Что из нижеперечисленного не относится к этапам становления профессии экскурсовода

Опубликовано: 03.10.2024

Главное требование экскурсионной методики - обязательное сочетание показа с рассказом. Специфика, особенности методики проведения экскурсии связаны с ее темой и целью, зависят от характера объектов. Необходимо продумывать методику показа памятных мест, которые не всегда привлекают внимание своим внешним видом. Задача заключается в том, чтобы, используя смысловое значение памятника, вызвать к нему интерес. Экскурсия должна состоять из трех частей: вступления, основной части, заключения.

Для экскурсовода главное - слово. Он должен говорить лаконично, выразительно, обладать хорошей дикцией, умеренным жестом, уметь владеть своим голосом. И главная его задача состоит в том, чтобы помогать людям смотреть и видеть больше и глубже.

Обязательный этап создания новой экскурсии - заключение о тексте и методической разработке. Заключение представляет собой компетентное мнение о качестве подготовительной экскурсии, оно содержит оценку основных документов о возможности проведения экскурсии на их основе. Эффективность экскурсии во многом зависит от уровня ее организации. Большое значение имеет ее начало. Важно сразу же заинтересовать экскурсантов, увлечь их. Ведь многие участники попадают на экскурсию сразу же после рабочего дня на производстве или в учебной аудитории, нередко бывают уставшими и слабо подготовленными к восприятию содержания. Текст экскурсии и методическая разработка учитывают эти обстоятельства, экскурсоводу рекомендуется избегать сложностей при изложении материала, излагать его просто и популярно. Важную роль играют приподнятость рассказа, умение экскурсовода предупреждать и избегать конфликтные ситуации в экскурсионной группе. Отношение экскурсовода к аудитории в течение всей экскурсии должно быть уважительным, доброжелательным.

Экскурсовод должен проявить заботу о хорошей видимости объектов и слышимости пояснений для всех участников экскурсии. Этим определяется выбор экскурсоводом места для себя относительно группы. Каждый экскурсовод должен внимательно изучить содержание раздела методической разработки "Организационные указания" и четко представлять, как эти указания правильно использовать во время проведения экскурсии.

Квалификационные требования к работникам экскурсионных бюро, музеев.

Требования профессии. К тем, кто избрал для себя профессию экскурсовода, она предъявляет ряд требований. Среди них: склонность к участию в культурно-воспитательной работе; понимание значения экскурсии и своей роли в процессе воспитания; сознание своего долга; наличие хорошей дикции, определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам; непримиримость к недостаткам, бескультурью, пережиткам прошлого в сознании и поведении людей; непрерывное пополнение и совершенствование своих знаний; чувство нового; инициатива и творческий поиск в работе; глубокое изучение интересов и запросов экскурсантов; дифференцированный подход к обслуживанию различных групп населения; воспитанность, высокая культура в работе и поведении, вежливость, тактичность в обращении с экскурсантами; владение методикой проведения экскурсий; любовь к своей профессии.

Каждый экскурсовод должен обладать знанием не только своей специальности, но и знанием основ педагогики и психологии. Очень важно также, чтобы экскурсовод мог анализировать свои работы, умел дать объективную оценку проведенной экскурсии, проявлял принципиальность и требовательность к себе.

Профессия экскурсовода предполагает владение определенным кругом практических умений. Эти умения позволяют ему отобрать, сформулировать и эффективно донести свои знания до широкой аудитории. Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь: подобрать необходимый фактический материал, изучить его, подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы "портфеля экскурсовода", прослушивать экскурсоводов по своей отрасли знаний и оказывать им помощь, участвовать в пропаганде экскурсионных возможностей края.

Практические знания и умения служат основой для участия экскурсовода в методической работе, позволяют руководить методической секцией, методическим кабинетом, вести занятия на курсах подготовки и повышения квалификации экскурсоводов, руководителей туристских групп, турагентств, оказывать помощь начинающим экскурсоводам. Владение практическими знаниями и умениями является прочной основой мастерства экскурсовода.

Этапы становления профессии экскурсовода.

Процесс становления профессии экскурсовода сложен и многогранен, в нем необходимо различать четыре этапа.

Одна из задач –«портфеля экскурсовода» состоит в:

  • Отборе правил техники ведения экскурсии
  • Определении приемов сохранения внимания
  • Восстановлении недостающих звеньев при показе
Вопрос 18

В соответствии с классификацией экскурсий по форме проведения одним из видов является

  • Экскурсия-консультация
  • Экскурсия в исторические музеи
  • Комплексная экскурсия
Вопрос 19

Композицией экскурсии называют

  • Предмет показа и рассказа
  • Замысел экскурсии
  • Расположение, последовательность и соотношение подтем
Вопрос 20

Какой из логических переходов является наиболее эффективным

  • Формальный переход
  • Увязанный с темой
  • Формальный и увязанный с темой переходы обладают одинаковой эффективностью
Вопрос 21

Использование экскурсоводом при рассказе наиболее популярных приемов

  • Снижает качество проводимых экскурсий
  • Повышает качество проводимых экскурсий
  • Не влияет на качество проводимых экскурсий
Вопрос 22

Непроизвольное внимание характеризуется

  • Волевыми усилиями
  • Пассивностью
  • Активностью
Вопрос 23

Определение методических приемов проведения экскурсии включает

  • Определение приемов сохранения внимания
  • Определение темы экскурсии
  • Составление наглядного пособия
Вопрос 24

Что представляет собой методическая разработка

  • Подготовка контрольного текста экскурсии
  • Условное наименование наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии
  • Документ, определяющий, как провести данную экскурсию
Вопрос 25

Какой из нижеперечисленных документов не является обязательным для каждой темы экскурсии

  • Список литературы по теме
  • Список экскурсоводов, которые проводят экскурсию
  • Список экскурсантов
Вопрос 26

Указательный жест используется с целью

  • Дать представление о границах осматриваемого объекта
  • Переключить внимание экскурсантов с одного объекта на другой
  • Подчеркнуть особенности конструкции
Вопрос 27

К методическим приемам рассказа относится

  • Прием переключения внимания
  • Прием абстрагирования
  • Прием характеристики
Вопрос 28

Одной из задач показа является

  • Показать объекты такими, какими они были в период описываемого события
  • Оживить экскурсию, активизировать экскурсантов
  • Дать возможность самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей
Вопрос 29

Риторические вопросы в процессе экскурсии

  • Задаются экскурсантами
  • Служат для активизации внимания экскурсантов
  • Не задаются
Вопрос 30

Словесно-образная наглядность - это:

  • Примеры и факты
  • Натуральные предметы
  • Дополнительный иллюстративный материал
Вопрос 31

Экскурсионный метод - это

  • Форма распространения знаний и воспитания
  • Совокупность методических приемов, которые применяются на экскурсиях
  • Выбор в наблюдаемых объектах самого важного и существенного
Вопрос 32

В архитектурно-градостроительной экскурсии преобладает

  • Натурная наглядность
  • Изобразительная и словесно-образная наглядность
  • Словесно-образная наглядность
Вопрос 33

Язык экскурсовода должен отвечать критерию ясности

  • Да
  • Нет
  • Не всегда
Вопрос 34

Необычность (экзотичность) объекта подразумевает

  • Связь объекта с конкретным историческим событием
  • Популярность среди населения
  • Особенность памятника истории и культуры
Вопрос 35

Реконструктивный рассказ ставит своей задачей восстановить перед мысленным взором слушателей той или иной предмет в первоначальном виде

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить
Вопрос 36

В литературной экскурсии преобладает

  • Натурная наглядность
  • Словесно-образная наглядность
  • Изобразительная и словесно-образная наглядность
Вопрос 37

Цель паузы в экскурсии

  • Знакомство экскурсовода с группой
  • Дать кратковременный отдых экскурсантам
  • Дать возможность экскурсоводу сообщить дополнительные сведения экскурсанту
Вопрос 38

Основой рассказа в экскурсии является

  • Методическая разработка
  • «Портфель экскурсовода»
  • Индивидуальный текст экскурсии
Вопрос 39

Критерий точности речи - это:

  • Доходчивость и доступность речи для аудитории
  • Соответствие содержания речи мыслям экскурсовода
  • Логически оправданное использование языковых средств
Вопрос 40

Заключительная ступень подготовки новой экскурсии состоит в:

  • Приеме экскурсии на маршруте
  • Обработке фактического материала
  • Написании экскурсоводом индивидуальных текстов
Вопрос 41

Одним из видов психических процессов в экскурсиях является

  • Рассеянность
  • Мышление
  • Сосредоточенность
Вопрос 42

Что из нижеперечисленного не относится к этапам становления профессии экскурсовода

  • Овладение системой знаний по специальности
  • Усвоение основ профессионального мастерства
  • Проведение экскурсий
Вопрос 43

Коммуникативные качества речи предусматривают

  • Употребление словесных штампов
  • Точность речи
  • Чрезмерное употребление специальных терминов
Вопрос 44

Речевое общение представляет собой воздействие на аудиторию

  • Словесного, речевого потока информации
  • Внеречевого потока информации
  • И речевого потока, и внеречевого потока информации
Вопрос 45

Прием, построенный на сравнении зрительно воспринимаемой информации, называется

  • Прием контраста
  • Прием отступления
  • Комментирующий прием
Вопрос 46

Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен прослушивать экскурсоводов по своей отрасли знаний

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить
Вопрос 47

В соответствии с классификацией экскурсий по содержанию выделяют

  • Обзорные экскурсии
  • Городские экскурсии
  • Экскурсии-спектакли
Вопрос 48

Экскурсия как форма общения предполагает

  • Взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности
  • Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям знания
  • Ряд действий - подготовка и проведение экскурсии
Вопрос 49

Какие специфические способности характерны для экскурсовода

  • Организаторские
  • Умственная активность
  • Настойчивость
Вопрос 50

Технические средства наглядности - это

  • Примеры и факты
  • Кинофильмы, диафильмы, магнитофонные записи
  • Дополнительный иллюстративный материал
Вопрос 51

В исторической экскурсии преобладает

  • Натурная наглядность
  • Изобразительная и словесно-образная наглядность
  • Словесно-образная наглядность
Вопрос 52

Одной из ступеней показа является

  • Внимательный взгляд на объекты, без подсказки и руководства со стороны
  • Обобщение увиденного и услышанного от экскурсовода
  • Выбор точки показа
Вопрос 53

Критерий чистоты речи - это:

  • Доходчивость и доступность речи для аудитории
  • Соответствие содержания речи мыслям экскурсовода
  • Логически оправданное использование языковых средств
Вопрос 54

В рассказе экскурсовода используются следующие методы

  • Суждений
  • Словесные
  • Умозаключений
Вопрос 55

Методический прием ведения экскурсии и навык

  • Не связаны между собой
  • Неразрывно связаны
  • Могут быть как связаны, так и не связаны, в зависимости от ситуации
Вопрос 56

К практическим методам, используемым в процессе экскурсии, относится

  • Самостоятельная работа экскурсантов над усвоением материала
  • Устное изложение материала
  • Метод аналогии
Вопрос 57

К функциям экскурсии относится

  • Идейность
  • Связь теории с жизнью
  • Научная пропаганда
Вопрос 58

Подмена слов жестами является

  • Недостатком при использовании жестов
  • Преимуществом при использовании жестов
  • Не имеет существенного значения
Вопрос 59

Факторы экскурсоводческого мастерства, зависящие от экскурсовода, включают

Онлайн-тестирование по дисциплине "Экскурсоведение".

Список вопросов теста

Вопрос 1

В 20-е – 30-е гг. XX в. Классификация экскурсий, их признаки и функ­ции, сам экскурсионный процесс определялись в расчете на экскурсии для:

  • студентов
  • школьников
  • промышленников
  • крестьян
  • рабочих
Вопрос 2

Экскурсии в настоящее время классифици­руются:

  • по содержанию, тематике
  • по составу и количеству участников
  • по месту проведения и способу передвижения
  • по продолжительности и форме проведения
  • всё перечисленное
Вопрос 3

В зависимости от содержания экскурсии подразделяют на:

  • Обзорные и пешеходные
  • Пешеходные и автобусные
  • Тематические и автобусные
  • Музейные и производственные
  • Обзорные и тематические
Вопрос 4

Дайте понятие, что такое тематика экскурсий туристского предприятия:

  • список (картотека) экскурсоводов, которые проводят экскурсии по данной теме
  • совокупность тем, позволяющих поставить организацию экскурсий от эпизодических мероприятий к организации циклов
  • папка с фотографиями, схемами, репродукциями, копиями документов для экскурсии путь следования экскурсионной группы
  • список тем, имеющихся экскурсий
Вопрос 5

По составу и количеству участников экскурсии подразде­ляются на:

  • индивидуальные
  • для людей с ограниченными физическими возможностями
  • для российских и иностранных туристов
  • для религиозных паломников
  • всё перечисленное
Вопрос 6

В зависимости от места проведения экскурсии подразделяют на:

  • историко-краеведческие, литературные, архитектурно-градостроительные
  • литературно-биографические, историко-театральные, искусствоведческие
  • городские, загородные, производственные, музейные, комплексные
  • всё перечисленное
Вопрос 7

Продолжите определение «Портфель экскурсовода - это:

  • перечень экскурсионных объектов и их описание
  • деятельность по организации экскурсии
  • список основной и дополнительной литературы
  • комплект наглядных пособий, используемых при проведении экскурсии
Вопрос 8

Продолжительность экскурсии по времени проведения составляет

  • от 60 минут до суток
  • от 30 мин до 2 часов
  • от 1 академического ча­са (45 мин) до суток
  • от 10 мин до 30 мин
Вопрос 9

Экскурсионные услуги должны соответствовать:

  • теме экскурсии, указанной в программе
  • требованиям безопасности к процессам оказания и результатам услуг, обеспечивать сохранность жизни, здоровья и имущества экскурсантов
  • удовлетворять спрос потребителей на экскурсионные услуги
  • доступность и полнота изложения информации для экскурсантов соответствующих категорий
Вопрос 10

Назовите функции экскурсии:

  • досуговая
  • образовательная
  • информационная
  • коммерческая
Вопрос 11

Найдите, какие принципы положены в основу экскурсии:

  • пропаганда, научность, идейность
  • тематика, цикличность
  • правдивость, связь с жизнью
  • доходчивость, убедительность
Вопрос 12

В соответствии с классификацией по форме проведения экскурсии подразделяют на:

  • учебные экскурсии (экскурсия-урок, экскурсии-лекции, экскурсии-консультации)
  • экскурсии в исторические музеи
  • анимационные (экскурсии-массовки, экскурсии-прогулки, экскурсии-концерты, экскурсии-спектакли и др.)
  • обычные экскурсии и интерактивные
Вопрос 13

Профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (иностранных туристов) с объектами экскурсионного показа в стране (месте) временного пребывания - это:

  • сопровождающий группы
  • руководитель группы, знающий иностранные языки
  • гид-переводчик
  • экскурсовод
Вопрос 14

Расположите в логической последовательности этапы подготовки экскурсии:

1. Утверждение экскурсии

2. Определение техники экскурсии

3. Составление маршрута экскурсии экскурсии

4.Определение методических приемовСоставление маршрута экскурсии

5. Отбор литературы и составление библиографического списка

  • 34512
  • 54321
  • 45231
  • 53421
Вопрос 15

Основными требованиями к экскурсиям являются:

  • наглядность, достоверность, доступность, качество изложения материала (текста экскурсии)
  • организация культурного досуга, формирование интересов и расширение культурного кругозора
  • познавательная ценность, научное содержание, воспитательное воздействие
  • дифференцированный подход к экскурсантам различных категорий
Вопрос 16

Разделение экскурсантов на группы предполагает учет их

  • рода занятий
  • национальности
  • вероисповедания
  • места жительства
Вопрос 17

Выберите критерий, по которому проводится выбор экскурсионного объекта:

  • Размер
  • Информативность
  • Стоимость
  • Возраст
  • Известность
Вопрос 18

Одной из ступеней показа является:

  • Внимательный взгляд на объекты, без подсказки и руководства со стороны
  • Подчинённость рассказа показу
  • Обобщение увиденного и услышанного от экскурсовода
Вопрос 19

Последовательность посещения и изучения объектов показа с предоставлением информации об указанных объектах - это:

Всякая профессия представляет собой род трудовой деятельности, которая требует от человека определенных знаний и трудовых навыков. Приобретаются эти знания и навыки путем общего или специального образования и в ходе повседневной практической деятельности работника.

До недавнего времени (конец 60-х годов) работа в качестве экскурсовода не была профессиональной, она представляла собой вид любительских занятий для групп энтузиастов. Обязанности экскурсовода выполняли специалисты различных отраслей знаний без отрыва от своей основной деятельности (педагоги, научные сотрудники музеев, институтов и др.). Лишь в нескольких экскурсионных бюро и в отдельных музеях были штатные экскурсоводы. Однако уже в то время эта работа начинала приобретать профессиональные черты.

Появление новой профессии связано с мерами, принятыми директивными органами в 1969 г. по развитию туризма и экскурсионного дела в стране. Изменение функций экскурсий, превращение их из формы отдыха в форму культурно-воспитательной работы в трудовых коллективах, по месту жительства трудящихся и с туристами, в крупную отрасль обслуживания населения способствовало повышению роли экскурсоводов, дальнейшему становлению новой специальности. Экскурсовод, который в 1940 г. был определен как руководитель экскурсии, в музеях - сотрудник, показывающий экскурсантам выставленные для обозрения предметы и дающий необходимые пояснения, в 70-х годах стал одним из тех, кому доверено нести знания людям, экскурсовода стали рассматривать как педагога и воспитателя. Экскурсоводами стали называть работников бюро путешествий и экскурсий, государственных и ведомственных музеев, постоянных выставок, художественных галерей, организаций "Спутника", "Интуриста", Министерства просвещения, которые проводят экскурсии с показом памятников, примечательных мест, экспозиций музеев. Звание "экскурсовод" присваивалось работникам названных организаций, которые имели соответствующее образование, прошли подготовку на специальных курсах или самостоятельно выполнили все требования, предъявляемые к лицам, которые окончили курсы подготовки экскурсоводов. Требования к экскурсоводу определялись "Должностной инструкцией экскурсовода туристско-экскурсионной организации", утвержденной в 1977 г. К началу 90-х годов в экскурсионных учреждениях работало или сотрудничало на правах совместителей более 70 тысяч экскурсоводов. Экскурсовод стал центральной фигурой экскурсионного дела.

Процесс становления профессии экскурсовода сложен и многогранен, в нем необходимо различать четыре этапа.

Таблица 3.1. Этапы становления профессии экскурсовода

Этапы Наименование процесса Место действия
I Формирование склонности
к ведению культурно-массовой работы с людьми
Общеобразовательная школа, клубное учреждение
II Овладение системой знаний по специальности Вуз, курсы, самостоятельная подготовка
III Усвоение основ профессионального мастерства Курсы подготовки экскурсоводов, высшие учебные заведения туристской специализации
IV Совершенствование знаний по специальности, профессиональных умений и навыков Курсы повышения квалификации, методические секции экскурсоводов

Требования профессии. К тем, кто избрал для себя профессию экскурсовода, она предъявляет ряд требований. Среди них: склонность к участию в культурно-воспитательной работе; понимание значения экскурсии и своей роли в процессе воспитания; сознание своего долга; наличие хорошей дикции, определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам; непримиримость к недостаткам, бескультурью, пережиткам прошлого в сознании и поведении людей; непрерывное пополнение и совершенствование своих знаний; чувство нового; инициатива и творческий поиск в работе; глубокое изучение интересов и запросов экскурсантов; дифференцированный подход к обслуживанию различных групп населения; воспитанность, высокая культура в работе и поведении, вежливость, тактичность в обращении с экскурсантами; владение методикой проведения экскурсий; любовь к своей профессии.

Каждый экскурсовод должен обладать знанием не только своей специальности, но и знанием основ педагогики и психологии. Очень важно также, чтобы экскурсовод мог анализировать свои работы, умел дать объективную оценку проведенной экскурсии, проявлял принципиальность и требовательность к себе.

Профессия экскурсовода предполагает владение определенным кругом практических умений. Эти умения позволяют ему отобрать, сформулировать и эффективно донести свои знания до широкой аудитории. Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь: подобрать необходимый фактический материал, изучить его, подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы "портфеля экскурсовода", прослушивать экскурсоводов по своей отрасли знаний и оказывать им помощь, участвовать в пропаганде экскурсионных возможностей края.

Практические знания и умения служат основой для участия экскурсовода в методической работе, позволяют руководить методической секцией, методическим кабинетом, вести занятия на курсах подготовки и повышения квалификации экскурсоводов, руководителей туристских групп, турагентств, оказывать помощь начинающим экскурсоводам. Владение практическими знаниями и умениями является прочной основой мастерства экскурсовода.

Профессия и специальность

Одним из главных направлений совершенствования профессионального мастерства экскурсоводов является специализация. Прежде всего необходимо определить содержание и взаимоотношения двух терминов, которые нередко путают - "профессия" и "специальность".

Профессия - форма трудовой деятельности, требующая определенной суммы знаний и навыков. Специальность - вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия - врач, специальность врача - терапевт, хирург, невропатолог, стоматолог и т. д. Профессия - основной род занятий, термин "специалист" указывает на степень овладения знаниями и умениями в рамках определенной профессии. Иначе, специалист - это работник, который профессионально владеет какой-либо специальностью.

Задача процесса подготовки новых экскурсоводов - сделать специалистов профессионалами-экскурсоводами, т. е. помочь каждому специалисту овладеть необходимой суммой знаний и навыков профессии экскурсовода. Необходимо так организовать дело, чтобы пришедший в экскурсионное учреждение работник не только сохранял, но и продолжал совершенствовать свою специальность, т. е. укреплял тот базис, который позволяет ему успешно осуществлять экскурсионную деятельность. Учитель-историк, став экскурсоводом, должен лучше всего водить экскурсии на исторические темы. Неправильно было бы его обязывать разрабатывать экскурсию на природоведческую тему. Подготовка такой экскурсии требует особых знаний специалиста-биолога.

В экскурсионных учреждениях и государственных музеях принцип специализации получил широкое развитие. На его основе созданы тематические секции экскурсоводов: историческая, литературная, природоведческая, производственная и др. Работа экскурсоводов-специалистов на маршрутах получает высокую оценку со стороны экскурсантов.

Всех работников, приходящих в экскурсионное учреждение после окончания курсов или самостоятельной подготовки, можно разделить на несколько групп. Одни проводят экскурсии по одной-двум темам, подготовленным во время учебы, они не стремятся сами расширять тематику проводимых экскурсий. Для другой группы экскурсоводов первые годы работы характерны поисками своей главной темы, которая, как правило, не выходит за рамки полученной специальности. Выбрав такую тему, они отдают свои силы ее совершенствованию, повышению профессионального мастерства. И третья группа экскурсоводов - это те, которые берутся за любую тему и уже через пять-шесть лет имеют на своем счету добрый десяток несходных по своему содержанию экскурсионных тем. Экскурсии ими ведутся, как правило, на среднем уровне.

Престиж профессии - это уважение, которым она пользуется. Профессия экскурсовода престижна, что связано с привлекательностью, оригинальностью этого вида трудовой деятельности, ее уникальностью, интеллектуальным характером. Социальный престиж этой профессии основан на высокой оценке значимости деятельности экскурсовода, понимании его роли в проведении культурно-воспитательной работы. У молодежи, которая ставит своей целью стать экскурсоводами, решающим в выборе этой профессии является возможность общения с другими людьми, быть объектом внимания заинтересованной аудитории, получать повседневную оценку своей деятельности, вызывая положительные эмоции у экскурсантов.

Профессиональное мастерство экскурсовода и престиж этой профессии - взаимосвязанные понятия. Однако следует иметь в виду, что моральный престиж профессии экскурсовода не переходит автоматически на личность каждого конкретного экскурсовода. Сам престиж личности повседневно проверяется и подтверждается практической деятельностью экскурсовода в коллективе, на рабочем месте, главным образом на маршруте - в группе, где происходит демонстрация аудитории того главного и конкретного, что является непременной основой профессиональной престижности.

В 70-х годах в штатах экскурсионных учреждений и музеев появились работники, официально оформленные на постоянную работу по подготовке и проведению экскурсий. Это были специалисты, которые в отличие от своих предшественников проводили экскурсии не в свободное от основной работы время, а в порядке выполнения своих обязанностей на основной работе. Для них экскурсии не являлись "хобби" или средством дополнительного заработка. Экскурсия стала предметом их трудовой деятельности.

Однако во многих экскурсионных учреждениях экскурсии проводят специалисты, работающие в других организациях и учреждениях. Они приглашаются для проведения отдельных экскурсий. Экскурсоводческое дело для этих людей стало второй профессией. Вот тогда при советах по туризму и экскурсиям, бюро путешествий и экскурсий появились курсы подготовки экскурсоводов. Многие из этих курсов стали стационарными и просуществовали без малого 20 лет. Их деятельность подробно освещена в специальном учебном пособии (Емельянов Б. В. Организация курсов по переподготовке и подготовке экскурсоводов (туристско-экскурсионных работников). М., 1989.). Важную роль в профессиональной подготовке и переподготовке работников сыграли Центральные туристские курсы, после десятилетнего существования преобразованные в Институт повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций (в настоящее время это Российская международная академия туризма), курсы при "Интуристе" и "Спутнике".

Контрольные вопросы

1. Понятие "профессиональное мастерство экскурсовода".
2. Методическое мастерство как сумма знаний.
3. Практические умения и навыки экскурсовода.

Всякая профессия представляет собой род трудовой деятельности, которая требует от человека определенных знаний и трудовых навыков. Приобретаются эти знания и навыки путем общего или специального образования и в ходе повседневной практической деятельности работника.

До 1960-х годов работа в качестве экскурсовода не была профессиональной, она представляла собой вид любительских занятий для групп энтузиастов. Обязанности экскурсовода выполняли специалисты различных отраслей знаний без отрыва от своей основной деятельности (педагоги, научные сотрудники музеев, институтов и др.). Лишь в нескольких экскурсионных бюро и в отдельных музеях были штатные экскурсоводы. Однако уже в то время эта работа начинала приобретать профессиональные черты.

Появление новой профессии связано с мерами, принятыми директивными органами в 1969 г. по развитию туризма и экскурсионного дела в стране. Изменение функций экскурсий, превращение их из формы отдыха в форму культурно-воспитательной работы в трудовых коллективах, по месту жительства трудящихся и с туристами, в крупную отрасль обслуживания населения способствовало повышению роли экскурсоводов, дальнейшему становлению новой специальности. Экскурсовод, который в 1940 г. был определен как руководитель экскурсии, в музеях – сотрудник, показывающий экскурсантам выставленные для обозрения предметы и дающий необходимые пояснения, в 1970-х годах стал одним из тех, кому доверено нести знания людям, экскурсовода стали рассматривать как педагога и воспитателя. Экскурсоводами стали называть работников бюро путешествий и экскурсий, государственных и ведомственных музеев, постоянных выставок, художественных галерей, организаций «Спутника», «Интуриста», Министерства просвещения, которые проводят экскурсии с показом памятников, примечательных мест, экспозиций музеев. Звание «экскурсовод» присваивалось работникам названных организаций, которые имели соответствующее образование, прошли подготовку на специальных курсах или самостоятельно выполнили все требования, предъявляемые к лицам, которые окончили курсы подготовки экскурсоводов. Требования к экскурсоводу определялись «Должностной инструкцией экскурсовода туристско-экскурсионной организации», утвержденной в 1977 г. К началу 1990-х годов в экскурсионных учреждениях работало или сотрудничало на правах совместителей более 70 тысяч экскурсоводов. Экскурсовод стал центральной фигурой экскурсионного дела.

Процесс становления профессии экскурсовода сложен и многогранен, в нем необходимо различать четыре этапа.


Таблица 3.1 Этапы становления профессии экскурсовода

Требования профессии. К тем, кто избрал для себя профессию экскурсовода, она предъявляет ряд требований. Среди них: склонность к участию в культурно-воспитательной работе; понимание значения экскурсии и своей роли в процессе воспитания; сознание своего долга; наличие хорошей дикции, определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам; непримиримость к недостаткам, бескультурью, пережиткам прошлого в сознании и поведении людей; непрерывное пополнение и совершенствование своих знаний; чувство нового; инициатива и творческий поиск в работе; глубокое изучение интересов и запросов экскурсантов; дифференцированный подход к обслуживанию различных групп населения; воспитанность, высокая культура в работе и поведении, вежливость, тактичность в обращении с экскурсантами; владение методикой проведения экскурсий; любовь к своей профессии.

Каждый экскурсовод должен обладать знанием не только своей специальности, но и знанием основ педагогики и психологии. Очень важно также, чтобы экскурсовод мог анализировать свои работы, умел дать объективную оценку проведенной экскурсии, проявлял принципиальность и требовательность к себе.

Профессия экскурсовода предполагает владение определенным кругом практических умений. Эти умения позволяют ему отобрать, сформулировать и эффективно донести свои знания до широкой аудитории. Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь: подобрать необходимый фактический материал, изучить его, подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода», прослушивать экскурсоводов по своей отрасли знаний и оказывать им помощь, участвовать в пропаганде экскурсионных возможностей края.

Практические знания и умения служат основой для участия экскурсовода в методической работе, позволяют руководить методической секцией, методическим кабинетом, вести занятия на курсах подготовки и повышения квалификации экскурсоводов, руководителей туристских групп, турагентств, оказывать помощь начинающим экскурсоводам. Владение практическими знаниями и умениями является прочной основой мастерства экскурсовода.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ДРЕВНЯЯ ПРОФЕССИЯ

ДРЕВНЯЯ ПРОФЕССИЯ Говорят, что профессия проститутки — одна из самых древнейших в мире. Спорить не будем. Но известно, что наряду с профессиональным занятием «ночная бабочка» существует и не менее древняя специальность. Вы думаете, что это ремесло плотника? Или быть

1.1. Профессия переговорщик

1.1. Профессия переговорщик «Сила есть — ума не надо», — так в народе говорят. Но существуют ситуации, когда интеллект человека оказывается во много раз сильнее физических возможностей. Ведь именно благодаря способности мыслить и изобретать люди добились невероятного

Суеверия и профессия

Суеверия и профессия Представим себе, как бы жил человек, который решил не оставлять без внимания ни одной суеверной приметы, ни одного гадания, ни одного вещего сна, принимать близко к сердцу все пророчества, неукоснительно выполнять все указания «свыше» — другими

Почетная профессия мусорщика

Почетная профессия мусорщика Окончательная деструкция отходов, их минерализация или гумификация, во всех экосистемах производится микроорганизмами, в первую очередь бактериями и грибами. Однако, чтобы бактерии и грибы сработали быстро и эффективно, отходы желательно

Какая профессия почетней?

Какая профессия почетней? Небольшое государство Непал, пожалуй, самое возвышенное в мире. В нем вершин высотой более 6000 м насчитывается около 240, а восемь из них – знаменитые восьмитысячники с Эверестом (Джомолунгмой) во главе.Конечно, в страну прибывает много

Вторая древнейшая профессия

Вторая древнейшая профессия С английского: The Second Oldest Profession.Название романа о журналистах (1950) американского писателя Роберта Сильвестра. Это же выражение есть и в эпиграфе, который писатель предпослал своему произведению: «Газетное дело — профессия столь же древняя,

Древнейшая в мире профессия

Древнейшая в мире профессия Из рассказа «В городской стене» (сборник «Черное и белое», 1888) английского писателя Джозефа Редьярда Киплинга (1865—1936): «Лалун — представительница древнейшей профессии. Ее прабабушкой была Лилит, которая жила, как всем известно, задолго до Евы»

ПРОФЕССИЯ И СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

ПРОФЕССИЯ И СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Одним из главных направлений совершенствования профессионального мастерства экскурсоводов является специализация. Прежде всего необходимо определить содержание и взаимоотношения двух терминов, которые нередко путают – «профессия» и

Профессия

Профессия См. также «Безработица и занятость», «Любители и профессионалы», «Специалисты» Все профессии — это заговор специалистов против профанов. Джордж Бернард Шоу Доказательство истинности любого призвания — любовь к тяжелой работе, которой оно требует. Логан

Профессия и карьера

Профессия и карьера Разница между профессией и карьерой – это разница между сорока и шестьюдесятью часами работы в неделю. (Роберт Фрост)* * *Цена, которую платишь за овладение профессией, – слишком близкое знакомство с ее неприятными сторонами. (Джеймс Болдуин)* *

ДРЕВНЕЙШАЯ В МИРЕ ПРОФЕССИЯ

ДРЕВНЕЙШАЯ В МИРЕ ПРОФЕССИЯ Когда мужчины наконец убедили женщин, что любовь — это грех, одни женщины пошли в монастырь, другие — на панель. Хуго Штейнхаус Хорошим девушкам рады на небесах, плохим девушкам — где угодно. Лозунг Всемирного конгресса

ДИРИЖЁР КАК ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИЯ

ДИРИЖЁР КАК ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИЯ В последние десятилетия XIX века, когда пышным цветом расцвела опера, стали один за другим возникать новые оркестры и строиться концертные залы, назрело время для появления совершенно нового типа музыкантов — профессиональных дирижёров.

1.2. Первая древнейшая профессия

1.2. Первая древнейшая профессия Конечно, самая древняя профессия – Управление временем. Какие могут быть сомнения, ведь это организация любой деятельности в жизни человека.Еще в Древнем Египте, 4000 лет до н. э., было известно, что для успеха таких сложных дел, как

Профессия

Профессия См. также «Специалисты» (с.406); «Должность» (с.413); «Работа» (с.433); «Карьера» (с.539)Жить без профессии нельзя. Работа должна быть поднята если не до пафоса, то хоть до профессии, иначе она раздавит бездушностью.Лидия Гинзбург (1902–1990), литературоведВсе профессии – это

Читайте также: