Какие профессии относятся к физическому труду а какие к умственному труду

Опубликовано: 01.07.2024


Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

В мире существует тысячи различных профессий. Человеку до­вольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ - объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Существует несколько различных классификаций профессий.

1. Профессии можно разделить на две группы по характеру тру­да (физического и умственного, или исполнительского и творческого).

2. Профессии различаются также по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:

а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);
б) профессии, требующие высокой квалификации от работни­ка, получаемой в системе среднего специального образова­ния (оператор, бухгалтер);
в) массовые профессии, требующие квалификации (агент, про­давец);
г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабо­чий, грузчик).

3. Существует и классификация профессий по уровню жестко­сти требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (на­пример, промышленность, строительство, транспорт и др.).

5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

ТИП ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по предмету труда.

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть, на предмет труда. Предмет труда — это то, на что направлен труд человека.

Поскольку профессий в мире огромное множество, то и пред­метов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

В соответствии с предметом труда выделяется и пять типов профессий.

1. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК».

Предметом профессий этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно об­щаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сво­дится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.

2. Тип «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монта­жом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ре­монтник, электромонтер.

3. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА».

Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой инфор­мацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с черте­жами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Это такие про­фессии, как переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист.

4. Тип «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

К данному типу можно отнести профессии, связанные с созда­нием, проектированием, моделированием художественных произ­ведений. Профессии — художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор.

5. Тип «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА».

К нему можно отнести профессии, связанные с изучением жи­вой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Это такие профессии, как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.

Для того, чтобы освоить определенную профессию и затем ус­пешно трудиться, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ КОНКРЕТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку. Одни профессии требуют от него силы и ловкости, другие — преимущественно ума и аккуратности, третьи — общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств, поэтому их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода «профессиональ­ных государств», занимающих на карте определенное положение. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования.

1) Профессия типа «человек – человек» предъявляет высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать. и поддерживать деловые контакты, понимать состояние лю­дей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, на­ходить общий язык с людьми, оказывать влияние на других, иметь хорошую память (имена и лица многих людей), проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность, обладать развитыми речевыми способностями.

2) Тип профессий «человек — техника» требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3) Чтобы успешно работать в какой-либо из профессий типа «человек — знаковая система», необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений, символов и сосредотачиваться на них. Поэтому особенные требования профессии этого типа предъявляют к вниманию (длительному и сосредоточенному) и усидчивости. Они требуют от человека также способности к отвле­ченному мышлению, оперированию числами.

4) Важнейшее требование, которые предъявляют профессии типа «человек — художественный образ» — это наличие способности к искусствам творческое, богатое и яркое воображение, развитый и художественный вкус, талант, эстетическая чувствительность, об­разное мышление.

5) Человек, работающий в сфере «человек — природа» должен любить природу, живых существ, быть спокойным и уравновешенным. От него требуется хорошая наблюдательность, выносливость и терпимость к недостатку комфорта.

Если о предмете труда говорит тип профессий, то о степени слож­ности и уровне квалификации работника, т. е. о характере труда, свидетельствует класс профессий.

КЛАСС ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по характеру труда.

По характеру труда выделяются два класса профессий: испол­нительский и творческий.

Исполнительский класс. Профессии этого класса связаны с выполнением решений, ра­ботой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, ма­шинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требу­ют высшего образования.

Творческий класс. Профессии творческого класса связаны с анализом, исследова­нием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требу­ют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

Любая профессия может быть одновременно отнесена на осно­вании предмета труда к одному из пяти типов и на основании ха­рактера труда к одному из двух классов, поэтому их можно пред­ставить в табл. 1.

Таблица 1
Классификация профессий

Типы профессий по предмету труда Классы профессий по характеру труда
Исполнительские Творческие
1 2 3
«Человек—человек» Воспитатель детского сада
Медсестра
Полицейский
Продавец
Социальный работник
Официант
Менеджер
Психолог
Секретарь-референт
Учитель
Адвокат
Следователь
«Человек—техника» Монтажник
Плотник
Слесарь
Токарь
Швея
Штукатур
Электромонтер
Инженер
Конструктор
Технолог
Космонавт
«Человек—знаковая система» Кассир
Оператор ПК
Наборщик
Телефонист
Оператор связи
Стенографистка
Бухгалтер
Сейсмолог
Переводчик
Программист
Экономист
«Человек—художественный образ» Закройщик
Парикмахер
Повар
Портной
Фотограф
Гравер
Дизайнер
Архитектор
Музыкант
Хореограф
Художник
Скульптор
Модельер
«Человек—природа» Животновод
Садовник
Фермер
Озеленитель
Лесовод
Агроном
Ветеринар
Геолог
Биолог
Химик

Деление профессий на типы и классы является достаточно условным. Не всегда можно четко, с уверенностью утверждать, к какому именно типу относятся та или иная профессия. Например, профессиональному юристу чаще всего приходится работать с людьми, поэтому его профессию можно смело отнести к типу «человек - человек». Однако в значительной мере юристу приходится иметь дело с текстовой информацией: документами, законами» т. п. Поэтому деятельности юриста могут быть присущи также особенности профессий типа «человек — знаковая система».

Или медсестра, которая должна прежде всего уметь общаться с боль­ными людьми, но, кроме того, она должна иметь навыки ухода за больными и использования технического оборудования, а также знать основы анатомии, физиологии и патологии человека, химии и фармакологии, быть внимательной при работе с документами, данными анализов, показателями аппаратуры.

Кроме того, общие профессиональные категории могут включать в себя несколько специализаций. Так, человек, получивший юридическое образование и имеющий специальность юриста, может в дальнейшем выбрать один из нескольких путей своей профессиональной карьеры. Например, он может стать адвокатом, следователем, юрисконсультом, нотариусом или криминалистом. И если труд адвоката направлен в основном на людей, то нотариус чаще имеет дело с документами, а криминалист - с информацией.

Поэтому, зная только общее названия целой категории профессий, трудно бывает с уверенностью отнести их к какому-то одному типу. Так, существует довольно большое число разных специализаций агентов, продавцов, врачей, менеджеров, учителей, инженеров.

Как можно использовать таблицу при выборе профессии?

С одной стороны, зная название профессии и определив ее место в таблице, можно узнать, какие требования предъявляет эта профессия к человеку. Например, профессия бухгалтера относится к профессиям типа "человек-знаковая система" творческого класса, следовательно, требует от человека высокого уровня развития способностей к отвлеченному мышлению, оперированию числами, вниманию и усидчивости, анализу информации, планированию и контролю.

С другой стороны, зная степень развития способностей человека, можно определить для него психологически наиболее подходящие тип и класс профессий. Например, если Вы легко вступаете в контакт, быстро знакомитесь с людьми, без проблем налаживаете отношения с другими, спокойны и доброжелательны, хорошо владеете своей речью, то в наибольшей степени Вашим способностям соответствуют профессии типа "человек-человек"

Наконец, для любой профессии таблица позволяет подобрать другие психологически наиболее сходные, близкие специальности. Например, если какая-либо профессия, которая подходит Вам по интересам и возможностям, не устраивает Вас с точки зрения условий труда, лучше всего выбирать смежную профессию, входящую в тот же самый тип и класс.

Сложилось мнение, что умственный труд легче и престижнее физического. Думаем, многим доводилось слышать в свой адрес: «Не возьмёшься за учёбу — будешь вкалывать всю жизнь» или « Да с твоим здоровьем только в кабинете работать и ничего тяжелее ручки не поднимать ». Для некоторых это серьёзные аргументы, чтобы засесть за книги и, в конечном итоге, получить гарант прибыльной и непыльной работы — диплом. Кто-то наоборот считает, что сильные руки всегда найдут себе работу, а корпеть за учебником — удел белоручек и слабаков. Адукар расставит все точки над «і», чтобы ты не выбирал будущую профессию в плену стереотипов.


Чем отличаются умственный и физический труд?

Умственный труд — это мыслительная деятельность, состоящая из обзора и обобщения информации, которая должна быть определённым образом изменена. Например, перед нами стоит задача, и чтобы её правильно выполнить, следует проанализировать условие, построить алгоритм решения, предварительно подобрав и синтезировав нужные знания.

Основу физического труда составляют мускульные усилия человека, направленные на преобразование окружающего мира.

На самом деле, такое строгое разграничение имеет условный характер. По сути, это две стороны одной медали. В первобытные времена такого разделения просто не существовало: чтобы поймать мамонта, нужно было раскинуть мозгами, продумать план действий, организовать ловушку и, конечно, выложиться на полную.


С течением времени общество разделилось на бедных и богатых, и тяжёлый физический труд стал уделом первых, а умственный — привилегией вторых. Такая ситуация сохранялась на протяжении целых столетий.

В ХХI веке доля умственного труда значительно возросла и продолжает увеличиваться из-за постоянного роста информации. Развитие техники позволило людям существенно облегчить себе работу.

Но это не значит, что умственный труд полностью лишён физических нагрузок и наоборот. Речь идёт, скорее, о преобладании одного вида деятельности над другим.

Ещё в конце ХIX века физиолог Моссо установил, что профессор, прочитавший лекцию, теряет 20% мышечной силы, т. е. утомляется физически. А у студента после трёхчасового экзамена мышечная сила снижается в 4 раза
Ещё в конце ХIX века физиолог Моссо установил, что профессор, прочитавший лекцию, теряет 20% мышечной силы, утомляется физически. А у студента после трёхчасового экзамена мышечная сила снижается в 4 раза

Минусы умственного труда

При умственном труде наш мозг не только регулирующий (как при физическом), но и главный работающий орган, поэтому интеллектуальные нагрузки влияют на состояние центральной нервной системы и на общее самочувствие в целом.

Умственный труд всегда вызывает нервно-эмоциональное напряжение. И если неправильно организовать рабочий процесс, то можно довести себя до истощения и неврозов. Малоподвижный образ жизни, свойственный данному виду деятельности, тоже способен сыграть злую шутку: прибавка в весе, нарушения опорно-двигательного аппарата Обязательно нужно устраивать для себя перерывы, физкультминутки. В здоровом теле не только здоровый дух, но и мозг. Так что, если у тебя есть проблемы со здоровьем, умственный труд не спасёт ситуацию.


Польза физического труда

Физическая активность улучшает работу мозгa, состояние нашего организма в целом. Куда приятнее решать какую-либо задачу, чувствуя себя бодрым и полным сил, нежели жутко уставшим и с больной головой, согласись.

Физический труд так же благотворно влияет на тело, как и занятие спортом. Умеренные нагрузки укрепляют организм, но и здесь следует быть осторожным: у любых сил есть предел и не стоит их испытывать.

Работа может быть связана с выполнением однотипных операций, которые с течением времени воспроизводятся на автомате. В таком случае возникает проблема, чем занять голову. Ответ прост: её нужно загружать полезной информацией, занимательными головоломками. В свободное время читать книги, разгадывать кроссворды, собирать кубик Рубика - в общем, делать всё, что душе угодно. Иначе работа может наскучить в скором времени.


В обоих случаях нужно правильно организовывать режим дня, нагрузку и питание. При умственной работе следует употреблять жирные сорта рыбы (форель, лосось, сардина), каши (овсяная и рисовая), томаты и все виды капусты, грецкие орехи, яйца и другие продукты. А при физических нагрузках — хлебобулочные изделия, картофель, макароны, мясо, яйца, рыбу. Чередуй умственную и физическую работу, тогда трудиться будет в радость и на пользу.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Записаться на курсы

По данным кадровых агентств, время людям физического труда легче найти работу, чем «белым воротничкам». Сегодня наблюдается нехватка представителей рабочих профессий, готовы оплачивать даже выше, чем представителей умственного труда. тяжелых работ, работ или опасными условиями труда Трудовым кодексом РФ предусмотрена повышенная оплата.

Согласно определению толкового словаря, физический труд – это работа, связанная мышечной силы человека. основе лежит активная целенаправленная двигательная активность. Людям физического труда, интеллектуального труда, требуется больше энергетических затрат работы. Особенно много сил затрачивается при тяжёлой физической работе (человек задействует практически все скелетные мышцы).

К тяжелому физическому труду относятся ручная косьба хозяйстве, труд шахтеров молотком, кузнецов молотом, лесорубов пилой, землекопов механизации производственного процесса тяжелые физические нагрузки встречаются при погрузочно-разгрузочных работах, при внутризаводском перемещении тяжестей, подсобных рабочих.

Тяжелый физический труд социально неэффективен, часто морального удовлетворения. односторонне развивает мышечную систему, гипертрофируя рабочие группы мышц. необходимой производительности при таком труде нередко требуется максимальное напряжение физических сил человека, после которого вынужденный перерыв для отдыха достигает 50% общего рабочего времени.

Профессии физического труда

  • Автомеханик
  • Визажист
  • Водитель
  • Каменщик
  • Кондитер
  • Массажист
  • Медицинская сестра
  • Овощевод
  • Парикмахер
  • Пекарь
  • Повар
  • Пожарный
  • Сборщик
  • Сварщик
  • Слесарь
  • Слесарь-ремонтник
  • Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
  • Учитель физической культуры
  • Электрик

Гностические профессии слова «гнозис», обозначавшего знание).

Это профессии, которые связаны исключительно отраслью. они органично вписываются производство. Таких профессий много, очень разнообразны. продукт рассматривается распознавание, узнавание, контроль, классификация, проверка по известным признакам, сортировка, исследование относятся лаборант, искусствовед. также профессия гностического типа.


Гностические это профессии, деятельности новых продуктов или товаров. сфера.

Гностический класс профессий часто связан деятельностью

Специалисты гностических профессий нового. они оценивают имеющиеся, произведенные ранее продукты или отдельные параметры. Яркие представители: товаровед, искусствовед, криминалист, врач-рентгенолог.

Гностический класс призван: исследовать, отличать, распознавать, определять, проверять; оценивать, разбираться явлениях, делать выводы разнообразных признаков объекта); проверять по предварительно знакомым признакам, сортировать далее.

Гностические профессии, перечень которых очень контроллер технического контроля (техника), корректор (это знаковая система), критик (это художественный образ), эксперт зданий (это архитектура), санитарный врач человек), лаборант анализа (это природа), контролер-приемщик изготовленной продукции, критик, корректор, санитарный врач.

Специальности гностического класса предъявляют определенные личностные требования Основное, что выделяет гностические цель труда. Примеры требований очень выраженная познавательная деятельность, высокая наблюдательность, устойчивость внимания, работоспособность высокого уровня, неутомимость необходимых органов чувств. Контроль качества продукции или оценка объектов зачастую затрагивают интересы других людей. исследования важна твердость позиции, проявление принципиальности выводах.

Примеры профессий гностического характера встречаются шагу. Скажем, закройщик, который работает Каждый раз, приступая пошиву, изменять свою деятельность, ориентируясь клиента, фактуру ткани, фасон модели. Фактически нестандартные задачи всего рабочего дня.

Гностические профессии
Гностические профессии слова «гнозис», обозначавшего знание). которые связаны исключительно отраслью. они органично вписываются производство. Таких профессий много, очень разнообразны. продукт рассматривается распознавание, узнавание, контроль, классификация, проверка по известным признакам, сортировка, исследование относятся лаборант, искусствовед. также профессия гностического типа.
Гностические это профессии, деятельности новых продуктов или товаров. сфера. Гностический класс профессий часто связан деятельностью Специалисты гностических профессий нового. они оценивают имеющиеся, произведенные ранее продукты или отдельные параметры. Яркие представители: товаровед, искусствовед, криминалист, врач-рентгенолог.
Гностический класс призван: исследовать, отличать, распознавать, определять, проверять; оценивать, разбираться явлениях, делать выводы разнообразных признаков объекта); проверять по предварительно знакомым признакам, сортировать далее. Гностические профессии, перечень которых очень контроллер технического контроля (техника), корректор (это знаковая система), критик (это художественный образ), эксперт зданий (это архитектура), санитарный врач человек), лаборант анализа (это природа), контролер-приемщик изготовленной продукции, критик, корректор, санитарный врач.
Специальности гностического класса предъявляют определенные личностные требования Основное, что выделяет гностические цель труда. Примеры требований очень выраженная познавательная деятельность, высокая наблюдательность, устойчивость внимания, работоспособность высокого уровня, неутомимость необходимых органов чувств. Контроль качества продукции или оценка объектов зачастую затрагивают интересы других людей. исследования важна твердость позиции, проявление принципиальности выводах.
Примеры профессий гностического характера встречаются шагу. Скажем, закройщик, который работает Каждый раз, приступая пошиву, изменять свою деятельность, ориентируясь клиента, фактуру ткани, фасон модели. Фактически нестандартные задачи всего рабочего дня.

В изыскательном классе план выдвигается только та цель работы, которая подразумевает под собой изобретение где нужно придумать или определить новый вариант решения вопроса. профессии практического применения.

В этом случае основной направленностью становится поиск деятельность, которая поможет изобрести новое, придумать решение. люди, чья работа связана нового старого. воспитатели программисты, математики, инженеры,


Людей, относящихся типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость мышления, умение точно формулировать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. выбирают научную работу. свобода для творчества. Работа способна увлечь что стирается грань между рабочим временем для них может быть важнее, чем общение Материальное благополучие для них обычно не

Близкие типы: реалистический

Противоположный тип: предпринимательский.

Научная работа человеку, который обеими ногами стоит руками тянется

Формы интеллектуального (умственного) труда.

Этот труд представлен как профессиями, относящимися материального производства (например конструк­торы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы так его — ученые, врачи, учителя, писатели, арти­сты, художники

Интеллектуальный труд заключается ианализе большого объема разнообразной информации и, как следствие этого, — мобилизация памяти час­тота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты состав­ляют 10—11,7 МДж (2000—2400 ккал)

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, значительное снижение двигательной активности чело­века, приводящее реактивности организма эмоционального напряжения. Гипокинезия яв­ляется неблагоприятным производственным фактором, одной сердечно-сосудистой патологии

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента сферах профессиональ­ной деятельности. компьютерный век профессиях, преимущественно физического тру­да, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления возлагаются технику.

Умственный труд связан ин­формации, требует напряжения сенсорного аппарата, вни­мания, памяти, активации процессов мышления,

Формы умственного труда подразделяются управленческий, творческий труд, труд медицин­ских работников, труд преподавателей, учащихся Отличаются они по организации трудового процес­са, равномерности нагрузки, степени эмоционального на­пряжения.

Операторский труд. современного много­факторного производства план выдвигаются функ­ции управления технологических линий, процессами товародвижения поку­пателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или глав­ного администратора супермаркета связан большого объема информации время нервно-эмоциональной напряженностью.

Управленческий труд — труд руководителей учреж­дений, предприятий, характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повы­шенной личной ответственностью, периодическим возник­новением конфликтных ситуаций.

Творческий труд — наиболее сложная форма трудо­вой деятельности, требующая значительного объема па­мяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. педагогов, программи­стов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конст­рукторов.

Труд преподавателей, торговых работ­ников, работников всех сфер услуг отличается постоянны­ми контактами повышенной ответственностью, часто дефицитом времени для принятия пра­вильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся — это напряжение ос­новных психических функций, таких как память, внима­ние, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Конвенциональный тип (К) — предпочитающий структурированную деятельность, работу избегающий неопределенных ситуаций, ценит материальное положение, общественный статус, предпочитает традиционные, консервативные ценности. Профессиональный банковские служащие, бухгалтеры.

Предпочитаемые виды деятельности :

Способности, которыми обладает :

Личные качества, ценности:

Предпочитаемое окружение:

Типичные хобби:

Профессии : бухгалтер, кассир, счетовод, банкир, секретарь.

Профессии умственного труда

В настоящее время многие отдают предпочтение интеллектуальным профессиям. О том, какие специальности к ним относятся, в чём их особенность, а также о том, как не ошибиться с выбором мы поговорим ниже.


Особенности

Начнём с особенностей профессий умственного труда. Всем очевидно, что такие специальности никак не связаны с физическими нагрузками, однако это совсем не значит, что их можно назвать лёгкими. В зависимости от принадлежности профессии умственного труда к тому или иному классу, у неё выделяют ряд некоторых особенностей. О них будет сказано далее.

Умственный труд разделяют на следующие классы.

  • Операторский. Основная его функция – это функция контроля и управления. К таким, например, можно отнести труд главного администратора. Основной особенностью операторского труда является большая нервно-эмоциональная напряжённость, связанная с ответственностью и переработкой большого количества информации за минимальный отрывок времени.
  • Творческий. Данный вид труда является не менее сложным, так как он подразумевает постоянное напряжение внимания, а также задействование большей части памяти, что также способствует увеличению нервно-эмоциональной нагрузки. Примером такого труда являются писатели, артисты, архитекторы, дизайнеры и другие представители творческих профессий.
  • Управленческий. Сюда можно отнести труд людей, занимающих руководящие должности. Его особенностью являются огромные потоки информации, которая требует постоянной обработки; кроме того, он подразумевает и то, что человек должен быстро принимать решения, при этом желательно правильные, что очень влияет на повышение личностной ответственности.
  • Труд работников всех сфер услуг. Его характерной особенностью является большое количество контактов с людьми, повышенная ответственность, а также зачастую и нехватка времени, что опять-таки способствует повышению нервно-эмоционального напряжения.
  • Труд школьников и студентов. С особенностями данного вида труда все знакомы не понаслышке. К ним относится максимальное задействие главных функций психики, то есть памяти, внимания, восприятия, а также большое количество ситуаций, которые вызывают стресс, например, зачёты, контрольные и даже банальные ответы у доски.


Обзор интеллектуальных профессий

Интеллектуальные профессии – это не обязательно только те, что тесно связаны с наукой. Преимущественно к ним относятся специальности, не требующие физического труда, при этом большая часть работы и нагрузки идёт на человеческий мозг.

Рассмотрим самые популярные в нынешнее время примеры интеллектуальных профессий.

  • Дизайнер. Данная профессия способна помочь вам реализовать свой творческий потенциал. К тому же сфер деятельности для этой профессии имеется огромное количество: ландшафтный дизайнер, дизайн интерьера или одежды, веб-дизайн… В общем, остаётся только выбрать.
  • Переводчик. Эта профессия не менее интересная, чем предыдущая. Работая по данной специальности, вы наверняка будете достаточно много путешествовать и, скорее всего, общаться с большим количеством людей. Профессия эта достаточно престижная на данный момент, ведь компетентные специалисты с высоким знанием иностранного языка востребованы почти везде.
  • Врач. Ещё одна интеллектуальная профессия, которая пользуется популярностью. Труд врача не самый лёгкий, но зато пользуется достаточно большим спросом на рынке вакансий. Кроме того, эта профессия относится к числу высокооплачиваемых, а потому советуем к ней как следует присмотреться.
  • Журналист. Достаточно интересная профессия. Если вы мастерски владеете словом, а также обладаете коммуникабельностью и умением находить самую актуальную информацию быстрее всех остальных, то данная профессия – то, что вам нужно.
  • Учитель. Ещё одна разновидность интеллектуальных профессий. Учительский труд, как и труд врача, не из лёгких. Нужно не только знать свой предмет и уметь правильно подать материал, но и найти общий язык с учениками, что временами бывает сделать ой как непросто.

Тем не менее, эта профессия всё ещё востребована на рынке труда, а особую популярность сейчас набирают онлайн-учителя. Так что рекомендуем обратить внимание и на эту профессию.


Как не ошибиться с выбором?

Для того чтобы правильно выбрать профессию и потом не жалеть о своём выборе, нужно определить свой тип личности. Для этого стоит обратить внимание на свои хобби, любимые занятия и на своё поведение в целом.

Исследователи выделяют следующие типы личности: вербальный интеллект, музыкальный, логический, образный, телесный, социальный, внутриличностный, природный и философский. Каждому из них присущи те или иные особенности, которые впоследствии оказывают значительное влияние на выбор человеком своей будущей профессии.

Вербальный интеллект

Для обладателя развитого вербального интеллекта характерна высокая чувствительность к словам, а, вернее, к их звучанию и смыслу. Из такого человека наверняка получится отличный писатель или поэт. Кроме того, для него подойдёт и большое количество других профессий, например, спичрайтер, переводчик, журналист или логопед. Этими профессиями список, естественно, не ограничивается.

Музыкальный интеллект

Человек, чей тип личности музыкальный, является, что предсказуемо, любителем музыки. Он чутко относится не только к словам песни, но и к её ритму, мелодии и тональности. Почти наверняка он обожает петь или же играть на каком-либо музыкальном инструменте, ни дня не проводит без прослушивания музыки и не представляет жизни без посещения концертов. Для такого типа личности подойдут такие профессии, как дирижёр, певец, композитор, диджей и подобные им.


Логический интеллект

Люди, обладающие логическим типом личности, сильны в математике и иных точных науках. Они просто обожают всевозможные головоломки и задачи на логику, а посчитать пример в уме для них совсем не проблема. Для таких людей наиболее подходящими являются следующие профессии: бухгалтер, банкир, учёный той или иной сферы и ещё множество других.

Образный интеллект

Для человека с образным типом личности характерна хорошая память на лица, внимательность к мелочам. Для них не составит труда выучить материал, основанный на картинках, однако со словесным уже приходится тяжко.

Люди с образным интеллектом запросто могут стать изобретателями, художниками или, например, дизайнерами.

Телесный интеллект

Люди с таким типом личности выражают свои мысли преимущественно с помощью тела. Для них характерна любовь к шитью, лепке или чему-то подобному, кроме того, они просто обожают спорт и занятия танцами. Выбор профессий для такого типа личности не меньше, чем для других: это и хореограф, и акробат, и артист, и портной… Продолжать этот список можно очень долго.


Социальный интеллект

Наличие социального интеллекта подразумевает любовь к людям, желание контактировать с ними. Обладатель такого типа личности просто обожает групповую деятельность, любит знакомства и большие компании; он также хорошо понимает других людей, способен к анализу их поступков и цельного поведения.

Человеку с таким типом личности рекомендуем присмотреться к таким профессиям, как администратор, социолог, психолог или психотерапевт, менеджер по рекламе и связям с общественностью.

Внутриличностный интеллект

Люди с внутриличностным интеллектом способны к самоанализу и трезвой оценке своих способностей и самого себя. Они умеют учиться на собственных ошибках, анализировать их, выделяя свои слабости и сильные стороны. Для них характерно ведение личных дневников, интерес к психологии и глубокие размышления о жизни. Для обладателя внутриличностного интеллекта подойдёт профессия психолога, комика, кинорежиссёра и множество других.

Природный интеллект

Люди, наделённые природным интеллектом, питают большой интерес ко всему, что находится вокруг них. Они обычно интересуются породами животных, видами растений. Окружающий мир у таких людей вызывает любопытство и желание его исследовать. Они вполне могут реализовать свой потенциал в таких профессиях, как биолог, зоолог, эколог.

Философский интеллект

Люди с таким интеллектом поистине философы. Для них характерно задаваться сложными вопросами о «высоком», о возникновении Вселенной, например, а потом пытаться найти на них ответы, докопаться до самой истины. Такие люди будут отличными писателями, психологами, коучами.

Для них, так же, как и для остальных типов личности, открыты дороги к большому количеству профессий, остаётся лишь выбрать именно ту, что приходится по душе.

Труд – целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей. Характер и организация трудовой деятельности человека оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека.

Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физическим трудом (работой) называют выполнение человеком

энергетических функций в системе «человек — орудие труда». Физическая работа требует значительной мышечной активности. Она подразделяется на два вида: динамическую и статическую.


Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая — с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, — называется общей, при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) — региональной, при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (например, набор текста на компьютере).

Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы.

Легкие физические работы (категория I) подразделяются на две подкатегории: I а, при которой энергозатраты составляют до 139 Дж/с, работы, проводимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим усилием;

I б при которой энергозатраты составляют 140—174 Дж/с, работы, проводимые

сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием.

Физические работы средней тяжести (категория II) подразделяются также на две подкатегории: II а, при которой энергозатраты составляют 175—232 Дж/с, работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенных физических усилий; II б, при которой энергозатраты составляют 233—290 Дж/с, работы, связанные с ходьбой, перемещением и перенесением тяжестей массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим усилием.

Тяжелые физические работы (категория III) характеризуются расходом энергии более 290 Дж/с. К этой категории относятся работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и перенесением значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий.

Ручной труд - это труд, в основе которого происходят преимущественно затраты физических усилий с использованием простейших ручных орудий труда.

Ручной труд обусловлен низкой механо- и энерговооруженностью труда рабочих, отсутствием эффективных средств малой механизации, применением устаревших технологий производства работ, а также спецификой отрасли, связанной с особенностями технологии различных работ (например, ручной труд при сборке конструкций из большого количества различных элементов, имеющих сложные соединения). Существенно повышает уровень ручного труда такая особенность, как необходимость перемещения больших масс грузов и связанных с этим различного рода погрузочно-разгрузочных, транспортных, демонтажных и монтажно-сборочных работ. Ручной труд характеризуется большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно - сосудистую, нервно - мышечную, дыхательную и др.). Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы, но из-за низкой производительности социально не эффективен. Сопутствующими

условиями, ухудшающими негативные стороны ручного труда является то, что все эти процессы протекают обычно на открытом воздухе, в неблагоприятных климатических условиях и без достаточного набора социально-бытовых услуг.

Ручной труд имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т.д.) и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж(4000-6000 ккал) и выше в сутки. Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в тоже время социально не эффективен, имеет низкую производительность, потребность в длительном отдыхе.

Механизированный труд — это вид трудовой деятельности, который характеризуется снижением мышечных нагрузок, по сравнению с тяжелым физическим трудом, и усложнением программы действий. Механизированный труд изменяет характер мышечных нагрузок и усложняет программы действий. Повышается нагрузка на мелкие группы мышц, увеличиваются требования к точности и скорости движений. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объёма мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Типичным примером механизированного труда является работа станочника по обработке металлов (токаря, фрезеровщика, строгальщика). При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки. Профессии механизированного труда нередко требуют специальных знаний и навыков. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объём воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда. Программирующая (умственная) трудовая деятельность сводится к минимуму.

Следует отметить, что механизация вне зависимости от трех особенностей позволяет совершенствовать технологию, повышать качество и

производительность труда. В то же время обслуживание механизмов требует знания их конструкции, определенной умственной нагрузки. Это существенно отличает механизированный труд от простого физического труда.

Следует иметь в виду, что переход к механизированному труду может сопровождаться упрощением трудовых функций и снижением квалификации рабочих. Это особенно характерно для ручного механизированного и механизированного труда, имеющего вспомогательный характер.

Труд на конвейере это система поточной организации производства на основе конвейера, при которой оно разделено на простейшие короткие операции, а перемещение деталей осуществляется автоматически. Это такая организация выполнения операций над объектами, при которой весь процесс воздействия разделяется на последовательность стадий с целью повышения производительности путём одновременного независимого выполнения операций над несколькими объектами, проходящими различные стадии. Конвейером также называют средство продвижения объектов между стадиями при такой организации.

Подобное расчленение производственного процесса на простейшие операции позволяет одному рабочему выполнять какую-либо одну операцию, не тратя время на смену инструментов и передачу деталей другому рабочему, такая параллельность производственного процесса позволяет уменьшить количество рабочих часов, необходимых для производства одного изделия. Недостатком этой системы производства является повышенная монотонность труда.

Труд на конвейере примечателен еще большей однообразностью и огромной скоростью. Индивидуум, трудящийся на конвейере, осуществляет одно или пару действий. Так как он является звеном цепочки, состоящей из других работников, то каждое его движение должно производиться в строго определенное время. Не сложно понять, что это очень изматывает. Монотонность и огромная скорость труда также могут стать причиной быстрой

Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотонней работа и проще ее содержание. Монотония – одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в прежде временной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и как следствие быстро наступает утомление.

Труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве затрачивает энергии меньше в связи с этим и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций - подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов. Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы.

Физиологическая особенность автоматизированных форм труда – это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние “оперативного ожидания” различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т.д.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Умственный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж

(2000-2400 ккал) в сутки. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно - сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения. Умственный труд выражается в следующих формах.

Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенное нервно-эмоциональной напряженностью. Операторский труд связан с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами. Оператором считают любого человека, работающего в системе "человек — машина", в отличие от системы "человек — человек". Для операторских профессий характерна высокая нагрузка на зрительный анализатор, связанная с восприятием малых размеров объектов различения, работа с оптическими приборами, видеодисплейными терминалами: чтение и редактирование буквенной, цифровой и графической информации на экране. Нагрузка на слуховой анализатор зависит от разборчивости слов при наличии слуховых помех. Нагрузка на голосовой аппарат характерна для таких операторских профессий, как телефонисты, авиадиспетчеры.

Управленческий труд - это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно — управленческими работниками функций

управления в организации. Профессиографические особенности трудовой деятельности руководящих работников свидетельствуют, что в данной группе доминируют факторы, обусловленные чрезмерным ростом объема информации, дефицитом времени для ее переработки, повышением материальной значимости и личной ответственности за принятие решения. Современному бизнесмену и руководителю необходима большая совокупность различных качеств (организаторских, деловых, личных), широкий круг знаний экономики, управления, техники, психологии. Эта работа характеризуется нестандартными решениями, нерегулярностью нагрузки, сложными межличностными отношениями, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Управленческий труд чрезвычайно разнообразен, в связи с чем операции и процедуры, характеризующие содержание этого труда, трудно поддаются четкой классификации, типизации. К тому же круг управленческих операций непрерывно расширяется, а сами операции видоизменяются вследствие, с одной стороны, трансформации методов управления и областей их применения и, с другой стороны, в связи с возрастающим использованием новых технических средств хранения, передачи, накопления, обработки информации. Революционные изменения в содержание операций, процедур управленческого труда вносит компьютерная техника, дающая возможность внедрять принципиально новые информационные технологии.

Творческий труд (научные работники, писатели, конструкторы, артисты, художники). Наиболее сложная форма, так как требует большого объёма памяти, напряжения, внимания. Приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии, повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций.

Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг, труд учащихся и студентов - постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к высокому нервно-

эмоциональному напряжению. Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя; на 90% при чтении лекций; на 90-100% у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, т.к. после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, умственная работа не прекращается, что приводит к большему утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой, может в некоторых случаях рассматриваться с отрицательной стороны. Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ. В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм. В процессе физического и умственного труда у человека возникает определённый комплекс эмоций. Эмоции - это реакция человека на определённые условия. А производственная обстановка - комплекс факторов, которые положительно или отрицательно влияют на самочувствие и работоспособность нормального человека.

Читайте также: