Какие средства труда использует врач в своей профессии

Опубликовано: 03.10.2024

«Что нужно врачу для работы?» Дидактические игры





Цель: закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача. Ввести в активный словарь слова из медицинской терминологии.

Воспитатель задает вопросы детям:

Ребята, посмотрите на эти предметы и скажите, как они называются. (Градусник, шприц, вата, бинт, статоскоп, таблетки, пипетка, тонометр, налобное зеркало).

А знаете ли вы, человеку какой профессии необходимы эти предметы? (Врачу). Что делает врач? (Лечит, следит за нашим здоровьем, делает прививки, массаж, взвешивает и т. д.)

«Скажи, что делают этими предметами»

Цель: активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных.

Воспитатель задает вопросы детям:

Скажите, как врач использует эти предметы?

Что делает врач шприцем? (Делает уколы)

Что делает врач градусником? (Измеряет температуру)

Что делает врач ватой? (Смазывает кожу перед уколом)

Что делает врач бинтом? (Перевязывает рану)

Что делает врач статоскопом? (Слушает дыхание и биении сердца)

Что делает врач пипеткой? (Закапывает капли)

Что делает врач тонометром? (Измеряет давление)

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы в детском саду»
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы в детском саду» Игра была изготовлена для предварительной работы с детьми при подготовке к сюжетно-ролевой игре "Один день из жизни детского сада". Она.

Дидактические игры
Дидактические игры Уважаемые коллеги, хочу представить на ваш суд дидактические пособия из бросового материала для детей. 17 февраля 2017 г в нашем детском.

Дидактические игры «Мяч и речь»
Дидактические игры «Мяч и речь» Мяч и речь Речь – сложная функциональная система, составляющие которой меняются в зависимости от целей и мотивов деятельности, ситуации,.

Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками» Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки.

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы) Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Дидактические игры по сенсорике
Дидактические игры по сенсорике Дорогие коллеги! Хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические.

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы» в подготовительной группе
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы» в подготовительной группе Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию дидактическую игру для подготовительной группы для закрепление знаний по теме : "Изучаем профессии".

Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста»
Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста» Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания.

Консультация для родителей «Нужно ли сегодня чтение? Для чего чтение нужно Вашему ребенку?»
Консультация для родителей «Нужно ли сегодня чтение? Для чего чтение нужно Вашему ребенку?» Люди не могут долго удерживать в голове всё, что нужно знать и помнить. Известно, что в конце первого тысячелетия доходило до такого,.

Мои дидактические игры
Мои дидактические игры Мои дидактические игры. «Какие цвета использованы» Цель: Учить детей различать 2 оттенка одного цвета; упражнять в употреблении слов, обозначающие.

Общая характеристика
Профессия врача относится к типу: «Человек – Человек», ведь она связана с общением и взаимодействием с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей.
Поскольку работа врача связана с изучением, наблюдением за объектами живой природы, с профилактикой и лечением заболеваний человека и животных. Поэтому врачу важно иметь высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, порой физической выносливости, а также выраженную склонность к работе с живыми организмами.
Она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

Содержание труда.

Врач изучает человеческий организм, борется с болезнями, укрепляет здоровье людей, продлевает их жизнь. Оказывает непосредственную медицинскую помощь в больницах, поликлиниках, диспансерах, в клиниках учебных и научно-исследовательских институтов, в санаториях, профилакториях. Характер деятельности врача различен в зависимости от его специализации (хирург, терапевт, педиатр и т.д.) и от того, где он работает - в поликлинике или в больнице. В поликлинику обращается большинство впервые заболевших. При встрече с каждым из них врач за очень короткое время должен решить множество вопросов: проанализировать состояние больного, определить методы, средства лечения и степень его трудоспособности. Врач проводит профилактические мероприятия (прививки, медицинские осмотры, диспансерные наблюдения за больными, стоящими на учете), экспертизу трудоспособности, при необходимости направляет больных в стационар. Врач пропагандирует среди пациентов здоровый образ жизни и занимает активную позицию в борьбе с наркотиками, алкоголизмом и курением. В больницах лечащие врачи ежедневно осматривают больных, назначают лечение, выполняют всевозможные манипуляции, включая хирургические операции.

Условия труда.

Во время работы врач находится в помещении и вне помещения. В зависимости от специальности, он может работать в одном и том же здании (чаще всего в поликлинике), вести прием пациентов в кабинете, совершать обход больных по палатам, либо работать на выездах, мобильно.
В случае военного, судового, спортивного врача возможны длительные командировки.
Для врача характерна ручная работа с живыми объектами, в сочетании с использованием современных медицинских приборов и специального оборудования.
Врач анализирует информацию и принимает решения в особых условиях: повышенной моральной ответственности за здоровье и жизнь пациента.

Необходимые знания

-анатомию человека, нормальную и патологическую;

-разные заболевания и их проявления, симптомы и синдромы;

-реанимацию и интенсивную терапию;

-анатомические и физиологические отличительные особенности здорового и больного человека, с учетом его возраста и пола;

-правила оформления медицинской документации.

-исследовать человеческий организм, проводить осмотр больных и консультировать пациентов;

-пользоваться специальной медицинской аппаратурой;

-расшифровывать результаты анализов;

-ставить диагнозы и назначать подходящее больному лечение;

-делать выводы о трудоспособности человека, прогнозировать ход выздоровления.

5. Требования к профессии к человеку.

-чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека;

-склонность к работе с информацией;

-развитые логические способности;

-развитая способность к концентрации внимания.

6.Где можно получить профессию.

Медицинские ВУЗы. В профессию врача одни люди приходят через обучение в медицинском вузе сразу после окончания общеобразовательной школы.

Другие начинают свою практическую деятельность в сфере медицины с выполнения малоквалифицированного труда (нянечки, санитарки, медицинские сестры).
Они заканчивают колледжи.


-80%

Санитарный врач, ветеринар

Сфера профессиональной деятельности

  • Здравоохранение
  • Социальная защита
  • Образование
  • Промышленнность
  • Федеральная служба исполнения наказаний
  • Министерство чрезвычайных ситуаций
  • Наука

Классификация профессии

  • Может быть отнесена к типам профессии:
  1. «Человек – Человек» (связана с общением и взаимодействием с людьми). Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей.
  2. «Человек – Природа» (связана с изучением, наблюдением за объектами живой природы, с профилактикой и лечением заболеваний человека). Поэтому врачу важно иметь высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, порой физической выносливости, а также выраженную склонность к работе с живыми организмами.
  • Класс профессии: преобразующий (предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и управлением другими людьми). Данная профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению..
  • Тип профессии по условиям труда: работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным».

Описание профессии

Современный врач – это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается диагностикой, лечением больных и профилактикой болезней.
В настоящее время в профессии врача выделяют множество направлений и соответствующих им специальностей (врачей-терапевтов, педиатров, стоматологов, косметологов, протезистов, фтизиатров и т.д.).

Доминирующие виды деятельности:

  • выявление причин различных заболеваний;
  • оказание своевременной плановой и экстренной медицинской помощи;
  • диагностика и лечение больных в стационаре (больницах) и амбулаторно (например, в поликлиниках);
  • осуществление реабилитационных и профилактических мероприятий;
  • внедрение новых препаратов и лекарственных средств;
  • осуществление санитарно-просветительной работы среди населения;
  • осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;
  • оказание помощи при формировании здорового образа жизни;
  • разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения различных заболеваний.


Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам врача относятся:

  • эмпатичность (чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека);
  • организованность;
  • отсутствие брезгливости;
  • хорошая память;
  • ответственность;
  • терпение;
  • склонность к работе с объектами природы (людьми);
  • склонность к работе в сфере общения;
  • склонность к работе с информацией;
  • развитые логические способности;
  • развитая способность к концентрации внимания;
  • высокая эмоциональная устойчивость.

Врач должен обладать следующими личностными качествами:

  • внимательность;
    наблюдательность;
  • обучаемость;
  • способность быстро принимать решения и реагировать на экстренные и нестандартные ситуации;
  • физическая и эмоциональная выносливость.

Медицинские противопоказания

  • Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем.
  • Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы..и др.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем значительной степени.
  • Заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
  • Нарколепсия и катаплексия, эпилепсия.
  • Психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями.
  • Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
  • Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
  • Злокачественные новообразования любой локализации.
  • Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением.
  • Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV.
  • Хронические болезни сердца с недостаточностью кровообращения ФК III. Ишемическая болезнь сердца и т.п.
  • Варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени.
  • Ревматизм: активная фаза, с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.
  • Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2-3 степени.
  • Активные формы туберкулеза любой локализации.
  • Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто рецидивирующим течением.
  • Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
  • Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени.
  • Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
  • Диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3-4 степени, системные васкулиты.
  • Хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания.
  • Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени.
  • Хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, эритродермия, ихтиоз, хронический прогрессирующий атопический дерматит.
  • Заболевания и бактерионосительство инфекционных и паразитарных заболеваний.: брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; гельминтозы; инфекции кожи и подкожной клетчатки, озена
  • Беременность и период лактации.
  • Глаукома декомпенсированная.
  • Аллергические заболевания органов дыхания и переднего отрезка глаза.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н

Требования к профессиональной подготовке

Врач должен знать:

  • анатомию человека ( в норме и патологическую),
  • разные заболевания и их проявления, симптомы и синдромы,
  • анатомические и физиологические отличительные особенности здорового и больного человека, с учетом его возраста и пола,
  • правила оформления медицинской документации.

Врач должен уметь:

  • исследовать человеческий организм, проводить осмотр больных и консультировать пациентов,
  • пользоваться специальной медицинской аппаратурой,
  • расшифровывать результаты анализов,
  • ставить диагнозы и назначать подходящее больному лечение,
  • делать выводы о трудоспособности человека, прогнозировать ход выздоровления.

Область применения

  • научно-исследовательские институты;
  • медицинские учреждения (больницы, санатории, родильные дома, медсанчасти, женские консультации, травматологические пункты, частные медицинские клиники, т.п.),
  • образовательные организации (детские сады, школы, колледжи, техникумы, вузы);
  • социальные организации (детские дома, приюты, дома инвалидов, детские центры творчества и досуга);
  • производственные предприятия;
  • исправительные колонии;
  • МЧС и службы спасения;
  • военные организации.

Условия труда

Во время работы врач находится в помещении и вне помещения. В зависимости от специальности, он может работать в одном и том же здании (чаще всего в поликлинике), вести прием пациентов в кабинете, совершать обход больных по палатам, либо работать на выездах, мобильно.

В случае военного, судового, спортивного врача возможны длительные командировки. Для врача характерна ручная работа с живыми объектами, в сочетании с использованием современных медицинских приборов и специального оборудования.

Профессиональные риски

Напряженный график работы. Часто приходится работать не только в будние, но так же еще и в выходные, праздничные дни, ночные смены. Риск заражения опасным заболеванием, так как доктор не имеет право отказывать в лечении даже носителям самых страшных и неизлечимых болезней. Не всегда удается спасти человека, что является достаточно сильным психологическим ударом.

Люди такой сложной профессии, как врач, очень подвержены изменениям настроения и мотивации к труду при конфликтах с коллегами и затруднениями в коммуникации с руководством. Также в работе врача есть немало трудностей, связанных с ведением отчетности, что требует затрат времени и может быть источником конфликтов с руководством.

Требуемое профессиональное образования

Образовательные учреждения

Название учреждения
1. Кемеровский государственный медицинский университет

Карьерный рост

В профессии врача у каждого специалиста складывается свой индивидуальный путь развития, в зависимости от выбранного направления работы и освоения уникальных методов и умений.

Специализация и освоение смежных областей

Занимаясь медицинской практикой, можно параллельно участвовать в проведении научных разработок и исследований, стажировках, выступать на профильных конференциях и защитить научную работу. Врач может получить ученую степень кандидата или доктора медицинских наук.

Управленческое карьерное развитие

Отдельные врачи со временем начинают руководить другими, становятся инспекторами, возглавляют отдельные подразделения в медицинском учреждении.


Профессия врача одна из древнейших – она существует с незапамятных времен, еще с доисторического периода. Уже в первобытную эпоху появились первые лекари, которые знали свойства многих растений и умели применять их целительную силу. В результате их лечебной деятельности со временем накопился достаточный опыт, давший толчок появлению самой медицины как науки

Основоположником медицины был великий древнегреческий врач Гиппократ. Считается, что он первым начал классифицировать заболевания, исследуя причины их возникновения. А прародителем экспериментальной медицины принято считать Галена – древнеримского хирурга и философа. Он внес неоценимый вклад в развитие таких дисциплин как физиология, неврология, анатомия, патология и фармакология.

Описание

Специализации

Всего существует бесчисленное множество различных врачебных специализаций, поэтому для более четкого описания их следует классифицировать по следующим критериям:

Во-первых, все врачи делятся на клиницистов и диагностов.

Клиницисты — это доктора, взаимодействующие непосредственно с самим пациентом. Они осматривают больного, собирают анамнез (историю болезни), в нужных случаях направляют его на обследование, а затем ставят ему окончательный диагноз и назначают определенный курс лечения. Среди клиницистов есть такие специалисты, как терапевты, педиатры, хирурги, неврологи, психиатры, ортопеды-травматологи, гастроэнтерологи, отоларингологи, окулисты, нейрохирурги, эндокринологи, гинекологи, урологи, семейные врачи и т.д.

Диагносты же проводят сами исследования и делают пациентам описательные заключения, но без права постановки окончательного диагноза. К ним относятся рентгенологи, УЗИ-специалисты, лабораторные диагносты, врачи функциональной диагностики и т.п.

Во-вторых, все медицинские специальности также подразделяют на хирургические и нехирургические.

Врачи с хирургической специальностью - это медики, проводящие не только крупные операции, но и такие инвазивные процедуры, как резекции, пункции, взятие биопсии, или даже обыкновенные инъекции. Проведение всех этих манипуляций требует от самих докторов осуществлять прием пациентов в специально предназначенных режимных кабинетах с повышенными антисептическими требованиями.

Помимо хирургов различных направлений список врачей с данной специальностью включает в себя акушеров, гинекологов, урологов, офтальмологов, отоларингологов, стоматологов, и т. д.

Специалисты нехирургического профиля занимаются обследованием и лечением пациентов с помощью любых неинвазивных методов (например, пальпации, аускультации, разного рода томографических исследований и т.д.). К таким врачам относятся все диагносты, а также обыкновенные терапевты, педиатры, иммунологи, дерматологи, кардиологи, гастроэнтерологи, эндокринологи, неврологи, психиатры и т. д.

В-третьих, по уровню специализации выделяют врачей узкого и широкого профиля.

Ярким примером широкопрофильного специалиста является семейный врач. Он имеет базовые знания по всем специальностям, поэтому, в отличие от обычного терапевта, он может диагностировать намного больше заболеваний, но если ему не хватает квалификации для лечения пациента, он перенаправляет его уже к узкоспециализированному врачу.

Однако некоторые специальности не поддаются общей классификации, и среди них следует выделить патологоанатома и судебно-медицинского эксперта. Первый изучает влияние разного рода болезней на изменение в строении тканей и органов, второй проводит медицинскую экспертизу жертв различных преступлений. Обе этих профессии играют важнейшую роль, ведь без патологоанатомов врачи не могли бы иметь полную картину развития многих серьезных болезней, а без судмедэкспертов была бы практически невозможна криминалистика.

Плюсы

Среди особо положительных аспектов профессии хотелось бы отметить такие как:

  • врачи всегда востребованы;
  • чувство общественной значимости;
  • глубокое личное удовлетворение от помощи пациентам, а порой от спасения их жизни;
  • неограниченный спрос на хороших специалистов;
  • достаточно высокий уровень зарплаты в частных заведениях;
  • возможность неплохого карьерного роста.

Минусы

Хотя профессия во многом кажется замечательной, у нее есть и обратная сторона, которая сможет устроить далеко не всех.

  • Долговременный процесс получения образования (в целом, вместе с аккредитацией и стажировкой, занимает более 8-9 лет);
  • огромная ответственность и отсутствие права на ошибку;
  • крайне напряженный трудовой график (включая работу по ночам, часто в выходные и праздничные дни);
  • сильный стресс.

Где получить образование

Учебные заведения

Фундаментальное медицинское образование дают такие многим известные российские вузы, как:

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова

Сеченовский университет был и до сих пор остается одним из ведущих медицинских образовательных учреждений в России, где всегда готовили специалистов высочайшего класса. Программа обучения составляется в соответствии с новейшими мировыми стандартами, а потому в ВУЗе дается образование не только по привычным, но и по таким новейшим специальностям, как генный инженер или IT-медик

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова

Этот университет (бывш. 2-й Московский государственный медицинский институт) также считается одним из лучших российских медицинских ВУЗов. Здесь студентов обучают по многим направлениям, среди которых есть не только обычные терапия, сестринское дело и стоматология, но даже такие современные, как биохимия, биофизика или даже кибернетика.

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени И. П. Павлова

Павловский университет, равно как и Сеченовский с Пироговским, имеет репутацию одного из наиболее престижных научных и медицинских центров в России. Как бывший женский институт, это заведение стало первым европейским заведением, в стенах которого женщины могли получить полноценное высшее врачебное образование. Сейчас это уже общий для всех ВУЗ, где готовят высококлассных специалистов по таким специальностям, как стоматология, педиатрия, лечебное дело, спортивная медицина и т.д. Некоторые базы университета располагаются в крупных петербургских поликлиниках и больницах.

С давних пор профессия хирурга имеет большую социальную значимость, так как этот врач спасает человеческие жизни, лечит людей от сложнейших заболеваний, а так же имеет большую психологическую нагрузку. Эта профессия очень востребована, она предусматривает карьерный рост, который зависит от профессиональных способностей, уровня образования и стажа работы.

Работа содержит 1 файл

Профессиограмма хирурга.doc

I. Объектная часть

1. Описание трудовой деятельности

Хирург оказывает необходимую хирургическую помощь при различных заболеваниях и травмах организма (преимущественно связанных с костно-мышечной тканью человека) в условиях стационара и поликлиники.

История появления профессии хирурга и перспективы ее развития.

Самые древние источники сообщают нам: хирург был важнейшим человеком своего народа. В Египте хирурги были богатыми и уважаемыми людьми, а в Греции заняли выдающееся положение в обществе. В середине XIII века парижские компании, известные как Братства Святого Космоса и Святого Домайна, основали первую в истории школу, в которой проводилось систематическое обучение хирургии. Позже эта школа выросла и стала образцом для школ хирургии Средневековья. Многие из лучших хирургов этого времени были воспитанниками Школы Св. Космоса и Св. Домайна. Учреждение этой школы было одним из самых существенных вкладов в развитие человечества. Хирургия всё ещё была на примитивной стадии развития, но постоянно делались всё новые и новые открытия в этой области. В средние века хирургия была тесно связана с парикмахерским искусством. Но ещё долгое время хирурги не могли ничего сделать, чтобы отстранить парикмахеров от занятия хирургией. В 1450 году актом парламента Гильдия Хирургов была объединена с Союзом Парикмахеров. Парикмахерам запретили заниматься кровопусканием, прижиганием, вырывать зубы. Однако, совет, регулирующий действия хирургов и парикмахеров-хирургов, состоял из двух хирургов и двух парикмахеров. При этом каждый раз, когда хирургу выдавали диплом, позволяющий заниматься его профессией, подписи ставили не только хирурги, но и оба парикмахера, так как парикмахеры пользовались благосклонностью монархов и сохранили свои привилегии до середины XVIII века. Постановлением парламента союз парикмахеров и хирургов был распущен в июне 1745 года. Были сформированы два отдельных союза, и собственность, принадлежавшая прежде совместно парикмахерам и хирургам, была разделена между новыми двумя союзами. Сейчас профессия хирурга занимает почетное место в обществе, и выделяют разные специальности хирургов в зависимости от отраслей медицины: нейрохирург, пластический хирург и др.

Схема по Климову:

1 ярус – тип профессии. Профессия хирурга относится к типу «человек-человек», так как предметом труда является сам человек, ведь в своей работе хирург общается непосредственно с пациентом.

2 ярус – класс профессии. Хирург относится к преобразовательным профессиям, потому что в результате его труда происходят изменения со здоровьем человека.

3 ярус – отдел профессии. Профессия хирурга – это профессия с ручными и функциональными средствами, так как в основном хирург делает операции с помощью скальпеля, зажимов и т.д., но и функциональные средства также важны в его деятельности, например, вербальные, чтобы наладить контакт с пациентом или отдавать распоряжения ассистенту во время операции.

4 ярус – группы профессий. Работа хирурга – это труд с повышенной моральной ответственностью за жизнь и здоровье людей.

2. Социальная структура и направленность труда

С давних пор профессия хирурга имеет большую социальную значимость, так как этот врач спасает человеческие жизни, лечит людей от сложнейших заболеваний, а так же имеет большую психологическую нагрузку. Эта профессия очень востребована, она предусматривает карьерный рост, который зависит от профессиональных способностей, уровня образования и стажа работы.

3. Структура трудового процесса

Предмет труда – здоровье человека.

Средства труда – знания, навыки, умения, специальные хирургические приборы ( скальпель, зажимы, хирургическая игла и т.д.), лекарства, медицинская аппаратура, а так же руки самого хирурга.

В процессе своей деятельности врач-хирург выполняет следующие задачи: ведет прием пациентов, проводит операции, ставит диагноз и назначает требуемые лекарства и процедуры.

Цель труда – вылечить пациента.

Продукт труда – здоровый человек.

К результату трудовой деятельности предъявляются определенные требования, так как хирург несет ответственность за жизнь и здоровье пациента – он должен строго соблюдать все медицинские правила во время операции (а так же до и после), чтобы у пациента не развились осложнения.

4. Структура условий труда

Рабочее место хирурга представляет собой кабинет, где он принимает пациентов, а также операционная.

Работа хирурга должна проходить в условиях, которые соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, так как от этих условий напрямую может зависеть жизнь человека. На рабочем месте необходимо обеспечивать стерильность. Рабочий день хирурга чаще всего не нормирован, у него бывают ночные дежурства, так же его могут вызвать из дома в ночное время в экстренных случаях. Работа хирурга может проходить в экстремальных ситуациях, но даже если она и проходит в специально оборудованной операционной, на врача почти всегда воздействует колоссальная психологическая нагрузка. Поэтому можно сказать, что его работа проходит в психологически и физиологически напряженных условиях.

5.Операционно-техническая структура труда

Врач-хирург выполняет следующие задачи: ведет прием пациентов, осматривает их, выслушивает жалобы, оказывает необходимую помощь при ушибах, переломах, растяжениях, расшифровывает рентгеновские снимки, ставит диагноз, проводит хирургические операции различных степеней сложности, назначает прием необходимых лекарств и прохождения процедур.

II. Субъектная часть

1.Объективные характеристики субъекта труда

Хирург должен обладать хорошим физическим и психическим здоровьем. Определенную роль играет возраст: как правило, выдающиеся хирурги – это люди с большим стажем работы, а, следовательно, люди среднего и старше среднего возраста. Это происходит из-за того, что в профессии хирурга большое значение имеет опыт работы, который приходит с годами. Образование занимает важно место в деятельности этого врача, так как от него напрямую зависит правильность поставленного диагноза, качество проведенной операции или назначенного лечения. Все эти факторы оказывают значительное влияние на успешность в работе.

2.Когнитивная структура

Хирург должен знать: методы и приемы оперативного вмешательства, нормальную и патологическую анатомию и физиологию человека, терапию, фармакологию, асептику и антисептику, виды анестезии, виды хирургического инструментария и его применение.

3.Мотивационная структура

Профессия хирурга всегда была очень значимой, уважаемой и востребованной в обществе. Хирург должен любить свою профессию, к людям, которые приходят к нему за помощью, он должен относиться с уважением, терпением и пониманием. Хирург должен обладать высокими моральными ценностями и понимать, что он имеет дело со здоровьем и человеческими жизнями.

4.Конативная операторная) структура

Хирург должен уметь правильно вести прием пациентов, находить подход к каждому пациенту, назначать прием лекарственных препаратов, проводить операции. Если хирургу необходимо провести какую-либо операцию, он должен подготовить пациента к этой операции, успокоить его ,проявить чуткость и заботу. Затем провести саму операцию, а потом – наблюдать за пациентом в послеоперационный период.

5.Психограмма

Для успешного выполнения своей деятельности хирургу необходимы специфические качества.

К абсолютным ПВК можно отнести следующие:
- высокий уровень интеллекта;
- высокая работоспособность;
- физическая выносливость;
- точная сенсорно-моторная координация;
- отсутствие тремора рук;
- эмоциональная устойчивость;
- внимательность;
- волевая устойчивость;
- аналитический склад ума;
- высокая ответственность;
- большой объем долговременной памяти;
- собранность;
- быстрая скорость реакции.

К относительным ПВК относятся:
- коммуникативные способности;
- чуткость;
- тонкая зрительная, слуховая и тактильная чувствительность;
- аккуратность;
- способность концентрировать внимание долгое время;
- способность распределять внимание;
- способность прогнозировать исход события;
- уравновешенность и самообладание в критических ситуациях;
- умение связно и логично излагать свои мысли;
- стрессоустойчивость.

АнтиПВК для профессии хирурга являются:
- низкий уровень интеллекта;
- низкая работоспособность;
- невнимательность;
- подверженность стрессам;
- эмоциональная неустойчивость;
- безответственность;
- быстрая утомляемость.

Из всех ПВК выделяются 2 важнейшие категории:

1) Ведущие ПВК – качества, которые характеризуются наибольшей непосредственной связью с параметрами деятельности:
- стрессоустойчивость;
- высокая работоспособность;
- отсутствие тремора рук;
- коммуникативные способности;
- точная сенсорно-моторная координация;
- эмоционально-волевая устойчивость;
- быстрая скорость реакции.

2) Базовые ПВК – качества, которые характеризуются наибольшим структурным весом и занимают центральное место во всей системе качеств:
- высокий уровень интеллекта;
- высокая ответственность;
- физическая выносливость;
- аналитический склад ума;
- большой объем долговременной памяти.

Рейтинг ПВК

  1. Высокий уровень интеллекта
  2. Высокая ответственность
  3. Эмоциональная устойчивость
  4. Аналитический склад ума
  5. Физическая выносливость
  6. Высокая работоспособность
  7. Точная сенсорно-моторная координация
  8. Вербальные способности
  9. Внимательность

10. Большой объем долговременной памяти

Таким образом, изучив профессию хирурга, можно увидеть, что его труд очень ответственный и напряженный. Он требует хорошей эмоциональной устойчивости, аналитического склада ума и концентрации внимания, а также и других качеств, которые будут способствовать эффективному выполнению профессиональных задач этого врача.

Читайте также: