Какие имена существительные обозначают род занятий профессию

Опубликовано: 26.09.2024

В русском языке значение профессии, специальности и рода деятельности выражают существительные мужского и производные от них существительные женского рода, образованные с помощью специальных словообразовательных суффиксов: -чик-(-чиц-): разведчик - разведчица, летчик, подписчик -подпис-чица, докладчик, захватчик, советчик, подписчик, грузчик, -щик-: дрессировщик, забастовщик, заговорщик, зачинщик, носильщик, натурщик, обманщик, барабанщик, паромщик, фрезеровщик, чистильщик, погонщик, сыщик, съёмщик, танцовщик, помещик, гонщик, -ов-щик-/-ёв-щик- (-ов-щиц-/-ёв-щиц-): весовщик, гробовщик, весовщик - весовщица, кладовщик – кладовщица, старьёвщик - старьёвщица, жеребьёвщик - жеребьёвщица, -як- (-ячк-): моряк - морячка, -тель-: строитель, предприниматель, учитель, преподаватель, -ов-ник-: садовник , -ник- (-ница-): лесник, школьник - школьница, ученик - ученица, -ик-: химик, лирик, -ец- (-е-): жнец - жнея, швец - швея, -евт-: терапевт, фармацевт, -ант-: дипломант, музыкант, фабрикант, адресант, конкурсант, экскурсант, курсант, лаборант, оркестрант, сектант, докторант, магистрант, -янт-: симулянт, дуэлянт, -енн-ик- (-енн-ица): путешественник - путешественница, -ент-: ассистент, конкурент, оппонент, референт, рецензент, -ёр- (-ор-): архитектор, сенатор, боксёр, гипнотизёр, гравёр, комбайнёр, лифтёр, шахтёр, директор, -есс-: адвокатесса, клоунесса, патронесса, поэтесса, -ис-: актриса, директриса, инспектриса, -и-ль-щик- (-и-ль-щиц-): прядильщик - прядильщица, -ир-: банкир, бригадир, дебошир, кассир, командир, конвоир, -ист-: связист, баянист, марксист, дарвинист, идеалист, коммунист, гитарист, журналист, металлист, очеркист, танкист, вокалист, гигиенист, массажист, связист, шахматист, скандалист, службист, шантажист, гимназист, курсист, лицеист, семинарист, -к-: спортсменка, студентка, артистка, -ш-: лекторша, курьерша, кассирша, секретарша, капитанша, -лог: филолог, биолог, кардиолог, геолог, социолог,-ман-: лоцман, флагман, -мейстер-: балетмейстер, почтмейстер, церемониймейстер[3].

1.2.1 Способы образования субстантивов со значением профессии, специальности род деятельности и их производные в русском языке.

Суффиксы, служащие для образования имен существительных со значением лица.

Способы образования существительных этой группы очень разнообразны.

Для образования существительных мужского рода, употребляемых при обозначении лиц по профессии, деятельности, роду занятий (иногда с указанием на преобладающий признак в деятельности), используются следующие продуктивные суффиксы (частично иноязычные, как и основы):

1) – щик, – чик, при помощи которых образуются существительные и от основ глагола и от основ существительных с приставками и без них (подписчик, разносчик, банщик, наборщик, газетчик, грузчик, загибщик и др.);

2) – льщик, при помощи которого образуются существительные от глагольных основ (бурильщик, строгальщик); слова с этими суффиксами употребляются преимущественно в производственно-технической речи;

3) – тель, – итель, используемые для образования существительных от глагольных основ с приставками и без них (обвинитель, воспитатель, просветитель, искатель, губитель и др.); слова с этими суффиксами употребляются преимущественно в книжной речи;

4) – ик, – ник, при помощи которых образуются существительные и от основ существительных же и от основ прилагательных со значением лиц по их отношению к предмету, к профессии, а также со значением отношения лица к действию, поступку (целинник, академик, химик, кадровик, пищевик, безбожник, завистник, ключник и др.);

5) – овец, – ец, – ист, при помощи которых образуются существительные (от основ существительных) для наименования лиц по их отношению к учреждению, профессии, деятельности, идейному направлению (вузовец, искровец, мичуринец, связист, журналист и др.); слова с этими суффиксамц употребляются главным образом в книжных стилях речи;

6) – ач, используемый при образовании существительных от именных основ для обозначения лиц по отношению к профессии, роду деятельности, а также по их характерному признаку (циркач, бородач, силач и др.); многие слова с этими суффиксами употребляются чаще всего в разговорной речи;

7) – ант (-янт), – ент, при помощи которых образуются существительные от именных и глагольных основ для обозначения лиц по их отношению к роду занятий, к деятельности (курсант, музыкант, ассистент, эмигрант и др.); подобные слова преимущественно употребляются в книжных стилях речи;

8) – тор, при помощи которого образуются существительные (и от глагольных и от именных основ) для обозначения лиц, связанных с определенными действиями (ликвидатор, оператор, агитатор, дезинфектор и др.); подобные слова употребляются в разных стилях речи, но наиболее характерны для речи книжной;

9) – анец (-янец), – ин, – анин (-янин), – чанин, при помощи которых образуются существительные для обозначения лиц по отношению к стране, нации, к личному имени, с которым связано определенное идейное направление (американец, испанец, киевлянин, горьковчанин, татарин, болгарин, гегельянец, вольтерьянец);

10) – ич, – ович (-евич), используемые для названия лиц по отчеству (Кузъмич, Павлович, Дмитриевич).

В отличие от суффикса –ость, который является показателем женского рода имени существительного, наличие в слове суффикса –тель показывает, что это слово мужского рода

Суффикс -тель (-итель) образует существительные со значением:

лица, принадлежащего к той или иной профессии (учитель, искатель, воспитатель, спасатель);

человека, занимающегося той или иной деятельностью (мечтатель, любитель, созерцатель);

предмета (орудия, приспособления, машины), который производит действие (двигатель, выключатель, глушитель).

Наиболее продуктивным в обогащении лексики современного русского языка является морфологическое словообразование, т.е. создание новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала путем закономерного сочетания морфем в слове. Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, - сложение, безаффиксный способ словообразования и аффиксация.

Сложение - это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др.

Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова - результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные - усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т.п., заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка.

Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).

Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов - н, ческ-, - ств-, - ни-, а не образованы путем сложения основ.

С другой стороны, в современном русском словообразовании в качестве словообразовательного элемента могут выступать неполнозначные основы - вод, - вед, - носец, -видный, - образный, - творный и др. (ср. растениевод, языковед, орденоносец, разновидный, человекообразый, благотворный).

Безаффиксный способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных (от некоторых глаголов) и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий - глубь, тихий - тишь, бегать - бег, заливать - залив и т.п.).

Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффикснымспособом словообразования. Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.

Аффиксация - наиболее продуктивный способ образования слов, при котором новое слово создается присоединением к основе того или иного словообразовательного элемента. Возможны три вида аффиксации - суффиксальный, префиксальный и суффиксально-префиксальный.

Разновидностью суффиксального является способ постфиксальный (лат. post - после и fixus - прикрепленный).

При морфологическом словообразовании суффиксы и приставки могут выполнять две функции - использоваться и для образования отдельных слов, и для выражения грамматических значений. Совмещение обеих функций - словообразующей и формообразующей - наблюдается чаще всего у приставок и реже у суффиксов и в отдельных случаях у окончаний.

Например: в глаголах зашуметь, полежать приставки за- и по-не только образуют новые слова (ср. шуметь, лежать), но создают в образованных глаголах грамматическое значение совершенного вида (ср.: шуметь и зашуметь «u - начало действия, лежать и полежать - ограниченность действияво времени).

Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов - як, - к-, - еств - к производящим основам земл-, земляк-, земляк -.

Префиксальный способ словообразования выражается в прибавлении префикса к слову, которое выступает в роли производящей основы. Слова спутник, сотоварищ, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок с-, со-, не-, сверх-, при-, раз - к производящим основам путник, товарищ, приятель, ранний, давать.

Суффиксально-префиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе и суффикса и префикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по, про-, пере- и суффиксов - ник-, -ок-, - ок -.

Постфиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе постфикса. Термин постфикс имеет два значения: 1) любой аффикс, стоящий после корня; 2) аффикс, стоящий после флексии и противопоставленный по этому признаку суффиксу. Глагольные основы присоединяют постфикс -ся/-сь: мыться, моюсь; местоименные - - то, - либо, - нибудь: кто-то, какой-либо, что-нибудь.

При образовании глаголов, как правило, постфиксальный способ совмещается с префиксальным и суффиксальным, образуя три разновидности: префиксально-постсуффиксальный (нервничать - разнервничаться), суффиксально-постфиксальный (резвый - резвиться), префиксально-суффиксально-постфиксальный (говорить- переговариваться).

При определении способа морфологического словообразования в слове с производной основой нужно установить, от какой основы это слово образовано, с какой производящей основой оно соотносится.

Производные основы слов соседний, отделка, содружество, сосуществование, затылок, сбиться в современном русском языке семантически и грамматически соотносятся с производящими основами сосед, отделать, дружество, существование, тыл, бить. Наличие этого соотношения между основами производными и производящими служит основанием для заключения, что слова соседний и отделка образованы суффиксальным способом, слова содружество и сосуществование - префиксальным, а слова затылок и сбиться - суффиксально-префиксальным.

Разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы - посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы - от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).

Словообразовательные возможности аффиксов различаются и с точки зрения грамматической. Префиксы образуют слова только того лексикограмматического разряда, к которому принадлежит производящее слово; суффиксы же могут образовывать слова и иного лексико-грамматического разряда; при суффиксально-префиксальном способе образуются и слова того же лексико-грамматического разряда и иного, например: от имен образуютсяи существительные, и прилагательные, и слова, относящиеся к другим частям речи, а от глаголов - исключительно глаголы.

В составе словообразовательных аффиксов русского языка имеются заимствованные из других языков, например приставки а-, ре-; про-, анти- и др. и суффиксы - ит, -ент, - акт-, - аж и др.: аморальный, репродукция, проректор, антисоциальный; плеврит, ассистент, музыкант, персонаж.

Иноязычные морфемы обычно входят в состав иноязычных слов, бытующих в русском языке, но иногда они сочетаются и с русскими основами (ср.: авиатор - новатор, дирижер - ухажер).

При словообразовательном анализе слов с иноязычной производящей основой и аффиксом учитываются живые связи между словами, существующие в современном русском языке. Такой анализ исключает учет связей между иноязычными словами в том языке, из которого заимствовано слово. Например, наличие в современном русском языке родственных слов доктор, докторат, докторант, докторантура дает возможность отнести три последних слова к производным основам и выделить в них суффиксы - aм, - ант, - ант, - ур и производящую основу доктор: Отсутствие в русском языке слов с непроизводной основой докт- исключает возможность выделения в слове доктор суффикса - ор, и потому слово доктор относится к непроизводным основам. В латинском языке, из которого заимствовано слово доктор, основа докт-ор не лишена словопроизводственных связей и, естественно, относится к производящим основам (ср. доктрина, докторальный) [14].

Применение имён существительных, обозначающие лиц по профессии и должности.

Слово в лексической системе языка программиста.

1.5. Организационная форма занятия

1.6. Знания и умения студентов, необходимые для выполнения деятельности по модулю/теме

- знания о основных лексических понятиях;

- знания о лексическом значении имен существительных;

-знания об основных способах употребления существительных в речи.

1.7. Возможности учебного занятия интеграция профессиональных умений и умений трудоустройства

- соблюдение в практике письма орфографических и пунктуационных норм русского литературного языка;

- навыки правильного произношения;

2.1. Способствовать развитию следующих умений трудоустройства и поиска работы, которым обучатся студенты на данном занятии

- в применении в речи основных норм русского языка;

- навыки выступления перед аудиторией с небольшими информационными сообщениями;

- в создании устных монологических высказываниях разного типа;

- в умении вести диалог.

2.2. Обучение профессиональным умениям, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия

- умение участвовать в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения;

- умение вести диалог на заданную тему;

- умение выступать перед аудиторией с небольшими информационными сообщениями.

3. Описание результата занятия

3.1. К концу занятия обучающиеся должны: знать и уметь

- о лексическом значении имен существительных;

- правописание непроизносимых согласных в приставках.

3.2. Критерии качества

- знания об основных способах употребления существительных в речи;

- знание основных правил русского языка;

- умение графически обозначать условия выбора орфограмм.

4. Фаза планирования

4.1. Учебно-методическое оснащение, справочная литература

Жанпеисова У.А. «Русский язык».

4.2. Техническое оснащение, материалы

поурочный текст; поурочные карточки.

4.3. Описание последовательности действий студентов

- составление предложений с сущ. общего рода, обозначающими профессии и должности;

- работа с текстом Конституции РК, нахождение слов, называющие лиц по профессии, должности, роду занятий.

4.4. Роль преподавателя

- показ п рименени я имён существительных, обозначающие лиц по профессии и должности;

- показ особенностей речи программиста.

5. Реализация плана

5.1. Описание плана занятий, содержание действий преподавателя и студентов (таблица)

- работа с поурочными текстами.

- работа по карточкам с лингвистич-ми играми

6.1. Оценка качества выполненных заданий

- умение находить орфограмму в слове;

- знание основных орфограмм русского языка.

Преподаватель: Сыздыкова М.О. ___________________________

Содержание и организация взаимодействия преподавателя и студентов

Технологический процесс: конспектирование, работа с конспектом,

работа на интерактивной доске

Этап оценки и анализа конечных и промежуточных результатов

Оценка работы по критериям качества:

Урок № 1. Применение имён существительных, обозначающие лиц по профессии и должности. Слово в лексической системе языка программиста.

1. Повторить основные лексические понятия. Научить различать однозначные и многозначные слова. Показать специфику многозначных слов как средства художественной выразительности и языковой игры.

2. Привитие интереса к языку, к предмету, к будущей профессии;

3. Развитие логического мышления в процессе использования в речи и на письме многозначных слов, обогащение речи учащихся.

Тип: урок практический

Наглядные пособия: поурочный текст «Только множественное». «Словарь Элочки-людоедки»

Раздаточный материал: карточки, тест

Организационный момент. Сообщение целей урока.

Объяснение новой темы.

2.1 Ребята, сегодня мы с вами на уроке продолжим изучение лексики - одного из самых интересных разделов науки о языке. Эпиграфом к нашему уроку стали слова французского ученого Рене Декарта: «Определяйте значения слов - и вы избавите мир от половины его заблуждений». Вот так и мы с вами, употребляя слова на письме и в речи, должны хорошо знать их лексическое значение, чтобы достичь взаимопонимания.

Лексикон – запас слов и выражений, которым пользуется человек. Ребёнок знает 3600 слов, подросток – 9000 слов, взрослый – 12000-13500 слов. Пушкин знал -21290 слов.

2.2 А у некоторых людей запас слов бывает чрезвычайно беден. Недаром И. Ильф и Е. Петров в знаменитых «Двенадцати стульях» высмеяли Эллочку-«людоедку», которая обходилась всего тридцатью словами.

2.3 Слово в лексической системе языка программиста.

С появлением на отечественном рынке в середине 80-х годов персональных компьютеров англоязычные термины и аббревиатуры заполнили страницы журналов и засорили речь специалистов. Одновременно с профессиональным языком программистов начал формироваться специфический жаргон знатоков вычислительной техники и просто людей, увлекающихся компьютерными играми.

Компьютерный жаргон содержит лексику, отличающуюся разговорной, грубо-фамильярной окраской. В нем, как и в профессиональной лексике программистов, довольно много английских слов. Однако иноязычные заимствования отнюдь не единственный источник пополнения жаргона компьютерщиков.

Попробуем выяснить пути и способы образования компьютерного жаргона. Они весьма разнообразны. Некоторые слова данной лексической системы заимствованы из жаргонов других профессиональных групп: например, "чайник" (неопытный программист) и "движок" (алгоритм — ядро компьютерной программы) взяты из жаргона автомобилистов, где они обозначают соответственно неопытного водителя и автомобильный двигатель. Жаргонизм "макрушник" (программист, использующий язык программирования "макроассемблер") является лексическим заимствованием из уголовного арго, в котором слово "мокрушник" имеет значение "убийца". "Тачкой" в городском фольклоре называется автомобиль, а в компьютерный жаргон это слово перешло со значением "компьютер". Случается, что заимствования семантически изменяются, например, в результате метафорического переноса. Так, слово "мофОн" в молодежном интержаргоне означат магнитофон, а в компьютерном жаргоне "мофоном" может быть названо любое устройство с магнитной лентой (скажем, стриммер). Сходство в значении, на основании которого происходит перенос, — это магнитная лента, позволяющая записывать информацию.

Для большинства жаргонных систем продуктивным оказался способ метафоризации. С его помощью в компьютерном жаргоне образованы слова: "блин" — компакт-диск, данные с которого считывает компьютер; "крыса" — мышь советского производства (очень большая, по сравнению со стандартной); "плитка" — печатная плата; "реаниматор" —специалист по "оживлению" отключившейся вычислительной машины; "мусор" — помехи в терминальной или телефонной сети.

Многочисленны глагольные метафоры: "тормозить" — проводить время за компьютерными играми, бездельничать; "сносить" (сов. вид "снести") — удалять из памяти компьютера невостребованную информацию (компьютерную почту); "жужжать" — устанавливать связь при помощи модема и др.

Помимо метафор в компьютерном жаргоне можно обнаружить и другие способы переноса. Например, употребление слов «босс» (от англ. разг. boss — начальник) и "садист" в значении главный, "негодяй" (противник) во всех без исключения компьютерных играх представляет собой синекдоху. В журнале "Страна игр" (1996. № 7) читаем: «Любой наиболее трудноубиваемый, сильный и большой враг в игре может быть назван "боссом". Принятосчитать, что он должен логично завершать своим появлением уровень в игре». В "Энциклопедии компьютерных игр" (СПб., 1995. С. 4) находим еще один пример употребления жаргонизма "босс": «Игровые уровни почти всегда кончаются поединком с "боссом" — особенно большим и вредным противником. Для уничтожения "босса" нужно найти его слабое место.

2.4 Имена существительные общего рода.

- Какие имена существительные относятся к общему роду? (С окончаниями -а, -я, обозначающие качества людей; м.р., называющие лица по профессии, должности, роду занятий.)

- К какому роду относятся существительные? Что помогает определить их род?

Шеф, сирота, дока, зазнайкой, лапонька, воображала, выскочка, трудяга, растяпа,

умница, забияка, непоседа, симпатяга, белоручка, милашка, придира, молодец, душечка.

Вывод: Такие существительные следует называть существительными общего рода.

Эти существительные обозначают положительные и отрицательные качества людей.

2.5 Имена существительные, обозначающие лиц по профессии и должности.

К какому роду отнести слова врач, педагог - к общему, а может быть, к женскому.

Врач пришла или Врач пришёл; Наш директор или Наша директор?

Многие имена существительные мужского рода, обозначающие лицо по профессии, занимаемой должности, выполняемой работе, занятию, ученому или почетному званию и т.д., в официально-деловом стиле сохраняют свою форму и в тех случаях, когда относятся к лицам женского пола, например: педагог, техник, токарь, геолог, физик, металлург, конструктор, оператор, новатор, судья, адвокат, доцент, кандидат наук, депутат, ветеран труда, лауреат международного конкурса, мастер спорта, полковник, лейтенант.

Нельзя относить к существительным общего рода слова типа врач, адвокат, математик, брокер, директор, менеджер, геолог, педагог и др., используемые для обозначения лиц женского пола.

Согласно норме, эти слова в любом контексте остаются существительными мужского рода: Выдающийся физик Кюри-Склодовская, опытный врач Смирнова и т. п.

В разговорной речи сказуемое при таких словах чаще всего употребляется в форме ж.р.: Исследователь Филимонова поехала в Ярославский музей-заповедник; Опытный адвокат выступила с речью в защиту подсудимого.

IV. Закрепление. Тренировочные упражнения.

4.1 Составление предложений с существительными общего рода, обозначающими профессии и должности: директор, завуч, учитель, завхоз, повар, вахтёр, секретарь, сторож, библиотекарь.

Директор объявил благодарность дежурным за хорошую работу в столовой.

Секретарь Ахметова напечатала справку работнику. Строгий библиотекарь Галина Андреевна проверила состояние учебников.

Род таких существительных можно определить по роду глаголов и прилагательных, с которыми они согласуются в предложении.

Вывод: Имена существительные общего рода могут обозначать качества характера человека, его социальное положение, профессию или должность и относиться как к женскому, так и к мужскому роду.

4.2 Существует много наименований лиц в мужском роде, которым нет соответствий женского рода: президент, дипломат, посол, кандидат, портье, крупье, менеджер, спонсор, референт. А у некоторых существительных женского рода нет соответствий в мужском роде: балерина, машинистка, маникюрша, педикюрша. В эту же группу существительных женского рода для обозначения определенной профессии входят нейтральные слова типа портниха, ткачиха, пловчиха, бегунья и др.

Какие из этих имён существительных называют профессию, а какие – должности:

Горничная, писатель, географ, преподаватель.

Почему нельзя определить род данных имён существительных: Ножницы, ворота, часы?

Составьте парные образования лиц по профессии: буфетчик – буфетчица

V. Работа с текстом Конституции РК. Нахождение слов, называющие лиц по профессии, должности, роду занятий.

1. Слова без парных образований. Многие имена существительные мужского рода, обозначающие лицо по профессии, занимаемой должности, выполняемой работе, занятию, ученому или почетному званию и т. д., в официально-деловом стиле сохраняют свою форму и в тех случаях, когда относятся к лицам женского пола, например: педагог, техник, токарь, геолог, физик, металлург, конструктор, оператор, новатор, судья, адвокат, доцент, кандидат наук депутат, ветеран труда, лауреат международного конкурса, мастер спорта, полковник, лейтенант.


В разговорной речи явно наметилась тенденция выражать отнесение подобных слов к лицам женского пола синтаксически, главным образом путем постановки сказуемого в форме женского рода, если в функции-подлежащего выступает одно из слов указанной группы, например: депутат принимала избирателей, мастер спорта установила новый рекорд, врач-педиатр провела прием. Эта форма смыслового согласования получила широкое распространение и в периодической печати, например: Двое суток чабан без пищи, при 35-градусном морозе берегла отару, Премьер-министр Великобритании провела консультации (о Маргарет Тэтчер).


Такие сочетания встречаются и в тех случаях, когда имеется возможность образовать парное название женского рода, но с известными стилистическими ограничениями (см. ниже, п. 3), например: секретарь выдала справку, редактор была в отпуске, ученый-биолог сделала доклад, наш участковый весьма привлекательна, спортивный комментатор сообщила о результатах матча.
Встречаются подобные конструкции и в художественной литературе — в речи персонажей и в авторской речи, например: Воен-фельдшер добросовестна, не больше (В. Панова); По-видимому, приисковый счетовод серьезно заболела (А. Коптяева); Агроном уехала в район (С. Антонов).

2. Парные образования, принятые в нейтральных стилях речи. Параллельные названия для обозначения лиц женского пола закрепились в тех случаях, когда данная специальность (профессия, род занятий и т. д.) в равной мере связана и с женским и с мужским трудом, например: акушер — акушерка, буфетчик — буфетчица, лаборант — лаборантка, летчик — летчица, преподаватель — преподавательница, предприниматель — предпринимательница, продавец — продавщица, студент — студентка, ткач — ткачиха, учитель — учительница и многие др. То же в области искусства, спорта и т. д., например: артист — артистка, писатель — писательница, спортсмен — спортсменка.


Однако, несмотря на свободное образование подобных названий в форме женского рода, они используются не во всех стилях речи. Так, в официально-деловом стиле предпочтительно сохранять форму мужского рода, когда речь идет о номенклатурном наименовании должности; ср. в документе-справке: «А. В. Петрова работает лаборантом на кафедре физики» (в обиходной речи — лаборантка Петрова);«Л. И. Николаева является преподавателем английского языка» (в обиходной речи — преподавательница Николаева). Ср. бытовое: заведующая отделом Никитина и официальное: управляющий трестом Никитина.


Использование парного образования женского рода устраняет неясность в тех случаях, когда нерусская фамилия не позволяет установить, идет ли речь о мужчине или о женщине, например: Собственная корреспондентка газеты «Нью-Йорк таймс» М. Смит сообщает… (а не корреспондент, так как подобные фамилии не соотносятся с реальным полом их носителя).


В некоторых случаях образованию парного названия мешает то обстоятельство, что подобное название уже существует в языке, но употребляется с другим значением. Так, к слову овчар нельзя было образовать параллельное название «овчарка» (по модели дояр — доярка), поскольку это слово уже закрепилось как название породы собак. Ср. также невозможность образования пар: индеец — «индейка» (второе слово обозначает домашнюю птицу, поэтому было образовано название индианка, используемое одновременно как женск. к индиец); кореец — «корейка» (второе слово обозначает «свиная грудинка», поэтому появилось слово кореянка) и т. п. Только в редких случаях возникли слова-омонимы: толстовец — толстовка (последовательница взглядов Л. Н. Толстого) при наличии слова толстовка в значении «широкая сборчатая блуза с поясом».

3. Парные образования, используемые в разговорной речи. В разговорной речи нередко встречаются парные названия, образованные при помощи суффиксов — ша и — иха, например: библиотекарша, билетерша, бухгалтерша, директорша, докторша, инженерша, кассирша, комендантша, кондукторша, парикмахерша, почтальонша, редакторша, регистраторша, секретарша, врачиха, дворничиха, сторожиха, швейцариха. Все эти слова являются просторечными и поэтому используются ограниченно. Их распространению препятствует, с одной стороны, присущая им двузначность: они могут быть поняты как название жены человека соответствующей профессии и как название действующего лица — представителя профессии; ср. возможность двоякого истолкования таких слов в предложениях типа: Вот идет наша бригадирша (то ли жена бригадира, то ли сама бригадир); Дворничиха следит за работой лифта (та же двузначность). Хотя в наше время при равноправии мужского и женского труда, мы скорее склонны в подобных названиях видеть обозначение действующего лица как представителя профессии, но не исключена возможность и другого толкования, что связано с историей таких слов (ср. прежние названия с суффиксами — ша и — иха, обозначавшие наименования жен по мужу: генеральша, губернаторша, дьячиха, купчиха и т. п.).
С другой стороны, в литературной речи подобных образований избегают из-за присущего им просторечного, сниженного, иногда пренебрежительного оценочного значения (профессорша, врачиха). Особенно это относится к словам на — иха.


Сказанное, разумеется, не относится к закрепившимся в языке нейтральным словам типа портниха, ткачиха, а также к словам, имеющим только форму женского рода для обозначения определенной профессии, например маникюрша. В профессиональной речи свободно используются спринтерша, пловчиха.
Для обозначения мужского соответствия словам балерина, машинистка используются описательные выражения: артист балета, переписчик на машинке. В профессиональном употреблении возникла пара медицинская сестра — медицинский брат.

§ 146. Род названий лиц женского пола по профессии, должности и т. д.

1. Слова без парных образований. Многие имена существительные мужского рода, обозначающие лицо по профессии, занимаемой должности, выполняемой работе, занятию, ученому или почетному званию и т. д., сохраняют свою форму и в тех случаях, когда относятся к лицам женского пола, например: педагог, техник, токарь, геолог, физик, металлург, конструктор, оператор, новатор, судья, адвокат, доцент, кандидат наук, депутат, Герой Российской Федерации, лауреат международного конкурса, мастер спорта, полковник, лейтенант.

В разговорной речи явно наметилась тенденция выражать отнесение подобных слов к лицам женского пола синтаксически, главным образом путем постановки сказуемого в форме женского рода, если в функции подлежащего выступает одно из слов указанной группы, например: депутат принимала посетителей, мастер спорта установила новый мировой рекорд, оператор хорошо справилась с заданием.

Такие сочетания встречаются и в тех случаях, когда имеется возможность образовать парное название женского рода, но с известными стилистическими ограничениями (см. ниже, п. 3), например: секретарь выдала справку, редактор была в декретном отпуске, водитель объявила следующую остановку, инженер составила смету.

Из двух конструкций: врач пришла и врачиха пришла – несомненно предпочтительнее первая.

Встречаются подобные конструкции и в художественной литературе – в речи персонажей и в авторской речи, например: Военфельдшер добросовестна, не больше (В. Панова); По-видимому, приисковый счетовод серьёзно заболела (А. Коптяева); Агроном уехала в район (Антонов).

2. Парные образования, принятые в нейтральных стилях речи. Параллельные названия для обозначения лиц женского пола закрепились в тех случаях, когда данная специальность (профессия, род занятий и т. д.) в равной мере связана и с женским и с мужским трудом, например: акушер – акушерка, буфетчик – буфетчица, лаборант – лаборантка, лётчик – лётчица, преподаватель – преподавательница, продавец – продавщица, студент – студентка, ткач – ткачиха, тракторист – трактористка, учитель – учительница и мн. др. То же в области искусства, спорта, при обозначении лиц по их отношению к общественной организации и т. д., например: артист – артистка, писатель – писательница, спортсмен – спортсменка.

Однако, несмотря на свободное образование подобных названий в форме женского рода, они используются не во всех стилях речи. Так, в официально-деловом стиле предпочтительно сохранять форму мужского рода, когда речь идет о номенклатурном наименовании должности; ср. в документе-справке: «Е. А. Шишкова работает лаборантом на кафедре физики» (в обиходной речи лаборантка Шишкова); «Н. Н. Голикова состоит преподавателем английского языка» (в обиходной речи – преподавательница Голикова). Ср. бытовое заведующая редакцией Павликова и официальное управляющий трестом Капитонова.

Использование парного образования женского рода устраняет неясность в тех случаях, когда нерусская фамилия не позволяет установить, идет ли речь о мужчине или о женщине, например: Корреспондентка газеты М. Смит сообщает… (а не корреспондент, так как подобные фамилии не связаны с реальным полом их носителя).

В некоторых случаях образованию парного названия мешает то обстоятельство, что подобное название уже существует в языке, но употребляется с другим значением. Так, к слову овчар нельзя было образовать параллельное название «овчарка» (по модели дояр – доярка), поскольку это слово уже закрепилось как название породы собак. Ср. также невозможность образования пар индеец – «индейка» (второе слово обозначает домашнюю птицу, поэтому было образовано название индианка) или кореец – «корейка» (свиная грудинка, поэтому появилось слово кореянка) и т. п.

3. Парные образования, используемые в разговорной речи. В разговорной речи нередко встречаются парные названия, образованные при помощи суффиксов -ша и -иха, например: библиотекарша, билетёрша, бухгалтерша, директорша, докторша, инженерша, кассирша, комендантша, кондукторша, парикмахерша, почтальонша, редакторша, регистраторша, секретарша; врачиха, дворничиха, сторожиха.

Однако подобные образования используются ограниченно. Их распространению препятствует, с одной стороны, присущая им двузначность: они могут быть поняты как название жены человека соответствующей профессии и как название действующего лица: ср. возможность двоякого истолкования таких слов в предложениях типа: Вот идет наша бригадирша (то ли жена бригадира, то ли сама бригадир); Дворничиха помогает нам по хозяйству (та же двузначность). Хотя в наше время, при полном равноправии мужского и женского труда, мы скорее склонны в подобных названиях видеть обозначение действующего лица, но не исключена возможность и другого толкования, что связано с историей таких слов (ср. прежние названия с суффиксами -ша и -иха, обозначавшие наименования жен по мужу: генеральша, губернаторша, дьячиха, купчиха и т. п.).

С другой стороны, в литературной речи подобных образований избегают из-за присущего им просторечного, сниженного, иногда пренебрежительного оценочного значения (профессорша, врачиха). Особенно это относится к словам на -иха; возможно, что здесь сказываются нежелательные ассоциации с названиями животных (ср. заяц – зайчиха, слон – слониха и т. п.). Употребляются такие формы, как правило, в стилизованной речи (для речевой характеристики персонажа, в диалоге и т. д.).

Сказанное, разумеется, не относится к закрепившимся в языке нейтральным словам типа портниха, ткачиха, а также к словам, имеющим только форму женского рода для обозначения определенной профессии, например маникюрша. В профессиональной речи свободно используются слова спринтерша, пловчиха.

Для обозначения мужского соответствия словам балерина, машинистка используются описательные выражения: артист балета, переписчик на машинке. В профессиональном употреблении возникла пара медицинская сестра – медицинский брат.

Выбор профессии

Выбор профессии Многие родители считают, что они лучше знают, какую профессию (увлечение) ребенку выбрать.Это одно из самых серьезных заблуждений родителей, которое всегда оправдывается благими намерениями. Впрочем, нет необходимости напоминать, к чему это приводит.

8. ПРОФЕССИИ И ЗДОРОВЬЕ

8. ПРОФЕССИИ И ЗДОРОВЬЕ Вы считаете себя совершенно здоровым человеком. Но даже если вы ни на что не жалуетесь, ежедневно во время работы ваш организм подвергается вредным воздействиям. И если не обращать на это внимания, то возникает серьезная угроза развития

Выбор профессии

Выбор профессии Многие родители считают, что они лучше знают, какую профессию (увлечение) ребенку выбрать.Это одно из самых серьезных заблуждений родителей, которое всегда оправдывается благими намерениями. Впрочем, нет необходимости напоминать, к чему это приводит.

Две стороны женского манипуляторства

Две стороны женского манипуляторства Разница между «девушкой по вызову» и куртизанкой заключается в одном слове: дисциплина. Гейл Шихи Крутить-вертеть людьми я научилась давно. Даже стыдно было не научиться – люди либо наивны и доверчивы, либо сами себя хотят

10.2 Вопросы и ответы с женского форума

10.2 Вопросы и ответы с женского форума Идут по улице два мужика. Холостой и женатый. Навстречу клевая телка, ножки, сиськи, мини, шпильки, боевая раскраска команчей, все при ней. Холостой восхищенно: «И ведь кто-то же ее е*ет!» Женатый в ответ грустно и с отвращением: «А кого-то

§ 148. Род названий лиц женского пола по профессии, должности и т. д

§ 148. Род названий лиц женского пола по профессии, должности и т. д 1. Слова без парных образований. Многие имена существительные мужского рода, обозначающие лицо по профессии, занимаемой должности, выполняемой работе, занятию, ученому или почетному званию и т. д., в

Как отличить мужской скелет от женского?

Как отличить мужской скелет от женского? Существуют некоторые различия в строении скелета мужчины и женщины. У мужчин скелет тяжелее, череп шероховатее и примерно на 10 % больше женского. Лоб у мужчин сильнее скошен, углубления и выпуклости крупнее. Нижняя челюсть

Выбор профессии

Выбор профессии Многие родители считают, что они лучше знают, какую профессию (увлечение) ребенку выбрать.Это одно из самых серьезных заблуждений родителей, которое всегда оправдывается благими намерениями. Впрочем, нет необходимости напоминать, к чему это приводит.

«Профессии»

«Профессии» Для этой игры надо подобрать картинки с изображением людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат).Начните задавать вопросы ребенку:«Кто пашет, сеет, хлеб убирает?» (Хлебороб.)«А кто хлеб выпекает?» (Пекарь.)«Кто

Профессии

Профессии Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь? Почему?Чем занимаются врачи на работе?Какие профессии ты знаешь?Почему ты считаешь профессию строителя важной?Для чего люди

Профессии

15. Актуальные проблемы женского спорта

15. Актуальные проблемы женского спорта Репродуктивная система женщин-спортсменок определяется генетическими и возрастными особенностями, длительностью и определенной направленностью тренировочной деятельности, спецификой видов спорта, сопутствующими

Еще об особенностях профессии

Еще об особенностях профессии Здесь уместна аналогия со спортом. Там тоже надо ходить и пробиваться, пока вы разрядник или кандидат в мастера. Но вот вы пришли, никому не известный и никому не нужный, в спортивный зал и там запросто подняли рекордный вес! И – все. Больше вам

Утилизация главного женского таланта

Утилизация главного женского таланта Мы разумеем талант сострадания и талант хозяйственности и предлагаем утилизировать два эти женские дара в общественной жизни, как они утилизируются в частной жизни, - и собственно частная, домашняя жизнь и держится этими двумя






























Назад Вперёд

Загрузить презентацию (669 кБ)

Пояснительная записка

Данное занятие и презентация могут быть использованы учителями-логопедами в коррекционной работе с обучающимися 2-4-х классов с нарушениями устной и письменной речи при изучении темы «Состав слова» на втором этапе коррекционной работы. Необходимо учитывать программу обучения по русскому языку, т.к. для 2 класса материал может быть предложен только обзорно.
Задания рассчитаны на разный уровень подготовки обучающихся, подобраны игры на развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления. Поэтому могут быть использованы как в полном объеме, так и по отдельности.
При использовании презентации по отдельным разделам, есть варианты использования индивидуальных карточек с заданиями, которые прилагаются в приложении.

  • Коррекционно-образовательные:
    • уточнение знаний о суффиксе, как значимой части слова; о его значении (добавляет смысловой оттенок);
    • о его месте в слове (стоито после корня);
    • о его графическом обозначении.
    • формирование и совершенствование навыка образования существительных, обозначающих профессии или род деятельности человека с помощью суффиксов -чик-, -щик-, -ист-, -арь-, -тель-;
    • формирование умения подбирать слова к заданным схемам, составлять слова и предложения по схемам и схемы слов и предложений с суффиксами;
    • обогащение и активизация словаря по теме «Профессии»;
    • формирование умения адекватно использовать слова с изучаемыми суффиксами в самостоятельной речи обучающихся; развитие слухового и зрительного внимания, зрительной и слуховой памяти, фантазии, творческого мышления, пространственной ориентировки.
    • расширение кругозора о разнообразии профессий; воспитание стремления к здоровому образу жизни и трудолюбию.

    Оборудование: основное, карточка с головоломкой (друдлом ), ребусы («Профессии»),индивидуальные карточки с заданиями, «сухой бассейн», массажные тренажеры «каштан», мультимедийное оборудование, презентация, карточки с именами существительными, прилагательными, таблицы со схемами предложений , образное изображение корня и суффикса.

    I. Оргмомент

    – Энергизатор,упражнение №10 «Пожелание».

    Слайд 2

    Логопед: Сядет тот, кто расшифрует слово и объяснит его значение (на доске карточка с ребусами)

    Слайды 3 (4, 5, 6, 7, 8)

    Логопед: Назовите одним словом. (Профессии)

    II.Основная часть

    1) «Путаница» На доске карточки с деформированными словами (Приложение 3).

    Логопед: Суффиксы поменялись местами. Расставьте их по местам. Правильно прочитайте слова.

    Слайыд 9 (10, 11, 12, 13)

    Логопед: Как вы думаете: от каких слов они образовались? (Барабан, аптека, летать, шахматы).
    Логопед: Какая часть слова помогла нам образовать эти слова? (Суффиксы)
    Логопед: Верно, с помощью суффиксов образуются новые слова. Суффиксы -чик-, -щик-, -арь-, -ист- помогают образовать слова, обозначающие профессии или род деятельности человека.

    • корень + суффикс и
    • суффикс + корень

    Логопед: Выберите подходящую схему слова, Обоснуйте свой выбор. Вспомните стихотворение о суффиксе.

    Ты стоишь за корешком,
    Дружишь с русским языком.
    Можешь слово изменять
    И значенье добавлять.

    Слайд 14.

    Логопед: Какие суффиксы сегодня будут дежурить на занятии?
    Запишите тему занятия: «Суффиксы профессий»

    Логопед диктует слова, а учащиеся записывают только суффиксы, выделяют их красной ручкой.

    Звонарь, связист, лётчик, стекольщик, пекарь, разведчик, носильщик, пианист, пахарь, косарь, журналист, библиотекарь.

    Слайд 15 или устная проверка: один из обучающихся диктует, все проверяют, делают (если есть ошибки) исправления зеленой ручкой. На полях ставят «+», если верно, «–», если неверно.

    Физминутка

    5) «Составь слова».

    Логопед: С помощью корня и суффикса составьте слова.

    Обходит какой-нибудь объект – …, вставляет стекла – …, ходит в разведку – …, грузит товары – …, мешает бетон – …, управляет самолетом – …, играет на барабане – …, кладет камень – … .

    Слайды 16, 17, 18, 19.

    6) «Четвертый лишний»

    Из «сухого бассейна» каждый обучающийся достает «каштанчик» с индивидуальным заданием внутри.

    Логопед: Найдите лишнее слово, обоснуйте свой выбор.

    Слайд 20.

    Логопед: С помощью какого суффикса образованы эти слова? (Суффикс -тель-)

    7) «Составь словосочетание»

    Логопед: Составьте словосочетания подобрав к имени существительному подходящее имя прилагательное.

    Слайд 21 или Логопед выставляет карточки со словами на наборное полотно, где расположены прилагательные (добрый, опытный, внимательный, музейный, мудрый, известный)

    8) «Запиши по памяти»

    Логопед: Запишите по памяти получившиеся словосочетания, выделите суффикс -тель- красной ручкой.

    Слайд 22.

    9) Составь предложение с корнем -БАРАБАН- .

    Слайд 23.

    10) «Составь предложения по схеме».

    Логопед: Составьте по схеме предложения с суффиксам -ист-, -щик-, -тель-.

    Слайд 24.

    Упражнения для глаз «Разведчики»

    Логопед: Вы – разведчики, по моей команде выполняете движения только глазами.

    1, 2, 3, 4, 5 – будем мы с тобой играть.
    1, 2, 3, 4, 5 – глазки будут отдыхать, глазки надо закрывать.
    5, 4, 3, 2, 1 – открываем правый глаз,
    5, 4, 3, 2, 1 – открываем левый глаз.

    Посмотрите влево, посмотрите вправо, посмотрите вверх, посмотрите вниз.

    11) Текст (индивидуальные карточки) или Слайд 25

    Логопед: Прочитайте предложения. С помощью дежурных суффиксов образуйте слова в скобках. Выделите суффиксы красной ручкой.

    12) «Проверь себя». Слайд 26

    III. Итог

    – Какие суффиксы дежурили? (-чик-, -щик-, -арь-, -ист-,-тель-).
    – Для чего нужны эти суффиксы? (Для образования новых слов, обозначающих профессии людей).

    Рефлексия

    – Какое задание вам понравилось больше всего?
    – Какое задание вызвало затруднения?
    – Закройте глаза, представьте себя через несколько лет. Кем бы вы хотели стать?
    – Прочитайте каждую третью букву и расшифруйте слово.

    РВМЕФОБНЛКЖОТЕДСХЦЯПЫ! ( МОЛОДЦЫ)!

    Читайте также: