связи между студией и полевой командой.

Плюсы: вы наверняка будете попадать в очень экзотические места.

Зарплата полевого продюсера: необычайно хорошая. Начинается от 50 000 и достигает 200 000 рублей, но это в значительной степени зависит от вашего местоположения (и более высокие ставки, как правило, больше применимы к работе над фильмами).

Редактор-researcher

редактор

То, что такие редакторы делают в телевизионном производстве, часто заметно отличается от функций других сотрудников. Конечно, редактор-researcher играет важную исследовательскую роль в съемках документальных фильмов и новостных передач, но проверка на достоверность фактов также является неотъемлемой частью и драматических работ. Редактор-researcher – это отнюдь не просто анализатор чисел и проверщик фактов, а важная часть производства выпусков новостей или документальных фильмов, и ему обычно поручено выяснять, с какими третьими сторонами сотрудничать в процессе съемок, организовывать интервью, выяснять законность и бюджетные ограничения производства, а также выполнять целый ряд других обязанностей по подготовке съемок.

Карьерный путь редактора-researcher: редактор-researcher может работать в определенной области, например, в спорте или истории, и поэтому иметь степень магистра или доктора наук. Тем не менее, это встречается редко – обычно редакторы имеют первоначальный опыт вещания и только потом переходят к специализации в узкой области.

Плюсы: учитывая влияние, которое редактор-researcher может оказать на готовый продукт, удовлетворение от хорошо выполненной работы выходит за рамки простой работы.

Минусы: работу часто недооценивают, а она требует долгих часов. Чрезвычайно долгих часов.

Зарплата редактора-researcher: от 40 000 до 65 000 рублей, но работа очень непостоянна.

Посыльный

посыльный

Карьерный путь посыльного: каждое шоу нуждается в таких людях, и очень немногие студии требуют предварительной квалификации.

Плюсы: хотите карьеру на телевидении? Можете начать отсюда! Но лучше стать стримером или блогером и много зарабатывать как Карина Стримерша 🙂

Минусы: тяжелая, плохо оплачиваемая и нестабильная работа.

Зарплата посыльного: критически маленькая.

Радио является высокооплачиваемой сферой деятельности. Различные компании регулярно ищут новых людей в штат для ведения эфиров. И платят за их работу довольно большие суммы денег. В среднем сотрудники радиостанций зарабатывают 1.000 долларов в месяц.

Мы расскажем о том, как освоить профессию. Как устроиться на радио. А также рассмотрим особенности профессии.

Какие должности есть на радиостанции?


Большинство радиостанций состоит из людей следующих должностей:

Выпускающий редактор. Это один из самых главных специалистов в конкретной компании.

Особенностью работы на радио (особенно в крупных компаниях) является наличие большой конкуренции. Начав работать здесь, тинейджеру предстоит выкладываться каждый день. Если он сбавит темпы, то это закончится для него плохо. Его место быстро займут конкуренты. А их в этой сфере буквально по 2-3 человека на место.

Как устроиться работать на радио?

Для трудоустройства на радио недостаточно только лишь красиво говорить и иметь правильную дикцию. Тинейджеру понадобится и высшее образование. При этом, радиоведущих обучают лишь в небольшом количестве университетов. В частности, в Московском Государственном Университете. А также в Санкт-Петербургском Государственном Университете. Обратите с тинейджером внимание на университеты, в которых есть специальность "Звукорежиссура". В них тоже можно освоить профессию, необходимую для работы на радио.

Помимо этого, тинейджер может выучиться на какой-нибудь технической специальности. Она должна быть так или иначе связана со звуком. Если подросток освоит техническую профессию, то он тоже сможет устроиться на работу на радио.

Также, для того, чтобы войти в профессию, тинейджер должен обладать достаточным уровнем навыков. Он должен иметь красивую дикцию. А также быть коммуникабельным и харизматичным. Это очень важные качества, от наличия или отсутствия которых напрямую зависит, возьмут тинейджера на работу или нет.

Карьерные перспективы при работе на радио

Если подросток хочет строить свою карьеру на радио, то его основной целью не должно быть только лишь "стать ведущим передачи". Он должен мыслить масштабнее. И готовить себя к дальнейшему карьерному росту. Например, он должен хотеть стать выпускающим редактором. Или и вовсе - главным редактором. Тем не менее, обычная работа в качестве ведущего передач тоже будет довольно высокооплачиваемой. Перед тем, как начать продвигаться по карьерной лестнице, подростку нужно набраться опыта. И понять, как работает та или иная сфера.

Как подростку начать работать в эфире?

Наличие диплома о высшем образовании, который связан с радио, будет полезным для тинейджера. И поможет ему при трудоустройстве. Однако, не станет решающим фактором для приема на работу.

Сперва тинейджеру необходимо будет удачно пройти практику на каком-нибудь популярном радио. Отлично проявить себя там. Так, чтобы его запомнило руководство радиостанции. И в последствии могло принять его на работу.

Во время практики нужно много общаться с коллегами. Также, необходимо внимательно слушать наставника. И перенимать у него опыт. Он очень важен в профессии радиоведущего.

Также, не стоит забывать и об удаче. Она в вопросе трудоустройства очень важна. Может получиться так, что тинейджер найдет хорошую работу на радио по счастливому стечению обстоятельств. Это тоже происходит довольно часто.

Иногда для того, чтобы попасть на радио, тинейджеру сначала нужно провести множество эфиров. Причем, делать это будет приходиться абсолютно бесплатно. Во время проведения подобных эфиров тинейджер сможет набраться опыта. А также наработать себе портфолио. Записи эфиров можно будет переписать на флешку и предоставить HR-менеджеру при трудоустройстве. Что может стать решающим фактором для приема подростка на работу.

Почему подростку важно приходить на собеседование с опытом?


Многие радиостанции скептически относятся к специалистам, которые только недавно закончили университет. Они не хотят нанимать их к себе. Поскольку новичков приходится всему учить с нуля. Что является довольно затратным действом. Соответственно, на первых порах пребывание новичков на канале не окупается. Поэтому их сюда берут с большой неохотой.

Какими навыками должен обладать сотрудник радиостанции?

Сотрудник радиостанции должен уметь не только вести передачи, но и:

Разбираться в журналистике. В особенностях ведения этой деятельности. В правилах этики журналиста.

Особенности профессии

В рамках профессии, радиоведущий разговаривает со своими слушателями. Делает это с помощью единственного мультимедийного средства - голоса. С помощью него специалист должен поднимать настроение всем людям, которые его слушают. Также, ведущий должен уметь знакомить людей с различными новинками в сфере музыки. И с различными актуальными новостями.

Поскольку во время проведения радиопрограмм ведущий общается только голосом, к нему предъявляется ряд требований:

  1. Ведущий не должен шепелявить, картавить и иметь другие проблемы с дикцией.
  2. Специалист должен быть максимально харизматичным. Чтобы слушатели получали удовольствие от восприятия программы. И им не было скучно.
  3. Журналист должен быть интеллектуально-развитым, начитанным. Он должен обладать хорошей эрудицией. Чтобы слушателям было интересно ознакамливаться с той или иной информацией.
  4. Ведущий должен уметь правильно расставлять акценты. Для того, чтобы сформировать у человека мнение по определенному вопросу. Воздействовать на него.

Не нужно думать, что радиоведущий - только лишь "говорящая голова". Помимо выступления в прямом эфире, он занимается и многим другим. Прорабатывает свои передачи. Взаимодействует со сценаристами, а также другими людьми, которые отвечают за создание программ. Помогает монтировать различные звуковые файлы и многое другое.

Работа сотрудника радио очень многогранная и интересная. Если подростку нравится это направление деятельности, то пусть попробует его освоить. Возможно, это его призвание.

Как происходит карьерный рост сотрудника радио?


Когда подросток попадет в эфир, он начнет работать обычным корреспондентом. Через некоторое время его могут повысить. Разрешат тинейджеру вести определенную рубрику в популярной передаче. Когда подросток наберется опыта, ему могут предоставить возможность самостоятельно вести собственную передачу.

Через несколько лет после начала работы на определенной радиостанции, подростка могут повысить еще больше. До выпускающего или главного редактора.

Сколько платят сотрудникам радиостанций?

Уровень заработной платы на радиостанции зависит от того, на какой должности работает подросток. Каким направлением деятельности занимается. А также то, какие обязанности имеет. Чем их больше, тем, соответственно, выше уровень заработной платы.

Также, на размер денежного вознаграждения влияет то, в каком городе работает подросток. В регионах России уровень зарплаты будет колебаться на уровне от 20 до 50-60 тысяч рублей (у руководящего состава). В Москве заработная плата у сотрудников радио - от 35 до 65 тысяч рублей. Иногда она может доходить до 100 тысяч и выше. Все зависит опять же от должности и компании, в которой работает тинейджер.

В перспективе подросток сможет открыть собственную радиостанцию. Нанять на нее сотрудников и начать вести передачи. Получая с этого средства. Однако, открытие собственной радиостанции - очень ресурсозатратное дело. Поэтому тинейджер может попытаться записывать различные подкасты или разговорные блоги. Их можно выкладывать на YouTube. Возможно, каналом тинейджера заинтересуются, и он сможет начать зарабатывать большие деньги.

Читайте также: