Какие профессии выбирают наши дети

Опубликовано: 02.10.2024

Многочисленные исследования показывают, что свыше 50% школьников не знают, кем они хотят стать в будущем. Поэтому важной задачей для родителей является помощь в выборе профессии школьникам. Не навязывание своих представлений о том, кем ребёнку нужно быть или что престижно, а именно помощь, нацеленная на то, чтобы раскрыть его истинные желания и развить таланты.

На что стоит обратить внимание при выборе профессии

В этом вопросе необходим вдумчивый и основательный подход. Необходимо учитывать несколько ключевых факторов:

  • Таланты и склонности ребёнка. Если вы не хотите, чтобы ребёнок в будущем ходил на работу «для галочки», создайте для него среду, в которой он сможет раскрыть таланты, и помогите выбрать профессию, которая ему действительно интересна.
  • Мотивация. Именно она во многом определяет, какую профессию выбирают школьники. Нужно понять, что для ребёнка важнее — самореализация, престижность профессии, высокий доход, перспективность развития, популярность и так далее.
  • Образ жизни, продиктованный будущей профессией. Здесь необходимо учитывать график, в котором ребёнку предстоит работать — некоторые профессии подразумевают удалённый или гибкий график работы, в других же присутствие в офисе и строгий график являются обязательными. Кроме того, есть профессии, которые подразумевают переезд в другой регион или активные перемещения (например, нефтедобыча, мореходство, пилотирование самолёта).
  • Готовность к развитию в профессии. При выборе будущей профессии ребёнку важно понимать, готов ли он развиваться в ней в течение ближайших нескольких лет. Специалисты, которые постоянно повышают квалификацию и расширяют компетенции, всегда больше востребованы на рынке труда.
  • Знакомство с профессией. По возможности помогите ребёнку лучше узнать профессию или ряд профессий, которые ему нравятся. Это можно сделать на специальных мастер-классах, днях открытых дверей или на встрече со специалистом в выбранной области.

Учитывая эти факторы, ребёнок подойдёт к выбору профессии более осознанно и сможет лучше понять, в какой сфере ему интересно развиваться.


Тесты по выбору профессии для школьников

Определять профориентацию можно уже с восьмого класса. Тесты на профориентацию — действенный инструмент, помогающий школьнику выбрать подходящую профессию.

Один из главных плюсов тестов на профориентацию — доступность. Сейчас довольно много бесплатных и платных тестов на просторах интернета, которые помогают понять, как выбрать профессию школьнику. Однако важно учитывать тот факт, что качественный тест на профориентацию должен быть построен на основе научной базы и протестирован на большом количестве респондентов. Кроме того, чтобы получить наилучший результат, после теста желательно пройти консультацию у психолога, который подробно разберёт полученную информацию, поможет выявить сильные и слабые стороны ребёнка и даст рекомендации по выбору профессии.

Например, в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» есть тест Skillfolio, который позволяет выявить сильные стороны и таланты ребёнка и понять, как школьнику выбрать будущую профессию. Также выбрать профиль обучения ребёнку помогает тьютор. На основе диагностики Skillfolio тьютор исследует интересы ребёнка и помогает создать индивидуальный образовательный маршрут, чтобы ребёнок мог сконцентрироваться именно на тех предметах, которые для него важны. Кроме того, тьютор консультирует школьника по поводу выбора будущей профессии.

Помощь в выборе профессии школьнику

Выбор профессии для школьников — дело не одного дня. Поэтому крайне не рекомендуется делать это за пару месяцев до поступления в вуз, у ребёнка должно быть время, чтобы он лучше узнал о тех профессиях, которые ему интересны. А родители могут помочь ребёнку с выбором, используя несколько методов:

  • Общение со специалистом, работающим по профессии, которая интересна ребёнку. Можно найти такого специалиста и среди своих знакомых. Важно, чтобы он рассказал ребёнку об особенностях профессии, графике, нюансах работы (например, что необходима подготовка ежедневных/ежемесячных отчётов).
  • Мастер-класс профессионала — ещё один способ пообщаться со специалистом выбранной профессии, узнать о ней изнутри и задать интересующие вопросы.
  • Дни открытых дверей в высших учебных заведениях — возможность лучше изучить выбранный вуз, программу обучения, пообщаться с преподавателями и студентами.
  • Игры на погружение в профессию. Такие игры можно найти в профориентационных парках, например, «Кидбург» или «Мастерславль». Игры помогают почувствовать себя внутри профессии, отработать навыки и взаимодействия. Подходят школьникам от 14 лет.
  • Экскурсии на производство позволяют узнать, как устроен процесс производства, какие технологии и техническое оборудование используется, понаблюдать за работой специалистов.


Резюме

Выбор профессии — ответственный шаг, от которого во многом зависит будущее ребёнка. Постарайтесь помочь ему сделать правильный выбор, чтобы он учился с удовольствием и воплотил свои лучшие качества в выбранной профессии.

Цель: Обозначить проблему, помочь выявить способности к определённому виду деятельности у учащихся класса.

Очень скоро подойдут к концу школьные годы, и нашим детям нужно определиться, «кем быть». Как говорил Маяковский, «все работы хороши, выбирай на вкус». Но вот именно это сделать как раз непросто. Как понять, действительно ли профессия придется по вкусу, сможет ли подросток её освоить, будет ли она приносить ему материальный доход и душевное удовлетворение? Сегодня на родительском собрании мы поможем нашим детям определиться с выбором будущей профессии.

Выбор профессии многие специалисты рекомендуют представлять в виде равнобедренного треугольника, стороны которого - такие понятия как "я могу", "я хочу" и "надо".

Хочу - это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте (внимание, родители!), например, склонность к работе с людьми, техникой, природой и т. д.

Могу - это способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем, выполнению быстрому и качественному.

Надо - это, так сказать, социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных специальностей, спрос.

Как вы уже догадались, человек будет удовлетворен только в том случае, если ему удастся соединить все эти стороны в стройную геометрическую конструкцию .

Давайте сначала остановимся на типичных ошибках, которые вы должны избежать при выборе профессии вашим ребенком.

Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии

Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банком и т.п.).

Пренебрежение к профессиям, которые являются непрестижными, хотя и значимыми в жизни.

Отсутствие своего мнения и принятие решения не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.

Перенос отношения к конкретному человеку - представителю той или иной профессии на саму профессию.

Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.

Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим предметом.

Подверженность влиянию друзей на выбор профессии.

Отсутствие умений оценивать свои способности и возможности в выбранной профессии.

Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.

Чтобы не допустить этих и других ошибок, мы с вами сегодня попробуем выяснить в какой области лучше выбрать профессию вашему ребенку.

Но для начала я познакомлю вас с классификацией профессий по предмету труда. (Можно использовать презентацию, подготовленную для классного часа.)

«Человек – природа». Краткое описание типа профессий: все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством. Объектами труда для представителей большинства этих профессий являются:

1) Животные, условия их роста, жизни;

2) Растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится:

а) изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик);

б) Выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);

в) проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования: профессии этого типа к человеку: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, грязи и т.п.

«Человек – техника». Краткое описание типа профессий: все профессии, связанные с техникой. Большинство профессий этого типа связано:

1) С созданием, монтажом, сборкой технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

2) С эксплуатацией технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);

3) С ремонтом технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют и налаживают их).

Психологические требования: профессии этого типа к человеку: хорошая координация движений; точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.

«Человек – знаковая система». Краткое описание типа профессий: все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности. Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации и различается по особенностям предмета туда. Это могут быть:

1) Тексты на родном или иностранных языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);

2) Цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик);

3) Чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);

4) Звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования: профессии этого типа к человеку: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания, умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение; логическое мышление.

«Человек – художественный образ». Краткое описание типа профессий: все творческие специальности. Большинство профессий этого типа связано:

1) С созданием, проектированием художественных произведений (писатель, художник, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

2) С воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);

3) С размножением художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования: профессии этого типа к человеку: художественные способности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

«Человек – человек». Краткое описание типа профессий: все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением. Большинство профессий этого типа связано:

1) с воспитанием, обучением людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер)

2) с медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра, няня);

3) с бытовым обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

4) с информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

5) с защитой общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Многие должности (директор, бригадир, начальник цеха, профсоюзный организатор) связаны с работой с людьми, поэтому ко всем руководителям предъявляются те же требования, что и к специалистам профессий типа «человек – человек».

Психологические требования: профессии этого типа к человеку: стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка. Умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях других людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека. Способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.

Сейчас я раздам вам таблицы, которые заполняли ваши дети и учителя.

Учителям, работающим в этом классе, предлагалось перед собранием заполнить следующую таблицу, а классный руководитель по ее итогам заполнил пункт 7 в сводной таблице.

Человек – знаковая система

Человек – художественный образ

Также по сводной ведомости успеваемости классный руководитель заполняет пункт 6 в сводной таблице.

Сводная таблица перед вами с ее промежуточными результатами, теперь дело за вами, дорогие родители.

Родители также как и дети по материалам таблицы «Типы профессий» заполняют пункт 2, а по результатам анкетирования «Личные интересы» пункт 4. Далее заполняется пункт 5 и 10.

Теперь вся сводная таблица заполнена, и вы вместе со своими детьми можете сделать правильный выбор.

Анализ этой информации поможет вам правильно выбрать профессию, специальность, дело, которому ваш ребенок сможет посвятить свою жизнь. И я уверена, что через несколько лет среди наших детей будут замечательные доктора, выдающиеся ученые, знаменитые изобретатели, отличные юристы.

Тема собрания: «Профессии, которые выбирают наши дети».

Задачи: Обозначить проблему, помочь выявить способности к определённому виду деятельности у учащихся класса; формировать у родителей понимание значения самостоятельного выбора будущей профессии подростками.
Форма собрания: круглый стол.

  1. Доклад классного руководителя.
  2. Итоги пробных работ учащихся по отдельным предметам. Учителя-предметники.
  3. Разное.

Оформление: Эпиграф на доске: «Профессия - это тягость, переходящая в радость».

1. Доклад классного руководителя. По теме собрания с докладом выступила классный руководитель, Керова А.В. Она сказала о том, что обучающимся 11 класса пришло время сделать свой первый и важный выбор - выбор своей будущей профессии, так как в им придется сдавать ЕГЭ по тем предметам , которые им нужны для поступления в ВУЗы. Некоторые ребята сделали его еще несколько лет назад а некоторые еще не могут найти себя.

Поэтому она предложила родителям таких ребят класса проанализировать отношения их к выбору будущей профессии; значение их склонностей и способностей в выборе профессии; влияние семьи на будущий выбор профессии.

По этому вопросу родители признали то, что они сами затрудняются сделать выбор и что выбор профессии является открытым вопросом в их семьях на протяжении многого времени. И думают что памятки и определение психологического типа ребенка, значительно облегчат эту проблему.

Решили: попробовать определиться с профессией и выбором предметов для сдачи ЕГЭ в

ближайшее время, применяя советы классного руководителя.

  1. Итоги пробных работ учащихся по отдельным предметам.

Учителя-предметники познакомили родителей с результатами пробных работ учащихся 11 класса. Советовали на что обратить особое внимание по устранению ошибок и пробелов в знаниях. Сыч Наталья Ивановна подробно рассказала как будет проходить первый экзамен, т.е. итоговое сочинение, как к нему подготовиться.

Решили: контролировать подготовку к экзаменам и результаты своих детей.

  1. Разное.

А.В. Керова напомнила о безопасности учащихся 11 класса, т.к. участились случаи ДТП с участием несовершеннолетних и попросила их быть бдительными и внимательными т.к. нет ничего дороже жизни, собственных детей.

Сообщила о том, что в школе нужно носить сменную обувь. Предложила подумать об организации горячего питания для одиннадцатиклассников. Оговаривали некоторые моменты для выпускного вечера.

Председатель собрания: Высланко Н.С.

Секретарь: Прядкина Е.В.

Доклад родительского собрания «Профессии, которые выбирают наши дети».

Очень скоро подойдут к концу школьные годы, и нашим детям нужно определиться, «кем быть». Как говорил Маяковский, «все работы хороши, выбирай на вкус». Но вот именно это сделать как раз непросто. Как понять, действительно ли профессия придется по вкусу, сможет ли подросток её освоить, будет ли она приносить ему материальный доход и душевное удовлетворение? Сегодня на родительском собрании мы поможем нашим детям определиться с выбором будущей профессии.

Выбор профессии многие специалисты рекомендуют представлять в виде равнобедренного треугольника, стороны которого - такие понятия как "я могу", "я хочу" и "надо".

Хочу - это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте (внимание, родители!), например, склонность к работе с людьми, техникой, природой и т. д.

Могу - это способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем, выполнению быстрому и качественному.

Надо - это, так сказать, социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных специальностей, спрос.

Как вы уже догадались, человек будет удовлетворен только в том случае, если ему удастся соединить все эти стороны в стройную геометрическую конструкцию.

Давайте сначала остановимся на типичных ошибках, которые вы должны избежать при выборе профессии вашим ребенком.

Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии

  • Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банком и т.п.).
  • Пренебрежение к профессиям, которые являются непрестижными, хотя и значимыми в жизни.
  • Отсутствие своего мнения и принятие решения не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.
  • Перенос отношения к конкретному человеку - представителю той или иной профессии на саму профессию.
  • Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
  • Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим предметом.
  • Подверженность влиянию друзей на выбор профессии.
  • Отсутствие умений оценивать свои способности и возможности в выбранной профессии.
  • Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.
  • Чтобы не допустить этих и других ошибок, мы с вами сегодня попробуем выяснить в какой области лучше выбрать профессию вашему ребенку.
  • Но для начала я познакомлю вас с классификацией профессий по предмету труда.

«Человек – природа». Краткое описание типа профессий: все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством. Объектами труда для представителей большинства этих профессий являются:

1) Животные, условия их роста, жизни;

2) Растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится:

а) изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик);

б) Выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);

в) проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования: профессии этого типа к человеку: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, грязи и т.п.

«Человек – техника». Краткое описание типа профессий: все профессии, связанные с техникой. Большинство профессий этого типа связано:

1) С созданием, монтажом, сборкой технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

2) С эксплуатацией технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);

3) С ремонтом технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют и налаживают их).

Психологические требования: профессии этого типа к человеку: хорошая координация движений; точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.

«Человек – знаковая система». Краткое описание типа профессий: все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности. Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации и различается по особенностям предмета туда. Это могут быть:

1) Тексты на родном или иностранных языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);

2) Цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик);

3) Чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);

4) Звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования: профессии этого типа к человеку: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания, умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение; логическое мышление.

«Человек – художественный образ». Краткое описание типа профессий: все творческие специальности. Большинство профессий этого типа связано:

1) С созданием, проектированием художественных произведений (писатель, художник, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

2) С воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);

3) С размножением художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования: профессии этого типа к человеку: художественные способности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

«Человек – человек». Краткое описание типа профессий: все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением. Большинство профессий этого типа связано:

1) с воспитанием, обучением людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер)

2) с медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра, няня);

3) с бытовым обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

4) с информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

5) с защитой общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Многие должности (директор, бригадир, начальник цеха, профсоюзный организатор) связаны с работой с людьми, поэтому ко всем руководителям предъявляются те же требования, что и к специалистам профессий типа «человек – человек».

Психологические требования: профессии этого типа к человеку: стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка. Умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях других людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека. Способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.

Анализ этой информации поможет вам правильно выбрать профессию, специальность, дело, которому ваш ребенок сможет посвятить свою жизнь. И я уверена, что через несколько лет среди наших детей будут замечательные доктора, выдающиеся ученые, знаменитые изобретатели, отличные юристы.

По статистике, только половина выпускников вузов работает по профессии. Но даже среди счастливчиков, трудящихся по специальности, много тех, кто считает, что занимается не своим делом. И такая тенденция прослеживается уже продолжительное время! Картина наглядно демонстрирует, что к выбору профессии подростки часто не подготовлены. Так как эта сфера жизни чрезвычайно важна, то родителям стоит помочь выпускнику с выбором профессии. Однако не следует путать помощь с собственным решением.

Основные причины, по которым подростки ошибаются с выбором профессии после школы

Прежде всего, это:

  • неуверенность в себе и боязнь сделать выбор;
  • отсутствие вариантов (куда возьмут), возможность поступить с низким проходным баллом;
  • отсутствие понимания, чем хотелось бы заниматься в жизни.

Следует как можно раньше прорабатывать с ребенком его планы на будущее, чтобы не подойти к выпускному классу с неопределенностью и растерянностью по поводу перспектив взрослой жизни. Нередко родители впадают в крайности: либо сами выбирают ребенку профессиональный путь, либо дают ему абсолютную свободу в этом вопросе, полностью отстраняются. Подростка необходимо подвести к сознательному выбору: предоставить ему максимум информации о целях, перспективах и основных задачах профессиональной деятельности в целом. Он должен понимать, что подразумевает та или иная работа, и обладает ли он необходимыми способностями и личностными характеристиками.

Что оказывает наибольшее влияние на самостоятельный выбор подростком профессии?

  • Выбор друзей. Поступление в вуз «за компанию» – очень распространенное явление. Подросток сам не имеет особых предпочтений и поступает туда же, куда и друг.
  • «Модные профессии». За последние пару десятилетий количество «юристов», «экономистов» и «менеджеров» с дипломами, которые в итоге работают в совершенно иных сферах, увеличилось в разы. Причина – отсутствие у выпускников представления о собственных предпочтениях и о реальном спросе на специалистов в этой сфере.
  • Продолжение семейных династий. Часто в семьях, где несколько поколений трудятся в одной сфере, в штыки воспринимается желание ребенка выбрать другую профессию. Подросток стоит перед выбором – или пойти по проторенной дорожке и поступить в «нужный» ВУЗ, чтобы потом всю жизнь заниматься нелюбимым делом, или пойти против семьи и, возможно, вступить в затяжной конфликт.

Задача родителей – избежать крайностей, помочь ребенку к выпускному классу сформировать общее представление о том, чем бы он хотел заниматься в жизни, и предоставить возможность выбора.

Как это сделать?

7 советов родителям, как подростку выбрать профессию

1. Воспитывайте в ребенке самостоятельность

Способность анализировать информацию и самостоятельно принимать решения – навыки, которым следует обучать ребенка с раннего детства. И это актуально не только для выбора профессии, но и для полноценной адаптации к жизни в социуме. Воспитать самостоятельность за один-два года до окончания школы невозможно.

2. Учитывайте предпочтения и способности ребенка

Чтобы помочь ребенку определиться с будущей профессией, следует помочь ему разобраться в себе, в своих предпочтениях и способностях. И работать над этим следует не в подростковом возрасте, а гораздо раньше: пробовать различные занятия, кружки и секции. Это поможет выявить и развить склонности и интересы, определить, что получается лучше всего, а что вызывает сложности и затруднения. В дальнейшем, когда вы с подростком будете рассматривать разные профессии, то сможете их оценивать с точки зрения необходимых навыков и компетенций.

3. Расскажите ребенку, что работа – это не всегда хобби

Однако выбирать профессию, руководствуясь только предпочтениями и вкусами, тоже нельзя. Задача родителей – донести, что профессиональная деятельность должна стать базой, которая даст возможность содержать себя и свою будущую семью. Например, тот факт, что ребенок с детства занимается спортом и даже имеет определенные успехи, не означает, что он и профессиональную деятельность должен связать со спортом. Спорт – это важный элемент и физического, и личностного развития, но в будущем он может быть просто хобби и увлечением, а для самореализации и формирования своего благосостояния может быть выбрано другое направление.

4. Узнайте, какие профессии востребованы на рынке труда

Изучите реальный спрос на рынке труда. Бухгалтеры, экономисты, адвокаты и менеджеры на сегодня являются востребованными только после достижения определенного уровня профессионализма. А это значит, что с трудоустройством по окончании обучения могут возникнуть серьезные проблемы. Рекомендуется обратиться к статистике центров занятости и далее рассматривать профессии сразу с трех позиций: востребованность, перспективность развития в ближайшие годы и уровень оплаты.

5. Познакомьтесь вместе с профессиями изнутри

Когда определен круг интересующих профессий, постарайтесь изыскать возможность для ознакомления с этой работой изнутри – различные экскурсии на предприятия, общение с работающими в этой области специалистами и т. д. Ребенок должен получить представление, в чем реально заключается работа по выбранной специальности, и как проходит рабочий день.

6. Рассмотрите оригинальные и неочевидные решения

Расширьте кругозор и выйдете за рамки привычных и «модных» профессий. Направлений профессиональной деятельности существует огромное количество, и не стоит зацикливаться на ВУЗах своего региона. Изучите вместе с ребенком, какие вообще существуют специальности, чему учат в вузах за пределами вашего города или даже страны. Возможно, его заинтересует профессия, которая не характерна для вашего региона, но востребована и перспективна в другом (туризм, виноделие, животноводство и т.д.).

7. Дайте ребенку право выбрать учебное заведение и право прервать обучение

После всех совместных рассмотрений, обсуждений и представленных аргументов хорошо бы дать время ребенку все осмыслить и сделать самостоятельный выбор. Не факт, что он понравится родителям и окажется верным. Но это будет его выбор. И следующий важный момент – если после 1-2 лет обучения по выбранной специальности ребенок поймет, что это «не его», он теперь знает, чем действительно хочет заниматься, нельзя заставлять его доучиваться ради диплома. Необходимо поддержать и дать возможность найти свой путь реализации.

Какая профессия мне подходит? Этот вопрос рано или поздно становится перед каждым старшеклассником. Ребята часто теряются перед большим выбором специальностей. Поэтому идут учиться в «правильный» вуз под влиянием родителей и друзей. Или не идут в университет мечты из-за неуверенности в своих способностях. В этой статье мы поговорим о том, что такое профориентация и как с ее помощью выбрать востребованную профессию по душе . И с какими специальностями будущего в скором времени столкнется сегодняшний школьник. Начнем с парочки терминов.

Содержание

Что такое профориентация и как она помогает подростку определиться с будущей профессией

Профориентация — это научный комплекс действий, который помогает людям выбрать будущую профессию или обучиться новой.

Она включает в себя:

  • информирование о возможных специальностях, нужных для них навыках и способностях, учебных заведениях;
  • профессиональное консультирование;
  • диагностику — чаще всего это тестирование;
  • психологическую поддержку.

Основная цель профориентации подростков — подготовить их к осознанному выбору будущей профессии. Этот выбор складывается из трех компонентов: интереса и способностей человека, спроса на профессию и запроса общества.

Рынок труда развивается и трансформируется так быстро, что узнать про все современные и появляющиеся профессии в кругу знакомых уже не получается. Десятки специальностей перестают быть нужными, зато многие новые направления становятся перспективными.

С другой стороны, многие школьники толком и не знают, что делают представители той или иной специальности, и их возможности для карьерного роста. Они думают, что работа подойдет, потому что там «хорошо платят» или «не нужно особо напрягаться». Для подростков это нормально, ведь у них сложно с долгосрочным планированием. Но если снабдить их полной информацией, то сделать выбор будет легче. Как выделить важные предметы и навыки для успеха в выбранной профессии?

Помощь консультанта по карьере экономит время. Не нужно учиться несколько лет специальности, которая вскоре исчезнет или перестанет пользоваться спросом. Можно сразу выбрать то, что подходит по темпераменту, типу мышления, способностям и виду деятельности.


Какие бывают профессии

Профессия — это полезная для общества деятельность человека, которая приносит ему доход и требует специальной подготовки — теоретической и практической.

Профессия объединяет в себе разные специальности.

Специальность — отдельная отрасль, в которой работает специалист.
Например, профессия врача включает в себя разные специальности: хирург, офтальмолог, терапевт и многие другие. Процесс приобретения знаний по выбранной специальности называется специализацией.

А чтобы отличать специалистов по уровню профессиональной подготовки, придумали квалификации. Например, врач высшей категории или главный инженер проекта. В IT-сфере это junior, middle, senior:

  • junior — специалист без опыта или с незначительным опытом работы;
  • middle — работник с опытом работы от 1 до 3 лет, который может выполнять задачи самостоятельно;
  • senior — опытный специалист со стажем более 3 лет, который решает задачи любой сложности. Предвидит возможные затруднения, понимает долгосрочные последствия принимаемых решений, думает о снижении затрат и увеличении производительности.

Эти категории довольно условные и для разных компаний требования к junior, middle, senior могут существенно отличаться.

Должность — это трудовые обязанности, которые выполняет человек на предприятии, в компании или проекте в соответствии со своим положением в штате. Например, педагог может занимать должность учителя или завуча.

Типы профессий

Все профессии можно поделить на типы по объекту труда — то есть, с чем или кем человеку приходится работать. По системе Климова таких типов пять:

  1. «Человек–природа» — работа с растениями и животными, биологическими процессами. Пример: агроном, ветеринар, микробиолог, ботаник.
  2. «Человек–техника» — работа с техническими объектами и системами, материалами, энергией. Пример: механик, инженер, технолог, архитектор.
  3. «Человек–человек» — деятельность, связанная с людьми разного общества, группами и сообществами людей. Пример: психолог, продавец, парикмахер, юрист, учитель.
  4. «Человек–знак» — работа с использованием языков, условных знаков, цифр, формул. Пример: математик, программист, лингвист.
  5. «Человек–художественный образ» — деятельность по созданию, изучению и копированию художественных образов. Пример: художник, актер, писатель, дизайнер.

Новые профессии, которые появляются на рынке, часто сочетают в себе два или больше типов. Например, блогер может объединять в своей деятельности типы «человек–человек», «человек–знак», «человек–художественный образ», «человек–техника».

Распространен и подход Голланда. Он считал, что выбор профессии включает себя среду и тип личности. Таких типов у него шесть:

  1. Реалистический. Принятие решений. Человек этого вроде личности эмоционально стабильный, с развитыми пространственным воображением, ловкий. Среда: манипулирование техникой и предметами.
  2. Исследовательский. Познавательная деятельность, наблюдение и анализ. Развито теоретическое мышление. Среда: наука и исследования.
  3. Артистический. Самовыражение, творчество, экспрессия. У таких людей богатая интуиция и развитое воображение. Среда: сфера искусств, использование навыков презентации.
  4. Социальный. Общение и взаимодействие с людьми, коллективные форматы задач. Человек этого типа амбициозен, чувствителен и эмоционален. Среда: общественная деятельность, работа с людьми.
  5. Предпринимательский. Осуществление своих идей, социальная активность. Представитель предпринимательского типа личности энергичен и импульсивен. Среда: бизнес, политика.
  6. Конвенциональный. Систематизирование информации, четкое следование инструкциям и планам. Этот тип удачно справляется с рутиной. Не эмоционален. Среда: работа, требующая точности, внимательности и усидчивости.

Здесь тоже есть сочетание нескольких типов личности. Например, коммьюнити-менеджер должен обладать эмпатией, аналитическими и организаторскими способностями, навыками переговоров и управления проектами. Что требует от него как минимум социального, предпринимательского и исследовательского типов.


Как узнать, какая профессия мне подходит: тесты на профориентацию

Тесты позволяют быстро выяснить некоторые психологические характеристики человека. Например, тип личности, выраженные черты характера, темперамент, коммуникативные навыки и сферы интересов. Важно повторять тестирование раз в год — в подростковом возрасте увлечения меняются, иногда даже вплоть до противоположных.

Только тестирования, как правило, недостаточно для экспертной оценки. Беседа со специалистом, упражнения или ознакомительные игры помогут подростку больше узнать о профессиях и своих сферах интересов. Дальше можно выбрать индивидуальную образовательную стратегию.

Сервисы для тестирования:

  • Testometrica.com — ресурс с разнообразными психологическими тестами: профориентация по возрасту и типам; тест на склонности к деятельности у ребенка; тест на профессиональные интересы, склонности и способности; тест на таланты детей 7-13 лет.
    На сайте можно пройти платный расширенный тест на профориентацию. — центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии». Профориентационная диагностика и карьерное консультирование для детей и взрослых: тесты по объекту труда и профессиональный тип Голланда. На сайте можно пройти один блок расширенного теста на профориентацию бесплатно. — образовательный профориентационный и обучающий проект. Можно пройти тест по методике Климова и тест Голланда. — образовательный сайт с информацией об учебных заведениях России, их программах и том, как выбрать профессию. методик Климова и Холланда. . .

Профессии будущего и тренды на рынке труда

Глобальные изменения на рынке труда приводят к тому, что многие профессии исчезают или будут не нужны в ближайшие 5–10 лет. Физическую работу вскоре будут перенимать машины. Зато глобализация, развитие компьютерных и нанотехнологий, искусственного интеллекта, робототехники будут рождать новые профессии. Автоматизация процессов позволит избавить специалистов от рутинной работы. С другой стороны, конкуренция между ними будет расти.

Конечно, использование машин будет доступно не всем странам сразу, но тренды рынка труда показывают, что будущее за специальностями, где роботы и технологии не смогут конкурировать с человеком.

Востребованными профессиями в ближайшее время все так же останутся специалисты IT-сферы (проектные менеджеры, тестировщики, разработчики), логисты, маркетологи, психологи, управленцы.

Новые профессии появятся в медицине, IT, биотехнологиях, сельском хозяйстве, энергетике, экологии, нанотехнологиях. Например, скоро станут востребованными онлайн-терапевты, сити-фермеры, проектировщики роботов, операторы дронов и разработчики интернета вещей.

О профессиях и навыках, которые будут актуальны в следующие пять лет, рассказывает Наталья Емченко, директор по коммуникациям System Capital Management.

Читайте также: