Какие признаки характерны для государственной должности государственной службы

Опубликовано: 02.10.2024

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на четыре категории и пять групп.

К категориям должностей относятся следующие:

- Руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

- Помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

- Специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

- Обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие группы: высшие должности; главные должности; ведущие должности; старшие должности; младшие должности.

Ниже приведено соотношение групп и категорий должностей государственной гражданской службы.


На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям.

К числу квалификационных требований относятся: требования к уровню профессионального образования, требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - требования к специальности, направлению подготовки.

Для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

Для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)" ведущей группы должностей гражданской службы, категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования.

Для замещения должностей гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей гражданской службы:

1) для замещения должностей гражданской службы высшей группы требуется не менее четырех лет стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

2) для замещения должностей гражданской службы главной группы требуется не менее двух лет стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

3) для замещения должностей гражданской службы ведущей, старшей и младшей групп требований к стажу не предъявляются.

Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей гражданской службы - не менее одного года стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом.

Должностным регламентом гражданского служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.

В целом для государственной должности характерны шесть основных признаков:

  • утверждение государственным правовым актом;
  • принадлежность только государственному органу;
  • зависимость объема полномочий от объема полномочий и функций государственного органа;
  • предназначение для обеспечения и непосредственного исполнения полномочий государственных органов;
  • оплата труда по исполнению должностных обязанностей только за счет государственного бюджета (федерального или субъекта Федерации);
  • ответственность лица замещающего государственную должность, за качество ее исполнения в соответствии с законодательством.

Все государственные должности в Российской Федерации подразделяются на два вида: государственные должности Российской Федерации и ее субъектов; государственные должности государственной службы.

Государственные должности Российской Федерации — это политические должности, которые устанавливаются Конституцией и федеральными законами РФ. Их замешают публичные политики (в старой классификации категория «А»), обладающие государственно-политическими властными полномочиями. На федеральном уровне к ним относятся: Президент РФ, Председатель Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации. Председатель Государственной Думы, заместитель Председателя Государственной Думы. Председатель Правительства РФ и его заместители, федеральные министры, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, полномочный представитель Президента РФ, руководители иных федеральных государственных органов (Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, Центрального банка Уполномоченный по правам человека), аудиторы Счетной палаты, Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъекта РФ, прокуроры Прокуратуры РФ, судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, судьи федерального суда.

На региональном уровне к лицам, замещающим государственные должности субъектов РФ, относятся руководители высшего государственного органа исполнительной власти: президенты республик, губернаторы (главы) краев, областей и округов и их заместители, а также депутаты местных законодательных собраний, судьи конституционного (уставного) суда. Их перечень в систематизированном виде содержится в конституциях (уставах) субъектов РФ, законах субъектов РФ о государственной службе и называются они по-разному — высшие конституционные должности, государственные должности, политические должности.

Отличительным признаком лиц, заметающих государственные должности Российской Федерации, является либо факт их избрания на всенародных выборах (Президент РФ, депутаты всех уровней), либо утверждение высшими законодательными органами по представлению глав исполнительной власти (Председатель Правительства РФ, федеральные министры, губернаторы регионов. Генеральный прокурор, председатель и аудиторы Счетной палаты, председатель ЦИК, судьи и т.п.).

Эти должностные лица — политики, и по закону они не являются государственными служащими; на них не распространяются нормы законодательства о государственной службе: их правовой статус, деятельность и полномочия регулируются специальными законами. Например, деятельность Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров регулируется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации». Законами регулируется деятельность депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, судей и других должностных лиц — политиков. Аналогично данный вопрос решается и на региональном уровне.

Государственные должности государственной службы согласно законодательству 1 Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации». Ст. 8. учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации. законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ранее должности государственной службы занимали государственные служащие, замешавшие должности категорий «Б» и «В»).

В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» от 2003 г. № 58-ФЗ все должности государственной службы подразделяются на следующие виды:

  • должности федеральной государственной гражданской службы;
  • должности государственной гражданской службы субъектов РФ;
  • воинские должности;
  • должности правоохранительной службы.

Воинские и правоохранительные должности являются только федеральными. В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы разных видов. Это видно, в частности, на примере МВД: в штатах этого ведомства имеются должности правоохранительной службы, воинские и федеральной гражданской службы.

Нормативными правовыми актами устанавливается соотношение должностей федеральной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы, соотношение должностей федеральной гражданской службы и типовых должностей гражданской службы субъектов РФ.

Важно, что в государственных органах законодательно разрешено иметь должности, не являющиеся должностями государственной службы; это должности младшего обслуживающего и технического персонала. Трудовая деятельность таких работников регулируется не законом о государственной службе, а трудовым законодательством РФ.

5.2. Понятие государственного служащего и его правовой статус

Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Государственный служащий Российской Федерации как субъект административного права обладает, прежде всего, общегражданскими правами и обязанностями, которые установлены Конституцией и иными нормативными актами. В то же время гражданские права и свободы государственных служащих могут быть ограничены законом, и связано это с особенностями правового положения этих субъектов административного права.

Административно-правовой статус государственного служащего представляет собой комплекс прав, обязанностей и ответственности, который приобретает гражданин с момента зачисления его на государственную должность государственной службы.

Служебные права и обязанности государственного служащего можно подразделить на две группы: общие и специальные (должностные)

Общие права и обязанности государственных служащих не зависят от конкретных полномочий по государственной должности.

Государственный служащий имеет право

- на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей,

- на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей,

- на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности,

- на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями,

- участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;

- на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

- знакомиться с материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщать к личному делу свои объяснения,

- на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета,

- на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы,

- на проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство,

- на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов,

- вносить предложения по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Закон наделяет государственного служащего правом обращаться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой.

Каждый служащий, независимо от занимаемой государственной должности, обязан.

- обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий,

- добросовестно исполнять должностные обязанности;

- обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

- исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

- в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ;

- соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

- поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

- хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Специальные права и обязанности государственного служащего определяются спецификой правового положения органа, в котором осуществляется государственно-служебная деятельность. Так, например, служащие налоговых органов наделены правом проведения налоговых проверок хозяйствующих субъектов и обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах.

Особым статусом обладают служащие военизированных органов. Общими обязанностями служащих военизированных органов выступают защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечение безопасности личности, общества и государства. Их должностные и специальные права и обязанности устанавливаются законодательством и дисциплинарными и общевойсковыми уставами. При выполнении специальных обязанностей они могут наделяться правом применения физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия и т. д.

В целях создания условий для независимости, эффективности профессиональной деятельности государственных служащих и пресечения злоупотреблений Закон устанавливает некоторые правоограничения (запреты) для государственных служащих. Так, государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

9) принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями,

11) принимать участие в забастовках,

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.

Ограничения, связанные с прохождением государственной службы, четко регламентированы и не подлежат расширительному толкованию. В случае несоблюдения указанных правоограничений Закон предусматривает прекращение государственно-служебных отношений.

Ответственность государственного служащего наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. В зависимости от вида совершенного противоправного деяния государственный служащий может быть привлечен к административной, уголовной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой ответственности.

1. Из перечисленных факторов, причинами для отказа гражданину в принятии на государственную службу являются:
• наличие гражданства иностранного государства
• наличие медицинского заключения о заболевании, препятствующем выполнению служебных обязанностей
• признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда

2. Из перечисленных субъектов, к должностным лицам предприятий и учреждений относятся:
• заместители руководителей
• руководители
• руководители структурных подразделений

3. Реестр государственных должностей государственной службы содержит в себе должности категорий
• “Б” и “В”

4. Служащими, работающими в государственных структурах, но не являющимися при этом государственными служащими, могут быть, например, .
• служащие государственных предприятий, учреждений и организаций

5. Государственный служащий имеет право
• заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью

6. Организованный коллектив людей, важнейшей задачей которого является осуществление непосредственного процесса производства, предпринимательской деятельности в целях удовлетворения общественных потребностей в товарах, работах и услугах, извлечение прибыли, — это:
• государственное предприятие

7. Правовые основы службы в государственных предприятиях и учреждениях закреплены в:
• различных нормативных правовых актах, в том числе в законодательстве о труде

8. Среди видов взысканий, к дисциплинарным взысканиям, применяемым к государственным служащим, относятся:
• выговор
• предупреждение о неполном служебном соответствии

9. Из перечисленных действий, государственный служащий имеет право на:
• давать показания в отношении информации, содержащей государственную или служебную тайну, в связи с возбужденным уголовным делом
• знакомиться с материалами личного дела

10. Система правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере внутренней организации государственной службы, представляет собой .
• правовой институт

11. Из перечисленных пунктов, способами занятия должностей муниципальных служащих являются:
• выборы
• зачисление по контракту
• конкурс

12. Фиксация информации о движении материальных ресурсов, результатах реализации государственно-служебных отношений, полномочий государственных органов и других фактов, влияющих на организацию и функционирование государственной службы, — это такая функция государственной службы, как .
• учет

13. Не допускается продление нахождения на государственной службе государственного служащего, достигшего возраста
• 65 лет

14. Из перечисленных положений, государственному служащему гарантируются:
• денежное содержание (должностной оклад, надбавки и пр.)
• ежегодный оплачиваемый отпуск
• медицинское обслуживание (включая членов семьи)
• обязательное государственное страхование

15. Государственная служба субъектов РФ регулируется:
• Законами субъектов РФ

16. Государственные предприятия и учреждения по своей подчиненности делятся на:
• федеральные и субъектов РФ

17. Способ замещения государственных должностей, который состоит в оценке профессиональных качеств претендентов на государственную должность, подавших заявления путем самовыдвижения, и избрании из них наиболее квалифицированных, — это:
• конкурс

18. Присвоение государственным служащим квалификационных разрядов действительных государственных советников РФ, государственных советников РФ производится:
• Президентом РФ

19. Такие принципы государственной службы, как сменяемость, подотчетность, ответственность государственных служащих, общедоступность государственной службы и т.д., основаны на:
• демократизме

20. Конституция РФ закрепила федеральную государственную службу в ведение
• Российской Федерации

21. Объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, присвоение почетных званий, награждение государственных служащих государственными наградами — это их .
• поощрение

22. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан, государственный служащий
• несет юридическую ответственность

23. Присвоение государственным служащим квалификационных разрядов советника РФ, советника государственной службы и референта государственной службы производится:
• Руководителями соответствующих государственных органов

24. В соответствии с принципом федерализма среди государственных служащих выделяют:
• федеральных служащих и служащих субъектов федерации

25. Из перечисленных источников права, государственная служба в РФ должна регулироваться:
• Конституция РФ
• акты Президента РФ и Правительства РФ
• законы субъектов РФ
• конституции и уставы субъектов РФ
• федеральные законы

26. Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на срок
• неопределенный или не более пяти лет

27. Выборное либо, работающее по трудовому договору и выполняющее в органах местного самоуправления организационно-распорядительные функции, — это:
• должностное лицо местного самоуправления

28. Принятие решений и участие в их подготовке, получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных полномочий, посещение для этой цели различных объектов, ознакомление государственных служащих с материалами личного дела — это их .
• права

29. Из двух понятий: 1) государственные должности и 2) государственные должности государственной службы — .
• 1 является более широким, обобщающим понятием

30. Однократное продление срока нахождения на государственной службе государственного служащего допускается не более чем на:
• 1 год

31. Работники территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъектах РФ относятся к:
• федеральным служащим органов государственной власти

32. Понятие “государственный орган” является наиболее близким к понятию:
• орган государственной власти

33. Установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственной службы и ее структуры требуемому стандарту и уровню, оценка конкретных действий государственных служащих — это такая функция государственной службы, как .
• контроль

34. Предвидение изменений в результате каких-либо событий или процессов в системе государственной деятельности, в государственной службе на основе получаемых данных, профессионального опыта, практики, анализа — это такая функция государственной службы, как .
• прогнозирование

35. Испытательный срок при замещении государственной должности государственной службы может быть установлен для:
• гражданина, впервые принятого на государственную службу

36. По объему должностных полномочий государственные служащие делятся на:
• должностных лиц и иных государственных служащих

37. Из перечисленных видов службы, к службе в негосударственных организациях относятся:
• служба в администрации частных предприятий и учреждений
• служба в органах общественных объединений
• служба в органах политических партий

38. Видами конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы являются:
• конкурс документов и конкурс-испытание

39. В соответствии с принципом разделения властей по горизонтали среди государственных служащих выделяют:
• служащих законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти

40. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно, до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей, но не более чем на:
• 1 месяц

41. Из перечисленных субъектов, государственные должности занимают:
• Председатель Центрального банка России
• Чрезвычайный и полномочный посол РФ в Австрии
• заместитель Генерального прокурора Российской Федерации
• судья областного Арбитражного суда

42. Продление нахождения на государственной службе государственного служащего свыше 60-летнего возраста допускается:
• для лиц, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы

43. Государственными служащими являются:
• лица, занимающие государственные должности категорий «Б» и «В» в федеральных органах власти и органах власти субъектов РФ

44. Из перечисленных факторов, причинами для отказа гражданину в принятии на государственную службу являются:
• наличие близкого родства или свойства с государственным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому
• отказ от предоставления сведений о доходах

45. Правовой статус государственного служащего приобретают и реализуют по Закону “Об основах государственной службы Российской Федерации” только те лица, которые занимают государственные должности категорий
• “Б” и “В”

46. Среди перечисленных признаков, к признакам муниципального служащего относятся:
• занятие штатной должности в структуре муниципальной администрации
• осуществление функций и полномочий в рамках компетенции

47. Продление нахождения на государственной службе государственных служащих, достигших предельного срока пребывания на государственной службе, осуществляется:
• Решением руководителя соответствующего государственного органа

48. Особое звание (класс, чин, ранг), которое присваивается персонально государственному служащему с учетом его личных и деловых качеств и дает право занимать ряд определенных должностей, — это:
• квалификационный разряд

49. По масштабу деятельности органов государственной власти государственные служащие делятся на:
• федеральных служащих и служащих субъектов федерации

50. Государственный служащий имеет право
• вступать в профсоюз

51. Из перечисленных лиц, к субъектам исполнительной (административной) власти относятся:
• мэр
• налоговый инспектор
• сотрудник ГИБДД

52. К государственной службе по Закону “Об основах государственной службы в Российской Федерации” относится профессиональная деятельность по исполнению должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий:
• “Б” и “В”

53. Основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, — это:
• принципы государственной службы

54. Испытательный срок при замещении государственной должности государственной службы — .
• от 3 до 6 месяцев

55. Правовые статусы государственного и муниципального служащего отличаются друг от друга тем, что .
• государственный служащий не может быть депутатом представительного органа, а муниципальный служащий может

56. Гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральными законами, законами субъекта РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, обязанности по муниципальной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств местного бюджета, — это:
• муниципальный служащий

57. Решение проблемы неурегулированного статуса служащего и службы в негосударственных организациях заключается в более четком закреплении их правовых основ в:
• уставах этих организаций

58. Деление на категории “А”, “Б” и “В” относится к понятию:
• государственные должности

59. Правовые статусы государственного служащего и муниципального служащего
• похожи

60. Из перечисленных видов юридической ответственности, государственные служащие могут нести:
• административная
• дисциплинарная
• материальная
• уголовная

61. Депутатом (членом) представительного органа может быть, например, .
• муниципальный служащий

62. Аттестация государственного служащего проводится при:
• решении вопроса о присвоении ему квалификационного разряда

63. Из перечисленных документов, для поступления на государственную службу гражданин должен предъявить:
• документ, удостоверяющий личность
• документы о профессиональном образовании
• личное заявление
• медицинское заключение о состоянии здоровья
• справка из налоговых органов о представлении сведений об имущественном положении
• трудовая книжка

64. Из перечисленных субъектов, по Закону “Об основах государственной службы в Российской Федерации” государственными служащими являются:
• нет правильного ответа

65. Группа государственных должностей, устанавливаемых Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, отнесена к категории
• “А”

66. Из перечисленного, институт государственной службы как система правовых норм регулирует:
• механизм прохождения государственной службы
• система государственной службы
• статус государственных служащих

67. Из перечисленных случаев, основаниями для увольнения государственного служащего по инициативе руководителя государственного органа являются:
• достижение государственным служащим предельного возраста, установленного для замещения должности (60 лет)
• несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего законом
• прекращение гражданства РФ
• разглашение сведений, составляющих государственную или служебную тайну

68. Лицо, занимающее в государственных органах должность, предусмотренную штатным расписанием, и действующее на основании и во исполнение закона от имени, и по поручению государства и его органов, в пределах своей компетенции, и получающее за свой труд плату из средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, — это:
• государственный служащий

69. Государственные служащие, наделенные правом совершать в пределах своей компетенции юридически значимые действия властного характера, то есть действия, влекущие правовые последствия — это:
• должностные лица

70. Аттестация государственного служащего проводится один раз в:
• 2-4 года

71. Базовой основой правового регулирования государственной службы в РФ, помимо Конституции РФ, является:
• Федеральный закон

72. Понятия "предприятие" и "учреждение" законодательно определены в:
• Гражданском кодексе РФ

73. Государственные служащие предоставляют в налоговые органы сведения о полученных доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности
• при поступлении на государственную службу и ежегодно

74. Классификация: 1) высшие; 2) главные; 3) ведущие; 4) старшие; 5) младшие — относится к понятию:
• государственные должности государственной службы

75. Служба как социальная категория представляет собой деятельность
• всех служащих

76. Охрана государственной и служебной тайны, соблюдение законности, обеспечение прав и законных интересов граждан, соблюдение государственными служащими должностных инструкций — это их .
• обязанности

77. Разновидность организации, которая осуществляет с целью удовлетворения соответствующих потребностей и интересов населения социально-культурную, воспитательную, образовательную, научную, лечебную и т.п. деятельность, — это:
• государственное учреждение

78. Из перечисленных пунктов, к прохождению государственной службы относятся:
• исполнение должностных полномочий
• перемещение по службе
• применение мер поощрения и мер ответственности
• присвоение квалификационного разряда
• проведение аттестации
• продвижение по службе

79. Регулирование основ муниципальной службы относится к полномочиям
• органов государственной власти РФ и субъектов РФ

80. Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ занимают государственные должности категории(-ий):
• “А”

Библиографическая ссылка на статью:
Кокарева М.Е., Торопова А.И., Шамина Е.М., Мочалова А.С. Государственная служба иных видов // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/11/88038 (дата обращения: 21.05.2021).

В связи с утверждением федерального закона № 262 от июля 2015 года и объявлением части 19 статьи 323 федерального закона №289 недействительной, структура государственной службы потерпела изменения. Теперь помимо государственной гражданской и военной служб сложилась государственная служба иных видов. Такая картина нашла своё отражение в основе статьи 2 закона № 58, определяющего систему государственной службы. Причем определенного понятия «государственной службы иных видов» в законе не наблюдается, как и перечень этих видов. О государственной службе иных видов свидетельствуют следующие черты:

1) в пункте 3 той же статьи данного закона определяет государственную службу иных видов как одну из видов федеральной государственной службы;

2) в пункте 2 статьи 8 этого же федерального закона перечислены должности, осуществляющие федеральную государственную службу иных видов;

3) в пункте 1 статьи 9 сложилось то, что реестр должностей федеральной государственной службы содержит перечень типовых должностей федеральной государственной службы иных видов. [1]

Следует отметить, что федеральных законах № 262 и № 58 неоднократно вместо «правоохранительной службы» применено словосочетание «федеральная государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью». Поэтому ключевым признаком прохождения такой службы является передвижение по службе в государственном органе, относящийся к правоохранительной деятельности. Без сомнения, гражданская и военная службы не могут сюда относиться. [1]

К ключевым признакам государственной правоохранительной деятельности относят:

1) защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также государства от противомерных действий;

2) осуществление деятельности в соответствии с законом в соответствующей форме, последовательности и порядке;

3) осуществление специальными субъектами, наделёнными соответствующими полномочиями и др.

Исходя из перечисленных признаков, перечень государственных органов, связанных с правоохранительной деятельностью, включает немалое количество государственных органов. В этих органах правоохранительную деятельность осуществляют:

1) лица, которые замещают должности федеральной государственной службы, то есть судьи;

2) военнослужащие, к которым относят ФСБ;

Для того, чтобы раскрыть каждый вид федеральной государственной службы, основанных на правоохранительной деятельности, необходимо исследовать каждый федеральный закон об государственных органах правоохранительной деятельности. Причем значение имеет их правовой статус, наименование органов и должностей.

К органам, осуществляющим государственную службу иных видов, относятся:

1) органы прокуратуры. Согласно ФЗ «О прокуратуре» данную службу проходят прокурорские работники, которые включают Генерального прокурора, его помощники, заместители и советники и другие. К классным чинам, присваиваемым к гражданам, проходящим службу в органах прокуратуры, относят: младшего лейтенанта юстиции, лейтенанта юстиции, старшего лейтенанта юстиции и другие. К тому же, Генеральный прокурор не относится к федеральным служащим, поскольку он относится к лицам, которые замещают государственные должности [2];

3) органы внутренних дел. Здесь государственную службу проходят сотрудники ОВД, имеющие специальные званий, которые содержатся в ФЗ «О службе в органах ОВД»;

4) органы таможенной службы. Три группы лиц двигаются по службе в рассматриваемых органах: сотрудники таможенной службы, федеральные гражданские служащие, а также работники по трудовому договору. Перечень званий находится в федеральном законе № 114 [3];

5) органы уголовно-исполнительной системы. Здесь ситуация аналогична предыдущей. Прохождение службы регулируется федеральным законом № 5473.

6) органы противопожарной службы, осуществляющие деятельность согласно федеральному закону №141. Статья 8 того же закона представляет перечень званий для проходящих противопожарную службу.

7) органы в войсках национальной гвардии. В состав данных войск, согласно федеральному закону № 226, входят органы управления, объединения, воинские части, подразделения, а также образовательные организации высшего образования и другие [4].

Таким образом, государственная служба иных видов создана для защиты прав и свобод граждан и юридических лиц, обеспечения общественной безопасности, а также для ведения борьбы с правомерными действиями и преступлениями.

Читайте также: