Какие профессии востребованы на телевидении

Опубликовано: 12.05.2024

В любом деле крайне необходимы профессионалы. Их услуги достаточно дороги, поэтому многие работодатели с удовольствием набирают молодых людей только что получивших необходимое теоретическое образование или совсем без него, но желающих обучаться. Правда, тем, кто не имеет достаточно опыта, и оплата предлагается не самая высокая. Но если цель всей жизни попасть в киноиндустрию и «зацепиться» там, нужно начинать с малого. Первым делом выяснить, какие существуют должности на телевидении.

Профессии, требующие предварительного обучения

Если телевидение стало заветной мечтой задолго до совершеннолетия, необходимо выбрать сначала специальность, потом вуз, в котором ее получают. Итак, профессии на телевидении, на которых можно остановить выбор:

  1. Тележурналист — одна из тяжелейших профессий, обучение длится всю жизнь и при этом многие так и не достигнут ожидаемого успеха. Высшее образование по этой специальности сразу станет большим трамплином к вершине.
  2. Телеведущий — лицо любой передачи, а в случае удачи и всего канала. Попасть на такую работу можно и без специального образования, но это редкость. Наиболее популярны ведущие различных ток-шоу и политических программ.
  3. Редактор на программе — личность не публичная, но крайне важная. Основная задача выбор актуальной темы, подбор героев и участников, решение всех вопросов, возникшие в процессе подготовки, во время съемки. Здесь потребуется не только образование, но и немалый опыт, а главное — желание совершенствоваться. — одна из сложных профессий, включающая в себя и творческую, и техническую, и административную составляющую. Это главный человек на передаче, он обязан разбираться и участвовать во всем, происходящем на площадке.
  4. Видеооператор — важно не только владеть техническими и теоретическими знаниями, лучшие профессионалы — это, прежде всего, творческие люди с нетипичным видением окружающей действительности, чувством вкуса и гармонии.
  5. Монтажер — профессия требует великолепного владения техникой, в т. ч. и компьютерной, различным видами ПО, но при этом важно знать историю развития кино и телевидения.
  6. Звукорежиссер (музыкальный редактор) — принимает участие в звуковом оформлении всех проектов. И это не только точное совмещение картинки изображения со звуком, но и правильно созданное настроение.
  7. Гример — в первую очередь это художник, отвечающий за идеально соответствующий заданному образу вид, попавших в кадр (весь актерский состав, дикторы, ведущие и даже массовка).

Существует еще немало профессий востребованных на телевизионной площадке, но требующие дополнительного или специального высшего образования. Список можно дополнить следующими специальностями:

  • продюсер (от линейного до исполнительного);
  • телекритик;
  • корреспондент;
  • интервьюер;
  • сценарист и проч.

Школы для дальнейшей работы на телевидении

Обрести полноценное профильное высшее образование — дело достаточно сложное и затратное. Многие приходят к желанию стать медийным человеком в уже взрослом возрасте, или не всегда уверены в правильности своего выбора. Для таких ситуаций существуют различные школы. Высшая школа кино и телевидения «Останкино» в Москве — одно из таких образовательных учреждений. Существуют они и на других каналах.

Плюсы обучения в подобных школах:

  • Скорость обучения, тратить годы не потребуется.
  • Гарантия стажировки, где можно завести знакомства, лучшим предоставляется работа.
  • Преподаватели имеют практический опыт работы на ТВ.
  • Возможность получить опыт в различных сферах телевизионной практики.
  • За весь период обучения создается богатое стендапами, фотографиями и актерскими сюжетами портфолио.

Единственный минус обучения — выбор подходящей школы. В этой сфере достаточно много мошенников, и не попасться на их рекламу удается не каждому.

Специальности без образования

Многие не верят, что работа на телевидении без опыта возможна, в основном эти люди либо никогда не пытались устроиться, либо делали это не очень настойчиво. Безусловно, никто не предложит человеку с улицы работу ведущего на Первом канале. Но для того чтобы участвовать в массовке или получить небольшую роль в сериале, специального образования не нужно. Список возможных работ:

  • актер массовки;
  • актер сериала;
  • актер второго плана ток-шоу;
  • редактор архива;
  • статист;
  • администратор;
  • копирайтер;
  • осветитель и проч.

Если получить работу на каком-либо канале является целью, то следует приложить все усилия, т. е. постараться зацепиться на этом поприще. А дальше человек обрастает знакомствами, связями, появляются случайные возможности (например, заметили в шоу). Впоследствии те, кто решил связать свою жизнь с медийной профессией, получают дополнительное образование и начинают выстраивать свою карьеру на более прочном основании. Часто над тем, как устроиться на работу на телевидение с нуля, думают студенты, желающие заработать в свободное время.

Шаги, предпринимаемые для получения работы

Самый распространенный способ попасть на телевидение — участие в кастингах и просмотр специализированных объявлений. Не стоит искать вакансии на просторах интернета, лучше всего сразу интересоваться, какие специалисты требуются на интересующий телеканал. Такие списки регулярно пополняются на Первом, ТВ Центр, Россия и др. Это лучший способ попасть в телевизионную компанию начинающим.

Требования, для того чтобы попасть на телевидение и начать работать с нуля:

  1. Портфолио. Его содержимое зависит от выбранной профессии (резюме актера существенно отличается от резюме осветителя, гримера или ведущего).
  2. Участие в массовке. Для этого можно пойти следующими путями: читать объявления, самостоятельно размещать портфолио, участвовать в кастингах.
  3. Сняться в шоу, но не в массовке, а стать участником программы. Но идя этим путем стоить знать, что после такого опыта попасть в кино будет очень сложно (удается лишь единицам).
  4. Ежедневно просматривать списки вакансий, посещать все кастинги и участвовать во всевозможных записях на телевидении.
  5. Если выбранная профессия не публичная (оператор, гример, костюмер, помощник режиссера и т. д. ), потребуется дополнительное образование, например, различные курсы повышения мастерства.
  6. Нельзя отказываться от полезных знакомств.
  7. Талантливым сценаристам, копирайтерам, рекламщикам не стоит опускать руки после первых неудач. Интересный и бюджетный сценарий (рекламный сюжет) обязательно заметят.

Опасность самостоятельного поиска работы на телевидении в реальной возможности стать жертвой мошенничества. Многие в поисках работы мечты забывают об осторожности, а в результате — разочарование и утрата больших сумм. Важно помнить, что обещание головокружительных возможностей и большие зарплаты для новичков, в большинстве случаев миф. Работа на телевидении это огромный труд через ежедневное доказывание своей профпригодности.

Особенности составления портфолио

Так называемое сарафанное радио — на телевидении достаточно распространенное явление. Но все-таки именно портфолио является основным инструментом рекламы своих возможностей и творческих способностей. Оно способно за несколько минут показать соискателя в самом выгодном свете, перечислить все его заслуги, показать амбиции и на несколько шагов обойти конкурентов.

Портфолио творческого человека отличается от тех, кто претендует на техническую специальность. Грамотно составленная презентация должна состоять из трех частей: описание творческой составляющей, образование, личные качества. Для резюме актера, ведущего, героя шоу и т. д. важны следующие пункты:

  • все имеющиеся творческие способности — хореографические, сценические, вокальные, дикторские;
  • дипломы и сертификаты, подтверждающие фундаментальное и дополнительное образование;
  • имеющийся опыт;
  • самые удачные фотографии (снимком должно быть не менее 30) в разных образах, без макияжа, ретуши, фотошопа, светотеней, эротики;
  • видеопрезентация — это может быть сюжет из проекта, в котором актер работал, или небольшая, на 5—7 минут, презентации самого себя для тех, кто начинает работать с нуля.

Важно помнить, что какие бы материалы ни вошли в портфолио, они должны быть высокого качества. Потребуются услуги профессионального фотографа, только он сможет правильно выставить свет, создать композицию и подать в выгодном свете любой созданный образ.

  • коммуникабельность;
  • адекватная реакция на критику;
  • креативность и оригинальность;
  • личностная и творческая харизма;
  • способность отставить личное и подойти к работе профессионально;
  • фотогеничность;
  • стрессоустойчивость;
  • богатый словарный запас, правильная русская речь и хорошая дикция;
  • ответственность и пунктуальность.

Остальные навыки добавляют исходя из личностных качеств и вакансии, на которую претендует соискатель. Основной акцент делают на творческие характеристики.

Еще несколько важных качеств, которые необходимы для работы на телевидении:

  • Отсутствие страха публичных выступлений, фото и видеокамеры, большой зрительской аудитории.
  • Безупречное владение литературным русским языком, без использования жаргонизмов и сленга.
  • Умение быстро реагировать на любую ситуацию, соблюдать спокойствие и быстро находить выход из проблем.
  • Способность работать не по графику, а в любое время и круглосуточно.
  • Коммуникабельность, умение сглаживать конфликты, находить общий язык с творческим и амбициозным коллективом, подстроиться под ситуацию.
  • Внешняя привлекательность и обаяние.
  • Умение быстро перевоплощаться в образ согласно требованиям.

Во многих случаях для того чтобы добиться значительных успехов, недостаточно таланта и желания, потребуется обучение, например, актерскому мастерству, пластике и ораторскому искусству.

Плюсы и минусы работы на телевидении

Выбрав публичную профессию и связав свою жизни с масс медиа, следует четко осознавать, что ожидать в будущем. Только так можно избежать разочарования и не опустить руки в сложный момент. А таких моментов у творческих людей бывает множество.

Положительные моменты:

  • Известность и узнаваемость — это именно то, зачем приходят в профессию большинство будущих актеров и телеведущих.
  • Высокие доходы — публичные люди имеют множество возможностей заработать на своей узнаваемости.
  • Полезные и интересные знакомства, общение с творческими и знаменитыми людьми.
  • Расширение горизонтов (творческих, финансовых, интеллектуальных, жизненных и т. д. ).
  • Необходимость всегда безупречно выглядеть и быть в форме — это еще один мощнейший стимул к тому, чтобы не расслабляться и воспитывать в себе дисциплинированность.
  • Самореализация — чем бы человек ни занимался, у него всегда будет творческая интересная работа.

Но, как и в любой другой работе, не избежать неприятных минусов. Их обязательно нужно учитывать, чтобы избежать неудач и потери времени:

  • Невероятная нагрузка на нервную систему, жесткий самоконтроль, самодисциплина, готовность к работе в любой момент, сложное окружение из креативных, амбициозных людей.
  • Невозможность расслабиться. Медийный человек всегда на виду — и в магазине, и в баре, и с мусорным ведром.
  • Публичным становиться не только сам человек, выбравший себе такую профессию, но и его окружение, любой поступок будет обсуждаться и осуждаться.

Получить работу на телевидении, даже не имея солидного опыта, возможно. Но придется приложить много усилий, чтобы там задержаться и превратить временную подработку в профессию. А для того чтобы достичь в этом деле высот и стать одним из лучших, придется сделать еще больше.

Профессии, связанные с телевидением, сегодня пользуются популярностью. Многим хотелось бы появляться на экранах у миллионов зрителей. Но далеко не каждая должность на ТВ предполагает публичность и узнаваемость.

Основные профессии

Оператор за работой

Профессии, связанные с телевидением, разнообразны, как и ТВ-эфир. В зависимости от полученного образования и уровня квалификации можно устроиться на работу ведущим передачи или диктором, корреспондентом или автором документальных фильмов, литературным или выпускающим редактором, специалистом по рекламе или PR-менеджером и так далее.

В любом случае сотрудник телевизионной компании – этот высокомобильный и любознательный человек. Он все время держит руку на пульсе событий. Чтобы построить успешную карьеру в сфере телевещания, нужно обладать уверенностью в себе и готовностью к авралам и строгим дедлайнам, независимо от того, какая профессия выбрана для работы на ТВ.

Тележурналист

Профессия тележурналиста сегодня так же популярна, как и ремесло киноактера или эстрадного исполнителя. Может показаться, что ТВ-публицисты – богемные небожители и всегда пребывают в эпицентре самых важных и интересных событий. Но зрители видят на экране только красивую парадную картинку, даже не подозревая, что за ней кроется тяжелая работа целого коллектива, который остается за кадром. Иногда такой труд превращается в рутину. Поэтому чтобы получать от него удовольствие, нужно действительно любить это дело.

Основные требования к тележурналисту: приятный голос, грамотное произношение и хорошая внешность. Но это далеко не все. Представитель этой профессии должен обладать:

  • знанием жизни и людей;
  • находчивостью и умом;
  • чувством юмора;
  • терпением;
  • развитым воображением;
  • энтузиазмом;
  • скромностью (не застенчивостью);
  • способностью к командной работе.

Большинство из всего перечисленного – это суть личности. Другими словами, эти качества или есть, или попросту отсутствуют, и приобрести их невозможно. Но даже то, что дала природа, придется развивать в процессе работы. Если, конечно, вы хотите достичь успеха и продвинуться по карьерной лестнице. И последнее в списке, но не по значимости – хорошее высшее образование, неважно, какого профиля. Оно нужно не для галочки, а потому, что расширяет эрудицию и формирует особое отношение к восприятию действительности.

Телеведущий

Редактор телепрограмм

Редактор готовит телепрограмму к выходу в эфир. Как это происходит? Прежде всего, ему надо выбрать тему передачи и найти героя (одного или нескольких). Кроме того, он активно участвует в процессе разработки сценария. Чтобы выполнять все свои обязанности качественно, редактор телепрограммы должен быть хорошо осведомлен о злободневных проблемах общества – это поможет безошибочно определять актуальность той или иной темы. Конечный продукт его труда – готовое к выходу в эфир шоу. В некоторых случаях он вместе с режиссером организовывает и проводит съемки, помогает делать монтаж и озвучивание. Высококвалифицированного редактора всегда готовы принять на любой телеканал.

Музыкальный редактор

Одна из важных и достаточно сложных профессий на телевидении. Ее представитель обязан не только обладать отличными знаниями музыкальной культуры в целом, ему надо хорошо разбираться в основах монтажа, режиссуры звука и видеоряда. Работать музыкальным редактором невозможно без глубокого понимания, каким образом создаются заданные настроение и атмосфера, и знания того, как гармонично объединять музыку с изображением.

Режиссер телепрограмм

Режисер новостных программ

Эту профессию относят к категории наиболее сложных на телевидении. От специальности кинорежиссера ее отличает многогранность и больший комплект обязанностей. Они заключаются в проведении постановочных работ как с приглашенными профессиональными актерами, так и с «простыми» людьми, в организации прямых трансляций и их записи, в озвучивании и монтаже передачи.

Звукорежиссер

Зона его ответственности – звуковая стилистика аудиовизуального продукта. Представитель этой профессии обязан микшировать музыку и интершумы, уметь гармонично сводить звук. Кандидат, претендующий на должность звукорежиссера, должен в совершенстве знать самые современные компьютерные технологии записи и обработки звука.

Продюсер (исполнительный и линейный)

Основная обязанность тех, кто занимает эти должности, заключается в обеспечении создания и выпуска телепередач и сериалов. Такая работа связана с координацией действий административного персонала, четким и справедливым распределением финансовых средств (начиная от выплаты зарплаты членам съемочной группы до формирования сметы на покупку и производство декораций), написанием сценариев и организацией питания на площадке. От того, насколько эффективными окажутся линейный и исполнительный продюсеры, зависит слаженность и качество работы всех отделов телепроизводства.

Телевизионный оператор

Должен обладать редко встречающимся сочетанием хорошо развитых творческих способностей с отличными техническими навыками. Телеоператору надо разбираться в законах художественной композиции, выстраивания света и цвета. Естественно, он должен уметь работать с самой современной оптической и цифровой аппаратурой.

Монтажер

Правильно эта профессия называется «режиссер монтажа на телевидении», просто чаще употребляют краткую форму. Для успешной работы такому специалисту необходимы знания компьютерной техники и новейшего программного обеспечения, и в не меньшей степени – истории кинематографа и телевещания, теории монтажа и режиссуры. Все это преподают в высших учебных заведениях. Кроме того, надо хорошо ориентироваться в разнообразных монтажных решениях, иметь развитое чувство ритма и темпа. Выпуск информационной телепередачи предполагает каждодневную работу сразу с несколькими источниками изображения непосредственно в прямом эфире. Такой сложный и ответственный труд требует от монтажера профессионализма высокого уровня и самоотдачи.

Художник-гример

Несет ответственность за эстетичный внешний вид всех, кто попадает в кадр. Конечно, он не отправляет гостей передачи в тренажерный зал или солярий. Сфера его ответственности – лица участников передачи. В вестибюле одной из известных американских телекомпаний вывешен слоган «У нас гримируется даже президент». Что это означает? В самом начале эпохи развития телевидения гости, приглашенные в студию, упорно не желали гримироваться. Для профессионального актера нанесение на лицо декоративной косметики – вполне заурядная процедура, остальные считали это неуместным и излишним. Особенно мужчины. Сегодня гостей в студии никто не спрашивает, хотят ли они гримироваться. Всех, кто должен находиться в кадре, художник-гример «подкрашивает» в обязательном порядке.

Обучение

Сегодня получить любую профессию, связанную с телевидением, можно во многих высших учебных заведениях страны, необязательно творческих. Приведем несколько примеров:

  1. МГУ им. Ломоносова. Факультет журналистики. Высшая школа телевидения.
  2. Санкт-Петербургский институт кино и телевидения. Факультеты: экранных искусств; мультимедийных технологий и фотографии; управления и медиакоммуникаций.
  3. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. Факультет культуры.
  4. Нижегородский университет им. Лобачевского. Институт филологии и журналистики.
  5. Белгородский госуниверситет. Факультет журналистики.
  6. Новосибирский госуниверситет. Гуманитарный институт.
  7. Российский гуманитарный университет. Институт массмедиа.
  8. Саратовский технический университет имени Гагарина. Институт прикладных информационных технологий и коммуникаций.
  9. Казанский (Приволжский) федеральный университет. Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций.

Для поступления в какой-либо из перечисленных или другой вуз для получения специальности, связанной с работой на телевидении, абитуриенту нужно будет сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе. В некоторых учебных заведениях могут потребовать результаты экзаменов по обществознанию и иностранному языку.

Заработная плата и карьера

Многие считают, что «люди с экрана» зарабатывают баснословные деньги и чуть ли не купаются в роскоши. Это распространенное заблуждение. Разумеется, популярный ведущий, чье имя у всех на слуху, широко известный продюсер и главный редактор телеканала действительно получают более чем приличные деньги. Вместе с тем доход среднестатистического сотрудника относительно невысок. Он составляет примерно от 25 до 50 тысяч рублей.

Простейший способ для выпускника вуза попасть на любой телеканал – сначала трудоустроиться на должность администратора, ассистента (помощника) редактора либо режиссера. Сразу выскочить «на экран» будет гораздо труднее, ведь для этого нужен опыт. Чтобы обзавестись им, профессионалы рекомендуют начинать карьеру с районной телестудии.

Востребованность

Автор: Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии телевидения подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Телевидение и радиовещание – работа не из простых, но как только вы сделаете первый шаг на этом пути, перед вами откроется долгая и разнообразная карьера.

Чтобы помочь вам продвинуться вперед, мы составили список основных видов работ в области телевидения и радиовещания, а также информацию о том, как вы можете на них устроиться, как трудно это сделать и на какую зарплату вы можете рассчитывать. У нас также есть подобные статьи о кинопроизводстве и работе с фотографией для тех, кто хочет больше узнать об этих областях.

Телерадиожурналист

радиоведущий

Карьерный путь телерадиожурналиста: большинство специалистов в этой области начинают обучение в специальных учебных заведениях телерадиожурналистики, после чего приступают к начальной работе и первым стажировкам. Это очень хороший пример карьерного роста снизу вверх, если вы хотите стать полноценным репортером или журналистом.

Плюсы: вы будете прямо в гуще событий, и повседневная рутина вам не грозит.

Минусы: телерадиожурналистам можно надолго застрять на нижних ступенях карьерной лестницы, так что будьте готовы выполнять тяжелую работу, чтобы вас заметили. Ниже также упомянута зарплата – она, прямо говоря, не из потрясающих.

Зарплата телерадиожурналиста: зависит от того, работаете ли вы внештатно или на постоянной должности в телерадиокомпании, но, как правило, оклады начинаются примерно с 30 000 на должностях нижнего звена и могут достигать более 150 000 рублей в зависимости от роли и опыта. Средняя зарплата составляет около 50 000 рублей.

Инженер видеотрансляции

Трансляция за кадром

Телевизионного или радиовещания попросту не было бы без инженеров радиовещания – высококвалифицированных специалистов, ответственных за то, чтобы тяжелая работа всех остальных в команде была видна всему миру. Инженеры радиовещания отвечают практически за каждую часть оборудования и технического производства между студией и передатчиком сигнала. Иногда такие специалисты работают вместе с другими инженерами-электромеханиками (например, специализирующимися на аудио) или участвуют в малых производственных процессах, чтобы все в студии работало гладко.

Карьерный путь инженера радиовещания: почти всегда требуется высокий уровень знаний и опыта в электромеханике. Это один из тех видов работ, в которой почти нет людей, которые обучались бы своему делу прямо на месте, хотя такой опыт ценится на вес золота.

Плюсы: поскольку это узкоспециализированная сфера, зарплата обычно соответствующая. Это также работа мечты для тех, кто любит копаться в проводке и схемах для решения технических проблем.

Минусы: давление может быть огромным – если одна неожиданная неисправность останавливает всю трансляцию, ответственность лежит полностью на вас.

Зарплата видеоинженера: от 40 тыс. до 90 тыс. рублей. На сайтах по поиску работы всегда много вакансий.

Режиссер новостных программ

режиссер новостных программ

Карьерный путь режиссера новостных программ: как и многие другие виды работ в области телерадиожурналистики, режиссер новостных программ обычно начинает свой путь с младших должностей. Образование в области телерадиожурналистики может продвинуть вас по карьерной лестнице, но в этом нет особой необходимости, если вам удастся получить стажировку и вы готовы трудиться на младших должностях в течение нескольких лет.

Плюсы: управлять марионетками за их нити из-за кулис – весомая награда, но большая зарплата, безусловно, тоже не повредит.

Минусы: естественно, работа намного сложнее, чем кажется.

Зарплата режиссера новостных передач: от 40 до 100 тыс. рублей.

Оператор телесуфлера

Оператор телесуфлера

Оператор телесуфлера отвечает за оборудование, которое показывает сценарий выпуска тем, кто находится перед камерами. Это один из самых узнаваемых в сфере вещания и новостей видов работы. Сам процесс гораздо более тонкий, чем вы могли бы подумать – он включает в себя тщательную координацию с членами команды, исключительное внимание к предварительной подготовке и способность быстро принимать решения на ходу.

Карьерный путь оператора телесуфлера: это довольно специализированная и уникальная работа, на которую не всегда легко переключиться с другой должности в области вещания, поэтому рекомендуется специализированное обучение в этой области.

Плюсы: у добросовестных операторов телесуфлера всегда будет работа.

Минусы: работа не очень хорошо оплачивается, учитывая требуемый опыт.

Зарплата оператора телесуфлера: в среднем 40 000 рублей в месяц.

Диктор

диктор

Карьерный путь диктора: конкуренция в этой сфере очень большая, поэтому может быть трудно найти регулярную оплачиваемую работу. Как и в сфере развлечений, связи и хороший агент могут сильно вам помочь (также нужно научиться актерскому мастерству для оттачивания своих рыночных навыков).

Плюсы: хотя работа требует большого таланта, условия труда довольно неплохие, а почасовая оплата просто огромная.

Минусы: как было сказано выше – попасть на постоянную работу не менее сложно, чем на другие актерские роли.

Зарплата диктора: практически не существует постоянных оплачиваемых должностей, но фриланс может приносить от от 50 000 до 100 000 рублей в месяц, если повезет с проектом.

Линейный продюссер

съемочная группа

Естественно, много съемок для новостных репортажей и документальных фильмов происходит за пределами студии. В то время как у людей в помещении есть полная команда, чтобы все шло гладко, студии часто не выделяют достаточный бюджет для большого количества специалистов для съемок по всей стране. Вот тут-то и приходит на помощь полевой продюсер, который управляет небольшой командой на месте и координирует процесс съемки материала. Полевой продюсер – это основной узел связи между студией и полевой командой.

Плюсы: вы наверняка будете попадать в очень экзотические места.

Зарплата полевого продюсера: необычайно хорошая. Начинается от 50 000 и достигает 200 000 рублей, но это в значительной степени зависит от вашего местоположения (и более высокие ставки, как правило, больше применимы к работе над фильмами).

Редактор-researcher

редактор

То, что такие редакторы делают в телевизионном производстве, часто заметно отличается от функций других сотрудников. Конечно, редактор-researcher играет важную исследовательскую роль в съемках документальных фильмов и новостных передач, но проверка на достоверность фактов также является неотъемлемой частью и драматических работ. Редактор-researcher – это отнюдь не просто анализатор чисел и проверщик фактов, а важная часть производства выпусков новостей или документальных фильмов, и ему обычно поручено выяснять, с какими третьими сторонами сотрудничать в процессе съемок, организовывать интервью, выяснять законность и бюджетные ограничения производства, а также выполнять целый ряд других обязанностей по подготовке съемок.

Карьерный путь редактора-researcher: редактор-researcher может работать в определенной области, например, в спорте или истории, и поэтому иметь степень магистра или доктора наук. Тем не менее, это встречается редко – обычно редакторы имеют первоначальный опыт вещания и только потом переходят к специализации в узкой области.

Плюсы: учитывая влияние, которое редактор-researcher может оказать на готовый продукт, удовлетворение от хорошо выполненной работы выходит за рамки простой работы.

Минусы: работу часто недооценивают, а она требует долгих часов. Чрезвычайно долгих часов.

Зарплата редактора-researcher: от 40 000 до 65 000 рублей, но работа очень непостоянна.

Посыльный

посыльный

Карьерный путь посыльного: каждое шоу нуждается в таких людях, и очень немногие студии требуют предварительной квалификации.

Плюсы: хотите карьеру на телевидении? Можете начать отсюда! Но лучше стать стримером или блогером и много зарабатывать как Карина Стримерша 🙂

Минусы: тяжелая, плохо оплачиваемая и нестабильная работа.

Зарплата посыльного: критически маленькая.

Телевидение — это значимая часть нашей культуры. Даже люди, выросшие в эпоху популярности интернета и YouTube, знают ключевые каналы и телепрограммы. Однако мы мало знаем о самом телевидении — как оно устроено и за какие функции отвечают отдельные теле-специалисты. Так кто же работает на телевидении и где получить подходящее образование?

В этой статье:

Какие есть профессии на телевидении?

Есть несколько очевидных телевизионных профессий, однако большинство профессионалов на самом деле остаётся за кадром, а зрители даже не задумываются, что видят результат их работы.

Телеведущий

Корреспондент

Тот самый человек, к которому посреди передачи телеведущий может обратиться по прямой линии — он отвечает за подготовку информационных сюжетов и делает репортажи с места событий. В его задачи входит сбор информации, взятие интервью, проведение журналистских расследований. Эта профессия тоже требует грамотной устной речи, креативности и эмоциональной устойчивости.

Оператор

Отвечая за расстановку технического оборудования, света и декораций, оператор с помощью различных видов съемки, перемещения камеры и смены планов создает те самые ракурсы, которые мы видим на экране. Помимо внимательности, креативности и умения работать в команде, оператор должен иметь хорошую физическую подготовку и понимание работы с телевизионной аппаратурой.

Монтажер

Режиссер монтажа собирает воедино весь снятый материал, то есть выбирает и монтирует кадры, расставляет акценты и спецэффекты, занимается синхронизацией изображения и звука. Если монтажер работает в прямом эфире, то именно он решает, какие планы и в какой последовательности должны появляться на экране. Для такой работы нужно значение творческих и технических аспектов, а также внимательность и умение работать в быстром режиме.

Режиссер

Один из главных людей на телевизионной площадке, руководящий всеми участниками съемочного процесса, режиссер определяет аудиторию передачи и под нее продумывает манеру и подачу материала, актерский состав, сам сюжет и его длительность. Эта профессия требует лидерских и управленческих навыков, технической подготовки, широкого кругозора и способности экспериментировать.

Продюсер

Вся ответственность за программу, за ее качество, бюджет и специалистов несет именно продюсер. Он куратор, участвующих во всех этапах производства, привлекающий финансирование и продвигающий телепроект. Кроме лидерских качеств, стрессоустойчивости и харизмы, продюсер должен уметь решать любые проблемы в любое время.

Редактор

Одни из самых главных составляющих любых телепередач — это текст и музыка. То, что говорит ведущий или корреспондент и какая звучит музыка в эфире, зависит от редактора программы и музыкального редактора. Первый следит за качеством текста, подготовкой эфирного материала и его подачей, а второй с помощью музыки создает определенную атмосферу и сопровождение для сюжета. Для обоих редакторов важна креативность, культурный бэкграунд и интерес ко всему новому.

Гример-визажист

Ведущие, участники шоу и все те, кто оказываются перед зрителями на экране сталкиваются с проблемой яркого света и телекамеры, подчеркивающих обычно незаметные детали (круги под глазами, неровности кожи, родинки и блеск кожи). Гример отвечает за внешний вид сотрудников: он может скрыть возможные дефекты или с помощью пластического грима сделать человека неузнаваемым. Эта профессия требует не только творческого подхода и аккуратности, но и хорошей мелкой моторики.

Кто работает на телевидении?​

Где учиться для работы на телевидении?

Если вы хотите построить карьеру в сфере телепередач или шоу, то для этого не обязательно получать профильное образование. Некоторые профессии (например, корреспондент, ведущий или редактор) не требуют особых навыков, и для них может быть достаточно образования филолога или журналиста.

Однако для освоения других профессий на телевидении вам подойдет только специальная обучающая программа, дающая необходимые для работы практические и теоретические навыки. Мы составили примерный список возможностей для обучения в вузах Москвы:

  • «Высшая школа телевидения» в МГУ
  • «Кинооператорство» в ГИТР
  • «Спортивная журналистика и медиакоммуникации в спорте» в МПГУ
  • «Продюсирование и культурная политика» в РАНХиГС
  • «Телеоператор» в ГИТР
  • «Режиссер телевизионных программ» во ВГИК
  • «Специалист по видеомонтажу» в РГУ им. А.Н. Косыгина
  • «Режиссер телевизионных фильмов, телепрограмм, педагог» в ГИТР
  • «Кинооператор» во ВГИК
  • «Менеджмент в кино и телевидении» в ГУУ

Необходимую информацию о программах в вузах других городов вы можете найти на нашем сайте в разделе «Вузы».

Мы рассказали не обо всех профессиях, существующих в сфере телевидения — есть стилисты, копирайтеры, дикторы, специалисты по рекламе и много кто еще. Некоторые профессии перемежаются между собой и едва отличаются требуемыми навыками, а порой и вовсе только названиями.

Есть и не телевизионные специальности, которым все равно можно найти применение на ТВ. Поэтому для начала достаточно понять, интересует ли вас работа в этой области, к чему вы готовы и какими навыками владеете уже сейчас. Поступить на нужную специальность, а потом попасть на телевидение не так сложно, если это действительно то, чего вы хотите.

Скажи, ведь правда, работа на телевидении часто кажется чем-то волшебным? Предлагаем тебе заглянуть по ту сторону экрана и понять, твоя ли это сказка.

Не все телепрофессии легко освоить юным особам с эльфийской внешностью – например, сможешь ли ты несколько часов подряд бегать с тяжелой камерой на плече? Поэтому специально для тебя мы подобрали профессии, где напрягать нужно не мускулы, а мозги.

Корреспондент

Именно с этой должности чаще всего начинали свою карьеру все те известные люди, которых ты видишь на экране. Но учти: работать придется в бешеном ритме, надо быть готовой в любое время выехать на место событий и, более того, самой понимать, где может произойти что-то интересное, чтобы оказаться там первой.

Важные качества: энергичность, общительность, любопытство.

Кадр из фильма «Жизнь, или Что-то вроде того»

Телеведущий

Это лицо любой программы. Тебе придется тщательно следить за внешностью, постоянно тренировать дикцию и речь и учиться справляться с неожиданными (иногда экстренными) ситуациями. Стать телеведущей достаточно сложно, даже если ты имеешь соответствующий диплом. Поэтому нужно не просто учиться этой профессии в вузе, но и постоянно ходить на кастинги, на записи программ, писать статьи в журналы и на радио, пытаться устроиться в телекомпанию хотя бы младшим ассистентом второго осветителя, обрастать связями и знакомствами, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время.

Важные качества: хорошая речь, стрессоустойчивость.

Редактор программ

На экране эти люди не появляются, но за кадром делают гораздо больше иных ведущих. Они разрабатывают сюжеты, придумывают сценарии и концепции программ, ищут героев для ток- и реалити-шоу и отвечают за информационную насыщенность программы. Есть еще редакторы, которые пишут так называемые «подводки» для новостей – текст, который зачитывают ведущие. Есть и музыкальные редакторы, которые отвечают за музыкальное наполнение программы. Иными словами, любой редактор должен быть креативным, неординарным и хорошо пишущим специалистом.

Важные качества: творческий подход к делу, коммуникабельность, хорошее владение родным (и не только) языком.

Телепродюсер

Человек-оркестр, который должен уметь делать все. Продюсер создает и производит программу: он придумывает идею, разрабатывает концепцию, собирает съемочную группу, следит за всеми творческими и административными делами – от кастинга до бюджета. Конечно, делает он это все не в одиночку, но ответственность за программу в конечном счете лежит именно на нем.

Важные качества: креативное мышление, умение находить выход из любой ситуации.

Гример

Почти такая же заманчивая профессия, как и визажист, ведь без гримера не обходится ни одна студийная съемка. Профессиональный грим очень отличается от обычного макияжа (особенно сегодня, когда уровень техники очень высок и все ляпы грима и стиля видны сразу). Этому нужно специально учиться, но, если ты освоишь это ремесло, сможешь работать потом не только на телевидении, но и в смежных областях, например в театре.

Важные качества: художественное образование, вкус.

Из первых рук

Алексей Лысенков, проректор МИТРО (Московского Института Телевидения и Радиовещания Останкино) по связям с общественностью, ответил на самые важные вопросы по поводу обучения и карьеры на ТВ.

К чему в первую очередь должен быть готов человек, мечтающий работать на телевидении?

Во-первых, к ненормированному рабочему дню и к огромному количеству работы, часто остающейся за кадром, незаметной, но необходимой. Во-вторых, к тому, что рассказы, будто «телевидение – это бешеные деньги», неправда. И, наконец, к тому, что с телевидения никто добровольно не уходит – этот мир засасывает как наркотик.

А как можно добиться успеха на ТВ?

Успех на телевидении складывается из трех составляющих: 10% – талант, 10% – удача и 80% – работа. Без преувеличения. Для того чтобы что-то получилось, надо, чтобы сначала тысячу раз ничего не получалось. С ходу, с лету никогда ничего не получается. Но нельзя отчаиваться! Ни в коем случае. Парадокс телевидения заключается в том, что здесь выживают далеко не самые талантливые, выживают самые трудоспособные и трудолюбивые.

Какие профессии пользуются популярностью в вашем институте?

Сегодня востребованы телеведущие, режиссеры, журналисты, но, на мой взгляд, ситуация вот-вот должна измениться. Например, уже совсем скоро на телевидении будут нужны редакторы – их не хватает, их очень ценят, и у них приличные зарплаты. В нашем учебном заведении, даже если студент не сразу сориентировался и выбрал не совсем то, что хочется, всегда можно сменить специальность.

Какие главные качества должны быть у телевизионщика?

Трудолюбие и, конечно, творческое мышление независимо от специальности. Нужно уметь свободно мыслить, фонтанировать идеями, придумывать, креативить.

Почему стоит идти учиться в МИТРО?

Сейчас очень распространено смешение специальностей. Например, тот, кто учится на режиссера, не может не овладеть навыками монтажа. Хороший телеведущий должен еще непременно быть и отличным редактором, и журналистом, иначе он плохой телеведущий. В нашем вузе как раз готовят универсалов. Студенты журфака МИТРО после обучения могут практически в одиночку сделать сюжет целиком: они могут и отснять материал, и написать текст, и смонтировать сюжет. Наши выпускники могут сами создавать программы, придумывать их формат и просчитывать их бюджет.

Абитуриент, тебе сюда!

А как еще ты думала действовать, чтобы тебя заметили?

Интерактивная версия журнала Elle Girl

Журнал Elle Girl

Твой любимый журнал в удобном формате

Журнал для девочек ElleGirl.ru – твой проводник в мир моды, красоты и драйва. Если тебя интересует актуальный гардероб, модный макияж, новости кино, шоу-бизнеса, жизнь звезд, личные отношения и их перспективы – твой виртуальный журнал для девочек всегда под рукой. Один клик и ты узнаешь, как будут развиваться отношения героев сериала, как выглядят в реальной жизни любимые актеры, где их можно увидеть в ближайшее время, какие молодежные мероприятия ждут тебя, как к ним подготовиться и многое другое. Чтобы быть в курсе модных событий достаточно читать самый модный журнал для девочек - ElleGirl.ru.

© 2021 ELLEGirl, Hearst Shkulev Publishing / OOO «Хёрст Шкулёв Паблишинг». Все права защищены.

Читайте также: