Какие профессии запрещены в исламе

Опубликовано: 02.10.2024

Вопрос: Ассаламу алейкум. Как выбрать себе специальность? Например, опираясь на то, кем хочется работать, или на отсутствие проблем с трудоустройством, на нужду мусульман в человеке этой специальности, на оплату, на легкость обучения, на малую трату времени на обучение, на малую трату времени в процессе работы и т.д.? (Россия)

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Выбирая себе профессию, необходимо учесть как благополучие своей религии, так и мирскую составляющую. Оба данных аспекта важны. Не следует выбирать специальность, которая подставит под удар иман человека: например, не нужно браться за профессию, которая подразумевает процентные сделки или занятия музыкой, или некие непристойные вещи и т.д. Также не должно получиться так, что человек выбирает профессию, которой он не увлечен. Ведь, если он заставит себя заниматься тем, что ему не по душе, это, вероятно, приведет к тому, что он будет плохо исполнять свои обязанности, а также будет испытывать ненужный стресс.

Опыт и исследования доказывают, что человек работает усерднее и с большим энтузиазмом, если ему его работа и профессия по душе, по сравнению с ситуацией, когда он выбрал себе специальность наперекор собственному желанию.

Перед тем, как выбрать профессию, рекомендуется принять во внимание, в частности, следующие моменты:

а) Убедитесь, что профессия соответствует Вашей мусульманской натуре, ценностям и нравственности. Не должно получиться так, что выбор специальности приведет к куфру, ширку или пренебрежению своими религиозными обязанностями.

б) Профессия не должна подрывать исполнение Вами прав других людей и своего долга по отношению к ним. Например, работа не должна приводить к пренебрежению семейной жизнью, женой (мужем) и детьми. Будучи отцом и мужем, или же матерью и женой, Вам нужно проводить определенное время со своей семьей, давать детям правильное воспитание с хорошими манерами и высокой нравственностью.

в) Нужно искать такую профессию, которая сможет обеспечить Вас доходом, достаточным для покрытия финансовых нужд и обязательств. Шариат поощряет зарабатывание средств, если это производится корректным образом. В хадисе записано:

г) Рассматривайте профессии, которые окажут пользу мусульманской умме и человечеству в целом: например, специальность алима, чтобы распространять исламские знания и обучать умму, или профессию врача, чтобы заботиться о здоровье людей, или юриста, чтобы защищать права людей, или предпринимателя, чтобы развивать коммерцию и торговлю среди мусульман, или работника в сфере оказания благотворительной помощи, или защитника прав человека и т.д.

д) Хотя высокий доход может служить мотивирующим фактором при выборе той или иной специальности, он не должен становиться решающим фактором. Помните, что жизнь не сводится к одним лишь деньгам. Нужно учесть свое удовлетворение, счастье, семейную жизнь и, что очень важно, свои религиозные обязанности. Без этих составляющих Вам никогда не обрести подлинного счастья независимо от того, сколько Вы зарабатываете.

е) Проведите самоанализ. Подумайте о своих способностях, навыках и наклонностях. Что у Вас хорошо получается? Если Вам хорошо дается деревообработка, и Вам нравится работать с деревом, то, возможно, Вы захотите рассмотреть профессию плотника или открытие мебельного производства. Если же Вы хорошо выстраиваете логические аргументы и умеете доказывать свою точку зрения, то, возможно, Вы захотите обратить внимание на юриспруденцию. Если же Вы страстно желаете постоянно помогать людям, особенно тем, кто беден и слаб, то, быть может, Вы захотите подумать о том, чтобы стать социальным работником или заняться гуманитарными проектами. У каждого человека имеются навыки и наклонности к определенной деятельности, и человеку следует учитывать это при выборе профессии.

ж) Приняв во внимание вышеприведенные рекомендации, выберите специальность, которая лучше всего подходит Вам, и совершите истихару перед тем, как принять решение.

Следует отметить, что женщинам важно оставаться в рамках своего дома, насколько это возможно. И Аллах говорит в Коране:

Поэтому женщине нужно рассматривать специальность, которая позволит ей работать из дома. Например, она может работать бухгалтером или даже в сфере юриспруденции, или заниматься надомной работой, при которой она бы смогла зарабатывать средства и соблюдать нормы хиджаба. Или же она может избрать специальность, которая позволит ей работать только с женщинами или маленькими детьми: например, преподавать в женской школе, работать педиатром, женским физиотерапевтом или даже врачом, обслуживающим только женщин. На самом деле, на женщин такой профессии при определенных обстоятельствах есть спрос, поскольку многие женщины чувствуют себя комфортнее, если их лечит врач-женщина.

Женщина никогда не должна чувствовать себя ущемленной в карьерном росте, но ей нужно также понимать, что у нее есть более важная роль в качестве матери, дочери и жены. Ее профессия может принести в дом баракат, а также ослабить финансовую нужду, когда в этом появляется потребность. Мы знаем многих женщин, получающих немалый доход и работающих при этом из дома, и Аллах дарует им обильный баракат в их имуществе из-за соблюдения ими норм хиджаба.

Однако важно отметить, что ей при этом никогда не следует позволять своей профессии стать причиной пренебрежения своим материнским и супружеским долгом. Мужчины и женщины имеют различную роль. Мужским долгом является обеспечение семейного дохода, а женский долг заключается в уходе за домом, заботе о муже и детях, прививании им хороших нравственных качеств и характера посредством проведения достаточного времени с ними. Это должно быть ее основной профессией.

В заключение хотел бы добавить, что все будет идти хорошо, если каждый будет играть надлежащую ему роль в обществе. Когда люди пренебрегают полагающимися им ролями, семья и общество начинают страдать от дисбаланса, приводящего, в конечном счете, к смятению и неудовлетворенности.

А Аллах знает лучше.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта




Жизнь мусульманской женщины в современном мире не ограничивается привычной ролью хранительницы домашнего очага, заботливой жены и матери. Кроме того, она, как и другие ее современницы, нацелена на достижение успехов и в иных сферах жизни - в профессиональной, деловой, социальной, и, даже, политической. И, если для европейских женщин равноправие с мужчинами наступило лишь в середине XIX века вместе с приобретением законного права распоряжаться своим собственным имуществом в замужестве, то в исламе женщина изначально получала все права на наследование, владение и распоряжение собственным имуществом, независимо от семейного статуса.

Ислам стимулирует женщину к ее духовному, образовательному, творческому росту, поощряет проявление энтузиазма в общественной жизни. Женщина в исламе имеет право на получение образования, на труд на благо общества. Женщина может работать, если есть на то разрешение со стороны ее мужа или другого родственника (опекуна), ответственного за нее.

Нет ни одного хадиса, который запрешает мусульманке работать и учиться!

Но, необходимо знать о том что есть запреты касающиеся работы, и существуют некоторые обязательные условия, которые нужно соблюдать работающей мусульманке:

- следовать законам Шариата в одежде и поведении;

- организация не должна заниматься запрещённой Исламом деятельностью (например: продажа алкоголя)

- работать отдельно от мужчин (по возможности);

- сохранять свое физическое и моральное здоровье (то есть, работа не должна быть тяжелой, а должна приносить моральное удовлетворение),

- работа не должна занимать все время женщины, чтобы она могла уделять внимание своей семье (гибкий график работы, неполный рабочий день).

мусульманская учительница или студентка

Muslim F ashion провёл отпрос среди мусульманок и составил список ТОП5 сфер-профессий, которые вибирают мусульманки.

1 место: Учитель, воспитатель, преподаватель

2 место: Доктор, медсестра, стоматолог

3 место: Парикмахер, стилист, косметолог

4 место: Дизайнер одежды, графический дизайнер, фотограф

5 место: Бухгалтер, Юрист

Мусульманские женщины во всем мире выбирают для своей деятельности не только такие типичные направления, как образование, медицина, творчество, но и науку, банковское дело, общественно-политические организации, государственную службу. Так же в ответах можно было услышать упоминания о таких профессиях как стюардессы на мусульманских авиалиниях, инженеры, журналисты, а особо уверенные в себе девушки-мусульманки говорили о том, что думают о создании своего бизнеса.

Стоит отметить одну очень важную деталь: а именно, исключительное право женщины-мусульманки распоряжаться своим заработком по собственному усмотрению. Она не обязана вносить свой заработок в «общую семейную копилку», а может тратить эти деньги на свои нужды, или накапливать их на своем банковском счете, так как содержание семьи – это прямая обязанность мужчины. Это дает возможность мусульманским женщинам иметь финансовую независимость, что, конечно, является большим плюсом. В исламских банках существуют специальные женские офисы, свидетельствующие о практике раздельного ведения счетов и управления собственными финансами между мужем и женой. Таким образом, работающая мусульманка – это вовсе не миф, как может показаться на первый взгляд неосведомленному человеку.

Профессии мусульманок - доктор и ученые

Но при этом, конечно, не нужно забывать, что все же главное место мусульманкой женщины – в семье. Это очень важный фактор развития общества в целом, ведь, как известно, семья – это ячейка общества. И, если в каждой мусульманской семье будут царить мир и благополучие, что во многом зависит от женщины – жены и матери, то и вся мусульманская община в целом будет процветать.

Отношение к мусульманкам в хиджабе на работе и в коллективе бывает разным и зависит от управляющих компании (администрации). В США было проведено исследование того, как хиджаб влияет при найме на работу. Исследование показало, что мусульманские женщины, которые носят платок, сталкиваются с дискриминацией при трудоустройстве и дальнейшей работе.

Священный закон (шариат) ограждает человека от некоторых видов деятельности и высказывается о них, как о нежелательных. А разрушительная роль профессии на душу человека - серьезный повод для отстранения от нее.

Покойный аятулла Муджтаба Техрани (р.а.), в своей речи на тему воспитания, подробно раскрыл влияние на душу дозволенных и нежелательных занятий. Аятулла Муджтаба Техрани говорил: тема влияния воспитания в профессиональной деятельности та же, что мы обсуждаем в разделе воспитания вообще -человек должен быть внимателен к тем вещам, что имеют воздействие на его развитие и привычки, потому, что эти профессии оказывают отрицательное влияние на его душу, наделяя его уродливыми привычками. У этой медали имеется и обратная сторона, шариат также указывает на это, некоторые виды деятельности шариат одобряет и поддерживает, говоря,что такие-то профессии и занятия не только не имеют разрушительного эффекта, но, наоборот, воспитывают дух и нравственность человека, каждая профессия играет свою, особенную роль в воспитании человека.

Разрушительное воздействие профессии

Шариатский законодатель поощряет человека к тем или иным профессиям и порицает другие с учетом того влияние, которое они оказывают на душу и нравственность. Поэтому, согласно исламу, некоторые профессии являются желательными, так как, оказывают положительное влияние на духовность человека, а некоторыми другие - нежелательными, из-за пагубного влияние, которое они оказывают.

Исследование критериев выбора профессии с точки зрения пречистых имамов (мир им всем!)

Мы среди множества преданий, имеем предания, относящиеся к профессиональным занятиям и родам деятельности. Шариат запрещает некоторые из них. В длинном хадисе, передаваемым Исхаком ибн Аммаром от Имама Садыка (мир ему!) приводится: Исхак вошел к Его светлости и сказал ему: «Всевышний даровал мне сына. а потом Исхак сказал:

«فَقُلْتُ جُعِلْتُ فِدَاک فِی أَی الْأَعْمَالِ أَضَعُهُ؟»

«Я хочу дать своему сыну работу и выбрать для него профессию.Что мне делать и какое дело ему поручить? Что вы прикажите выбрать для него?»

Ювелирное дело похоже на ростовщичество!

Имам (мир ему!) ответил ему: «Не отправляй его для некоторых дел!»

«لَا تُسْلِمْهُ صَیرَفِیاً»

"Не позволяй ему стать ювелиром".

А потом его светлость привел одну из причин:

«فَإِنَّ الصَّیرَفِی لَا یسْلَمُ مِنَ الرِّبَا»

"Если отправишь его заниматься ювелирничеством, это повлечет за собой ростовщичество" (1).

Потому, что вы знаете, что это одно из ремесел, которые очень быстро приводят к ростовщичеству. Например, в преобразовании золота в золото, если станет на один грамм больше, то это уже ростовщичество. Человек сразу попадает в яму харама. Это занятие рискованное. Само по себе, занятие не харам, но, поскольку может подтолкнуть к греху и этот грех окажет губительное воздействие на твою душу и повлечет к повторению, нежелательно и от него предостерегали.

Земледелие - занятие пророков

А теперь я хочу обратить внимание на одно примечание, что есть в наших хадисах и оно противопоставляется этой профессии. То есть, в наших хадисах есть отрицательное отношение к ювелирничеству и в противовес ему есть призыв к другому занятию, которое поощряется, и с точки зрения духовной составляющей, они противоположны друг другу. Одна профессия не одобряется, так обратите свое внимание на другое! Среди всех остальных профессий, занятие которыми наиболее рекомендуется это «сельское хозяйство и животноводство». Харун, один из асхабов имама Садыка (а.с.) повествует:

«سَأَلْتُ جَعْفَرَبْنَ مُحَمَّدٍ علیهماالسلام عَنِ الْفَلَّاحِینَ»

"Я спросил Имама Садыка (мир ему!) о крестьянах".

Его светлость сказал:

فَقَالَ هُمُ الزَّارِعُونَ کنُوزُ اللَّهِ فِی أَرْضِهِ وَ مَا فِی الْأَعْمَالِ شَی ءٌ أَحَبَّ إِلَی اللَّهِ مِنَ الزِّرَاعَةِ وَ مَا بَعَثَ اللَّهُ نَبِیاً إِلَّا زَارِعاً إِلَّا إِدْرِیسَ عَلیهِ السَّلامُ فَإِنَّهُ کانَ خَیاطاً للفلاحین

«Они являются земледельцами, драгоценностями Бога на Его земле, и нет никакого другого дела, которое было бы лучше чем это, перед Аллахом. Не было ни одного пророка, который бы не занимался земледелием, кроме Идриса (мир ему!), который был портным крестьян» (2).

Я привел это предание в противовес тому, что было выше.

Работа с «граммом» и работа с «центнером» имеет разницу!

Я хочу сказать нечто еще более точное. Эти профессии, с точки зрения воздействия на духовность, полностью противоложны. Почему одна деятельность приводит к недалекости, а другая расширяет мировоззрение? Почему от первой предостерегают, а вторую настоятельно рекомендуют? Потому, что ювелирная работа имеет дело с маленьким весом, то есть? с мискалями и граммами и приводит к узкомыслию, ограниченному мышлению. Однако, сельское хозяйство, где человек имеет дело с тоннами и большим весом? не приводит дух человека к ограниченности и узколобию. Эта профессия, с точки зрения влияния на духовность, имеет преимущества и расширяет кругозор человека. Знания в нашей вере - очень точные.

Взвешивайте полной мерой!

Эта тема, о которой я говорю, не мои собственные домыслы и предположения, все взято из аятов и хадисов, и являются плодами нашего познания.

«وَ زِنوا بِالقِسطاسِ المُستَقیم»

"Взвешивайте полной мерой и точными весами" (3).

Недовешивать - грех, то есть, мысль заключается в том, что взвешивать нужно таким образом, чтобы появилась уверенность в точности. Это дело - невозможно для тех, кто владеет узким мышлением. Поэтому Его светлость в предыдущем предание указывает на это духовное падение, что это профессия может склонить человека к греху. Существует очень большая вероятность, что человек запачкает себя харамом при занятии этим делом. Став мелочным человеком, обращаещься в ростовщичество, которое Коран настойчиво запрещает.

Разрушительное воздействие ростовщичества.

Человек этой профессии, с точки зрения психологии и духовности, перестает быть защищенным от ростовщичества. То есть, мусульманин, который знает все эти аяты и хадисы страшится совершать ростовщичество, но, когда начинает заниматься этой профессией понемногу теряет этот страх и привыкает к поеданию чужого имущества. Теряется уважение к этому делу и оно заканчивается. Это занятие имеет губительное воздействие на дух человека. Если человек станет ростовщиком, то это большая беда! Об этом говорят: разрушительная роль в религии и духовности. И, поэтому Имам указывает на этот вопрос и запрещает отправлять детей заниматься этим делом.

Эффект повторения действия

Конечно, это не означает, что только по этой причине следует указание не заниматься этим делом, возможно, существуют и другие причины. Однако, в предание указано именно на эту причину. Человек приобретает привычку вследствии повторения одного и того же действия. В то время, когда какое-то действие входит в привычку, оно становится подсознательным и становится тем, что воспитывает самого человека. Таким образом, профессиональная среда и сама профессия превращаются в его учителя.

Продавец савана желает смерти людей!

Далее Его светлость продолжил:

«وَ لَا تُسْلِمْهُ بَیاعَ الْأَکفَانِ فَإِنَّ صَاحِبَ الْأَکفَانِ یسُرُّهُ الْوَبَاءُ إِذَا کانَ»

«Не отправляй своего сына заниматься продажей саванов».

У нас есть реваят, в котjром говорится, что это занятие также нежелательно, потому что продавец саванов постоянно думает о том, чтобы люди побыстрее умирали и его саваны продавались. Все, что я говорю, предложение за предложеним, является текстом преданий, и я не говорю ничего от себя. В предание до нас дошло, что продавец саванов говорит: «Чем больше мертвых, тем лучше для меня». Поэтому, эта профессия является нежелательной. Профессиональная деятельность имеет влияние на душу человека.

Сердце мясника становится жестким!

В продолжение хадиса говорится :

«وَ لَا تُسْلِمْهُ جَزَّاراً»

«Джаззар», то есть, мясник. Имам (мир ему!) сказал: «Не давай своему стать мясником».

Между мясником и продавцом мяса имеется разница.

В предыдущем предание «джаззар», что есть, мясник, употребляется не в сегодняшнем объединенном понятии. Основное лексическое значение означает человека, который режет головы верблюдов и баранов, то есть, его дело забивание голов, а не продажа мяса (4). Предание повествует, что хотя это занятие лишь забивание голов животных, а не людей, но, на внутренний мир имеет отрицательный эффект. И далее в продолжение:

«فَإِنَّ الْجَزَّارَ تُسْلَبُ مِنْهُ الرَّحْمَةُ»

"Потому, что мясник теряет свое милосердие".

В другом предание, по поводу заповеди отказаться от этого занятия:

«وَ امّا الْقَصَّابُ فَإِنَّهُ یذْبَحُ حَتَّی تَذْهَبَ الرَّحْمَةُ مِنْ قَلْبِهِ»

"Мясник режет головы так много, что в итоге в его сердце не остается милосердия и сострадания".

Ослабление человеческой натуры и духовности

Природа человека такова, что противится убийству. Это касается всех людей. Даже убийство многих хищных животных не по нраву человеку. Если случится, что убийство станет ремеслом человека, это становится господствующим состоянием. Знаете, что последует в этом случае? Природная чистая сущность человека получает удар. Если это станет обычным явлением для человека, то это губительно повлияет на его дух, это ремесло наносит ущерб человечности.

Все это я привел в качестве примеров, и хотел показать и объяснить несколько преданий, которые подчеркивают значимость профессии. Именно поэтому, в силу того, что имеются занятия, которые оказывают пагубное влияние на человека, шариат указал на них и рекомендовал отказаться от них.

Конечно, иногда человек вынужден заниматься тем или иным делом. Например, человек может пойти в лавку тканей и купить саван. Владелец этой лавки не продавец саванов. Мы говорим о том, для кого это становится профессией. Занятие, которое становится постоянным, имеет разрушительный эффект и влечет за собой плохую привычку. В результате наносится удар по нравственности и чистой внутренней природе человека. Все это имеет связь с профессией. Выбирайте то дело, которое не будет иметь отрицательного и разрушительного влияния на душу, а наоборот, выбирайте то дело, что способствует воспитанию духа и нравственности.

Ссылки:

1. Усуль аль-кафи, том 5, стр. 114
2. Тахзиб аль-ахкам, том 6, стр. 384
3. Сура Поэты, аят 182
4. Необходимо учитывать, что в данной работе речь идет о нравственных следствиях этой работе, все остальные ее стороны нуждаются в отдельном исследовании.
5. Ман ла йахдуруху аль-факих, том 3, стр. 158

Зарабатывание на жизнь сельскохозяйственным трудом
Всевышний Аллах в качестве своего предпочтения и благосклонности к человеку упоминает в Коране принципы, которые лежат в основе сельскохозяйственной деятельности.

Он расстелил землю и сделал ее удобной и пригодной для выращивания. Люди должны помнить о щедротах Создателя и быть Ему благодарными за это:

"Аллах простер землю перед вами ковром, чтобы вы свободно передвигались по ее просторам" (Коран, 71:19-20). «Для тварей простер Он землю, на которой [растут] плоды и пальмы с тугими гроздьями, а также травы колосящиеся и травы благоуханные. Какую же из милостей вашего Господа вы не признаете?» (Коран, 55:10-13).

Всевышний Аллах даровал в виде дождя и рек воду, которой Он оживляет землю:

«Он – тот, кто ниспослал с неба дождь. Благодаря дождю Мы взращиваем [на земле] всякие растения зеленые и колосья с зерном. На пальме из завязей Мы [вырастили] низко свисающие [от тяжести плодов] гроздья. Мы [создаем] и виноградники, и оливковые и гранатовые рощи, [плоды которых хоть и] похожи [в одном], но [вместе с тем] различаются [в другом]. " (Коран, 6:99).

"Пусть поразмыслит он о том, [кто посылает] ему пропитание, - по Нашему велению обильно проливаются ливни, потом Мы иссекаем землю ходами [от растений], взращиваем на ней злаки, виноград, травы. " (Коран, 80:24-28).

Затем Он посылает ветер с благими вестями, гоняющий облака и рассеивающий семена. В отношении этого Всевышний говорит:

"Мы простерли землю, воздвигли на ней горы и взрастили на ней в меру всяких злаков. Мы предоставили на земле пропитание вам и тем, кого вы не обязаны кормить. Нет мирских благ, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только по определенной мере. Мы ниспослали ветры, оплодотворяющие [облака дождем], а потом низвели с неба воду и напоили ею вас, но не вам ее оберегать" (Коран, 15:19-22).

Во всех этих аятах звучит божественное напоминание человеку о том, что Всевышний наделил его агрокультурной продукцией.

Пророк (Мир ему) сказал: "Мусульманину, посадившему или вырастившему урожай, зачтется (у Аллаха), независимо от того, птица или человек вкушали его"1.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

Он также говорил: "Каждому мусульманину, чей урожай вкушают люди, воздастся за это, даже за то, что своровано из него. Что бы ни вырастил человек (например, плодоносное дерево), он будет получать вознаграждение до Судного Дня"2.

2. Передано Муслимом.

Смысл данного хадиса заключается в том, что вознаграждение посадившему саженцы или засеявшему урожай будет идти до тех пор, пока кто-либо питается из его плодов. И это несмотря на то, жив или умер посадивший или посеявший, даже если все это перейдет во владение к другому человеку. Ученые отметили: "Благосклонность Аллаха заключается в том, что Он продолжает вознаграждать человека даже после его смерти, так же как и при его жизни, в шести случаях:

- за продолжающуюся благотворительность (за построенные на благо человека мост, школу и т.п.);
- за оставленные знания;
- за праведных детей, молящихся за него;
- за посадку деревьев;
- за посев зерновых;
- за охрану границы от врагов (пока граница остается неизмененной).
Однажды мимо Абу ад-Дарда, сажающего дерево грецкого ореха, проходил человек, который его спросил: "Ты такой почтенный старец, и ты сажаешь дерево, которое неизвестно когда принесет плоды? Абу ад-Дарда ответил: "Что с того, если я буду получать вознаграждение в будущем за каждого, кто будет вкушать из его плодов?".

Один из сподвижников Пророка (Мир ему) сообщил, что он слышал своими ушами, как Пророк сказал: "Кто посадит дерево и терпеливо будет ухаживать за ним, пока оно не принесет плоды, тому воздастся от Аллаха за каждый его плод"1.

Многие ученые, основываясь на такого рода хадисах, заключают, что земледелие - лучшая из профессий. Хотя другие счита

Многие ученые, основываясь на такого рода хадисах, заключают, что земледелие - лучшая из профессий. Хотя другие считают таковой производство и ручной труд, а кое-кто торговлю.

Некоторые исследователи говорят: "В каждом случае должны учитываться обстоятельства. Когда имеется нехватка в продуктах питания, главным становится земледелие; когда нужно разнообразить ассортимент, приоритетной становится торговля; когда необходимы промышленные товары, главным становится производство"2.

Последнее разъяснение соответствует действиям современной экономики.

1. Передано Ахмадом.

2. Комментарий аль-Касталани к хадису, переданному аль-Бухари.

Выращивание любых растений, приносящих вред, как, например, гашиш, запрещено (харам). То же относится и к табаку. Если мы говорим, что табак запрещен (исходя из источника, на который мы опираемся), то запрещено его и выращивать. Если мы говорим, что использовать табак отвратительно (макрух), то, соответственно, и его выращивание - макрух.

Недопустимо мусульманину выращивать запретное, даже если он продает его немусульманину, так как мусульманин не может участвовать в распространении запретного (харам). Так же, как нельзя выращивать свиней для их продажи, например христианам. Нам уже известно, что в Исламе запрещается продавать добротный виноград тем, кто производит из него вино.

РЕМЕСЛО И ПРОФЕССИЯ

Ислам особо подчеркивает превосходство земледельческого труда, обещая щедрое воздаяние за него. Однако это не означает, что умма должна сосредоточить свои силы и устремления исключительно на земледелии и уподобиться морскому моллюску, не вылезающему из своей ракушки. Ислам не приемлет того, чтобы его последователи занимались исключительно земледелием, «следуя за бычьими хвостами» (ходя за плугом). Такое положение приводит умму к печальному исходу. Пророк (Мир ему) предупреждал о печальных последствиях этого для уммы, и время подтвердило правильность его слов. Пророк сказал: "Когда вы займетесь ростовщичеством, возьметесь за бычьи хвосты, ограничившись земледелием, и оставите джихад, то Аллах унизит вас, и это продолжится до тех пор, пока вы не вернетесь к своей религии (исполняя заветы Аллаха)" 2.

2. Передано Абу Даудом.

Поэтому наряду с земледелием должны наличествовать и другие специальности и профессии, которые могли бы поддерживать достойную жизнь общества, а также укреплять и обогащать государство. Другие специальности и профессии не только разрешены исламским шариатом, но и являются обязанностью (фардуль-кифая) для мусульман. Это означает, что исламское общество должно обеспечить себя всеми специалистами, необходимыми для своего достойного существования. Если в ряде важнейших отраслей науки и промышленности недостает квалифицированных кадров, вина ложится целиком на всю мусульманскую общину, в частности на ее руководителей.

Имам аль-Газали отмечает: "К фардуль-кифая относятся все знания, необходимые для жизнедеятельности общества. Например, медицина необходима для поддержания здоровья человека, а арифметика - для расчетов, распределения наследства и многого другого. Если всеми этими знаниями обладает часть членов общества, то с остальной части снимается обязательство заниматься этими работами. И не удивительно, что мы говорим: медицина и арифметика являются фардуль-кифая, так же как основные ремесла и специальности типа земледелия, текстильной промышленности и политики, так же как портные и медработники. Если в обществе отсутствует медработники, это приведет к его гибели. Тот, кто посылает болезнь, посылает излечение и учит, как с ней бороться. Недопустимо обрекать себя на погибель"1.

1. Аль-Газали, "Воскрешение наук о вере", т. 1, с.37.

В Коране упоминается много сфер деятельности, которые являются благом, щедротами Аллаха. В отношении Дауда (Мир ему) Всевышний Аллах говорит:

"Мы сделали железо для него ковким [и повелели] «Выкуй кольчуги во весь рост и соблюдай меру в звеньях [кольчуг]" (Коран, 34:10-11). "Мы научили [Дауда] изготовлять кольчуги, чтобы они предохраняли вас в ваших сражениях. А разве вы благодарны [за это]?" (Коран, 21:80).

Он говорит о пророке Сулеймане (Мир ему) следующее:

«Мы заставили для него течь родники расплавленной меди. И часть джиннов работала на него по повелению его Господа. А тому, кто из них ослушается Нашего повеления, Мы дадим вкусить наказание огнем. Они создают для него то, что он пожелает: алтари, изваяния, чаши, огромные, как водоемы, прочно стоящие котлы. (Мы велели) роду Дауда: "Воздавайте [Аллаху] благодарность"» (Коран, 34:12-13).

И Он говорит о пророке Зулькарнайне (Мир ему) и строительстве им высокой плотины:

«Он ответил: "То, чем наделил меня Господь, лучше [вашей дани]. Помогите же мне [людской] силой, чтобы я воздвиг между вами и ими преграду. Возите ко мне железные балки" . Когда он заполнил ими пространство между двумя склонами, он приказал: "Раздувайте". Когда же [балки расплавились] и превратились в огонь, он распорядился: "Несите мне расплавленную медь, я вылью ее на расплавленное железо". [С тех пор племена Йаджудж и Маджудж] не могли ни перебраться через преграду, ни пробить в ней брешь» (Коран, 18:95-97).

Аллах напоминает об истории с пророком Нухом (Ноем), построившим корабль, и сравнивает его с горой, бороздящей море:

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Дорогой брат Мадияр, благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца, дабы все мы восприняли истину, и даровать нам благословение в этом мире и в День Последнего Суда, Аминь.

В ответ на Ваш вопрос хотелось бы привести выдержки из книги известного мусульманского ученого, шейха Юсуфа Аль Карадави «Халяль и харам в Исламе»:

Виды деятельности, с которыми борется Ислам

Существуют запрещенные Исламом виды деятельности, которые наносят вред обществу, его вере, морали, чести и нравственности.

Проституция

Проституция узаконена во многих странах Запада, где выдаются лицензии, дающие право ее обладателям вести такого рода деятельность наряду с другими профессиями. Ислам полностью осуждает и отвергает подобную практику и запрещает любой женщинe, свободной или несвободной, зарабатывать своим телом. Во время джахилийи некоторые владельцы рабынь ежедневно взимали с них дань, не заботясь о том, каким образом те зарабатывали деньги. Большинство рабынь вынуждено было прибегать к проституции, а иные хозяева принуждали их заниматься этим ремеслом, чтобы получать от этого прибыль. Ислам навсегда освободил своих сыновей и дочерей от подобной позорной ноши. Всевышний Аллах сказал:

«Своих невольниц, если они склонны к целомудрию, не принуждайте предаваться распутству ради приобретения мирских благ» (Коран, 24:33).

Ибн Аббас рассказывал, что Абдулла Ибн Убай (известный мунафик Медины) пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), приведя с собой одну из самых привлекательных своих невольниц по имени Муаза, и произнес: «О Посланник Аллаха! Она принадлежит к (такимто) сиротам. Не позволишь ли ты ей совершать прелюбодеяние с тем, чтобы они (эти сироты) что-то имели от этого?» - «Нет», ответил Пророк (мир eмy) (Фахруд-дин ар-Рази. Тафсир, т. 23, с. 320). Так Посланник Аллаха (Мир ему) запретил эту скверную профессию, независимо от того, на что будет расходоваться заработок от нее. При этом отвергаются любые ссьтки на нужду, отчаяние или высокие цели, и все это важно потому, что мусульманское общество не должно быть запачкано этой мерзостью.

Танцы и стриптиз

Подобным же образом Ислам не приемлет стриптиз, а также другие виды деятельности, побуждающие к похоти, например непри стой ное пение, бесстыдные актерские сцены и другие аналогичные забавы, которые называют сегодня «искусством» И относят к прогрессивным явлениям. Ислам запрещает любой вид интимных отношений вне брака, а также любое слово и дело, приводящее к запретным отношениям. Это - одна из основных заповедей Корана, запрещающая прелюбодеяние (араб. зина).

«Не приближайтесь к зина, ибо оно - мерзость и мерзкий путь» (Коран, 17:32).

Смысл этой фразы в том, что запрещено не только само прелюбодеяние, но и все то, что приближает к нему. Все, о чем шла речь выше, например непристойные песни и танцы, представляют собой «приближение к прелюбодеянию»; подобные действия провоцируют похоть, что толкает человека к греху. Разве не зло то, что они творят?!

Профессия ваятеля статуй

Ранее мы отмечали, что Ислам запрещает приобретать статуи и тем более их изготавливать. Аль-Бухари передал слова Саида Ибн Абу аль-Хасана, который говорил: «Я был с Ибн Аббасом, когда к нему подошел человек и сказал: «О Ибн Аббас, я зарабатываю на жизнь своими собственными руками, ваяя эти образы!» Ибн Аббас ответил ему: «Мне не остается ничего, кроме как процитировать то, что я слышал от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

«Кто ваяет образ, подвергнется божьей каре, пока не вдохнет в негo духа, но он никогда не сможет этого сделать». Видя, что человек не удовлетворился ответом, Ибн Аббас добавил: «Горе тебе, если ты ослушаешься! Лучше тебе ваять дерево и все, что не имеет души»» (Аль-Бухари).

То же самое относится к созданию идолов и им подобных. Что касается живописи и фотографии, мы ранее отмечали, что дух шариата склонен к их разрешению или как максимум к их неодобрению. Но они будут являться запретными, если на них (на фотографии или на живописном полотне) изображен непристойный вид женщины или показаны интимные отношения между мужчиной и женщиной и т. д. То же самое касается возвеличивающих изображений, как, например, образы ангелов, пророков и других.

Производство алкоголя и наркотиков

Как ранее отмечено, Ислам запрещает любое действие, связанное с опьяняющими напитками (хамр), будь то производство, распространение или потребление. Каждый, принимающий в этом участие, является проклятым, по словам Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Это же относится и к наркотикам типа гашиша, опиума и им подобных, их производство, распространение или потребление также рассматривается как харам. Короче говоря, Ислам запрещает работать в любой отрасли, заниматься любым видом трудовой деятельности, которая имеет какое-либо отношение ко всему тому, что относится к хараму.

Коммерческая трудовая деятельность

Ислам в Коране и хадисах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) настоятельно призывает заниматься торговлей, а также с этой целью совершать поездки и путешествия, что обозначено в Коране, как «поиск милости Аллаха». Всевышний сравнивает путешествующих торговцев с теми, кто сражается на Его пути. Он говорит:

« . некоторые из вас странствуют по земле в поисках милостей Аллаха, а иные сражаются на пути Аллаха . » (Коран, 73:20).

Аллах в Коране поощряет людей к торговле местной и международной, с использованием морских путей, которые и сегодня остаются важнейшим международным транспортным средством. По поводу поощрения в использовании морского пароходства для торговли Всевышний говорит:

«Ты видишь также корабли, бороздящие моря, чтобы вы мощи добиваться Eгo милости: быть может, вы будете 6лaroдарны» (Коран, 35:12).

В других аятах Он описывает ветры, ассоциируя их с движением кораблей:

«Из Его знамений - то, что Он посылает ветры добрыми вестниками, дабы вы вкусили Его милостей, дабы плавали корабли по Его воле, дабы вы жаждали Его щедрот. Тогда, быть может, вы будете благодарны» (Коран, 30:46).

Коран неоднократно подчеркивает милость Аллаха по отношению к людям и обращает внимание на ее благодать для человека. Так что Коран доказывает через знамения Аллаха мощь и мудрость, заключенную в кораблях, каждого

« . корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами . » (Коран, 2:164).
«Среди Его знамений - плывущие по морю корабли, подобные горам» (Коран, 42:32).

Аллах упрочил позицию жителей Мекки, превратив их город в процветающий торговый центр Аравийского полуострова:

«Но разве Мы не закрепили за ними безопасного святилища, к которому привозят всевозможные плоды, ниспосланные Нами?» (Коран, 28:57).

Подтверждением тому служит мольба Ибрахима:

«Господи наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где не растут злаки, у Tвоего заповедного храма. Господи наш! Пусть они творят молитву. Склони сердца людей к ним, надели их плодами, быть может, они возблагодарят [Тебя]» (Коран, 14:37).

Аллах упрочил позицию курайшитов, предоставив им возможность совершать две торговые поездки в год. Зимой они направлялись в Йемен, а летом в Шам. Они были в безопасности во время своих поездок, так как являлись хранителями Дома Аллаха (Каабы). Поклоняясь Единому Аллаху, Господину Дома и дарителю этой милости, они благодарили его за эту милость:

«Ради единения племени курайш, единения их во время зимней поездки [в Йемен] и летней поездки [в Сирию], пусть они (т.е. курайшиты) поклоняются Господу этого храма, который накормил их при голоде и избавил от страха» (Коран, 106).

Ислам предоставил мусульманам возможность развивать международную торговлю, ежегодно собирая их у Своего Запретного Дома:

« . они прибывали к тебе [в Мекку] и пешком, и на поджарых верблюдах из самых отдаленных поселений, дабы удостовериться в том, что полезно для них, славить имя Аллаха . » (Коран, 22:27-28).

Безусловно, одним из важных благ является торговля. Аль Бухари сообщает, что мусульман смущало занятие торговлей во время хаджа из-за боязни, что это может скомпрометировать искренность их намерений или же чистоту их молитв. На это был ниспослан конкретный аят, говорящий:

«Вы не совершите греха, если [во время хаджа] будете искать милости от вашего Господа . » (Коран, 2:198).

Коран одобряет тех, кто регулярно посещает мечети, прославляя своего Господа и днем и вечером, это

« . мужи, которым ни торговля, ни купля не служат помехой тому, чтобы не забывать Аллаха, совершать обрядовую молитву и вносить закят . » (Коран, 24:37).

С точки зрения Ислама, истинные верующие - не те, что восседают в мечетях, дервишских обителях и монастырях. Истинные верующие - это деловые люди (бизнесмены), которых их мирские дела не отвращают от религиозных предписаний. Выше мы привели некоторые отрывки из Корана по поводу торговли. Что же касается Пророка Ислама, то он всячески поощрял торговлю, предписывая для нее свои правила, которые отражены в его словах, делах и установлениях. Из его мудрых изречений мы знаем следующие слова:

«Честный и заслуживающий доверия торговец будет вместе с шахидами (павшими на пути Аллаха) в День Воскресения» (Передано Ибн Маджой и аль-Хакимом, которые отнесли это высказывание к достоверным).

«Честный и заслуживающий доверия торговец будет вместе с Пророками, праведниками и шахидами» (Передано аль-Хакимом и ат- Тирмизи).

Неудивительно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приравнивал честного торговца к борцам и шахидам на пути Аллаха. Жизненный опыт подтверждает, что джихад бывает не только на поле брани, но и в сфере экономики. Было обещано, что Аллах возвысит торговцев и они получат высокое вознаграждение в будущей жизни. Известно, что торговля вовлекает в азарт, который побуждает добиваться прибыли любыми способами. Устоявший в рамках честности и доверия является муджахедом - победителем над своей страстью, такой достоин звания муджахеда (борца на пути Аллаха). Особенностью торговли является и то, что занимающийся ею погружен в подсчеты своего капитала и прибыли, так что даже во времена Пророка при чтении им пятничной проповеди народ, сидевший перед ним, услышав о прибывшем торговом караване, кинулся к нему, оставив Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). По поводу этого Всевышний Аллах предостерег людей:

«Но они, едва представится им [случай] заняться торговлей или предаться развлечениям, поспешно устремляются к этим занятиям, оставляя тебя стоять [на возвышении для чтения проповедей]. Скажи [,Мухаммад]: «То, что у Аллаха, лучше забав и торговли, и Аллах - наилучший из тех, кто дает удел»» (Коран, 62:11).

Поэтому тот, кто в водовороте коммерческой деятельности сможет остаться на ясной и твердой позиции пред Аллахом с трепетом в своем сердце и с Его именем на устах, заслуживает того, чтобы оказаться среди тех, кого облагодетельствует Аллах, подобно пророкам, праведникам и шахидам. У нас достаточно много примеров участия Пророка в торговой сфере. Помимо того что он занимался укреплением духовности, основывая первую мечеть в Медине, чтобы она стала местом для поклонения, распространения знаний, призыва к поклонению и центром государства, он обращал внимание и на экономику. Он образовал чисто исламский рынок вместо рынка Бани Кайнука, который был под управлением иудеев. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) лично разъяснил и обучил людей, как следует вести дела, чтобы исключить обман, обвешивание, спекуляцию и тому подобное. Среди сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) мы можем встретить искусных торговцев, ремесленников, земледельцев, а также представителей других специальностей и профессий. Сподвижники находились вокруг него, когда к нему являлся Праведный дух с Божьей волей и ниспосылал божественные откровения, и он разъяснял им эти небесные послания. Все искренне любили Пророка и жаждали того, чтобы не разлучаться с ним ни на миг. В то же время мы видим, что каждый сподвижник был занят своим делом. Кто-то отправлялся в торговую поездку, а кто-то сажал пальмы и возделывал свои поля. В случае если кто-либо что-то упустил из передаваемых Посланником знаний, то он спрашивал о сказанном своих братьев, так как присутствовавший должен был довести эти знания до отсутствовавшего. Большинство сподвижников из Медины (ансары) были земледельцами и выращивали финиковые пальмы, а переселенцы (мухаджиры) из Мекки были предпринимателями и занимались торговлей. Например, Абдур-рахман Ибн Ауф, Мухаджир, и Саид Ибн ар- Рабиа, ансар, по наставлению Пророка стали братьями по вере после того, как мусульмане Мекки прибыли в Медину. Саид предложил Абдур-рахману половину своей собственности, один из двух своих домов и попросил его выбрать одну из своих двух жен, с которой Саид готов был развестись для своего брата. Эта благородная жертва быта с благодарностью отклонена под благородным предлогом:

Запретные виды торговли

Ислам запрещает только ту торговлю, что связана с несправедливостью, обманом, эксплуатацией и всем тем, что порицаемо в Исламе. Сделки считаются запретными (харам), если они связаны с алкогольными напитками, наркотиками, свининой, идолами, статуями и прочим, потребление и использование которых запрещено в Исламе. Любой доход от таких сделок является мерзостью, и пристанищем плоти, которая вскормлена такими доходами, будет ад. Честность и порядочность в торговле запретным не спасет этих людей, так как они торгуют тем, против чего выступает Ислам. Разрешено торговать золотом и шелком, предназначенным для женщин, но не для мужчин. Торговцы, ведущие разрешенную торговлю, должны всегда быть начеку, чтобы в День Воскресения не оказаться среди нечестивцев.

«А грешники, воистину, будут в аду» (Коран, 82:14).

Однажды, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) направился в мечеть, он увидел нескольких торгующих людей и обратился к ним:

Они подняли головы и посмотрели на него. Тогда он сказал:

«Торговцы найдут свое место среди нечестивых в День Воскресения, за исключением тех, кто был богобоязненным, честным и правдивым» (Передано ат- Тирмизи, Ибн Маджой, Ибн Хаббаном и аль-Хакимом. Передано ат-Табарани).

Василя Ибн аль-Аска сказал: «Мы были коммерсантами. К нам выходил Пророк (Мир ему) и говорил:

«Торговцы, остерегайтесь лжи» (Ат-Табарани).

Таким образом он предостерегал торговцев от лжи, у которой бывает печальный конец. Ложь является нечестием, ведущим в ад. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предостерегал от частых клятв, в особенности если они содержали ложь, говоря:

«На троих в День Воскресения Аллах не будет обращать внимание и оправдывать их, и уготовано для них мучительное наказание. Один из них тот, кто продает товар благодаря ложным клятвам» (Передано Муслимом и другими).

Абу Саид рассказывал: «Один араб с овцой проходил мимо меня, и я спросил: «Не продашь ли ты ее за три дирхама?,) Он ответил: «Клянусь Аллахом, нет!» Однако он ее продал. Я рассказывал об этом Посланнику Аллаха (Мир ему), который сказал:

«Он продал свою будущую жизнь за мирскую» (Ибн Хиббан).

Остерегайтесь обмана, так как обманщику не место в Исламской умме. Остерегайтесь обвешивания. Остерегайтесь монополизации товара, иначе лишитесь благословения Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Остерегайтесь ростовщичества, дабы не погубил вас Аллах за это. Как сказано в хадисе,

«осознанное использование дирхама [полученного] от ростовщичества, хуже, чем совершение тридцати шести прелюбодеяний» (Ахмад).

Запретные виды профессии

Все дозволенные виды деятельности не должны быть направлены во вред мусульманам. Недопустимо, чтобы мусульманин, будучи солдатом или офицером, служил в армии, воюющей против мусульман, или работал в любой организации, на предприятии или в учреждении, имеющем антиисламскую и антимусульманскую направленность. Подобно сказанному выше, любой вид деятельности, способствующий несправедливости или хараму, является запретным. К таковым видам деятельности относится работа в ростовщических организациях, в местах продажи алкоголя и тому подобное. Никто, занимаясь такой работой, не избежит греха, ссылаясь на непрямую причастность к запретному (хараму). Как было сказано ранее, основным принципом Ислама является следующее: любая деятельность, способствующая возникновению и распространению харама, сама по себе является харамом. По этой причине Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проклял того, кто составляет документ на ссуду под процент, и того, кто свидетельствует этот факт, и также того, кто расходует полученный процент. Проклял он и тех, кто производит и разливает вино, так же как и пьющих. Однако если человека крайняя необходимость вынуждает из-за отсутствия источника существования выполнять такую работу, то в этом случае она допускается при условии, что параллельно человек ищет разрешенный вид деятельности, пока Аллах не дарует ему достойный труд. Мусульманин должен статься избегать сомнительных мест, гдe он может зарабатывать внушительную плату, но где будут нарушены его убеждения и где он отступит от своих религиозных правил. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Оставьте сомнительное и обратитесь к тому, что не дает вам повода для сомнению» (Передано Ахмадом, ат-Тирмизи, ан-Насаи, аль-Хакимом и Ибн Хаб6аном).

Он также говорил:

«Человек не достигнет степени богобоязненности до тех пор, пока он не будет остерегаться безвредного из-за боязни, что оно может оказаться вредным» (Передано ат- Тирмизи).

Читайте также: