Какие сведения обязаны сообщать о себе лица замещающие государственные должности почему

Опубликовано: 28.06.2024


Прием на работу бывшего государственного (муниципального) служащего сопровождается определенными трудностями правового и организационного характера. Это обусловлено реализацией антикоррупционных мер, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее – Закон № 273-ФЗ).

В соответствии со статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), пунктами 4, 5 статьи 12 Закона № 273-ФЗ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

В новом номере разберем порядок уведомления, ответственность за невыполнение требований антикоррупционного законодательства, а также наиболее часто встречающиеся вопросы.

Минтруд разъяснил, что не все бывшие государственные (муниципальные) служащие обязаны сообщать предыдущему работодателю о трудоустройстве, а только те, которые указаны:

  • в разделе I или разделе II перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (далее – Перечень);
  • в перечне должностей, определенном руководителем государственного органа в соответствии с разделом III Перечня;
  • в перечне должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, утвержденном руководителями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 Указа Президента РФ от 27.07.2010 № 925).

Таким образом, если новый сотрудник состоял на государственной либо муниципальной службе менее двух лет и должность, им замещаемая, была указана в Перечне, то работодатель должен уведомить соответствующий орган о заключении трудового договора.

Обязанность уведомить бывшего нанимателя возложена и на самого работника.

Помимо заключения трудового договора, возможно заключение гражданско-правового договора. При заключении гражданско-правового договора уведомление требуется в тех случаях, когда одновременно соблюдаются два условия:

  • договор предусматривает оказание гражданином услуг или выполнение работ для организации;
  • вознаграждение по этому договору превышает 100 000 рублей в месяц.

Уведомление

Правила сообщения работодателем о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим утверждены постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29(далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил работодатель обязан уведомить нанимателя на последнем месте работы бывшего служащего в письменной форме.

В соответствии с пунктом 3 Правил уведомление должно быть подготовлено на бланке организации, подписано руководителем или иным уполномоченным лицом, заверено печатью (при наличии).

Пункт 5 Правил предусматривает содержание такого уведомления:

  • фамилия, имя, отчество бывшего служащего;
  • дата и место его рождения;
  • наименование занимаемой должности по последнему месту работы в точном соответствии с указанным в трудовой книжке.
  • наименование организации-работодателя (полное и сокращенное);
  • дата и номер приказа о приеме на работу;
  • дата заключения трудового договора и срок его действия;
  • название должности по штатному расписанию, а также перечень должностных обязанностей по новому месту работы.
  • дата и номер гражданско-правового договора;
  • срок действия (сроки начала и окончания работ или оказания услуг);
  • предмет договора (с описание работы или услуги и ее результата);
  • размер вознаграждения по договору.

Уведомление рассматривается комиссией по соблюдению требований к служебному поведению бывших госслужащих.

Важно! Дальнейшая работа нового сотрудника возможна только с согласия такой комиссии.

По итогам рассмотрения заявления служащего о даче согласия на работу в коммерческой (некоммерческой) структуре комиссия конкретного государственного органа принимает одно из двух решений:

  • дача согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации;
  • отказ в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации.

Копия протокола в трехдневный срок с момента проведения заседания комиссии предоставляется самому служащему и по решению комиссии может быть предоставлена новому работодателю.

Если комиссия отказала бывшему служащему в работе в данной должности, работодатель должен расторгнуть с ним трудовой договор и уволить в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 83 ТК РФ. Однако после увольнения тот же работодатель может принять его на работу на другую должность, работа по которой будет разрешена комиссией.

Согласно части 3 статьи 12 Закона № 273-ФЗ несоблюдение вышеперечисленных требований при трудоустройстве бывшего государственного или муниципального служащего может привести к прекращению трудового договора.

В случае неуведомления работником нового работодателя трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а работник - уволен (абзац 5 части 1 статьи 84 ТК РФ). Увольнение производится по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.

Ответственность за невыполнение обязанности уведомлять бывшего нанимателя

Под нарушением требований здесь понимается именно отсутствие уведомления бывшего нанимателя.

Как разъясняет Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, несоблюдение работодателем части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ в отношении бывшего служащего образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного именно этой статьей КоАП РФ, причем независимо от того, входили ли в должностные обязанности служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор, а также вне зависимости от размера предусмотренной этим договором заработной платы

К административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ подлежат привлечению должностные лица организации, занимающие должность руководителя или уполномоченные на подписание трудового договора со стороны работодателя, в том числе и в тех случаях, когда обязанность по направлению соответствующего сообщения возложена на иное должностное лицо данной организации.

Санкция статьи предусматривается ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" постановляю :

1. Утвердить прилагаемое Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела.

2. Установить, что Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 640 "О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N. 23, ст. 2501) не применяется в отношении порядка ведения личных дел государственных гражданских служащих Российской Федерации.

3. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом.

4. Руководителям государственных органов:

обеспечить защиту персональных данных государственных гражданских служащих Российской Федерации, содержащихся в их личных делах, от неправомерного их использования или утраты за счет средств государственных органов в порядке, установленном федеральными законами;

определить лиц, уполномоченных на получение, обработку, хранение, передачу и любое другое использование персональных данных государственных гражданских служащих Российской Федерации в государственном органе и несущих ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты этих персональных данных.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела

1. Настоящим Положением определяется порядок получения, обработки, хранения, передачи и любого другого использования персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее - гражданский служащий), а также ведения его личного дела в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

2. Под персональными данными гражданского служащего понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданского служащего, позволяющие идентифицировать его личность и содержащиеся в личном деле гражданского служащего либо подлежащие включению в его личное дело в соответствии с настоящим Положением.

3. Представитель нанимателя в лице руководителя государственного органа либо его представителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя), обеспечивает защиту персональных данных гражданских служащих, содержащихся в их личных делах, от неправомерного их использования или утраты.

4. Представитель нанимателя определяет лиц, как правило, из числа работников кадровой службы государственного органа, уполномоченных на получение, обработку, хранение, передачу и любое другое использование персональных данных гражданских служащих в государственном органе и несущих ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты этих персональных данных.

5. При получении, обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского служащего кадровая служба государственного органа обязана соблюдать следующие требования:

а) обработка персональных данных гражданского служащего осуществляется в целях обеспечения соблюдения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содействия гражданскому служащему в прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба), в обучении и должностном росте, обеспечения личной безопасности гражданского служащего и членов его семьи, а также в целях обеспечения сохранности принадлежащего ему имущества и имущества государственного органа, учета результатов исполнения им должностных обязанностей;

б) персональные данные следует получать лично у гражданского служащего. В случае возникновения необходимости получения персональных данных гражданского служащего у третьей стороны следует известить об этом гражданского служащего заранее, получить его письменное согласие и сообщить гражданскому служащему о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных;

в) запрещается получать, обрабатывать и приобщать к личному делу гражданского служащего не установленные федеральными законами персональные данные о его политических, религиозных и иных убеждениях, частной жизни, членстве в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах;

г) при принятии решений, затрагивающих интересы гражданского служащего, запрещается основываться на персональных данных гражданского служащего, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или с использованием электронных носителей;

д) защита персональных данных гражданского служащего от неправомерного их использования или утраты обеспечивается за счет средств государственного органа в порядке, установленном федеральными законами;

е) передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне не допускается без письменного согласия гражданского служащего, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

6. В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся в личных делах гражданских служащих, гражданские служащие имеют право:

а) получать полную информацию о своих персональных данных и обработке этих данных (в том числе автоматизированной);

б) осуществлять свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право получать копии любой записи, содержащей персональные данные гражданского служащего, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

г) требовать от представителя нанимателя или уполномоченного им лица уведомления всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные персональные данные гражданского служащего, обо всех произведенных в них изменениях или исключениях из них;

д) обжаловать в суд любые неправомерные действия или бездействие представителя нанимателя или уполномоченного им лица при обработке и защите персональных данных гражданского служащего.

7. Гражданский служащий, виновный в нарушении норм, регулирующих получение, обработку, хранение и передачу персональных данных другого гражданского служащего, несет ответственность в соответствии с Федеральным законом и другими федеральными законами.

8. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" на основе персональных данных гражданских служащих в федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации формируются и ведутся, в том числе на электронных носителях, реестры гражданских служащих.

9. Представитель нанимателя или уполномоченное им лицо вправе подвергать обработке (в том числе автоматизированной) персональные данные гражданских служащих при формировании кадрового резерва.

10. В личное дело гражданского служащего вносятся его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с гражданской службы и необходимые для обеспечения деятельности государственного органа.

Личное дело гражданского служащего ведется кадровой службой государственного органа.

11. Персональные данные, внесенные в личные дела гражданских служащих, иные сведения, содержащиеся в личных делах гражданских служащих, относятся к сведениям конфиденциального характера (за исключением сведений, которые в установленных федеральными законами случаях могут быть опубликованы в средствах массовой информации), а в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - к сведениям, составляющим государственную тайну.

12. В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, предоставляются для опубликования общероссийским средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих, а сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующих гражданских служащих субъекта Российской Федерации предоставляются для опубликования общероссийским и региональным средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих.

13. Средствам массовой информации по их обращениям предоставляются следующие сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих, указанных в пункте 12 настоящего Положения:

а) декларированный годовой доход;

б) перечень объектов недвижимости, принадлежащих гражданскому служащему на праве собственности или находящихся в его пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из них;

в) перечень транспортных средств и суммарная декларированная стоимость ценных бумаг, принадлежащих гражданскому служащему на праве собственности.

14. Сведения, указанные в пункте 13 настоящего Положения, предоставляются на основании данных, имеющихся в кадровой службе государственного органа на дату получения обращения соответствующего средства массовой информации.

15. В предоставляемых средствам массовой информации сведениях запрещается указывать:

а) иные данные о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, кроме указанных в пункте 13 настоящего Положения;

б) данные о супруге, детях и иных членах семьи гражданского служащего;

в) данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации гражданского служащего, а также его супруги (ее супруга), детей и иных членов его семьи;

г) данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимости, принадлежащих гражданскому служащему на праве собственности или находящихся в его пользовании;

д) информацию, отнесенную к государственной тайне или являющуюся конфиденциальной.

16. К личному делу гражданского служащего приобщаются:

а) письменное заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - должность гражданской службы);

б) собственноручно заполненная и подписанная гражданином Российской Федерации анкета установленной формы с приложением фотографии;

в) документы о прохождении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы (если гражданин назначен на должность по результатам конкурса);

г) копия паспорта и копии свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;

д) копия трудовой книжки или документа, подтверждающего прохождение военной или иной службы;

е) копии документов о профессиональном образовании, профессиональной переподготовке, повышении квалификации, стажировке, присвоении ученой степени, ученого звания (если таковые имеются);

ж) копии решений о награждении государственными наградами, присвоении почетных, воинских и специальных званий, присуждении государственных премий (если таковые имеются);

з) копия акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы;

и) экземпляр служебного контракта, а также экземпляры письменных дополнительных соглашений, которыми оформляются изменения и дополнения, внесенные в служебный контракт;

к) копии актов государственного органа о переводе гражданского служащего на иную должность гражданской службы, о временном замещении им иной должности гражданской службы;

л) копии документов воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);

м) копия акта государственного органа об освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, о прекращении служебного контракта или его приостановлении;

н) аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период;

о) экзаменационный лист гражданского служащего и отзыв об уровне его знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) и о возможности присвоения ему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации;

п) копии документов о присвоении гражданскому служащему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации (иного классного чина, квалификационного разряда, дипломатического ранга);

р) копии документов о включении гражданского служащего в кадровый резерв, а также об исключении его из кадрового резерва;

с) копии решений о поощрении гражданского служащего, а также о наложении на него дисциплинарного взыскания до его снятия или отмены;

т) копии документов о начале служебной проверки, ее результатах, об отстранении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы;

у) документы, связанные с оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по замещаемой должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

ф) сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего;

х) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;

ц) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации;

ч) копия страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования граждан;

ш) медицинское заключение установленной формы об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

щ) справка о результатах проверки достоверности и полноты представленных гражданским служащим сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о соблюдении гражданским служащим ограничений, установленных федеральными законами.

17. В личное дело гражданского служащего вносятся также письменные объяснения гражданского служащего, если такие объяснения даны им после ознакомления с документами своего личного дела.

К личному делу гражданского служащего приобщаются иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

18. Документы, приобщенные к личному делу гражданского служащего, брошюруются, страницы нумеруются, к личному делу прилагается опись.

Учетные данные гражданских служащих в соответствии с порядком, установленным Президентом Российской Федерации, хранятся кадровой службой государственного органа на электронных носителях. Кадровая служба обеспечивает их защиту от несанкционированного доступа и копирования.

19. В обязанности кадровой службы государственного органа, осуществляющей ведение личных дел гражданских служащих, входит:

а) приобщение документов, указанных в пунктах 16 и 17 настоящего Положения, к личным делам гражданских служащих;

б) обеспечение сохранности личных дел гражданских служащих;

в) обеспечение конфиденциальности сведений, содержащихся в личных делах гражданских служащих, в соответствии с Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с настоящим Положением;

г) предоставление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, для опубликования общероссийским средствам массовой информации по их обращениям;

д) предоставление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующих гражданских служащих субъектов Российской Федерации для опубликования общероссийским и региональным средствам массовой информации по их обращениям;

е) информирование гражданских служащих, указанных в подпунктах "г" и "д" настоящего пункта, об обращении общероссийского или регионального средства массовой информации о предоставлении ему сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера этих гражданских служащих;

ж) ознакомление гражданского служащего с документами своего личного дела не реже одного раза в год, а также по просьбе гражданского служащего и во всех иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

20. Гражданские служащие, уполномоченные на ведение и хранение личных дел гражданских служащих, могут привлекаться в соответствии с законодательством Российской Федерации к дисциплинарной и иной ответственности за разглашение конфиденциальных сведений, содержащихся в указанных личных делах, а также за иные нарушения порядка ведения личных дел гражданских служащих, установленного настоящим Положением.

21. При переводе гражданского служащего на должность гражданской службы в другом государственном органе его личное дело передается в государственный орган по новому месту замещения должности гражданской службы.

22. При назначении гражданского служащего на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации его личное дело передается в государственный орган по месту замещения государственной должности Российской Федерации или государственной должности субъекта Российской Федерации.

23. Личные дела гражданских служащих, уволенных с гражданской службы (за исключением гражданских служащих, указанных в пункте 22 настоящего Положения), хранятся кадровой службой соответствующего государственного органа в течение 10 лет со дня увольнения с гражданской службы, после чего передаются в архив.

Если гражданин, личное дело которого хранится кадровой службой государственного органа, поступит на гражданскую службу вновь, его личное дело подлежит передаче указанной кадровой службой в государственный орган по месту замещения должности гражданской службы.

Личные дела гражданских служащих, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, хранятся кадровой службой соответствующего государственного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Разъясняет старший помощник Кунцевского межрайонного прокурора г. Москвы Лисин Н.С.
Гражданин, который ранее замещал должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с соответствующей службы обязан при заключении трудового договора (гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более 100 000 руб. в месяц; далее - гражданско-правовой договор) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Такой вывод следует из положений ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (далее - Закон N 273-ФЗ).

Данная обязанность налагается на тех бывших служащих, чьи должности в соответствии с положениями указанных норм включены в специальные устанавливаемые нормативными правовыми актами РФ перечни. Под ними следует понимать перечни, изданные во исполнение Закона N 273-ФЗ.

К таким перечням, например, относятся Перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557, перечни, предусмотренные ведомственными нормативными правовыми актами, в частности Приказом ФССП России от 26.01.2018 N 38. Кроме того, исходя из положений п. 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 557 соответствующие перечни должностей устанавливаются на региональных и муниципальных уровнях власти и управления. Сказанное также подтверждается, в частности, положениями Указа Президента РФ от 21.07.2010 N 925.

Ознакомиться с перечнями можно в справочно-правовых системах, на официальном сайте госоргана или органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу. Помимо этого, информацию о включении той или иной должности в конкретный перечень можно получить по запросу в соответствующем госоргане, органе местного самоуправления (пп. 1 п. 51 Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией; далее - Методические рекомендации).

Работодатель при заключении трудового договора с указанным гражданином, замещавшим соответствующие должности, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщить представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы этого лица о заключении договора (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ). Данная обязанность возникает при заключении трудового договора как по основному месту работы, так и по совместительству, независимо от размера заработной платы (п. п. 61 - 63 Методических рекомендаций, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). При этом согласно позиции Верховного Суда РФ о заключении трудового договора по совместительству необходимо сообщить, если по основному месту работы бывший служащий трудится у другого работодателя, т.е. совместительство является внешним. О внутреннем совместительстве можно не сообщать (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Необходимо иметь в виду и то, что вышеназванная обязанность работодателя подлежит исполнению в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной службы независимо от последнего места работы бывшего госслужащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Двухлетний срок, указанный в ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, может начинаться в том числе и с момента перевода с должности, входящей в перечень, устанавливаемый нормативными правовыми актами РФ (Постановление Верховного Суда РФ от 06.06.2018 N 46-АД18-8).

Если с бывшим государственным или муниципальным служащим, замещавшим соответствующие должности, заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), сообщать об этом на последнее место его службы нужно в следующих случаях (ч. 1, 4 ст. 12Закона N 273-ФЗ, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46):

- стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору превышает 100 000 руб. в месяц;

- договор заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) превышает 100 000 руб.

Сообщение о заключении гражданско-правового договора также должно быть направлено в 10-дневный срок (ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).

Срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора исчисляется в календарных днях. Он отсчитывается со дня, следующего за днем заключения договора или фактического допущения бывшего служащего к работе с ведома или по поручению работодателя (его уполномоченного на это представителя). Если последний день срока совпадает с нерабочим днем, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Сообщение должно быть направлено с соблюдением Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29, далее - Правила N 29) (ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Некоторые примеры неоднозначного толкования ст. 19.29 КоАП РФ и положений Закона N 273-ФЗ Верховный Суд РФ рассмотрел в Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016).

Следует отметить, что законодательно не урегулирован порядок уведомления о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшими служащими в случае, когда орган, в котором они замещали должности государственной (муниципальной) службы, упразднен или реорганизован.

Указанное следует учитывать, направляя сообщение о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшими государственными (муниципальными) служащими, если орган, в котором они замещали должности, упразднен или реорганизован.

Г осслужащие являются субъектами персональных данных (ПДн). Это конфиденциальные сведения, которые должны передаваться третьим лицам без нарушений законодательства, с выполнением соответствующих норм ТК РФ. Об этом говорится в статье 88 данного норматива. Работодатель является оператором ПДн и должен беспрекословно придерживаться требований законодательных норм в отношении сбора, обработки и выполнения других действий с персональной информацией госслужащего.

Нормы законодательства о защите персональных сведений

В трудовом праве определение защиты ПДн каждого работника, включая и пребывающего на госслужбе, появилось не так давно – с принятием нового ТК РФ, который начал действовать с 01.02.2002 года. Необходимость защиты персональной информации госслужащих была вызвана многими причинами, одной из которых считаются требования договоров международно-правового характера.

Во Всеобщей декларации, призванной регулировать основные права и свободы граждан, действующей с 10.12.1948 года, в статье 12 предусмотрено требование: никто не должен быть объектом вмешательства в его семейную, личную жизнь, подвергаться противозаконным посягательствам на честь гражданина и его репутацию. Также каждый субъект ПДн имеет право быть защищенным от подобного рода вмешательств.

В Конвенции «О защите прав человека…» в первом пункте указывается на право каждого гражданина на уважение его семейных отношений, вероисповедания, личной жизни, на защиту его переписки, жилья. Это также касается государственных служащих. Этот важный принцип подтверждается пунктом 1 ст. 9 указанной выше Конвенции, подписанной 26.05.95 г. Содружеством Независимых Государств.

В статье 85 ТК РФ определяется понятие персональных данных субъекта, их обработки. ПДн любого человека, также и государственного служащего, это в первую очередь сведения, касающиеся непосредственно определенного гражданина. Эти данные нужны работодателю для реализации требования ТК РФ при заключении трудового договора и во время выполнения рабочих обязанностей каждым нанятым на государственную службу сотрудником.

Из всех сведений, имеющих отношение к конкретному государственному служащему, относятся к персональным только те из данных, которые необходимы для реализации трудовых взаимоотношений.

Статья 65 ТК России определяет ПДн как:

  • личные сведения субъекта, пребывающего на госслужбе;
  • информацию о трудовом стаже на должностях государственного значения;
  • информацию об имеющемся образовании, наличии специальных навыков и знаний, квалификационном уровне;
  • сведения о фактическом состоянии здоровья;
  • персональную информацию;
  • данные о пребывании на воинском учете.

Кроме перечисленной персональной информации, зачастую требуются также другие сведения личного характера, которые заносятся в личные дела каждого госслужащего.

К ним относятся данные о:

  • профессиональном росте;
  • движении по карьерной лестнице;
  • произведенных на госслужбе переводах;
  • прохождении курсов повышения квалификационного уровня;
  • профподготовке;
  • переподготовке;
  • получении новой специальности или квалификации;
  • результатах аттестации;
  • участии в конкурсах и другие данные, имеющие непосредственное отношение к государственному служащему.

Эта информация может относиться к конфиденциальной.

В Трудовом Кодексе РФ в части 6 статьи 89 предусмотрено, что персональные сведения государственного служащего разделены на два вида:

1. Факты, не подлежащие субъективному оцениванию. К примеру, это может быть специальность госслужащего, полученная им по окончании определенного учебного заведения.

2. Информация оценочного характера, содержащаяся, в частности, в характеристике, результатах аттестации, иных документах.

Какая информация относится к персональным данным госслужащего

Информацию, которую можно отнести к персональной в отношении государственных гражданских служащих, можно определить, основываясь на положениях ФЗ «Об информации, информатизации, защите информации», действующего с 20.02.95 г.

Статья 2 этого документа позволяет отнести к персональным данным госслужащего:

  • информацию в документированном виде, к примеру, приказы о предоставлении компенсаций, гарантий, переводе на иную работу;
  • сведения о гражданах, сообщенные, к примеру, работником своему работодателю во время трудоустройства и в процессе выполнения своих трудовых обязанностей.

В соответствии со статьей 88 ТК РФ, такие сведения относятся к конфиденциальным.

Понятие обработки ПДн

  • создании базы информационных ресурсов в результате получения, хранения, документирования сведений о конкретном сотруднике в порядке, оговоренном статьей 86 ТК РФ;
  • применении конкретных документов, другой информации, входящей в состав персональных данных государственного служащего, хранящихся работодателем с соблюдением установленного порядка;
  • передаче иным лицам с соблюдением требований, изложенных в статье 88 ТК РФ, каким-либо другим способом, если такие действия не противоречат требованиям актуальных законодательных документов;
  • предоставлении сотруднику доступа к его ПДн в соответствии с требованиями статьи 86 ТК РФ.

Требования по защите персональной информации госслужащего

  1. Процесс обработки ПДн госслужащего может быть реализован только для обеспечения выполнения требований законодательства и других нормативов в этой сфере; оказания содействия в его трудоустройстве, проведении обучения; повышения по службе; обеспечения личной безопасности; выполнения действий по контролю количественных и качественных показателей в соответствии с выполняемыми госслужащим служебными обязанностями; принятия мер по сохранности имущества.
  2. Требования Конституции РФ, Трудового кодекса, других федеральных законов должны беспрекословно выполняться работодателем во время определения объема, содержания ПДн гражданского госслужащего, подлежащих обработке.
  3. Все ПДн госслужащего разрешается получать непосредственно только от него. В случае невозможности выполнения этого требования по каким-либо причинам возможно получение этой информации от третьих лиц. При этом необходимо в обязательном порядке предварительно уведомить госслужащего и получить от него письменное разрешение на эти действия.
  4. Работодатель обязан сообщить государственному служащему о преследуемых целях, источниках, способах, используемых для получения ПДн. Также нужно уведомить субъекта ПДн о характере получаемых персональных сведений и последствиях, которые ожидают работника в случае отказа от предоставления согласия в письменном виде на предоставление такой информации.
  5. Собственник наделен правом получать ПДн и заниматься их обработкой, если такие сведения касаются вероисповедания, политических, прочих верований сотрудника, а также относятся к его личной жизни. В случаях, связанных с реализацией трудовых отношений, владелец предприятия может получать и заниматься обработкой ПДн работника, касающихся его личной жизни, исключительно при наличии его разрешения, предоставленного в письменной форме.
  6. Работодатель не наделен правом получать, вести обработку ПДн государственного служащего о его участии в деятельности общественных, профсоюзных организаций, объединений. Исключением являются случаи, регламентированные законодательством.
  7. Принимая решения, касающиеся интересов госслужащего, работодатель не может руководствоваться его ПДн, если они получены при их автоматизированной обработке или с помощью электронных средств связи.
  8. Защита ПДн госслужащих от незаконного применения, утраты обеспечивается работодателем за его средства в законном порядке, предусмотренном федеральными законами.
  9. Государственные служащие, лица, их представляющие, обязаны под расписку знакомиться с документацией компании, описывающей порядок обработки ПДн, устанавливающей права, обязанности каждого сотрудника в этом направлении.
  10. Госслужащим не рекомендуется отказываться от своих прав, которые им предоставлены законом, на сохранность и защиту их личной тайны.
  11. Определять средства и меры по защите ПДн собственник и госслужащие обязаны вместе.

В настоящее время четкая процедура, которая бы регламентировала процесс обработки ПДн, законодательно не установлена.

Условия передачи ПДн третьим лицам

  • осуществлять передачу ПДн третьим сторонам разрешается только при наличии письменного разрешения работника. Исключением считают случаи, при которых требуется предупредить угрозу жизни, здоровью субъекта персональной информации, и когда это предусмотрено федеральным законодательством;
  • если отсутствует письменное разрешение госслужащего на предоставление его личных сведений с коммерческими целями;
  • предупреждать третьих лиц, которые получают ПДн госслужащего, о возможности применения этой информации только в заявленных целях. Также необходимо требовать от таких лиц предоставлять подтверждение соблюдения этого требования. Лица, получившие ПДн госслужащего, должны выполнять требования режима конфиденциальности. Это положение не применяется к обмену ПДн госслужащего в порядке, предусмотренном федеральным законодательством;
  • передавать ПДн работника внутри одной компании, руководствуясь локальным нормативным документом компании, ознакомление госслужащего с которым должно в обязательном порядке осуществляться под расписку;
  • разрешать пользоваться ПДн служащего исключительно лицам, уполномоченным на выполнение этих операций. Эти работники должны пользоваться правом получения только тех личных сведений, которые нужны для реализации конкретных функций;
  • не требовать данные о состоянии здоровья сотрудника. Исключение составляет информация, относящаяся к установлению возможности исполнения государственным служащим его служебных функций;
  • передавать ПДн работника другим сотрудникам можно с соблюдением порядка, предусмотренного ТК РФ. Такие данные должны быть ограничены только теми сведениями, которые нужны для выполнения этими членами коллектива их рабочих функций.

Права госслужащего на защиту ПДн

  • получение полной информации по собственным ПДн и используемым способам их обрабатывания;
  • неоплачиваемый и беспрепятственный доступ к личным сведениям, получение копий, сделанных на основе информации, в которой содержатся персональные сведения субъекта. Исключением из этого требования считают случаи, оговоренные законодательством;
  • выбор представителей с целью защиты личной информации;
  • возможность доступа к ПДн медицинского характера с использованием услуг медицинского работника на свое усмотрение;
  • возможность требовать исключения или исправления некорректных, неверных, неполных личных сведений, данных, обработанных с нарушениями норм законодательства о труде.

Если собственник предприятия отказывается исключать, вносить изменения в ПДн госслужащего, он может подать заявление в письменном виде работодателю, что не согласен с такими действиями, и обосновать такое несогласие. Личные сведения оценочного характера государственный служащий может дополнить соответствующим заявлением, в котором будет выражена его точка зрения.

Госслужащий может требовать от работодателя известить всех лиц, получивших ранее неверные или неполные сведения личного характера о субъекте, а также обо всех выполненных в них исключениях, дополнениях, исправлениях.

Субъект ПДн также имеет право обратиться в суд с жалобой на неправомерность действий или бездействие со стороны работодателя во время обработки его личной информации, требуя защиты своих персональных сведений.

Трудовое законодательство содержит также требования по применению определенных мер ответственности за нарушение работодателем и его представителями норм, обеспечивающих регулирование обработки и защиты ПДн. Но данная норма (ст. 90 ТК РФ) имеет бланкетный (отсылочный) характер и не является предметом для отдельного рассмотрения.

Согласно ст. 64.1 ТК РФ с 10 января 2009 г. работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

Соответствующая норма содержится в ч. 4 ст. 12 Федерально­го закона РФ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Правительство РФ постановлением от 08.09.2010 г. № 700 утвердило Порядок сообщения работодателем о заключении трудового договора с бывшими госслужащими.

Указанное сообщение оформляется в письменной форме.

В письме, направляемом работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);

б) число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);

в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));

д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;

е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, – срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);

ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);

з) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

Письмо должно быть оформлено на бланке организации, подписано руководителем или уполномоченным лицом, а также заверено печатью, и направлено представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора с гражданином.

Указом Президента РФ от 21.07.2010 г. № 925 установлено, что гражданин РФ, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 г. № 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства РФ о государственной тайне.

Таким образом, работодатель должен сообщать о следующих бывших федеральных госслужащих, которые занимали должности:

– руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

– другие должности федеральной государственной гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством РФ;

– должности военной службы и федеральной государственной службы иных видов.

Полный перечень должностей содержится в Указе Президента РФ от 18.05.2009 г. № 557.

Указом № 925 руководителям федеральных государственных органов поручено было в 2-месячный срок принять меры по обеспечению исполнения настоящего Указа.

Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления было рекомендовано в 2-месячный срок разработать, руководствуясь настоящим Указом, и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные ст. 12 Закона «О противодействии коррупции».

Указом Губернатора Свердловской области от 11.10.2010 г. № 899-УГ утвержден Перечень должностей государственной гражданской службы Свердловской области, замещение которых налагает ограничения, предусмотренные в ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», и влечет соблюдение запретов, установленных в п. 1 ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

1. Должности государственной гражданской службы Свердловской области, отнесенные главой 4 и главой 5 Реестра должностей государственной гражданской службы Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.05.2005 г. № 281-УГ, к высшей группе должностей государственной гражданской службы Свердловской области.

– председатель территориальной комиссии Свердловской области по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2. Должности государственной гражданской службы Свердловской области, учреждаемые в целях обеспечения исполнения полномочий областных исполнительных органов государственной власти Свердловской области:

3. Другие должности государственной гражданской службы Свердловской области, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает отдельные функции государственного управления коммерческими и (или) некоммерческими организациями.

При этом перечни конкретных должностей государственной гражданской службы Свердловской области в государственных органах Свердловской области утверждаются правовыми актами Свердловской области, принимаемыми соответствующими государственными органами Свердловской области.

В Свердловской области в муниципальных образованиях приняты соответствующие нормативно-правовые акты, которыми утверждены перечни должностей муниципальной службы , при увольнении с которых граждане, замещавшие должности муниципальной службы, обязаны сообщать работодателю о последнем месте службы.

Привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции», влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 000 до 50 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 рублей (ст. 19.29 КоАП РФ).

Читайте также: