Какие социальные функции выполняет профессия историка и ее представители

Опубликовано: 01.07.2024

Профессия историка не такая скучная, как может показаться. Современный специалист изучает и фиксирует данные о глобализации, миграции, технологических революциях и не только. Рассмотрим, где он может работать и строить карьеру.

Кратко об истории

Среди первых историков наиболее известным является Геродот. Он вел сбор документальных материалов, самостоятельно занимался проверкой их достоверности и упорядочивал их, приводя к форме рассказов. Его труд был высоко оценен знаменитым римским оратором и государственным деятелем Цицероном. Он назвал Геродота «отцом истории».

В России, как и в западноевропейских странах, у истоков исторической науки стояли произведения, изложение событий в которых шло строго по хронологии (зарубежные историографы именуют их хрониками, а наши – летописями). В этих сочинениях уже прослеживаются первые попытки научного анализа. Летописцы не только пересказывали события, но и старались объяснить их, определить причинно-следственную связь между ними и раскрыть значение для общества.

В отдельную науку история оформилась в 18 столетии. Первым российским ученым-историком называют Василия Татищева. В своих работах он пользовался методами научного исследования, хотя и излагал материалы в форме летописи. Поэтому характерными чертами его трудов были тяжелый язык и сложность для восприятия.

Прорыв в российской историографии совершил Николай Карамзин. Он стал использовать для написания научных работ доступный для понимания, простой литературный язык. Его многотомный труд под названием «История государства Российского» (1818) побудил общество интересоваться прошлым страны. В этом заключается его особая ценность.

Новый виток в развитии российской историографии тесно связан с историком Сергеем Соловьевым. Он изучал события давно минувших дней не сквозь призму личностей и действий правителей (так поступал его предшественник), а в качестве естественного объективного процесса. Труды С. Соловьева способствовали появлению исследователей нового поколения, которые стремились выявлять в прошлом естественные закономерности и анализировать их. Кроме того, он является автором теории о государстве и развитии общества, которая стала значимым вкладом в науку. Именно благодаря ей были определены новые требования к профессии историка.

Описание профессии

Историки занимаются изучением жизни людей на протяжении нескольких тысячелетий. Для удобства предмет исследования был условно поделен на 3 большие части:

  • Древний мир;
  • Средние века;
  • Новое время.

Что делает ученый-историк? Он собирает и интерпретирует историческую информацию, проводя исследовательские изыскания, работает с документами и прочими материалами из архивов. Как выглядит такая работа? Сперва специалист перечитывает древний текст. Затем он устанавливает его автора, определяет адресата, фиксирует дату создания и вид данного документа. После этого он синтезирует информацию, полученную из источника, с информацией о нем. Результат – интерпретация финальных данных. В своей работе историк пользуется наработками геральдики, нумизматики, сфрагистики (наука, изучающая печати), палеографии и так далее.

Профессия историка связана с интересным, но кропотливым трудом в хранилищах документов, архивах и библиотеках, музеях и выставочных залах. Также приходится общаться с коллекционерами. Часть работы такого специалиста – экспедиции этнографического и археологического направления, обязательное участие в симпозиумах и научных конференциях. Те, кто собирается специализироваться по зарубежной истории, должны быть готовыми к частым командировкам за границу.

Историк может трудоустроиться в следующих учреждениях:

  • музеи и исторические заповедники;
  • издательства;
  • учебные заведения;
  • библиотеки, архивы и отделы документации;
  • коммуникационные, рекламные и PR-агентства;
  • научно-исследовательские центры.

Учеба и ЕГЭ

Как стать историком? Первая ступень в этом направлении – получить высшее образование. Желающим стать представителем этой профессии рекомендуется обратить внимание на такие направления подготовки:

  • «История»;
  • «Документоведение и архивоведение»;
  • «Библиотечно-информационная деятельность»;
  • «Антропология и этнология».

Выучиться на историка можно во многих высших учебных заведениях России. В качестве примера приведем несколько из них:

  1. Ленинградский госуниверситет им. А. Пушкина.
  2. Брянский госуниверситет им. академика И. Петровского.
  3. Магнитогорский технический госуниверситет им. Г. Носова.
  4. Санкт-Петербургский госуниверситет.
  5. Саратовский национальный исследовательский госуниверситет им. Н. Чернышевского.
  6. Южно-Уральский госуниверситет.
  7. Балтийский федеральный университет им. И. Канта.

Для поступления в любой из перечисленных или какой-нибудь другой вуз абитуриенту потребуется сдать ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию. Помните, что высокие баллы дают хороший шанс пройти на бюджетную (бесплатную) форму обучения.

Круг обязанностей

Как уже упоминалось, основной задачей каждого историка является кропотливое исследование прошлого. Исходя из этого, он должен регулярно посещать библиотеки, архивы, музеи, присутствовать на местах, где ведутся археологические раскопки. Представители профессии, которые исследуют историю конкретных народов, обязаны принимать участие в этнографических экспедициях и ездить в командировки.

Вместе с тем значительная часть деятельности историка гораздо менее динамична. Ему приходится тратить достаточно много времени, чтобы тщательно изучить разные исторические источники. Плоды такого труда – новые научные статьи или целые книги. В процессе их написания специалист должен стараться не только руководствоваться опытом своих предшественников, но и предлагать новые методы исследования. Некоторые представители этой профессии, кроме непосредственно научной работы, преподают учебные курсы истории в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и вузах.

Итак, профессиональный историк обязан:

  • исследовать события, происходящие в жизни человечества;
  • изучать отдельно взятые факты и то, как они воздействуют на исторические события;
  • прогнозировать грядущие события, руководствуясь опытом предков;
  • освещать результаты проведенных исследований, публикуя статьи в специализированной прессе и в литературе научно-публицистического направления;
  • проводить научные эксперименты;
  • участвовать в археологических раскопках;
  • совершенствовать уже имеющиеся научные методики и создавать новые.

Навыки и личностные качества

Историку для успешной работы и карьерного роста требуется владеть рядом навыков и обладать некоторыми важными для такой профессии личностными качествами:

  1. Навыки работы с несколькими источниками информации одновременно. В основе исследовательской деятельности историка лежит изучение множества письменных документов и данных, полученных в результате археологических раскопок, антропологических разведок и прочих практических изысканий ученых. Ему надо уметь грамотно обрабатывать такую информацию и выделять из нее главное.
  2. Аналитический склад ума и логическое мышление. Деятельность историка связана с детальным анализом изучаемых им источников. Чтобы сделать правильные выводы на основе полученных данных, он должен уметь применять логические методы.
  3. Внимательность. Историки работают с важными документами. Чтобы не упустить ни одной детали, надо быть предельно внимательным.
  4. Креативность. Создавать исторические теории – это в какой-то мере процесс творческий. Если с креативностью все плохо, написать хорошую научную работу в данной сфере практически невозможно.

На изучение письменных материалов требуется достаточно много времени. Поэтому историку понадобятся такие бесценные для его профессии качества, как усидчивость, терпение и готовность к рутине. Текстовые источники, как правило, насыщены датами, именами и событиями. Следовательно, специалисту нужны будут хорошая память и умение систематизировать знания. Кроме того, он должен быть эрудированным, иметь широкий кругозор, владеть способностью сопоставлять разные факты, а также уметь стройно и грамотно излагать мысли.

Уровень заработной платы

Чаще всего историки трудоустраиваются в государственные учреждения – учебные заведения (школы, институты, университеты), научно-исследовательские институты и прочие подобные организации. Зарплата специалиста там, как известно, довольно низкая.

В среднем по Москве оплата труда историка колеблется от 35 тысяч до 70 тысяч рублей. Это самый высокий уровень. В регионах ее размер составляет от 20 тысяч до 45 тысяч рублей. Среди них лидируют Воронежская и Ленинградская области.

Карьерный рост

Историк может работать в разных сферах: в образовании, науке, культуре. Востребованность такого специалиста во многом зависит от значимости его достижений. Высококвалифицированные профессионалы нужны всегда. А вот если ваш уровень средненький, на повышение можно даже не рассчитывать. В таком случае лучше и вовсе сменить род деятельности, чем сидеть годами на одном рабочем месте, получая минимальную зарплату.

Карьерный рост историка выглядит как переход на вышестоящую должность в той организации, где он трудоустроен. К примеру, в образовательном учреждении можно сначала возглавить кафедру, а потом – факультет или институт.

Помимо этого, представители этой профессии могут регистрироваться как индивидуальные предприниматели и предоставлять репетиторские и прочие образовательные услуги. Причем как самостоятельно, так и по контракту, числясь в штате частного учебного заведения. Устроиться на работу по специальности в столице историку намного проще. Невысокая зарплата – основная причина наличия вакантных мест. А вот в других городах с трудоустройством могут возникнуть сложности. Текучка среди представителей этой профессии там обычно очень низкая.

Перспективы профессии

Обучение на историческом факультете дает фундаментальное образование. В результате выпускник вуза получает знания внушительного диапазона, которые открывают перед ним широкие перспективы. Многие полагают, что диплом историка – пропуск на работу только в школу, в лучшем случае – в вуз. Это ошибочная точка зрения. Ведь на практике все происходит совершенно по-другому.

Историк может построить отличную карьеру в искусстве и журналистике. Не секрет, что сегодняшние публицисты, аналитики, а также радио- и телеведущие в свое время окончили исторический факультет или институт. Кем еще может стать представитель этой профессии? Из него может получиться неплохой общественный деятель, политик или дипломат. Кроме того, можно развиваться как ученому: быть организатором экспедиций‚ писать научные труды‚ принимать участие в конгрессах и конференциях.

Автор: Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия историк подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

– Елена Анатольевна, когда заходит речь о профессии историка, сразу возникает образ человека, проводящего рабочий день в архиве. Тем не менее понятно, что возможностей трудоустройства у историков гораздо больше. Где сегодня заняты выпускники исторических факультетов и, в частности, те, кто получает специализацию в области социальной истории?

– Я преподаю историю в университете уже двадцать лет, и за это время убедилась, что люди с историческим образованием могут быть эффективными работниками в очень разных сферах.

Они преуспевают там, где требуются аналитические способности: за годы обучения на истфаке формируется привычка постоянного сравнения и анализа - как было и как стало; вырабатывается автоматический навык выявлять казуальные связи - что к чему может привести. Важное свойство историков – умение аргументировать свою точку зрения: формулировать идеи, отстаивать их в полемике. Еще один навык, который востребован у работодателей, - способность логично говорить и структурировать письменную речь. В данном случае я говорю о самых общих когнитивных способностях, а не о специфике исторического знания.

Конечно, полезнее всего историки оказываются в образовательных, научных и культурных учреждениях, а также в СМИ. Сейчас большой приток историков - на должности редакторов, журналистов, ведущих культурных и образовательных программ, среди них есть создатели авторских сайтов и блогов в Интернете. Еще одно направление трудоустройства – сфера менеджмента и органы государственного управления. Выпускники исторических факультетов начинают свою карьеру там с должностей спичрайтеров и аналитиков. В их обязанности входит составление обзоров, анализ явлений в динамике.

Но в целом мы не можем точно назвать сегмент экономики, для которого мы точечно готовим работников. Когда я изучала организацию исторического образования в американских и немецких университетах, на вопрос, куда наши западные коллеги направляют своих выпускников, мне неизменно отвечали: «Мы не готовим винтики для государственной машины, посредством изучения прошлого мы учим студентов быть мыслящими, самостоятельными и успешными». При таком подходе университетским преподавателям неважно, какие именно посты и должности займут их воспитанники – станут спортсменами, архивистами, историческими журналистами, политиками или учеными. Мне нравится такой подход. Но не все его могут себе позволить.

– А если все-таки говорить о специализации? Куда предпочтительнее идти выпускникам, специализирующимся на социальной истории, в отличие от тех, кто глубоко изучал, допустим, экономическую историю?

– На рынке труда нет такой профессии «социальный историк», такая специализация есть в науке и в образовании. Если студент выбирает научную стезю, то, конечно, его специализация имеет для его карьеры принципиальное значение. Любой академический институт набирает в штат узких специалистов. Например, Институт гуманитарных историко-теоретических исследований берет на работу молодых людей с учетом особенностей их подготовки. Нам нужны специалисты с различным исследовательским инструментарием и эрудицией. Для выполнения проектов мы скорее всего захотим иметь двух профессионалов – социального историка и экономического историка, чем одного историка-любителя с широким кругозором.

– Бывает так, что историей начинают заниматься экономисты или социологи?

– Да, сейчас в историческую сферу приходят исследователи из смежных областей, в частности из социальных наук. Результаты бывают разные. Успешный пример - основатель ИГИТИ, талантливый экономист Андрей Полетаев. Сейчас в науке есть зона, образованная социологами, специализирующимися на анализе явлений прошлого. В отличие от своих предшественников они строят интерпретации не на обработанном историками эмпирическом материале, а сами погружаются в архивные изыскания. В прошлом году директор ИГИТИ Ирина Савельева сделала интересный доклад о развитии исторической социологии, о специфике исторических исследований людей с социологическим образованием.

В то же время я помню, как в 1990-е годы историки КПСС из провинциальных вузов переквалифицировались в социологов и экономистов. Но сейчас время любителей, я думаю, закончилось.

В целом же нынешнее состояние гуманитарных и социальных наук не подразумевает сохранения прочных дисциплинарных границ. Внутри истории живут очень разные дисциплины с разными объектами и методами исследований. И социальная история – всего лишь часть этой большой семьи. Подобная ситуация была в медицине лет сто назад. Тогда все выпускники медицинских факультетов были врачами, аптекарями или хирургами, а потом появились стоматологи, кардиологи, ортопеды, невропатологи. И с тех пор число медицинских специальностей постоянно множится. При этом уже никто не обвиняет друг друга в том, что он не «настоящий врач».

– Но все-таки: в чем разница в методах социолога и историка?

– Начнем с того, что социолог может задать вопросы объекту своего исследования и расширить полученную информацию, а историк имеет дело только с фиксированными свидетельствами (текстовыми, визуальными, аудио и другими).

И еще у них разный подход к прошлому. Социолог неумолимо стремится к модели, типологизации и классификации. Он либо проверяет и наполняет абстрактную модель общества эмпирическим материалом, либо (что бывает редко) создает ее на основе первичных данных. Историк же сосредоточен на уникальности исследуемой культуры. Для него важнее показать ее «странность», неповторимость, специфику ее языка, способов осмысления себя и современных реалий.

Исходя из этого, чаще всего социолог модернизирует прошлое. Например, пишет об институтах гражданского общества в Римской империи. Для него неважно, что в Римской империи никто не использовал понятие «гражданское общество». Он исходит из того, что в Древнем Риме могли быть институты, которые мы бы отнесли к гражданскому обществу. А для историка важно выявить синхронные категории, то есть как люди того времени понимали свой мир. Поэтому такие публикации – это открытие новых миров. Почитайте работы заведующего кафедрой социальной истории факультета истории ВШЭ Павла Уварова, посвященные социальной структуре Франции XVI века и ее фиксации в правовых записях.

То есть, обращаясь к прошлому, социолог пытается объяснить, как возникли современные явления, история для него - нулевой цикл современности. Историк же видит в ушедшей культуре самоценность. Впрочем, я огрубляю и упрощаю картину. Работы многих историков «социологизированы», и есть прекрасные исследования социологов, сосредоточенные на обнаружении собственного смысла исторического явления.

– Социальная история, как и следует из ее названия, изучает историю общества. Известно, что в советской научной традиции доминировали взгляды на общество, связанные с марксисткой традицией. Как это отразилось на вашей науке?

– До конца прошлого века в российской исторической науке доминировал структурно-функционалистский подход: социальная история была ограничена изучением крупных институтов и групп – классов, формаций. Конечно, этот подход существует и сегодня, причем ошибочно считать его рудиментом нашей страны: историки-неомарксисты представляют собой влиятельное сообщество в западной историографии. Но там были и другие, а у нас – нет. Поэтому появление новых подходов, в том числе оптики прошлого, свойственной гендерной, возрастной истории, или социально-исторической микрооптики, прививались трудно и встречали агрессивное сопротивление. Оно было и есть даже не идейного свойства, а скорее это закрытость по отношению к новому знанию, нежелание критически отнестись к своему профессиональному багажу. В истории это защищено формулой «я – не теоретик, а ползучий эмпирик».

– Какие смежные науки оказывают влияние на современное развитие социальной истории?

– Прежде всего, остается сильным влияние методов и подходов социологии. Оттуда пришли многие темы современных исторических исследований, под ее воздействием возникли ювенология, история профессий, историческая урбанистика, история университетов и даже история еды.

С начала XX века социальная история испытывает воздействие антропологии. В результате появился интерес к обычному человеку и малым социальным группам. Антропология научила нас смотреть на прошлое не как на путь к настоящему, а как на ситуацию множества альтернатив. И наконец, антропологически ориентированная история смотрит на исследуемую культуру не глазами судьи из далекого будущего, а глазами людей, ее проживающих. Это дается историкам с большим трудом, требует постоянной рефлексии над собственной позицией, языком, инструментами анализа.

Сильное влияние оказали открытия в лингвистике. Историки стали предельно внимательны к изменениям в структуре языка. Появились историческая лексикография, историческая семантика, история концептов и понятий.

– Можно ли говорить об отличиях социальной истории как науки в России и в западных странах?

– Особенности развития российской науки связаны с долгой изоляцией - всю информацию о течениях, открытиях, импульсах в социальной истории Запада мы получили в 1980-90-е годы «одним пакетом». Если в Европе для всех коллег очевидно, например, каковы противоречия между Вебером и Бурдье, то у нас между ними не видят разницу. В результате в одном списке теоретических оснований исследования могут оказаться сочетания конфликтующих теорий. Заведующий отделением культурологи ВШЭ Виталий Куренной назвал это «интеллектуальным шведским столом». Поэтому наши историки отличаются большой концептуальной «всеядностью» или «неразборчивостью». И одна из задач магистерской программы по социальной истории, которая реализуется на факультете истории ВШЭ, - научить студентов быть разборчивыми, понимать нюансы теорий, концепций, правила пользования ими.

Сегодня уже нельзя строить рассказ о прошлом на бинарных оппозициях, в том числе на противопоставлении истории России и всего остального мира. На факультете истории ВШЭ даже нет кафедры российской истории – мы считаем, что это часть истории человечества, а не зона игнорирования.

– Какие еще особенности подготовки историков есть на факультете истории ВШЭ?

– Мы с самого начала нацелены на подготовку себе подобных, то есть исследователей. Именно для этого мы ввели в обучение на всех курсах специальные семинары, на которых отрабатываем технологию и этику исследовательской работы. Традиционно передача навыков научной работы в университетах осуществлялась из уст в уста, в паре «учитель-ученик». Такая форма работы у нас тоже есть. Все студенты пишут свои курсовые работы под руководством научного руководителя. Вместе с тем предусмотрена и групповая работа, при которой все учат всех. Руководитель семинара выступает своего рода модератором, приглашая на семинар ведущих отечественных и зарубежных специалистов, организуя дискуссии, мастер-классы, проектную деятельность. Важно, чтобы ребята освоили способы академического общения и письма, структурирования текстов, методы анализа из разных дисциплин, привыкли к открытости научного сообщества и не боялись общаться с иностранцами, принимали участие в научных мероприятиях и обрели чувство профессионального достоинства. И еще для нас важна их профессиональная этика. Принципы «не укради» и «будь благодарным» - одни из главных.

Для студентов мы создали учебные лаборатории, одна из них – под руководством магистра Олега Захарова - посвящена культуре университетской памяти. Её участники – учащиеся разных курсов и даже разных вузов. Их задача - научиться использовать социологические методы интервьюирования для создания источников по текущей истории. Постепенно их усилиями собирается информация, интервью и воспоминания университетских людей, переживших кризисы 1980-2000-х годов и осмысляющих состояние университетов, сценарии университетской жизни, рассказывающих о деятельности научных фондов в России.

Учиться на магистерские программы «История знания в сравнительной перспективе» и «Социальная история России и Запада» к нам приходят не только историки, но и филологи, философы, психологи, социологи и проч. Преподавателю интересно работать в такой среде. Мы проводим исследования по самым разным темам – от истории больших и малых групп до социальной истории медицины, языка, музыки, культурной истории города, транспорта.

Павел Уваров, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой социальной истории НИУ ВШЭ

Нет такого историка, который не занимался бы социальной историей. Даже если он будет говорить, что он ею не занимается, я легко объясню, что это не так… Самая актуальная задача – подготовить историков, которые смогли бы работать на базовом уровне, но уже овладев всем богатством новых подходов и методов. Спрос на таких исследователей будет велик.

— Павел Юрьевич, как бы вы оценили интерес к исторической науке и профессии историка – он не затухает, если сравнить его с годами 1990-ми?
— Привлекательность исторической профессии довольно высока. И ее общественная значимость сейчас осознается в степени даже большей, чем лет 10 – 15 назад. Тогда можно было часто услышать разговоры – в такси, со случайными попутчиками: зачем вообще нужна эта история? вот физика – дело ясное, нужна. Сейчас такого уже не услышишь.
История нужна для обретения и подтверждения собственной идентичности. Есть история у страны, у народа, у социальной группы – они существуют. Если нет – историю за них напишут и объяснят другие, и тогда шансы на выживание у этих групп ли, народов – невелики. Это, кстати, особенно хорошо осознали в постсоветских республиках, где совсем недавно была восстановлена или обретена заново государственность и где идет процесс национализации или суверенизации истории.



— И «спрос» на историков там высокий?
— Не то, чтобы высокий спрос – скорее, обозначен государственный заказ на историю. В сознании людей есть понимание: прежняя история не устраивает, ее необходимо переосмыслить. Поэтому, к примеру, на Украине, которая не так богата, как Россия, углеводородами, историки зарабатывают больше, чем их российские коллеги – потому что есть убежденность: будущее Украины, сохранение ее национальной идентичности в значительной степени зависит от соответствующей версии исторического прошлого. Похожие процессы наблюдаются в государствах Средней Азии. В Узбекистане, например, пишутся учебники и обобщающие труды, где весь период с 1860-х до 1991 года назван колониальным, со всеми вытекающими отсюда последствиями…

— То есть сегодня на повестке дня одна версия история, завтра – другая. Вам не кажется, что все это не лучшим образом сказывается на образе профессии?
— Есть такая проблема. На нее болезненно реагирует и общественное мнение, и сообщество историков. Первое вполне естественно, хотя нет ничего изменчивее, чем массовые представления о прошлом. По «правилам игры» прошлое представляется незыблемым и не подлежащим пересмотру. Второе удивляет: ведь было ясно и раньше, и особенно теперь, после всех открытий, сделанных в области интеллектуальной истории, истории памяти, истории историописания – стало очевидным, что историк не фиксирует раз и навсегда картину прошлого. Он, скорее, выступает как переводчик, который задает ушедшей эпохе вопросы, интересующие его современников. Как шаман, он связывает царства живых и мертвых, только в руках у него не бубен и колотушки, а методики исторического анализа. Если историк будет задавать вопросы, которые не важны его обществу, он просто не будет услышан. Если будет спрашивать только о том, что интересует его современников в данный момент, то окажется журналистом. А вот если сумеет предугадать, что заинтересует общество через 5-10 лет, он станет интересным историком.

Но при этом есть, конечно, определенные правила: историк должен оставаться ученым, он не должен игнорировать факты, не укладывающиеся в его концепцию. Если он их игнорирует, какой же он профессионал? А если идет на диалог, выслушивает аргументы тех, кто ему возражает, подкрепляет свое мнение источниками и готов его изменить, если критика окажется неопровержимой, тогда – другое дело.

Поэтому, кстати, есть надежда, что история не обязательно служит для усиления вражды между народами, она может послужить и установлению согласия. После первой мировой войны французский поэт и философ Поль Валери назвал историю «самым опасным продуктом химии человеческого мозга». И он в значительной степени был прав. Ведь почему солдаты четыре года не покидали окопов, стояли насмерть? Во многом это было обусловлено убежденностью: французов – в том, что они отстаивают великую французскую историю, немцев – в том, что они отстаивают великую германскую историю. Были, конечно, и другие причины, но в значительной мере именно работа историков, столь удачно создававших национальные версии истории, привела к катастрофе Первой мировой войны. Поэтому историкам так важно научиться договариваться друг с другом, понимать историческую относительность той концепции, которую они берутся отстаивать. Эта работа – важная часть исторической профессии.

— Как формируется интерес к истории – понятно. Как правило, в школе это один из самых увлекательных предметов. Поэтому многие и поступают на исторические факультеты, но затем уходят из профессии. От чего зависит, станет ли выпускник после окончания вуза ученым-историком, исследователем? В каких случаях интерес становится профессиональным?
— Нет единого алгоритма – причины разные. Кто-то занимается историей из чувства вполне понятного эскапизма – уходит от не устраивающей его действительности. В нашей стране это чувство развито особенно и объясняет, почему люди работают в исследовательских учреждениях за символическую заработную плату и при этом чувствуют себя комфортно.
Некоторые тоскуют по упорядоченному научному знанию и духовной жизни, эта сфера кажется им не такой меркантильной. Наша традиция образования связана с такими понятиями, как служение, миссия. А историк часто воспринимается как носитель некоего особого знания, призванного сделать людей лучше. Есть, кстати, те, кто, получив историческое образование, устраивается в коммерческие фирмы, а затем идет в научные институты просто потому, что им нужно чем-то еще заниматься, история для них – отдушина.
Любопытно, что интересные историки получаются из получивших первое техническое образование – окончивших Физтех, Менделеевку и т.д. У них сильная исследовательская жилка, и в истории они достигают больших высот. А вот из толкинистов, которые, казалось бы, увлечены темой прошлого, почему-то редко получаются историки.

— А так ли уж интересна работа историка? Наверняка это работа в архивах с документами – ежедневный кропотливый труд.
— На самом деле книги об историках, о том, как они работают, читаются с не меньшим интересом, чем книги по истории. Есть две традиции. Одни считают, что не дело читателя разбираться в сложностях и трудностях, с какими историк сталкивается в работе. Другие, напротив, полагают, что то, как историк пришел к выводам, не менее интересно, чем сама история, и намеренно включают рабочие детали в повествование – образно говоря, строительные леса не убирают. Порой намного интереснее следить за тем, как человек идет к своим выводам, чем смотреть на результат работы. Как в детективе, ты следишь за автором, видишь, где он ошибался, заходил в тупик и т.д. Почему, например, так популярна археология? Не только потому, что там интересные находки – привлекает именно романтика поиска. Движение человеческой мысли интереснее, чем готовые ответы.

— Как со временем меняется характер труда ученого-историка? Появляются ли какие-то технические новшества?
— Многое меняется. Колоссальный сдвиг за последние годы произошел в той же археологии. В прошлом остались те полевые экспедиции, в которых, к примеру, я участвовал еще лет 20-30 назад, размахивая совковой лопатой. Археологи сейчас оснащены компьютерами, новыми приборами и совершают открытия, не разрушая памятников, следуя так называемым малоинвазивным методам.

В более традиционных областях истории тоже перемены – за счет интернета все более доступными становятся базы данных, а то и оцифрованные архивные документы. Хотя с российскими архивами сейчас работать даже сложнее, чем при советской власти: в течение недели можно посмотреть ограниченное количество документов. Но это, думаю, связано не с тем, что что-то специально закрывают, а с тем, что работать в архивах некому.
Вообще же история – хотя многие с этим спорят – кумулятивная наука: новое здесь не отменяет старое, а добавляется к нему. И, так или иначе, критерии профессионализма те же – следование традиционным правилам и принципам. Одно дело, если историк идет в архив и читает настоящую скоропись XVI века, и совсем другое – когда изучает, что сказал какой-нибудь американский историк. Можно работать и так, причем так гораздо быстрее защитить диссертацию, но в историческом сообществе в любом случае существует своя «табель о рангах» – по гамбургскому счету здесь знают, кто есть кто.

— Вы не первый год читаете лекции студентам-историкам – что можете сказать об уровне их подготовки?
— На мой взгляд, всегда есть небольшой процент обучающихся, кому вообще ничего не нужно, есть средняя прослойка – кто занимается постольку-поскольку, и есть небольшое число – процентов около десяти – тех, кому действительно очень интересно то, что они делают. Я наблюдал это во всех коллективах, с которыми мне приходилось работать.
Что касается подготовки студентов, то сюжеты здесь очевидные – с одной стороны, уровень подготовки сильно упал из-за тестовой системы ЕГЭ, с другой – у студентов сейчас гораздо больше информационных возможностей, чем было раньше. Любой факт они могут тут же проверить по Википедии, и это заставляет преподавателей иначе относиться к работе. Есть исследование американского антрополога Маргарет Мид по типологии детства, согласно которому различается три типа культур: общество может быть постфигуративное, когда взрослые учат детей, конфигуративное, когда дети учат друг друга, и префигуративное, когда дети учат взрослых. Сейчас как раз очень ярко себя проявляет третья модель – студенты могут многому научить преподавателя: как пользоваться социальными сетями, работать в Интернете и т.д.

— В следующем году в НИУ ВШЭ открывается новая магистерская программа «Социальная история России и Запада». В чем особенности работы историка, специализирующегося на социальной истории? Что означает термин?
— В широком смысле к социальной истории можно отнести абсолютно все: нет такого историка, который не занимался бы социальной историей. Даже если он будет говорить, что он ею не занимается, я легко объясню, что это не так. Ведь к истории приложимо название социальной, если ученый исходит из понимания, что в основе исторических событий и явлений лежат глубинные процессы, происходящие в обществе. В этом отношении социальную историю писали и Карамзин, и Сергей Соловьев, и Огюстен Тьерри.

В узком же смысле термин утверждается в XX веке и подразумевает изучение именно социального устройства. Попробую пояснить. До определенного времени историк, изучавший, допустим, Французскую революцию, давал некий очерк социального устройства Франции, а затем описывал события начала революции, якобинской диктатуры или прихода к власти Наполеона как результат борьбы за свои права третьего сословия, мелкой буржуазии – или как стремление новой элиты к стабилизации политической обстановки. Но вот появляются историки, которые уже ничего не пишут ни о Наполеоне, ни о Робеспьере, ни о Лафайете, но скрупулезно анализируют, что представляло собой французское общество, на какие оно делилось слои и группы, какие отношения и противоречия существовали между этими группами. А описав, ставят точку, полагая, что все самое главное для понимания Французской революции они сделали.

Таким историком был, к примеру, Иван Васильевич Лучицкий, более ста лет назад блестяще описавший положение французского крестьянства накануне 1789 года, что задавало особое понимание революции. Таков сегодня историк Борис Николаевич Миронов, проанализировавший уровень благосостояния жителей Российской империи и тем самым предопределивший новое понимание природы революции 1917 года. Социальным историком был и Фернан Бродель, начавший писать историю Средиземноморья времен испанского короля Филиппа II, но до самого монарха добравшийся лишь к концу третьего, последнего тома монументального труда. Большую и лучшую часть книги он посвятил тому, какой ландшафт окружал жителей Средиземноморья, как они возделывали землю, какова была структура их семей, какие были торговые пути, как распределялось богатство.

Социальная в узком смысле слова история предопределяла повышенный интерес к новым типам источников, какие ранее историков не очень интересовали: к налоговым описям, земельным кадастрам, коллекциям нотариальных актов, приходским книгам. Так постепенно развивалась эта история, более ценившая не уникальное, единичное, но, напротив, повторяющееся, закономерное. На этой основе возникла новая историческая наука, расширявшая «территорию» историка. Исследователей начинали интересовать новые сюжеты: массовые представления о бедности и богатстве, чести и бесчестии, о смерти и загробном мире, о мужском и женском, о детях и стариках. Впоследствии этот интерес вылился в формирование особых направлений: истории ментальностей, исторической антропологии, интеллектуальной истории, исторической демографии, гендерной истории и многих других.

Все это развивалось при молчаливом убеждении, что «центральное знание» – знание о том, как было устроено общество, остается общеизвестным и незыблемым и потому важным, но уже чрезвычайно банальным, неинтересным предметом изучения. В итоге за последние три десятилетия сложилась парадоксальная ситуация: историков становится все больше, появляются новые предметы и направления исследования, а центральными вопросами занимаются все меньше и меньше. Доходит до смешного: историк, обосновывая оригинальность своего исследования, полемизирует с некими «классическими» представлениями, не замечая, что воюет с пустотой – эти базовые представления давно обветшали, ими давно никто не занимался. Но ведь это самый центр современного исторического знания. Без него историческое сообщество распадется на практически изолированные друг от друга группки. А в общественном спросе на социальную историю сомневаться не приходится, достаточно посмотреть по сторонам. Самая актуальная задача – подготовить историков, которые смогли бы работать на базовом уровне, но уже овладев всем богатством новых подходов и методов. Спрос на таких исследователей будет велик.

— Кого вы ожидаете увидеть на программе? Почему, допустим, историк, отучившийся в специалитете, должен идти в магистратуру по истории, а не в аспирантуру?
— По опыту магистерской программы, которая уже открыта на историческом факультете ВШЭ – «История знания в сравнительной перспективе», могу сказать, что значительную часть студентов составляют выпускники региональных вузов. Для них это возможность продолжить образование в столице. Тем более – бюджетных мест на нашем факультете абсолютное большинство. Полагаю, что и у нас на первых порах около 60 процентов набора составят выпускники региональных вузов. В магистратуру по истории могут поступать и выпускники бакалавриата других направлений подготовки – социологии, менеджмента, экономики и т.д. Для них предусмотрены адаптационные курсы.

Что касается выбора между магистратурой и аспирантурой, то в наших вузах аспирантура – это в большей степени возможность для самостоятельной работы. Аспирантов у нас сейчас почти ничему не учат. Если человек мотивирован, если у него складываются отношения с научным руководителем, тогда все не так плохо. Если нет, то он скорее просто числится в аспирантуре. Все обучение сводится к сдаче кандидатских экзаменов, тогда как на Западе аспиранты именно учатся. А у нас «аспирантура полного дня» для историков есть только в Европейском университете в Санкт-Петербурге.

Я надеюсь, наша магистратура компенсирует этот недостаток. К нам могут прийти люди, которые еще не выбрали специализацию, и в магистратуре они смогут вписаться в профессиональную среду. Магистерская диссертация – это как минимум 50 процентов кандидатской, и тем, кто в будущем планирует защищать диссертацию на степень кандидата, не составит большого труда довести свою магистерскую работу до уровня кандидатской.

Профессия историка – очень интересная сфера деятельности, ведь ее представителю постоянно приходится получать новые знания и делать новые выводы. Освоить специальность можно в высшем или среднем специальном учебном заведении. Кроме того, азы профессии можно получить на исторических курсах.

Профессия историк

Кто такой историк: что нужно знать о профессии?

История – это наука, которая изучает прошлое человечества. Соответственно, историк – это ученый, который ведет исследования в этой области.

Сама историческая наука, как и слово, обозначающее ее, тоже зародилась в Древней Греции. Первым трудом, посвященным событиям прошлого, исследователи считают сочинение Геродота, которое так и называется – «История». Впрочем, эту книгу нельзя назвать исторической в современном смысле слова – это скорее энциклопедия, рассказывающая о самых разных областях знания: географии, этнографии, культуре и прочих. Однако и повествование о событиях прошлых веков в ней тоже есть. После Геродота похожие произведения стали писать и другие греческие ученые, среди которых Дионисий Галактионский, Гиппий Элидский, Фукидид. Спустя некоторое время ученые-историки появились и в Древнем Риме. Пожалуй, самые известные из них – Цицерон, Светоний, Плутарх.

Несмотря на то, что в Средние века произошел спад культурного и научного развития общества, исторические труды создавались и в этот период. К ним, прежде всего, следует отнести средневековые летописи и жития христианских святых. Серьезный толчок история получила в эпоху Ренессанса. Именно тогда выработались и основные принципы исследований в этом направлении – обязательная проверка фактов на достоверность, тщательный анализ событий прошлого и многие другие, которые используются учеными и поныне.

Задачи и обязанности

Вот какие задачи и обязанности обычно возлагают на представителя профессии.

  • проведение исследований развития человеческого общества в прошлом;
  • исследование различных исторических аспектов социума в разные исторические периоды: экономического, социального, политического;
  • подготовка научно-исследовательских работ по результатам своих изысканий и их публикация;
  • преподавательская деятельность в высших, средних специальных учебных заведениях;
  • внесение в государственные и общественные институты предложений по совершенствованию социальной и политической жизни;
  • обработка документации, касающейся работы специалиста;
  • подготовка отчетных материалов о своей деятельности.

Работа и зарплата

В большинстве случаев историки работают в различных государственных учреждениях – учебных заведениях, научно-исследовательских институтах и других подобных организациях. Это обусловливает достаточно низкую заработную плату представителей профессии. В Москве она в среднем составляет от 35 000 до 70 000 рублей, а в провинциальных городах ее размер равняется 20 000 – 45 000 рублей.

Карьерный рост специалиста связан, прежде всего, с замещением вышестоящей должности в организации, где он работает. Например, одна из таких должностей – заведующий кафедрой образовательного учреждения.

Кроме того, представитель профессии в некоторой мере может работать на себя. Так, у него есть возможность трудится в частных учебных учреждениях, а также оказывать образовательные услуги самостоятельно, в качестве репетитора или частнопрактикующего преподавателя.

В Москве трудоустроиться историку не столь сложно – из-за невысокого дохода свободных вакансий всегда достаточно. А вот в регионах ситуация сложнее: текучка кадров среди представителей профессии там не очень высока.

Плюсы и минусы профессии

Вот основные достоинства профессии:

  • наличие вакансий на рынке труда;
  • творческий характер;
  • интересная работа;
  • перспективы карьерного развития.

В качестве недостатков можно выделить два. Первый – достаточно низкая зарплата. А второй – отсутствие большого количества вакансий в регионах.

Как стать историком?

Какие навыки нужны?

Вот какие способности потребуются специалисту в работе.

  • Умение работать с источниками информации. Исследовательская деятельность в области истории построена в основном на изучении письменных источников, а также данных о результатах археологических, антропологических и других изысканий. Специалист должен уметь работать с этими материалами и вычленять из них основное.
  • Внимательность. Чтобы не пропустить ничего важного в каком-либо источнике, специалист должен быть внимателен.
  • Способность к аналитическому и логическому мышлению. Представитель профессии должен уметь анализировать изучаемые им источники и на основе полученной информации путем применения логических методов делать определенные выводы.
  • Творческое начало. Создание исторических теорий – это, прежде всего, творческий процесс. Невозможно написать научную работу в этой области, не обладая определенными творческими задатками.

Какое образование необходимо, и куда можно поступать?

Чтобы работать в области истории, предпочтительно наличие высшего образования. Однако историков готовят также в средних специальных учебных заведениях и на курсах.

Какие предметы нужно сдавать?

Для учебы в высшем учебном заведении необходимо сдать на ЕГЭ следующие дисциплины:

  • русский язык;
  • историю;
  • обществознание.

Сколько учиться после 9 и 11 класса?

Обучение после одиннадцатого класса в среднем специальном учебном заведении по времени занимает два года и десять месяцев. В случае, если абитуриент поступает по окончании всего девяти классов, учиться ему придется на один год больше.

Возможно ли дистанционное обучение?

Выучиться профессии можно и на расстоянии. Существует два способа сделать это:

  • окончить онлайн-курсы по истории;
  • поступить на заочное отделение исторического факультета какого-либо высшего или среднего специального учебного заведения.

Где учиться на историка?

ВУЗы и академии

Вот пять высших учебных заведений Москвы, где есть исторический факультет.

  • Высшая школа экономики. Стоимость годичной подготовки – 185 000.
  • Государственный академический университет гуманитарных наук. Размер платы за обучение здесь составляет 168 000 за год.
  • Российский государственный гуманитарный университет. Цена образования – 175 000 в год.
  • Московский государственный областной университет. Стоимость подготовки – 154 000 в год.
  • Московский городской педагогический университет. Цена годичной программы – 170 000.

А это – аналогичные образовательные организации северной столицы.

  • Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Стоимость подготовки в ВУЗе равна 145 000 за год.
  • Санкт-Петербургский государственный университет. Цена двенадцатимесячной программы – 200 000.
  • Европейский университет в Санкт-Петербурге. Стоимость образования – 135 000 в год.
  • Санкт-Петербургский институт искусств и реставрации. Цена учебы – 188 500 за год.
  • Санкт-Петербургский государственный аграрный университет. Стоимость обучения – 176 000 в год.

Все указанные образовательные учреждения предоставляют студентам возможность учиться бесплатно, поскольку получают средства из бюджета. Срок подготовки в них составит четыре года для бакалавров и шесть лет – для магистров.

Колледжи и техникумы

Вот пять колледжей и техникумов Москвы и Московской области, где можно освоить профессию.

  • Воскресенский колледж. Стоимость подготовки тут составляет 114 000 в год.
  • Колледж «Подмосковье». Цена двенадцатимесячной учебы – 65 000.
  • Московский Губернский колледж искусств. Размер платы за обучение – 70 000 в год.
  • Колледж Министерства иностранных дел Российской Федерации. Цена программы – 150 000 за год.
  • Раменский колледж. Стоимость учебы – 54 000 в год.

Ниже представлено пять ССУЗов Санкт-Петербурга, имеющих аналогичную программу подготовки.

  • Колледж экономических международных связей. Стоимость обучения на протяжении двух семестров – 48 000.
  • Санкт-Петербургская евангелическая богословская академия. Здесь обучают только бесплатно.
  • Российский колледж традиционной культуры. Стоимость подготовки в течение двенадцати месяцев равна 38 500.
  • Санкт-Петербургский техникум библиотечных и информационных технологий. Цена годичной учебы – 40 000.
  • Санкт-Петербургская православная духовная академия. В этом учебном заведении обучают только на бесплатной основе.

Все указанные ССУЗы (за исключением Колледжа экономических международных связей, Богословской академии, а также Духовной академии) государственные, поэтому в них можно пройти обучение на безвозмездной основе. Следует отметить, что хотя Богословская и Духовная академии и не являются государственными, учат в них тоже совершенно бесплатно. Срок учебы составит тридцать четыре месяца для поступивших после одиннадцатого класса и сорок шесть месяцев для тех, кто окончил всего девять классов.

Курсы истории

Азы профессии можно освоить и на специализированных исторических курсах. Вот несколько московских образовательных программ.

  • НОУ «Школа исторических наук». Стоимость – 25 000, срок – два месяца.
  • Курсы при историческом факультете МГУ для школьников. Цена – 30 000, срок – сорок восемь учебных часов.
  • Курсы при Государственном историческом музее. Длятся курсы всего два дня, а посетить их можно совершенно бесплатно.
  • НОУ «Русская школа императорской эпохи». Продолжительность курсов составляет один день. Плата за них не взимается, однако в школу можно сделать добровольное пожертвование, размер которого ученик определяет самостоятельно.
  • Курсы «Постнаука». Стоимость – 10 000, продолжительность – пять дней.

Есть подобные курсы и в северной столице.

  • Школа «Masters». Цена – 15 000, срок – двадцать дней.
  • НОУ «Авеню знаний». Стоимость – 17 500, продолжительность – полтора месяца.
  • Курсы для школьников при СПбГУ. Цена – 20 000, срок – сорок восемь академических часов.
  • Учебный центр «Твоя школа». Стоимость – 16 000, срок – пятнадцать дней.
  • АНО «Руниверс». Цена – 3 000, время – два дня.

Таким образом, профессия историка – интересное направление работы, требующее от специалиста аналитического склада ума, умения работать с источниками информации и творческой жилки. Освоить ее можно в ВУЗе, ССУЗе или на курсах. С трудоустройством, скорее всего, у выпускника проблем не будет. Кроме того, представитель профессии имеет неплохие перспективы карьерного продвижения. Однако доход историка оставляет желать лучшего. Это следует помнить при выборе будущей профессии.

Так, собственно, список вариантов, на кого можно выучиться поклонникам дисциплины:

  • социолог;
  • архивист;
  • специалист по международной безопасности;
  • специалист по государственному и муниципальному управлению;
  • гид-экскурсовод;
  • переводчик кино и литературы;
  • политолог;
  • культуролог;
  • этнограф.

Историк

Эту специальность стоит вынести отдельно хотя бы потому, что в ней есть масса ответвлений. Эксперт может изучать вехи развития собственного государства, а может сосредоточиться на отдельных национальных группах, международных событиях прошлого. Или углубленно работать по направлению востоковедения, западоведения, арабоведения и т. д.

Юрист

Одна из самых востребованных профессий, связанных с историей, — юрист. Он занимается изучением права и этапов развития законодательства. Юридическое направление включает массу специализаций:

  • юрисконсульт творит правовую историю компании — защищает интересы бизнеса, разрабатывает его шаблонные договоры;
  • прокурор — одна из самых авторитетных профессий (у этих госслужащих 2 ключевые задачи — проведение надзорно-следственных работ, представление стороны обвинения в судах);
  • судья — еще один специалист, которому исторические знания в области права необходимы для свершения правосудия;
  • юрист-международник — еще один представитель корпоративного сегмента, он тоже работает в компаниях и организациях, только в отличие от юрисконсульта занимается более узким спектром вопросов (с иностранными контрагентами);
  • адвокат (защищает права и интересы граждан или юридических лиц).


Историк:

История профессии «Историк»

Во все времена, начиная с древнейших, люди стремились запечатлеть основные периоды и события своей жизни. До появления письменности история племен, народов передавалась от поколения к поколению в форме устных преданий. Немногие письменные источники дошли до нас из времен Античности (сочинения Геродота, Тацита). Хроники и записки ученых-монахов Средневековья тоже помогают восстановить ход исторических событий того времени. Большую роль в воссоздании исторической картины прошлого нашей страны играют летописи. В конце X века был создан первый летописный свод. Первым летописным сводом, текст которого может быть реконструирован, является так называемый Начальный свод конца XI века. В начале XII столетия в Киево-Печорском монастыре монахом Нестором создается «Повесть временных лет», где наиболее полно отражается картина русской истории. Большой вклад в развитие исторической науки нашего Отечества внесли историки XVIII века В.Н. Татищев, Г.Ф. Миллер, М.В. Ломоносов, корифеи XIX века С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов и др. «Не любить историю может только человек, совершенно неразвитый умственно», — писал Н.Г. Чернышевский.

Профессиограмма «Историк»

Наименование профессии

историк
Доминирующий способ мышленияадаптация — анализ
Дополнительные способы мышленияприложение — регуляция; креативность &? гибкость
Область базовых знаний №1 и их уровеньгуманитарные науки, уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровеньгуманитарные науки, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная областьистория
Межличностное взаимодействиечастое по типу «напротив»
Доминирующий интересисследовательский
Дополнительный интересконвенциональный; артистический
Условия работыв помещении; сидячий
Предпочтительный пол

Доминирующие виды деятельности профессии «Историк»:

  • изучение основных исторических событий жизни человечества;
  • изучение политических, экономических, культурных факторов, влияющих на ход исторических событий;
  • изучение закономерностей развития общества;
  • установление причинно-следственных связей между историческими явлениями, прогнозирование возможных событий;
  • сбор и систематизация различной информации, фактов, событий и их последующее объяснение с точки зрения исторической науки;
  • исследование и толкование исторических первоисточников (летописей, рукописей, писем, биографий и пр.) в соответствии с конкретной эпохой;
  • оформление результатов исторического исследования в научной, публицистической, художественной форме;
  • постановка научного эксперимента с использованием достижений и методов других наук;
  • разработка и усовершенствование методов исторического исследования;
  • участие в археологических раскопках.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности историка:

  • высокий уровень развития мнемических способностей (памяти);
  • гибкость и самостоятельность мышления;
  • хорошее развитие логического мышления (способность группировать, обобщать множество фактов, устанавливать причинно-следственные связи между событиями);
  • высокий уровень концентрации внимания (способность сосредоточиваться на одном предмете или виде деятельности в течение длительного времени);
  • способность воспринимать большое количество информации;
  • способность заниматься длительное время кропотливой работой (работа с архивными документами).
  • наблюдательность;
  • аккуратность;
  • внимательность;
  • настойчивость;
  • терпеливость, усидчивость;
  • любознательность;
  • эрудированность, широкий кругозор.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • невнимательность, рассеянность;
  • неорганизованность;
  • неспособность сопоставлять и анализировать факты;
  • ограниченность кругозора;
  • отсутствие склонности к работе с документами;
  • отсутствие целеустремленности.

Области применения профессиональных знаний:

  • научно-исследовательские институты;
  • государственные архивы;
  • библиотеки;
  • музеи;
  • образовательные учреждения (школы, колледжи, вузы).

Профессия историк — плюсы и минусы выбора

Тут уже намного интересней, институты и университеты открывают перед историками больше дверей. Человек становится преподавателем, а со временем научным сотрудником, может получить степень кандидата или доктора наук.

Тут же нужно упомянуть возможности заграничных командировок, оплачиваемых поездок в научных целях и так далее.

Да и студенты более старательно учатся и с ними меньше проблем, чем со школьниками. Историки также требуются в музеи и мемориальные комплексы. Эта работа более интересна, хотя бы изучением разных исторических памятников, их близким расположением, и возможностью к ним прикоснуться, обсмотреть одним из первых кто вообще их увидит.

Историки, работающие в архивах и музеях, испытывают часто больше неудобств, чем пользы, хотя если это призвание человека, то их оттуда никакими уговорами не вытянешь. Недостатки данной работы в кропотливом труде, умственном и физическом, контакте с большим количеством пыли и грязи, оседающей на коробках, книгах, документах, а также сравнительно низкой зарплате. Ну и наконец, независимый научный сотрудник есть при каждом музее и университете.

Эти люди могут иногда давать лекции, но большую часть времени у них занимают личные исследования, написания научных работ, участие в конференциях отечественных и международных, разных диспутах. Они часто общаются с местными и зарубежными специалистами, иногда совместно работая над какими-нибудь захватывающими исследованиями или написанием научных трудов.

В общем жизнь этих людей интересна и многогранна. Они также общаются со многими коллекционерами, влиятельными и знаменитыми людьми.

Труд историка, если он не археолог практически полностью умственный.

Мозг никогда не скучает, а постоянно в поиске нового и запоминании старого. Различные путешествия – своеобразный бонус.

Если не на какие-нибудь раскопки в качестве научного специалиста, то на международные конференции, симпозиумы, командировки, экспедиции. Это, безусловно, одна из наиболее привлекательных сторон профессии, ведь параллельно с делами можно познакомиться с местными традициями, изучить культуру, сделать множество фотографий на память и завести немало полезных знакомств.

Социальная значимость профессии в обществе


Прикладное языкознание — это применение лингвистических знаний на практике. Например, преподавание языка, создание учебников и словарей, перевод с одного языка на другой. Одним из перспективных прикладных направлений является применение математического аппарата при описании языка для создания специальных компьютерных программ. Теоретическое языкознание — это научно-исследовательская деятельность, которая заключается в создании научных трудов, рецензий, восстановлении и изучении текстов.

Филология (от др.-греч. φιλολογ?α, «любовь к слову») — общее название нескольких дисциплин (литературоведение, текстология, лингвистика и др.), изучающих культуру через текст. Значение профессии филолога трудно переоценить.

«Язык — это больше, чем кровь», — писал Виктор Клемперер в «Записках филолога».

80% индивидуальности человека заключается в его речи. Поэтому родной язык и литература — основные и обязательные предметы в школах. Преподаватели этих дисциплин обогащают нашу речь, формируют мировоззрение, прививая любовь к родной литературе.

Без знания языка было бы недоступно изучение других наук.

История языка неразрывна с историей народа, говорящего на нем.

Специфика профессии Работа филолога предполагает следующие виды деятельности в зависимости от того, в какой организации он трудится: научные исследования по изучению связей между древними и современными группами языков, происхождению и эволюции слов, грамматических и языковых форм; консультирование по вопросам языкознания; разработка, рецензирование и подготовка к изданию научных работ, учебников, методических пособий по изучению языков, словарей, грамматик, систем языковых классификаций; письменные переводы художественной, научной, технической и различной специальной литературы; работа по унификации терминов, совершенствованию понятий и определений в различных отраслях науки и техники. разработка методик по использованию вычислительной и другой техники для повышения продуктивности и качества переводов; участие в разработках машинных языков; подготовка научной документации и отчетов.

Профессия — историк

Вам не кажется, что все это не лучшим образом сказывается на образе профессии? — Есть такая проблема. На нее болезненно реагирует и общественное мнение, и сообщество историков.

Первое вполне естественно, хотя нет ничего изменчивее, чем массовые представления о прошлом. По «правилам игры» прошлое представляется незыблемым и не подлежащим пересмотру. Второе удивляет: ведь было ясно и раньше, и особенно теперь, после всех открытий, сделанных в области интеллектуальной истории, истории памяти, истории историописания – стало очевидным, что историк не фиксирует раз и навсегда картину прошлого.

Он, скорее, выступает как переводчик, который задает ушедшей эпохе вопросы, интересующие его современников.

Как шаман, он связывает царства живых и мертвых, только в руках у него не бубен и колотушки, а методики исторического анализа. Если историк будет задавать вопросы, которые не важны его обществу, он просто не будет услышан.

Если будет спрашивать только о том, что интересует его современников в данный момент, то окажется журналистом. А вот если сумеет предугадать, что заинтересует общество через 5-10 лет, он станет интересным историком.

Но при этом есть, конечно, определенные правила: историк должен оставаться ученым, он не должен игнорировать факты, не укладывающиеся в его концепцию. Если он их игнорирует, какой же он профессионал? А если идет на диалог, выслушивает аргументы тех, кто ему возражает, подкрепляет свое мнение источниками и готов его изменить, если критика окажется неопровержимой, тогда – другое дело.

Рекомендуем прочесть: Если не оплачен кредит могут снимать задолженность с материнского капитала

Поэтому, кстати, есть надежда, что история не обязательно служит для усиления вражды между народами, она может послужить и установлению согласия. После первой мировой войны французский поэт и философ Поль Валери назвал историю «самым опасным продуктом химии человеческого мозга».

Читайте также: