Какие профессии подходят аутистам

Опубликовано: 02.10.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 272 784
  • КНИГИ 639 848
  • СЕРИИ 24 310
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 601 790

Выбор подходящей профессии для людей с аутизмом или синдромом Аспергера

Профессию следует выбирать таким образом, чтобы максимально использовать сильные стороны людей с аутизмом или синдромом Аспергера. Как высокофункционирующие, так и низкофункционирующие люди обладают плохой кратковременной рабочей памятью, но зачастую их долговременная память лучше, чем у большинства обычных людей. Мне трудно справляться с задачами, которые предъявляют высокие требования к краткосрочной рабочей памяти. Я не могу справляться с несколькими задачами одновременно. В Таблице 1 приведены примеры ПЛОХИХ профессий, которые мне совсем не подходят. В Таблице 2 приведены примеры подходящих профессий для таких визуальных мыслителей как я, которые не требуют способностей к математике. Многие профессии, подходящие для визуальных мыслителей, также хорошо подходят людям с дислексией.

Профессии для визуального мышления в Таблице 2 не требуют быстрой обработки информации в краткосрочной рабочей памяти. Однако они полностью задействуют мое визуальное мышление и большую долгосрочную память. В Таблице 3 приведены примеры профессий для невизуальных мыслителей, у которых есть способности к цифрам, фактам или музыке. Они также связаны с низкими требованиями к краткосрочной рабочей памяти и используют прекрасную долгосрочную память. В Таблице 4 приведены примеры работ для низкофункционирующих людей с аутизмом, в которых они могут преуспеть. При всех видах аутизма и синдроме Аспергера необходимо сохранять низкие требования к краткосрочной рабочей памяти. Если бы я была компьютером, то у меня был бы огромный жесткий диск, вмещающий в 10 раз больше информации, чем обычный компьютер, но очень маленький процессор. Используя компьютерную терминологию 1999 года, у меня 1000 гигабайт на жестком диске и 286 процессор. У обычных людей может быть только 10 гигабайт дискового пространства на жестком диске и Пентиум в качестве процессора. Я не могу делать две или три вещи одновременно.

Несколько профессиональных советов для людей с аутизмом или синдромом Аспергера:

— Работа должна иметь четко определенную цель или конечный результат.

— Продавайте свою работу, а не свою личность. Создавайте портфолио с примерами своей работы.

— Начальник должен признавать ваши социальные ограничения.

Очень важно, чтобы высокофункционирующие аутисты и люди с синдромом Аспергера постарались получить диплом в той области, в которой они собираются работать. Специальности, связанные с компьютерами, — это хороший выбор, потому что у многих лучших программистов есть или синдром Аспергера, или некоторые его черты. Другие хорошие специальности включают: бухгалтерское дело, библиотечное дело, искусство с акцентом на коммерческое искусство и чертежное дело. Следует избегать таких специальностей как история, политология, бизнес, филология или высшая математика. Тем не менее, можно сочетать диплом по архивному делу с дипломом по истории, но степень по архивному делу облегчит поиск хорошей работы.

Некоторым людям можно рекомендовать начать изучать чертежное дело, программирование или коммерческое искусство уже в старших классах школы. Это поможет им повысить мотивацию и станет убежищем от насмешек окружающих. Семьям с низким уровнем дохода может быть сложно приобрести компьютер для ребенка, чтобы он осваивал программирование или черчение с помощью компьютера. Можно попробовать получить использованные компьютеры по низкой цене или бесплатно, например, в фирме, обновляющей оборудование. Многие люди не знают, что в школах, банках, фабриках и других организациях могут стоять без дела устаревшие компьютеры. Это может быть не современная модель, но она сгодится для обучения.

В заключение: людям с синдромом Аспергера или аутизмом приходится компенсировать низкие социальные навыки, добиваясь таких успехов в своей специальности, чтобы люди «покупали» их профессиональные навыки, даже несмотря на низкие социальные навыки. Поэтому так важно сделать хорошее портфолио вашей работы. Вам потребуется научиться нескольким социальным навыкам для выживания, но вы сможете найти друзей по работе, где у вас будут общие интересы с людьми той же профессии. Вся моя социальная жизнь так или иначе связана с моей работой. Я дружу с теми людьми, с которыми я занимаюсь общим интересным делом.

Кассир в магазине — необходимость быстро давать сдачу слишком перегружает краткосрочную рабочую память

Повар, готовящий на заказ — нужно отслеживать разные заказы и готовить разные блюда одновременно

Официант — особенно трудно следить за разными столиками

Крупье — нужно уделять внимание большому количеству деталей

Диспетчер таксопарка — нужно уделять внимание большому количеству деталей

Стенография — не подходит к людям с проблемами аудиторной обработки

Агент по авиабилетам — нужно разбираться со злыми людьми, чьи полеты отменили

Фьючерсная торговля — в принципе невозможно

Авиадиспетчер — слишком высокие информационные перегрузки и стресс

Ресепшионист и оператор на телефоне — возникнут проблемы, когда будет поступать много звонков

Компьютерное программирование — большой рынок труда с разнообразными рабочими местами, особенно в индустриальном автоматизировании, разработке программного обеспечения, компьютерах для бизнеса, коммуникациях и сетевых системах.

Чертежное дело — инженерные чертежи и чертежи с помощью компьютера. Такая профессия предлагает много возможностей. Чертежное дело — это прекрасная отправная точка для различных интересных технических специальностей. Я знаю людей, которые начали собственное чертежное дело, а затем перешли на дизайн и конструкцию целых фабрик. Чтобы преуспеть в чертежном деле, нужно сначала научиться чертить от руки. По моим наблюдениям, большинство людей, которые прекрасно рисуют в компьютере, сначала научились рисовать от руки. Люди, которые никогда не учились рисовать от руки, склонны к тому, чтобы забывать важные детали.

Коммерческое искусство — рекламная индустрия и периодические издания могут предлагать много фрилансовой работы.

Фотография — фотографии, видео, телесъемка могут быть фрилансовой работой.

Дизайн оборудования — во многих индустриях человек может начать как чертежник, а потом перейти к дизайну производственного оборудования.

Тренер животных или ветеринарный техник — можно стать тренером школы для собак или консультантом по проблемам поведения животных.

Автомеханик — может визуально представлять работу всей машины.

Ремонт компьютеров — может визуально представлять проблемы в компьютерах и сетях.

Мелкий ремонт — есть возможность создать собственный малый бизнес.

Различные ремесла — резьба по дереву, ювелирное дело, керамика и т. д.

Техник-лаборант — модифицирует и создает специализированное лабораторное оборудование.

Веб-дизайнер — хороший рынок труда, где можно заниматься фрилансом.

Строительные ремесла — плотник или сварщик. Для этих работ нужны хорошие визуальные навыки, но эти профессии противопоказаны людям с проблемами моторики и координации.

Разработчик компьютерных игр — необходимо выделяться на этом рынке, поскольку он переполнен соискателями. Больше рабочих мест можно найти в индустриальной, коммуникационной сфере или в разработке программного обеспечения. Другой недостаток в том, что эта профессия может быть связана с образами насилия.

Компьютерная анимация — визуальные мыслители могут преуспеть в этой области, но в ней еще больше конкуренции, чем в сфере бизнеса или компьютерного программирования. Компании нанимают иммигрантов, поскольку хороших программистов до сих пор не хватает.

job

Профессию следует выбирать таким образом, чтобы максимально использовать сильные стороны людей с аутизмом или синдромом Аспергера. Как высокофункциональные, так и низкофункциональные люди обладают плохой кратковременной рабочей памятью, но зачастую их долговременная память лучше, чем у большинства обычных людей. Мне трудно справляться с задачами, которые предъявляют высокие требования к краткосрочной рабочей памяти. Я не могу справляться с несколькими задачами одновременно. В Таблице 1 приведены примеры ПЛОХИХ профессий, которые мне совсем не подходят. В Таблице 2 приведены примеры подходящих профессий для таких визуальных мыслителей как я, которые не требуют способностей к математике. Многие профессии, подходящие для визуальных мыслителей, также хорошо подходят людям с дислексией.


Профессии для визуального мышления в Таблице 2 не требуют быстрой обработки информации в краткосрочной рабочей памяти. Однако они полностью задействуют мое визуальное мышление и большую долгосрочную память. В Таблице 3 приведены примеры профессий для невизуальных мыслителей, у которых есть способности к цифрам, фактам или музыке. Они также связаны с низкими требованиями к краткосрочной рабочей памяти и используют прекрасную долгосрочную память. В Таблице 4 приведены примеры работ для низкофункциональных людей с аутизмом, в которых они могут преуспеть. При всех видах аутизма и синдроме Аспергера необходимо сохранять низкие требования к краткосрочной рабочей памяти. Если бы я была компьютером, то у меня был бы огромный жесткий диск, вмещающий в 10 раз больше информации, чем обычный компьютер, но очень маленький процессор. Используя компьютерную терминологию 1999 года, у меня 1000 гигабайт на жестком диске и 286 процессор. У обычных людей может быть только 10 гигабайт дискового пространства на жестком диске и Пентиум в качестве процессора. Я не могу делать две или три вещи одновременно.

Несколько профессиональных советов для людей с аутизмом или синдромом Аспергера:

  • Работа должна иметь четко определенную цель или конечный результат.
  • Продавайте свою работу, а не свою личность. Создавайте портфолио с примерами своей работы.
  • Начальник должен признавать ваши социальные ограничения.

Очень важно, чтобы высокофункциональные аутисты и люди с синдромом Аспергера постарались получить диплом в той области, в которой они собираются работать. Специальности, связанные с компьютерами, - это хороший выбор, потому что у многих лучших программистов есть или синдром Аспергера, или некоторые его черты. Другие хорошие специальности включают: бухгалтерское дело, библиотечное дело, искусство с акцентом на коммерческое искусство и чертежное дело. Следует избегать таких специальностей как история, политология, бизнес, филология или высшая математика. Тем не менее, можно сочетать диплом по архивному делу с дипломом по истории, но степень по архивному делу облегчит поиск хорошей работы.

Некоторым людям можно рекомендовать начать изучать чертежное дело, программирование или коммерческое искусство уже в старших классах школы. Это поможет им повысить мотивацию и станет убежищем от насмешек окружающих. Семьям с низким уровнем дохода может быть сложно приобрести компьютер для ребенка, чтобы он осваивал программирование или черчение с помощью компьютера. Можно попробовать получить использованные компьютеры по низкой цене или бесплатно, например, в фирме, обновляющей оборудование. Многие люди не знают, что в школах, банках, фабриках и других организациях могут стоять без дела устаревшие компьютеры. Это может быть не современная модель, но она сгодится для обучения.

В заключение: людям с синдромом Аспергера или аутизмом приходится компенсировать низкие социальные навыки, добиваясь таких успехов в своей специальности, чтобы люди "покупали" их профессиональные навыки, даже несмотря на низкие социальные навыки. Поэтому так важно сделать хорошее портфолио вашей работы. Вам потребуется научиться нескольким социальным навыкам для выживания, но вы сможете найти друзей по работе, где у вас будут общие интересы с людьми той же профессии. Вся моя социальная жизнь так или иначе связана с моей работой. Я дружу с теми людьми, с которыми я занимаюсь общим интересным делом.

Таблица 1

Плохие профессии для людей с высокофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера: профессии, предъявляющие высокие требования к краткосрочной рабочей памяти

  • Кассир в магазине – необходимость быстро давать сдачу слишком перегружает краткосрочную рабочую память
  • Повар, готовящий на заказ – нужно отслеживать разные заказы и готовить разные блюда одновременно
  • Официант – особенно трудно следить за разными столиками
  • Крупье – нужно уделять внимание большому количеству деталей
  • Диспетчер таксопарка – нужно уделять внимание большому количеству деталей
  • Стенография – не подходит к людям с проблемами аудиторной обработки
  • Агент по авиабилетам – нужно разбираться с озлобленными людьми, чьи полеты отменили
  • Фьючерсная торговля – в принципе невозможно
  • Авиадиспетчер – слишком высокие информационные перегрузки и стресс
  • Ресепшионист и оператор на телефоне – возникнут проблемы, когда будет поступать много звонков

Таблица 2

Хорошие профессии для визуальных мыслителей

  • Компьютерное программирование – большой рынок труда с разнообразными рабочими местами, особенно в индустриальном автоматизировании, разработке программного обеспечения, компьютерах для бизнеса, коммуникациях и сетевых системах.
  • Чертежное дело – инженерные чертежи и чертежи с помощью компьютера. Такая профессия предлагает много возможностей. Чертежное дело – это прекрасная отправная точка для различных интересных технических специальностей. Я знаю людей, которые начали собственное чертежное дело, а затем перешли на дизайн и конструкцию целых фабрик. Чтобы преуспеть в чертежном деле, нужно сначала научиться чертить от руки. По моим наблюдениям, большинство людей, которые прекрасно рисуют в компьютере, сначала научились рисовать от руки. Люди, которые никогда не учились рисовать от руки, склонны к тому, чтобы забывать важные детали.
  • Коммерческое искусство – рекламная индустрия и периодические издания могут предлагать много фрилансовой работы.
  • Фотография – фотографии, видео, телесъемка могут быть фрилансовой работой.
  • Дизайн оборудования – во многих индустриях человек может начать как чертежник, а потом перейти к дизайну производственного оборудования.
  • Тренер животных или ветеринарный техник – можно стать тренером школы для собак или консультантом по проблемам поведения животных.
  • Автомеханик – может визуально представлять работу всей машины.
  • Ремонт компьютеров – может визуально представлять проблемы в компьютерах и сетях.
  • Мелкий ремонт – есть возможность создать собственный малый бизнес.
  • Различные ремесла – резьба по дереву, ювелирное дело, керамика и т.д.
  • Техник-лаборант – модифицирует и создает специализированное лабораторное оборудование.
  • Веб-дизайнер – хороший рынок труда, где можно заниматься фрилансом.
  • Строительные ремесла – плотник или сварщик. Для этих работ нужны хорошие визуальные навыки, но эти профессии противопоказаны людям с проблемами моторики и координации.
  • Разработчик компьютерных игр – необходимо выделяться на этом рынке, поскольку он переполнен соискателями. Больше рабочих мест можно найти в индустриальной, коммуникационной сфере или в разработке программного обеспечения. Другой недостаток в том, что эта профессия может быть связана с образами насилия.
  • Компьютерная анимация – визуальные мыслители могут преуспеть в этой области, но в ней еще больше конкуренции, чем в сфере бизнеса или компьютерного программирования. Компании нанимают иммигрантов, поскольку хороших программистов до сих пор не хватает.
  • Поддержка состояния зданий – починка труб, окон и других предметов жилищного комплекса, гостиниц или офисов.
  • Поддержка состояния фабрик – починка производственного оборудования.

Таблица 3

Хорошие профессии для невизуальных мыслителей: тех, у кого есть способности к математике, музыке или фактам

  • Бухгалтерский учет – можно очень преуспеть в специализированных областях, например, налогообложении.
  • Библиотечное дело – библиотекарь-консультант. Помощь людям в поиске информации в библиотеке или Интернете.
  • Компьютерное программирование – его менее визуальные разновидности, можно работать фрилансом.
  • Инженерное дело – работа с электричеством, электроникой или в области химии.
  • Журналист – аккуратное обращение с фактами может быть преимуществом, можно работать фрилансом.
  • Редактор-корректор – правка текстов. Многие люди работают фрилансерами для крупных издательств.
  • Водитель такси – может точно знать, где находится каждая улица.
  • Складской контроль – отслеживает все, что хранится на складе.
  • Настройка пианино и других музыкальных инструментов – можно работать фрилансом.
  • Техник-лаборант – отвечает за лабораторное оборудование.
  • Банковский кассир – точно подсчитывает деньги, меньше требований для краткосрочной рабочей памяти, чем у кассира, который должен быстро выдавать сдачу.
  • Клерк и работа с архивами – точно знает, где находится каждый документ.
  • Телефонный маркетинг – нужно повторять одно и то же во время телефонных продаж. Проблемой может стать очень шумное окружение. Телефонные продажи позволяют избежать многих социальных проблем.
  • Статистик – может работать в разнообразных областях, в том числе в науке, индустриальных службах по контролю качества, государственных управлениях и департаментах и так далее.
  • Физик или математик – в этих областях очень мало рабочих мест. Найти и сохранить работу могут только самые одаренные. В области компьютерного программирования и бухгалтерского учета рабочих мест больше.

Таблица 4

Профессии для невербальных людей с аутизмом или людей с низкими вербальными навыками

При устройстве на работу нередко можно услышать вопрос: «Чем вы будете полезны для нашей фирмы, что нового вы может нам предложить?». Для грамотного ответа необходимо точное понимание своих сильных и слабых сторон. Работодатель — это человек памятливый, и своим рассказом соискатель формирует его представление о себе как о работнике, а под «чем-то новым» часто подразумевается свежий взгляд на привычное. Случается, что этот взгляд настолько необычен, что ему не находят применения. Успех в профессии сильно зависит от умения доносить информацию до людей с разными типами мышления, восприятия мира и эмоциональным интеллектом. Эта задача имеет дополнительную сложность для людей с расстройствами аутистического спектра.

Как у любого человека, у аутиста есть слабые и сильные стороны. Многие аутисты отличаются не только формой заболевания, но и навыками. Для диагностики используют шкалу IQ, которая выявляет низко-, средне- и высокофункциональный аутизм. Выделяют синдромальный и несиндромальный аутизм, для первого характерны тяжелые и крайние формы умственной отсталости. Люди, у которых диагностировали РАС, отличаются по огромному количеству навыков, способностей и интересов. Среди индивидуальных проявлений заболевания у взрослых аутистов встречаются немота, умственная отсталость, непрестанное махание руками, немногословность, узость интересов. Социальные навыки — это не их сильная сторона, но у них есть ряд преимуществ, например, память.


Высокофункциональные и низкофункциональные аутисты обладают отличной долговременной памятью, что создает для них помеху в выполнении нескольких задач одновременно. Тэмпл Грандин, известная на весь мир аутистка, говорит о своей памяти следующее: «Используя компьютерную терминологию 1999 года, у меня 1000 гигабайт на жестком диске и 286 процессор. У обычных людей может быть только 10 гигабайт дискового пространства на жестком диске и Пентиум в качестве процессора. Я не могу делать 2 или 3 вещи одновременно». Для человека с аутистическим расстройством самое главное — правильно определить свои таланты. В рабочей среде им приходится компенсировать низкие социальные навыки большими успехами в профессии. Только так можно заставить покупать производимый продукт, пишет Т. Грандин.

Для комфортной работы важны несколько условий: понимание начальником социальных ограничений, хорошее портфолио и умение продавать свою работу, а не себя. С начальниками, особенно в России, могут возникнуть проблемы, во многом из-за стереотипов, сопровождающих людей с РАС.

Для диагностики используют шкалу IQ, по которой выявляется низко-, средне- и высокофункциональный аутизм. Выделяют синдромальный и несиндромальный аутизм, для первого характерны тяжелые и крайние формы умственной отсталости.

Организация адаптации на рабочем месте, которая консультирует работодателей по созданию условий для людей с различными видами инвалидности, представляет информацию о том, как можно помочь сотруднику с аутизмом. Люди с РАС могут испытывать трудности на работе из-за:

  • Неумения управлять временем. Решить такую проблему можно посредством использования таймера, календаря, органайзера.
  • Проблем с коммуникацией. Избежать их можно, позволив аутисту прийти с другом или коллегой на важную встречу, заранее проработав список тем, которые будут обсуждаться.
  • Атипичных движений тела. Такие движения помогают людям с РАС успокоиться, но у других сотрудников вызывают обратную реакцию. При наличии этой проблемы нужно предоставить сотруднику уединенное место для работы или короткие перерывы, во время которых сотрудник с аутизмом займется приятной для него физической активностью.
  • Сниженной концентрации. Использование противошумных наушников, шумопоглощающих перегородок, а также предоставление уединенного места работы — отличный способ понизить уровень стресса и повысить качество работы человека с РАС. На первых порах некоторые организации могут пригласить тьютора для точного понимания того, какого рода затруднения и как их компенсировать. Он также помогает наладить контакт с коллегами и расширить опыт аутиста.

Характер и психологическое состояние играют важную роль при выборе профессии. Специальности, требующие акцента на множестве деталей или общения человек—человек, сразу отпадают. Для тех, у кого есть способности к музыке, математике или работе с фактами, есть следующие варианты: техник-лаборант, редактор-корректор, водитель такси, статистик, настройщик музыкальных инструментов. Людям с низкими вербальными навыками будет комфортно работать на озеленительных работах, с копировальной машиной или уборщиком.

Удивительным образом аутисты раскрываются в творчестве, среди них немало известных писателей, художников и музыкантов, прослывших гениями. В книге «Нарисованный аутизм» собраны потрясающие рисунки выдающихся художников и детей с РАС, эти произведения демонстрируют не только их талант, но и особенности расстройств аутического спектра. Уникальность и необычная атмосфера рисунка — это возможность визуально «почувствовать» мир других людей.

Среди индивидуальных проявлений заболевания у взрослых аутистов встречаются немота, умственная отсталость, непрестанное махание руками, немногословность, узость интересов. Социальные навыки — это не их сильная сторона, но у них есть ряд преимуществ, например, память.

В Москве недавно прошла выставка работ мастерских, где трудятся люди с аутизмом. Изделия предоставили ученики центра «Антон тут рядом», который находится в Петербурге и «Особых мастерских». Московский Технологический колледж № 21 создал структурное подразделение «Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки» для молодых людей с ментальными нарушениями. Здесь студенты обучаются профессиональным навыкам в ремесленных мастерских: гончарной, столярной, швейно-ткацкой и художественно-полиграфической.

Сейчас к всевозможным синдромам, болезням психического характера, расстройствам стали относиться с большей серьезностью. После признания последовало понимание необходимости в объединении людей с неврологическими особенностями. Появились организации, которые помогают найти работу, наладить контакт между «двумя мирами», оказывают социальную помощь. В России есть фонды, деятельность которых направлена на улучшение жизни аутистов и их семей, подготовку специалистов по работе с аутистами.

Еще 2 года назад аутизм в России не был официально признан, поэтому работа по принятию государственных программ для социальной адаптации и коррекции, разработки методик ранней диагностики и терапии только начинаются.

Организация труда человека с расстройством аутистического спектра в целом соответствуем правилам хорошего менеджмента любых других сотрудников. С тем лишь отличием, что нейротипичные люди понимают принципы социальной коммуникации, не проговаривая их и без специальных инструкций, а аутичные люди, в силу того, что социальная адаптация не сформирована до конца, живут правилами, которые должны быть четко сформулированы.

"Нужно также учитывать, что спектр аутизма очень широкий. Люди с синдромом Аспергера более склонны к аналитической работе. Те, у кого Синдром Каннера, — они больше для ручной работы", — добавляет эксперт.

1. Организовать рабочее пространство

Вопреки расхожему мнению, человеку с аутизмом не нужно постоянное уединение и отгороженность от всех. Головина считает, что "маленькие норки способствуют усилению аутической симптоматики". При организации рабочего пространства аутичного человека необходимо учитывать сохраняющуюся во взрослом возрасте боязнь больших пространств, гиперчувствительность к звукам и стремление обозначить границы личностного пространства.

"Им правильнее сидеть так: спиной к стене (за спиной ничего не происходит, нет движений и звуков — спина защищена), лицом — к открытому пространству и другим людям. Это удерживает их от погружения во внутренний мир. Если этого не соблюсти, то примерно через месяц они могут аутизироваться так, что их уже оттуда будет трудно вырвать", — пояснила педагог-психолог.

Также она отмечает, что если над рабочим местом будет слишком высокий потолок, пространство от стены до стены будет слишком большим или, к примеру, будет беспрерывный шумовой фон — такая обстановка станет сильным стрессом для человека с аутизмом, а скорость и качество работы резко упадут.

2. Четко сформулировать задачу, обозначить сроки

Любой человек, страдающий синдромом аутизма, легко выполняет понятные ему инструкции, а также придерживается заведенного распорядка. Однако зачастую им бывает трудно самостоятельно распланировать свою работу — в этом случае нужно это сделать за них. "Четко обозначить последовательность задач в работе и их взаимосвязь. Обязательно обозначить окончание работы, потому что завершенность действия им тоже трудно отслеживать", — считает психолог.

Для человека с аутизмом важно визуальное подкрепление и опора на цифры. "Если стоит, к примеру, задача найти и собрать в интернете

какую-то информацию — для ребят с сохранным интеллектом это очень комфортная работа — нужно определить, до какой степени он должен собрать ее. Необходимо задать критерии качества и завершенности действия — например, обозначить, что отсмотреть он должен 100 сайтов", — объяснила она.

3. Простая речь без метафор

Объяснять рабочую задачу, распорядок рабочего дня нужно простым и понятным языком. Речь, наполненная метафорами, сравнениями, пословицами или поговорками, вряд ли будет понята человеком с расстройством аутистического спектра. "Речь должна быть ровная и простая, без аналогов и ассоциаций, без метафор и поговорок. Как правило, это только раздражает. Связано это с нарушениями вербального интеллекта", — отмечает Головина. У людей с РАС зачастую возникают сложности с пониманием слов из абстрактной категории. "Слова вроде бы простые, но все равно непонятные — доброта, например. Зато он знает, что есть хорошо и что плохо, больно или не больно, обидно или не обидно", — заметила она.

Если есть необходимость в использовании абстрактных понятий, психолог посоветовала, четко объяснить аутичному человеку, что конкретно имеется в виду. "Как правило, это хорошо усваивается, но без специального объяснения сами они не знают", — уточнила Головина.

4. Убедиться, что инструкцию услышали и поняли

Общей особенностью для всех людей с аутизмом является трудность с ответом на поставленный вопрос. "Если с ними необходимо общение и обратная связь, тут необходимо помочь, подсказать, какого характера ответа от них ждут, о чем речь идет, о чем спрашивают", — рекомендует психолог.

Также Головина отмечает, что иногда бывает трудно понять, слушает ли аутичный человек то, что ему в данный момент говорят. "Постоянно нужно убеждаться в том, что контакт есть. Так как сохраняется трудность визуального контакта, им периодически нужно напоминать "на меня посмотри, пожалуйста". Как только есть визуальный контакт, есть включение", — объясняет эксперт.

Для того чтобы убедиться, что работник понял поставленную задачу, можно попросить его повторить, что от него требуется. Если он не сможет повторить, значит он в этот момент "вылетел" и не слушал. В этом случае необходимо уточнить, что именно было непонятно, либо еще раз повторить.

5. Человек, которому можно доверять

Ввиду сложностей, которые аутичные люди испытывают с социальной коммуникацией, адаптацией и взаимодействием, зачастую на рабочем месте им необходим человек, к которому они могут обратиться за помощью. Так как в самой работе людям с аутизмом редко бывает нужна помощь, если он этой работе уже обучен, то наставник ему необходим для разрешения вопросов, связанных с социальной коммуникацией. "Отношения и социальные контакты у них не сформированы или сформированы неадекватно, то есть они могут непривычно для нейротипичных людей среагировать на какие-то ситуации социального взаимодействия", — напоминает эксперт.

Аутичному человеку важно, чтобы в коллективе был тот, кто его выслушает, поймет и поможет вернуть душевное равновесие. "Например, если аутист идет по коридору, а ему навстречу двое коллег, которые расступаются, чтобы его пропустить. Для аутиста может быть трудно пройти между ними в этом случае, он может остановиться и потребовать "нет, вы все в одну сторону сдвиньтесь, пожалуйста". А если его не поняли, или не послушались, может быть бурная реакция — глубокое переживание о том, что его не слышат, не понимают. А он даже не всегда скажет, почему для него это важно", — сказала Головина.

6. Уважение к личностным проявлениям

Для людей с расстройством эмоционально-волевой сферы могут быть крайне важны вещи и события, на которые нейротипичные люди будут реагировать сдержанно. Так, например, если в момент, когда аутичному работнику дают инструкцию, а у него зазвонил телефон, или произошло другое, важное для него событие, психолог советует реагировать на это с уважением к личностным особенностям. Небрежное отношение к тому, что для аутичного человека важно, может его глубоко ранить или даже вызвать аффективный всплеск. "Он может среагировать достаточно резко, и часто бывает трудно его успокоить потом. Все, что связано с его личностными особенностями, нужно уважать. Если он свою вещь положил, трогать нельзя, перекладывать нельзя. Их личностное пространство на эти вещи полностью распространяется. Для него это как если его руку или ногу переложить", — говорит эксперт.

Этих сложностей можно будет избежать, если зафиксировать определенные правила и, например, договориться с работником, что личные, ценные ему вещи, в начале рабочего дня он кладет в ящик, а по окончании работы забирает. "Любой человек с расстройствами аутистического спектра очень силен на правила. Это для них — мощная опора. Социальная адаптация не сформирована до конца, поэтому они живут правилами", — отмечает психолог. Если правило сформировано, то маловероятно, что человек с РАС его нарушит.

7. Соответствующая мотивация

Так как в структуре ценностей человека с расстройством аутистического спектра нет социально-полезного труда, едва ли не единственной мотивацией к работе может быть интерес. Монотонная деятельность, если к ней нет интереса, истощает аутичного человека. "Их бывает довольно сложно замотивировать. Если поставить задачу работать с цифрами, таблицами, искать что-то в интернете, то даже если эта работа однообразна, она им понятна, и, как правило, интересна, и чем дальше, тем с большим и большим удовольствием он трудится. Если эта работа связана с социальными действиями, он выполнит разок, а потом начнет протестовать, делать плохо, не усваивать инструкцию — в общем, будет защищаться, как умеет", — отмечает Головина.

8. Авторитетная критика

Если действия аутичного человека оценивает человек, который для него авторитетен, то критика и похвала будут восприняты адекватно. В противном случае, по мнению педагога-психолога, аутичный человек либо вообще не заметит оценки своих действий, либо она будет его раздражать, или он сочтет ее оскорбительной. В качестве примера Головина приводит студента с синдромом Аспергера, одаренного в математике: "Похвалить, осудить или что-то резко сказать ему может только профессор математики. Просто преподаватель, не имеющий звания, будет раздражать. Тот, у кого есть образование, должность и авторитет, может учить, давать инструкции, делать замечания, и это будет восприниматься адекватно".

9. Неожиданное должно планироваться

Любой человек, получая задачу с пометкой "срочно" в тот момент, когда у него в работе находится другая задача, чувствует себя неуютно, но может с этим ощущением справится. Для аутичного человека, замечает психолог, заняться внеплановой работой будет практически невозможно. Если он все же сможет себя пересилить, то в любом случае это будет для него очень мучительно, и почти наверняка вызовет протест. "Для аутичного человека это страшный стресс. Он даже может согласиться выполнить срочную задачу, но после этого эмоционально "развалится" на неделю. И к прежней работе он вернуться не сможет", — считает психолог.

При этом она отмечает, что неожиданность, включенная в план аутичного работника скорее всего не вызовет у него отрицательной реакции. "Если есть понимание, что может произойти что-то срочное, нужно планировать его занятость, например, до обеда, а после обеда ставить новую задачу", — говорит эксперт.

10. Зона отдыха

Чтобы поддерживать нормальное эмоциональное состояние в течение рабочего дня, любому человеку необходимы короткие передышки. Психолог отмечает, что для таких перезагрузок людям с аутизмом в идеале необходим тихий уголок, где можно уединиться. "У них бывают истощения, и вы никогда не догадаетесь, с чем они связаны, как правило, с внутренними переживаниями. Ну, например, трамвай пришел непривычного, не того цвета, а он все равно вынужден был в него сесть, и он переживает по этому поводу", — поясняет эксперт.

Важно, чтобы в комнате были часы, а с работником было четко оговорено, сколько времени он может там быть. "Можно прямо песочные часы ставить, иначе он там может зависнуть надолго, потому что они времени не замечают. Это профилактика эмоциональных срывов", — объяснила Головина.

Система занятости для людей с ограниченными возможностями в России, к сожалению, пока развита слабо. Бытует мнение, что человек с расстройством аутистического спектра не пригоден для обычной трудовой деятельности. Однако некоторые особенности аутистов позволяют им не просто успешно работать, но и развивать достойную карьеру.


Так, например, по мнению создателя курсов для высокофункциональных аутистов Эстер Цабар, люди с особенностями развития могут быть весьма успешны в трудовой сфере. Она объяснила принцип подготовки специалистов, которые в дальнейшем занимают тестированием различных программ и техники. "На первом этапе нашей программы мы рассматриваем заявки и, к сожалению, не всех можем принять, потому что требования в сфере hi-tech очень высокие. Кандидат должен быть хорошим специалистом и превосходно знать английский язык. После отбора мы реализуем трехмесячный план обучения тому, как можно проводить тестирования на примере различных программных продуктов. Кроме этого мы обучаем социальным, коммуникативным навыкам", — рассказала эксперт. После обучения выпускники курсов поступали на работу в ведущие мировые компании в технологической сфере. У них могут возникать проблемы в общении с коллегами или же они оказываются неспособными работать в больших комнатах, но, по словам Цабар, это решается благодаря грамотному диалогу между руководством и новым сотрудником.

Люди с аутизмом составляют около 2% населения, многие из них весьма работоспособны, но при этом в развитых странах на работу устраиваются меньше половины людей с такой особенностью. Если работодатели будут знать, как привлечь квалифицированных сотрудников с аутизмом, подобрать им должность и организовать подходящие условия, они откроют золотую жилу. Вот инструкция по найму аутичных людей от биолога и ведущей канала Logical to the Extreme Полины Деревянко.

— В этом тексте используются термины «аутичный человек» и «человек с аутизмом». В сообществе аутичных людей и тех, кто их поддерживает, нет общего решения, какое выражение лучше (подробнее тут и тут). Поэтому мы пользуемся обоими.
— В этом тексте используются термины «расстройство аутистического спектра» (РАС) и «аутизм». Мы используем их оба в значении «расстройство аутистического спектра, удовлетворяющее критериям DSM-5 и/или МКБ-11». «Синдром Аспергера» и «высокофункциональный аутизм» в этих документах не выделяются как отдельные расстройства, а включены в диагноз РАС.
— Заявляя, что существуют аутичные люди, которые способны работать в одной среде с нейротипичными людьми, с поддержкой или без, мы не отрицаем существования аутичных людей, которые не способны работать в нейротипичном мире и нуждаются в существенной поддержке (и не желаем умалить усилий тех, кто о них заботится).

Сколько среди нас аутичных людей?

В США в 2016 году аутизм был диагностирован почти у 2% детей (это 1 из 54 человек). Для России такой статистики найти не удалось — но нет оснований думать, что у российских детей аутизм встречается реже, чем у американских. При этом скорее аутичный человек не получит верного диагноза, чем нейротипичному поставят ложный диагноз «аутизм».

Получается, что 1–2% (если не больше) людей вокруг вас аутичны. Многие из них об этом не знают, потому что к специалистам попадают далеко не все.

Что умеют аутичные люди?

Трудности с социальными взаимодействиями и коммуникацией входят в диагностические критерии аутизма . Тем не менее как минимум некоторые аутичные люди обладают чертами, полезными для созидательной деятельности.

Интеллект. У аутичного человека вовсе не обязательно низкий интеллект или речевые навыки. Согласно современным диагностическим руководствам DSM-5 и МКБ-11, интеллектуальные и речевые нарушения не обязательно сопутствуют аутизму.

Две трети людей с аутизмом имеют средний IQ или выше среднего, а у 50–75% развивается функциональная речь.

Глубокая экспертность. У людей с аутизмом бывают специальные интересы — увлечения необычайной силы, которым они уделяют много времени. Нередко за счет постоянных упражнений аутичные люди становятся настоящими экспертами в любимом деле.

Если специальный интерес человека совпадает с его/ее основным родом занятий, это выгодно и для самого аутичного человека, и для его клиентов и/или работодателя.


Особые таланты. Кроме экспертности, у аутичных людей бывают таланты — например, отличная память, быстрый счет в уме, хороший музыкальный слух или умение рисовать.

Планирование. Аутичные люди — сторонники и сторонницы единообразия и следования планам, а значит, от них можно ожидать систематичности в работе.

Внимательность. Если у аутичного человека есть сенсорная гиперчувствительность, это может быть не только недостатком, но и преимуществом — она позволяет обращать внимание на маленькие детали.

У скольких аутичных людей есть работа?

По России нам не удалось найти такой статистики. В Австралии работающих аутичных людей значительно меньше, чем трудящихся других групп.

  • люди без ограниченных возможностей — 84%,
  • люди с какой-либо инвалидностью — 53,4%,
  • люди с аутизмом — 38%.

В США, по данным на 2015 год, 58% молодых взрослых в аутистическом спектре имели какую-то работу за деньги вне дома в первые годы после окончания старшей школы. Авторы исследования утверждают, что этот показатель намного меньше, чем у молодых людей с другими ограниченными возможностями.

В 2009–2014 годы специалисты Университетской клиники Фрайбурга (Германия) опросили взрослых людей с аутизмом без интеллектуальных нарушений. Оказалось, что 94% из них когда-либо трудились за деньги. Однако 22% из них имели квалификацию выше, чем было нужно для их самой длительной работы, а 31% имели большие знания и навыки, чем требовалось для их работы на момент опроса. Доля сверхквалифицированных сотрудников в общей популяции гораздо меньше.

То есть проблемы с трудоустройством у аутичных людей меньше связаны с недостаточным уровнем знаний и навыков, чем у людей в целом.

В 2019 году в Великобритании опросили тех выпускников и выпускниц вузов 2017 года, у кого были ограниченные возможности. Работу на полную ставку за эти два года нашли всего 33% аутичных участников (напоминаем, достаточно умных и умелых для получения профессионального образования). Этот показатель меньше, чем у опрошенных с другими ограниченными возможностями. А 13,5% бывших студентов в аутистическом спектре не пошли ни на какую работу — таких людей больше, чем их однокашников с другими ограниченными возможностями.

Получается, что аутичным людям труднее найти работу, которая бы соответствовала уровню их квалификации и предпочтениям, и удержаться на ней.

Почему аутичных людей редко нанимают?

Аутичным людям бывает трудно показать, что они действительно обладают нужными для работы качествами. Во-первых, такие кандидаты испытывают трудности в общении, а во-вторых, обычно собеседования проводятся так, что человеку порой сложно проявить себя с лучшей стороны.

Например, авторка этой статьи неоднократно встречала рекомендацию для кандидатов смотреть интервьюерам в глаза. Получается, на собеседованиях наряду с нужными для работы качествами проверяют также способность держать зрительный контакт с собеседником или собеседницей. Аутичные люди не очень хороши в этом, но это умение и не нужно для всех должностей, на которые проводят собеседования с подобным ожиданием от кандидатов.

Описание вакансии влияет на то, откликнутся ли на нее аутичные люди.

Я работодатель и хочу нанимать способных кандидатов независимо от их аутичности или нейротипичности. Как мне организовать инклюзивный отбор?

1. Сформулируйте четкие требования. Пишите конкретные требования в вакансиях, которые публикуете. Удобно разделить список на обязательные и желательные (можно с разной степенью желаемости) критерии отбора.

2. Предложите на выбор онлайн- или офлайн-собеседование. С одной стороны, нейроотличным соискателям бывает трудно распознавать устную речь, пропущенную через микрофоны и динамики, — тогда они, вероятно, предпочтут очную встречу. С другой стороны, кого-то может так утомить дорога до места проведения собеседования и тревога от нахождения в неизвестном месте, что они совсем растеряются. Таким кандидатам стоит предложить разговор по видеосвязи, особенно если сама работа тоже будет онлайн.

3. Расскажите, что предстоит кандидату. Вы поможете уменьшить тревожность кандидата, если заранее расскажете ему/ей, что его/ее ждет на собеседовании: как выглядят изнутри ваше рабочее здание и кабинет, сколько примерно времени займет встреча, в каком порядке и о чем предстоит беседовать с интервьюерами.

4. Проводите собеседование тет-а-тет. Аутичным людям бывает трудно вести беседу одновременно с двумя и более людьми. Поэтому если сама работа этого не подразумевает, воздержитесь от группового собеседования, говорите с кандидатами по одному, по очереди.

5. Разрешите кандидату вертеться. Если работа не требует умения сидеть неподвижно, отнеситесь спокойно к тому, что соискатель во время разговора может крутить в руках какой-нибудь предмет, черкать ручкой на бумаге или раскачиваться.

6. Создайте спокойную обстановку. Аутичные люди часто бывают гиперчувствительны к сенсорным стимулам — шумам, зрительным образам, запахам, вкусам, тактильным ощущениям. Выберите для собеседования комнату с неяркой отделкой, где в поле зрения кандидата не будет никаких движущихся объектов, кроме интервьюера. Экран с последними новостями вашей компании, машущая лапкой статуэтка кошки на столе — всё это лучше убрать.

Комната для собеседований должна быть тихой: в идеале там не должно быть слышно никого и ничего, кроме собственно кандидата и интервьюера. Опенспейс с разговаривающими на заднем плане коллегами не подойдет.

Во время собеседования постарайтесь не создавать шума: не щелкайте ручкой, не стучите пальцами по столу. Если вам всё же хочется повертеть что-то в руках, беззвучный вариант этих действий будет отвлекать кандидата гораздо меньше.

Не злоупотребляйте парфюмом.


7. Не требуйте не обязательных для работы социальных навыков. Например, кандидат может не смотреть вам в глаза или не знать уместного ответа на вопрос: «Как вы выстраивали отношения с коллегами на предыдущем рабочем месте?» — но это не значит, что он или она не подходит для работы.

8. Проверяйте фактические умения. Вместо софт-скиллс уместно будет проверить, действительно ли кандидат обладает нужными для конкретной работы навыками и знаниями. Дайте ему или ей продемонстрировать свою квалификацию: задавайте вопросы на специфичные для будущей работы темы, проведите тестирование.

9. Говорите прямо, конкретно. Аутичным людям может быть трудно угадать, насколько подробным должен быть их ответ на широко сформулированный вопрос. Например, просьба «Расскажите о себе» неудачная, потому что непонятно, что именно о себе надо рассказывать. А вот приглашение «Расскажите о своем релевантном опыте работы» гораздо лучше.

Вопрос «Какой ваш главный недостаток?» тоже часто непонятен для аутичных людей. Спросите лучше что-то вроде: «Какое ваше качество могло бы вам мешать на этой работе?» — и, выслушав ответ, уточните: «Как бы вы могли решить проблему, которую это создаст?»

Избегайте образной речи. Ваша фраза вроде «У нас дружная команда, на корпоративах мы веселимся до смерти» может быть понята буквально. Не удивляйтесь, если человек не будет смеяться над вашими шутками, призванными разрядить обстановку: кандидат может просто не понять, что вы пошутили.

10. Дайте время на раздумья. Аутичным кандидатам может понадобиться больше времени, чем нейротипичным, чтобы дать уместный ответ на ваш вопрос. Дайте им это время, не перепрыгивайте на следующий вопрос спустя пару секунд тишины.

Про наем нейроотличных людей есть онлайн-игра (на английском). В ней нужно играть за рекрутера, который/ая собеседует разных кандидатов и решает, кого в итоге нанять.

Мы наняли или хотим нанять аутичных людей. Как нам адаптировать к ним условия работы?

1. Спросите у них самих. Самый корректный (а заодно и выгодный для всех остальных сотрудников) способ это сделать — спросить вообще у всех сотрудников и сотрудниц, как бы им было комфортно работать.

В том числе полезно узнать, какой реакции ждут коллеги, если вдруг с ними случился какой-то привычный им, но неприятный приступ — тревога, срыв, эпилептический припадок и т. д.

Например, если коллега раскачивается, кричит и закрывает голову руками, не факт, что нужно бросаться его/ее спасать. Вполне возможно, что лучшая помощь — ничего не делать. Узнайте это заранее.

2. Организуйте тихое рабочее место. Дайте сотрудникам возможность выбрать себе рабочее место с низким уровнем фонового шума — например, не опенспейс, а небольшой офис. Попросите коллег не включать радио или музыку без наушников и устраивать совещания в отдельных переговорках, а не прямо на рабочем месте в окружении остальных.

3. Оборудуйте комнату отдыха. По возможности выделите комнату, где будет тихо, темно и удобно сидеть (например, поставьте туда диван). Там сотрудники смогут отдыхать от сенсорных стимулов, сопутствующих работе.

4. Говорите прямо, конкретно, четко. Давая коллегам задания или обратную связь, избегайте намеков и образной речи. В конце разговора уточняйте, всё ли собеседнику или собеседнице было понятно в ваших словах. Не используйте расплывчатые фразы вроде «Презентация вышла скучная, оживи ее, сделай повеселее» или «В этом решении задачи не хватает заботы о пользователе».

Давайте как можно более четкий фидбек, перечисляйте конкретные моменты работы коллеги и описывайте, чем именно они вам (не) понравились.

5. Присылайте важную информацию письменно. Всё, что вам важно донести до коллеги — задания, просьбы, обратную связь, приглашения на совещания, — излагайте письменно, по имейлу или в корпоративном мессенджере. Если хотите, устно тоже можно продублировать.

6. Не игнорируйте вопросы. Если коллега задает очень много подробных вопросов и многословно отвечает на каждый пункт документа, есть вероятность, что он/а аутичен/а. Чтобы взаимодействие было максимально продуктивным для обеих сторон, старайтесь хотя бы кратко ответить на все заданные вопросы (ответы «Это нерелевантно» или «Мы это пока отложим» тоже важны). Такое правило будет полезным в любой рабочей среде.

7. Не настаивайте на социализации. Не принуждайте коллегу участвовать в массовых мероприятиях.

8. Не навязывайте тактильность. Аутичным людям часто некомфортно, когда к ним прикасаются, особенно неблизкие люди. Не удивляйтесь, если коллега будет отказываться от рукопожатий при встрече и объятий при прощании (если у вас так принято). Впрочем, неаутичных людей трогать без их согласия тоже не стоит.

9. Давайте одновременно не больше одной задачи. Часто аутичные люди могут одновременно выполнять меньше задач, чем нейротипичные. Не стоит задавать коллеге много вопросов подряд, не дожидаясь ответа, или одновременно просить сделать несколько вещей. Например, когда человек раздевается, заходя в помещение, не стоит сразу спрашивать: «Будешь чай?» и «Как доехал?», протягивая при этом руку. Дождитесь, когда коллега доделает то, чем он/а сейчас занят/а.


10. Не ждите привычной реакции на small talk. Аутичный человек может не знать, как отвечать на комплимент, благодарность или хорошее пожелание, и не реагировать привычным вам образом. Не удивляйтесь, если коллега ничего не говорит или ведет себя необычно в ответ на ваш комментарий.

11. Обучайтесь. Если есть материальная возможность и на вашей должности уместна такая инициатива, пригласите специалистов, которые проведут семинар про нейроотличия. Это поможет вам понять, чего можно ждать от коллег, если они аутичны, и как наладить коммуникацию так, чтобы всем было максимально удобно.

12. Рассмотрите работу с посредником. Есть организации, которые специализируются на карьерной помощи аутичным людям, например, компания DistingTec. Они сотрудничают и с аутичными людьми, и с работодателями, подбирая удобный для всех вариант взаимодействия в каждом конкретном случае. Такой посредник может помочь вам найти талантливых аутичных сотрудников и лучше понять, как организовать их работу, чтобы всем было хорошо.

Кроме консультирования, DistingTec предоставляет каждому своему аутичному клиенту трудового наставника — человека, который будет его курировать, помогать в общении с работодателем в сложных ситуациях.

13. Принимайте особенности других. Ваша новая коллега может никогда не посещать корпоративы, качаться туда-сюда, не смотреть вам в глаза во время разговоров, не снимать наушники или темные очки, в перерывах прыгать на одном месте и болтать руками. Само по себе это не делает таких людей худшими работниками или товарищами.

Читайте также: