Какие профессии выбирают евреи

Опубликовано: 04.07.2024

Сто еврейских профессий

Сто еврейских профессий

Много ли мы знаем о занятиях и профессиях наших предков? Как добывали свой хлеб насущный евреи две тысячи, тысячу лет назад? Наверное, немногие станут с уверенностью утверждать, что им это известно. И действительно, откуда нам знать, не изучив этот вопрос специально, каким профессиям отдавали предпочтение евреи в те давние времена?

Зато чуть ли не каждый, кто читал Шолом-Алейхема в русском переводе, не колеблясь скажет, чем занимались евреи в «черте оседлости» сто лет назад: «луфтгешефтами». Покупали селедку за четыре копейки, разрезали ее на пять частей и продавали каждый кусок по копейке. Кормились один за счет другого и жили «воздухом». Так писал известный юморист начала века – иногда с грустным сочувствием к своим героям, иногда с легкой издевкой.

Но так ли обстояло дело в действительности? Одними ли «луфтгешефтами» кормились евреи Восточной Европы сто – сто пятьдесят лет назад?

Определенное представление о социальном срезе еврейского общества и в российской «черте оседлости», и в странах Восточной и Центральной Европы вообще можно получить, изучая еврейские фамилии.


Фамильные имена в среде ашкеназского еврейства начали возникать еще в средние века. Однако большинство фамилий, которые носят ашкеназские евреи сегодня, возникли 150 – 200 лет назад. Официальная фиксация фамилий еврейского населения специальными законами началась в Австро-Венгрии в 1797 году, в разных государствах Германии в 1807-1834 годах, в России в 1845 году. В грех этих странах проживало тогда подавляющее большинство ашкеназского еврейства. На рубеже XVIII-XIX веков в германских государствах жило около 180 тысяч евреев, в Австро-Венгрии – около 470 тысяч (из них 300 тысяч в Галиции), в России – около 800 тысяч (из них 200 тысяч в Царстве Польском, 100 тысяч на территории современной Литвы и около полумиллиона на Украине и в Белоруссии). Всего – 1 450 000 человек. В других странах (Голландии, Румынии, Франции, Англии) жило всего около 120 тысяч ашкеназских евреев. Иными словами, в Германии, Австро-Венгрии и России было сосредоточено около 92% ашкеназского еврейства.

Фамилии, присвоенные тогда евреям трех этих стран, можно подразделить на десять-пятнадцать типов. В этой статье мы рассмотрим один из них: фамилии, в которых отразились профессии и занятия их мерных носителей.

Возникновение «профессиональных» фамилий вполне естественно, этот тип фамилий широко распространен и среди других народов: если, к примеру, в маленьком городке или деревне человек занимался столярным ремеслом и был, возможно, единственным столяром во всей округе, то нередко его так и называли «Столяр». А в момент официального закрепления фамилий это прозвище записывалось в документах и становилось фамилией.

Большинство еврейских фамилий «профессионального» типа создано либо на немецкой, либо на славянской языковой основе, т.е. этимологизируется из языков тех народов, среди которых было расселено ашкеназское еврейство в конце XVIH – начале XIX вв.: немцев, поляков, украинцев, белорусов, чехов. Фамилии, созданные на венгерской и румынской языковой основе, как правило, более позднего происхождения и являются кальками с немецкого или славянского оригинала. Так, Шумахер (нем. Schuhmacher – «сапожник»), переселившись в Румынию, нередко менял фамилию на Чоботару (рум. dobotar – «сапожник»), а Шнайдер (нем. Schneider – «портной»), оказавшись в Венгрии, становился Сабо (венг. szabo' – «портной»). Правда, определенная часть венгерских и румынских фамилий могла быть присвоена евреям изначально, в момент фиксации в этих странах: фамилий, но следует помнить, что в конце XVIII – начале XIX вв. число евреев в Венгрии и Румынии было очень невелико.

Особо обстоит вопрос с фамилиями, образованными на основе языка идиш. Нередко человек, известный в своем местечке или городе под идишскими прозвищами Шнейдер, Глезер или Койфман, при официальном присвоении фамилий записывался в немецком, «более культурном» варианте, как Шнайдер, Глазер, Кауфман. Инициатива могла исходить как от самого носителя прозвища, так и от чиновника, особенно если последний был немцем. Тем не менее, довольно часто фамилия записывалась в ее идишском варианте, а иногда фиксировался некий немецко-идишский гибрид. Например, Штейншлайфер, где первая часть фамилии штейн дана в идишском произношении, а вторая шлайфер – в немецком; по-немецки Steinschleifer (штайншлайфер) – «шлифовщик камней».

Подобным образом записывались и те «профессиональные» фамилии, которые образованы от слов, заимствованных идишем из славянских языков. Так, человеку, известному под прозвищем «Токер» (идиш, токер – «токарь»), русскоязычный чиновник нередко присваивал фамилию Токарь.

В этой статье мы приводим в качестве источника – слова, от которого образована та или иная фамилия, – немецкие, польские, украинские или белорусские слова. Идишское слово приводится лишь в тех случаях, когда оно значительно отличается от немецкого или славянского оригинала.

Небольшое количество фамилий образовано на основе чисто русских слов, имеющих параллелей в других славянских языках (напр. Кузнец, Портной, Стекольщик). Учитывая, что в начале XIX иска число евреев, живших в русских областях Российской империи, было ничтожным, следует предположить, что фамилии, образованные на русской языковой основе, либо присваивались евреям русскими чиновниками в украинских, польских, белорусских областях империи, либо выбирались самими евреями, желавшими, чтобы их фамилии «звучали» на государственном языке.

Среди ашкеназских евреев встречаются также носители фамилий, образованных от ивритских слов – разумеется, в ашкеназском произношении, которое было принято в Европе. Число таких фамилий относительно невелико, но многие из них весьма распространены.

Попробуем определить, какие фамилии могут считаться «еврейскими». Говоря о «еврейских» фамилиях, мы имеем в виду два типа фамилий:

1) те, что встречаются исключительно у евреев (или у неевреев, среди предков которых были евреи, передавшие им по наследству свои фамилии);

2) те, что часто встречаются у евреев, и их принято (по крайней мере, в определенных странах) считать еврейскими, хотя они встречаются и у неевреев.

К первому типу относятся фамилии, свидетельствующие о том, что их первоначальные носители никак не могли быть неевреями. Значительная часть фамилий этого типа выделяется также и ивритской основой, на которой они образованы. Число этих фамилий невелико, как невелико было число сугубо «еврейских» профессий:

Бодек (иврит, бодек) – «бодек», тот, кто проверяет внутренности животного на предмет определения его кашерности, как того требует еврейский закон.

Габай (иврит, габай) – «габай», староста в синагоге.

К этому же типу фамилий, встречающихся исключительно у евреев или лиц, среди предков которых были евреи, относятся фамилии, возникшие из ивритских слов-прозвищ, данных в еврейской среде евреям. Ивритские слова-основы мы приводим в ашкеназском произношении.

Балагула (иврит, баал аголо) – извозчик.

Кацев (иврит, кацев) – мясник.

Ко второму типу относится большинство «профессиональных» фамилий, распространенных у евреев, – фамилии, которые встречаются, а иногда даже весьма распространены среди неевреев. Так, фамилии Гербер (нем. Gerber – «кожевник», «дубильщик»), Малер (нем. Maler – «маляр») или Фишер (нем. Fischer – «рыбак»), часто встречаются как у евреев, так и у немцев, а фамилии Стельмах (пол.

stelmach – «колесник», «колесный мастер»), Реминик (укр. ремшник «ременщик») или Кравец (пол. krawiec – «портной»), можно встретить как у евреев, так и у поляков, украинцев, белорусов.

Более того, такие фамилии как Фишер, Шнайдер, Майер, Фляйшер, Циммерман, Шлифер, Шмуклер, которые в России, например, почти однозначно рассматриваются в качестве «еврейских», в Германии, Австрии или Чехии носят тысячи, иногда сотни тысяч немцев и чехов, и эти фамилии отнюдь не считаются «еврейскими». Конечно, если фамилия зафиксирована в идишской, а не в немецкой форме, ест есть все основания считать ее исключительно еврейской. С другой стороны, система гласных звуков в немецких диалектах весьма неустойчива (а именно произношение гласных значительно отличает фонетику идиша от фонетики немецкого языка), и поэтому можно предположить, что человек с «идишской» фамилией Флейшер, Шнейдер или Биглер может на самом деле не иметь ничего общего с евреями.

Следует отметить, что некоторые фамилии, этимологизируемые из европейских языков, означают одну профессию, если встречаются у евреев, и другую, если встречаются у неевреев:

Зингер – Зенгер – Зингерман – Зингеревич-Зингеренко (нем. Singer, Sanger) – «хазан». У неевреев – певец.

Рихтер (нем. Richter) – «даян». У неевреев – судья.

Изучая список фамилий второго типа, встречающихся также и у неевреев, мы увидим, что спектр еврейских профессий и занятий 150-200 лет назад был весьма широк. Конечно, надо помнить, что степень распространения фамилий может быть очень разной: если, например, фамилия Виндмюллер (нем. Windmtiller «хозяин ветряной мельницы») встречается крайне редко, то фамилии Койфман-Кауфман («торговец»), Киржнер-Кушнир («меховщик», «скорняк»), Фарбер-Фербер («красильщик»), Шенкер-Шинкарь («шинкарь», «трактирщик»), Шнайдер («портной»), Шустер («сапожник») носят тысячи евреев. В нашем случае это означает, что 150 200 лет назад среди евреев было очень мало владельцев ветряных мельниц, но зато много было торговцев, скорняков, красильщиков и т.д.

Прежде всего отметим занятия, связанные с торговлей и вследствие исторических причин широко распространенные среди евреев Европы:

Айзенкремер (нем. Eisenkramer) – торговец железом.

Ботвинник-Ботвиник-Ботвинников (укр. ботвинник) – зеленщик.

Гендлер (нем. Handler) – купец, торговец.

Традиционной сферой деятельности были занятия, связанные с посредничеством, финансовыми операциями и т.п.:

Векслер (нем. Wechsler) – меняла.

Джамбаш – Джамбашу (рум. geambas) – посредник.

Еще одной традиционной сферой деятельности ашкеназского еврейства, в основном в странах Восточной Европы, было производство и продажа спиртных напитков, содержание постоялых дворов, корчем и т.п.:

Бронфман – Бронфенмахер (от идиш, бранфн – «водка») – изготовитель водки.

Винокур-Винокуров-Винокир (укр. винокур) – винокур. Гуральник (укр. гуральник) – винокур.

Длинный ряд фамилий (среди которых есть весьма распространенные) свидетельствует о том, что многие евреи в конце XVIII – начале XIX вв. занимались физическим трудом:

Бекер-Беккер-Бекерман-Беккерман (нем. Backer) – пекарь.

Биглер (нем. Bugler) – гладильщик одежды.

Вассерман (нем. Wassermann) – водовоз.

Вебер (нем. Weber) – ткач.

Водовоз – Водовозов (укр. водовоз) – водовоз.

Гамарник (укр. гамарник) – плавильщик.

Из целою ряда фамилий мы узнаем о том, что вопреки государственным запретам, изгнаниям из деревень и сел и т.п., немало евреев занимались сельским хозяйством, лесными промыслами, охотой и рыболовством:

Аккерман-Акерман (нем. Ackerniann) – земледелец.

Бауэр-Байер-Баер (нем. Bauer) – крестьянин.

Вайдман (нем. Weidmann) – охотник.

Рассмотрев «профессиональные» фамилии евреев Центральной и Восточной Европы, зафиксированные в конце XVIII – начале XIX в., мы видим, что профессиональная структура ашкеназского еврейства изменилась с тех пор неузнаваемо. Едва ли можно найти сегодня евреев кузнецов, печников, водовозов, колесников, бондарей. Исчезли многие профессии, возникли другие. В пламени мировых войн, в газовых камерах Освенцима исчез еврейский мир, породивший фамилии, которые ашкеназские евреи носят сегодня.

Веками евреи жили под властью других народов, и полностью зависели от благосклонности местных властей. Соответственно, им нужны были специальные переговорщики, умеющие разговаривать с начальством, пользующиеся его уважением (благодаря своему богатству, образованию и т.д.) и готовые хлопотать за еврейскую общину или отдельных евреев: добиваться отмены невыгодных для евреев мер, просить о снисхождении или помиловании, и т.д. Таких людей стали называть штадланами (ходатаями).


Марина Карпова

Хасидские наставники были очень разными людьми: одни считались выдающимися знатоками Торы, другие имели репутацию чудотворцев. К одним приезжали за советом, к другим – за амулетом или благословением. В любом случае для хасидов слово ребе было законом и истиной в последней инстанции.


Марина Карпова

Неотъемлемой частью традиционной еврейской жизни была йешива – высшее религиозное учебное заведения, где молодые люди изучали премудрость Торы. Руководителя этого заведения называли Рош йешива – «глава йешивы».


Марина Карпова

Уже в XVII-XVIII веках в некоторых еврейских общинах были свои врачи с университетским образованием (евреям разрешали учиться медицине в некоторых университетах). Однако таких докторов, естественно, было очень мало, да и пользы от тогдашней медицины было не очень много. Поэтому люди лечились кто во что горазд, в том числе у бааль-шемов («повелителей Имени) – целителей, врачевавших болезни с помощью амулетов и заклинаний, содержащих различные имена Всевышнего.


Марина Карпова

Профессиональные нищие были едва ли не у всех народов. Однако еврейского нищего от других побирушек нередко отличало осознание своей миссии. Свое занятие он полагал едва ли не религиозным служением – ведь таким образом евреи получали возможность исполнить одну из важнейших заповедей Торы. Так что милостыню еврейский нищий часто не просил, а требовал. А если хозяин не спешил раскошелиться, или же просителю казалось, что тот недостаточно щедр, он не лез за словом в карман и не церемонился.


Марина Карпова

На протяжении истории общины находились на полном самофинансировании, и при этом почти всегда были обременены большими расходами по благотворительности: нужно было помогать нуждающимся, вдовам и сиротам, содержать талмуд-тору (бесплатную школу для бедняков) и богадельню… Накануне Песаха беднякам выдавали минимальное количество мацы и вина, чтобы они могли исполнить заповеди праздника, и т.д. Поэтому в каждой общине существовала развитая система благотворительности, и, соответственно, специальные люди, занимавшиеся сбором пожертвований, чаще на общественных началах, но иногда и за вознаграждение.


Марина Карпова

Бадхен, или маршалик, был неизменным участником восточно-европейских еврейских свадеб был. Это был шут-тамада, который развлекал гостей шутками и прибаутками. Бадхены распевали еврейские народные песни, сочиняли акростихи или рифмованные каламбуры, в которые вплетали имена жениха и невесты.

Марина Карпова

Клезмерские ансамбли играли не только на свадьбах, но и на бар-мицвах, балах, праздничных гуляньях, ярмарках… Нередко их приглашали к себе местные помещики, военные и чиновники. «Знаменитый еврейский оркестр - четыре скрипки, флейта и контрабас» из «Вишневого сада» Чехова – наверняка клейзмеры.


Марина Карпова

В задачу свата входило найти семью, у которой есть дочь на выданье, и обеспечить ее женихом, соответствующим ожиданиям родителей (о чувствах молодых тогда думали мало – жених и невеста могли впервые увидится только на собственной свадьбе). Соответственно, именно через свата велись все переговоры, касающиеся происхождения, приданного, содержания.


Марина Карпова

В будние дни шульклепер звал евреев на молитву, накануне суббот и праздников напоминал, что пора закрывать лавки, а в месяц элуль будил людей для чтения покаянных молитв. Для этого он часто пользовался палкой или специальным молотком, которым колотил в ставни, чтобы хозяева поскорее проснулись.


Марина Карпова

Как уже было сказано, традиционные раввины практически не выступали перед прихожанами. Но поскольку природа не терпит пустоты, соответствующую экологическую нишу занимали магиды – проповедники. Немногие богатые общины и синагоги могли нанять постоянного проповедника. Однако обычно это были странствующие гастролеры, разъезжавшие из местечка в местечко.


Марина Карпова

Хотя еврейское «духовенство» состоит почти исключительно из мужчин, есть должности, на которые можно назначить только женщину. В микве (бассейне для ритуального очищения) почти всегда работает баланит (банщица), следящая за тем, чтобы окунание происходило согласно всем требованиям закона.

Гетто в г. Славута, Украина

По данным статистики 1939 года в Славуте проживало более 5 тыс. евреев. Они составляли 33% местного населения. Накануне оккупации части евреев города удалось эвакуироваться. Город был захвачен в начале июля 1941 года. Взяв Славуту под контроль, нацисты создали «еврейский комитет» и издали приказ

Еврейское кладбище в г. Комрат, Молдова

Комрат — город в Молдове с населением 20,1 тыс. человек. До Второй мировой войны здесь проживало чуть более 300 евреев. После массовой эмиграции в 1990-е еврейского населения практически не осталось. Еврейское кладбище в городе до 2020 года находилось в плачевном состоянии. По данным исследовател

Евреи г. Овруч. Украина

Овруч — город в Житомирской области Украины. В летописях упоминается с 977 года. Первые сведения о проживании евреев датированы 1629 годом. Сохранились данные о том, что в городе существовала деревянная синагога. Но во времена Хмельниччины еврейская община была уничтожена. Дальнейшие данные о евр

Евреи в г. Тукумс, Латвия

Тукумс — город в Латвии с населением 17,5 тыс. человек. В 1795 году вместе с Курляндской губернией вошел в состав Российской империи. Тогда же получил от Екатерины II статус города. Евреи получили разрешение селиться в Тукумсе после его аннексии Российской империей. С 1799 года в городе появилось

Евреи в г. Одесса, Украина

Одесса — областной центр юга Украины с населением более 1 млн человек. Впервые упоминается в источниках как Качибей в 1415 году. С XVI века населенный пункт известен как Хаджибей. В 1789 году захвачен русскими войсками. С 1794 года был издан императорский указ об основании города на месте Хаджибея.

Третье еврейское кладбище в г. Одесса, Украина

Одесса — областной центр юга Украины с миллионным населением, в котором евреи проживали с момента официального основания в 1794 году. Первое еврейское кладбище появилось в городе за год до его официального основания. Его площадь, по данным краеведов, составляла 2,68 га. Кладбище было ликвидирован

Евреи в г. Клинцы, Россия

Клинцы — населенный пункт в Брянской области России. Основан как слобода помещика Ивана Бороздни на месте украинских сел Глуховка и Стодола в 1707 году. В 1782 году указом императрицы Екатерины II слобода получила статус посада. С июля 1919 года населенный пункт входил в состав Гомельской губернии Р

Центральное еврейское кладбище в г. Самара, Россия

Самара — город в России, находившийся вне черты оседлости. Еврейское население в нем появилось во второй половине XIX века и колебалось в пределах от 1,5% в 1897 до 4% в 1920-х. К середине 1990-х составляло 0,67% горожан. Еврейское кладбище появилось в городе в 1867 году. Расположено по улице Юзо

Гетто в г. Овруч, Украина

Овруч — город в Житомирской области Украины, в котором, по данным переписи 1939 года, проживали 3,8 тыс. евреев. Они составляли 33% местного населения. Исследователи полагают, что значительной части евреев города удалось эвакуироваться до прихода нацистов. Часть овручских евреев были призваны в ряды

Гетто в г. Клинцы, Россия

Клинцы — районный центр в Брянской области России. По данным переписи 1939 года здесь проживало 6,5 тыс. евреев. Данных о количестве призванных в Красную Армию и эвакуированных не сохранилось. Очевидцы событий в воспоминаниях рассказывали, что не хотели уезжать, поскольку официальная советская пропа

Евреи в г. Бершадь, Украина

Бершадь — населенный пункт в Винницкой области Украины. С 1966 г. — город. Основан в 1459 г. как крепость на южной границе Великого княжества литовского. В 1617 году крепость по требованию турок была сожжена, а население переселено на другой берег реки Дохны. Там появилось новое местечко, в котором

Еврейское кладбище в г. Овруч, Украина

Овруч — город в Житомирской области Украины, в котором евреи проживали с XVIII века. В 1918 году их доля в составе населения составляла 66%. К концу 1970-х сократилась до 7%. В XXI веке в городе проживало несколько десятков евреев. По данным источников в начале ХХ века в городе было два еврейских

Евреи в г. Гайсин, Украина

Гайсин — город в Винницкой области Украины. В исторических документах населенный пункт упоминается с 1545 года. В 1600 году получил городской привилегий. Сведений о еврейской общине до XVIII века мало. Известно, что евреи Гайсина пострадали во время восстаний Хмельницкого и гайдамаков. Первые ста

Евреи в г. Самара, Россия

Самара — областной центр в Российской Федерации с населением более 1 млн человек. Город основан в 1568 году. Поскольку земли, на которых расположен город, входили в состав Хазарского каганата, среди местных евреев популярна легенда о том, что Самара названа в честь израильской Самарии. Однако исслед

Гетто в г. Одесса, Украина

По данным переписи 1939 года в городе насчитывалось 180 тыс. евреев. Они составляли почти треть городского населения. В первые дни войны еврейское население Одессы пополнилось за счет беженцев из других регионов. По подсчетам исследователей от 80 до 90 тыс. евреев смогли эвакуироваться. Евреи приним

Еврейское кладбище в г. Гайсин, Украина

Гайсин — город в Винницкой области Украины, в котором евреи проживали с XVIII в. На конец XIX века они составляли более 50% населения. К концу 1939-х их доля в составе населения сократилась до 30%. По сообщениям краеведов в городе было несколько еврейских кладбищ. Первое, так называемое кладбище

Гетто в г. Гайсин, Украина

Гайсин — населенный пункт в Винницкой области Украины, в котором, согласно данным переписи 1939 года, проживали 4,1 тыс. евреев. Они составляли 27,7% местного населения. Сведений о количестве призванных в Красную Армию и эвакуированных не сохранилось. Но есть данные о том, что в годы оккупации в

Еврейское кладбище в г. Бершадь, Украина

Бершадь — город в Винницкой области Украины, в котором евреи с конца XIX века и до конца 1930-х годов составляли более 70% населения. В городе два еврейских кладбища. Старое действовало в XVII — XIX веках. Оно известно тем, что в конце XIX века на одной из могил исследователи обнаружили эпитафию,

Гетто в г. Бершадь, Украина

По данным переписи 1939 года, в Бершади проживали 4,2 тыс. евреев, которые составляли 74% населения. Данных о количестве эвакуированных и призванных в Красную Армию не сохранилось. По воспоминаниям очевидцев летом 1941 года немецкие войска наступали быстро, взорвали мост через Дохну, поэтому часть е

Из пастухов в банкиры

В современном мире у людей сложилась масса стереотипов о традиционных еврейских специальностях. Многие считают, что евреи испокон веков занимались ростовщичеством, торговлей, медициной, ювелирным ремеслом, иными словами, имели ограниченный круг деятельности. Для того чтобы понять стереотип это или факт нужно обратиться к истории.

На самом деле род занятий евреев изменялся вместе со стилем жизни еврейских общин. Изначально на земле Израиля жили семитские народы, которые занимались земледелием, скотоводством, ремесленничеством.

Наверное, трудно сегодня представить еврея-пастуха, погоняющего стадо, или еврея в образе землепашца. Однако в 20-е годы прошлого века большевистская пропаганда создала именно такой образ "нового советского еврея" — еврея-земледельца. Более 200 тысяч евреев переселили в сельскохозяйственные колонии на территорию Украины и в Крым. Так власти начали проводить национальную политику "коренизации" с целью стимулировать национальные языки и культуры. Поселенческие проекты также возникли в Белоруссии и Биробиджанском национальном районе.


Но земледелие и скотоводство все же оказались не слишком привлекательными занятиями для евреев. Они характерны для народов, постоянно живущих на своей земле, а евреям ведь постоянно приходилось переселяться, начиная с 70 года н.э.

Бывало такое, что попадая в далекие страны и образуя в них свои общины, евреи со временем даже приобретали другой этнический облик. Например, еврейская община в Китае (г. Кайфэнь) пользовалась особым расположением императора и просуществовала около семи веков. Благосклонность правителя евреи завоевали там потому, что первыми привезли в Китай хлопчатобумажную одежду и семена хлопка и подарили их императору. Со временем кайфэнские евреи почти перестали отличаться от китайцев. В наши дни многие жители этой местности могут поведать о своих еврейских корнях.

Но самый настоящий "Золотой век" для евреев наступил в Испании после её завоевания мусульманами (711г.). Арабы предоставили евреям судебную автономию и свободу вероисповедания. Евреи преуспели в торговле, ремеслах, ювелирном производстве, медицине и других областях. Правда, в 1492 г. после падения Гранады был подписан эдикт об изгнании евреев, после чего они покинули страну.

Зато желанными поселенцами евреи оказались в Польше. Еврейских купцов ценили за их капитал, торговые связи и способности. Предприимчивые евреи арендовали мельницы, корчмы, солеварни, пруды для разведения рыбы. Они даже стали образовывать целые городки, которые превращались в торговые и ремесленные центры. Там евреи чувствовали себя особенно комфортно. Сами они называли такие городки штетлами — местечками. Как правило, штетл состоял из рыночной площади, основной синагоги, дома учения, помещения ритуального омовения, за ними располагались школы, лавки, ремесленные мастерские.

В штетлах евреям приходилось осваивать профессии портных, кузнецов, фельдшеров, музыкантов. Здесь они сохраняли свои культурные традиции, жизненный уклад.


После раздела Польши в конце ХVIII в. Российской империи вместе с польскими землями достались и сотни штетлов, которые по указу Екатерины II (1791 г.) попали в черту оседлости евреев.

Революция 1917 года дала евреям возможность свободно участвовать в политической, экономической и культурной жизни страны. С этого года черта оседлости была официально упразднена. Евреи получили возможность получать высшее образование в лучших вузах страны. Появилось много евреев ученых, медиков, политиков, деятелей искусства.

В 30-е годы XX века евреи, как и представители всех без исключения народов России, подверглись репрессиям.

Уже после войны случилось нашумевшее "Дело врачей". По одной из версий оно было инициировано самим Сталиным. Врачи, лечившие верхушку руководства СССР, были арестованы в 1953 году. Их обвинили в предательстве. Это событие вызвало волну антисемитских настроений по всей стране. Многие люди перестали доверять врачам еврейской национальности, что отчасти вынудило евреев перейти на такие специальности в медицине как стоматолог или психотерапевт.

Врач, банкир, ювелир… Стереотипы о "чисто еврейских" профессиях сложились не так уж давно, а формирование образа современного еврея происходило не один год под влиянием различных исторических событий. Продолжается оно и сегодня. И кто знает, возможно, через сотню лет словосочетание "еврей-банкир" будет вызывать такую же недоверчивую улыбку как сегодня "еврей-тракторист".


При подготовке материала использовалась информация тематической экспозиции Еврейского музея и центра толерантности.

Начнем с того, что евреи таки могут работать на любой работе. Это доказано историей. Проблема не в том, "может" или "не может". Проблема в другом.

Известно, что один американский рабочий лучше одного японского рабочего, а бригада из 10 японских рабочих лучше бригады из 10 американских рабочих. Известно, что один конкретный еврейский рабочий может работать лучше одного среднестатистического гойского рабочего. Новозлатопольский еврейский национальный район в 30-е годы прошлого века выиграл социалистическое соревнование у одного аналогичного казачьего района. Но в длительной перспективе что-то не получается. Что, и почему?

Мне никогда и нигде не попадалась статистика производственного травматизма в Израиле, в том числе травматизма среди еврейских рабочих. Но есть личные наблюдения, и я вижу, что этот травматизм зашкаливает. Если статистика появится, уверен, она окажется шокирующей. Почти каждый, кто начинал работать в Израиле на стройке, на ферме, в слесарной мастерской, рано или поздно получал травму, как правило серьезную. В лучшем случае он через пару месяцев восстанавливал здоровье и в половине случаев менял работу, в худшем потеря здоровья оказывалась необратимой.

В середине 90-х А., парень 20 с небольшим лет от роду, сабра, работал на монтаже. Монтировались балки, заливаемые на строительной площадке в металлическую опалубку. Эти балки лежали в опалубке 3-4 дня, сверху их поливали водичкой, потом монтировали. В 15 сантиметрах от торцов балки вставляли проемообразователи диаметром приблизительно по 5 сантиметров, и в эти дырки при монтаже вставляли штыри, торчащие сверху из колонн. Потом отверстие заливали раствором. Понятно, что точность монтажа не была достаточной для того, чтобы этот штырь вошел точно на место, поэтому по штырю часто приходилось стучать молотком. Потом сверху надевали еще резиновую прокладку, чтобы получился шарнирный стык.

Очевидно, что балка, твердеющая без пропаривания на строительной площадке и выдерживаемая вдвое меньше, чем положено в таких случаях, рано или поздно сорвалась бы с монтажной петли. Это и произошло, когда под ней стоял А. Он как раз укладывал на место резиновую прокладку, и балка, косо встававшая на торчащий из колонны штырь, сорвалась с монтажной петли. Она упала прямо на правую руку А. Руку отрезали по локоть.

Недавно я его встретил. Он получает инвалидность в размере прожиточного минимума. За желание год с небольшим проработать после армии на стройке, чтобы получить подарок "за необходимую обществу работу" и накопить денег на поездку на Дальний Восток, человек расплачивается пожизненной инвалидностью. Так стоила ли игра свеч?

Человеку, работающему в слесарной мастерской, отрезает циркулярной пилой три пальца. Человек, работающий в поле, попадает под молотилку.

В другом месте на стройке работал бригадир из Шхема, человек, занимавшийся строительством всю жизнь. Летом ему помогал сын, 15 лет. Он приходил работать на каникулах. В 15 лет он умел делать все. Если бы он монтировал ту злосчастную балку, с 70-процентной вероятностью он отдернул бы руку, заметив боковым зрением, как она начинает падать с петли. Между началом выдергивания петли и падением балки всегда проходит две-три секунды. У А. бокового зрения не было, поэтому он остался инвалидом.

Есть непереводимое на русский язык слово sustainability - системная безопасность, системная стабильность. Именно это - то самое качество, которого не хватает еврейским рабочим. Именно поэтому еврейский рабочий всегда в длительной перспективе уступает "гойскому". В данном контексте sustainability можно перевести как профессионализм. Профессионализм - это когда человек даже в конце дня, в усталом, раздраженном состоянии, после ссоры с женой продолжает работать профессионально, системно безопасно, а не срывается и не делает глупости. Этому невозможно научиться, это должно присутствовать в подсознании. Один мой знакомый часто повторял прекрасную пословицу на идиш "Esn un trenen darf man kenen", "кушать и трахаться надо уметь". Типа, все кушают и все трахаются, но надо уметь делать и то, и это, иначе получается конфуз. Все надо уметь делать. Владимир Высоцкий пел в песне про волков: "Чуял волчьи ямы подушками лап". Волк учится этому с детства. Собака не умеет чуять подушками лап волчьи ямы, поэтому, оказавшись в лесу, она обязательно попадет в такую яму, особенно если в процессе прогулки думает о том, что она голодная, или мечтает о случке.

Аарон Давид Гордон был классиком сионизма, одним из теоретиков еврейского труда. Улицы и школы его имени есть в каждом израильском городе. В 48 лет, бросив непыльную работу чиновника где-то в царской России, Гордон, увлекшийся идеями Льва Толстого и одновременно идеями сионизма, репатриировался в Эрец-Исраэль. Тут он начал работать в одной из "квуцот". Рядом с ним работал оставшийся неизвестным молодой еврейский работяга. Потом он опубликовал свои воспоминания в одной из центральных израильских газет, которые я прочел. Так вот, "квуца" копала ямки под высадку деревьев. Молодой работяга выкапывал их втрое больше, чем уже пожилой А. Д. Гордон. Но Гордон был символом, знаменем, поэтому его держали в "квуце". А вот будущую поэтессу Рахель держать там не стали, сказав: "Мы здоровые, а ты больная", и она оказалась на улице, став одной из многочисленных жертв "еврейского труда". В "квуце" не знали, что она станет знаменитой поэтессой.

Короче, причина всего, о чем шла речь выше - не еврейская культура и не "гены", разумеется, а тот простой факт, что физическим трудом надо начинать заниматься смолоду, чтобы это получалось хорошо и долго, и что в любой такой работе необходим профессионализм в широком смысле слова, который в возрасте после 25 лет нарабатывается очень редко и мало у кого. "Esn un trenen darf man kenen". Если Израилю будет суждено 100 лет стабильной жизни, и в нем возникнет единая гражданская нация, в конце концов в стране сформируются нормальный рабочий класс, крестьянство и интеллигенция. Но не раньше, и не без этих необходимых условий, и без сионистской кампанейщины, доказавшей свою контрпродуктивность. В противном случае получатся только перебитые кости, разможженные пальцы, натертые ноги. Они не нужны никому.

в молодости я окончив ВУЗ стал специалистом по деревообработке . естественно механизированной . в деревообработке применяется разный режущий инструмент - дисковые, ленточные пилы и пильные цепи, фрезы и различные ножи . заточка их проводилась специальными заточными станками . о том что их можно затачивать и вручную, так об этом преподаватели нам говорили как о полной евреси и совершенно недопустимом . но недавно пришлось освоить бензопилу Штиль . пилная цепь затачивалась специальным станком у шабашника-армянина на рынке . заточка оказалась поганой . взяв в руки напильники на третий-четвертый раз привел цепь почти в первоначальное состояние, тем самым опровергнув что ручная заточка сложного деревообрабатывающего инструмента это ересь чистой воды :-)))). между этими событиями прошло времени почти 40 лет :-))))

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: