Какие профессии наиболее привлекательны сейчас для большинства школьников

Опубликовано: 02.05.2024


Хорошо, если в 5 лет ваш ребенок мечтает стать певицей или водителем троллейбуса. Хуже, когда в 14 он не пересмотрел свои взгляды. Эксперты «Труда» проанализировали 10 самых популярных среди подростков специальностей и дали прогнозы, будут ли эти профессии востребованы через 5–10 лет.

Финансист, продюсер, нанотехнолог, врач, дизайнер, менеджер — по просьбе «Труда» центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» составил список 10 самых востребованных среди 14-летних подростков профессий.

К 17 годам представления тинейджеров о будущей профессии меняются. Как показывает анкетирование абитуриентов в центре приема и подготовки абитуриентов Академии труда и социальных отношений, в 17 лет выпускники хотят работать в финансовой сфере, в сферах управления персоналом и менеджмента организации, а также в юриспруденции. Далее по популярности идут связи с общественностью, мировая экономика, бухучет, анализ и аудит, туризм и политология.

Нынешние подростки далеки от романтики, они не рвутся в солдаты, космонавты или каскадеры, а живут по западным меркам успешности. Они уже понимают, что деньги зарабатывать надо, поэтому и хотят связать свою жизнь с теми профессиями, которые кажутся им выгодными. При этом абсолютное большинство подростков смутно представляют, что их ждет.

1-е место
Финансовый аналитик или банкир
Некоторые выбирают эту профессию осознанно, для некоторых слова «банк» и «финансист» — синонимы слова «деньги». «Ребята хотят быть богатыми, причем им неважно, какую работу придется для этого выполнять. Для них главное — это приближенность к финансовому сектору. Они убеждены, что это гарантирует высокую зарплату».

Оценка — 10
Работа в банковской и финансовой сфере — хороший выбор. «Грамотный финансовый аналитик — мечта любого банка. Однако не стоит ждать, что золотые горы обрушатся на вас после 5–6 лет учебы. Скорее всего, придется, как и сейчас, 2–3 года побыть ассистентом, а затем ещё 3–5 лет зарабатывать себе имя», — предупреждает Юлия Пискунова.

Родителям на заметку
Во-первых, необходимо объяснить ребенку, в чем именно заключается работа финансового аналитика или сотрудника банка, так как обычно у детей очень слабые представления на этот счет. Они ограничиваются большим кабинетом, костюмом, галстуком да хорошей машиной.

Во-вторых, нужно понять, обладает ли подросток необходимыми качествами: внимательностью, педантичностью и аналитическим складом ума.

2-е место
Нанотехнолог
Нанотехнологии — новое направление, которое благодаря очевидным перспективам этой области и усилиям государства становится все более популярным среди подростков. Профессию, связанную с этой сферой, выбирают физики и мечтатели. Дима всю сознательную жизнь мечтал стать ученым. По словам его мамы Елены Виноградовой, когда Дима узнал, что нанонаука станет самой перспективной, то загорелся и решил пойти её изучать.

Оценка — 9
Уже ясно, что нанотехнологии охватят все сферы — машиностроение, космические технологии, пищевую промышленность, медицину. «Это одно из немногих направлений, инвестиции в которое остаются стабильными как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов. А специалистов, способных двигать отрасль вперед, на сегодняшний день буквально единицы», — объясняет Пискунова. Она уверена, что нанотехнологам обеспечены контракты как с российскими, так и с западными компаниями, а зарплата будет достойной.

Родителям на заметку
Сводите ребенка на экскурсию в центры нанотехнологий, которые сейчас создаются при вузах. Надо в популярной форме объяснить суть этой науки, дать потрогать фрагменты наноткани и других наноматериалов, показать лабораторию.

3-е место
Программист
Вполне понятный выбор для тинейджеров, проводящих все детство за компьютером. Многие из них уже к 10 годам знают о компьютерах больше, чем их родители, а к 14 они уже умеют взламывать пароли, установленные родителями. «Я помню, какие бои шли дома за компьютер. Родители отключали его от розетки, ставили пароли, уговаривали: «Сначала делаешь домашнее задание, потом комп, — вспоминает 20-летний Алексей Кудряшов. — Стало проще, когда они увидели, что я могу зарабатывать своими знаниями деньги. Уже лет в 17 я стал „поднимать“ компьютеры друзей и коллег отца, устанавливал программное обеспечение, помогал выбрать ноутбук, восстанавливал утерянные файлы».

Оценка — 8
Программисты — одни из немногих сейчас в России производят продукт. Эти люди не останутся без работы, и их труд будет хорошо оплачиваться, будьте уверены. Но и конкуренция в профессии будет очень высокой.

Родителям на заметку
Если вы видите, что ребенок действительно глубоко интересуется компьютером, не гоните его от экрана. Да, он не будет так спортивен, как сверстники, зато приобретет необходимые практические знания.

4-е место
Менеджер
Быть менеджером, как представляют себе школьники, — это «всеми управлять, никого не слушать, принимать решения самостоятельно и получать за это большие деньги». К тому же детям нравятся огромные стеклянные здания бизнес-центров, в которых и обитают эти самые менеджеры. Но будьте внимательны: под словом «менеджер» подростки часто понимают обыкновенного офисного клерка, а вовсе не руководителя.

Оценка — 7
Менеджер, то есть грамотный управленец, приносящий прибыль компании, координатор проекта, способный довести его до логического конца, востребован во все времена. «Однако важно понимать, что для реализации комплекса задач нужно обладать не только практическими навыками, но и часто противоречащими друг другу личностными качествами: умением работать в команде и быть одиночкой, делегировать полномочия и брать на себя повышенную ответственность», — предостерегает Юлия Пискунова.

Родителям на заметку
Управленческие навыки, как и любые другие, формируются с детства. Проанализируйте, обладает ли ваш ребенок необходимыми способностями. Посмотрите, как он ведет себя в играх со сверстниками, лидирует или покорно идет за другими. Если он лидер, культивируйте в нем это качество.

5-е место
Врач
Врач — одна из самых престижных профессий мира, и она наконец-то стала хорошо оплачиваться в России. Анжелика (14 лет) уже занимается с папой химией и биологией. «Я с детства решила, что стану врачом. Рассматривала медицинские энциклопедии, смотрела сериалы про врачей. А потом папа сказал, что если я хочу лечить людей, то смотреть сериалы недостаточно, и мы стали заниматься».

Оценка — 6
С финансовой точки зрения у этой профессии безупречные перспективы: никакой кризис не заставит людей отказаться от хороших врачей и качественного обслуживания. «Однако в приоритете через 5–10 лет окажутся все же опытные врачи, а не новички. Соответственно, позицию можно считать перспективной с точки зрения профессионального развития, а не моментального обогащения», — комментирует Юлия Пискунова.

Родителям на заметку
На ближайшие несколько лет у вас есть задача — сделать все, чтобы ваш ребенок поступил в профильный вуз. Экзамены в медицинские вузы никогда не были легкими, так что придется потратиться на репетиторов, учебники и всевозможные курсы. Кроме чисто медицинских знаний не грех будущему врачу осваивать и иностранные языки.

6-е место
Маркетолог, рекламщик
Ещё одна популярная среди подростков профессия. 13-летняя Алена уже решила, что будет работать в рекламе, как старшая сестра. «У моей сестры интересная профессия. Она красиво одевается, много и хорошо говорит, поэтому я хочу быть как она, — объясняет она свой выбор. — К тому же я люблю смотреть рекламу по телевизору, посылаю друзьям ссылки на понравившиеся ролики».

Оценка — 5
Маркетологи нужны любой организации, но их положение уязвимо. Их считают специалистами второго порядка, которые не производят продукт, а лишь выполняют вспомогательную функцию. Вот почему они первыми лишились работы в кризис. «Ситуация с их массовыми увольнениями, которую мы наблюдали несколько месяцев назад, показала скорее несовершенство системы оценки эффективности труда таких специалистов, а не ненужность этих сотрудников», — говорит Юлия Пискунова.

Родителям на заметку
Большинство школьников очень приблизительно представляют себе, в чем заключается профессия маркетолога. Её часто выбирают гуманитарии, которые не хотят иметь дела с цифрами, не понимая, что расчетов и анализа в этой профессии будет предостаточно.

7-е место
Предприниматель
Свое дело обычно хотят открыть только те дети, у кого родители уже в бизнесе. «Мне не нравится то, как работают родители моих одноклассников — каждый день в офисе. Мои родители много путешествуют и часто берут меня с собой. Я знаю, что они нервничают из-за бизнеса, особенно когда в стране кризис. Но в мое-то время он закончится, и мне не страшно», — уверен 15-летний Миша.

Оценка — 4
По статистике склонность к предпринимательству свойственна только 5% людей, и если у вашего ребенка такое свойство есть, считайте, ему повезло. По сути предприниматель — это не профессия, это человек, который в состоянии воплотить свою идею в жизнь. Профессия сложна не только потому, что для успеха в ней потребуются недюжинные познания в разных областях и умение быстро учиться на своих и чужих ошибках. Она ещё и очень сурова с точки зрения характера и психологии. Если не считать предпринимателем простого торговца, то доступна она далеко не всем.

Родителям на заметку
Развивайте у детей предпринимательские навыки. «Это можно делать с помощью различных игр, например с помощью игр Роберта Киосаки», — советует Анджей Кисилевский.

8-е место
Дизайнер
Самая популярная из творческих специальностей профессия. Дизайнерами подростки хотят стать больше, чем актерами. Причина популярности не только в том, что дизайн сейчас необходим везде, но и в том, что телевидение охотно снимает программы о дизайне. Это профессия, где дороговизна образования компенсируется востребованностью и достаточно высокими гонорарами.

Оценка — 3
Дизайнеры, как и люди других творческих профессий, сильно зависят от текущей ситуации. В кризис к ландшафтным дизайнерам или специалистам по интерьеру обращаются в последнюю очередь. Кроме того, успех будет зависеть от таланта ребенка. Если его нет, лучше не идти в профессию.

«Говорить о перспективности или провальности в сфере дизайна, будь то ландшафт, мода или декор, невозможно. Все будет зависеть от того, насколько трудолюбивым везунчиком окажетесь именно вы», — считает Юлия Пискунова.

Родителям на заметку
«Основная проблема детей, которые хотят стать дизайнерами, в том, что ребенок не думает о том, что нужно заниматься в художественной школе», — комментирует Екатерина Лукьянова.

9-е место
Экономист и юрист
Подростки по-прежнему стремятся в экономику и юриспруденцию, их не разубеждают в этом заявления, что таких специалистов уже слишком много. 16-летний Никита непременно хочет стать экономистом, и кризис его не смущает: «В кризис будет нужно еще больше экономистов, чтобы из него выйти. Я сделаю так,
чтобы такого кризиса больше не случалось». Он уже готовится к поступлению в вуз.

Оценка – 2
Экономику и юриспруденцию стоит выбирать, если подросток убежден: в этом его призвание. Иначе
он затеряется среди середнячков с соответствующими зарплатами.

Родителям на заметку
У подростков в 99% случаев нет никакого представления о работе юриста или экономиста. Они быстро разочаровываются в ней, когда сталкиваются с тем, что расходится с их идеалами, а это у юристов и экономистов происходит в первые же месяцы серьезной работы. Закаляйте характер ребенка, воспитывайте в нем здоровый цинизм.

10-е место
Продюсер
13-летний Ваня уже твердо знает, что, работая в офисе, больших денег быстро не заработаешь, поэтому он хочет стать продюсером.

Для него слово «продюсер» означает человека с деньгами, общающегося со звездами, а не организатора. «Буду искать новые таланты, говорить звездам, что петь и как одеваться, снимать для них клипы», — перечисляет он свои будущие обязанности.

Оценка — 1
«Просто окончить вуз по этой специальности нельзя, — комментирует генеральный директор компании „А-Класс рекрутмент“ Анджей Кисилевский. — Важно поработать вместе с человеком, который уже является продюсером. Нужен немалый стартовый капитал, необходимы связи, чутье, креативность».

Родителям на заметку
Ваше чадо хочет «рулить» звездами? Пусть научится управлять своими эмоциями, ориентироваться в мире искусства, кино и музыки, разбираться в причинах популярности, в людях и характерах.

Какой видят идеальную профессию современные школьники и на что они опираются, когда принимают решение о своем будущем образовании? Ответы на эти вопросы выясняли социологи НИИ «Парадигма »

Самые желанные профессии

В топ самых популярных профессий по итогам опроса попали инженер, технолог, программист, ремонтник или оператор специализированной техники, экономист, менеджер, финансист, маркетолог, профессии медицинского профиля. По-прежнему есть преимущественно женские и преимущественно мужские сферы. Больше половины девочек ориентируются на работу, связанную с помощью, организацией, лечением, воспитанием, чаще выбирают профессии, связанные с творчеством и информацией. Почти половина мальчиков интересуются техникой и технологиями, и две трети уверяют, что не не будут заниматься творчеством ни при каких обстоятельствах. Мальчикам важнее, чем девочкам, уровень зарплат и престижность профессии. Высок интерес к работе в правоохранительных органах и в спецслужбах, причем как среди мальчиков, так и среди девочек. А вот работа с природой не вызывает у подростков интереса.

Как подростки принимают решение о выборе профессии

Основной источник информации о профессиях - это семья. При этом дети редко планируют продолжать “семейные династии” и выбирать профессию по образцу родителей. Каждый третий подросток черпает информацию из масс-медиа - телепрограммы, литература, пресса, художественные фильмы; почти столько же - из Интернета. Самый важный критерий выбора профессии и для детей, и для родителей - склонности, знания и умения старшеклассника, его возможности освоения тех или иных предметов.

Как показал опрос, для современной молодежи не так важно мнение авторитетов и носителей различных статусов, как для их родителей на этом же этапе. Они менее романтичны, уделяют больше внимания доходности и перспективности будущей профессии, а самое главное - выше ценят собственную личность. Приоритеты и ценности старшеклассников влияют на расстановку сил на образовательном рынке: учебные заведения вынуждены менять каналы информирования молодежи о своих образовательных программах, чиновники от образования - переоценивать эффективность существующих стратегий и корректировать образовательную политику.

Развернутый отчет о результатах опроса будет представлен 30 октября в Саратовском государственном университете на II Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональная ориентация и карьера в координатах XXI века» .

В число организаторов конференции вошли Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Общественный совет при министерстве образования Саратовской области, Гильдия Психологов и Педагогов при Торгово-промышленной палате Саратовской области, НИИ «Парадигма».

Выступления докладчиков из разных вузов России и зарубежья, с интернет-трансляцией для педагогов образовательных учреждений общего и дополнительного образования, высшего и дополнительного профессионального образования, будут посвящены следующим темам:

  • Изменение парадигмы профориентации и управления карьерой в условиях постмодерна: теоретические и прикладные проблемы
  • Конкурентоспособность организаций и человеческих ресурсов: традиции и современные подходы
  • Управление человеческими ресурсами сквозь призму профессиональной ориентации и профессионального развития
  • Профессионализация личности в обществе вызовов и угроз
  • Психолого-педагогические аспекты профориентации, карьерного и личностного роста представителей разных поколений
  • Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение лиц с ОВЗ, учащихся школ-интернатов, одаренных детей и подростков
  • Сотрудничество власти, работодателей, учреждений образования и институтов гражданского общества на рынке труда
  • Ресурсы и перспективы дистанционного образования

Материалы конференции будут опубликованы в журнале « Профессиональная ориентация »

Другие конференции профориентационной тематики НИИ «Парадигма»:

2017 год

В лицее-интернате естественных наук г. Саратова прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Профессиональная ориентация и карьера в постиндустриальном обществе».
Организаторами конференции выступили Министерство образования Саратовской области, ведомственный Общественный совет, НИИ «Парадигма», региональная гильдия психологов и педагогов, Саратовский областной институт развития образования.

На конференции были представлены доклады ученых Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, Поволжского института управления имени П.А.Столыпина - филиала РАНХиГС, Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю.А, Саратовского областного института развития образования, педагогов-практиков и специалистов по профориентации образовательных учреждений.
Кроме того, с рассказом о профориентационной деятельности органов власти выступили представители министерства занятости, труда и миграции Саратовской области и Центра занятости населения г. Саратова.
На мероприятии были представлены теоретические и прикладные проблемы профессионализации личности в постиндустриальном обществе, комплексные подходы к изучению проблем профориентации, специфика профориентации для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц с ОВЗ, вопросы сотрудничества власти, работодателей, учреждений образования и институтов гражданского общества в системе профориентации.

Ноябрь

22 ноября 2017 года в СГУ состоялась V Всероссийская конференция «Профессиональная ориентация и карьера в постиндустриальном обществе» .

Организаторами форума выступили Министерство образования области, Общественный совет при министерстве, Саратовский университет, НИИ «Парадигма», Гильдия психологов и педагогов при ТПП области, Саратовский областной институт развития образования.

От лица руководства СГУ участников приветствовал проректор по научно-исследовательской работе А.А. Короновский. «Саратовский университет является одним из лидеров трудоустройства в регионе. Вуз готовит специалистов по разным специальностям и направлениям. Важно, чтобы наши выпускники нашли своё место на рынке труда и были востребованы в своей профессии. Для этого необходимы конкретные действия, и данная конференция – важный инструмент в решении этого вопроса», – отметил Алексей Александрович.

С началом конференции участников конференции поздравил главный внештатный психолог регионального Министерства образования, председатель Гильдии психологов и педагогов Саратовской области С.В. Саратовский.

Сергей Владимирович отметил важность профориентационной политики, которая проводится в регионе, в том числе на базе учебных заведений. Спикер вручил благодарственные грамоты Общественного совета за помощь в проведении и организации конференции «Профессиональная ориентация и карьера в постиндустриальном обществе» декану экономического факультета О.С. Балаш и заведующей кафедрой менеджмента и маркетинга СГУ Л.И. Дорофеевой.

В рамках пленарного заседания прозвучали и другие выступления, затрагивающие проблемы в системе профориентации населения, опыт организации системы профессионального ориентирования обучающихся в инклюзивных школах, некоторые вопросы профессиональной ориентации лиц с ОВЗ, ресурсы основного и дополнительного образования в организации школьников, профессиональное становление и развитие личности будущего педагога и другие.

2018 год

В Поволжском институте управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС состоялась Международная научно-практическая конференция «Профессиональная ориентация и карьера в координатах XXI века» , организованная кафедрой управления персоналом. Основной целью конференции стало обобщение передового опыта и лучших практик в сфере профориентационной деятельности, профессионального развития и управления карьерой в условиях изменения требований рынка труда, внедрения информационных технологий, развития высокотехнологического и наукоемкого производства.

В работе конференции приняли участие более 60 представителей органов власти, высших учебных заведений, учреждений среднего профессионального образования, гимназий, центров занятости, HR-специалистов, а также студентов, магистрантов и аспирантов из Саратова, Москвы, Калуги, Ханты-Мансийска, Болгарии.

«Современные школьники не знают, кем хотят стать»
Фото: Варвара Кобыща

В 2012 году в России стартовало большое исследование «Траектории в образовании и профессии». В его рамках социологи общаются со школьниками, студентами и их родителями по всей стране о том, кем молодые люди себя видят через пять-десять лет, какая профессия им близка, куда они планируют поступать учиться после школы. Некоторыми результатами этого исследования в беседе с «Реальным временем» поделилась социолог Екатерина Павленко.

Дети с одинаковыми оценками выбирают разные траектории

— Екатерина, расскажите, со школьниками из каких регионов вы общались в рамках своего исследования?

— Всего в выборку входят около пяти тысяч человек, 42 региона. Опросы стартовали с восьмиклассников в 2011 году, и дальше мы их опрашивали каждый год. Мы спрашивали их о бэкграунде, образовании родителей, переездах, значимых событиях в жизни, на эту тему также общались с родителями, задавали им вопросы, какое образование они хотят для своих детей. Но основное, что мы узнавали, — это образовательные решения и планы школьников: знают ли они, на кого хотят поступать, как эта профессия выглядит, кем они видят себя через пять-десять-тридцать лет, какой уровень образования они хотят получить.

Наш Центр культурсоциологии и антропологии образования в Институте образования НИУ ВШЭ разрабатывает методологию, анкеты. Опросы проводит наш партнер — Фонд общественного мнения. Однако не всю информацию можно собрать с помощью опросов. Тогда как наш интерес состоит в том, какие смыслы вкладывают дети, подростки и молодые люди в образование, работу, в свои решения. Поэтому мы решили также провести локальное исследование и лично пообщаться с ребятами. Сейчас это уже около 130 глубинных интервью. Проект называется «Меченый атом». В него входят восемь регионов: Москва, Петербург, Свердловская, Калужская, Амурская области, Краснодарский и Красноярский края, Татарстан. Общаемся мы со школьниками с 2013 года и изучаем, что они думают об образовании.


Фото Максима Платонова

— О чем же мечтают девятиклассники, каковы их амбиции?

— Школьники очень разные. И тут есть проблема неравенства. Дети с одинаковыми оценками в школе часто выбирают разные траектории. Это связано с социальным положением их семей, уровнем образования родственников, окружением. Дети родителей, у которых нет высшего образования, не имеют представления о том, что такое высшее образование, в чем его польза. Потому что, с точки зрения их родителей, получивших среднее профессиональное образование и даже занимающих статусные позиции, образование — это набор навыков, которые ты можешь приложить, навыки видимые, понятные, осязаемые.

Например, ты обучился на парикмахера и понимаешь, за что тебе будут платить деньги на работе. А те, кто уже имеет высшее образование, видят смысл образования иначе и умеют пользоваться им иначе. На Западе активно изучается проблема, связанная с так называемыми студентами университетов в первом поколении. Эти люди хорошо учатся, но им трудно интегрироваться в среду высшего образования, потому что по их навыкам, повседневным практикам и смыслам она для них непривычная. И даже если физически они в университет попадают, построить свою траекторию академически им сложно. Тем, у кого есть соответствующие представления о высшем образовании, проще ориентироваться в этой системе и успешно пользоваться ею.

Тут уместно вспомнить исследование такого феномена, как агентность. В одном недавнем исследовании оно трактовалось как умение ориентироваться в будущем, представить будущее и свое место в нем, проанализировать свои возможности как ощущение контроля над своей судьбой, умение преодолевать препятствия на пути к цели. Это не психологические характеристики, не когнитивные способности, а комплекс культурных смыслов, нарративов. И в исследовании показано, что этот комплекс смыслов освоен детьми семей среднего класса, у чьих родителей есть высшее образование, и не освоен детьми из семей, относящихся к рабочему классу, без высшего образования. А агентность считается очень важной в современной экономике, для современного рынка труда нужны как раз такие навыки. В такой перспективе получается, что дети, не освоившие нарратив агентности, практически обречены на неуспех в современном мире.


Фото Максима Платонова

Поступив в вуз, понимают, что это не то, чем хотели бы заниматься

— Какие представления у школьников о современном рынке труда, о профессиях?

— Мы обнаружили, что среди подростков, и среди тех, которые идут до 11-го класса и поступают в вуз, и среди тех, кто выбирает среднее специальное образование после 9-го класса, довольно редко встречаются целеустремленные, которые хотят приобрести определенную профессию и стать хорошим профессионалом именно в этой области. Проблема в том, что они не знают, на что опереться, чтобы принять решение. Не просто мало информации в открытом доступе, но они и не умеют ею пользоваться — где ее искать, как обрабатывать, как сравнивать, как вообще думать об образовании, чтобы оно помогло. Это непросто, и существующая система профориентации не очень помогает.

Те, кто выбирает академический трек, то есть идут до 11-го класса и поступают в вуз, имеют инструменты для того, чтобы упростить сложный окружающий мир, который их так пугает (к этому нужно добавить также страх не сдать ЕГЭ и не поступить куда хочешь), — они считают, что важно просто поступить в вуз и получить высшее образование, не рассматривают другие варианты. А дальше в основном выбирают по оценкам: какие у меня предметы получаются, такие я буду сдавать, и это определит факультет, на который я буду поступать, и дальше система образования меня поставит на путь к счастливой жизни.

И это очень пассивный выбор. Оценки выступают прокси и делают выбор за школьников, хотя предметы, по которым ты успешен, не обязательно тебе нравятся, и не обязательно тебе понравится специальность, на которую эти предметы нужно сдавать. И столкновения с реальностью происходят поздно. Уже поступив в вуз или колледж, молодые люди или девушки понимают, что это не то, чем они хотели заниматься, но перепостроить траекторию довольно сложно, и, опять же, мало осведомленности о возможностях и мало доступной информации.

— То есть поступление в вуз остается чем-то престижным, тогда как не поступившие в него остаются чем-то вроде людей второго сорта?

— Не столько престижным, сколько единственным адекватным вариантом. Это коллективно разделяемое представление, формировавшееся на протяжении многих лет. Получение высшего образования считается важным для обеспечения себе нормальной жизни. Причем нормальная жизнь, которая имеется в виду, — это не доступ к престижным товарам, это не доступ к высокому достатку, а просто минимальный базовый уровень, позволяющий не остаться без работы, «не работать грузчиком». На самом деле, за стремлением к высшему образованию часто стоит не очень высокая планка общих притязаний в жизни.


Фото Олега Тихонова

Но изменились некоторые моменты. Например, есть такой феномен, хорошо изученный на Западе (у нас мало, потому что в принципе образовательные траектории у нас изучены плохо), — это «быстрый трек во взрослость». Когда человек оканчивает школу и получает стабильную работу, у него появляются стабильные отношения, он создает семью, рождается ребенок — и в этот момент человек становится взрослым, согласно теории жизненного курса. Молодые люди, которые раньше получают образование и выходят на работу, находятся на «быстром треке во взрослость», потому что в теории они раньше обретают все эти статусы. Те же, кто идет в вуз, сначала долго учатся, потом медленно выходят на рынок труда, не сразу заводят семью и детей, то есть взрослеют дольше.

Но сегодня для ребят, которые идут в средние специальные учреждения в России, все не так просто. Некоторые, действительно, после техникума или колледжа сразу выходят на работу и создают семью, взрослеют быстро. Отдельный вопрос, как складывается их жизнь дальше. Но многие, кто уходит из школы после 9-го класса, в дальнейшем планируют получать высшее образование, и чем дальше они учатся в колледже, тем больше ребят начинают думать, что средним профессиональным образованием им не обойтись. И тогда для них путь во взрослость удлиняется, а их жизнь становится менее стабильной. Поскольку им нужно балансировать, работать и одновременно учиться, возможно, платить деньги за образование, это снижает их возможность «встать на ноги», создать семью и иметь детей и чувствовать себя в безопасности с точки зрения благополучия.

Молодежь конструирует образы благополучной жизни с нуля

— На какие источники информации ребята опираются, когда думают, как построить свою жизнь?

— Они находятся в сложном положении. Не могут полностью положиться на биографии родителей, потому что те строили свои образовательные, семейные траектории в других условиях. Молодежь конструирует образы благополучной жизни практически с нуля, им приходится самим придумывать, как это делать, чего от жизни хотеть, какими быть: что важнее — семья или работа, как выглядит успех, это квартира и машина или что-то другое? Они ищут образцы в интернете, в современной популярной культуре, это и рэп, и блогеры. Очень важно ближайшее окружение.

Например, есть истории, когда подросток учится в школе хорошо, его родители имеют среднее профессиональное образование и транслируют ему мысль, что надо доучиться до 11-го класса и идти в вуз. Но сам подросток не видит их аргументы достаточными, не понимает, зачем ему высшее образование, не может его осмыслить так, чтобы оно стало притягательным. И в итоге он поступает в колледж, куда идут его одноклассники, друзья.


Фото Максима Платонова

Естественно, в самом по себе подобном выборе нет ничего плохого. Проблема здесь в том, что подростки принимают неинформированные решения, а часто опираются на обрывочную информацию, слухи, сарафанное радио, друзей, случайно увиденную рекламу, они не видят всей картины, всех возможностей, всех путей, и их представления о том, куда их приведут те или иные решения, не всегда реалистичные, если они вообще есть. И возможно, очень многие подростки из-за этого не реализуют свой потенциал, по какому бы треку они ни шли. Образ благополучия и путь к нему, получается, слабо связаны, а это значит, что достижение благополучия становится проблематичным.

— Какие профессии они выбирают?

— Набор стандартный — юрист, экономист, строитель, программист, учитель, военный, инженер, врач, менеджер. Это довольно типично. То есть на карте, помимо традиционных профессий, появился «программист», это на слуху, но важно то, что эти профессии абстрактные и «образные», без подробностей о том, в чем специфика той или иной профессии, или о том, какие разнообразные возможности могут быть внутри какой-то профессии.

— Какой преобладает сценарий жизни, что на первом месте — карьера или семья?

— Основное — это низкая агентность, неумение «проектировать» будущее и некоторый фатализм. Ребята говорят: «Я не знаю, не могу ничего решить сейчас, потому что мир очень неопределенный, непредсказуемый, я не могу ни на что рассчитывать, поэтому следующее решение буду принимать, когда окажусь на следующем шаге. Сейчас я поступаю, учусь, а думать о работе буду потом». То есть в основном построения своей траектории поверх системы образования нет, нет такого, что вот, что я хочу, какое образование мне для этого нужно? Скорее ребята попадают в вуз и чувствуют себя в надежных руках системы. Они рассчитывают на то, что система их дальше проведет по пути на рынок труда.

— То есть собственной мечты у них нет?

— В основном да, или она очень неопределенная, размытая. Мы разговаривали с ребятами из разных школ. В Москве мы тоже старались делать выборку из разных школ. Это и обычные школы, и сильные школы. Но Москва все равно отличается от остальных регионов, а столицы регионов — от всех остальных городов и поселений в регионах. Конечно, есть дети, которые учатся хорошо, которые более амбициозны и сильнее ориентированы на успех, как правило, это дети родителей с высшим образованием. Но, по нашим данным, тех, кто не очень хорошо представляет себе будущее, слабо ориентируется в нем и не строит свою траекторию активно, гораздо больше.

— А гендерные различия есть? Что думают о будущем девочки?

— Есть некоторые различия. У девочек гораздо чаще встречается нарратив о том, чтобы поступить куда-нибудь, это может быть и колледж, и вуз, но образование для них не так важно, потому что важна семья. Иногда девочки так и говорят: «Я не буду планировать свою карьеру и профессиональную жизнь, амбиций у меня по этому поводу нет никаких, потому что мне нужна семья». Но нельзя сказать, что это доминирующий нарратив. Многие девочки говорят о том, что надо встать на ноги, получить образование и работу: «А потом, когда я уже смогу быть уверена в завтрашнем дне, буду думать о семье».


Фото Максима Платонова

Отношение к работе у них скорее как к обязательству, необходимости

— А для чего им нужна работа? Это служение обществу, реализация себя или что-то другое?

— Мы спрашивали о том, какая им нужна работа, и они отвечают так: «Нам нужен хотя бы прожиточный уровень, чтобы не нуждаться, чтобы не дергали, чтобы не было лишних стрессов и отвращения». Это говорит о том, что когда они думают про работу, для них это не дело, которое ты делаешь и достигаешь результата, которому ты рад. Отношение к работе у них скорее как к обязательству, необходимости: ты этого не избежишь, и все, что ты хочешь, чтобы это было не столь обременительным и напряженным.

Так думают школьники и оканчивая 11-й класс, и учась в колледже. Возможно, со временем, оканчивая учебные заведения, работая, ближе знакомясь со специальностью, они меняют свои представления, мы сможем это узнать. Бывает, что по ходу обучения в вузе люди понимают, что такое тратить свое время на что-то. И если ты тратишь свое время на то, что тебе не нравится, у тебя возникает диссонанс, и ты понимаешь, что не хотел бы этим заниматься. И тогда они начинают искать то, на что хотели бы тратить время своей жизни. И тогда они перебирают разные профессии.

— Образовательная система сегодня помогает выпускникам трудоустроиться?

— На каждом уровне образования своя система помощи. В среднем профессиональном образовании сейчас делается большой акцент на том, чтобы учебное заведение имело тесный контакт с предприятиями и могло гарантировать выпускникам большой процент трудоустройства. В вузах другая ситуация, это большие организации, и интерфейс перехода на рынок труда не всегда отлажен, не во всех вузах есть службы, помогающие с трудоустройством. Есть обязательная практика, но это другое. Узнать о рынке труда: какие есть предприятия в регионе, где и кто нужен, такой информации студентам часто не предоставляется.

— И как они решают эту проблему?

— Многие опираются на информацию по знакомству, многие используют сайты-агрегаторы, особенно в крупных городах.

— Если большинство выпускников, школьников недостаточно хорошо понимают, чем хотят заниматься в будущем, как это влияет на ситуацию в экономике страны?

— Думаю, это влияет негативно на благополучие самих людей, поскольку они трудятся на работе, которая им не очень интересна, и им не так уж важно, какой результат они получат. Это специфическое проведение времени. Конечно, это может негативно сказываться на экономике, потому что вовлеченность работников важна для продуктивности труда и развития компаний.

— Как это можно было бы изменить?

—Думаю, в школах нужна новая система профориентации, учитывающая международную практику. В индустриальной экономике сочетали людей и рабочие места: тестировали людей на предмет того, к какой работе они подходят, и отправляли их по этому пути, грубо говоря. В современном обществе, постиндустриальном, такой подход не работает. Рынок труда другой, профессиональных траекторий, когда ты получил профессию и работаешь и растешь в ней постоянно, сейчас все меньше. Смена профессии, получение дополнительного образования, обладание несколькими профессиями — вот что распространяется.


Фото Максима Платонова

Система профориентации должна включать в себя развитие навыков принятия решений, работы со сложностями и преодоления препятствий, работы с информацией, формирования своего пути. Образовательных и карьерных возможностей много. И как в этом всем построить свою личную траекторию — готовых рецептов нет. Нужно специально об этом думать, нужны навыки, ресурсы и специалисты, консультанты. Тестированием здесь не ограничиться.

Справка

Екатерина Павленко — социолог, окончила магистерскую программу факультета социологии НИУ ВШЭ (2012) и совместную магистерскую программу Московской высшей школы социальных и экономических наук и Манчестерского университета. Младший научный сотрудник и преподаватель Центра культурсоциологии и антропологии образования Института образования НИУ ВШЭ.

За ними будущее: топ самых востребованных профессий на ближайшие 10 лет

Рынок труда меняется вслед за изменениями общества. И уже сегодня отчетливо заметна социальная дистанция между представителями высокооплачиваемых профессий и низкоквалифицированными сотрудниками. Специальности, не требующие серьезной научной подготовки, безусловно, никуда не исчезнут. Повара, косметологи и парикмахеры, продавцы и уборщицы всегда были и будут нужны.

Но если есть желание помочь ребенку стать специалистом, за которым будут гоняться работодатели и соревноваться в желании предложить еще более высокую зарплату, стоит сосредоточиться на профессиях, востребованных в ближайшие годы.

Какие специальности будут особенно цениться на рынке труда через 5 и 10 лет? Куда пойти учиться после 9 и 11 класса? И в какой сфере точно будут созданы лучшие карьерные перспективы? Журналист ФАН составил список востребованных профессий ближайшего десятилетия.

Тенденции на российском рынке труда

В 2005 году аналитики предсказывали, что через 10 лет самыми востребованными специалистами в России станут нанотехнологи, маркетологи и программисты, а рынок будет испытывать острую потребность в работниках космической отрасли. Эти прогнозы сбылись лишь отчасти. Маркетологи и программисты действительно востребованы на рынке труда до сих пор, но вот с нанотехнологами и космическими рабочими вышла осечка. Их ищут совсем не часто, куда более востребованы сегодня пиарщики, удаленные специалисты по рекламе и аналитики.

В профессиях, которые часто выбирают лишь для того, чтобы получить хоть «какое-то» высшее образование, уже сформировался переизбыток кадров. Российский рынок труда перенасыщен дизайнерами, юристами, психологами и инженерами. Худшие прогнозы по поиску работы после окончания вуза ориентированы на специалистов в области гуманитарных дисциплин: более 80% молодых специалистов не могут найти работу по профилю и трудоустраиваются куда придется.

Несмотря на общемировые тенденции цифровизации и технологизации производства, Россия серьезно отстает от них. И по мнению экспертов, в ближайшие 15 лет ситуация вряд ли изменится. Снижение потребности в бухгалтерах и делопроизводителях уже заметно: их работу в компаниях «поручают» программам и отдают на аутсорсинг, что снижает затраты.

Но вот отказаться от низкоквалифицированных рабочих, что предсказывали аналитики еще 10 лет назад, Россия пока не может. Отечественным компаниям выгодней платить зарплату охранникам, водителям и кассирам, чем внедрять новые технологии автоматизации и искусственного интеллекта. Потому доля «отраслей будущего» в нашей стране все еще мала, а традиционные профессии останутся востребованными на рынке и в ближайшие 10 лет.

Обществу еще далеко до роботизации

Какие профессии будут востребованы в будущем

В 2020 году Агентством стратегических инициатив и школой управления «Сколково» был составлен атлас профессий будущего, в который вошло более 180 специальностей. Эксперты считают, что самые востребованные профессии на ближайшие 10 лет будут связаны с постепенной технологизацией общества.

Резких скачков развития ждать не приходится, но есть сферы, где технологии уже диктуют условия. Это:

  • строительство;
  • медицина;
  • IT.

В этих сферах будут востребованы профессиональные кадры, готовые неустанно расти и совершенствоваться. Сегодня недостаточно просто окончить вуз и работать на основании полученного когда-то багажа знаний. Современный специалист, особенно в развивающихся и технологичных отраслях, должен постоянно учиться, осваивать новые навыки, проходить курсы повышения квалификации, не ожидая такой инициативы от работодателя.

Знание английского языка уже не считается конкурентным преимуществом. Это базовое требование к сотруднику: передовые отрасли требуют контакта специалистов из разных стран. А если этот контакт невозможен, специалист теряет свою актуальность для рынка труда.

Важны и личные качества: гибкость, умение адаптироваться быстро меняющимся условиям, позитивное восприятие изменений в профессии, инициативность и коммуникабельность.

Знание английского — обязательный навык для успешного специалиста

Список востребованных профессий на ближайшие 10 лет

В топ можно включить специальности, спрос на которые наблюдается уже сегодня и будет расти. Для получения образования не нужно отправляться в столицу и тем более за рубеж, так как средне-специальные и высшие учебные заведения в регионах предлагают программы обучения, в том числе по «профессиям будущего». Вот несколько специальностей, на которые стоит обратить внимание будущим выпускникам.

Программист

Сохранится спрос на квалифицированных программистов. Компетенции в сфере IT уже сегодня позволяют получать стабильный высокий доход. Но компьютерные технологии развиваются и внедряются во все сферы общества: от медицины и образования до банковского сектора и промышленности. А потому обществу и в будущем понадобятся программисты и разработчики различных профилей.

Возможность самореализации в профессии определяется лишь личным желанием расти и совершенствоваться. Знание английского языка позволяет выходить на международный уровень и серьезно повышает перспективы заработка.

Преимущество специальности в том, что в нее можно прийти не только с высшим, но и со средне-специальным образованием, а потому программисты входят в перечень востребованных профессий после 9 класса. Несмотря на то, что специальность считают мужской, успешно реализовать себя в ней могут и женщины.

Программисты останутся среди востребованных специалистов

Специалист по робототехнике

О том, что роботы заменят людей в низкоквалифицированных отраслях, фантасты говорят уже давно. Но до кардинальных преобразований в обществе еще далеко. Вряд ли в ближайшие 10-15 лет «машины» вытеснят продавцов, кассиров, сотрудников почты и учителей. Но вот в сфере медицины роботы уже используются: в ведущих столичных научно-медицинских центрах они выполняют сложные операции под контролем хирургов.

При достаточной финансовой поддержке государства эта тенденция не только сохранится, но и будет нарастать. А в ближайшие годы стране будут нужны квалифицированные кадры, способные разрабатывать и обслуживать медицинских роботов.

Архитектор энергонулевых домов

Востребованные профессии на рынке труда для мужчин предлагает строительная отрасль. Несмотря на общемировые кризисные тенденции, строительство — одна из немногих сфер, в которой даже в тяжелые времена практически не бывает застоев. И именно здесь активно внедряются новые технологии, а потому спрос на специалистов с соответствующими компетенциями будет расти.

Среди востребованных профессий будущего в строительстве называют:

  • проектировщика 3D-печати, который должен создавать макеты будущих объектов;
  • проектировщика инфраструктуры «умного» дома, адаптирующего существующие технологии требованиям застройщика или клиента;
  • проектировщика транспортных узлов и железных дорог;
  • прораба-вотчера, осуществляющего удаленный контроль за строительством;
  • специалиста по модернизации строительных технологий.

Одна из специальностей, которую можно считать востребованной профессией на рынке труда для женщин, — архитектор энергонулевых домов. В последние годы на фоне увеличения стоимости энергоносителей в строительстве наблюдается отчетливый спрос на энергоэффективные решения. Но специалистов, готовых обеспечить подбор энергосберегающих технологий и разработать эффективные решения для каждого конкретного объекта, пока немного.

Строительство энергоэффективных домов — современный тренд

Аналитик Big Data

Среди востребованных профессий 2021–2025 годов сохранятся специалисты, способные анализировать и адаптировать для быстрого и простого понимания огромные массивы информации. Аналитики Big Data работают на стыке математики, информатики и статистики, а их услуги необходимы в банковской сфере, интернет-магазинах и других отраслях. Обучение специальности возможно не только после 11 класса, но и при наличии высшего образования в сфере точных наук даже после окончания специализированных курсов.

Маркетолог

Актуальная профессия не исчезнет, а, напротив, станет еще более востребованной. Маркетолог отвечает за вывод на рынок новых товаров. Конкуренция в этой сфере с каждым годом становится все более жесткой. А потому работодатели будут ценить специалистов с «портфелем» успешно реализованных проектов и подходом, основанным на полноценной исследовательской работе. Стать маркетологом можно не только после 11 класса, но и окончив специализированные курсы при наличии высшего образования по другой специальности.

Биотехнолог

В России наблюдается дефицит специалистов в области биотехнологий, а потому среди востребованных профессий после 11 класса можно назвать несколько специализаций.

  • Биоинженер. Изучает свойства живых организмов и разрабатывает решения, позволяющие адаптировать их для решения проблем медицины, охраны здоровья, сельского хозяйства.
  • Биофармаколог. Разрабатывает лекарственные препараты нового поколения, обладающие конкурентными преимуществами перед существующими.
  • Биоинформатик. Специалист, который работает на стыке биологии и программирования, создает программы для анализа биологических данных для фармакологической отрасли и сельского хозяйства.

Реализовать себя в сфере биотехнологий могут старшеклассники, предпочитающие естественные науки.

Биотехнолог — профессия будущего

Без врачей невозможна жизнь общества, а потому эта профессия всегда будет востребованной. Но вот уровень заработка в ней зависит от многих факторов. Регион трудоустройства, тип медицинского учреждения, личностные качества и навыки, профиль специалиста определяют перспективы его карьерного роста и доход.

В настоящее время наметился качественный сдвиг с увеличением дохода врачей — анестезиологов и хирургов. Одни из самых высокооплачиваемых специалистов — пластические хирурги, что, очевидно, сохранится и в будущем.

Не обойдутся россияне и без стоматологов, эндокринологов, гастроэнтерологов и других врачей. Однако в этих специальностях частная практика способна приносить куда большие финансовые дивиденды, чем работа в государственных поликлиниках.

Специалист по кибербезопасности

Тотальная компьютеризация бизнеса, производственных процессов, финансовой сферы требует грамотных решений по обеспечению защиты систем. Еще 5 лет назад на рынке труда не было спроса на таких специалистов, а в настоящее время он отчетливо формируется. С учетом нынешних тенденций можно ожидать, что специалисты по кибербезопасности будут все более востребованы в ближайшие 5-10 лет.

Специалисту по кибербезопасности предстоит разрабатывать и внедрять решения для защиты информации и цифровой среды от кибератак, защищать вверенное информационное поле от киберугроз и расследовать киберпреступления.

С хакерскими атаками будут бороться специалисты по кибербезопасности

Преподаватель

Профессия учителя выглядит совсем не перспективной в России, но с учетом требований современности к качеству образования невозможно представить будущее без преподавателей. Они необходимы и в школах, и в высших учебных заведениях. К сожалению, финансовой стабильности профессия гарантировать не может, однако и невостребованной назвать ее нельзя.

Более того, она особенно нуждается в молодых кадрах, способных адаптировать образовательный процесс новым, современным тенденциям: внедрять использование онлайн-сервисов, удаленного доступа к базам знаний. В ближайшие 5-10 лет наряду с учителями в школах могут появиться тьюдоры. Благодаря этим специалистам образовательный процесс может стать более личностным, направленным на развитие и реализацию талантов, интересов каждого отдельного ученика.

Менеджер

Без профессиональных управленцев не может развиваться ни одна сфера промышленности, бизнеса, науки. Поэтому менеджмент сохранит лидирующие позиции в перечне востребованных специальностей в ближайшие 5-10 лет. Эффективный менеджер обеспечивает слаженную работу вверенного ему предприятия, компании. Перспективные отрасли для трудоустройства менеджеров: торговля, банковский сектор, индустрия гостеприимства, производство.

Каких специалистов не коснется прогресс

Очевидно, что эра бухгалтеров, библиотекарей, фасовщиков, секретарей, делопроизводителей уходит в прошлое. Их заменяют программы, механизмы, доступ к информации через интернет. Но многие специальности, которые существуют сегодня, вполне успешно будут существовать и через 5-10 лет, а потому представителям этих отраслей переживать о перспективах карьеры вряд ли стоит.

Среди таких специалистов:

  • фотографы;
  • видеооператоры;
  • копирайтеры;
  • иллюстраторы.

Потребность в видеооператорах не исчезнет

Люди все более внимательно относятся к здоровью, поэтому сохранится спрос на услуги фитнес-тренеров, диетологов. Последним стоит уделять внимание научной базе, использовать поддержанные наукой и медициной подходы к коррекции питания.

В сфере финансов акценты сместятся на специалистов, способных сохранить и преумножить капитал, вовремя оценить риски и предупредить негативные последствия рыночных колебаний. Поэтому в бизнесе и частной сфере будут ценить финансовых аналитиков и финансовых инженеров, обеспечивающих профессиональное управление финансами, а также риск-менеджеров, востребованных в банковском и инвестиционном секторах.

Многочисленные исследования показывают, что свыше 50% школьников не знают, кем они хотят стать в будущем. Поэтому важной задачей для родителей является помощь в выборе профессии школьникам. Не навязывание своих представлений о том, кем ребёнку нужно быть или что престижно, а именно помощь, нацеленная на то, чтобы раскрыть его истинные желания и развить таланты.

На что стоит обратить внимание при выборе профессии

В этом вопросе необходим вдумчивый и основательный подход. Необходимо учитывать несколько ключевых факторов:

  • Таланты и склонности ребёнка. Если вы не хотите, чтобы ребёнок в будущем ходил на работу «для галочки», создайте для него среду, в которой он сможет раскрыть таланты, и помогите выбрать профессию, которая ему действительно интересна.
  • Мотивация. Именно она во многом определяет, какую профессию выбирают школьники. Нужно понять, что для ребёнка важнее — самореализация, престижность профессии, высокий доход, перспективность развития, популярность и так далее.
  • Образ жизни, продиктованный будущей профессией. Здесь необходимо учитывать график, в котором ребёнку предстоит работать — некоторые профессии подразумевают удалённый или гибкий график работы, в других же присутствие в офисе и строгий график являются обязательными. Кроме того, есть профессии, которые подразумевают переезд в другой регион или активные перемещения (например, нефтедобыча, мореходство, пилотирование самолёта).
  • Готовность к развитию в профессии. При выборе будущей профессии ребёнку важно понимать, готов ли он развиваться в ней в течение ближайших нескольких лет. Специалисты, которые постоянно повышают квалификацию и расширяют компетенции, всегда больше востребованы на рынке труда.
  • Знакомство с профессией. По возможности помогите ребёнку лучше узнать профессию или ряд профессий, которые ему нравятся. Это можно сделать на специальных мастер-классах, днях открытых дверей или на встрече со специалистом в выбранной области.

Учитывая эти факторы, ребёнок подойдёт к выбору профессии более осознанно и сможет лучше понять, в какой сфере ему интересно развиваться.


Тесты по выбору профессии для школьников

Определять профориентацию можно уже с восьмого класса. Тесты на профориентацию — действенный инструмент, помогающий школьнику выбрать подходящую профессию.

Один из главных плюсов тестов на профориентацию — доступность. Сейчас довольно много бесплатных и платных тестов на просторах интернета, которые помогают понять, как выбрать профессию школьнику. Однако важно учитывать тот факт, что качественный тест на профориентацию должен быть построен на основе научной базы и протестирован на большом количестве респондентов. Кроме того, чтобы получить наилучший результат, после теста желательно пройти консультацию у психолога, который подробно разберёт полученную информацию, поможет выявить сильные и слабые стороны ребёнка и даст рекомендации по выбору профессии.

Например, в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» есть тест Skillfolio, который позволяет выявить сильные стороны и таланты ребёнка и понять, как школьнику выбрать будущую профессию. Также выбрать профиль обучения ребёнку помогает тьютор. На основе диагностики Skillfolio тьютор исследует интересы ребёнка и помогает создать индивидуальный образовательный маршрут, чтобы ребёнок мог сконцентрироваться именно на тех предметах, которые для него важны. Кроме того, тьютор консультирует школьника по поводу выбора будущей профессии.

Помощь в выборе профессии школьнику

Выбор профессии для школьников — дело не одного дня. Поэтому крайне не рекомендуется делать это за пару месяцев до поступления в вуз, у ребёнка должно быть время, чтобы он лучше узнал о тех профессиях, которые ему интересны. А родители могут помочь ребёнку с выбором, используя несколько методов:

  • Общение со специалистом, работающим по профессии, которая интересна ребёнку. Можно найти такого специалиста и среди своих знакомых. Важно, чтобы он рассказал ребёнку об особенностях профессии, графике, нюансах работы (например, что необходима подготовка ежедневных/ежемесячных отчётов).
  • Мастер-класс профессионала — ещё один способ пообщаться со специалистом выбранной профессии, узнать о ней изнутри и задать интересующие вопросы.
  • Дни открытых дверей в высших учебных заведениях — возможность лучше изучить выбранный вуз, программу обучения, пообщаться с преподавателями и студентами.
  • Игры на погружение в профессию. Такие игры можно найти в профориентационных парках, например, «Кидбург» или «Мастерславль». Игры помогают почувствовать себя внутри профессии, отработать навыки и взаимодействия. Подходят школьникам от 14 лет.
  • Экскурсии на производство позволяют узнать, как устроен процесс производства, какие технологии и техническое оборудование используется, понаблюдать за работой специалистов.


Резюме

Выбор профессии — ответственный шаг, от которого во многом зависит будущее ребёнка. Постарайтесь помочь ему сделать правильный выбор, чтобы он учился с удовольствием и воплотил свои лучшие качества в выбранной профессии.

Читайте также: