Когда должности медицинских работников логопедов распоряжением минздрава были упразднены

Опубликовано: 02.10.2024

Актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей и подростков принимает глобальный характер.

Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическим и речевом развитии детей.

Перед специальной отраслью логопедии стоят следующие задачи:

а) предепреждение речевых нарушений – первичная профилактика;

б) предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии – вторичная профилактика;

в) социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией – третичная профилактика.

Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается на мерах социального, педагогического и прежде всего психологического предупреждения расстройств психических функций.

Реализация профилактического направления начинается еще до рождения ребенка путем создания для будущей матери в период беременности max благоприятных условий.

В системе психопрофилактических мер существенное значение имеет своевременное генетическое консультирование будущих родителей с целью предупреждения развития тех или иных отклонений в нервно-психическом и в речевом развитии ребенка.

В научной л-ре возникает понятие «фактор риска» под которым подразумеваются различные условия внешней сферы – биологические и социальные + индивидуальные реактивности организма на различные патологические состояния.

Биологические факторы риска развития речевых нарушений имеют патогенную природу и действуют на организм главным образом:

• в период внутриутробного развития и родов;

• мозговые инфекции и травмы, перенесенные после рождения;

• семейная отягощенность речевыми нарушениями.

В качестве первичного дефекта у новорожденных могут выступать нарушения слуха, зрения, двигательной сферы как в неосложненном виде, так и в различных сочетаниях нескольких первичных дефектов.

Ранняя коррекционно-педагогическая работа необходима с первых дней жизни такого ребенка, т.к. нарушение развития одних функций приводит к вторичной задержке формирования других и в дальнейшем к педагогической запущенности.

К биологическим факторам риска речевых нарушений генетического хар-ра относится, в частности, нарушение формирования психомоторного профиля (леворукость и различные варианты неполного правшества). В некоторых случаях можно предупредить развитие леворукости:

если ребенку с раннего возраста стараться давать предметы только в правую руку;

осторожно, но настойчиво перекладывать предметы из левой руки в правую (ложку во время еды и т.п.);

в игре использовать преимущественно правую руку;

давать ощупывать или угадывать предмет именно правой рукой и т.д.

Социально-психологические факторы риска в последние годы привлекают большое внимание исследователей, в особенности вопросы психической депривации детей.

Под депривацией понимают недостаточное удовлетворение основных потребностей – эмоциональной и сенсорной. Выделяют познавательную и социальную Д. Установлено, что все виды Д. существенно влияют на речевое развитие ребенка.

Отделение от матери в раннем возрасте иногда влечет за собой тяжелые нарушения деятельности мозга и является в дальнейшем одной из главных причин развития эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения, которые, в свою очередь, могут осложниться речевыми расстройствами.

После 2,5 лет и старше приобретают значение такого рода воздействия, как наказание дома и особенно в детском учрежд., нежелание посещать ясли или группу, испуг при встрече с малознакомыми лицами, животными, страх отрицательных сказочных персонажей и пр.

Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, зависит во многом от межличностных отношений в семье. Особое значение при этом имеют следующие данные:

- характерологические и поведенческие особенности родителей: тревожность, мнительность, инфантильность, импульсивность, эмоциональная холодность;

- конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структуре семьи: смерть, болезнь близких, развод и т.д.;

- резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания;

- неадекватный тип воспитания: «кумир», гиперопека, гипоопека;

- несогласованность в воспитательных позициях родителей.

У детей первых лет жизни особое значение имеет развитие понимания речи, которое происходит у ребенка установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Необходимо объяснять родителям, что они поступают неправильно в тех случаях, когда стремятся по мимике и жестам угадать желание ребенка. При этом у него не появляется необходимость в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.

Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться на родном языке. Усвоение 2-х языковых систем на раннем этапе развития речи м.быть для ребенка трудной задачей.

Если малыш слышит кроме родного языка еще другой язык, то его речь может развиваться медленнее, а в некоторых случаях появляются многочисленные итерации, переходящие иногда в запинки судорожного характера. В этом плане в семье должны быть установлены взаимопонимание и единый подход, к-рые позволяют ребенку в последующем овладеть в совершенстве двумя и более языковыми системами.

К 3 годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает 1000-1200 слов. В этот период бурно развивается инициативное обращение со взрослым (вопросы: как?, где? и т.д.). Т.обр., речь взрослого является для ребенка самым важным средством познания окружающего мира. К 3-му году жизни ребенка его собственная речь становится самостоятельным видом деятельности.

Окружающие ребенка люди своей плавной, четкой по артикуляции и построению фразы спокойной речью побуждают его к такому подражанию оформления речевого высказывания. В случае появления у ребенка быстрого темпа речи, «захлебывания» словами, «лавинообразного» развития накопления словарного запаса – необходим особый речевой режим с ограничением введения в лексикон ребенка новых слов и понятий и в целом речевой нагрузки.

В тех случаях, когда окружающие взрослые имеют неправильное произношение либо, забавляясь, копируют речь ребенка («сюсюкают»), процесс овладения правильным звукопроизношением затрудняется, аномально произносимые звуки закрепляются и в дальнейшем такому ребенку бывает необходимо специальное корректирующее обучение у логопеда.

В процессе становления речи дети проходят через так называемые физиологические запинки, которые проявляются:

· в прерывистости речевого потока;

· многократном повторении слогов и слов;

· произнесение слов в период вдоха.

Эти явления связаны гл.обр. с незрелостью координаторных механизмов в дея-ти периферического речевого аппарата и обычно исчезают к 4-5 годам жизни. Однако эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию, если в этот период ребенка будет окружать напряженная психологическая обстановка в семье или его речевое воспитание будет неправильным. Детей не следует наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.

Большое значение для развития речи имеет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности:

- формирование речевой функции должно осуществляться параллельно с изучением окружающей среды + правильное восприятие предметов, накопление представлений и знаний благодаря речевому и сенсорному развитию;

- в самост-ном пользовании детей д.быть разнооб-ные наборы игрушек и пособий для развития тонкой моторики рук, конструирования и пр.;

- включение дидактических игр способствует сенсорному развитию ребенка, развивает способность обучаться, совершенствует слуховое внимание, речевую артикуляцию и речь в целом.

Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с возможностью осознавать звуковой строй языка, т.е. умение услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность.

В н.вр. особое значение приобретает проблема обучения грамоте и родному языку: формирование практич-ких речевых навыков (сформированность лексико-грамматической стороны речи);

развитие осознания языковой действительности;

элементов языка; смысловой стороны слова.

Необходимо помнить, что устную речь у школьника надо развивать не только в плане расширения словарного запаса и оформления грамматической ее стороны, но и в плане спец-ной тренировки ее внешнего звукового оформления: воспитание ритмичности;

четкости произношения; интонационной выразительности, т.е. всего того, что способствует развитию речедвигательной стереотипии как базального компонента экспрессивной речи.

Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формирования его личности и поведения (вторичные расстройства).

В коррекц-ную работу д.быть max вовлечены родители. Им следует знать: что слабый или сиплый голос ребенка

малая двигательная активность;

низкий уровень сосательного рефлекса и пр.

свидетельствуют о повреждении головного мозга.

Родители должны хорошо представлять себе, что чем раньше будет начата доречевая коррекционная работа, тем с меньшими отклонениями будет идти речевое и интеллектуальное развитие детей.

Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, родители стараются меньше разговаривать и начинают общаться жестами, желая облегчить взаимное понимание. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как больше разговаривать с ним. Постепенно у ребенка накапливается словарный запас, необходимый для дальнейшего развития его речи.

Степенью, характером речевой недостаточности и психических наслоений определяются возможности ребенка учиться и активно участвовать в общественной жизни школы. Успеваемость в школе тормозится невозможностью вовремя и отчетливо спросить, ответить, рассказать или прочитать.

Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова.

Это состояние можно рассматривать как первое следствие, создающее значительные трудности на пути овладения детьми грамотой. Вторым следствием можно считать те трудности, которые возникают у детей в процессе овладения грамотой.

Школьники, у которых имеются речевые расстройства, теряют интерес к обучению, подчас переходят в категорию нарушителей дисциплины.

Т.обр., родителям и педагогам необходимо постоянно осмысливать свое поведение и свою позицию. Взаимопонимание, поощрение, взаимное уважение, соблюдение порядка, взаимодействие между членами семьи, педагогами играют серьезную роль в профилактике психогенных реактивных явлений у детей, страдающих речевой патологией.

. Основным направлением этого этапа является глубокий учет личностных возможностей и интересов каждого ученика, страдающего ТНР.

У таких учащихся д.быть возможность выбора с помощью педагога, психолога, врачей такого пути обучения, который позволит конкретно этой личности достичь наилучших результатов.

Изменение в состоянии здоровья детей отрицательного хар-ра, различные хронические заболевания, сиротство, бродяжничество, которые ведут к отклонениям в психическом и речевом состоянии, делают необходимым создание: центров медико-психолого-педагогической реабилитации; центров надомного обучения; детских реабилитационных учреждений.

В нашей стране появляется тенденция к организации новых образов-ных учреждений, где учитываются не только способности и склонности учащихся, но и их психофизическое сос

[1] Для руководства педагогическим процессом были созданы кафедры оли­гофренопедагогики (зав. — Д. И. Азбукин), сурдопедагогики и логопедии (зав. — Ф. A. Pay), тифлопедагогики (зав. — В. А. Гандер).

[2] Отделение тифлопедагогики с 1945 г. переводится на дефектологический факультет ЛГПИ им. А.И.Герцена.

[3] И до и после Великой Октябрьской революции в нашей стране делались по­пытки рассматривать логопедию как отрасль медицинских знаний — отоларинго­логии, психиатрии, невропатологии. Поэтому логопедические отделения для лиц с расстройствами речи открывались в системе здравоохранения при ЛОР-отделениях, при психоневрологических диспансерах и больницах. В этих учреждениях ра­ботали врачи-логопеды и даже средний медико-логопедический персонал.

С 1950 г. распоряжением Минздрава СССР должности медицинских работни­ков-логопедов были упразднены.

[4] Следует заметить, что студенты-логопеды в то время, как и студенты других отделений дефектологического факультета получали к тому же вторую педагоги­ческую специальность — учителя русского языка и литературы средней школы.

С 1 апреля 2021 года (и это не шутка) отменяется приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н , согласно которому работники проходили медицинские осмотры.

Вместо него вступают в силу:

- приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников»;

- совместный приказ Минтруда России и Минздрава России от 31.12.2020 N 988н/1420н «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры ».

Несмотря на то, что в 2020 году порядок медосмотров уже корректировался, документ 2021 года содержит еще больше нововведений.

Во-первых, законодатель активно сращивает медосмотры работников с диспансеризацией

По новым правилам работодатель получает право организовать для своих работников прохождение первого этапа диспансеризации или профилактического медосмотра за счет средств ОМС с целью предоставления результатов врачебной комиссии, необходимых при подготовке заключения по итогам предварительного / периодического осмотра.

При этом стоимость услуг, оказываемых за счет средств ОМС, не учитывается в оплате по договору, заключенному с работодателем на проведение медосмотра работников.

Для этого у работников будут дополнительно собирать сведения о полисе ОМС и передавать их в медицинский центр.

В свою очередь медицинские центры, проводящие медицинский осмотр, наделяются правом получать в рамках электронного документооборота из поликлиник результаты ранее проведенной диспансеризации еще до его явки работника на медицинский осмотр.

Во-вторых, скорректирован порядок направления на медосмотр

Работодатель теперь должен утверждать не только списки уже работающих сотрудников, но и список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам. Это не поименные списки, они должны содержать наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию и наименования вредных производственных факторов и работ.

В направлении на медосмотр теперь потребуется указывать номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования.

Направление разрешено формировать в электронном виде с использованием электронных подписей работодателя и лица, поступающего на работу. Учет выданных направлений также можно организовать в электронном виде.

В-третьих, наконец, официально разрешены выездные медосмотры

По новым правилам периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации.

Однако перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов работники проходят в медицинских организациях диагностические исследования.

В-четвертых, скорректирован объем медицинского осмотра

Для всех работников введен обязательный осмотр врача-невролога.

При сборе анамнеза у всех работников дополнительно выявляются жалобы и симптомы, характерные для дорсопатий.

При проведении периодического осмотра работников, контактирующих с:

- химическими веществами, способными вызывать аллергические заболевания, к обязательному объему обследования дополнительно привлекаются врач-дерматовенеролог, врач-оториноларинголог ;

- аэрозолями преимущественно фиброгенного действия к обязательному объему обследования дополнительно проводится цифровая рентгенография лёгких в двух проекциях;

- веществами, опасными для репродуктивного здоровья человека, к обязательному объему обследования дополнительно привлекается врач-хирург ;

- канцерогенными веществами, биологическими и физическими факторами к обязательному объему обследования дополнительно привлекаются врач-дерматовенеролог, врач-оториноларинголог и проводится цифровая рентгенография лёгких в двух проекциях.

В-пятых, новые правила для оформления результатов медосмотров

Например, в случаях затруднения в оценке результатов осмотра лицу, поступающему на работу, в связи с имеющимся у него заболеванием теперь будет выдаваться справка о необходимости дополнительного медицинского обследования.

Работодателю направляется информация о выдаче такой справки, а лицо, поступающее на работу, считается не прошедшим предварительный осмотр.

Экспертиза профессиональной пригодности проводится в таких случаях лицом, поступающим на работу самостоятельно в рамках программы государственной гарантии бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Заключения по результатам медосмотров разрешено выдавать в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством передачи по защищенным каналам связи, исключающим возможность несанкционированного доступа к информации третьих лиц, и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.

Логопедические и сантехнические услуги

В медицинских учреждениях логопедов исключили из педагогов, но так и не приняли в медики. В результате логопеды числятся в больницах и поликлиниках в графе “прочие” - наряду с сантехниками - и полностью зависят от главных врачей. В профсоюзе работников здравоохранения РФ считают, что самый логичный путь решения проблемы - включить этих специалистов в “Номенклатуру должностей медицинских работников. ”, а их особые условия работы прописать в других нормативных актах.

Людмила: “Проблема в том, что мы живем в районном центре, где нет логопеда, проконсультироваться не с кем. Мы живем в Республике Бурятия, около оз. Байкал, до столицы Бурятии 500 км. Поэтому вся помощь только от нас, детей. Мы будем пробовать делать гимнастику языка! А как делать массаж языка? Понимаете, я пробовала писать ему буквы, но он их не повторяет, может, не может прочитать? Писать левой рукой тоже не может. Может быть такое, что он не помнит буквы? А вообще понимает всё! После инсульта прошло 4 месяца. Надеемся на лучшее. Мне очень нужны Ваши консультации и Ваша помощь! Заранее благодарна. Спасибо. ”

Все чаще пациенты должны решать проблемы реабилитации родственников после инсультов самостоятельно - специалистов, которые им могут помочь, просто нет. А “Солидарность”, узнав о проблеме, выяснила ее причину и последствия для работников и пациентов, побывав на специализированной конференции.

МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Дело в том, что в 2014 году логопеды клиник (нейрореабилитологи), ранее находившиеся в ведении Министерства образования, были переданы под крыло Минздрава. Определенная логика в этом шаге была, ведь суть работы таких специалистов в клиниках - это диагностика и коррекционно-восстановительное обучение пациентов с нарушениями речи, голоса, глотания в результате очаговых поражений мозга. Однако в Минздраве логопедов признать работниками отрасли не удосужились: логопедическая помощь до сих пор не признана медицинской услугой. В результате работу логопедов Фонд обязательного медицинского страхования не оплачивает, и такой специалист не приносит поликлинике никаких денег, а только требует расходов. Поэтому логопеды и становятся первыми в списке на сокращение.

- С прошлого года нас как будто не существует, - говорят логопеды, - в медучреждениях мы рассматриваемся и табелируемся в графе “прочие”, наряду со вспомогательным персоналом - электриками, секретарями. То есть при каждой команде сокращать расходы учреждения оказываемся первыми кандидатами на увольнение.

- В данный момент мы наблюдаем тенденции к “оптимизации” количества логопедов, особенно это касается логопедов в поликлиниках. И если несколькими годами раньше в учреждениях здравоохранения Москвы было более 90 логопедов, то сейчас их 35, - констатировал на конференции главврач Центра патологии речи и нейрореабилитации Юрий Фукалов. Он подчеркнул, что признать оказание логопедической помощи в качестве медицинской через ФОМС или суды пока не удается. Вместе с тем во многих регионах, особенно в стационарных клиниках, такое решение было принято локально. И теперь дело за федеральным уровнем.

Сказывается это и на условиях работы логопедов. Сейчас у этих специалистов есть старые “педагогические” преференции - 18 часов педагогической нагрузки в неделю, 56 календарных дней отпуска, оплата коэффициента голосовой нагрузки, доплата за работу с тяжелыми неврологическими больными. Вот только в учреждении правовой статус логопедов в числе “прочих” работников делает их уязвимыми для произвола и несправедливых решений руководства.

- Мне главный врач заявил, что у меня слишком длинный отпуск, и предложил его сократить до 35 дней. Просто потому, что ему такая продолжительность отпуска показалась логичной, - рассказала на конференции логопед из Красноярска. - Я понимаю, что закон на моей стороне, но документов слишком много, и нет единого документа, на который я могла бы сослаться, чтобы отстоять свои права без конфликта и дальнейших судов.

- Проблемы с лишением логопедов дополнительных отпусков возникли из-за вступления в силу с 26 мая прошлого года постановления правительства РФ № 466 (от 14.05.2015), - впоследствии пояснила “Солидарности” Марина Краснорудская, заведующая отделом правовой и социальной защиты профсоюза работников здравоохранения РФ. - В данном постановлении предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для педагогических работников стало связано с наличием у медицинской организации лицензии на образовательную деятельность. В прошлом году проблема с отпусками просто не вставала, потому что постановление вышло тогда, когда уже были утверждены графики отпусков, и изменить их было нельзя. Как выяснилось, руководство медицинских учреждений даже не было в курсе, что теперь из-за наличия в штате логопеда им нужно получать дополнительную лицензию. А пострадать от этого могут работники.

В некоторых учреждениях логопедов, наоборот, решили “исключить из медиков” и лишили доплаты за работу с неврологическими больными. Эту доплату там получают даже санитарки, но не логопеды. Фактически сейчас нет ни единого документа, который характеризовал бы условия труда логопедов, ни ведомства, куда они могли бы обратиться со своими специализированными проблемами, нет даже организационно-методического отдела.

- Мы хотим вырвать из Минздрава формулировку, что логопед оказывает медицинскую услугу, - резюмировал Юрий Фукалов.

ОБРЕКЛИ НА НЕВЫЗДОРОВЛЕНИЕ

А пока из-за неопределенного правого положения логопед, например, в поликлинике не может попасть в систему записи ЭМИАС (Электронная медицинская информационно-аналитическая система). К нему невозможно записаться, а следовательно, он становится “невостребованным” специалистом. Тем временем пациенты просто не знают о том, что они могут получить необходимую помощь. Из-за этого нарушилась четкая система маршрутизации больного, необходимая для его восстановления.

Между тем нейрореабилитологи занимаются восстановлением многих жизненно важных функций. К примеру, пациент, которого после инсульта не научат глотать, не сможет потом есть. Пациентам в солидном возрасте не оказанная вовремя помощь в восстановлении речевых навыков грозит деменцией, а молодым - потерей квалификации и работы.

Статистика показывает, что нуждаемость в такой помощи постоянно растет. А вот количество логопедов, как было сказано ранее, неуклонно сокращается. При этом специалисты констатируют: “С каждым годом мы видим, что инсульты “молодеют”, и нередки случаи, когда пациентам нет еще и двадцати лет. В реанимациях мы видим и беременных, и только что родивших женщин”.

Фактически, сейчас рушится система реабилитации пациентов. И они это прекрасно понимают. Недовольны, но принимают как данность. В отсутствие специалистов (или информации об их наличии) пациентам приходится искать платные услуги логопедов. И это обходится в солидные суммы:

Anonimus: “В поликлиниках сейчас сокращают ставки логопедов, считаются не мед. специальностью. Бред, конечно, но это реалии нашей жизни”.

Anonimus: “Хотя логопед в бесплатной больнице тоже удивил. Отец 21 день в больнице провел, в отделении нейрохирургии, логопедов там не было от слова совсем, хотя некоторым бы не помешал”.

Anonimus: “Добрый день. Я нейропсихолог и афазиолог (училась как раз у Шкловского в том числе). Не знаю, кто берет 3 - 5 тыщ. Я 1,5 - 2 беру, например. Это средняя цена по Москве. Максимум тяну 3 человек частников в день, иначе скопытиться можно”.

В Москве стоимость одного занятия с логопедом-афазиологом обходится в сумму от 1,5 до 5 тысяч рублей. В регионах расценки пониже - 1 - 2 тысячи. Можно, конечно, найти специалиста и “подешевле” - рублей за 800, но квалификацию и профессиональное мастерство никто не гарантирует. Поэтому зачастую пациентам приходится заниматься самостоятельно.

Бриллиантовая C.B.: “А логопед к нему всю весну ходил, речь немного восстановилась, потом свекор на дачу укатил, отказался от логопеда, пообещал, что сам будет заниматься. Занимается, каждый день”.

Но ведь далеко не все пациенты способны сами прилагать усилия к излечению.

Аня: “Здравствуйте, у меня у мужа пропала речь. все симптомы инсульта, ему 27 лет, и правая сторона стала слабже. Помогите, пожалуйста, подскажите, как нам речь восстановить, он так-то говорит чуть-чуть. отрывками, может, нам нужен логопед или еще что-то? Сам он дома ленится, что ли, делать. ”

Комментарии

Елена Косаковская, заместитель руководителя департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства аппарата ФНПР:

- Национальная ассоциация нейрореабилитологов обратилась в Федерацию независимых профсоюзов России с просьбой о помощи в разрешении проблем нейрореабилитологов (логопедов). Проблемы, которые вызваны несовершенством законодательства, могут привести к ухудшению положения вышеуказанных специалистов учреждений здравоохранения. Однако согласно статьям 18 и 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Теперь вопрос относительно логопедов необходимо решать в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Марина Краснорудская, секретарь ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ, заведующая отделом правовой и социальной защиты:

- Наш профсоюз считает, что надо решить проблему. И наиболее логично - путем включения этих работников в “Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников”. В этой номенклатуре уже есть раздел “Должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием”, куда входят биологи, эмбриологи, медицинские психологи и прочие. Нужно просто включить туда логопедов. А их условия работы прописать в других нормативных актах.

Этот вопрос профсоюз собирается вынести на рассмотрение рабочей группы в РТК. Поэтому сейчас мы проводим мониторинг по регионам, спрашиваем, сколько осталось таких специалистов, получили ли их учреждения лицензию, возникли ли социально-трудовые проблемы. Потому что в РТК нам надо предъявить данные, обосновать, что проблема существует и что она нуждается в решении. К 25 января мы должны получить данные мониторинга.

“А”-СПРАВКА

В России среди причин смертности на втором месте после инфаркта миокарда стоит инсульт головного мозга. Ежегодно в мире регистрируется около 12 млн инсультов, а в России - более 450 тысяч, то есть каждые 1,5 минуты у кого-то из россиян развивается это заболевание. В крупных мегаполисах России количество острых инсультов составляет от 100 до 120 в сутки.

При этом показатели смертности населения в России в 4 раза выше, чем в США или Канаде. Среди европейских стран показатель смертности от цереброваскулярных заболеваний самый высокий - в России: умирают 25% пациентов-мужчин и 39% - женщин, и только 10 - 13% пациентов полностью выздоравливают.

Уважаемая Наталья Владимировна! К Вам обращается Юлия Красильникова, логопед детской поликлиники ХМАО-Югра. Наталья Владимировна, Ваша помощь необходима мне и большинству логопедов здравоохранения России. Бороться в одиночку нет уже ни сил, ни здоровья.

Так получилось, что логопеды здравоохранения оказались без защиты со стороны Минобрнауки, т. К. Работают не в образовательных учреждениях и без помощи со стороны Минздрава РФ, т. К.

Проблемы начались после вступления в силу «Указа Президента РФ от 7 мая 2012г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и письма Министерства здравоохранения Российской Федерации (ПИСЬМО носит разъяснительный характер и не является нормативным законодательным актом) № 16-6/2084889 от 14. 08. 2017г.

«О направлении разъяснений по вопросам продолжительности рабочего времени и основных удлиненных отпусках педагогических работников, работающих в медицинских организациях и организациях социального обслуживания». Главные врачи медицинских учреждений разных регионов не выполняют данный Указ в отношении логопедов здравоохранения. Ответы с разъяснениями Министерств противоречивы и позволяют по-разному трактовать нормы действующего законодательства, о чём свидетельствуют следующие данные:

Категория работника 1. Работа логопедов здравоохранения ДО внедрения УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА Педагогический персонал. 2. Работа логопедов здравоохранения ПОСЛЕ внедрения УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА Прочий персонал (уборщицы, кастелянши, дворники и … логопеды).

3. Комментарии Для того, чтобы не повышать зарплату логопедам здравоохранения (согласно Указа Президента РФ 597 от 7 мая 2012 года), логопедов, специалистов, имеющих иное высшее профессиональное образование и предоставляющих медицинские услуги, отнесли к прочему персоналу. Автоматически в большинстве учреждений здравоохранения были ухудшены условия труда и отдыха (изменена продолжительность рабочей недели и отпуска). Рабочее время 1.

Работа логопедов здравоохранения ДО внедрения УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА 18-и часовая рабочая неделя 2. Работа логопедов здравоохранения ПОСЛЕ внедрения УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА 18-и часовая рабочая неделя,

Заработная плата 1. Работа логопедов здравоохранения ДО внедрения УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА Согласно Законодательству из расчёта 18-и часовой рабочей недели 2. Работа логопедов здравоохранения ПОСЛЕ внедрения УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА Повышения заработной платы не произошло. 3.

2011 N 99-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 28. 10. 2013 N 966 (ред. От 18.

Комментарии Если ранее лицензия не требовалась, то нет оснований для изменения условий трудового договора, касающихся продолжительности рабочего времени и продолжительности оплачиваемого основного удлинённого отпуска. Если же лицензия требуется, то работодатель, в штат которого включены должности педагогических работников, обязан выполнить требования Федерального закона от 29. 12. 2012.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и оформить лицензию на право ведения образовательной деятельности. Нормативно – правовая база логопедов

1. Работа логопедов здравоохранения ДО внедрения УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА 1. Приказ от 28 декабря 1998 г. N 383 «О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций».

2. Приказ Минобрнауки России от 22. 12. 2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

3. Постановления Правительства Российской Федерации от 14. 05. 2015 № 466 «О ежегодных основных удлинённых оплачиваемых отпусках».

4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26. 08. 2010 № 761 н (ред.

От 31. 05. 11.) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012г. № 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации»

и другие нормативно-правовые документы. 6. «Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 08. 08.

2013 № 678. 7. Приказ Минздрава России от 14. 12.

2012 № 1047н. (должность «логопед» предусматривается в штатных нормативах порядка оказания медицинской помощи детям по профилю «неврология»). 8. Приказ Минздрава России от 15.

11. 2012 № 931н. (должности логопедов предусматриваются в штатных нормативах порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нейрохирургия»). 9.

Приказ Минздрава России от 15. 11. 2012 № 928н. (должности логопедов предусматриваются в штатных нормативах порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения) и т.

Д. 2. Работа логопедов здравоохранения ПОСЛЕ внедрения УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА Новые Министерские Приказы и Постановления Правительства РФ, регулирующие деятельность логопедов здравоохранения ОТСУТСТВУЮТ. Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации № 16-6/2084889 от

14. 08. 2017г. «О направлении разъяснений по вопросам продолжительности рабочего времени и основных удлиненных отпусках педагогических работников, работающих в медицинских организациях и организациях социального обслуживания» (ПИСЬМО носит разъяснительный характер и не является нормативным законодательным актом).

3. Комментарии Во всех данных Министерских Приказах говорится о том, что услуги логопеда являются неотъемлемой частью медицинской реабилитации взрослых и детей с нарушениями функций центральной нервной системы, а письма носят разъяснительный характер и не дают право изменять условия трудового договора заключённого с логопедом, в части установленных социальных гарантий логопедам. Согласно положениям статьи 41 ТК РФ в коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, НО! Не нарушающие нормы действующего законодательства.

Педагогический стаж 1. Работа логопедов здравоохранения ДО внедрения УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА Отсутствует 2. Работа логопедов здравоохранения ПОСЛЕ внедрения УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА Отсутствует Медицинский стаж 1. Работа логопедов здравоохранения ДО внедрения УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА Отсутствует 2.

Работа логопедов здравоохранения ПОСЛЕ внедрения УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА Отсутствует Премия ко Дню медицинского работника 1. Работа логопедов здравоохранения ДО внедрения УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА Начислялась 2. Работа логопедов здравоохранения ПОСЛЕ внедрения УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА Отсутствует Премия ко Дню учителя 1. Работа логопедов здравоохранения ДО внедрения УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА Отсутствует 2.

Работа логопедов здравоохранения ПОСЛЕ внедрения УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА Отсутствует Доплата на приобретение методической литературы и дидактических пособий 1. Работа логопедов здравоохранения ДО внедрения УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА Отсутствует 2. Работа логопедов здравоохранения ПОСЛЕ внедрения УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА Отсутствует

Доплата 20% за вредные условия труда 1. Работа логопедов здравоохранения ДО внедрения УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА Производилась до 2013 г. 2. Работа логопедов здравоохранения ПОСЛЕ внедрения УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА Отсутствует или сохранена в размере 4%.

3. Комментарии В системе образования доплата в размере 20% сохранена. Я после окончания университета имею два высших образования, первые два года работала учителем-логопедом в детском саду, последующие шесть лет работаю логопедом в детской поликлинике, т. Е.

, тружусь по своему профилю 8 лет непрерывно. Я ценю свой труд и труд родителей, которые помогли мне получить образование. По Указу Президента я, как педагог, должна получать заработную плату в размере 100% от средней заработной платы по округу или 200%, как медицинский работник с иным высшим профессиональным образованием, предоставляющий медицинские услуги. Из всего вышеизложенного следует: логопед работает с детьми- инвалидами, с детьми с ОВЗ, занимается не только педагогической деятельностью, но и лечебно- профилактической, диагностической и т.

Не должно быть такого в развитой стране, чтобы труд специалистов с высшим образованием оценивался и оплачивался ниже, чем труд младшего медицинского персонала (без специального образования), что и произошло в настоящее время в связи с выполнением майских Указов Президента. Прошу Вас, уважаемая Наталья Владимировна, внесите пожалуйста ясность по всем интересующим меня вопросам и по всем пунктам таблицы. Мне очень нравится моя профессия. Я работала, работаю и хочу работать по специальности, и поэтому надеюсь, что труд логопеда здравоохранения будет оцениваться достойно, не менее достойно, чем труд логопедов в сфере образования, и не менее достойно, чем труд среднего и младшего медицинского персонала.

Прошу Вас разобраться со всеми вышеуказанными проблемами, не допустить ухудшения условий труда логопедов в лечебных учреждениях и сохранить логопедическую службу в системе здравоохранения России. С уважением к Вам и надеждой на помощь, Юлия.

Логопедические и сантехнические услуги

В медицинских учреждениях логопедов исключили из педагогов, но так и не приняли в медики. В результате логопеды числятся в больницах и поликлиниках в графе “прочие” - наряду с сантехниками - и полностью зависят от главных врачей. В профсоюзе работников здравоохранения РФ считают, что самый логичный путь решения проблемы - включить этих специалистов в “Номенклатуру должностей медицинских работников. ”, а их особые условия работы прописать в других нормативных актах.

Людмила: “Проблема в том, что мы живем в районном центре, где нет логопеда, проконсультироваться не с кем. Мы живем в Республике Бурятия, около оз. Байкал, до столицы Бурятии 500 км. Поэтому вся помощь только от нас, детей. Мы будем пробовать делать гимнастику языка! А как делать массаж языка? Понимаете, я пробовала писать ему буквы, но он их не повторяет, может, не может прочитать? Писать левой рукой тоже не может. Может быть такое, что он не помнит буквы? А вообще понимает всё! После инсульта прошло 4 месяца. Надеемся на лучшее. Мне очень нужны Ваши консультации и Ваша помощь! Заранее благодарна. Спасибо. ”

Все чаще пациенты должны решать проблемы реабилитации родственников после инсультов самостоятельно - специалистов, которые им могут помочь, просто нет. А “Солидарность”, узнав о проблеме, выяснила ее причину и последствия для работников и пациентов, побывав на специализированной конференции.

МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Дело в том, что в 2014 году логопеды клиник (нейрореабилитологи), ранее находившиеся в ведении Министерства образования, были переданы под крыло Минздрава. Определенная логика в этом шаге была, ведь суть работы таких специалистов в клиниках - это диагностика и коррекционно-восстановительное обучение пациентов с нарушениями речи, голоса, глотания в результате очаговых поражений мозга. Однако в Минздраве логопедов признать работниками отрасли не удосужились: логопедическая помощь до сих пор не признана медицинской услугой. В результате работу логопедов Фонд обязательного медицинского страхования не оплачивает, и такой специалист не приносит поликлинике никаких денег, а только требует расходов. Поэтому логопеды и становятся первыми в списке на сокращение.

- С прошлого года нас как будто не существует, - говорят логопеды, - в медучреждениях мы рассматриваемся и табелируемся в графе “прочие”, наряду со вспомогательным персоналом - электриками, секретарями. То есть при каждой команде сокращать расходы учреждения оказываемся первыми кандидатами на увольнение.

- В данный момент мы наблюдаем тенденции к “оптимизации” количества логопедов, особенно это касается логопедов в поликлиниках. И если несколькими годами раньше в учреждениях здравоохранения Москвы было более 90 логопедов, то сейчас их 35, - констатировал на конференции главврач Центра патологии речи и нейрореабилитации Юрий Фукалов. Он подчеркнул, что признать оказание логопедической помощи в качестве медицинской через ФОМС или суды пока не удается. Вместе с тем во многих регионах, особенно в стационарных клиниках, такое решение было принято локально. И теперь дело за федеральным уровнем.

Сказывается это и на условиях работы логопедов. Сейчас у этих специалистов есть старые “педагогические” преференции - 18 часов педагогической нагрузки в неделю, 56 календарных дней отпуска, оплата коэффициента голосовой нагрузки, доплата за работу с тяжелыми неврологическими больными. Вот только в учреждении правовой статус логопедов в числе “прочих” работников делает их уязвимыми для произвола и несправедливых решений руководства.

- Мне главный врач заявил, что у меня слишком длинный отпуск, и предложил его сократить до 35 дней. Просто потому, что ему такая продолжительность отпуска показалась логичной, - рассказала на конференции логопед из Красноярска. - Я понимаю, что закон на моей стороне, но документов слишком много, и нет единого документа, на который я могла бы сослаться, чтобы отстоять свои права без конфликта и дальнейших судов.

- Проблемы с лишением логопедов дополнительных отпусков возникли из-за вступления в силу с 26 мая прошлого года постановления правительства РФ № 466 (от 14.05.2015), - впоследствии пояснила “Солидарности” Марина Краснорудская, заведующая отделом правовой и социальной защиты профсоюза работников здравоохранения РФ. - В данном постановлении предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для педагогических работников стало связано с наличием у медицинской организации лицензии на образовательную деятельность. В прошлом году проблема с отпусками просто не вставала, потому что постановление вышло тогда, когда уже были утверждены графики отпусков, и изменить их было нельзя. Как выяснилось, руководство медицинских учреждений даже не было в курсе, что теперь из-за наличия в штате логопеда им нужно получать дополнительную лицензию. А пострадать от этого могут работники.

В некоторых учреждениях логопедов, наоборот, решили “исключить из медиков” и лишили доплаты за работу с неврологическими больными. Эту доплату там получают даже санитарки, но не логопеды. Фактически сейчас нет ни единого документа, который характеризовал бы условия труда логопедов, ни ведомства, куда они могли бы обратиться со своими специализированными проблемами, нет даже организационно-методического отдела.

- Мы хотим вырвать из Минздрава формулировку, что логопед оказывает медицинскую услугу, - резюмировал Юрий Фукалов.

ОБРЕКЛИ НА НЕВЫЗДОРОВЛЕНИЕ

А пока из-за неопределенного правого положения логопед, например, в поликлинике не может попасть в систему записи ЭМИАС (Электронная медицинская информационно-аналитическая система). К нему невозможно записаться, а следовательно, он становится “невостребованным” специалистом. Тем временем пациенты просто не знают о том, что они могут получить необходимую помощь. Из-за этого нарушилась четкая система маршрутизации больного, необходимая для его восстановления.

Между тем нейрореабилитологи занимаются восстановлением многих жизненно важных функций. К примеру, пациент, которого после инсульта не научат глотать, не сможет потом есть. Пациентам в солидном возрасте не оказанная вовремя помощь в восстановлении речевых навыков грозит деменцией, а молодым - потерей квалификации и работы.

Статистика показывает, что нуждаемость в такой помощи постоянно растет. А вот количество логопедов, как было сказано ранее, неуклонно сокращается. При этом специалисты констатируют: “С каждым годом мы видим, что инсульты “молодеют”, и нередки случаи, когда пациентам нет еще и двадцати лет. В реанимациях мы видим и беременных, и только что родивших женщин”.

Фактически, сейчас рушится система реабилитации пациентов. И они это прекрасно понимают. Недовольны, но принимают как данность. В отсутствие специалистов (или информации об их наличии) пациентам приходится искать платные услуги логопедов. И это обходится в солидные суммы:

Anonimus: “В поликлиниках сейчас сокращают ставки логопедов, считаются не мед. специальностью. Бред, конечно, но это реалии нашей жизни”.

Anonimus: “Хотя логопед в бесплатной больнице тоже удивил. Отец 21 день в больнице провел, в отделении нейрохирургии, логопедов там не было от слова совсем, хотя некоторым бы не помешал”.

Anonimus: “Добрый день. Я нейропсихолог и афазиолог (училась как раз у Шкловского в том числе). Не знаю, кто берет 3 - 5 тыщ. Я 1,5 - 2 беру, например. Это средняя цена по Москве. Максимум тяну 3 человек частников в день, иначе скопытиться можно”.

В Москве стоимость одного занятия с логопедом-афазиологом обходится в сумму от 1,5 до 5 тысяч рублей. В регионах расценки пониже - 1 - 2 тысячи. Можно, конечно, найти специалиста и “подешевле” - рублей за 800, но квалификацию и профессиональное мастерство никто не гарантирует. Поэтому зачастую пациентам приходится заниматься самостоятельно.

Бриллиантовая C.B.: “А логопед к нему всю весну ходил, речь немного восстановилась, потом свекор на дачу укатил, отказался от логопеда, пообещал, что сам будет заниматься. Занимается, каждый день”.

Но ведь далеко не все пациенты способны сами прилагать усилия к излечению.

Аня: “Здравствуйте, у меня у мужа пропала речь. все симптомы инсульта, ему 27 лет, и правая сторона стала слабже. Помогите, пожалуйста, подскажите, как нам речь восстановить, он так-то говорит чуть-чуть. отрывками, может, нам нужен логопед или еще что-то? Сам он дома ленится, что ли, делать. ”

Комментарии

Елена Косаковская, заместитель руководителя департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства аппарата ФНПР:

- Национальная ассоциация нейрореабилитологов обратилась в Федерацию независимых профсоюзов России с просьбой о помощи в разрешении проблем нейрореабилитологов (логопедов). Проблемы, которые вызваны несовершенством законодательства, могут привести к ухудшению положения вышеуказанных специалистов учреждений здравоохранения. Однако согласно статьям 18 и 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Теперь вопрос относительно логопедов необходимо решать в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Марина Краснорудская, секретарь ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ, заведующая отделом правовой и социальной защиты:

- Наш профсоюз считает, что надо решить проблему. И наиболее логично - путем включения этих работников в “Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников”. В этой номенклатуре уже есть раздел “Должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием”, куда входят биологи, эмбриологи, медицинские психологи и прочие. Нужно просто включить туда логопедов. А их условия работы прописать в других нормативных актах.

Этот вопрос профсоюз собирается вынести на рассмотрение рабочей группы в РТК. Поэтому сейчас мы проводим мониторинг по регионам, спрашиваем, сколько осталось таких специалистов, получили ли их учреждения лицензию, возникли ли социально-трудовые проблемы. Потому что в РТК нам надо предъявить данные, обосновать, что проблема существует и что она нуждается в решении. К 25 января мы должны получить данные мониторинга.

“А”-СПРАВКА

В России среди причин смертности на втором месте после инфаркта миокарда стоит инсульт головного мозга. Ежегодно в мире регистрируется около 12 млн инсультов, а в России - более 450 тысяч, то есть каждые 1,5 минуты у кого-то из россиян развивается это заболевание. В крупных мегаполисах России количество острых инсультов составляет от 100 до 120 в сутки.

При этом показатели смертности населения в России в 4 раза выше, чем в США или Канаде. Среди европейских стран показатель смертности от цереброваскулярных заболеваний самый высокий - в России: умирают 25% пациентов-мужчин и 39% - женщин, и только 10 - 13% пациентов полностью выздоравливают.

Читайте также: