Какие существовали должности по управлению полисом в афинах

Опубликовано: 02.10.2024

Афины были политическим центром и гегемоном большого союза греческих городов (Первого Афинского морского союза в V в. до н. э. и Второго Афинского морского союза в IV в. до н. э.). В Афинах проживало многочисленное население, шла насыщенная различными событиями жизнь. Это ставило перед государством многие проблемы по управлению и организации административного аппарата.

Городское управление осуществлялось с помощью выборных магистратур, специальных должностных лиц. Совет 500 в свою очередь непосредственно контролировал их деятельность. Высшими магистратами в Афинах были коллегии архонтов и стратегов. Коллегия девяти архонтов была одним из древнейших государственных органов, восходящих еще к VIII в. до н. э. Компетенция архонтов была довольно широкой: по имени первого архонта назывался год, архонты имели влияние на военные дела, контролировали важнейшие религиозные церемонии и празднества, определяли порядок рассмотрения многочисленных судебных дел как частного, так и государственного порядка, включая дарование гражданских прав или обвинения в ниспровержении государственного строя.

Одной из самых авторитетных правительственных коллегий в Афинах была коллегия 10 стратегов. Стратеги возглавляли военную организацию Афинского государства, проводили набор войска, командовали им во время военных действий, возглавляли гарнизоны. Стратеги отвечали за военное финансирование, они же распоряжались захваченной добычей. В условиях постоянных войн в V–IV вв. до н. э. коллегия стратегов сосредоточила в своих руках руководство ключевыми вопросами государственной политики, а наиболее крупные политические деятели Афинского государства занимали именно пост стратега, а не архонта. В руководстве военными делами стратегам помогали и другие выборные лица: 10 таксиархов, командовавших гоплитскими контингентами, 2 гиппарха — командиры конницы, 10 филархов — командиров более мелких отрядов конницы. На все эти военные должности подбирались граждане, обнаружившие способности к военному делу, получившие специальную подготовку. Они избирались открытым голосованием, в то время как на все гражданские должности назначали по жребию. Открытое голосование должно было исключить риск выбора на ответственную военную должность человека некомпетентного или не способного к командованию.

В органы управления входили и многочисленные финансовые коллегии, и это понятно: в условиях интенсивной хозяйственной жизни и активной государственной политики составление бюджета, финансирование многочисленных мероприятий имело особое значение. Финансовое обеспечение афинского войска занимало очень большое место в деятельности стратегов. В системе афинской демократии существовало несколько специальных коллегий, руководивших разными сторонами финансовой деятельности. Так, хранителями всей государственной казны были 10 казначеев богини Афины; главной заботой 10 полетов был контроль за поступлениями в казну (от сдачи в аренду государственных имуществ до получения налоговых сумм и других поступлений); 10 аподектов отмечали в списках все поступления в казну и выдавали должностным лицам положенные им суммы; 10 логистов регулярно проверяли финансовую отчетность должностных лиц. Нужно сказать, что учреждение нескольких финансовых коллегий, контролирующих друг друга, было и эффективным способом борьбы с казнокрадством и другими финансовыми злоупотреблениями должностных лиц. Такая система если не исключала целиком, то сводила к минимуму коррупцию, возможность хищения государственных средств.

В Афинах было также множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутригородской жизнью. 10 астиномов следили за санитарным состоянием города, 10 агораномов наблюдали за соблюдением правил рыночной торговли, 10 метрономов отвечали за правильность мер и весов, 10 ситофилаков, хлебных надзирателей, постоянно следили за ценами на хлеб (о важности этой коллегии говорит тот факт, что в середине IV в. до н. э. число ее членов увеличилось с 10 до 35: 20 вели наблюдение за хлебной торговлей в Афинах, а 15—в Пирее.) Полицейские функции, включая надзор за тюрьмами, приведение в исполнение смертных и других приговоров, осуществляла коллегия из 11 членов. В их распоряжении находился отряд из 300 государственных рабов, вооруженных луками, которых называли скифскими стрелками (хотя там могли быть рабы и других народностей). Избирались и другие коллегии должностных лиц. По словам Аристотеля, ежегодно в коллегии избиралось в Афинах до 700 различных должностных лиц.


Цифрами на картинке обозначены: 1. Храм Зевса, 2. Пирейские ворота, 3. Священные ворота, 4. Ахарнские ворота, 5. Северо-восточные ворота, 6. Ворота Диохара, 7. Ворота Диомея, 8. Мелитские ворота, 9. Морские ворота, 10. Южные ворота, 11. Олимпий, 12. Гробница Гармодия и Аристогитона, 13. Гробница Перикла

В целом это был довольно многочисленный, разветвленный административный аппарат. Но он не был бюрократическим, отделенным от массы афинского гражданства. Прежде всего все коллегии должностных лиц избирались лишь на один год. Дважды избираться на одну и ту же должность запрещалось (исключение было сделано для военных). Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточить власть в одних руках исключалась. В Афинах была принята демократическая процедура избрания: кроме военных магистратур кандидаты на все другие должности избирались по жребию из представителей всех имущественных разрядов, включая и граждан — бедняков. За отправление магистратур назначалась плата в размере дневного заработка ремесленника или несколько выше (от 3 до 5 оболов), что обеспечивало реальные условия для участия в управлении граждан низшего имущественного разряда. Так как повторное переизбрание исключалось, а коллегии были многочисленными, то практически каждый гражданин мог быть избран на одну или несколько должностей и тем самым принять прямое участие в государственном управлении своего полиса.

Глава XV ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МОНАСТЫРЯ

Глава XV ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МОНАСТЫРЯ Все ли мы рассказали о клюнийских монахах? На первый взгляд, да. И тем не менее это не так. Мы пока что представили себе только образ жизни простых монахов. Остается понаблюдать за жизнью тех, кто имел различные титулы и составлял «кадры»

Городские выборные правители

Городские выборные правители «Князь правил в Новгороде при содействии назначаемых им или великим князем киевским помощников – посадника и тысяцкого, – пишет Ключевский. – Когда князь покидал город добровольно или поневоле, и назначенный им посадник обыкновенно

Первые (выборные) халифы

Низшие должностные коллегии

Низшие должностные коллегии Рядом с ординарными и экстраординарными магистратурами существо­вали различные комиссии, как постоянные, так и временные. Из первых нужно упомянуть 5 комиссий, состоявших в общей сложности из 26 лиц: уголовные или ночные триумвиры — комиссия

III. Должностные лица

III. Должностные лица Кроме князя, два лица были главными административными распорядителями в Новгороде: посадник и тысячский; их имена стоят впереди в грамотах; они представляли в себе собирательную и исполнительную силу Великого Новгорода. Слово посадник известно было

2. Гражданское управление города Рима. — Сената уже не существует. — Консулы. — Должностные лица города. — Знать. — Судебное устройство. — Префект города. — Папский двор. — Семь министров двора и другие придворные лица

2. Гражданское управление города Рима. — Сената уже не существует. — Консулы. — Должностные лица города. — Знать. — Судебное устройство. — Префект города. — Папский двор. — Семь министров двора и другие придворные лица Наши сведения об общем положении римского народа в

Глава 9 НЕЗНАКОМЫЕ ЛИЦА — КРАСНЫЕ ЛИЦА

Глава 9 НЕЗНАКОМЫЕ ЛИЦА — КРАСНЫЕ ЛИЦА Явно что-то произошло. Теперь недисциплинированность, почти бунт, чувствовалась повсюду. Раннее утреннее построение должно было приниматься нами двоими, ЛО. В то утро, казалось, многих свалила болезнь, и они не могли встать с постели

Низшие должностные коллегии

Низшие должностные коллегии Рядом с ординарными и экстраординарными магистратурами существо­вали различные комиссии, как постоянные, так и временные. Из первых нужно упомянуть 5 комиссий, состоявших в общей сложности из 26 лиц: уголовные или ночные триумвиры — комиссия

Должностные лица и чиновники

Должностные лица и чиновники Говоря о духе, пронизывающем венецианские государственные институты, Браунштейн и Делор справедливо замечают: «Венецианская система представляет собой круг, центр которого незаметно перемещается, но окружность остается постоянной».Однако

Должностные лица

Должностные лица Еще одним принципом афинской демократии была жесткая подчиненность должностных лиц полиса органам народовластия. Все должностные лица (магистраты) не обладали собственной, хотя бы на основе законов, властью: их полномочия всецело определялись

Рационализация избирательных процедур: выборные практики и губернская власть

Рационализация избирательных процедур: выборные практики и губернская власть Замечания губернатора по порядку баллотирования кандидатов свидетельствуют, что губернская власть в Москве по мере своих возможностей пыталась заставить дворян проводить выборы по

Глава 9 Незнакомые лица – красные лица

Глава 9 Незнакомые лица – красные лица Явно что-то произошло. Теперь недисциплинированность, почти бунт, чувствовалась повсюду. Раннее утреннее построение должно было приниматься нами двоими, ЛО. В то утро, казалось, многих свалила болезнь, и они не могли встать с постели

Период развития древнеримской и древнегреческой цивилизации ученые называют античным временем. Эти государства сыграли в мировой истории значительную роль, прославились многочисленными экономическими и политическими открытиями, достижениями в области права, искусства, культуры. Выдающиеся деятели той эпохи смогли сформулировать идеи и понятия, которые впоследствии легли в основу европейских концепций.

Особенности развития древнегреческого общества определялись в основном географическим расположением и природно-климатическими факторами. На территории страны почти 80% занимали горные системы, пики и хребты, в то время как небольшая часть земель была отведена под земледельческие нужды.

Многочисленные заливы, которыми изрезано греческое побережье, стали существенным препятствием для объединения государства и сделали неактуальной систему централизованного управления. Именно это и стало главной причиной образования и развития городов-полисов. К другим факторам, повлиявшим на становление особой системы древнегреческого общества, можно отнести:

  • концентрация промышленных центров в отдельных районах;
  • заинтересованность в ведении торговли между городами, имеющими выход к морю, а также их обособление для удовлетворения собственных интересов, а не общегосударственных;
  • распад земельно-общественных отношений, образование первой гражданской общины, которая стала носителем публичной власти.

Полисная форма государства представляла собой развивающийся город и небольшую прилегающую сельскую местность, которая считалась независимой. Крупнейшим образованием выступали Афины, их территория занимала 2500 км². Остальные полисы были значительно меньше — не более 350 км². В больших городах насчитывалось по несколько тысяч проживающих.

Таким образом, древнегреческим полисом называлось небольшое государственное объединение закрытого типа, жители которого являлись частью общины и не имели права покидать ее. Центр был окружен кольцевыми оборонительными сооружениями, в нем сосредотачивалось большинство населения. На главной городской площади происходила торговля, устраивались торжества, проводились спортивные соревнования.

Структурные элементы и институт гражданства

Экономической базой греческих полисов являлась античная форма собственности — органическое сочетание государственной и частной. Обязательным условием владения земельным участком была принадлежность к гражданам конкретного общинного объединения. Верховное право распоряжения и контроля наделами, которые считались единственным средством производства в античную эпоху, принадлежало коллективу — гражданской общине.

Характерной чертой античной формы собственности было ее постоянное динамичное развитие. Вместе с ней все древнее государство и его экономика качественно изменялись, преобразовывались все структурные элементы полисной системы, в том числе и институт гражданства.

В числе населения были полноправные и неполноправные жители, а также лица, которые вообще не имели никаких привилегий. Однако люди, проживавшие в полисных общинах, обладали полным набором экономических, социальных и политических прав. Все наделялись еще и определенными обязанностями. Например, после отмены долгового рабовладения в Греции граждане не могли терять свою свободу ни при каких условиях, кроме попадания в плен.

Грекам присваивали гражданский статус после рождения. В олигархических полисах это означало ряд преимуществ:

  • получение земельной собственности;
  • имущественный ценз;
  • разрешение иметь элементы тяжелого вооружения.

Всякий полис существовал таким образом, что не предполагалось его обращение к внешним связям. Главным средством производства была земля, а основной привилегией гражданина — труд. Со временем появлялись замкнутые крестьянские хозяйства, автаркичные и самодостаточные. С учетом того, что плодородных территорий в Древней Греции было очень мало, численность участников коллективов строго контролировалась и ограничивалась. Только полис имел компетенцию вмешаться в отношения совладельцев земли. Ведущими отраслями хозяйства были:

  • огородничество;
  • виноградарство;
  • хлебопашество;
  • скотоводство;
  • оливководство;
  • садоводство.

Из структурных элементов полисного устройства античного государства можно выделить военную организацию. Граждане обязывались защищать территорию, на которой они проживали. Регулярной армии в стране не было, однако все считались потенциальными воинами, которые брали оружие, как только их землям угрожала какая-либо опасность.

Виды и сравнение

В Древней Греции основой демократии и залогом развития общества считалось не только соблюдение прав граждан. Население негативно относилось к тем, кто стремился к лидерству за счет накопленных богатств и ведения праздного образа жизни. На зажиточных греков накладывались литургии — обязанность отчислять часть средств на нужды государства (организацию праздничных мероприятий, поставку кораблей и т. д. ).

В Древней Греции выделяли 3 вида полисов. Подробно о них можно узнать, изучив сравнительную таблицу.

Демократический Все жители, независимо от материального и социального положения, участвовали в общественно-политической жизни, создании законов, голосовании
Аристократический К вопросам власти допускались только некоторые слои общества, их называли аристократами, они имели исключительное право заниматься правотворчеством и урегулированием дел в госорганах в силу своих талантов, ума и прочих способностей
Олигархический Носитель власти — не народ, а узкий круг лиц, обладающих богатством и экономической властью

Наиболее демократичным полисом являлись Афины, но достигли они этого статуса не сразу. Примером аристократического государства можно назвать Спарту. Во многих сферах это были две противоположные страны.

Если сравнить устройство власти в Афинах и Спарте, то можно сделать вывод о ее принадлежности лицам, избранным народом, в первом государстве и зажиточным людям — во втором. Однако основу социально-экономической системы в обоих случаях составлял коллектив граждан — община.

Говоря о роли народного собрания Афин и Спарты, стоит отметить, что в нем участвовали исключительно представители мужского пола. В их компетенции находились вопросы обороны полисов, голосование за должностных лиц, принятие законодательства. При этом афинская экклесия применяла открытые выборы посредством поднятия рук или закрытые (опускание камешков разного цвета в амфору). В спартанской апелле приверженность тому или иному кандидату на собрании определялась криком, по громкости которого председательствовавший принимал решение в пользу претендента.

С учетом анализа особенностей политического устройства Афин и Спарты можно сказать, что первые всегда стремились к завоеванию большого количества земель, а вторые стали настоящим военным оплотом. При этом оба имели общую религию и поклонялись одним и тем же греческим богам.

Крах системы

Постепенно полисная древнегреческая система, которую так долго строили эллины, начала приходить в упадок. В своих докладах историки называют главные причины ее краха:

  • слабость и несовершенство политического устройства;
  • сложности в обеспечении внутреннего гражданского единства;
  • регулярное восстание рабов и несогласных с действующей властью;
  • значительные различия и борьба между социальными слоями.

Однако вся европейская культура, существующая в наше время, сформировалась именно на базе античных достижений. Без знания и понимания древнегреческой истории сложно понять все последующие периоды становления мирового сообщества, искусства, архитектуры, художественных стилей, театральных жанров и даже многих научных терминов. Высокий уровень культуры, многообразие ее направлений, уникальные идеи и шедевры способствовали тому, что античная Греция признана сокровищницей всей мировой цивилизации.

С той же эпохи до нашего времени дошли суды присяжных (гелиэи в Греции), заложены основы юриспруденции и различных направлений права (собственности, семейное, уголовное, обязательственное). Существование античных государств — важнейший период в истории всей планеты.

Принципами афинской государственно-политической системы в период расцвета были народоправство, выборность, коллегиальность и подотчетность властей, суд присяжных (гелиэя).

Основными государственными органами и высшими должностными лицами Афин в период расцвета демократии считают народное собрание, Совет пятисот, гелиэю, стратегов, архонтов, ареопаг. Полномочия некоторых афинских государственных органов пересекались. В Афинах не было как такового объединенного правительства. В Афинах не допускалось совмещение двух или более государственных должностей. Все государственные должности (кроме стратегов и финансовых магистратов) занимались на год (однако народное собрание могло своим решением отозвать любое должностное лицо республики и до истечения указанного срока), путем жеребьевки (ее ввел Перикл). Все высшие государственные органы были коллегиальными (дабы возместить возможные недостатки жеребьевки).

В состав народного собрания входили все афинские граждане. Народное собрание собиралось четыре раза в месяц и ежемесячно — проверочное народное собрание. Народное собрание принимало законы и другие правовые акты; осуществляло остракизм; решало вопросы снабжения и обороны; рассматривало заявления граждан о государственных преступлениях; рассматривало частные просьбы граждан; включало в гражданский коллектив неграждан и пр. Субъектами законодательной инициативы являлся любой афинский гражданин (после согласования с Советом пятисот) или сам Совет пятисот.

Совет пятисот (буле) являлся высшим правительственным учреждением, избирался по жребию на год. В него входило по 50 человек от каждой из 10 афинских фил. Представители от каждой филы образовывали отдельную пританию (секцию). Притании по очереди (в порядке ротации) выполняли обязанности всего Совета пятисот. Совет пятисот занимался подготовкой законопроектов, непосредственным управлением, финансовыми вопросами, внешними сношениями (в частности, принимал послов). Ежедневно избирался новый председатель буле. Совет пятисот выполнял поручения народного собрания, выполняя по сути функции его исполнительною органа.

Гелиастами (членами гелиэи — суда присяжных) могли становиться афинские граждане, достигшие 30-летнего возраста. Всего гелиастами были 6000 человек (по 600 человек от каждой филы). Непосредственным рассмотрением дел занималось 10 судебных коллегий по 200—300 человек. Состав судебной коллегии определял жребий буквально за несколько часов до начала рассмотрения дела, дабы избежать коррупции. Гелиэя осуществляла суд по политическим, религиозным и иным делам, а также (в квазисудебном порядке) утверждала законы, принятые народным собранием.

Стратеги (2 человека) выбирались (а не определялись по жребию) народным собранием. Помимо этого стратеги были единственными афинскими магистратами, которые могли переизбираться на свой пост. Стратеги командовали армией и флотом, решали другие текущие вопросы государственного управления, координировали деятельность союзников по Афинскому морскому союзу. Руководил коллегией стратегов первый стратег. Именно эту должность практически бессменно занимал сам Перикл.

Также выбиралось 9 архонтов: 3 первых архонта и 6 архонтов-фемосфетов. Первые архонты занимались специальными вопросами: разрешали семейные дела, осуществляли надзор за иностранцами, решали религиозные вопросы и пр. Архонты-фемосфеты готовили дела для слушания в гелиэе, осуществляли жеребьевку гелиастов, председательствовали на гелиэе, представляли ежегодный доклад народному собранию о противоречиях и пробелах в афинских законах, принимали от граждан заявления о злоупотреблениях должностных лиц и рассматривали их.

Ареопаг, упраздненный Эфиальтом, был все-таки позже восстановлен и оставался сословным органом эвпатридов.

Спартанское государство образовалось, вероятно, в IX 'в. до н.э. из пяти Поселений. Дальнейшее объединение происходило путем завоеваний. Господствующим классом были спартиаты. Они обладали собственностью на землю, скот и на работающих на их полях илотов. Каждая семья имела надел, который нельзя было дробить и отчуждать. Все устройство воспитания и быта имело своей задачей сделать из спартиата крепкого выносливого воина. Илоты были покоренными жителями завоеванных областей и представляли собой эксплуатируемый класс. Кроме илотов была еще одна группа неполноправных, называвшихся периэками (окрестные жители), они были лично свободными, но не обладали правами спартанского гражданства.

О политической организации Спарты можно судить по так называемой «Ликурговой ретре» (Ликург — легендарный древний спартанский законодатель). По этому документу в Спарте были следующие органы государственной власти: народное собрание (апелла) — оно принимало или отвергало предложения герусии; герусия (совет старейшин), состоящая из 30 геронтов, в число которых входили два базилевса (царя). Базилевсы исполняли функции военачальников, главных жрецов. Назначение герусии состояло в том, чтобы сдерживать власть басилевсов и препятствовать демократическим стремлениям народа.

Позднее в Спарте появился еще один орган — эфорат. Он представлял собой комиссию из пяти человек, функции которой сводились в основном к контролю над басилевсами и герусией.

Ключевые слова конспекта: полисный период, Афины, темные века, гомеровский период, архаическая Греция.

История Греции после дорийского вторжения начинается практически заново. Снова происходит разложение первобытнообщинных отношений, формирование государственности, возрождение материальной культуры.

Полисный период делится на:

  1. Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI—IX вв. до н. э.). Народы Греции вновь оказались на стадии родового общества, т.к. дорийцы находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. Была забыта письменность, прекратилось каменное строительство, пришли в упадок ремесла.
  2. Архаическая Греция (VIII—VI вв. до н. э.). В Греции заново возникают небольшие государства — полисы — это особый тип государства, в территорию которого входил город, расположенные вокруг него поселения, усадьбы богатых землевладельцев, сельскохозяйственные угодья. Центром полиса был город. Здесь не было царей, власть находилась в руках знати, которая выбирала на определенный срок правителей. По мере развития производительных сил и обмена появляются рабы (пленные).
  3. Классическая Греция (V—IV вв. до н. э.).

Растущая потребность полисов в земле, сырье, рабочей силе способствовала великой греческой колонизации (VIII—VI вв. до н. э.). Было основано около 300 колоний по берегам Средиземного и Черного морей. Направления колонизации:

  • Западное — колонии Тарент, Капуя (Италия), Сиракузы (о. Сицилия), Массилия (юг Франции).
  • Южное и юго-восточное — колонии Навкратис, Кирена (Африка).
  • Северо-восточное — колонии Танаис (устье р. Дон), Пантикапей (Крым) и др.
  • развитие кораблестроения и мореплавания, торговли;
  • улучшение положения трудового населения;
  • рост значимости средних слоев населения.

Полис Афины

Наиболее крупными полисами были Спарта и Афины. В Афинах (Средняя Греция, Аттика) зародилась аристократическая олигархия (власть немногих). Граждане Афин делились на эвпатридов (рабовладельческая аристократия) и демос (рядовое земледельческое население). Не являлись гражданами метеки (переселенцы из других полисов) и рабы.

Полисный период. Афины

Полисом управляли девять архонтов — высшие должностные лица из числа знати, избираемые сроком на один год. По окончании срока полномочий архонты становились членами ареопага — орган управления в Афинах, осуществлявший высшие судебные и контролирующие функции. Архонтами и членами ареопага могли быть только аристократы.

Народное собрание (экклесия) в этот период особого значения не имело. Демос в управлении не участвовал.

Пришедший к власти в Афинах Драконт ввел смертную казнь за многие правонарушения, даже такие мелкие, как кража еды (621 г. до н.э.). Позже драконовский свод законов был существенно переработан архонтом Солоном, который провел реформы: простил долги, запретил обращать в рабство за долги (594 г. до н.э.). Все мужчины — уроженцы Аттики были поделены на 4 разряда и стали называться гражданами афинского государства.

Регулярно созывалось Народное собрание, в котором участвовали все граждане. На нем решались все важные вопросы и выбирались должностные лица: стратеги, судьи и др. Судьи выбирались независимо от богатства и знатности. Вводилась обязательная военная служба.

Афины. госстрой

Дальнейшие реформа провел архонт Клисфен (509 г. до н.э.). Аттика была разделена на 10 территориальных фил, на смену кровнородственному принципу пришел территориальный принцип административного деления.

Был образован Совет пятисот. Введен институт остракизма (т.н. суд черепков) — форма тайного голосования, когда на черепке голосующий писал имя человека, подозреваемого в стремлении в свержении демократии. Осужденный большинством голосов подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества.

Афины. Права и обязанности граждан

Ключевые слова конспекта: полисный период, Афины, темные века, гомеровский период, архаическая Греция.

История Греции после дорийского вторжения начинается практически заново. Снова происходит разложение первобытнообщинных отношений, формирование государственности, возрождение материальной культуры.

Полисный период делится на:

  1. Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI—IX вв. до н. э.). Народы Греции вновь оказались на стадии родового общества, т.к. дорийцы находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. Была забыта письменность, прекратилось каменное строительство, пришли в упадок ремесла.
  2. Архаическая Греция (VIII—VI вв. до н. э.). В Греции заново возникают небольшие государства — полисы — это особый тип государства, в территорию которого входил город, расположенные вокруг него поселения, усадьбы богатых землевладельцев, сельскохозяйственные угодья. Центром полиса был город. Здесь не было царей, власть находилась в руках знати, которая выбирала на определенный срок правителей. По мере развития производительных сил и обмена появляются рабы (пленные).
  3. Классическая Греция (V—IV вв. до н. э.).

Растущая потребность полисов в земле, сырье, рабочей силе способствовала великой греческой колонизации (VIII—VI вв. до н. э.). Было основано около 300 колоний по берегам Средиземного и Черного морей. Направления колонизации:

  • Западное — колонии Тарент, Капуя (Италия), Сиракузы (о. Сицилия), Массилия (юг Франции).
  • Южное и юго-восточное — колонии Навкратис, Кирена (Африка).
  • Северо-восточное — колонии Танаис (устье р. Дон), Пантикапей (Крым) и др.
  • развитие кораблестроения и мореплавания, торговли;
  • улучшение положения трудового населения;
  • рост значимости средних слоев населения.

Полис Афины

Наиболее крупными полисами были Спарта и Афины. В Афинах (Средняя Греция, Аттика) зародилась аристократическая олигархия (власть немногих). Граждане Афин делились на эвпатридов (рабовладельческая аристократия) и демос (рядовое земледельческое население). Не являлись гражданами метеки (переселенцы из других полисов) и рабы.

Полисный период. Афины

Полисом управляли девять архонтов — высшие должностные лица из числа знати, избираемые сроком на один год. По окончании срока полномочий архонты становились членами ареопага — орган управления в Афинах, осуществлявший высшие судебные и контролирующие функции. Архонтами и членами ареопага могли быть только аристократы.

Народное собрание (экклесия) в этот период особого значения не имело. Демос в управлении не участвовал.

Пришедший к власти в Афинах Драконт ввел смертную казнь за многие правонарушения, даже такие мелкие, как кража еды (621 г. до н.э.). Позже драконовский свод законов был существенно переработан архонтом Солоном, который провел реформы: простил долги, запретил обращать в рабство за долги (594 г. до н.э.). Все мужчины — уроженцы Аттики были поделены на 4 разряда и стали называться гражданами афинского государства.

Регулярно созывалось Народное собрание, в котором участвовали все граждане. На нем решались все важные вопросы и выбирались должностные лица: стратеги, судьи и др. Судьи выбирались независимо от богатства и знатности. Вводилась обязательная военная служба.

Афины. госстрой

Дальнейшие реформа провел архонт Клисфен (509 г. до н.э.). Аттика была разделена на 10 территориальных фил, на смену кровнородственному принципу пришел территориальный принцип административного деления.

Был образован Совет пятисот. Введен институт остракизма (т.н. суд черепков) — форма тайного голосования, когда на черепке голосующий писал имя человека, подозреваемого в стремлении в свержении демократии. Осужденный большинством голосов подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества.

Афины. Права и обязанности граждан

Читайте также: