Какие ошибки совершают подростки и их родители при выборе профессии

Опубликовано: 04.07.2024

Рекомендации родителям по профориентации

Родители играют важную роль в самоопределении ребенка. Они поддерживают, помогают и направляют. Очень сильно переживают за своего ребенка и хотят ему только самого лучшего. Но как грамотно оказать помощь ребенку, чтобы это сработало, а не навредило? Это мы сегодня и разберем в нашей статье!

Какие ошибки совершают родители при выборе профессии?

  1. Многие родители уверены, что ребенок должен выбирать себе профессию на всю жизнь. Они не учитывают нестабильную экономику в нашей стране, постоянные изменения на рынке профессий. Сейчас у многих есть возможность переквалифицироваться, обучиться на новую профессию. Со временем интересы и предпочтения у людей меняются, поэтому это ошибочное суждение.
  2. Некоторые родители делают выбор под влиянием родственников, друзей или знакомых. Это тоже не верная стратегия, другие люди конечно больше знают что нужно вашему ребенку и очень сильно о нем пекутся.
  3. Отталкиваться только от школьных предметов ребенка, с которыми он успешно справляется. Помимо школьных предметов, нужно учитывать еще очень много факторов.
  4. Навязывать ребенку свою точку зрения и желания. Тогда он будет учиться только для того, чтобы вас порадовать. И не факт, что в будущем он будет работать по профессии.
  5. Предлагать ребенку профессии о которых у вас поверхностные знания. Школьники в основном так и выбирают профессии, у них нет глубоких знаний о привлекательных профессиях. Задачей родителей и учителей является подача более детальных знаний о той или иной профессии.

Почему школьнику сложно определиться со своим профессиональным выбором?

Недостаточно знаний по требуемому предмету. Например, ребенок хочет стать инженером, но ради этого он не готов зубрить физику. Так как она ему не интересная и физика является преградой для ребенка. Помимо школьных предметов, в качестве преград могут быть здоровье, физическая подготовка и т.д.

У ребенка все хорошо получается, но сильного интереса ни к чему нет. В этом случае лучше отвести ребенка к психологу, на консультации специалист поможет осознать школьнику, какая профессия принесет ему большее удовлетворение.

У школьника наоборот все плохо с учебой, но двигаться куда-то надо. В первую очередь, надо поработать над самооценкой ребенка. Объяснить, что жизнь не меряется по школьным меркам. Во взрослой жизни добиваются успеха те, кто не боится делать ошибки и занимается, тем что ему нравится. После этого, стоит отталкиваться от интересов ребенка, а не от школьных предметов.

Многие дети боятся не поступить в престижный вуз и потерять целый год обучения. В этом случае нужно учитывать запасные варианты. Государство предоставляет возможность подавать документы в пять вузов. Объясните ребенку, что не всегда престижность вуза говорит о качественной подготовке кадров. Ну, а если все таки действительно не получится поступить в желаемое учебное заведение, то можно будет за год как следует подготовиться и подзаработать.

Ребенок хочет стать учителем, но родители утверждают, что это малооплачиваемая профессия. Если у вашего ребенка есть склонности, способности к этому и он сможет получать удовольствие от своей деятельности, так ли важна оплата в этом случае? Многие офисные работники получают большие заработные платы, живут в хороших квартирах, но каждый день ходят серыми, грустными и не умеют радоваться жизни. А все потому, что занимаются не тем, чем хотели бы. Учителя помимо работы в школе, подрабатывают репетиторами, в частных развивающих клубах и это неплохая прибавка к зарплате.

Рекомендации родителям:

Помните, что будущее благополучие и счастливая жизнь во многом зависит от выбора профессии. Поэтому, самое главное, чтобы ваш ребенок кайфовал от работы;

При выборе профессии отталкивайтесь от желаний, способностей и возможностей ребенка;

Выслушивайте своего ребенка и корректируйте, если в его суждениях есть ошибочное мнение;

Относитесь серьезно к выбору профессии своего ребенка;

Понаблюдайте за своим ребенком. Что он делает лучше всех, с большим удовольствием и без особых проблем;

Не стесняйтесь советоваться с профессионалами, может они заметят именно то, чего вы и ваш ребенок не видите.

Фото: Pixabay

Об эксперте: Павел Специан — генеральный директор «Компьютерной Академии Шаг».

Что такое «врожденные способности»

Не существует единого определения «таланта»: обычно его объясняют в виде совокупности способностей, причем реализованных. А в Большом психологическом словаре авторства Бориса Мещерякова и Владимира Зинченко «талант» и вовсе назван не научным понятием, а житейским, поскольку для него нет методов диагностики. Он также соотносится с понятием «одаренность» и может определяться как высокий уровень развития способностей. В книге «Структура разума: теория множественного интеллекта» американского психолога Говарда Гарднера описано семь видов таланта или типа интеллекта:

  1. вербально-лингвистический;
  2. музыкальный;
  3. логико-математический;
  4. пространственный;
  5. телесно-кинестетический;
  6. внутриличностный;
  7. межличностный.

Согласно ним человек получает склонности к определенной профессии. Например, вербально-лингвистический тип интеллекта отвечает за способность писать и читать, соответственно, с ним легче стать журналистом или юристом.

Нидерландский нейробиолог Дик Свааб в свою очередь говорил, что талант закладывается в мозге (фактически, зависит от его структуры), а в книге приводил в пример скрипачей, у которых увеличена часть мозга, контролирующая пальцы левой руки. А в исследовании Института генетики и цитологии НАН Республики Беларусь удалось выявить отличия детей-спортсменов (с заложенными склонностями) от «обычных» — повышенная способность к утилизации глюкозы в печени и мышечных волокнах и устойчивость к гипоксии в генах. У музыкантов и художников превалировала аллель G, которая отвечает за способность долго выполнять работу на одинаковой интенсивности, что формирует психологическую выносливость.

Фото:Антон Новодережкин / ТАСС

Талант подразумевает способности человека к определенному делу: например, он потрясающе рисует, при этом не зная досконально теорию, или в два-три раза быстрее сверстников обучается языкам. Однако талант — это только предрасположенность, которая без должного развития никак не способствует освоению какой-либо профессии. В разных источниках таланту отводится от 5% до 10% от всех факторов успеха — остальное зависит от упорства и трудолюбия. Так, существует «правило 10 тыс. часов», озвученное канадским журналистом Малкольмом Гладуэллом, которое гласит, что для достижения экспертности в каком-либо деле нужно посвятить ему 10 тыс. часов. Оно сформировалось после исследования роста мастерства скрипачей и пианистов, проведенного в 1993 году. Его авторы опровергали значимость таланта и указывали на то, что различия в результатах музыкантов сводились только к объему их практики. Величина в 10 тыс. часов условна, но сама идея верна: намного важнее иметь интерес к конкретной сфере, чем способности.

Например, если человек от природы великолепно поет, но ему это неинтересно, он не будет учиться и развиваться, и прекрасным певцом не станет. То же касается и других профессий. При этом даже самый яркий талант еще нужно обнаружить. И это не всегда происходит, когда родители умиленно наблюдают за двухлетней дочерью, садящейся в шпагат и встающей на мостик без подготовки, подражая гимнасткам на экране телевизора. Чтобы условный талант получил развитие, человек должен уделять этому все свободное время, а значит, быть заинтересованным в конкретной деятельности. Никакой талант бы не помог Биллу Гейтсу стать фигурой мировой величины в ИТ, если бы он не имел страсти к программированию с подросткового возраста.

Ошибки родителей в подготовке ребенка к будущей профессии

Одна из главных и распространенных ошибок — проецирование родителями на ребенка своих желаний и нереализованных в детстве мечт. Например, мама хотела стать пловчихой, но что-то не сложилось, и теперь она подсознательно или осознанно намерена вырастить пловца из сына. Хорошо, если он тоже увлечен этим, готов заниматься. Но бывает и так, что ребенку не хочется, а иногда и способностей нет совершенно. В подростковом возрасте часто случается так, что родители решили сделать сына физиком, не спросив, чего он сам хочет. Возможно ребенок даже отучится положенные четыре года, получит диплом, но в результате по специальности работать не пойдет или продержится на ней недолго.

Несоответствие ожиданий от будущей профессии у детей и родителей видно и из опросов: так, холдинг «Ромир» в 2019 году выяснил, что 24% россиян хотели бы, чтобы ребенок стал врачом, 18% — юристом. Вот только среди школьников в медицину хотели пойти лишь 12%, а в юриспруденцию — 6%.



Другая ошибка — пытаться готовить ребенка с пяти лет в условные хирурги. Мир меняется стремительно и порой неожиданно, что подтвердила пандемия. Никто не знает, что будет востребовано спустя 12-13 лет, когда он закончит школу, и тем более спустя 16-17, когда выпустится из университета.

Развивать определенные способности и навыки ребенка с детства можно и нужно, но в попытках угадать перспективное направление для сегодняшнего дошкольника и даже младшего школьника нет никакого смысла.

Еще одна причина, по которой не стоит активно заниматься профориентацией ребенка в шесть-семь и даже десять лет — риск лишить его детства. Родители, пытающиеся с пеленок вырастить будущего великого пианиста или второго Билла Гейтса, заставляют ребенка заниматься ежедневно, отправляют в секции и следят, чтобы нагрузки были максимальными, а то и пытаются параллельно развивать все навыки сразу. Например, кроме хоккея заставляют заниматься баскетболом — словно если в одном виде спорта не получится, можно пойти во второй. Ребенок перегружается: у него нет времени на прогулки с друзьями, походы в кино и разные важные «детские дела».

Современные подходы к выявлению интересов ребенка и их недостатки

Исследование РАНХиГС показало, что 42% родителей отдают детей в различные кружки. Фактически это первое, с чего начинают мамы и папы, пытаясь определить, что понравится ребенку. Самым большим спросом пользуются спортивные секции, следует из данных «Юла» и Research.Mail.ru. Когда ребенок ходит на занятия в нескольких кружках сразу, с одной стороны, получает разностороннее развитие. В будущем это ему так или иначе поможет: условная гимнастика в детстве подарит осанку, рисование — чувство цвета, шахматы разовьют логику. Жизненный опыт у детей, занимавшихся в разных секциях, богаче, утверждают эксперты ВШЭ. Но несколько кружков — это еще и перегруженность, невозможность сконцентрироваться на чем-то одном, углубиться, поэтому здесь нужно уже после первого года решать, от чего отказаться, а что развивать активнее.

Другой подход — наблюдение за интересами ребенка. Например, родители видят, что ребенок при звуках любой музыки начинает танцевать или подпевать, и записывают его в музыкальную школу или на танцы. С одной стороны, такой анализ создает связь родителей с ребенком, помогает лучше его понять. С другой, если мама с папой решили, что пение — это то самое и пытаются развивать только это направление, опять встают вопрос перегруженности детской психики и проблема сужения общего кругозора: кроме музыкальной школы ребенок ничего не видит. Повезло, если угадали, и он действительно станет хорошим артистом, но возможно, после школы он резко захочет уйти в ветеринарию, а нужных навыков в детстве и подростковом периоде не получено, и биология была еле сдана на «удовлетворительно».

Фото:Shutterstock

В школах популярно использование тестов на профориентацию: ребенок решает набор заданий, а результаты анализирует машина, которая по итогу выдает заключение: например, высока склонность к искусству и естественным наукам, плохие навыки в математике, логике. Плюс тестов — возможность получить рекомендации сразу по нескольким направлениям, где ребенку стоит развиваться, и сделать выбор. Но такие результаты не отличаются абсолютной точностью и сильно зависят от изменчивости детской психики. Сегодня у ребенка настроение выбрать одни ответы, завтра — другие, и результаты будут соответственно меняться. Еще существуют тесты, которые определяют талант через нейрометрию (оценку активности мозга по микроимпульсам) — такие есть например, у «Вербатории». Но некоторые ученые оспаривают эффективность методики (в частности, об этом рассуждает в статье научная сотрудница РАНХиГС Галина Резапкина). Кроме того, импульсы мозга меняются под воздействием различных факторов (от стресса до патологий), и в таком случае есть риск регулярно получать разные «заключения» о таланте.

Рубежи профориентации

У большинства детей без каких-либо ярко выраженных способностей (например, абсолютный музыкальный слух в три года) склонность к определенным видам деятельности выявляется в семь-восемь лет, когда завершается период игровой деятельности и начинается развитие эмоциональной сферы. До этого возраста проявляются в основном творческие способности, и зачастую нет смысла чем-либо серьезно заниматься, потому что ребенок еще не способен осознавать, например, гимнастику или плавание как «работу». Решение погружаться в это для него — игра, зависящая от факторов «хочу»/«не хочу». До семи-восьми лет ребенок в целом может интересоваться только игровыми видами деятельности и ходить в секции лишь ради друзей. И только потом начнется пора настоящего интереса к спорту, музыке или шахматам.

Подростковый кризис (примерно 13 лет) тоже может повлиять на интересы ребенка, который начинает искать себя в мире. Причем возможны два варианта: попытка стать максимально самостоятельным и выбрать «взрослое» занятие или, наоборот, всеми силами пытаться отодвинуть взросление и вернуться к детским увлечениям. Например, ребенок до школы занимался плаванием, потом бросил, и в 13-15 лет снова хочет туда же, просто потому что эмоционально процесс возвращает его в условные шесть-семь лет.

После завершения подросткового периода (18-19 лет) эмоциональная сфера начинает сдавать позиции перед рациональной, и это тоже может повлиять на смену интересов человека. Выбор профессии уже чаще происходит не по критерию «нравится» или «не нравится», а с учетом перспективности, востребованности, полезности для мира и общества. В исследовании, проведенном в Бразилии на людях в возрасте 12-65 лет, четко прослеживаются изменения ценностей с течением жизни. Для 20-30 летних было характерно стремление к карьерному росту, в то время как после 30 лет рос интерес к семье, и здесь на первый план может выйти стабильность профессии, а не ее перспективность.


В исследовании коммуникационной группы ADV Group, проведенном в 2014 году (больше подобных исследований не выполнялось), четко видны изменения интересов в зависимости от возраста. У подростков 13-17 лет акцент идет на видеоигры, спорт, моду, музыку и танцы, а у студентов 18-24 лет приоритеты смещаются: спорт теряет актуальность и пропадает из топа. Возможно, одна из причин в том, что родители в этом возрасте уже перестают влиять на выбор ребенка, и он может уйти из секций, в которые его отдали. Кроме того, часто после школы те, кто не планирует дальше связывать жизнь со спортом, бросают его. У молодых людей 25-34 лет в топе интересов остается мода, появляется тяга к кулинарии и возвращается на прежние позиции спорт. После 35 лет картина остается прежней, но добавляются путешествия, а после 45 лет в топ попадает литература, которая остается актуальной и для людей 55-64 лет, и для тех, кому 65-74 лет, но сюда также добавляются искусство и кино.

Профориентация будущего

В первую очередь обучение и переобучение могут стать непрерывным процессом. Это значит, что идея « работать в компании X на должности Y до самой пенсии» перестанет быть актуальной. Человек может сменить несколько профессий, даже не связанных между собой, и для каждой надо будет получать новые навыки. Поэтому вопрос профориентации будет вставать неоднократно — не только в начале 11 класса для определения списка экзаменов и вузов для поступления.

Из этого вытекает другое следствие: вместо разовых тестов профориентация превратится в часть учебной программы школьника. Например, в виде предметов, погружающих в особенности той или иной специальности, либо в виде посещения различных компаний, лабораторий, где в формате экскурсии или даже практики можно углубиться в интересующую деятельность, узнать про ее особенности и подводные камни.

При этом может вырасти количество узкоспециализированных методов профориентации, в частности, в области ИТ. Со стремительно развивающейся цифровизацией родители будут все сильнее заинтересованы в том, чтобы ребенок пошел в сферу технологий, но сегодня это уже не одна профессия условного «программиста» или «информатика», а несколько десятков узких направлений. И методики профориентации должны будут определять, кем именно будет интересно развиваться конкретному человеку (ребенку или взрослому): захочет он стать крутым сисадмином, веб-дизайнером или разработчиком.

Фото:Shutterstock

И не менее важный момент — необходимо отказаться от рекомендации конкретных профессий в различных сервисах для профориентации. Мир меняется слишком стремительно, полную базу специальностей составить нереально и бессмысленно: то, что сегодня актуально, через год может полностью исчезнуть. Появляются гибридные профессии вроде дата-журналиста, который пишет тексты и работает с базами данных. Поэтому более актуальными станут рекомендации не конкретных специальностей вроде «разработчик», «ветеринар», а направления деятельности — например, «социальная помощь».

Нужно сразу понять – в выборе профессии 95% родителей становятся больше врагами своих детей, чем помощниками. В результате 8 из 10 подростков получают «не те» профессии, живут «не той» жизнью. Родители делают это не со зла, наоборот, они хотят только самого лучшего для своих детей, стараются как могут. Но в силу ограниченного кругозора, не знания конъюнктуры рынка труда, не умения прогнозировать, они не способны оказать эффективную помощь подросткам в выборе профессии. Расскажу о 6 самых страшных ошибках, которые совершают родители и дети.

  1. Выбор за ребенка

«Родители сказали, нужно поступать на бухгалтера» или «Все в моей семье заканчивали юридический, ну и я пошел…» Многие подростки боятся брать ответственность за свою жизнь, но большинству просто не разрешают принимать самостоятельные решения. Взрослым всегда виднее, чем должен по жизни заниматься их ребенок, кем работать, как быть счастливым.

Карьерные династии – это вообще отдельная история. В семье потомственных врачей просто не может быть артиста или дизайнера. Ну откуда такому взяться? Узкая профессиональная среда не дает ребенку выбрать ту профессию, которая действительно нравится, к которой есть задатки. Дети, рожденные в семьях, где из поколения в поколение передавались профессиональные традиции, попадают в узкие рамки и определенные схемы карьеры, которые десятилетиями не менялись.

В результате подростку навязывается профессия, которую одобряют мамы-папы, бабушки-дедушки, но она может не соответствовать его талантам и склонностям. А добиться успеха в «не своем» деле крайне сложно.

  1. Ориентация только на зарплату и престиж

Рынок труда очень быстро меняется. Еще несколько лет назад в тренде были юристы, то сегодня данная сфера переполнена и из-за высокой конкуренции нет никаких гарантий на «светлое будущее» для молодого человека, который выбрал не ту профессию.

Помните: оплачивается не профессия, а должность и квалификация. Уровень зарплат повара в школьной столовой и шефа в роскошном ресторане высокой кухни различается в несколько раз. Есть учителя в школах, которые зарабатывают больше программистов на крупных предприятиях. Здесь главное найти свое призвание, любить свое дело и хотеть в нем развиваться. Поэтому в начале карьерного пути столь важна консультация по профориентации.

  1. Поступать туда, где проще

Идти по пути наименьшего сопротивления иногда правильно, но только не в выборе будущей профессии. Не стоит бояться прыгнуть выше головы: если получится – здорово, а нет – это жизненный опыт и возможность повторить попытку.

Даже если ребенок не сможет поступить в желанный вуз из-за высокого проходного балла на выбранную специальность, не стоит отказываться от своего призвания. Сохраняйте «верность» профессии и ищите альтернативные варианты ее получения – курсы подготовки, репетиторы. Это лучше, чем выбирать заведомо неинтересную и явно неподходящую специальность, отдать обучению 5 лет жизни и в итоге отбывать срок на работе, которую ненавидишь.

  1. Не умение поддержать выбор ребенка

Я уже писала о том, что родители – самое опасное в профориентации подростков. Их главная задача – помочь своему старшекласснику сделать самостоятельный и осознанный выбор, но они чаще всего выбирают за него.

Родители и консультант по профориентации – это как группа поддержки подростка. Они должны работать в команде и с одной целью – помочь выбрать профессию, которая будет на 100% отвечать склонностям и желаниям молодого человека, а не мамы, папы, тети или дяди.

Очень сложно признать, что дети уже выросли, и вы не можете принимать за них важные решения. Они будут ошибаться (без этого не бывает), но ваша задача – не предотвращать ошибки, а быть рядом и поддержать.

  1. Недооценивать или переоценивать возможности

В подростковом возрасте люди склонны к максимализму. «Я круто пою-танцую-пародирую, а значит мне прямая дорога в актрисы. И ничего другое меня не интересует!» или «Моя мечта – стать ветеринаром, но я такой тугодум, и с химией очень плохо. Пойду учиться на маляра-штукатура»

Каждая профессия предъявляет определенные требования к личности, умственным и физическим способностям. Тестирование и профориентация подростков позволяют выявить их сильные и слабые стороны, определить склонности и таланты, которые помогут овладеть той или иной специальностью.

  1. Ориентироваться лишь на свой опыт

Часто родители просто не видят других профессий, кроме тех, с которыми сталкиваются в повседневной жизни. В отличие от карьерного консультанта они не отслеживают тенденции рынка труда, не знают, какие профессии являются перспективными, а какие «умрут» в ближайшие 10 лет. Поэтому столь важно получить профессиональную помощь еще до выбора профессии, на заре карьерного пути.

На консультациях по профориентации подростков родители говорят максимум о 10 профессиях, а на самом деле их несколько тысяч! Только представьте возможности, которые откроются перед ребенком, если вы не будете совершать вышеперечисленных ошибок и начнете поиск профессии совместно с профессиональным консультантом по карьере.

5 ошибок родителей при выборе профессий для ребёнка

Родители зачастую перебарщивают с заботой, делая выбор за своих детей. За что последним приходится долго расплачиваться. Старшее поколение не всегда может верно оценить рынок профессий.

Чтобы не совершать ошибок, обрекающих ребёнка на безработицу, выбор профессии должен исходить из желаний и способностей ребёнка.

Ошибки, которые совершают родители, выбирая профессию для своего ребёнка

Например, у мамы есть подруга Лена, которая работает бухгалтером. Лена неплохо зарабатывает, хорошо одевается и часто летает за границу. Воодушевившись жизнью подруги, мама решает, что дочке тоже нужно стать бухгалтером. И совершенно неважно, какие перспективы у этой профессии, интересна ли она ребёнка и есть ли у дочери нужные способности.

Какие могут быть последствия, если работа бухгалтером будет не по душе? В лучшем случае дочь будет жить в достатке, но работа для неё будет казаться каторгой. В худшем случае, из-за отсутствия интереса и способностей, дочь так и не найдёт хорошо оплачиваемую должность.

Рассмотрим распространённые ошибки родителей при выборе профессии для ребёнка.

Стремление обеспечить безбедную жизнь

Разберём ошибку на конкретном примере. Сын любит рисовать, но мама хочет спасти его от участи «голодного художника» и отправляет учиться на юриста, чтобы он смог найти «нормальную» работу и жить безбедно. Но прибыльная специальность не всегда может принести успех и сделать человека счастливым. Главное, чтобы человек занимался любимым делом и смог реализовать свой потенциал, тогда и деньги будут.

Не стоит сразу отговаривать его, запрещая ему рисовать. Творческие профессии тоже могут обеспечить безбедную жизнь. Творческие способности также ценятся работодателями.

Необязательно быть вольным художником, можно работать в сфере ландшафтного дизайна или дизайна интерьеров. Возможно, стоит помочь развить его навыки и посоветовать изучить графические редакторы и заняться графическим дизайном.

Это касается не только юных художников. Помогайте своим детям найти верный путь, прислушиваясь к их мнению, а не равняясь на других и ставя в приоритет исключительно заработную плату.

Незнание рынка

Какой ещё логистик/ копирайтер/ байер/ клипмейкер? Услышав «странную» профессию от ребёнка, хочется скептически улыбнуться и сказать ему «Забудь!» Но это родителям стоит забыть те времена, когда не было всех этих специальностей.

Мир меняется, и на рынке появляются новые направления – возможно, в одном из них ваш ребёнок найдёт себя и реализуется на сто процентов! Вместе изучите выбранную им профессию. Зная его сильные стороны, попробуйте подсказать ему, как их лучше применять.

Неверие в ребёнка

По математике он приносит одни двойки? Химия его не трогает? Это не повод считать ребёнка лентяем и бездарем. Забудьте установки: «С такими оценками ты никуда не поступишь», «С твоим средним баллом только в дворники берут».

Таланты есть у каждого. И задача родителя – помочь своему чаду найти их и реализовать, а не губить его самооценку, виня за то, к чему у него нет призвания.

Прежде чем ругать его за оценки, подумайте: поможете ли вы ему этим, вселите ли уверенность в собственных силах? Нет! Тогда делайте акцент на том, что у него получается лучше всего – найдите поводы для похвалы и гордости за него!

Расскажите ему о его способностях: зная свои таланты и чувствуя поддержку, ребёнок сможет правильно выбрать будущую профессию.

Негативный опыт

«Я не смогла поступить в мед, а сейчас туда вообще не прорваться – не стоит и пробовать!» Это ошибочная установка.

Возможно, как раз у него получится то, что не удалось когда-то вам. Лучше подумайте, чем вы можете помочь ему реализовать свою мечту. Возможно, ему надо нанять репетиторов, записаться на курсы или сначала попробовать поступить в медучилище.

Желание реализовать собственные мечты

Мама хотела стать адвокатом, но не сложилось. И теперь она спит и видит, что дочь закончит юрфак. Но подумайте, разве таким образом вы исполните свою мечту – стать адвокатом? Нет.

Заставив ребёнка осуществить то, что не удалось вам, вы вынудите его жить чужой жизнью, отказавшись от собственных желаний. Представьте, что в будущем он, также как и вы, заставит своих детей идти чужой дорогой. Вы этого хотите? Вряд ли.

Благие намерения

Сын мечтает стать журналистом? Ерунда! Ты должен продолжить династию – стать врачом (экономистом): в этой сфере у нас все «свои» – помогут, продвинут.

Предоставьте сыну право выбрать собственный путь – пусть трудный и даже ошибочный, но это его жизнь, и он должен решать, как её строить.

Родители помните, что выполнять нелюбимую работу очень тяжело, в особенности при низкой зарплате . А рассчитывать на большой заработок не стоит, если человеку его работа противна.

Что-то не понравилось в данной статье, есть что добавить или вы нашли ошибку? Обязательно напишите об этом в комментариях. Ни один комментарий не останется без внимания!


Урутина, Т. М. Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников / Т. М. Урутина, Л. Г. Агеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 555-558. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21337/ (дата обращения: 26.05.2021).

Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем.

Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей, способности, уровень подготовки, материальное стимулирование и престиж профессии, состояние здоровья и др.

В настоящее время результаты опросов и индивидуальных бесед со старшеклассниками свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников испытывают трудности при выборе будущей профессии.

Итак, какие же ошибки совершают старшеклассники в процессе профессионального самоопределения?

Первое, что следует отметить, — это недостаточная информированность о мире профессий, о её перспективах и востребованности специалистов в обществе. По данным исследований, учащиеся 9 класса могут в среднем назвать от 40 до 50 профессий, в то время как в мире их насчитывается более десяти тысяч. Кроме того, при выборе профессии многие учащиеся даже не задумываются о дальнейших возможностях трудоустройства. Например, сейчас самыми популярными являются профессии экономиста и юриста, однако ввиду большого количества желающих работать по данным специальностям, сокращается число возможных рабочих мест.

Второе — выбор профессии под влиянием друзей. Это, пожалуй, одна из самых распространенных ошибок у старшеклассников. Такое часто происходит, если подросток недостаточно уверен в себе и не готов взять на себя ответственность за свой выбор. Впоследствии избранная профессия может не отвечать способностям человека и вскоре это может привести к недовольству, разочарованию. Ведь профессии, которые подходят друзьям, могут не соответствовать нашим личностным особенностям, склонностям и интересам.

Третье — увлечение внешней стороной профессии, что условно можно обозначить как поиск экстремальных ощущений. Очень часто учащихся привлекает лишь внешняя сторона профессии. В силу свойственной им эмоциональности, они выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные профессии: такие как следователь, археолог, актер, стюардесса и т. д. При этом они упускают из виду такие факторы как ненормированный рабочий день, психофизиологические показатели, большое количество работы с документацией и др.

Четвертое — влияние престижности, популярности профессии. Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является общественное мнение в отношении некоторых профессий. Здесь нужно помнить, что престижность зависит от круга общения, причем довольно быстро меняется со временем. Большинство учащихся редко задумываются об этом. В результате этого на рынке труда отмечается избыток так называемых «престижных» профессий и дефицит по-настоящему востребованных.

Пятое-несамостоятельность выбора профессии. Многие родители в силу сложившихся семейных традиций или собственных убеждений пытаются навязать ребенку свое мнение в выборе будущей профессии. К примеру, все в семье врачи и ребенку автоматически присваивается эта профессия.

Шестое — отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Зачастую какой-либо предмет нравится настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную деятельность. Однако в этом случае следует задуматься. Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или же, юноше нравится литература, и он собирается в педагогический вуз, упуская из виду, что он не любит и не умеет взаимодействовать с детьми.

Седьмое — неумение анализировать особенности собственной личности. При выборе профессии многие подростки даже не знают с чего начать, с какой стороны подойти к этому вопросу. У них отсутствует представление о собственных способностях, интересах, склонностях. В таких случаях рекомендуется обратиться к помощи психолога, который с помощью психодиагностики, индивидуальных бесед поможет определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Восьмое — выбор профессии равен выбору уровня образования. Очень часто при выборе профессии учащиеся просто хотят получить как таковое высшее образование, неважно по какой специальности. Ведь очень часто от родителей можно услышать такое высказывание: «Ты получи сначала высшее образование, а потом делай, что хочешь».

Девятое — недооценка своих физических способностей, существенных при выборе профессии. Иногда случается, что интерес к профессии и личностные способности, противоречат физическим возможностям. Например, человеку с хроническими заболеваниями легких нельзя работать на заводе. Или же, несмотря на способность к техническим наукам, человеку, страдающему близорукостью, не рекомендуется работать с чертежами, за компьютером и т. д. [2, с. 57].

Для проверки представленных теоретических данных было проведено эмпирическое исследование. В экспериментальную группу вошло 25 человек в возрасте 17–18 лет, из них 9 юношей и 16 девушек. В качестве психодиагностического инструментария были выбраны методики: «Мотивы выбора профессий» Р. В. Овчаровой и «Готов ли ты к выбору профессии» В. Б. Успенского [3].

Результаты, полученные в ходе диагностики ведущих мотивов выбора профессии, показали, что 56 % испытуемых при выборе профессии руководствуются внешними отрицательными мотивами, т. е. выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, по наставлению и рекомендации родителей; 28 % руководствуются внешними положительными мотивами, т. е. материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, и всего лишь 16 % при выборе профессии руководствуются внутренними мотивами, исходящими, из потребностей самого человека.

Результаты психодиагностики ведущих мотивов выбора профессии изображены на рисунке 1.


Рис. 1. Результаты исследования мотивов выбора профессии

Результаты диагностики готовности к выбору профессии показали, что у 32 % респондентов выявлен низкий уровень подготовленности к выбору будущей профессии, у 52 % средний; и только у 16 % — высокий.

Результаты психодиагностики готовности к выбору профессии представлены на рисунке 2.


Рис. 2. Результаты исследования готовности к выбору профессии

Таким образом, резюмируя результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время старшеклассники слабо ориентируются в основах профессионального самоопределения, а именно с чего начать, кто может помочь и т. д. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления о собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы.

Выбор профессии очень сложный и ответственный шаг, поэтому подходить к нему нужно обдуманно и со всей серьезностью.

Можно выделить несколько простых правил, которым рекомендуется следовать выпускнику при выборе будущей профессии:

- во-первых, изучить самого себя: разобраться в своих интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях;

- во-вторых, подумать и оценить свои сильные и слабые стороны;

- в-третьих, ознакомиться с профессиями, которые соответствуют имеющимся интересам, способностям, возможностям.

Затем, когда первые три шага уже позади, и выделились явные лидеры среди профессий перейти ко второму шагу.

Побеседовать с представителями избираемых профессий, по возможности побывать на их рабочем месте, ознакомиться с условиями и характером труда.

Ознакомиться с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

Сопоставить свои личные качества и возможности с характером той профессии, которая была выбрана.

В процессе профессионального самоопределения старшеклассника огромную роль играет школа.

В 1–4 классах должны решаться задачи по ознакомлению с наиболее распространенными видами трудовой деятельности, уважения к представителям любой профессии, воспитанию любви к труду.

В 5–9 классах предполагается ознакомление ребят с содержанием и характеристикой основных профессий района, условиями и организацией труда в различных сферах деятельности, с требованиями к избираемой профессии и путями её приобретения.

В 10–11 классах должно проводиться углубленное изучение профессии, изучение психофизиологических и медицинских показателей личности, возможности получения образования и трудоустройства.

Наиболее активными для профориентации являются учащиеся 5–9 классов. Планирование работы с этим возрастом должно предусматривать, прежде всего, активные формы обучения.

Можно предложить комплекс мероприятий по пяти типам профессий (классификация Е. А. Климова) [1,160 с.]:

«Человек-природа»: при этом типе можно проводить различные лабораторные и практические работы по биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, работа в саду, в огороде, уход за животными.

«Человек-техника»: также можно проводить лабораторные, практические работы по физике, химии, электротехнике, выполнение работ на уроках технического труда, в технических кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники.

«Человек-человек»: разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор помыслов, поведения окружающих, выполнение работ на уроках труда, общественно — организаторская работа среди сверстников, шефская воспитательная работа среди младших, участие в коллективных мероприятиях, спортивных играх.

«Человек — знаковая система»: работа за компьютером, выполнение вычислений, работа с документами, а также выполнение подсчетов, чертежей, схем.

«Человек — художественный образ»: разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, участие в художественной самодеятельности, в соответствующих кружках, студиях [4].

Таким образом, можно сделать вывод — выбор профессии является очень сложным и ответственным шагом в жизни каждого человека. И поэтому подходить к нему надо, обдуманно, взвесив все «за» и «против», чтобы потом не сожалеть и не испытывать чувство разочарования за свой выбор.

1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.-М.: Просвещение, 2004.-305 с.

Читайте также: