Какие профессии появились в россии в 1991 году

Опубликовано: 03.10.2024


1. Шахтер

Советские шахтеры получали нешуточные деньги. |Фото: anrb.ru.

Кто-то скажет, что в СССР формировался своеобразный культ рабочих профессий. Особенно в Советском Союзе до Второй мировой войны. Правильнее было бы сказать, что в СССР формировался культ труда. И все же многие действительно тяжелые и важные профессии всячески превозносились государственной пропагандой. Ярчайший пример – шахтер. Поддерживали трудяг не только словом, но и рублем. А также многочисленными льготами, премиями, государственными наградами.

2. Телевизионный мастер

Телевизор в СССР был как смартфон сегодня. |Фото: fishki.net.

В XX веке телевизор был почти в каждом доме, точно также, как сегодня смартфон и компьютер. А потому и телевизионные мастера были людьми исключительно востребованными. Конечно, труд телевизионного мастера был не настолько облит пафосом со стороны пропаганды и не настолько обласкан государственной поддержкой, зато телемастера были в огромном авторитете в народе. В любой деревне радиотехник, способный починить телевизор, – один из самых уважаемых людей!

3. Строитель

Строители хорошо зарабатывали. |Фото: shnyagi.net.

Сегодня, когда вокруг тебя железно-стеклянный мегаполис, сложно понять советских людей 30-50-х годов XX века, которые своими глазами каждый день видели, как из ничего благодаря труду сотен тысяч строителей растут на пустом месте города, поселки и заводы. Быть строителем в СССР было не просто, однако почетно. А самое главное, что этот почет всегда конвертировался в гарантированную, стабильную и солидную зарплату. Люди не боялись работать руками, а потому охотно соглашались ехать на стройки социализма. Тем более, что там можно было намного быстрее заработать на автомобиль (а то и несколько) и даже на квартиру вне очереди.

4. Водитель

СССР был великой державой грузовиков. |Фото: ucoz.ru.

В советские времена быть водителем - значит трудиться в одной из самых «мужских» профессий! Если до Второй мировой войны США стали великой автомобильной державой, то СССР в это же время стал великой державой грузовиков. Что неудивительно, ведь стремительно растущая экономика требовало эффективной логистической системы и просто невероятного количества водителей. А самое главное, что водитель – всегда чуть-чуть механик. И уже только поэтому человек полезный и уважаемый.

5. Учитель

Учителя в СССР пользовались большим авторитетом. |Фото: dom-puha.ru.

Не только учитель, любой педагог в стране советов был человеком уважаемым. В первую очередь этому способствовала атеистическая идеология полностью сконцентрированная на материалистическом видении мира. Быть начитанным считалось модным. Даже в колхозах мужики выписывали научные журналы. Педагоги в Советском Союзе не зарабатывали золотые горы, однако получали льготы и премии. И что не менее важно: пользовались огромным уважением со стороны населения.

6. Врач

Советское здравоохранение было для всего народа. Советская медицина немало дала всему миру. |Фото: ok.ru.

Советское здравоохранение может и не было самым лучшим на планете, но оно было самым массовым и доступным. Наряду с культом учености в Стране Советов ковался и культ здорового образа жизни. Как и учителя, врачи пользовались большим уважением в народе, имели стабильный и не самый плохой доход, который гарантировал, что система здравоохранения не будет испытывать того дефицита кадров, который имеется во всех странах бывшего социалистического лагеря сегодня. Ведь именно из дефицита рук, созданного ужасными условиями труда, и вытекают все проблемы в медицине, от которых страдает население сегодня.

7. Милиционер

Милиция всегда защищает в первую очередь правящий класс.. |Фото: livejournal.com.

Когда в России милицию переименовали в полицию, не сыронизировал только ленивый. На самом деле подлинная метаморфоза случилась задолго до переименования, в годы перестройки, когда деградация социальных и государственных институтов значительно ускорилась. В том числе и деградация репрессивного органа, занимающегося государственным «сертифицированным» насилием. В Советском Союзе милиционер был человеком уважаемым, потому что он охранял в первую очередь общественный порядок.

И хотя коррупция в органах была и в Советском Союзе, расцвет рыночной экономики совершенно явно не пошел на пользу силовым структурам с точки зрения понятий чести и честности.

Если хочется узнать еще больше интересного, стоит почитать про один девайс из СССР, или Как сделать , чтобы пища не пригорала.

Любой человек может оказаться в ситуации, когда ему потребуется помощь. Между тем, есть люди, в чью профессиональную обязанность входит поддержка человека в сложный период жизни — не одноразовая, а постоянная, которая может длиться годы. 20 лет назад в России появилась профессия социального работника. А у ее истоков стоял англичанин Тони Видмер.


В 1991 году обычный социальный работник из Великобритании Тони Видмер совершил поступок, который кардинально изменил его жизнь — купил туристическую путевку в Россию. 20 лет спустя принц Чарльз наградил его званием Офицера Ордена Британской Империи — за развитие контактов в социальной сфере между Россией и Великобританией.

Эти его 20 лет вместили многое: создание центров социальной поддержки для увольняемых в запас военнослужащих, психологическую помощь вдовам моряков подлодки "Курск", семьям погибших горняков в Кемеровской области и даже самим социальным работникам, чтобы защитить их от эмоционального выгорания в Беслане. В общем, почти все российские болевые точки последних лет.

Удивительно, но как таковой профессии "социальный работник" в СССР не было. Просто эти функции выполняли множество разных узких специалистов: политрук в армии, инспектор по делам несовершеннолетних в милиции, педагог по воспитательной работе в школе. Именно в 1991 году соцработники получили официальный статус как представители новой специальности.

Впрочем, нельзя сказать, что за минувший срок эта профессия стала более известной, чем когда-то в Советском Союзе. Многие уверены, что сфера их деятельности — в основном, работа с престарелыми и инвалидами, то есть теми, кто давно уже списан обществом "в утиль". Между тем, социальным работникам часто приходится оказывать помощь людям, которые вчера еще были здоровы и полны сил, а сегодня вдруг оказались за бортом.

"Помню я работал с одним парнем в Великобритании, попавшим в страшную аварию на мотоцикле и сломавшем позвоночник. Мне нужно было пытаться примирить его с этим обстоятельством и вернуть к активной жизни. Мы много говорили о его увлечении мотоциклами и однажды я сказал: "а почему бы тебе не попробовать написать об этом?" Сейчас он довольно успешный писатель — пишет рассказы из жизни байкеров", — рассказывает Тони.

Действительно, человеку, живущему полноценной жизнью, трудно представить, что однажды может случиться нечто, и он будет нуждаться в серьезной помощи. А ведь никто от этого не застрахован. Как, например, это случилось с другом Тони Видмера — английским полицейским, с которым они попали в серьезную автоаварию в Москве. К счастью, инвалидом он не стал, но сильному, уверенному в себе мужчине, расследовавшему убийства и вроде бы привыкшему к смерти, потребовалось больше года социальной реабилитации, чтобы вернуться к обычной жизни. А Тони через три дня после аварии улетел в Беслан.

Там, в Беслане, он и его команда работали уже не с самими жертвами теракта, а с местными соцработниками, которым тоже срочно требовалась помощь. Они были рядом с пострадавшими в самые черные дни — ходили в морги опознавать тела, помогали хоронить, а потом просто были рядом, чтобы не оставлять людей одних. Эмоциональная и психологическая нагрузка была такой, что люди просто не выдерживали, ломались, не могли заставить себя вновь идти к тем, кто потерял своих детей, чтобы пытаться вернуть их к нормальной жизни.

"Мы обучали их специальным технологиям, защищающим от эмоционального выгорания. А также убедили местные власти обратить внимание на эту проблему — предоставлять соцработникам больше времени для отдыха, отправлять их в санатории. Даже создали клуб для них, чтобы они могли хоть ненадолго переключаться на что-то другое", — рассказывает Тони.

Дело в том, что эта работа по сути не имеет временных ограничений. После несчастья, при котором страдает много людей — теракта или стихийного бедствия-на место приезжают психологи МЧС. Но они работают всего несколько дней. А людям надо как-то пытаться жить дальше. В идеале в этом им и должен помогать именно социальный работник. Даже близкий человек не всегда знает, как правильно вести себя в той или иной ситуации. Например, что существует три стадии горя. На первой человеку не помогут никакие утешения и примеры из личного опыта, его нужно просто молча слушать. Потом надо помочь пережить злость от утраты и желание отомстить. И если он благополучно преодолеет эти стадии и примирится с тем, что случилось, можно пытаться вернуть его к обычной жизни.

Впрочем, профессия соцработника необязательно связана исключительно с трагическими ситуациями. Например, он очень пригодится в больнице, где будет готовить пациента к выписке, а заодно проследит, как налажен уход в постбольничный период. Он работает с семьями, в которых ребенок совершил правонарушение и может оказаться в колонии. В воинских частях обязанности соцработника включают такую важную и зачастую неизбежную обязанность, как сообщение семье о гибели военнослужащего. При этом учитываются все нюансы — вплоть до того, сколько человек должны при этом присутствовать. Получается, что эти люди находятся как бы на границе между человеком и государственной системой, помогая и тем, и другим лучше взаимодействовать.

Первым проектом в России для Тони стало создание в Тверской области центра социальной поддержки для увольняемых в запас военнослужащих. В начале 90-х происходил вывод войск из Германии, и офицеры в массовом порядке возвращались домой, где их, как правило, никто не ждал. Не было ни жилья, ни работы. Семьи селили в детском садике, где игровую комнату разделяли на несколько каморок простынями. Молодые сильные мужчины, привыкшие делать свое дело, вдруг оказались совершенно беспомощными в этой почти безвыходной ситуации. Кто-то начал пить, кто-то пытался покончить жизнь самоубийством.

Как рассказывает Тони, он вспомнил, что в Великобритании было примерно то же самое после Второй мировой войны. И тогда многие офицеры получили профессию социального работника. Первый его босс, к примеру, в прошлом был военным летчиком. "Мы организовали для уволенных офицеров шестимесячные курсы по обучению новой профессии. После этого кто-то сам создал подобные центры, кто-то пошел преподавать. Возможно, они не стали хорошо зарабатывать, но я знаю, что большинство из них сумели найти себя в новой жизни".

Кстати, футурологи уверены, что за профессией социального работника будущее. И такие специалисты всегда будут очень востребованы. И может, они правы. Ведь от катастроф не застрахована ни одна страна, даже очень благополучная — вспомним хотя бы Японию. А нынешний мировой экономический кризис, наверняка, отразится на жизни очень многих людей, которым потребуется поддержка.

Обучение этой профессии может стать выходом и для тех, кто не хочет смиряться с ранней пенсией, но при этом не может найти работу, соответствующую статусу и уровню образования. Многие пожилые жалуются на дискриминацию по возрасту. И с этим трудно спорить, глядя на окружающий нас мир. Например, в той же Великобритании во многих магазинах работают люди в возрасте, которых защищает специальный антидискриминационный закон.

Много ли мы видим в наших магазинах пожилых продавцов? А вот социальной сфере никакая возрастная дискриминация не грозит. Наоборот, там жизненный опыт и знания точно окажутся востребованными. Тони Видмару, чья организация в России много работает в том числе и с пожилыми людьми, идея привлекать их к социальной работе показалась интересной. Так что, возможно, вскоре появятся специальные курсы переподготовки. Кстати, самому Тони 68 лет. Но он бодр, полон сил и на пенсию точно не собирается. Просто ему очень нравится его работа.

о развитии профессионального самоопределения в России

Есть мнение, что ничего случайного не бывает и каждое совпадение что-нибудь да значит. Нам неизвестно, насколько это справедливо, но такой подход, безусловно, делает жизнь интереснее.
Так совпало, что практически одновременно из обеих столиц в редакцию поступили две статьи на одну и ту же тему «История профориентации». Что удивительно — статьи разные, но не противоречащие друг другу.
«Наверное, это что-то означает», — решили мы. Похоже, что тема профориентации после нескольких лет небрежения вновь становится актуальной. Общественные приоритеты в выборе профессии сменились, как и предсказывал Жванецкий устами Райкина («товаровед — как простой инженер…»), личные предпочтения выпускников стали более определенными, вновь появились какие-то ориентиры. А то без ориентиров — какая уж ориентация!
Мы решили не сопротивляться намерениям таинственной внешней силы. Поэтому мы нарушили классические каноны построения номера и поместили рядом две статьи на одну тему. Первая — перед вами, вторую читайте здесь.

Редакция

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Чтобы лучше понять, в чем суть проблемы профессионального самоопределения, следует задать вопрос: когда и где должна была бы возникнуть профориентация? Первые лаборатории профориентации появились в 1903 г. в Страсбурге (Франция) и в 1908 г. в Бостоне (США). Обычно называют следующие причины появления служб: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска и выбора работы, проблема отбора наиболее «подходящих» людей уже со стороны работодателей. Но это все социально-экономические причины. Для нас главным остается вопрос: каковы же психологические причины возникновения профориентации? Иными словами, что изменилось в сознании людей в тот период и именно в этих странах?

Главная психологическая причина появления профориентации заключается в том, что перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было (или было характерно лишь для отдельных людей, которые не хотели жить по заранее заведенному, патриархальному порядку). Проблема свободы порождает значительные трудности, так как предполагает ответственность за свой выбор; страх перед ответственностью вызывает внутреннюю напряженность и даже особые неврозы. Но поскольку далеко не все люди готовы к такой ответственности, то возникает насущная потребность в специальных помощниках-консультантах, облегчающих эти сложнейшие жизненные задачи. Теперь остается проверить, насколько удачно выбран нами критерий появления проблемы профессионального самоопределения. Это лучше сделать на примере нашей страны.

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ

Для проверки критерия — свобода выбора — можно выдвинуть следующее предположение: чем больше в обществе реальной свободы, тем в большей степени в нем развита профориентация. Попробуем выделить основные вехи в истории нашей страны и основные вехи развития профориентации, начиная с конца ХIХ в.

Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в 1897 г. (но только в годы Первой мировой войны подобные службы приобрели государственный статус). В известном «Кающемся энциклопедисте» (1900) был раздел, посвященный выбору профессии, и выделены четыре типичных варианта выбора: 1) согласно семейным традициям (что было распространено в тогдашней патриархальной России); 2) случайный, необдуманный выбор; 3) выбор по призванию; 4) выбор по расчету. В дореволюционной России издавались журналы, где была информация о профессиональных учебных заведениях («Студенческий альманах», «Адрес-календарь»). Еще задолго до официального открытия профориентационных служб в Санкт-Петербурге профессор Н. Киреев безвозмездно помогал молодым людям в выборе факультета и специализации в университете, а чуть позже М.А. Рыбникова и И.А. Рыбников перенесли эту инициативу в гимназии.

В целом в дореволюционной России вызревали демократические свободы (было «модным» считаться революционером, все общество жило ожиданиями перемен), создавалась социально-экономическая база для развития страны, но в плане социальных, гражданских и политических свобод имелись сильнейшие проблемы. Например, более чем у 40% призывников в период Первой мировой войны были зафиксированы следы порок, а за период с 1905 по 1912 гг. было казнено множество людей, несогласных со столыпинскими реформами (появился даже термин «столыпинский галстук» — веревка на шее). Как известно, революции на пустом месте не случаются. Таким образом, в условиях сильного ограничения свобод профориентации в России не было, но социально-экономические, психолого-педагогические и даже духовные условия для этого вызревали.

Многие годы труд должен был быть
в первую очередь общественно полезным

В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации были важнейшими темами марксистской идеологии. При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 году по прямому указанию В.И. Ленина) была создана лаборатория, занимающаяся вопросами профориентации. Проблемами профориентации также занимались во Всеукраинском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и т.д.

В мае 1924 г. появилась первая Лаборатория профконсультации, организованная по инициативе А.Ф. Кларка при Ленинградском институте по изучению мозга. В апреле 1927 г. по ходатайству Института мозга и благодаря энергичной поддержке его директора В.М. Бехтерева Наркомтруд открыл при Институте мозга первое в СССР Бюро профконсультации. За 1927–1928 гг. было обследовано 2700 подростков, а за последующие 10 лет — 7 млн 600 тыс. человек.

В 1928 г. организуются Бюро по профконсультации в Свердловске, Ростове-на-Дону, Иваново-Вознесенске, Брянске, Киеве и Одессе, а в 1929 году — в Перми, Ярославле, Шахтах. За период с 1930 по 1933 г. открыто 47 Бюро профконсультации. Сразу же стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации (профотбора) занимались педологи. В 30-е гг. Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору ВЦСПС стала разрабатывать систему школьной профориентации. В 1932 г. создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации.

Таким образом, в период нэпа и в начале 30-х гг., когда еще существовала относительная свобода, профориентация активно развивалась.

Но уже в 1936 г. вышло печально знаменитое Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Заметим, что наступление на гуманитарные науки началось именно с профориентации. Именно она оказалась самой уязвимой перед лицом ущемления свобод (и прежде всего, свободы выбора). В 1937 г. — отмена трудового обучения в школе и резкое свертывание профориентационной работы (что-то похожее происходит и сейчас). Таким образом, в период сталинского тоталитаризма — профориентацию, реально связанную с проблематикой свободы выбора, просто запретили.

Только в конце 50-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. В 60-е гг. (в период хрущевской «оттепели») была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (руководитель — А.Н. Волковский); открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве (руководитель — Б.А. Федоришин); организован Научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР (руководитель — А.М. Голомшток). К сожалению, из-за долгого перерыва в развитии профориентации профориентационные разработки долго еще оставались на достаточно простом (и даже примитивном) уровне.

В годы брежневского правления (с середины 60-х до середины 80-х гг.) профориентацию не запрещали, но уровень разработок еще более понизился. Это было время, когда призывали: «Всем классом на ферму!», «. на завод!», «. на комсомольскую стройку!». В таких призывах на первом месте оказывались не интересы личности, а интересы народного хозяйства и обороноспособности страны. В итоге ущемления многих свобод в этот период профориентация стала деградировать.

ПОТРЕБНОСТЬ В ИЗМЕНЕНИЯХ

Правда, уже с середины 80-х гг. в стране даже на официальном и партийном уровнях стала вызревать потребность в существенных изменениях, прежде всего в плане увеличения свобод. В 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодежи. В период горбачевской «перестройки» в этом направлении было сделано довольно много.

Было создано более 60 региональных Центров профессиональной ориентации молодежи, а в районах — множество пунктов профконсультации (в Госкомтруда СССР все это курировал О.П. Апостолов, много сделавший для возрождения отечественной профориентации, а фактически и для становления школьной психологической службы, о чем многие сейчас как-то забывают).

На базе Госкомтруда началась активная подготовка профконсультантов (заметим, что в тогдашнем СССР практических психологов в массовом порядке еще не готовили!).
В школах ввели курс «Основы производства. Выбор профессии» (это также был один из первых психологических курсов в школе!).
Наметился переход к более качественной работе. Хотя опыта было мало, но он быстро приобретался.
В итоге в 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совершенствования.
Таким образом, явный рост свободы в обществе вызвал резкое возрождение и развитие школьной профориентации.
На смену горбачевской «перестройке» пришла эпоха «демократических преобразований», начавшаяся «революцией с лицом Ростроповича» в августе 1991 г. За этот период произошло тоже немало.
В 1991 г. вышел закон «О занятости населения», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости. Заметим, что в США требования к подготовке специалистов для работы в бюро по трудоустройству заметно ниже, чем специалистов, оказывающих помощь школьникам при планировании ими своей карьеры.
В 1992 г. вышел закон «Об образовании» и сразу же резко сократилось финансирование школы и особенно профориентации. К этому времени многие «умные и образованные» люди уже «поняли», что есть вещи более важные, чем образование и какая-то там профориентация, связанная со свободой выбора и самоопределением.

К сожалению, школьная профориентация была почти разрушена, что усугублялось неясностью с ее подчинением: Минобразование РФ от профориентации фактически отказалось, а в Минтруда РФ и в подчиненных ему службах занятости населения «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная услуга» (по принципу: «школа не в нашем ведении»).

К счастью, отдельные местные начальники иногда поддерживали руководителей оставшихся Центров профориентации молодежи, то есть не дали им погибнуть в условиях социально-экономического абсурда.

К счастью, некоторые руководители Центров занятости населения все-таки делегировали своих профконсультантов в близлежащие школы, где они работали со старшеклассниками, получая зарплату в Минтруда РФ (за это таких руководителей не раз наказывали, но, видимо, профессиональная совесть у кого-то все-таки осталась).

Один из примеров невнимания к школьной профориентации — Второй съезд школьных психологов в Перми в 1995 г., в программных материалах которого не было ни одного упоминания о профориентации и профессиональном самоопределении, но много времени было уделено психокоррекции, психодиагностике, психотерапии и модному тогда «экономическому образованию». Хотя понятно, что и психодиагностика, и психокоррекция, и психотерапия имеют смысл лишь тогда, когда они помогают человеку самоопределиться.

Как это ни удивительно, но профориентация частично перекочевала в коммерческие структуры в виде «профотбора персонала». К сожалению, это свидетельство некоторой примитивизации профориентационной работы. Еще в 20-е годы Г. Мюнстерберг говорил, что со временем профотбор должен постепенно заменяться профконсультацией. В варианте же коммерческого профотбора в большинстве случаев используются явно неадекватные тесты (идет банальное «охмурение» клиентов-претендентов и собственного руководства), но самое печальное, что такой профотбор практически исключает выход на серьезный уровень профессионального и личностного самоопределения (претендент — это лишь «обследуемый с помощью тестов»). Таким образом, сейчас у профориентации не самые лучшие времена, но ее все-таки не запрещают.

В итоге получается, что в 30-е гг. профориентацию запрещали политическими способами, в 70–80-е гг. — бюрократическими, а сейчас (в эпоху «расцвета демократии») — экономическими (почти не финансируют). Все это позволяет убедиться, что существует определенная зависимость периодов расцвета профессионального самоопределения от уровня реальной свободы выбора для большинства населения.

А это означает, что сама профориентация и конкретные методы профориентационной помощи должны планироваться и осуществляться с учетом этого обстоятельства. Например, если уровень реальной свободы самоопределения в обществе невысок, то это отражается и на позиции многих клиентов, и на позиции самих профконсультантов, порождая особые проблемы, связанные с осознанием себя как субъекта (или несубъекта) самоопределения, с желанием (или нежеланием) понять то, что происходит вокруг, то есть понять, в «пространстве» каких смыслов приходится самоопределяться.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ТЕСТИРОВАНИИ

Если обратиться к примеру Франции, то можно условно выделить следующие этапы развития профориентации — этапы смены основных акцентов в работе (по И.В. Михайлову): в 20-е гг. акцент делался на трудоустройстве (последствия войны, безработица); в 40–50 гг. — на определении профпригодности клиентов с помощью тестов (эпоха глобального «тестологического бума»); с 70-х годов преобладающим направлением стало «воспитание у молодежи способности самостоятельно делать выбор». Интересно, что уже в 60–70 гг. в рамках «борьбы с тестоманией» стали появляться специальные частные бюро, где будущих клиентов обучали, как «лучше» и «правильнее» ответить на вопросы тестов и в итоге предстать перед работодателями в более выгодном свете.

В настоящее время в странах с пока еще невысокой психологической культурой процветает тестирование, в более развитых странах стараются переносить акцент на индивидуальные профконсультации.

Сегодня консультация школьного психолога
редко касается проблемы выбора профессии

Правда, в последние годы даже в странах с развитыми психологическими службами вновь намечается некоторый возврат к поголовному тестированию. Объясняется это не столько появлением каких-то новых достоверных тестов, сколько устоявшимся представлением многих начальников, заказчиков и клиентов, что только тесты и есть настоящее научное средство помощи в выборе профессии. Даже в разработке самих тестов приходится «подыгрывать» потенциальным клиентам и заказчикам. В этой связи А.Г. Шмелев отмечает: «Любому новому тесту, каким бы он ни был передовым в научном отношении, в этих условиях очень трудно конкурировать с классическими методиками, по которым накоплена огромная методическая литература. Даже новые компьютерные тесты, обладающие массой объективных достоинств (например, гибкими возможностями настройки на конкретного испытуемого — свойствами так называемого «адаптивного тестирования»), с трудом пробивают себе дорогу и до сих пор не могут сравниться в популярности с «классическими» методиками. Не случайно многие образцы современных компьютерных тестов являются не более чем компьютерными версиями существовавших до них буклетных или «карандашно-бумажных» методик».

В данной ситуации проще немного «подыграть» клиенту, начальнику или заказчику, чем переубеждать его. Тем более что тесты все-таки позволяют решать ряд задач: при грамотном использовании они могут дать определенную информацию о клиенте, с их помощью легко формировать мотивацию клиента на самопознание и т.п. (Интересно пишет по этому поводу В.П. Зинченко: «Я предпочитаю определять коэффициент интеллектуальности не с помощью тестов, а по выражению лица. Несмотря на огромные усилия по установлению валидности тестов, многие из них так и остаются инвалидными…»)

Вероятно, современным профконсультантам все-таки следует готовить себя к неизбежности использования профориентационных тестов хотя бы для того, чтобы не «осложнять себе жизнь» в бесполезных «выяснениях отношений» с клиентами и начальниками и больше времени, таланта и сил уделять творческому подходу к своей работе.

Елена ПРЯЖНИКОВА,
кандидат педагогических наук,
г. Москва

После распада СССР многие люди оказались без работы. Стабильная уверенность в завтрашнем дне пропала, на государство уже не приходилось рассчитывать, а только на себя. Какие же профессии кормили людей в лихие 90-е?

Какие профессии были популярными в 90-е годы

Бухгалтера и аудиторы

90-е годы известны расцветом рыночной экономики. Нужны были люди с финансовым образованием — бухгалтера, аудиторы, экономисты.

90-е Бухгалтера и аудиторы

Где-то в 2000-х годах даже случился переизбыток этих специалистов, а вот тогда они были на пике популярности и люди с таким образованием хорошо зарабатывали.

Переводчики

Появилось много «новых русских», которые налаживали связи с иностранцами, но как их налаживать, если языка не знаешь? Вот тут-то и нужны были люди, знающие английский, французский, немецкий языки. Оплачивалась такая работа тоже очень хорошо.

90-е Переводчики

Еще переводчики зарабатывали переводом пиратских кассет с фильмами. Зарубежные фильмы привозили в Россию, подпольно их переводили и продавали. Качество, конечно, хромало, но люди с удовольствием покупали такие видеокассеты или брали напрокат, и бизнес процветал.

Программисты и системные администраторы

Когда появились компьютеры, начался бум на тех, кто умел с ними обращаться. Стали появляться курсы для тех, кто хочет научиться азам компьютерной грамотности.

90-е Программисты и системные администраторы

А на предприятиях «системщиков» особенно ценили и хорошо платили.

Продавцы-челночники

Рынки всегда привлекали тех, кто остался без работы. В 90-х стала популярной профессия так называемого «челнока». Это человек, который покупал товар в одном месте (как правило, на оптовых точках), а продавал уже на «своем» рынке. Тогда можно было увидеть множество людей, везущих что-то в огромных полосатых сумках. Возили в основном одежду, посуду, косметику, мелкие предметы быта.

90-е Продавцы-челночники

Причем занимались этим не только мелкие торговцы, но и предприниматели, имевшие десятки торговых точек на рынках. Товар в этом случае реализовывался через обычных наемных продавцов.

Занятие это было непростым и порою даже опасным, учитывая, что в 90-е был расцвет рэкета и криминальных структур. Товар могли отнять, деньги украсть, да и просто отжать. Но у многих не было выбора.

Строители

Те, кто умел работать руками, стали объединяться в строительные бригады. Обеспеченные люди постоянно что-то строили и на этом можно было неплохо заработать.

90-е Строители

Также люди занимались отделочными работами, делали ремонт и зарабатывали этим себе на жизнь. Так и появились первые шабашки.

Репетиторы

Учителя и профессора, которым задерживали зарплату, стали давать дополнительные уроки ученикам, у которых были какие-то пробелы в знаниях. Это не приносило много прибыли, но все еще зависело от преподаваемого предмета. Занятия по той же информатике или английскому языку очень даже котировались.

Репетиторы 90-е

Жить в 90-е годы было непросто. И люди, которые прошли все сложности, могут по праву гордиться собой. Каждому времени соответствуют свои законы и способы заработка. В 90-х они были непростыми, но все равно люди находили возможности получить хоть какую-то прибыль.


Я помню появление первых кооператоров и малых предприятий. Тогда почему-то очень модно было носить зеленый низ и желтый верх. Все ходили в штанах разных оттенков зеленого и рубашках разных оттенков желтого. Это было в начале девяностых. Потом я уехал в Швецию и до 1994 года вообще не появлялся в России. А когда приехал, встретил одного своего товарища, и он говорит: «Пойдем в клуб “Кризис жанра”, он хороший, там малиновых пиджаков не бывает». Я говорю: «Кого не бывает?» – «Малиновых пиджаков. Придешь – увидишь». Так я первый раз услышал о субкультуре малиновых пиджаков. Очень скоро я увидел людей и в малиновых пиджаках, и в спортивных костюмах Adidas. Я с большим интересом за всем этим наблюдал, потому что в России бывал наездами и для меня это была экзотика. И меня тогда поражало, что люди всем своим видом показывают, к какой социальной группе принадлежат. Слово «бандит» было повседневным. Были, например, учителя, военные, врачи, предприниматели, бандиты. К ним абсолютно нормально относились. И я научился их распознавать, этих крепких ребят в спортивных костюмах, с бритыми затылками. А сейчас, когда я фотографировался, в коридоре отдыхали какие-то охранники, и один из них был одет в такой же костюм Adidas, как я, только видавший виды, на котором белые полоски уже давно посерели. И он так посмотрел на меня – сначала удивленно, потом оценивающе, а потом даже некоторая зависть промелькнула во взгляде, потому что мой костюм был девственно чистым и таким густо-черным и ярко-белым, каким может быть только совсем новый, не прошедший боевого крещения. В общем, глядя на этого охранника, я понял, что если эта мода уже закончилась, то по крайней мере не всем об этом успели сообщить.

Ира Макарова


В 1991 году я потеряла покой, увидев рекламу диковинных изделий под названием «дольчики». Так назывались завезенные в Россию разноцветные колготки и лосины в цветочек. В телерекламе они выглядели весьма искусительно для советских женщин с их вечным галантерейным голодом и любовью к антиуниформенным ярким принтам (но только не Ивановского комбината).

Надо сказать, о проблемах советских женщин я знала только понаслышке. Во-первых, в 1991-м я была тринадцатилетней мелюзгой, во-вторых, моя мама ездила в загранкомандировки и привозила для меня чемоданы прекрасной одежды, правда, выбранной на ее несколько консервативный вкус. «Дольчикам» мама сказала категоричное «нет». «Не куплю», и все тут.

Я нашла в мамином гардеробе очень красивую японскую кофту (на черном фоне малиново-оранжевые розы размером с небольшие арбузы), выкроила из спины два лоскутика, сшила кишки-штанины и пристрочила их к трусам от старого купальника. Наверное, в это сложно поверить, но получилось очень круто. Только приходилось все время незаметно придерживать подол, чтобы ветерок не обнаружил места позорной «склейки» – трусы от купальника были в несовместимую с розами-арбузами коричневую клетку.

На улице на меня оборачивались абсолютно все! Бабки показывали пальцами, дети кричали: «“Дольчики” идут!» Позднее у старшей сестры одной из моих подруг появились настоящие «дольчики», и все увидели, что оригинал гораздо беднее (и бледнее) моего самостряпа.

Михаил Орешин

менеджер в автомобильной компании


В 1991-м мне было пятнадцать. Еще два года до поступления в институт и три – до серьги в ухе. Уже два слушаю «Аквариум», Майка, Цоя, а мои друзья уверенно играют на трех гитарах и барабане и записывают свои песни в деревенском клубе. По вечерам мы собираемся в подвале соседней хрущевки.

Невероятный Курехин передал свежую информацию о Ленине-грибе.

Мама, не отрываясь, смотрит съезд народных депутатов по телевизору.

В августе в нашем подмосковном городке появились два бэтээра и автобусы с темными стеклами, а в телевизоре какие-то серые люди в такого же цвета пиджаках.

Полина Пилюгина

инструктор по пилатесу


Осенью 1991 года моя мама, которая тогда вела занятия по ритмической гимнастике, дала объявление в городскую газету: «Набирается группа шейпинга». С этого момента мы стали сказочно богаты.В назначенное время в холл обнинского НИИ, где мама арендовала спортивный зал, пришло человек двести. Мама сформировала шесть групп – две с утра, четыре вечером. Деньги домой она приносила огромными сумками – я до сих пор помню, как они лежали в диване, такие плотные пачки рублей.

Мне тогда было лет тринадцать-четырнадцать, и я помогала маме обрабатывать анкеты ее клиенток. Мама прописывала каждой женщине программу тренировок на тренажерах, которые удачно дополняли занятия в группе.У нас был такой трюк: мы говорили, что волшебный компьютер обработает результаты измерений и выдаст каждому индивидуальную программу. На самом деле это была грандиозная домашняя работа для нас с мамой: мы высчитывали соотношения объемов тела и прочие показатели на калькуляторе, потом мама экспертным методом (из головы, на уровне интуиции и опыта) расписывала программу для конкретной клиентки. Компьютер же нужен был, чтобы вбить текст программы и результаты измерений и расчетов и все это вывести на принтер. Каждый вечер принтер работал на пределе своих ограниченных мощностей, а мы пыхтели с калькуляторами. Приятнее всего было раскладывать бесформенную кучу новых «павловских» рублей в стройные стопки. Помню, как мы их рассматривали, как фантики, изучали рисунки и водяные знаки: еще сложно было привыкнуть к новым деньгам.

Елена Яцура

креативный продюсер


Сериал «Богатые тоже плачут» вышел в ноябре 1991 года, практически сразу после путча, когда в стране был страшнейший бардак и много надежд на новую жизнь, и именно поэтому этот продукт прочно вошел в сознание людей. В очередях и на работе обсуждали судьбу Марианны, ее детей, мужчин, злую мачеху и так далее. Я сама смотрела «Богатых» случайно и редко, но было понятно, что это новый массовый медийный продукт для России, который, по сути, потом определил одну из главных сериальных состав­ля­ющих отечественного телевидения. Сериалы для русских уже не были новинкой – вспомнить ту же «Рабыню Изауру», которая вышла в СССР в 1988 году, – но в «Богатых» был понятно прописанный сценарий с довольно примитивной фабулой, которая в 1991-м становилась актуальной: лишения, невзгоды, дети, любовь, богатство, бедность – наивный любовный роман, который и стал фактически образцом для подражания. Но нужно понимать, что в 1991-м уже была альтернатива, что смотреть и слушать. Это время BBC и «Европы плюс», это время новых информационных просторов, так что, я думаю, были люди, которые вообще не видели «Богатые тоже плачут» – только догадывались, что что-то подобное существует.

Мария Маханова


В 1991 году мне было четырнадцать лет. Я перешла учиться из школы в гимназию, носила на макушке хвост, ходила в вязаном платье-свитере и, разумеется, в лосинах.Жила я тогда в Норильске. Там были талоны на продукты (майонез, сыр, гречку, колбасу, мясо) и полный продуктовый беспредел в «комках».

«Комки» – коммерческие магазины – открыли по всему городу. Продавали на одном прилавке копченую колбасу, паштеты, какие-то конфеты, тут же обувь – сапоги югославские, тут же какую-то бижутерию, плееры, магнитофоны. А еще спирт Royal и ликер Amaretto.

В те времена мы с одноклассниками скидывались, жертвуя школьными обедами, на бесконечные заморские шоколадки. И пробовали по очереди Snickers, Mars (нарезая их тонкими пластинками), вафли Koukou Roukou. Тогда же появились растворимое какао Cola Cao и растворимый чай.

Еще в то время моя мама научилась в духовке жарить зеленый кофе – вот что продавалось в Норильске в овощных магазинах без талонов! Запах этого жарящегося кофе (отвратительный, надо сказать) я не забуду никогда!

Маша Шостак

менеджер по маркетингу


Я в 1991-м училась в восьмом классе, и у нас в Ленинграде пошла мода на лосины. Самые крутые лосины были черными, блестящими. Помню, иду я на школьную дискотеку в моднющей резиновой юбке, сверкаю черными ножками, и какая-то молодая мама говорит своему маленькому ребенку: «Смотри, девочка как птичка». А еще у метро стало появляться огромное число кооперативных ларьков, где можно было купить все: чистые кассеты и с записью, вещи какие-то китайские, которые почему-то становились очень модными. А привозили нам всю эту роскошь первые частные предприниматели – челноки с клетчатыми сумками.

Читайте также: